Форт Пиллау в Балтийске — прообраз для Петропавловской крепости.

Крепость Пиллау располагается на берегу Балтийского пролива, который был прорыт еще в XV ст. Пролив соединяет Калининградский залив с Балтийским морем, а также разделяет Земландский полуостров и Балтийскую косу.

Строительство крепости началось в 1626 г. по распоряжению шведского короля Густава-Адольфа II. Поэтому во многих источниках цитадель Пиллау часто называют «Шведской». Крепость выполнена в форме звезды с бастионами. Каждому из бастионов было присвоено собственное имя: Кронпринц, Альбрехт, Пруссия, Кениген и Кениг. Бастионы окружены широким рвом, на внешней стороне которого находится пять равелинов: Людвиг, Шинкен-Шанц, Шторхнес, Кронверк и Фальвинкель.

Все время своего существования цитадель выполняла роль оборонительного сооружения. В составе Великого посольства здесь бывал сам император российский Петр I, который изучал в крепости фортификационное строительство и обучался бомбардирскому искусству. Помимо своего главного предназначения, крепость также использовалась в качестве хранилища оружия, материальных и культурных ценностей.

В годы Второй мировой войны в крепости размещался штаб Управления обороной Пиллау, который координировал действия немецких частей на Земландском полуострове. В ходе штурма немецкого Пиллау советскими частями сеть подземных коммуникаций крепостного сооружения позволила ее гарнизону покинуть стены крепости. После взятия города советским командованием было принято решение сохранить Шведскую крепость. Поскольку крепость была заминирована, советское командование не стало рисковать жизнью саперов, а попросту решило замуровать все подступы к подземным коммуникациям. Техническую документацию города Пиллау немцы вывезли в Германию. В дальнейшем это послужило источником многочисленных легенд, например, о легендарной Янтарной комнате.

В послевоенные годы вход в крепость регламентировали служебными пропусками. Здесь размещалась секретная войсковая часть. С 1999 г. крепость Пиллау является филиалом Музея Балтийского флота.

Балтийск прочно ассоциируется у калининградцев с военной базой, чудесными широкими пляжами и длинным молом. Недавно открытый для «посторонних» глаз приморский город привыкает к своей привлекательности и не стесняется рассказывать тысячи историй своего существования.

Так получилось, что за Пиллау (именно так назывался Балтийск до 1945 года), боролись многие короли и даже природа. Море всячески способствовало появлению и развитию города. К сожалению, как и во многих городах Калининградской области, от прежней архитектуры в основном остались лишь рассказы. Но узкие мощёные улочки, памятники и набережные помнят всех, кто когда-то пытался стать хозяином этого города.

Гуляя по Балтийску под рассказы гида, то и дело хотелось закрыть глаза и представить Пиллау во все времена - начиная от появления в нём первых авантюристов в погоне за янтарём и заканчивая строительством Северного мола, который по сей день принимает гостей для длительных прогулок на закате. Однако обо всём по порядку.

Русалки, осётр и шторм

Известно, что Балтийск сформировался из пяти самостоятельных деревень. Первые упоминания о поселении в этом районе относятся к XIII веку. Называлась эта деревня Вограм и занимала территорию в 17 гектаров. Населяли её рыцари и переселенцы из Европы, которым приглянулось богатое рыбой море и леса, полные добычи. Впрочем, многих влекло и желание разбогатеть - песок у моря был «размешан» дорогостоящим янтарём.

Как уже говорилось, борьбу за эту территорию предпринимали не только люди, но и стихия. Ненормальные в нашем понимании природные явления случались на этой местности довольно часто. Среди них и Северное сияние, и падение метеорита, и снег в июне. Что касается ветра, то он сыграл решающую роль в жизни этих мест. Так, первый разрушительный шторм обрушился на Вограм в 1690 году, и выжившие люди были вынуждены перебираться в другие поселения.

Что касается деревни с названием, похожим на Пиллау (Пилль, Пиле), то она появилась на 166 лет позже возникновения деревни Вограм. В переводе с прусского это означало «гора», «замок», «крепость». Но существует древняя прусская легенда, что имя городу дала русалка Пилла, которая выходила на берег, чтобы посушить волосы. Верить этому или нет - решать читателю, но, на мой взгляд, такое начало истории для чудесного приморского города звучит вполне натурально.

