Проблема межличностного познания в социальной психологии. II серия

При восприятии человека и его понимании субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Это зависит от подготовленности субъекта к общению с людьми. К механизмам межличностного познания откосятся интерпретация воспринимающим своего опыта общения, идентификация, атрибуция и рефлексия других людей. Данные механизмы базируются на когнитивных и эмоциональных процессах. Успешность их работы зависит от чувствительности человека к собственному и чужому внутреннему миру.

Механизм интерпретации (соотнесения, отождествления) личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком.

В основе данного механизма лежит фундаментальное свойство человека сравнивать себя (свою личность, поведение и состояние) с другими людьми. Механизму интерпретации принадлежит ведущее место в процессе межличностного познания, функционирующему как осознанно, гак и бессознательно. При возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и пр.) механизм интерпретации личностного опыта становится осознанным. Чем больше сходства между воспринимающим и воспринимаемым, тем легче и быстрее данный механизм срабатывает.

Механизм идентификации.

Это понятие в психологии является многозначным. В межличностном познании оно представляет отождествление себя с другим человеком. В случае если механизм интерпретации не срабатывает, воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Субъект как бы погружается в смысловое поле объекта, условия сто жизни. При уподоблении другому человеку важная роль принадлежит воображению. «Способность с помощью воображения проникать в состояние другого человека формируется постепенно, и развита она у разных людей неодинаково» (Бодалев).

При идентификации субъект познает и эмоциональную сферу объекта. Представить его эмоциональную жизнь может человек, обладающий достаточно развитым уровнем проявления эмоций и чувств, способный к сопереживанию, эмпатии.

Механизм каузальной атрибуции.

Субъект использует механизм каузальной атрибуции в случае, когда у него недостаточно информации для понимания истинных причин поведения объекта. Данный механизм предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности.

Механизм рефлексии другого человека.

Понятие рефлексии в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. Результатом рефлексии другого человека является тройное отражение, в котором представлено мнение субъекта о себе, его отражение в сознании другого человека и отражение им представления другого человека о первом (о субъекте). Использование данного механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к саморефлексии, познанию других людей и фиксации признаков обратной связи от объекта.

§ Обратная связь от объекта восприятия .

В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению.

Механизм интерпретации – заключается в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей личности, поведения и состояния с другими людьми. Механизм интерпретации может функционировать как осознанно, так и бессознательно и является одним из основных механизмов межличностного познания. Осознание механизма интерпретации происходит при возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и т. д.). Запуск механизма интерпретации облегчается сходством между воспринимающим и воспринимаемым.

Механизм идентификации – это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, которое формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Субъект познания как бы погружается в смысловое поле объекта, условия его жизни. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Этот механизм осуществляется в рациональном (через рассуждение) и эмоциональном (через сопереживание, сочувствие, эмпатию) направлениях. Результатом механизма идентификации может быть:

1) собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;

2) деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм каузальной атрибуции – приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Этот механизм используется в случае, когда истинные причины поведения объекта не известны или недостаточно информации для их понимания.

Факторы, влияющие на меру и степень приписывания:

1) степень типичности поступка (типичное поведение, предписанное ролевыми образцами легко поддается однозначной интерпретации) и его уникальности (уникальное поведение можно интерпретировать по разному, что дает простор для приписывания ему причин и характеристик);

2) от степени социальной желательности (соответствия социальным и культурным нормам, способствующим однозначному объяснению) или нежелательности (с нарушением норм поведения и расширением диапазона возможных объяснений) поступка.

Виды приписывания:

1) личностное – причина приписывается лично совершающему поступок;

2) объектное – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственное – причина приписывается обстоятельствам.

Механизм рефлексии другого человека – осмысление субъектом того, как он сам воспринимается объектом. В результате рефлексии другого человека происходит тройное отражение:

1) отражение мнения субъекта о себе;

2) отражение этого мнения в сознании другого человека;

3) отражение субъектом представления объекта о субъекте.

Для работы данного механизма необходим определенный уровень развития личности, ее способность к саморефлексии, познание других людей и фиксация признаков обратной связи от объекта. На основе обратной связи осуществляется постоянное слежение за объектом межличностного познания и коррекция процесса формирования образа воспринимаемого.

