Какие воспоминания есенина связаны с образом матери. Сочинение "Образ матери" по творчеству Сергея Есенина

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Образ матери в лирике Сергея Есенина

Как известно, в мировой литературе существует несколько устойчивых тем, которые повторяются из века в век в творчестве самых разных писателей и поэтов. Среди них - тема Родины, любви, природы, женщины в целом и женщины-матери в частности.

Для большинства из нас Сергей Есенин, в первую очередь, является певцом красоты русских просторов и старой деревни. Однако, внимательный читатель заметит, что тема Родины в творчестве поэта тесно перекликается с темой матери (Родина-мать). Исследователи есенинских произведений отмечают, что на ранних этапах своего развития Есенин редко говорит о матери. Её образ если и встречается, то, зачастую, приобретает сказочное звучание и используется автором в стихах, написанных в мифическом ключе. На ранних этапах поэт больше упоминает о дедушке с бабушкой, чей дом навсегда останется в памяти лирического героя как источник тепла и мира.

Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. Исследователи отмечают, что в стихотворениях последних лет у Есенина все чаще звучит мотив блудного сына, который, вдоволь наскитавшись по чужим краям и хлебнув достаточно горя, ищет родной уголок, где его смогут принять и залечить душевные раны. Некоторые читатели убеждены, что поэт интуитивно предчувствовал скорую гибель и бессознательно искал защиты у той единственной женщины, которая всегда будет к нему отзывчива, милосердна и примет под своё крыло, спрятав от невзгод.

Исследовательская работа.

«Образ матери в лирике поэтов-классиков и поэтов-современности»

учитель начальных классов МБОУ

лицей №13 г.Ростов-на-Дону

Мама, имя твоё я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить.

Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать.

Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая мать – человеку дается однажды!

Сергей Остовой.

Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную песню? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить на родном языке? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок? Конечно, МАМА!

Да, именно МАМА открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним, первой встает на его плач… Он слышит ласковые слова матери, чувствует её тепло, защиту. Как его ручонки тянутся к МАМЕ! И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. И в минуты беды, опасности, отчаяния мы по-прежнему зовем на помощь, прежде всего, МАМУ…

Современный мир жесток, здесь правят власть, деньги, покровительство. А как же сила материнской любви, любви всепоглощающей, любви всепрощающей? Может, повернувшись к началу, к истоку жизни, общество сумеет вернуть мир, покой, благополучие? С молоком Матери каждый человек впитывает самые дорогие, нежные, искренние чувства. Почему со временем из такого малыша, а потом и взрослого человека появляется жестокость, стремление унизить, даже уничтожить подобного себе?

Эти вопросы волновали поэтов и писателей еще с библейских времен. Образ Матери – один из самых почитаемых, любимых в русской литературе.

Сердце матери

Сердце матери – самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.

Александр Сергеевич Пушкин

«Солнце русской поэзии» - знаменитый во всем мире классик – А.С.Пушкин в детстве был обделен материнской любовью. Надежда Осиповна характер имела неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Александр чаще всего раздражал её и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Но все-таки были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так не достававшую ему материнскую любовь и ласку. Няня - Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков. Бабушка - Мария Александровна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованная, говаривала и писала прекрасным русским языком…» Это они рассказывали ему сказки, легенды, знакомили с миром народного вымысла.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.

1816 год

С огромной любовью и нежностью поэт часто говорил о своей няне – Арине Родионовне. Она постоянно была рядом не только, когда поэт был ребенком, но и будучи знаменитым поэтом, другом и соратником участников декабристского движения. Она сопровождала его и в ссылках, и в изоляции в их родовом имении с.Михайловском.

Няне

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Мадонна – в католицизме означает Богородица, «мать» божественного создания, сына Божьего. Воплощением идеала материнства стала жена Александра Сергеевича - Наталья Николаевна Гончарова.

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Образ Матери в творчестве А.С.Пушкина прошел все этапы поэтизированного эволюционного развития: от неприязни к собственной родной матери, через добрые нежные чувства к няне и бабушке, к высшему поклонению Святой Богородице.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Мать М.Ю.Лермонтова – Мария Михайловна – была очень добрым человеком, лечила крепостных крестьян, помогала бедным. Она нередко брала на колени маленького Мишу, играла на фортепиано и пела.

« Когда я был мальчиком лет трех , - вспоминал Лермонтов, - то была песня, от которой я плакал…Её певала мне покойная мать…» Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта.

Ангел

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой,

Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

1831 год

Мария Михайловна умерла от чахотки в феврале 1817 года в возрасте 21 год 11 месяцев 7 дней. Тема одиночества и грусти, сопровождающая поэта с раннего детства, пролегла красной нитью через все творчество М.Ю.Лермонтова.