Все жители этого селения были так или иначе заняты в отлове и обработке осетра. Важнейшим зданием деревни являлась Осетровая изба на холме - на её месте сейчас стоит православный храм. Стоит отметить, что именно этой рыбе Балтийск обязан своим становлением. Вокруг этой избы и появилось первое поселение, а само здание представляло собой что-то вроде казны - помимо рыбы сюда несли собранный янтарь. Тогда в год вылавливали до тысячи осетров, а его переработка была государственной монополией. Мастера осетрового дела и даже их помощники являлись самыми влиятельными жителями города. Впрочем, значимость этой рыбы не прошла мимо - её изображение позже стало красоваться на гербе Пиллау, а сейчас - на гербе Балтийска. Для многих, скорее всего, станет сюрпризом, что в нашем море когда-то водилась такая редкая рыба. Дело в том, что осётр любит чистую воду, и когда корабли перешли на мазутное топливо, он практически исчез из Балтийского моря.

Неизвестно, как сложилась бы судьба этой территории, если бы в 1510 году с моря не пришёл жесточайший шторм, во время которого образовался пролив, отделивший нынешнюю Балтийскую косу от суши. Отголоски этого шторма почувствовали и жители Кёнигсберга, многие из которых не смогли уснуть из-за бушевавшей Преголи. Позже жители Пиллау стали называть пролив «данным Богом», потому что с его возникновением резко к лучшему изменилась и жизнь уже нового поселения.

Новый Пиллау, шведы и первые камни крепости

После шторма жители Пиллау вышли из укрытий и обнаружили, что их город приобрёл иные очертания: часть суши отделилась, и образовался пролив. После этого дня жизнь уже не была прежней - люди обосновались на нынешней косе, а пролив стал судоходным, привнеся колоссальное развитие в экономику и историю города. Именно с этого момента Пиллау разделился на Старый и Новый.

Пролив под названием Фриш-Гаф обеспечил грандиозные перемены, доходы и развитие города. За десять лет в Пиллау появились жаровни с углём для освещения, примитивные фонари, пивная и пекарня. Город стал укрепляться и в военном плане - появился блокгауз, который позже был передан таможне и земляные укрепления, рвы. Таможенные сборы, которые вносили проплывающие суда, и благополучная торговля осётром приносили немалые доходы и обеспечивали жизнь поселения.

За век Пиллау стал лакомым кусочком для завоевателей, и во время прусско-шведской войны в 1623 году король Швеции Густав II Адольф высадился в мирном городе. Через три часа его войска полностью оккупировали Пиллау, а король заявил, что «эта плохая песчаная площадка нужна ему временно». Вскоре он поручил своим подчинённым построить крепость и отправился в поход. Для её возведения было собрано четыре тысячи человек - однако через год огромное количество жизней унесла чума. Строительство известной для нас Шведской крепости продолжилось лишь в год смерти короля, в 1632 году. Голландский инженер Матнал Венту приступил к возведению пятиконечного здания, которое через три года в честь примирения было продано Пруссии. История и архитектурные особенности этой крепости очень занимательны, и мы обязательно вернёмся к ним в следующий раз.

Фридрих Вильгельм Великий, статус города и первые русские следы

Через год после заключения мирного соглашения между пруссами и шведами в Пиллау вошли Бранденбургские войска. Их жизнь на этой территории была несладкой - всё зависело от количества денег, полученных от продажи янтаря и таможенных сборов. Зимой мореходство почти прекращалось, и жизнь становилась практически невыносимой. Однако это не убило боевой дух солдат, и они продолжали строительство крепости.

В 1657 году вновь вспыхнула польско-шведская война, и Пиллау снова угрожала опасность. Для защиты была собрана флотилия в три корабля, которая стала основой будущего прусского флота. Командовал кораблями губернатор Пиллау - полковник Пьер де ля Каве. Спустя три года Польша и Швеция вновь заключили мирный договор, что вернуло в город спокойные времена.

В это время к власти в Пиллау пришёл Фридрих Вильгельм Великий, который стал одной из ключевых фигур в истории города. За время его правления жители получили право торговли с владельцами корабельных грузов, была построена мельница и небольшой деревянный маяк. Недалеко от маяка появилась первая гостиница и первый бастион для защиты от шторма. К 1660 году в Пиллау проживало около 300 человек.

В 1697 году - за три года до того, как была завершена пятиконечная крепость, в рамках Великого посольства в Пиллау прибыл Пётр I. Его свита насчитывала четыре тысячи человек. Для того, чтобы лучше узнать архитектуру и укрепить связи, российский царь был в Пиллау ещё дважды - в 1711 и 1716 годах. Русский правитель пользовался большим уважением среди пруссов. Король Фридрих Вильгельм I даже преподнёс ему в подарок Янтарный кабинет в 55 квадратных метров и Янтарную комнату. Легенды об этой комнате хорошо известны калининградцам, ведь следующим пристанищем для сокровищ после Санкт-Петербурга стал Кёнигсберг. Дальнейшая судьба Янтарной комнаты неизвестна - сколько бы её ни искали. В ответ на щедрый подарок Пётр «преподнёс» пруссу 55 русских великанов для королевской гвардии. Ко дню 300-летия Балтийского флота в городе был установлен памятник последнему российскому царю.