Функционирование механизмов межличностного познания происходит от простого (механизм интерпретации) к сложному (идентификация, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека).

Для того чтобы разобраться, как же происходит это беглое, как сказал Рубинщтейн, "чтение" человека, нужно рассмот­реть его типовые схемы и психологические механизмы. Безусловно, что уже первый взгляд на человека позволяет сформировать какое-то пред­ставление о нем. Часто это первое впечатление играет наиболее важную роль в дальнейшей оценке воспринимаемого объекта, однако замечено, что первое впечатление на самом деле никогда первым не бывает: на него сильно влияет прошлый опыт.

Психологи, изучающие проблему восприятия, смогли обнаружить несколько типовых схем, по которым строится образ. Знание этих схем может дать очень много для понима­ния того, как формируется первоначальный образ человека, и поможет избежать ошибок социального восприятия.

Процесс познания человека включает различные механизмы:

1. механизмы, искажающие представления о воспринимаемом,

2. механизмы межличностного познания,

3. обратную связь от объекта,

4. условия, в которых происходит восприятие.

1. Механизмы, искажающие формирую­щийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются:

· механизм ореола (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта, т.е. при формировании первого впечатления общее позитивное представление о человеке приводит к переоценке, а негативное - к недооценке воспри­нимаемого объекта. Эффект проявляется при формировании первого впечатления в том случае, когда имеется лишь минимальная информа­ция о воспринимаемом объекте. Это некий набор положительных или отрицательных качеств, как правило, касающихся моральных свойств личности, якобы присущих человеку. Ореол выступает фильтром, через который пропускается лишь ограниченное число либо позитивных, либо негативных качеств.);

· механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих);

· механизм стереотипизации (отнесе­ние воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей);

· меха­низм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этниче­ским образом жизни воспринимающего).

2. Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различ­ные механизмы межличностного познания, т.е.:

· механизм интерпрета­ции (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека;

· механизм идентификации в межличностном познании представляет отож­дествление себя с другим человеком.

"Идентификация" означает отождествление себя с другим, уподобление ему. Частным случаем идентификации является эмпатия , основанная на умении прочувствовать состояние другого и учесть его в своем поведении. Эмпатия - это способ понимания без осмысления, когда эмоциональное вчувствование в позицию другого сразу же приводит к адекватным действиям. Одно из проявлений вчувствования - сопережи­вание, наблюдаемое в общении близких людей. Однако идентификация далеко не всегда означает "прочувствование" человека. Очень часто понимание не означает полное принятие позиции другого, сюда могут быть включены и анализ, синтез, соображения, доводы, поиски аргумен­тов и т.д. То есть идентификация в целом - гораздо более когнитивный процесс, чем эмпатия.


· механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объяс­няющих его поступки и другие особенности) Исследованиями установлено, что реакция одного из супругов на внезапное проявление недовольства другого, например во время ужина, зависит от удовлетворённости браком: если есть эта удовлетворённость, то причина недовольства будет приписана усталости после рабочего дня, а если нет удовлетворённости, то причина недовольства будет расматриваться как придирка к своей личности и скорее всего ссора неминуема.

· механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом.

Рефлек­сия - это уже не просто знание ли понимание другого, но осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. По словам Г.М.Андреевой, это "своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, воспроизведение внутреннего мира другого человека, в котором присутствует образ партнера".

При межличностном восприятии и понимании объекта существует доста­точно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).

3. Механизм обратной связи. Обратная связь – это информация, поступающая от объекта восприятия по раз­личным сенсорным каналам и свидетельствующая об изменении состоя­ния партнера по общению. Обратная связь выполняет осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся

· ситуации,

· место общения.

Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность вос­принимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм (от лат. - благосклонность).

ВОПРОС 3. Межличностные отношения: динамика, механизм регулиро­вания, условия развития

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рас­сматриваются в его контексте.

Межличностные отношения - это объективно пере­живаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их пси­хологические особенности (Н. Н. Обозов). В отличие от деловых отношений меж­личностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Развитие межличностных отношений обусловливается

возрастом,

нацио­нальностью и многими другими факторами.

У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в само­раскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся и межличностных отношениях, а для мужчин - деловые качества.

В разных националь­ных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в об­ществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, меха­низм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике они

· зарождаются,

· закреп­ляются,

· достигают определенной зрелости,

Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знаком­ство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществля­ются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На эта­пе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности и т. д.