Афанасий Афанасьевич Фет.

Детство А.А.Фета не было вполне счастливым. Но и печальным его не назовешь: «… все у него было как у многих помещичьих сыновей, живущих преимущественно на земле и землею. Была деревенская жизнь, обычный сельский обиход, и вокруг – среднерусская природа» - так вспоминала впоследствии о поэте его дочь.

Образ матери у поэта связан с корнями немецкими (мать – урожденная Шарлотта-Елизавета Фет), будущий поэт воспитывался в немецкой школе до 14 лет. Затем – Орловская губерния с её безграничными полями, равнинами и совсем иные воспоминания о той поре, о близком и родном человеке – о матери. В стихотворениях, связанных с тем временем, мы находим тесно переплетенный фольклор:

Колыбельная песня сердцу

Сердце – ты малютка!

Угомон возьми…

Хоть на миг рассудка

Рада я принять душою

Всю болезнь твою!

Спи, Господь с тобою,

Баюшки-баю!..

1843 год

Серенада

Тихо вечер догорает,

Горы золотя;

Знойный воздух холодает,-

Спи, мое дитя.

Соловьи давно запели,

Сумрак возвестя;

Струны робко зазвенели,-

Спи, мое дитя.

Смотрят ангельские очи,

Трепетно светя;

Так легко дыханье ночи,-

Спи, мое дитя.

1845 год

В более позднем периоде своего творчества поэт обращает свое внимание на образ матери как Богородицы. Это связано с внутренним разногласием на поэтическом поприще, и непонимание со стороны близких, любовью которых был обделен А.Фет в детстве. И стихотворения превращаются в молитву:

AVE MARIA

AVE MARIA - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!

AVE MARIA - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха.

1842 год

Назначение женщины поэт представлял как материнство, а саму женщину славил Мадонной, несущей своего сына людям во имя спасения.

Николай Алексеевич Некрасов.

Детство Н.А.Некрасова прошло в селе Грешнево, что находится на берегу великой русской реки Волги в семье зажиточных помещиков. Мало в окружающей его жизни было приятного, горестных минут в достаточной мере пришлось испытать будущему поэту. Стихотворение «Родина» - биографическая сага о родных краях, где прошло его детство, воспоминания о трагичных минутах из детства. Его мать – Елена Андреевна – добрая, мягкая женщина, которая покорилась судьбе, жила с человеком, тиранящим не только крепостных крестьян, слуг, но и всех домочадцев.

Чей лик мелькает в аллее дальной

Мелькает меж ветвей, болезненно – печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде –

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И все, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил?..

Горечь, боль, тоска слышатся и в других стихотворениях- воспоминаниях о родных и близких:

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других,

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты – грудью своей

Защищала любимых детей…

(«Рыцарь на час»)

Поэт «мести и печали» в своих произведениях часто затрагивал трагическую судьбу русской женщины, женщины –матери. Это и поэма «Русские женщины», и поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» и многие другие.

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская,

Вряд ли труднее сыскать.

Немудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

И опять встречаются строки из молитвы, обращенной к Богородице, в защиту и прощение, в милосердие:

День-деньской моя печальница,

В ночь- ночная богомолица,

Векова моя сухотница…

(«Орина, мать солдатская»)

Ни один поэт до Н.А.Некрасова не воспел с такой силой образ женщины, женщины-матери. Насколько потрясающие идеальные образы создает мастер. Как прекрасны образы, созданные Некрасовым, находящиеся в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью.

Поэзия 20 века. Новая волна

Век двадцатый ворвался в литературу и, в частности, в поэзию, новизной форм, стихосложения, размера, лексических оборотов. Появилась масса различных течений со своими идейными взглядами, новыми темами. Но тема материнства не только осталась одной из самых важных, но и зазвучала с новой силой. К этой теме не раз обращались А.Блок, И.Северянин, О.Мандельштам, М.Цветаева, Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко и многие другие.

Сергей Есенин

Но, пожалуй, самый емкий, выразительный, общенародный образ матери принадлежит Сергею Есенину. В русском сознании образу матери всегда отводилась особая роль: она и подательница жизни, и кормилица, и защитница, и печальница за невзгоды детей, она и олицетворение родной земли, она и «мати зеленая дубравушка», и «Волга-матушка», и «Родина-мать», и наконец, «мать – сыра земля» - последний приют и прибежище каждого человека.

