Технология обслуживания транспортных средств. Профиль подготовки: «Сервис транспортных средств

Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.

Для студентов-биологов, психологов, медиков, педагогов-и всех читателей итересующихся вопросами психологии

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологи-ческих воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государ-ства и господствующей идеологией.

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мыс-ли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т.д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использо-вать результаты, полученные естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов. А это в свою очередь вызвано и тем, что при наличии отдельных высококвалифицированных психологов в СССР отсутствует полнокровный учебник по психологии, в котором были бы изложены самые современные данные по всем областям этой науки. В результате -несоответствие подготовки молодых специалистов-психологов в СССР ми-ровому уровню.

В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа - профессора с большим лекторским опытом. Книга, названная автором во француз-ском варианте «Пути психологии», характеризуется рядом важных особенностей, позволяющих использовать ее в качестве основного учеб-ного пособия для студентов колледжей, институтов и университетов а также и как руководство для преподавателей.

Предисловие редактора перевода

Моим детям Фредерике и Кристофу

Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы вос-приятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.

Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководство-вался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических за-кономерностей от деятельности мозговых механизмов.

В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Докумен-ты». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представ-ление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.

В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицин-ских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.

Профессор Г. Г. Аракелов

Работа по переводу книги была распределена следующим образом:

Т.Я. Эстрина-гл. 1-3; А.В. Пегелау-гл. 4-6; Н.Н. Алипов-гл. 7-9, приложение Б; В. В. Свечников-гл. 10-12, приложение А.

Чем больше я узнаю человека, тем больше я лю6лю свою собаку, говорил дурак.

Чём больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.

Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.

Жан Марсенак

Предисловие

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но тем не менее осмелился на сей раз им воспользоваться. К тому же это руководство -несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.

Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню о чем, несомненно, помнит и он, - как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробе-лы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигуриро-вала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное, но и вплотную занялся предметом, кото-рый был для меня главным (и вскоре стал единственным), -эксперимен-тальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одно-временно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он про-явил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии жи-вотных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподаватель-скую деятельность.

Настоящее руководство-плод этой деятельности, которой автор отдается с упоением. Он не признает, однако, преподавания в той его бесплотной форме, когда учитель довольствуется простой передачей знаний, рискуя вселить в своего ученика, подавленного энциклопеди-ческим объемом материала, ощущение, что ему предстоит труд Сизифа.

Годфруа - приверженец динамичного и, как теперь принято говорить, «коммуникационного» стиля. Он обращается не к будущим специа-листам, уже решившим стать психологами. Его аудитория (особенно учащиеся колледжей, в том смысле, какой вкладывают в это слово в Северной Америке) ожидает получить от курса психологии не только некую целостную совокупность сведений, но и представление о вкладе психологических дисциплин в решение кардинальных проблем нашего времени. А поэтому для Жо Годфруа важно прежде всего возбудить в своих учениках любознательность, которая к тому же выходила бы за пределы его курса. С этой целью он без колебаний рассказывает о спорах, которые ведутся в наши дни и отражаются, как в зеркале, в развитии психологических дисциплин, а подчас и сами бывают резуль-татом этого развития. Автор не боится, что читатели догадаются о его собственных затруднениях, и не пытается создавать впечатление, что психология способна ответить на все их вопросы. Он предпочитает показать им, как психология, подобно всякой развивающейся науке, постоянно испытывает сомнения; как, для того чтобы продвигаться вперед, она пересматривает свои суждения и представляет стоящие перед ней проблемы в ином свете; он стремится также показать, что психоло-гия больше, чем любая другая наука (кроме, быть может, социологии), рискует оказаться в зависимости от господствующей идеологии общества, в которое она «вписана», и что изучать психологию - это означает, помимо всего прочего, учиться выявлять дефекты этого общества. Но, излагая читателю честно и реалистично все эти сомнения, он постоянно опирается на научные данные, причем объясняет, как эти данные были получены и как их следует интерпретировать. Будучи противником конформизма, автор не присоединяется ни к одной школе; а для такой позиции в современной психологии, как это ни парадоксально, надо обладать очень независимым мышлением и даже известной интеллекту-альной смелостью. С конструктивным эклектизмом он черпает из разных источников и подчеркивает двоякие корни поведения человека -биологические и культурные. Знакомясь с теоретическими рассуждениями и конкретными данными, читатель встретится с рядом крупных ученых, талант которых оставил след в этой странной науке о нас самих.

Это введение в психологию, в отношении дидактической ясности продолжающее традицию начальных американских руководств, заполня-ет пробел в публикациях по психологии на французском языке в Европе. Оно послужит путеводной нитью для многочисленных преподавателей, читающих лекции тем студентам, которые не обязательно решили посвятить себя психологии, но заслуживают тем не менее того, чтобы получить основательное и пробуждающее интерес введение в дисци-плину, с которой им еще придется столкнуться. Такие студенты найдут в этой книге не какую-то сумму твердо установленных научных фактов, а скорее путь, полный увлекательных приключений, который им захочет-ся продолжить. Я не сомневаюсь в том, что труд Жо Годфруа будет способствовать реабилитации психологии в общей системе образования из которой ее в последние годы нередко исключали - иногда под тем

предлогом, что она слишком специфична и в некоторых своих аспектах доступна только профессионалам, а иногда потому, что она несет на себе слишком явные отпечатки предвзятости той или другой школы. Эта книга заинтересует и всякого «порядочного человека» в обычном смысле слова, даже если он никогда не был студентом или уже перестал им быть. Своим успехом, уже достигнутым в ее недавнем канадском издании, книга, несомненно, обязана той убежденности, которую вло-жил в нее автор; с такой же убежденностью он, прежде чем передавать своим квебекским студентам собственную увлеченность психологией, обучал сначала африканских ребятишек, а затем объединял под своей эгидой однокурсников или, играя в любительском театре, который, вероятно, мог бы стать профессиональным, заставлял своих зрителей разделять переживания героев.

Эта книга обращена ко всем, кто желает войти в курс основных течений в западной психологии и ее подходов к изучению различных аспектов поведения человека. Автор хотел, чтобы она служила учебным пособием в науках о человеке, которое позволило бы каждому выработать собственные методы и критерии для анализа поведения в свете данных всех этих наук. Хотелось сделать содержание книги как можно более доступным и привлекательным как по характеру изложения материала, так и по стилю, который будет далеко -да простят автору великие ученые -от строгого языка научных трудов, способного сразу отпугнуть начинающих.

Книга отличается, однако, от американских учебников, где очень часто изложение сводится к наполнению глав фактами, из которых иногда бывает трудно извлечь основную идею. Автор пытался по возможности придерживаться в своей книге некой путеводной нити, с тем чтобы логически переходить от одной главы к другой; главы сгруппированы в четыре части, соответствующие различным уровням переработки информации головным мозгом.