Можно выделить

утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу.

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия - отклик од­ной личности на переживания другой.

Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обо­зов):

1 уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде по­нимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).

2 уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию .

3 уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты, т.е. этот уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мыс­ленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действен­ной.

Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, меж­личностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро преры­ваются.

Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во вре­мени, а в западных - спрессовано, динамично,

Механизм интерпретации – заключается в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей личности, поведения и состояния с другими людьми. Механизм интерпретации может функционировать как осознанно, так и бессознательно и является одним из основных механизмов межличностного познания. Осознание механизма интерпретации происходит при возникновении трудностей понимания воспринимаемого (отклонение от норм поведения, ограниченность информации о нем и т. д.). Запуск механизма интерпретации облегчается сходством между воспринимающим и воспринимаемым.

Механизм идентификации – это способ понимания другого человека через отождествление, уподобление его самому себе или самого себя с другим человеком. В работе этого механизма важная роль принадлежит воображению, которое формируется постепенно, и развито у разных людей неодинаково. Субъект познания как бы погружается в смысловое поле объекта, условия его жизни. Механизм идентификации может работать как бессознательно, так и осознанно, когда не срабатывает механизм интерпретации и воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. Этот механизм осуществляется в рациональном (через рассуждение) и эмоциональном (через сопереживание, сочувствие, эмпатию) направлениях. Результатом механизма идентификации может быть:

1) собственно идентификация себя с другим человеком через одинаковое с ним рассуждение, сочувствие, сопереживание и даже поведение;

2) деидентификация через понимание и сопереживание, но автономное относительно этого человека поведение.

Механизм каузальной атрибуции – приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Этот механизм используется в случае, когда истинные причины поведения объекта не известны или недостаточно информации для их понимания.

Факторы, влияющие на меру и степень приписывания:

1) степень типичности поступка (типичное поведение, предписанное ролевыми образцами легко поддается однозначной интерпретации) и его уникальности (уникальное поведение можно интерпретировать по разному, что дает простор для приписывания ему причин и характеристик);

2) от степени социальной желательности (соответствия социальным и культурным нормам, способствующим однозначному объяснению) или нежелательности (с нарушением норм поведения и расширением диапазона возможных объяснений) поступка.

Виды приписывания:

1) личностное – причина приписывается лично совершающему поступок;

2) объектное – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственное – причина приписывается обстоятельствам.

Механизм рефлексии другого человека – осмысление субъектом того, как он сам воспринимается объектом. В результате рефлексии другого человека происходит тройное отражение:

1) отражение мнения субъекта о себе;

2) отражение этого мнения в сознании другого человека;

3) отражение субъектом представления объекта о субъекте.

Для работы данного механизма необходим определенный уровень развития личности, ее способность к саморефлексии, познание других людей и фиксация признаков обратной связи от объекта. На основе обратной связи осуществляется постоянное слежение за объектом межличностного познания и коррекция процесса формирования образа воспринимаемого.

Функционирование механизмов межличностного познания происходит от простого (механизм интерпретации) к сложному (идентификация, каузальная атрибуция и рефлексия другого человека).

Основные понятия. Общение начинается с восприятия человека че­ловеком, часто с одновременным формированием межличност­ных отношений, включающим и психологическое воздействие. В прикладном плане эффективность формирования межличност­ных отношений и оказание психологического воздействия на

_________________________147

партнера по общению может быть затруднено, если межличност­ное познание не было успешным. Изложенное обусловливает ло­гику рассмотрения названных проблем в психологии общения.

Проблема восприятия человека человеком из всех аспектов обще­ния является наиболее изученной. Результаты зарубежных исследова­ний по ней представлены в работах Г. М Андреевой, Н. Н. Богомоло­вой, А. А. Бодалева.Л А Петровской, П. Н. Шихирева, В Н. Куници-ной и др. Межличностное познание в западной социальной психоло­гии осуществляется в рамках когнигивистской ориентации. В насто­ящее время научные разработки ведутся в Санкт-Петербургском, Московском и Ростовском государственных университетах.

