Как развить коммуникативные способности. Упражнения на развитие коммуникативных навыков

Упражнения на коммуникативные навыки - это основа большинства тренингов личностного роста. Чем грамотнее и профессиональнее вы общаетесь, тем большего успеха добьетесь в самых разных сферах жизни.

Упражнения на коммуникативные навыки направлены на умение говорить легко и непринужденно, на умение красиво выстраивать рассказ, на умение слушать и слышать, на умение договариваться. Все это - важнейшие коммуникативные навыки, которые помогают добиться успеха и в работе и в личных отношениях.

Коммуникация - это та область, развиваться в которой можно бесконечно. И помочь в этом развитии могут эффективные упражнения.

В сети сейчас можно найти большое количество упражнений на коммуникативные навыки. Но многие из них слишком «заезжены» или малоинтересны. Для тех, кто ценит качество, эксперты профессионального портала сайт сделали подборку из 6 ярких и качественных упражнений на развитие коммуникативных навыков, которые есть в свободном доступе.

Упражнение «Разговор начистоту»

Цель : Упражнение позволяет участникам объективно оценить свои коммуникативные навыки, получить масштабную обратную связь от группы, лучше узнать друг друга.

Время : 15–20 минут

Размер группы : 8–30 человек

Ход упражнения :

Скажите участникам тренинга: «Мы вместе уже довольно длительный срок, и это дало нам возможность узнать друг друга и проявить свои коммуникативные навыки. Для человека, на мой взгляд, характерно любопытство: „А как меня воспринимают другие?“ Так как все мы участники тренинга и разбираем мы блок коммуникации, то и вопрос который мы обсудим: „Каков я в отношении с другими?“

Этап № 1:

На листе формата А4 каждый пишет свои положительные и отрицательные, качества, которые у него проявляются в коммуникациях.

3 минуты на выполнение.

Итак, перед каждым - его видение самого себя. Скажем так: коммуникативный автопортрет. Второй этап упражнения позволит сравнить собственное представление о себе с тем, как мы выглядим в глазах других.

Этап № 2:

Возьмите каждый, еще по одному чистому листу. Его вы прикрепите с помощью булавки на спине. Этот лист будут заполнять ваши товарищи.

  • Если вы хотите, чтобы вам писали только комплименты - рисуйте в углу листа солнышко.
  • Если хотите услышать критику - рисуйте молнию и тучу.
  • Если вам интересно узнать о себе и то, и другое - рисуйте вопросительные знаки.

Теперь попросите товарищей закрепить на спине чистые листы, а на груди листы самооценки.

Готово? Мы начинаем! Можете свободно передвигаться по аудитории, читать листы самооценки, реагировать, писать комментарии.

Заканчивайте тогда, когда вы увидите, что большинство встреч уже произошло и упражнение теряет ритм.

Подведение итогов:

Комментарии от эксперта портала сайт, профессионального тренера, эксперта в области подготовки тренеров Ольги Паратновой :

Упражнение хорошо тем, что активно вовлекает всех участников тренинга, поднимает энергетику группы, создает открытую и доверительную обстановку в группе. Для более глубокой работы это упражнение лучше давать, когда участники тренинга уже достаточно хорошо знают друг друга. Если это регулярный тренинг, то оптимально дать это упражнение на 3–4-м занятии. Если вы проводите 2-х дневный интенсив, то самым подходящим моментом для данного упражнения будет конец первого дня.

Чтобы упражнение не превратилось просто в «веселые встречи», а шла действительно серьезная работа и давалась объективная обратная связь, тренеру важно серьезно настроить группу перед вторым этапом упражнения,

Упражнение «Вертушка жалобщиков»

Цель : развитие коммуникативных навыков участников тренинга.

Время : 25–30 мин.

Количество участников : любое

Из стульев составляется два круга: внешний и внутренний. Один стул внешнего круга должен находиться напротив одного стула внутреннего круга. Общее количество стульев должно соответствовать количеству участников. Если их число нечетное, добавляется ведущий.

Тем или иным способом участники разбиваются на две группы (если нечетное количество, то включается сам ведущий). Одной группе уделяется роль «экспертов», они занимают места во внутреннем круге. Вторая группа получает роль «жалобщиков», они занимают места во внешнем круге.

Ведущий сообщает, что каждый «жалобщик» должен будет пожаловаться нескольким «экспертам». Для этого через каждую минуту все «жалобщики» дружно поднимаются и пересаживаются на соседнее место (по часовой стрелке). «Жалобщик» должен очень быстро и точно изложить суть своей жалобы. Желательно, чтобы жалоба была реальная, но можно использовать и вымышленную. Жалоба может касаться совершенно любой стороны жизни. У одного «жалобщика» жалоба одна для всех «экспертов». «Эксперт», быстро выслушав «жалобщика» так же быстро выдает свою рекомендацию по этой жалобе.

Когда «жалобщики» пообщаются с 5–6 разными «экспертами» начинается следующий этап.

Теперь «жалобщик» рассказывает про советы других «экспертов», которые успел услышать. Задача «эксперта» на этом этапе - согласиться или опровергнуть рекомендации других экспертов. На это отводится тоже одна минута и также проводится 5–6 смен.

После второго круга «жалобщики» и «эксперты» меняются ролями.

В конце происходит обсуждение:

  • Какие индивидуальные различия в манере разговаривать, слушать, в невербальном поведении участники успели заметить друг у друга?
  • Много ли можно успеть сказать и услышать за одну минуту?

Упражнение «Завершение предложения»

Цель : развитие коммуникативных навыков участников.

Время : 15–20 мин.