Всё это время стремительно развивающееся и привлекательное для иностранцев поселение не имело статуса города. Его Пиллау приобрёл только в 1725 году. Тогда был введён и известный балтийцам герб с изображением осётра в золотой короне.

Следующий русский след в Пиллау был оставлен во время Семилетней войны, в 1758 году, когда армия Елизаветы I заняла прусские территории. Когда войска российской императрицы сошли на берег Пиллау, многие горожане сбежали в Кёнигсберг. Однако те, кто остался, не подвергались лишениям и пыткам. Напротив - всё население было объявлено свободным в вере, торговле и печати. Студенты продолжали учёбу, а преподаватели пользовались особым почтением русских. Даже занятые в строительстве прусские крестьяне отпускались домой на сбор урожая, который шёл на их обеспечение. В свою очередь, русские войска питались хлебом, привезённым с родных полей.

Рано или поздно патриотические чувства пруссам всё-таки пришлось усмирить - 24 января, в день рождения короля Фридриха Великого, все они дали присягу на верность России. Однако это была своего рода привилегия, ведь в России присягать имели право только дворяне. Своё колено перед Елизаветой преклонил и великий философ Иммануил Кант.

Такое положение дел, по понятным причинам, не устроило прусского короля, и он с первого дня вторжения на свои земли стал вынашивать план возмездия. Одну из ключевых ролей в этом заговоре сыграл почмейстер Пиллау Людвиг Вагнер, который передавал королю информацию и деньги. Несколько лет пруссы разрабатывали схему освобождения Пиллау от «узурпаторов», однако их планы не увенчались успехом. Заговор был раскрыт, а его участники, Вагнер и другие помощники короля, были сосланы в Сибирь.

За время правления Елизаветы в Пруссии в Пиллау была построена «Русская дамба», сегодня более известная как Русская набережная, и православная церковь. Российские средства вкладывались в развитие города, а армия императрицы работала над облагораживанием своих земель и с уважением относилась к местному населению.

Французы, маяк, Северный мол и упадок Пиллау

Во время франко-прусской войны в начале 19 века французы впервые вошли в Пиллау. Тогда армии не удалось взять крепость, а через месяц государства уже заключили Тильзитский мир. Вторая попытка обосноваться в приморском городе пришлась на 1812 год. Занявшие город французы оставались в нём недолго - в это же году они отступили под натиском русских солдат.

Вскоре после этих событий, в 1816 году, в Пиллау был построен новый маяк, который до сегодняшнего дня является одним из символов города. Его высота составляет более 30 метров. Автор постройки неизвестен - разные источники предполагают разные версии. Огонь, указывающий путь морякам, виден на 16 морских миль (около 30 километров).

В 19 веке в Пиллау появилась ещё одна достопримечательность, которая и сегодня является визитной карточкой Балтийска. Самая западная точка России - Северный мол - строился более сорока лет, с 1840 по 1883 год. Предпринять такой дорогой «проект» было необходимо для обуздания морских потоков и предотвращения обмеления пролива. Мол действительно выполнил свою функцию - глубина пролива увеличилась с трёх до девяти метров, а Пиллау не утратил привилегий таможни.

В сороковых годах 19 века Пиллау начал испытывать экономические трудности. Торговля шла хуже, и всё больше людей оставались без работы. Однако работа по развитию города шла непрерывно - в 1865 года Пиллау и Кёнигсберг связала железная дорога, что в разы облегчило доставку товаров. Весь 19 век и до 1945 года в городе проводилось плановое озеленение - высаживались деревья, строились широкие прогулочные дороги.

В 1817 году в Пиллау открылась первая типография, благодаря которой удалось сохранить сведения о судах, заходивших в городской порт. Позже, в 1848 году в будущем Балтийске появилась первая местная газета «Огни Пиллау». Постоянный труд жителей Пиллау и их крепкий дух позволили вывести город из кризиса - во второй половине 19 века он стал самым доходным в Восточной Пруссии. Для отдыха и для того, чтобы «подлечить нервы», в этот город приезжали «сливки» творческой элиты. В 1869 году здесь были впервые организованы соревнования кёнигсбергского яхт-клуба «Рил», которые с 1880 года ежегодно проводятся летом. С началом перестройки эта традиция возобновилась, и регата, как правило, проводится в День военно-морского флота.

