Беседа с детьми по речевому развитию. Занятие по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве

Тема : Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону».

Цель : учить детей особенностям диалогической речи; связно, последовательно, выразительно строить вопросы и ответы; активизировать в речи детей различные словесные формы вежливости, закрепить правила речевого поведения во время телефонного разговора.

Ход занятия

Ребята, у кого дома есть телефон?

Кому вы звоните? (Бабушке, дедушке, соседям, друзьям и т.д.)

Телефон - замечательная вещь. Набираешь номер и можешь разговаривать, с кем захочешь. Наверное, трудно было его придумать - попробуй спрятать человеческий голос в тоненький провод! Как он только в нем помещается... Да еще так быстро бегает по проводу...

(Габе «Телефон»)

Действительно, телефон - это так удобно. Не можешь встретиться с другом - позвони по телефону. Соскучился по бабушке - возьми трубку и скажи ей, что ты ее любишь. Заболел кто-то - вызови по телефону врача.

Для чего еще в доме необходим телефон? (Ответы детей. Дети высказываются, в каких случаях они и их родители пользуются телефоном).

Ребята, знакома ли вам такая ситуация, как в стихотворении Е. Руженцевой «Телефон»?

Телефон у нас висит,

Телефон весь день звонит.

На носочки я встаю,

Телефон не достаю.

Я залез на табурет,

Говорю, что папы нет.

А вы, ребята, умеете вежливо разговаривать по телефону? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям обыграть некоторые ситуации.

Надя звонит Вале, выясняет, какой сегодня будут показывать мультфильм. С чего начать разговор? Как лучше его закончить? Какие «вежливые» слова должны прозвучать в этом разговоре?

Катя звонит маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор? Какие слова извинения следует сказать, ведь вы отрываете людей от работы.

Много интересных ситуаций можно придумать, а темы для разговора - самые разнообразные.

Каждый из вас должен выбрать себе пару, друга, с которым вы желали бы поговорить. (Дети выбирают друг друга.)

Каждой паре воспитатель раздает карточки, на которых предложены различные темы, кому что достанется.

Посмотрите внимательно на картинку, придумайте телефонный разговор по теме, изображенной на картинке. (Праздничный салют. Поход за грибами. В цирке. Мы на рыбалке. Мама купила игрушку и т. д.)

Дети самостоятельно разыгрывают предложенные темы, воспитатель помогает им принимать правильные решения.

А сейчас, ребята, послушайте отрывок из рассказа Н. Носова «Телефон».

Мы с Мишкой купили замечательную игрушку - телефон. Пришли из магазина домой с коробкой. Один телефон у меня поставили, другой - у Мишки. И соединили их через окно проводами.

- Ну, - говорит Мишка, - будем разговаривать. Беги наверх и слушай.

Я побежал к себе, взял трубку и слушаю, а трубка уже кричит Мишкиным голосом:

- Алло! Алло!

И я кричу:

- Алло!

- Ты слышишь что-нибудь? - кричит Мишка .

- Слышу. А ты?

- Слышу. Вот здорово! Ты хорошо слышишь?

- Хорошо. А ты?

- И я хорошо! Ха-ха-ха! Слышишь, как смеюсь?

- Слышу.

- Послушай, я сейчас к тебе приду.

Мишка прибежал ко мне, и мы стали обниматься от радости.

- Хорошо, что купили телефон! Правда? - говорит Мишка.

- Конечно, — говорю, — хорошо...

И вот какие разговоры стали вести мальчики:

- Алло!

- Алло!

- Давай разговаривать?

- Давай, - говорю. - А о чем разговаривать?

- Ну, о чем... о чем-нибудь...

- Чего же ты не разговариваешь?

- А ты почему не разговариваешь?

- Да я не знаю, о чем разговаривать, - говорит Мишка.

- Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так ты не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так ты разговариваешь и разговариваешь...

- Давай вот что: подумаем, а когда придумаем, тогда позвоним.

- Ладно.

Я повесил трубку и стал думать. Вдруг звонок. Я взял трубку.

- Ну, придумал? - спрашивает Мишка.

- Нет еще, не придумал.

- Зачем же ты звонишь, раз не придумал?

- А я думал, что ты придумал.

