Увеличение эмоциональной возбудимости получило название. Расторможенность это повышенная эмоциональная возбудимость

Как будущему отцу, вам желательно осознать, что вы все равно не сможете полностью понять и оценить все то, через что предстоит пройти вашей жене. Ее тело меняется день ото дня, и гормональные процессы способствуют быстрой смене эмоций. Добавьте к этим физиологическим и биохимическим переменам вполне естественные тревоги по поводу беременности, родов и грядущего материнства - и вот вам готовый рецепт снадобья для эмоциональной катастрофы. Сострадание к жене - вот то полезное качество, которое вам стоит мобилизовать, коль скоро вы перестали узнавать в ней прежнюю личность. Очень важно, чтобы вы не принимали ее взволнованные эмоции слишком близко к сердцу и находили возможность обеспечить ей поддержку и помочь обрести душевное равновесие.

Аналитический ум очень мало помогает там, где речь идет о движении чувств беременной женщины. Это значит, что вам необходимо оставить свои привычные представления и мысли о том, как, по вашему мнению, ей следует понимать и ощущать ее изменяющийся мир. В таком состоянии каждая женщина в первую очередь нуждается в полной и безоговорочной любви. Беременность вашей жены и для вас становится возможностью обнаружить в себе духовную стойкость бойца, проявляя гибкость без слабости, терпение без небрежения и приятие без обреченности.

Если ваша жена чем-то расстроена, помните, что причина этого - в неудовлетворенных потребностях. Не пытайтесь оценить, насколько сознательно она эти потребности выражает, - просто постарайтесь разглядеть за всплеском эмоций то, что ее мучит. Иногда вы сможете ей угодить, иногда, возможно, и нет, но чем полнее вам удастся сохранить собственное равновесие, тем лучше вы поможете ей в восстановлении ее внутренней гармонии. Никто не совершенен - ни вы, ни она, - но нужно стараться находить творческие решения тех проблем, что встают на вашем пути.

Вспомните принципы сознательного общения, которые мы обсуждали в шестой главе. Разумеется, оба партнера в равной степени должны уметь отличать свои наблюдения и чувства от их интерпретаций и суждений. Тем не менее в моменты эмоционального возбуждения каждый из нас в той или иной степени склонен перекладывать вину за свои расстроенные чувства на других. Избегайте эмоциональных баталий, в которых вам приходится атаковать или защищаться. Лучше попытайтесь определить, что произошло на самом деле, признайте наличие чувств, возникших в силу тех или иных обстоятельств, найдите неудовлетворенную потребность и предложите линию поведения для ее удовлетворения.

Ваша роль надежного супруга или друга состоит в том, чтобы обеспечить максимальную безопасность, надежность и стабильность в этот нелегкий период жизни любимой женщины. И это - самое важное, что вы можете сделать для своего будущего ребенка. Всякий раз прежде, чем пойти на конфликт или конфронтацию, вспомните о том, что это ваш ребенок становится жертвой сильнейших неприятных эмоций, порождаемых этим конфликтом. Не станете же вы срывать свой гнев на вашем будущем малыше!



Если же, несмотря на все ваши усилия, внезапный стресс приведет вас к бурному столкновению эмоций, постарайтесь рассеять сильные чувства и решить конфликт как можно быстрее и безболезненней. Испытывая эмоциональную перегрузку, теряя душевное равновесие, вспомните о семи шагах к эмоциональному просветлению, чтобы вновь овладеть собой. Давайте посмотрим, как это можно сделать, на каком-нибудь характерном примере.

После трудного дня, проведенного в офисе, вы едете домой на машине в час пик, застреваете в «пробке» и приезжаете на двадцать минут позже обычного. К сожалению, вы забыли, что ваша жена собиралась пойти на занятия в группе йоги для беременных женщин. Поскольку вы не смогли прибыть вовремя, чтобы присмотреть за трехлетним сынишкой, она рискует опоздать на занятия. Она раздражена и возмущенно заявляет вам, что вы эгоистичный и безответственный человек.

