Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «В заколдованном лесу»

Пособие предлагает доказавшую свою эффективность систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР) на третьем этапе коррекционной работы.

На основе практического опыта автора - учителя-логопеда общеобразовательной школы собран и систематизирован представленный материал. Он включает в себя планирование и конспекты логопедических занятий, материал для закрепления и контроля знаний, загадки, кроссворды, знаковые схемы, демонстрационные предметные и сюжетные картинки, серии картин.

Пособие предназначено для логопедов, учителей начальных классов массовых и специальных школ V и VII вида, студентов факультетов коррекционной педагогики.

Серия: «Коррекционная педагогика».

М.: ВЛАДОС, 2009 г.

ISBN 978-5-691-01504-5, 978-5-691-01506-9

Количество страниц: 182.

Содержание книги «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда»:

  • 3 Оглавление
  • 5 Введение
  • 8 Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Устная связная речь»
    • 8 Занятие 1. Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)
    • 12 Занятие 2. Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы
    • 16 Занятие 3. Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам
    • 19 Занятие 4. Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы
    • 22 Занятие 5. Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа
    • 28 Занятие 6. Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий
    • 34 Занятие 7. Выборочный пересказ. Составление плана пересказа
    • 37 Занятие 8. Краткий пересказ. Составление плана пересказа
    • 42 Занятие 9. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа
    • 48 Занятие 10. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа
    • 53 Занятие 11. Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа
    • 56 Занятие 12. Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам
    • 61 Занятие 13. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам
    • 65 Занятие 14. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке
    • 69 Замятие 15. Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам
    • 74 Занятие 16. Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы
    • 82 Занятие 17. Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов
    • 89 Занятие 18. Устное сочинение «Осень и весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем
    • 96 Занятие 19. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов
    • 101 Занятие 20. Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова
  • 105 Конспекты логопедических занятий по темам раздела. «Лексика»
    • 106 Занятие 1. Определение лексического значения слов
    • 110 Занятие 2. Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте
    • 114 Занятие 3. Однозначные и многозначные слова
    • 118 Занятие 4. Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами
    • 124 Занятие 5. Омонимы
    • 129 Занятие 6. Этимология слов. Работа с этимологическим словарем
    • 133 Занятие 7. Антонимы. Подбор антонимов к слову
    • 136 Занятие 8. Нахождение антонимов в тексте
    • 140 Занятие 9. Синонимы. Подбор синонимов к слову
    • 144 Занятие 10. Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте
    • 148 Занятие 11. Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов
    • 151 Занятие 12. Прямое и переносное значение слова
    • 155 Занятие 13. Образные слова и выражения. Загадки
    • 167 Занятие 14. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения
    • 174 Занятие 15. Пословицы и поговорки
  • 181 Литература

