Закон об интернатуре и ординатуре. В медвузы вернется интернатура

После вступления в силу федерального стандарта образования третьего поколения в Российской Федерации изменился подход к подготовке будущих медиков. Какая альтернатива придумана интернатуре?

Реформа медицины

Изменения были продиктованы принятием федеральных законов об образовании. Новые госстандарты образования гласят о том, что выпускники вузов медицинского профиля должны быть абсолютно готовыми к тому, чтобы начать работу в системе органов здравоохранения. Именно этим и поясняют необходимость отмены обучения в интернатуре. Начиная с сентября 2017 года данная форма высшей профессиональной подготовки будет полностью упразднена, сообщают в Медицинском институте СВФУ.

Не все студенты отнеслись однозначно к отмене интернатуры

Декан факультета последипломного обучения врачей МИ СВФУ Леонид Апросимов отмечает, что понятия интернатуры уже нет. «Прием в интернатуру закрыт с 30 августа. В августе 2017 года выпустим последних интернов – это годичная специализация. Это связано с государственным стандартом, ориентированного на практическое обучение. Потребности в годичной специализации после окончания университета уже не требуется. Поэтому медицинский институт должен обучать студентов в течение шести лет и давать им качественные знания. Соответственно, высшей подготовкой по специализации будет считаться ординатура от двух до пяти лет. Продолжительность обучения зависит от специальности, трудоемкости, наукоемкости. Все узкие специалисты будут проходить ординатуру», – говорит доцент.

Обучаясь по новым госстандартам, студент должен уже заранее знать, кем он будет

Он понимает, почему медицинская общественность была против такого новшества. «Все новое воспринимается в штыки. Естественно, в первые годы мы будем искать больше отрицательных сторон, чем положительных. На самом деле, обучаясь по новым госстандартам, студент должен уже заранее знать, кем он будет. С такой целью они и проходят практико-ориентированное обучение», – говорит кандидат медицинских наук. Декан последипломного обучения врачей не отрицает тот факт, что интернатура была хороша тем, что в течение шести лет студенты углубленно обучались практике. Затем в интернатуре могли определиться, кем они станут и сразу испробовать специальность.

Приобрели лишившись

Главный врач Республиканской больницы №2 – Центр экстренной медицинской помощи Борис Андреев уверен, что интернатуру нужно проходить обязательно. «Именно там выпускникам давали знания, навыки работы, получат больше практики. Зачем вчерашнего выпускника шестого курса сразу отправлять на работу? Конечно, есть такие специальности, которые они могут осилить. Но именно в республиканских больших учреждениях, диспансерах должны подходить люди со знанием и с хорошим практическим опытом», – говорит кандидат медицинских наук. Он отмечает, что именно в ординатуре студенты втягиваются в работу. По тем практическим навыкам, потенциалу для научной работы руководитель учреждения всегда может сделать выбор как работодатель.

Ираида Винокурова является интерном-офтальмологом факультета последипломного обучения врачей МИ СВФУ. И их выпуск является последним, который проходит интернатуру. «Мне кажется, нам очень повезло, что мы успели к тому моменту, пока интернатуру не отменили. В следующем году мы уже получим сертификаты и можем работать по той специальности, которую мы выбрали», – делится интерн. Один из значимых плюсов отмены интернатуры в том, что после окончания института и аккредитации студенты поступают сразу на ординатуру. Ведь интернатура не дает всех возможностей, которые можно получить после прохождения ординатуры. «С одной стороны, для тех, кто хочет побыстрее начать работать, интернатура была очень хорошим вариантом. Если брать подготовку врачей как квалифицированных специалистов, то ординатура, конечно, лучше. Я сама сейчас прохожу интернатуру, но хочу поступить в следующем году на ординатуру, так как хочу оперировать. А после прохождения интернатуры, к сожалению, это невозможно», – сказала будущий офтальмолог.

Ожидается, что бюджетное обучение в ординатуре будет сокращено

Врач-ординатор кафедры инфекционных болезней, дерматовенерологии и физиатрии МИ СВФУ Галина Кричко отмечает, что для некоторых специальностей, таких, как хирургия или терапия общих специальностей интернатура была «спасательным кругом». «Общий хирург или терапевт – это дверь в мир узких специальностей: нейрохирургия, кардиохирургия и сосудистая, урология, травматология, в терапии – гастроэнтерология, гематология, нефрология, кардиология и прочее. Интерн за год обучения мог понять, что ему дается лучше, чем ему нравится заниматься и идти на специализацию в ординатуру. Теперь врачи общей практики проходят двухгодичную ординатуру. Что потом? Снова двухгодичная ординатура по специалитету? А то и трех, четырехгодичная. И все это время у молодого врача минимальный оклад. Он не сможет выработать стаж, плюс с новой системой непрерывного медицинского образования добывать баллы, не имея рабочего места, невозможно», – рассказывает ординатор. По ее мнению, это усложняет процесс обучения, делая учебу бессмысленно затянутой. Но если студент определился со специальностью сразу, и его взяли на эту специальность в ординатуру – это большой успех. «Экономия целого года, а при предстоящей системе образования – и двух лет, очень удобно. В таких специальностях, как анестезиология и реаниматология, неонатология, офтальмология, я думаю, допустимо отменять интернатуру с продлением ординатуры, так как люди идут туда, как правило, уже определившись. Есть свои плюсы и минусы, вопрос этот сложный, и говорить об однозначности решения, конечно же, нельзя», – сказала Галина Кричко.

