О чем произведение детки в клетке. Книжные обзоры

Тема: «Детки в клетке»

Цель : Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Маршака «Детки в клетке»

Задачи:

    Обучающие: продолжать учить детей узнавать и называть животных по картинкам, понимать и отвечать на вопросы воспитателя, проговаривать слова, фразы вместе с воспитателем. Вызвать интерес к слушанию поэтических произведений.

    Развивающие: развивать речевой слух, побуждать детей четко и правильно произносить звук «р». Совершенствовать развитие артикуляционного аппарата, умение регулировать силу голоса (громко, тихо).

    Воспитательные: формировать познавательный интерес к окружающей действительности. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Основная образовательная область «Речевое развитие»

Материалы и оборудование : ноутбук, проектор, слайды: воробья, слона, медведей, пингвина, тигренка, жирафа.

Предварительная работа: беседа о зоопарке, рассматривание книг и картинок по теме «Зоопарк», чтение художественной литературы о животных.

Методы и приемы

Методы: наглядные, игровые, словесные.

Приемы: показ слайдов, вопросы к детям, указания, объяснения, художественное слово, самомассаж, динамическая пауза.

Структура:

    Организационный момент (1мин)

    Беседа о зоопарке (2мин)

    Чтение стихотворения о слоне (2мин)

    Чтение стихотворения о медведях (2мин)

    Динамическая пауза «Пингвины на прогулке» (2мин)

    Чтение стихотворения о тигренке (2мин)

    Чтение стихотворения о жирафе (2мин)

    Итог, релаксация (2мин)

В : Ребята! Подойдите все ко мне. Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем: «Доброе утро!», а теперь шепотом. В : Ой, ребята, слышите, кто то чирикает? Кто же это? В : Да, это же воробей залетел к нам в группу. В : Где обедал воробей? - В зоопарке у зверей. В : Ребята, а вы знаете, что такое зоопарк? (ответы детей) Зоопарк – это парк, где живут животные. Ребята, воробей приглашает вас в зоопарк. Но прежде чем отправиться, скажите, как надо вести себя в зоопарке? Д : Тихо, не шуметь, не кричать. В : Правильно. А почему нельзя шуметь? Д: Чтобы не напугать животных. В: Правильно, молодцы ребята! Хотите отправиться в зоопарк? Д: Да! В: Тогда пошлите По ровненькой дорожке По ровненькой дорожке Мы шли, шли И в зоопарк пришли! В : Ой, ребята, вот мы и пришли. Это – зоопарк. Посмотрите, как много зверей. А давайте мы присядем на скамейки и посмотрим, кто же живет в зоопарке. Сядем поудобнее, красиво: спина прямая, ноги вместе, руки на колени. Посмотрите, это… слон. Какой он? (большой). А еще у него есть складки везде. Вот послушайте про слона: Дали туфельки слону. Взял он туфельку одну И сказал: - Нужны пошире, И не две, а все четыре. В : Что дали слону? Д: туфельку В : Правильно, молодцы! Алия, что дали слону? Миша, что дали слону? (ответы детей) В : Что сказал слон? Д : нужны пошире. В : Молодцы! Миляуша, какие слону нужны туфельки? (ответ) Спросить несколько детей. В: Давайте посмотрим, кто же еще живет в зоопарке. А это кто сидит у воды? Д : Медведи. В : Да, это белые медведи. Послушайте про медведей: У нас просторный водоём. Мы с братом плаваем вдвоём. Вода прохладна и свежа. Её меняют сторожа. Мы от стены плывём к стене, То на боку, то на спине. Держись правее, дорогой, Не задевай меня ногой! В: Ребята, какие медведи плавают? Д: Белые. В: Сколько медведей в водоёме? Д: два В : Кто меняет воду белым медведям? Д : сторожа. Индивидуальные и хоровые ответы. В : Ребята, посмотрите, кто это гуляет? Д: Пингвины. В: А давайте вместе с ними прогуляемся.

