Презентация на тему: "Писатели о языке К. Паустовский К.Г

КВН по русскому языку(5 класс).

С русским языком можно творить чудеса.

Оборудование: призы; шары надувные трёх цветов (красного, жёлтого и зелёного); головоломка - круг с названием КВН (из картона); карточки (полоски) для конкурса «Наборщик»; картинки-ребусы; грецкие орехи.

Ход КВН

I . Вводный этап.

Ведущий 1 . Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Наш КВН, девиз которого:

«Хочу всё знать!»

Ведущий 2 . Ребята, разгадав головоломку, вы узнаете название нашего КВН. «Ключ» отгадки - против часовой стрелки, пропуская все время одинаковое количество делений. (Дети отгадывают название КВН - «Занимательная Грамматика».)

Учитель. Мы начинаем КВН… (Звучит музыка из телепередачи КВН.)

Учитель . Сегодня наш КВН посвящен русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: « Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

В нашем КВН участвуют четыре команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи!

Каждое задание оценивается по трёхбалльной системе:

  • Один балл - зелёный шар,
  • Два балла - жёлтый шар,
  • Три балла - красный шар.

II . Представление команд

III .РАЗМИНКА.

  • · Являюсь я важнейшей частью речи…

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам…

(Имя существительное)

  • Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

  • Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Он лицо имеет, время,

Вид, залог и наклонение.

Нам с тобой он служит.

С другими частями речи дружит!

У существительного, числительного

И местоимения

Берёт взаймы род и число

Занимает второе место

После существительного

Как наиболее употребительный!

  • Первое - предлог.

Второе - летний дом.

А целое порой

Решается с трудом. (Задача)

  • В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс - в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом - по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

  • Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне.

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале. (Оценка)

  • Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе - на темы различные пишешь. (Сочинение)

  • С буквой «к» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С буквой «п» - от вас не утаю

Тоже в школе я стою. (Карта - парта)

  • Мой корень в «просьбе» заключён,

В ней он озвучен и смягчён.

Приставка в «воплощение» где-то,

На целое - все ждут ответа. (Вопрос)

IV . «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» Ученики получают высказывания, нужно сделать рисунок, другая команда пишет миниатюру по заданному рисунку.

Яблоку негде упасть.

Сел в галошу.

- Как рыба в воде.

Сидеть, как на иголках.

Комар носа не подточит.

В рубашке родился.

С миру по нитке, голому рубаха.

Голова как решето

IV . Конкурс «Собери слова»

(Дети должны из слов, записанных на доске, составить новые слова.)

Везде метровка

Масло хранилище

Легко атлет

Зерно ход

Сто комбинат

Кисло рубка

V . Конкурс капитанов.

Ребусы (для болельщиков)

Учитель . Прочитайте имена мальчиков и девочек.

(Приложение)

(Вася, Витя, Вова, Надя, Валя, Наташа, Настя, Ваня

VI . Конкурс «Угадайте название»

(Дети, соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, должны угадать тему задания.)

(Приложение)

Дети. Тема задания «Непроверяемые безударные гласные».

На доске:

1 . Актив, акт, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, тост, тон, ива, воск, воин, винт, вика, нос, носки, нива, нота, нитка, оса, ось, останки, окна, стон, сон, сок, сват, сатин, скат, скот, ток…

2 . Год, гусар, град, грот, город, оса, овраг, сода, сорт, сор, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дот, дог, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…

3. Насос, налёт, нанос, нос, ноль, нота, насест, сан, сон, сок, сено, село, тон, сало, стон, сеть, сень, соль, оса, слёт, слон, снасть, сласть, ель, енот, лён, лес, лень, осень, осёл, тень, тёс …

VIII . Эстафета «Предмет - призрак»

На доске:

Команда 1.

Радость - …

Грусть - …

Команда 2.

Честь - …

Небеса - …

Место - …

Чудеса - …

Команда 3.

Ясность - …

Капуста - …

Опасность - …

Известие - …

Команда 4.