Несмотря на успех горожан, прогресс сделал своё коварное дело - в 1901 году был открыт Кёнигсбергский канал, который позволял судам заходить в город, минуя Пиллау. Это событие постепенно стало приводить жизнь горожан в упадок.

С тех пор в городе начались попытки вывести его «на другой уровень». Власти намеревались «перепрофилировать» Пиллау в туристический объект, а для этого ему были необходимы изменения. Кроме того, в это время началось развитие промышленности. «В 1914 году началась первая мировая война. Русский флот заминировал побережье моря. По словам О. Шлихта, мины были очень хорошего качества, но плохо установлены. Настоящая паника была, когда их начало выбрасывать на побережье. Подрывались не только корабли и рыбачьи лодки в море, но и люди на побережье. Специалисты ходили по берегу и обезвреживали мины. Когда русские войска почти приблизились к Кёнигсбергу, многие бежали из города. Огромное впечатление на жителей произвело зрелище, когда конвой из кораблей шёл в сопровождении дирижабля», - пишет в своей книге «Тайны Пиллау» Лидия Довыденко.

Для жителей города наступили тяжёлые времена: еда по карточкам, основной продукт питания - брюква. Люди были обязаны отдавать металл, а ценности государство скупало. После окончания войны Пиллау стал единственной возможностью попасть из Восточной Пруссии в Германию без польского контроля. Через морские ворота города прошли сотни судов с желающими приехать в Пруссию или уехать из неё. В 1921 году Пиллау стал закрытым городом и был объявлен базой германского флота, что, однако, не мешало дальнейшему развитию инфраструктуры города. Так, в 1927 году в городе появился водопровод, а первая водонапорная башня сохранилась и по сей день. А построенные в том же году очистные сооружение остались практически нетронутыми и используются балтийцами сегодня. Кроме того, в тридцатые годы в Пиллау начали масштабно строить отели, пансионаты и маленькие кафе, а в 1934 году было начато строительство аэродрома. Туристы продолжали прибывать в город, было налажено транспортное сообщение с Кёнигсбергом и по городу.

Вторая Мировая война прервала все начинания и строительства и город вновь погрузился в нищету. Из воспоминаний Эрвина Фридриха Кафке, который работал в администрации Пиллау.

«Осётр над ратушей сверкал короной радостно, гостеприимно. Он видел бесконечную нищету, смерть и нужду, когда 18 января 1945 года поток восточно-прусских беженцев влился в город и торопился в порт».

Несмотря на вход советских войск в город, около 250 коренных жителей предпочли остаться в Пиллау. Однако в 1948 году они были принудительно депортированы. 27 ноября 1946 года Пиллау был переименован в Балтийск.

Воспоминания жителя Пиллау

Выходцы из Пиллау сейчас в основном проживают в немецком городке Эккенферде. Ежегодно они собираются у памятника Великому Кюрфюрсту, построенному в 1913 году в их родном Пиллау. Он случайно уцелел во время войны и был найден в Гамбурге, откуда его и доставили на новое место жительства этих людей.

Некоторые из них смогли побывать на родине и рассказать нынешним балтийцам, каково это было - жить в чудесном приморском городе. Лидия Довыденко любезно предоставила журналистам Калининград.Ru рассказ одного из них.

Из воспоминаний Иоахима Рюге, который проживает вместе с женой Верой недалеко от Дрездена:

«Мы любили собираться у большой кафельной печи, особенно в осенне-зимнее время и когда из-за шторма выключали электричество. Отец часто отсутствовал дома, потому что работал лоцманом и провожал заходившие корабли по морскому каналу в Кёнигсберг или в Эльбинг (Эльблонг). А мама всегда была с нами. Мы очень любили сумерничать, экономя электричество, сидя около нашей печи. Мы пели песни, например, «Знаешь ли ты, сколько звёздочек на небе», ели яблочный пирог, или мама рассказывала о своем детстве. Её родительский дом был таким крошечным, что в нем едва помещался стол со стульями вокруг него. Но это не мешало ему быть милым и уютным».

