Что такое разряды существительных таблица. Лексико-грамматические разряды существительных

«В пределах каждой знаменательной части речи выделяются лексико-грамматические разряды слов. Это такие подклассы данной части речи, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слов выражать те или иные морфологические значения или вступать в противопоставления в пределах морфологических категорий» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 459].

Имена существительные делятся на следующие лексико-грамматические разряды: 1) собственные и нарицательные; 2) одушевлённые и неодушевлённые; 3) конкретные (собственно конкретные, вещественные, собирательные) и абстрактные (отвлечённые). Эти разряды в ряде случаев пересекаются; например, собственные и нарицательные имена делятся на одушевлённые и неодушевлённые.

Собственные и нарицательные имена существительные

К собственным существительным относятся слова, обозначающие индивидуальные, единичные предметы, входящие в класс однородных предметов.

Среди собственных имён выделяют: а) имена собственные в узком понимании термина; б) наименования.

Имена собственные в узком понимании термина включают:

личные имена, фамилии, псевдонимы, прозвища (Нина, Андрей, Михаил Кузьмич, Федоров, Миронова );

клички животных (Жучка, Шарик );

географические названия (Симферополь, Салгир, Крым );

названия государств, организаций (Канада, Англия );

астрономические названия (Орион, Вега, Сириус ) и т. д.

Наименования – имена собственные – включают в себя нарицательное существительное или сочетания слов. «При этом нарицательное существительное не утрачивает своего лексического значения, а лишь изменяет свою функцию» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 461]. Примеры: газета «Известия» , журнал «Юность» и т. д. Если названия представлены не однословно, а сочетаниями и предложениями, то такие собственные имена нельзя назвать существительными, ибо они не являются частью речи вообще. Поэтому не следует считать собственными существительными многие заглавия художественных произведений, критических статей, представляющие собой разноструктурные многословные наименования. Имена собственные принято писать с большой буквы. Как правило, они имеют форму только одного числа (единственного или множественного): Европа, Татьяна, Волга, Альпы, Афины . В форме мн. ч. они употребляются в том случае, если обозначают разных лиц с одинаковыми именами или фамилиями (в группе пять Ирин , трое Жуковых ); лиц, находящихся в родственных отношениях (сестры Лебедевы , братья Гусаковы , супруги Орловы ), а также географические и астрономические названия при сравнении территорий, объемов и т. п. (пять Франций , два Днепра и т. д.).

Нарицательными называются имена существительные, обозначающие общие понятия, охватывающие однородные предметы, абстрактные понятия: толпа, дерево, собака, творчество, юность, понедельник, звезда, город . Эти существительные в большинстве своем употребляются как в единственном, так и во множественном числе (торт – торты, книга – книги ).

Границы между собственными и нарицательными существительными подвижны, между ними возможен взаимопереход. Имена собственные переходят в нарицательные, если 1) имя человека перешло на его изделие, изобретение (ом, ампер, джоуль, вольт, рентген, форд, батист, браунинг, кольт, маузер ); 2) если изделию дано имя человека (катюша, максим, матрёшка ); 3) если имя человека стало обозначением целого ряда однородных лиц (меценат, геркулес ).

Нарицательные имена переходят в собственные: Близнецы, Весы (названия созвездий), Орёл, Шахты (названия городов), Октябрь (название Октябрьской революции), «Восход», «Союз» (названия космических кораблей), Шарик, Валет (клички собак) и т. д.

Собственными становятся нарицательные имена, употреблённые в баснях в качестве действующих лиц: Волк и Ягненок, Ворона, Кот и Повар .

Приведенные выше примеры собственных существительных одноструктурны – они представлены однословными единицами и отражают узкое понимание термина. В широком понимании к собственным существительным относят наименования, включающие также два и более слов, иногда – предложения. Обычно это заглавия литературных произведений, например: «Кому на Руси жить хорошо», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и др. Естественно, в системе имён существительных в разделе «Морфология» они не рассматриваются.

Имя существительное - это особая часть речи, которая обозначает предмет и выражает данное значение в таких словоизменительных категориях, как падеж и число, а также с помощью рода, являющегося постоянной категорией.

В этой статье рассматриваются разряды существительных по значению. Мы опишем каждый из них и приведем примеры.