Дальнейшее развитие событий нетрудно предугадать. Вам не составит никакого труда достойно отреагировать на атаки вашей супруги, выместив на ней все неприятности напряженного рабочего дня и нелегкого возвращения домой. Однако ваше участие в словесной дуэли только усилит взаимное чувство обиды, из-за чего вам потребуется больше времени, чтобы достичь примирения. Это не лучший выход из ситуации ни для вас, ни для вашей жены, ни для вашего будущего ребенка.

Вместо того чтобы мобилизовать свои силы психологической защиты, признайте, что вследствие несовпадения между предполагаемым и фактическим временем вашего прибытия вашей жене действительно пришлось испытать разочарование, беспокойство и раздражение. Ей нужно посещать занятия йогой, а удовлетворение этой потребности постоянно находится под угрозой. Вместо того чтобы щедро ответить на ее реакцию, просто скажите: «Я искренне сожалею, что опоздал. Я не подумал о том, какое сейчас интенсивное движение на дорогах. Впредь обещаю, что в дни твоих занятий я буду приезжать домой пораньше. Может, тебе стоит отправиться на занятия прямо сейчас, а о том, что случилось, поговорим позднее?»

Вы оба правы в своих расстроенных чувствах. Но в подобный момент для вас важно не принимать участия в споре. Когда жена уйдет на занятия, посидите несколько минут спокойно и настройтесь на ощущения своего тела. Дайте себе прочувствовать недавно пережитые эмоции и постарайтесь в них вжиться. Попробуйте дать определение собственным чувствам, не пользуясь тем языком, который заставил бы вас выступить в роли жертвы. Затем выполните какое-нибудь активное действие, чтобы снять напряжение: посадите своего трехлетнего сынишку в легкую коляску для джоггинга* и отправьтесь на 20-минутную пробежку или включите музыку в стиле рок-н-ролл и энергично наведите порядок в комнате. Поработайте телом, чтобы освободиться от ауры рефлекса борьбы или бегства.

* Джоггинг - совместные оздоровительные пробежки трусцой. - Прим. ред.

К тому времени, как жена вернется домой, умонастроение каждого из вас значительно улучшится и вы сможете обсудить неприятное происшествие, не превращая проблему в спор. Ваша решимость максимально ограничить присутствие насилия и конфликта в жизни вашей семьи благоприятно отразится на вас, вашей подруге и ваших детях. Развиваясь, такие образцы поведения сослужат хорошую службу всей вашей растущей семье. Стиль общения и поведения ваших детей формируется задолго до того, как они обретают способность разумно анализировать свое отношение к миру. Помогите им как можно раньше утвердить те здоровые принципы, которые способствуют удовлетворению эмоциональных потребностей человека на протяжении всей его жизни.

Здесь наблюдается известная вариативность возникновения и развития эмоциональной реакции, но, как правило, на первой стадии происходит кумуляция эмоционального напряжения, которая в силу взаимодействия определенных личностных особенностей и ситуативных воздействий не находит отреагирования. Среди таких индивидуально-психологических особенностей можно назвать исходный низкий уровень гетероагрессивности и эмоциональной устойчивости, пониженный порог фрустрации, нетипичность внешне обвиняющих форм реагирования в конфликтных ситуациях, высокий уровень опосредованности поведения и самоконтроля, робость, нерешительность, сенситивность, склонность выражать агрессию (когда это необходимо) в социально допустимой форме. Указанные личностные особенности обусловливают, в условиях затяжного течения конфликтной фрустрирующей ситуации длительностью до нескольких лет и в ситуациях, которые блокируют прямые проявления агрессии (например, в сфере семейных отношений, или в строго регламентированных условиях военной службы), накопление эмоционального напряжения. Столь длительной кумуляции эмоционального напряжения способствуют и ограниченные ресурсы совладающего поведения, сводящиеся к различным психологическим механизмам мотивации «избегания»: уход из ситуации, суицидальные попытки и т. д. Механизм переживания преимущественно заключается в «терпении» , часто феноменологически протекающем в виде депрессии невротического уровня, что может сочетаться и с «вытеснением» и образованием «аффективных комплексов» , непосредственно связанных с фрустрирующей ситуацией. В результате эмоциональное напряжение достигает очень высокого уровня - более высокого, чем при кумулятивном аффекте. На этом фоне даже незначительные, иногда условные фрустрирующие воздействия могут вызвать пик эмоционального возбуждения, нарастание которого обычно более сглажено, чем у взрыва при физиологическом или кумулятивном аффекте, но на высоте пика возбуждения происходит типичное сужение сознания (с фрагментарностью восприятия и доминированием эмоциональных переживаний, связанных с ситуацией) и нарушение регуляции поведения. Третья фаза характеризуется психической и физической астенией.

