Как взять интервью у поэта. Интервью с молодой поэтессой

Здравствуйте, мои любимые и дорогие! В этом году я вышла из отпуска по уходу за ребенком, отправила дочку в детский сад, а сама пошла учиться — заканчивать свой университет. Мне выпала радость учиться вместе с девушкой, которая пишет прекрасные стихи. И я очень хочу познакомить вас с ней и её творчеством.

Да, это интервью с поэтом, который пока ещё малоизвестен, но я уверена, что впереди у этой девушки — великое будущее на творческой стезе. И прочитав сегодня некоторые её стихотворения, вы это тоже поймёте!

Итак, позвольте представить вам — Светлана Танкович — уроженка и жительница Минска (Беларусь). Я не буду вам долго о ней рассказывать. Только попрошу вас поддержать её «выход в свет через интернет» в комментариях внизу странички. Я думаю, что для Светы это будет приятно — прочесть ваши, несомненно, положительные отзывы о её творчестве. В общем, поддержите молодого поэта!

Свое первое слово я сказала. Перейдём непосредственно к интервью с поэтом. И я сразу передаю слово Светлане.

Светлана Танкович: Всем привет. Очень приятно, что мне выпал такой шанс представить вам своё творчество. Надеюсь, вам понравится.

Я: Света, меня всегда интересует, как всё начиналось. Поэтому с такого вопроса я и начну наше интервью. Как давно ты начала писать стихи?

Светлана Танкович: На самом деле давно. Первое стихотворение написала в 11 лет.

Я: Ты ведь помнишь историю создания своего первого стихотворения? Расскажи нам.

Светлана Танкович: Да, помню. Это было лето. Я и две мои сестры отдыхали в деревне у бабули. Это чудесное место, которое располагает к тому, чтобы писать и писать много. И так получилось, что мы поругались и спорили много, уже точно не помню, в чём было дело, но моя агрессия и злость пролились на бумагу моим первым стихотворением «Странник».

Странник

Во мраке ночь,

Скрываясь от судьбы,

Идёт на ощупь,

Боясь предчувствия беды.

Он чёрный странник,

Владелец темноты.

Он ищет лишь свободы,

Он ищет теплоты.

Но где тепло во мраке ночи

И где согреться страннику в тиши?

Ответ один:

Нет в темноте свободы,

И негде нам укрыться от судьбы.

Я: Как интересно! Чаще всего я слышу от многих, что началом их творческому ручейку становится первая влюблённость. А вот тебя к этому подтолкнули совсем другие эмоции. И это еще раз утверждает меня в мысли, что вдохновением может человеку послужить любая эмоция, которую он испытывает .

Света, пару лет назад я имела удовольствие услышать, как ты читаешь свои стихи. Это было очень вдохновенно! Если бы я их просто прочла, а не услышала, я бы их совсем по-другому восприняла. Скажи, как тебе удаётся добиваться такого вдохновлённого звучания, вызывая полное внимание у слушателя?

Светлана Танкович: На самом деле я считаю, что читать и на самом деле понимать стихи краше самого автора мало кто может. У творческих людей очень тонкая и чувствительная натура. Каждое моё стихотворение — это кропотливая работа, на которую нередко уходит много времени. Некоторые стихи я пишу в течение года или даже двух. И дело не в том, что это не получается. У каждого творения свой настрой, и мне как автору не хочется его нарушать. Стихи — это звуки души, и если она не настроена как скрипка Страдивари, она не будет играть чисто. И как говорят классики, «Желание писать — болезнь души, умение писать — почти лекарство» .

Я: На самом деле есть немало поэтов, которые стесняются сами читать свои творения. Дашь им пару советов?

Светлана Танкович: Я тоже очень нервничаю, когда читаю на публике. Первыми слушателями всегда были мои близкие. Но вот интересный факт: чем больше я нервничаю, тем больше чувств вкладываю в прочтение, тем более эмоционально это звучит. Не бойтесь. Найдите тех, кто хочет вас слушать и вы поймёте, что читать свои стихи — это настоящее удовольствие! Начните с близких.

Я: Расскажи, а где ты уже выступала со своими стихотворениями?

Светлана Танкович: Начинала я в школе. Сейчас уже публикуюсь в студенческой газете «Пачатковец» в нашем БГПУ. Также есть у меня небольшое достижение: я заняла 2 место на конкурсе чтецов в Барановичах со своим стихотворением «Баллада о лжи».

Баллада о лжи

Я ненавижу ложь,
Сей сладкий демон,
Что отравляет душу,
Как осенний дождь.

Так ненароком подкрадётся
И в сердце тайно заберётся.
Так сладко шепчет, манит сном.
Так сладко шепчет ложь кругом…

— Всё будет так, как ты захочешь,
Лишь только стоит пожелать.
Всё будет так, как ты попросишь,
Но надо лишь слегка соврать.

— О, будь ты проклята, старуха!
Мне без тебя уже не жить.
Ты заставляешь лгать
Тем людям, что мне очень дороги.

Какую цену заплатить,
Чтоб от тебя мне откупиться?
Какую цену заплатить,
Чтоб стать свободным,
Вольной птицей.
Какую цену мне тебе, старуха, заплатить!?

— Но… милый. Оглянись!
Я не старуха.
Внимал ты сладости
моих речей
И красоты моей не видел.
Ослеп от глупости своей.

И оглянулся паренёк
И видит: перед ним
мерцает светлый огонёк.
Он как надежда перед ним.
Иль сон, иль явь — не разберёшь.

— Неужто ты меня манишь,
Прекрасное созданье?
Не уж я вижу пред собой
Само очарование.
О, как приятен голос твой
И блеск очей,
Столь крупных изумрудов.
О, как мне нужен облик твой,
Твой зов мне очень нужен.

Вновь обманула…
Коварный гений — ложь.

В глаза пустила пыль обмана.
Надежды на спасенье гаснет пламя.
Немало времени пройдёт,
И вот — уже старик
Вплетает в будний трёп
так яро
Свой лживый никому ненужный крик.

