Как научиться что то легко рассказывать. Как научиться рассказывать истории интересно? Что такое «лишнее» и как его убрать

Самое страшное на первом свидании – когда темы для разговора исчерпаны и наступает неловкое молчание и Вы не знаете, что еще можно рассказать её, чтобы она заинтересовалась. Если Вы с детства не наделёны даром быстро подбирать тему для разговора, то Вам обязательно пригодятся наши 5 идей для интересного рассказа. Они универсальны, их можно использовать в любой момент для общения с любой девушкой.

Смешные истории из детства

Истории о том, как симпатичный девушке мужчина лазал по заборам, носил колготки и приносил домой бездомных кошек, растопят сердце любой барышни.

Рассказывая о детском саде и школе, можно ничего не утаивать, и даже серьёзные неудачи и промахи не будут выставлять мужчину в невыгодном свете. К детству относятся как к другой жизни, поэтому чем более смешной случай рассказать, тем лучше.

Исключение составляют только попытки мучить животных или издеваться над более слабыми ребятами. А в остальном у мужчины полная свобода действий, и копилка воспоминаний на его стороне.

Википедия – источник полезной информации

«А ты любишь Википедию?» - эта фраза может стать отличным продолжением разговора, если все популярные темы уже поднимались, и повисло неловкое молчание.

Все, что нужно – заглянуть на главную страницу – там собраны выборочные интересные факты обо всём на свете. Женщинам нравятся мужчины, которые превосходят других в чем-то. Не можете похвастать идеальными физическими данными? Почему бы не показать что Вы умнее других? Можно при случае поразить её рассказав несколько интересных фактов о Петре первом, австралийских утконосах или спутниках Юпитера.

Идеально подходит для общения в интернете, например в ВК. Достаточно просто свернуть разговор и загуглить любую интересующую тему.

Главное не переусердствовать, иначе девушка может подумать что Вы – ботаник.

Девушка просит рассказать что-нибудь интересное? Почему бы не рассказать о своих путешествиях? Забавные или шокирующие случаи из путешествий всегда привлекают внимание. Людям нравится узнавать о чужом опыте, строить будущие маршруты и узнавать полезные нюансы.

Расскажите, как у Вас в аэропорту потеряли багаж, и неделю пришлось отдыхать на море в одних шортах и банном халате из номера.

Попробуйте испугать девушку тем, что на одном азиатском рынке друзья уговорили попробовать засушенных или жареных насекомых.

Конечно, если всё это на самом деле было . Если нет – то можно рассказать случаи из жизни своих друзей и сообщить, что это только в планах. В любом случае, каждый опыт становится источником ценной информации и позволяет быть подготовленным к любым неприятностям.

Подборка полезных советов о том, : с чего начать, как избежать ошибок, где этому можно научиться.

Не знаете о чем говорить с девушкой? Как найти общие точки соприкосновения? мы сделали в отдельной статье.

Нельзя, чтобы разговор превращался в монолог одного человека. Вы постоянно говорите, а она молчит? Почему бы не перебросить мяч на её поле? Для этого идеально подходят открытые вопросы. О том, что это такое, и как их использовать в разговоре с девушкой с примерами реальных разговоров вы узнаете из .

Если не знаете о чем говорить, еще один беспроигрышный вариант – .

Не знаете как правильно сделать комплимент, чтобы девушка не подумала, что Вы ей просто льстите? О том, .

Хотите научиться флиртовать? В все играет свою роль: слова, интонация, жесты, мимика, положение тела. Подробный обзор с примерами можно найти в статье на нашем сайте.

Особенности разных стран и культур

Эта тема носит скорее энциклопедический характер , если только Ваша работа не связана с постоянными командировками.

Наверняка Вы знаете о чём-то необычном, что совершенно нормально для других народов, но странно в России . Есть ли у Вас любимая страна, в которую всегда мечтали отправиться? Почитайте о ней подробнее, узнайте местные традиции и обычаи, и поделитесь этой информацией с девушкой.

Любимая литература и факты о писателях

Еще один способ показать свое превосходство над другими – показать ей, что Вы любите читать. Мужчины редко любят читать, а даже если делают это, то читают типично мужские книги: фантастику, детективы и инструкции к бытовой технике.

