Современные позиции зарубежной педагогической аксиологии. Боханский филиал бгу, россия

Разработка проблем педагогической инноватики, включающей три основных теоретических блока (блоки осмысления процессов создания педагогических новшеств, их освоения педагогическим сообществом и применения), с необходимостью ведет к определению предмета и задач педагогической аксиологии как части педагогической инноватики. Невозможно усвоить теоретическое и практическое значение новых педагогических новшеств (аспектов содержания и процесса обучения и воспитания) без выяснения ценностной природы педагогических новшеств, без определения системы педагогических ценностей и критериев оценки педагогических явлений. А именно эти вопросы и должны войти в содержание педагогической аксиологии и определять специфику ее предмета в целом.

Следует подчеркнуть, что в нашей философской и педагогической литературе проблемы аксиологии многие годы не получали должного отражения и разработки. Само понятие «аксиология» (буквально - учение о ценностях) третировалось долго как понятие буржуазной философии, а учение о ценностях рассматривалось как одна из основных отраслей идеалистической философии. Действительно, термин «аксиология» в 1902 г. ввел французский философ П. Лапи и в 1908 г. применил немецкий философ Э. Гартман, но объективно содержание этого термина нацелено на отражение ценностных аспектов действительности.

В современных условиях аксиология рассматривается у нас как теория ценностей, или наука о природе ценностей, их роли в структуре современного ценностного мира, т. е. о взаимосвязи различных ценностей с социально-культурными факторами, структурой личности и между собой. Следует иметь в виду и то, что аксиология как особая область философского исследования возникает в том случае, когда понятие бытия разделяется на 2 элемента: реальность и ценность как объект различных желаний и устремлений человека. В настоящее время существенно перемещение внимания на общечеловеческие аспекты ценностей, что диктуется утверждением в сознании людей нового политического мышления, новыми социальными реальностями.

Центральным понятием в аксиологии является понятие ценности, которое характеризует социокультурное значение явлений действительности, включенных в ценностные отношения. Последние формируются на основе различения человеком сущего и должного, добра и зла, правды и заблуждений и других культурно значимых характеристик действительности. Эти аспекты общей аксиологии следует учитывать и при разработке педагогической аксиологии. Педагогическая действительность как часть социальной включает всю совокупность конкретных педагогических явлений, которые объединяет их принадлежность к целенаправленному процессу формирования человека. Сюда входят и сами субъекты этого процесса (воспитатели и воспитанники), содержание и процесс обучения и воспитания, разнообразные средства воспитания.

Педагогические явления качественно отличаются друг от друга: их качество - это специфика явления по его содержанию, определенности. Именно это содержание детерминирует в конечном счете их оценку и ценность. При этом следует различать категорию «качество» в смысле определенности вещи, явления, отличия и в оценочном (аксиологическом) смысле. Это принципиальное положение для педагогической аксиологии. Следует иметь в виду и то, что всякое явление педагогической действительности может получить оценку, быть оценено, однако не всякое может выступать как ценность, поскольку некоторые педагогические явления могут носить деструктивный для развития личности характер или со временем терять ценность.

Педагогические явления образуют первую большую группу ценностей, которую должна исследовать педагогическая аксиология. Вторую группу образуют научно-педагогические явления: педагогические теории, идеи, принципы и другие результаты научно-педагогической деятельности.

Существенна для аксиологии и проблема критериев оценки и определения ценности педагогических и научно-педагогических явлений. Так, результаты исследования по их ценностному качеству характеризуются общенаучными критериями новизны, актуальности, теоретической и практической значимости. Те же критерии как конкретно-научные при этом зависят от типа исследования (дидактика, теория воспитания и т. д.). В зависимости от эффективности возможна оценка исследований с позиций научной, практической, социальной и экономической значимости. Вопрос о критериях оценки педагогических явлений более сложен: здесь возрастает роль субъективного начала в возникновении и реализации педагогических явлений (скажем, в содержании образования и в процессе обучения), когда трудно отделить, например, результат педагогического воздействия от личности учителя или от особенностей личности ученика. Не случайно такими разноречивыми бывают оценки опыта педагогов-новаторов , непроста и их действительная, объективная оценка: нередко попытки применить их. новации в опыте других учителей кончаются неудачей - личность учителя в этом случае другая. Кроме того, различные педагогические средства (методы, приемы и т. д.), сами по себе ценные, будучи включенными в реальный педагогический процесс, деформируются, снижают или даже теряют свою ценность из-за отсутствия учета условий их эффективного применения и абсолютизации. Так было, например, у нас с программированным обучением в период его бума в конце 60-х - начале 70-х гг. Так до сих пор случается с проблемным обучением, когда пытаются свести к нему все формы работы с учащимися.

Вообще вопрос о динамике ценностей значимости педагогических явлений в зависимости от обстоятельств очень интересен и важен, особенно сейчас, когда идет в школу поток инноваций (реальных и псевдоновшеств), а само обучение и воспитание становится все более сложным, а по позитивному результату все более вероятностным и многопричинным. И все же общий критерий оценки педагогических явлений в целом связан с человеком и его деятельностью как результатом образования (обучения и воспитания): если этот результат приближается к цели, которую ставило образование, тогда его содержание и процесс как ценности обладают большой социально-педагогической значимостью. И здесь также можно говорить о новизне педагогических явлений, практической значимости и других критериях ценности. Однако в целом проблема критериев ценности явлений в педагогической аксиологии нуждается в серьезных методологических и теоретических исследованиях.

Отношение педагогической аксиологии и педагогической инноватики не прямолинейно. Дело в том, что педагогическая инноватика занимается педагогическими новшествами, в то время как педагогическая аксиология обращена не только к новшествам, но и к тем явлениям и процессам в педагогике, которые давно включены в педагогическую действительность и воспроизводятся в ней как особые ценности в массовой практике. Так что речь должна идти по преимуществу о такой части педагогической аксиологии или, лучше сказать, о такой ее функции, которая позволяет оценивать именно новшества, нацелена на выявление их значимости в общей системе, «мире» педагогических ценностей. Эту функцию можно считать сравнительной, поскольку усилия аксиологического анализа направляются на оценку через сравнение новшества с другими нововведениями такого же типа (методами, оргформами и т. п.) или с ценностями, которые новшествами в педагогике не являются. В этой связи следует говорить о сравнительной педагогической аксиологии.

Мы ее связываем в первую очередь со вторым теоретическим блоком инноватики, раскрывающим процессы восприятия, оценки и освоения педагогическим сообществом педагогических новшеств, инноваций. При этом восприятие, оценка и освоение нового очень тесно связаны: речь идет об освоении как принятии нового сознанием, появлении готовности к использованию в теоретическом арсенале или к применению на практике.

Так что сравнительная аксиология в значительной мере соответствует содержанию и объему второго теоретического блока педагогической инноватики: ведь оценка предполагает и восприятие, а применение нового - его оценку, принятие его значимости для теории или практики.

