Сообщение на тему любовь есенина к матери. Анализ стихотворения «Письмо матери» Сергея Есенина

Образ матери в творчестве С. Есенина. Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей-солдат. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына.

Слайд 8 из презентации «Образ матери в русской литературе» . Размер архива с презентацией 1714 КБ.
Скачать презентацию

Литературные образы

краткое содержание других презентаций

«Образы памятников» - Гавриил Романович Державин. Бюсты в современном обществе. Идея создания творческого памятника. Смешная и печальная история. Поэзия 18-19 веков. Основной смысл «памятников». Квинт Гораций Флакк. Екатеринбург. Александр Сергеевич Пушкин. Смоленск. Развитие образа памятника. Вопрос. Меценатство. Михаил Васильевич Ломоносов. Памятник золотому призёру Олимпиады. Образ памятника в русской литературе. Три памятника в русской литературе.

«Образ учителя» - Благие намерения. Учитель. Корреспондент и Ткачук зашли к памятнику. Некрасов о любимом учителе. Уроки французского. А.Алексин «Безумная Евдокия». Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок. Мечта становится целью жизни. Сюжет диалога. Час ученичества. Образ учителя в литературе. Теплый дом. Драматическая педагогика. Учителя нашей школы. Обелиск. Прочел книгу – встретился с другом.

«Петербург в литературе» - Информатика. Содержание. Проблемный вопрос. Петербург- символ могущества России. Красуйся, град Петров. Рим создан человеческой рукою. Речь пойдёт о самом уникальном замечательном городе Санкт-Петербурге. Маршрутная карта. Люблю тебя, Петра творенье. Всё то, чего коснётся человек, приобретает нечто человечье. Город – загадка и по сей день. Образ города в русской литературе.

«Петербург в литературе 19 века» - Памятник Петру Великому. Особенности восприятия Петербурга XIX века. Евгений. Петропавловская крепость. Родион Раскольников. А. С. Пушкин. Цитаты. Ф. М. Достоевский. Медный всадник. Камень. Образ Петербурга в литературе XIX века. Нарисуйте словами портрет героя. Невский проспект. Описание. Несколько знаменитых мест Петербурга. Художник Пискарев. Петербург в XIX веке. Ассоциации. Родион. Привычный человек.

«Образ женщины в искусстве» - Крестьянка с косой и граблями. Крестьянки Венецианова. Образ женщины. Внимание раскрытию женских образов. Гадание на картах. Идеал Некрасова и Венецианова. Женщины в русских селеньях. Решительность, гордость. Красавица миру на диво. Героини Некрасова.

Бурыгина О. А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Сандовская СОШ

Урок литературы в 11 классе

«Образ матери в лирике Сергея Есенина» (2 часа).

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма.

Комментарий

Образ матери – один из самых традиционных в русской литературе. Вспомним многие народные песни, поэзию Некрасова, Блока, Клюева, Рубцова, произведения Л. Толстого, Достоевского, Горького, Шолохова, Платонова.

С. Есенин создал один из самых емких, выразительных образов матери. Хотелось бы, чтобы дана тема «ожила» и стала личностно значимой для школьников.

Семья очень важна для человека. Дети часто не ценят, не стараются понять собственных родителей, теряется связь поколений. Поэтому необходимо побудить школьников задуматься о взаимоотношениях с родителями, содействовать нравственно-этической ориентации обучающихся, обеспечивающей личностный моральный выбор, осознанию ценности родных и близких.

Углублению знаний творчества С. А. Есенина, воспитанию любви и уважения к своим родным и близким, формированию эмпатии, этических чувств, ценностных ориентиров, самопознанию, а также развитию творческих способностей обучающихся способствует технология мастерской.

Педагогическая мастерская как явление педагогической технологии мастерских признана одним из современных способов ведения урока, общения учащихся и педагога…Педагогическая мастерская любого жанра (построения знаний, творческого письма, ценностных ориентаций или смешанного типа) всегда стимулирует творчество учащихся, делает их активными участниками процесса обучения.

На протяжении мастерской, как обычно, предполагается конспективное ведение записей. Творческое письмо («реконструкция») состоится только при наличии «материала» - слов, предложений, образцов, которые появятся в результате творческого анализа («деконструкции»).

С мастерской гораздо чаще, чем с урока, дополнительно к общему знанию каждый уносит что-то свое: чувство, вопросы, раздумья…в мастерской вырабатывается собственный духовный опыт.

Главный секрет мастерских – путь к произведению через себя: школьники должны включиться в работу, если тема их заинтересует лично.

В мастерской создаются условия для размышления, для выражения своих мыслей и чувств, жизненного опыта.

ХОД МАСТЕРСКОЙ

    Подберите ассоциации к слову «мать», слова близкие по звучанию, по смыслу. Обучающиеся называют, учитель записывает на доске (каждый ученик называет ассоциации, даже если они повторяются), школьники дополняют свои записи понравившимися словами.