Он одинок
Средь паутин, изъянов,
Портретов, дорогих людей, обманов.
Всего один. И рядом с ним лишь та
Была, на чьих плечах лежит вина.
Нектар дурмана старцу подольёт…
Сквозь жизни свет его во тьму ведёт.

Весь мир не обмануть,
Но обмануть легко себя…

Я: Браво! Света, есть ли у тебя какие-либо планы дальше ?

Светлана Танкович: Конечно, планы есть. С детских лет мечтала о небольшой книжке со своей поэзией. Начала писать рассказы. Также уже есть несколько миниатюр в прозе.

Я: Что же, желаю тебе успехов, полной самореализации и массы читателей-почитателей! Спасибо тебе за интервью. А теперь давай оставим наших читателей наедине с твоими стихами.

Светлана Танкович: Спасибо. Приятного чтения!

Творчество Светланы Танкович

Я в омут упаду твоих очей…

Я в омут упаду твоих очей,
И в мыслях я тебя касаюсь,
Тону я в таинстве твоих речей,
Весь мир от счастья забывая.

Дышать мне тяжело, когда ты рядом,
И с каждым днём в глаза твои смотреть сложней,
Лишь поцелуй твой будет для меня наградой,
Наградой будет свет твоих очей!

С тобою рядом находиться — пытка.
Боюсь я не сдержать своих страстей,
Душа наружу рвётся пылко,
Когда ты рядом, нет меня сильней.

Я для тебя луну с небес достану
И отопру любую дверь.
Я на других смотреть не стану,
Лишь только мне поверь,
поверь.

Друзья, Светлана разрешила мне самостоятельно отобрать несколько стихотворений для публикации. И сейчас я хочу вам представить те её стихи, которые лично мне кажутся изумрудами души. Надеюсь, вы проникнетесь ими не меньше моего.

Огни большого города…

Огни большого города
Горят без выходных,
Они хотят напомнить нам,
Что город наш не спит.

Он сонной пеленой
Окутан лишь местами,
Но в сердце, как и днём,
Сейчас бушует пламя.

Огни горят, приветствуя
всех путников, гостей.
С опаской, но охотливо
Встречают всех людей.

Огни всего лишь бережно
Проводят вас домой.
Им всё равно, кто вы:
Банкир или босой.

Сон-малыш

Сон-малыш заходит в дом.
Он как славный милый гном,
Голосок — волшебный звон.

Звон глаза закрыть велит.
Кто не дремлет? Кто не спит?
Одеялом не укрыт?
Кто с подушкою не дружит,
На перине не лежит?

Сон владения обходит,
С деток спящих глаз не сводит.
Пристально за всем следит:
Кто не дремлет, кто не спит?

Итак, милые мои, интервью с поэтом окончено, стихи прочитаны, осталось дело за малым: оставить комментарий ниже и поддержать Светлану своим словом.

Кстати, я на этом не прощаюсь надолго. Скоро я познакомлю вас еще с одной девушкой и её творчеством. Так что, до скорого!

Чтобы быть в курсе всех новых событий на блоге Полосатая Жизнь , оформите подписку ! Я Вам всегда рада!!

А чтобы сделать мне приятное, пробежитесь по кнопочкам соцсетей

Григорьев, И. Н. «Стихи мои, бегом, бегом...»: [интервью с поэтом И. Н. Григорьевым / записала С. Пономарева] // Псковская правда. - 1992. - 14 мая.

«СТИХИ МОИ БЕГОМ, БЕГОМ…»

Этот сборник хранится в нашей редакционной библиотеке. С титульного листа смотрит парень с внешностью киноактера: широкие брови вразлет, пронзительные глаза, темный вихор волос и ямочка на подбородке. Под портретом подпись: «Псковской правде» от крестника сердечно. Игорь Григорьев». Сборник стихов «Листобой» вышел в издательстве «Молодая гвардия» ровно 30 лет тому назад.

Много потом было в литературной жизни Игоря Григорьева разных книг. Его печатали разные издательства - «Советская Россия», «Советский писатель», «Лениздат», другие, но эта, одна из первых книг, для редакции самая памятная.

Позже он участвовал в переводе многих книг зарубежных поэтов, писал прозу. Успел попробовать себя и в драматургии - еще в 1943-ем году, в немецком тылу, в партизанском отряде, была поставлена его пьеса «Черный день». Военная тема поначалу и стала основной в его творчестве. Поэтому накануне самого святого нашего праздника - Дня Победы я отправилась к бывшему разведчику, четырежды раненному в боях, патриарху псковской поэзии Игорю Григорьеву, чтобы поздравить его и взять интервью.

- Игорь Николаевич, как вы относитесь к тому, что слово патриот, всегда высоко почитавшееся на Руси, стало едваь ли не ругательным? Похоже, что своим нигилизмом мы способны разрушить даже единственное святое, что осталось у нас, русских, от послереволюционного периода - память о Великой Отечественной. Очень мало молодых мам приводит сегодня малышей 9 мая к Вечному огню…

Мне, как и другим моим сверстникам горько и тошно слышать в магазинных «сражениях» возмущенное: «Когда вы все перемрете?». Я никогда не иду с удостоверением, без очереди, хотя у меня вторая группа инвалидности, но от этого не легче. Да, мы сейчас чувствуем, что нам не по себе и, наверное, это чувство испытывают не только старики. Россия унижена? Да. Татарстан, понимаешь ли, об ъявляет, что все это время находился «под русским игом». А что же тогда нам-то, русским, говорить? Горько и обидно. Убежден: нет более высокого и несчастного и народа, чем русский. И чем наш народ велик, так это тем, что он всегда на равных относился к другим. Ну, какая, мне, русскому, разница, что тот - еврей, тот - молдаванин, кто-то еще - калмык. Мы ведь все люди. Но то, что происходит сегодня, мне не нравится, хотя я понимаю: и назад дороги нет, СССР был империей зла.