О чём не стоит рассказывать девушке

Есть несколько тем на которые не следует распространятся в разговорах с девушкой:

Свои глобальные планы на жизнь. Эта тема, пусть даже Вы всё давно распланировали в деталях от имени собаки и до номерного знака своего авто, для ранних этапов знакомства не подходит.

Отношения с бывшими. Если ей не было 6, а Вам 7, когда случилась любовь (Вы приносили ей из дома конфеты, а она позволяла держать себя за руку), то лучше ничего не рассказывать. Расскажите про хороший опыт отношений – девушка будет нервничать, что у Вас всё ещё остались чувства, начнет сомневаться. Расскажите про плохой опыт – девушка будет нервничать, что Вы так же будете потом рассказывать про неё;

Болезни. Здоровых людей почти не осталось, но рассказывать о своих болячках стоит, когда дело уже идёт к свадьбе. Можно рассказать, как в 7 лет заболели ветрянкой и от скуки раскрасили кошку зелёнкой, но об остальном лучше промолчать;

Неудачи и поражения. Вопрос, конечно, в том, как информацию преподнести, но в начале отношений это действительно не лучшее время.

Если все же от разговора не уйти, то рассказывать о ситуации нужно кратко и с юмором.

Еще много интересных тем для разговора с девушкой Вы сможете найти на видео:

И последний совет по теме – думайте не только о том, что девушке было бы интересно услышать, но ещё и том, о чём Вам действительно хотелось бы рассказать. Если человек чем-то сильно увлечён и горит делом, о котором повествует, даже рассказ об объёмах двигателя может заинтересовать девушку так, что она будет готова слушать об этом часами.

Но если у Вас нет такого хобби, и Вы не имеете представления, что рассказать именно этой барышне, то не лишним будет у неё спросить, о чём бы она хотела, чтобы Вы рассказали. В этом нет ничего плохого, и будет хуже, если она весь вечер прослушает о заграничных путешествиях, а сама признаёт только отдых внутри страны с палатками…

Пожалуй, всех рассказчиков можно поделить на две неравные части: люди умеющие рассказывать интересно, и все остальные. К сожалению, люди, которые относятся к категории всех остальных, зачастую, любят рассказывать различные истории ничуть не меньше, вот только их слушателей в этом случае, можно только пожалеть. Действительно, несчастный, который вынужден выслушивать по тем или иным причинам подобного рассказчика, как правило, думает о чем угодно, только не о том, что ему рассказывают и только и мечтает оказаться где-нибудь подальше от назойливого собеседника, который, что называется «ездит ему по ушам», не испытывая ни малейшего интереса к повествованию.

Совсем другое дело, если вам попадается человек, который действительно умеет рассказывать интересно. Вы не можете оторваться от своего собеседника, слушаете его, затаив дыхание, полностью представляя в своем воображении описываемые картины и события, безусловно сопереживая их участникам.

Так что же это такое – умение интересно рассказывать, и можно ли ему научиться? Нужно сказать, что этот вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Безусловно, интересный рассказчик, это талант от Бога, он интуитивно понимает, как нужно захватить собеседника, чтобы он слушал его раскрыв рот, именно так рождаются знаменитые писатели актеры.

Но, с другой стороны, вполне возможно, что подобный талант только дремлет у вас внутри, его нужно разбудить и слегка отшлифовать, убрав все лишнее. В этом случае, достаточно только знать, на что обратить внимание и из вас получится мастерский рассказчик. Ну, впрочем, даже если вы просто научитесь рассказывать истории так, чтобы это было интересно другим, уже неплохо.

Что такое «лишнее» и как его убрать

Прибавьте своему рассказу эмоциональности

Еще один враг хорошего рассказчика, это монотонность и заунывность рассказа. Постепенно слушатель теряет интерес к такому повествованию, и если у него есть возможность, старается побыстрее сбежать куда-нибудь. Талантливый и интересный рассказчик непременно придаст своему рассказу больше эмоциональности и драйва при помощи глаголов, особенно в повелительном наклонении, например, чаще употребляйте выражения «вообразите себе», «представьте», так, чтобы слушатели могли нарисовать описываемую вами картинку в своем воображении. Для того, чтобы привлечь внимание к своему рассказу, в особо важных местах делайте небольшие паузы. Это поможет вам подчеркнуть сказанное.