Примеры ассоциаций:

Мать – тепло, доброта, нежность, уют, забота, любовь, счастье, родная, любимая, благодарность, женственность, свет, родина, радость, дом, терпение, труд, понимание.

    Как бы вы определили, теплые или холодные ассоциации? Почему?

Если обучающиеся не назвали, мастер дополняет ассоциации словом «Родина».

    Как вы думаете, почему я дополнила ассоциативный ряд этим словом? (высказывания школьников)

    Прослушивание аудиозаписи песни на стихи С. Есенина «Письмо матери».

    Какие чувства у вас возникли? Запишите в тетрадь. Прочитайте свои записи (в группах).

    Заслушиваются выступления от групп.

Из высказываний учеников:

Возникают чувства горечи, грусти, тоски, душевный трепет. Испытываешь сочувствие лирическому герою, потому что он одинок. Ощущаешь нежность и любовь лирического героя к родному дому и матери.

    Известна ли вам эта песня? Есть ли у не автор? (если обучающиеся называют песню народной, учитель, сообщив автора, указывает, что к вопросу «Почему эта песня считается народной?» вернемся, и определяет тему урока; если обучающиеся сразу указывают автора, то учитель просит сформулировать тему урока).

    Запись темы урока «Образ матери в лирике С. Есенина» (учитель в начале урока просит оставить место для записи темы и названия урока).

    Прослушивание фрагмента из книги С. Кошечкина «Весенней гулкой ранью».

«Как сейчас помню старый обшарпанный вагон, в который я с трудом протиснулся на станции Жлобин… Вагон был полон. И наверху и внизу устраивались почти одни женщины… Война только закончилась, и они, судя по всему, добирались до родных мест, незабытых очагов… Минуту спустя вагон наполнился озорным перебором сиповатой тальянки, и я понял: пришел бродячий гармонист, каких в те годы немало ездило по нашим железным дорогам и собирало подаяния. Вагон притих и стал слушать… Я взглянул на своих уже немолодых соседок, молчаливо смотрящих в мутное окно, и почувствовал, что их думы далеко-далеко… Пошла вторая песня, а когда всплеснулась третья – «Синий платочек», - лица женщин словно осветились внутренним светом, помолодели…

Потом было есенинское «Письмо к матери». Первую строку певец выдохнул медленно и бережно, как будто боялся неосторожным движением расплескать, заключенные в ней тепло и нежность.

В вагоне сразу стало тише, а на тех, кто еще продолжал говорить, зашикали. Слова «Тот вечерний несказанный свет» уже прозвучали в тишине, если не считать безалаберного стука колес на стыках рельс…

«Письмо к матери» я знал наизусть, не раз слышал, как его пели солдаты, но и меня полоснули по сердцу это неизбывно ласковое «моя старушка», доверительно простодушное «жив и я», до смерти любимое «низенький наш дом». А что уж напоминать о «несказанном свете», который даже и представить невозможно, ибо о нем сказано, как о чем-то чудесном, недосягаемо таинственном, завораживающем…

У ближней ко мне соседки глаза стали влажными. Расчувствовались и сидящие за ней женщины. Они плакали как бы про себя, безмолвно и затаенно плакали сердцем, а это, знаю, самые горькие, мучительные слезы. Песня разбередила их еще не зажившие раны, проникла в самые заветные уголки души, всколыхнула там на всю жизнь запавшую любовь к тем, кто достался в муках и радостях.

Песня говорила: не переживай, успокойся; каждый, кого нет, вернется, и все станет по-прежнему: отчий дом, белый весенний сад, тихое утро… Да и не может быть иначе, если есть на свете ты – помощь и отрада…

Последняя нота растаяла, мои соседки, вытерев кончиками платков глаза, закивали друг дружке: вот, дескать, песня так песня…»

    Почему такое впечатление произвела песня на стихи Есенина? Почему она стала народной? (каждый учащийся записывает свой ответ, обмен мнениями в группе, представление ответа от группы).

Из высказываний учеников:

    Есенин писал стихи сердцем. Мать – любимый, дорогой, близкий человек. Каждое слово стихотворения проникнуто нежностью и добротой. Наверное, все любящие маму люди думают так, но не все имеют дар так ярко это выразить словами.

    Ярко передается материнская любовь, которая сопровождает нас от рождения до смерти и передается из поколения в поколение. Мама – самый близкий, любимый человек на всем белом свете.

    Слушая песню каждый вспоминает свою маму, свое детство. Становится жаль, что не вернуть детские годы.

    Песня душевная, мелодичная, грустная, навевает воспоминания.

    Поэт создал образ-символ, истоки которого в русской национальной традиции. Мать становится символом детства, родного дома, очага, родной земли, Родины. И поэтому она делается похожей на всех матерей Русской земли, терпеливо ожидающих возвращения своих сыновей (детей) и горюющих об их бедах и неудачах.

    Песня очень близка каждому человеку. В самые трудные минуты своей жизни мы, как и поэт, обращаемся к матери, как к верному другу. Мать для Есенина – воплощение нравственной чистоты.