Я свято верю в Родину. Наивно полагать, что Россию можно растоптать, что сейчас пытаются сделать некоторые. Если Россия погибнет, погибнет и мир. Так я думаю. Много раз она переживала трудные времена, но ведь жива. А что касается патриотизма… Помню, когда я по заданию подполья стал работать переводчиком в немецкой комендатуре в Плюссе (мне было тогда 19 лет) моя помощница Люба Смурова как-то и говорит: «Жизни бы за Родину не пожалела…». Хмыкнул я тогда: дескать, красивые слова. А ее через несколько дней немцы взяли - не успела в картотеку положить карточки агентов немецкой школы диверсантов, задержалась у партизан. У нее дома сразу сделали обыск, арестовали. Каждый день ждал ареста и я. Стоило ей произнести мое имя, и все. Немцы, ведь не дураки, понимали, что она, молоденькая хромая девчушка не может быть фигурой в таком деле. Ее держали месяц. Она ничего не сказала, хотя знала очень много. Потом ее расстреляли вместе с теткой и двоюродной сестрой. Такие люди, я верю, всегда будут, пока будет Россия.

- Вы потом не вспоминали ее в стихах?

Три стихотворения ей посвятил.

- Игорь Николаевич, что мне нравится в ваших военных стихах, так это то, что они неодназначны, как жизнь. Вы не кричите «ура-ура», а показываете войну, какой ее увидели…

Жизнь сложна. Отец мой четыре георгиевских креста получил в царской армии, дослужился до штабс-капитана, был любимцем Брусилова, а в 18-ом стал начальником Порховской ЧК. Все не просто. Вот так и на войне. Я по-немецки читать и писать научился раньше, чем по-русски. Учила меня немка, которая жила на нашем хуторе. Потом наши ее с небрежностью расстреляли за то, что людям помогала. И в подполье нашем, кстати сказать, один паренек тоже был немец, так что я против того, чтобы из-за национальности ярлыки клеить.

А знаете ли вы, что немцы сами расстреливали не часто? В основном наших же, русских полицаев, и нанимали для таких дел. Поэтому мои стихи не против немцев, а против войны. В любом обличье. Да, мы не звали немцев в наш дом. Но многие шли не по собственной воле сюда - их гнали. Этого тоже забывать нельзя.

- В редакцию приходит много писем со стихами. Таковыми, во всяком случае, считают их авторы, уверенные, что все, о чем им думается, интересно и читателям, и главное, непременно должно увидеть свет. Похоже, эти люди незнакомы с пастернаковскими строками:

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой

Я б отказался наотрез.

Вы хотите, чтобы я дал какой-нибудь совет этим авторам?

- Да нет, не совет. Быть может, вы кого-нибудь просто протрезвите. Поэзия ведь не рифмоплетство…

Вы думаете, я что-нибудь понимаю в Поэзии? Упаси меня Бог. Это как в океане. Можно взять на пробу каплю воды, кусочек грунта, но и только. Что такое Поэзия, кто ответит? А что такое Бог? Доброта, Совесть, Чистота? Все, вроде, так и все лишь детали. Вот так и стихи. Все тем же любимым вами Пастернаком сказано: «И чем случайней, тем вернее стихи слагаются навзрыд». Не скрою: я б хотел быть поэтом, но поэт я или нет, я не знаю.

В «Псковской правде» меня впервые напечатали, когда мне было 33 года, а первая книга стихов вышла у меня в 37 лет. Да и в это-то я поверить не мог, решил для себя, что не раньше, чем в 40 лет предложу что-нибудь для печати, просто вмешался случай. Впрочем, на заседания отделения Союза писателей я ходил и стихи там показывал, а меня нещадно ругали.

Что еще могу сказать начинающим? Сейчас, в нашем деле, как никогда трудно. У меня нашелся спонсор - издательство «Путь». Решило издать книгу моих новых стихов. Посчитали поначалу, что 8 тысяч потребуется на оформление, а потом, после «вхождение в рынок» оформление потянуло еще на 50. Вот и смотрите: 60 тысяч рублей и два года каторжной работы - вот, что такое издать сборник стихов сегодня.

- Значит, по-вашему поэзия - это только божий дар? А как же жизненный опыт? Вы-то, наверное, не зря мыкались в жизни, перепробовали кучу дел - были и студентом, и грузчиком, и промысловым охотником, и геологом.

Да, опыт нужен, но это побочно. Главное все же - искра божья. Ну, как я могу петь, когда я глухонемой? И на то, чтобы сеять капусту, варить щи, тоже нужен талант. Жизненный опыт - это второе, а третье - это профессиональные навыки. Скажем, иду я, и закат меня поразит, или волк завоет, или лось выплывет навстречу, медведь тут нас с сыном чуть не заломал, - но писать об этом стихи я тут же не стану. Вам ведь не интересны эти описания, верно? Важно, что у меня в душе. И получается, что поэзия - это как лов рыбы. Держишь, держишь удильник, а очнешься, когда уже блеснет рыбина. Не поймать, не уловить сам момент ловли. А мы даже из поэзии пытаемся делать моду. Николай Рубцов вон сколько лет был почти никому не интересен, и вдруг - мода. И все завопили: «Прекрасный русский поэт!».

- Ну, завопили-то, когда Рубцова уже не было в живых, а пока был жив, работал на траловом флоте, в газете, не замечали.

Да. Он ведь очень сложен, хотя это скрыто за внешней простотой. Нет, поэзия - это не материя на штаны. И как об ъяснить кому-то, что писать - это и вместо пива, и вместо воздуха, и вместо любви? У Маяковского об этом сказано четче: «Скрипка, и немножко нервно».

- Игорь Николаевич, вижу у вас на стене ваш портрет работы прославленного портретиста Ильи Глазунова. Вы, верно, познакомились с ним в «ленинградский период»?

Вовсе нет. Писал он его в Москве. Если вам интересно, могу рассказать, как было дело. С Глазуновым свели меня друзья. Он тогда никакой «шишкой» не был, и общались мы с ним запросто. Когда я к нему прибыл для работы, у него как раз была дама, мне незнакомая, прекрасно одетая. По правде сказать, таких нарядов, как у нее, я никогда не видывал. Она предложила подвезти меня в центр. Едем. Машина какая-то длинная, «не наша». К Красной площади под ъехали, ей честь отдают. Вышла она из машины, руку протянула мне для поцелуя. Позже я узнал, что то была Фурцева, тогдашний министр культуры.