Динамическая пауза Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке. (имитировать движения пингвинов, шагать по кругу) В: Ой, как весело мы с вами прогулялись с пингвинами, а сейчас давайте, как пингвины дойдем до скамейки и сядем все дружно и посмотрим, кто же еще живет в зоопарке. В: А кто там рычит? Д: тигренок В : Эй, не стойте слишком близко – Я тигрёнок, а не киска! В: Ребята, скажите, а как рычит тигренок? Д: Р-р-р-р-р-ррр… (индивидуальные и хоровые ответы) В: Почему нельзя подходить близко к тигру? Д: Может укусить. В: Да, ребята, тигр, похож на кошку, но он дикое животное и может поцарапать, укусить. Давайте лучше посмотрим других животных. В: А что за зверь стоит? Д: Это жираф. В: Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок. - Почему жирафу тяжело сорвать цветок? Д: потому, что у него шея и ноги длинные. В: да, у жирафа длинная шея и ноги, молодцы. А еще у жирафа есть пятнышки везде. В: Динара, какая шея у жирафа? Д: Длинная. (Индивидуальные и хоровые ответы детей) В: А мы с вами какие? Д: Низкие. В: Правильно, молодцы ребята! Так много мы сегодня увидели. Давайте вспомним, кто живет в зоопарке? Дети перечисляют, и каждый ответ сопровождается действием:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. На лбу, на ушах, на шее, на локтях. На носу, на животе, на коленях и носках. (дети хлопают себя ладошками, как бы рисуя пятнышки по всему телу) У слона есть складки, складки, складки – складочки везде. У слона есть складки, складки, складки – складочки везде. На лбу, на ушах, на шее, на локтях. На носу, на животе, на коленях и носках. (дети пощипывают себя по всему телу, показывая складки)

В: Ребята, а где все эти животные живут? Д: в зоопарке. В: Мы уже задержались с вами в зоопарке и нам пора возвращаться в свою группу. А воробей решил остаться в зоопарке и поискать себе новых друзей. Давайте попрощаемся с ним. Д: До свидания воробей. В: Ну а мы отправляемся в группу.


Книги для самых маленьких

С. Я. Маршак
Цикл стихотворений "Детки в клетке"

Стихотворения Маршака давно стали классикой детского чтения, они сопровождают маленького читателя едва ли не до подросткового возраста, постепенно открывая ему пёстрый мир во всём его многообразии. Но сегодня мы расскажем о книге, которая одной из первых входит в круг детского чтения и надолго остаётся одной из самых любимых. Это цикл стихотворений "Детки в клетке". Написанный в начале 20-х годов прошлого века, он не раз переиздавался, как отдельными изданиями, так и в составе больших сборников. В 70-е годы выходила отдельная книжечка с рисунками Е. Чарушина, сейчас "Детки в клетке" публикуются в основном вместе с другими стихами и сказками Маршака.

Итак, перед нами зоосад - так и называется первое стихотворение цикла. Оно строится вокруг сюжета - один день из жизни зоологического сада, с утра до вечера. Таких сюжетных стихотворений в цикле немного, в основном он состоит из коротеньких портретных зарисовок маленьких обитателей зоопарка. С одной стороны, они впервые знакомят читателя с разными животными и прежде всего это стихотворения-картинки, построенные на каком-то характерном признаке: у слона - величина, у зебры - полоски, у жирафа - рост:

    Рвать цветы легко и просто
    Детям маленького роста.
    Но тому, кто так высок,
    Нелегко сорвать цветок.
Каждая такая картинка - не просто статичный портет, это маленькая сценка из жизни героя стихотворения, наполненная движением. Вот, например, гусёнок:
    Отчего течёт вода
    С этого младенца?
    Он недавно из пруда.
    Дайте полотеце!
В четырёх строчках - живой образ взъерошенного птенца, не застывшее глянцевое изображение, а подвижный фрагмент жизни.