Существительное обозначает предметы в самом широком смысле слова: названия вещей (сани, ножницы, окно, стена, стол ), лиц (человек, женщина, юноша, девочка, ребенок ), веществ (сливки, сахар, мука ), живых организмов и существ (микроб, щука, дятел, кошка ), явлений, событий, фактов (спектакль, пожар, каникулы, беседа, страх, печаль ), а также процессуальных и непроцессуальных признаков, названных как самостоятельные независимые субстанции - свойств, качеств, состояний, действий (толкотня, решение, бег, синева, глупость, доброта ).

Основные лексико-грамматические разряды существительных

Выделяют следующие основные разряды, на которые делятся существительные: 1) нарицательные и собственные; 2) вещественные; 3) собирательные; 4) отвлеченные и конкретные; 5) неодушевленные и одушевленные. Данные разряды существительных по значению пересекаются. Имена собственные, например, могут включать названия как неодушевленных, так и одушевленных предметов. Вещественные существительные, которые обозначают массу какого-либо вещества, могут обладать собирательным значением (сахар, виноград, клюква ). Конкретные (как лексико-грамматический разряд) объединяют одушевленные и неодушевленные, называющиеся считаемыми названия предметов. Можно привести и другие примеры. Однако слова, включающиеся в те или иные разряды существительных по значению, имеют общие морфологические, а иногда и словообразовательные характеристики, что их и объединяет.

Нарицательные и собственные существительные

Деление это происходит по признаку наименования предмета как представителя класса или как индивидуального. Собственные как лексико-грамматический разряд существительных (по-другому - "имена собственные") - слова, называющие индивидуальные предметы, которые входят в класс однородных, но не несут сами по себе специального указания на эту принадлежность.

Нарицательные - имена, называющие предмет по его включению в некоторый класс. Этот лексико-грамматический разряд существительных обозначает имя, соответственно, как носителя свойственных предметам этого класса признаков.

Является подвижной и непостоянной граница между нарицательными и собственными именами: нарицательные часто становятся собственными (кличками и прозвищами). Собственные часто применяются для обозначения однородных предметов в целом, и становятся таким образом нарицательными: донкихот, держиморда, донжуан.

Имена собственные в узком смысле

Среди собственных имен выделяются такие существительных по значению, как собственные в узком смысле, и наименования. Первые представляют собой астрономические и географические названия и имена животных и людей. Это - медленно пополняемый, лексически ограниченный круг, состоящий из названий, которые присваиваются одному предмету. Здесь возможны повторения, совпадения (названия поселков, деревень, рек), они также являются высокочастотными относительно системы собственных имен различных лиц и животных.

Наименования

Для наименований используются различные нарицательные имена или сочетания слов. Нарицательное существительное при этом лексического значения не утрачивает, а только изменяет функцию. Например: газета "Известия", духи "Сирень" . Могут служить наименованиями также собственные имена: пароход "Украина", гостиница "Москва".

Собирательные существительные

Собирательные существительные составляют отдельный разряд (лексико-грамматический) среди К ним принадлежат слова, которые называют совокупность некоторых однородных предметов, а также выражают данное значение с помощью различных суффиксов: -ств(о) (юношество, студенчество ); -ия (аристократия, пионерия ); -от(а) (беднота ) и другие. К собирательным существительным при широком понимании также могут быть отнесены имена, которые обозначают совокупность предметов: мебель, хлам, мелюзга, ботва . Выражают собирательность такие слова лексически, а не словообразовательно. Отличительный признак этих существительных - то, что у них нет

Вещественные существительные

Они называют различные вещества: материалы (цемент, гипс ), пищевые продукты (сахар, мука, крупа, жир ), виды тканей (ситец, бархат ), металлы, ископаемые (яшма, изумруд, сталь, олово, уголь, железо ), лекарства, химические элементы (аспирин, пирамидон, уран ), сельскохозяйственные культуры (пшеница, картофель, овес ), а также другие делимые однородные массы.

Вещественные существительные, в отличие от собирательных, не имеют, как правило, суффиксов для обозначения вещественного значения. Оно выражается лишь лексически.

Употребляются обычно вещественные существительные либо только в форме единственного числа, либо во множественном: сливки, духи, дрожжи; олово, мука, чай, мед . Вещественное существительное, которое употребляется обычно в единственном, принимая форму множественного числа, обособляется лексически от соответствующей формы: крупа (дробленое или цельное зерно растений), но крупы (сорта крупы).