Вряд ли найдется человек, не знающий есенинских строк «Письма к матери». И даже самое загрубевшее в жизненных бурях сердце сжимается при воспоминании о матери при чтении его стихов или пении песен, пусть чужой, но так похожей на его своею любовью, тревогой, терпением.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет… <…>
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть. <…>
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом. <…>
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет<… >

1924 год

Друг С.Есенина Иван Евдокимов вспоминает о чтении письма поэтом: «…зажало мне крепко жестко горло, таясь и прячась, я плакал, в глуби огромного нелепого кресла, на котором сидел в темнеющем простенке между окнами».

Такой пронзительно волнующий образ матери сложился у поэта только в конце жизненного пути. Мать в стихах Есенина – символ детства, родного дома, очага, родной земли, Родины. Она делается похожей на всех матерей Русской земли, терпеливо ожидающих возвращения своих сыновей и горюющих об их бедах и неудачах.

Слова в стихах поэта часто переплетаются со словами многих молитв, обращенных к Богородице:

«Богороде Дево, не презри меня, грешнаго, требующа Твоея помощи и твоего заступления, на тя бо упова душа моя, и помилуй мя…»

Есенин, посвящая стихи матери, творил молитву сына о Матери. И молитва его доходила до сердца, врывалась в память навсегда и становилась народной песней.

Анна Ахматова

С матерью у упрямой и своенравной девочки отношения были ровно-холодные и поэтому теплых слов, посвященных беззаботному детству, мы не находим. Однако тема материнства у А.Ахматовой прослеживается с раннего творчества. И через все стихи – образ Матери-мученицы, заступницы, Богоматери.

Доля матери- светлая пытка,

Я достойна её не была.

В белый рай растворилась калитка,

Магдалина сыночка взяла.

Каждый день мой – веселый, хороший,

Заблудилась я в длинной весне,

Только руки тоскуют по ноше,

Только плач его слышу во сне.

1914 год

Трагическая судьба Ахматовой повторила тысячи женских долей, выпавших на плечи матерей репрессированных. Боль всех матерей слилась в одну темную, всепоглощающую и вылилась в поэму «Реквием»

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней.
По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?.. <…>

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень -
Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне. <…>

И опять звучит имя Богородицы, имя страдалицы, великой мученицы – имя Матери.

Распятие
"Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящи".

1

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил?"
А Матери: "О, не рыдай Мене..."

2
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Марина Ивановна Цветаева

Поэзия Марины Цветаевой – это поток бурных воспоминаний о далеком беззаботном детстве, где мама – Мария Александровна Мейн – любила играть на рояле, прививая любовь к музыке и искусству своим дочерям.

Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо

(Без тебя лишь месяц в них глядел!),
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров - детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!

1908 год

В цикле « В первых стихотворениях о маме» мы видим и чувствуем всю нежность и трогательность Цветаевой по отношению к близким людям, особенно к матери.

Впоследствии, после долгих лет скитаний, бед, непринятости, разлук, в её лирике мы видим обращение к богу, стихи-молитвы.


За Отрока - за Голубя - за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
Очи ангельские вытри,

Вспомяни, как пал на плиты
Голубь углицкий - Димитрий.
Ласковая ты, Россия, матерь!
Ах, ужели у тебя не хватит
На него - любовной благодати? …

Страдания матери, которая отдает свое чадо людям, вечное терпение, любовь, ожидание, надежда – чувства, которые пронизывают стихи Марины Цветаевой, воспевающие нелегкую материнскую долю.

Современность и стихи о матери

Любовь к матери – одна из сокровеннейших тем не только русской , но и мировой поэзии.

Мама… это чистейший родник, из которого черпает силы каждый человек. Это наша надежда, наша опора, наша защита, наша любовь.

В стихотворениях о Великой Отечественной войне мы видим всепрощающее сердце матери, которые провожают своих сыновей на войну – на защиту Родины.

Первой пулей на войне любой

Поражают сердце материнское.

Кто б ни выиграл последний бой,

А страдает сердце материнское!..

(К.Кулиев)

И опять с новой силой звучат молитвы в стихах современников.

Ой, зачем ты, солнце красное,

Все уходишь – не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,

Сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою…

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький, единственный…

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко моё,

Зорюшка моя,

Горюшко моё, -

Где же ты?

«Реквием» Р.Рождественский

Современная поэзия продолжает традиции классиков, воспевая образ матери – простой крестьянской женщины, матери-Родины, матери-солдатки, отдавшей своего сыны войне, матери – Богородице, несущей миру часть себя, своей души, свою жизнь – своего ребенка.

Чаще звучит тема разлук, встреч, прощаний…

Нас, как причалы, ждут края родные…

И, обожженный ветрами путей,

Ты, отчий дом вернувшись, как впервые,

Увидишь руки матери своей …

Что в них слилось все доброе, святое,

И свет окна, и спелой нивы дрожь,

Что им, бессонным, больше бы покоя,

А ты им все покоя не даешь!