Развитие сравнительной аксиологии предполагает в настоящее время сравнительный анализ по социально-педагогической значимости имеющихся и появляющихся сейчас в отечественной и зарубежной педагогике и системе образования новшеств. Этот анализ, в свою очередь, требует методологических схем и методик. В зависимости от типа нового эти схемы и методики могут иметь разный характер. Так, при анализе передового педагогического опыта для его оценки могут быть рассмотрены такие элементы обучения, как педагогические задачи, которые ставятся в обучении, содержание обучения, деятельность учителя и учебная деятельность учащихся, материальное оснащение этих видов деятельности, внешние условия, результаты обучения. Сюда же могут быть подключены и критерии оптимального обучения. В дальнейшем предстоит разработать методологию и методики сравнительного аксиологического анализа новшеств. Но сейчас уже можно сказать, что основой такого сравнительного анализа должна стать обращенная в будущее теория педагогики.

На нее должны опираться методы и приемы оценивания педагогическим сообществом нового, в частности метод экспертной оценки.

В заключение подчеркнем, что потребность в сравнительной педагогической аксиологии назрела и ее разработка как части педагогической инноватики сейчас необходима.

АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    Общая характеристика «Аксиологии»

    Предметы педагогической аксиологии

    Задачи педагогической аксиологии

    Ценности педагогической деятельности

    Гуманистические ценности

    Профессионально-нравственные

    Ценность творческой самореализации

    Интеллектуальные ценности

    Социальные ценности

    Эстетические ценности

Раскрывается понятие «педагогическая аксиология», обозначаются предмет

и задачи педагогической аксиологии, показано значение ценностно - смысловых

компетенций в характере реализации способов педагогической деятельности, даются

характеристика и классификация ценностей важных в педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая аксиология, ценности, инновационная

деятельность, проблема критериев, педагогическая деятельность, интериоризация

ценностей.

    Аксиология (от греч. «аксиа» - ценность) - философское учение о структуре мира ценностей, их месте в реальности.

Происходящие в обществе перемены активизировали поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, способов их включения в учебно-воспитательный процесс.

Решению проблемы преодоления культурного кризиса и развития ценностной сферы человека способствует становление педагогической аксиологии как методологического подхода в осмыслении педагогических явлений.

Аксиологический подход органически присущ современной педагогике, в которой воспитанник рассматривается в ней как высшая ценность общества. В связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики.

Центральным понятием в аксиологии является понятие ценности, которое характеризует социокультурное значение явлений действительности, включенных в ценностные отношения. Последние формируются на основе различения человеком добра и зла, истины и заблуждений, красивого и безобразного и других культурно значимых характеристик действительности. Эти аспекты общей аксиологии следует учитывать и при разработке педагогической аксиологии. Педагогическая действительность как часть социальной включает всю совокупность конкретных педагогических явлений, которые объединяет их принадлежность к целенаправленному процессу образования человека.

Сюда входят и сами субъекты этого процесса (воспитатели и

воспитанники), содержание и процесс образования, разнообразные формы,

методы и средства воспитания. В целом проблема критериев ценности

явлений в педагогической аксиологии нуждается в серьезных

теоретических исследованиях.

2. Предметом педагогической аксиологии являются ценности:

1. Научно педагогического исследования . Результаты исследования по их ценностному качеству характеризуются общенаучными критериями новизны, актуальности, теоретической и практической значимости. Конкретно-научные критерии зависят от типа исследования (дидактика, теория воспитания и т. д.). В зависимости от эффективности возможна оценка исследований с позиций научной, практической, социальной и экономической значимости.

2 . Инновационной деятельности . Если этот результат приближается к цели, которую ставило образование, то его содержание и процесс как ценности обладают большой социально-педагогической значимостью. И здесь также можно говорить о новизне педагогических явлений, практической значимости и других критериях ценности. Невозможно усвоить теоретическое и практическое значения новых педагогических новшеств (аспектов содержания и процесса обучения и воспитания) без выяснения ценностной природы педагогических новшеств, без определения системы педагогических ценностей и критериев оценки педагогических явлений. А именно эти вопросы и должны войти в содержание педагогической аксиологии и определять специфику ее предмета в целом.

3. Педагогических явлений . Педагогическая аксиология обращена не только к новшествам, но и к тем явлениям и процессам в педагогике, которые давно включены в педагогическую действительность и воспроизводятся в ней как особые ценности в массовой практике. Педагогические явления образуют первую большую группу ценностей, которую должна исследовать педагогическая аксиология. Педагогические явления качественно отличаются друг от друга: их качество - это специфика явления по его содержанию, определенности. Именно это содержание детерминирует, в конечном счете, их оценку и ценность. При этом следует различать категорию «качество» в смысле определенности вещи, явления, отличия и в оценочном (аксиологическом) смысле. Это принципиальное положение для педагогической аксиологии. Следует иметь в виду и то, что всякое явление педагогической действительности может получить оценку, быть оценено, однако не всякое может выступать как ценность, поскольку некоторые педагогические явления могут носить деструктивный для развития личности характер или со временем терять ценность.

4. Конкретных ценностей необходимых для формирования у субъектов образовательного процесса.

3. Приоритетными задачами педагогической аксиологии

В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова считают следующие:

Анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей;

Определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность;

Разработку ценностных подходов к определению стратегии развития и содержания отечественного образования;

Проблему критериев оценки и определения ценности педагогических и научно-педагогических явлений.

Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность взаимодействия с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой. Управление усилиями и возможностями воспитанников остается в руках наставника, правильно ориентированного в аксиологическом отношении. И это должно стать в современном педагогическом процессе не случайным, а систематическим и целенаправленным делом.

Знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором.

Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер взаимодействия учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, ценностную его неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.

На основе категориального аппарата общей аксиологии складывается тезаурус педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Педагогические ценности не только позволяют удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности, как и любые другие, утверждаются не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом определяют развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, т.к. желаемое и необходимое на уровне общества часто вступает в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог, на основе своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Овладение педагогическими ценностями возможно только в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой происходит их интериоризации, уровень которой служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации.

Ценности педагогической деятельности.

    Гуманистические ценности педагогической деятельности :

Ученик - личность ученика как высшая ценность в образовательном процессе. Ценностные ориентиры обусловливают поведение человека, а ценностное отношение к ученику является условием развития субъектного начала в нем и составляет основу обеспечения готовности учащихся к личностному самоопределению.

Детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью. Детство - главная ценность. Преждевременное взросление - не достижение, а беда, пропуск этапов или периодов детского развития, имеющих непреходящую ценность.

Уникальность и индивидуальность личности . Это – чудо, что каждый в отдельности отличается ото всех. Индивидуальность, как таковая, имеет идеальный ценностный характер и понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов.

Развитие ученика. Понятие педагогического профессионализма рассматривается в контексте того, в какой мере педагог может развить субъективный потенциал учащихся, обеспечить условия его личностного роста.

Самореализация ученика . Ведущей потребностью и учителя, и ученика является потребность в самореализации. Однако существует противоречие между стремлением педагога к самореализации и его ориентациями на формирование у учащихся способности к творческой самореализации.

Добро – это критерий всех нравственных ценностей означающий намеренное стремление к бескорыстной помощи, милосердию. Добро неотделимо от нравственности, а нравственность - от милосердия и сострадания.

Сострадание – это не только страдание вместе с тем, кто страдает, и не только сочувствие другому человеку по поводу его проблем, но это и помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить. Сострадание может быть и к людям, которые избрали для себя в жизни ложные пути, ведущие к деградации и разрушению, к тем, которые обмануты и не имеют сил, чтобы выбраться из сетей лжи.

