Какое движение в канаде правостороннее или левостороннее. Дорожное движение

Если на карте мира закрасить разными цветами страны с левосторонним и правосторонним движением, то мы увидим, что вторых гораздо больше. Об этом говорит и статистика: по правой стороне дороги передвигаются 66% населения, тогда как по левой оставшиеся 34%.

Интересно, что в древности ситуация была противоположной: в основном соблюдалось именно левостороннее движение. Известно, что на всей территории Римской империи использовалось левостороннее движение, чему найдено множество доказательств, начиная от античных римских изображений, заканчивая исследованиями колеи древнеримских дорог. Объяснить это можно тем, что большинство людей – правши, а значит, поравнявшись с незнакомцем на дороге, в случае опасности сподручнее было выхватить оружие правой рукой и сразу быть готовым к стычке. Вероятно, данное правило, принятое для передвижения римских войск, вскоре было подхвачено и другими гражданами империи. Подражая римлянам, левостороннее движение использовалось в большинстве античных государств.

Современное разделение мира на левостороннее движение (синим) и правостороннее

После падения Римской империи какие-то общие нормы, регулирующие до этого движение на огромной территории, перестали существовать, поэтому на первый план вышли физиологические особенности человека: возничим, большинство которых были правшами, было сподручнее ехать именно по правой стороне, чтобы на узких дорогах при разъезде со встречным транспортом более уверенно управлять лошадьми сильной рукой, направляя их вбок. С веками эта привычка закрепилась в качестве нормы общественного движения во многих странах.

В 1776 году в Европе вышел первый регламент дорожного движения. Страной, которая приняла его, стала Британия, установившая на своей территории… левостороннее движение. Историки до сих спорят, чем именно было обусловлено данное решение. Возможно, это было сделано для того, чтобы «отделиться» от остальной правосторонней Европы, с ведущими странами которой Британия была в конфронтации. Или, быть может, чиновники просто переняли закон у армейского морского адмиралтейства, которое предписывало встречным кораблям английской короны расходиться правыми бортами.

Введение левостороннего движения в небольшой по географическим меркам метрополии повлияло на огромные территории колоний Британской империи, а также союзнические страны. В первую очередь это территории нынешней Индии, Австралии и Пакистана, где по аналогии с Британией по сей день используется левостороннее движение.


3 сентября 1962 года — переход Швеции на правостороннее движение. В тот день на улицах шведских городах возникла жуткая путаница

На другой стороне находилась Франция с союзниками, которые стали использовать правостороннее движение. Законодательно во многих европейских странах оно было установлено во времена Наполеона. Как обычно, колонии европейских государств последовали за своим центром, что и разделило мир на два лагеря, отголоски чего мы и наблюдаем по сей день.

В России и сопредельных странах правило правостороннего дорожного движения сложилось стихийно, и, что интересно, закон о правостороннем движении страна приняла раньше европейских государств – в 1756 году во время царствования императрицы Елизаветы Петровны.

Иллюстрация: depositphotos | lunamarina

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ответ редакции

Не было бы Англии — не было бы «правого» руля. О правомерности этого утверждения в автомобильных кругах спорят не один десяток лет.

АиФ.ru попытался разобраться, почему в Великобритании укоренилась левосторонняя схема движения и как это отразилось на других странах мира.

Почему в Англии повелось ездить по левой стороне дороги?

Норму ездить по левой стороне дороге английские власти законодательно закрепили в 1756 году. За нарушение билля предусматривался внушительный штраф — фунт серебра.

Существуют две основные версии, которые объясняют, почему в середине XVIII века Англия сделала выбор в пользу именно левостороннего движения.

  • Римская версия

В Древнем Риме придерживались левостороннего движения. Такой подход объяснялся тем, что легионеры держали оружие в правой руке. И поэтому в случае неожиданной встречи с неприятелем им было выгоднее находиться на левой стороне дороги. Враг таким образом попадал прямо на рубящую руку. После того, как в 45 году нашей эры римляне завоевали британские острова, «левизна» могла перекинуться и на Англию. В пользу этой версии говорят результаты археологических экспедиций. В 1998 в графстве Уилтшир на юго-западе Англии была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой.