Это, однако, не означает, что автор, стремясь сохранять объектив-ность, остается нейтральным (возможно ли это вообще?). Он вынужден делать выбор и становиться на какую-то точку зрения, которая не всегда совпадает с ясными представлениями торжествующей науки, обычно излагаемыми в начальных курсах. Таким образом, можно не считать книгу неприкосновенным текстом и вместилищем истины, а рассматри-вать ее скорее лишь как одну из возможных попыток найти некий смысл в фактах, обнаруженных в результате исследований, и оценить теории, созданные на основе этих фактов и объясняющие их. Тем самым автор предоставляет лектору, преподавателю или студенту широкие возмож-ности для обсуждения или для иного истолкования базовых данных.

Многочисленные приложения к главам -«документы» и «досье» -тоже помещены главным образом для того, чтобы порождать вопросы, а не для того, чтобы давать ответы. Многие из них представляют собой синтез статей, опубликованных в специальных обзорах или же в таких журналах, как La Recherche, Quebec Science или Science et Vie. Многие другие взяты из популярных психологических журналов, таких как Psychologie или Psychology today, на которые авторы начальных курсов, исполненные заботы о «научной строгости», никогда не ссылаются. Однако именно такие источники, гораздо более доступные, способны вызвать у читателя желание продолжить ознакомление с предметом,

начатое с этой книги, и таким образом проверить эффективность тех новых средств анализа поведения, которыми он овладел.

Кроме того, в одном из досье, а также в некоторых документах описаны нетрадиционные модели или поиски новых путей исследования. Наше мнение по этому вопросу существенно отличается от взглядов популяризатора науки Мишеля де Праконталя, автора недавно вышед-шей книги «Научный обман в десяти уроках» 2 . В этой книге Праконталь клеймит позором ученых-физиков, биологов, нейрофизиологов, этологов, которые в итоге длительных исследований и размышлений выдви-нули ряд гипотез, не укладывающихся в рамки рационального научного объяснения.

С нашей же точки зрения, наилучший способ развития критического мышления состоит не в том, чтобы выступать в роли цензоров, а в том, чтобы как можно объективнее излагать состояние исследований, теорий и моделей, которые теснят друг друга, стремясь пробиться в узкую дверцу гуманитарных наук.

Важно помнить, что Декарт со своими концепциями «мыслящей души» и «животного разума» или Фрейд с его представлениями о «под-сознательном» и о «либидо», а также большая часть психологов, цитируемых в этой книге (в том числе психофизиологи, взгляды которых на нервную систему непрестанно изменяются в связи с новыми научными открытиями),-тоже в какой-то мере «обманщики» в науке или же их концепции еще ждут своего подтверждения 2 . Нет никаких причин отка-зываться от того, чтобы расширить поле зрения психологии, включив в нее, например, «голографические» гипотезы Прибрама и Бома или гипотезу «в глубь собственного я» Лилли 3 .

Психология не может ждать, когда появится некая окончательная теория о функционировании головного мозга, и только тогда перехо-дить к попыткам понимать и действовать. Как и другим гуманитарным наукам, ей нужны свои модели, чтобы помогать людям жить, любить и умирать. Это очень своевременно сейчас, когда вновь стали заботиться о накоплении знаний, которые позволят отделить зерна от плевел и проложить новые пути, все больше приближающиеся к реальной жизни человека. Недавний период в истории психологии показал, что стремление навязать слишком быстро редукционистское и «научное» представление о поведении человека приводит в лучшем случае лишь к карикатуре.

Беда не столько в изложении представлений, на первый взгляд кажущихся «ложью», сколько в стремлении выдать их за истину, за

1 Michel de Pracontal, L"imposture scientifique en dix lecons, editions La Decouverte, Paris, 1986.

2 Эволюционная теория Дарвина, которую мы излагаем в главе 1, продол-жает испытывать сильные потрясения (см. М. Denton, Evolution: „Theory in Crisis", а также статью S. Ortoli, Science et Vie, № 834, 1987).

3 См. документы к гл. 5.

единственный возможный путь, или же, напротив, во имя научной ортодоксальности высмеять их (а заодно и всех, кто хотел бы к ним приблизиться) и окончательно изъять из области возможного. Автор старался на протяжении всех последующих страниц избегать как одного, так и другого из этих подводных камней. Если ему не везде это удалось, он смиренно примет критику.

Представление книги

Настоящая книга была задумана как попытка в максимальной степени удовлетворить любознательность студентов независимо от того, какой области знаний, связанной с человеком, они собираются себя посвятить: научным исследованиям, клинической медицине, педагогике, криминалистике или праву, административной работе или врачебной практике и вообще любой деятельности, требующей знания основ человеческого поведения.

Структура книги

Первые девять глав составляют содержание курса «Введение в психо-логию». Что касается трех последних глав, то их можно использовать как дополнение к вводному курсу, представив, например, в форме резюме или приложенных к ним документов; они составлены, однако, так, что могут служить канвой для таких курсов, как «Развитие личности», «Социальная психология» или «Введение в психопатологию», в случае если преподаватель и его слушатели не собираются обратиться к специальным руководствам по тому или другому из этих предметов. В этом качестве настоящая книга могла бы служить справочником по психологии в течение всего периода обучения студентов, специали-зирующихся в различных областях науки, непосредственно касающихся человека.

Приложение «Психофизиологические основы поведения» изложено относительно углубленно, с тем чтобы дать представление о состоянии проблемы или подкрепить знания, полученные в разных главах. В от-личие от этого приложение, в котором очень конкретно рассмотрены «Статистика и анализ данных», содержит сведения, необходимые для того, чтобы облегчить изучение этой области математики, столь полез-ной в науках о человеке. Резюме, завершающие каждое приложение, дают достаточно широкое общее представление об основных понятиях этих двух областей науки.

дополнительной информации, то они сгруппированы в «документы» и «досье», помещенные в конце каждой главы.

Все главы завершаются довольно подробными резюме и вопросни-ками, позволяющими проверить усвоение материала.

Возможны различные подходы.

Прежде всего классический подход: преподаватель более или менее углубленно излагает содержание какого-то раздела книги, расставляя акценты в соответствии с собственными взглядами, и приводит соб-ственные примеры или использует материалы из документов.

Студенты могли бы при этом заранее готовиться к каждой лекции, внимательно читая текст и проверяя степень усвоения материала по специальному приложению, помещенному в конце каждой главы. В этом случае преподаватель может сделать лишь краткий обзор проблемы, опираясь на резюме, а главное внимание уделить разъяснению или углублению моментов, оставшихся неясными, а также чтению и об-суждению одного или нескольких «документов».

Можно также уделять в аудитории основное время обсуждению некоторых документов, рассматривая текст данной главы как синтез различных моментов, выявленных в процессе предшествующего обсужде-ния, а усвоение материала проверять по приложению в конце главы.

Вместо этого можно поручить изложение части материала группе студентов, которых особенно заинтересовали некоторые «документы» или «досье» и которые проработали этот материал более глубоко по обзорам или оригинальным работам, приведенным в библиографии; они могли бы сопроводить изложение демонстрацией видеофильмов.

Наконец, студенты могли бы прорабатывать книгу в одиночку или, объединившись с одним-двумя сокурсниками, контролировать успеш-ность своих занятий по проверочным материалам в конце глав. В этом им помогут многочисленные иллюстрации и словарь терминов, поме-щенный в конце книги. Такие самостоятельные занятия можно было бы дополнить просмотром документальных видеофильмов. Личные встречи с преподавателем позволили бы заполнить некоторые пробелы и обме-няться мнениями по вопросам, имеющим особое значение.