Милосердие - готовность помочь ученику или простить из человеколюбия; является важной чертой нравственного педагога. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Милосердие подводит к пониманию ценности мира .

Мир – согласие, отсутствие вражды, ссоры, отсутствие педагогического конфликта.

Искренность - честность, прямота и добросовестность. Эта ценность характеризуется выраженным отсутствием противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.

Верность – стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Профессиональный долг – это совокупность обязанностей человека перед другими людьми, обществом, самим собой. Долг – выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из нравственных ценностей, и строить свое бытие в соответствии с ними.

Свобода. Формирование нравственных ценностей требует свободы личности. К. Д. Ушинский считал, что нравственность и свобода - два таких явления, которые обусловливают друг друга и одно без другого существовать не могут, «нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается не свободно, под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть если не безнравственное, то по крайней мере не нравственное действие».

Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся проявлением уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности

Доверие предшествует вере. Доверие - чувство уверенного ожидания помощи от другого и уверенности в его воле, характере и т. д.

Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нѐм; в экономической науке - требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно- нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Обязательность – это привычка без напоминаний, своевременно делать то, о чем была договоренность с другими, или то, что наметил сам себе.

Профессиональная честь и достоинство в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчѐтливо. Если учителем в своѐм поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству.

    Ценность творческой самореализации:

Совершенствование профессионально - творческих способностей - совокупность индивидуально-психологических особенностей личности

учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Сюда относятся: способность понимать ученика, способность доступно излагать материал,

способность развивать заинтересованность учащихся, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и др.

Преподаваемый учебный предмет. В зависимости от типа учебный предмет имеет личностную смысловую ценность для ученика, проявляющуюся в познавательных и социальных мотивах, среди которых мотивы достижения занимают большое место, являясь средством реализации их жизненных планов в будущем.

Постоянное самосовершенствование учителя - еѐ исходным условием и результатом является готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию как профессионально важное интегральное качество личности, позволяющее осознанно, целенаправленно, систематически и самостоятельно выстраивать и осуществлять стратегию профессионально-личностного роста.

Ценность инновации. Вызвана осознанием и потребностьюьпостоянно совершенствовать образовательный процесс, основываясь на новых идеях, являясь результативным потенциалом для учителя.

    Интеллектуальные ценности:

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого, в конечном счете, является практика.

Профессиональные знания – проверенный общественно- исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, теорий. Теория – система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

Творчество – процесс создания человеком объективно или субъективно качественно новых материальных и духовных ценностей.

Познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. Познание – усвоение чувственного содержания переживаемого или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

Свободный доступ к информации является необходимым условием профессиональной компетентности и профессионального роста педагога. Это определяется стремительными изменениями в сфере образования, инновационными процессами в ней и большими возможностями учащихся в овладении и приобретении необходимой информации.

    Социальные ценности:

Профессионально - педагогическое общениеэто система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых (В.А. Кан-Калик). Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии.

Профессионально - педагогическая корпоративность . Профессионально-корпоративная культура, становясь основой поведения, восприятия, познания, принятия решений в сфере профессионально-педагогической деятельности, проявляется в содержании и результатах учебной и педагогической деятельности, направленной на преобразование и развитие сферы человеческих взаимоотношений, и включает в себя интеллектуальное, нравственное и эстетическое, ценностное развитие педагога.

Соборность. Соборность - это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство; особое соборное состояние человека, истинная вера, когда все многообразие духовных и душевных сил человека объединено в живую и стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием, устремленностью к творчеству.

Традиции . В педагогике традиции - эффективный стимул освоения ценностей, которые выражаются в культуре народа или жизненных смыслах. В педагогических традициях учитель осмысливает свою жизнь, обнаруживает цель, т. е. находит объединяющий центр жизни (прежде всего духовной), каковыми являются для него верование, ценности и идеалы своего народа.

Семья важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морального становления личности.

Любовь и привязанность к детям. Является непреложной ценностью в педагогической деятельности. Без любви к детям педагогическая деятельность и весь педагогический процесс теряет смысл и свое назначение.

    Эстетические ценности:

Красота – «все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение»,- говорится в словаре русского языка С.И.Ожегова. По мнению русского философа В.Соловьева, красота необходима для исполнения добра в материальном мире, и именно только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира.

Гармония – согласованность, созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Можно утверждать, что ценности способны менять отношение к формам действия, освобождать их из-под власти конкретной ситуации. Ценности как феномен идеального обладают энергетической активностью и «существуют» в деятельности. Иначе говоря, идеальные образы реализуются в деятельности. И потому новые педагогические и управленческие технологии - это, прежде всего, принятие нового взгляда на ребенка (на человека), на смысл образования.

В заключение подчеркнем, что потребность в педагогической аксиологии назрела, и ее разработка как части педагогической инноватики сейчас необходима.

Список литературы

1. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. М.:МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. 220 с.

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004. С.77-78.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

КОНСПЕКТ

зачетного занятия по дисциплине «Философия и история образования»

по теме « Аксиология образования»

магистрантки специальности «Начальное образование»

группы ЗМНО – 14

Кудрявцевой Анны Андреевны

Занятие проводилось:

Группа ОТ – 12, ЭМС – 13 , ЭМС 13,

ТР – 13, ТЛП – 13

Специальность ИТФ (очное)

Утверждаю

………………………………………….………………………...………………….

……………………………………..…………………………………………….......

Оценка ……………………..

Симферополь, 2015 г.

ВОПРОСЫ

    Что такое « аксиология», общая характеристика.

    Ценности предмета педагогической аксиологии.

    Приоритетные задачи педагогической аксиологии.

    Гуманистические ценности педагогической деятельности.

    Профессионально - нравственные ценности педагогической деятельности.

    Ценности творческой самореализации педагогической деятельности.

    Интеллектуальные ценности педагогической деятельности.

    Социальные ценности педагогической деятельности.

Ценности и ценностные ориентации учителя проявляются в его каждом поступке и действии, которые раскрывают, любит ли он своих воспитанников,.. в какой степени он заинтересован в их успехах.

В.И. Андреев

Требования к компетентности по теме:

· знать и уметь раскрывать сущность понятий «ценность»,«аксиология», «педагогическая аксиология», «профессионально-педагогическая культура», «методологическая культура», «педагогические ценности»;

· уметь характеризовать место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя;

· знать и уметь анализировать педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность;

· представлять сущность и содержание аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.

Основные вопросы:

1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».

2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя.

3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.

4. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.

Понятия темы: «ценность»,«аксиология», «педагогическая аксиология», «профессионально-педагогическая культура», «методологическая культура», «педагогические ценности»

1 Ильин, В.В. Аксиология / В.В. Ильин. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 216 с.

2 Гавриловец, К.В. Аксиологический подход в учебно-воспитательном процессе / К.В. Гавриловец // Праблемы выхавання. – 2008. – № 5. –С. 40–44.

3 Пионова, Р.С. Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры / Р.С. Пионова // Адукацыя i выхаванне. – 2006. – № 4. – С. 80–84.

4 Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. –С. 31–37.

5 Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М. : Изд. центр «Академия», 2003. –192 с.