Количество участников : любое

Ведущий вызывает четырех добровольцев. Они отсаживаются несколько в стороне от основной группы.

Одному из добровольцев ведущий предлагает сделать рассказ о чем-то, что произошло как-то с ним в реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают трое других участников (по очереди).

Интрига состоит в том, что в конце рассказа рассказчик выбирает из трех того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам. Примерно выглядит это так:

Как-то раз шел я по улице и…

  • поскользнулся
  • встретил знакомого
  • тут у меня зазвонил телефон

На самом деле я шел по улице и увидел бездомную собаку. Я зашел в магазин рядом, чтобы купить там…

  • колбасу
  • сосиску

Да я зашел, чтобы купить колбасу. Но выхожу я из магазина, а…

Затем проводится обсуждение:

  • Каким образом можно догадаться о том, что не договорил собеседник?
  • Как вы думаете, почему кому то удается чаще угадывать ход мысли собеседника, а кому то реже?

Упражнение хорошо тем, что учит участников быть внимательнее к словам собеседника, переносит акцент на внимательное слушание, наблюдение за собеседником.

Чтобы каждый участник тренинга потренировался, я рекомендую затем разделить всю группу на четверки и запустить упражнение уже для всех. Если время позволяет, хорошо бы дать возможность каждому по очереди побыть рассказчиком.

Упражнение может быть использовано не только в коммуникативных тренингах, но и в тренингах продаж, т. к. научит участников быть внимательнее к своим клиентам, к тому, что они хотят сказать.

Упражнение «Да, и ещё…»

Цель: Тренировка умения одобрять партнера, демонстрировать ему свое уважение и готовность к сотрудничеству.

Время: 20–25 минут

Размер группы: 6–30 человек

Инструкция:

Эффективно работающие команды отличаются тем, что обращают внимание на идеи и предложения, высказываемые различными членами группы. Это внимание означает, что команда признает ценность любой идеи и любого человека. В командах, в которых слишком быстро, даже не выслушав, реагируют отказом на высказываемые рядовыми участниками предложения, парализуется творческая энергия и процветают соперничество и конфликты.

Демонстрация

Для демонстрации того как будет проходить упражнение мне нужны два добровольца.

Упражнение будет проходить так: два участника разговаривают между собой, каждый из них должен соглашаться со всем, что говорит ему собеседник, что бы тот ни сказал.

Игрок 1 начинает беседу, игрок 2 одобряет это высказывание, начиная свое предложение словами: «Да, и еще…». Первый игрок тоже соглашается со вторым и добавляет что-то свое: «Да, и еще…».

Если первый игрок, например, говорит: «Пойдем в кино», второй игрок может, к примеру, сказать: «Да, и возьмем большую плитку шоколада с начинкой». Игрок 1 продолжает: «Да, и помимо того, бутылку шампанского». Игрок 2 отвечает: «Да, и еще я хочу, чтобы пробка выстрелила».

Таким образом, идет некое нарастание, поскольку каждое предложение подхватывается и продвигается дальше. Как правило, такой диалог неизбежно заканчивается комической ситуацией.

Продолжение

1. Разделите группу на пары.

2. Предложите группе несколько ситуаций, которые именно таким образом должны быть обсуждены участниками в парах:

  1. Сотрудник и шеф застряли вместе в лифте.
  2. Отец и сын на пикнике.
  3. Два друга по пути на футбольный матч.
  4. Муж и жена строят планы на празднование первой годовщины их свадьбы.
  5. Недавно прооперированный пациент разговаривает с медсестрой.

3. Через 2–3 минуты участники должны образовать новые пары так, чтобы у каждого из них была возможность поговорить с разными партнерами.

Подведение итогов:

Цель : развитие навыков коммуникации, обогащение словарного запаса и внимания при беседе.

Время : 15–20 мин.

Количество участников: любое

Ведущий тренинга рассаживает участников в круг. Выбирается какое-то художественное произведение (фильм), которое все участники читали (смотрели), ну или хотя бы имеют представление о его содержании. Перед участниками ставится задача: рассказать содержание этого произведения, но рассказать в определенном порядке. По очереди (по кругу) каждый участник вносит свою лепту: говорит одну фразу, раскрывающую содержание произведения. Эта фраза не должна быть короче трех слов, и все слова в этой фразе должны быть уникальными, то есть не повторяться на протяжении всего упражнения. Это условие касается вообще всех слов, в том числе местоимений, предлогов и имен собственных.

Если кто-то нарушил правила (произнес слишком короткую фразу или повторно использовал слово) или просто сдается, то он выбывает из игры. Последний оставшийся объявляется победителем.

Упражнение можно повторить несколько раз, перед началом каждого список задействованных слов обнуляется.

Иногда могут возникать спорные ситуации. Считать ли, например, слова «красивый» и «некрасивый» за одно и то же. Ведущий в таких случаях берет на себя роль арбитра. Можно обговорить заранее тонкости: например, что изменение окончания не меняет слова, а изменение суффикса и/или приставки - меняет. Поэтому «красивый» и «некрасивый» - разные слова, «красивый» и «красивенький» - тоже, «красивый» и «красивое» - одно и то же.

Затем проводится обсуждение:

  • Было ли сложно выполнять данное упражнение?
  • Что вам помогло в этом упражнении?

Комментарии от эксперта портала сайт, профессионального тренера, эксперта в области подготовки тренеров Ольги Паратновой:

Упражнение наверняка вовлечет участников, будет для них интересным, и при этом незаметно для участников потренирует и их умение формулировать, и умение внимательно слушать и следить за ходом беседы, и расширит активный словарный запас.