Во всех случаях для проверки приобретенных знаний могут служить многочисленные вопросы, помещенные в конце глав. Эти вопросы можно использовать в том виде, в каком они сформулированы, или видоизменять для более строгой оценки знаний.

Благодарности

Эту книгу я писал в одиночку на протяжении трех лет в разных местах западного Квебека в свободное от преподавания время и в пери-оды возвращения в Прованс. Она, однако, не могла бы получиться такой, какая она есть, без разумных замечаний и предложений моих

квебекских коллег. Я горячо благодарю Annick Beve, Louise Bergeron, Michele Beaudry, Leandre Boufiard, Serge Levesque, Paul Potters, Frederic Legault, Fran9ois Berthiaume, Lise Matteau, Pierre Cloutier, Jacynthe Thiboutot, а также Francois Cauchy, координатора по психологии про-винции Квебек; все они, каждый по-своему, указали мне на те или иные аспекты отдельных глав, которые, по их мнению, следовало бы изло-жить как-то иначе.

Я весьма обязан моему собрату Claude Gelinas из колледжа в Аби-тиби-Темисками за составление досье 5.1 по проблеме «наука и паранормальные явления», большую часть которого он отредактировал, и моему другу Louis Belanger, который прочитал и пополнил данные и библиографию, относящиеся к изучению пси-феноменов.

Я выражаю также блогадарность проф. Marc Richelle (лаборатория экспериментальной психологии Льежского университета), который сделал из меня экспериментатора, а также впервые приобщил меня к этногра-фической антропологии и психолингвистике, за любезно высказанные критические замечания по разным частом книги, относящимся к сферам его интересов.

Я пользуюсь также случаем, чтобы поблагодарить других своих учителей, которые обнаружат на этих страницах, что во всех своих рассуждениях я постоянно опирался на заложенные ими основы; это профессора Jean Paulus, который в свое время ввел меня в лабиринты психологии, Francois Duyckaerts, вложивший в меня основы динами-ческой психологии, Andre Husquinet, обучавший меня основам клини-ческой психологии, Maurice Dongier, пробудивший во мне понимание невротических расстройств, Adele Dubuisson-Brouha и Jacques Faidherbe, которым я обязан своими знаниями в области психофизиологии, Jean-Claude Ruwet, сформировавший меня как этолога, Michel Chardon, передавший мне часть своих зоологических знаний, и многие другие, участвовавшие в формировании моих представлений о поведении чело-века. Я надеюсь, что этой книгой я не слишком сильно обманул их ожидания и что они признают преемственность, которую я им навязы-ваю по прошествии столь многих лет.

Бихевиористская подготовка, полученная от одних, и психоанали-тический взгляд на личность, переданный мне другими, обогатились мало популярным в Европе в последние 20 лет гуманистическим подходом, которым меня одарили мои квебекские коллеги сразу после мая 1968 года. Именно такой подход, более соответствующий моим оптимистическим и прогрессивным взглядам на человека и его эволю-цию, особенно помог мне создать педагогические принципы, положен-ные в основу моих методов преподавания.

И все-таки постоянным углублением и переосмыслением своих знаний и педагогики я обязан любознательности и заинтересованности, неиз-менно проявляемой множеством студентов в Абитиби-Темисками, ко-торым я преподавал в колледже на отделении для взрослых, и в Кве-бекском университете. Я надеюсь, что они воспримут мою книгу как выражение моей признательности за те радости, которыми они меня

непрерывно одаривали, и как отпечаток нашего общего вклада в интел-лектуальный взлет этого обширного края западного Квебека.

В заключение я должен поблагодарить всех тех, без кого эта книга никогда не могла бы выйти в свет, и в особенности двух моих верных сотрудниц Raymonde Milesi в Провансе и Use Cadorette в Квебеке, неизменно обеспечивавших тщательную перепечатку рукописи, а также всех сотрудников издательства и типографии за их серьезный подход и качество работы и, самое главное, за их бесконечное терпение.

В 1965 году, будучи еще студентом, я имел возможность побывать в Москве и Ленинграде и соприкоснуться с советской психологической наукой. Знакомство с проф. Леонтьевым, его рассказы о состоянии психологических исследований в СССР, посещение разных лабораторий, где велись исследования, внесшие столь много в развитие рефлексоло-гии, а также работы Васильева в области «паранормальных» явлений, волнение, охватившее меня при входе в кабинет, бывший свидетелем развития гениальных идей Павлова, теплые встречи со студентами-психологами, многие из которых, по всей вероятности, стали в дальней-шем моими коллегами, - все эти знаменательные картины встают передо мной в тот момент, когда благодаря моей книге возобновляются контакты, прерванные четверть века назад.

Мне особенно приятно, что перевод моего учебника, предпринятый издательством «Мир», происходит в момент сотрясающих наш конти-нент грандиозных политических событий, сквозь которые благодаря свободному обмену идеями проступает надежда на возрождение евро-пейского мышления, и в особенности психологических концепций. Можно в сущности предвидеть, что ознакомление западных ученых с глубоко оригинальными трудами Выготского, Лурия и Леонтьева, а также с новыми направлениями, порожденными этими работами или возник-шими позднее, будет способствовать расширению наших знаний и соз-данию новых перспектив в анализе поведения человека. Вероятностные представления о Вселенной, высказанные, в частности, профессором Московского университета Владимиром Налимовым, не могут не при-вести к глубочайшему пересмотру наших концепций относительно чело-века и его деятельности, что откроет новые пути исследований.

Что касается самой этой книги, то ее единственная цель - представить в простой, как можно более доступной форме высказывания психологов нашего столетия, приведшие к попытке показать, что любая концепция человека-это чаще всего отражение того общества, в котором она была создана. Этот труд, однако, не сводится к простому обозрению суще-ствующих теорий. На протяжении всех его страниц я старался систе-матизировать фактические данные и пропустить их с максимальной объективностью сквозь сито давно усвоенного мною прогрессистского и гуманистического взгляда на общество, с тем чтобы осветить разного рода политические уловки, совершавшиеся именем науки. Удалось ли мне этого достигнуть, я предоставляю решать читателю.

Каким бы ни оказалось отношение к моей книге, я, воспользовавшись

ее публикацией, хотел бы выразить наилучшие пожелания советским читателям-коллегам, учащимся и широкой публике, а через них -всем людям, пытающимся в конце нынешнего века найти наилучшие пути сочетания социальных завоеваний революции с возможностями для расцвета отдельной личности в условиях свободы. Успех такой попытки мог бы послужить моделью для мира, занятого поисками гуманисти-ческих ценностей на пороге третьего тысячелетия.

Жо Годфруа

1. Изучение поведения - история и методы

Введение

В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по всей видимости, жил там один (рис. 1.1)

Мальчик не был похож на человеческое существо ни в психическом отношении, ни даже физически. Он передвигался на всех четырех конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух были у него чрезвычайно развиты, но очень своеоб-разны; при малейшем треске ветки или звуке разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малей-шей реакции. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он рассматри-вал скорее как препятствие к удовлетворению своих потребностей.

