Экскурсии в старшей группе детского сада. Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы «Экскурсия в зоопарк

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

Конспект экскурсии для детей старшей группы

«Пришла Весна с радостью»

подготовила воспитатель

Прокопенко Надежда Ивановна

станица Ленинградская

2015г

Конспект экскурсии для детей старшей группы

«Пришла Весна с радостью»

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

Программное содержание:

Обучающие задачи: расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе; научить устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, упражнения в обобщениях и доказательствах). Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания.

Развивающие задачи: развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Воспитательные задачи: воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Интеграция Образовательных Областей: познавательное развитие; социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Материал: лупы

Предварительная работа: наблюдения в природе; беседы; чтение художественных произведений о весне.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.

Добрый день! Я предлагаю вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.

«Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …»

Дети: Весна

Воспитатель: Правильно. Посмотрите вокруг. Какая сегодня погода?

Дети: Солнечная, ветреная, радостная.

Воспитатель: Как вы узнали, что сегодня хорошая погода? Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи? По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры - жди хорошую погоду. Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?

Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну - Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам прийти!»

Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся искать следы (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.

Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна?

Дети: Мы знаем 3 месяца весны и она начинается с марта.

Воспитатель: Кто может охарактеризовать месяц март?

Дети: Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим - синим.

Другое народное название марта - «капельник». От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются.

Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?

Дети: Апрель - середина весны. Апрель называют «месяцем живой воды».

Воспитатель: А как называют май?

Дети: Травень.

Воспитатель: Вижу, вы действительно, готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь. Но Зима не пустит нас, пока мы не назовем весенние признаки.

Дети: Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.)

Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

Ребята, нас с вами встречает аллея из деревьев. Какие деревья растут вдоль дорожки?

Дети: Ива, береза, боярышник, орех.

Воспитатель: Давайте подойдем к иве и поздороваемся с ней. (Дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу). Что вы знаете об этом дереве? (Дети делятся знаниями)

Нежное, качающееся от ветра дерево. Главная характеристика ивы – это ее манера себя держать: тоненькие и длинные ее веточки всегда тянутся к земле. Свободные и нежные, они легко колышутся от малейшего прикосновения ветра, заставляя трепетать узкие листья. Ранним утром на тонких листьях ивы появляются мельчайшие капельки. И как только ветер слегка всколыхнет ветви дерева, капли начинают падать, словно слезы. В этот момент ива напоминает печальную плачущую девушку, распустившую свои длинные волосы - ветви. Вот потому-то и прозвали дерево в народе «плакучей ивой».

Воспитатель: Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?

«Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Узнаешь ты...» (березку)!

Что это за дерево? (Дети подходят к березе, рассматривают)

Что произошло с почками?

Что вы знаете о березе?

Дети: Давным - давно на бересте березы писали, когда не было бумаги. Из бересты делали посуду, самовары, лапти. Березовые листья, ветки, почки, сок березы полезны для здоровья: чай из березовых почек придает силы, бодрит.

Воспитатель: Обнимите её, скажите ей, что она красивая.

(Игра «Сказать как можно больше красивых слов о березе»).

Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? А сами любите дарить подарки? Давайте и мы подарим березке свои подарки.

Дети:

1. Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко, ярко, согревает тебя.

2. Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.

3. Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.

4. Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя, их вырастет много, много они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.

5. Я дарю тебе землю - почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя.

Воспитатель: Лучшим подарком для березки будет наша забота и внимание.

Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать?

Дети: Не ломать ветки, не портить кору дерева.

Воспитатель: Какое дерево встречает нас?

Дети: Орех.

Воспитатель: Правильно! Как только не величают орех – пищей богатырей, деревом жизни. И на это есть причины – ядрышки орехов не только полезны, но и великолепны на вкус. Да и другие части растения полезны: листья используют в медицине, а древесина считается ценной породой.

Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели?

Дети : Сережки березы, зеленые листочки травку и т.д.

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите?

Дети: Пение птиц.

Воспитатель: Правильно. А какие птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Как люди готовятся к встрече перелётных птиц?

Дети: развешивают скворечники.

Воспитатель: Почему весной птицы такие оживлённые? Чем они заняты? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

Упражнение «Отгадай и присядь»

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками - ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Воспитатель: - Ребята, а какая птица прилетает в конце марта?

Почему грача называют «вестником весны»?

Дети: Потому что она прилетает первая.

Воспитатель:

« Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук?»

Дети: Дятел
Воспитатель: Где зимуют дятлы?

Дети: В дуплах, которые сами выдалбливают в старых деревьях.
Воспитатель: Чем любят лакомиться дятлы ранней весной?