Н.Г. Андреева Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников Под редакцией профессора Р.И. Лалаевой Пособие для логопеда В трех частях ЧАСТЬ 2 Предложение. Текст Москва 2010 УДК 376.1-056.264(07) ББК 74.3я7 А65 Р е ц е н з е н т ы: Г.В. Бабина - кандидат педагогических наук профессор; А.Э. Смирнова - учитель-логопед, руководитель методического объединения учителей начальных классов НОУ СОШ «Личность» А65 Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 302 с. : ил. - (Коррекционная педагогика). ISBN 978-5-691-01504-5. ISBN 978-5-691-01606-6 (Ч.2). Агентство CIP РГБ. Пособие предлагает систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и ЗПР на третьем этапе коррекционной работы. Представленный материал собран и систематизирован на основе практического опыта учителя-логопеда общеобразовательной школы. Пособие предназначено логопедам, учителям начальных классов специальных и массовых школ, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов. УДК 376.1-056.264(07) ББК 74.3я7 ISBN 978-5-691-01504-5 ISBN 978-5-691-01606-6 (Ч.2) Андреева Н.Г., 2008 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008 Оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Предложение» Занятие 1. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Занятия 2-3. Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений. . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Занятие 4. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. . . 26 Занятие 5. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. . . . . 32 Занятие 6. Составление предложений - полных ответов на вопросы по тексту. . . . . . . . . . 37 Занятие 7. Составление предложений - краткий ответов на вопросы по тексту. . . . . . . . . . 43 Занятие 8. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений. . . . . 47 Занятие 9. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений. . . . . 53 Занятие 10. Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. . . . . . . . . . . . . . . 64 Занятие 11. Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме. . . 69 Занятие 12. Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочиненными предложениями. . . . . . . . 75 Занятие 13. Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями. . . . . . 82 Занятие 14. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 4 Содержание Занятие 15. Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 Занятие 16. Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов. . . . .98 Занятие 17. Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов. . . . . . . . . . . . . . . . . 103 Конспекты логопедический занятий по темам раздела «Текст» Занятие 1. Выделение признаков связного текста. Тема текста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107 Занятие 2. Текст. Основная мысль текста. . . . . . . . . . . . . . . . . .112 Занятие 3. Текст. Опорные слова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118 Занятие 4. Восстановление деформированного текста по серии картинок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124 Занятие 5. Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста. . . . . .130 Занятие 6. Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов. . . . . . . . . . . . . . . . . .135 Занятия 7-8. Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140 Занятия 9-10. Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания. . . . . . . . . . . . . . . . . . .152 Занятия 11-12. Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения. . . . . . . . . . . . . . . .163 Занятие 13. Составление плана текста с обозначенными частями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172 Занятие 14. Деление текста на части. Работа над планом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177 Занятия 15-16. Редактирование текста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181 Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187 Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .273 Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .301 «В интересах развития речи учащихся важно, чтобы в тексте ничего не оставалось непонятным для них; важно также, чтобы ученики уяснили значимость, иногда незаменимость тех или иных выражений текста и сами пользовались ими вполне сознательно. Это потребует в ряде случаев внимательного языкового анализа». В.А. Добромыслов ВВЕДЕНИЕ Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи. Развитие связной речи - это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематической. Учителю-логопеду отводится весьма активная роль: он знакомит детей с образцами правильной речи, помогает анализировать, содействует планомерному накоплению знаний, относящихся к смысловым, звуковым морфологическим и синтаксическим закономерностям языка. Он также создает условия для «порождения» высказывания учащихся, направляет, стимулирует их речевую активность. Предлагаемое пособие представляет примерное перспективное тематическое планирование и конспекты логопедических занятий по формированию связной речи в группах учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (НВОНР). Проверенная практикой система работы по развитию связной речи обеспечит разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации. Подробный ход занятия содержит большой объем материала, поэтому количество заданий (вопросов, предложений, текстов) учитель-логопед может использовать на свое усмотрение, используя полностью или частично, встраивая в собственный план занятия. Занимательный речевой материал, устная и письменная форма выполнения разнообразных упражнений подготовительного характера поможет учителюлогопеду в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых умений. Предлагаемая система логопедической работы включает в себя основные темы разделов: «Устная связная речь», «Лексика», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь». 