Природные комплексы мирового океана. Вопросы в параграфе


Содержание

1. Строение и свойства географической оболочки
2. Природные комплексы суши и океана
3. Природная зональность
4. Освоение Земли человеком. Страны мира
1. Строение и свойства географической оболочки

До появления жизни на Земле внешнюю, единую оболочку ее составляли три взаимосвязанные оболочки: литосфера, атмосфера и гидросфера. С появлением живых организмов - биосферы, эта внешняя оболочка значительно изменилась. Изменились и все ее составные части - компоненты. Оболочка, Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической (земной) оболочкой. Все компоненты географической оболочки существуют не изолированно, они взаимодействуют друг с другом. Так, вода и воздух, проникая по трещинам и порам вглубь горных пород, участвуют в процессах выветривания, изменяют их и в то же время меняются сами. Реки и подземные воды, перемещая минеральные вещества, участвуют в изменении рельефа. Частицы горных пород высоко поднимаются в атмосферу при извержении вулканов, сильных ветрах. Много солей содержится в гидросфере. Вода и минеральные вещества входят в состав всех живых организмов. Живые организмы, отмирая, образуют огромные толщи горных пород. Верхнюю и нижнюю границы географической оболочки разные ученые проводят по-разному. Резких границ она не имеет. Многие ученые считают, что ее мощность составляет в среднем 55 км. По сравнению с размерами Земли это тонкая пленка.
В результате взаимодействия компонентов географическая оболочка обладает присущими только ей свойствами.
Только здесь присутствуют вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии, что имеет огромное значение для всех процессов, происходящих в географической оболочке, и прежде всего для возникновения жизни. Только здесь у твердой поверхности Земли возникла сначала жизнь, а затем появились человек и человеческое общество, для существования и развития которого имеются все условия: воздух, вода, горные породы и полезные ископаемые, солнечное тепло и свет, почвы, растительность, бактериальный и животный мир.
Все процессы в географической оболочке происходят под воздействием солнечной энергии и в меньшей степени внутренних земных источников энергии. Изменение солнечной активности сказывается на всех процессах географической оболочки. Так, например, в период повышения солнечной активности увеличиваются магнитные бури, изменяется скорость роста растений, размножения и миграции насекомых, ухудшается состояние здоровья людей, особенно детей и пожилых. Связь между ритмами солнечной активности и живыми организмами показал русский биофизик Александр Леонидович Чижевский еще в 20-30-х гг. ХХ в.
Географическую оболочку иногда называют природной средой или просто природой, имея в виду главным образом природу в границах географической оболочки.
Все компоненты географической оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии, благодаря которому осуществляется обмен веществ между оболочками. Круговорот веществ и энергии - это важнейший механизм природных процессов географической оболочки. Существуют различные круговороты веществ и энергии: воздушные круговороты в атмосфере, земной коре, круговороты воды и др. Для географической оболочки большое значение имеет круговорот воды, который осуществляется благодаря движению воздушных масс. Вода, одно из наиболее удивительных веществ природы, отличающееся большой подвижностью. Способность переходить из жидкого в твердое или газообразное состояние при незначительных изменениях температуры позволяет воде ускорять различные природные процессы. Без воды не может быть и жизни. Вода, находясь в круговороте, вступает в тесные взаимодействия с другими компонентами, связывает их между собой и является важным фактором формирования географической оболочки.
Огромная роль в жизни географической оболочки принадлежит биологическому круговороту. В зеленых растениях, как известно, на свету из углекислого газа и воды образуются органические вещества, которые служат пищей для животных. Животные и растения после отмирания разлагаются бактериями и грибами до минеральных веществ, которые затем вновь поглощаются зелеными растениями. Одни и те же элементы многократно образуют органические вещества живых организмов и многократно снова переходят в минеральное состояние.
Ведущая роль во всех круговоротах принадлежит круговороту воздуха в тропосфере, который включает всю систему ветров и вертикальное движение воздуха. Движение воздуха в тропосфере втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды. От него зависит и интенсивность других круговоротов. Наиболее активно круговороты происходят в экваториальном и субэкваториальном поясах. А в полярных областях наоборот, они протекают особенно медленно. Все круговороты взаимосвязаны между собой.
Каждый последующий круговорот отличается от предыдущих. Он не образует замкнутого круга. Растения, например, берут из почвы питательные вещества, а отмирая, отдают их значительно больше, так как органическая масса растений создается в основном за счет углекислого газа атмосферы, а не за счет веществ, поступающих из почвы. Благодаря круговоротам происходит развитие всех компонентов природы и географической оболочки в целом.
Что делает нашу планету неповторимой? Жизнь! Трудно представить себе нашу планету без растений и животных. В самых разнообразных формах она пронизывает не только водную и воздушную стихии, но и верхние слои земной коры. Возникновение биосферы является принципиально важным этапом развития географической оболочки и всей Земли как планеты. Главная роль живых организмов - обеспечение развития всех жизненных процессов, в основе которых лежит солнечная энергия и биологический круговорот веществ и энергии. Жизненные процессы состоят из трех главных этапов: создания в результате фотосинтеза органического вещества первичной продукции; превращения первичной (растительной) продукции во вторичную (животную); разрушения первичной и вторичной биологической продукции бактериями, грибами. Без этих процессов жизнь невозможна. Живые организмы включают: растения, животные, бактерии и грибы. Каждая группа (царство) живых организмов выполняет определенную роль в развитии природы.
Жизнь на нашей планете возникла 3 млрд. лет назад. Все организмы в течение миллиардов лет развивались, расселялись, изменялись в процессе развития и в свою очередь воздействовали на природу Земли - среду своего обитания.
Под влиянием живых организмов в воздухе стало больше кислорода и уменьшилось содержание углекислого газа. Зеленые растения - основной источник атмосферного кислорода. Другим стал состав Мирового океана. В литосфере появились горные породы органического происхождения. Залежи угля и нефти, большинство отложений известняков - результат деятельности живых организмов. Результатом деятельности живых организмов является также образование почв, благодаря плодородию которых возможна жизнь растений. Таким образом, живые организмы являются мощным фактором преобразования и развития географической оболочки. Гениальный русский ученый В. И. Вернадский считал живые организмы самой могущественной по своим конечным результатам силой на земной поверхности, преобразующей природу.
2. Природные комплексы суши и океана

