Манипуляция определение основные черты виды критерии манипуляции. Как распознать поведение манипулятора

В народе говорят: чтобы защититься от врага, нужно хорошо знать его в лицо. То же самое можно сказать и о таком явлении, как манипуляция. Обычно ее определяют как скрытое управление поведением человека для достижения собственных целей. Манипулятор сознательно, а порой и неосознанно применяет обманные трюки для того, чтобы нейтрализовать или подчинить себе волю «объекта». Сокрытие истинных чувств и намерений, отношение к другим людям как к неодушевленным предметам материального мира - вот отличительные черты манипулятора. Для него важна не истинная суть вещей и событий (его это просто не интересует), а то, чтобы эти вещи и события были преподнесены и истолкованы в его пользу. Воздействуя на человека, манипулятор использует такие болевые точки «жертвы», как порядочность, обязательность, добросердечность. Вот почему тем, кто старается жить правильно, так трудно распознать, перестроиться и сразу дать отпор.

Противостоять манипуляции нелегко. Но сделать это обязательно нужно! В противном случае можно стать заложником чужой воли, автоматически выполняющим любую установку расчетливого «кукловода» . А ведь Создатель наделил нас (людей) свободой выбора, свободой воли. Светлые силы не посягают на нее. Применяя манипуляцию, человек становится проводником зла в этот мир и рано или поздно, но дорого за это расплачивается.

Как действуют манипуляторы? По-разному:

  • Есть такие, кто управляет людьми с помощью активных методов. Активный манипулятор демонстрирует свое превосходство в отношениях, играет роль решительного и предприимчивого человека. Он давит на собеседника, используя при этом свой социальный статус (например, статус начальника или родителя).
  • В противоположность активному пассивный манипулятор в силу своих психологических особенностей напрочь лишен какого-либо напора. Наоборот, он притворяется беспомощным и недалеким, разыгрывает из себя вечно обиженного. Тем самым манипулятор вынуждает контактирующего с ним человека пожалеть его, совершить в его пользу то или иное действие.
  • Можно еще выделить так называемого соревнующегося манипулятора . Для него жизнь - постоянное соревнование, вечная борьба, в которой он может либо победить, либо проиграть, а окружающие люди - потенциальные соперники. Методы соревнующегося манипулятора варьируются: он владеет и активными, и пассивными.

Методы манипуляции

Сама по себе манипуляция многолика. И не всегда поддается стопроцентной «диагностике». Однако выделить ее основные признаки все же возможно. Попытаемся это сделать.

И чтоб никто не догадался...

Тайный умысел - пожалуй, главный признак манипуляции. Как мы уже говорили, манипулятор действует таким образом, чтобы как можно надежнее скрыть от вас то, ради чего он собственно и затевает свою игру. Чтобы вы ни в коем случае не поняли, что вас хотят использовать. Манипулятор будет плести паутину: играть роль агрессора (активный метод) или жертвы (пассивный метод) ровно до тех пор, пока вы сами, как бы по своей воле, не преподнесете ему на блюдечке то, к чему он так стремится . Открыто попросить и потом поблагодарить за помощь - это не его метод.

Пример 1

Свернуть Показать

В службе ДОУ настоящий аврал. Сотрудники готовят копии документов к налоговой проверке. Все завалены работой и от усталости буквально падают с ног. В этой ситуации ни у кого и мысли не возникнет о том, чтобы взять отгул на день-другой, а уж тем более проситься в очередной отпуск. Все равно начальник не отпустит и никакие аргументы тут не помогут.

Но одной из сотрудниц отпуск нужен, как говорится, позарез: муж наконец-то выполнил обещание и купил долгожданный тур по Европе. И тогда женщина начинает вести свою игру. На работе она грустит, ни с кем не разговаривает, украдкой плачет. На расспросы коллег не реагирует. Так продолжается какое-то время, пока руководитель не приглашает ее в свой кабинет для того, чтобы выяснить причину перемен, произошедших с ней. Женщина, особенно не откровенничая, объясняет свое поведение семейными неурядицами. И тогда руководитель (ценя подчиненную как толкового и исполнительного работника) по собственной инициативе предлагает ей немного отдохнуть, придти в себя, а для этого сходить в отпуск недели на две. Что и требовалось ловкой притворщице!

Использование принципа последовательности

Стремление людей всегда и во всем быть последовательными (порой даже вопреки собственным интересам) - хорошая приманка для манипулятора. Ну кто хочет иметь репутацию непостоянного и ненадежного партнера? А именно таким и представляется в глазах общественности человек, у которого слово расходится с делом. Отсюда вывод: если вы что-то сказали, то обязательно должны это делать. Даже если впоследствии ситуация изменилась и ваше прежнее решение теперь не кажется вам таким уж удачным.

Манипуляторы этим активно пользуются. Главный их аргумент при этом: «Ну ты же обещал! Я на тебя надеялся!» В результате человек вопреки здравому смыслу и личной выгоде покорно (или возмущаясь при этом), но все же выполняет «заказ» манипулятора.

Игра на интересе

Следующий признак манипуляции - использование деликатной информации о жертве . Делясь с коллегами подробной информацией о себе, о своих интересах и планах, вы становитесь крайне уязвимы для действий недобросовестного партнера. Играя на слабостях человека, на его желаниях и потребностях, манипулятор подчас с легкостью может добиться нужного ему результата. Как в приведенной ниже ситуации.

Пример 2

Свернуть Показать

Сотрудник одной из московских компаний (назовем его К.) крайне нуждался в улучшении жилищных условий: в небольшой однокомнатной квартире на окраине города вместе с ним проживало еще три человека - жена, ребенок и престарелая теща. Личная неустроенность коллеги была достоянием всего коллектива. К. часто и довольно охотно обсуждал в курилке свои бытовые трудности.