Длительная аккредитация

В 2016 году состоялся первый выпуск по специальности «Фармация» и «Стоматология». Они обучались пять лет и уже приступили к трудовой деятельности. «Чтобы приступить к трудовой деятельности они проходят аккредитацию специалиста. Это новый формат допуска к практической деятельности. Это федеральный закон. Мы его не можем опротестовывать», – говорит декан факультета последипломного обучения врачей МИ СВФУ Леонид Апросимов. Когда принимали этот федеральный закон об образовании, в РФ было предусмотрено, что с 2016 года к такому формату должны перейти все медики. Подготовительная работа в течение пяти лет не принесли ничего сверхординарного в системе медицинского образования. Соответственно 29 декабря 2015 года выходит другой закон, который пролонгирует тот федеральный закон, который назывался об образовании РФ, то есть переход к аттестации специалиста. Эта аккредитация будет вводиться поэтапно в течение десяти лет.

Декан подчеркивает, что раньше некоторые студенты попадали в интернатуру случайно. Все хотят получить узкую специализацию и поступают туда, где есть бюджетное место. И именно нынешнее практико-ориентированное обучение помогает студентам идти и продолжать образование осознанно.

«Бюджетное обучение в ординатуре будет сокращено. Там будет большой конкурс. Но тем не менее мы не исключаем того, что за счет будущего места работы студенты могут остаться в клинической ординатуре, но это будет целевое обучение. Это зависит от самих работодателей». Леонид Апросимов, декан факультета последипломного обучения врачей МИ СВФУ

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Несмотря на то, что реформирование системы здравоохранения в России еще обсуждается, и никакой конкретики чиновники пока что не дают, в вопросе обеспечения отрасли молодыми специалистами картина царит вполне ясная. Выпускников медицинских ВУЗов в 2016-м ждет масса нововведений, касающихся интернатуры, ординатуры и аккредитации. А теперь подробнее - о каждом из них.

Аккредитация

С 2016 года начинает работу программа по внедрению системы подтверждения аккредитации медиков. Первопроходцами на этом пути станут выпускники. Они первыми отправятся в симуляционные центры, где смогут отработать полученные в ВУЗах навыки. В стране уже открыто около 70 таких узлов, оснащенных всем необходимым для тестов. Основное оборудование – манекены и компьютеры с соответствующими программами.

Подтверждать свою квалификацию в таких заведениях смогут и врачи, и средний медперсонал. В будущем всем докторам придется периодически подтверждать аккредитацию. Они вынуждены будут изучать протоколы, необходимые для каждой специальности, и, таким образом, идти в ногу со временем и следить за всеми тенденциями, существующими в современной медицине.

Врачам придется подтверждать свою квалификацию прохождением тестов!

Согласно плану Минздрава, за два года (т.е. до 2018-го) все медработники должны будут пройти данную процедуру и подтвердить свою профпригодность. Также каждый доктор сможет расширить сферу своей профессиональной деятельности. Чиновники говорят, что практиковать по специальности, на которую у врача нет разрешения, будет строго запрещено.

Однако, пройдя обучение и получив соответствующую аккредитацию, врач сможет начать работать и по новой специальности. Чтобы подтвердить свою профпригодность, доктору придется освоить клинические протоколы для соответствующей специализации. Министерство уже занимается их разработкой: в общей сложности нужно создать 1.5 тыс. таких протоколов!

С нового года выпускники медвузов по некоторым специальностям смогут отправляться на работу сразу после получения диплома, минуя годы интернатуры, которая была обязательной до этого. Таким образом государство хочет решить проблему притока новых кадров в медицинские учреждения. Конечно, молодых докторов будут держать под контролем их опытные старшие коллеги.

Зато нарабатывать практику выпускники смогут уже в «полевых» условиях – помогая реальным пациентам. С одной оговоркой – пойти работать можно будет только в поликлинику или центральную районную больницу. Рассчитывать на трудоустройство сразу после выпуска из медицинского ВУЗа могут педиатры, стоматологи, врачи лечебного дела, гигиенисты, эпидемиологи и фармацевты. Остальные пока будут учиться по старым правилам.


С 2016 г. молодые врачи начнут работать без прохождения интернатуры

Новое в ординатуре

Есть у чиновников и некоторые планы относительно обучения в ординатуре. Так, согласно текущим предложениям, время ординаторского обучения должно ограничиться двумя годами. Но, прежде чем поступить в ординатуру, молодой специалист должен отработать некоторое время в медицинском учреждении (пока речь идет о трех годах).

Только после этого можно будет подать документы на дальнейшее обучение. В целом, ординатуру планируют сделать специальной формой последипломного образования. Именно здесь доктор сможет получить узкую специализацию - например, обучиться кардиохирургии или неврологии. Это лишь общая схема, которая со временем будет доработана.