Не делайте начало слишком длинным

Одна из основных ошибок, которую допускают неопытные рассказчики, это злоупотребление терпением слушателей, снабжая свой рассказ длительной предысторией. Старайтесь переходить непосредственно к сути после двух-трех вступительных слов. Иными словами, для того, чтобы рассказать о колдунье, не нужно предварительно рассказывать всю историю ее семьи. Лучше сразу дать интригующую завязку и переходить непосредственно к сути дела.

Ну, и, наконец, заключительный совет

Чтобы научиться рассказывать интересно, помните: краткость – сестра таланта.

Если попытаться подобрать несколько ассоциаций к словосочетанию «хороший рассказчик», то на ум придут такие выражения, как «душа компании», «харизматичная личность», «заводила», «лидер» и прочее в подобном ключе. Это говорит о том, что между популярностью и умением рассказывать истории интересно стоит знак равенства, вот почему так много людей мечтает освоить это искусство. Часто бывает достаточно пройти тренинг развития уверенности в себе , убрать зажимы, развить силу голоса , и нужные умения открываются сами собой.

«Хороший рассказчик в пути – это полпути».Украинская пословица.

Составляющие увлекательного рассказа:

  1. Интригующее название.
  2. Структура.
  3. Драматургия.
  4. Вербальные и невербальные средства выразительности.

Интригующее название

Сколько бы ни учила нас народная мудрость не судить о книжке по обложке, на практике это не удается почти никому, что охотно подтвердит вам любой опытный маркетолог. Рассказ тоже можно рассматривать с маркетинговой точки зрения: это некий продукт, который вы продаете слушателю в обмен на его внимание, и очень важно, чтобы слушатель не только согласился, но и захотел заплатить вниманием за ваш рассказ. Сложность в том, что слушатель платит вперед и не знает, будет ли ему интересно или он впустую потратит время. А раз не знает, то попробует угадать исходя из доступной ему информации, то есть – из названия.

У истории нет точного названия, как у кино или книги, но каждый раз, прежде чем рассказать ее, вы сообщаете собеседнику, о чем пойдет речь в двух словах. «А ты слышал, как Петька машину разбил? Нет?! Расскажу – умрешь!»

Итак, если вы начнете со слов «Давай я расскажу тебе об акулах!», ваш собеседник точно не придет в восторг. Это плохой вариант, т. к. под определение «об акулах» попадает такой массив информации, что невозможно себе представить, о чем конкретно пойдет речь, а значит, и заинтересоваться тоже нечем. Вы хотите пересказать сюжет «Челюстей», обсудить вымирание видов из красной книги или поговорить о том, как готовят акулье мясо в скандинавских странах, – все эти темы «об акулах», но все они очень разные.

И другой вариант: «А я рассказывал, как акула мне чуть ногу не откусила в Австралии?» Такое начало беспроигрышно. Вы как бы сказали собеседнику: «Эй! Перед тобой стоит человек, побывавший в такой крутой переделке, что не в каждом кино покажут!».

Структура

Сторителлинг – это прежде всего передача информации, а подавать и усваивать информацию гораздо проще и экономнее по времени, если она правильно структурирована. Посудите сами, каково будет читать книгу, в которой перепутаны все страницы? Слушать плохого рассказчика – все равно, что читать такую книгу: он путается, забегает вперед, слишком рано раскрывает карты, или наоборот – пропускает что-то важное в начале. В итоге даже интересный рассказ теряет свое очарование и становится пыткой.

Грамотно структурировать рассказ несложно, достаточно разделить его на три условных блока:

  1. Завязка. Это подготовительная часть, что происходило «до». Самые важные события, предшествующие главным, без которых в рассказе никак нельзя обойтись.
  2. Кульминация. Это то, ради чего, собственно, и затевался весь рассказ, главные и самые интересные его события, точка максимального напряжения.
  3. Развязка. Во что вылились ключевые события, и чем закончилась история.

Правильная структура отражает естественный ход (хронологию) событий, то есть позволяет слушателю включить воображение и мысленно прожить весь рассказ вместе с вами.

Драматургия

Это та же самая стоящая на трех китах структура, но касается она не текста в общем, а эмоциональной линии повествования в частности. Искусство рассказывать истории основано на драматургии. В рассказе всегда есть некий центральный герой, с которым все происходит: иногда это сам рассказчик, если повествование ведется от первого лица, иногда – общий знакомый, иногда – киноперсонаж или просто известная личность. Вся драматургия строится на отрезке развития эмоциональной жизни этого героя от завязки к развязке, и важно здесь лишь то, что конфликтует с его интересами или характеризует глубину конфликта.