«4 апреля 1937 года я был записан в первый класс. По старой традиции я получил подарок. Была такая картонная упаковка в виде длинного конуса длиной около 80 сантиметров, которая наполнялась сладостями и мелкими предметами, необходимыми в школе. Народная школа, в которую я ходил, находилась на современной улице Головко, это здание не сохранилось. На занятия физкультурой шли мы через школьный двор в спортивный зал, который принадлежал средней школе для мальчиков (сейчас это здание матросского клуба), в которой я стал учиться после Пасхи 1941 года. Мой путь в школу был очень коротким, в отличие от моего старшего брата и сестры, которые учились в Пиллау-2 (сегодня это лицей №1). Английский был первым иностранным языком, а с 3 класса я начал учить латинский».

«Сегодня центром Балтийска является Пиллау-2, а в моё время основная жизнь города была сосредоточена в Пиллау-1. Кажется, это небольшое пространство - а здесь была 21 улица и две площади. Дома по большей части были одноэтажными. Центральная площадь (сегодня конечная остановка микроавтобусов на Кронштадтской) имела треугольную форму. На ней стояла ратуша с башенкой, на шпиле которой вертелся металлический осётр и показывал направление ветра. Тут же располагалась аптека, кафе-мороженое, кайзеровский кафе-магазин, многочисленные торговые лавочки и всеми нами любимое кино. В центре площади был фонтан. Важнейшими постройками были маяк и лоцманская башня, памятник великому курфюрсту (на месте памятника Петру I), великолепное здание почты (не сохранилось), «Золотой якорь», здание суда (музей БФ), реформистская церковь (сегодня православная), старая крепость и казармы (здание штаба базы). Среди кафе и столовых любимым местом у горожан было кафе Ильске-Фалле (не сохранилось). Оно было оформлено в морском стиле, на стенах висели картины, связанные с темой моря и морской жизнью».

Расскажу о посещении цитадели - крепости Пиллау. Расположена в Балтийске, имеет форму пятиконечной звезды. Построена еще пруссами, достраивалась в различное время немцами, русскими (период царствования императрицы Елизаветы Петровны).

С 2018 года крепость-цитадель Пиллау стала доступна для посещения туристами. И мы туда таки прошли!

Как попасть внутрь Пиллау

Крепость или цитадель Пиллау находится в Балтийске, Калининградской области. Общую информацию о Балтийске, как до него доехать из Калининграда можно прочитать в заметках , или .

Нужны ли билеты для посещения цитадели Пиллау?

Чтобы попасть в крепость Пиллау нужно обратиться в Музей Балтийского флота, который находится рядом - практически на площади Балтийской славы (как ориентир может выступать церковь - старая кирха), по адресу г. Балтийск, ул. Кронштадтская, 1.

Для посещения крепость Пиллау открыта туристам (по состоянию на весну 2018 года) ежедневно в 14-00. Соответственно до этого времени необходимо приехать или прийти в Музей Балтийского флота и купить билеты. Экскурсия проводится с сопровождением экскурсовода. И на территории крепости все еще находятся военные.

Внутри Пиллау, экскурсия

Итак, мы приобрели билеты и в сопровождении экскурсовода солдаты караула пропустили нас за ограждение. Группа была небольшая - пять человек.

Сейчас вход в цитадель не имеет башни, какая была когда-то. Остались только изображения. Возможно, когда-нибудь будет произведена реконструкция этих архитектурных элементов.




Внутри крепости на здании казармы установлены действующие до сих пор солнечные часы. Хотя что с ними будет? Солнце есть - они работают!


Внутри крепости довольно большой двор. В период посещения военные убирали территорию.




Потом мы пошли внутрь казармы. Надо сказать, что температура внутри казармы была существенно ниже, чем на улице. Большая масса камня, кирпича и земли выстыла за зиму и теперь жадно впитывала тепло посетителей.


Внутри организован небольшой музей с найденными на территории крепости Пиллау предметами.




Затем после казармы экскурсовод провел нас в каземат бастиона Альбрехт.


Фундамент крепости выложен еще пруссами из камней. Мы обратили внимание на кладку. Эта кладка очень напоминает так называемую полигональную кладку камней, по нашему мнению. А сверху уже на камни выложен кирпич.



Из каземата можно попасть по лестнице как бы из-под земли на бастион.


А снаружи, с земляного наката, виден город и канал. Свежий ветер и солнце!





Сама экскурсия длилась примерно один час. Если честно - очень интересная и информационно наполненная экскурсия! Рекомендуем обязательно посетить крепость - цитадель Пиллау. Тем более, что к тому, чтобы она существовала, приложили руки не только наши современники, но и русские гардемарины времен царствования императрицы Елизаветы Петровны, памятник которой стоит на пирсе в Балтийске.

Приятных путешествий! И добавляйте сайт в закладки! Будет много интересного!