Дети: Березовым соком.
Воспитатель: Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры
деревьев?

Дети: Его крепкий острый нос и длинный липкий язык.
Воспитатель: Как выглядит дятел?

Дети: Крылья и хвост у него чёрные, с белыми полосками. Грудка светлая, а на голове и брюшке заметны красные пятна

Воспитатель: Почему дятлов называют «санитарами леса»?

Дети: Они уничтожают вредителей леса.

Воспитатель: Часто можно еще увидеть трясогузку. Трясогузка - стройная и грациозная. Спинка и бока серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми прыжками. Прилетает ранней весной, вьет гнезда по берегам рек и озер из соломинок и тонких веточек, устилает пухом. Питается живым кормом.

Воспитатель: Всю зиму мы видим рядом с нами серенькую птичку. Кто же это? Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?

Дети: Становится теплее, больше еды появляется, проще ее найти, начинают строить семьи .

Воспитатель: Где любят жить воробьи – в поле или рядом с человеком? Почему?

Дети: Рядом с человеком им легче прокормиться, больше мест для гнезд )

Воспитатель: Кого бояться воробьи?

Дети: Всех хищных птиц, кошек, людей

Воспитатель: Чем они питаются весной?

Дети: Семена, остатки пищи человека .

Воспитатель: Как люди должны заботиться о птицах?

Дети: Подкармливать, строить кормушки, скворечники.

Воспитатель: С приходом весны появляется много насекомых. Каких насекомых Вы знаете?

Дети: Божья коровка, комары, клопы – солдатики, пчелы.

Воспитатель: Как выглядит божья коровка?

Дети: У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко - красная спинка, украшенная черными точками. У нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные
Воспитатель: Как она передвигается?

Дети: Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния:
Воспитатель: Где они зимуют?

Дети: На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.
Воспитатель: Какую пользу приносят божьи коровки?
Дети: Божья коровка - хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. Любят тлю.

Воспитатель: Сколько черных точек на спине жучка? За это называют семиточкой. С каким грибом можно сравнивать божью коровку?

Дети: С мухомором.

Воспитатель: Почему божью коровку называют доктором Айболитом?

Дети: Божья коровка поедает вредных насекомых.

Воспитатель: Вы назвали еще одно насекомое – комар. Как выглядит комар?

Дети: У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков
Воспитатель: Есть ли у комаров уши?

Дети: У комаров есть «уши», которые находятся в усах.
Воспитатель: Чем питаются комары?

Дети: Комары - самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь.
Воспитатель: Почему комаров называют вредными насекомыми?

Дети: Комары - вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.

Воспитатель: Какие враги есть у комаров?

Дети: Лягушки, птицы, стрекозы.
Воспитатель: Ребята, давайте поищем наших старых знакомых, которых мы тоже часто видим. Это клопы - солдатики. Чем они отличаются от других насекомых?

Дети: Форма тела, окраска ярко - красная с черными пятнами на крыльях. (Рассмотреть в лупу хоботок и челюсти клопа и рассказать, что клоп челюстями прокалывает растения и высасывает из них хоботком сок.)

Воспитатель: Вспомните, у какого жука такая же яркая окраска?

Дети: У божьей коровки.

Воспитатель: А для чего она нужна?

Дети: Чтобы отпугивать птиц.

Воспитатель: Как вы считаете, заслуживает ли клоп - солдатик доброго отношения к себе?

Дети: Да, всех насекомых нужно беречь, это часть природы, как и мы.

Воспитатель: Почему клопы-солдатики так называются?

Дети: Бегают стайками в колонну друг за другом.

Воспитатель: А вот, если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям?

Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений. Огромную пользу еще приносят пчелы, мы их тоже видим, они кружатся над цветами – первоцветами, собирают нектар.

Воспитатель: Ребята, как выглядит земля?

Дети: Она покрыта свежей травой и цветами.

Воспитатель: Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей)

(Предлагаю подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать).

Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки - зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.
Одуванчик лекарственный - многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений. Из одуванчиков варят варенье, делают настой, он повышает аппетит, улучшает работоспособность .

Воспитатель: Помните, мы делали салат из листьев одуванчика, он не только полезен, но и вкусен.

Воспитатель: Можем ли мы собирать эти цветы в букет? Срывая цветы, первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.

«Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвем цветы».

Воспитатель: А сейчас, давайте пройдем на наш огород. Какие растения Вы видите здесь?

Дети: Щавель, петрушку, лук.

Воспитатель: Правильно. Это многолетние растения. А что сажают Ваши родители на огородах?