Это упражнение стоит использовать преимущественно на молодежных группах, на тренингах личностного роста.

Поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они уже могут быть известны вашим участникам.

Когда вам для ваших тренингов понадобятся:

1. Не просто упражнения, а упражнения-бриллианты : яркие, мощные, запоминающиеся

2. Эксклюзивные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов

3. Упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату

Портал сайт вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За 30 лет успешной работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для личностных тренингов и бизнес-тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Теперь вы можете приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе .

Из уникальных упражнений на развитие коммуникативных навыков , мы рекомендуем вам прежде всего, следующие упражнения:

  • Упражнение «Внутренний переводчик»

Сильное и интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. С помощью техники «Внутренний переводчик» участники смогут лучше понимать людей , сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, смогут принимать объективные решения, несмотря на конфликтную ситуацию.

  • Упражнение «Убеди другого»

Классическое упражнение тренингов продаж, презентаций и переговоров, особенно любимое внутренними и «корпоративными» тренерами. Достаточно один раз попробовать, чтобы раз и навсегда оценить его эффективность.

Быть убедительным - вот один из важных навыков, необходимый для успешной коммуникации. То же самое можно отнести к переговорам и презентациям, где способность убеждать играет не менее важную роль.

Упражнение «Убеди другого!» и направлено в первую очередь на то, чтобы отработать навыки убеждения при коммуникации, продаже-презентации товара и переговорах.

  • Упражнение «Вчувствование»


Уникальная авторская разработка доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника , вплоть до его самоощущения и хода мыслей?

Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете.

Упражнение «Вчувствование» дает возможность участникам попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Техника «Вчуствование» поможет участникам лучше понимать своего партнера по коммуникациям , что особенно важно в важных и значимых переговорах.

  • Упражнение «Случай в гостинице»

Яркое и запоминающееся упражнение , которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в коммуникации, в умении устанавливать контакт с другим человеком. А также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в коммуникации и переговорах, а какие - наоборот. Какие - позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.для тренингов личностного роста, тренингов уверенности или управления эмоциями. У пражнение способно в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления. Одно из лучших в своем роде . Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников тренинга.

Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!

Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Бонусы! Прилагается подробный блок теории и 6 различных вариаций данного упражнения!

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"


    Отличное упражнение!
    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей . В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру . и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Упражнение для тренингов "Миллион евро"

    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста.

    Это упражнение "для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели , которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать , и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение "Миллион евро" всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!

    Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.

  • Коммуникативные навыки – это навыки общения друг с другом словесно или без слов: посредством жестов, языка телодвижений или имиджа. Эффективные коммуникативные способности являются фундаментом успеха во многих областях жизни. Развитые помогают в устройстве на работу и налаживании отношений внутри коллектива. Эффективные коммуникативные способности, таким образом, являются ключом к налаживанию межличностных отношений. Следуйте рекомендациям, изложенным в этой статье, чтобы улучшить свои коммуникативные навыки.

    Развитие коммуникативных навыков

    Коммуникативные способности: Больше слушайте

    «Нам дан один язык и два уха, чтобы мы могли слушать вдвое больше, чем говорим». Александр Солженицын

    «Я люблю слушать. Я многое познал, слушая внимательно. Большинство людей никогда не слушают». Эрнест Хемингуэй

    Вероятно, это один из самых недооцениваемых коммуникативных навыков. Зачастую, люди эгоцентричны, сосредоточены на себе. Многие из них привыкли говорить о себе. Они ждут, когда кто-то другой закончит говорить, чтобы начать говорить снова. Как преодолеть эту привычку?

    Один из лучших способов – забыть о себе. Сконцентрируйте внимание в разговоре на окружающих, а не на своем «Я». Думайте меньше о себе, больше — о человеке, с которым Вы разговариваете и которого слушаете.

    Внимательно слушая собеседника, помимо прочего, поможет Вам определить наилучший способ продолжения разговора. Задавайте вопросы, подразумевающие расширенные ответы, а не только «да» или «нет». Таким образом, Вы сможете общаться более содержательно и интересно.

    Проявляйте действительную заинтересованность в собеседнике

    «Вы можете приобрести больше друзей в течение двух месяцев, проявляя интерес к другим людям, чем пытаясь привлечь внимание к себе на протяжении двух лет. Это – еще один способ сказать: чтобы приобрести друга, надо самому быть им». Дейл Карнеги

    Проявляя интерес к другим людям, Вы, вполне естественно, начинаете более заинтересовано слушать их, пытаясь понять, о чем они думают.

    Значит, Вам будет легче определить, что их по настоящему интересует и избавиться от негативных предположений, которые могут помешать разговору.

    Слушая собеседника, Вы сможете легко обнаружить, что он или она не настолько скучны или отличаются от Вас, чем Вам показалось при знакомстве.

    Как утверждает Карнеги, создавать отношения и продвигать их в позитивном ключе гораздо легче, если Вы проявляете больше интереса к партнеру, чем к себе. Почему так?

    Причина проста: люди чувствуют себя комфортнее, когда вы проявляете искреннее внимание к ним и их интересам.

    Коммуникативные способности: Не прислушивайтесь чрезмерно к критике

    «Если плохо говорят о Вас, и если это правда – исправьтесь. Если же это ложь – посмейтесь». Эпиктет

    «Если мы осуждаем или критикуем другого человека, это ничего не говорит о нем. Скорее, это говорит о том, что внутри нас засел червь критического отношения к другим». Неизвестный автор

    Ну, что ж, Эпиктет научил нас кое-чему. Прислушивайтесь к критике. Если Вы чувствуете, что в ней есть зерно истины, подумайте о том, как исправиться. Однако, следует ясно представлять себе, что в большинстве случаев критика отражает состояние самого критикующего.