С. А. Есенин создал национальное произведение. В нем глубокие народные корни. В русском сознании образу матери всегда отводилось особое место: она и подательница жизни, и кормилица, и печальница за невзгоды детей, она и олицетворение родной земли, она и «мати зеленая дубравушка», и «Волга-матушка», и «Родина-мать», и «мать – сыра земля» - последний приют и прибежище каждого человека.

    Выпишите из стихотворения «Письмо матери» слова, которые затронули вашу душу, сердце, на ваш взгляд, наиболее важные, выразительные. Распределите их в два столбика: теплые слова и холодные слова (индивидуальная работа).

    Продолжите работу, прослушав ряд стихотворений С. Есенина (читают заранее подготовленные ученики «Разбуди меня завтра рано…», «Я покинул родимый дом…», Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Снежная замять дробится и колется…», «Письмо от матери», «Ответ»), посвященных матери.

Из записей учеников:

Теплые слова: мать, свет, привет, старушка, успокойся, нежный, дом, помощь, отрада, терпеливая, гость, воспою, родная околица, огонек, милая, добрая, любил, греюсь, ожил, надеюсь, приезжай, голубчик, внучонка, любимый сын, счастливый, надежды, родимый, теплит, память, весна.

Холодные слова: тревога, загрустила, драка, нож, горький, тоска, усталость, утрата, озябшая, бездомники, очи слезятся, безмолвно, думы грустные, страдал, хулиганил, пьянствовал, всхлипы, дикий, шумный, угрюмом, недостатки, страх, растерял, кабацкий омут, больней, горше, тьма, усталость, жуть, грусть, зима, метель, гроб, сволочь, вьюга, гибель.

    Каких слов больше: «теплых» или «холодных»? Почему? Какое чувство оставляют эти стихотворения? Какое из них самое светлое? Самое горькое? Какое настроение пронизывает все эти произведения? В каких строках оно выражается наиболее остро? (обсуждение в группе, затем в классе)

Из высказываний учеников:

Образ матери пронзительно-волнующий, именно ей поэт доверяет свои мечты и надежды.

Образ матери, созданный С. Есениным, вырос в обобщенный образ русской женщины. Семья очень много значила для поэта. Именно поэтому чувства к самым родным людям в поэзии Есенина переплетаются с чувствами к родному дому, родине, природе.

«Письмо от матери» - самое грустное, пронизано печальным ожиданием давно не виденного сына.

«Ответ» - самое горькое, в нем звучит мотив одиночества и разочарования.

«Письмо матери» - самое светлое, так как тоска сына по матери и родному дому переплетается в нем с надеждой на возвращение.

Все стихи полны ощущения разобщенности с миром, страданием, чувством одиночества.

Надрыв, боль, неустроенность, болезнь, крушение надежд… Где же опора и пристанище в этом перевернутом с ног на голову мире, если даже поэзия не спасает от тоски? Такой опорой становится мать, та, что не изменит ни в бури, войны, перевороты.

    Используя выписанные слова и наиболее важные, на ваш взгляд, строчки стихотворений, напишите синквейн «Мать» (индивидуальная работа, затем представление классу; можно выдать листы А4, на которых обучающиеся напишут крупно синквейн, после его прочтения, листы вывешиваются на доску)

Примеры текстов

Мать

Терпеливая, дорогая

Разбудит, встретит, молится

«Засвети в нашей горнице свет»

Опора

***

Мать

Родная, старомодная

Живет, грустит, не забудет

«Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось»

Свет

***

Мать

Стара, плоха

Пишет, живет, качала б

«… на душе с того больней и горше»

Грусть

***

Мать

Милая, нежная

Слушает, смотрит, любит

«С думами грустными ты не дружись»

Старушка

    Как бы вы назвали наш урок? Составьте название из слов, которые выписали ранее (либо индивидуально каждый предлагает название после обдумывания, либо вариант от группы)

Примеры названий:

Свет родной любви

Свет матери

Воспою милую, нежную, добрую

Свет души

Огонек души

Огонек памяти

Теплит память о матери

Душевная отрада

Матери трепет душевный

«Старушка милая…»

«О моя терпеливая мать!»

«Я нежно чувствую твою любовь и память…»

«Милая, добрая, старая, нежная…»

«… лучше тебя никого не видал…»

«Воспою я тебя»

«Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…»

    «Ты жива еще, моя старушка?» - написал поэт в 1924 году. Взгляните на фотографию 1925 года, где у самовара сидят мать и сын, Татьяна Федоровна и Сергей. Разве похожа Татьяна Федоровна на старушку? Перед нами пока еще крепкая пожилая женщина-крестьянка пятидесяти лет, ни дряхлости, ни морщин на ее лице. После этой встречи с Сергеем она прожила еще долгих 30 лет, полных борьбы за жизнь, за реабилитацию имени сына. Почему же в стихах Есенина она предстает перед нами одряхлевшей старушкой? (индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика о детских годах поэта, отражении фактов биографии в стихотворениях, о динамике образа матери).