Описанное эмоциональное состояние можно проиллюстрировать следующим примером. Военнослужащий Б. обвинялся в умышленном убийстве своего сослуживца К. Рос и развивался нормально, закончил 8 классов и СИТУ. Работал токарем. В возрасте 22 лет женился, на следующий год родился ребенок. Был призван в армию, в строительные войска, в возрасте 25 лет. В батальоне стал подвергаться издевательствам и избиениям со стороны сержанта К. и некоторых других старослужащих. Осуществил демонстративную попытку побега из части с целью привлечения внимания командования к применению к нему неуставных отношений, однако никаких мер командирами не было принято: ни его, ни его обидчиков не наказали, в другую часть его не перевели. В день происшествия Б. утром был избит сержантом К. за отказ чистить его сапоги, и последний пригрозил избить Б. еще сильнее вечером, после работы. Б. не мог работать, думал только о предстоящем избиении, ближе к вечеру принял решение уйти из части. Когда он вышел из строящегося здания, увидел спящего на траве сержанта К. В нем «поднялась злость и ненависть», он поднял лежащий на тропинке железный прут арматуры и нанес три удара по голове К. После этого бросил прут около убитого, убежал на речку и сидел там до тех пор, пока его не нашли. По показаниям свидетелей, «у него дрожали, тряслись руки», «он был бледный», «в глазах у него было тупое выражение».

Психологический анализ материалов уголовного дела и данных экспериментально-психологического исследования выявил, что протрагированная конфликтная ситуация в виде систематического унижения чести и достоинства со стороны К. являлась личностно значимой для Б., фрустрация усугублялась его повышенной чувствительностью, самолюбием, сознанием того, что он старше К., имеет сына. Психотравмирующие воздействия обусловили у Б. накопление эмоционального напряжения. Невозможность отреагирования эмоциональной напряженности определялась с одной стороны тем, что его действия (побег из части) не дали ожидаемых им результатов, а с другой - кумуляции напряжения способствовали такие его личностные особенности, как аффективная ригидность, склонность к застреванию на отрицательных переживаниях, восприятие этих ситуаций как трудноразрешимых, нерешительность. В день правонарушения после утреннего избиения эмоциональное напряжение достигло высокого уровня, сопровождалось доминирующим чувством страха, сосредоточением переживаний на предвосхищении угрозы, ощущением субъективной безвыходности. На фоне интенсивной эмоциональной напряженности с повышенной чувствительностью к повторным (реальным или потенциальным) фрустрирующим воздействиям у Б. при виде К. субъективно внезапно наступило эмоциональное возбуждение, на высоте которого он нанес удары прутом К. Его действия в этот момент импульсивно реализовали аффективно обусловленную цель избегания предстоящего избиения, явились отреагированием накопившегося эмоционального напряжения, сопровождались снижением контроля поведения, игнорированием возможных последствий своих действий, частичным сужением сознания с фрагментарностью восприятия (Б. не помнил точного количества ударов, их силу). Последующее поведение Б. было нецеленаправленным, состояние его характеризовалось явлениями психического истощения, астении.

На основании изложенного комиссия экспертов пришла к заключению, что эмоциональная реакция у Б. в момент совершения инкриминируемых ему деяний развивалась по механизму кумуляции эмоционального напряжения с последующим его отреагированием и не носила характера физиологического аффекта, однако эмоциональное возбуждение у Б. оказало существенное влияние на его сознание и поведение.