В начале XIX века известный психиатр Пинель (Pinel) обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым слабоумием. Моло-дой врач Итар (Itard), специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с таким диагнозом. По его мнению, поведение ребенка, которого назвали Виктором, - следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убежден, что путем надлежащего обуче-ния он даст возможность мальчику вступить в лоно общества и жить нормальной жизнью. Он решил взять это на себя.

Однако после пятилетних усилий Итар был вынужден признать, что ему никогда не удастся достичь поставленной цели. К юношескому

Введение к части 1

Рис. 1.1. Виктор - «дикий ребенок» - как он представлен в фильме Франсуа Трюффо, в котором рассказана его история. Можно ли признать в этом устремленном на нас взгляде взгляд человека?

возрасту Виктор научился узнавать различные предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, мог написать и прочитать некоторые из них, не очень представляя себе их значение; но вскоре мальчик перестал делать успехи.

Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу:

он так никогда и не смог научиться играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его поведение в сексуальном плане было еще менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло.

История Виктора порождает серьезные вопросы о том, что состав-ляет основу человеческой природы.

Рождается ли человек с теми признаками, которые отличают его от прочих живых существ, или же приобретает их в результате общения с себе подобными? Виктор «чувствовал» иначе; он «слышал» и «видел» не так, как нормальное человеческое существо. Его эмоции и его мотивации тоже были иными. Сделала ли его таким среда, в которой он жил, или у него изначально отсутствовал умственный багаж, необходи-мый для того, чтобы вести себя как подобает человеку?

Тем не менее он относительно быстро научился передвигаться на

Введение к части 1 21

двух ногах, а не на четвереньках, пользоваться предметами обихода цивилизованного человека и, что самое главное, овладел, хотя и в зача-точной степени, членораздельной речью, к чему не способна ни одна обезьяна.

Какова же роль врожденного и приобретенного в развитии индиви-дуума? Это один из вопросов, лежащих в основе понимания нашего поведения.

При рассмотрении истории Виктора встает еще один вопрос, выте-кающий из первого: если мальчик был наделен признаками человека, то почему он не смог полностью освоиться в человеческом обществе? Был ли он идиотом от рождения, как это считал Пинель, или аутистическим ребенком, который не смог бы адаптироваться в любом случае, даже если бы воспитывался среди себе подобных? Ведь впоследствии в разных частях земного шара находили и других таких детей. Большую часть этих «детей-волков» или «детей-газелей», обнаруженных в Вест-Индии, а также пятилетнего «маленького Тарзана», перелетавшего с ветки на ветку в лесах Сальвадора, удалось перевоспитать. Создается при этом впечатление, что чем они были моложе в тот момент, когда их находили и начинали с ними работать, тем легче удавалось вернуть их в общество. По-видимому, в процессе развития имеются некие оптимальные периоды для обучения определенным вещам, которые позднее не усваиваются, как в случае Виктора, начавшего обучаться лишь в 12 лет.

Какое же заключение можно сделать о Викторе на основании всего, что о нем известно? Был ли он нормальным или нет?

Безусловно, да -до тех пор, пока он жил в лесу. Одно то, что он сумел выжить на протяжении стольких лет, говорит о его почти идеальной адаптации к этому образу жизни. Но люди, ежедневно соприкасавшиеся с Виктором после того, как тот был найден, утвер-ждали обратное, поскольку он жил и реагировал не так, как они. Вот еще одна проблема, встающая перед тем, кто начинает изучать поведение: на какие критерии следует опираться при определении нормы? Нередко мы обращаемся к своим собственным схемам мышления, чтобы судить о том, что считать «нормальным», а что нет. В этом случае мы легко можем посчитать сумасшедшим того, кто ведет себя в соответствии с обычаями, присущими другим культурам, как только его поведение начинает отличаться от нашего и мы перестаем его понимать. Но существуют ли абсолютные критерии?

Все вопросы, поднятые в связи с историей Виктора, находятся в центре внимания психологии, когда речь идет о развитии любого человека. Цель данной книги -дать ответы, пусть пока частичные, на эти вопросы.

В первой части книги мы намерены определить, что такое поведение человека, и показать, как его объясняют психологи, принадлежащие к различным школам; затем будут рассмотрены методы, которыми они для этого пользуются.

В главе 1 мы попытаемся установить, что в поведении зависит от врожденного, а что -от приобретенного, подойдя к этому вопросу со

Введение к части 1

стороны теории эволюции, особенно гипотез относительно эволюции человека.

История возникновения психологии и изучения поведения будет рассмотрена в главе 2. Мы проследим за развитием основных концепций вплоть до XX века и увидим, как в конце этого века различные течения, противостоявшие друг другу, становятся взаимодополняющими и при-ходят к более широким представлениям об индивидууме.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные цели дисциплины – изучение системы продукции автосервиса, применения нормативно-правовой и технологической баз автосервиса, освоение приемов и методов расчета организации и планирования ТО и ремонта АТС, которое в наибольшей степени влияет на показатели эффективности ТЭА, экономичности эксплуатационно-технологических факторов производства и условия работы персонала, а также реализацию технологических методов ТО и ремонта, диагностирования и организации услуг предприятий автосервиса.

Задачи дисциплины – научить студентов:

Основам системы и продукции автосервиса;

Использованию нормативно-правовой и технологической баз автосервиса;

Приемам организации управления, планирования и финансирования предприятий автосервиса;

Применению технологических методов диагностирования, ТО и ремонта АТС;

Оказанию автосервисных услуг на предприятиях разного назначения и специализации.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Система, технология и организация сервиса транспортных средств» студент должен:

Номенклатуру и классификацию, виды и формы организации услуг сервиса, а также механизм формирования их рынка;

Организацию управления структуры производства, а также нормативно-правовую и технологическую базу предприятий автосервиса.

Составлять регистрационные документы при открытии предприятий автосервиса, а также выполнять расчет капиталовложений на строительство, оборудование и производственных мощностей СТОА с расчетным анализом длительности производственного цикла и оценки показателей технического уровня ТС;

Использовать технологии проведения диагностических, регулировочных и ремонтных работ.