и конкретные существительные

Среди имен выделяются такие разряды существительных по значению, как отвлеченные и конкретные. Конкретные - это слова, которые называют факты, лица, вещи, явления действительности, которые могут быть подвергнуты счету и представлены в отдельности: война, поединок, инженер, кольцо, карандаш.
Этот лексико-грамматический разряд существительных, другими словами, представляет единичные предметы и их формы множественного числа.

За исключением имен, не имеющих единственного числа (pluralia tantum), все конкретные существительные имеют формы множественного и единственного. По конкретные существительные не только противопоставлены отвлеченным. Им также противостоят вещественные и собирательные разряды имен существительных, pluralia tantum; и их значения также различны.

Абстрактные (отвлеченные) - слова, которые обозначают отвлеченные понятия, качества, свойства, состояния и действия: движение, бег, ловкость, близость, доброта, плен, благо, смех, слава . Большую часть из них составляют мотивированные глаголами и прилагательными существительные, образованные при помощи нулевого суффикса (замена, вывоз, хворь, горечь ), суффикса -ость (трусость, красивост ь), -ство(о) (большинство, ничтожество, хвастовство, первенство ), -чин(а)/-щин(а) (сдельщина ), -изм (гуманизм, реализм ), -от (а) (хрипота, доброта, кислота ) и других. Меньшую часть составляют различные немотивированные слова: суть, грусть, уют, горе, страсть, печаль, мука, страх, нрав, ум, беда.

Обычно не существует форм множественного числа у отвлеченных существительных.

Одушевленные и неодушевленные существительные

Существительные делятся на два разряда: - названия животных и людей: насекомое, щука, скворец, кот, студентка, учитель, сын, человек.

Неодушевленные - названия всех остальных явлений и предметов: книга, стол, стена, окно, природа, институт, степь, лес, доброта, глубина, поездка, движение, происшествие .

Слова эти имеют различную роль и значение. Разряды существительных по значению обладают своими специфическими особенностями. Одушевленные часто словообразовательно и морфологически отличаются от неодушевленных. Это наименования различных лиц, а также животных женского пола, которые часто мотивируются словом, называющим животное или лицо без указания на пол или же мужского пола: студент-студентка, учитель-учительница, школьник-школьница, внук-внучка, москвич-москвичка, лев-львица, кот-кошка и др.

Как правило, одушевленные существительные имеют морфологическое значение женского или мужского рода, и лишь некоторые - среднего, при этом определяется семантически принадлежность к тому или иному роду существительного (кроме среднего, которые называют безотносительно к полу живые существа: название невзрослого человека (дитя ), или наименования типа существо, лицо, насекомое, млекопитающее, животное ). Распределяются неодушевленные существительные по трем морфологическим родам - среднему, женскому и мужскому.

Парадигмы неодушевленных и одушевленных существительных

Парадигмы неодушевленных и одушевленных последовательно различаются во множественном числе: одушевленные имеют в нем форму совпадающую с родительным. Пример: нет животных, нет сестер и братьев (Р.п.), увидел животных, увидел сестер и братьев (В. п). Существительные неодушевленные во множественном числе имеют форму винительного падежа, совпадающую с именительным. Пример: на столе лежат яблоки, груши и персики (И.п.); купил яблоки, груши и персики (В.п.).

Мы рассмотрели имя существительное как часть речи, разряды имен существительных. Надеемся, эта статья оказалась вам полезной. Если информации недостаточно, рекомендуем ознакомиться с работами, которые написала на эту тему Кочанова О.Н. Разряды существительных по значению рассматриваются в ее статьях довольно подробно.

Имя существительное. Разряды существительных. Род, число, падеж существительных

Цели:

Расширить знания учащихся об имени cyществительном как части речи и его грамматических категориях рода, числа и падежа; повторить правописание окончаний и суффиксов существительных; раскрыть стилистическую роль различных форм имен существительных в художественном тексте.

Способствовать развитию речи и расширению словарного запаса учащихся; - способствовать развитию аналитических способностей учащихся;

Воспитывать нравственные качества личности.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализация

1. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложений.

Перестанут же когда-нибудь люди драться, воевать, казнить людей, а будут все любить друг друга. Время это непременно придет, потому что в душе всех людей заложена не ненависть, а огромная любовь друг к другу. Давайте же делать все, что можем, для того, чтобы поскорее пришло это время. (Л.Толстой)

Объясните правописание слов, постановку знаков препинания.