Географическая оболочка, являясь целостной, неоднородна на разных широтах, на суше и в океане. Благодаря неравномерному поступлению солнечного тепла на земную поверхность географическая оболочка очень разнообразна. Близ экватора, например, где много тепла и влаги, природа отличается богатством живых организмов, более быстро проходящими природными процессами, в полярных областях, наоборот, медленно текущими процессами и бедностью жизни. На одних и тех же широтах природа также может быть различной. Это зависит от рельефа и удаленности от океана. Поэтому географическую оболочку можно разделить на разные по размерам участки, территории или природно-территориальные комплексы (сокращенно природные комплексы, или ПК). Формирование любого природного комплекса происходило длительное время. На суше оно осуществлялось под влиянием взаимодействия компонентов природы: горных пород, климата, воздушных масс, воды, растений, животных, почв. Все компоненты в природном комплексе, как и в географической оболочке, переплетены друг с другом и образуют целостный природный комплекс, в нем также происходит обмен веществ и энергии. Природным комплексом называется участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Каждый природный комплекс имеет более или менее четко выраженные границы, обладает природным единством, проявляющимся в его внешнем облике (например, лес, болото, горный массив, озеро и т. д.).
Природные комплексы океана, в отличие от суши, состоят из следующих компонентов: воды с растворенными в ней газами, растений и животных, горных пород и рельефа дна. В Мировом океане выделяются крупные природные комплексы - отдельные океаны, менее крупные - моря, заливы, проливы и пр. Кроме того, в океане различают природные комплексы поверхностных слоев воды, различных толщ воды и океанического дна.
Природные комплексы бывают разных размеров. Отличаются: они и по образованию. Очень большие природные комплексы - это материки и океаны. Образование их обусловлено строением земной коры. На материках и океанах выделяют менее крупные комплексы - части материков и океанов. В зависимости от количества солнечного тепла, т. е. от географической широты, бывают природные комплексы экваториальных лесов, тропических пустынь, тайги и т. д. Примерами мелких могут служить, например, овраг, озеро, речная долина, морской залив. А самый большой природный комплекс Земли - географическая оболочка.
Все природные комплексы испытывают на себе огромное влияние человека. Многие из них уже сильно изменены многовековой деятельностью человечества. Человек создал новые природные комплексы: поля, сады, города, парки и др. Такие природные комплексы называются антропогенными (от греч. «антропос» - человек).
3. Природная зональность

Природные комплексы Земли отличаются большим разнообразием. Это жаркие и ледяные пустыни, вечнозеленые леса, бескрайние степи, причудливые горы и т. п. В этом многообразии состоит неповторимая красота нашей планеты. Как образовались природные комплексы «материк» и «океан», вы уже знаете. Но природа каждого материка, как и каждого океана, неодинакова. На их территориях имеются различные природные зоны.
Природная зона - это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира. Образование зон обусловлено климатом, на суше - соотношением тепла и влаги. Так, если много тепла и влаги, т. е. высокие температуры и много осадков, образуется зона экваториальных лесов. Если же температуры высокие, а осадков выпадает мало, то формируется зона пустынь тропического пояса.
Природные зоны суши внешне отличаются друг от друга характером растительности. Растительность зон из всех компонентов природы наиболее ярко выражает все важнейшие особенности их природы, взаимосвязь между компонентами. Если происходят изменения отдельных компонентов, то внешне это сказывается в первую очередь на изменении растительности. Названия природные зоны суши получили по характеру растительности, например зоны пустынь, экваториальных лесов и т. д.
В Мировом океане также имеются природные зоны (природные пояса). Они различаются водными массами, органическим миром и др. Природные зоны океана не имеют четких внешних различий, за исключением ледяного покрова, и называются по их географическому положению, как и климатические по и т.д.................