· получить навыки:

Планирования и организации производственного процесса, а также реализации методов диагностирования, ТО и ремонта АТС;

Моделирования и применения методов расчета, основных показателей технико-экономической деятельности предприятия с учетом требований потребителей, а также программы услуг автосервиса;

Нормирования и определения потребности, учета расхода, хранение материально-технических ценностей и топливно-энергетических ресурсов в предприятиях сервиса различных форм собственности.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов, включая курс. работу (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Раздел 1. Система и продукция автосервиса
1. Введение. Роль автосервиса в жизненном цикле транспортных средств и его развитие в России. - - -
2. Номенклатура, классификация и рынок услуг автосервиса. - -
3. Маркетинговые требования к предприятиям автосервиса. - - -
Раздел 2. Нормативно-правовая база автосервиса
4. Гражданский Кодекс РФ об организационно-правовых формах предприятий. - - -
5. Порядок открытия и регистрации юридических лиц. - - -
6. Нормативная и разрешительная документация, лицензирование и сертификация услуг автосервиса. - - -
Раздел 3. Организационно-управленческие структуры, имущество, планирование и финансирование предприятий автосервиса
7. Имущество как объект предпринимательства и управления. - -
8. Лизинг как форма финансирования создания и развития предприятий автосервиса. - -
9. Организационно-управленческие структуры, производственная, ценовая, сбытовая и финансовая политика и их формирование в процессе бизнес-планирования предприятий автосервиса - -
Раздел 4. Нормативно-технологическая база автосервиса
10. Цели, задачи, классификация и порядок разработки нормативно-технической документации. - - -
11. Организация эксплуатации транспортных средств с учетом их надежности и требований потребителя. - - -
12. Механизация технологических процессов и правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. - -
Всего за семестр: -
Раздел 5. Технология проведения диагностических работ
13. Технологические принципы, параметры и методы диагностирования ТС. - - -
14. Номенклатура и выбор диагностического оборудования - -
15. Определение периодичности диагностирования и остаточного ресурса транспортных средств. - -
Раздел 6. Организация сервиса транспортных средств
16. Формы организации общения с потребителями услуг автосервиса. - -
17. Организация основного и вспомогательного производства при оказании услуг по ТО и ремонту транспортных средств. - - -
18. Нормирование, определение потребностей, учет расхода, хранение и поставка запасных частей и материалов. - -
19. Оперативное управление, объемное и календарное планирование работ по ТО и ремонту транспортных средств. - -
20. Дистрибьютерские системы и товаропроводящие сети реализации автомобилей, запасных частей и материалов. - - -
21. Взаимоотношения и расчеты с производителями и поставщиками транспортных средств. - - -
22. Методы сокращения сроков исполнения заказов. - -
23. Особенности фирменного обслуживания при продаже, в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации транспортных средств. - - -
24. Технология оценки транспортных средств. - -
25. Экологические и социальные аспекты хранения и утилизации транспортных средств. - -
26. Оценка эффективности совмещения услуг автосервиса. - - -
Всего за семестр: - -
Всего: - -
Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
Семестры: -
Для заочной формы обучения
Всего: - -
Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
Семестры:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздел 1: Система и продукция автосервиса

Тема 1. Введение. Роль автосервиса в жизненном цикле транспортных средств и его развитие в России.

Рассмотрение особенностей функционирования автосервисов в условиях становления и развития рыночных отношений. Виды и формы организации услуг, механизм формирования их рынка.


Тема 2. Номенклатура, классификация и рынок услуг автосервиса

Номенклатура и классификация услуг сервиса в отрасли. Особенности развития структуры автосервиса и определение понятий отраслей сферы сервиса, конкуренции и конкурентной среды, базирующиеся на современных зарубежных теорий и практике, а также на российском опыте.

Практическое занятие:

Обоснование целей, направления и стратегии действий, востребованности и конкурентоспособности услуг.

Составление характеристики деятельности АСП по соответствующей форме. Сравнение показателей и определение конкурентоспособности услуг при выполнении технического обслуживания и ремонта автомобиля. Оценка конкурентоспособности станций – конкурентов по услугам.

Тема 3. Маркетинговые требования к предприятиям автосервиса

Организационно-распорядительские методы управления маркетинговой деятельностью на предприятиях автосервиса. Особенности применения методов маркетинга в сфере деятельности предприятий сферы автосервиса.

Раздел 2: Нормативно-правовая база автосервиса

Тема 4. Гражданский Кодекс РФ об организационно-правовых формах предприятий

Рассмотрение основных положений Гражданского Кодекса РФ об организационно-правовых формах предприятий. Организационно-правовые формы юридических лиц России (коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные предприятия, производственные кооперативы; некоммерческие организации: потребительские кооперативы, фонды, общественные и религиозные организации). Нормативно-правовая база сервиса как предприятия. Объединения предприятий.

Тема 5. Порядок открытия и регистрации юридических лиц

Виды предприятий сервиса, порядок их открытия и регистрации. Классификация предприятий автосервиса (СТО). Классификация предприятий по признакам требований к услугам и оказывающих услуги автосервиса. Создание юридического лица. Порядок и виды регистрации юридического лица. Учредительный договор и устав, в которых определяются цели, организационная структура, права и обязанности органов управления, порядок реорганизации и ликвидации предприятия, а также основные взаимоотношения между учредителями и владельцами

Тема 6. Нормативная и разрешительная документация, лицензирование и сертификация услуг автосервиса.

Изучение законодательных актов, а также нормативной разрешительной документации при лицензировании и системе сертификации качества услуг, основные положения и порядок проведения. Общероссийский классификатор услуг населения (ОКУН). Основные задачи и требования сертификации услуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств.

Раздел 3: Организационно-управленческие структуры, имущество, планирование и финансирование предприятий автосервиса

Тема 7. Имущество как объект предпринимательства и управления

Основные производственные фонды предприятий автосервиса (СТО). Имущество как материальная основа предпринимательской деятельности. Износ и амортизация имущества. Классификация и сущность капиталовложений (инвестиции). Состав и права предпринимателя на имущество, а также защиты прав предпринимателя на имущество.

Практическое занятие:

Расчет капиталовложений на строительство и оборудование предприятий автосервиса.

Определение нормы доходности предприятия, срока окупаемости вложенных капиталовложений и чистого дисконтированного дохода (ЧДД).


Тема 8. Лизинг как форма финансирования создания и развития предприятий автосервиса

Особенности лизинга. Основы лизингового процесса как форма финансового развития предприятий автосервиса. Влияния рыночных условий на лизинговый процесс. Объекты и субъекты, а так же виды и схемы лизинговых сделок. Экономические основы лизинга.

Практическое занятие:

Определение лизинговых платежей.

Определение различных вариантов лизинговых платежей в зависимости от вида лизинга, формы и способа выплат. Вариант неизменных лизинговых выплат. Вариант с увеличенными в начальный период лизинговыми выплатами. Вариант с отсрочкой лизинговых выплат.

Тема 9. Организационно-управленческие структуры, производственная, ценовая, сбытовая и финансовая политика и их формирование в процессе бизнес-планирования предприятий автосервиса

Организационно-управленческие структуры предприятий автосервиса и их виды. Анализ возможностей и ограничений предприятий автосервиса. Особенности ценообразования в автосервисе. Организация работы с клиентурой. Факторы, влияющие на организацию производства. Бизнес-планирование на предприятии автосервиса.

Практическое занятие 1:

Обоснование ценовой, ассортиментной и коммуникационной политики в бизнес-плане организуемого предприятия или услуги.

Определение возможностей АСП (резюме) и виды услуг, а также рынков сбыта услуг и конкуренции на рынках сбыта услуг

Практическое занятие 2:

Маркетинговое, производственное и организационное планирование.

Составление плана маркетинга и ее составных элементов (цели и стратегии маркетинга, ценообразование, схемы распространения работ (услуг) и реклама). Разработка плана производства с определением мощности и основных производственных фондов, схема закупки запасных частей и материальных ресурсов АСП, баланс загрузки оборудования и контроль качества работ (услуг). Составление организационного плана, характеризующего структуру и схему управления АСП, а также состав работников АСП и их функции.