Обозначьте грамматическую основу и составьте схемы предложений.

Назовите все части речи, встретившиеся в предложениях.

2. Словарно-смысловой диктант. Запишите ответ одним словом.

1. Лицо, управляющее оркестром, хором.

2. Кондитерское изделие - застывшая масса какао с сахаром или напиток из него.

3. Тонкая веревка.

4. Дорога с твердым покрытием.

5. Цвета сажи, угля.

6. Водитель автомобиля.

7. Танец с частым, дробным пристукиванием.

8. Стержень для чистки стрелкового оружия

9. В церковном обиходе: шнурок с бусами.

10. Мелкий маринованный огурец.

11. Пестрая клетчатая ткань.

12. Место соединения частей чего-нибудь.

13. Наездник на скачках.

14. Цвета песка, золота.

15. Едкое химическое соединение, окрашивающее лакмусовую бумагу в синий цвет.

Для справок : щёлочь, шоколад, дирижёр, шоссе, бечёвка, шофёр, шомпол, чёрный, чётки, корнишон, чечётка, шов, жокей, жёлтый, шотландка.

3. Раб. тетрадь, задание 50. Словарно-орф. работа. Запишите слова под диктовку.

Прецедент*, завистник, интриганка, опасный, дерматин, ужасный, констатировать*, искусный, инцидент*, захолустный, безмолвствовать, юрисконсульт, повиснуть, почерк, осмеять, насмешка, почтамт, компрометировать.*

На какие правила были записаны слова? (непроизносимые согласные, непроверяемые гласные и согласные)

4. Занимательный словарь

Инцидент - неприятный случай, конфликт местного значения, отдельное столкновение, не перешедшее пока во всеобщую потасовку, но способное послужить её причиной.

Прецедент - это случай, который произошел впервые и который может послужить примером, образцом для других. В любой армии, например, довольно сурово пресекается любое, даже незначительное неповиновение солдата офицеру - ведь оно создает прецедент неисполнения приказа, и у других солдат может сложиться впечатление, что и им можно поступать так же (а если такое произойдет в бою, да ещё в массовом порядке, то поздно будет наказывать сотни вооруженных подчиненных)

III

Имя существительное, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные изменяются по родам.

Имена существительные в предложении выполняют только роль подлежащего.

Конкретные существительные называют конкретные предметы, поддающиеся счету и сочетающиеся с количественными числительными.

Отвлеченные существительные обозначают совокупность лиц или предметов как единое целое.

Вещественные существительные называют однородное вещество, поддающееся измерению, но не счету.

Граница между нарицательными и собственными именами существительными очень строгая, и никогда имя собственное не может стать нарицательным.

Одушевленные существительные являются наименованиями живых предметов.

III . Формирование новых понятий и способов действия

1. Самостоятельно прочитайте материал § 39. Составьте план статьи.

План.

1. Три родовых группы существительных.

2. Слова общего рода.

3. Определение рода у несклоняемых существительных.

4. Число имен существительных:

а) имена существительные, которые употребляются только во множественном числе;

б) имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.

5. Падеж имен существительных.

6. Три склонения имен существительных.

7. Разносклоняемые имена существительные.

2. Перескажите содержание статьи учебника по плану.

3 . Запишите три группы слов. Сформулируйте правило написания существительных. Добавьте в каждый ряд по пять своих примеров.

Ночь, рожь, тишь, вещь,

Ключ, пляж, малыш, борщ,

Свеч, крыш, зрелищ, луж,

IV

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

    конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка

    абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо

    вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе

    собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

1. Укажите, к какой группе (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные) относятся данные существительные по их лексико-грамматическому значению.

Дом, океан, труд, время, красавица, ребенок, серебро, заря, повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, геройство, пение, интеллигенция, собрание, порошок, вода, радость, животное, лето, масло, детвора, небеса, ребятня, крокодил, береза, листва, зелень, ягода, малина, рыба.