1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»

Проблема ценностей всœегда привлекала внимание ученых и педагогов-практиков (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, М.В. Богусловский, Л.И. Новикова, В.А. Караковский и другие). Система фундаментальных общечеловеческих ценностей, обоснованная В.А. Караковским, – Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, представляет особый интерес в педагогике. Мир ценностей – это, прежде всœего, мир культуры, сфера духовной жизнедеятельности человека, его привязанностей, оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.

Энциклопедический словарь представляет понятие «ценность» как значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Сегодня понятие «ценность», используемое в философии, психологии, социологии и педагогике, применяется для обозначения свойств различных объектов, явлений, теорий и идей, служащих эталоном качества, соответствующих социально-обусловленным приоритетам развития культуры.

Проблемами ценностей занимается такая наука, как аксиология (от греч. аxia – ценность). Под этим названием, как правило, понимают: 1) философское учение о ценностях и об оценке их в этике, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ исследует смысл человеческой жизни; 2) учение о природе человеческих ценностей: о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

Понятие «аксиология» введено в научный оборот в 1902 ᴦ. французским философом П. Лапи. В 1908 ᴦ. данный термин активно использовал в своих работах немецкий ученый Э. Гартман.

В современных условиях возрастает ориентация педагогического процесса на общечеловеческие ценности, которые находят свое отражение в образовании и воспитании подрастающего поколения, а также в идеологической, нравственной и профессиональной позиции самих педагогов. В связи с этим на первый план выходят проблемы педагогической аксиологии , представляющей собой учение о ценностях в педагогическом процессе – образовании, воспитании и саморазвитии человека.

Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер сотрудничества учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование определœенных привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у школьника потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать его качественную, в частности, ценностную неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателœей уровня его воспитанности.

Исходя из этого, актуальной задачей современной школы является задача точного определœения ряда школьных ценностей, которые необходимы для всœестороннего развития и совершенствования личности воспитанника.

Н.В. Селœезнев предлагает в этом случае отталкиваться от базовых, исторически сложившихся групп ценностей, а именно:

· материальные ценности – всœе то, чем располагает сама школа, окружающая среда, семья, общество в целом;

· нравственные ценности – духовное наследие, утверждающее на земле возвышенные идеалы добра и справедливости, о которых так тщательно заботились педагоги от А.Я. Коменского до В.А. Сухомлинского и других;

· научно-познавательные ценности – всœе то, что связано с познанием истины, формированием правильных оценочных представлений об окружающем мире, другом человеке, самом себе;

· художественно-эстетические ценности – группа ценностей, известных человечеству с древнейших времен, связанных не только с образным восприятием окружающего, но и развитием у человека потребности жить по законам красоты;

· ценности физической культуры и гигиены – всœе то, что предусматривает физическое совершенство человека и его здоровье, умение поддерживать и сохранять в здоровом телœе здоровый дух.

По мнению В.А. Сластенина, основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано ценностное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и др. Каждый из этих объектов в процессе осмысления и оценивания его ребенком раскрывает ему ряд важнейших ценностей (мир, дружба, семья, мать, отец, здоровье, Родина, труд, индивидуальность и т.д.).

Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, их желание или нежелание следовать примеру педагога, целœеустремленно работать над собой.

Педагогическая аксиология стала пользоваться вниманием исследователей лишь в последние годы. Происходящие в обществе перемены активизировали поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, научное их обоснование, а также методики ассимиляции их современным учебно-воспитательным процессам.

В статье рассматривается и обосновывается комплекс важнейших для современной школы познавательных нравственных, эстетических и других ценностей. Намечаются рекомендации дальнейшей их разработки и внедрения в практику современной школы (0,8 п.л.).

Статья адресована школьным работникам всех уровней, студентам, аспирантам, преподавателям вузов гуманитарных дисциплин.

Педагогический процесс всегда связан с освоением важнейших для растущего человека ценностей. Выработанные человечеством идеалы и ценности, по мнению В.А. Сухомлинского, в условиях школы становятся богатством личности воспитанников. «Я добиваюсь того - писал он, - чтобы нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка».

Школа несет воспитаннику комплекс важнейших ценностей, над которыми он размышляет, дает им оценочное осмысление и которые затем осваивает. От ценностей всеобщих к конкретным ценностям, их широте и разнообразию в опыте школьника - именно это становится наиболее существенным моментом в формировании его личности.

С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. «Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция). Весь учебно-воспитательный процесс должен быть проникнут идеей полезности для ученика, что вполне согласуется с мыслями, которые в свое время высказал Я.А. Коменский: «Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей... Оно будет истинным, если преподаются и изучаются предметы, только полезные для жизни». У ребенка возрастает интерес к ценности за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней.

Направленность личности человека на те или иные ценности создают ему совершенно своеобразный облик. «Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло, - справедливо замечает на этот счет. М. Монтень, - она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее». По его мнению, необходимо видеть прежде всего вечные, непреходящие ценности, которыми жили люди в прошлом и будут жить в будущем. «Если вы прожили один единственный день, вы видели уже все... это солнце, это луна, это звезды, это устройство вселенной - все это то же, от чего вкусили пращуры ваши и что взрастит ваших потомков».

О содержательной стороне жизненно важных для человека ценностей издавна велись споры, при этом с переменными успехом победу одерживали представители самых различных направлений и взглядов. В древнейшие времена приверженцами «своих» ценностей были стоики, эпикурейцы, спартанцы, в более поздние времена - представители различных религиозных верований, гедонисты, альтруисты, мазохисты и т.д.

Иногда привязанность к одним ценностям вела их носителей не только к яростному неприятию других ценностей, но и суровой, непримиримой борьбе с теми, кто их проповедовал. Побежденные нередко расплачивались жизнью за несогласие жить ценностями победителей.

Зная о ценностных противоречиях, лучшие умы человечества всегда пытались найти разумный выход из этого, примирить враждующих, научить людей жить в соответствии с высшей мудростью и рассудочностью. Так родилась идея выработки единого подхода к уяснению ценностных сущности окружающей действительности, конкретной вещи, явления, поступка с точки зрения их полезности или бесполезности для людей и человека. «Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни». 1

Сторонником такого подхода к выявлению значимых для человека ценностей был Я.А. Коменский. «Истинная мудрость, - говорил он, - заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такой, какая она есть на самом деле, не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не отбрасывать драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что заслуживает похвалы и не восхвалять заслуживающего порицания». 1

Сам Коменский всегда заботился о ценностях, которые давали бы и человеку, и обществу больше «света, порядка, мира и спокойствия». «Цель не будет достигнута, - предупреждает он, - если души всех не будут подготовлены ко всему, что предстоит в жизни». Наиболее важными для растущего человека в младшем возрасте, по его мнению, являются такие ценности: благочестие, умеренность, опрятность, почтительность, предупредительность, стремление к праве и справедливость, благотворительность, трудолюбие, терпение, деликатность и готовность служить старшим, умение держать себя с достоинством. Кроме того, ряд познавательных ценностей из физики, оптики, астрономии, географии, истории, экономики, арифметики, грамматики и др. наук.

В более старшем возрасте для ребенка важны, по мнению Каменского, такие ценности как воздержание, умеренность, гигиена, послушание, правдивость, радушие, стремление к деятельности, умение молчать, терпение, услужливость, вежливость, приветливость, понятие о том, что является приличным и что неприличным и др.