Дети: Картофель, свеклу, лук, чеснок, перец, помидоры, огурцы, баклажаны и др.

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Природа - это целый мир. Вам понравилась наша встреча с природой сегодня? Что вам понравилось? Что вы узнали для себя нового? Чему вы научились, чему удивились? Много тайн природы мы еще не раскрыли. И много сюрпризов нас ждет впереди .

Воспитатель: Я хочу, чтобы, уходя отсюда, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть всегда весёлыми и никогда не болеть. Давайте попрощаемся с природой, нам пора возвращаться .


Вопрос план-конспект прогулки летом во второй мл. группе

Прогулка

Наблюдение за цветником.

Цели:

Уточнять названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков;

Побуждать к сравнительным высказываниям, обращать внимание на запах цветов.

Ход наблюдения

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «не тронь»

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу .

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка, сердечко золотое,

Что это такое? (ромашка).

Какие цветы растут в цветнике?

Как они называются?

Какие из них многолетние?

Какие однолетние?

Трудовая деятельность

Коллективный труд на участке по уборке территории.

Цель : учит детей трудиться сообща.

Подвижные игры.

« Живая клумба цветов», « Кто попадёт».

Цели :

Закреплять название цветов с помощью игры;

Учить двигаться хороводом;

Упражнять в бросании и ловле мяча.

Индивидуальная работа .

Развитие движений.

Цель: упражнять в ходьбе по линии, сохраняя равновесие.

Вопрос. План-конспект экскурсии для детей старшей группы весной.

Экскурсия в весенний парк с детьми старшей группы.

Тема: «Мы друзья природы».

Образовательное направление: познавательное.

Интеграция с другими направлениями: коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое, речевое.

Цель:

Уточнить и систематизировать представления детей о сезонных изменениях весной. Развивать коммуникативные способности. Вызвать интерес к миру природы.

Программное содержание:

1. Познавательные задачи:

· закреплять умения детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи;

· систематизировать знания детей о весне;

· уточнить представления детей о насекомых.

2. Развивающие задачи:

· развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление;

· закреплять умение действовать с указанием взрослого;

· развивать уверенность, активность, инициативность;

· развивать коммуникативные способности.

3. Воспитывающие задачи:

· воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы;

· воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

4. Речевые задачи:

· продолжать способствовать развитию связанной речи детей;

· продолжать совершенствовать речь детей, обогащать активный словарь.

Активизация словаря : Закрепление обобщающих слов, названий предметов и их свойств; упражнять в применении ласковых слов.

Литература:

Для детей: стихи и песни о цветах, деревьях; загадки, приметы, пословицы и поговорки о весне; стихотворение Т. Шорыгиной «Береза»;



Предварительная работа с детьми : -беседы;

Ежедневные наблюдения на участке;

Чтение рассказов о природе весной;

Заучивание стихов, загадок, народных примет, игр;

Составление описательных рассказов;

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников на тему «Весна»;

Трудовая деятельность в уголке природы и на прогулке.

Предварительная работа воспитателя :

Определение и осмотр места экскурсии;

Выбор наилучшего пути;

Учет состояния погоды;

Установление мест для наблюдений, для отдыха детей;

Подбор литературы для детей.

Подготовка экскурсионного снаряжения:

  • план маршрута;
  • пакеты для сбора мусора, перчатки.
  • питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
  • лопатки или совочки для выкапывания растений- 3.
  • секатор садовый для срезания веток с дерева или кустарника- 1.
  • папки для растений- 2.
  • корзиночки для шишек, листьев- 4.

Ход экскурсии :

Перед отправлением на экскурсию на участке детского сада воспитатель с детьми проводит беседу.

Воспитатель : Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие в прекрасное царство природы. Но не каждый может туда попасть… Для этого нужно любить родной край, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Давайте добрыми глазами и чутким сердцем увидим красоту каждого цветка, каждого листочка, каждой птички, каждого насекомого.

Приглашаю всех на экскурсию.

По дороге воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе, на воздух, траву и деревья. Напоминает, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево. Не зря народная мудрость утверждает: «Много леса– не губи, мало леса– посади»; «Растение– земли украшение»; «Рощи да леса, всему краю краса».



Придя в парк, воспитатель вместе с детьми выбирает место, где сложить рюкзачки. Отдыхают.

Воспитатель организовывает дидактические игры с детьми:

1. Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.

2. Игра «Что какое?». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо- голубое, тропинка- длинная, камешек- шершавый, земля- теплая.

3. Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.

4. Подвижная игра «Перелет птиц».