2. Слово учителя

Деление существительных на одушевленные и неодушевленные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое. Так слово кукла, мертвец, туз, валет, козырь, леший относят к одушевленным. А слова народ, толпа, детвора, стая, группа, молодежь, крестьянство, рота – к неодушевленным. С точки зрения грамматики, у неодушевленных существительных форма Винительного падежа множественного числа совпадает с формой Именительного падежа, а у одушевленных – с формой Родительного падежа: увидел тетради – увидел братьев, услышал голоса – услышал соловьев.

3. Запись и анализ текста.

Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган. В том самом месте, где около полудня, близ мраморной скамьи в саду, беседовали прокуратор и первосвященник, с ударом, похожим на пушечный, как трость переломило кипарис. Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок. Ураган терзал сад.

Чем осложнено второе предложение (близ мраморной скамьи – уточняющий член предложения; с ударом, похожим на пушечный обособленное определение)

Назовите имена существительные, укажите их семантические и морфологические признаки, определите синтаксическую роль в предложении.

4. Раб. тетрадь, задание 51.

1. Ралли, кандалы, мемуары, пожитки.

2. Барокко, торнадо , банджо, контральто.

3. Умишко, носишко, бельишко , голосишко.

4. Шасси , клещи, носилки, пассатижи.

По лексическому значению слова определите, о каком существительном общего рода идёт речь.

Тот, кто постоянно жалуется на всех. (Ябеда).

Очень рассеянный. (Растяпа.)

Суетливый, беспокойный человек. (Непоседа. Егоза.)

Любящий вкусно и сладко поесть. (Сладкоежка.)

Лентяй, бездельник. (Лежебока)

Болтун. (Пустомеля)

Тихий, смирный человек. (Тихоня)

Человек, имеющий одинаковое с кем-нибудь имя. (Тёзка)

Очень скупой человек. (Скряга)

Человек, делающий всё медленно и вяло. (Копуша)

Почему эти существительные называются существительными общего рода?

(Среди существительных с окончанием –а в именительном падеже единственного числа есть группа слов, которые называются существительными общего рода, так как они могут выступать то как слова мужского, то как слова женского рода.)

Задание № 2.

У Григория Остера в «Книге о вкусной и здоровой пище людоеда» собраны «вредные» рецепты. Запишите названия рецептов, вставляя существительные общего рода.

_____________________ с горячим носом.

Сильно зазнавшуюся девочку посадить на сковородку, несколько раз похвалить, как только задерёт нос, полить его подсолнечным маслом, хорошо прожарить и есть, похваливая.

Мучные блюда из ______________.

Из ____________ можно приготовить много сытных и вкусных блюд, если, не отвечая ни на какие вопросы, сразу же закатать ___________ в тесто, предварительно залепив им рты густым сливочным кремом.

________________ в маринаде.

Трёх сладкоежек, с утра объевшихся пирожных, конфет и мармелада, замариновать в стеклянной банке и хранить в сухом прохладном месте. В зимнее время они могут служить хорошей закуской.

_______________ с начинкой.

Сонную, всё время зевающую девочку посадить на противень и обложить большим количеством крупных красных помидоров. Каждый раз как зевнёт – запихивать в неё по три штуки. Начинённая помидорами ________ спит, как убитая, и вы можете варить, жарить или тушить её на медленном огне. Перед тем как съесть – разбудите.

Азу из _________________.

Вертлявую третьеклассницу, крутящуюся юлой, остановить, нарезать тонкими ломтиками её туфельки и бросить вместе с ней в булькающую подливку.

Подавая к столу, смотрите, чтобы она, прыгая по тарелке через верёвочку, не забрызгала ваших гостей подливкой.

_______________ с _____________.

Равное количество ____________ и ______________ положить в одну посуду, бросить туда же три куска мыла, две мочалки, десять обувных щёток и одну одёжную, полить свежей грязью, подождать, пока ______________ почистятся, а __________ измажутся, и торжественно подать к столу.

Для справок: егоза, неряхи и чистюли, зазнайка, соня, сластёны, почемучка.

Что обозначают существительные общего рода?

(Существительные общего рода обозначают черты характера человека, качества людей.)

Как характеризуют данные существительные людей?

Задание № 6.

1 вариант

Составьте предложения с существительными общего рода, отрицательно характеризующими человека.

2 вариант

Составьте предложения с существительными общего рода, положительно характеризующими человека.

Для справок: мазила, трудяга, растяпа, неженка, работяга, тихоня, левша, тёзка, юла, хитрюга, трусишка, пустомеля.