И.Волобуева.

Метафорично и образно представлена мать в произведении, написанном белым стихом, немецкого поэта Збигнева Херберта «Мать»:

Упал он с ее колен как клубок шерсти.

Развивался поспешно и убегал вслепую.

Она держала начало жизни,

о бвив вокруг пальца,

Как тонкое кольцо. Уберечь хотела.

А он катился с крутизны и взбирался в гору.

И приходил к ней, запутавшийся, и молчал.

Вовек уж не вернется на сладкий

трон ее коленей.

Вытянутые руки светят во тьме

как старый город.

Мама – самый близкий и дорогой человек на земле. Рядом с ней, будь ли нам пять, двадцать или пятьдесят лет, мы всегда дети, и у нас есть, как сказал С.Есенин – «помощь и отрада» в лице наших матерей. Не сразу приходит понимание этого, но чем старше мы становимся, тем острее ощущаем трагизм неизбежной потери и свою вину за то, что не всегда достаточно благодарны, внимательны, нежны. Прошлого не вернешь, так надо беречь настоящее.

Список использованной литературы.

    Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэма. Драматургия. Эссе. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

    Некрасов Н.Н. Стихотворения. Поэмы. Статьи. – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1996.

    Поэзия Серебряного века в школе: Книга для учителя/ авт.-сост. Е.М.Болдырева, А.В. Леденев. – М.: Дрофа, 2001.

    Серебряный век. Поэзия. (Школа классики) – М.: АСТ, Олимп, 1996.

    А.А.Фет. . Ленинград, Советский писатель, 1959.

Любовь ко всему родному: родному крову, очагу, к близким -это самая светлая...тема есенинской поэзии. Стихи Есенина, обращенные к заброшенному деревенскому дому, старушке матери-это драгоценные выражения русской лирики.

И действительно, стихотворение "Письмо матери"одно из наиболее совершенных в художественном отношении произведений Есенина.

Мать переживает за сына, ни с кем не делится своей тревогой, не беспокоит и сына своими тягостными раздумьями. Он узнает о ее переживаниях от кого другого (Пишут мне...) .

Герой относится к матери с большой любовью, называет ее: родная, старушка, помощь и отрада.. .

Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет никого близкого, кроме матери (Ты одна мне помощь...) .

Он высказывает ей самые лучшие пожелания (Пусть струится...) , и просит успокоиться, забыть про тревогу, не грустить. И самое лучшее, чем он может обрадовать мать-это рассказать о своей жизни, а еще лучше - приехать домой.

Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому. "Низенький, избушка"-нежно называет поэт свой дом, мечтая в него вернуться и начать новую жизнь.
Плавность, напевность характерны для ритма стихотворения, что роднит его с произведениями песенного народного творчества. Не случайно "Письмо матери" еще при жизни Есенина было положено на музыку В. Н. Липатовым и стало "народной" песней.

Проникновение в мастерскую любого поэта лучше всего начинать с воспоминания о его жизненном пути. Детство С. А. Есенина прошло среди крестьян, он ви-дит поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. Молодой поэт вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его «любить на этом свете все, что душу облекает в плоть». Большое влияние на творчество С. А. Есенина оказала песенная лирика. Поэтому многие стихотворения написаны им в песен-ном жанре. Мать поэта была замечательной песенни-цей. От нее поэт с ранних лет слышал русские народ-ные песни, сказания, поговорки, загадки. Образ мате-ри проходит через все творчество поэта. Ему было всего лишь девятнадцать лет, когда он с поразитель-ной откровенностью передал грусть материнского ожидания в стихотворении «Русь». Много волнений приносит сын матери, но материнское сердце все ему прощает. «О моя терпеливая мать!» — вырывается у С. А. Есенина. Тоскуя по дому, по родным местам, он писал о «милой, доброй, старой, нежной матери»:

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,

Тихо, безмолвно, как будто без мук.

Хочет за чайную чашку взяться —

Чайная чашка скользит из рук.