Из космоса Земля была описана как «синий мрамор». Знаете почему? Потому что большая часть нашей планеты покрыта Мировым океаном. Фактически, почти три четверти (71%, или 362 млн км²) Земли - океан. Следовательно, здоровые океаны жизненно важны для нашей планеты.

Океан неравномерно распределяется между Северным и Южным полушариями. содержит около 39% суши, а в Южном полушарии земли занимают приблизительно 19%.

Когда появился океан?

Конечно, океан возник задолго до появления человечества, поэтому никто точно не знает, каким образом это произошло, однако полагают, что он образовался благодаря водяному пару, присутствующему на Земле. Когда Земля остыла, этот водяной пар в конечном итоге испарился, образовал облака и выпал в виде дождя. В течение долгого времени дождь затапливал низменности, создавая первые океаны. Когда вода стекала с суши, она захватывала минералы, в том числе соли, которые образовали соленую воду.

Значение океана

Океан чрезвычайно важен для человечества и всей Земли, при этом некоторые вещи более очевидны, чем другие:

  • Обеспечивает еду.
  • Обеспечивает кислород через крошечных организмов, называемых фитопланктоном. Эти организмы вырабатывают примерно 50-85% кислорода, которым мы дышим, а также хранят избыток углерода.
  • Регулирует климат.
  • Он является источником важных продуктов, которые мы используем в кулинарии, включая загустители и стабилизаторы.
  • Предоставляет возможности для отдыха.
  • Содержит , такие как природный газ и нефть.
  • Обеспечивает «дорогу» для международной торговли. Более 98% внешней торговли США происходит через океан.

Сколько океанов на планете Земля?

Карта всех океанов и континентов Земли

Основной частью гидросферы нашей планеты считается Мировой океан, который связывает между собой все океаны. Есть течения, ветры, приливы и волны, которые постоянно циркулируют вокруг этого океана. Но чтобы упростить , Мировой океан был разделен на части. Ниже представлены названия океанов с кратким описанием и характеристикой, от самых больших до самых маленьких:

  • Тихий океан: является самым большим океаном и считается крупнейшим географическим объектом на нашей планете. Он омывает западное побережье Америки и восточное - Азии, и Австралии. Океан простирается от Северного Ледовитого океана (на севере), до Южного океана, окружающего Антарктиду (на юге).
  • Атлантический океан: имеет меньший размер, чем Тихий океан. Он более мелководный, чем предыдущий и ограничен Америкой на западе, Европой и Африкой - на востоке, Северным Ледовитым океаном - на севере, и соединяется с Южным океаном на юге.
  • Индийский океан: является третьим по величине океаном. Он ограничен Африкой на западе, Азией - на севере и Австралией - на востоке, а на юге соединяется с Южным океаном.
  • Южный или Антарктический океан: был выделен в отдельный океан Международной гидрографической организацией в 2000 году. Этот океан включает в себя воды Атлантического, Тихого и Индийского океанов, и он окружает Антарктиду. На севере он не имеет четких очертаний островами и материками.
  • Северный Ледовитый океан: это самый маленький океан. Он омывает северные побережья Евразии и Северной Америки.

Из чего состоит морская вода?

Соленость (содержание соли) воды может быть разной в различных частях океана, но в среднем составляет около 3,5%. Чтобы воссоздать морскую воду в домашних условиях, необходимо чайную ложку поваренной соли развести в стакане воды.

Однако соль в морской воде отличается от поваренной соли. Наша пищевая соль состоит из элементов натрия и хлора, а соль в морской воде содержит более 100 элементов, включая магний, калий и кальций.

Температура воды в океане может сильно различаться и варьируется от -2 до +30°С.

Зоны океанов

Изучая морскую жизнь и места обитания, вы узнаете, что различные морские организмы могут жить в разных зонах, однако двумя основными выступают:

  • Пелагическая зона (пелагиль), считающаяся «открытым океаном».
  • Бентическая зона (бенталь), которая является дном океана.