7.2.5. Эмоциональное напряжение,
оказывающее существенное влияние на сознание и поведение

Первая стадия протекает аналогично первой фазе эмоционального возбуждения - происходит кумуляция эмоциональной напряженности. Однако эмоциональное напряжение после каждого очередного фрустрирующего воздействия не сбрасывается (по В. Вундту , спад эмоционального напряжения сопровождается резким ростом эмоционального возбуждения), а все более нарастает и переходит во вторую фазу, которая не носит взрывного характера, а представляет собой как бы «плато» интенсивного эмоционального напряжения. По аналогии с моделью стресса Г. Селье , можно сказать, что стадия сопротивления организма (первая стадия) сменяется стадией истощения адаптационных возможностей или описанной в физиологии фазой «отрицательной эмоции» , которая может сопровождаться угнетением интеллектуальных функций при сохранении или даже повышении энергетических ресурсов. Обычно эти состояния характеризуются меньшей интенсивностью и силой переживаний, чем эмоциональное возбуждение, но при определенной констелляции личностных и ситуационных факторов, исчерпании ресурсов обладающего поведения и попыток субъекта адаптироваться к конфликтной стрессовой ситуации, эмоциональное напряжение может достигать такого уровня, когда нарушается процесс выбора цели действия, высвобождаются стереотипные автоматизированные движения, происходят ошибки в восприятии окружающей действительности . Иными словами, определенное взаимодействие личностных особенностей обвиняемых с ситуационными переменными обусловливает такой рост эмоциональной напряженности, который сопровождается частичным сужением сознания, снижением контроля и регуляции поведения. Следует отметить, что сужение сознания выражается не столько в фрагментарности восприятия, сколько в доминировании аффектогенной мотивации, носящей сверхзначимый, сверхценный характер и обусловливающей затруднения в осмыслении и понимании окружающего. Она же редуцирует борьбу мотивов, нарушает оценочные, прогностические и контролирующие функции человека. Третья стадия характеризуется выраженным физическим и психическим истощением.

Характерным примером может служить дело военнослужащего К., обвиняемого в умышленном убийстве фельдшера Ф. Из материалов уголовного дела, медицинской документации, показаний подсудимого и свидетелей в судебном заседании известно, что раннее развитие без заметных отклонений был скромным, послушным, подчиняемым, не очень общительным, жалостливым, добрым, слабым по характеру, трусливым, стремился избегать конфликтных ситуаций, не мог постоять за себя в случае необходимости, был аккуратным и очень чистоплотным. Попав в армию, стал нерасторопным, не следил за собой, личную гигиену не соблюдал. Через некоторое время начал стационарно лечиться в медпункте части по поводу флегмоны ноги. Ф. заставлял К. делать самую грязную работу, каждую ночь выполнять обязанности дневального, при отказах избивал. Свидетели показывали, что в этот период К. выглядел мрачным, угнетенным, замученным, подавленным. За неделю до правонарушения Ф. дал закурить ему самодельную сигарету с наркотиком, после чего, воспользовавшись беспомощным состоянием К., совершил насильственный акт мужеложества. После этого К. переживал чувство страха, обиды, боялся огласки. В день правонарушения К. был вновь изнасилован Ф. и неизвестным ему «гражданским» в кабинете начмеда. Испытывал чувство унижения, оскорбления, подавленность и страх. Решил покончить жизнь самоубийством, пошел искать веревку в месте хранения инструментов, но ее не нашел. Увидел там гаечный ключ, и возникла мысль убить обидчиков. Вернулся в кабинет, подошел к спящему Ф. и нанес ему удар ключом по голове. После этого ключ выпал из рук, его трясло, возникла мысль: «Откуда кровь?». В это время ему показалось, что Ф. «еще хрипит». Перенес тело Ф. в блиндаж, где с помощью брючного ремня потерпевшего подвесил его за шею к трубе. Смерть Ф. наступила от механической асфиксии. К. вернулся в палату и заснул. Через час его разбудили, об убийстве вспомнил только тогда, когда стали искать Ф.