Ну а для тех студентов, которые хотели бы сразу перейти к специализации, могут разработать отдельный план. Возможно, такое право получат молодые специалисты, которые занимались научной деятельностью в выбранной сфере - например, участвовали в работе международных конференций, публиковали научные работы и т.д.


Для абитуриентов большинства медицинских ВУЗов, как и для многих выпускников этих же учреждений, всё более актуальным и животрепещущим становится вопрос относительно получения полноценного и востребованного образования. Вот только после того, как силу вступит федеральный стандарт относительного обучения третьего поколения, в России кардинально поменяется сам подход к подготовке будущих врачей. К примеру, с января 2016 года интернатура упраздняется для тех, кто решил выбрать на будущее специализацию стоматология и фармацевтика. С 2017 же года аналогичный исход дел коснётся желающих получить специализацию лечебно-профилактических факультетов и педиатрии. В первую очередь под новшества 2017 года попадут те абитуриенты, кто поступил на учёбу в 2013 году.

Чтобы понять, будет ли отменена интернатура в 2017 году и какие вообще новшества стоит ждать в этой сфере, стоит обсудить этот вопрос более подробно.

Суть реформы 2017 года относительно медицинского образования

Новые Госстандарты относительно образования рассказывают общественности о том, что выпускники ВУЗов с медицинским профилем должны морально готовиться к началу работы в органах здравоохранения. Именно таким шагом объясняется отмена обучения в интернатуре. Кстати, уже с сентября будущего года этот вид подготовки медицинских выпускников окажется полностью упразднён.

Стоит напомнить, что не так давно даже обычный участковый врач в поликлинике в обязательном порядке должен был иметь сертификат, в котором говорилось об окончании интернатуры и успешно сданного квалификационного экзамена.

Теперь для всех выпускников достаточно просто иметь при себе диплом об окончании профильного ВУЗа. Согласно с новыми подходами относительно получения медицинского образования, студенты специализированных учебных заведений обязаны осваивать технику врачевания на специальных симуляторах или же в больницах или поликлиниках, закреплённых к определённому ВУЗу.

Согласно с отмеченным нововведением, студенты лечебно-профилактических и педиатрических факультетах на 5 и 6 году обучения будут начинать отрабатывать на практике свои навыки. Контролировать процесс обязуется закреплённый специалист из лечебного учреждения. Стоматологи же и фармацевты начнут проходить такую практику на 4 и 5 году обучения.

Основной целью, преследуемой правительством своим решением об отмене интернатуры, является проблема с нехваткой медицинских кадров «первичной практики». В итоге представители Минздрава не придумали ничего лучшего, как решить проблему следующим путём. Теперь выпускникам медицинского ВУЗа сразу после окончания обучения придётся отработать 3 года в терапевтическом или педиатрическом отделении поликлиники.

Скорее всего первым местом работы для таких специалистов станет районная больница, проводящая набор. Все бюджетники, которые обучались на стипендии, после получения диплома должны будут отработать государству вложенные в них средства. В итоге получается привычная для времён СССР система, вызывающая у нынешних студентов вполне резонное опасение и даже волнение. Ведь теперь молодому врачу придётся отработать 36 месяцев в той больнице, где проходит набор.

Вот только далеко не каждому из будущих светил медицины хочется сразу после получения диплома отправляться в какое-то село на «отработку». Лишь имея за плечами 3 года практики на должности педиатра или терапевта, бывший студент может рассчитывать на поступление в ординатуру. Этот шаг позволит всего за 3 года получить врачу более узкую специализацию. Вопрос относительно окончания ординатуры останется открытым для тех студентов, кто планирует после окончания заниматься трансплантологией, неонтологией, хирургией, кардиологией и другими специализациями.

Новый порядок аккредитации медицинских сотрудников

2017 год обернётся ещё одним нежданным моментом для нынешних медиков: привычная процедура сертификации теперь будет представляться в виде аккредитации, дополненной государственными экзаменами. По мнению правительства, эта мера позволит существенно повысить уровень образования. Кстати, обязательная для всех аккредитация была введена ещё в 2011 году. В 2017 же году вступает в действие порядок проведения этой процедуры, на основании которой можно с лёгкостью проверить готовность врача осуществлять свою профессиональную деятельность.

Освидетельствовать свою квалификацию теперь придётся каждые 5 лет. Также Минздравом планируется создать общий реестр медицинских специалистов, в котором можно легко увидеть опубликованную информации относительно уровня образования каждого врача, так, как и его квалификацию. Говоря проще, теперь пациенты смогут самостоятельно выбирать для себя лечащего врача, исходя из предоставляемых данных. Хочется отметить, что пока Минздрав не оглашает никаких конкретных критериев относительно правил прохождения будущего «среза знаний и умений».

По предварительным данным, процедура аккредитации будет проходить в виде тестирования, предоставления комиссии портфолио и экзамена в центре симуляции. Медицинские работники, сумевшие успешно пройти все «испытания», получат на руки «индивидуальный лист допуска к конкретным видам медпомощи».