Воспитатель : Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, постоим тихо- тихо и прислушаемся к природе. Вы знаете, что у каждого цветка, кустика, дерева есть своя песенка. Давайте их послушаем. Только помните: без любви ко всему живому вам не удастся проникнуть в тайны природы.

Дети слушают и рассказывают, что услышали.

Воспитатель : Давайте вспомним стихи и песни о цветах, деревьях, загадки о весне и приметы, пословицы и поговорки.

Дети читают стихи, отгадывают загадки.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Татьяны Шорыгиной о березе:

Разбежались по лужайке

Беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки- подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись, и вот-

Закружился хоровод.

Воспитатель : Ребята, подойдите пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.

Конкурс для детей «Кто скажет больше красивых слов о березе».

Дети вместе с воспитателем исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла».

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Народ рабочий, весь день хлопочет,

Возле пня дом строит,

Вот так дом, в тысячу окон (муравейник).

Предложить детям найти муравьев, рассмотреть этих трудолюбивых и полезных насекомых. Рассказать, что муравьи уничтожают вредных насекомых, поэтому муравейник нельзя разорять.

Воспитатель : Когда любуешься природой, то становится хорошо на душе, светло и радостно, хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому.

Ребята, давайте вместе вспомним правила поведения в природе.

Дети называют правила поведения в природе, воспитатель добавляет ответы детей.

Воспитатель : Прошу вас, оглянитесь: может быть, вы увидите вред, который причинили люди, не видящие красоту мира и постараетесь исправить это.

Дети и взрослые собирают мусор в пакеты, беседуют о том, что нужно сделать, чтобы сохранить природу.

Экскурсия заканчивается чаепитием на свежем воздухе с дарами природы: чай с листиками смородины, бутерброды с овощами, фрукты.

На память об экскурсии дети собирают сухие веточки, красивые камешки, листики и цветы для гербария.

Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы, уходя отсюда, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, сколько захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть всегда весёлыми и никогда не болеть. Давайте попрощаемся с природой, нам пора возвращаться.

Цель. Формировать представления дошкольников о горо-де, уточнить знания детей о правилах поведения на улице, воспитывать чувство ответственности за свой город.

Ход занятия

Воспитатель с детьми рассматривают фотографии цент-ральных зданий города как ориентиров предстоящей прогулки.

В о с п и т а т е л ь. Вы любите совершать прогулки по ули-цам нашего города? Что такое улица? (Дома, стоящие в ряд.) Какие улицы есть в нашем городе? Название улицы и номер дома - это адрес. для чего существует адрес? (Ответы детей.) Сегодня мы с вами прогуляемся по центральной улице нашего города. Как называется центральная улица города? (Ответы детей.)

По ходу экскурсии воспитатель задает вопросы.

В о с п и т а т е л ь. На какие части делится улица? (Проез-жая часть, газон, тротуар.)

Проезжая часть - дорога, по которой движется транспорт.

Какое движение на этой дороге? (Одностороннее или двусто-роннее.) Как движутся автомобили?

Газон - это озелененная полоса вдоль проезжей части.

Зачем нужно озеленение у дорог? (Очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу.) А какие деревья посажены на улицах? Как нужно относиться к природе? (Рассуждения детей.)

Тротуар - это пешеходная часть улицы. Как узнают пе-шеходы, что именно здесь надо переходить улицу? (На дороге нарисованы широкие белые полосы.) А если пересекается сразу много улиц, как это место можно назвать? (Перекресток.)

Воспитатель подводит детей к зданию библиотеки.

Какое здание справа от нас? (Библиотека.) Кто был в биб-лиотеке? Как вы думаете, что там внутри? Чем отличается биб-лиотека от книжного магазина? Зачем нам нужны библиотеки?

Воспитатель подводит детей к магазину.

На нашем пути встречается много магазинов. Вы часто с родителями ходите в магазины? Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины? (Продуктовые, книжные, овощные, обувные и т. д.) Кто работает в магазине? (Продавцы, грузчики, кассир, уборщик.)

Обратить внимание детей на участок рядом с магазином: озеленение, порядок, наличие урн для мусора. Воспитатель под-водит детей к пешеходному переходу.

На какой свет мы будем переходить дорогу? Вспомните правила поведения пешеходов на улице.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет - предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

С. Михалков

Воспитатель подводит детей к зданию аптеки.

Что это за учреждение слева от нас? А как вы узнали, что это аптека? Что мы в ней приобретаем? (Лекарства.) Кто ра-ботает в аптеке? (Аптекарь, уборщик.)

(На обратном пути воспитатель просит детей назвать зда-ния, о которых они говорили, вспомнить названия улиц.