Знал о проблемах подчиненного и его непосредственный начальник. И решил на этом сыграть. Однажды во время разговора с подчиненным он как бы невзначай сказал, что собирается «выбить» для него у руководства компании кредит на покупку жилья. Обрадованный сотрудник не знал, как и благодарить босса! Однако вскоре после этого на «осчастливленного» работника буквально потоком посыпались различные просьбы начальника: «А не согласились бы Вы нам помочь с подготовкой отчета?», «Очень надеемся на Ваше участие в благотворительной акции», «Вы не будете возражать, если мы перенесем Ваш отпуск на ноябрь?» и т.п. Ну как тут отказать? Конечно, подчиненный не возражал и выполнял все, о чем его просили. Вот и получается: человек реально еще ничего не получил (да и вряд ли получит), а уже чувствует себя в долгу перед руководителем, чувствует себя обязанным на «добро» отвечать добром.

Пример 3

Свернуть Показать

Если хотят помочь, то помогают. Вот прямо противоположная реальная история!

Частная компания за более чем десятилетний срок выросла до размеров холдинга с заметной долей на рынке. Руководитель и основной владелец бизнеса узнал, что один из водителей ищет способ занять денег, чтобы решить свой квартирный вопрос. И надо же было случиться такому совпадению, что этот сотрудник на тот момент оказался самым долго работающим, таким не вымершим единственным «динозавром», еще помнящим былые времена, когда бизнес начинали делать «на коленке», да и Новый год приближался - решался вопрос о его корпоративном праздновании. Руководитель отказал ему в займе, но (!) во время празднования корпоративного Нового года при всех подарил ему недостающую сумму на квартиру со словами благодарности за честный труд и вклад в общее дело.

Как вы думаете, как это подействовало на всех присутствующих, как повысило их лояльность к родной компании? От добра добра не ищут (его не выторговывают), сначала дарят сами и потом получают плоды.

Пример 4

Свернуть Показать

Сотрудник в неформальном разговоре с сослуживцем поделился, что никогда не может отказать человеку в том случае, если тот обращается к нему вежливо, деликатно, пусть и чисто внешне демонстрируя любовь и уважение. А отпор может давать только в случае агрессивного поведения. Эту слабость характера коллеги берет на вооружение недобросовестный сослуживец. С тех пор, желая получить какую-либо выгоду для себя, он обращается к товарищу с позиции ласкового родителя, применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Жертва манипуляции, страдая внутренне, «ведется» на подобную тактику и обреченно, через силу, выполняет просьбы манипулятора.

Эксплуатация порядочности

Зачастую при манипуляции активно используются положительные характеристики потенциальной жертвы. Такие, как ответственность, принципиальность, добросовестность. Давя на совесть человека, манипулятор буквально загоняет его в угол , и последнему ничего не остается, кроме как действовать в интересах манипулятора.

Ставка на признательность

Чувство признательности глубоко укоренилось в сознании человека. Если в нашей жизни кто-то сделал нам что-то хорошее, доброе, подразумевается, что мы должны оказать человеку ответную любезность. Например, если нам преподнесли подарок, одолжили денег или поделились урожаем с дачных грядок, то нам непременно следует позаботиться об ответных действиях (иначе душа себя чувствует обязанной). В противном случае можно прослыть неблагодарным. А кому же этого хочется? Вот и получается, что принцип признательности фактически стал неотъемлемой частью человеческой культуры.

И эту установку на обмен любезностями часто и активно используют манипуляторы. При этом они строго дозируют размер подарка и «отдарка» . Ежедневно оказывая коллеге пустяковую услугу (например, закрывая по его просьбе форточку в офисе или покупая в обед пирожки в местном буфете), они тут же просят взамен о любезности куда большего масштаба (например, подежурить вместо себя, «прикрыть» от начальства отсутствие на работе или поменяться отпусками на невыгодных для жертвы условиях). Человек под воздействием подобной манипуляции попадает в неудобное положение: вроде и делать то, о чем его просят, не хочется, в то же время и отказать неудобно... Но что ж тут неудобного, если с вами поступают нечестно?!

«...не должно сметь свои суждения иметь»

«Отсылка к авторитету» - также явный признак манипуляции. Слово «авторитет» означает власть, влияние. В обществе признается обязанность безусловного подчинения кому-то сильному, могущественному, умному, иными словами, авторитетному. Во многих областях жизни авторитет действительно играет решающую роль. Например, в государственной сфере, в сфере науки, искусства. Ну кто станет оспаривать авторитет Николая Коперника или, допустим, Карла Юнга? Силу авторитета прекрасно понимает манипулятор, программируя очередную жертву на выгодное (удобное) для себя действие или бездействие.

Пример 5

Свернуть Показать

А., рядовой сотрудник службы ДОУ, приходит к своему непосредственному руководителю с конкретными предложениями по улучшению работы отдела. Пообщавшись с бывшим однокурсником, ныне работающим в другой компании аналогичного профиля деятельности, А. узнал, как можно решить наболевшие проблемы своей организации и сколько реально это стоит (одно дело, услышать цифры от разработчика СЭД и совсем другое - от заказчика, уже осуществившего внедрение, - это ценнейшая информация), А. уже провел первичное «маркетинговое исследование» и сформулировал конкретные предложения по автоматизации.

Но у руководителя нет ни времени, ни желания разбираться в проектах не в меру активного подчиненного. И вместо того чтобы внимательно ознакомиться с материалами, он, слегка пробежав по ним глазами, снисходительно роняет: «Ерунда, Иван Иванович так не считает и Петр Петрович выступает против этого». Зная, что Иван Иванович и Петр Петрович непререкаемые авторитеты, подчиненный чувствует себя пристыженным. Он покидает кабинет начальника и навсегда гасит в себе реформаторские порывы.