Материалы к занятию (по статье Соловей Т. Г. «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…» Образ матери в лирике С. Есенина)

Корни этого преображения надо искать в судьбе поэта. В детстве отношения матери и сына не сложились, потому что в силу семейных обстоятельств воспитывала его бабушка – мать Татьяны Федоровны, которая вынуждена была оставить ребенка на попечение деда с бабкой, чтобы самой зарабатывать деньги на жизнь себе и ребенку – с родителями мужа да и с ним самим она не ужилась. Бабушка была кроткой и набожной. В «Автобиографии» 1924 года Есенин пишет: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в сорока. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».

В памяти поэта сохранились и странники, собиравшиеся в доме и певшие духовные стихи, и бабушкины сказки. Бабушка Наталья любила своего золотоголового внука, расчесывала кудри деревянным гребешком, но рос ребенок не такой, как все, «не от мира сего», без матери и пока неосознанно тосковал по материнской любви. Сестра поэта Екатерина вспоминала: «Мать пять лет не жила с нашим отцом, и Сергей все это время был на воспитании у дедушки и бабушки Наталья Евтеевны. Сергей, не видя матери и отца, привык считать себя сиротою, а подчас ему было обидней и больней, чем настоящему сироте».

Когда через несколько лет семья вновь объединилась, будущий поэт долго не мог привыкнуть к новому дому, к матери и часто возвращался к любимой бабушке. Отношения с матерью складывались непросто. Поэтому, когда поэт покинул «родимый дом», сначала он вспоминал о ней довольно редко (чаще о деде и бабушке) – и только как о подательницы жизни. В этом смысле в юношеской лирике его примечательно одно стихотворение 1912 года «Матушка в Купальницу по лесу ходила…»

Образ матери здесь романтизирован, полусказочен, абсолютно лишен каких-либо зрительно-осязаемых черт. Она выступает как часть Природы, окутана ее тайной:

Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли.

А спустя пять лет, в 1917 году, в стихах Есенина возникает уже более реальный образ матери, с которой поэт начинает ощущать не только кровное, но и духовное родство (стихотворение «Разбуди меня завтра рано…»). Именно матери он доверяет свои мечты и надежы на поэтическую славу.

В первый раз Есенин говорит о терпении матери («О моя терпеливая мать!»). В первый раз оценивает ее материнское чувство, в котором любовь соединилась с вечной заботой о сыне, с жалостью и тревогой за него, оценивает не по-детски категорично, а благодарно, сердцем взрослеющего человека.

Затем появляются стихи 1924-1025 годов: «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Ответ», «Снежная замять дробится и колется…».

В них мать старенькая, тревога за нелегкую судьбу сына согнула ее, выцветшие глаза слезятся от старости и оттого, что устали без конца всматриваться в проселочную дорогу: не едет ли домой пропавший сын?..

В одном образе сливаются черты матери и любимой бабушки (это она была старенькая, кроткая, богомольная).

Бабушка дала жизнь матери поэта, а она – ему, и связь его с ними обеими естественна и нерушима. Для него неважны похожесть, точность, ибо поэт творит образ-символ, истоки которого в русской национальной традиции. Мать становится символом детства, родного дома, очага, родной земли, Родины…

    Сопоставьте образ есенинской матери с образами матерей, созданными художниками А. и С. Ткачевыми. Вглядитесь в них и скажите, что роднит их с есенинским образом (обсуждение в группах, потом в классе)

Из ответов учеников:

    Сходство живописных портретов с портретом поэтическим: это и тревога, и боль, и ожидание, и тоска, читающиеся в каждом лице, и глубокие морщины на них, и скорбные складки в углах рта, и по-старчески светлые глаза, это и натруженные крестьянские руки.

    Кажется, что старушки, изображенные на полотнах, только что прочли письма от своих детей и глубоко задумались об их судьбе.

    Ткачевы, как и Есенин, при глубокой индивидуальности каждого образа, достигают высокой степени типизации и обобщения, и потому их простые, но одухотворенные великим материнским чувством лица так притягивают, как притягиваю удивительные есенинские строки. Слова «Ты жива еще, моя старушка?» будят в нас сокровенное, приглушенное суетой; «Жив и я, Привет тебе, привет!» - утверждают неразрывную связь с родными и близкими. И наконец, молитвенное: «Пусть струится над твоей избушкой/Тот вечерний несказанный свет» - помогает увидеть и родной дом, и мать в каком-то золотом, теплом сиянии.

    Напишите творческую работу на тему «Письмо моей маме» (7-10 предложений). Используйте записанные слова.

    Представление творческих работ (тексты зачитываются вслух).

Примеры текстов

Письмо моей маме

Здравствуй, моя дорогая, любимая, милая мамочка! Привет тебе, привет!

Мама… Как ты много значишь для меня. Дороже тебя для меня нет никого на свете. Ты единственный человек, который искренне за меня переживает, радуется моим маленьким победам и огорчается вместе со мной неудачам. Ты готова отдать за меня свою жизнь, лишь бы я была счастлива. Я это знаю и ценю. Спасибо, моя милая, добрая, нежная, за то, что ты у меня есть. Очень хочу, чтобы ты была здорова и мои поступки приносили только радость и гордость, анне добавляли морщинок и седины. Ничего, родная! Успокойся…

«Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Я тебя очень люблю. Твоя дочь.