Экспертно-психологическое исследование выявило, что после призыва на военную службу у К. наступила социальная дезадаптация, сопровождающаяся заострением его личностных черт, появлением регрессивных форм поведения, ограничением круга общения, снижением активности. В период стационарного лечения на фоне дезадаптации, соматического неблагополучия, астенизации, связанной с недосыпанием в результате систематических психотравмирующих воздействий со стороны Ф., у К. происходило накопление эмоциональной напряженности. Присущие К. особенности личности препятствовали непосредственному отреагированию напряженности, повышая чувствительность к вновь возникающим фрустрирующим воздействиям по механизму «порочного круга». Противоправные действия потерпевшего привели к такому усилению эмоциональной напряженности К. (с выраженным страхом, обидой, чувством унижения, сосредоточением эмоциональных переживаний на угрозе возможного повторения случившегося и боязни огласки), что наступило частичное сужение сознания с ощущением субъективной безысходности, суицидальными намерениями в сочетании с доминированием аффективно обусловленной мотивации достичь «ликвидации» сложившейся личностно непереносимой ситуации. Сознание К. с этого момента фиксировалось исключительно на реализации возникшей сверхзначимой мотивации. Это резко нарушило процесс целеполагания и ограничило субъективные представления о возможных способах разрешения сложившейся ситуации, привело к импульсивности принятия решения «убить Ф». Его последующие действия - нанесение удара ключом, перенос тела потерпевшего и последующее удушение последнего - реализовывало аффективно обусловленную цель, сопровождалось ограничением адекватной оценки своих действий и прогностических функций (парциальной некритичностью), резким снижением самоконтроля и появлением несвойственной его личностной структуре брутальной агрессии. Последующее поведение К. характеризуется дезорганизацией, истощением, с последующим сном.

Комиссия экспертов пришла к заключению, что состояние К. в тот период следует квалифицировать как выраженное эмоциональное напряжение, оказавшее существенное влияние на его сознание и поведение и ограничившее возможность осознания значения своих действий и их контроля, регуляции.

Из сказанного ясно, что если экспертно-психологическая квалификация вариантов физиологического аффекта приводит к юридической квалификации «внезапно возникшего состояния аффекта, вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего», то диагностика кумулятивного аффекта, а также состояния эмоционального возбуждения или напряжения, оказывающего существенное влияние на сознание и поведение обвиняемого, может быть соотнесена и с «внезапно возникшим состоянием аффекта, вызванного длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего».

Таким образом, судебно-экспертное заключение о наличии состояния аффекта должно основываться на психологической квалификации тех эмоциональных реакций и состояний, которые существенным образом ограничивают способность обвиняемого при совершении преступления в полной мере осознавать характер и значение своих действий и осуществлять их произвольный волевой контроль. При этом эксперт-психолог должен проводить дифференциальную диагностику между аффектом и эмоциональными состояниями, не достигающими степени выраженности аффекта и не оказывающими существенное влияние на сознание и поведение.

В компетенцию эксперта-психолога входит ответ на вопрос судебно-следственных органов о наличии у обвиняемого в момент совершения правонарушения состояния аффекта. Утвердительный ответ на данный вопрос, возможный при экспертном установлении физиологического аффекта и его вариантов (кумулятивного аффекта и аффекта на фоне легкого алкогольного опьянения) или эмоционального состояния (возбуждения, напряжения), оказывающего существенное влияние на сознание и деятельность обвиняемого, имеет определенное юридическое значение - квалификацию преступления по статьям УК РФ, предусматривающих смягчение наказания.

Эмоциональное возбуждение – это состояние человека, которое возникает в результате чрезмерной активации нервной системы. Что еще мы знаем об эмоциях? Что далеко не всегда можно определить внешне по человеку, что он испытывает всплеск каких-либо эмоций, к которым относятся радость, гнев, восторг, удивление, расстройство и т.д... В таком состоянии очень сложно принимать какие-либо решения. Наверняка, многим знакомо ощущение, когда трудно определиться с выбором покупки или подобрать подходящие слова в той или иной ситуации. К чему же еще приводит сильное эмоциональное возбуждение, признаки его какие и как снять его? Поговорим на эту тему дальше.

По словам ученых нейрофизиологов, в организме человека присутствует вещество, при нормальном уровне которого эмоциональное возбуждение также снижается. В спокойном и уравновешенном состоянии можно легко рассуждать, выражать конкретную мысль, принимать решения. Взбудораженному или разозленному сделать это гораздо сложнее, хотя в большинстве случаев поведение также может меняться. В состоянии гнева часто повышается решительность, смелость.