Сенокос - …

Молоко - …

Прелесть - …

Удача - …

Звёзды - …

(По сигналу дети по очереди выходят к доске и записывают однокоренное прилагательное от одного существительного. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.)

IX . Конкурс «Переставь буквы»

(Задача каждой команды за 5-10 мин образовать новые слова, переставляя буквы,не изменяя их количество).

На доске.

Команда 1 . Жало, паркет, обвал, пони, силач.

Команда 2 . Петлица, мать, отвар, хвала, уборка.

Команда 3 . Шнурок, кольцо, урок, топор, замок.

Команда 4 Клапан, сукно, лапша, уклон, забор, разница.

X . Игра «Вертолина» (для болельщиков).

Учитель . Сейчас, уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Для этого вам нужно выполнить задания. На доске вы видите круг, на нём написано шесть букв. Сколько различных слов - имён существительных - сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.

(Сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код.)

XI. Игра «Музыкальные слова»

(Играющим командам предлагается за 5-10 мин придумать как можно большее количество слов с таким расчётом, чтобы в каждом слове не менее двух раз повторялось название нот.

(че-ре-до-вание, фа-ми-лия, си-ре-на, до-ля, фа -соль, до -ми -к, пе-ре-ми-рие, до-ми-но, п-ре-ми-я, по-ми-до-р, аг-ре-с-си-я, пе-ре-но-си-ца, си-ре-нь, ус-ми-ре-ние, ант-ре-соль, ми-на-ре-т…)

XII .Конкурс «Сборщик»

Из разрезанных слов собери стихотворение или высказывание.

1. Грамматика, грамматика -

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

2. Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным - и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!

3. Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

4 .Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

XIII. Итоги. Награждение команд.

(Побеждает команда, которая набрала большее количество красных шаров.)

В. Н. Крашенинникова

Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе

«С русским языком можно творить чудеса» (К. Паустовский)

(«Употребление глаголов в произведениях

И. Баукова и К. Паустовского»)

Цель: расширить представления учащихся о коммуникативной и эмоционально-выразительной роли глаголов в речи.

Задачи:

Оборудование : карточки с заданиями; «Времена года» П. И. Чайковского, с лайды, выполненные в программе Microsoft Power Point .

Ход урока.

Мотивация урока.

Учитель. Сегодня у нас с вами будет необычный урок: мы совершим путешествие в мир художественного слова. Мы продолжим знакомиться с творчеством писателей, которых объединяет очень многое и, прежде всего, – их неразрывная связь с нашим рязанским краем. Во время путешествия нам понадобятся знания, полученные на уроках русского языка, и особенно знание глагола. Очень хотелось бы, чтобы в конце нашего путешествия вы убедились в истинности слов К. Паустовского, сказавшего: «С русским языком можно творить чудеса».

Повторение темы «Глагол».

Устная работа со стихотворением рязанского поэта И. Баукова « Говори мне о России».

Говори мне о России

Говори о звездной ночи,

О березах, об осинах.

Говори, о чем захочешь,

Лишь бы только о России.

Лишь бы только за беседой

Отдохнул я от чужбины.

Говори мне о соседях,

Говори мне о рябине.

Говори о черных пашнях,

О высоком темном боре,

Говори о реках наших,

Что играют на просторе.

Говори мне об угодьях,

О лесных тропинках узких,

О весеннем половодье,

О раздолье нашем русском.

Говори о звездной ночи,

О рязанском небе синем.

Говори, о чем захочешь,

Лишь бы только о России.

Задания к прочитанному стихотворению.

1.Выразительно прочитайте стихотворение вслух.
2.Каким настроением оно проникнуто?

3.Какие глаголы употреблены в стихотворении? Определите их наклонение.

Беседа по вопросам.

В стихотворении 9 раз встречается глагол «говори». Является ли это стилистической ошибкой? (Нет, повтор является особым художественным приемом в литературе).

Почему поэт повторяет это слово? (Он взволнован). Да, в художественном тексте мастера лексические повторы – это средство создания выразительности речи: тон повествования становится более эмоциональным, взволнованным.