6 Введение Материал пособия - поурочное планирование логопедических занятий по разделам «Предложение», «Текст». Основной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи - одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В занятия разделов «Предложение», «Текст» (группы 2-3 класса) включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия раздела «Предложение» формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развиваются инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формируются умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом (раздел «Текст»). Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи, формирует умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения. Развиваются умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. Совершенствуются различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Следует отметить, что детей необходимо не только учить составлять план текста, но и показать, как пользование планом помогает последовательно пересказывать. Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий; нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту; отсутствие связи между фактами, событиями. Введение 7 Пособие содержит материал для закрепления, загадки, кроссворды, знаковые схемы, демонстрационные предметные, сюжетные картинки, серии картин, карточки для самостоятельной письменной работы. Речевой материал в карточках подобран таким образом, что большинство из них предусмотрены для работы с учащимися как первых, так и вторых, третьих классов. Схематичный материал и дидактический материал карточек из приложения, учитель-логопед может использовать для индивидуальной и фронтальной работы. КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 1 ЗАНЯТИЕ ТЕМА. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения ЦЕЛИ: дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью; формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать; развивать зрительный и слуховой вербальный анализ. ОБОРУДОВАНИЕ: таблица с буквами «Найди слова», запись на доске. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент. Игра «Четвертый лишний» Слова, слова, слова... Всему название дано - и зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. И все, что может видеть глаз - над нами, и под нами, И все, что в памяти у нас, - означено словами. (А. Шибаев) - Сядет тот, кто назовет «лишнее» слово и объяснит, почему оно «лишнее». 1 занятие 9 Мак, ромашка, роза, лук Помидор, слива, баклажан, перец Молоко, сметана, каша, сыр Курица, коза, корова, овца Портфель, чемодан, кошелек, книга Часы, очки, весы, термометр Бабочка, линейка, весы, ножницы Василий, Федор, Семен, Иванов - Назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите количество слогов. - Произнесите слово по слогам. - Какое задание вы выполняли? 2. Запись числа, темы занятия 3. Работа со словосочетаниями. «Найди слова» - В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова. (Логопед вывешивает таблицу «Найди слова» («спрятавшиеся» слова не подчеркнуты)). ПОТЕРЯЛВДЛОАРНИПСТРЫПЕВАМЧЗАКЛАДКУ ДУНЕКИРУКЯВЫРОП ШЛЕОРАТБМЮНОВЫЙПРВИНАПСАВОЬКЮЖТ УЧЕНИКЖДЛОЕНИСТ КЕПВЛАОНТЧБЮЫЭЖПДЛСЕГОДНЯПВАЫКВЦМЯ УТЬБЮЖПОТЕРЯЛ (Логопед записывает словосочетания на доске) потерял закладку новый ученик сегодня потерял «Внимание! Внимание! Вот словосочетание. В нем ходят парою слова, Но не равны у них права, В нем слово главное всегда С зависимым шагает. 10 «Предложение» А кто тут главный - без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идет К зависимому слову, И никогда - наоборот, Запомни как основу». (Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика») Словосочетание - это сочетание двух или нескольких слов, объединенных по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого. - Запишите словосочетания. Найдите главное слово, обозначьте его крестиком (×), поставьте вопрос к зависимому слову. 4. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение» На доске: 1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять 2. потерял закладку, сегодня потерял 3. Новый ученик сегодня потерял закладку. Учитель-логопед обращает внимание учащихся на запись, сделанную на доске. - Послушайте. (Учитель-логопед читает.) - Прочитайте каждую строчку. (Читают 1-2 ученика.) - Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.) - Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение? -Прочитайте строчку под номером два. Что записано на этой строчке? (Словосочетания.) - Это предложение? Почему? (Выражает ли эта группа слов законченную мысль?) - Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)