Или, например, "Львёнок" - одно из самых динамичных стихотворений:

    Нет, постой, постой, постой,
    Я разделаюсь с тобой!
    Мой отец одним прыжком
    Расправляется с быком.
    Будет стыдно, если я
    Не поймаю воробья.
    Эй, вернись, покуда цел!
    Мама! Мама! Улетел!..
Возможно, именно благодаря этой удивительной точности и яркости "Детки в клетке" до сих пор, спустя многие десятилетия, остаются лучшими стихотворениями о животных и легко выдерживают конуренцию с многочисленными "зверинцами" современных авторов.

И всё-таки дело не только в несомненной художественной ценности этих стихов. "Детки в клетке" - не просто портретные зарисовки, это нечто большее. За решёткой в зоопарке не просто звери, а тоже детки, тоже живые существа, способные испытывать те же эмоции, что и маленькие дети. Лучше всего об этом сказала ещё Марина Цветаева в своём критическом обзоре "О новой русской детской книге": "Не звери в клетке, а детки в клетке, те самые детки, которые на них смотрят. Дети смотрят на самих себя. Малолетние (дошкольные!) - слон, белый медведь, жирафа, лев, верблюд, кенгуру, шимпанзе, тигр, собака-волк, просто-волк - кого там нет! Все там будем."

И в самом деле, обитатели зоосада испытывают типичные человеческие чувства: испуг, недоумение, растерянность, они тоскуют об утраченной свободе ("За что сижу я клетке, / Я сам не знаю, детки!") и о далёкой родине ("Мартышка вспоминает / Страну свою - Алжир / И утром принимает / Прохладный рыбий жир"). Так простенькие на первый взгляд стихотворения о животных становятся для маленького читателя и первым уроком сочувствия и сострадания: к тем, кто слабее, и вообще ко всему живому.

Остаётся только добавить, что по мере переиздания стихотворения цикла переживали и своеобразные превращения, и некоторые тексты первоначально звучали совсем иначе. Например, от стихотворения "Тигрёнок" до нас дошли лишь две последних строчки, а в первых изданиях оно выглядело так:

    Убирайтесь! Я сердит!
    Мне не нужен ваш бисквит.
    Что хорошего в бисквите?
    Вы мне мяса принесите.
    Я тигрёнок, хищный зверь!
    Понимаете теперь?
    Я с ума сойду от злости!
    Каждый день приходят гости,
    Беспокоят, пристают
    В клетку зонтики суют.
    Эй, не стойте слишком близко!
    Я тигрёнок, а не киска!
Обзор подготовила филолог

Творчество С. Я. Маршака

Первые детские стихи С. Я. Маршака

Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, не знакомый с творчеством Самуила Яковлевича Маршака (1887 - 1964). Его стихи давно стали классическими образцами детской поэзии, они вмещают в себя едва ли не всё многообразие жизни ребёнка. Между тем Маршак начинал свою литературную деятельность совсем не с детских стихов. До появления его первых стихотворений, адресованных детям, он обращался к лирической и сатирической поэзии, переводил стихи английских поэтов и английский детский фольклор, писал пьесы для детского театра, работал в редакции журнала "Новый Робинзон". Кроме того, к середине 20-х гг., когда Маршак впервые выступает в качестве детского поэта, у него уже был большой опыт работы с детьми. Вот что он пишет в автобиографическом предисловии к сборнику избранных стихов 1964 г.: "Интерес к детям возник у меня задолго до того, как я стал писать для них книжки. Безо всякой практической цели бывал я в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх. Еще теснее сблизился я с детьми в Воронеже, когда мне пришлось заботиться об их обуви, пальтишках и одеялах". Возможно, именно благодаря этому опыту детские стихи Маршака проникнуты мягким юмором, любовью и сочувствием к своим читателям, а потому с лёгкостью завоёвывают их сердца. Первые детские стихи Маршака - о самых маленьких и для самых маленьких: "Великан", "Мяч", "Усатый-полосатый", "Ванька-встанька" и др. Предметом изображения здесь становятся самые простые и знакомые вещи: игрушки ("верный конь и слон домашний"), игры, домашние животные. В герое этих стихотворений маленький читатель с лёгкостью узнаёт самого себя - играющего ребёнка - и ситуацию - знакомство с окружающим миром через игру:

Полон силы богатырской, Он от дома до ворот Целый поезд пассажирский На верёвочке ведёт.