Для выпускников аккредитация в 2017 году будет проводиться профильными ВУЗами, тогда как действующие врачи смогут определить уровень своих умений и знаний на следующие 5 лет в специально подготовленных центрах.

Критика в сторону будущей реформы

Перед тем как обсуждать, отменят ли интернатуру в 2017 году, стоит понять следующие: все эти инновации со стороны кажутся очень даже сомнительными. Ранее существовавшая система подготовки медицинских работников предполагала получение всех необходимых практических сведений в процессе интернатуры. Это помогало не отвлекаться от теоретического обучения, к тому же действующая практика проводилась под чётким надзором руководства.
Теперь же, вчера ещё студенты, а завтра уже новые педиатры и терапевты, смогут заполнить своим количеством пустующие кабинеты и навсегда разобраться с длинными очередями. Но тем самым система Здравоохранения обзаведётся искусственной конкуренцией. Ведь если на место опытного врача придёт выпускник, то о каком праве относительно повышения оклада может идти речь.

Сами же врачи настаивают на том, что лишь благодаря интернатуре студент-медик получает возможность подготовить себя по какой-нибудь узкой специальности. Замена этой ступени практикой во время обучения теории приведёт к существенному сокращению часов, которые сейчас уделяются физиологии, микробиологии или биохимии. В итоге все будущие терапевты могут распрощаться с львиной долей важной теоретической информации. К тому же хоть кто-то верит в том, что выпускник медицинского ВУЗа сразу после получения «корочки» действительно может стать хорошим врачом?

В будущем введения такой инициативы может привести к существенному сокращению числа узких специалистов. Такие выводы строятся на довольно простом расчёте: 6 лет обучения, 3 года терапии. В итоге до момента поступления в ординатуру будущему специалисту исполнится 27 лет. У многих до того момента появляться семьи. При этом на должности терапевта вчерашний студент сможет зарабатывать около 20 тыс. рублей, тогда как 5 лет ординатуры – ежемесячная стипендия в 2 тыс. рублей. Вряд ли хоть один семейный человек сможет позволить себе подобную «роскошь». В итоге должности терапевта для большей половины выпускников окажется вполне достаточно. А кто же обеспечит страну хорошими гинекологами, ортопедами или же хирургами?

Остаётся лишь надеяться на то, что пользы от будущих молодых терапевтов в 2017 году окажется больше, чем вреда. Но так ли это будет?

В России идет полномасштабная реформация системы здравоохранения. Одна из ее составляющих - вузовская и послевузовская подготовка квалифицированных специалистов. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификатов аккредитационными листами, утверждения образовательных стандартов подготовки будущих врачей.

2014 год - начало реформ в медицинском образовании

Суть перемен - в стандартизации. По планам МЗ РФ обучение, послевузовская подготовка, специализация, повышение квалификации врачей, лечение, реабилитация - все, что касается медицины, должно укладываться в рамки специально разработанных стандартов. С этой целью в 2014 году был принят Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (ред. от 17.03.2017). Он регламентировал переход на систему стандартизации в обучении врачей и должен был стать основой Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования в области медицины (ФГОС). Именно по таким стандартам работают практически все высшие учебные заведения страны. Однако в медицине до сих пор его окончательного варианта не разработано. Медицину ждут постоянные изменения: отменить или оставить интернатуру или ординатуру, как выдавать аккредитационные листы, как повышать квалификацию опытным врачам и т.д.

Обучение врачей до 2016 года

Каждый выпускник медицинского вуза, имеющий за плечами 6 лет теории и диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», мог выбрать, как развиваться и где работать.

Чтобы самостоятельно лечить пациентов и получить практические навыки, он был обязан поступить в интернатуру по общей специальности (терапия, хирургия, акушерство и гинекология) или на конкурсной основе в ординатуру, на одну из узких специальностей по своему выбору (неонатология, дерматология, кардиохирургия и т.д.). С институтской скамьи можно было поступить и в аспирантуру для продолжения научной деятельности.

Интернатура предполагала год практики под руководством опытного куратора, ординатура - два, аспирантура - три.

Интернатура Ординатура
После окончания можно было работать в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом , педиатром , хирургом , акушером –гинекологом . После окончания можно было работать в поликлинике и стационаре.
Интернатура была бесплатной для всех выпускников вуза. Ординатура могла быть бесплатной, если выпускник поступал на бюджетное место и знал, где будет трудиться после выпуска, или на платной основе со свободным трудоустройством.
После окончания интернатуры врач мог поступить в ординатуру по узкой специальности, а мог продолжать работу самостоятельно, без куратора.
По окончании интернатуры, ординатуры, аспирантуры врач получал сертификат на право самостоятельной работы по специальности и должен был подтверждать его каждые 5 лет на курсах повышения квалификации.

Если в процессе работы (стаж более 5 лет) возникало желание получить узкую специальность, врач мог пройти курсы усовершенствования (от 3 месяцев до года) и получить право вести пациентов самостоятельно по приобретенному профилю в поликлинике или стационаре.

Такая система действовала, действует и будет действовать ориентировочно до 2021 года для врачей, которые закончили вуз до 2015 года включительно.