    Может у нее или у него был не самый удачный день. Может, заболел ребенок или домашний питомец. Может Ваш собеседник или собеседница ревнует Вас или сердится на кого-то другого. В связи с тем, что люди сосредоточены на себе, легко сделать ошибочный вывод на свой счет. Вполне возможно, что критикуя Вас, этот человек думает о чем-то в своей собственной жизни. А Вы, с другой стороны, сосредоточены на себе. Таким образом, Вы можете придти к выводу, что критика относится к Вам.

    Но мир не вращается вокруг Вас. Осознание того, что люди мало думают о вас и о том, что вы делаете, может здорово облегчить вам жизнь. Проблема, связанная с боязнью сделать что-то не так из-за мнения окружающих, превращается лишь в небольшое препятствие.

    Коммуникативные навыки: Не говорите слишком долго

    Этот постулат относится к умению слушать. Выступая в роли говорящего слишком долго, Вы лишаете себя возможности услышать собеседника. Фокусируя внимание на других, Вы начинаете меньше говорить сами.

    Относитесь к другим так, как Вам бы хотелось, чтобы они относились к Вам

    «Люди, окружающие Вас на работе, отражают Ваше отношение к ним. Если Вы подозрительны, недружелюбны или снисходительны к другим, ждите такого же отношения к себе. Относясь к ним с уважением и симпатией, Вы почувствуете такое же хорошее отношение к себе. Это стоит того, так как большую часть рабочего времени Вы проводите с ними». Беатрис Винсент

    Во взаимоотношениях людей силен закон обоюдности. Как Вы относитесь к кому-то, так и он будет относиться к Вам. Может не сегодня или завтра, но со временем Вы обязательно это почувствуете.

    Ваше отношение к человеку является важнейшей составляющей поведения и общения. Оно определяет взаимоотношения в окружающем Вас мире людей.

    Ваш взгляд на мир и людей определяет, как Вы воспринимаете происходящее вокруг. Ваши мысли определяют Ваши чувства. А мысли и чувства определяют то, что вы говорите и как себя ведете.

    Даже если Вы говорите приятные слова, у собеседника может возникнуть противоположное отношение к Вам на основе того, что Ваши мысли, чувства, тон голоса и язык телодвижений не совпадают с Вашими словами. Слова составляют только 7 процентов процесса общения. Поэтому все остальное, помимо слов, является решающим.

    Коммуникативные способности: Придерживайтесь позитивного отношения

    « Я убеждена, что позитивное отношение – это ключ к успеху или неудаче практически во всех жизненных ситуациях. Ваши устремления, внешний вид, Ваше отношение к себе и другим людям определяют Ваши приоритеты, ценности и действия. Ваша позиция определяет способы взаимодействия с другими людьми и с самим собой». Кэролин Уорнер

    «Два человека смотрят через одну и ту же тюремную решетку. Один видит грязь, другой – звезды». Фредерик Лангбридж

    «Добротой можно добиться многого. Солнце может растопить лед, а доброта заставляет исчезнуть непонимание, недоверие и враждебность». Альберт Швейцер

    Позитивное отношение – это осознанный выбор положительного аспекта при любых внешних обстоятельствах. Придерживаться его все время не всегда представляется возможным, но его следует вырабатывать наподобие привычки хорошо питаться и делать зарядку. Трудно только в начале. Но когда Ваш мозг привыкает к новому поведению, оно становится почти автоматическим. Мозг интерпретирует реальность в иной плоскости, чем раньше.

    Вместо видения проблем повсюду он начинает искать возможности и находить хорошее в любой ситуации. Спросите себя: «Чему я могу научиться в этом»? Найдите причины, которые позволят Вам быть благодарным и счастливым.

    При общении используйте не только слов, но и язык тела

    «Люди могут забыть, что вы говорили, но они никогда не забудут, что они чувствовали при общении с вами». Карл Бюхнер

    «Я говорю на двух языках: английском и языке тела». Мэй Уэст

    «Мы часто отказываемся согласиться с говорящим только потому, что тон его голоса нам неприятен». Фридрих Ницше

    Слова составляют лишь малую часть общения. Около 90% сообщения передается через тон голоса и язык тела. Улучшив эти два аспекта, вы сможете лучше доносить свои мысли до окружающих. Например, вы можете начать говорить более эмоционально. Если вы открыты и позитивны, это отражается в ваших жестах и мимике. Когда вы слушаете, можете немного наклониться в сторону собеседника и смотреть ему в глаза, подчеркивая, что вы его внимательно слушаете и т.д. Обращайте внимание на тон своего голоса и телодвижения при общении с другими, корректируя его по мере необходимости.

    Источник статьи «Коммуникативные способности» — http://www.positivityblog.com

    На десерт вдохновляющее видео.

    Умение устанавливать контакт с людьми – важный навык, значение которого особенно велико в сегодняшнем мире больших возможностей. Развитая коммуникабельность помогает понимать окружающих и быть понятным, успешно вести переговоры, продавать себя и товары, быть лидером – легко приспосабливаться к новым условиям и добиваться практически любых целей, как в повседневной жизни, так и в бизнесе. Цель тренинга на развитие коммуникации – формирование практических навыков для решения задач говорящего. Отрабатывая в игровой форме вербальный и невербальный способы коммуникации, мы научимся:

    • производить “правильное” впечатление на собеседника;
    • легко устанавливать и поддерживать контакт;
    • убедительно аргументировать свою позицию и отстаивать свои интересы;
    • выделять и нейтрализовывать попытки манипуляции;
    • управлять эмоциями и безболезненно преодолевать конфликты.