Сорокина Елена

Письмо моей маме

Здравствуй, мамочка! Моя милая, добрая, нежная, терпеливая.

Когда я думаю о тебе, то вспоминаю родную околицу, огонек в окне. Вспоминаю, что я за родительским ужином снова вижу тебя. Ты, конечно, грустишь шибко обо мне, но забудь же про свою тревогу, с думами грустными ты не дружись. Я надеюсь на лучший удел. Помни: «ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Бойцов Александр

Письмо моей маме

Мама, радость моя! Я знаю, что в трудную для меня минуту, ты придешь на помощь, поддержишь словом, дашь нужный совет. Ты мой самый близкий и дорогой друг. Знай, что я тебя очень люблю и дорожу тобой!

Скоро мы расстанемся. Тогда я еще больше буду ценить твою заботу и ласку. Но только не переживай сильно за меня и не волнуйся.

Порой вспоминаю я детство, помню почти каждый момент, проведенный с тобой. В какую бы ситуацию я ни попадала, всегда чувствовала заботу, поддержку и любовь. И на душе сразу трепетно и тепло становилось. Иногда и взгрустнется, потому что не вернуть детские беззаботные годы…

Спасибо за жизнь и за то, что воспитала меня. Надеюсь, я тебя не подведу. Ты будешь годиться мною!

Рябкова Полина

Письмо моей маме

О, моя дорогая мама! Каждый год воспитания – это испытание для тебя и для меня. Нет предела моей благодарности за то, что ты вырастила меня таким, какой я есть. Лучше тебя не найти в целом мире, «ты одна мне помощь и отрада». Но в жизни каждого человека наступает момент, когда родителям и детям необходимо расстаться – это наш переход во взрослую, самостоятельную жизнь. Неизвестно, что ждет впереди, какие испытания предстоят, но мое сердце будет греть твоя любовь и нежность.

Благодарю за все тебя, родная,

И с нетерпеньем жду я твой совет.

Никогда не грусти обо мне, что бы не предвиделось тебе. Желание вернуться домой не покинет меня никогда, где бы я ни был. Время назад не вернуть, как бы мы этого не хотели…

Живи, родная долго-долго, не болей и не тоскуй. Все будет хорошо.

Твой любимый и любящий сын.

Белоусов Эдуард

Письмо моей маме

Здравствуй мама. Как ты поживаешь, как твои дела? Надеюсь, что ты не скучаешь, не грустишь, ведь любовь смягчает грусть, а я тебя люблю и всегда буду любить. Я всегда буду вспоминать о детстве и о нашем доме, может быть немного грустить. Эта грусть и эти воспоминания помогут мне пережить трудности, справиться с проблемами, отдохнуть.

Я очень хочу поблагодарить тебя за ту нежность, любовь, с которыми ты относилась ко мне, когда я рос и взрослел. Ты сделала для меня очень много. Ты мой покой, моя совесть. Ты единственная, кому я нужен такой, какой я есть, со своими бедами и радостями, с проблемами и удачами…

Хочу пожелать тебе, как писал своей матери С. Есенин, «милая, добрая, нежная, с думами грустными ты не дружись!»

Спасибо, мама, за все.

Белов Илья

Письмо моей маме

Моя милая мама! Мы не часто с тобой ведем откровенные разговоры, как хотелось бы. Но я знаю, что ты всегда переживаешь, волнуешься за меня. Я тоже беспокоюсь о тебе.

Я очень ценю все, что ты сделала и делаешь для меня. Никогда не будет человека в моей жизни важнее, чем ты, мама… Когда я открываю свою душу, ты всегда понимаешь меня и даешь мудрые советы. Твоя любовь не имеет границ.

Иногда я удивляюсь твоему терпению и стойкости, ведь я далеко не самая примерная дочь.

Родная, я хочу, чтобы ты всегда была здоровой, счастливой и веселой. Помни, какой бы ситуация ни была, я всегда с тобой и всегда за тебя, ведь «ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…».

С любовью, твоя дочь.

Федорова Татьяна

    Рефлексия. Выскажите свое мнение о мастерской, свои впечатления, наблюдения. Что вызвало интерес? Что удивило и кто удивил? О чем задумались? Какой вид деятельности был труден и почему?

    Закончить урок хотелось бы словами Чингиза Айтматова: «Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого, благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести. Все мы в долгу перед нашими матерями».

Литература

Соловей Т. Г. «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…» Образ матери в лирике С. Есенина. //Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2004. - №3

Кошечкин С. Весенней гулкой ранью… Этюды-раздумья о Сергее Есенине. – М., 1984

Еремина Т. Я. Мастерские по литературе. – СПб., 2004

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хакаский государственный университет им Н.Ф. Катанова»

Институт искусств

Реферат по литературе

Родные и близкие в творчестве С. Есенина

Выполнила: студентка II курса

группа 202-Н (НХТ)

Специальность «Народное художественное творчество»

Лопатина Евгения

Проверила: Майнагашева Н.С.