- Так вы пообщались с высшим «культурным начальством»?

Нет-нет. Я всегда был далек от начальства. Как говорится, минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.

- Вот вы заговорили о Фурцевой, а я поймала себя на мысли, что в вашей судьбе и творчестве, как, наверное, и у других поэтов, многое определила, как выразился Блок, Прекрасная Дама.

Да, волею судеб первая Прекрасная Дама, Александра Анатольевна Агафонова, спасла меня в госпитале, потом привела в свой дом. Муж ее, адмирал Балтфлота, погиб в блокаду. Сама она была меньшиковского роду, дочь петроградского генерал-губернатора. Это была удивительная семья, в доме у них бывали Сергей Есенин, Игорь Северянин. Там я познакомился с тем, что мне никогда и не снилось. Александра Анатольевна была строгим ценителем, и, когда я фальшивил и кривил душой в стихах, говорила: «Конь вышел из борозды».

Вторая Прекрасная Дама встретилась мне в Ленинградском университете. Это профессор Вильгельминина Антонина Александровна. В блокаду она спасла университетскую библиотеку. Позже муж ее эмигрировал, за что ее исключили из профессоров. Такая он, жизнь. Я сейчас собираюсь написать книгу «Великие женщины». Я считаю, их три для каждого человека: Божья Матерь, Родина и мама.

- Я давно слышала, что ваш сын - знаменитость, вице-президент международного института резервных возможностей человека, врач-психиатр и нарколог с именем. А недавно узнала, что у него вышла книга прозы «Накануне чуда». Как вы смотрите на литературные опыты сына?

Да, Гриша врач. И врач хороший. К нему многие просятся на лечение, даже из Феодосии, хотя там есть Довженко. Верно и то, что у института есть имя. У него филиалы во Франции, в Финляндии, открывают еще один - в Швейцарии. Гриша очень занят. Ему бы, может, и хотелось только писать, но много другой работы. Считаю, он мог бы быть неплохим прозаиком. В детстве еще он начал писать стихи, но я сказал: « Будешь писать в два раза лучше, чем я - пиши. Иначе - не имеет смысла».

А писать ему есть о чем. У него была трудная жизнь на подводной лодке, где он был врачом, был в экстримальных ситуациях, он держался. Да и сейчас молодцом! Всю зиму купается в проруби по 45 минут на морозе.

- Игорь Николаевич, на этом мы не ставим точку, ладно? Давайте, как-нибудь, когда у домашнего очага соберется вся ваша семья, продолжим разговор. Ведь все члены вашей семьи, насколько мне известно, имеют самое непосредственное отношение к литературе, искусству, а значит, к вдохновению.

Интервью взяла С.ПОНОМАРЕВА

  • дать учащимся представление о сочинении-интервью;
  • совершенствовать навыки создания собственных текстов;
  • развивать творческие способности школьников.

Оборудование: “Словарь русского языка” С. И. Ожегова, памятка “Правильное построение беседы”.

Ход урока.

1. Актуализация прежних знаний.

Слово учителя.

Вы уже знакомы со словом интервью. Что значит “интервью”?

Интервью английского происхождения. В словаре С. И. Ожегова можно найти следующие значения этого слова: 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам; 2) в социологических опросах – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат материалом для обобщений. Следовательно, интервью – беседа, предназначенная для опубликования в прессе или к передаче по радио.

В интервью необходимо указать 1) с кем ведется беседа, 2) что является целью беседы (мнение деятелей по вопросам политики, техники, культуры, искусства, литературы и т.д.).

Интервью – это совместное творчество журналиста и человека, с которым велась беседа. Журналист должен быть высококультурным, знающим. Поэтому к интервью нужно подготовиться:

  • подготовиться с литературой по проблеме;
  • проконсультироваться у специалистов в этой области;
  • составить предварительный перечень вопросов;
  • определить, в каком виде желательно написать интервью.

2. Формирование новых понятий и способов действия.

Познакомимся с видами интервью.

Интервью-монолог: избранному для беседы человеку задается вопрос, и он подробно отвечает на него.

Интервью-диалог: беседа в вопросах и ответах.

Коллективное интервью дает представление о мнении нескольких людей по какому-то вопросу. Такая беседа выливается в совещание или встречу.

Самоинтервью – редкий вид интервью, когда пишущий сам задает вопросы и сам на них отвечает.

Анкета – массовый вид интервью. Желая узнать мнение большой группы людей по какой-нибудь проблеме, редакция печатает вопросник и рассылает его. Получив ответы, она анализирует их и публикует выводы.

Интервью-зарисовка, в котором журналист не только задает вопросы, но и высказывает свое мнение по поводу темы, рассказывает об обстановке и в течение беседы комментирует её, сообщает о своем впечатлении.

Интервью печатается в газете, журнале, передается по радио и телевидению с разными целями:

  • сообщить об очередных задачах;
  • рассказать о творческих успехах и достижениях ученых, писателей, артистов, новаторов производства;
  • информировать о предстоящем событии или сообщить подробности происшедшего события;
  • разъяснить подробно факт, уже известный читателю или слушателю;
  • узнать мнение политического, государственного, общественного деятеля по какому-нибудь вопросу.

Интервьюирование – проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведений.

Вопрос к классу. У кого можно взять интервью?

Ответ учеников. Интервью можно взять у своего одноклассника, у автора произведения, у неодушевленного предмета. В прошлом году мы уже беседовали с капелькой, снежинкой, цветочком.

Учитель читает образцы сочинений. (Образцы взяты из книги Скиргайло Т.О. “Сочинение-интервью: Элективный курс развития речи: Программа. Тематическое планирование”, Москва, 2006)

Интервью с росинкой.

Милая росинка, ты так блестишь на солнце! Откуда ты взялась?