Верность и постоянство он воспел в светлом образе матери. В конце своей трагически оборвавшейся жиз-ни С. А. Есенин пишет стихотворение «Письмо мате-ри ». Здесь с поразительной силой переданы сыновние чувства.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

В тяжелые минуты горестных раздумий сердце по-эта тянулось к родительскому очагу, к отчему дому. Много раз в русской поэзии звучало обращение к ма-тери, но у С. А. Есенина это получилось особенно тро-гательно. Его строки признания в любви к «милой, родной старушке» наполнены пронзительной сердеч-ностью, изливающейся нежностью:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Поэт словно возрождает пушкинскую традицию поэтических посланий. С такой же простотой и ясно-стью С. А. Есенин обращается с письмом-стихотворе-нием к матери, как и А. С. Пушкин в своем послании «Няне». Эти два произведения близки по своей заду-шевности, лиричности.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

«Письмо матери» наполнено доброжелательно-стью, сыновним чувством вины за долгое молчание,

признанием того, как много причинено беспокойства родному человеку. Поэт обращается к ней с любовью, используя при этом самые теплые, самые нежные сло-ва. Язык стихотворения очень близок к народному, здесь встречаются такие слова из разговорной речи, как «старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко». Эти выражения придают фольк-лорную окраску всему стихотворению и даже образу матери. Она представляется читателю доброй, сердеч-ной старушкой из старой сказки. Народная лексика, используемая поэтом, ярко передает картину проис-ходящего. Мы как бы сами видим ветхую избушку, в которой мать ждет возвращения сына, чувствуем ее внутреннее взволнованное состояние. С. А. Есенин проявляет любовь к своей матери, пытается заверить ее, что у него все нормально, что он «не такой уж горь-кий... пропойца... чтоб... умереть», не увидев родную мать. В стихотворении также чувствуется тревога по-эта за мать. Поэт осознает, что она наслышана о его за-губленной жизни, о его постоянных «кабацких дра-ках», о частых запоях. Он знает, что тем самым при-чиняет ей боль, сеет в ее душе нерадостные предчувствия, которые мучают ее и поэтому она так «часто ходит на дорогу». Образ дороги не случайно по-является в стихотворении, она символизирует жиз-ненный путь поэта, на котором время от времени по-является его мать, желающая сыну добра и счастья. Поэт просит ее не волноваться, не тревожиться:

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

В стихотворении появляется любимый эпитет С. А. Есенина — «синий». Без этого цвета трудно даже и представить его творчество. Это и цвет пасмурного неба, и расписных деревенских ставен, и родниковой воды, и лесных цветов.

В «Письме матери» поэт желает успокоить своего родного человека. Он пытается оправдаться перед ней, не дать ей поверить сплетням:

Ничего, родная. Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Очень романтично и возвышенно он пишет строч-ки, в которых отражено его горячее желание вернуть-ся домой:

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной,

Воротиться в низенький наш дом.

Образ белого сада напоминает нам о яркой поре вес-ны, веселой, беззаботной юности поэта.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Стихотворение написано пятистопным хореем, что в совокупности с перекрестной рифмой создает осо-бый ритм всему произведению, который несет в себе душевное состояние лирического героя. А кольцевая композиция придает завершенность этому поэтиче-скому творению.

Лирика С. А. Есенина искренняя и откровенная, в ней чувствуется биение беспокойного и нежного серд-ца автора. Недаром его поэзия была и остается поня-той и близкой многим русским людям. Она всегда зву-чит современно, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, а они необходимы людям всех времен и поко-лений.

Конспект урока по литературе
на тему: «Образ матери в лирике С.А. Есенина»
Автор: Будера Н.С.
Цели урока:
- раскрыть особенность образа матери в творчестве С. Есенина на примере стихотворения «Письмо матери», выявить нравственную актуальность темы матери в современном мире
- формировать умение художественного анализа текста
- содействовать воспитанию нравственных качеств: уважения к женщине, любви к матери.
Тип урока: урок анализа лирического стихотворения
Формирующие компетенции: ОК4, ОК6
Оснащение: мультимедийная презентация, стихотворение С. Есенина «Письмо матери», аудиозаписи стихотворений, видеоролики.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Этапы занятия, учебные вопросы
Формы и методы обучения
Временная регламентация

1
Организационный этап:
-проверка посещаемости;
-проверка готовности студентов к занятию

2
Проверка домашнего задания







Фронтальный опрос
5 мин

3
Сообщение темы занятия
Мама, мамочка Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится, оберегает нас и всегда ждет.

Правильно. Тема сегодня урока звучит как «Образ матери в творчестве С.А. Есенина». Вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть эту тему на примере стихотворения С. Есенина «Письмо матери»
Беседа с обучающимися
2 мин

4
Мотивационный момент:
- обоснование необходимости изучения данной темы для эффективного освоения дисциплины;
-вовлечение студентов в процесс постановки цели и задач занятия

5
Работа по теме занятия


Индивидуальные задания, анализ художественного текста, беседа с обучающимися
25 мин

6
Подведение итогов занятия, оценка результатов работы

7
Домашнее задание: творческая работа- написать письмо своей маме.