Абакан 2008


1. Семья С.А. Есенина

2. «И играет зайчик солнца в рыжеватой бороде»

3. «Ты одна мне несказанный свет»

4. «Я красивых таких не видел»

5. Стихи, посвященные друзьям

Заключение

Литература


1. Семья С.А. Есенина

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии (теперь – село Есенино). «Фамилия Есенин – русская – коренная, а ней звучат язычные корни – овсень, таусень, осень, ясень, - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.

Никита Осипович Есенин – дедушка поэта по отцу. Он много лет был сельским старостой, пользовался в селе Константиново большим уважением. Женился поздно, в 28 лет, за что получил прозвище Монах. Женой была 16-летняя девушка Аграфена Панкратьевна Артюшина, которая потом по мужу прозывалась Монашка. Монахом звали и Сергея Есенина, монашками звали и его сестер Екатерину и Александру.

Умер Никита Осипович в 42 года. После смерти супруга Аграфена Панкратьевна осталась с маленькими детьми: два сына и две дочери. Основным доходом её стали жильцы: художники, работающие в церкви, и монахи.

Александр Никитич Есенин – отец поэта, будучи ещё мальчиком, пел в церковном хоре. У него был прекрасный дискант. По всей округе возили его к богатым на свадьбы и похороны. Когда ему исполнилось 12 лет его матери предложили отдать сына в Рязанский собор певчим, но он не согласился и тогда его отправили а Москву в мясную лавку.

Через два года мать отправила и второго своего сына в Москву – Ваню. Он стал жестянщиком, делал коробки из жести для конфет.

Через шесть лет Александр стал мясником. Ему было 18 лет, когда он приехал в село жениться. Супруге его – Татьяне Федоровне – не было ещё 17 лет, когда она вышла замуж. После свадьбы Александр уехал работать в Москву, а его жена осталась жить со свекровью. Через некоторое время женился и Ваня, в доме стало две снохи. Начались неприятности. Татьяна Федоровна ушла из дома Есениных. Она отдала маленького сына на воспитание своему отцу и уехала в город на заработки. «С двух лет по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду», - писал в одной из своих автобиографий поэт.

Вопрос о социальной среде, в которой рос и воспитывался Есенин, имеет важное значение. Сам поэт неоднократно возвращался к нему. Литературовед И. Розанов вспоминает: «Однажды, рассказывая мне о себе, он подчеркнул, что так же, как и Клюев, происходит не из рядового крестьянства, чего так хотелось бы его критикам, а из верхнего, умудренного книжностью слоя». «Вообще крепкий человек был мой дед, - говорил Есенин. – Небесное – небесному, а земное – земному. Недаром он был зажиточным мужичком».

Дед Есенина по матери, Федор Андреевич Титов, человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы библии, жития святых, псалмы и в особенности духовные стихи. Но к «земному» относился поземному.

Он любил внука. «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю», - вспоминал Есенин.

Изба крестьянская.

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады короткий свет,-

Таковы впечатления будущего поэта о детстве.

Вспоминая, как дед читал ему старообрядческие книги, Есенин в то же время замечал: «Устное слово всегда играло в моей жизни большую роль»; «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни»; «Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество песен…».

Кроме деда мальчика Есенина знакомила с народным творчеством его бабка Наталья Евтеевна. «Стихи начал слагать рано, - писал о себе Есенин. – Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохим концом не нравились, и их переделывал на свой лад».

Бабка!.. не дед, известный всему селу краснобай, озорной гуляка и ревнитель мужицкого домостроя, а религиозная бабка – смиренница, жалельщица, сердобольная сестра калик перехожих, божьих странников, находивших и стол, и кров в избе за белой легкой часовенкой. «Толчки давала бабка…»

Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова.

И я сказал:

Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова.

Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Религиозность Есенина оказалась непрочной. «В Бога верил мало. В церковь ходить не любил», - вспоминал он о своем детстве. Но на всю жизнь он сохранил любовь к народным приданиям, сказкам, песням, частушкам. Здесь лежали истоки его творчества.

А ещё были дядья, три брата матери, - Иван, Александр и Петр. С ними, вспоминал Есенин, «протекло почти все мое детство».

В 1904 году мать вернулась, но мира не настало, и так было до 1907 года, пока братья Есенины не разделились. С этого времени Александр и Татьяна стали жить одни, в доме, который построил Никита Осипович Есенин, и растить троих детей Сергея, Александру и Екатерину.


2. « И играет зайчик солнца в рыжеватой бороде»

Все село знало Федора Андреевича Титова – дедушку поэта по матери. Он был легко раздражителен, но добр и нежен по отношению к детям. Уложить спать, рассказать сказку, спеть песню ребёнку для него было необходимостью. Умен в беседе, весел в пиру и в гневе сердит, дедушка умел нравиться людям. И хотя бабушка, Наталья Евтеевна, души не чаяла в золотоголовом внуке, хотя «нежности её не было границ», образ веселого рыжебородого деда Федора в стихах Есенина намного ярче и полнокровнее, он в них как живой.