Более того, вещам и явлениям маленького детского мира поэт придаёт такое же значение, какое придаёт им его герой, поэтому игрушечный паровоз превращается в "целый поезд пассажирский", бумажные кораблики - в настоящий "флот", а сам малыш - в "великана". Используя гиперболу, Маршак уравнивает в правах мир детства и мир взрослых людей, а потому со своими читателями он разговаривает на равных. Ситуация разговора взрослого с ребёнком становится композиционным приёмом в стихотворении "Усатый-полосатый" : автор как бы рассказывает маленькому слушателю историю о девочке и котёнке. Второй участник диалога присутствует здесь незримо, мы догадываемся о нём по разговорной интонации автора и чередованию стихотворной и прозаической речи. Ситуация рассказывания обрамляет собственно сюжет стихотворения - общение девочки с котёнком, своеобразная игра в "дочки-матери". Маленькая героиня в точности повторяет поведение взрослых по отношению к ребёнку: укладывает его спать, купает, кормит, даже учит говорить. Котёнок же играет роль непослушного малыша и всё делает наоборот, не случайно рефреном повторяется "Вот какой глупый котёнок!" Эти слова принадлежат не рассказчику и не девочке, это третий голос, и звучит он извне: именно так большинство взрослых воспринимает поведение детей. Но читатель-то понимает, что котёнок вовсе не "глупый", он всего лишь ведёт себя естественно. Именно об этом и рассказывает автор свою историю: об уважении к детям и котятам, вообще об уважении к ближнему. И интонация, с которой он обращается к слушателю, не содержит ни малейшего намёка на "сюсюканье" или нравоучение, ведь он говорит о том, что взрослый должен позволять ребёнку быть самим собой, а ребёнок, в свою очередь, должен с уважением относиться ко всему живому. Вообще животные у Маршака - категория особая: рассказывая детям о животных, он рассказывает им о людях. Животные из зоосада - не просто звери за решёткой, они ведь тоже "детки". Герои цикла стихотворений"Детки в клетке" испытывают то же самое, что могут испытывать люди: гнев, обиду, печаль, растерянность, тоску по родине. Первые стихотворения цикла - просто портреты животных, в основе каждого из них - характерные признаки ого ли иного обитателя зоопарка:

Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок! ("Жираф").

Но уже через несколько стихотворений начинают звучать эмоции. Вот, например, страусёнок переживает свою непохожесть на других птиц:

Когда пугаюсь, я бегу, Вытягивая шею. А вот летать я не могу И петь я не умею.

И уж совсем не детская тоска по родине звучит в стихотворении "Львица":

Я встретила здесь крокодила. Он мне улыбнулся, как друг. "Ты хочешь, - его я спросила, - К бананам и пальмам на юг?" "Дитя, - отвечал он уныло, - Не видеть родной мне земли!" И слезы из глаз крокодила По черным щекам потекли.

В большинстве стихотворений цикла повторяется один и тот же мотив - "детки в клетке" тоскуют об утраченной свободе:

На прутике записка: "Не подходите близко!" Записке ты не верь - Я самый добрый зверь. За что сижу я в клетке, Я сам не знаю, детки. ("Эскимосская собака").

Подобное изображение животных имеет двойной смысл. Во-первых, таким образом автор учит маленького читателя сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, то есть учит жалеть животных, потому что они чувствуют то же, что и люди. Во-вторых, через изображение "деток в клетке" Маршак показывает своему читателю целый спектр человеческих эмоций: раз эти животные так похожи на людей, значит, и люди заслуживают сочувствия. Так автор снова приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного поучительного слова.

