Написал как хорошо уметь читать. Как хорошо уметь читать

«Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать», - учили мы в детстве и даже не подозревали того, что овладеваем навыком, который отличает человека от всех других представителей живой природы. Только вот незадача. В детстве мы читаем очень много, упиваемся приключениями, детективами, романами, пьесами… А потом времени становится меньше, но тяга к чтению не ослабевает. Поэтому надо знать, как хорошо читать книги, чтобы за меньшее время можно было прочитывать большее количество книг, и чтобы качество чтения не снижалось.

Техника быстрого чтения

Техника быстрого и качественного чтения отличается от обычного чтения степенью восприятия текста. К примеру, при обычном чтении мы читаем слова, предложения, не спеша проговариваем его внутри себя, одновременно представляем его образ, если образов несколько, соединяем их в единую мысль и единую картинку, словно просматривая в своем воображении кинофильм. Это очень верное и качественное восприятие информации. Но если вам интересно, как читать лучше, быстрее, чтобы все прочитанное запоминалось, то надо будет освоить совершенно другую технику. При чтении книги, газетной статьи, документального материала, параграфа учебника, не проговаривайте слова текста про себя, старайтесь просто представить образ того, что описано в тексте. Окидывайте взглядом текст, скользите им сверху вниз по странице. Увидите, как по отдельным словам в вашем воображении начнет складываться картинка. В начале таких упражнений далеко не весь смысл прочитанного будет понято вами досконально, не ожидайте мгновенных результатов. Если вы будете упорно заниматься, то вы поймете, как лучше читать книги, чтобы делать это быстро и понимать весь смысл прочитанного.

Чтение стихов

Чтобы понять, как хорошо читать стихи, надо опять вспомнить про внутреннее видение того, о чем вы читаете. Прочитайте одно четверостишие, представьте его сюжет, действие, которое в нем происходит. Выстройте видеоряд этого действия в своем воображения. Точно так же надо сделать со всеми четверостишиями. После того, как вы полностью «увидите» стихотворение, его намного легче можно будет выучить. Если вы все-таки переживаете за то, что вы забудете текст стиха, видеоряд, выстроенный вами, поможет вспомнить слова из любого места произведения. Кстати, этот прием, рассказывающий, как научиться хорошо читать стихи, поможет вам сделать это очень красиво с актерской точки зрения, ведь именно на нем основано искусство художественного чтения. Обязательно уловите ритм стихотворения, чередование ударный и безударных слогов в словах. Ритмичность дает возможность не только выразительно читать стихи, но и запоминать их довольно легко.

Удобство при чтении

Очень важно при чтении находиться именно в том состоянии, в тех условиях, когда чтение становится очень продуктивным. Во-первых, должна быть тишина, хотя бы относительная. Во-вторых, поза читающего должна быть удобной. Лучше всего, если при чтении сидеть на стуле или в кресле. Лежа читать очень вредно для зрения, утверждают врачи. Книга должна находиться на расстоянии 30-40 см от глаз. Освещение должно быть достаточно ярким. В этих условиях смысл прочитанного будет понятен и максимально зафиксирован в памяти. А если еще и книга попадется интересная, тогда вы очень хорошо поймете, как хорошо уметь читать!

Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. "Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты", - так можно перефразировать мудрое изречение.

Чтение - это двигатель познания жизни, без него она лишается чего-то очень важного, тускнеет, мертвеет и напоняется пустотой. Книга, особенно умная и добрая, добавляет оптимизма и учит размышлять, изменяет жизнь и преобразовывает пространство.

Но как все это объяснить своему ребенку, которому вместо чтения хочется поноситься во дворе с футбольным мячом или посидеть у экрана телевизора и компьютера?

Ничего не имею против футбольных мячей, ракеток, скакалок, кроссовок и спортивных костюмов. Свежий воздух, здоровый сон после хорошей прогулки, подвижные игры - это зорово! Но если единственным способом познания мира для вашего ребенка становятся боевики, сериалы и компьютерные игры, пожалуй, пора забить тревогу.