Признаки эмоционального возбуждения

Ярко выраженным подтверждением присутствия такого состояния являются:

Повышенное потоотделение;
Участившееся дыхание и изменение глубины вдохов-выдохов;
Приток крови к голове;
Повышение артериального давления;
Учащенный пульс.

Состояние эмоционального возбуждения провоцируется так называемыми стрессовыми факторами. Они могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от отношения человека к происходящему. Обычно такие реакции длятся от нескольких минут до часа. Все зависит от предмета, человека или ситуации, которые спровоцировали всплеск эмоций. К примеру, многим знакомо состояние радости от услышанной долгожданной приятной новости, испуг от резкого звука или крика, пережитое событие (авария, заключение выгодной сделки, свадьба и т.д..) Для каждого уровень возбуждения абсолютно индивидуален в силу физиологических различий каждого человека.

Кстати, нередко бывает так, что человек сам не может выяснить причину всплеска своих эмоций. С другой стороны, некоторые факторы, вызвавшие эмоциональное возбуждение, могут оказывать и длительное воздействие. Например, влюбленность или наоборот ненависть к конкретному лицу, - это те чувства, которые при каждой личной встрече или даже просто упоминании могут вызвать бурную эмоциональную реакцию. Психологи определяют первые и вторые состояния как кратковременные или устойчивые.

Как снять эмоциональное возбуждение?

Большинству из нас на ум сразу же приходят современные продукты фармацевтической отрасли. Действительно, существует немало качественных препаратов, которые позволяют справиться с разбушевавшимися эмоциями. Они могут стабилизировать нервно-психическую и эмоциональную устойчивость, но нередко вызывают привыкание и далеко не всегда являются безопасными для здоровья. Все-таки, психотропные препараты лучше не начинать использовать без консультации врача.

Психологи советуют первым делом при эмоциональном всплеске переключиться. Это один из популярных способов тренировки психо-эмоционального равновесия. Например, можно переключиться на другой вид деятельности, заняться абсолютно противоположным по характеру делом. Идеальный вариант – занятие спортом. Оно позволяет восстановить и привести в порядок нервную систему.

Второй способ, по мнению психологов, - найти способ вызвать эмоцию противоположного значения. Это рекомендуется делать при возникновении негативных переживаний: нужно научиться быстро переключиться на любое позитивное событие. Это называется физическо-эмоциональной тренированностью. Такие навыки создают предпосылки для быстрой мобилизации резервов всего организма в целях борьбы с перевозбуждением. Необходимость в тренированности подобного уровня самоконтроля возникает у людей, которым необходимо уметь быстро принять решение, выполнить то или иное действие, мгновенно сориентироваться (например, водители) в стрессовой ситуации. Кроме того, это один из факторов стабильной работоспособности и стрессоустойчивости.

Цветотерапия как способ снять эмоциональное возбуждение

Влияние цвета на организм и психологию человека известно давно. Так вот в зависимости от того, негативные или положительные эмоции приходится переживать, можно использовать быстрый способ успокоиться и взять себя в руки. Найдите перед глазами предметы или фоны спокойных оттенков, если вам нужно успокоиться: фиолетовые, синие или голубые цвета. Если всплеск эмоций вызван негативными эмоциями, переживаниями, злостью, гневом, то внимание нужно сосредоточить на бодрящих и теплых оттенках: красном, оранжевом, желтом.

Умение владеть собой в любых возникающих вокруг ситуациях позволяет избежать более серьезных последствийнервного стресса и невроза. Для успешных тренировок необходим здоровый сон в достаточном количестве, а также не разовые, а регулярные занятия спортом. Но это вовсе не означает, что все свои эмоции нужно всегда держать в себе. Выплескивать их обязательно нужно, но делать это без последующего вреда для себя и опасности для окружающих.

Также изучите Трансерфинг Зеланда, предлагаемое им позитивное мышление или законы притяжения.