Были ли в списке нейтральные слова? Назовите.

(Тёзка, левша.)

Творческое задание

Напишите сочинение-миниатюру «Школьный денёк», используя существительные общего рода.

1. Раб. тетрадь, задание 52. Определите род существительных. Отметьте слова общего рода, составьте с ними словосочетания или предложения.

Радость, тюль, депо, кофе, имя, мышь, педагог, работа, домишко, насекомое, рантье, умница, шимпанзе, инженер, врач, парикмахер, атташе, мастер, задира, кенгуру, недотрога, профессор, леди, Баку, Капри, растяпа, жюри, эскимо, Сочи, меню, товарищ, индюк, Миссисипи, вуз, ИТАР - ТАСС.

3. Упр. 338.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

Слово учителя. Большинство несклоняемых существительных – слова среднего рода, называющие неодушевленные предметы (какао, кофе, меню ). К мужскому роду относятся слова, обозначающие лиц мужского пола (маэстро, конферансье ), к женскому - женского пола (мисс, леди ). Род иноязычных географических наименований определяется по родовому понятию или по опорному слову словосокращений: Онтарио - озеро, Перу - государство, авеню - улица, кольраби - особый вид капусты.

Род сложносокращенных слов определяется по роду ведущего слова: ИТА - информационно-телевизионное агентство.

2. Раб. тетрадь, задание 53. Из данных слов выпишите существительные, которые имеют форму: а) только множественного числа; б) только единственного числа.

Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, ворота, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительство, влажность, смех, белье, мечта, счастье.

3. Составление схемы « -Е, -И в окончаниях существительных разных склонений»

пишется в 1) на -мя (у времени, о знамени);

2) 1 скл. (у рощи, у свечи)

словах: 3) 3-го скл. (матери, дочери, пути);

4) на -ия (в Р., д-, п. п.- армии, об армии);

5) на -ий, -ие (в п. п.) об известии, в санатории

6) - Е – в остальных случаях

4. Раб. тетрадь, задание 54. Запишите, обозначая окончания существительных и указывая номер приведенного выше правила - алгоритма.

На песчаной отмели, в большом здании консерватории, в моей тетради, назовите по имени, был в библиотеке, служил в армии, ходил в шинели, рассказывал о разведке, подошел к площади, на первой странице, на ветке ели, участвовал в соревновании, был в школе, театре, на улице, был в планетарии, забыл о грусти, сила в объединении, о грустном известии, стоял у знамени, вне себя от радости, был в Румынии, любовь к Родине.

5. Раб. тетрадь, задание 55. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат, татарин, минчанин, таджик, носок, сын, друг, курица, килограмм, дворянин, ущелье, платье, лист, князь муж, полено.

6. Раб. тетрадь, задание 56. Определите, по какому признаку объединены слова, найдите «лишнее» слово

1. Рагу, бра, купе, леди , такси.

2. Салями, какао, лобби, резюме.

3. Коммюнике , шимпанзе, кенгуру, кофе.

4. Сани, салями, сливки, тиски.

7. Раб. тетрадь, задание 57. Проверочная работа

1 вариант

1. Только во множественном числе употребляется существительное

A ) Осло.

B ) синева.

C ) любовь.

D ) железо.

E ) мемуары.

2. Правильно образованы все формы родительного падежа множественного числа в варианте

A ) башкир, носок, партизан, помидор.

B ) башкир, носков, партизан, помидоров.

C ) башкир, носок, партизанов, помидоров.

D ) башкир, носков, партизанов, помидоров.

E ) башкиров, носков, партизанов, помидоров.

3. Выберите строку с существительными второго склонения

A ) Валя, Ваня.

B ) юноша, дядя.

C ) полесье, звено.

D ) судьба, родина.

E ) высота, слепота.

4. Два варианта окончания: Е и У (Ю) – имеют в предложном падеже единственного числа существительные

A ) круг, край.

B ) кожа, сосна.

C ) падеж, лицо.

D ) дорога, тропка.

E ) одежда, костюм.

5. Несклоняемым является существительное

A ) грипп.

B ) добро.

C ) козни.

D ) метро.

E ) щавель.

6. К третьему склонению относятся существительные

A ) рама, стол.

B ) улица, забор.

C ) кость, лесть.

D ) диван, шкаф.

E ) карандаш, ручка.