Игровые и сатирические стихи

Позже лирическое начало в стихотворениях Маршака уступает место началу игровому. Собственно говоря, оно проявлялось и в ранних стихотворениях: "Великан" начинается как детская считалка и описывает игры маленького героя, стихотворение "Мяч" буквально воспроизводит детскую игру. Однако теперь игра из сюжетного мотива превращается в художественный приём. Это словесная игра, создающая парадоксальные ситуации, как в стихотворении "Вот какой рассеянный" :

Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки.

Здесь Маршак использует тот же приём, что и поэты-обериуты, - оксюморон, однако парадокс в его стихах - не следствие разыгравшейся фантазии. Всё происходящее в стихотворении имеет простое объяснение - рассеянность главного героя. Впрочем, рассеянность тоже не совсем обычная, а преувеличенная, так что в результате читатель получает комичную ситуацию и комичный образ, пародию на распространённое человеческое качество. А вот в стихотворении "Багаж" игровое начало выполняет уже не юмористическую, а скорее сатирическую функцию: здесь пред читателем уже вовсе не безобидный чудак, а малоприятная дама. Игра существует на композиционном уровне, в каждой строфе повторяется перечисление предметов багажа: "Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка". Обладательница багажа сначала выглядит просто смешно, однако в середине стихотворение ситуация взрывается:

Собака-то как зарычит, А барыня как закричит: - Разбойники, воры, уроды! Собака - не той породы!

Бурю гнева вызывает всего лишь "маленькая собачонка", неожиданно превратившаяся в огромного взъерошенного пса. Игра с участием тех же предметов багажа становится средством сатирического изображения вздорного характера. Окончательное осмеяние звучит в последних строчках:

Однако За время пути Собака Могла подрасти!

Таким образом, в более поздних стихах Маршака игра выполняет функцию юмористического и сатирического приёма, использование которого позволяет автору несколькими штрихами нарисовать яркие образы. Кроме того, игровое начало в стихах Маршака помогает ребёнку осваивать мир. В весёлую игру поэт превращает знакомство со счётом ("Весёлый счёт") и алфавитом ("Автобус номер двадцать шесть"), календарём и основами географии ("Почта"). Играя со своим маленьким читателем, автор вводит его в большой мир.

Стихотворные сказки

В стихотворных сказках Маршак продолжает линию, начатую ещё в ранних стихах. Герои этих сказок - животные, и снова, рассказывая о них, поэт рассказывает о людях: о взрослых и детях, о сильных и слабых. Традиция эта восходит ещё к народным сказкам о животных, герои которых тоже были носителями человеческих качеств. Однако у Маршака известная схема наполняется оригинальным содержанием. В "Сказке о глупом мышонке" перед нами снова взрослые и ребёнок - "глупый маленький мышонок". Он отказывается спать, и мышка-мать зовёт к нему в няньки разных животных, мышонку ни одно не нравится, кроме кошки, потому сказка заканчивается печально:

Прибежала мышка-мать, Поглядела на кровать, Ищет глупого мышонка, А мышонка не видать...

Конечно, маленький герой не погибает в лапах кошки: сказка заканчивается многоточием, а позже Маршак напишет продолжение - "Сказку об умном мышонке" , в которой описаны приключения мышонка после знакомства с кошкой. Исследователи отмечают, что поведение главного героя - это поведение, характерное для подростка: он стремится вырваться в большой мир из маленького уютного дома, в котором ему скучно. Но при этом ему приходится повзрослеть: на свободе мышонка подстерегает множество опасностей в лице всевозможных диких животных, которые "страшнее кошки". И чтобы выжить, маленькому герою нужно быть умнее и находчивее своих врагов - хорька, ежа, совы. Дорога домой превращается для мышонка в настоящее испытание, и мышонок изменяется - это уже не тот капризный непослушный ребёнок, который отказывается от безопасного уюта и выбирает дружбу со злейшим врагом - кошкой. Самостоятельная жизнь - уже не игра, она требует от этого ребёнка настоящих, "взрослых" поступков, перед ним стоит серьёзный выбор - спастись или погибнуть. Выдержав испытание, повзрослевший мышонок возвращается домой, и у этой сказки уже по-настоящему счастливый финал:

То-то рада мышка-мать! Ну мышонка обнимать! А сестренки и братишки С ним играют в мышки-мышки.