Родилась я утром, на рассвете. И век мой недолог.

Почему ты так мало живёшь?

Проснётся тёплое солнышко, направит теплые лучики на землю, цветочки, зелёные лепестки, согреет их, и я превращусь в пар.

А когда можно с тобой ещё встретиться?

Приходи на это место завтра утром. Я тебя буду ждать. Ты мне очень понравился.

Чем я тебе приглянулся?

Никто до этого меня не замечал, со мной не говорил. А ты обратил на меня внимание, нашёл во мне собеседника, спасибо тебе.

Интервью с радугой.

Здравствуй, радуга. Почему ты появляешься только после дождя?

Дождь смывает всю пыль на небе, светлее становятся облака, я становлюсь ярче, заметнее.

Почему ты такая красивая?

У меня семь цветов, используя которые каждый художник создает свои шедевры.

Почему тебя называют ещё радугой-дугой?

Как ты знаешь, земля круглая. Я прокладываю свой путь с одной точки, например со стороны реки Волги, и бегу к тёмно-синему лесу. Вот и получается дуга. Прямой линии не получается: расспроси об этом учителя географии.

Спасибо. Я хочу узнать о тебе побольше и найду интересные сведения в энциклопедиях. А после другого дождя мы с тобой ещё поговорим.

Я буду ждать тебя. До встречи.

3. Формирование умений и навыков.

Как строить беседу?

Ученики отвечают.

Сначала нужно понять, почему ты заинтересовался именно этим человеком? Что ты о нём знаешь.

О чем его нужно спросить? О чем нельзя?

Каким временем для беседы он располагает?

Вопрос не должен быть очень длинным, многословным.

Нужно обратить внимание на начало и конец беседы.

Вопрос должен быть корректным.

Не нужно давить на собеседника. На первом плане должен быть собеседник.

Учитель раздает памятки “Правила построения беседы”.

(Учитель читает и комментирует).

Правила построения беседы.

Чтобы правильно составить вопросы к собеседнику, у которого ты будешь брать интервью, необходимо знать правила, по которым строится беседа. Приведём их.

1) В самом вопросе должен заключаться элемент знания обсуждаемой проблемы. Вряд ли уместно начать беседу с безликого вопроса “Как идут дела?”. Такой вопрос повлечет за собой столь же безликий, бессодержательный ответ: “Нормально”. Эффективнее начать беседу, например, так: “Мы знаем, что в течение трёх последних лет ваша школа занимает призовые места по всем видам спорта. В соседней школе, хотя условия одинаковые, значимых успехов нет. В чём секрет ваших успехов?”. Такая постановка вопроса, несомненно, поможет собеседнику активнее включиться в разговор.

2) Создать психологически благоприятные условия для собеседника. Создание таких условий означает не только снятие внешних помех общения. Прежде всего журналист должен учитывать состояние души человека, которого он расспрашивает. Психологическая комфортность означает создание условий, при которых собеседник ярче и полнее выявит человеческую сущность, сделает это естественно и непринуждённо.

3) Проявить прямо или косвенно выраженный интерес к личности собеседника, интерес не только к его официальному статусу, общественному положению, социальной роли, но и к его индивидуальности, характеру.

4) Создать установку на двусторонность общения. Уметь не только говорить, но и слушать. Умение слушать – не прирожденный дар, а следствие высокоразвитого интеллекта, культуры чувства. Диалог – разговор двоих, и нить его должен держать в руках интервьюер.

5) Ориентировать разговор на тему, наиболее значимую для собеседника, на позитивные мотивы его деятельности.

6) Умело использовать вопросы разного типа: открытые и закрытые, основные и неосновные, зондирующие и наводящие, нейтральные и подсказывающие. За многообразием вопросов скрывается многообразие отношений, складывающихся во время беседы.

О чём хотелось бы поговорить с поэтами Серебряного века?

Ребята отвечают.

Помните: нужно знать биографию и творчество поэта, литературную критику о нём.

4. Индивидуальные самостоятельные задания на дом.

Подумать, у какого поэта Серебряного века вам хотелось бы взять интервью. Какие вопросы вы бы ему задали. Подготовиться к сочинению-интервью с поэтом Серебряного века. Продумайте вступление и концовку сочинения-интервью.

На следующем уроке ребята писали сочинение-интервью с поэтом Серебряного века. Вот одна из работ.

ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ – АНДРЕЙ БЕЛЫЙ.

“Мне вечность - родственна”,- говорил он о себе. Он - великий поэт, философ, учёный, прозаик, критик, математик, мистик. Он - истинный гений. Он - Андрей Белый! Его творчество - это целый мир, мир восторженный, наполненный яркими красками, проникнутый верой, любовью, мечтой. К сожалению, этого поистине великого человека нет рядом с нами: спустя два месяца после нашей беседы с ним он скончался. Это произошло 8 января. Это интервью с поэтом можно назвать предсмертным...

Итак, 1 ноября 1933 года. Издательство газеты “Русский вестник”. Я - корреспондент этой газеты, известный Вам, читатель, больше как Ф. Г.

Ф.Г. Борис Николаевич, почему Вы выбрали именно этот псевдоним -Андрей Белый?

Белый. На самом деле, взять псевдоним была не моя идея, а идея Михаила Соловьёва, младшего брата Владимира Соловьёва. Белый, по его мнению, - это священный, утешительный цвет, представляющий собой гармоничное сочетание всех цветов. Это любимый цвет Владимира Соловьёва. Я согласился, ведь необходимо было скрыть мой первый литературный опыт от отца.

Ф.Г. Ваш отец Николай Васильевич хотел, чтобы Вы стали великим учёным?

Белый. Да,разумеется! Он с детства пытался привить мне любовь к точным наукам: математике, химии, истории. Именно он и повлиял на моё поступление в
Московский Государственный университет.
Ф.Г. Выучились весьма неплохо. Ведь на Вас подавали большие надежды как на учёного. Не так ли?
Белый. Университет я, действительно, закончил неплохо. После начал научную деятельность, но вскоре я понял, что моё призвание – литература.