  • Морская версия

Добраться до Европы англичане раньше могли только водным путём. Поэтому морские традиции крепко вошли в культуру этого народа. В старину английские корабли должны были обходить встречное судно с левой стороны. Впоследствии этот обычай мог распространиться и на дороги.

В современных международных правилах судоходства закреплено правостороннее движение.

Фото: Shutterstock.com

Как английская «левизна» расползлась по всему свету?

Большинство левосторонних стран выбрали именно эту схему движения в связи со следующими обстоятельствами:

  • Колониальный фактор.

Великобритания ещё в середине прошлого века была империей, над который никогда не заходило солнце. Большинство бывших колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решили сохранить привычное для них левостороннее движение.

  • Политический фактор.

Во времена Великой Французской революции был издан декрет, в котором предписывалось всем жителям республики двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Когда же к власти пришёл Наполеон Бонапарт , схема движения превратилась в аргумент политики. В тех государствах, что поддерживали Наполеона, — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — установилось правостороннее движение. С другой стороны, те, кто противостоял Франции: Великобритания, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Впоследствии левостороннее движение в этой тройке стран сохранилось только в Соединённом королевстве.

Политическая дружба с Великобританией поспособствовала введению «левизны» на дорогах в Японии: в 1859 году посол королевы Виктории сэр Рутерфорд Алкок убедил власти островного государства принять левостороннее движение.

Когда в России утвердилось правостороннее движение?

В России нормы правостороннего движения сложились ещё в средние века. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 году писал, что «в Российской империи повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.

Страны, которые поменяли движение

История знает немало примеров, когда страны переходили с одной схемы движения на другую. Поступали так государства по следующим причинам:

  • «Назло вчерашним оккупантам»

США перешли на движение по правой стороне дороги после провозглашения независимости от Великобритании в 1776 году.

Корея перешла на правостороннее движение после окончания японской оккупации в 1946 году.

  • Географическая целесообразность

На правостороннее движение в середине 1960-х - начале 1970-х перешли многие бывшие британские колонии в Африке. Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана поступили так для удобства: вокруг них находились «правоездящие» бывшие французские колонии.

Швеция поменяла направление движения последней в Европе. В 1967 году там произошёл так называемый День «H» , когда все машины королевства перестроились на другую полосу. Причина перехода на «право» лежала не только в географии, но и в экономике. Большинство стран, куда шли производимые в Швеции автомобили, использовали левый руль.

Шведский день «H». Фото: Commons.wikimedia.org

В 2009 году на левостороннее движение перешло Самоа. Это было связано с большим количеством подержанных автомобилей с правым рулём, которые поставлялись в страну из Австралии и Новой Зеландии.

«Левые» исключения

В правосторонних странах находится место для «левых» исключений. Так, на небольшой улице генерала Лемонье (длиной 350 метров) в Париже двигаются по левой стороне. Есть небольшие участки с левосторонним движением в Одессе (Высокий переулок), в Москве (разъезд на ул. Лескова), в Питере (набережная реки Фонтанки) и во Владивостоке (ул. Семёновская на участке от Алеутской улицы до пересечения с Океанским проспектом, а также на ул. Мордовцева).

Какое движение безопаснее?

По мнению специалистов, то, по какой стороне вы едете, не влияет на степень безопасности движения — это всего лишь вопрос привычки.

Страны с левосторонним движением

Мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72 % и 28 %, при этом 66 % водителей мира ездят по правой стороне, а 34 % — по левой.