После экскурсии во второй половине дня воспитатель прово-дит с детьми беседу.)

В о с п и т а т е л ь. Какие здания встретились сегодня на нашем пути? Какие бывают дома? Из какого материала они изготовлены? (Кирпичные, панельные, деревянные.)

Дома бывают разные:

Зеленые и красные, Высокие и низкие, Далекие и близкие, Панельные, кирпичные, Вроде бы обычные. Дошкольные, лечебные. Торговые, учебные, Театры и жилые -Красивые такие! Полезные, прекрасные -Дома бывают разные.

Детям предлагается схематичное изображение маршрута, на котором они размещают условные обозначения зданий, кото-рые встретились им на пути следования.

Разработала: воспитатель Е.А. Александрина

Программное содержание:

1.Углублять знание детей о жанре живописи - портрете. Продолжать учить детей описывать пейзаж и портрет, придерживаясь определенной последовательности. Развивать речь детей.

2.Развивать актерские способности детей. Мимику, жесты использовать предметы при выражении своих чувств.


3.Закреплять знания жанров живописи портрета, натюрморта, пейзажа. Упражнять в составлении их из частей.

4.Закрепить знания детей о работниках музея.

5.Вызвать эмоциональный отклик у детей. Подвести к мысли, что взрослым человека называют не потому, что он большого роста, а потому, что он много знает и может рассказать другим.

Предварительная работа:

Занятия, беседы о музеях и картинах.

Посещение Выставочного зала с детьми.

Этюды, нацеленные на развития актерских данных.

Оборудование:
репродукции картин, «Живая рамка», дидактическая игра «Художник».

Ход занятия:

1 часть.

Воспитатель. Ребята нас пригласили в музей. А что такое музей?
Ответы детей.
Сегодня мы отправимся в музей Изобразительных искусств.
Дети «идут» в музей.

Воспитатель. Посмотрите, на двери висит замок, а ключи какие странные. Да, это вовсе не ключи, а задание. Если мы с ним справимся, то замок отроется.
Слушайте внимательно.
-Что такое изобразительные искусства?
- Кто такой экскурсовод?
- Какая известная картинная галерея находиться в Москве?

Ответы детей.


Воспитатель. Замок открылся, и мы можем войти. Что-то никого не видно. Смотрите записка для нас.
Читает записку: «Дорогие ребята. Приношу вам свои извинения, но все работники музея уехали за новой картиной».
Что же делать? А вы хотите побыть взрослыми? Я предлагаю вам заменить экскурсоводов. Посмотрите внимательно, что вы можете рассказать об этой картине.

Ребенок. Эту картину написал художник Виктор Михайлович Васнецов. Она называется «Три богатыря». Находиться в Третьяковской галерее в Москве. НА картине изображены богатыри. Они сидят на своих богатырских конях и охраняют Русскую землю.
На переднем плане картины изображены богатыри. Илья Муромец. Он с копьем. У него на руке богатырской висит булава. А другой он держит щит. Илья Муромец сильный, мудрый, отважный. Конь у богатыря черный такой же сильный, как хозяин.
Рядом Добрыня Никитич на белом коне. Он быстрый, отважный, благородный. Добрыня вооружен мечом, который он вытащил из ножен.
С другой стороны самый молодой богатырь Алеша Попович. Хитрый, отважный, добрый и смелый. Петь умеет и воевать.
За спинами богатырей на заднем плане, видны просторы огромной русской земли; леса поля, степи.
Художник использовал темные цвета, которые вызывают тревогу, настороженность.
Мне нравиться это картина, потому что на ней изображены защитники Родины....

Воспитатель. А вам понравилась картина?
Отзывы детей.

Ребенок. Картина называется « Волшебница зима». Написал ее художник Юон.
Это зимний пейзаж. Зима самое любимое время года художника. На переднем плане картины изображена деревня, речка, по берегам - деревья. Зима украсила все вокруг. Взмахнула рукавом, и полетели на землю серебристые снежинки. Взмахнула другим и заморозила реки.
На льду видно мальчишек они катаются на коньках. Им очень весело, они рады, что наступила зима. Взрослые заняты своими делами, но видно, что они тоже ждали зиму.
На заднем плане видны дома, лес, церковь. Зима украсила и их.
Художник использовал светлые краски. Юон показал красоту снега он серебристый, мягкий, пушистый, добрый, сказочный.
Мне нравиться это картина, потому что она волшебная. И зима мое любимое время года.

2 часть.
Воспитатель. Посмотрите и скажите, что необычного в этом зале? В этом зале находятся одни портреты. А, что такое портрет?