В каком наклонения употреблен глагол «говори»? (В повелительном). В каком числе? (В единственном). Какую функцию он выполняет? (Создает ощущение беседы с читателем, активизирует его внимание).

Какие еще глаголы употребляются в стихотворении? («Захочешь», «отдохнул бы»). Докажите, что это глаголы.

В каком значении употреблен глагол «отдохнул бы»: в прямом или переносном? Подберите синонимы к слову «отдохнуть». (Отвлечься, переключиться, забыться). Почему именно это слово использует автор? (Ему очень тяжело находиться вдали от родины). Подберите антонимы к слову «отдохнуть». (Устать, утомиться, измучиться, изнемочь, намаяться). Автор устал, измучился, испытывая тоску по России.

В каком наклонении употреблен глагол «отдохнуть»? (В условном). Почему этот глагол употреблен именно в условном наклонении? (У автора не было возможности «отдохнуть» сейчас). Захочешь – разноспрягаемый глагол изъявительного наклонения.

Письменная работа со стихотворением.

Подчеркните глаголы как члены предложения.

Беседа по вопросам. В чем особенность грамматических основ? (В некоторых предложениях нет подлежащего). Перестройте предложения так, чтобы в грамматическую основу входило подлежащее. Что изменилось? Предложения без подлежащего более лаконичны, придают динамичность повествованию.

Обратите внимание на глагол «играет». Что обозначает выражение «река играет»? Какое средство выразительности используется? (Метафора). Подберите синонимы. (Сверкает, блестит, блистает, сияет, искрится, переливается). Почему поэт использовал именно это слово? В чем особенность его значения? (Поэт говорит о реке как о живом существе).

Почему повторяются первые строки?

Моделирование ситуации. Предположите, в какой ситуации находится герой стихотворения? Кому оно может быть адресовано?

Рассказ учителя о поэте.

Иван Петрович Бауков родился в маленьком, прижавшемся к кромке мещерских лесов селе Старикове, что в десяти километрах от села Ижевского, где он и учился. Позже поэт вспоминал: «Село Ижевское очень красивое. Расположено оно вдоль большого озера, которое, как и село, протянулось на целых семь верст. А справа за озером раскинулись самые прекрасные в России ижевские заливные луга до самой Оки. В это село я бегал в школу крестьянской молодежи. И сейчас еще стоит в моих глазах картина: снег, мороз скрипит под валенками, звездное небо; я бегу из школы в свое село, а зайцы в стороне от дороги бегут к садам и огородам».

Это стихотворение создано в апреле 1945 года, на пороге Победы. Бауков прошел войну от первого до последнего дня. Строки стихотворения звучат как доверительный разговор с другом. Внешне простые, стихи Баукова несут в себе глубокую мысль и подлинные чувства.

Вывод. Какова же идея стихотворения, его главная мысль? (Поэт передает в стихотворении тоску по родине, по России).

Физминутка.

Слово учителя. Это стихотворение напомнило мне другие строки, строки, написанные другим писателем, чья жизнь тоже связана с рязанской землей, - К. Г. Паустовским. Паустовский родился в Москве, но на протяжении двух десятилетий приезжал в Солотчу, там были написаны его лучшие произведения. Во время Великой Отечественной войны Паустовский был корреспондентом на Южном фронте, по сути дела таким же солдатом. Позже он писал, что никогда с такой остротой не вспоминал наш рязанский край, как на войне. Он ловил себя на том, что нетерпеливо ждет ночи, когда, лежа в кузове машины и укрывшись шинелью, сможет вернуться мыслью к своим любимым местам и пройти по ним медленно, вдыхая сосновый воздух. Паустовский говорил себе: «Сегодня я пойду на Черное озеро, а завтра, если буду жив, на берега Пры или на Требухино». (Показ слайдов).

Комментируемое письмо (комментирование указанных орфограмм и пунктограмм в отрывке из воспоминаний К. Г. Паустовского).