Северная Америка

  • Антигуа и Барбуда
  • Багамские Острова
  • Барбадос
  • Ямайка

Южная Америка

  • Гайана
  • Суринам
  • Великобритания
  • Ирландия
  • Мальта
  • Бангладеш
  • Бруней
  • Бутан
  • Восточный Тимор
  • Гонконг
  • Индия
  • Индонезия
  • Макао
  • Малайзия
  • Мальдивские о-ва
  • Непал
  • Пакистан
  • Сингапур
  • Таиланд
  • Шри-Ланка
  • Япония
  • Ботсвана
  • Замбия
  • Зимбабве
  • Кения
  • Лесото
  • Маврикий
  • Мозамбик
  • Намибия
  • Сейшельские острова
  • Свазиленд
  • Танзания
  • Уганда

Сейчас правостороннее движение большинству европейцев кажется логичным и единственно правильным, а Британию и ее бывшие владения Ирландию, Мальту и Кипр считают отщепенцами. Однако еще не так давно левосторонней была, к примеру, Швеция: на правостороннее движение она перешла ровно 50 лет назад. На это решение повлияло среди прочего соседство с Финляндией, которая и сама стала правосторонней меньше двух веков назад.

Фото: Henrietta Hassinen / Yle
До развития массовой дорожной сети, путешествий и автомобилизации само понятие лево- или правостороннего движения было довольно условным. Существовавшие тогда дороги были относительно свободны, и сторона движения была принципиальна только в случае разъезда со встречной повозкой или всадником. Полагают, что обычай разъезжаться слева возник потому, что при внезапном нападении было легче правой рукой доставать оружие и защищаться, ведь большинство людей правши. Правостороннее движение, судя по всему, сложилось тогда, когда опасностей на дороге стало меньше, а правой рукой было удобнее натягивать вожжи.

Еще одной причиной распространения правостороннего движения стала Франция, где традиционно пешеходы (то есть бедняки) держались правой стороны дороги, а ехавшая верхом знать - левой. Великая французская революция поставила все с ног на голову, предписав двигаться по “плебейской” стороне дороги, а наполеоновские войны разнесли этот обычай по всей Европе.



По старой привычке некоторые извозчики еще в начале прошлого века предпочитали левую сторону дороги. Фото: Helsingin kaupunginmuseo / Signe Brander
Шведское наследство

Дольше всех остальных стран континентальной Европы продержалась Швеция. И это не удивительно, ведь она была одной из первых стран, которые вообще закрепили сторону движения законодательно. В 1718 году, незадолго до своей смерти шведский король Карл XII, тот самый, против которого Петр I вел Северную войну, предписал двигаться по правой стороне дороги. Однако уже в 1734 году риксдаг одобрил закон о левостороннем движении встречного транспорта, который вступил в силу спустя два года. Финляндия была тогда частью Шведского королевства, следовательно все предписания, будь они о право- или левостороннем движении, касались и ее. Перевод на финский язык появился лишь в 1759 году. Он гласил:

Kun matkustavaiset eli kulkevaiset kaupungissa eli maalla tulewat toisiansa vastaan, syrjäytykööt he kumpikin wasemmalle kädellensä, niin että he esteettömästi pääsewät toistensa sivuitse, kymmenen hopeatalarin sakon uhalla sille joka tätä wastaan rikkoo.

Когда путешественники либо путники в городах или на селе следуют друг против друга, да посторонится каждый из них налево по свою руку, дабы они без помех могли друг подле друга проехать, под угрозой штрафа в десять серебряных талеров тому, кто сие нарушит.

В соседней Российской империи примерно в то же время, а именно 5 февраля 1752 года, указом Елизаветы Петровны была введено правостороннее движение для карет и извозчиков. Помимо стороны движения, в этом же указе предписывалось не ездить по улицам слишком шибко, не бить встречных, не петь, не свистеть и не стрелять на улицах. Однако в 1809 году Финляндия перешла Российской империи и стала единственным официально левосторонним регионом. Шведское законодательное наследие давало знать о себе еще почти полсотни лет, пока Александр II не закрепил правило разъезжаться справа и в Финляндии.