Океан также разделен на зоны в зависимости от того, сколько солнечного света каждая из них получает. Существует , которая получает достаточное количество света, чтобы обеспечить процесс фотосинтеза. В дисфотической зоне есть только небольшое количество света, а в афотической зоне нет солнечного света вообще.

Некоторые животные, такие как киты, морские черепахи и рыбы, могут занимать несколько зон на протяжении всей их жизни или в разные сезоны. Другие животные, такие как усоногие, способны находиться в одной зоне почти всю свою жизнь.

Океанические места обитания

Места обитания в океане варьируются от теплых, неглубоких, заполненных светом вод до глубоких, темных, холодных районов. Основными местами обитания выступают:

  • Литоральная зона (литораль): это береговая область, которая во время приливов затапливается водой и высушивается при отливах. Морская жизнь здесь сталкивается с серьезными проблемами, поэтому живые организмы должны адаптироваться к изменениям температуры, солености и влаги.
  • : еще одно место обитания организмов вдоль побережья. Эти районы покрыты солеустойчивыми мангровыми деревьями и они являются важной средой обитания для некоторых морских видов.
  • Морские травы: это цветущие растения, которые растут в морских, полностью засоленных средах. Эти необычные морские растения имеют корни, с помощью которых крепятся ко дну и часто образовывают "луга". Экосистема морских трав способна поддерживать жизнь сотни видов организмов, включая рыб, моллюсков, червей и многих других. Травянистые луга хранят более 10% от общего количества углерода, содержащегося в океанах, а также вырабатывают кислород и защищают прибрежные районы от эрозии.
  • : коралловые рифы часто называют « морским лесом» из-за их большого биоразнообразия. Большинство коралловых рифов встречается в теплых тропических и субтропических районах, хотя глубоководные кораллы существуют в некоторых холодных местах обитания. Одним из самых известных коралловых рифов является .
  • Глубокое море: хотя эти холодные, глубокие и темные районы океана могут показаться негостеприимными, ученые доказали, что они поддерживают широкий спектр морской жизни. Это также важные области для научных исследований, так как около 80% океана имеют глубину более 1000 метров.
  • Гидротермальные вентиляционные отверстия: они представляют собой уникальную, богатую минералами среду обитания, где живут сотни видов, включая организмы, называемые (которые осуществляют процесс хемосинтеза) и других животных, таких как рифтии, моллюски, мидии, крабы и креветки.
  • Леса водорослей: они находятся в холодных, плодородных и относительно мелких водах. Эти подводные леса включают обилие бурых водорослей. Гигантские растения обеспечивают пищу и укрытие для огромного количества морских видов.
  • Полярные регионы: расположены вблизи полярных кругов Земли, севернее Арктики и южнее Антарктики. Эти районы холодные, ветреные и имеют широкие колебания дневного света в течение года. Хотя эти области, по-видимому, непригодны для жизни людей, они характеризуются богатой морской жизнью, а многие мигрирующие животные отправляются в эти районы, чтобы питаться крилем и другой добычей. Полярные регионы также являются родиной знаковых животных, таких как белые медведи (в Арктике) и пингвины (в Антарктике). Полярные регионы подвергаются все большему вниманию из-за опасений по поводу - так как именно в этих районах повышение температуры, вероятно, будет наиболее заметным и значительным.

Факты об океанах

Ученые лучше исследовали поверхности Луны, Марса и Венеры, чем океанического дна Земли. Однако причина этому вовсе не равнодушие к океанографии. На самом деле сложнее изучить поверхность дна океана, с измерением гравитационных аномалий и использованием гидролокатора на близких расстояниях, чем поверхность близлежащей Луны или планеты, что может быть сделано с помощью спутника.

Излишне говорить, что океан Земли не изучен. Это затрудняет работу ученых и, в свою очередь, не позволяет в полном объеме осознать жителям нашей планеты на сколько это мощный и важный ресурс. Люди должны понимать свое влияние на океан и влияние океана на них - человечеству необходима океаническая грамотность.