- Я сам бы тогда позвонил.

- А я думал, что ты не догадаешься.

- Ну, ладно, до свидания!

- До свидания!

Ребята, как вы думаете, мальчики придумали, о чем им поговорить? Как вы думаете, это были интересные темы?

Придумайте, о чем могли поговорить друзья, и поиграйте по парам в игру «Алло! Алло!»

Дети самостоятельно по парам придумывают тему разговора, обыгрывают ее.

Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод развития связной речи. Е. И. Радина в своём исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребёнком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путём других педагог помогает ребёнку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознаётся. В результате знания ребёнка становятся чётче и осмысленнее .

Ценность беседы заключаются в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогать думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе вместе с мышлением развивается речь. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Формируются диалогические формы связной речи, и прежде всего разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребёнок должен научиться внимательно, слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать своё непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Высказываясь в беседе, ребёнок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развёрнутый ответ, дети употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребёнка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Е.И. Радина предостерегала от одностороннего подхода в понимании беседы, когда сильно подчёркивается лишь речевой момент. Она отмечала важное значение беседы для формирования положительного отношения к окружающей действительности, к людям, к родной стране и родному городу, к родным и близким .

  • - бытом и трудом людей;
  • - событиями общественной жизни;
  • - деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья).

В прошлом веке при отборе содержания бесед важным был принцип близости и доступности обсуждаемых явлений. Считалось возможным беседовать с детьми лишь о непосредственно окружающих ребёнка вещах. Содержание бесед, таким образом, ограничивалось наличием у ребёнка совершенно конкретного чувственного опыта, касающегося тех явлений, которые становились предметом беседы.

В наше время проблема содержания бесед с дошкольниками исследовалась многими учёными (А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Е.И. Радина, Э.И. Залкинд, Э.П. Короткова, Н.М. Крылова).

Сделаны следующие выводы: по отношению к современным детям содержание «простого» и «сложного», «далёкого» и «близкого» в эпоху развития техники, культуры изменилось. Картинки, книги, кинофильмы, детские телепередачи, иллюстрации, альбомы, компьютерные программы расширяют круг детских представлений и понятий, будят у ребёнка новые интересы. С детьми можно беседовать о том, чего не было в их чувственном опыте, но что им психологически близко и понятно. Современность подсказывает новую тематику. Так, беседа о космонавтах может сочетаться с рассматриваемой иллюстрацией, рассказом воспитателя, чтением литературы. Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом аспекте. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребёнку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие сознание ребёнка на более высокую степень знания.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретённых в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Приведём примерную тематику бесед:

  • * Темы, отражающие явления общественной жизни («Наш детский сад», «Москва - столица нашей Родины», о школе, о родном крае, городе, о том, что видели на почте и др.).
  • * Темы труда (работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона, строителя); результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд (мамы, бабушки).
  • * Беседы, отражающие труд самих детей («Мы - дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на нашем огороде»).
  • * Беседы об использовании техники в домашнем труде («Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чём ездят люди и перевозят грузы» «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке (море)»).
  • * Цикл бесед на бытовые темы (об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных принадлежностях).
  • * Беседы о природе («Наш парк весной», «Зимующие и перелётные птицы», «Времена года», «Фрукты и овощи»).
  • * Беседы на морально-эстетические темы (о культуре поведения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем») .

Важным является вопрос о месте беседы среди других методов работы. Неправильное понимание роли словесных методов в 20-е годы и реализации принципа комплексности (увязки всех занятий между собой) привело к неправильному определению места беседы. В результате она превратилась в стержень, вокруг которого группировались все другие работы в детском саду. Между тем беседа - лишь одно из средств обучения детей. Её роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения.

Остановимся на классификации бесед.

Е.А. Флёрина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед.

  • 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
  • 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
  • 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи .

М.М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е.А. Флёриной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа .

Таким образом, беседа, как основной вид диалогической речи подразделяется на множество видов и имеет большое значение для развития связной речи дошкольников.

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).

Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограничена. Цель её - выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. На практике часто предварительная работа либо вообще отсутствует, либо проводится беседа, которая выходит за пределы предстоящего наблюдения, когда словесно прорабатывается то, что дети могут увидеть сами. Последующие наблюдения превращаются в иллюстрацию к слову. Ребёнок, по словам Е.А. Флёриной, лишается возможности самому «добывать» знания и получать радость от новизны восприятия .

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринуждённой обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остаётся неразрешённым («Посмотрим…увидим…проверим…»).

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель её - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя - обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчётливые представления, дополнить их знания.

Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Что и в каком порядке заметят дети и что скажут, заранее предвидеть нельзя. Дети, наблюдая, высказывают свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Происходит обмен мнениями. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают. В процессе наблюдения педагог направляет восприятие детей, поддерживает интерес к наблюдению.

В чём же особенности методики проведения таких бесед?

Как правило, беседа проходит непринуждённо, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов.

Он даёт детям возможность наблюдать, незаметно для них руководит ими, не отнимая инициативу; помогает осознавать явления, связи причины и следствия, подводит к выводу.

Для этого вида беседы характерно участие разных анализаторов: зрения, слуха, осознания, мускульно-двигательной сферы, моторной деятельности. Вторая сигнальная система (слово) углубляет впечатления, которые ребёнок получает чувственным путём. Ребёнку дают возможность наблюдать, трогать. Предусматривается большая активность детей, они могут рассматривать, действовать. Их не следует одёргивать, т. к. они бывают увлечены. Нужны гибкость, тактичность, находчивость План беседы может быть изменён, потому что он корректируется ходом наблюдения. Во время такой беседы недопустимо отвлекать детей от наблюдаемого, не стоит вдаваться в подробности и рассказывать о том, чего они не видят. Поскольку в процессе бесед имеет место разнообразная деятельность, дети не утомляются, чувствуют себя легко и свободно. Заметим, что в процессе первичных наблюдений нет возможности для развёртывания беседы и для развития диалогической речи, она возникает при повторных наблюдениях, на основе уже имеющихся представлений и знаний.

Основной в детском саду является беседа заключительная, её принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы - систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросо-ответной форме общения.

Остановимся в связи с этим подробнее на методике проведения обобщающей беседы. Рассмотрим наиболее важные для руководства беседой вопросы: отбор содержания, определения структуры беседы и характера вопросов, использование наглядного материала и индивидуальный подход к детям. Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее содержание. С учётом опыта и представлений детей определяются познавательные (сумма знаний для закрепления и новый материал) и воспитательные задачи; объём словаря для активизации.

Например, в беседе на тему «Кто строит дом» (подготовительная к школе группа) могут быть закреплены знания о труде строителей, об их профессиях и сообщены новые знания - о профессии архитектора. В программное содержание необходимо включить задачу развития навыков разговорной речи, умения высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения, предусмотреть воспитательные задачи: воспитание уважения к людям труда; воспитание культуры речевого общения. Словарь: введение новых слов (план, архитектор), закрепление и активизация слов (каменщик, плотник, штукатур, маляр, фундамент, подъёмный кран). Предшествующая работа: в течение 2 месяцев дети наблюдали за строительством дома; воспитатель знакомил их с деятельностью и профессиями тех, кто строил дом.

Систематизировать знания в беседе возможно при условии чёткого, последовательного расположения материала, т. е. при правильном его структурировании. Е.И. Радина выделила такие структурные компоненты беседы, как:

Вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях;

  • - анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам;
  • - элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определённое поведение в дальнейшем .

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы. Так, беседу об осени можно начать с вопроса «Почему осень называют золотой?», беседу «О культуре поведения» - тоже с вопроса, заключающего в себе элемент проблемности: «О каком человеке можно сказать, что он культурный, вежливый?» Для беседы о Москве удачным началом может быть показ картины или фотографии с изображением Кремля и Красной площади. Беседу о зиме можно начать загадкой: «Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?».

В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается её содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог даёт объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приёмов - уточнить мысль ребёнка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль ребёнка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность её проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и активность всех детей группы.

В основной части беседы может быть несколько логически законченных частей. Это уточнение в структуру обобщающей беседы внесено В.И. Логиновой. Она выделяет определённые смысловые логические части, каждая часть заканчивается обобщением педагога. В беседе «О маме», например, можно выделить три смысловые части: труд мамы на производстве, домашний труд мамы, помощь детей маме. В беседе о школе: школьное здание и класс, ученики и учителя, школьные принадлежности, 1 сентября в школу .