Признаки «неискренности» манипулятора

Выше мы определили отправные точки, используя которые манипулятор добивается поставленных целей. На конкретных примерах увидели, как работают его технологии.

А теперь зададимся таким вопросом: как распознать в человеке манипулятора, как понять, искренне ли общается с вами ваш собеседник? Или в его намерения входит использовать вас в качестве пешки в заранее продуманной «шахматной партии»? Чтобы безошибочно ответить на этот вопрос, нужно быть по меньшей мере прирожденным психологом. Не каждому такое под силу. Но все же и обычный человек, не наделенный тонким чутьем «душеведа», в ряде случаев вполне может распознать манипуляцию. Например, если общение связано с нарушением норм этикета, с изменением ранее установленных стереотипов, с появлением у него чувства дискомфорта, вины, состояния глубокой внутренней опустошенности.

Нарушение этикета

Следует отметить, что манипулятор всегда обращается к человеку в самый неподходящий момент : когда вы разговариваете по телефону, спешите успеть на рейсовый автобус и т.п., т.е. когда ваш ресурс на обдумывание и принятие решения относительно его просьбы невелик. При этом манипулятор может извиняться, просить прощения за то, что обратился к вам не вовремя... но все же он будет это делать. Тем самым он ставит вас в неудобное положение и буквально вынуждает согласиться на его просьбу: вы готовы отдать все, только бы он оставил вас в покое.

Еще один распространенный прием: манипулятор просит вас сделать доброе дело для третьего человека прямо в присутствии третьего человека , чтобы вам было сложно отказать. В результате манипулятор сделал «добро» вашими руками, не поинтересовавшись вашими обстоятельствами и намерениями (плевать он на них хотел), он решил сделать это «добро» за ваш счет, а не сам. Чувствуете разницу?

Изменение стереотипов

А вот другой сигнал, внешне свидетельствующий о возможной манипуляции. Допустим, вы давно знаете человека. Ваши отношения определены, предсказуемы и стереотипны. Встречаясь в коридоре, вам иногда приходится перебрасываться с коллегой двумя-тремя словами. Обычно это утреннее приветствие или вечернее прощание. И вдруг в один из дней поведение человека резко меняется. Он, радостно улыбаясь (как будто сто лет вас не видел), идет навстречу, а поравнявшись с вами, с чувством пожимает руку. При этом вы чувствуете некоторую наигранность в его действиях, едва уловимую фальшь. Такая перемена в поведении коллеги должна служить предупредительным знаком: возможно, сослуживец просто готовит почву для того, чтобы что-то получить от вас.

Гиперболизация просьбы

Внешне это выглядит так: сотрудник просит руководителя о какой-то совершенно незначительной услуге. Например, отпустить его на час раньше с работы или предоставить положенный отгул. Но при этом оговаривается, что если последний не пойдет ему навстречу, то случится нечто ужасное: он не сможет проводить в аэропорт жену, а это равносильно разрыву семейных отношений. Преувеличивая значимость просьбы , сотрудник-манипулятор таким образом давит на совесть руководителя и подталкивает его к принятию нужного для себя решения.

Конечно, обычно сложно разобраться, где ложь, а где правда. Но иногда человек обладает дополнительной информацией (кроме услышанной от просящего), и тогда сопоставив, кое-что можно понять.

Синдром «вампиризма»

Распознать, что в отношении вас применяется скрытое управление, можно и по другим субъективным признакам. Вдруг, совершенно непонятно почему, во время разговора у вас появляется чувство вины или внезапно возникшей опасности . А с ним и потребность загладить эту вину или избежать возможной угрозы. Это результат действия манипулятора, подготовившего почву для психологической обработки жертвы.

Бывает и так, что в период общения у вас ухудшается самочувствие . Постепенно тяжелеет голова, становятся ватными ноги. Ощущение такое, что вас лишили энергии, жизненной силы. Буквально выкачали все соки. Что происходит? Их действительно «выкачивают», и ваш организм дает вам понять, что происходит. Доверяйте своим ощущениям, особенно если они систематически возникают при общении с конкретным «персонажем». Тело первым реагирует на психологическое давление, тогда как голова еще не вполне осознает, что происходит на самом деле.

Как только жертве становятся понятными цели манипулятора (собственно, она с этого момента и перестает быть жертвой), все соматические явления начинают исчезать. Помните, манипуляция жива ровно до того момента, пока ее истинные цели не осознаются объектом манипуляции!

Берем Щит и Меч в свои руки!

Итак, мы определили характерные черты и признаки манипуляции. А теперь посмотрим, каким образом можно защитить себя, обезопасить от этого неприятного явления.

Пассивная защита

Эта форма защиты применяется тогда, когда человек не знает, как ответить манипулятору или когда не хочет окончательно портить с ним отношения. В этом случае достаточно будет действовать следующим образом:

  • например, поменять тему разговора или проигнорировать слова манипулятора, просто сделать вид, что не расслышали их ;
  • можно притвориться «тугодумом» , который никак не возьмет в толк, что же от него хотят;
  • помогает и такая уловка: вначале согласиться с манипулятором, затем задать уточняющий вопрос, тем самым побуждая его продолжить речь и выигрывая время для обдумывания ответа .

Пример 6

Свернуть Показать

Директор просит подчиненного выполнить работу, которая не входит в обязанности последнего. На что сотрудник отвечает: «Да, хорошо. Я сделаю. Только скажите, кому я должен передать то задание, которое вы поручали мне вчера?» То есть подчиненный ставит руководителя перед выбором: директор должен определиться, чем именно заниматься подчиненному в ближайшее время. И начальнику ничего не остается, кроме как внести ясность в этот вопрос. Тогда как его первоначальной целью было нагрузить сотрудника «по полной программе».