ИГРЫ С КНИГОЙ


Игра - основной способ освоения окружающего мира и существования ребенка примерно до 9-10 летнего возраста. Игра - основной способ освоения окружающего мира и существования ребенка примерно до 9-10 летнего возраста. Игры формируют привычки, интересы и нравственные ориентиры. В игре нет никакого принуждения, напротив, очень высокая мотивация и эмоциональная насыщенность информации. Поэтому то, что усвоено в игре, надежно закрепляется в сознании и входит в золотой запас вашего ребенка.

Самые простые игры с книгой:

"Озвучивание" - это рассматривание картинок с самыми маленькими и их звуковое сопровождение. Ребенку очень нравится мычать, как коровка, мяукать, гавкать, шипеть. Очень важно и самой играть всей душой, чтоб эмоционально вовлекаться в процесс. Тогда контакт и удовольствие будут полными.

"Игра в прятки" - еще одна интересная форма игровой деятельности, развивающая внимательность. Ослик потерялся, шел, шел по лесу и заблудился, давай-ка его найдем. Вы увидите, с каким восторгом обнаружит ваш ребенок этого ослика на самой последней странице книги. Только если вы тоже будете участвовать в этом процессе и комментировать ваши долгие и упорные поиски. Варианты пряток могут быть самые разнообразные. Все зависит от вашей фантазии. Вы можете искать что-то определенного цвета, размера, формы. Таким образом расширяя кругозор ребенка, впоследствии, когда начнете изучать буквы, можно сыграть в прятки с буквой "А" и др.

"Копирование картинки"- это очень интересная игра, которая заставляет вашего малыша внимательно всматриваться в изображенное. Вы вместе с ним изображаете в лицах и с помощью предметов то, что изображено на картинках. Вы не просто комментируете происходящее, а как будто все время обращаетесь к тексту книги: “Посмотрим, что там написано дальше про Медвежонка, тут сказано, что он очень развеселился. Как, по твоему, смеется наш медвежонок? Молодец! Очень здорово! А потом он присел на пенечек." И т.д. Нужно все время провоцировать малыша, чтоб он заглянул в книгу. Она должна стать ему другом, и не просто другом, а самым любимым и интересным. Очень часто в процессе такой игры ребенок учится творить книгу самостоятельно, он сам придумывает сценарий. Поощряйте подобные проявления. Это бесценный опыт его самостоятельной творческой вовлеченности в процесс чтения. На картинке не всегда изображено именно то, что написано в книге. Поэтому большинство картинок вы имеете возможность воспроизвести самостоятельно вместе с ребенком, опираясь на текст.

"Иллюстрирование книги" - эта игра подойдет детям постарше, которые еще не умеют читать, но уже умеют рисовать. Прочитайте какой-то эпизод и попросите своего ребенка нарисовать его. Чем младше ваш иллюстратор, тем большая помощь ему потребуется. Но не увлекайтесь. Было бы ошибкой самому схватить кисти и краски и начать рисовать за маленького художника. У вас, конечно, получится намного лучше. Но польза от такого рисунка минимальная.

Сложные игры начинаются тогда, когда простые уже освоены и стали неинтересны. По мере взросления малыша, можно усложнять его общение с книгой.

"Игра в Карлсона" или в Красную шапочку, Серого волка, кота Матроскина и т.д.- это совместное фантазирование и проигрывание в обыденной жизни придуманных вами эпизодов из жизни любимых героев. Ваш ребенок может стать на какое-то время деревянным мальчиком Буратино и будет убирать за собой игрушки в полосатом колпачке. Ему придется научиться двигаться, как Буратино, как будто он деревянный. Все должно быть предельно достоверным, иначе игра теряет смысл. К слову сказать, эти игры дают вам возможность использовать заинтересованность ребенка и научить его одеваться, убирать за собой, аккуратно есть, чистить зубы и т.д. вы можете играть в любимых героев и в трамвае, и на даче, и в магазине. Не забывайте все время „советоваться" с любимой книжкой. Она должна быть под рукой. Вы продолжаете читать ее вместе с ребенком. Увлекаться этой игрой не стоит, потому что ребенок, идентифицируя себя с Буратино, котом в сапогах или еще кем-нибудь, может оторваться от действительности и забыть, что он на самом деле Петя Иванов. Поэтому иногда побыть Буратино придется и вам.