Окончание беседы характеризуется определённой завершённостью. Чаще всего это связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от её характера и содержания. Если беседа познавательного характера, дети или взрослый делают обобщение (заключительный рассказ). Этическая беседа может быть установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».

Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы. Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми задачи для последующих наблюдений, задания, связанные с трудовой деятельностью (повесим кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок). Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребёнку приходится всё время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основными приёмом в методике её проведения являются вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. К. Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Поставить вопрос - значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не очень простой. Вопросы нацеливают на выводы, обобщения, классификацию, установление причинно-следственных связей . Методика использования вопросов в беседе разработана Е.И. Радиной. Ею же дана классификация вопросов, которая с некоторыми дополнениями применяется и в настоящее время.

В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов:

  • - Вопросы, требующие простой констатации - называния или описания знакомых ребёнку явлений, предметов, фактов; т. е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (Кто? Что? Когда? Какой?). Это репродуктивные вопросы. (Например, в беседе о зиме они могут быть сформулированы так: «Какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец?»)
  • - Поисковые вопросы - направлены на раскрытие доступных ребёнку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (Почему? Отчего? Зачем?). (В той же беседе о зиме они могут звучать так: «Почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму?»

Вместе с тем надо учитывать, что ребёнок способен самостоятельно обобщить, сделать вывод, высказать суждение лишь в том случае, если ещё до беседы получил достаточный запас конкретных представлений по данной теме. В противном случае поисковые вопросы окажутся для него непосильными. Вопросы, требующие умозаключений, выводов, обобщений, нуждаются в тщательной, точной формулировке.

В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные вопросы. Основные вопросы - это стержень беседы. Важнейшее требование к ним - логическая связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и репродуктивными, направленными на то, чтобы выявить имеющиеся у детей представления, и поисковыми, требующими установления связей и умозаключений.

Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос - наводящий или подсказывающий. Ребёнок не улавливает смысл вопроса иногда из-за недостаточно конкретной, общей его постановки («Что вы знаете о корове?»), а иногда из-за наличия в вопросе непонятных слов («Как называется должность у тёти Кати?»). Наводящие вопросы помогают ребёнку не только понять смысл вопроса, но и отыскать правильный ответ. Они активизируют мысль, помогают ответить на сложные вопросы, требующие выводов, суждений, обобщений. Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ. Применение их оправдано по отношению к неуверенным в себе, недостаточно развитым детям. Подобные вопросы не только тормозят развитие ребёнка, но порой даже подталкивают на самостоятельные высказывания.

Следует подчеркнуть, что вопросы в беседе, независимо от их типа, должны быть простыми и понятными для дошкольников. Если вопрос труден, воспитателю целесообразно самому ответить на него. В беседе помимо вопросов используются такие приёмы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя. Указания имеют большое воспитательно-образовательное значение. Прежде всего, они помогают установить чёткую внешнюю организацию ведения беседы, дисциплинирующую детей. Указания определяют порядок и правила высказывания, привлекают внимание детей к содержанию вопроса («Подумай хорошо, прежде чем ответить»). Указания относятся и к уточнению детской речи.

Существенную роль в уточнении и систематизации значений играют обобщения, которые делает педагог, его рассказ. В ходе беседы о зиме, обобщая ответы детей, воспитатель говорит: «Сейчас зима. Зимой холодно. На улице много снега, деревья стоят голые. Зимой бывают сильные морозы и метели». В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал. Чтобы дать зримый образ предмета, уточнить представления детей, поддерживать интерес к беседе, можно показать картину, игрушку. Предмет в натуре. Иллюстративный материал применяется по-разному: одни предметы раздают каждому ребёнку (листья деревьев, семена цветов, предметные картинки), другие показывают всем детям (картина, животное, предметы посуды, одежда). Время демонстрации наглядного материала в процессе беседы зависит от цели. Так, в самом начале беседы показывают букет цветов, фотографию для того, чтобы создать настроение, вызвать интерес, напомнить о чём-либо; рассматривание портфеля организуют в середине беседы о школе для уточнения знаний о школьных принадлежностях. Использование наглядного материала должно быть кратковременным. Не следует превращать его в самостоятельное занятие .