При пассивной защите очень важно сохранять спокойствие . В противном случае манипулятор почувствует вашу уязвимость. И тогда он будет стремиться во что бы то ни стало пробить брешь в обороне и заставить плясать под свою дудку.

  • Как правило, основная часть негативной информация воспринимается человеком через слух. Поэтому при общении с манипулятором сконцентрируйтесь не на том, что он говорит, а на его внешности и на окружающей обстановке . Пусть манипулятор продолжает «стараться», вещать все что угодно. Вы же, чтобы абстрагироваться от его внушения, постарайтесь внимательно рассмотреть и запомнить детали обстановки и лица собеседника, словно это для вас имеет наиважнейшее значение. Такой «уход» поможет вам сохранить самообладание.
  • А еще хорошо помогает следующий прием. Мысленно уменьшите рост раздражающего вас человека : представьте его карликом или тараканом, которого при желании вы сможете безжалостно раздавить. Пусть, хотя бы и мысленно, но насладитесь тем, как «даете сдачи».
  • И, наконец, последнее: в диалоге с манипулятором держите паузу . Никогда не спешите с ответом. Это позволит вам успокоиться и взять себя в руки.

Активная защита

Теперь об активной защите. Она используется в ситуациях, когда, как говорится, нечего терять и можно не бояться открытого конфликта. Главное в использовании активной защиты - определенный психологический настрой: следует прямо, открыто и решительно говорить манипулятору о том, что вы думаете . При этом либо расставлять все точки над «i», задавая противнику открытые вопросы типа: «Говорите прямо, что от меня требуется», либо перейти к . То есть сделать вид, что ты не осознаешь, что тобой манипулируют, и начать ответную игру, впоследствии завершив ее «лобовым ударом», который напрочь лишит манипулятора психологического превосходства.

Пример 7

Свернуть Показать

Приближается конец квартала. Нужно готовить плановый отчет, но сотрудница не спешит приступать к рутинной, неинтересной работе. Она как можно дольше оттягивает неприятный момент. Жалуется руководителю на депрессию, головную боль, плохое самочувствие (пассивная манипуляция), как бы надеясь, что проблема рассосется сама собой.

Начальник вначале не торопит подчиненную, сочувствует ей, входит в ее положение. Но потом, когда сроки работы поджимают да и хитрость подчиненной становится очевидной, он меняет политику. Однажды утром, зайдя в свой кабинет, девушка видит такую картину. За ее рабочим столом сидит начальник и разбирает папки, в которых содержится информация для отчета. А затем вносит данные в программу компьютера. Сотрудница от неожиданности буквально лишается дара речи. Но окончательно ее добивает вопрос руководителя: «Ну, так Вы будете выполнять свои обязанности? Или мне для этих целей искать нового сотрудника?» Надо ли говорить о том, что подобный «выстрел» попадает в десятку и сотрудница безоговорочно приступает к подготовке отчета.

Пример 8

Свернуть Показать

Позволим себе в этой статье привести один пример на «нерабочую» тему, уж больно он наглядный. Представьте ситуацию: муж принес домой премию.

Еще когда она только замаячила на горизонте, жена убедила его, что ей просто необходима новая шубка, старая-то «совсем износилась», прямо в люди выйти неудобно. Он легко на это согласился: милую любит да и прикидывает, что не вся премия уйдет на покупку - на воплощение его «мечты» в уменьшенном формате еще останется. Но после получения премии жена делает следующий шаг: вечером за ужином сочувствует неожиданным обстоятельствам в жизни своей матери, все это обсуждается в красках целый вечер, и в присутствии мужа и еще нескольких родственников она обещает (не посоветовавшись прежде с мужем), что, конечно же, они это все так не оставят и помогут. Мужу остается либо прямо за столом стать для всех «плохим» и жадным, либо смолчать и потом выполнить обещанное женой.

Что делает умный муж? После ужина, когда остается с милой наедине, говорит: «Конечно же, мы поможем твоей маме. Только вот на шубку останется меньше». И ту сумму, которая нужна на решение «маминой проблемы», вычитает из выделенной на шубку, которая на глазах превращается... в очень хороший пуховичок! Чтоб впредь манипулировать им было неповадно... А шубку он все равно купил, только с другой премии:)

Мы рассказали (пусть и в общих чертах) о том, что представляет собой такое явление, как манипуляция, и как можно от нее защититься. Очень надеемся, что эта информация поможет вам в жизни. В заключение дадим еще несколько советов:

  1. Никогда не начинайте психологическую атаку первым. Не забывайте о том, что в любом случае худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Сделайте так, чтобы манипулятор понял, что он разоблачен , целей своих не добьется и продолжать дальнейшую игру не в его интересах.
  3. Не записывайте каждого встречного в манипуляторы. Далеко не все окружающие люди хотят попользоваться вашей добротой. Будучи излишне подозрительным вы можете напрочь лишить себя радости общения.
  4. И главный совет: придерживайтесь в жизни ассертивного поведения - и тогда никакой манипулятор вам не страшен. Философия ассертивного поведения основана на предположении, что многие люди забыли или не знают о том, что мы все равны и имеем равные права. Цель ассертивности - отстаивать свои права без нарушения прав других людей. Основные черты, характерные для такого поведения, можно сформулировать в виде неких внутренних установок:
    - Я имею право быть самим собой и не подстраиваться под других.
    - Я имею право говорить «да» или «нет».
    - Я имею право открыто выражать свои чувства и убеждения.
    - Я имею право менять свое мнение.
    - Я имею право сказать «Я не понимаю».
    - Я имею право не брать на себя ответственность за проблемы других людей.
    - Я имею право просить о чем-то других.
    - Я имею право быть нелогичным, принимая решения.
    - Я имею право, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились.
    - Я имею право делать ошибки и чувствовать себя комфортно, признавая их.