8 июня 1858 года в Хельсинки был подписан “Милостивый Указ его Императорского Величества об обязанности движущихся навстречу друг другу уступить дорогу”. Вот текст этого указа целиком:

ME ALEKSANDER Toinen, Jumalan Armosta, Keisari ja Itsevaltias koko Venäjänmaan yli sekä Suomen Suuriruhtinas, y. m., y. m., y. m.

Teemme tiettäväksi: Koska eräissä Suomen paikkakunnissa on tullut tavaksi, että matkustajat, vastatuksin tullessaan, toisiansa väistävät kukin oikealle puolellensa, ehkä 1734 vuoden Kestikievari-asetuksen 23 pykäleessä on säännetty että semmoisissa tapauksissa väistettämän pitää toiselle puolen; niin olemme Me, tästä tehdyn alamaisen esityksen johdosta, Armossa hyväksi katsoneet sillä tavalla muuttaa sanottua sääntöä, että matkustajain tahi ajelijain kaupungeissa ja maalla pitää, mainitussa asetuksessa määrätyn neljän ruplan ja kahdeksankymmenen kopeikan hopearahan sakon-haastolla, vastatuksin tullessaan väistämän kukin oikealle puolellensa, niin että he esteettömästi saattavat päästä toistensa ohitse. Jota kaikki asianomaiset alamaisuudessa noudattakoot.

Мы, Александр Второй, Милостию Божию Император и Самодержец всея Руси и Великий князь Финляндский, и прочая, и прочая, и прочая

Провозглашаем: поелику в некоторых местах Финляндии стало обычно, что друг против друга едущие разъезжаются каждый по правой стороне, а в 23 параграфе Трактирного указа 1734 года указано, что в оных случаях уступать дорогу надобно по другой стороне; мы, по представлению, милостиво решили так изменить сие правило, что пешком идущему либо едущему в городе или на селе следует, под угрозой определенного данным указом штрафа в четыре рубля и осемдесят копеек серебром, при встрече уступать дорогу каждому по правой стороне, так чтобы они могли беспрепятственно друг мимо друга пройти либо проехать. Чего все надлежащие лица в подчинении да исполнят.

Так что когда в 1895 году в Финляндии появился первый автомобиль, правостороннее движение было фактом уже несколько десятков лет. Однако призраки левостороннего движения вернулись в страну еще раз.

Досадная оплошность

Быстро набиравшая обороты автомобилизация заставила молодое независимое государство определить правила дорожного движения в самом начале своего пути. Декрет 1919 года закрепил правостороннее движение по дорогам и не стал возвращаться к правилам Шведского королевства. Но вот в пункте третьем, который касался обгона, была допущена оплошность, на исправление которой ушло на удивление много времени.

Этот пункт гласил, что при движении в одну сторону обгоняемый должен перестроиться влево и остановиться, пока обгоняющий не завершит маневр. Эту ошибку исправили лишь в 1921. Тогда определили, что обгоняемый должен пропустить обгоняющего справа и убрали предписание остановиться, как это правило дошло до нас и поныне. В том же году произошла национализация существовавшей к тому времени дорожной сети в 24 тысячи километров, и государство развивало кровеносные сосуды автомобильного бума исходя из принципов правостороннего движения.

День H

Казалось бы, история на этом должна была закончится, но нет. Из немногочисленных соседей Финляндии один придерживался левостороннего движения. После Второй мировой войны сотрудничество Северных стран стало продвигаться семимильными шагами, и уже в 1958 году между странами был полностью отменен пограничный контроль, ставший одним из толчков к развитию массового туризма внутри региона. Но среди пяти стран две - Швеция и Исландия - были правосторонними. В случае с Исландией это было не столь принципиально ввиду удаленности и островной изолированности, а вот Швеции положение вещей доставляло немало неудобств. У страны две наземные границы - шестисоткилометровая с Финляндией и в два с половиной раза более протяженная с Норвегией, на которой расположены десятки дорог.

Поэтому уже в 1955 году в стране прошел референдум, на котором почти 83 процента проголосовавших высказались за сохранение левостороннего движения. В Швеции, как и в Финляндии, референдумы носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению властями. Именно так произошло в этот раз, и спустя восемь лет шведское руководство начало разработку перехода на правостороннее движение, пока количество дорог и машин не сделало этот переход еще более дорогим и сложным.