Между сосенок на песча…ой земле р…стет высокая сухая трава. Сер…дина каждой тр…винки с…дая, а кр…я темно (зеленые). Эта тр…ва реж…т руки. Тут же цв…тет много ж…лтых бе…смертников и белой п…хучей гвоздики. А под соснами в…днеются м…лочные м…слюки.

За с…сняком начина…т…ся высокий бор. По его краю идет з…росшая д…рога.

К. Г. Паустовский.

Между сосенок на песчаной земле растет высокая сухая трава. Середина каждой травинки седая, а края темно-зеленые. Эта трава режет руки. Тут же цветет много желтых бессмертников и белой пахучей гвоздики. А под соснами виднеются молочные маслюки.

За сосняком начинается высокий бор. По его краю идет заросшая дорога.

К. Г. Паустовский.

Фронтальная беседа с классом по записанному тексту.

    Какую картину представляете вы, читая текст?

    Что видел Паустовский во время своего мысленного путешествия? (Травинки, бор и т. д.).

3.Прочитайте внимательнее еще раз отрывок и скажите: что запомнилось писателю еще, кроме внешнего вида растений, дороги? (Запах гвоздики). Ему представлялись не только предметы, явления, но и лесные запахи. Он видел, чувствовал запах гвоздики.

4.В каком времени употреблены глаголы в рассказе о прошедших событиях? (В настоящем времени).

Трансформация текста.

Давайте проведем эксперимент: заменим глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Вариант трансформации текста:

Между сосенок на песчаной земле росла высокая сухая трава. Середина каждой травинки седая, а края темно-зеленые. Эта трава резала руки. Тут же цвело много желтых бессмертников и белой пахучей гвоздики. А под соснами виднелись молочные маслюки.

За сосняком начинался высокий бор. По его краю шла заросшая дорога.

Прочитаем измененный текст. Возможна ли такая замена? (Да.) А какой текст выразительней? Обязательно ли было автору употреблять в тексте формы настоящего времени, ведь речь идет о прошедших событиях? (Выразительней текст с глаголами настоящего времени. Паустовский использует глаголы в настоящем времени для большей живости и наглядности изображения прошедших событий, словно путешествие по лесу происходит сейчас, в настоящее время).

Каков вид употребленных глаголов? (Несовершенный вид). Употребление глаголов несовершенного вида делает повествование более размеренным. Читателю понятно: события повторяются, они неоднократные.

Обратите внимание на глагол «режет». О чем говорит это выражение - «трава режет руки»? (Паустовский помнит даже свои ощущения). Каждый ли человек так подробно может описать свои ощущения? (Только неравнодушный, наблюдательный, любящий природу, родину).

В прямом или переносом значении употреблен глагол «идет»? (В переносном). Приведите пример, когда он использован в прямом значении. Что мы поняли, прочитав этот отрывок из воспоминаний Паустовского? (Он передает щемящую тоску писателя по родным местам). Почему мы уверены в том, что Паустовский скучает по родному краю?

Обобщение в конце урока Вывод. Что объединяет два произведения? (Авторы скучают по родному краю, любят его). Что отличает? (Одно взволнованное, другое более спокойное). Что придает взволнованность первому стихотворению? Спокойный тон - второму? (Использование различных форм глаголов). Глаголы создают ритм произведения. Для чего мы изучаем русский язык? (Не только для того, чтобы научиться грамотно писать, но и для того, чтобы научиться правильно говорить самим и понимать то, что говорят другие, в том числе писатели и поэты, которые учат читателя видеть, слышать природу, тонко ее чувствовать).

6. Работа по моделированию речевой ситуации и составление собственного текста с учетом заданной речевой ситуации.

Создание миниатюры по данному началу: «Когда я нахожусь вдали от родного дома, я…» Слова для справок: я вспоминаю, думаю, мечтаю, вижу, слышу, представляю, скучаю.

Проверка.

Итог урока. Надеюсь, что вы убедились в истинности слов К. Паустовского,

сказавшего: «С русским языком можно творить чудеса».