Пример событий, стоящих упоминания в рассказе.

  • Три года копили на отдых в Австралии, отказались от ремонта и от машины, ходили на работу пешком, задолжали всем друзьям, десять раз поссорились.
  • В аэропорту Сиднея потеряли паспорт, сутки искали. Приехали на пляж, там гроза и ураган. Поехали на другой пляж, там инфекция в воде и карантин. Поехали на третий пляж, там все нормально, но жену укусил кенгуру, пришлось ехать в больницу.
  • Забрал жену из больницы, объявили о депортации всех россиян в связи с санкциями. Громко матерились по пути в аэропорт, напились, подрались с миграционной службой. Теперь отдыхаем только в Сочи.

Пример несущественных деталей.

  • Пока копили на билеты, соседку бросил муж, а на углу построили супермаркет.
  • По пути на третий пляж видели, как динго пыталась напасть на вомбата.
  • В аэропорту было неожиданно много корейцев, целая делегация. Они нас очень испугались, никогда пьяных русских не видели.

Факты из второго списка могут быть интересны сами по себе, но в рассказе они – балласт, рассеивающий внимание и отнимающий время. Чтобы научиться рассказывать истории интересно, желательно учитывать эти нюансы.

Вербальные средства

Чтобы правильно рассказывать истории, откажитесь от сухих общих слов и определений, будьте конкретны. Каждое ваше слово должно быть выразительным и точным, не бойтесь подробностей.

  • НЕТ: Очень надоело с ним спорить.
  • ДА: Еще минута препирательств, и я бы разбил планшет об его голову.

Не пренебрегайте образной речью, говорите так, чтобы ваши слова даже против воли слушателя складывались в картинку.

  • НЕТ: Я догадался, что кот хочет утащить у меня сосиски.
  • ДА: Я перехватил взгляд кота и все понял. Так наш Петрович утром на бутылку водки смотрит. Сосиски обречены.

Невербальные средства

Невербальные, значит – несловесные, к ним относится все: от интонации и пауз до жестикуляции и визуального контакта. В первую очередь язык вашего тела сообщает слушателю, насколько вы сами поглощены своим рассказом. Инертная поза, минимум жестикуляции и мимики, минимум интонаций, речь «на автомате», ровный голос – если это про вас, то вам нужно научиться красиво рассказывать истории из жизни. Займитесь развитием эмоциональности и техникой красивой речи , учитывая полезные советы.

Чтобы понять, как должно вести себя тело при увлекательном рассказе, понаблюдайте за взволнованным человеком, который сильно хочет чего-то добиться от своего собеседника или просто выполняет очень важную задачу. Такой человек:

  1. Ничего не делает зря или мимо задачи.
  2. Каждым движением каждого мускула будто помогает себе в достижении главной цели, чем бы он ни был занят.
  3. Предельно собран, мобилизован и настроен на результат.

Попробуйте ставить себе условную задачу и выполнять ее в процессе рассказа. Выражается такая задача всегда простым глаголом, например, «напугать».

Как правило, набор в театральную студию , обучение в которой длится почти год, начинается в сентябре. Поэтому спешите, ведь группы на занятиях малочисленные, чтобы обеспечить полноценное внимание каждому ученику.

Ты заходишь на вечеринку к другу и сразу видишь красивую женщину. Ты хорош собой, твое тело - это Арни в лучшие годы. Ты отлично одет, излучаешь атмосферу полной успешности. Но женщина не обращает на тебя внимание, как и все люди вокруг - все внимательно смотрят на щуплого паренька, который кажется полным неудачником, но он будто бы гипнотизирует каждого из присутствующих. Этот «неудачник» - главное достоинство всей тусовки, ведь он умеет рассказывать истории. Ты ведь тоже хочешь научиться этому искусству? Если да, то тебе нужно знать? что именно делает хорошую историю хорошей. Это целая наука, которая начинается с личности рассказчика.

Личность рассказчика

Хороший рассказчик - это всегда интересный человек. Рассказчик не обязан быть великой личностью, обладающей безграничными талантами, но у него должен быть характер, который базируется на следующих качествах:

Уверенность;
- умение формулировать мысли;
- чувство юмора;
- страсть;
- коммуникабельность;
- эрудиция;
- способность к творчеству.