7. К третьему склонению относятся существительные

A ) ноль, день

B ) толь, тюль.

C ) конь, огонь.

D ) пень, плетень.

E ) свекровь, церковь.

8. Слово общего рода

A ) врач.

B ) лентяй.

C ) генерал.

D ) задавака.

E ) продавец.

9. К разносклоняемым относятся существительные

A ) имя, знамя, семя, стремя, путь.

B ) радио, метро, табло, пенсне, плато.

C ) лошадь, площадь, ночь, мать, дочь.

D ) страна, юноша, статья, певунья, плясунья.

E ) слово, здание, здоровье, санаторий, ветер.

10. К третьему склонению относятся существительные

A ) ответ, дар.

B ) лицо, взор.

C ) привет, удар.

D ) письмо, слово.

E ) мощь, храбрость.

2 вариант

1. Правильно согласуется подлежащее со сказуемым в предложении

A ) ГЭС вступил в строй.

B ) СМУ получила обязательства.

C ) ВДНХ представил новые экспонаты.

D ) НИИ начала работать над новой темой.

E ) КазГУ получил статус национального университета.

2. Только форму единственного числа имеют

A ) названия игр.

B ) слова бремя, вымя, пламя, темя.

C ) названия промежутков времени.

D ) названия составных и парных предметов.

E ) названия материалов, веществ или их остатков.

3. Укажите, в каком случае форма множественного числа существительного не обозначает множество предметов:

A ) Море – моря.

B ) Грязь – грязи.

C ) Стул – стулья.

D ) Ребёнок – дети.

E ) Человек – люди.

4. К среднему роду относится сложносокращённое слово:

A ) РТС.

B ) ГЭС.

C ) ГАИ.

D ) ПТУ.

E ) ТЮЗ.

5. Только форму множественного числа имеет слово

A ) чай.

B ) силос.

C ) дебаты.

D ) ельник.

E ) учительство.

6. Только форму множественного числа имеют существительные

A ) горы, леса.

B ) народы, дети.

C ) борцы, бойцы.

D ) камни, цветы.

E ) шорты, каникулы.

7. К среднему роду относятся имена существительные

A ) тенге, атташе.

B ) салями, мадам.

C ) авеню, кольраби.

D ) бюро, коммюнике.

E ) колибри, пенальти.

8. Слово общего рода

A ) сестра.

B ) сирота.

C ) страна.

D ) папаша.

E ) дедушка.

9. К несклоняемым относятся имена существительные

A ) среднего рода с окончанием Я.

B ) среднего рода с окончаниями О, Е.

C ) мужского и женского рода с окончаниями А, Я.

D ) мужского и женского рода с нулевым окончанием.

E ) иноязычные с конечными гласными О, Е, У, Ю, И, Э.

10. Ни к одному из трёх склонений не относятся существительные

A ) дома, земли, церкви.

B ) забияки, нюни, ломаки.

C ) караваи, батоны, калачи.

D ) каникулы, сутки, дрожжи.

E ) тростинки, лозинки, росинки

V . Этап информации о домашнем задании § 38, упр. 329

VI . Подведение итогов урока

VII . Этап рефлексии

Лексико-грамматические разряды существительных

Лексико-грамматический разряд – это подкласс слов внутри одной части речи, характеризующихся общим семантическим признаком, морфологическими и нередко словообразовательными свойствами.

ЛГР существительного

· одушевленность/неодушевленность,

· собственные/нарицательные,

· нариц.=>конкретные/неконкретные

· неконкретные =>собирательные/вещественные/абстрактные.

Нарицательные существительные называют предмет, действие, событие обобщенно, в ряду однородных (человек, книга, дерево, тишина).

Имена собственные называют индивидуальные объекты (Россия, Ока, Киев, Байкал, Карпаты) или представляют предмет из класса однородных как индивидуальный: это имена, отчества, фамилии, людей (Александр СергеевичПушкин), клички животных (Белка, Рекс, Пушок), названия газет, журналов, художественных произведений, издательств («Известия», «Волга», «Жизнь исудьба», «Наука») учреждений, магазинов и т.д.

Собственные и нарицательные существительные отличаются не только по значению, характеру именования предмета, есть также морфологические и орфографические особенности: имена собственные употребляются, как правило, в форме одного числа – единственного (чаще всего) или множественного и пишутся с прописной буквы, тогда как нарицательные пишутся со строчной буквы. Поскольку границы между этими типами имен подвижны, написание позволяет различать омонимы: Ампер – фамилия и ампер – единица измерения, Обломов – литературный герой и обломовы– безвольные, ленивые люди.