Наше путешествие в мир художественного слова сегодня не заканчивается. Мы будем продолжать постигать красоту и выразительность русской речи. И, конечно же, будем продолжать знакомиться с творчеством рязанских писателей.

    Что интересного и нового мы открыли?

    Какие затруднения встречались на уроке?

    Чему научились?

    Какие задания вызвали наибольший интерес?

    Что особенно понравилось? Понравился вам урок?

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание.

Литература. На выбор. 1. Выучить наизусть стихотворение или прозаический отрывок. 2. Отработать выразительное чтение текстов.

Лачинова Ольга Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ школа № 7
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки, Нижегородской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "С русским языком можно творить чудеса..."
Дата публикации: 04.02.2018
Раздел: среднее образование

Внеклассное мероприятие в 6 классе

Путешествие в страну «Грамматика»

« С русским языком можно творить чудеса!»

Лачинова Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Статья относится к разделу: Внеклассная работа по русскому языку

Цели и задачи:

Развитие интереса к предмету;

Повышение языковой культуры учащихся;

Вовлечение ребят в активную познавательную деятельность.

1 ведущий

Да будет честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без

всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и

вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в

душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении

2 ведущий

Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый разум, здравое рассуждение,

хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики… Н. Новиков.

3 ведущий

С русским языком можно творить чудеса!

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским

языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна,

громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и

мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного

выражения. К. Г. Паустовский.

С русским языком можно творить чудеса?! А где происходят эти чудеса?

2 ведущий

В одном необыкновенном королевстве, которое называется – ГРАММАТИКА!

Королева ждет вас!

3 ведущий

Ребята, а вы любите русский язык? Знаете правила? Грамотно пишете диктанты, без

ошибок? Вот это мы сейчас проверим!

В одной очень любимой нами всеми книге живут герои: Пух, Пятачок, Кристофер

Робин, Кролик…Кажется, я кого – то не назвала? Подскажите, ребята?

Правильно! Это Сова.

1 ведущий

Сова жила в великолепном замке « Каштаны «. Да, это был не дом, а настоящий замок.

Во всяком случае, так казалось Медвежонку, потому что на двери замка был и звонок с

кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было прибито объявление:

Прашу нажать эсли не аткрывают

А под колокольчиком другое объявление:

Прашу падергать эсли не аткрывают Сава

Оба объявления паписал Кристофер Робин, который во всем Лесу умел писать. Даже

Сова, хотя она была очень – очень умная и умела читать и даже подписывать свое имя –

Сава – и то не сумела бы правильно написать такие трудные слова. Ребята, а вы сможете

правильно написать эти слова? Кто хочет исправить ошибки?

Вот теперь мы можем смело отправляться в королевство Грамматики!

Звучит музыка. Дети танцуют вальс.

Королева Грамматика приветствует гостей:

В моем королевстве живут дружно звуки, слова, части речи, знаки препинания.

Ребята, а кто мне скажет, что изучает ЛЕКСИКА?

СЛОВО! Сколько загадочных тайн и открытий таит оно в себе! Давайте убедимся в

этом. Я предлагаю вам, ребята, выполнить творческое задание: написать сочинение –

Мы должны подобрать слова, чтобы ярко и образно описать произведение живописи.

Посмотрите на картину Кончаловского « Сирень». Не правда ли, на нас сразу пахнуло

весной? А вам нравится сирень? Художник передал свежесть и великолепие цветов

красками, мы постараемся передать свои чувства словами. Вот опорные слова:

таинственно, благоухающее, роскошно, необычно, чарующе, упоительно, медвяно,

дивно, загадочно. Посмотрим, как от одного маленького слова, но драгоценного слова

зазвучит мысль!

Вместе с королевой ребята составляют текст - сочинение – этюд:

О маленькое чудо!

Пышные кисти белой и лиловой сирени в букете дышат свежо и благоухающе. Просто

таинственно околдовывают ее кружевные ветви, роскошно склонив свои душистые

грозди. Необычайно красивы нежные цветы – звездочки. Аромат сирени медвяно тает в

комнате, наполняя ее дивным запахом.