2016 год - отмена интернатуры

В 2016 году принят Приказ № 127н от 25.02.2016, согласно которому с 2016 года поэтапно упраздняется интернатура . На первом этапе - для фармацевтов и стоматологов; на втором - для врачей терапевтических специальностей и затем для хирургов. Планировалось, что выпускники вузов вместе с дипломом теперь будут обязаны вместо сертификата получать аккредитационный лист , дающий право работать со студенческой скамьи самостоятельно на приеме в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом или педиатром. Только через год такой работы начинающий врач допускается к сдаче экзаменов в ординатуру. Эти инновации касались поступивших в медицинские вузы с 2013 года.

Практические навыки работы с пациентами в институте приобретаются в ходе субординатуры - шестого года обучения, когда студенты проходят практику в клиниках под руководством кураторов. Планировалось, что с 2016 года по окончании института они будут подтверждать эти навыки в симуляционных центрах , которых в стране открыто около 70.

Симуляционный центр - это оборудованные муляжами, манекенами, компьютерными программами и медицинской аппаратурой квалификационные узлы для тестирования.

На их базе должны подтверждаться практические навыки врача для получения или продления аккредитации (каждые 5 лет).

По плану МЗ РФ до 2018 года все медицинские работники были обязаны подтвердить профпригодность в симуляционных центрах по специальным клиническим протоколам. На сегодня эти планы полностью не реализованы. Вместе с тем, за два года произошли некоторые изменения в порядке получения аккредитационных листов. Теперь планируется получать их не вместе с дипломом, а после года практической работы.

2018 год - старт реформы послевузовского образования

С 2018 года интернатуры нет. Ординатура есть, но для поступления нужно получить аккредитацию. Планировалось, что аккредитацию и узкую специализацию можно будет получить только через год работы педиатром, терапевтом, лечебником, стоматологом, гигиенистом, эпидемиологом или фармацевтом. Таким способом Минздрав хотел наполнить специалистами первичное поликлиническое звено.

Однако в июле 2018 года это выглядит по-другому. Молодые врачи вместе с дипломом получают аккредитацию , которая позволяет работать в поликлинике в качестве терапевта, педиатра, врача общей практики или приемного покоя.

Также можно сразу поступать в ординатуру и не нужно отрабатывать год.

Аккредитация

Без аккредитации работать врачом невозможно. Это основная инновация в системе послевузовской подготовки кадров. К аккредитации допускаются все выпускники.

Аккредитация состоит из трех этапов:

  • Тестирование по специальной программе.
  • Экзамен.
  • Собеседование.

Уровень аккредитационной комиссии - доктор медицинских наук, профессор. Суть мероприятия состоит в том, чтобы к получению узкой специальности допускались врачи с хорошей практической базой.

В результате, чтобы получить аккредитацию, все выполняют требования и идут работать в поликлинику, приемный покой, но остаются там единицы, поскольку перспективы работы в подобном первичном звене не самые радужные.

Ординатура

Все выпускники после окончания вуза имеют право на конкурсной основе поступить в ординатуру. Платно или бесплатно.

На бесплатную ординатуру оставлено всего 5% мест

При этом есть возможность поступать в ординатуру в любое время, главное – получить выпускную аккредитацию и накопить баллы, необходимые для победы в конкурсе. Копить их можно со студенческой скамьи. Чем больше, тем лучше. Ординаторский минимум – 50 баллов. Но и платная, и бесплатная ординатура – конкурс. Выигрывает его тот, кто сумел отличиться на студенческой скамье или рабочем месте.

Баллы для ординатуры рассчитываются так:

Особенно важны накопленные баллы для бесплатного конкурса. Однако и на платной основе проводится конкурс на общих условиях. Поэтому думать о карьере лучше со студенческой скамьи.

В июле 2018 года можно поступить в ординатуру по ходатайству главного врача той медицинской организации (МО), где работает выпускник, если возникает острая необходимость в узком специалисте. В этом случае за ординатора заплатит МО, он войдет в 5% бюджетных мест, но по контракту будет обязан отработать в направившей его МО от трех до пяти лет. Прибавьте учебу в самой ординатуре в течение двух-пяти лет, и перспектива стать узким специалистом станет на так заманчива.

В таких условиях для большинства ординатура становится практически недосягаемой. Платная – слишком затратна (стоимость обучения в три раза больше, чем за год в вузе), на бесплатную оставлено всего 5%, в которые включены и целевые направления. Обычно «целевки» негласно распределяются между выпускниками. Молодой врач подписывает контракт вместе с получением диплома и аккредитацией и знает, где, кем и сколько времени он проработает до и после ординатуры. Исключения для иностранцев упразднены.

После ординатуры выдается еще одна аккредитация, теперь уже узкому специалисту.

Выпускное тестирование в ординатуре

Тестирование – часть проверки готовности молодого врача к самостоятельной работе. Тест направлен на оценку общего уровня знаний, а не только по узкой специальности. За 60 минут предстоит ответить на 60 вопросов, отобранных в автоматическом режиме. Оценивают результат ведущие специалисты в каждой области, профессора, кандидаты наук.