Черепки в огне червонца.

Дед – как в жамковой слюде,

И играет зайчик солнца

В рыжеватой бороде.

Так писал Есенин в стихотворении «Дед» в 1915 году. Сколько любви и трогательной нежности к близкому человеку в словах:

Старый дед, согнувши спину,

Чистит вытоптанный ток

И подонную мякину

Загребает в уголок.

Весьма показательно стихотворение 1924 года «Письмо деду».

Покинул я

Родимое жилище.

Голубчик! Дедушка!

Я вновь к тебе пишу…


По воспоминаниям сестры: « Сергей часто вспоминал свои разговоры с дедом. Часто напевал припев одной из детских песенок, которую пел ему дедушка:

НЕЙДЁТ КОЗА С ОРЕХАМИ,

НЕЙДЁТ КОЗА С КАЛЁНЫМИ…

семейное воспитание творчество есенин личность

Пел дедушка хорошо и любил слушать, когда хорошо поют».

Как это удивительно: рассказать сказку, спеть песню ребёнку было для него необходимостью! Кто из нас, выросших в другую эпоху и в другой «культурной среде», не позавидует этому?! «Дед мой был умственный человек»,- говаривал Есенин. В «Письме к деду» внук скажет о нём:

Наивность милая

Нетронутой души!

Недаром прадед

За овса три меры

Тебя к дьячку водил

В заброшенной глуши

Учить «Достойно есть»

И с «Отче» «Символ веры».

В последних двух строчках названы православные молитвы. Как видим, выстраивается неразрывная цепочка, символизирующая связь времён и поколений, чем всегда так дорожил Есенин «в стране, объятой вьюгой и пожаром»…

Ещё недавно желтогривый жеребенок, пытавшийся обогнать паровоз, был для Есенина «дорогим вымирающим образом деревни», рождал в нем «грусть за уходящее милое, родное, звериное» и вызывал его ненависть ко всему «железному и механическому», воплощавшемуся в паровозе. (Маленькая поэма «Сорокоуст» 1920 год). Теперь в «Письме к деду» Есенин вспоминает дедовское «проклятие силе паровоза», его слова о том, что «город плут и мот», и спорит с дедом: «едва ли так, едва ли». Он убеждает его отказаться от предрассудков, понять неоценимое преимущество техники и зовет деда приехать на «стальном коне»:

Тогда садись, старик.

Садись без слез,

Доверься ты

Стальной кобыле.

Ах, что за лошадь,

Что за лошадь паровоз!

Её, наверное,

В Германии купили.

Внук, убеждая деда, играет на чувстве любви к нему:

А если я помру?

Ты слышишь, дедушка?

Ты сядешь или нет в вагон,

Чтобы присутствовать

На свадьбе похорон

И спеть в последнюю

Печаль мне «аллилуйя»?

Долгонько ходил Федор Андреевич по белу свету – 83 года. На две зимы пережил он своего знаменитого внука. Не один, видно, седой волос заблестел в его рыжеватой бороде, не одна горькая слеза запуталась в ней после тяжкой вести о смерти Сергухи.

Бабушка поэта по матери Наталья Евтеевна Титова была мастерица рассказывать сказки. Эти сказки, по свидетельству самого поэта, собирали ребят «в зимний вечер»:

…И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана - дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идёт…

(«Бабушкины сказки», 1915г.)

Как это напоминает детские впечатления Пушкина!

3. «Ты одна мне несказанный свет»

Большую роль в пробуждении творческих способностей и в становлении личности Есенина сыграла его мать Татьяна Фёдоровна. Сестра поэта Александра Есенина вспоминает: «Наша мать была… стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони. Одних гармоний стояло у них несколько корзин (гармони тогда были маленькие)….Она во время любой работы пела… Это были и русские народные песни, и романсы, а в предпраздничные вечера и праздничным утром она пела молитвы из церковной службы. Она много ходила по церквям и все службы знала наизусть… Несмотря на большое желание, научилась она только расписываться и едва читать по складам…И сама же бессознательно прививала нам любовь к литературе. С младенческих лет мы слышали от неё прекрасные сказки, которые она рассказывала нам артистически, а, подрастая, узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов». И позже, когда сын читал ей свои стихи, «мать, как всегда, слушала чтение Сергея с затаённым дыханием… Она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала…».