Рассказчик имеет отношения с аудиторией и должен взаимодействовать с ней как со своими клиентами. Он «продает» историю, которая должна быть интересна слушателям. Реакция возникает не только на психологическом, но и на физиологическом уровне. Происходит это из-за гормона окситоцина, который усиливает чувство сопереживания и повышает способность человека испытывать различные эмоции. Если упрощать, то действие окситоцина создает связь между рассказчиком и слушателем - это связь в некотором смысле химическая.

Но не всегда хорошая история работает идеально. Причина проста - каждая ситуация требует определенного подхода. Одна и та же история отлично заходит в кругу друзей, но шокирует коллег. Чтобы понимать это, тебе предстоит разобраться с типами повествования. Условно их можно поделить на три: социальный тип, профессиональный тип и эмоциональный тип.

Социальная история

Социальная история вмещает в себя огромный пласт рассказчиков. Как правило, речь идет о комиках, актерах, шоуменах, поп-звездах. Все они попадают в эту категорию. Суть социального рассказчика проста - травить анекдоты и развлекать публику. Социальная история работает лучше всего в кругу друзей либо людей, которые не могут «оскорбиться». Чтобы рассказать хорошую социальную историю, тебе нужно знать несколько простых истин:

История должна развлекать. Постарайся рассказать то, что вызовет приятные эмоции - не трави злободневные байки, люди не хотят слышать их на вечеринках.
- Будь открытым. Тебе нужно быть «своим парнем». Не отдаляйся от толпы, заставь ее думать, что ты ее самый верный друг.
- Смекалка. Тебе придется работать с аудиторией, чтобы захватить ее внимание. Старайся вытаскивать материал из слушающих, чтобы использовать его в истории.
- Коротко и по делу. Если твоя история будет слишком длинной, то ты растеряешь внимание - говори по существу.

Профессиональная история

Этот тип истории пользуется спросом у религиозных лидеров, генеральных директоров, вождей и различных тренеров, которые учат жизни. Отлично подойдет для людей, которые хотят рассказать хорошую историю с высоты своего авторитета. Правила такой истории чуть сложнее предыдущей, но ненамного.

Управляй конфликтами. Это важно, когда тебе надо показать противоборство, точку несогласия, которая может быть отличным топливом для восприятия истории.
- Обеспечь историю контекстом прошлого и прогнозом будущего - это нужно делать для того, чтобы слушатели видели историю объемно, а не фрагментарно.
- Описывай сложные ситуации простыми словами. Твоя аудитория должна понимать тебя. Хороший рассказчик не должен использовать узкоспециализированную лексику.

Эмоциональная история

Подойдет для женских ушей, которые воспринимают мир гораздо более чувственно, чем мы. Также отлично подходит для разговоров в узком кругу. Эмоциональная история - это идеальный выбор, когда ты говоришь с человеком с глазу на глаз. У такой истории есть ряд отличительных черт:

Страх. Используй это чувство, чтобы сгустить краски.
- Волнение. Сохраняй финал неясным, чтобы слушатель, затаив дыхание, ждал финала.
- Разочарование. Ты можешь рассказать о проблемах, которые тебя волнуют.
- Сострадание и любовь. Эти чувства по-прежнему сильны на этой планете - используй их для истории.
- Уязвимость. Не бойся быть уязвимым. Благодаря этому чувству слушатель встает на сторону рассказчика.

Чтобы рассказать эмоциональную историю хорошо, ты должен использовать язык тела, зрительный контакт. Ты также должен понимать важность интонации голоса, его тон. Ты не должен вызывать жалость, но должен вызывать через историю симпатию, боль, страх или любую другую сильную эмоцию. Если освоить даже один тип повествования, то у тебя получится стать душой своей компании - это мы знаем наверняка.

Искусство сторителлинга прочно входит в арсенал умений профессионального менеджера. История является мощным инструментом влияния. Она воскрешает память компании, дает людям образцы поведения в лице корпоративных героев, очерчивает опасную зону ("помнится, был у меня подчиненный, которого я уволил за то, что…"). История лечит душу оказавшегося в беде сотрудника, но в то же время может нагонять на него страх ("мне рассказывали, что в этой компании бьют на собеседовании"). Можно ли научиться рассказывать истории так, чтобы влиять на людей? Марк Кукушкин, генеральный директор компании "Тренинг-Бутик", считает, что это возможно. Как? Читайте отчет обозревателя HEADHUNTER::Magazine Дмитрия Лисицина о тренинге Марка Кукушкина "Сторителлинг: рассказывание историй как инструмент менеджера и тренера".