  • Земля имеет семь континентов и пять океанов, объединенных в один Мировой океан.
  • Океан - очень сложный объект: он скрывает горные хребты с большим количеством вулканов, чем на суше.
  • Используемая человечеством пресная вода напрямую зависит от морской, через .
  • В течение всего геологического времени океан доминирует над сушей. Большинство пород, обнаруженных на суше, были заложены под водой, когда уровень океана был выше, чем сегодня. Известняк и кремнистый сланец являются биологическими продуктами, которые сформировались из тел микроскопической морской жизни.
  • Океан формирует побережье материков и островов. Это происходит не только во время ураганов но и при постоянной эрозии, а также с помощью волн, и приливов.
  • Океан доминирует в мировом климате, управляя тремя глобальными циклами: водным, углеродным и энергетическим. Дождь появляется из испаренной морской воды, переносящей не только воду, но и солнечную энергию, которая выводила его с моря. Растения океанов производят большую часть кислорода в мире, а течения несут тепло от тропиков к полюсам.
  • Жизнь в океанах позволила атмосфере получать кислород, начиная с протерозойского эона, миллиарды лет назад. Первая жизнь возникла в океане и благодаря ему Земля сохранила свой драгоценный запас водорода, запертого в виде воды, а не потерянного в космическом пространстве, как это было бы иначе.
  • Разнообразие мест обитания в океане значительно больше, чем на суше. Точно так же в океане есть более крупные группы живых организмов, чем на суше.
  • Большая часть океана - это пустыня, при этом эстуарии и рифы поддерживают самое большое в мире количество живых организмов.
  • Океан и человек неразрывно связаны. Он предоставляет нам природные ресурсы, и в то же время может быть чрезвычайно опасным. Из него мы извлекаем продукты, лекарства и полезные ископаемые; торговля также зависит от морских маршрутов. Большая часть населения живет рядом с океаном, и это главная рекреационная привлекательность. И наоборот, шторма, цунами и изменение уровня воды угрожают жителям прибрежных территорий. Но, в свою очередь, человечество негативно влияет на океан, поскольку мы непрерывно его используем, изменяем, загрязняем и т.п. Это вопросы, которые касаются всех стран и всех жителей нашей планеты.
  • Было подробно изучено только от 0,05% до 15% нашего океана. Поскольку океан составляет приблизительно 71% всей поверхности Земли, это означает, что о большей части нашей планеты все еще нет информации. Поскольку наша зависимость от океана продолжает расти, морская наука будет иметь все большее значение для поддержания здоровья и ценности океана, а не только для удовлетворения нашего любопытства и потребностей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

План урока

Урок № 3

Предметные:

Знать географическое положение океанов, историю их исследования, особенности природы, органический мир и хозяйственное использование;

Определять по карте географическое положение океанов;

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт;

Наносить на контурную карту географические объекты.

Метапредметные:

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Смысловое чтение;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Работать индивидуально и в группе;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Проводить сравнение;

Извлекать знания из различных источников географической информации.

Основные понятия

Рельеф дна, площадь океанов, климатические пояса, соленость

Трудовые действия учителя

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования;

Планирование и проведение учебных занятий;

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

Формирование универсальных учебных действий;

Формирование мотивации к обучению;

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными возможностями детей.

Учебно- методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя

Для обучающихся

1. ПК

2. мультимедийный проектор

1. Атлас

2. Контурная карта

3. Раздаточный материал с заданиями

4. Учебник

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствие, психологический настрой.

Свободный человек!

Недаром ты влюблен

В могучий океан:

Души твоей безбрежной

Он – зеркало;

Как ты, в движеньи он..

Приветствуют учителя. Делятся на группы.

Проверка домашнего задания

Постановка цели и задач урока (мотивация)

Ребята, сегодня у нас урок – практическая работа. Давайте, определим тему нашего урока. Для этого попробуйте отгадать загадки:

1.Он могучий, он великий, много в нем морей он…

2. Это из воды пустыня, где волны как барханы, здесь среди бездомной сини штормы, ураганы

Итак, тема нашего урока

«Тихий океан. Атлантический океан. Описание основных компонентов природы океанов»

Мы будем исследовать океаны. Исследование будет проходить с научной точки зрения. Мы будем исследовать:

    Географическое положение океанов

    Историю исследования океанов

    Климатические особенности

    Течения в океанах

    Органический мир

Все данные будем заносить в таблицу

Отгадывают загадки, выдвигают предположения по теме урока

Тихий океан

Атлантический океан

Записывают тему урока

Слушают учителя, записывают в тетрадях план исследования

Организация познавательной деятельности

Открытие нового знания и способов действий

Давайте откроем атласы и охарактеризуем ГП океанов.

Между какими материками расположен Атлантический океан? Тихий океан

Какие моря и заливы входят в состав океанов?

Как расположены океаны относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана?

В каких климатических поясах расположены океаны?

Историю исследования конспектируем по учебнику

Стр 44-50, 84-86

Работают с атласами.

Атлантический океан

Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка Тихий океан

Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия

Атлантический океан

Карибское море, Саргассово море, Мексиканский залив, Гвинейский залив, Бискайский залив

Тихий океан

Филиппинское море, Охотское море, залив Аляска

Атлантический океан

Тихий океан

Пересекают, кроме полярных кругов и нулевого меридиана

Во всех кроме арктического и антарктического

Конспектируют по учебнику

Историю исследования океанов

Физкультминутка

Как приятно в речке плавать

Берег слева, берег справа

Океан лентой вперед

Сверху мостик погляди

Чтобы плыть еще скорей

Надо нам грести быстрей

Мы работаем руками

Кто угонится за нами

А теперь пора нам братцы

На песочке поваляться

Мы из речки вылезаем

И на травке отдыхаем

Плавательные движения

Повороты влево – вправо

Потягивание рук вперед

Руки вверх

Плавательные движения

Ходьба на месте

Садятся на свои места

3. Климатические особенности океанов. Климат океанов разнообразен.