Народные средства

Чрезмерное эмоциональное возбуждение, сильный всплеск чувств можно успокоить используя листья мяты перечной в виде настоя: залейте столовую ложку сухих мятных листьев стаканом кипятка, дайте настояться полчаса, процедите и пейте вместо чая. Можно принимать такое средство на ночь или по три раза в течение всего дня.

Чтобы наоборот взбодрить и тонизировать нервную систему, таким же способом приготовить настой из базилика. Средство можно употреблять с медом или сахаром по вкусу, но не больше, чем по половине стакана дважды в день.

Учитесь владеть собой, мыслить позитивно и избегать состояний, которые вредны для здоровья. Заменяйте негативные чувства позитивными и вы заметите, как жизнь окрашивается в красивые и яркие цвета!

Эмоции - эйфория, печаль, гнев и радость - всем нам хорошо знакомы. Но, несмотря на то или, может быть, именно потому, что эмоции затрагивают многие соматические процессы, у нас до сих пор, кажется, нет точного научного определения этому понятию. Но раз мы можем ясно и осознанно воспринимать эмоции, раз в эмоциональных реакциях всегда участвуют и когнитивные реакции, значит, можно предположить участие коры. Одновременно эмоции сопровождаются вегетативными, эндокринными и мышечными реакциями, которые модулируются субкортикальными структурами, особенно миндалевидным ядром, гипоталамусом и стволом мозга. Сложное взаимодействие этих центров и лимбической и фронтальной коры, видимо, приводит к феномену эмоций. Эта гипотеза подтверждается изучением пациентов после повреждений лобной доли мозга или фронтальной лобэктомии. Так, например, этих пациентов меньше мучают хронические боли, чем людей без повреждений мозга. В соответствии с этим эмоциональные, то есть как болезненные, так и приятные раздражения, воздействуют двояким образом. Во-первых, они обусловливают то, что миндалевидное ядро вызывает вегетативные и эндокринные реакции, которые через гипоталамус формируют внутреннюю среду для соответствующего адаптивного поведения, то есть различные компоненты реакции бегства/страха, нападение или сексуальную активность и т. д. Эти реакции не требуют сознательного участия и по существу врожденные. Во-вторых, кора, взаимодействуя с окружающим миром, все же включается и выполняет моделирующую и оценочную функцию.

Гипотезы о нейрофизиологических основах эмоциональных процессов в основном базируются на результатах наблюдения за измененными эмоциональными реакциями при дисфункциях в полушариях мозга. Однако сообщения, что после повреждений в правом полушарии мозга люди скорее склонны к эмоционально индифферентным или эйфорически расторможенным состояниям, в то время как после инсультов в левом полушарии часто наблюдаются депрессивные состояния, нельзя убедительно подтвердить или объяснить локализацией мозгового повреждения (а не, скажем, транзиторными состояниями, медикаментами и др.). А значит, и бытовавшее долгое время представление о том, что позитивные эмоции закреплены и управляются левым полушарием, а негативные - правым, кажется несостоятельным. Лишь в очень ограниченной мере можно проверить нейрофизиологические основы эмоциональных реакций, например, путем электрического раздражения во время нейрохирургических вмешательств. В таких обследованиях пациенты показывали в ответ на раздражение лимбических и височных областей мозга отчетливые признаки страха или печали (Penfield & Jasper, 1954). Эти данные подтверждаются наличием параллелизма в симптоматике, с одной стороны, припадков страха, а с другой - чувства страха в связи с височной эпилепсией. Другой доступ к основам эмоционального возбуждения предлагают исследования нейротрансмиттеров: на основе, с одной стороны, экспериментальных изучений мозгового самораздражения у животных, а с другой - изучения воздействия на ЦНС анксиолитических и антидепрессивных препаратов или психотропных опьяняющих наркотических средств были выдвинуты гипотезы о «системе поощрения» (доминированной дофаминергически и эндорфинергически) и «системе наказания» (доминированной норадренергически). Тем не менее в ЭЭГ-исследованиях до сих пор не удалось убедительно доказать локализацию различных эмоциональных реакций или состояний; возможно, потому, что не в последнюю очередь управление эмоциональными процессами закреплено за субкортикальными структурами, активность которых невозможно зарегистрировать в поверхностной ЭЭГ. Измененные по сравнению с контрольными лицами кортикальные индикаторы у людей, страдающих эмоциональными расстройствами (тревожными, депрессивными расстройствами), возможно, легче связать с процессами восприятия и внимания - чрезвычайно эмоционально окрашенными и измененными по причине расстройства.