В России выбору необходимых для школы ценностей много внимания уделял К.Д. Ушинский. Современная школа, отмечал он, основывается на отживших, схоластических ценностях, «притупляющих» умственную деятельность школьников и «уродующих» их нравственность. Ребенок не только не развивается, но скорее вянет от «мертвящего прикосновения» такой школы. Главная причина, по его мнению, - формализм как педагогической науки, так, и педагогической практики. «Небольшая мудрость и не большой труд написать: тому-то учить, тому-то не учить, то существенно полезно, это совсем бесполезно и даже вредно во всех возможных отношениях - умственном, нравственном, религиозном, эстетическом, политическом и т.д. Но написать и предписать еще не значит сделать дело: в продолжении последних лет несколько раз менялись у нас подобные предписания и кончилось совершенной путаницей».

Ценности, на которые должна ориентироваться российская школа, подчеркивает Ушинский, обязаны отражать потребности народа, и должны быть не только тщательно продуманными, но и самобытными. «Чтобы повести народное образование прямым и верным путем надобно смотреть не на то, что нужно для Германии, Франции, Англии и т.д., а на то, что нужно России в ее современном состоянии, что согласно с ходом ее истории, с духом и потребностями народа. Не одного круга ученых, не одного сословия, не одной литературной или какой-нибудь партии, а всего народа от мала до велика».

В дореволюционный период вопрос о содержании школьных ценностей так и не был решен. Путаница и неразбериха с ценностями продолжается и в первые послереволюционные годы. «Советское воспитание, - пишет А.С. Макаренко в эти годы, - не представляет ничего ни революционного, ни советского, ни просто даже разумного... Наши педагоги просто не знают, что они должны делать, как держать себя, а наши воспитанники просто живут в наших детских домах, то есть едят, спят, кое-как убирают после себя. Картина очень печальная». 2

Размышляя о том, что именно должно стать содержанием жизни воспитанников, Макаренко отмечает необходимость формирования у них верного отношения ко всему комплексу жизненно важных ценностей, позволяющих «прожить как можно дольше и как можно радостнее. Надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни...». 1

Все важнейшие ценности А.С. Макаренко объединяет общим понятием «человеческой культуры», куда по его мнению, непременно должны войти образованность, дисциплина, чувство долга, понятие о чести, вежливость, доброта, умение владеть собой, влиять на других, умение быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить..., быть счастливым. Перенос внимания с ценностей формальных на ценности «здравого смысла» - дисциплины, порядка, практического дела стало значительным достижением воспитательной системы А.С. Макаренко.

Эффективность методики Макаренко накрепко связана и с систематическим ценностным исследованием личности каждого воспитанника. В характеристиках, написанных рукой Макаренко на воспитанников, мы насчитали около 90 необходимых, по его мнению, для личности выпускника ценностей. Среди них на первом месте - работоспособность, культура поведения, честность, следующие: лень, грубость, отсутствие определенной цели в жизни, плохие способности, малокультурность, нежелание учиться и др.

Как показывают исследования, в большинстве современных работ по педагогике вопрос о школьных ценностях также находится под пристальным вниманием авторов. По мнению многих из них, главной задачей школы является развитие у воспитанников не только правильного представления о всех важнейших для них ценностей, входящих в понятие «культура человечества», но и умелого освоения тех из них, которые составляют основу их личности.

В связи с происходящими социально-политическими переменами в стране, вопрос о ценностном содержании учебно-воспитательного процесса в особенности обострился. В средствах массовой информации на эту тему появилась немало высказываний, прошло несколько дискуссий, состоялись круглые столы с участием ведущих педагогов страны В центре внимания все тот же не решенный вопрос о разумном, научно обоснованном отборе ценностей для школьников, а также связанный с ним вопрос о том, как эти ценности «встроить в школу, как довести их до каждого учителя, а затем и каждого ученика».

Как видим, в школе, стоящей на пороге значительных перемен, по сей день сохраняется полная неясность, на основании чего и как перестраивать педагогический процесс. «Уже первые попытки перейти от вульгарно-классового, пролеткультовского подхода к общечеловеческим ценностям привели к сумятице во всех программах воспитания. Если здесь действовать непродуманно, то произойдет очередное шараханье из крайности в крайность».

Участники одного из круглых столов, определяя, что из уже выработанных человечеством ценностей является главным для современной школы, назвали: социальную справедливость, доброту, порядочность, совестливость (Г.Н. Филонов), борьбу за мир, труд, семью (А.С. Капто), здоровый образ жизни, стремление к долголетию, милосердие, нравственное и физическое совершенство, заботу об окружающем и окружающих (Г.В. Куцев), культ предков, благоговейное отношение к прошлому (Е.А. Ямбург) и др.

Нам представляется, что вопрос наполнения школьных программ конкретными ценностями должен решаться не с точки зрения их простой исторической значимости для людей, а с точки зрения современной, продиктованной самой жизнью потребности школьника в них. В самом слове «ценность» заложена идея ее сегодняшней полезности для растущего человека. Ценным для него становиться все то, что может стать жизненно важным капиталом в его теперешней и дальнейшей жизни.

В связи с этим необходим более продуманный подход к отбору ценностей как в содержательном так и количественном отношении. Идея полезности позволяет наилучшим образом наполнить учебные планы, предметные программы, учебники такими ценностями, которые апробированы многолетней школьной практикой, дополнить их такими, которых там до сих пор не было, но в которых очень нуждается современный ученик.

Эта же идея позволяет положить конец перегруженности школьных программ и учебников второстепенным, бесполезным, ничего не значащим для развития личности ученика материалом.

Полезность должна сочетаться с разумным объемом ценности, который устанавливается с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, особенностей учащихся. Он должен соответствовать требованиям доступности и посильности для школьника.

Реализации необходимого комплекса ценностей в учебно-воспитательном процессе будет способствовать научно обоснованная систематизация их, о чем пока должным образом не задумывались ни педагогическая наука, ни школьная практика. Систематизация строится на основе ясных и строгих критериев, что поможет исключить разрозненность ценностей, стать им для учащихся на протяжении всего обучения в школе обоснованным минимумом мировой культуры.

Необходимо четко представить себе, что каждый школьный предмет- это, по существу, лишь часть ценностей от всего комплекса уже созданных человечествам научных, художественных, этических, эстетических и других ценностей и исходить в работе с учеником именно из этого, не позволяя гипертрофировать значимость одних и недооценку других предметов. Все они в основе своей взаимосвязаны гуманистическим началом и направлены на формирование у школьника всестороннего жизненного опыта, высокой культуры, взаимопонимания с другими людьми. Л.Н. Толстой в связи с этим справедливо замечает: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Нет необходимости уточнять, какую громадную роль в этом процессе сыграет творческий подход учителя к делу. Именно творческий подход поможет ему научиться уяснять сущность и актуальность ценностей в жизни, в программах и учебниках, давать им необходимое оценочное обоснование. Такая работа вполне по силам думающему, и заинтересованному в успехе дела учителю.

Осваивая ценность, ученик в той или иной мере сам становится комплексной ценностью, что также требует педагогически целесообразного осмысления, оценки с точки зрения объема, глубины и других показателей наличия ценности в его личности. Ценностное содержание личности ученика должно быть заботой всех причастных к делу воспитания людей: родителей, учителей, наставников, воспитателей. К сожалению, как показывают наблюдения, это самое уязвимое место педагогического процесса. Традиционно здесь все сводится лишь к оценке знаний, о жизненной значимости которых ученик порой не имеет никакого представления. Если выявление уровня достижений ученика не соотносится к конкретной ценностью или ценностями, то разговор об этих достижениях будет всегда субъективным и расплывчатым. Знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором.