Послевузовское образование на данный момент

  • Получение диплома и аккредитации на право работы в первичном звене медпомощи.
  • Ординатура или продолжение работы в поликлинике, приемном покое.
  • Ежегодная учеба в течение недели для получения современных знаний и навыков в своей области медицины (36 баллов), участие в научно-практических конференциях по своей специальности (14 баллов), суммарные 50 баллов – минимум, дающий врачу право лечить людей. Нужно отметить, что каждая научно-практическая конференция имеет свою бальную стоимость. Минимум – 10 баллов. Значит, врачу нужно посетить 2 НПК в год.

Это получило название МНО – медицинского непрерывного обучения . Врачи, у которых еще действуют сертификаты, обязаны учиться раз в пять лет, но в течение месяца. Курсы повышения квалификации упразднены. В планах МЗ РФ обязать врачей каждые пять лет проходить курсы переподготовки в вузах (4-5 месяцев) или дистанционно на портале для непрерывного медицинского образования. И только после этого переаккредитовываться.


edu.rosminzdrav.ru — на сайте можно пройти онлайн-курсы для медицинских работников.

Мнения по поводу реформы

Вот, что говорит на этот счет член Экспертного совета при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко:

Мы продолжаем держать руку на пульсе реформы. Статья будет обновляться.

Наш эксперт - ректор Нижегородской государственной медицинской академии, профессор Борис Евгеньевич Шахов .

Достаточно одного диплома

Елена Шитова, «АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение»: Борис Евгеньевич, в чем принципиальное отличие нового учебного стандарта?

Борис Шахов: В отличие от предыдущего стандарта наши выпускники после получения дипломов будут иметь право самостоятельно работать врачами. Ранее они должны были сначала получить сертификат, для чего требовалось окончить интернатуру и/или ординатуру.

- Интернатура отменяется, что будет с ординатурой?

- Ординатура остается, ее продолжительность по всем специальностям обучения будет составлять 2 года. Она станет разновидностью последипломного образования для тех, кто хочет приобрести узкую специальность, например, работать кардиохирургом, неврологом и т. д.

- А где и кем сможет работать новоиспеченный специалист с дипломом медицинского вуза?

Выпускники медицинских вузов получат право работать в качестве врачей общей врачебной практики (включая как терапевтов, так и педиатров ОВП) в поликлиниках и центральных районных больницах.

Распределения нет, но…

Получается, что любой врач, прежде чем стать узким специалистом, будет обязан пройти «курс молодого бойца» на амбулаторном приеме пациентов в поликлинике или ЦРБ?

Не могу утверждать это со стопроцентной уверенностью, поскольку нормативная база реформы находится в стадии разработки, многое еще не ясно. Но пока я вижу такую схему: врач получает диплом и отправляется работать в первичное звено на некоторое время. Официальных документов нет, но в устной форме неоднократно озвучивались предложения определить величину этого периода в три года. После чего врач, если у него возникнет такое желание, сможет поступить в ординатуру.

В советские годы практиковалась система распределения молодых специалистов именно с трехлетним сроком обязательной отработки по месту направления. Сейчас происходит возвращение к подобной системе?

Распределение было признано нарушением прав, ограничением свободы человека, противоречащим Конституции. Вернуться к этой практике сейчас не представляется возможным. Новая система не ограничивает свободу выбора выпускника, но задает определенные условия, в рамках которых он будет реализовывать свой выбор.

Что делать тем, кто с детства видел себя в конкретной врачебной специальности, например, мечтал стать нейрохирургом? Три года на амбулаторном приеме после окончания вуза превратятся для такого выпускника в потерянное время, в течение которого он забудет навыки, приобретенные в вузе.

Думаю, что для одаренных студентов, для тех, кто твердо знает, чего он хочет, и уже со студенческой скамьи стремится изучить избранную специальность как можно глубже, будут узаконены особые условия поступления в ординатуру, не предусматривающие обязательной трехлетней стажировки в качестве врача ОВП.

Нет ли опасений, что эти особые условия станут «законодательной лазейкой» для многих нерадивых студентов, которые просто хотят устроиться на более комфортную должность без обязательной «отработки» в поликлинике?

Ни одна правовая система не может быть идеальной, невозможно полностью застраховаться от различных недобросовестных действий. Тем не менее вполне реально продумать такую схему, при которой данный фактор будет сведен к минимуму, например, учитывать участие в студенческой научной работе по выбранной тематике.

Все для первичного звена

Если все выпускники будут обязаны хотя бы три года отработать в первичном звене, то позволит ли эта мера решить кадровую проблему в поликлиниках и ЦРБ?

Думаю, что именно на решение кадровой проблемы в первичном звене и направлено в первую очередь реформирование. Амбулаторно-поликлиническая работа заявлена в качестве приоритета, и мы обязаны это учитывать при подготовке специалистов.

Не секрет, что работа в первичном звене не считается престижной среди выпускников медицинских вузов, в поликлинику идут в основном те, кто не нашел более привлекательного места работы. Может ли вуз изменить подобное отношение?

Не соглашусь по поводу привлекательности: сегодня есть такие поликлиники, где врач может проявить свои знания и навыки не в меньшей степени, чем в стационарах. Многие учреждения оснащены самым современным оборудованием. Наша задача как учебного заведения - показать студентам реальные возможности работы в поликлинике.