В итоге историческое изменение в Швеции произошло ровно пятьдесят лет назад, причем с сегодняшним днем совпадает не только дата, но и день недели. Это день назвали “Днем H”, от шведского слова höger - “правый”. О том, как проходила подготовка и сам переход, можно посмотреть в сюжете тогдашнего корреспондента Yleisradio. Однако отдельного упоминания заслуживает роль Финляндии в подготовке. Многие шведские водители, осознавшие неизбежность перемен, покупали билеты на паром до финского берега и ехали туда тренироваться ездить в новом дорожном мироустройстве. Известно, что в Турку такие тренировки провела команда стокгольмских водителей карет скорой помощи.


3.9.1967 Фото: Yle

Нет правил без исключений

И все же, Финляндию невозможно назвать страной со стопроцентным правосторонним движением. Ведь уже больше двух лет левостороннее движение - это первое, что видит большинство туристов, прилетающих в страну.

В наследство от Российской империи Финляндии осталась ширина колеи и правостороннее движение на железнодорожном транспорте. Таким оно и является по сей день, но на дальнем сообщении. Пригородное движение столичного региона, которое стало развиваться с 70-х годов, осуществляется по левой стороне. Объясняется это тем, что компания VR посчитала, что при движении на север по так называемому главному участку (от Хельсинки в сторону Тампере) дальние и пригородные поезда оказываются на соседних колеях, и в случае нештатной ситуации переход пассажиров из одного состава в другой будет безопаснее.

Так и получилось, что спускающиеся на станцию “Аэропорт” туристы видят поезда, идущие в “неправильную” сторону, но направляющиеся на один и тот же вокзал.

В настоящее время в России и многих других странах принято правостороннее движение на дорогах. Есть также страны с движением левосторонним. В современном мире это Ирландия, Великобритания, Япония, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур и ряд африканских стран. Попробуем разобраться, почему сложилась именно такая ситуация.
Традиции левостороннего и правостороннего движения зародились задолго до изобретения автомобиля.

По одной из версий, правостороннее движение возникло в Европе во времена средневековья, когда по узким дорогам между населенными пунктами ездили не автомобили, а всадники на лошадях. Все они были вооружены. В левой руке всадники держали щит, чтобы защититься в случае внезапного нападения, поэтому и держались они правой стороны. Существует еще одна версия появления правостороннего движения: когда конные повозки разъезжались, легче было направлять экипаж на обочину вправо, натягивая вожжи правой рукой, которая у большинства людей более развита. Годы прошли, средства передвижения изменились, а традиция осталась…

Считается, что левостороннее движение возникло в Англии. Это островное государство было связано с внешним миром только морскими путями, активно развивалось судоходство. Для упорядочения движения судов морское ведомство издало указ, по которому корабли обязаны были держаться левой стороны. Позже это правило распространилось и на автомобильные дороги, а также перешло на все страны, находящиеся под влиянием Британии. Некоторые придерживаются его до сих пор. Еще одна версия связывает традицию левостороннего движения с тем, что, когда по улицам двигались конные повозки, кучер держал кнут в правой руке и, погоняя лошадей, мог задеть пешеходов. Поэтому экипажи должны были ехать по левой стороне.

Что касается нашей страны, в 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.

Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась еще в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

Туристам, которые приезжают в страну с непривычным для них движением, рекомендуют в целях безопасности не водить автомобиль самостоятельно, а прибегать к услугам водителя.

Исторически сложилось так, что в большинстве стран мира принято правило правостороннего движения . Но, есть и ряд стран, в которых левостороннее движение. Наиболее ярыми представителями являются Великобритания, Австралия, Япония, Сингапур, ЮАР и Индия. Точных данных о том, почему так сложилось, нет, но есть множество предпосылок, которые отвечают на данный вопрос.