Практическое занятие 3:

Оценка риска, страхование, финансовый план, стратегия финансирования.

Привести перечень возможных рисков и ожидаемого ущерба, представить программу и документы страхования от рисков. Составление финансового плана с разработкой и представлением планово-отчетной документацией. Обоснование и оценка экономических показателей, определение целей стратегии АСП и разработка мероприятий направленные на их осуществления.

Раздел 4: Нормативно-технологическая база автосервиса

Тема 10. Цели, задачи, классификация и порядок разработки нормативно-технической документации.

Сущность нормативно-технологической базы и ее влияние на показатели эффективности технической эксплуатации транспортных средств. Оказание автосервисных услуг на предприятиях разного назначения и специализации. Нормативно-технологическая база сервиса и технической эксплуатации в отрасли. Технология выполнения услуг в АСП согласно нормативно-технической документации.

Тема 11. Организация эксплуатации транспортных средств с учетом их надежности и требований потребителя

Основные задачи и показатели организации эксплуатации изделий. Основные характеристики и принципы определения показателей надежности транспортных средств и его составных элементов. Методы и формы организации эксплуатации изделий на разных периодах их использования с учетом надежности изделий, требований потребителей, программы сервисных услуг предприятий разного назначения и специализации. Требования к системе обеспечения технической эксплуатации изделий автомобиля.


Тема 12. Механизация технологических процессов и правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств

Технико-экономические и социальные значение механизации. Влияние обеспеченности АСП средствами механизации на эффективность их деятельности. Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Информация об услугах, порядок приема заказов и оформления договоров. Порядок оплаты оказываемых услуг. Порядок оказания услуг и ответственность исполнителя.

Практическое занятие:

Методика определение показателей механизации работ на АСП.

Расчет показателей механизации для рабочих мест, постов, участков, подразделений и в целом АСП. Подбор технологического оборудования и распределение их по группам. Определение уровня и степени механизации производственных процессов.

Раздел 5: Технология проведения диагностических работ

Тема 13. Технологические принципы, параметры и методы диагностирования ТС

Основные понятия и определения диагностики. Основы технологии проведения диагностических и регулировочных работ. Сущность диагностики технического состояния ТС. Общие положения технологии диагностирования систем и агрегатов автомобилей. Методы и средства регистрации результатов диагностирования транспортных средств.

Тема 14. Номенклатура и выбор диагностического оборудования

Классификация средств технического диагностирования, используемые диагностические параметры. Номенклатура и выбор технологического оборудования. Выбор приборов для технического диагностирования по технико-экономическому критерию.

Практическое занятие:

Выбор приборов для технического диагностирования по технико-экономическому критерию.

Классификация и характеристики контрольно-диагностического оборудования. Конструкция и расчет электронных контрольно-диагностических устройств. Первичные преобразования, элементы схемных решений, индуцирующие устройства.

Тема 15. Определение периодичности диагностирования и остаточного ресурса транспортных средств

Диагностика основных агрегатов, приборов и оборудований, узлов и механизмов транспортного средства. Организация и планирование диагностики транспортных средств на предприятиях автосервиса.

Практическое занятие 1:

Определение периодичности диагностирования.

Расчет периодичности диагностирования с учетом пробега и класса автомобиля.

Практическое занятие 2:

Прогнозирование остаточного ресурса по результатам диагностирования.

Показатели остаточного ресурса по оценке технического состояния автомобиля. Определение основных параметров систем двигателя внутреннего сгорания и его составных элементов, ходовой части и тормозной системы автомобиля.

Раздел 6: Организация сервиса транспортных средств

Тема 16. Формы организации общения с потребителями услуг автосервиса

Основные задачи и показатели организации при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту ТС. Показатели качества, трудовых и материальных затрат. Формы и методы организации отдельных видов услуг по техническому обслуживанию и ремонту ТС. Комплексные формы организации производственных процессов. Особенности планирования, управления и учета при оказании услуг.

Практическое занятие:

Организация работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.


Тема 17. Организация основного и вспомогательного производства при оказании услуг по ТО и ремонту транспортных средств

Проектно-технологические разработки и опыты работы автосервисных предприятий в области организации обслуживания и ремонта транспортных средств. Структуры и системы материально-технического обеспечения предприятий сервиса. Технико-экономические показатели и исходные условия организации технологических процессов основного и вспомогательного производства автосервиса.

Тема 18. Нормирование, определение потребностей, учет расхода, хранение и поставка запасных частей и материалов.

Основные задачи материально-технического снабжения. Теоретические и эксплуатационные основы определения норм расхода топлива и смазочных материалов. Нормирование, определение потребностей, учет расхода, хранение материально-технических ценностей и топливно-энергетических ресурсов в предприятиях сервиса различных форм собственности. Мероприятия по экономии топливно-смазочных энергетических ресурсов на АСП.

Практическое занятие:

Нормирование расхода запасных деталей и агрегатов.

Методика расчета нормирования расхода запасных частей и агрегатов транспортных средств. Определение параметра потока отказов элемента на один работающий автомобиль (агрегат, узел) за единицу пробега. Расчет потребности в капитальном ремонте двигателей автомобилей.

Тема 19. Оперативное управление, объемное и календарное планирование работ по ТО и ремонту транспортных средств.

Особенности управления и планирования работ при оказании услуг по ТО и ремонту ТС. Сущность и влияние оперативного управления на эффективность развития предприятий автосервиса. Контроль, учет и анализ оперативного управления. Объемное, календарное планирование, а также подготовка к производственному процессу станций технического обслуживания автотранспортных средств.

Практическое занятие:

Расчет производственных мощностей (ПМ) станции технического обслуживания автомобилей (СТОА).

Планирование производственной программы СТОА. Расчет максимальной, плановой и годовой ПМ отдельно по ручным и механизированным работам.

Тема 21. Дистрибьютерские системы и товаропроводящие сети реализации автомобилей, запасных частей и материалов.

Выбор способа проникновения на зарубежный рынок. Варианты проникновения, экспорт, виды посредников. Виды дистрибьюторов, характеристика оптовой и мелкооптовой дистрибьютерских систем и товаропроводящих сетей. Основные условия договора дистрибьюции.

Тема 21. Взаимоотношения и расчеты с производителями и поставщиками транспортных средств

Регламенты взаимоотношений и бизнес-процессы. Понятия, определения, особенности. Потоки товарные, финансовые и информационные. Процессы взаимоотношения и расчетов с производителями и поставщиками транспортной техники, комплектующих изделий, запасных частей и материалов. Разработка регламентов взаимоотношений с разными группами контрагентов, разработка процесса продаж, маркетинга и сервисного обслуживания.


Тема 22. Методы сокращения сроков исполнения заказов

Общее положение производственного цикла. Порядок учета и анализа длительности производственного цикла. Методы сокращения продолжительности выполнения заказов на поставки, вид обслуживания «точно в срок». Составление графиков и учетной документации исполнения заказов и загрузки зон технического обслуживания, производственных подразделений и рабочих участков АСП.