8
Рефлексия: насколько достигнуты цель и задачи занятия

Преподаватель Будера Н.С.
Приложение к конспекту урока
Организационный момент
Учитель: Добрый день, уважаемые студенты. Я рада приветствовать вас сегодня на этом уроке.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о творчестве знаменитого русского поэта XX века Сергея Александровича Есенина. И сегодня мне хотелось бы продолжить с вами разговор об этом поэте и о его творчестве.
Проверка домашнего задания
Дома вы подробно изучили биографию Сергея Есенина и познакомились с основными вехами его творчества. Я предлагаю сейчас провести небольшой блиц-опрос по биографии этого поэта. На слайде вам предложен ряд вопросов:
- Назовите годы жизни Сергея Есенина?
- Какое село нашло отражение в его творчестве?
- С какого стихотворения начинается творческая деятельность С. Есенина?
- Кто был литературным наставником С. Есенина?
- Какой славой пользовался С. Есенин в литературных кругах?
- Образы каких женщин были отражены в поэзии С. Есенина?
- Какие стихотворения и поэмы принесли славу С. Есенину?
Ответьте мне на вопрос:
- Почему поэт С.А. Есенин был так популярен не только свое время, но и даже после смерти?
Ответ 1: С. Есенин был выходцем из деревни. Он был близок к народу, к простому народу. А крестьян в то время в стране было значительно больше. Россия всегда считалась страной «крестьянской». Поэтому Есенин почти везде был «своим».
Ответ2: Есенин обладал невероятным обаянием. Он пользовался большой популярностью у женщин. А многие мужчины завидовали ему. В жизни Есенина было много людей, которые по достоинству оценили его талант: это и Анна Изряднова, и Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд, и Галина Бенескавская, которая всегда и при любых обстоятельствах была рядом с поэтом, это и Айседора Дункан, Анатолий Мариенгоф, Александр Блок- первый учитель и настовник Есенина, Сергей Городецкий ввел Есенина в лиретаурные круги Петербурга и многие другие.
Ответ 3: На мой взгляд, главная актуальность личности Есенина состоит в его лирике. Тематика его стихотворений не просто разнообразна. Темы его стихотворений остаются современными и популярными по сей день. В его творчество мы можем найти стихотворения о природе, о его родном селе, невероятно красивы и трогательны стихи о любви. Большой пласт его лирике посвящен философским рассуждения о смысле жизни. И, конечно же, очень много стихотворений Есенин посвящал своим дорогим и близким людям.
Учитель: Спасибо, ребята за ваши ответы. Они были верны и раскрыли сущность популярности С.А. Есенина. И сегодня мне бы хотелось поговорить с вами как раз о такой теме в лирике Есенина, которая занимает особое место в его творчестве.
Я расскажу вам одну причту.
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
- О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
- Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя
- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

Чтец:
Воспевают все, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте!
Я произношу его:
МАМА! (Р.Гамзатов)

Сообщение темы урока

Учитель: Мама, мамочка Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится, оберегает нас и всегда ждет.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема сегодняшнего урока?
Правильно. Тема сегодня урока звучит как «Образ матери в творчестве С.А. Есенина». Вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть эту тему на примере стихотворения С. Есенина «Письмо матери».
IV. Мотивационный момент
- Какие цели мы должны поставить себе в начале нашего урока? На какие вопросы мы должны сегодня ответить?
(Как показан образ матери в лирике Есенина? Почему эта тема актуальна? Какими средствами показан Есениным образ матери?)
Работа по теме урока
Учитель: В течение урока мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы. А для более полного изучения данной темы мы с вами разделены на группы, каждая из которых заранее получила свое задание.
Сегодня вы разделены на группу «Историков», группу «Биографов», группу «Литературоведов- лингвистов» и группу «Экспертов», которая и подведет итог сегодняшнего занятия.
Учитель: Стихотворение С.А. Есенина «Письмо к матери»- одно из самых популярных стихотворений поэта. Уникальность этого стихотворения видна сразу, стоит только его слышать.
Чтец:
Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.


Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
1924

Учитель: Посмотрите еще внимательно на это стихотворение. Сколько любви, тепла и нежности вложил в него поэт. С каким трепетом он описал образ своей матери.
- Что это была за женщина? Какую роль она сыграла в судьбе С. Есенина?
Об этом нам расскажет группа биографов
«Биографы»
1 студент: Мать поэта Татьяна Федоровна (в девичестве Титова) была выдана замуж по сговору да расчету, так как отец разорился и дать должного приданного за свою любимицу, певунью-плясунью уже не мог. Муж оказался слабосильным, безвольным человеком. Чувствуя, что невестка равнодушна к ее сыну, свекровь изводила молодую попреками, а муж по тихости и мягкости не перечил матери, не защищал жену. Все кончилось тем, что Татьяна, отдав малолетнего сына в отцов дом, уехала в Рязань, сильно переживая разлуку с сыном. Позднее Татьяна вернулась в деревню – не столько к мужу, сколько к домашнему очагу и законному сыну.
2 студент: Не смотря на все разногласия в семье, мать занимала одно из важных мест в жизни С. Есенина. Об этом свидетельствуют те трогательные письма, которые писал ей поэт.