В последние годы отмечается повышенный спрос на научно-популярную литературу по познанию партнера по общению. В центрах физиогномической диагностики, тренинговых группах по обучению желающих «читать человека как книгу» программы обу­чения часто упрошены для повышения диагностических возмож­ностей личности (В. А. Лабунская, 1997).

Социальная перцепция включает восприятие социальной дей­ствительности и человека человеком (межличностная перцепция). Первоначальное понятие «восприятие человека человеком» стало недостаточным для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает под­ключение к процессу восприятия человека и других познаватель­ных процессов. Как равнозначные научные выражения использу­ются «межличностное восприятие и понимание» и «межличностное познание». Часто упоминаются психологически-бытовые словосо­четания «распознавание людей», «чтение лиц», «физиогномика»,



В процессе восприятия человека важная роль принадлежит соци­ально-психологической наблюдательности - свойству личности, позво­ляющему ей успешно улавливать малозаметные, но существенные для понимания особенности. Это интегративная характеристика, вбирающая некоторые особенности познавательных процессов, внимания, а также жизненный и профессиональный опыт личности.

В основе социально-психологической наблюдательности лежат различные виды сензитивносги. Наблюдательная сензитивность связа­на со способностью воспринимать собеседника с одновременным запоминанием содержания характеристик личности и ситуации об-шения (по определению А. А. Бодалева - это <■ различительная точ­ность» (Бодалев, 1982). Теоретическая сензитивность предполагает вы­бор и использование наиболее адекватных теорий для более точно­го понимания и прогнозирования поведения людей. Номотетическая

148 Глава 3

сензитивность позволяет понимать представителей различных соци­альных общностей и прогнозировать их поведение (по А А. Бодале-ву, это «стереотипная точность») Идеографическая сензитивность свя­зана с пониманием уникальности каждой личности и дистанцирова­нии ее от общих характеристик групп (Емельянов, 1985).

Социально-психологическая комттетенгность предполагает опреде­ленный объем знаний и уровень сформированности навыков и умении, позволяющих адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения, объективно оценивать людей, прогнозиро­вать их поведение, формировать с ними необходимые отношения и успешно воздействовать на них, исходя из сложившихся усло­вий. Принято считать, что отношение к людям и себе оценивает­ся труднее, чем"к объектам материального мира и ситуациям.

Межличностная компетентность представляет более узкое поня­тие, являюшсеся частью социально-психологической компетент­ности, но ограниченное межличностными контактами.

Коммуникативная компетентность предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальны­ми средствами общения (Емельянов, 1985).

Системный подход в межличностном познании. Для структуриро­вания многочисленных результатов исследований по межличнос­тному восприятию целесообразно использовать системный под­ход к этому процессу (Ломов, 1999), элементами которого являют­ся субъект, объект и процесс восприятия (познания) человека че­ловеком (Рис. 2).

Субъект межличностного восприятия (познания), являясь элементом названной системы, одновременно представляет собой развивающуюся динамическую систему со многими характерис­тиками Он может выступать в роли общающегося (наивного пси­холога, человека с улицы и пр.), участника эксперимента (органи­затора, испытуемого и пр.), профессионального психолога и т д.

Объект восприятия как элемент рассматриваемой системы включен во многие системы действительности. Многообразие под­систем, в которых находится воспринимаемый, предопределяет раз­нообразные формы его поведения и проявления психологических характеристик Будучи активно действующей личностью, объект стремится изучить субъекта и в отдельных случаях квалифицирован­но организовать свою самоподачу (Крижанская, Третьяков, 1990).

Процесс познания человека, с одной стороны, есть элемент названной системы, а с другой, будучи целостным многомерным явлением, может исследоваться как самостоятельная подсистема.

Психология межличностного взаимодействия ________ 1 49

Рис 2 Системный подход к межличностному взаимодействию

Процесс познания - это не одновременный акт. Кроме познания, он включает обратную связь от объекта восприятия и иногда - элементы коммуникации и взаимодействия.

Субъект межличностного познания Особенности воспринимаю­щего зависят от его объективных и субъективных характеристик. Они влияют на глубину, всесторонность, объективность и ско­рость познания другого человека К ним относятся пол, возраст, национальность, темперамент, социальный интеллект, психичес­кие состояния, состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и пр.