    Некоторые из нас очень остро нуждаются в собеседниках, другие могут подолгу оставаться наедине с собой. Потребности каждого человека в общении различны, но от них никуда не деться даже самому глубокому интроверту. Общение - это биологическая потребность, и попытки сопротивляться ей бесполезны. Уже после пяти дней в полном одиночестве в нервной системе человека начинаются дегенеративные изменения, возникают галлюцинации. Сам себе не отдавая отчет, человек ищет собеседника в зрительных и звуковых образах и общается с ним, как с реальным.

    Как любой театр начинается с вешалки, так и тренинг на развитие коммуникации начинается со знакомства.

    Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста. Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться. Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение - обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

    Коммуникация детей - важный элемент социализации

    Эффективное коммуникативное развитие - основы

    Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.


    Что такое коммуникативные способности у детей

    Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

    • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
    • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
    • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
    • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

    Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.


    Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

    Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.


    Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

    Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

    Семья - наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

    • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
    • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
    • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
    • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
    • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
    • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

    Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

    Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.

    Игровое обучение

    Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.


    Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

    Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

    Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

    Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.


    Настольный театр - способ развития умения общаться

    Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как - нельзя.

    Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное - попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.


    Условия для развития коммуникативных способностей

    Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.

    Как развить навыки невербального общения?

    Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

    • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
    • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
    • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
    • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

    Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.


    Занятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно

    Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное - выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

    Самопознание как фактор эффективного общения

    По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

    • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что - обрадовало;
    • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
    • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
    • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
    • воздержитесь от излишней критики ребенка.

    Методы развития умений коммуниковать

    Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

    Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.


    Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

    Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

    Основная задача родителей дошкольников - научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

    Похожие материалы

    Читайте в этой статье:

    В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам и большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Современные дети не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей вызывает серьезную озабоченность преподавателей дошкольных учреждений. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими — залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка ко взрослой жизни.

    Начало формирования коммуникативных навыков дошкольника

    Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.

    Развитие детей дошкольного возраста предполагает воспитание всех этих навыков с самого рождения. Эти навыки включают в себя: способность с пониманием и заботой относиться к другим людям, умение поставить себя на место другого и входить в его положение, осторожно и избирательно относиться к использованию фраз и выражений, понимая, что неосторожные слова могут очень сильно воздействовать на чувства и эмоции другого человека. Чем больше понимание между людьми, тем большая симпатия может возникнуть. Важно вкладывать в юные головы мысли о том, что нельзя принижать и оскорблять других людей, даже если они не согласны с вашим мнением и чем-то отличаются от большинства. Развитие всех этих навыков у детей дошкольного возраста происходит во взаимодействии с родителями, братьями и сестрами, с товарищами по группе детского сада, с преподавателями и воспитателями. Характерные черты общения с окружением начинают проявляться сразу после рождения ребенка. Младенец, вступивший в жизнь, впитывает, как губка, схемы коммуникативности, которыми пользуется его окружение в семье и детском учреждении.

    Влияние семьи на развитие дошкольника

    Гармоничное психическое развитие детей дошкольного периода целиком зависит от благоприятного психологического климата в их семье. Это та почва, на которой будут взращены важные в человеческом обществе черты личности. Родительская любовь способна направить в верное русло психологическое развитие детей. Любовь и мудрое воспитание родителей дают детям твердую опору и надежную эмоциональную защиту в жизни.

    Однако во многих семьях в современных условиях на первом месте находятся финансовые и бытовые проблемы. Это обуславливает стремление некоторых родителей отодвинуть развитие детей на второй план и как бы самоустраниться от вопросов воспитания собственных детей, в том числе и от развития коммуникативных способностей. Такое несознательное отношение к воспитанию своих детей может пагубно отразиться при вхождении маленького человека на сложный путь взаимодействия с окружающим миром, послужит существенным препятствием в обретении новых друзей и решении сложных жизненных ситуаций.

    Первое взаимодействие с миром малыш получает из общения с родителями. В этом взаимодействии ребенок узнает правила хорошего и плохого общения с окружающими. Дети раннего возраста весьма восприимчивы и внушаемы, поэтому обучение ребенка своим отцом или матерью правилам общения происходит не всегда осознанно, порой даже и для самого родителя. Общаясь со своим чадом, родитель передает ему свою модель коммуникативности. И не всегда эта модель полностью соответствует тем нормам и правилам, которые могут обеспечить гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

    Положительные и негативные модели воспитания ребенка

    Есть семьи, наполненные теплой атмосферой любви, понимания, заботливой взаимопомощи. Это очень благоприятная почва, чтобы психическое развитие детей протекало в правильном русле и у них формировался навык позитивного взаимодействия с окружением. Если родители с пониманием относятся к жизни ребенка, уделяют время для игр с ним, общаются, вникают в его проблемы, ласкают его, малыш получает эмоциональную защиту и воспитывается радостным, уравновешенным, способным к гармоничному общению человеком, с высокой самооценкой. Такой ребенок если и окажется в сложной ситуации, то он гораздо быстрее справится с отрицательными эмоциями и найдет верное решение для выхода из конфликта. Нет необходимости прививать ребенку из благополучной семьи навыки оптимального общения с окружением, он получил набор таких умений из опыта личного взаимодействия с членами семьи.