Ф.Г. А когда Вы окончательно определились с тем, что станете поэтом? Кто-то повлиял на выбор Вашей профессии?

Белый. Я понял, что мне необходимо творить, после выхода моей первой “симфонии” - “Северная”. Если честно, я тогда сам толком не знал, что такое симфония. По моему мнению, “симфонии” мои были больше похожи на сонаты. А любовь к искусству мне передалась от матери. Она была очень чутким, мягким человеком.

Ф.Г. Вы создатель знаменитого кружка “аргонавтов”, исповедавшего идеи символизма как религиозного творчества. Можно ли сказать, исходя из этого, что Вы последователь Дмитрия Сергеевича Мережковского?

Белый. Скорее да, чем нет! В моей поэзии много религиозных мотивов. Вообще тесно переплетаются темы судьбы, жизни, смерти. Кроме того, я много печатался в журналах, которые выходили под руководством петербургского крыла символистов. Немало стихотворений выпускались в журнале “Новый путь”, издателем которого был Дмитрий Сергеевич.

Ф.Г. Борис Николаевич, можно личный вопрос?

Белый. Если смогу, обязательно отвечу.

Ф.Г. Спасибо. Не секрет, что Вы вели долгую переписку с Блоком. Между вами была долгая дружба, которая переросла во вражду. И причиной этому была женщина.

Белый. О Любови Блок у меня остались самые трепетные воспоминания. Конечно, из-за этой драмы меня не раз посещали мысли о самоубийстве. Но в моей поэзии появилась тема платонической любви, которая понравилась читателю.

Ф.Г. Вы хотите сказать, что утешение нашли в поэзии?

Белый. Безусловно. Именно поэзия, творчество, работа отвлекли меня от этой драмы. Я вскоре после этого случая уехал за границу. Затем познакомился с замечательной женщиной А. Тургеневой. Именно с ней я путешествовал по Европе, Африке...

Ф.Г. Вместе с ней Вы пережили период ученичества у Рудольфа Штейнера?

Белый. Да. Даже после разрыва с его учением я душой был с Антропософским обществом. Я долгое время жил в Дорнахе, даже участвовал строительстве храма “Гётенаум”

Ф.Г. Разрыв со Штейнером совпал с вашим расставанием с Тургеневой. Как Вы это пережили?

Белый. Я почти на два года уехал в Берлин. Два этих разрыва едва не случились для меня причиной душевного срыва.

Ф. Г. Что помогло не опустить руки в такой ситуации?

Белый. Конечно, поэзия, литература. Именно эти годы я считаю самыми результативными.

Ф.Г. Ваш роман “Петербург” признан самым лучшим Вашим произведением. Расскажите о создании романа.

Белый. В годы работы над “Петербургом” я был словно охвачен идеей самовоспитания. И своеобразным стимулом для меня тогда был Рудольф Штейнер.

Ф.Г. Скажите, что для Вас поэзия.

Бёлый. Звук превращается в фигуру и образ, красота - в чувство, движение - в мысль!

Ф.Г. Вот, что значит гений!!! Борис Николаевич, маленькая просьба.

Белый. Слушаю...

Ф.Г. Я очень много читала Ваши стихотворения, но никогда не слышала хотя бы одно в Вашем исполнении. Прочитайте, пожалуйста, то стихотворение, которое, по вашему мнению, раскрывает Андрея Белого как поэта.

Мои слова - жемчужный водомёт
Средь лунных снов,
Бесцельный, но вспененный, -
Капризной птицы лёт,
Туманом занесенный.
Мои мечты - вздыхающий обман,
Ледник застывших слез,
Зарёй горящий
Безумный великан,
На карликов смотрящий.

Ф.Г. Метко! Благодарю. Борис Николаевич, спасибо за беседу.

Андрей Белый сыграл исключительную роль в русской литературе: он был одним из главных теоретиков, критиков, поэтов, прозаиков, живших в своём измерении. “ Время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами!” - говорил о нём М. Чехов. Ведь Белый был поистине великим мыслителем!

Привет, дорогие друзья. Мой хороший друг и творческий человек, Дмитрий Федько, недавно выпустил книгу своих стихов. В связи с этим, мы с ним решили записать небольшое интервью.

Расскажи пару слов о себе, когда и почему ты начал заниматься творчеством?

Дмитрий Федько, он же, Стертыш. Начал заниматься творчеством с детского сада. На это меня вдохновил Виктор Цой, которого слушал мой брат. С детского сада я рифмовал слова и записывал их в тетрадь, получались песни. Писал для себя, можно сказать, «в стол». Близкие, друзья и друзья друзей знали, что я пишу. Более глубоко стал заниматься творчеством с лета 2014 года. Тогда, в ростовском клубе « Подземка», состоялся мой первый публичный концерт с рэп-композициями и стихами из альбома «Стертыш Ростовский». Посещал разные творческие мероприятия, которые проходили в городе. Организовал творческое объединение «Русло»

На какие темы ты предпочитаешь писать ?

На какие получается. Никогда не могу предположить, на какую тему получится следующий стих. Зависит от вдохновения.

Расскажи историю создания своего псевдонима «Стертыш».

Я хотел придумать такой псевдоним, который был бы интересным, новым и нес некий подтекст. Можно сказать, что псевдоним придумывался как протест. Мне не нравились политические порядки на тот момент. Может, слушал много панка, и поэтому получился такой псевдоним. Сейчас он несет подтекст протеста, как имя человека, идущего против стереотипов.

Тебе легко пишется?

Все зависит от вдохновения и свободного времени: что-то легко, что-то очень сложно. Когда вдохновения нет, ничего не пишется.

На днях вышла твоя книга стихов, расскажи о ней.

Изначально я хотел выпустить сборник лучших своих стихотворений, которые накопились за все годы творчества. А к концу 2015 года я понял, что мои стихи имеют объединяющую их мысль и складываются в цельную историю. Название «Я изменяю меню» было придумано перед самой печатью книги. Книгу можно читать и понять по-разному. Я вложил немало сил. Хочу рассказать про обложку .