Пол. Существенно влияют на процесс познания половые разли­чия. Женщины по сравнению с мужчинами точнее идентифициру­ют эмоциональные состояния и межличностные отношения, дос­тоинства и недостатки личности, эмоционально более предраспо­ложены к проникновению во внутренний мир собеседника. У них выше показатели социально-психологической наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника.

Возраст. На точность восприятия и понимания влияет воз­раст. Подростки и юноши в первую очередь обращают внимание на физические данные и экспрессивные характеристики. По мере освоения психологических понятий и жизненного опыта они на-

150____________________________________________________Глава 3

чинают разносторонне воспринимать и оценивать людей. Вос­принимающий точнее определяет возраст лиц, который прибли­жается к нему по годам, и чаше ошибается в случае большой раз­ницы лет. С возрастом легче дифференцируются отрицательные эмоциональные состояния (Бодалев, 1995). Зрелые люди могут понять как подростков, так и престарелых. Дети и подростки ча­сто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить

Национальность, Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни, т. е через сфор­мировавшиеся у него этнические обычаи, традиции, привычки и пр. В этом просматривается «внутренняя структура личности», связан­ная с этнической субкультурой «Характер восприятия в межнацио­нальном обшении как самих людей, так и тех отношений, которые складываются между ними, как представителями разных наций, бо­лее нюансирован, чем в однонациональной среде* (Хабибулин, 1974, с. 87). Если воспринимающий имеет опыг общения с представителя­ми разных этносов, то влияние национальности на формирование представления о воспринимаемом будет сказываться меньше.

Темперамент. Некоторые характеристики темперамента влия­ют на процесс познания другого человека Экспериментально было установлено, что чем выше экстравертированность воспринимаю­щего, тем он точнее опознает экспрессивные характеристики и меньше принимает во внимание ситуацию, в которой находится. Интроверты же проявляют недоверие к экспрессивным характери­стикам, они более точны в оценках воспринимающих и оперируют представлениями о наиболее вероятных состояниях объекта. По мнению ряда исследователей, экстраверты - смотрят, интровер­ты - думают Необщительные и эмоционально неустойчивые люди успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния (Бо­далев, 1995). Экстравертов в других людях в первую очередь инте­ресует внешняя сторона поведения, физические компоненты обли­ка личности и другие моменты, в которых содержится информа­ция, сходная с данными, присущими им самим. Часто в другие лю­дях они пытаются найти прежде всего самих себя, пренебрегая иногда информацией о личностных особенностях объекта, если расценивают его как неинтересного для себя человека.

Социальный интеллект. Успешнее определяют различные пси­хические состояния и межличностные отношения те люди, кото­рые развиты и имеют более высокий уровень социального интел­лекта. Обшее развитие личности предполагает владение богатой лексикой, включающей научные и бытовые психологические по-

Психология межличностного взаимодействия

нятия, и позволяет успешнее оперировать ими при характеристи­ке воспринимаемого человека

Под социальным интеллектом понимают способность личности, основанную на специфике познавательных процессов, эмоциональ­ном и социальном опыте, понимать самого себя, других людей и прогнозировать их поведение Социальный интеллект имеет общую струкгурную базу как с когнитивным развитием, так и с эмоциональ­ными основами нравственности Его можно определить как «даль­новидность в межличностных отношениях» (Э Торндаик) и «прак­тически-психологический ум» (Л И Учанскии) (Емельянов, 1985)

Социальный интеллект базируется на социатьно-психологи-ческой наблюдательности, наглядно-образной памяти, рефлек­сивном осмыслении действительности и повеления людей, спо­собности к анализу-синтезу психологической информации и раз­витом воображении Он позволяет успешнее познавать внутрен­ний мир личности, дифференцировать ее межличностные отно­шения и прогнозировать ее поседение в различных ситуациях

Психическое состояние Независимо оттого, устал человек или, наоборот, отдохнул, сосредоточенный или рассеянный, - эти и другие психические состояния бессознательно сказываются на формировании образа воспринимаемого И сложенное подтверж­дается МН01 счисленными экспериментами (Бодалев, 1995)

Состояние здоровья Как свидетельствуют результаты исследо­ваний по психиатрии и медицинской психологии, состояние здо­ровья воспринимающего сказывается на процессе познания дру­гих людей Так, например невротики по сравнению с шизофре­никами точнее оценивают психические состояния и межличнос­тные отношения людей