Разговор о ценностях должен быть составной частью каждого этапа работы с воспитанником. Нельзя забыть о словах известного американского философа Лео Ворда: «Как только мы уничтожаем ценности, мы уничтожаем воспитание». По его мнению, сама «жизнь является полем выбора ценностей». 1 Неопределенность ценностей, их объема и характера потребления учеником на руку лишь недостаточно подготовленному педагогу. В таких условиях он получает негласную возможность (и почти всегда пользуется такой возможностью) «подправлять» содержание учебного и воспитательного материала под свой уровень ценностного развития. Истолкование материала, оценочное его осмысление ведется таким наставником с учетом своего «вкуса», своих пристрастий, симпатий к чему-то или, наоборот, ярко выраженных антипатий.

По настоящему осмысленная ценность и понимается, и принимается учеником гораздо скорее. У ребенка возрастает интерес к ней за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней. Об этом еще в 18 в. Говорил Феофан Прокопович. Ученик, по его мнению, должен хорошо понимать, чего можно «достигнуть через сие или иное учение». Надо, «чтобы ученики видели берег, к которому плывут, и лучшую охоту бы возымели, и познали бы повседневную прибыль свою, також и недостатки».

Ценность обнаруживается тогда, когда ставится цель обнаружить ее. Для этого необходима вдумчивая, аналитическая работа учителя. Содержание изучаемого материала следует соотнести с тем, что это даст воспитаннику и не станет ли это простым для него времяпрепровождением. Постепенно надо развивать у себя навыки стремительного различия ценностей в любом учебном материале, каким бы абстрактным и трудным он ни казался на первый взгляд.

Сотрудничая с учеником, следует также добиваться того, чтобы осваиваемая ценность высоко ценилась им; только в этом случае она переходит в его потребность. Если же у ребенка не сформировалось положительное отношение к ценности, у него не возникает желание присваивать ее. Незаинтересованное отношение к сути усваиваемого, а нередко и полное отсутствие какого-либо отношения - главная причина низкой эффективности образовательного процесса. Оценочная позиция учащихся в этом случае - это позиция неверия в жизненную значимость усваиваемых ценностей, в их тесную связь с действительностью. «Тогда и появляется именно то, что принято называть формализмом знаний».

Отсутствие у многих учащихся высокой оценки усваиваемых ценностей является существенным недостатком современного педагогического процесса. Говорить об успешном присвоении школьником познавательных ценностей на том основании, что он узнал о них, не имеет смысла.

К сожалению, школа, как и прежде, продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности жизненно важными для него ценностями. «Оставив в стороне древо жизни, мы беспорядочно стремимся к одному только древу познания». 1

Актуальной задачей современной школы остается задача точного определения того поименного ряда школьных ценностей, которые необходимы для всестороннего развития и совершенствования личности воспитанника. Отталкиваться при этом необходимо от основных, исторически сложившихся групп ценностей:

материальные ценности - все то, чем располагает сама

школа, окружающая среда, семья, общество в целом.

Формирование у учащихся разумного отношения к ним - одна из важнейших задач современной школы. Неслучайно в последние годы в учебно-воспитательный процесс введены такие курсы как экономическое, экологическое, семейное воспитание, предусматривающие формирование у школьников правильного отношения прежде всего к ценностям материальной культуры;

нравственные ценности - духовное наследие, утверждающее на земле возвышенные идеалы добра и справедливости, о которых так тщательно заботились педагоги от А.Я. Коменского до В.А. Сухомлинского.

Если ко времени окончания школы, изучив множество предметов, ученик так и не научился различать, что есть добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо, то, вне всякого сомнения, поставленная школой цель по формированию нравственных качеств личности не достигнута;

научно-познавательные ценности - все то, что связано с

познанием истины, формированием правильных оценочных представлений об окружающем мире, другом человеке, самом себе.

художественно-эстетические ценности - группа ценностей

известных человечеству с древнейших времен, связанных не только с образным восприятием окружающего, но и развитием у человека на основе катарсиса потребности жить по законам красоты.

ценности физической культуры и гигиены - все то, что предусматривает физическое совершенство человека и его здоровье, умение поддерживать и сохранять в здоровом теле здоровый дух.

Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер сотрудничества учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а целый комплекса жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, в частности, ценностную его неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.

Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой. Управление усилиями и возможностями воспитанников остается в руках умелого, хорошо подготовленного в аксиологическом отношении наставника. И это должно стать в современном педагогическом процессе не случайным, а систематическим и целенаправленным делом.

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКСИОЛОГИИ
Аксиология, являясь самостоятельной наукой, имеет свой собственный категориально-понятийный аппарат (рис. 1). Базовые аксиологические категории и понятия представляют собой строгую и аргументированную внутренне непротиворечивую систему, что позволяет проводить обобщающие теоретические и прикладные исследования, решать практические задачи в различных областях, в том числе в деле воспитания и образования подрастающего поколения, а также в профессиональной подготовке и переподготовке специалистов.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных аксиологических категорий и понятий, обратимся к определению понятия «аксиология».
В словаре иностранных слов аксиология (от гр. axia — ценность и logos — учение, слово) трактуется как философское учение о ценностях.
В Новейшем философском словаре под ред. А.А. Грицанова 119| (2003) аксиология — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. В традиционном понимании — это раздел философского знания, однако, являясь одной из фундаментальных проблем для всего гуманитарного и социально-научного познания, анализ ценностей входит в качестве аксиологического компонента не только в философию.