Учитель: Но особенно ярко и трогательно образ матери был раскрыть в стихотворении «Письмо к матери».
- В какой период жизни поэта было написано это стихотворение? И какие события предшествовали этому?
Об этом нам расскажет группа «историков».
«Историки»
1 студент: В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери» . Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.
2 студент: О первом чтении Есениным стихотворения "Письмо к матери" вспоминает писатель Иван Евдокимов: "Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышана:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта. (фото матери)
Дальше мои впечатления пропадают,- заканчивал Евдокимов,- потому что зажало мне крепко горло; таясь и прячась, я плакал"
Учитель: Обратите внимание, какой неизгладимый след оставило это стихотворение в сердцах многих людей, прочитавших его.
- В чем же уникальность этого стихотворения? Как удалось поэту так тонко передать образ самого близкого для него человека?
Учитель: Но самое сложное задача сегодня у группы литературоведов. А кто такие «литературоведы»? В чем их основная задача? Как вы думаете? Верно, вы правы. Давайте подумаем вместе, какие вопросы мы можем задать этой группе?
Давайте обратимся к исследованиям группы «Литературоведов»
«Литературоведы»
1 студент: Стихотворение "Письмо матери" было написано Есениным в 1924 году и представляет собой лирическое поэтическое обращение к самому дорогому человеку - матери. Самая настоящая, верная, взаимная и преданная любовь связывает этих двух людей, освещая жизнь поэта. Он признаётся, что мать "одна мне несказанный свет", и, судя по её волнениям, она тоже очень переживает за судьбу любимого единственного сына. Сквозь всё творчество Есенина проходит этот светлый образ матери - наделенный индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины - сказочный облик той, которая не только подарила весь мир, но и осчастливила песенным даром.
Название стихотворения очень информативно. Оно и даёт нам указания на жанр стиха - письмо, и подчёркивает его адресата - мать. Эти сведения позволяют нам сделать вывод о глубокой личности стихотворения, о его интимности.
2 студент: Тема произведения - материнская неиссякающая любовь, несмотря на то, что сын "повеса" и "хулиган". Идея стихотворения тесно переплетается с темой и ставит своей целью не только показать истинную любовь матери, но и отразить душевное состояние самого поэта на тот момент времени, а ведь мы помним, что 1924 год предшествовал году смерти Есенина и уже тогда его терзали тягостные муки, раздумья, как он говорит - "тоска мятежная".
3 студент: Сюжет стихотворения плавен, начинается с приветствия матери и несколько раз перетекает во временные воспоминания, возвращается в прошлое или стремится в будущее. Композиция тоже построена по схеме письма: вступление: "Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!" Динамично развивающийся сюжет подходит к кульминации "и молиться не учи меня. Не надо!", и затем - к развязке - "Так забудь же про свою тревогу" Связующим звеном, придающим целостность композиции, является рефрен - повторяющиеся строчки " что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне." Кольцевая композиция придаёт завершенность произведению.
4 студент: Основных образов двое: мать и сын. Олицетворяющая добро и свет мать противопоставляется сыну, но всё же он "не такой уж горький пропойца", "чтоб, её не видя, умереть". Мы понимаем, что внутренний мир свой поэт готов открыть только перед родным, близким человеком, признаваясь даже в том, что "по-прежнему такой же нежный". Перед остальными же он остаётся всё таким же непонятным повесой - поэтом, может именно поэтому так мечтает поскорее "воротиться в низенький наш дом". Образ матери здесь представлен чистым, светлым, заботливым, отрадным.
5 студент: В стихе прекрасная рифма, пятистопный ямб создают особый ритм всего стихотворения, который несёт в себе душевное состояние лирического героя. Обилие средств художественной выразительности: метафоры ("струится свет"), эпитеты ("кабацкая драка", "ранняя утрата"), инверсии, просторечные слова ("саданул", "шибко") придают колоритность, анафора способствует ритмическому разнообразию так же, как и синтаксический параллелизм.
Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и подчеркнуты Есениным в образе матери. В "Письме матери" сыновьи чувства выражены с пронзительной художественной силой: "Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет!"
Учитель: Это стихотворение было положено на музыку и стало народной песней еще при жизни поэта. Красота и поэтичность слышны уже в первых нотах.
Звучит песня «Письмо к матери»
Подведение итогов урока
Учитель: Теперь обратимся к группе «Экспертов».
- Сделайте вывод, каково отношение Есенина к матери? Какие чувства вложил автор в строки стихотворения?
1 студент: Герой относится к матери с большой любовью, называет ее: родная, старушка, помощь и отрада...
Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет никого близкого, кроме матери (Ты одна мне помощь...).
Он высказывает ей самые лучшие пожелания (Пусть струится...), и просит успокоиться, забыть про тревогу, не грустить. И самое лучшее, чем он может обрадовать мать - это рассказать о своей жизни, а еще лучше - приехать домой.
2 студент: Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому. «Низенький, избушка»-нежно называет поэт свой дом, мечтая в него вернуться и начать новую жизнь.
Есенин в 1924 году пишет стихотворение «Письмо от матери», которое перекликается со стихотворением «Письмо матери».
В творчестве Сергея Александровича Есенина очень много стихотворений, посвященных именно матери или стихотворений, в которых отражен этот образ. Это такие стихотворения как «Разбуди меня завтра рано», «Матушка в Купальницу по лесу ходила», «Письмо от матери».
Чтец:
Письмо от матери