Раньше приоритет складывался в пользу стационаров, где изучались основные клинические дисциплины, а работе поликлиник уделялось значительно меньше учебного времени. Сейчас что-то изменится?

Начиная с 2014 года существенно увеличится количество занятий поликлинической направленности. На новые кафедры придут студенты-третьекурсники, и изучение клинических дисциплин будет напрямую связано с будущей работой врачей общей практики.

А кто будет преподавать эти поликлинические дисциплины - сотрудники академии или практикующие врачи из поликлиник?

Безусловно, мы будем привлекать для этой работы людей, имеющих большой практический опыт амбулаторного приема. При этом и сегодня среди наших сотрудников есть врачи, работающие в поликлиниках.

Куда уходят кадры

- Не пройдут ли свежеподготовленные врачи общей практики мимо поликлиник?

- Мне доводилось слышать, что почти треть выпускников медицинских вузов не доходит до учреждений здравоохранения, и мы в НижГМА решили этот вопрос изучить досконально. Начиная с 2008 года мы ведем мониторинг и отслеживаем: кто, когда и куда устроился работать после окончания академии. Ни о каких 30% говорить не приходится. По нашим данным, не приходят работать врачами 9,6% выпускников. Это, конечно, тоже много, но все же втрое меньше, чем принято считать. Думаю, что если бы все мои коллеги-ректоры провели подобные исследования, мы бы имели более объективную картину по стране.

- Где работают выпускники НижГМА?

Абсолютное большинство - 67% - остается в своем регионе, преимущественно в областном центре. Некоторые уезжают, причем многие в Москву и даже за границу. Около 16% врачей Москвы и Московской области - наши выпускники, некоторые из них трудятся вахтовым методом, их семьи проживают в Нижнем Новгороде.

- Столица - это прекрасно, но много ли выпускников попадает на село?

Для того чтобы стимулировать выпускников работать в сельских учреждениях здравоохранения, в Нижегородской области действует уникальная программа поддержки молодых специалистов, предусматривающая предоставление жилья и автомобиля. Эта программа существенно улучшила положение дел, хотя проблемы, безусловно, остаются. Не нужно забывать, что приток выпускников - это только часть решения кадровой проблемы, не менее важно оказывать влияние на отток специалистов. Сегодня даже на уровне Министерства здравоохранения России отток кадров признан основной причиной дефицита врачей.

Как объединить усилия

В последнее время много говорится о необходимости укрепления связи между высшей школой и предприятиями. Но в отношении здравоохранения об объединении говорить сложно, так как вузы сегодня отдельно, а медицинские учреждения отдельно. Можно ли сделать, как в советское время, чтоб клинические базы находились в действующих медицинских учреждениях?

Действительно, раньше все клинические кафедры действовали на базах лечебных учреждений, что позволяло одновременно решать несколько задач. С одной стороны, это давало неоценимый эффект в плане обучения студентов, с другой - оказывало помощь в лечебном процессе, поскольку пациентов консультировали ведущие специалисты вуза, профессора и доценты. Затем каждое учреждение стало отдельным хозяйствующим субъектом, что существенно осложнило взаимоотношения лечебных учреждений и вузов. Если вуз не имеет своей клинической базы, то приходится искать различные пути взаимодействия с медицинскими организациями.

Сейчас в соответствии с Гражданским кодексом вуз и больница могут заключить либо договор аренды, либо договор безвозмездного пользования. Но даже при безвозмездном пользовании придется оплачивать коммунальные услуги, составляющие достаточно крупную сумму, которую вузам просто не потянуть.

- Какие пути решения проблемы вы видите?

В настоящий момент мы ищем эти пути во взаимодействии с органами власти, включая правительство Нижегородской области и Законодательное собрание. Радует, что и наша академия, и региональное министерство здравоохранения хотели бы выработать единый правовой подход. Но для кардинального решения требуются нормативные акты федерального уровня. И определенные подвижки в этом направлении постепенно появляются. В частности, правительство РФ разрешило студентам-медикам находиться с учебной целью в клиниках. Следующим шагом, как я полагаю, должно стать разъяснение, кто должен с этими студентами заниматься и на каких основаниях.

- Размещение кафедр в поликлиниках тоже требует правового урегулирования?

- Требует, но, надеюсь, в этом случае для нас проблема должна решиться проще, поскольку мы планируем разместиться на базе Приволжского окружного медицинского центра. Это федеральное учреждение, как и наша академия, у нас одинаковая форма собственности, что уменьшает количество возникающих вопросов. Кроме того, мы ставим перед руководством области вопрос о том, чтоб академии в качестве базы полностью передали одну из городских поликлиник.

Больше хорошей практики

В интернатуре молодые доктора, работая под руководством опытных коллег, получали важнейшие практические навыки, которые сложно выработать в процессе обучения в вузе. Где они получат эти навыки после отмены интернатуры?