Итак, тема взрослых и детей звучит в сказках Маршака по-новому, автор сосредоточен на том, как маленький человек становится взрослым. Разница же между взрослыми и детьми заключается вовсе не в том, что кто-то лучше, а кто-то хуже, а в умении совершать поступки и отвечать за них. Так сказки Маршака воспитывают в подрастающем читателе ответственность и самоуважение. (

Ольга Моногарова
НОД по развитию речи в младшей группе. Чтение стихотворений из цикла «Детки в клетке» С. Маршака

непосредственно- образовательная деятельность

Направление «Позновательно – речевое развитие »

Образовательная область «Коммуникация»

Раздел «Развитие речи »

Дата проведения «14» ноября 20 13 г. количество детей

Воспитатель Моногарова Ольга Анатольевна

Тема Чтение стихотворений из цикла С . Маршака «Детки в клетке »

Программное содержание формировать представления о поэтических

образах животных из стихотворений С . Маршака

Материалы и оборудование игрушки животных : слон, белый медведь,

верблюд, обезьяна, большой таз для водоёма, цветок

Предварительная работа беседа о зоопарке

Методические приемы беседа, игровая ситуация, чтение

1. Игровая мотивация

Посмотрите, кто к нам прилетел? (воробей)

Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей.

Ребята, а вы знаете, что такое зоопарк? (ответы детей)

Зоопарк – это парк, где живут животные. Ребята, воробей приглашает вас в зоопарк. Как надо вести себя в зоопарке? (тихо, не шуметь, не кричать)

Почему нельзя шуметь? (чтобы не напугать животных)

2. «Детки в клетке » С. Маршака

В разных уголках групповой комнаты расставлены игрушечные животные. Воспитатель подводит детей к каждому животному, читает стихотворение .

Посмотрите, слон сидит. Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал : - Нужны пошире,

И не две, а все четыре.

Что дали слону?

Что ответил слон?

Почему слону нужно четыре туфельки?

Кто запомнил стихотворение о слоне ?

А это кто сидит у воды?

Да, это белые медведи. У нас просторный водоём.

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа.

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене,

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой!

Сколько медведей в водоёме? (два)

Кто меняет воду белым медведям?

А кто там рычит? (тигр)

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигрёнок, а не киска!

Почему нельзя подходить близко к тигру?

Тигр, похож на кошку, но он дикое животное и может поцарапать, укусить. Давайте уйдём подальше от тигра.

3. Физминутка.

Идут себе вразвалочку ,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

4. Чтение стихотворений из цикла «Детки в клетке » С. Маршака

Ой, а кто это прыгнул на плечо? (обезьяна)

Приплыл по океану

Из Африки матрос,

Малютку- обезьяну

В подарок нам привёз.

Сидит она, тоскуя,

Весь вечер напролёт

И песенку такую

По-своему поёт :

“На дальнем жарком юге,

На пальмах и кустах,

Визжат мои подруги,

Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы

На родине моей.

Живут там обезьяны

И нет совсем людей”.

Кто привёз обезьяну в зоопарк?

Кого называют моряком?

Человек, который ходит на корабле, пароходе называется моряк.

А кто это там вдали сидит?

Это верблюд. Бедный маленький верблюд :

Есть ребёнку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

Как вы думаете, почему верблюду не дают есть?

Верблюд может долгое время обходиться без воды и еды, поэтому его каждый день не кормят.

А что за зверь стоит рядом с верблюдом?

Это жираф. Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Не легко сорвать цветок.

Почему жирафу тяжело сорвать цветок?

А кто запомнил стихотворение о жирафе ?

Давайте поможем жирафу сорвать цветок.