Ответы детей.


Портрет это изображение не придуманного человека, а того кто действительно живет или жил на земле. Какой бывает портрет в зависимости оттого человек какого пола на нем изображен? Правильно, мужской, женский, детский.

Какой бывает портрет в зависимости от того сколько человек изображено на портрете? Да, одиночный, парный, групповой. Давайте посмотрим, какие портреты выставляются в этом зале.

Рассказы детей:
- Это детский, одиночный портрет. На нем изображена девочка. Она одета в розовое платье. У нее темные волосы. Девочка лежит на подушке. У нее грустные глаза. Она болеет.

Это мужской, одиночный портрет. На нем изображен мужчина в одежде, которую носили давно. У него хитрое выражение лица, немного улыбается, смелый, гордый.

Это парный портрет. На нем изображена мама с малышом. Она одета в длинное, широкое платье. Лицо ее задумчивое, ласковое, нежное, доброе. Она думает о малыше. Малыш держит в одной руке яблоко, в другой хлеб. Ему очень тепло, уютно рядом с мамой. Ребенок любопытный, спокойный.

Это женский, одиночный портрет девушки-мордовочки. Она одета в белую кофту и пестрый, разноцветный платок и фартук. Она сидит. На коленях лежат бусы. У девушки веселое, праздничное настроение.

Воспитатель. Вы очень хорошо рассказали о портретах. А я хочу обратить ваше внимание на фон позади героев картин, т.е. на задний план. Оказывается, если мы посмотрим внимательно, то увидим, что в портретах художники используют небольшие элементы, кусочки, фрагменты пейзажа и натюрморта. В портрете мадонны с младенцем на заднем плане изображена яблоня. А мы знаем, что природу изображают на пейзажах. Значит, в этой картине использован элемент пейзажа. А на картине «Девушка» на коленях у девушки лежат бусы. А их использует в написании натюрморта. Оказывается, все жанры живописи дружат, они взаимосвязаны друг с другом. Портрет, натюрморт, пейзаж дополняют друг друга и помогают художнику более ярко, красиво написать картину. Например, бусы у девушки создают более радостное настроение, подчеркивают состояние праздника.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Художник».

Данные об авторе

Антонова Надежда Николаевна

Место работы, должность:

МБДОУ "Детский сад№5 "Сказка"

Тамбовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Уровень образования:

Начальное общее образование

Уровень образования:

Дополнительное образование детей

Уровень образования:

Школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Целевая аудитория:

Родитель

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Цель урока:

Продолжать формировать у детей представление о том, что поляна - это сообщество лекарственных растений;



Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание:

Знакомство с лекарственными растениями.