Учитель:

В каких климатических поясах расположены океаны?

Назовите, в каких климатических поясах лежит большая часть океанов?

Средняя температуры воды

Средняя соленость

4. Течения в океане.

1. Теплые:

Холодные:

2.Почему течения отклоняются в северном полушарии на восток, а в южном на запад?

5.Органический мир.

конспектируем по учебнику

Стр 62, 92

(Во всех, кроме северного полярного (аркт.).

(экватор., субэкватор., тропич. Субтроп.).

18,1ºС (в районе экватора 25 - 28 ºС).

Атлантический- 37,5

Тихий-36,5 %

Куросио, Северо-пассатное, Южное пассатное.

Гольфстрим, Гвианское, Бразильское

Перуанское, Калифорнийское, Курильское,

Бенгельское

(постоянные ветры и в результате движения земли вокруг своей оси).

Конспектируют по учебнику

Этап закрепления изученного

Назовите особенности океанов

Атлантический океан:

1.Второй по величине океан.

2.Площадь – 91, 6 млн. км2.

3.Объем - 329,7 млн. км3.

4.Средняя глубина - 3 600 м.

5.Наибольшая глубина - 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).

6.Океан лежит во всех климатических поясах.

7.Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.

Тихий океан

    Самый большой по площади.

    Самый глубокий.

    Самый теплый.

    Самый неспокойный и грозный.

    Самый древний.

    Наибольшее количество морей относится к бассейну.

    Наибольшее количество островов.

    Омывает более 50-ти стран, где проживает половина человечества Земли.

    Половина мирового улова рыбы.

Этап подведение итогов.

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с двумя из крупнейших океанов, узнали их особенности

Делают выводы по практической работе

Этап информации о домашнем задании

    Подготовить сообщение:

    1в-Эль-Ниньо

    2в-Аквакультура

    3в-Марианская впадина

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Что явилось результатом вашей работы?

Где могут пригодиться знания сегодняшнего урока? Зачем людям изучать океаны?

выполнили задачи?

Какие трудности?

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях

Наша Земля из космоса кажется голубой планетой. Это потому, что ¾ поверхности земного шара занимает Мировой Океан. Он един, хотя и сильно разделен.

Площадь поверхности всего Мирового Океана составляет 361 млн. кв. км.

Океаны нашей планеты

Океан - водная оболочка земли, важнейшая составляющая гидросферы. Материки делят Мировой океан на части.

В настоящее время принято выделять пять океанов:

. — крупнейший и древнейший на нашей планете. Площадь его поверхности — 178,6 млн. кв. км. Он занимает 1/3 часть Земли и составляет почти половину Мирового океана. Чтобы представить себе эту величину, достаточно сказать, что в Тихом океане запросто можно разместить все материки и острова вместе взятые. Наверно, поэтому его часто называют Великим океаном.

Своим названием "Тихий" океан обязан Ф. Магеллану, который во время своего кругосветного путешествия пересек океан при благоприятных условиях.

Океан имеет овальную форму, самая широкая его часть расположена в районе экватора.

Южная часть океана - это область спокойствия, легких ветров и устойчивой атмосферы. К западу от островов Туамоту картина резко меняется — здесь расположен район бурь и шквальных ветров, переходящих в свирепые ураганы.

В районе тропиков воды Тихого океана чисты, прозрачны и имеют глубокий синий цвет. Возле экватора образовался благоприятный климат. Температура воздуха здесь +25ºC и практически не меняется в течение года. Ветры умеренной силы, часто наступает штиль.

Северная часть океана похожа на южную, как бы в зеркальном отражении: на западе неустойчивая погода с частыми бурями и тайфунами, на востоке — тишь да гладь.

Тихий океан — самый богатый по количеству видов животных и растений. В его водах обитает свыше 100 тыс. видов животных. Здесь добывается почти половина улова рыбы во всем мире. Через этот океан проложены важнейшие морские пути, связывающие сразу 4 материка.

. занимает площадь в 92 млн. кв. км. Этот океан, подобно огромному проливу, соединяет два полюса нашей планеты. По центру океана проходит Срединно-Атлантический хребет, славящийся неустойчивостью земной коры. Отдельные вершины этого хребта поднимаются над водой и образуют острова, крупнейшим из которых является Исландия.