А все вместе эти установки сводятся к уважению. Тотальное уважение - это одновременно уважение к себе и к окружающим. Первое избавляет вас от притязаний манипуляторов, второе - от того, чтобы самому скатиться до таких действий. Уважение всегда бесстрашно.

Свернуть Показать

Брат Девид Штайндл Раст , бенедиктинский монах, один из реформаторов католичества, основоположник христианско-буддистского диалога:

Страх - это корень агрессии. Все войны в мире происходят от страха людей, который искусно используют военные лидеры. Будь в самих лидерах меньше страха, войн можно было бы избежать. А ведь чтобы заключить мир, нужно куда больше мужества, нежели чтоб начать войну. Но если ты боишься, ты становишься агрессивным. Даже маленькие животные становятся агрессивными, если испытывают страх: если маленькая мышка достаточно сильно испугается, она кинется на вас.

Таким образом, страх - это корень всего, что неправильно в нашей жизни.

Страх также прячется за нашим желанием иметь больше денег, больше того, больше этого… потому что мы боимся, что без этих составляющих не сможем двигаться дальше. Если же преодолеть страх и жить без боязни, мы начинаем понимать, что больше не живем из чувства жалости к себе, а живем с чувством самодостаточности. И если у нас появится это бесстрашное отношение, мы начнем жить радостно.

Вот почему в молитве, обращаясь к нашему Небесному Отцу, мы просим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Т.е. буквально «хлеб на сегодня» - давайте не волноваться о завтрашнем дне, давайте думать о хлебе сегодняшнем, и это принесет нам много радости. Если уже сейчас мы начинаем переживать из-за того, что будет завтра - мы на неправильном пути. И это главное, что я хочу сказать: «Не бойтесь».

(Полное интервью Девида Раста и других участников Международного конгресса по трансперсональной психологии и духовности в Москве см. на сайте http://dattamedia.ru в разделе «Фильмы», далее - видео «О главном»)

Сноски

Свернуть Показать


Защита от манипуляторов всех мастей Власова Нелли Макаровна

1. Как распознать манипулятора?

Манипулятор предоставляет вам почетное право быть его рабом. При этом ваше рабство добровольное. И вы делаете то, что угодно манипулятору, потому, что вам есть что терять. Вас «подкупили» хорошим отношением или навязали вам такой образ, что теперь неудобно ему не соответствовать. Вы просто становитесь средством для достижения чужих целей. Манипулятор делает нужное ему дело вашими руками. Вы просто оказались в руках опытного дрессировщика.

Ничего страшного в этом нет. Кто не грешит манипуляцией? И кто не был орудием в руках манипуляторов? По большому счету все, осознанно или бессознательно манипулируют друг другом. Просто у разных людей получается разный эффект. Женщина, которая, выражая обиду, добивается поблажек и подарков, явно манипулирует мужчиной. Дети манипулируют родителями, мужчины - женами, начальники - подчиненными, а те - начальниками.

Но иногда это достает. И не для каждого мы готовы делать то, что он хочет. В бизнесе могут манипулировать сознательно и во вред вам. Вот тогда и важно знать, как не попасть в лапы манипуляторов. И как их распознавать? Этим знаниям учат разведчиков. Ведь в бизнесе тоже приходится быть разведчиком. Заглянем в один из учебников, предназначенных для разведшкол. Там обобщены признаки часто встречающейся манипуляции.

Признаки, по которым можно заподозрить манипуляторов

1. Интерес к фактам вашего прошлого опыта.

Очень плохо, если партнер высказывает информированность о ваших планах и перспективных устремлениях. Еще хуже, когда он слишком много знает о том, что именно вы планировали из числа неудавшихся затей. Чем выше информированность подобного рода, тем партнер в большей степени готов к манипулированию вами. Подумайте, зачем другому человеку изучать ваши планы, как не для манипулирования вами?

2. Повышенное личное внимание к вашей персоне.

Повышенный интерес к фактам вашей биографии, семейному положению, хобби и проявление этой осведомленности - признак манипулятивного интереса.

3. Повышенный интерес к философским темам.

Разнообразные разговоры на темы «смысла жизни», столь притягательные в партнерском застолье, на самом деле могут скрывать разработку планов воздействия на вас.

4. Темы личностной мотивации.

Прощупывание вашей мотивации (почему, зачем, с какой целью, что это вам дает?) - это всегда разведка вашей личности.

5. Лесть.

Явное завышение оценок ваших личностных, статусных, профессиональных качеств и возможностей.

6. Тема личностных ориентаций.

Перевод разговора с обсуждаемой темы на ваши личностные ценности, ориентации, мнения, отношения, идеалы.

7. Драматизация ситуации.

Описание устрашающих последствий.

8. Акцентуация цейтнота.

Партнер подгоняет вас, акцентирует ваше внимание на отсутствии времени для обдумываний и промедлений.

9. Апелляция к третьим лицам.

10. Настойчивое стремление оказать вам услугу.

11. Апелляция к позитивному прежнему опыту.

«Да мы так тысячу раз делали с тем-то и с тем-то».

13. Приближение.

Навязывание самого себя, своего окружения, любого нового лица.

14. Программирование.

Партнер пытается навязать вам свое видение, отличное от вашего.

Предупреждение!

Присваивайте ярлык манипулятора только тем людям, которые используют целые комплексы указанных приемов. На единичных проявлениях не делайте заключений о том, что вами сознательно манипулируют. Мы все бессознательно пытаемся манипулировать друг другом.