Конспект занятия по проведению экскурсии в старшей группе «Весенняя поляна здоровья»
Задачи.
Образовательные
: продолжать формировать у детей представление о том, что поляна - это сообщество лекарственных растений;
обогащать словарный запас детей названиями лекарственными растений, формировать диалогическую речь.
Познакомить с лекарственными растениями родного края;
на основе полученных знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране;
разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.
Развивающие: развивать умение замечать и правильно называть лекарственное растения;
познакомить с особенностями мать-и-мачехи, подорожника, крапивы, одуванчика;
уточнить, где они произрастают и каково их значение в природе.
Рассказать детям, что на поляне среди травы живут насекомые.
Воспитательные: воспитывать осознанное, бережное отношение к лекарственным травам, формировать умение правильно вести себя на «Поляне здоровья», эстетическое восприятие природы.
Предварительная работа . Беседа о лекарственных растениях и их значении в восстановлении здоровья;
рассматривание иллюстраций на тему «Лекарственные растения», «Насекомые».
Чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг».
Загадывание загадок о лекарственных травах и насекомых.
Ход экскурсии.
Воспитатель.
- Ребята, посмотрите
на экран и определите, какое сейчас время года.
Дети . Весна.
Воспитатель . Правильно, весна. По каким приметам вы это определили?
Дети . Птицы прилетели из тёплых краёв и проснулись насекомые, солнышко ярко светит, тает снег и текут ручьи; появились проталинки.
Яркое голубое небо, светит солнышко.
Воспитатель . Молодцы! Весна - красна на земле хозяйничает!
Сегодня на улице прекрасная погода и я предлагаю вам отправиться на экскурсию. Послушайте загадку и отгадайте, куда мы пойдём:
Есть в лесу такое место,
Где растут трава, цветы,
Земляника на варенье,
Где побегать любишь ты.
Воспитатель . Что это такое?
Дети . Поляна.
Воспитатель. Так куда мы пойдём?
Дети . На полянку.
Воспитатель . Правильно. Мы пойдём на весеннюю полянку, там, где растут лекарственные травы, поют птицы, прыгают кузнечики и другие насекомые.
Становитесь друг за другом.
Быстрые ножки, быстрые ножки
Побежали по дорожке
Топ-топ, прыг - скок.
Воспитатель . Вот мы и на поляне. Ребята, оглянитесь вокруг, как красиво!
От яркого солнца земля оттаяла, много луж, журчат ручьи, громко щебечут птицы - вестники весны, много влаги.
Весна вступила в свои права.
А победить зиму весне помогло ….Как вы думаете, что помогло?
Дети. Солнышко! Потому что весной солнышко светит ярче и пригревает сильнее.
Воспитатель . Правильно!
Игра с солнышком.
Солнышко, солнышко,
Ярче свети!
(Потянуться руками вверх, встать на носки.)
Яркие лучики
К нам протяни.
(Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.)
Ручки мы вложим в ладошки твои,
(Разбиться на пары, протянуть друг другу руки.)
Нас покружи, оторвав от земли.
(Покружиться парами.)
Вместе с тобой на полянку пришли.
(Выстроиться в цепочку, держа друг друга за руку).
Воспитатель.
А что вам нравится на поляне?
Дети. Много цветов и травы.
Воспитатель . Да, нас окружает много лекарственных растений и первоцветов. Одни весенние растения цветут, а другие ещё только показались из - под земли. Сколько кругом ростков! Одни пробивают землю как острыми колышками туго свёрнутыми листьями, другие согнутым стебельком. И много силы в этих ростках. Каждый день расцветают новые цветы.
Воспитатель. А на что похожа поляна?
Дети. На ковёр, на скатерть, на платок.
Воспитатель . Ребята, какого цвета поляна?
Дети. Жёлтого, зелёного.
Воспитатель . Вспомните, о каком луге я вам читала рассказ?
Дети. О золотом луге.
Воспитатель . А почему он так называется?
Дети . На нём росло много жёлтых одуванчиков.
Воспитатель . На что похож одуванчик?
Дети . Одуванчик похож на золотой шар.
Воспитатель . Давайте найдём одуванчик среди растений нашей поляны и поздороваемся с ним. (Дети находят одуванчики и рассматривают его).
Всмотритесь в цветок и разглядите его, какой он.
Одуванчик - лекарственное растение. В нем большая кладовая витаминов.
Их употребление быстро восстанавливают силы человека.
Листья одуванчика собраны в разетку и растут всё лето. Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Осенью листья одуванчика не засыхают, а уходят под снег, это они начинают зеленеть весной на солнечном пригреве.
А чуть позже зажигаются в траве жёлтые «фонарики»
Послушайте стихотворение «Одуванчик»
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет,
От большого солнца маленький привет.