Южная часть океана находится под воздействием пассатов. Здесь не бывает циклонов, поэтому вода здесь спокойная, чистая и прозрачная. Ближе к экватору Атлантика совершенно меняется. Воды здесь мутные, особенно вдоль побережья. Это объясняется тем, что в этой части в океан впадают крупные реки.

Северный тропический пояс Атлантики славится своими ураганами. Здесь встречаются два крупнейших течения — теплый Гольфстрим и холодное Лабрадорское.

Северные широты Атлантики - самый живописный район с огромными айсбергами и мощными ледяными языками, выступающими из вод. Этот район океана опасен для судоходства.

. (76 млн. кв. км) — район древнейших цивилизаций. Мореплавание здесь стало развиваться гораздо раньше, чем в других океанах. Средняя глубина океана - 3700 метров. Береговая линия слабо изрезана, за исключением северной части, где расположено большинство морей и заливов.

Воды Индийского океана более соленые, чем в других, так как в него впадает гораздо меньше рек. Зато, благодаря этому, они славятся удивительной прозрачностью и насыщенным лазоревым и синим цветом.

Северная часть океана — район муссонов, осенью и весной часто образуются тайфуны. Ближе к югу температура воды ниже, благодаря влиянию Антарктиды.

. (15 млн. кв. км) расположен в Арктике и занимает обширные пространства вокруг северного полюса. Максимальная глубина — 5527м.

Центральная часть дна — это сплошное пересечение горных хребтов, между которыми расположена огромная котловина. Береговая линия сильно иссечена морями и заливами, а по количеству островов и архипелагов, Северный Ледовитый занимает второе место после такого гиганта, как Тихий океан.

Самая характерная часть этого океана — наличие льдов. Северный Ледовитый океан остается на сегодняшний день самым малоизученным, так как исследованиям мешает то, что большая часть океана скрыта под ледяным покровом.

. . Воды, омывающие Антарктиду, сочетают в себе признаки. Позволяющие выделить их в отдельный океан. Но до сих пор ведутся споры, что считать границами. Если с юга границы обозначены материком, то северные границы чаще всего проводят по 40-50º южной широты. В таких пределах площадь океана — 86 млн. кв. км.

Рельеф дна изрезан подводными каньонами, хребтами и котловинами. Фауна Южного океана богата, здесь самое большое количество животных и растений-эндемиков.

Характеристика океанов

Мировому океану уже несколько миллиардов лет. Прообразом его является древнейший океан Панталасса, существовавший тогда, когда все материки были еще единым целым. До недавнего времени предполагалось, что дно океанов ровное. Но выяснилось, что дно, как и суша, имеет сложный рельеф, со своими горами и равнинами.

Свойства вод мирового океана

Российский ученый А. Войеков называл Мировой океан "огромной отопительной батареей" нашей планеты. Дело в том, что средняя температура воды в океанах +17ºC, а средняя температура воздуха +14ºC. Вода гораздо дольше нагревается, но и тепло расходует медленнее, чем воздух, обладая при этом высокими показателями теплоемкости.

Но не вся толща воды в океанах имеет одинаковую температуру. Под солнцем нагреваются только поверхностные воды, а с глубиной температура падает. Известно, что на дне океанов средняя температура всего +3ºC. И остается она такой из-за высокой плотности воды.

Следует помнить, что в океанах вода соленая, потому и замерзает она не при 0ºC, а при -2ºC.

Степень солености вод изменяется в зависимости от географической широты: в умеренных широтах воды менее соленые, чем, например, в тропиках. На севере воды также менее соленые за счет таяния ледников, которые сильно опресняют воду.

Неодинаковы воды океана и по прозрачности. На экваторе вода более прозрачная. По мере удаленности от экватора вода быстрее насыщается кислородом, а значит и микроорганизмов появляется больше. Зато возле полюсов, вследствие низких температур, воды снова становятся прозрачнее. Так, самой прозрачной считаются воды моря Уэдделла возле Антарктиды. Второе место принадлежит водам Саргассова моря.

Отличие океана от моря

Главное отличие моря от океана — в размерах. Океаны значительно больше, а моря зачастую являются лишь частью океанов. Моря также отличаются от океана, к бассейну которого они принадлежат, уникальным гидрологическим режимом (температурой воды, соленостью, прозрачностью, отличительным составов флоры и фауны).

Климат океанов


Климат Тихого океана бесконечно разнообразен, так океан расположен практически во всех климатических поясах: от экваториального до субарктического на севере и антарктического на юге. В Тихом океане циркулируют 5 теплых течений и 4 холодных.

Наибольшее количество осадков выпадает в экваториальном поясе. Количество осадков превышает долю испарения вод, поэтому вода в Тихом океане менее соленая, ченм в других.