Букет сирени, еще влажный от ночной росы, выглядит загадочно и дивно!

Молодцы, ребята. Убедились, какие чудеса можно творить с русским языком!

1 ведущий

Прекрасные слова сказал Н. В. Гоголь:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто,

крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи!»

2 ведущий

Уважаемая Королева! А подскажите, пожалуйста, кто те две маски, что так мило

беседуют в компании с Лексикой и выглядят так контрастно?

(Маски – двое ребят- девочка в белом бальном платье; мальчик в черном костюме)

Королева: А давайте спросим у наших гостей, ведь они – знатоки русского языка.

Дети: Это АНТОНИМЫ!

Антонимы приглашают ребят к участию в дидактической игре.

Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по

вертикали, составят очень хорошее слово:

Широкий –

Твердый –

Старый –

Скучный –

Бесполезный –

Неряшливый –

(Ответ: узкий, мягкий, новый, интересный, ценный, аккуратный – УМНИЦА.)

Дети получают медальки – «умница»

Сценка « Веселые рифмы»

Учитель: Здравствуйте, дети! Отвечаем урок. К доске пойдет…

Сердце так и гложет страх.

Эх, не помню как назло!

Вот бы нынче повезло!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто – нибудь помог.

Ух, захватывает дух!

Притворюсь – кА, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух… не вызвали!

3 ведущий

Ребята, а кто эти маленькие словечки, которые спасли всех от «двойки?»

Надеемся, что в нашей школе дети дружат с МЕЖДОМЕТИЯМИ и с желанием отвечают

А теперь послушайте, какие интересные истории рассказывают междометия о себе.

БАЮ – БАЙ. Родное, знакомое всем с детства междометие укачивания малыша

употребляется обычно не в одиночку, а целой цепочкой – баю – баюшки – баю, баю –

Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки. Таким

образом, слово баю – бай оказывается того же корня, что и басня, краснобай и

обаятельный.

Здравствуй! Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое обычное

русское междометие приветствия при встрече! Сейчас оно для нас простой знак

вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко

благожелательным. Ведь ЗДРАВСТВУЙ буквально значит «будь здоров», а точнее –

аналогично современному ПРИВЕТСТВУЮ.

1 ведущий

Итак, ребята! Будьте вежливы, спешите приветствовать в первую очередь взрослых и

друг друга!

Наше путешествие продолжается, и я приглашаю желающих принять участие в конкурсе

настоящих эрудитов – Знатоков русского языка!

Внимание! Вопрос! Что же находится в черном ящике?

ЭТО цитрусовое дерево, а также сочный ароматный сладкий плод с его мягкой

оранжевой кожурой.

(МАНДАРИН)

Королева Грамматика:

Очень похвально, дети! Я очень рада встрече с вами и убеждена, что вы любите русский

язык, развиваете речевую культуру, дружите со словарями. А в благодарность всем –

сладкие ароматные МАНДАРИНЫ!

До свидания! До новых встреч в необыкновенном королевстве – ГРАММАТИКА!

Ведущие благодарят всех участников мероприятия.

Где бы вы ни были - в городе или в деревне, в вагоне поезда или на палубе речного парохода, на севере или на юге России, в лесу или на степном большаке, - всюду прислушивайтесь к русскому языку, к певучему народному говору, запоминайте и впитывайте в себя этот единственный по богатству, образности и поэтичности язык - поистине самый свободный и волшебный из всех языков мира.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. И звучание музыки, и спектральный блеск красок, и шум и тень садов, и сказочное - сновидения, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя. И гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.

Нет таких мыслей, понятий, звуков, красок и образов - и сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Прав был Тургенев, когда говорил, что такой язык может быть дан только великому народу.

Русский язык - народен. Он является наилучшим выражением сущности русского человека. Из народных глубин, из подчас непрослеженных и неведомых истоков расцвел этот изумительный язык. И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.