"Сочинение сказки" - игра, которая вам понравится, но потребует определеных творческих способностей. Сочинять сказки не так-то просто, но чрезвычайно интересно. Если у вас есть компьютер, вы можете напечатать сказку, снабдить ее иллюстрациями. И пусть ваше чадо активно участвует в этом процессе. Но лучше создавать книгу вручную. Каждый день по страничке. Бережно храните эти алмазы творческой активности ребенка. В процессе создания книги все большая доля участия должна приходиться на него. Когда он научится писать, постарайтесь минимально участвовать в этом.

Если вы не смогли заинтересовать малыша, никогда не заставляйте его играть насильно. Такие действия могут только навредить ему и не принесут ни удовольствия, ни пользы.

И все это время читайте ребенку умные и красивые книги!


УЧИМСЯ ЧИТАТЬ


Помните о формировании у ребенка нетерпеливого желания наконец научиться самостоятельно проникать в увлекательный мир книги: "Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать, не надо бабушку просить…"

Но первые неудачные опыты могут начисто отбить охоту. Он понимает, что научиться читать не так-то легко и с трудом повторяет попытки. Еще буквы выучить туда-сюда. А вот соединить их в слова и прочитать, а потом понять, что ты прочитал - это довольно тяжело. Но постепенно вы преодолеете и эту трудность.

Учитесь читать в игре. Существует много методик обучению чтению. Но главное, о чем вы должны помнить, не насилуйте себя и малыша. Не превращайте это в неприятную обязанность, не сравнивайте своего ребенка с соседским мальчиком, который давно сам читает, ни в коем случае не ругайте, если что-то не получается. Это только затормозит процесс. Тут вам пригодятся терпение, любовь, последовательность, фантазия. Можно процесс обучения обыграть, превратить в праздник, в увлекательную игру. Пусть она будет коротенькой, но ежедневной и действенной.

"Дружные ребята" - модификаций у этой игры может быть множество. В ней буквы одушевляются. Они друзья и вместе составляют слово. Одна буковка словно бежит навстречу другой. И мы произносим, тянем звук "Д", пока он не достигнет нового звука "А". А вместе они заговорят и скажут нам коротенькое слово "да".

Можно пробовать соединять разбежавшихся друзей в любую свободную минутку. Мы, например, занимались этим на кухне, в троллейбусе, рисуя буковки на стекле, сидя на диване. Несколько минут неутомительного занятия. И ребенок постепенно начинает привыкать связывать буквы в слоги, а потом в слова.

"Найди близнецов" - игра заключается в том, что уже прочитанный слог ребенок ищет в печатном тексте. Интереснее, когда это любимая книга или просто подвернувшийся по руку текст газеты, журнала, вывески. Малыш понимает, что книги бывают разные, не только с красивыми иллюстрациями. Все это нужно неизменно соповождать вашими комментариями и хвалить за достигнутые успехи, тогда играть в эту игру интересно. Обязательно проговаривайте найденные слоги, чтоб они ассоциировались не с двумя разными звуками, произнесенными раздельно, а с одним. Постепенно визуальное привыкание к виду слогов приведет к автоматическому соединению букв в слоги.

"Абракадабра" - попытайтесь из абракадабры, которая получается, когда читаешь слово по буквам, составить слово, чтоб понять смысл зашифрованной записки. Не умеющий читать Разведчик-слоненок должен обязательно понять задание центра, чтоб выполнить секретную миссию. Вы увидите, как будет смешно ребенку услышать исковерканные неумелым разведчиком слова. И как он будет гордиться своей способностью помочь ему. Иногда абракадабры получаются такие смешные, что вы от души посмеетесь вместе со своим „слоненком".


НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ЧИТАТЬ


Уже после того, как ваше чадо научилось самостоятельно складывать буквы в слоги и слова, пройдет еще немало времени, пока он овладеет беглым чтением. И это не будет вызывать у него негативных переживаний, связанных с медленным воспроизведением и пониманием прочитанного. Поэтому в этот период, кроме его самостоятельных опытов, ребенок должен чувствовать вашу поддержку.

Продолжайте читать ему вслух и обсуждать прочитанное. Умышленно дочитывайте до самого интересного места и вдруг неожиданно вспоминайте о необходимости срочно отойти в магазин, приготовить ужин, постирать и т.д. Книгу, естественно оставляйте на самом видном месте. Рано или поздно ребенок сам потянется к ней, чтоб узнать, что там дальше. Можете спровоцировать его на это, если он не догадывается. Выкажите заинтересованность в судьбе героев книги и удивитесь, что он до сих пор сам не дочитал ее. А если дочитал, обязательно похвалите и попросите пересказать интересующий вас эпизод. Только искренне интересуйтесь. Он должен понимать, что это не обязанность, что его не заставляют, что это он сам. И поэтому молодец!

Я читала своим детям лет до 8. Мы вместе придумывали продолжения сказок и сочиняли свои. Иногда перед сном хохотали до упаду. Потому что любили юмористические развязки или неожиданные повороты сюжета.

Истина, которую я усвоила, пройдя период обучения чтению и сына, и дочери - это никогда не заставлять! Напротив, предлагалась такая мотивация: "Если ты уберешь со стола, я разрешу тебе перед сном немного почитать."

Чтение - это познание, удовольствие, развитие. Когда вы сами понимаете это, не надо читать на эту тему морали сыну или дочери. Потому что ваш пример оказывается очень заразительным!

Разработка внеклассного мероприятия

Цели:

Поддержать интерес к знаниям учащихся;

Воспитывать положительное отношение к чтению;

Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда - развивать мыслительные операции в ходе игры;

Оборудование: плакат с надписью «Прощай, Азбука!», воздушные шары, мультимедийный проектор, экран для проектора

Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Мы сегодня собрались на замечательный праздник- прощания с азбукой. Благодаря этой умной, и интересной книге наши первоклассники научились читать. За это время, которое ребята проучились в школе, они узнали много нового.

Разминка

  1. В какое время года и в каком месяце школьники начинают учиться?
  2. Школьный стол
  3. В чем школьники несут учебные принадлежности?
  4. Единственный школьный урок, где позволяют бегать, прыгать,гонять мяч.
  5. Школьный урок, где позволяют громко петь.
  6. Перерыв между уроками.
  7. Сигнал на урок.
  8. Зачем ходят в школу?
  9. Какой отметке радуются ученики?
  10. Первая буква в алфавите.
  11. Последняя буква в алфавите

12. Сколько букв в русском алфавите.

13. Какая буква является первой во всех именах трех поросят?

Давайте послушаем, что нам расскажут первоклассники

Инсценировка стихотворения « Главные слова»

Вас приветствует сейчас

Первый класс

Мы о самом главном

Поведем теперь рассказ

Стены, крыша, окна в нем

Перед нами прочный ДОМ

В доме кто встает так рано?

Обо всех в заботах?- МАМА

Кто еще живет в домишке?

Папа, дочка и сынишка.

Отвечайте мне, друзья,

Вместе кто они?- СЕМЬЯ.

Отправляются с охотой

Папа с мамой на работу.

Взяв портфели. скоро – скоро

Побежали дети в школу.

Смотрит СОЛНЫШКО на нас,

Заливает светом класс.

Солнце светит на село

Назовем мы как его?

А в селе простой народ

ХЛЕБ растит, ТРУДом живет.

Продолжаем наш рассказ

Где-то далеко от нас

Ярко светит как звезда,

Главный город наш - МОСКВА

Москва столица всей страны.

Где живем все вместе мы.

Нет для нас страны красивей

Нашей Родины – РОССИИ.

Вспомним сорок первый год,

Как сражался наш народ,

Как узнала вся страна

Слово страшное –ВОЙНА

Дом фашисты разоряли,

Хлеб сожгли, людей убили

Солнце скрылось в дыме синем.