Руководя беседой, воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни дети активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе. Значительная часть детей слушает, но не высказывается в силу разных причин: из-за застенчивости и замкнутости, из-за повышенной самооценки (боятся высказаться хуже других), из-за речевых недостатков. Кроме того, в группе есть дети с неустойчивым вниманием, с ограниченным кругозором.

При проведении беседы задача педагога - добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Индивидуальные особенности детей заставляют по-разному ставить один и тот же вопрос: кому-то - в формулировке, требующей умозаключения, вызывающей раздумье; кому-то - в подсказывающей форме.

Речевая активность детей в беседе - один из показателей её эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила речевого этикета, общения. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать умению вести разговор.

Ответы детей во время беседы носят характер кратких или развёрнутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Если дети отвечают на репродуктивные вопросы, тем более нельзя добиваться, чтобы каждый ответ был полным. Подобное требование ведёт к искажению языка.

Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остаётся ничего другого, как пассивно слушать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у детей ценой значительных усилий правильных ответов. Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок. В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон). В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

Конспект НОД для детей старшей группы

Образовательная область: «Познание»

Занятие по развитию речи

Тема: Беседа «О вежливых словах и вежливых поступках»

Цель: учить детей связно рассказывать из опыта и наблюдений о вежливых поступках.

Программные задачи:

Образовательные: закрепить навыки вежливости;

Развивающие: развивать интонационную выразительность речи;

Воспитательные: воспитывать чувство уважения к людям, доброжелательность.

Место проведения: групповое помещение в ДОУ детский сад № 5.

Предварительная работа:

прочитаны произведения: « Просто старушка» и «Волшебное слово» Осеевой, « Это мы» Кардашовой, рассматривая с детьми красочные иллюстрации к этим произведениям.

в повседневной жизни наблюдали поступки детей, по поводу которых проводились индивидуальные беседы, в которых ребята поощрялись за вежливые поступки.

просматривали серии мультфильмов о вежливых поступках «Дядя Стёпа» С. Михалкова, « Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковского и сказку «Двенадцать месяцев».

Словарная работа: активизировать в речи детей слова (вежливость, спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания).

Ход деятельности:

Дети находятся в групповом помещении ДОУ.

Воспитатель: Сегодня ребята, мы поговорим о вежливых поступках. Мы читали рассказы, стихотворения, смотрели мультфильмы. И вот сегодня мы вспомним об этих словах и поступках.

Воспитатель: Какие вежливые слова вы знаете?

Дети: Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.

Воспитатель: В каких случаях говорят эти слова?

Дети: После еды, за оказанную помощь, при встречах, при просьбе, прощаясь.

Воспитатель: Как надо говорить эти слова?

Воспитатель: А в каком рассказе говорится о вежливом, волшебном слове?

Дети: В рассказе « Волшебное слово».

Воспитатель: Каким был мальчик до встречи со стариком? Каким он стал? Как к нему стали относиться родные?

Дети отвечают полными ответами. Воспитатель поощряет детей за правильные ответы, привлекает малоактивных.

Пальчиковая гимнастика “Вежливые слова”.

(Дети повторяют слова и движения за взрослым, вытягивают руки вперед ладонями вверх, сжимают пальцы рук в кулачки и разжимают)

Мария Ромашка
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Беседа «Я мечтал»

Цель: учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания, обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: ноутбук, сюжетные картинки, снежный ком, снежинки, картинки о зиме, альбомные листы, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Создание мотивации.

Воспитатель: Дети, а какое сейчас время года? Вы любите зимой гулять на улице?

А не хотите ли вы оказаться в парке зимой?

В: Ну тогда, пойдемте. Ребята, сегодня мы пришли в зимний парк. Кто назовет примету зимы, сядет на скамеечку.

Дети: Зимой очень холодно, дует холодный ветер, идет снег, мало солнечного света, на крышах сосульки, люди тепло одеты, на деревьях снег, деревья голые.

В: Какие вы умные дети, очень много знаете. Вы так много интересного мне рассказали о зиме. А теперь не хотите немного размяться?