С чем сравнить это впечатление? Недавно на рассвете я шел в глухих лугах вблизи Оки. Густой туман лежал над лугами и оседал росой на травах. Внезапно среди однообразной зелени этих трав в белой пелене тумана я увидел очень высокий огненный цветок. Он как бы зажег на заре свое душистое пламя и раскрывался, расцветал у меня на глазах. Он весь сверкал от росы, и только тут я заметил, что туман лежит низко, а огненный этот цветок стоит выше тумана и на него уже упал первый луч солнца.

Сейчас, когда я вспоминаю об этом, то почему-то этот цветок, выросший на простой и даже грубой нашей земле, кажется мне прообразом русского языка, сверкающего своим живым горячим блеском над остальными языками мира.

Вслушайтесь в звучание самых простых русских слов, и вы тогда уловите звуковое богатство языка.

Образцов звукового богатства можно привести множество. Можно раскрыть наугад книгу любого русского поэта или прозаика, такого, скажем, как Чехов, Лесков или Алексей Толстой, и черпать оттуда россыпи языка целыми пригоршнями.

Но для примера надо остановиться на ком-нибудь одном, хотя бы на Лермонтове.

У Лермонтова необыкновенная торжественность языка («Бывало, мерный звук твоих могучих слов воспламенял бойца для битвы…») сменяется изумительным легким его переливом, похожим на ночное журчанье родника («Как ночи Украйны в мерцании звезд незакатных, исполнены тайны слова ее уст ароматных»). И рядом с этим почти сказочным по звучанию переливом возникает простая разговорная речь:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

На небольшом пространстве этой статьи я не могу сказать о русском языке все, что о нем следовало бы сказать.

О русском языке можно писать тома исследований, похожих на поэмы, и поэмы, похожие на исследования. Недаром чтение словарей Даля и Ушакова так увлекательно.

Во всяком случае, я уверен, что можно написать интереснейшую книгу не только о всем русском языке, но даже об одном каком-нибудь слове, особенно если это слово овеяно народной поэзией, сказанием, сказкой или определяет черты народного уклада.

Вы, ребята, снова пришли в школу. Русский язык вы изучаете с первого класса и будете заниматься им и в этом году. Это основной предмет в нашей школе.

Но иногда, нечего греха таить, занятия грамматикой и синтаксисом кажутся вам скучными и неинтересными. Некоторые ребята часто ворчат: зачем мне заниматься грамматикой, если я с детства разговариваю по-русски.

К сожалению, есть еще у нас люди, которые в силу своего невежества засоряют и калечат русский язык и превращают его в какой-то отталкивающий и мертвый жаргон.

И школьники часто не следят за своей речью и употребляют канцелярские выражения вроде «имеется», «имеем на сегодняшний день», «в общем и целом», заменяют одни понятия другими. Возьмем первый попавшийся пример, который мы часто встречаем в обычной разговорной речи, хотя бы слово «зачитать». Невежды ввели его в обиход вместо хорошего и простого русского слова «прочесть». Можно зачитать до дыр книгу, но нельзя зачитать протокол. Его можно только прочесть.

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Шичкова Л.В.

Урок развития речи с элементами интеграции в 7 «В» классе на тему: «С русским языком можно творить чудеса…» (урок – проект).

Цели урока : научить детей видеть, чувствовать, понимать и любить природу и выражать словами своё отношение к ней; учить работать со словом; отрабатывать элементы комплексного анализа текста.

Оборудование : фотоиллюстрации; рисунки учащихся; электронная презентация; магнитофон.

Ход урока.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

1 . Организационный момент . Приветствие учащихся.

2.Вступительное слово учителя о красоте природы.

Земля… Третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Уникальна и неповторима в своём роде, другой такой нет. Когда Ю.Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то какая », а после говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё в нежной кисее облаков».

Ребята, это наша Земля. Это наш дом, дом всего человечества. Земля нам мать, она нас кормит, поит. Она источник силы и вдохновения.

Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.

Тема нашего урока сегодня «С русским языком можно творить чудеса…». Откройте тетради, запишите тему урока (запись темы в тетрадях).