Вся в огне была Россия.

Враг хозяйничал в стране,

Подбирался и к Москве.

Люди встали тут стеною.

Воевали как герои.

Не пустив врага в Москву,

Отстояли всю страну,

От фашизма мир спасли

И ПОБЕДУ принесли!

Это было так давно

Но забыть нам не дано

Про сраженья и про беды,

Про великую Победу

Повторим-ка всё опять,

Мы должны об этом знать:

МАМА, ПАПА, ДОМ, СЕМЬЯ,

СОЛНЦЕ, ШКОЛА, ХЛЕБ, МОСКВА,

МИР, РОССИЯ – это, дети!

Главные слова на свете!

А войны мы не хотим,

Мир разрушить не дадим.

(разорвать табличку со словом ВОЙНА)

Ученики.

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам

Мы с доски не с водим глаз,

А учитель учит нас.

Ель, топор, лопата, руки-

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянуться в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребенка качать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь!

С-с-с – змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.

Р-р-р – моторы тарахтят.

Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

Ма - и ша, а вместе Маша

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом –

Получаются слова:

Ты – и ква, а вместе – тыква,

Со – и ва, итак, сова.

Мы знаем буквы, знаем слоги,

И постепенно, понемногу

Слова на слоги разделять,

Открыла тайны многих книг.

К ней любой из нас привык!

Мы азбуке спасибо скажем

И песню для неё споем

(Первоклассники поют песню « Чему учат в школе»)

Если кто-то любопытен,

Хочет все на свете знать,

Тот не будет лениться,

Только чтобы на вопросы

Стали буквы отвечать,

Вам, ребята,(очень просим)

Надо буквы твердо знать.

Буквы строим по порядку.

Погляди! Чудесный вид!

Мы запишем их в тетрадку-

Получился алфавит

33 веселых буквы,

Ни одной забыть нельзя.

Нам помогут то, что слышим.

Сделать видимым, друзья .

На уроках чтения мы читали стихи, загадки, маленькие рассказы. Давайте послушаем, как первоклассники научились отгадывать загадки.

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель)

Если ты его отточишь.

Нарисуешь все что, хочешь:

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (карандаш)

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (тетрадь)

Черные, кривые.

От рождения немые,

Встанут в ряд –

Сейчас заговорят! (буквы)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка а сшита,

Не человек, а рассказывает! (книга).

Теперь поиграем в игру « Угадай букву».

Эта буква похожа на ракету? (А); на колесо? (О); на сучок (У); на полумесяц (С); на антенну (Т); на шалаш? (Л); на парус (Р); на лесенку, которая сломалась?(Е); на ворота (П); на кудри- завитушки? (З); на бочонок?(Б); на бочонок с краном? (Ц);на домик?

(Д);на кочергу? (Г); на цифру 4 ? (Ч); на жука? (Ж); на раскрытую ножницу? (Х);на расческу, щетку? (Щ); на ковш? (ъ), мастер стул перевернул и стул стал похож на букву? (Ц)

А теперь разгадайте ребусы

Слайд 1

Слайд 2

Отгадайте какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться в веселых стихах

Жучка будку не доела: Забодал меня котел

Неохота. Надоело. На него я очень зол

На пожелтевшую траву Закричал охотник –Ой!

Роняет лев твою листву двери гоняться за мной

Тает снег. Течет ручей. Посмотрите –ка, ребятки.

На ветвях полно врачей. Раки выросли на грядке!

На виду у детворы Мы собрали васильки

Крысу красят маляры. На голове у нас- щенки.

Мама с бочками пошла У вратаря большой улов

По дороге вдоль села Влетело в сетку пять волов(голов)

На поляне весной Сели в ложку- и айда!

Вырос зуб (дуб) молодой По реке туда-сюда

В школе кроме уроков есть перемены. Сейчас предлагаю конкурс: кто быстрее выпьет сок через трубочку?

Слайд 3

Игра «Путаница».