Конспект занятия

Название: «В заколдованном лесу».

Цель: Развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать слуховое внимание и память.

3. Развивать связную речь.

Образовательные:

1. Совершенствовать звуковой анализ и синтез слова.

2. Активизировать и развивать словарный запас по темам «Деревья», «Жители леса».

3. Образовывать относительные прилагательные.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство сопереживания.

2. Формировать чувство доброжелательности, самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «В заколдованном лесу»

Конспект занятия

Название: «В заколдованном лесу».

Цель: Развитие связной речи.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать слуховое внимание и память.

3. Развивать связную речь.

Образовательные:

1. Совершенствовать звуковой анализ и синтез слова.

2. Активизировать и развивать словарный запас по темам «Деревья», «Жители леса».

3. Образовывать относительные прилагательные.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство сопереживания.

2. Формировать чувство доброжелательности, самостоятельности.

1. Организационный момент, объявление темы

Логопед: Ребята, кто-то к нам стучится. Посмотри, Миша, пожалуйста, кто это к нам пришел.

Ребёнок находят за дверью письмо, удивляется.

2. Основная часть:

Логопед: Это почтальон принес его нам. Письмо пришло от … есных зверей. Давайте его прочитаем. (чтение письма)

Здравствуйте, ребята! В нашем лесу произошла неприятная история. У нас поселился Буквоед. Он очень коварный и сердитый. Буквоед съел букву Л, и превратил наш ЛЕС в … ЕС. Где нам теперь жить - не знаем. Но он обещал вернуть букву, если мы ответим на все его коварные вопросы и выполним его хитрые задания. Мы думаем, одним нам не справиться. Помогите нам, пожалуйста!

… есные звери

Логопед: Сможем ли мы им помочь? Как вы думаете, справимся ли мы с заданиями Буквоеда? Тогда мы с вами отправляемся в заколдованный лес.

Логопед: Закройте глаза и повернитесь вокруг себя 3 раза.

1, 2, 3-мы в заколдованном лесу. (Слайд с изображением леса)

Логопед: Как много в лесу деревьев. Какие деревья вы знаете? (На доске выставляются иллюстрации деревьев) .

У каждого дерева свои листочки. У каждого листочка свое название. (Показ слайдов с изображением листьев)

Лист дуба - дубовый

Лист осины -

Лист березы -

Лист клена -

Лист липы -

Логопед: Молодцы! Вы правильно назвали все листочки.

Логопед: Как можно назвать одним словом деревья, если у них есть листья?

Что происходит с листьями осенью? Подует холодный ветер и листья начнут опадать. Как называется это явление природы?

Логопед: Давайте подуем на листочки, как дует на них ветер.

Вдох- носом; выдох- ртом, губы сложены трубочкой; щеки не надуваем.

А сейчас давайте изобразим гул ветра. Будем произносить звук У сначала тихо, потом все громче и громче (у-У- У) Потом наоборот: сначала громко, потом

все тише и тише (У -У-у) .

Логопед: Звук У гласный или согласный? Почему? Какие гласные звуки вы еще знаете?

Логопед: А вот и сам Буквоед. Злой и сердитый. (Слайд: лес с Буквоедом)

Хотите помочь лесным жителям? А вы справитесь с моими заданиями? Какое бы вам задание дать, чтоб вы не справились? Надо подумать.

Логопед: Думай, думай. Наши ребята с любым заданием справятся.

Ребята, а пока он сидит и думает, мы с вами поиграем.

Динамическая пауза.

Листья осенние тихо кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят

Будто опять закружиться хотят.

Логопед: Ну что, Буквоед, придумал задание?

Логопед: А я думаю, что ребята справятся.

Логопед: Мы хорошо справились с твоим заданием.

Иллюстрации: НЕБО, ДОЖДЬ, ДЕРЕВЬЯ, ПТИЦЫ, ЖИВОТНЫЕ

Давайте придумаем предложения к каждой картинке. Про осеннее небо, дождик, деревья, птиц и животных.

Логопед: А сейчас из этих предложений надо составить небольшой рассказ. Послушайте, какой рассказ составила я (образец рассказа логопеда)

Логопед: У нас получись очень интересные рассказы.

Послушайте мою загадку. Вам ее не отгадать.

Это дерево цветет,

Аромат и мед дает.

И спасает нас от гриппа, от простуд

Дерево… (липа)

Логопед: Конечно. Дети справятся и с этим заданием.

Мы справились со всеми твоими заданиями, Буквоед. Верни букву обратно, чтобы … ЕС превратился в ЛЕС, и звери снова могли жить в своем лесу.

Логопед: Молодцы, ребята! Думаю, что лесные звери вам очень благодарны за помощь (слайд: лес с животными)

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и повернитесь вокруг себя 3 раза.

1, 2, 3- мы снова в детском саду.

3. Подведение итогов

Логопед: Где мы с вами сегодня побывали?

Зачем мы туда ходили?

Как мы помогали лесным жителям?

Какие задания были для вас легкими?

Какие задания показались вам сложными?