Практическое занятие:

Расчетный анализ длительности производственного цикла.

Порядок учета и анализа длительности производственного цикла. Определение времени приемки, начала и окончания работ, а также время выдачи автомобиля. Определение и сопоставление удельного веса длительности технологических операций в общей длительности нормативного производственного цикла с фактическим.

Тема 23. Особенности фирменного обслуживания при продаже, в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации транспортных средств.

Особенности фирменного обслуживания. Формирование производственной программы по обслуживанию продаже автотранспортных средств. Гарантийный и послегарантийный периоды, обслуживание по сервисным документам, обязательствам. Подготовка автотранспортного средства к продаже.

Тема 24. Технология оценки транспортных средств

Общая характеристика оценки автотранспортных средств. Теоретические основы оценки стоимости в отношении автотранспортных средств. Организация работ по оценке автотранспортных средств. Методическое и информационное обеспечение оценки автотранспортных средств. Регулирование и организация деятельности по оценке автотранспортных средств.

Практическое занятие:

Оценка показателей технического уровня транспортного средства.

Отчет об оценке транспортного средства. Цели и задачи проведения оценки, объект оценки, методические, информационные и нормативно-технические документы. Расчет пробега, физического и морального износа, остаточной и рыночной стоимости транспортного средства.

Тема 25. Экологические и социальные аспекты хранения и утилизации транспортных средств

Обеспечение экологической безопасности от механических загрязнений (кузовов автомобилей, шин и т.д), основные принципы хранения и утилизации автотранспортных средств. Реализация городских и региональных целевых программ по утилизации транспортных средств.

Практическое занятие:

Статистический анализ параметров хранения автомобилей.

Произведение статистического анализа парковки автомобилей на определенной территории. Составление плана объекта исследования и отчета выполненной работы.

Тема 26. Оценка эффективности совмещения услуг автосервиса

Управления запасами и специфика складской деятельности станции технического обслуживания автотранспортных средств. Рекомендации по рациональному размещению предприятий автосервиса.


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

Самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

Повторение и углубленное изучение лекционного материала;

Изучение учебной и учебно-методической литературы, нормативных актов, на которые опирается теоретический материал;

Подготовку докладов согласно планам проведение лекционных и практических занятий;

Написание рефератов по одной из предложенных тем;

Решение практических задач, составление планов, отчетов и подготовка к практическим занятиям;

Подготовку к зачету и экзамену.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

1. Методика определение показателей механизации работ на АСП.

2. Расчет производственных мощностей (ПМ) станции технического обслуживания автомобилей (СТОА).

3. Бизнес-планирование услуг автосервиса.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Тема 1. Сбор и статистический анализ загрузки магистральных дорог автомобильным транспортом

Расчетная часть:

1. Сбор информации о прохождении автотранспорта различной номенклатуры в заданном районе магистральной трассы в различное время суток.

2. Расчет и построение гистограмм распределения проходящего транспорта по номенклатуре и времени.

3. Аппроксимация полученных результатов аналитическими зависимостями.

Графическая часть:

1. Графическое изображение относительного расположения предполагаемого автосервисного предприятия для обслуживания и ремонта АТС и трассы.

2. Планировки производственных и вспомогательных участков проектируемого автосервисного предприятия.

Тема 2. Сбор и статистический анализ хранения автомобильного транспорта в заданном городском микрорайоне

Расчетная часть:

1. Сбор информации о ночной парковке АТС в заданном микрорайоне.

2. Построение гистограмм распределения паркующихся АТС по отдаленности от жилых домов и лечебных учреждений.

3. Определение доли машин, потерявших подвижность, от общего числа паркующихся АТС.

4. Расчет коэффициентов загрузки ближайших автостоянок.

Графическая часть:

1. Графическое изображение микрорайона с условным изображением мест парковки АТС.

2. Планировка предлагаемой охраняемой стоянки или паркинга АТС на экологически безопасном расстоянии от жилых массивов.

Тема 3 . Бизнес-планирование автосервисного и автотранспортного предприятия

Расчетная часть:

1. Расчет и обоснование коммерческой идеи создания предприятия в заданном микрорайоне.

2. Расчет ожидаемых капитальных и текущих затрат на создание АСП.

3. Расчет и обоснование цен оказываемых услуг.

4. Расчет коэффициента рентабельности предприятия и срока окупаемости.


Графическая часть:

1. Генеральный план и привязка к месту расположения предприятия.

2. Планировки производственных и вспомогательных участков предприятия.

3. График безубыточности предприятия.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Текущий контроль:

Свойствам материалов, применяемых при эксплуатации автомобилей, их основного ассортимента и назначения;

Выполнение контрольных заданий и задач;

Защита курсовой работы (проекта) и контрольной работы;

Рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

Зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом;

Экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Роль автосервиса в жизненном цикле АТС.

2. Этапы развития автосервиса в России (СССР).

3. Зависимость автосервиса от социально-экономического состояния общества.

4. Системы и подсистемы автосервиса.

5. Общие принципы оказания услуг автосервиса.

6. Цели и задачи ОКУН.

7. Требования к продукции автосервиса.

8. Основные понятия технологий автосервиса.

9. Требования к предприятиям автосервиса.

10. Характер эксплуатационных факторов АТС.

11. Статистический анализ факторов, влияющих на автосервис.

12. Обеспечение надежности как цель работ по ТО и ремонту АТС.

13. Диаграмма производственного цикла при ТО и ремонте АТС.

14. Трудоемкость при ТО и ремонте АТС.

15. Основные понятия технической диагностики.

16. Основы дистрибьютерских систем.

17. Товаропроводящие сети реализации автомобилей, запасных частей и материалов

18. Контроль показателей эксплуатационных свойств.

19. Структура системы технического диагностирования.

20. Диагностические нормативы.

21. Классификация параметров оценки технического состояния.

22. АТС как объект диагностирования.

23. Методы диагностирования.

24. Структура системы ТО и ремонта АТС.

25. Диагностирование как основная часть управления ТО и Р АТС.

26. Объективность, достоверность и точность контроля технического состояния.

27. Система планово-предупредительных ремонтов.

28. Нормирование диагностических и структурных параметров.

29. Прогнозирование остаточного ресурса.

30. Определение периодичности диагностирования.

31. Средства диагностирования АТС.

32. Структура и классификации АСП по ТО и ремонту АТС.

33. Производственная база АСП.

34. Лизинг и его виды.

35. Схема организации лизингового процесса.

36. Экономические факторы производства.

37. Интересы заказчика и исполнителя услуг автосервиса.

38. Сертификация услуг предприятий автосервиса.

39. Основные понятия оперативного управления производством.

40. Организационно-правовые формы предприятий.

41. Составляющие оперативного планирования.

42. Товарищества. Их виды и права на имущество.

43. Сущность организаций с ограниченной ответственностью.

44. Свойства товара и услуги.

45. Подготовка основного производства на АСП.

46. Хозяйственные общества. Их виды и права на имущество.

47. Акционерные общества.

48. Производственные кооперативы.

49. Определение стоимости товара и услуги.

50. Унитарные предприятия.