На доске два столбика слов, которые надо соединить стрелками.

Собака квакает

Корова гавкает

Лягушка шипит

Змея мычит

Слайд 4

Игра « Оживи слово» (заменить первую букву другой буквой)

Мак-(рак), дом-(сом), капля- (цапля), котел-(козел), дверь-(зверь), лук (жук)

Жили -были буквы а Азбуке, разные – гласные, согласные. Ходили друг другу в гости. Согласные пошли к гласным. Буквы жили не тужили, потому что все дружили. Однажды они поссорились.

Игра «Защити свой шарик».

Выходят два участника. Каждому к ноге привязывают шарик. По сигналу они должны постараться наступить на шарик противника и раздавить его ногой. Кто сохранил свой шарик, тот победитель.

Игра «Это я».

Учитель. Друзья, я буду задавать вопросы, а вы, дружно хлопая в ладоши, отвечайте: «это я, это я, это все мои друзья!», но если не согласны, говорите: «И не я, и не я, и не все мои друзья».

Кто из вас сюда принес

Песни, шутки, смех до слез?

Кто ватагою веселой

Каждый день шагает в школу?

Кто из вас своим трудом

Украшает дом и класс

Кто из вас приходит в школу

С опозданием на час?

Кто из вас хранит в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Кто из вас, скажите братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас, скажите в слух

На уроке ловит мух?

Кто из вас не смотрит хмуро,

Любит спорт и физкультуру?

Давайте послушаем наших виновников торжества, которые еще хотят выступить.

Ученики.

Ты в азбуку впервые вник,

Читая по слогам.

Потом прочтешь ты сотни книг

К сознательным годам.

И ты поймешь: без азбуки

Вся жизнь прошла бы зря!

Тридцать три богатыря

На страницах азбуки

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Смех и слезы,

Радость и печаль

Довелось нам испытать.

Но стараний наших нам не жаль:

Учитель. Вот сейчас мы и проверим, как вы научились читать. (Ученики читают по предложению)

Слайд 5

2 уч Не надо к маме приставать.

3 уч Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

4 уч Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай еще страницу!»

Все Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

В.Берестов

Слайд 6

Игра « Расшифруй»

6-3=О 10-1=Р 5+1= З 9-5=Б

5+3= Щ 5-3=П 3-2=К

9-2= Й 8-3=А 6-6=У

Учитель. Дорогие ребята! Поздравляем вас с окончанием изучения азбуки и желаю прочитать самостоятельно много красивых, добрых стихотворений и сказок, рассказов и повестей. Пусть школьная азбука станет для вас сияющим маяком знаний, к которому вы будете без устали шагать всю свою жизнь! В память об этом событии хочу вручить вам дипломы. (Учитель вручает школьникам дипломы.)

Тем, кто любит приключенья.

Я открою свой секрет

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет

Слово для поздравления предоставляются родителям. (Родители поздравляют детей и дарят им подарки.)

На этом наш праздник подошел к концу. Большое спасибо всем, кто нашел время прийти сегодня сюда и разделить нашу радость. Особые слова благодарности родителям, которые приняли активное участие в организации и проведении праздника.


Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

ТВОРЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПРОЕКТА «НАШИ ДЕТИ»

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Эти строчки такого знакомого стихотворения Валентина Берестова приходят на ум (а иногда и озвучиваются вслух) каждый раз, когда мои дети просят меня прочитать книжку, где «много букв», но которую они вполне могли бы уже прочитать сами. В детстве я как-то не очень понимала, почему мама так назидательно произносит эти слова. Но вот пришло время и мне цитировать эти строки моим детям.

И все-таки сначала было… нет, не слово.

Сначала были картинки!

Когда дети были совсем малышами, мы познакомились с необычной книгой с непривычным для русского слуха названием – виммельбух. Это немецкое слово переводится как «мельтешащая книга» и как нельзя лучше описывает то, что происходит на ее страницах. По-русски такую книгу называют по-разному: и книга-гляделка, и большая книга картинок, и книга для разглядывания, и книга со спрятанными рисунками – но смысл всегда один.