но и во многие социологические, психологические, этнологические и другие концепции.
Сформировавшаяся в начале XX столетия как определенное направление на основе неокантианских учений (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), аксиология получила затем широкое распространение в трудах ряда немецких и американских ученых (М. Шелер, Н. Гартман, Д. Дьюи, Р.Б. Перри, С. Псппер. Лишь в 60-е гг. XX в. в отечественной науке были определены место и роль теории ценностей в марксизме, ее значение для развития комплекса наук о человеке и обществе, обозначились перспективы ее развития в единстве гносеологического, социологического и педагогического аспектов (В.П. Тугаринов). В исследованиях философов С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслова, Л.П. Буевой, Ю.А. Замошкина, М.С. Кагана, Л.П. Фомина, В. Момова, В.Н. Сагатовского, И.Т. Фролова оформляется категориальный аппарат, который включает понятия «ценность», «ценностный подход», «ценностное отношение», «оценка», «ценностные ориентации».
Содержание понятия «ценность» большинство ученых характеризует через выделение характеристик, свойственных, так или иначе, формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Утверждается, что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, способами удовлетворить определенные потребности общества, человека. С другой — ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом. Подчеркивается, что ценность — это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом.
В последнее десятилетие происходит интенсивное развитие аксиологического подхода. Он становится органическим и необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития (В.И. Бойко, Ю.М. Плюснин, Г.П. Выжлецов), проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания (М.С. Каган, Н.С. Розов), изучения феноменологии ценностных систем личности (М.И. Боб-нева, В.Г. Алексеева), формирования нового тезауруса и новой образовательной парадигмы (Н.Б. Крылова, З.А. Малькова, Н.М. Воскресенская), ретроспективного анализа философских и педагогических систем, базисом для сравнительной педагогики, философии образования нового времени (Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.В. Веселова).
В современном человекознании (философии, психологии, социологии и педагогике) существуют различные подходы и концепции, но общее направление развития теории ценностей обозначено утверждением приоритета общечеловеческого и гуманистического начал в контексте различных культур. В настоящее время, когда идет процесс объединения человечества в решении глобальных проблем современности, теория ценностей переживает свое возрождение в связи с новыми социальными, научно-техническими реальностями действительности, поскольку все большую роль в содержании мироощущения, мировоззрения новых поколений начинают играть категории мира, жизни человека, жизнетворчества. Сейчас как никогда ощущается необходимость междисциплинарного синтеза знаний о человеке как педагогической цели, который, в свою очередь, должен опираться на обновленную философскую картину мира, на общечеловеческие ценности.
В трансляции на педагогическую реальность ценностный (аксиологический) подход позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи личности и общества, увидеть личностный аспект ориентации человека на ценности культуры. Для этого необходимо обратиться к понятию «ценностные ориентации», возникшему на стыке ряда наук о человеке и обществе (В.А. Ядов, В.Г. Алексеева, Т.Н. Мальковская, И.В. Дубровина). Это понятие впервые ввел Т. Парсонс. В отечественной науке заметное влияние на развитие педагогической мысли оказало положение В.А. Ядова, утверждавшего, что ценностные ориентации, занимающие высший уровень в диспозиционной системе учителя, определяют его деятельность и поведение, подчиняя себе действие других уровней диспозиционной системы личности.
В цикле философско-социологических дисциплин понятие «ценностные ориентации» соотносится с категориями «норм и ценностей», ценностных систем и социального действия, в цикле конкретно-социологических дисциплин — с мотивацией и управлением деятельностью людей и их объединений, в цикле социально-психологических — с механизмами поведения и деятельности человека и их регуляции, а педагогических — с процессом воспитания, ориентацией личности на социально значимые ценности общества.
Ценностные ориентации — это достаточно сложные образования. Они вобрали в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего, будущего, а также сущности своего собственного «Я».
Ценностные ориентации определяются в Философском энциклопедическом словаре как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное данного человека от незначимого, несущественного.
Ценностно-ориентационная деятельность (связанная с нравственным воспитанием, регуляцией и саморегуляцией на основе нравственных идеалов и ценностей) невозможна без знаний и умений, самостоятельного, творческого их использования на основе сложившегося опыта, эмоционально-ценностного отношения к знаниям, к людям, к себе. Отсюда и степень образованности (нравственности) поведения человека. Этими же критериями измеряется профессиональная компетентность человека. В основе их содержания находится также интегративная система содержания образования. Таким образом, человек измеряет себя (идентифицирует себя) комплексными и интегративными показателями. Самоидентификация осуществляется на основе внутреннего диалога человека с самим собой. Ценностные ориентации выражают его отношение к жизни и ее целям, к средствам удовлетворения этих целей, к ценностям человека, его жизненной культуре и жизненной философии.
Развитие ценностных ориентации связано с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере.
Ценностные ориентации выполняют следующие функции: определение осознания учителем себя как профессионала и как человека; создание критериев оценки социальных, политических, нравственных, социально-психологических и педагогических явлений и процессов.
Кроме того, В.П. Выжлецовым была выделена прогностическая функция ценностной ориентации, заключающаяся в саморегулируемой деятельности целеполагания, в котором будущее создается самим процессом формирования иерархии ценностей.
Ориентация задает общее направление деятельности, а саморегуляция осуществляется с помощью норм. Ценности, как известно, первичны, а нормы вторичны.
Вслед за В. Момовым В.П. Бездухов и А.В. Воронцов утверждают, что ведущей функцией ценностной ориентации является ценностно-ориентирующая, а уж затем прогностическая и регулирующая. Человек сначала ориентируется в мире ценности и только потом, отбирая такие, которые наиболее значимы для него, прогнозирует свое будущее в соответствии с исповедуемыми ценностями.
Ценностно-ориентирующая функция ценностных ориентации выводит студента в сферу мировоззренческого осмысления действительности, своих отношений с миром и людьми, т.е. ценностные ориентации выступают своеобразным «личностным компасом» и становятся основой для разрешения противоречий сознания.
В.П. Бездухов, исходя из положения В.А. Ядова, определяет гуманистическую направленность учителя как систему ценностных ориентации и выделяет ряд специфических функций ценностных ориентации. При этом ученый опирается на положение психологии о деятельности, которая может быть освоена человеком при условии ее осмысления, осознания на уровне понятий, определяющих категориальный аппарат сознания человека. При этом ценностные ориентации, включающие отношение человека к материальной и духовной жизни общества, к социальной и педагогической действительности, не могут быть построены исключительно на эмоциональных оценках. Критерием оценки реализованной деятельности как определенного типа отношений человека к миру, к людям и самому себе является категориальный аппарат его сознания. Этот аппарат (информационное поле сознания — В.А. Ядов, когнитивная ориентация — Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская) определяет мышление ученика или студента, осуществляющего гуманистическую экспертизу межличностных отношений и глобальных проблем современности на социально-мировоззренческом уровне.
Ценностные ориентации являются критерием для оценки результатов, достигнутых в познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентированной и иной деятельности учащегося, для межличностных отношений между преподавателем и учеником, обучаемыми и т.д. То есть ценностные ориентации — это уровень, определяющий смысл жизни человека, его позицию по отношению к жизни вообще и к жизни людей. Они соединяют, мобилизуют мотивы, цели и намерения личности.
Чем богаче и теснее общественные и гражданские связи человека с миром, тем больше он нужен людям, обществу; чем в большей степени его дело — общее дело, а труд — творчество; чем острее он заинтересован этим общим делом и чем обнаженнее чувствует свою личную ответственность за выполняемое дело, тем полнее, богаче он живет, тем ярче проявляется его социальная активность.