    К сожалению, существуют семьи, в которых царит недоброжелательная, бездушная и даже агрессивная атмосфера. Здесь общаются в грубой авторитарной манере, жестко обрывают разговор, насмехаются над провинностями ребенка, безразличны к его проблемам, разговаривают с ним резко и бездушно. В таких семьях властвует излишняя требовательность, чрезмерно жесткое отношение и отвергаются психологические нужды ребенка. Искаженные коммуникативные навыки закрепляются в поведении дошкольника, так как они обуславливаются той ролью, которую отвели ему в семье.

    Воспитанник из такой негармоничной семьи будет проявлять агрессию, настороженность или, наоборот, начнет заискивать и прибегать ко лжи. Дошкольнику, недополучившему родительской любви и внимания, весьма трудно налаживать взаимоотношения со своим окружением. Все эти недостатки воспитания детей дошкольного периода жизни имеют одно схожее качество — это недостаток гибкости и пластичности, неумение приспособиться к требованиям ситуации, текущего момента. Психологическое состояние таких детей весьма фрустрированное, искаженное навязанной ему в семье моделью поведения. Такие дети нуждаются в квалифицированной помощи психолога.

    Типичные модели поведения детей в семьях с непоследовательным воспитанием

    1. «Кумир всей семьи» может вести себя как угодно плохо, он неизменно будет вызывать у членов семьи лишь восторг, любой его каприз сразу выполняется, с ним разговаривают лилейным тоном, ему посвящена жизнь всех домашних. В результате такого обожания «кумир» становится капризным, разбалованным, эгоистичным.
    2. «Мамино (папино, бабушкино) сокровище» — похож на предыдущую модель, но только ребенок является любимчиком одного из взрослых и ощущает его особое отношение к себе, в то же время остро реагируя на нехватку такого же внимания от других членов семьи. Вместо этого его высмеивают, называя папиной дочкой или маменькиным сыночком.
    3. «Ребенок-паинька» — обязан выполнять негласный свод правил и приличий в семье, никому не интересны его истинные желания и чаяния, ему прививается способность к лицемерию и двуличию. Немудрено, что именно такие «образцовые» дети неожиданно для всех совершают поступки, попирающие все нормы морали и права.
    4. «Болезненный ребенок» привыкает к постоянной чрезмерной опеке всех членов семьи, и, даже если он выздоравливает, к нему продолжают относиться, как к слабому и немощному человеку. Это развивает эгоцентризм, капризность, неумение брать ответственность на себя.
    5. «Невыносимый ребенок» создает постоянное напряжение и лишние хлопоты для всех членов семьи. Его постоянно наказывают, делают выговоры, читают нотации. Возможно, психический склад озорника действительно труден для воспитания, но не только в нем дело. Оказывается, невыносимое поведение трудного ребенка сплачивает членов семьи, доселе с натяжкой общающихся между собой, также она может использоваться как повод для самоустранения от воспитания озорника или же как возможность изолировать неугодного члена семьи, например бабушку или отца, якобы балующих ребенка.
    6. «Ребенок-золушка» прислуживает в собственной семье. Выполняя многочисленные обязанности, он не получает ни малейшего поощрения за это. Все награды достаются братьям и сестрам, что взращивает в нем чувство приниженности, завистливости и несамостоятельности.
    7. «Ребенок-козел отпущения» становится громоотводом для агрессии всех домочадцев, он одинаково плох для каждого члена семьи, каждый может разрядить на нем свое раздражение. При таком постоянном унижении ребенок становится закомплексованным, задавленным. Он боится сказать лишнее слово или совершить любой поступок из-за страха быть наказанным и в результате становится безынициативным, запуганным человеком с израненной психикой.

    Взаимодействие детей в группе детского сада

    Развитие коммуникативных навыков не вызывает особой тревоги, пока дошкольник общается только с домочадцами. Первые сложности возникают при оформлении ребенка в детский сад. Психология взаимоотношений с одногодками гораздо сложнее, нежели взаимодействие с домочадцами. Ведь сверстники не всегда идут навстречу друг другу — чаще, наоборот, их действия продиктованы собственными эгоистическими интересами. Вот тут-то и возникает жесткое соперничество сверстников, не всегда разрешающееся социально приемлемыми методами. Одни дошкольники проявляют упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным страхам, а третьим не чужды ложь и изворотливость. Есть категория детей, не способных завести себе друзей и выстроить нормальные отношения даже с родным братом или сестрой.

    Враждебное отношение к окружающим, отсутствие оптимальных коммуникативных навыков возникает у детей, которые чувствуют себя нелюбимыми, не заслуживающими ласки, понимания, такие дети погружены в свой особый мир, отгороженный от внешнего мира.

    Их негативное отношение к окружающим получает соответственную реакцию, которая жестко ударяет по ним же самим. Дети с трудным поведением не контролируют себя, хотя могут подчиниться контролю со стороны родителей и воспитателей. Есть несколько причин, осложняющих взаимодействие ребят дошкольного возраста:

    • повышенная тревожность, частая смена настроений, плаксивость;
    • низкое социальное положение, уничижительное отношение к своей личности;
    • отсутствие эмпатии к эмоциональному состоянию других людей;
    • неудовлетворенность потребности в общении;
    • неумение почувствовать, какие эмоции испытывает другой человек;
    • развивающаяся нервозность, невропатия, множество страхов, мешающих общению;
    • замкнутость и пассивность, отказ от контактов, уход в себя;
    • повышенная возбудимость и агрессивность, желание конфликтовать, причинять боль.