Обложка книги.

В слове «изменяю» я увидел места, где можно поставить точки, чтобы вы увидели слово «я» и слово «меню». Потом я подумал, а где же все происходило? На 1/6 части суши я писал эту книгу. Если поменять местами 1 и 6, получится 61 - код города «Ростова-на-Дону». В России, в Ростове-на-Дону. Издатель меня спросил: «Где фамилия автора?» Фамилия указана на обложке книги: скрипичный ключ обозначает мою фамилию. Я пишу букву Ф, как скрипичный ключ, когда расписываюсь. Так что я расставил буквы названия книги, как ноты, поставил точки, которые в музыке имеют свой смысл. В конце поставил репризу - эта история всегда повторяется. Чтобы раскрасить буквы, использовались цвета радуги: их семь, для семи букв. Вот так сложилась обложка.

Почему ты решил печататься самиздатом? Пробовал ли обращаться в издательства?

В издательства обращаться не пробовал. Я просто первый раз печатаюсь и решил делать это за свои деньги. Меня все устроило со стороны издательства, которое нашло меня в тот момент, когда я думал об издании книги. Мне пришло сообщение в социальной сети от издательства, и я решил, что это знак свыше.

Какое стихотворение из книги тебе нравится больше всего?

Белый дождь покрывает землю.

Завтра мы не узнаем её.

Кто осмелится, кто станет первым?!

С кем же девственность потеряет она?

Щиплет рану бойцу, а он терпит,

Ждет жена его, где-то в лесу,

Враги рядом крадутся, как черти,

Наготове патроны в стволе.

Сейчас появятся на горизонте они,

И продолжится бойня опять,

Главное защитить, устоять, отстоять

И гнать в шею обратно вшей этих.

А лучше вообще расстрелять! …

Купола заблестели, зазвучали колокола,

Понесли потери, и с той стороны и с этой...

Наполнилась лишь телами земля.

Расскажи его историю.

Я хотел написать стихотворение именно о земле. У меня есть стихотворение о «Луне», о «Солнце». Так получилось. Я пытался войти в контакт с землей и написал, что почувствовал.

Расскажи историю создания стихотворения «Космос» .

Космос, твоя невесомость, как нельзя кстати.

Риск был велик, но мы-таки встали с кровати.

Блуждаем теперь по твоим просторам

В поисках подходящей замены дома.

Ищем приют, как нищие,

Никому не нужные, проходимцы те ещё.

Свой родной не смогли сберечь, а теперь хотим и чужой, чтоб отправился в печь,

Мы такая вроде бы мелочь, но после нас практически всегда наступает ночь.

Космос покажи, подскажи, пусть позже, но всё же выход из положения...

Обещаем ухаживать за новым нашем местоположением!

Ты ведь великий, безликий, бескрайний,

Видевший, как всё, когда и из чего создавалось.

Пожалуйста, шепни на ушко мне:

Где планета - ночлега, планета - привала, хотя бы!

Топливо и провиант на исходе, команда давно спать устала...

Ах не хочешь... Ну и не надо!

-Больной спит в коме!

Проходите!
Третья от солнца палата!

Тогда мне было очень тяжело. Мама лежала в больнице. Я разрывался между работами, больницей, домом. Все рушилось. Появилось это стихотворение и помогло взять себя в руки. Все наладилось.

Поэт может писать, когда он счастлив?

Я не знаю. У меня было мнимое счастье. Хотя у меня есть стихотворение «Счастье», но я его написал, когда был далеко не счастлив. Истинного счастья не было еще.

С чего начинается рождение стихотворения у тебя?

Бывает, стих льется сам, слово за словом. Бывает, какая-то строчка играет в голове несколько лет. А потом, когда что-то хочется описать, эта строчка встраивается в стихотворение.

Что для тебя в поэзии - самое главное?

Донести мысль.

Чем отличается хорошая поэзия от плохой?

Я не критик. Не могу сказать. Просто мне поэзия может либо нравится, либо не нравится. Плохого или хорошего я в поэзии не вижу. Все зависит от состояния человека. Стихотворение может не нравиться сегодня, а завтра, в другом состоянии души, оно понравится.

Кто твой любимый поэт?

Для чего поэт пишет?

Чтобы донести свои мысли людям. Он показывает то, как он видит тот или иной объект, явление и пр.

О ближайших творческих планах.

Рэп-альбом. Совместный альбом с разными участниками творческого объединения «Русло». А еще я хочу сделать моноспектакль по книге. И синглы моей рок-группы «Мять». Готовлю программу на большую аудиторию. Сделать из творческого объединения «Русло» настоящий лейбл, чтобы записывались книги, диски, снимались клипы. Все для этого есть. Двигать культуру Ростова вперед.

Совет начинающим поэтам?

Больше давать слушать себя другим, но слушать, в первую очередь, внутренний голос. Пробовать себя во всем, быть разносторонним. Общаться с людьми. Любой человек может перевернуть твое сознание, и помочь взглянуть на привычные вещи по-новому.

Областной конкурс начинающих журналистов

«Новый взгляд»

(2010)

Номинация

«Интервью»

Название работы:

«Какими они выросли, дети, пережившие войну?»

Работа Меньшиковой Алёны Александровны ,

ученицы 10 Б класса

МОУ Вешкаймской СОШ № 2

Имени Б.П. Зиновьева

Вешкаймского района

Ульяновской области

Адрес школы: 433100

Ульяновская область, р.п. Вешкайма,

ул. Труда,6а

Домашний адрес : р.п. Вешкайма,

ул. 2-я Садовая, 3-2

Руководитель работы: Кузьмина Татьяна Ивановна ,

учительница русского языка и литературы

2010

Какими они выросли, дети, пережившие войну?

(Интервью с поэтом В.И. Пырковым)

Война и детство. Два эти слова рядом –чудовищно, противоестественно!

22 июня 1941.Война…Как страшное проклятье, она встала поперёк человеческих жизней, словно разорвав мир на две половины, на одной из которых – радость, жизнь, счастье, на другой – боль, смерть.