Методологический принцип детерминизма

Положением, особо важным для теории аксиологизации, является методологический принцип детерминизма.
Тезис «сущность человека есть совокупность общественных отношений» вооружает педагогическую теорию необходимым инструментом познания, ключом к пониманию процессов становления, развития и формирования личности, ее «социального качества».
Личность, ее сознание формируются под влиянием сложного комплекса объективных и субъективных факторов. Этот процесс детерминирован характером общественных отношений, многообразными видами деятельности и формами общения, целенаправленным воспитанием.
Социальная детерминация процесса аксиологизации на ценности общества имеет по крайней мере два аспекта: содержательный и функциональный.
Содержательный аспект зависит от системы ценностей, принятых в обществе. Эволюция ценностей общества происходит постоянно, изменяя приоритеты и иерархию, обесценивая одни и выдвигая другие. Система ценностей общества обусловливает процесс становления ценностных ориентации школьников, проецируется на их сознание и поведение, создавая определенную шкалу ценностей.
Функциональный аспект детерминирует сам процесс присвоения ценностей личностью. Характер присвоения зависит прежде всего от уровня культуры общества.
Философские исследования, изучающие процессы развития и функционирования ценностей в обществе, дают основание считать, что эволюция ценностей подвержена влиянию множества факторов, ведущим среди которых выступает экономическая система общества.
Процесс формирования новых ценностей — длительный процесс, не поддающийся однозначной внешней регуляции, и требуется исторически длительное время, чтобы в первичных социальных группах сформировалась атмосфера, благоприятная для созревания новых ценностей.
В каждую конкретную историческую эпоху изменившаяся человеческая природа выступает как определенный тип личности. Человек как исходный и конечный пункт истории в процессе деятельности постоянно сам себя изменяет и созидает, при этом созидая и творя среду своего обитания — мир культуры. Поэтому процесс освоения культуры общества личностью может быть представлен как процесс локализации всеобщих механизмов осуществления практики в достояние индивидуальной жизнедеятельности и, в свою очередь, восхождение последней к коллективному опыту и закреплению в нем в виде определенных социально-культурных качеств.
Разрабатывая концепцию отношений, В.Н. Мясищев определяет ценностные ориентации как избирательные отношения личности к различным сторонам действительности, представляющим для нее определенную ценность. Он также считает, что ценностные ориентации, являясь результатом интериоризации личностью общественных ценностей, выступают как продукт социальной культуры.
Сложившиеся устойчивые ценностные ориентации проявляются в типе деятельности и поведения, обеспечивают направленность потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации становятся важнейшим фактором, доминирующим в мотивации поведения, регулирующим и деятельность, и поведение человека через разрешение противоречий между долгом и желанием, нравственными и утилитарными побуждениями. Развитие ценностных ориентации — показатель меры социальной зрелости личности.
Механизм образования ценностных ориентации В.И. Мясищев представляет следующим образом. В своем онтогенетическом развитии личность постепенно усваивает определенные ценности, становясь их носителем. Встречаясь с каким-либо новым объектом, явлением, человек вырабатывает отношение к нему как ценному или неценному с позиции уже закрепленных в его сознании ценностей. Инструментом определения ценности данного явления, средством и способом выражения отношения к нему выступает оценка. В результате целого ряда подобных актов общественные ценности закрепляются в сознании, превращаясь в устойчивые личностные новообразования — ценностные ориентации.
Л.В. Разживина определяет механизм возникновения ценностных ориентации как ряд взаимно продолжавшихся действий: сопоставление представлений; определение меры значимости для себя; планирование следования выбранной ориентации; действия, поступки, поведение; сверка результатов с представлениями о ценностных ориентациях. По ее мнению, по механизму возникновения ценностные ориентации являются высшими психологическими функциями, так как отбираются по личной логике, сопряжены с эмоциональным отношением и становятся движущими силами только в случае интериоризации. Ассимилируя все известные ценности, индивид выстраивает свою систему ценностных ориентации, которая в структуре личности играет интегрирующую роль, функцию личности. Система ее ценностных ориентации становится эталоном, моделью собственного поведения.
Кардинальные изменения в сфере политики, экономики, социальной и культурной жизни общества приводят к переосмыслению и переоценке ценностей. Построение модели ценностных ориентации личности с учетом современных условий и особенностей социальной ситуации развития не должно исходить из произвольных принципов. Оно должно опираться на объективные законы. Поэтому принципиально важным положением для нас в анализе системы ценностных ориентации современного студента, с учетом иерархической системы ценностей общества, явилось признание приоритета общечеловеческих ценностей. В этом случае человек выступает системообразующим звеном всей системы ценностей.
Утверждение гуманистических принципов миропонимания и мироотношения выступает непреложным императивом начала XIX— XX столетий. Глубокий человеческий смысл заложен в утверждении, что абсолютной ценностью обладают как человечество в целом, так и каждый индивидуум в отдельности. Понимание этого составляет ядро гуманизма нашей эпохи.
Курс на демократизацию общества предполагает раскрепощение активности человека не только как производящего агента, добросовестного исполнителя поставленных задач, но и как субъекта, принимающего решения, сознательно организующего свою деятельность, определяющего перспективы совершенствования своего образа жизни, приобщающегося тем самым к судьбам других людей.
Значение же предпринимаемых в этом направлении усилий человека определяется принципами, которыми он руководствуется, ценностями, которые утверждает своей жизнью, качествами, которыми обладает. Никто не может принять ответственность за нравственный облик и образ жизни человека кроме него самого.
Место ценностных ориентации в структуре личности определяет концепция К.К. Платонова, который выделяет в структуре личности четыре подструктуры: биологически обусловленная подструктура — темперамент; свойственные данному индивиду особенности форм психического отражения — эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля, память; опыт личности — знания, навыки, умения, привычки; направленностьличности — интересы, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, моральные качества, отношение к другим людям, к себе и труду.
Ценностные ориентации принадлежат к последней из этих подструктур. Однако, определяя место ценностных ориентации личности в верхнем, социально обусловленном «этаже» структуры личности, данная концепция не определяет функции ценностных ориентации в целостной системе личности.
На этот вопрос дает ответ концепция Б.Г. Ананьева. Он подчеркивает, что многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. Причем из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности.
В качестве логического обоснования построения психологической структуры личности могут быть приняты предложения Б.Г. Ананьева строить структуру личности не по одному, а по двум принципам одновременно: субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более эмоциональные и частные социальные и психофизиологические свойства; координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т.е. относительную автономию каждого из них.
Ценностные ориентации личности в ее общей структуре выполняют роль стратегической линии поведения, функции интегратора различных форм деятельности человека. Б.Г. Ананьев считает, что направленность личности нате или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. Для психологии этот центр духовного развития личности выступает как целостная совокупность или система сознательных отношений личности к обществу, группе, труду самой себе.
Эти особенности ценностных ориентации личности подчеркивают и другие психологи. Например, B.C. Мухина утверждает, что личность человека создают ценностные ориентации, которые складываются в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее. Именно поэтому столь индивидуальны ценностно-ориентационные позиции людей, и именно поэтому личность есть индивидуальное бытие общественных отношений. Ценностные ориентации — глобальная психологическая характеристика личностей. В процессе онтогенеза личность присваивает общественно значимые ценности через социальные нормы и установки. В процессе развития она строит собственные ориентации, которые отстаивает в жизненных коллизиях.

Психологический аспект ценностных ориентации

Психологический аспект ценностных ориентации состоит, по мнению О.И. Зотовой и М.Ш. Бобневой, в том, что именно здесь, как в фокусе, сходятся различные точки зрения на теорию личности.
Ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности, в них как бы концентрируется жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Эти исследователи считают, что ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру.
Большинство исследователей-психологов считает, что понятие ценностной ориентации позволяет рассматривать личность как систему социальных по происхождению ценностных отношений к миру, они становятся едва ли неосновными при социально-психологическом анализе личности. Такой подход отражает поиск целостной характеристики, которая составляет сущность личности. А эта характеристика не может не удовлетворять как минимум двум требованиям: быть важнейшей функцией социальной среды и отношений к формированию личности и открывать внутренние тенденции и механизмы ее существования.
Для раскрытия педагогических сущностных характеристик процесса ориентации студентов на ценности познания, ценности профессии необходимо обратиться к соотнесенности ряда терминов, стоящих в одном ряду с ценностными ориентациями: потребности, установки личности, ее интересы. Особое значение в этом плане имеет связь ценностных ориентации с направленностью личности.