Так, предполагают, что первой страной, в которой было принято левостороннее движение, является Англия, поскольку тут было развито судоходство и корабли двигались исключительно в левостороннем порядке. Но, обо всем по-порядку. В этой статье мы попробуем разобраться с правилами правостороннего и левостороннего движения, опишем их преимущество и недостатки, а также историю возникновения.

1. История расположения руля

История правил дорожного движения, а как следствие и история расположения руля уходит в глубокую древность. Историки предполагают, что с первыми правилами столкнулись римляне. Предположительно, что в 50 г. до н.э. Гай Юлий Цезарь создал ряд правил , которым должны были подчиняться извозчики, так называемые водители карет.

Также, предположительно в Риме действовало правило левостороннего движения. Об этом свидетельствует один из найденных римский динарий, на котором изображены два всадника, которые разъезжаются по левой стороне. Скорее всего, это связано с тем, что большая часть населения правши , в том числе и всадники и они вынуждены были в правой руке держать оружие.

Когда времена рыцарей, всадников и карет канули в прошлое, снова возник вопрос о правилах дорожного движения, и соответственно с какой стороны должен располагаться руль. В начале 20 века улицы стали массово заполнять первые автомобили. В то время в большинстве европейских стран было принято правостороннее движение, в Англии, Швеции и частично в Австро-Венгрии – левостороннее. В Италии движение было смешанным. Все это не представляло опасности, так как автомобилей было не много, а их скорость минимальна.

В странах с правосторонним движением, логично, что руль располагался справа. Считалось, что так водителю легче осуществить обгон. Более того, правостороннее расположение руля отразилось на компоновке составляющих двигателя. Для того, что бы сократить длину тяг, и магнето располагались на правой стороне двигателя. С годами автомобилей становилось все больше, и возник вопрос о безопасности во время обгона. Первыми, кто выпустил автомобиль с левым расположением руля, была знаменитая во всем мире корпорация Ford. В 1908 году впервые была выпущена легендарная модель «Т».


После этого, европейцы, которые выпускали общедоступные автомобили также перешли на «левый руль», а вот производители быстроходных марок сохраняли правило «правого руля». Согласно еще одному предположению следует, что расположение руля с левой стороны удобно тем, что водитель не выходит на проезжую часть, а безопасно попадает на тротуар.

Интересная ситуация сложилась в Швеции. До 1967 года в этой стране действовало левостороннее движение, несмотря на то, что руль автомобилей находился с правой стороны. А вот 3 го сентября 1967 года все автомобили в одночасье остановились и плавно перешли на правосторонне движение. Для этого шведам в столице пришлось приостановить движение на сутки для того, что бы поменять дорожные знаки.

2. Ситуация в Европе, Азии, Африке, Америке, Австралии

Ситуация с правосторонним и левосторонним движением в разных странах мира складывалась по-разному. Стоит рассмотреть самых ярких представителей, которые на протяжении многих лет устанавливали правила дорожного движения, исходя не только из расположения руля, но и из физиологических особенностей человека.


Так, после появления автомобилей в Европе была полная неразбериха, которая была связана именно с правосторонним и левосторонним движением. Большинство стран придерживались правостороннего движения, которое было принято со времен правления Наполеона. В то же время, такие страны, как Великобритания, Швеция и частично Австро-Венгрия придерживались левостороннего движения. Как уже было указано выше, в Италии в каждом городе действовали свои правила. На сегодняшний день левостороннее движение присутствует в таких странах Европы, как Великобритания, Ирландия, Мальта, а также Кипр (если считать его Европой).


В Азии гораздо больше стран, которые придерживаются левостороннего движения, в частности это относится к Японии, Индии, Шри-Ланке, Пакистану, Индонезии, Таиланду, Непалу, Малайзии, Сингапуру, Бангладешу, Макао, Брунею, Бутану, Восточному Тимору и Мальдивам.