Курочка-ряба для топ-менеджеров

Готовясь к походу на тренинг генерального директора компании «Тренинг-Бутик» Марка Кукушкина , посвященный искусству рассказывания историй, я задавал себе вопрос: почему люди любят рассказывать истории, а главное, какие цели преследуют рассказчики? Пытаясь найти ответ, я перебирал возможные варианты.

Истории обладают целительной силой. Для того чтобы успокоить ребенка, не надо давать ему ни шоколада, ни мармелада, нужно просто рассказать сказку. Для того чтобы отговорить самоубийцу от крайнего шага, бесполезно приводить рациональные доводы, лучше просто напомнить ему случай, где страдания, от которых он хочет убежать, оборачивались бы благодатным созиданием.

Помимо терапевтической, истории несут еще и конъюнктивную функцию: они способны объединять рассказчика и слушателей в совершенно новую общность и поэтому используются во внутреннем брендинге, в частности при осуществлении процедуры ингейджмента. Рассказы повествуют о прошлом, но их возможно применять и при управлении будущим. Например, подготовить сотрудников к изменениям, рассказывая им о том, что в прошлом все было не так, как сейчас.

Ценность историй давно поняли во многих компаниях: там есть собственные сторителлеры, которые рассказывают разные случаи на корпоративных вечеринках. Примером такого рассказчика служит «директор по воображению» Рольф Йенсен, владелец и основатель «Компании мечты» (Dream Company ) . Однако повествования бывают разными: они способны не только помогать и лечить, но также вредить. Есть немало примеров, когда человек под воздействием нарратива совершал абсолютно не нужные ему поступки.

Получить тайную власть над людьми не так-то просто: далеко не всякая история вызывает желаемую реакцию, ведь даже хороший на первый взгляд сюжет может оказать эффект, совершенно противоположный желаниям рассказчика. И наоборот, банальность, подобная речи Стива Джобса , способна заставить аудиторию сопереживать автору. Другой пример привел сам Кукушкин уже на тренинге. Он рассказал историю о том, как некие люди зарабатывали деньги в Америке, рассказывая сказку о Курочке Рябе. Начали они с кухонь, а закончили стадионами!

Все это было мне известно так же, как и вам. На тренинг Марка Кукушкина я пошел не для того, чтобы послушать рассказ о важности и ценности историй в современном мире, а с конкретной надеждой стать эффективным рассказчиком. Тренинг как способ повышения своей квалификации был выбран мной отнюдь не случайно. Известно, что комната для тренинга – отличное место для рассказывания историй, а последние – это мощный педагогический ресурс. Некоторые тренеры строят почти все свои тренинги на рассказывании историй. Одним из них является Дэвид Шмальтц, подаривший нам образец сторителлерской мысли – книгу «Слепые и слон» .

Не могу сказать, что тренинг сделал меня новым человеком, но кое-какие доселе неведомые навыки удалось приобрести.

Итак, я на тренинге

Выясняется, что моя цель – научиться рассказывать истории – оказывается на фоне намерений других участников довольно скромной. В частности, один из коллег в своем вступительном рассказе признается в том, что ищет секрет физического бессмертия. Я в недоумении, но тренер обнадеживает меня заявлением, что история является мощным инструментом влияния, и участникам нужно научиться владеть им. Инструментальная направленность не покидает тренинг Кукушкина до самого конца, что, не скрою, вызывает у меня положительные эмоции, поскольку инструменты можно демонстрировать, оценивать и работать с ними, чего никак не сделаешь с эмпатией.