У Николая Ивановича Рыленкова есть замечательные строки, которые будут служить эпиграфом к нашему уроку:

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце (запись в тетрадях).

Вы видите рисунки, которые выполнены вами. Они наивны, но искренни, на них природа такая, какой вы увидели её когда-то.

А это картины известных художников: И. Репина, И.Шишкина, И.Левитана (на одном слайде). На них также изображена природа.

ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ

А сейчас закройте глаза и попробуйте услышать весну под музыку известно П.И.Чайковского. (Звучит музыка П.И.Чайковского).

Что вы услышали?

ПРОЕКТ УЧАЩЕГОСЯ

Я предлагаю сегодня вам ещё раз всмотреться в природу, в строчки о природе, вдуматься в слова.

К.Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе…есть великое множество слов».

Как вы понимаете эти строки?

3.Работа с текстом.

Все мы бывали когда-нибудь в лесу.

Дома вы писали сочинения-миниатюры с опорными словами на тему: «Вообще всё в лесу может обернуться сказкой».

Давайте послушаем ваши работы, в которых вы попытались изобразить словами то, что вы когда-то увидели в лесу.

Интересная ли работа получилась у ….? Что вам понравилось в данной работе?

В каком стиле вы писали о лесе? (Художественном)

Какие стили ещё вам знакомы?

А какой тип речи уместен здесь? Аргументируйте свои мысли. (Описание, возможно с элементами повествования)

Какой тип речи вы не использовали? (Рассуждение)

Объясните правописание опорных слов с орфограммами на тему леса. (Слова заранее написаны на доске): заросли, растения, леса, тропинка, стелиться, березняк, тишина, разгорается, родные.

Какие слова вызвали трудности при написании работы? (Объяснение правописания данных слов).

Слушая ваши работы, я вспомнила слова великого русского писателя Н.В.Гоголя: «Перед вами громада – русский язык Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Да, с русским языком можно творить чудеса.

Такое чудо сотворил Ф.И.Тютчев в стихотворении «Есть в осени первоначальной» .

4. ПРОЕКТ УЧЕНИКА.

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Какие чувства вы испытали при прослушивании?

Какая часть речи помогает нам увидеть картину «первоначальной осени», почувствовать настроение светлой и лёгкой грусти? (Прилагательные). Какое средство выразительности использует поэт? (Эпитеты)

Почему именно эпитеты создают образность? (Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, озаряющее слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный предмет).

Какие образы вас покорили?

Почему пора «короткая, но дивная»? «Вечера лучезарны»?

Как вы понимаете «день хрустальный»?

Обратите внимание на глаголы.

Что интересного заметили? (В этом стихотворении они необычные, непривычные для данных предметов действия описывают они: серп гулял, тонкий волос паутины блестит, воздух пустеет, лазурь льётся).

Как называется средство выразительности, используемое в данных словосочетаниях? (Метафора и разновидность метафоры олицетворение).

Может быть, кто-то заметил ещё что-нибудь необычное, замечательное? (Звукопись, ассонанс).

Да, надо быть большим мастером, чтобы такую картину нарисовать словами.

Это большой труд – найти нужные, точные слова.

Давайте посмотрим, как это делал великий поэт и писатель А.С.Пушкин.

5. Работа над произведениями А.С.Пушкина.

Н.Г.Чернышевский сказал когда-то: «До Пушкина…ещё никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты».

Проект: «Контраст настроений в стихотворениях А.С.Пушкина о зиме. Удивительный снег в произведениях поэта»

(По ходу прослушивания делать запись ключевых мыслей)

Что вы можете сказать о проекте Насти, о Настиных находках и открытиях?

Очень это непросто – писать просто. Это могут великие мастера слова, произведения которых являются для нас образцами. Давайте учиться у них.

7.Домашнее задание.

А свои старания в этом направлении вы и покажете дома, где вам предстоит написать этюд «Весна пришла…».

Хочу закончить урок словами А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и выразителен…».

Я желаю вам творческих побед!

8.Рефлексия.

Закончите фразу «Сегодня на уроке я…»