    Психологическая коррекция детей с нарушением коммуникативных навыков

    Чтобы направить психологическое развитие дошкольников с нарушением коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений нужно регулярно и последовательно заниматься обучением таких детей навыкам оптимального общения. Грамотное развитие у детей дошкольного возраста навыков общения способно нейтрализовать возникшую проблему и даже повлиять на развитие новой оптимальной модели поведения ребенка. Обучение детей раннего возраста навыкам оптимального общения должно ставить перед собой следующие задачи:

    • создание в общении доброжелательного и чуткого отношения;
    • обучение умению услышать и понять другого человека;
    • обучение невербальным способам общения, мимикой и жестами;
    • развитие способности взаимодействия в сложных моментах;
    • обучение разговорной этике;
    • преодоление стеснительности, снятие зажимов;
    • обучение способности осознавать свои чувства;
    • развитие способности распознавать эмоции другого человека;
    • развитие способности выражать свои чувства словесно;
    • опора на взаимодействие с родителями детей.

    Планомерное психическое развитие детей для достижения оптимального уровня коммуникабельности может осуществляться различными способами и приемами. Можно разделить их на несколько видов по типу восприятия:

    1. Словесные методы: диалог, рассказ, чтение.
    2. Визуальные методы: использование наглядных пособий, рассматривание картинок.
    3. Практические упражнения: театрализованная инсценировка сказок, ситуаций.
    4. Игровые методы: использование дидактических и сюжетных игр и упражнений.
    5. Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
    6. Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки.

    Все эти методы направлены на развитие у детей дошкольного периода жизни доброты, эмпатии, гуманности, способности к нормальному человеческому взаимодействию с окружающими людьми. Подробнее остановимся на том, как осуществляется коммуникативное и социальное развитие дошкольников с помощью игровых методов.

    Использование игры в развитии навыков общения дошкольников

    Все игровые упражнения можно разделить на шесть разделов в зависимости от того, на какую сферу человеческой личности воздействуют.

    1. Игры, воздействующие на физиологию дошкольника. В первую очередь такие игры помогают снятию мышечных зажимов, развивают гибкость, пластичность тела, стимулируют самовыражение детей в эмоциональном движении. Игры, ориентированные на телесные ощущения, помогают ребенку справляться с пассивностью, скованностью, закрепощенностью и замкнутостью. Ведь не секрет, что расслабление на уровне тела и мышц помогает человеку обрести и психологическое спокойствие, равновесие, расслабление. Пример игры «Двигайся, как медведь, страус, лягушка и т.д.». Детям предлагается в движении изобразить какое-либо животное или сказочного персонажа.
    2. Игры, развивающие вербальные и невербальные способы общения. Вербальное общение формируется с помощью сочинения рассказа о своем переживании сильных чувств: страха, гнева, грусти, а также в игре «Испорченный телефон». Обучение невербальному общению с помощью жестов, мимики, пантомимы осуществляется в играх «Говорим через стекло», «Рассказываем стихи жестами», «Показываем мимикой, чего хочешь».
    3. Игры, знакомящие с человеческими эмоциями, обучающие умению выражать свои эмоции и правильно распознавать эмоциональное состояние товарища. В данном разделе используются игры «Дневник настроений», «Изобрази эмоции пальцами», «Эмоции в картинках». Для игр применяются карточки с изображением различных эмоций схематическим рисунком, дети подбирают соответствующую пиктограмму к изображенной на рисунке эмоции. На пустых карточках дети могут изобразить свое лицо, радостное или грустное.
    4. Игры, направляющие внимание на себя самого, свои чувства, состояние. В упражнении «Психологический автопортрет» дети поочередно отвечают на вопросы о себе: за что можно похвалить и за что можно поругать? В упражнении «Опиши себя» все ответы должны начинаться с имени отвечающего и описывать личные качества, увлечения, чувства, черты характера. Затем проводится совместное обсуждение каждого ответа. Если ребенок затрудняется самостоятельно рассказать о себе, разрешаются подсказки других детей. Таким образом, происходит развитие способности дошкольника задумываться о себе, о том, каким он сам себя представляет и каким видят его окружающие.
    5. Игры, формирующие осознанное отношение к своей семье в целом, каждому ее члену в отдельности и к себе как значимому и полноправному члену семьи. Для этого применимы задания «Нарисуй свою семью и свой дом», рассматривание фотоальбомов с заданием прокомментировать каждую фотографию, беседа о любви к родителям. Такие занятия активизируют развитие чувства родства, теплоты, любви к членам своей семьи, а также дают понимание о том, что ребенок сам является таким же родным, любимым и принимаемым человеком для своих домочадцев.
    6. Игры, активизирующие развитие навыков взаимодействия с другими людьми. Такие игры развивают у детей внимательное отношение к индивидуальным особенностям своих товарищей, формируют доброжелательное, дружеское отношение к ним, создают чувство единения, причастности к общему делу. Для этого применяется упражнение «Рисуем вместе», в котором вся группа работает над созданием одной большой картины, где каждый ребенок отвечает за определенный участок. Дети учатся договариваться, уступать, делиться карандашами, фломастерами, обсуждать проект рисунка. Возможно применение театрализованного проигрывания различных ситуаций взаимодействия детей друг с другом. В таких сценках дети решают нравственные вопросы, как лучше поступить в той или иной ситуации, задумываются над вопросом, какого человека называют добрым, честным, смелым, вежливым.