Мы, подростки начала 21 века, только читаем и слышим о Великой Отечественной войне. Больно и страшно.

Может, не надо читать и слушать об этом? Надо. Чтобы не черствели наши души, чтобы мы учились отзываться на чужую боль, разделять её, сострадать, чтобы мы понимали, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу, какой великий подвиг милосердия он совершил.

Какими они выросли, дети, выжившие в войну, пережившие войну?

Я обязана рассказать о своём дедушке, В.И. Пыркове, взять интервью.

Это важно для меня, о нём должны знать мои ровесники.

В преддверии 65 – летия Великой Победы я встретилась с поэтом В.И. Пырковым, членом Союза писателей с 1971 года, автором сборников стихов «Алый снег» (1966) , «Колокола под снегом: Рассказы. Стихи» (1970), «Свет берез: Стихи» (1976), « Материнская речь: Стихи» (1980) , «Лилии с ближних озер: Рассказы» (1982). Несколько лет В. И. Пырков возглавлял Ульяновскую областную писательскую орга низацию. После

переезда в г. Саратов работал в журнале «Волга» заведующим отделом поэзии.

Ныне В.И. Пырков проживает в Саратове.

Многое связывает поэта с нашим краем. Родился в 1935 году в городе Ульяновске. В окна дома, где он жил, все время смотрела Волга с ее необъятными поймами, блиставшими неисчислимыми звездами озер.

Я в роли журналиста.

Владимир Иванович, что Вам больше всего запомнилось из детства?

6 лет мне было, когда началась Великая Отечественная война.

Помню, что на улице, где я жил, стоял «красный» дом с чёрным громкоговорителем. Из него тогда я и услышал о начале войны.

(Я была на Венце, пыталась найти дом, где в детстве жил мой дедушка.

Помню постоянное чувство голода. До сих пор самая любимая еда – картошка в мундире. Это одно из главных блюд моего детства.

Щедрая ульяновская земля приютила детей, вывезенных из блокадного Ленинграда. Дом поэта Языкова стал для них родным домом. А ещё помню, как городские ребятишки отдавали детдомовцам ломтики хлеба с несколькими сладкими кристалликами – школьный завтрак. А лицо одного ленинградского мальчика, похожего от голода и горя на сморщенного старичка, никогда не забыть мне.

А помните ли Вы долгожданный день Победы?

Конечно, помню. Об этом сообщил всё тот же громкоговоритель. Но только теперь он был обвит майским розовым вьюнком. Помню, все ликовали, обнимали друг друга. А один раненый с костылём, никого не стыдясь, упал и обнимал землю. Помню салют на площади у памятника Ленину – незабываемое зрелище! Салют моего детства.

Как складывалась Ваша жизнь после войны?

После семилетки поступил в радиотехникум и окончил его с отличием. Был послан работать в Московский физический институт имени

Лебедева, а оттуда - в научную экспедицию филиала Академии наук СССР, которая была развернута в Крыму. Затем служил три года в рядах Советской Армии.

Вернувшись в родной Ульяновск, поступил учиться в педагогический институт. В студенческие годы приобщился к журналистской работе, что и определило мою дальнейшую судьбу.

Владимир Иванович, известно, что на формирование личности человека влияют родные, близкие люди, семья. О ком Вы сохранили благодарную память? Кто был примером для Вас?

Мой отец, Иван Георгиевич. В 1918 он сражался с белогвардейцами в составе Железной Дивизии Гая. Похоронен в братской могиле на Венце.

Моя мать, Екатерина Алексеевна Кабанова. В годы гражданской войны работала машинисткой у Гимова. Она прекрасно рисовала и в молодости продавала картины на Голубковском бульваре. (Эту удивительную женщину с ясными, добрыми глазами я видела только на фотографии).

В семье сильные педагогические традиции. Дядя матери, Андрей Сергеевич Кабанов, учился на учительских курсах, организованных И.Н. Ульяновым, впоследствии готовил его детей, в том числе и Володю Ульянова, к поступлению в гимназию. В 1887 году он поставил подпись в аттестате Владимира Ульянова. Позднее, когда я учился в школе № 1, был я удостоен чести сидеть за той партой, за которой когда-то сидел В.И. Ульянов (Ленин).

Как мама, я тоже люблю рисовать. Больше с натуры акварелью. В основном шиповник, подмаринник, таволгу, июньские рассветы и июльские обильные росы, старые озёра и речные заводи. Да и в стихах о том же:

О, как синева перекатов легка!

Под майской лазурью несясь быстротечно,

Красна будь бурливостью жизни, река,

И - вечна!

Владимир Иванович, а есть произведение, которое Вы считаете главным в своей жизни?

Думаю, это поэма «Дом на Венце». В ней я нарисовал образ учительницы военных лет:

Там девушка в защитной гимнастёрке,

Остриженную голову склоня,

Как и других, жалеючи меня,

Помедлив, выставляет мне пятёрки.

Ещё едва ль оправясь от раненья,

Читает нам из Пушкина она,

Как горница из его стихотворенья

Янтарным блеском вся озарена.

Над чем Вы сейчас работаете?

Над поэмой «Спуск Железной Дивизии». Пишу стихи.

Спасибо. Творческих успехов Вам, здоровья.

Это человек с необычайно чистой душой. На его долю выпало голодное военное детство. Но никакие страдания не сломили его. Он сумел остаться человеком, достойным, скромным, трудолюбивым. Даже став известным поэтом, он очень критично оценивает свою жизнь.

«Только теперь понимаю, - говорит он, насколько стремительно летит время. Его не остановить. Но уплотнить можно. Каждодневной

задачей. Выполнением этих творческих задач. Оглядываюсь: выпущено

мной несколько книг стихов и прозы, написаны десятки статей, очерков. И подступает неудовлетворенность самим собой. Мог больше. Мог лучше. Под знаком этой неудовлетворенности и собираюсь жить».

Вот судьба моего дедушки, выстоявшего в горькую годину войны, сохранившего светлую душу, полного творческих сил.