Установки Широко известен эксперимент А А Бодалева, когда в разных группах испытуемых перед предъявлением им фо­тографии одного и того же лица давались разные установки При установке < преступник» испытуемые характеризовали человека на фотографии как «зверюгу» с «бандитским подбородком», «опус­тившегося» и пр, а при установке «герои» они описывали «моло­дого человека с волевым и мужественным лицом» и т д (Бодалев, 1995) Из зарубежных экспериментов известны полярные характе­ристики одного и того же лица, представленного в первом случае как предприниматель, а во втором - как финансовый инспектор

Результаты зарубежных исследовании показывают, что уста­новка воспринимать других людей с определенной для данного человека позиции может быть устойчивой и колеблется в пределах

152 ____________________________________________________Глава 3

or негативно-жесткой (эффект ожесточения) до мягкой и добро­желательной (эффект снисходительности) В силу этого в описа­ние воспринимаемого привносятся эмоционально положитель­ные или эмоционально отрицательные характеристики.

Ценностные ориентации связаны с могивапионно-потребно-стной сферой личности. Они ориентируют субъекта на восприя­тие и фиксацию значимых для него особенностей, причем часто это происходит неосознанно.

В работе М А. Джерелневской с помощью техники оценива­ния фотоизображений выявлялись связи между кооперативно-конфликтным поведением и категориальными структурами визу­альной психосемантики личности (Джерелиевская, 2000)

Опыт общения аккумулирует контакты субъекта с представите­лями разных социальных групп Чем больше и разнообразнее были контакты с людьми у субъекта, тем точнее он воспринимает окружающих

Профессиональная деятельность. Разные виды трудовой деятель­ности предполагают разный объем общения с людьми. Обществен­ные профессии (педагоги, юристы, переводчики и пр) активно фор­мируют социально-психологическую компетентность. Связь между профессией, опытом общения и межличностной перцепцией рас­крыта во многих экспериментах (Бодалев, 1970; Кукосян, 1981).

Личностные особенности. Понимание себя и адекватная само­оценка влияют на процесс познания других людей. Эксперимен­тально установлено, что лица, уверенные и объективно относящи­еся к себе, в большинстве случаев оценивают других людей как доброжелательных, расположенных к ним. Неуверенные же в себе люди часто воспринимают окружающих лиц как тяготеющих к хо­лодности и не расположенных к ним (Бодалев, 1995). Самокри­тичность позволяет более адекватно воспринимать окружающих людей Авторитарные испытуемые по сравнению с демократичес­ки расположенными высказывают более жесткие суждения о вос­принимаемых лицах Люди, которые по психической организации являются более сложными и сенситивными, глубже и обстоятель­нее описывают и оценивают воспринимаемые лица.

Эмпатийность субъекта формирует определенную сонастро-енность между субъектом и объектом, что обусловливает опреде­ленные изменения в поведении последнего и в конечном итоге может привести к позитивной оценке воспринимаемой личности.

В зависимости от видов ощущений, по которым к людям посту­пает основная информация (при восприятии человека человеком),

Психология межличностного взаимодействия ___________________________1_53

неиролингвистическое программирование классифицирует людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. «Визуалы» предпочитают зрительно фиксировать информацию о воспринимаемом человеке. «Аудиалы» больше внимания обращают на содержание речевых высказываний партнера по обшению. «Кинестетики» через состо­яние своего тела и различные движения партнера стремятся изу­чить его и эмоционально прочувствовать состояние объекта.

Человек как предмет познания. Восприятие и понимание человека нашло отражение во многих экспериментальных работах Представ­ляется важным системно рассмотреть, выделить и сгруппировать мно­гие характеристики воспринимаемой личности. В этом плане осново­полагающим понятием может быть облик познаваемого (внешний облик), включающий в себя физический и социальный аспекты.

Физический облик предполагает антропологические особеннос­ти, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики.

Антропологические особенности физического облика включа­ют рост, телосложение, голову, руки, ноги, цвет кожи и пр. Как показывают результаты исследований, воспринимая указанные выше характеристики, субъект может сделать определенный вы­вод о возрасте, расовой или этнической принадлежности, состо­янии здоровья и других особенностях объекта.