И Балтийская (при немцах Фришская). Вторая поменьше (длина 65 километров), но точно также принадлежит России лишь наполовину, уходя в Польшу к устью Вислы. И вот в этой косе, аккурат напротив Кёнигсберга, в 1510 году шторм пробил проход у рыбацкой деревушки Пиллау... по другим данным, проход выкопали в 1497 году, но как бы то ни было, около пятисот лет назад на косе возник стратегический порт Восточной Пруссии. В 1626-35 годах Пиллау оккупировали шведы, построившие здесь крепость, которой пользовались после и немцы, и мы, а в 1807 году так и не смогли взять французы. О важность Пиллау говорит хотя бы, что здесь трижды бывал Пётр I - в 1697, 1711 и 1716 годах. Статус города Пиллау получил лишь в 1725 году, в отдельные периоды развивался и как торговый порт, однако весь ХХ век прошёл для него под флагом военно-морского флота: Кайзерлихмарине, Рейхсмарине, Кригсмарине, и наконец с 1952 года - Балтийский флот. Пиллау был взят Красной Армией 25 апреля 1945 года - менее чем за неделю до падения Берлина, и после войны переименованный Балтийск стал самым западным городом России и Советского Союза.

В Балтийске меня встречал soullaway (далее просто - Соловей), я провёл тут день и две ночи, и Балтийск существенно превзошёл мои ожидания. Да, немецкой архитектуры тут сохранилось относительно немного... и всё же о Западных воротах России я расскажу в 4 частях: город, гавань и поход на Балтийскую косу и обратно. Первая часть - самая сухопутная.

Балтийск отличается чрезвычайно интересным устройством - он стоит на полуострове, продолжением которого до известного шторма и была Балтийская коса. Последняя, как видите, уходит на юго-запад, и её "внешний" берег, достигая польской границы, и образует самую западную точку России. Цифрами я обозначали только те объекты, которые посещал, и потому не снабжена цифрой вторая гавань - в ней стоят крупные корабли Балтийского флота. В первой части совершим как бы две прогулки по городу - начнём от цифры "1", а у цифры "2" их развилка - сначала пройдём к "4" через "3", потом - туда же через "5" и "7". Некоторые фотографии не мои, а Соловья - почему, объясню позже.

2.

От Калининграда до Балтийска полтора часа пути, но автобусы ходят едва ли не каждые полчаса и допоздна, а больше половины времени продираются через улицы Калининграда. Раньше Балтийск был закрытым городом, потом стали пускать по предъявлении паспорта, а теперь уже и вовсе свободно. По словам Соловья, Балтийск - едва ли не самый запущенный и неблагоустроенный город в области, по крайней мере только здесь на ночь отключают воду. Город рос по полуострову на север, и ближе к калининградскому възеду - многоэтажки:

3.

Напротив многоэтажек - воинская часть в казармах едва ли не Третьего Рейха, за которой находился форт "Штиле" (остались только контуры валов). На проспекте перед казармами впечатляющая водонапорная башня (1927) в стиле "новой вещественности" - самая оригинальная, которую я видел в области:

4.

В этом же районе недавно построили Морской собор, пока ещё без колокольни. Посвящён он Александру Невскому, а изначально должен был быть и вовсе Ушаковским (вот не понимаю, почему адмирала, безусловно героя, канонизировали?). Визуально получился храм "с альтернативной историей": после Семилетней войны образован уездный город Пилов Кёнигсбергской губернии, в конце 18 века деревянный Никольский собор разобран "за ветхостью" и учеником Карла Росси построен новый, в 100-летнюю годовщину присоединения Пруссии переосвящён в честь святого благоверного князя Александра Невского и незначительно перестроен, а 73-метровая колокольня в "адмиралтейском" стиле разрушена большевиками в 1932 году, сам же храм до недавнего времени использовался как склад ГСМ, в 1999 возвращён верующим и недавно отреставрирован... но уездного города Пилова не было.

5.

И в принципе большая часть Балтийска вытянута на без малого 3 километра вдоль проспекта Ленина, по которому будем спускаться в центр. Отдельные домики среди многоэтажек говорят о том, что Пиллау был сильно разрушен войной.

6.. (с) Соловей.

Школа у цифры "2" - запомните её хорошенько, так как у неё находится развилка двух маршрутов этого поста .
Сто лет назад этот вид закрывала бы кирха, от которой в итоге уцлел только домик пастора, занятый ныне католической церковью Девы Марии:

7. (с) Соловей.