Проникновение в мастерскую любого поэта лучше всего начинать с воспоминания о его жизненном пути. Детство С. А. Есенина прошло среди крестьян, он ви-дит поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. Молодой поэт вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его «любить на этом свете все, что душу облекает в плоть». Большое влияние на творчество С. А. Есенина оказала песенная лирика. Поэтому многие стихотворения написаны им в песен-ном жанре. Мать поэта была замечательной песенни-цей. От нее поэт с ранних лет слышал русские народ-ные песни, сказания, поговорки, загадки. Образ мате-ри проходит через все творчество поэта. Ему было всего лишь девятнадцать лет, когда он с поразитель-ной откровенностью передал грусть материнского ожидания в стихотворении «Русь». Много волнений приносит сын матери, но материнское сердце все ему прощает. «О моя терпеливая мать!» — вырывается у С. А. Есенина. Тоскуя по дому, по родным местам, он писал о «милой, доброй, старой, нежной матери»:

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,

Тихо, безмолвно, как будто без мук.

Хочет за чайную чашку взяться —

Чайная чашка скользит из рук.

Верность и постоянство он воспел в светлом образе матери. В конце своей трагически оборвавшейся жиз-ни С. А. Есенин пишет стихотворение «Письмо мате-ри ». Здесь с поразительной силой переданы сыновние чувства.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

В тяжелые минуты горестных раздумий сердце по-эта тянулось к родительскому очагу, к отчему дому. Много раз в русской поэзии звучало обращение к ма-тери, но у С. А. Есенина это получилось особенно тро-гательно. Его строки признания в любви к «милой, родной старушке» наполнены пронзительной сердеч-ностью, изливающейся нежностью:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Поэт словно возрождает пушкинскую традицию поэтических посланий. С такой же простотой и ясно-стью С. А. Есенин обращается с письмом-стихотворе-нием к матери, как и А. С. Пушкин в своем послании «Няне». Эти два произведения близки по своей заду-шевности, лиричности.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

«Письмо матери» наполнено доброжелательно-стью, сыновним чувством вины за долгое молчание,

признанием того, как много причинено беспокойства родному человеку. Поэт обращается к ней с любовью, используя при этом самые теплые, самые нежные сло-ва. Язык стихотворения очень близок к народному, здесь встречаются такие слова из разговорной речи, как «старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко». Эти выражения придают фольк-лорную окраску всему стихотворению и даже образу матери. Она представляется читателю доброй, сердеч-ной старушкой из старой сказки. Народная лексика, используемая поэтом, ярко передает картину проис-ходящего. Мы как бы сами видим ветхую избушку, в которой мать ждет возвращения сына, чувствуем ее внутреннее взволнованное состояние. С. А. Есенин проявляет любовь к своей матери, пытается заверить ее, что у него все нормально, что он «не такой уж горь-кий... пропойца... чтоб... умереть», не увидев родную мать. В стихотворении также чувствуется тревога по-эта за мать. Поэт осознает, что она наслышана о его за-губленной жизни, о его постоянных «кабацких дра-ках», о частых запоях. Он знает, что тем самым при-чиняет ей боль, сеет в ее душе нерадостные предчувствия, которые мучают ее и поэтому она так «часто ходит на дорогу». Образ дороги не случайно по-является в стихотворении, она символизирует жиз-ненный путь поэта, на котором время от времени по-является его мать, желающая сыну добра и счастья. Поэт просит ее не волноваться, не тревожиться:

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

В стихотворении появляется любимый эпитет С. А. Есенина — «синий». Без этого цвета трудно даже и представить его творчество. Это и цвет пасмурного неба, и расписных деревенских ставен, и родниковой воды, и лесных цветов.

В «Письме матери» поэт желает успокоить своего родного человека. Он пытается оправдаться перед ней, не дать ей поверить сплетням:

Ничего, родная. Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Очень романтично и возвышенно он пишет строч-ки, в которых отражено его горячее желание вернуть-ся домой:

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной,

Воротиться в низенький наш дом.

Образ белого сада напоминает нам о яркой поре вес-ны, веселой, беззаботной юности поэта.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Стихотворение написано пятистопным хореем, что в совокупности с перекрестной рифмой создает осо-бый ритм всему произведению, который несет в себе душевное состояние лирического героя. А кольцевая композиция придает завершенность этому поэтиче-скому творению.

Лирика С. А. Есенина искренняя и откровенная, в ней чувствуется биение беспокойного и нежного серд-ца автора. Недаром его поэзия была и остается поня-той и близкой многим русским людям. Она всегда зву-чит современно, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, а они необходимы людям всех времен и поко-лений.

Снежная замять дробится и колется, Сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, Через метель огонек у окна. Все мы бездомники, много ли нужно нам. То, что далось мне, про то и пою. Вот я опять за родительским ужином, Снова я вижу старушку мою. Смотрит, а очи слезятся, слезятся, Тихо, безмолвно, как будто без мук. Хочет за чайную чашку взяться - Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись, Слушай, под эту гармонику снежную Я расскажу про свою тебе жизнь. Много я видел и много я странствовал, Много любил я и много страдал, И оттого хулиганил и пьянствовал, Что лучше тебя никого не видал. Вот и опять у лежанки я греюсь, Сбросил ботинки, пиджак свой раздел. Снова я ожил и снова надеюсь Так же, как в детстве, на лучший удел. А за окном под метельные всхлипы, В диком и шумном метельном чаду, Кажется мне - осыпаются липы, Белые липы в нашем саду.