51. Холдинги. Их виды и права на имущество.

52. Факторы, влияющие на организацию производства в АСП.

53. Формирование производственной программы на АСП.

54. Факторы, влияющие на длительность производственного цикла на АСП.

55. Государственная регистрация юридических лиц.

56. Лицензирование услуг и предприятий автосервиса.

57. Основы хозяйственных взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности.

58. Рыночная цена.

59. Инфраструктура АСП.

60. Методика определения показателей механизации работ на АСП

61. Анализ отклонений экономических показателей

62. Цели анализа производственных и экономических показателей АСП.

63. Издержки производства и прибыль.

64. Определение и назначение бизнес-плана.

65. Порядок разработки бизнес-плана.

66. Состав имущества предпринимателя.

67. Оценка клиентов при бизнес-планировании АСП.

68. Имущество как объект предпринимательства и управления.

69. Определение направлений деятельности и целей АСП при бизнес-планировании.

70. Прием и оформление заказов на АСП.

71. Сегментирование рынка услуг автосервиса.

72. Функциональные элементы бизнес-плана АСП.

73. Цели и задачи работы с заказчиком услуг автосервиса.

74. Идея бизнеса и ее представление.

75. Ценовая политика АСП.

76. Разборка и утилизация транспортных средств.

77. Оценка транспортных средств.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная:

1. Бачурин, А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учеб. пособие / А. А. Бачурин. – М. : Академия, 2004.

2. Бондаренко, В. А. Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте: учеб. пособие / В. А. Бондаренко. - 2-е изд. – М. : Машиностроение, 2004.

3. Управление автосервисом: учеб. пособие / под ред. Л. Б. Миротина. – М. : Экзамен, 2004.

Дополнительная:

1. Андрианов, Ю. В. Оценка автотранспортных средств / Ю. В. Адрианов. – М. : Дело, 2003.

2. Волгин, В. В. Автосервис. Создание и сертификация: учеб. пособие / В. В. Волгин. – М. : Дашков и К, 2005.

3. Волгин, В. В. Автосервис. Маркетинг и анализ: учеб. пособие / В. В. Волгин. – М. : Дашков и К, 2005.

4. Волгин, В. В. Автосервис. Производство и менеджмент: учеб. пособие / В. В. Волгин. – М. : Дашков и К, 2005.

5. Лещенко, М. И. Лизинг в транспортном комплексе: учеб. пособие / М. И. Лещенко,
В. Е. Бочков, Ю. Н. Демин. – М. : МГИУ, 2004.

6. Рябченко, С. В. Система, технология и организация сервиса транспортных средств: метод. указ. по выполнению курсовой работы / С. В. Рябченко, Ф. П. Шпак - СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

7. Рябченко, С. В. Система, технология и организация сервиса транспортных средств: метод. указ. по выполнению контрольной работы / С. В. Рябченко, Ф. П. Шпак - СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

8. Рябченко, С. В. Система, технология и организация сервиса транспортных средств: учеб. пособие / С. В. Рябченко, Ф. П. Шпак - СПб. : СПбГАСЭ, 2006.

Периодическиеиздания:

1. Автомобиль и сервис: журнал.

2. За рулем: журнал.

материально-техническое обеспечение

По данной дисциплине используются:

Пакет прикладных программ для решения практических задач и графического моделирования;

Технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы, видео и аудиоматериалы.

Составитель: д.т.н., проф. А.А. Капустин, ст. преподаватель Р.Т. Хакимов кафедры «Технология обслуживания транспортных средств».

Рецензент: д.т.н. проф. кафедры «Технология обслуживания транспортных средств» Б.Д. Ефремов.

МИСАО – 2017 «Педагогическое образование учитель (преподаватель) изобразительного искусства»
МИСАО – 2016 «Педагогическое образование учитель (преподаватель) экономики
МГУЭСИ – 2012 к.э.н. (выпущена Монография по теме диссертации)
МГУЭСИ (МЭСИ) – 2006 Специальность: «Юриспруденция»
Московский Банковский Институт» (МБИ) - 2007г. Специальность: «Финансы и кредит»
2008г. Московская Академия предпринимательства при Правительстве Москвы по программе «Организация и проведение торгов на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд» и пр.
2007г. «Московская Академия предпринимательства при Правительстве г. Москвы по программе «Особенности управления финансами муниципального образования»
2003–2004г «ГАСИС» Государственная Академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов по программе «Бухгалтерский учёт и аудит»
1995–97г «Московский финансовый колледж Министерства финансов РФ» Специальность: «Финансы» со специализацией «Налоги и налогообложение»

Научная деятельность

Имею более 50 публикаций в т.ч. в изданиях, рекомендованных ВАК, Scopus - 2 и Web of Science – 1 Министерства образования и науки РФ, размещено в РИНЦ 37 публикаций, 4 изданных и используемых в педагогической практике учебных пособия, разработаны и читаются авторские курсы, кроме того в арсенале имеются разработки 12 методических пособий по написанию курсовых и контрольных мероприятий 37 учебных программ, выпущено 22 ФОС, УМК, имеется опыт участия в научных и международных и зарубежных конференциях, выпущено 4 Монографии, в том числе 3 зарубежные, общий Хирш – 8, ядро – 4. Разработаны новые курсы: «Управленческий аудит»; «ТРИС, РИС, АРИС (теория и методология решения нестандартных задач); «Выявление манипуляций с финансовой отчетностью (РСБУ) при переходе на (МСФО)». В 2017 году вошла в ТОП-300 лучших преподавателей. В планах: – сдача экзамена и получение Международных Сертификатов: DipNRF, ДипИфр, PM-standart.

Иные достижения соискателя

2017 – спикер в Федеральной программе ГБУ поддержки малого и среднего бизнеса (правовые и налоговые вопросы);
2017 – Внутренний грант РЭУ по теме «РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ДО 2030 ГОДА И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»;
2017 – Внутренний грант РЭУ по теме «Развитие механизма поддержки предприятий сельского хозяйства, включая фермерские хозяйства, в условиях финансовой нестабильности, посредством использования инновационных инструментов финансирования» из средств ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»;
2015-2017 Участие в Единой программе подготовки Арбитражных управляющих: задача подготовить специалистов к работе на основе стандартов профессиональной деятельности антикризисных управляющих; Проведение мастер-классов и участие в 2-х дневной программе для будущих абитуриентов в Школе 1179 «Франчайзинг, как движущая сила экономики»; «Бухгалтерский учёт, как основа финансовой грамотности в современной России»;
2015г. Грант от Сберегательного Банка РФ – обучение сотрудников регионов по программе: финансовая грамотность; манипулирование финансовой отчетностью; оценка кредитоспособности заемщиков юридических лиц;
2014г. Участие в программе делового администрирования «Kinder-MBA» по программе «Финансовая грамотность» под эгидой Финансовой академии и МГУ.
2011-2013 НКО ЕАОИ, МГУЭСИ участие в Проектах по повышению квалификации по программам:
- «Специалист по государственному и муниципальному управлению»;
- «Master of Public Administration»;
- «Антикризисное управление» ;
- «Бухгалтерский учёт и аудит».