Следующий участок проспекта мы осмотреть как-то забыли, и проезжая мимо на маршрутке, я кусал себе локти. Через несколько дней после моего отъезда здесь прошёлся со своей зеркалкой Соловей и прислал фотографии мне... ну а предыдущие два кадра ставлю его потому, что у него ракурсы оказались более ёмкими. Этот район же интересен перемешанным архитектурным наследием двух режимов, которые постоянно кому-то очень хочется уравнять - бюджетные малоэтажки времён Третьего Рейха и совершенно нетипичные для Калининградской области сталинки:

8.

Город остаётся крупной военной базой, военные объекты тут на каждом шагу, а людей в форме видишь на улицах постоянно:

9.

Типовой ДК конца 1950-х - здесь редкое явление:

10.

11.

Дома для расы господ, превратившиеся в дома для рабочего класса:

12.

Сталинки в общем-то не ахти какие, в другом городе вряд ли бы стал их в фотографировать... но припомните хоть одну сталинку в 15 моих постах из Калининграда!

13.

Дальше и до конца поста фотографии снова мои.
Начало центра отмечает вокзал, конечно же самый западный в России. Вроде бы пассажирские поезда с него не ходят, путепровода с видами на гавань (от которой и отделяет центр железная дорога) тоже нет. А с площади отправляются автобусы в Калининград, Зеленоградск (4 раза в день через весь Янтарный берег) и ещё по мелочи.

14.

Ну а чуть дальше улица упирается в местного Ленина (1961). Постамент ещё немецкий, по непроверенным данным на нём стоял Фридрих Эберт, первый президент Германии (1919-25). Местный шутят, что Ленин весьма недвусмысленно указывает на вокзал и вообще на выезд из города.

15.

От вокзала до крепости тянутся владения военных, бывшие и настоящие. Один из корпусов пехотных казарм, которые отличает вот такое вот оформление "под фахверк":

16.

Главный корпус ныне занят штабом Балтийского флота, вернее конкретно базы в Балтийске - основной штаб я уже .

17.

Немецкая военная база тут тоже была огромной - даже со своей водонапорной башней:

18.

Через скверик - ещё один штаб, теперь Бригады охраны водного района, чьи небольшие корабли и занимают гавань, о которой я расскаж в следующей части:

19.

Вплотную к штабу подходит затон (бывший Крепостной канал), хорошо заметный на схеме. В принципе в Балтийске есть и эсминцы, и сторожевики, и большие десантные корабли, но мне довелось увидеть только боевые катера:

20.

Тут улица Красной Армии, ведущая на пристань, проходит между затоном и крепость Пиллау, чей ров в виде звезды хорошо виден на схеме. На перешейке - мемориал погибшим при штурме Пиллау, основанный в 1949 году, а в нынешнем виде построенный в 1995.

21.

Поперечник крепости - примерно 560 метров, и как уже говорилось, её основали шведы: в Тридцатилетнюю войну "снежный король" Густав Адольф 9 лет, до 1535 года, удерживал побережье от Эльблонга до Мемеля (Клайпеды), и крепость в Пиллау была нужна шведам, чтобы "запереть" Пруссию. Впрочем, прусакам она досталась ещё не достроенной после заключения мира, а в нынешнем виде её укрепления относятся к 1870-м годам... но звёздчатый план 17 века не спутать ни с чем.

22.

Крепость всё ещё занимают военные, поэтому снаружи можно полюбоваться лишь её воротами и рвами. И сейчас мы к ней подходим не в последний раз:

23.

Ещё пара зданий, доминирующих над центром Балтийска - музей Балтфлота (1903, бывший суд) и Матросский клуб (1906, бывшая гимназия):

24.

К которым примыкает небольшая кирха (1866), ныне Казанская церковь:

25.

В сам музей мы не пошли, но запомнился один только дворик:

26.

Особенно вот эта посудина... это ни что иное, как лодка сомалийский пиратов ! Как она сюда попала? Не секрет, что наши военные корабли вернулись в Мировой океан не так давно, и африканские пираты дали им прекрасную возможность быть использованными по назначению после долгого простоя. Побед над пиратами (кстати, куда они делись после "арабской весны" и распада Судана?) было много, о самых ярких мы знаем из новостей. Ну а эта лодка - трофей сторожевика "Неустрешимый", держурившего у Африканского Рога с 24 сентября по 8 февраля 2008 года.

27.

Ещё немного центра. Этот двор, кажется, принадлежит домам с вводного кадра. Обратите внимание на сарай в виде ангара - такие я уже видел в .

28.