В: Тогда давайте мы встанем в кружок и поиграем.

Упражнение на дыхание.

В: Мы же с вами в зимнем парке. Посмотрите, какие красивые снежинки вокруг. А сможем мы сдуть эти снежинки? Хотите попробовать? Давайте выставим правую ладошку. А теперь наберем полную грудь воздуха, и сильно дунем, чтобы наши снежинки улетели далеко.

Дети сдувают снежинки.

В: Молодцы, ребята, присаживайтесь.

2. Основная часть.

В: А теперь, ребята, давайте мы с вами посидим и помечтаем. Давайте побеседуем с вами о новогоднем празднике. Все люди, взрослые и ребята, ждали Нового года, подарков, гостей, путешествий, красивых елок. Расскажите, о чем вы мечтали перед новым годом и как провели новогодние каникулы.

Ответы детей.

Показ презентации «Зимушка-зима»

Физкультминутка.

Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)

Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки».Если разминка выполняется стоя, то можно «ловить» снежинки с лёгкими подпрыгиваниями или потягиваниями)

Не устали? Не устали!

Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)

И конечно, не устали!

А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)

И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)

Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)

И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)

Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)

И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)

В: Ребята, а теперь вы хотите поиграть?Наша игра называется «Подбери признак»

Цель игры: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Воспитатель называет слово, показывает карточку с изображением предмета и задает вопросы (какой? Какая? Какие? Какое, ребенок отвечает.

3. Подведение итогов занятия.

В: Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Во что мы там играли? О чем мы с вами беседовали? Что вам больше всего запомнилось?

В: Ребятки, а хотите перенести свои мечты на бумагу? Вы же любите рисовать? Давайте присядем, и каждый вспомнит, о чем он мечтал. Приступайте. (Воспитатель интересуется у каждого ребенка, что бы тот хотел нарисовать)

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие» (ознакомление.

Образовательные области: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», Технологии: игровые, речевые,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето» Цель: Обучать навыкам групповой работы.

Разработала и провела: Новикова Татьяна Витальевна, воспитатель группы № 6 МБДОУ №13 Центр развития ребенка – детский сад г. Тула Образовательные.

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему «Дикие животные зимой». Воспитатель Федоровская Оксана Петровна. Цель занятия: углубить.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы «Беседа о весне» Программное содержание: развивать речь детей, интерес к фольклору (закличкам, обогащать словарь, учить давать полные ответы на вопросы.

Елена Лукьянова
Занятие-беседа «Развитие диалогической речи» (подготовительная группа)

Цели и задачи :

Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей . Учить поддерживать беседу,правильно по форме и содержанию,отвечать на вопросы,уметь рассуждать при ответе и доказывать. Формировать сравнительную и обобщённую оценку героев. Формировать у детей представления о нравственных формах отношений с окружающим-честности и правдивости. Уточнить представления о хороших и плохих поступках. Воспитывать культуру общения.

Ребята,сегодня у нас с вами будет очень интересное путешествие,мы отправимся в путешествие по маршруту добрых поступков,а вот эти книги и иллюстрации помогут нам путешествовать. Маршрут имеет остановку. Вот и у нас будет много остановок. Первая остановка-"Будь вежливым". Вспомните и скажите, какое произведение мы с вами читали о вежливости (дети называют произведение В. Осеевой "Волшебное слово") Задаю вопросы :Как можно оценить поведение Павлика? Кто помог ему стать вежливым? Как помогло Павлику волшебное слово? Перечислите ,какие вы ещё знаете вежливые слова? Можно ли перебивать разговор взрослых?А теперь посмотрите на эту книгу. Как она называется и кто её написал (В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо") Скажите, о чем говорится в этой книге? Назовите хорошие поступки в этой книге. Дети читают два хороших поступка из книги наизусть. Молодцы. Дети,а какие вы добрые поступки совершаете или можете совершить? Выслушиваю ответы детей (помочь малышам сделать игрушки,подклеить книги,кормить птиц,ухаживать за кошкой,помочь маме убрать постель или принести сумку и т. д.). Ребята,может вы нам расскажите о том,как кто-то из вас совершил хороший поступок,доброе дело,помог маме,бабушке,товарищу или малышу,кому-то из животных. Выслушиваю рассказы детей из личного опыта. Хорошо,теперь мы с вами знаем как нужно себя вести со взрослыми,вежливо и поступать только хорошо, совершать добрые поступки,но ни в коем случае плохие.