Физиологические характеристики: дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д. Воспринимая их, субъект делает определен­ные умозаключения о физиологическом возрасте, темпераменте, состоянии здоровья и других особенностях объекта. Например, покраснение или побледнение кожи, появление тремора, пота мо­жет свидетельствовать о психической напряженности восприни­маемого. То, как человек ведет себя во время кашля и чихания (пользуется платком, отворачивается в сторону и пр.), является показателем его культурного уровня.

Функциональные особенности включают осанку, позу и поход­ку. Осанка - это манера придавать фигуре определенный вид, со­четание положения корпуса и головы. Различают стройную, под­тянутую, сутуловатую, напряженную, раскованную, сгорбленную осанку и др.; по активности - вялую и бодрую. Наиболее точно оценивают осанку закройщики, тренеры, педагоги-хореографы и т д. По ней воспринимающий может определить состояние здо­ровья, занимается ли человек спортом, психическое состояние. возраст, черты характера (уверенность в себе, высокомерие, сми­рение, угодничество и пр.) и некоторые свойства темперамента.

154 ____________________________________________________ГтаваЗ

Поза - это положение тела в пространстве. Результаты экспе­риментальных исследований свидетельствуют, что по позам мож­но определить психическое состояние человека, некоторые черты его характера, культурный уровень, отношение к людям, психи­ческое состояние, этническое происхождение и т. д (Лабунская, 1985; Бодалев, 1995; Штангль, 1996).

Походка - это манера ходить, поступь человека. В лохолке находят отражение темперамент (темп ходьбы - быстрый или медленный), физиологическое самочувствие (усталость, бодрость и др.), род занятий (походка балерины, моряка), перенесенные болезни, возраст (старческая походка), психическое состояние (виноватая походка) и т. д. (Бальзак, 1996). Психосемантика по­ходки является малоисследованной проблемой.

Паралингвистические особенности общения: мимика, жесты и телодвижения, контакт глаз 1 . В научной литературе значительно лучше изучена мимика, чем жесты и телодвижения.

Мимикой называют выразительные движения лицевых мышц. Мимические знаки включают качественные и количественные харак­теристики. Качественная сторона предполагает эмоциональное выра­жение лица. Проблема восприятия и понимания эмоциональных со­стояний является междисциплинарной и сложной. Для распознава­ния выражении чаше всего используется подход П. Экмэна, состоя­щий Hi шести основных программ- радость (счастье), гнев (решитель­ность), страх, страдание (грусть), презрение (отвращение) и удивление (рис. 3) и Р. Вудвортса, состоящий из четырех программ: удоволь­ствие-неудовольствие, внимание-пренебрежение. Однозначные и сильно выраженные эмоции несложно дифференцировать, а смешан­ные и слабовы раже иные психические состояния распознаются гораз­до труднее. Количественные характеристики эмоциональных выраже­ний включают интенсивность проявлений переживаний личности (степень их выраженности) (Уайтсаид, 1997, Изард, 1999).

Идентификация эмоциональных состоянии по мимике заклю­чается в сличении формируемого образа воспринимаемого чело­века с хранящейся в памяти воспринимающего системой соци­ально-психологических, эталонов экспрессивных выражений лиц

К жестам относятся экспрессивные движения рук Телодвижения,

В научной литературе функциональные, паралннгвисги"юские, -экстралинпшети-ческис и проксемичеекпе способности, а также касания и контакт глаз называют невербальными средствами общения, или экспрессией человека (Лабунская, 1999). Разные исследопате-ш в названные понятия вкладывают различное содержание.

Психология межличностного взаимодействия _________________________155

Рис. 3 Эмоциональная шкала П Экмэна

называемые пантомимой, включают движения головы, туловища и ног В процессе социализации личность осваивает жесты и телодви­жения, специфичные для определенной общности В этом плане при восприятии человека, принадлежащего к группе воспринимающего, последний адекватно оценит его жесты и телодвижения. Если объект восприятия принадлежит к неизвестной для воспринимающего общ­ности, то некоторые его жесты могут быть непонятны для восприни­мающего или будут по-другому истолковываться (Рюкле, 1996, Прой­ников, Л ада нов, 1998, Вилсон, Макклафлин, 1999)

По направлению взгляда объекта, времени и частоте фикса­ции на окружающих его лицах можно определить отношение объекта к ним. Если же добавить сюда разворот туловища объек-

}