Манипулятора можно распознавать и по эмоциональным реакциям

1. Высокая устойчивость при ваших выпадах.

Склонность человека к подавлению эмоциональных реакций может сигнализировать о скрытности и двуличности натуры.

2. Искусственный юмор.

3. «Отзеркаливание».

Вы улыбнулись, вам улыбнулись; вы говорите в быстром темпе, вам отвечают так же; вы скрестили ноги, партнер сел так же. Вы отражаетесь, как в зеркале.

4. Нагнетание тревожности.

5. Экстраординарные реакции.

Реакции, неадекватные ситуации (например, один кричит на другого при разборках в сверхповышенных тонах).

6. Попытка дезорганизовать вашу деятельность, поставить вас в точку бифуркации, т. е. в точку неустойчивого равновесия.

Манипуляция на переговорах

На что следует обращать внимание на переговорах?

1. На состав бригады.

Как только увидите, что роли в группе партнеров четко персонифицированы и выдержаны, - принимайте, перед вами артисты «оригинального жанра»! Особенно распространимы дуэты и трио «злой, плохой, хороший».

2. На стартовое поведение.

Стартовое поведение - это домашняя заготовка. Можно его разбить контрманипуляцией. Например, если партнер агрессивен, то предложить пересесть на мягкий диван рядом с собой, зажечь мягкий свет. Имидж-игра улетучивается. Непросто будет войти в образ по-новому, когда антураж изменился столь неожиданно. Выбивание из седла пригодно и для устоявшегося контакта. Если партнер вошел в образ «крутого», то можно поинтересоваться его детьми. Можно спросить, почему у него такие холодные руки и нет ли покалывания у него в спине?

3. На личное обращение.

Насколько подчеркнуто внимательно и изысканно обращается к вам партнер?

4. На стиль вербального обращения.

Насколько партнер пытается атаковать ваше воображение? В психологии есть понятие «фасцинация», что означает «чары», «очарование». Фасцинация может быть семантической, когда используют красивые образы, метафоры, и акустической, когда модулируют голосом, понижая его, переходя на эмоциональное звучание или театральную декламацию.

5. На технику слушания.

Сверхвнимательное слушание, с явной эмоциональной поддержкой, может выдавать либо хорошо обученного психологами слушателя, либо манипулятора.

6. На общее впечатление от партнера.

Если партнер на вас произвел слишком хорошее впечатление только за счет поведения по отношению к вам, то задумайтесь! Явно попахивает отработанной манипулятивной техникой.

7. На проявление недоверия к вам.

Вам могут неявно высказывать опасения и недоверие. А это включает подсознательные ответы. Тем самым вас могут явно провоцировать к желаемым для партнера действиям.

8. На построение и ведение беседы.

Обращайте внимание на структуру беседы:

Как направляется и подталкивается разговор?

Как происходит переключение тем?

Какова вопросная эквилибристика?

Два основных правила совершенной манипулятивной техники

1. Манипулятор работает на тонком уровне. Это больше обращение к подсознанию, чем к логике. Манипулятор высокого класса - это человек шарма и обаяния.

2. При дешифровке чужого поведения ориентируйтесь на ощущения! Даже если ваш разум можно обмануть, то в области подсознания, где варится всевозможная ценная информация, вас провести невозможно. Тем более, если вы усвоили «грубую» технику манипулирования и всегда в состоянии рассмотреть чужие «пионерские приемчики».

Манипулятор часто ведет себя так, как мы хотели бы, чтобы к нам относились. И тут возможны только два варианта. Либо перед вами человек высочайшего искреннего интереса к вам (что если и встречается, то слишком мало и редко), либо вами явно манипулируют, расслабляют, подкупают, настраивают ваше поведение на желаемый для себя курс.

Если вы уловили много из указанных приемов, то просто включите сигнал: «Осторожно!». Не повредит!

Из книги Тренинг жизненного успеха автора Теске Оксана

Как распознать манипуляцию …Чем больше слабости, тем больше лжи. У силы путь прямой.Иоганн Пауль Фридрих РихтерКогда вы чувствуете, что делаете для других то, чего вы делать совсем не хотите, вами манипулируют. Если вы соглашаетесь с чужой точкой зрения и чужими

Из книги Психология политического блефа автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

1.4. КАК РАСПОЗНАТЬ БЛЕФУЮЩЕГО? Научитесь для начала определять ложь по жестам у детей. Например, обычно, если ребенок говорит неправду, то сразу же после этого прикрывает рот руками. Необходимо отметить, что взрослый человек также использует этот жест, когда лжет. В отличии

Из книги Защита от манипуляторов всех мастей автора Власова Нелли Макаровна

ВЫВОДЫ О ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИКА КАК МАНИПУЛЯТОРА (Политическими манипуляторами рождаются или становятся?)Автору удалось произвести статистическую оценку (более 40 респондентов) феномена политических манипуляций личности. В целом его можно разделить на три типа:1. Грубые

Из книги Лень – это полезно. Курс выживания для ленивцев автора Берендеева Марина

2. Как вылезти из паутины манипулятора? В основе защиты от манипуляции лежат классические принципы восточных единоборств. Суть их сводится к тому, чтобы повернуть оружие против нападающего. Чем сильнее атакует ваш противник, тем сильнее ваше контрдействие. Получается,

Из книги Как преодолеть НЕТ: переговоры в трудных ситуациях автора Юри Уилльям

Как распознать ленивца Прежде всего загляните в его глаза. Если вы почувствуете, как вас начинает охватывать истома, – это ленивец.Еще один способ: попросите его что-нибудь сделать и внимательно наблюдайте. Если никакой реакции не последовало, это еще не значит, что