Климат Атлантического океана определяется его большой протяженностью с севера на юг. Зона экватора - самая узкая часть океана, поэтому температура воды здесь ниже, чем в Тихом или Индийском.

Атлантику условно делят на северную и южную, проводя границу по экватору, причем южная часть намного холоднее из-за близости к Антарктиде. Для многих районов этого океана характерны густые туманы и мощные циклоны. Наиболее сильны они возле южной оконечности Северной Америки и в районе Карибского моря.

На формирование климата Индийского океана оказывает огромное влияние близость двух материков - Евразии и Антарктиды. Евразия активно участвует в ежегодной смене сезонов, принося зимой сухой воздух, а летом наполняя атмосферу избыточной влагой.

Близость Антарктиды обуславливает понижение температуры воды в южной части океана. К северу и югу от экватора возникают частые ураганы и шторма.

Формирование климата Северного Ледовитого океана обуславливается его географическим положением. Здесь господствуют арктические воздушные массы. Средняя температура воздуха: от -20 ºC до -40 ºC, даже летом температура редко поднимается выше 0ºC. Но воды океана более теплые за счет постоянного контакта с Тихим и Атлантическим океанами. Поэтому Северный Ледовитый океан обогревает значительную часть суши.

Сильные ветры бывают редко, зато летом часты туманы. Осадки выпадают, в основном, в виде снега.

На оказывает влияние близость Антарктиды, наличие льдов и отсутствие теплых течений. Здесь господствует антарктический климат с низкими температурами, пасмурной погодой и несильными ветрами. Снег выпадает в течение всего года. Отличительная особенность климата Южного океана — высокая активность циклонов.

Влияние океана на климат Земли

Океан оказывает колоссальное влияние на формирование климата. Он аккумулирует огромные запасы тепла. Благодаря океанам, климат на нашей планете делается мягче и теплее, так как температура вод в океанах меняется не так резко и быстро, как температура воздуха над сушей.

Океаны способствуют лучшей циркуляции воздушных масс. А такое важнейшее природное явление, как круговорот воды, обеспечивает сушу достаточным количеством влаги.

Практическая работа № 6
тема:
«Характеристика океана Земли»

Цель работы:

знать и показывать важнейшие географические объекты, ресурсы, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, крупнейшие порты океанов Земли.

Оборудование:

Карта «Мировой океан», карта «Строение земной коры», карта «Плиты литосферы», атлас, контурные карты.

Ход работы.

I часть (теоретическая) – Дать характеристику океану:

1 вариант – Тихий океан

2 вариант – Индийский океан

3 вариант – Атлантический океан

4 вариант – Северный Ледовитый океан

План характеристики океана

1.Г.П. океана (указать, между какими материками расположен океан.) с какими океанами он связан. Как расположен относительно экватора, тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана.

2.В каких климатических поясах расположен.

3.Свойства водных масс.

4.Природные комплексы (опишите органический мир)

5.Описание рельефа дна океана.

6.Крупные моря, входящие в бассейн океана.

7.Использование океана в хозяйственной деятельности людей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Практическая работа № 6 тема: «Характеристика океана Земли» География 7класс По учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной

Цель работы: знать и показывать важнейшие географические объекты, ресурсы, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, крупнейшие порты океанов Земли. Оборудование: Карта «Мировой океан», карта «Строение земной коры», карта «Плиты литосферы», атлас, контурные карты.

Ход работы. I часть (теоретическая) – Дать характеристику океану: 1 вариант – Тихий океан 2 вариант – Индийский океан 3 вариант – Атлантический океан 4 вариант – Северный Ледовитый океан

План характеристики океана Г.П. океана (указать, между какими материками расположен океан.) с какими океанами он связан. Как расположен относительно экватора, тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана. В каких климатических поясах расположен. Свойства водных масс. Природные комплексы (опишите органический мир) Описание рельефа дна океана. Крупные моря, входящие в бассейн океана. Использование океана в хозяйственной деятельности людей.

I I часть (практическая) – работа с картой океана а)Заполни таблицу: Название океана S , млн.кв. км. Объём, млн. куб. км. Средняя глубина,м Средняя t в поверхностном слое,°С Глубочайшая впадина,м Важнейшие течения (холодные подчеркнуть)

б) Работа с атласом и к/к Нанести естественные границы океана (материки, острова) и условные водные границы. Указать наибольшие глубины океана. Отметить среднюю t воды, среднюю солёность океана. Показать течения и особенности природы океана. Указать крупнейшие порты, места добычи полезных ископаемых.

I I I часть - ВЫВОД Домашнее задание: 1. § 17-20, вопросы 2. Работа с к/к – обозначить границы всех океанов, отметить течения, t воды, солёность, глубочайшие впадины, крупные порты, полезные ископаемые. 3. Подготовка к работе по карточкам.