    Театрализованная игра как способ обучения детей общению

    Обучать детей раннего возраста общению можно только в тесном взаимодействии между собой, активно включая их в познавательную или игровую деятельность. Ребенка нужно научить самостоятельно задавать вопросы, активно высказывать свое мнение по тем или иным темам, устанавливать доверительные отношения, бесконфликтно спорить, поддерживать беседу. Одним из способов обучения детей общению, великолепно справляющейся со всеми этими задачами, являются театрализованные игры. Такие игры весьма популярны у дошкольников, ведь вместе с персонажами сказок дети исследуют окружающий мир, переживают целый букет эмоций и чувств, дают оценку поведению любимого персонажа в его взаимодействии с другими героями сказки. Важно, чтобы инсценировка сказки стала не просто заучиванием искусственных текстов и жестов, а способствовала развитию импровизации, фантазии ребенка, развивала умение вчувствоваться в эмоциональное состояние театральных персонажей, формировала ощущение уверенности в своих возможностях и прививала навык свободного вербального общения.

    Во время игры в спектакле дети ведут себя смело, активно, незакомплексованно. Такое творческое состояние можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков. Сказочные персонажи взаимодействуют, общаются, спорят, не соглашаются или уступают, грустят или веселятся, и через перевоплощение в образ героя сказки ребенок получает и запоминает все эти приемы взаимодействия с окружением, присваивая себе все характерные черты полюбившегося персонажа. Самостоятельное разыгрывание ролей помогает ребенку постигать нравственно-этическую подоплеку поведения персонажей, потому что он получает от взрослого положительную или отрицательную оценку качествам и действиям героев сказки. Такая оценка взрослых формирует у дошкольника навык этичного поведения и подталкивает его делать выбор в пользу нравственных поступков.

    Гармонизация детско-родительских отношений

    Развитие коммуникативных способностей дошкольников невозможно без тесного взаимодействия с их родителями. Психологи, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что, используя работу в детско-родительских группах и обучая родителей некоторым приемам общения, можно повлиять на стиль их взаимодействия со своими детьми в семье, укрепляя этим психологическое здоровье дошкольников. Такие группы в последние годы стали весьма популярны как в России, так и в странах зарубежья. Цель проекта — перестройка и гармонизация детско-родительских отношений, налаживание равноправного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и детьми, задача — обучение приемам и навыкам оптимального гармоничного общения родителя с ребенком.

    В процессе прохождения цикла занятий в группе родители начинают относиться к своим детям с большим пониманием, менее критично и учатся создавать для них атмосферу безопасности и принятия. Дети и родители взаимодействуют в группе, тем самым помогая друг другу в укреплении взаимоотношений, в поиске ответа на сложные вопросы, которые и явились причиной посещения групповых занятий. В процессе занятий используются различные виды игр. Будучи участником игры, человек, понимая условность игровой ситуации, тем не менее реагирует на нее так же, как и в реальной жизни. Поэтому игра не только обучает новым способам взаимодействия, но и корректирует стиль общения родителя с ребенком.

    Взаимодействуя со своим ребенком в игре, подчиняясь ее правилам, родитель снисходит с позиции непогрешимого и всегда правого взрослого, а ребенок получает возможность ощутить себя важным и значимым. Ведь, играя со своим чадом, родитель находится на территории его интересов. К тому же игра увлекает своей новизной, нестандартностью и позволяет взрослому ощутить себя маленьким ребенком. Практика показывает, что хорошо осведомленные о физическом здоровье своих детей родители мало знают об их человеческих качествах. Важно, что объективное представление о своем сыне или дочери родитель может получить, глядя на них со стороны, как бы глазами других участников группы. В то же время родитель и ребенок получают возможность увидеть и оценить свое отражение в действиях и реакциях других людей.

    В процессе игры между членами семьи устанавливается новый стиль общения по правилам союзников, так как родителю необходимо понять мотивацию действий своего ребенка, его логику, ощущения и эмоциональное состояние. В результате маленький человек, с полным доверием погружаясь во взаимодействие с родителем, начинает ощущать значимость своей личности. В такой атмосфере творческое самовыражение дошкольника может раскрыться особенно полно и одновременно возрастает его ощущение ответственности за происходящее. Полная свобода в творческом проявлении себя вкупе с поддержкой родителя и отсутствием страха наказания является мощным стимулом в повышении самооценки ребенка, в укреплении его психологического здоровья и формировании всех необходимых коммуникативных навыков.

    Взаимодействуя в игре и наблюдая за своим ребенком, родители начинают подмечать такие характерные черты, которых они не замечали в реальной жизни. Такие занятия учат сотрудничеству со своими детьми, помогают с пониманием относиться к их маленьким победам и поражениям и дают толчок к совместному творчеству в игре, которое впоследствии непременно займет достойное место и в реальной жизни семьи.

    Совместные усилия воспитателей и родителей в развитии детей

    Активное участие родителей в мероприятиях детского сада, таких как «Семейная эстафета», «Вежливое поведение», «Новогодний карнавал», «День Победы», дают им возможность вносить свою помощь в подготовке праздников, проникаться интересами работы детского сада, активно взаимодействовать с воспитателями своих детей, знакомиться с методикой воспитания, обогащать свой опыт. Родители получают возможность взглянуть на своего ребенка вне стен дома в других условиях, это заставляет их пересматривать стиль своего общения с ним и обновлять воспитательные приемы. В результате родители начинают понимать, что участие в жизни детского сада — это не прихоть воспитателей, а необходимость для оптимального развития их собственных детей. Такой подход формирует взаимосвязь между родительским воспитанием и воспитательными методиками ДОУ.

    В результате целенаправленных усилий воспитателей и родителей дети обретают способность хорошо ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, обучаются сопереживанию и отзывчивости. Целенаправленное развитие коммуникативных навыков совместными усилиями дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы.

    Вывод следующий: навыки общения дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый воспитатель или родитель не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому воспитатели и родители стоят во главе формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.