Мы так долго гуляем по зоопарку. Нам пора возвращаться в свою группу . Воробей решил остаться в зоопарке со своими друзьями. До свидания воробей.

Ребята, куда мы ходили?

Каких зверей мы видели?

А кто запомнил и может рассказать стихотворения о животных , которых видели?

Вам понравилось в зоопарке?

Кто из животных вам понравились больше?

СОБАКА ДИНГО

Нет, я не волк и не лиса.
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса -
Воинственного динго.

Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.

Она в кусты - и я за ней,
Она в ручей - и я в ручей,
Она быстрей - и я быстрей,
Неутомимый динго.

Она хитра, и я не прост.
С утра бежали мы до звезд,
Но вот поймал ее за хвост
Неумолимый динго.

Теперь у всех я на виду
В зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду,
Неугомонный динго.

Зато живу я не один -
На смену мне растет мой сын
Он ленинградский гражданин,
А я – заморский динго!


Это стихотворение ярко иллюстрирует повторяющийся мотив всего цикла: лишенные прежней свободы родители, заточенные в клетку, и тоскующие, а рядом с ними – дети, рожденные в неволе и воспринимающие эту "тюрьму" как нечто само собой разумеющееся. Динго так живо и динамично рассказывает о прошлой вольной жизни, в его словах такая тоска! Ощущение бессмысленности бытия – динго, который привык к таким захватывающим погоням, теперь "вертится волчком и ждет мяса". И последнее четверостишие – "на смену мне растет мой сын" – только усугубляет впечатление. Потому что куда на смену? В клетку? Вертеться волчком и быть у всех на виду?

Очень часто писатель, сам того не ведая, становится не автором, а будто бы "проводником" идей, витающих в воздухе. И не все, что происходит в произведении, ему подвластно – вспомните жалобы Пушкина на то, как Татьяна вопреки воле самого поэта "взяла и вышла замуж"! Мне думается, что Маршак в цикле "Детки в клетке" сказал гораздо больше, чем собирался. Возможно, он даже не видел и не ощущал того глубокого контекста, который нам так явно различаем в свете истории. Маршак всецело поддерживал существующий политический строй, и частенько писал "правильные" стихи "по заказу" властей (самые слабые в его поэтическом наследии). Именно поэтому так силен этот "скрытый смысл" из цикла "Детки в клетке". Нам, читающим это произведения спустя столько лет, явно просвечивает "политическая ситуация" – родители лишаются свободы в тоталитарном государстве (неважно – только морально, или даже и физически), а дети радостно созерцают происходящее и воспринимают все естественно. В них уже нет ощущения свободы, они рождены в огромной тюрьме за железным занавесом. Сильный контраст в этом смысле создают стихи о львице и львенке: пока львенок, рожденный в неволе, весело гоняется за воробьем, его мать-львица изнывает от тоски и безысходности. Мотив противоспоставления "деток в клетке" и родителей, пойманных и привезенных в зоопарк, повторяется несколько раз: львица и львенок, динго, шакал.

Не случайно на эти стихи ополчились "политически грамотные" педагоги! Они-то лучше всех понимали, что начинать нужно с детей. И этот метод осознавали все диктаторы – вспомните работу, которую проводил Гитлер, и именно подопечные его детских организаций впоследствии упрочили нацистский режим. Поэтому такие детские стихи, которые могли хотя бы скрытым намеком вызвать крамольные размышления, изгонялись из советской детской литературы. Даже вне политического контекста, который для нас явно виден – зачем вызывать у детей сочувствие и переживание, пусть даже животным? Если в качестве литературных героев вводились юные чудовища, предававшие собственную семью ради политических идей? Любое проявление милосердия к слабым и беспомощным искоренялось. Еще одна "опасность" изъятых из цикла стихов – способность маленьких детей идентифицировать себя с персонажем-животным. Это книга о самих детях. Они видят в этих зверьках друг друга. Цензоры, удалявшие самые сильные стихи из этого цикла, боялись, что советские дети могут стать человечнее.