А теперь наше путешествие продолжается. Мы приехали в "Царство сказок". Посмотрите на эту картинку. Вы наверное узнали эту сказку,как она называется("Золушка") Задаю вопросы :Кто злой на ваш взгляд в сказке? Кто добрый? Почему? Какую работу выполняла Золушка? Кто помог Золушке? Что можно сказать о Фее? Какая она? Чем закончилась сказка? Добро победило зло. Почему вы так думаете?Сейчас я вам прочту отрывок из сказки,а вы отгадаете как она называется :"Дочери только и знали что у ворот сидеть и на улицу глядеть,а Крошечка-Хаврошечка на них работала,их обшивала,для них пряла,ткала-и слова доброго никогда не слыхала". Узнали из какой сказки этот отрывок?Правильно,из р. н. сказки "Хаврошечка". Вопросы к детям :Кто злой в этой сказке? Кто добрый?Чем похожи между собой мачеха Золушки с мачехой Хаврошечки? Чем похожи между собой Хаврошечка и Золушка?Как описана их внешность? Как добро победило зло? Мы сейчас говорили с вами о добре и зле. Надо быть добрым и делать добро людям и тогда к вам будут относится по доброму. А какие вы знаете пословицы о добре и зле7 (Худо тому, кто не делает добра никому) .

А теперь следующая остановка,называется она :"Дружба и товарищество".Посмотрите на эти картинки. Давайте рассмотрим первую картинку :

1)Дети увидели качели,всем захотелось на них покататься. Первой села Таня,а Валя стала её раскачивать. Подошёл Вова он тоже хочет покататься.

Как нужно играть?

2)Мальчик сидит на качелях,девочки его раскачивают. Всем весело.

Вопросы :Как играют дети?Какое у них выражение лица?Почему вы решили что дети играют дружно?

3)Одна девочка держит качели руками,другая прогоняет мальчика. Он

опустил голову,огорчён.

Вопросы :Как вы считаете что здесь происходит?Правильно ли поступают девочки?Какие лица у девочек7Приятно ли такое отношение Вове?Почему вы думаете ему обидно?

Ребята,а как вы поступили бы в этой ситуации? Покажите такую картинку. Вот и хорошо,настоящий друг и товарищ должен поступать так же -делиться игрушками,играть вместе,друзья должны всем помогать,не оставлять в беде,дружно и мирно играть. Дружбу надо беречь,если дружите,то и в школу пойдёте,всё равно надо друг друга не забывать и помогать. А какие вы знаете пословицы о дружбе и товариществе("Друга ищи,а найдёшь цени","Верный друг-самое большое богатство")

На этом наше путешествие по добрым поступкам закончилось. Мы с вами ещё раз напомним себе что нужно быть вежливым,добрым,совершать только хорошие поступки,а так же быть дружными и внимательными по отношению друг к дугу и ко взролслым.

Публикации по теме:

«Давайте поиграем!» - интегрированное итоговое занятие (математика, грамота, развитие речи) - подготовительная группа ЗАДАЧИ: - Учить анализировать свой результат работы (смайлики – символы). - Способствовать формированию интереса к обучению в школе, как.

Беседа «Дети войны» (подготовительная группа) Программные задачи: Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ,.

Беседа «Наша родная Армия» (подготовительная группа) Цель: уточнить представления детей о Российской Армии, охраняющей границы нашей Родины, объяснить смысл выражения Армия родная. Ход беседы.

Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Программное содержание: Закрепить знания о том, что хлеб - ценнейший продукт питания,.

Игра-беседа «Загадки леса» (подготовительная группа) Загадки: Стоит столб до небес, А на нем шатёр - навес. Красной меди столб точёный, А навес сквозной, зелёный. (Сосна) Кудри в речку опустила.

Интегрированное занятие для подготовительной группы с элементами развитие речи Тема: «Лето» Интегрированное занятие изобразительная деятельность с элементами развитие речи на тему «Лето» (подготовительная группа) Программное содержание:.