Хотя в целом среди малых городов области Балтийск - один из самых плохо сохранившихся, и немецких зданий в нём ныне всего пара десятков. Ну а мы уже практически вышли к пристани, которую оставим на следующую часть.

29.

Поэтому вернёмся к точке "2" .
По карте хорошо видно, что западню половину города занимает обширный парк имени Адмирала Головко. История у него довольно интересная - в сущности, это Куршская коса в миниатюре: в 1657 году комендант Пиллау велел свести лес на полуострове, чтобы к крепости не подкрался кто вражеский. Ну а так как это всё же часть песчаной косы, вскоре рядом с крепостью образовалась пустыня, и песок начал заносить рвы и забивать амбразуры. В 1793-1813 годах пустыню таки засадили лесом, который позже и превратился в городской парк. Но смею заверить, чудес на единицу площади он скрывает не меньше, чем Куршская коса! Только чудеса эти сплошь с местной спецификой...

30.

Снала мы с Соловьём набрели на бетонные ДОТы - скорее всего, фашистские:

31.

Затем - на местную Поляну Сказок... очень страшных сказок:

32.

Почти в центре города - свалка оружия! Причём судя по всему давно уже не охраняемая (хотя дураков влезть не находится):

33.

34.

Созданная вместе с парком авандюна усилена артбатареей, возраст которой определить затрудняюсь:

35.

Ещё в парке спрятался Восточный форт Пилаусской крепости - это уже 1870-е годы, и форты тут поменьше кёнигсбергских, но в целом узнаются. Логичнее этот форт было бы назвать Северным - ведь Западный находится на той стороне пролива, от этого почти строго на юг... но как я понял, у Балткосы как у Транссиба есть только запад и восток. Ныне форт в частном владении:

36.

А завершает парк Немецкое мемориальное кладбище, открытое в 2000 году. Тут покоятся как солдаты, так и мирные жители, и гражданские моряки, погибшие при штурме Пиллау.

37.

Триптих крестов впечатляет:

38.

Само кладбище, не считая гнутых балтийским ветрами сосен, очень напоминает аналогичные на (Мурманская область) и в (Казахстан). Видимо, это почти типовая форма для заграничных немецких захоронений.

39.

На этих плитах - имена погибших, кресты над могилами же символические:

40.

От кладбища мы вышли к памятнику Елизавете Петровне (2007), но о нём я расскажу существенно позже. Сейчас же пойдём по набережной назад в центр. Вид на запад:

41.

Одна из двх доминант берега - спортивно-оздоровительный комплекс "Прибой", он же крупнейшая новостройка Балтийска. За ним - парк и ещё одна башенка, которую я долго пытался опознать, и по подсказке Соловья в комментах узнал, что это недостроенная гостиница: за парком ещё и отличный пляж. Здесь же - волноломы набросаны, как галька:

42.

Дальше снова крепость. Её форму я бы описал как "звезда, отбрасывающая тень на рассвете" (т.е. на северо-запад). На самом деле всё чуть сложнее: между пятью бастионами находятся ещё и шесть равелинов, но лишь три из них, обращённых к морю, имеют собственный ров, который и выглядить "тенью звезды". Вот к "тени"-то мы и вышли:

43.

Укрепления избиты пулями и осколками - неужели ещё времён войны?

44.

Запертые ворота с обезглавленными прусскими орлами:

45.

Со стороны берега при фашистах крепость ощетинилась ДОТами:

46.

Над которыми вроде как уже после войны построили башню командно-дальномерного пункта:

47.

Но военные давно ушли, и все эти постройки заброшены. В рощице очень странные могилки... Сильвер Кот - еврей, что ли, убитый нацистами? Но даты жизни странные какие-то! Лишь с подсказки с Соловья я узнал, что это кладбище домашних животных. Скорее всего такие есть и в других городах, но своими глазами ввпервые такое увидел в Балтийске:

48.

Старый равелин увенчан скульптурой, провожающей моряков в дальние плавания. Прямо под ней - опять ДОТы:

49.

Немецкие дома и башня управления движения судов на Балтийской косе:

50.

Вот мы и у пристани:

51.

В следующей части - гавань и прилегающие районы, а также экскурсия на действующее судно.

P.S.
Кстати, Балтийск, вместе с Янтарным - ещё один город, названный не в честь героя, но при этом не вызывающий мыслей о переименовании обратно. Во-первых, безусловная привязка к месту. Во-вторых, явная отсылка к Балтийскому Порту (ныне Палдиски в Эстонии), одному из важнейших военно-морских центров Российской империи и СССР. В-третьих - просто хорошо звчит.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД -2013