Нарицательные имена существительные делятся на конкретные и неконкретные. Конкретные существительные обозначают отдельные предметы (живые существа, вещи, явления), дискретно существующие реалии, которые можно сосчитать. Именно поэтому конкретные существительные, в отличие от неконкретных, могут сочетаться с количественными числительными (три мальчика, восемь ручек, пять групп) и изменяться по числам (институт – институты, ураган – ураганы, стая – стаи), за исключением слов, употребляемых только в форме множественного числа (гусли, очки, сутки) и имен собственных.

Неконкретные существительные характеризуются отсутствием идеи счета, они включают три разряда: вещественные, собирательные и абстрактные (отвлеченные) существительные.

Вещественные существительные обозначают однородное по составу (твердое, сыпучее, жидкое, газообразное) вещество. Это названия пищевых продуктов (сыр, мука, макароны), химических элементов (кислород, сера, кремний), тканей (бархат, ситец), металлов (железо, медь), растений (рожь, мята) и др. Большинство вещественных существительных употребляется только в форме ед. числа (молоко), меньшая часть – в форме множ. числа(сливки).

Следует обратить внимание на особенности употребления вещественных существительных. Некоторые слова восполняют парадигму по числу, образуя форму мн. числа, при этом изменяют основное значение: они обозначают сорт, разновидность вещества (масло и растительные масла – льняное, соевое, оливковое), массу вещества на большом пространстве (играть впеске и в пескахСахары), изделие из этого вещества (хрусталь и Стол заставлен хрусталями).

Собирательныесуществительные обозначаютсовокупное множество живых существ или предметов и употребляются в форме ед. числа, за исключением лишь некоторых слов (деньги, дрова, финансы). Собирательное значение, как правило, выражается суффиксально (студенчество, мошкара, беднота, комарье, листва).

Отвлеченные (абстрактные) существительные называют отвлеченные понятия, свойства, качества, действия, состояния и чаще используются только в форме ед. числа (идеализм, свежесть, белизна,благородство, ходьба, сварка, признание, радость).Некоторые из них образуют форму мн.ч., развивая при этом новые значения: различное проявление качества, свойства, действия (высокие, низкие скорости), длительность, интенсивность проявления состояния (морозы, боли), повторяющееся действие (постукивания, крики).

Все существительные подразделяются на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные существительные называют живые существа – людей и животных, неодушевленныесуществительные – неживые предметы. Грамматически одушевленность/неодушевленность проявляется в совпадении формы вин. падежа во мн. числе с формой род.падежа у одушевленных существительных (вижу братьев, сестер,животных), с формой им. падежа у неодушевленных существительных (вижу деревья, скамейки, фонари) . У слов мужского рода одушевленность выражается и в ед. числе (остановил грузовик и расспрашиваю водителя).

Одушевленность/неодушевленность слов регулярно выражается также синтаксически – формой вин.падежа мн. числа согласуемых слов. У несклоняемых существительных это единственное средство выражения: встретили прибывших кутюрье, взрослых какаду, огромных шимпанзе; надели красивые кашне, модные пальто.

Грамматическое выражение одушевленности/неодушевленности тем более важно, что представление о живом и неживом в сознании человека (это как раз отражено в языке) и в науке, реальной действительности не всегда совпадает. Например, неодушевленными оказываются названия растений, конкретные существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, полк, стая, табун). К неодушевленным словам относятся все неконкретные существительные, включая и собирательные, обозначающие совокупное множество лиц (детвора, крестьянство).

Вместе с тем, к одушевленным же существительным причисляют слова, обозначающие неживые предметы: названия кукол (матрешка, неваляшка,петрушка, марионетка, айболит), названия мифических существ (кентавр, Юпитер), карточные термины (валет, король, туз), названия шахматных фигур (конь, слон, ферзь, король), слова мертвец, покойник, утопленник (Ср.: трупы – неодушевленное существительное).

Колебания в определении одушевленности/неодушевленности наблюдаются у слов: бактерия, бацилла, куколка, микроб, личинка (Личинки зеленой мухи содержатбактерий, изучать бактерии.