Практически полное отсутствие текста и наличие больших, подробных и очень красивых картинок. Многочисленные герои становятся участниками разнообразных ситуаций, город открывает свои тайники для внимательного наблюдателя, а природа демонстрирует феерическое разнообразие флоры и фауны. Конечно, для нашего восприятия больше походит название книга – гляделка.

Чаще всего формат такой книги превышает стандартный – встречались мне и книги-гиганты в метр высотой – тут даже и не знаю, что приводит в восторг в первую очередь. Это настоящее сокровище: все страницы просто усыпаны героями, деталями и секретиками! Иллюстрации и впрямь захватывают – недаром их придумывают и создают талантливейшие художники. Благодаря детальным рисункам такую книгу можно «читать» много раз, но все равно каждый раз открывать ее заново, находя что-то, что не увидел или пропустил в прошлый раз. Очень часто такие книжки выходят целыми сериями – каждая посвящена своей теме и герои путешествуют с вами по всем страницам книг.

Герои мультфильмов – отличные спутники в книгах такого формата. Малышу приятно узнавать на страницах книги персонажей, знакомых ему по любимым мультикам, и наблюдать за тем, что происходит в их игрушечной жизни.

Не так давно я познакомилась с первой книгой-гляделкой с героями известного российского мультфильма. Издательский дом «Комсомольская правда» выпустил серию книг про Лунтика , который, без сомнения, полюбился многим детям.

Трогательный фиолетовый Лунтик и его многочисленные друзья – главные участники книг для разглядывания и творческого общения с детьми «Как Лунтик знакомился с праздниками» и «Как Лунтик ходил в гости».


Книга для разглядывания «Как Лунтик знакомился с праздниками» знакомит читателя с традиционными русскими праздниками. Тут и день рождения с хороводом, и День знаний с букварем и осенними цветами, и Новый год с «Письмом Деду Морозу» и шариками-хлопушками на елке, и Масленица со скоморохами и Масленой. Это те праздники, которые любим мы сами и про которые так хочется рассказать детям. Блины, масленица и новогодняя ночь, катание на коньках и санках… Сколько душевных воспоминаний приходит с этими образами!

Книга про Лунтика – хорошая возможность погрузиться с малышами в «праздничную» тему. Эта серия будет пополняться новыми книгами. Думаю, дети с радостью встретят старых знакомых!

Самое удивительное то, что книга, в которой нет текста, может обучать и воспитывать. Для детей, которые только начинают говорить, пополнение словарного запаса – задача трудная, но первостепенная. Новые понятия и слова, ситуации и их описания – все это отлично стимулирует речевые навыки.

Одна книга дает множество вариантов обучающих игр – недаром в ее названии упоминается творческое общение с детьми. С самыми маленькими можно учить цвета, изучать цифры и счет – например, сосчитать гостей за столом или количество шариков. С теми, кто осваивает азбуку, легко закреплять пройденные буквы и расширять словарный запас, играя в игру «Найди все слова на букву А (или любую другую)».

Развивать фантазию лучше всего, придумывая необычные истории про героев: скажем, куда бежит муравей с мешком муки, что рассказывает Генерал Шер про грибы и кто отправлен на поиски морковки, которой так не хватает снеговику. Каждый разворот книги может стать мотивом отдельной истории, а можно выбрать одного героя и рассматривать, чем он занимается на разных разворотах. Дайте малышу подсказку – и вы будете удивлены полетом его фантазии. Кстати, такая книга – отличное занятие в долгой дороге.

Но, пожалуй, самое главное умение, которое тренирует книга для разглядывания, – это умение замечать нюансы и скрытые от беглого взгляда подробности.

Со временем это внимание к деталям и наблюдательность обязательно проявятся и в обычной жизни: и вот уже среди городского шума и «мельтешения» ваш малыш сможет заметить маленького жука, ползущего по своим делам в трещине здания…


Разворот книги «Как Лунтик знакомился с праздниками»

Как только глаз ребенка научится выискивать самые маленькие детали, его мир наполнится множеством интересных открытий.