Из книги Как понять, что ваш собеседник лжет: 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Распознать тактику Чтобы успешно противостоять тактике оппонента, нужно распознать ее. Если вы поймете, что противная сторона использует тактику обструкции, то с меньшей вероятностью поверите в отсутствие у них гибкости. Вовремя распознав атаку, вы не станете жертвой

Из книги Советы брачующимся, уже забракованным и страстно желающим забраковаться автора Свияш Александр Григорьевич

Правило № 30 Природная пластичность – помощник манипулятора Мы все по-разному владеем своим телом. Кто-то ходит легко и грациозно, принимает естественные позы, другой не умеет красиво себя преподнести, принять непринужденную позу. Могут ли врожденная пластичность или

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

1-7 Как распознать бракофобию? Девушка, можно с вами познакомиться? -Нет.- Слава Богу!Короткий диалогВ этой главе речь пойдет о явлении, которое отравило жизнь многих мужчин и женщин, страстно мечтающих о семейном очаге, но потерпевших неудачу (и может быть, неоднократную)

Из книги Психология манипулирования автора Козлова В. А.

Как распознать обман Дети начинают убедительно обманывать приблизительно в возрасте четырех с половиной лет. Они довольно рано начинают понимать, что можно избежать наказания, если сказать неправду о своем поведении, и очень быстро учатся применять эту тактику с

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

3.2. Наиболее распространенные приемы манипулятора Речевые техники. В этой группе главное место занимают трюизмы. Трюизм – это самое очевидное утверждение, общеизвестная, избитая, банальная истина. Если вы в процессе переговоров говорите оппоненту: «Иногда люди

Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова Лариса

Как распознать манипулятора и иметь с ним дело Стать жертвой хитроумных уловок скрыто-агрессивной личности легко. Если вы хотите избежать виктимизации, вы должны сделать следующее.1. Познакомьтесь поближе с характером этих волков в овечьей шкуре. Поймите, чего они хотят

Из книги Избавляемся от вредных привычек автора Ланц Карл

Глава 1. Что такое манипуляции. Как отличить манипулятора Как распознать манипуляцию В стремлении самому управлять кораблем своей судьбы очень важно не перегибать палку. Ведь если в каждом собеседнике видеть потенциального манипулятора, можно не только испортить

Из книги автора

Как распознать манипуляцию В стремлении самому управлять кораблем своей судьбы очень важно не перегибать палку. Ведь если в каждом собеседнике видеть потенциального манипулятора, можно не только испортить отношения со всем миром, но и очень быстро прийти к

Из книги автора

Удаление манипулятора Соответствующий активный способ – это не удаляться самому, а удалить от себя манипулятора. Если говорить о физическом удалении, можно, к примеру, выставить из дома навязчивого коммивояжера или захлопнуть дверь перед носом назойливого соседа.

Из книги автора

Вскрытие тайных замыслов манипулятора Вспомним цитату из «Гамлета», приведенную в начале книги. Гамлет разрушает манипулятивную схему, прямо обвиняя Розенкранца и Гильденстерна в том, что они пытаются им играть. Манипуляция в подавляющем большинстве случаев –

Из книги автора

5.2. Как распознать игромана? Игромания – не просто вредная привычка, это социально опасное заболевание. Желание немного развлечься и испытать удачу может превратиться в навязчивую привязанность к азартным играм незаметно как для самого игрока, так и для его окружения.

Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?

Определение понятия

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении

Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.

Основные виды воздействия делятся на:

  • осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
  • неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

Второстепенные виды делятся на:

  • лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
  • поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Зачем они нужны?

Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.

Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

Во-первых , следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых , нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Приемы манипуляции в общении

Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Воздействие любовью

В этом приеме любовь – не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. Например: «Если ты сделаешь так-то и так-то, я буду любить тебя», «В нашем коллективе остаются только достойные сотрудники, остальные уходят по своей воле». В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум – любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение.

Воздействие страхом

Страх и недостаточная информированность адресата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Например: «Если ты не поступишь в институт – станешь нищим», «Вы отличный специалист, но на эту вакансию появился еще один соискатель». Все придуманные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипулятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополнительной мотивации или финансирования.

Воздействие виной

Чувство вины чаще всего используется манипуляторами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нанесенный ущерб. Например: «Ты гулял и веселился со своими друзьями, а я одна и с ребенком нянчусь, и тебе уют создаю», «Вам сегодня лучше отдохнуть, а я могу сделать за вас вашу работу». Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелировать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку. Чувство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие.

Воздействие неуверенностью в себе

В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адресата в тех или иных вопросах. Например: «Ты обязана слушать меня – я жизнь прожила! Ты без меня ни на что не способна», «Вообще-то я тут начальник, поэтому мне решать, как это должно быть сделано». Такое самоутверждение за счет другого может проходить на разных уровнях и по разным вопросам. Воздействие будет продолжаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки.

Воздействие гордостью

Тщеславие, гордость – замечательный рычаг для психологического воздействия. Например: «Вижу, что моя женушка устала на работе. Но ты же умница и отличная хозяйка – удиви моих друзей вкусным ужином», «Я готовлю для вас повышение по службе, но, к сожалению, зарплату пока придется оставить прежней». Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия.

Воздействие жалостью

Такой прием часто используется детьми и юными девушками. Задача его – вызвать жалость к себе и желание помочь. Например: «Я так устаю, сил никаких нет, а еще надо ужин тебе готовить», «Я начальник и каждый раз получаю высказывания за вашу плохую работу и плачу за вас штрафы». Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь. Но она сама не стремится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетический «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отношение к манипулятору.

Как узнать о психологическом воздействии?

Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.