Знаете, я всегда говорю своим студентам: чтобы не бояться сложных профессиональных ситуаций, поработайте в «горячих цехах»: приемном отделении, на скорой помощи или в реанимации. Тогда с какой бы проблемой вам ни пришлось встретиться в дальнейшем, вы не растеряетесь и сумеете оказать больному помощь. Сегодня среди студентов много тех, кто совмещает учебу с работой в учреждениях здравоохранения, и это дает хорошие результаты.

- А в самом вузе студенты смогут получить практические навыки?

Конечно, число часов на изучение практических дисциплин увеличилось. Причем если раньше студенты отправлялись непосредственно к больным, то сейчас у них появилась возможность отработать навыки на специальных тренажерах. Во всех вузах открываются центры симуляционного обучения, и наша академия не исключение. У нас уже действуют симуляционные центры по хирургии и по стоматологии, готовится к установке закупленное оборудование по акушерству и гинекологии. В ближайшей перспективе - приобретение уникального для России стоматологического комплекса, предусматривающего возможность не только обучения, но и трансляции и видеозаписи мастер-классов.

- За счет сокращения каких предметов будет достигнуто увеличение практических занятий?

Прежде всего из программы ушел достаточно большой объем общественных наук, сейчас идеологические дисциплины студенты не проходят. Кроме того, снижено количество часов на некоторые теоретические предметы, включая химию и физику, а также на иностранный язык.

Дистанционный консилиум

Допустим, специалист, успешно освоивший всю программу обучения в вузе, отправляется самостоятельно работать в отдаленный район, где посоветоваться не с кем. А у него никакого опыта работы, даже интернатуры нет. Как быть?

Знаете, раньше ведь интернатуры тоже не было. Врачи учились пять лет, а затем отправлялись на самостоятельную работу, и в том числе - в отдаленные районы. Именно так было с моими родителями, причем маму в свое время распределили единственным врачом на строющуюся Горьковскую гидроэлектростанцию. А там контингент был весьма сложный, работали самые разные люди, включая бывших зеков. Так что пришлось разбираться не только с аппендицитами, но и с ножевыми ранениями. Как справлялись? Книги с собой брали, лекционные записи, ездили в ближайшую ЦРБ на консультацию.

К сожалению, сегодня молодые специалисты почему-то боятся обращаться за советом к опытным коллегам. Нужно такое отношение изживать, поскольку коллегиальность всегда была отличительной чертой медицины. Кроме того, сегодня современные средства связи позволяют проводить дистанционные консилиумы.

Вчерашнему студенту психологически проще обратиться к своему преподавателю, а не к опытному коллеге. Может ли академия как-то помочь своим выпускникам в дальнейшей работе?

Сейчас мы запустили пилотный проект, распространяющийся пока только на пять районов нашего региона. Он предусматривает применение телемедицинских технологий для проведения онлайновых консультаций врачей из отдаленных учреждений с ведущими специалистами НижГМА. В 2014 году мы планируем оборудовать медиацентр в главном здании академии, где будет доступна связь с любой больницей Нижегородской области. В результате каждый врач сможет посоветоваться с преподавателем академии.

- По каким разделам медицины будут проводиться консультации?

В первую очередь по акушерству и гинекологии, поскольку одной из самых важных задач нижегородского здравоохранения является снижение материнской и детской смертности. Будут проводиться консультации по хирургии, педиатрии и всем неотложным состояниям.

Процесс должен быть непрерывным

Скажите, положа руку на сердце, готов ли на самом деле выпускник медицинского вуза к самостоятельной работе?

Невозможно выпустить из вуза врача, готового к работе на все 100%. И это не зависит от того, есть интернатура в программе или нет. В нашей профессии, как ни в какой другой, важно перенимать опыт у коллег, адаптироваться и, конечно, постоянно обучаться.

Фото: РИА Новости / Борис Ушмайкин

Сейчас нередко раздаются упреки в том, что высшая школа взяла за основу западную многоуровневую систему высшего образования, включающую бакалавриат и магистратуру, в то время как система подготовки врачей в Советском Союзе считалась в свое время образцовой. Надо ли было вообще «огород городить»?

Думаю, что совершенствование в любой сфере необходимо, но важно, чтоб изменения были эволюционными, а не революционными. Не нужно разрушать «весь мир до основания», необходимо брать лучшее и развивать его дальше.

Что касается новых образовательных стандартов, то я не вижу трагедии в их внедрении. Я уже говорил, что интернатуры раньше не существовало, но это не мешало подготавливать квалифицированных специалистов. Более того, реформа включает ряд моментов, которые я однозначно оцениваю как позитивные. Это касается в первую очередь последипломного образования.

Сейчас раз в пять лет врач обязан пройти курсы повышения квалификации, где он в течение двух-четырех месяцев слушает лекции в вузе. Не думаю, что такой способ пополнения знаний является оптимальным. За рубежом принята другая система, которая будет внедряться и у нас. Она предусматривает непрерывное обучение врача путем его участия в научных конференциях, семинарах, посещении мастер-классов и тренингов ведущих специалистов и т. д.

Таким образом, врач пополняет свои знания постоянно, что является залогом его успешного развития. Наша профессия предполагает ежедневное обучение, и если ты перестаешь учиться, ты умираешь как врач.