Эмоции - эйфория, печаль, гнев и радость - всем нам хорошо знакомы. Но, несмотря на то или, может быть, именно потому, что эмоции затрагивают многие соматические процессы, у нас до сих пор, кажется, нет точного научного определения этому понятию. Но раз мы можем ясно и осознанно воспринимать эмоции, раз в эмоциональных реакциях всегда участвуют и когнитивные реакции, значит, можно предположить участие коры. Одновременно эмоции сопровождаются вегетативными, эндокринными и мышечными реакциями, которые модулируются субкортикальными структурами, особенно миндалевидным ядром, гипоталамусом и стволом мозга. Сложное взаимодействие этих центров и лимбической и фронтальной коры, видимо, приводит к феномену эмоций. Эта гипотеза подтверждается изучением пациентов после повреждений лобной доли мозга или фронтальной лобэктомии. Так, например, этих пациентов меньше мучают хронические боли, чем людей без повреждений мозга. В соответствии с этим эмоциональные, то есть как болезненные, так и приятные раздражения, воздействуют двояким образом. Во-первых, они обусловливают то, что миндалевидное ядро вызывает вегетативные и эндокринные реакции, которые через гипоталамус формируют внутреннюю среду для соответствующего адаптивного поведения, то есть различные компоненты реакции бегства/страха, нападение или сексуальную активность и т. д. Эти реакции не требуют сознательного участия и по существу врожденные. Во-вторых, кора, взаимодействуя с окружающим миром, все же включается и выполняет моделирующую и оценочную функцию.

Гипотезы о нейрофизиологических основах эмоциональных процессов в основном базируются на результатах наблюдения за измененными эмоциональными реакциями при дисфункциях в полушариях мозга. Однако сообщения, что после повреждений в правом полушарии мозга люди скорее склонны к эмоционально индифферентным или эйфорически расторможенным состояниям, в то время как после инсультов в левом полушарии часто наблюдаются депрессивные состояния, нельзя убедительно подтвердить или объяснить локализацией мозгового повреждения (а не, скажем, транзиторными состояниями, медикаментами и др.). А значит, и бытовавшее долгое время представление о том, что позитивные эмоции закреплены и управляются левым полушарием, а негативные - правым, кажется несостоятельным. Лишь в очень ограниченной мере можно проверить нейрофизиологические основы эмоциональных реакций, например, путем электрического раздражения во время нейрохирургических вмешательств. В таких обследованиях пациенты показывали в ответ на раздражение лимбических и височных областей мозга отчетливые признаки страха или печали (Penfield & Jasper, 1954). Эти данные подтверждаются наличием параллелизма в симптоматике, с одной стороны, припадков страха, а с другой - чувства страха в связи с височной эпилепсией. Другой доступ к основам эмоционального возбуждения предлагают исследования нейротрансмиттеров: на основе, с одной стороны, экспериментальных изучений мозгового самораздражения у животных, а с другой - изучения воздействия на ЦНС анксиолитических и антидепрессивных препаратов или психотропных опьяняющих наркотических средств были выдвинуты гипотезы о «системе поощрения» (доминированной дофаминергически и эндорфинергически) и «системе наказания» (доминированной норадренергически). Тем не менее в ЭЭГ-исследованиях до сих пор не удалось убедительно доказать локализацию различных эмоциональных реакций или состояний; возможно, потому, что не в последнюю очередь управление эмоциональными процессами закреплено за субкортикальными структурами, активность которых невозможно зарегистрировать в поверхностной ЭЭГ. Измененные по сравнению с контрольными лицами кортикальные индикаторы у людей, страдающих эмоциональными расстройствами (тревожными, депрессивными расстройствами), возможно, легче связать с процессами восприятия и внимания - чрезвычайно эмоционально окрашенными и измененными по причине расстройства.