  1. Эмоции . Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
  2. Непонятные слова . В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
  3. Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
  4. Срочность . Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
  5. Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
  6. Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

В деловых отношениях

Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.

Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:

  • насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
  • демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
  • лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.

Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.

В межличностных отношениях

Манипуляции в межличностном общении чаще всего бывают основаны на гендерной принадлежности. Этот фактор позволяет использовать стереотипы поведения («Все женщины делают это», «Настоящие мужчины так не поступают»).

Другой вариант – вызвать желание защитить свою гендерную принадлежность («Ты все правильно сделал, это поступок настоящего мужчины»). Успешность психологического воздействия напрямую зависит от арсенала средств и умения их использовать в разных ситуациях.

В семейных отношениях

Самыми распространенными семейными манипуляциями являются истерики, молчание, демонстративный отъезд «к маме», гулянки с друзьями, запои. Психологическое воздействие используют и родители, и дети. Это способ добиться своей выгоды, играя на чувствах других.

Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.

Как защититься от психологического воздействия?

Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.

Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.

Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.

Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.

Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:

  • на ошибки и собственное мнение;
  • на то, чтобы изменить свое мнение, передумать;
  • не отвечать на вопросы, если они кажутся некорректными;
  • быть собой, не стараться быть привлекательным для всех подряд;
  • быть нелогичным.

Манипуляция людьми – это психологический прием, скрывающий управление собеседником против его воли.

Манипулируя, человека вынуждают к каким-то действиям, и он совершает их вопреки собственным интересам. Как отличить искренность в общении от манипуляции? Основная характеристика манипуляции в общении – ее скрытность. Общаясь с тем или иным человеком, обратите внимание на ряд характерных признаков манипулятивного поведения. А поможет нам в этом замечательная мудрая сказка о Золушке.

1. Синдром «мачехи», или провоцирование чувства вины с помощью эмоционального запугивания

Манипулятор действует так, чтобы задеть эмоциональные струны у собеседника , обращаясь к его самым важным потребностям и сторонам жизни. Например, ваш приятель или знакомая говорит: «Мне больше не на кого рассчитывать, кроме тебя. Ведь ты же мне друг? Если ты не займешь мне этих денег, я не смогу оплатить свою страховку». Или сосед говорит: «Если вы не взвалите на себя общественную работу по организации парковочных мест, то вам точно негде будет парковаться».

Этим методом успешно пользовалась злая мачеха в сказке о Золушке, запугивая её тем, что расправится со своим мужем, отцом Золушки, если та не поможет ей и её дочерям. Манипуляция удалась. Но это только начало сказки.

2. Синдром «Золушки», или игра на чувстве собственного достоинства

Желание признания и уважения – сильный мотиватор. В детстве эти ситуации выглядят так: «Ну что, слабо тебе спрыгнуть с крыши сарая?». На работе этот же метод используется в другом варианте, когда ваш босс говорит, что никто кроме вас не сделает эту работу лучше и быстрее, нужно только поработать в выходные или вечером сверхурочно.

Вспоминая Золушку, мы вновь видим успешное применение этого метода: никто, кроме Золушки, не в состоянии сделать весь объём работы по дому, и мачеха этого не скрывает, действуя в своих интересах. Манипуляция под девизом «у тебя же золотые руки, Золушка» работает. Но сказка продолжается.

3. Синдром «несчастного короля», или манипуляция собственной беспомощностью – прибеднение

«Ты же знаешь, без тебя я не справлюсь, я ничего в этом не понимаю», - говорит манипулятор. Показывая себя слабым, а собеседника сильным , он добивается своего. Обычно люди с трудом признают свои слабости, манипулятор же не боится назвать себя непроходимым тупицей, лишь бы вы пришли и починили ему компьютер или составили вместо него деловое письмо. Все те вещи, которые он либо мог сделать сам, приложив чуть больше усилий, или просто-напросто заказать соответствующую услугу за деньги.

Что касается нашей любимой сказки, то таким поведением в ней отличается Король: вместо того, чтобы решать проблему, он впадает в самоуничижение, срывая с себя корону и притворяясь беспомощным.

4. Синдром «принца», или избегание любых личных просьб или претензий, использование безличных формулировок

Манипулятор часто избегает прямых просьб и снимает с себя ответственность. Он скорее скажет не «Я прошу тебя об услуге», а «Ты же знаешь, что это надо сделать, потому что…». Жена говорит мужу: «Обычно на юбилей всем женщинам мужья дарят шубу или брильянтовое колье».

В сказке о Золушке этим синдромом страдает Принц, который, вместо того, чтобы прямо выразить свои чувства и своё отношение, почти всё время впадает в иносказательность и ложно понятую «воспитанность».

5. Синдром отца Золушки - Ваши собственные противоречивые эмоции

Лучший показатель – ваши собственные эмоции при общении. Как уже говорилось, манипуляция всегда основана на вовлечении эмоций собеседника. Манипулятор так строит разговор, что возникают сразу несколько противоречивых эмоций. Если внешне разговор самый обычный, но вы начинаете злиться на собеседника или раздражаться , задумайтесь, насколько собеседник искренен с вами. Если бы отец Золушки понял, в чем причина его колебаний и не дал бы манипулировать собой… то и мудрой сказки не было бы в помине!

Существует множество приемов борьбы с манипуляциями. Но самый лучший способ – показать собеседнику, что вам понятен его тайный мотив, сделать этот мотив явным. Обозначьте его прямым текстом «Ты хочешь, чтобы я…». Посмотрите, что будет дальше: либо взаимодействие просто прекратится, либо собеседник будет вынужден перейти к прямому и честному обсуждению вопроса. Ведь как только мы понимаем, что собеседник манипулирует нами, у него не остается шансов добиться своего таким путем.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!