Чего же мне
Еще теперь придумать,
О чем теперь
Еще мне написать?
Передо мной
На столике угрюмом
Лежит письмо,
Что мне прислала мать.

Она мне пишет:
"Если можешь ты,
То приезжай, голубчик,
К нам на святки.
Купи мне шаль,
Отцу купи порты,
У нас в дому
Большие недостатки.
Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою.

Стара я стала
И совсем плоха,
Но если б дома
Был ты изначала,
То у меня
Была б теперь сноха
И на ноге
Внучонка я качала.

Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушел в кабацкий омут.

Любимый сын мой,
Что с тобой?
Ты был так кроток,
Был так смиренен.
И говорил все наперебой:
Какой счастливый
Александр Есенин!

В тебе надежды наши
Не сбылись,
И на душе
С того больней и горше,
Что у отца
Была напрасной мысль,
Чтоб за стихи
Ты денег брал побольше.

Хоть сколько б ты
Ни брал,
Ты не пошлешь их в дом,
И потому так горько
Речи льются,
Что знаю я
На опыте твоем:
Поэтам деньги не даются.

Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою.

Теперь сплошная грусть,
Живем мы, как во тьме.
У нас нет лошади.
Но если б был ты в доме,
То было б все,
И при твоем уме -
Пост председателя
В волисполкоме.
Тогда б жилось смелей,
Никто б нас не тянул,
И ты б не знал
Ненужную усталость,
Я б заставляла
Прясть
Твою жену,
А ты, как сын,
Покоил нашу старость".
. . . . . . . . . . . . . .
Я комкаю письмо,
Я погружаюсь в жуть.
Ужель нет выхода
В моем пути заветном?
Но все, что думаю,
Я после расскажу.
Я расскажу
В письме ответном...

Учитель: Ребята, посмотрите, поэт использует для своих стихотворений особый жанр- жанр письма.
- Как вы думаете, почему Есенин использует именно это жанр?
Учащийся: Письмо маме – это размышление о прожитых годах, о каком-то этапе жизни, своего рода подведение итогов. Именно в письме мы можем рассказать самое сокровенное и личное, которое не осмеливаемся сказать человеку в глаза.
Рефлексия
Учитель: Теперь давайте вернемся к вопросам, которые мы задавали в начале урока.
- Скажите, на все ли вопросы мы дали ответы?
Учитель: Верно. Мы с вами не ответили на один из поставленных вопросов: почему эта тема актуальна сейчас?
Учитель: Я думаю, что сегодня вы хорошо поработали, и нам нужно поблагодарить ребят, которые были сегодня наиболее активны.

Учитель: В суете дней, в череде событий мы с вами порой забываем о тех людях, которые всю жизнь находятся рядом с нами- это наши мамы. Мы обижаемся на них, что они ругаются на нас, ворчим, когда они нас не понимают, порой даже злимся, если все получается в нашей жизни не так, как мы хотим. А ведь они не виноваты. Они только хотят, чтобы мы с вами были счастливы. Они радуются нашим победам и разделяют наши печали. А мы порой даже забываем поздравить их с праздником.
И вот сегодня в преддверии всероссийского Дня матери мне хотелось бы вам пожелать, помните о своих матерях, цените их, берегите и, конечно же, дарите им свою любовь и заботу.
Домашнее задание
Учитель: А домашним заданием я хочу, чтобы стал ваш подарок своим мамам. Напишите им письмо. Расскажите в нем все то, о чем вы когда-то молчали или боялись сказать. Расскажите о своей любви и нежности к своей маме. Пусть она однажды прочитает его и поймет, что для вас самым дорогим человек в жизни всегда останется мама.