На что могут воздействовать истории? Из многих возможных классификаций Марк выбирает триаду «эмоция – вывод – действие». Качественное повествование должно воздействовать целиком на три компонента, но сначала необходимо отработать все по отдельности. Упражнение на вызывание эмоций заставляет меня морщиться. Тренер просит рассказать историю, которая вызвала бы жалость ко мне, да еще и со стороны девушки. Давя негодование и смущаясь, я рассказываю давно стертую непроизвольным одитингом (процедура сайентологов, когда тебя заставляют пересказывать неприятные случаи из собственной жизни до полного к ним отвращения) историю о потерянном паспорте и всех злоключениях, которые выпали на долю нерадивого гражданина. Разжалобить партнера удается только со второго раза. Марк разъясняет мои ошибки: эмоция должна быть акцентирована, выделена, чего я не сделал. А главная причина моей неудачи состоит в неправильном стратегическом подходе. Надо самому себе разрешить рассказывать истории, что для меня тоже было проблемой. Свое собственное повествование я рассказывал как вор, озираясь, как бы кто не подслушал и не отобрал украденное мной чужое имущество.

Таким образом, искусство сторителлинга по Кукушкину начинается с позволения себе рассказывать истории. Разрешение на рассказ – это не просто результат внутреннего диалога, а конкретное действие. Нужно создавать банк историй – своеобразное виртуальное (или даже реальное) хранилище рассказов. Структура банка может быть совершенно разной, например, я разделил свой собственный банк по типам людей, с которыми приходится общаться.

Второе важное правило – разрешение рассказывать чужие истории как свои. Аудитория с гораздо большей охотой перенимает тот опыт, который ей кажется общезначимым. Далеко не всегда личные повести и сделанные из них выводы могут эффективно на нее повлиять.

Третье стратегическое требование – истории должны быть инвентаризированы, превращены в инструменты. Фактически это означает, что рассказ должен быть переработан под конкретную бизнес-ситуацию и доставаться из банка в нужный момент как туз из рукава. Опытные сторителлеры, по утверждению Марка, могут «показать на своем теле, где какая повесть живет». В качестве такого туза требуется стратегическая эмоциональная история о главном, которая содержала бы сильные эмоциональные метафоры. В подборе сюжета для конкретной ситуации важен не только тип опыта, лежащий в основе рассказа, но и баланс негатива и позитива. Марк настаивает на том, что позитивные повествования воспринимаются лучше, и поэтому их в арсенале сторителлера должно быть больше. Однако никогда нельзя забывать о негативе. Всегда должен быть определенный запас «страшилок», который способен создать имидж интересного рассказчика.

Закончив со стратегией, наш тренер переходит к тому, как правильно рассказывать историю. В качестве инструментария для рассказчика предлагается схема RAFT. Сначала необходимо выбрать роль, которую играет рассказчик (Role). Например, можно играть роль проповедника или эпического рассказчика. Затем необходимо определиться с аудиторией (Audience). Далее – выбрать формат ситуации (Format). Если выбрана роль проповедника, то будет как минимум странно, если рассказчик начнет «травить» анекдоты. И, наконец, важно подобрать тему истории (Topic).

В заключение Кукушкин открывает секреты владения наиболее важным компонентом сторителлинга – составлением самой истории. Хорошую от плохой отличает наличие выстроенного сюжета. Он обязательно должен подчиняться некоторой схеме. Можно использовать совершенно различные матрицы, однако в рассказе обязательно должны присутствовать два элемента: препятствие и его преодоление. Марк Кукушкин считает, что для рассказчика наиболее полезна схема Найджела Уоттса , которая, как мне кажется, заимствована у исследователя волшебных сказок В.Я. Проппа : 1) Статус-кво – знакомство с героем; 2) Поворотный момент – герой утрачивает нечто; 3) Поиск – его реакция на утрату; 4) Сюрприз – необычное обстоятельство, сопровождающее утрату; 5) Точка выбора – дилемма; 6) Кульминация – выбор героя; 7) Перемена – последствия выбора; 8) Развязка – описание нового состояния, к которому пришел герой. Согласно точке зрения Кукушкина, рассказчик должен акцентировать внимание слушателя на разрешении конфликта, сократив до минимума число параллельных линий, поскольку красочные подробности мучений и приключений героя могут затруднить понимание слушателем основной мысли. Подбор содержания для конкретной истории удобно осуществлять с помощью «ментальных карт». Нарисовать такую карту очень просто: необходимо зафиксировать в центре листа бумаги тот смысл, который вы передаете в своей повести, например «главные дела нужно делать сначала», отключиться от всех внешних раздражителей и записывать ассоциации. Особенно важно фиксировать ассоциации на ассоциации – это создает цепочки, которые вполне могут быть положены в основу рассказа.