Воспитатель . Но пройдёт немного времени - и золотой одуванчик не узнать.
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
Спрячу - ка в карманчик
Бывший одуванчик.
Игра «Одуванчик»
Дети делятся на две команды и строятся друг за другом.
Каждый участник держит какую- нибудь часть цветка: сердцевину, стебелёк, лепестки.
На расстоянии 5-6м от команд кладут обруч. По сигналу дети по очереди подбегают к обручу и выкладывают в нём из деталей одуванчик.
Побеждает команда, собравшая одуванчик первой.
Воспитатель . Сегодня ярко светит солнышко, оно вас встретило на поляне и предлагает ещё поиграть с ним.
Пальчиковая игра «Ах! Уж ясно солнышко»
Ах! Уж ясно солнышко (разводят руки в стороны)
Припекло, припекло (руки поднимают вверх)
И повсюду золото (постепенно опускают руки вниз, сжимая и разжимая кулаки)
Разлило, разлило.
Ручейки на улице (ладонями изображают волнообразные движения)
Всё журчат, всё журчат.
Журавли курлыкают (ладони подносят ко рту, изображая игру на дудочке)
И летят, летят (руки в стороны - вверх - вниз).
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку о каком растении, которое растёт на поляне пойдёт речь?
Загадка. Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит,
Не огонь, а жжётся.
Дети. Крапива.
Воспитатель . Найдите на поляне крапиву.
Дети находят и рассматривают.
Воспитатель . В крапиве так много витаминов, что щи, сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди готовили щи из крапивы в трудные годы войны.
Воспитатель . Какие ещё вы знаете лекарственные растения? Их ещё называют «зелёной аптекой» Почему? (Ответы детей.) Верно! Такие лекарства помогают избавиться от болезней. Особую помощь оказывают они в походе, на даче, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные.
Сегодня мы познакомимся так -же с мать-и-мачеха, это растение помогает нам на прогулке.
У этого растения два лица: весеннее и летнее. «Весеннее лицо» - жёлтые соцветия на недлинных стебельках. Её озорные жёлтые огоньки словно предупреждают, как жёлтый сигнал светофора: подождите немного, и загорится зелёный свет - зазеленеют луга, леса. Эти жёлтые огоньки называют цветками, в каждом - множество крошечных цветочков, собранных вместе.
Давайте его найдём и рассмотрим.
Листья крупные, круглые.
Приложите к щёчке лист гладкой стороной.
Что вы почувствуете?
Дети . Прохлада.
Воспитатель . А теперь приложите шероховатой стороной.
А что вы почувствовали сейчас?
Дети . Тепло.
Воспитатель . Почему растение так названо? Как вы думаете?
Дети . Мать - теплая, ласковая, мягкая сторона листа. А мачеха - холодная, гладкая его сторона. Это растение люди всегда использовали для лечения от простуды и кашля.
Воспитатель . Какие ещё растения растут на поляне?
Отгадайте загадку . Скромный, невзрачный цветок
Вдоль дорожек он растёт.
Только вовсе не цветёт.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Кровь остановить им можно.
Что за травка? -
Дети . Подорожник. Почему он так называется?
Дети. Его можно встретить вдоль дороги.
Воспитатель . Верно! Кто знает, в каких случаях нам поможет это замечательное растение. (Ответ детей) Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдёт.
Игра «Знатоки»
Поочередно показываю лекарственное растение. Дети должны назвать ту часть растения (корень, лист, плод, цветок), которая используется в лечебных целях.
Например: подорожник - лист, ромашка - цветок и т.д.
Игру можно усложнить вопросами: От каких болезней помогает? Где растёт?

Воспитатель . Мы с вами познакомились с лекарственными растениями. Как надо обращаться с ними?
Дети. Бережно и осторожно.
Воспитатель. Давайте запомним правила сбора лекарственных растений.
1. Собирать растения необходимо в меру, оставляя часть в природе для размножения.
2. Срезать или собирать необходимо только ту часть, которая является целебной. Нельзя выдёргивать растения с корнем.
3. Сбор следует производить только в определённое время.
4. Незнакомые растения собирать не следует.
5. Необходимо помнить о том, что некоторые растения ядовиты, поэтому нельзя собирать их без взрослых, а тем более брать в рот красивые ягодки.
Воспитатель. Ребята, на поляне нельзя шуметь, нельзя рвать много цветов, ловить насекомых…Почему? (Ответы детей.)
А вот смотрите: шмель приземлился на жёлтый глазок мать - и - мачехи. Для чего? (ответ детей)
Воспитатель . Правильно, чтобы собрать нектар. В цветках мать - и- мачехи для пчёл и шмелей накрыт прекрасный стол, причём в то время, когда других цветущих растений ещё нет. Обратите внимание на окраску цветов. Какая она? (Ответы детей.) А для чего такая яркость?
Дети. Чтобы привлечь внимание насекомых.
Воспитатель . Шмели и пчёлки помогают первоцветам размножаться.
Каким образом?
Дети . Опылением. Они разносят пыльцу на своих лапах.
Послушайте загадку.
На поляне, возле ёлок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Дети. Муравейник.
Воспитатель. Всем известно, что муравей - санитар леса. Если много муравейников в лесу, значит, лес здоровый. Муравейники нельзя разорять, нельзя совать в них палки, нельзя давить муравьёв. Посмотрите, как трудятся муравьи: каждый занят своим делом - кто соломинку тащит, которая больше муравья в несколько раз, а кто с жуком дерётся, гонит непрошенного гостя из муравейника. Муравей - труженик, муравей - защитник леса. Вот почему муравейники следует охранять.
Воспитатель. Посмотрите, каких насекомых вы ещё видите? (Ответ детей.).
Воспитатель. Полюбуйтесь ещё раз, как красива наша поляна весной. Много интересного увидели и узнали. А главное, вы никому не причинили вреда.
Вы - настоящие друзья природы.
Я хочу вам напомнить, что Природа нам щедро дарит красоту. А красоту надо любить и ценить. Посмотрите внимательно и запомните, а когда придём в детский сад, нарисуем весеннюю поляну. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на поляне.
Скажем поляне: «До свидания, до новых встреч!»
Работа после экскурсии. Обобщить знания, полученные после экскурсии, через беседу, чтение рассказов о лекарственных растений, проведение викторины «На лесной поляне». Из рисунков сделать панораму.