Что касается Африки, тут также есть несколько стран с левосторонним движением, а именно: ЮАР, Ботсвана, Уганда, Замбия, Зимбабве, Кения, Намибия, Мозамбик, Маврикий, а также Свазиленд и Лесото .

США придерживалось левостороннего движения до конца 18 века, пока не произошел плавный переход на правостороннее движение. Бытует мнение, что способствовал данному изменению генерал французского происхождения, который боролся за независимость «штатов» от короны Британии. Что касается Канады, тут до 20 годов 20 века придерживались левостороннего движения. А вот в таких странах Латинской Америки, как Ямайка, Барбадос, Гайана, Суринам, а также Антигуа, Барбуда и Багамские острова до сих пор ездят слева.

Поддерживает правила левостороннего движения и Австралия, которая является второй страной в мире по количеству автомобилей на душу населения. К ней присоединились и такие страны, как Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи, Самоа, а также Науру и Тонга .

В то время, как Великобританию считают главной виновницей левостороннего движения, правостороннему движению в большинстве своем посодействовала Франция. Так, в 1789 году во время Великой Французской революции в Париже был издан декрет, в котором четко было указано всем транспортным средствам передвигаться по правой стороне, то есть по простонародной. Также немалую роль сыграл Наполеон, который в свое время приказал войску держаться правой стороны. Все это оказало влияние на многие страны Европы.

3. Основные отличия право- и левостороннего движения


Правостороннее и левостороннее движение предполагает различия в конструкциях автомобилей. Как правило, место водителя и руль располагаются слева в автомобилях, которые предназначены для правостороннего движения, соответственно в автомобилях для левостороннего движения водительское место и руль находятся справа. Существуют и автомобили, в которых предусмотрено расположение места водителя по центру, к примеру, McLaren F1. Также имеют различия (левое и правое) . А вот расположение педалей в порядке , тормоз, газ изначально было присуще леворульным автомобилям, а на сегодняшний день стало стандартом для праворульных.

В целом, главное правило правостороннего движения – держаться правой стороны, а левостороннего – левой. Конечно, для правшей изначально достаточно сложно перейти на левостороннее движение, но достаточно несколько раз попробовать и достаточно быстро все становиться на свои места.

4. Недостатки и преимущества левостороннего движения

Говоря о достоинствах и недостатках левостороннего движения нельзя исключать конструкцию автомобиля, поскольку именно от нее зависит безопасность водителя и его пассажиров. Несмотря на то, что праворульные автомобили предназначены для левостороннего движения , их также эксплуатируют при правостороннем. Более того, это считается безопасным, поскольку при столкновении удар приходится на левую сторону и вероятность того, что водитель не пострадает гораздо выше.

Праворульные автомобили угоняют гораздо реже (в странах с правосторонним движением), поскольку многие считают их неудобными и не функциональными. Также расположение руля с правой стороны позволяет водителю выходить из автомобиля не на проезжую часть, а на тротуар, что также гораздо безопасней.

Непривычный взгляд водителя с правой стороны позволяет с другого ракурса оценить ситуацию на дороге , что может привести к снижению непредвиденных ситуаций. При этом, есть и ряд недостатков, которые играют важную роль не только при левостороннем движении, но и при правом расположении руля. Так, совершать обгон на праворульном автомобиле достаточно неудобно. Проблему можно решить, установив продуманную систему зеркал.

В целом, единственным недостатком левостороннего движения является его не распространенность. На сегодняшний день, более 66% населения придерживаются правостороннего движения, и переход на левостороннее создает ряд неудобств. Более того, только 28% дорог мира являются левосторонними . Отличий левостороннего движения от правостороннего также нет, просто все происходит с зеркальным отображением, что и заставляет водителей, которые привыкли к правостороннему движению, путаться.


Существуют и исключения из правил. Так, в Одессе и Санкт-Петербурге существуют улицы с левосторонним движением, которые предназначены для разгрузки улиц от большого количества автомобилей. Также, в Париже на авеню генерала Лемонье (единственная улица в Европе) придерживаются левостороннего движения.

Подписывайтесь на наши ленты в