Если вы рады тому, что помогли лесным жителям - похлопайте в ладошки.


Введение.......................................................................................................... 5

Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Предложение»

Занятие 1. Дифференциация понятий «слово»,

«словосочетание», «предложение».

Признаки предложения.................................................. 8

Занятия 2-3. Смысловая и интонационная

законченность повествовательных,

восклицательных, вопросительных,

побудительных предложений..................................... 14

Занятие 4. Составление предложений из слов,

данных в правильной грамматической форме.. .26

Занятие 5. Составление предложений из слов,

данных в начальной форме.

Грамматическое оформление предложений......... 32

Занятие 6. Составление предложений -

полных ответов на вопросы по тексту..................... 37

Занятие 7. Составление предложений -

краткий ответов на вопросы по тексту..................... 43

Занятие 8. Составление предложений по картинке

с использованием опорных слов.

Грамматическое оформление предложений......... 47

Занятие 9. Составление предложений по картинке

с использованием опорных слов, схемы.

Грамматическое оформление предложений......... 53

Занятие 10. Составление предложений из слов.

Объединение их в связный текст.............................. 64

Занятие 11. Деление сплошного текста на предложения.

Обозначение границ предложений на письме.. .69

Занятие 12. Развитие восприятия и понимания

со сложносочиненными предложениями................ 75

Занятие 13. Развитие восприятия и понимания

сложных синтаксических конструкций.

Аналитико-синтаксические упражнения

со сложноподчиненными предложениями.............. 82

Занятие 14. Работа с деформированными предложениями.

Грамматическое оформление предложений

с пропущенными словами..........................................

Занятие 15. Работа с деформированными

предложениями. Редактирование,

грамматическое оформление предложений

с повторяющимися словами.......................................... 93

Занятие 16. Работа с деформированными предложениями.
Редактирование, грамматическое оформление
предложений с нарушенным порядком слов............ 98

Занятие 17. Составление предложений по материалам

наблюдений на данную тему. Грамматическое
оформление предложений. Редактирование,
анализ составленных текстов................................... 103

Конспекты логопедический занятий по темам раздела «Текст»

Занятие 1. Выделение признаков связного текста.

Тема текста....................................................................... 107

Занятие 2. Текст. Основная мысль текста...................................... 112

Занятие 3. Текст. Опорные слова..................................................... 118

Занятие 4. Восстановление деформированного текста

по серии картинок........................................................... 124

Занятие 5. Составление текста из отдельных предложений.

Определение темы, главной мысли текста............. 130

Занятие 6. Составление текста по данным вопросам.

Грамматическое оформление.

Анализ составленных текстов..................................... 135

Занятия 7-8. Тип текста. Текст-повествование.

Характерные признаки текста-повествования.

Схема построения повествовательного

текста................................................................................. 140

Занятия 9-10. Текст-описание.

Характерные признаки текста-описания.

Схема построения описания....................................... 152

Занятия 11-12. Текст-рассуждение.

Характерные признаки текста-рассуждения.

Схема построения рассуждения.............................. .163

Занятие 13. Составление плана текста

с обозначенными частями........................................... 172

Занятие 14. Деление текста на части.

Работа над планом........................................................ 177

Занятия 15-16. Редактирование текста........................................... 181

Приложение 1............................................................................................. 187

Приложение 2 ...................................................................................... 273

Литература.................................................................................................. 301

Наталия Рыжова
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи

Конспект логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

Тема : Составление рассказа «Зимние заботы» по картине с проблемным сюжетом.

ЦЕЛИ : Расширить словарный запас по теме «Зима» . Развивать связную речь .

ЗАДАЧИ :

Коррекционно-образовательные :

Обучать детей составлению рассказа по картине «Зимние заботы» ;

Коррекционно-развивающие :

Развивать умение составлять распространённые предложения;

Активизировать глагольный словарь;

Обобщать и систематизировать знания детей о зиме.

Коррекционно-воспитательные :

Упражнять наблюдательность, внимание, память.

ОБОРУДОВАНИЕ : презентация по теме «Зима» , картина «Зимние заботы» из пособия Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом» , мультимедийная техника.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Чтение и обсуждение произведений И. С. Никитина «Встреча зимы» , Е. Трутневой «Первый снег» , Г. Скребицкого «Зима» . Игра «Подбери родственные слова» .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Подобрать слово по теме «Зима»

Снежный (что) -- снежная (что) --

Морозный (что) -- ледяная (что) --

Белый (что) -- трескучий (что) --

Холодная (что) -- сильный (что) --

2. Знакомство с темой.

1. Игра «Подбери действие»

Снег (что делает) -идёт, падает, кружится, летит, скрипит…

мороз (что делает) - трещит, щиплет, кусает, рисует…

2. Рассматривание картины «Зимние заботы» .

3. Беседа по картине :

Какое время года изображено на картине? Как можно догадаться?

Где живут дети, изображённые на картине : в городе или в деревне?

Они ходят в школу или в детский сад?

Как одеты дети? Почему?

Что они слепили из снега?

Какой снег, если он хорошо лепится?

Из скольких комков обычно лепят снеговика?

Почему комки разной величины?

Нравится детям, когда зимой много снега? Почему?

Что это за домик?

Почему он такой маленький? Для кого он предназначен?

Есть ли у собачки, изображённой на картине, дом, хозяин или она бездомная? Почему вы так думаете?

Что сказали мальчишки, когда увидели замёрзшую собаку?

Как поступили дети?

Что детям больше понравилось лепить : снеговика или домик для собачки?

4. Составление предложений по опорным словам :

Дети - школа-уроки – двор.

Синички- ветка- мёрзнуть- сало.

Друзья- комки- снеговик- морковка.

Собачка- дрожать- скулить- мёрзнуть.

Лепить – строить- ровнять- поселить.

Мама- звать- мальчик – обед.

Дети – строить- снег- горка.

Дворник- заливать- горка- шланг.

5. Физкультминутка «Снег» .

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок. (А. Барто)

6. Составление рассказа.

Логопед говорит , что ему понравилось, как ребята отвечали на вопросы. Получился целый рассказ.

Примерный рассказ.

Был воскресный зимний день. Трое друзей вышли во двор на прогулку. Ребята решили слепить снеговика и стали катать комки из снега. Снег был липким, хорошо лепился и скоро посреди двора появился снеговик с красной морковкой вместо носа.

Вдруг под деревом ребята заметили маленькую серую собачку. У неё была гладкая шерсть, совсем не спасавшая от мороза. Бедная маленькая дворняжка дрожала от холода и поднимала то одну, то другую лапку. Она грустно смотрела на детей, как будто хотела сказать : «Помогите мне!»

Серёжа первым предложил построить домик для бедняжки. Ребята быстро слепили будку из снега : сделали ровные стены, покатую крышу, маленький полукруглый вход. Когда постройка была готова и друзья уже собирались поселить в неё собачку, раздался крик : «Тишка! Тишка! Ко мне!» Всем сразу стало очень весело и было совсем не жалко напрасного труда.

7. Рассказы детей.

3. Итог занятия . Релаксация.

О каком времени года говорили?

Чем занимались дети зимой во дворе?

Чем понравился рассказ?

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в средней группе «Как мы искали кораблик» I г. о. Тема: «Как мы искали кораблик». Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин. Задачи: - активизировать и расширять словарь.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Монолог: повествование и описание» Цели: Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания; Работать над лексическим значение.

Цвета у радуги Цель: заучивание стихотворения «Цвета у радуги» с опорой на свою поделку. Задачи: 1. Образовательные: -учить детей запоминать.

«Летний луг. Насекомые». Цель: учить составлять рассказы-описания с опорой на схему. Задачи: 1. Образовательные: -учить детей пересказывать.

Подсолнухи Цель: учить составлять рассказ-описание о подсолнухе с опорой на свою поделку. Задачи: 1. Образовательные: -учить детей пересказывать.