Что такое графика.

Цели:

1. Повторить, обобщить, углубить сведения о звуках и буквах русского языка, их роли;
2. Уметь правильно называть буквы алфавита, пользоваться словарем;
3. Стимулировать познавательный интерес учащихся.

Использованные материалы:

1. Учебник под ред. Н.М.Шанского, автор Т.А.Ладыженская и др.
2. Тексты: А.Линдгрен, С.Я.Маршака, Ю.Линдена.
3. Словари: толковый русского языка, орфографический, энциклопедический словарь для детей.
4. Секреты орфографии Г.Граник, С.Бондаренко, Л.Концевая
5. Занимательная орфография М.Панов

Ход урока:

I. Введение в тему. (мотивационный этап)

1. Кроссворд на повторение лингвистических терминов

II. Изучение нового материала:

1. Творческая работа с текстом А.Линдгрен
2. Работа с учебником

III. Закрепление изученного:

1.Работа с текстом учебника (с.113 п.57)
2. Индивидуальная работа с карточками
3. Выполнение тренировочных упражнений (упражнение 291)
4. Работа с орфографическим словарем
5. Творческое задание (объяснить смысл пословиц)

IV. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Цель нашего урока: повторить, обобщить, углубить сведения о звуках и буквах русского языка, об их роли.

Вы также узнаете о неизвестных вам сторонах русского языка, «будете учиться слушать и слышать волшебные звуки нашей речи, учиться чувствовать и понимать мысли, передаваемые ими…» (Л.В.Щерба)

А чтобы узнать, как наш урок называется, какова его тема, разгадаем кроссворд.

1. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов?
2. Наука о языке, языкознание.
3. Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.
4. Сильная позиция для гласного звука.
5. Единица языка.
6. Наука, изучающая начертания букв, их виды.
7. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

ОРФОГРА ФИЯ
Л ИНГВИСТИКА
ОРФ ОЭПИЯ
УДА РЕНИЕ
СЛОВ О
ГРАФИ КА
ФОНЕТ ИКА

Итак, алфавит.

Запишем число, классная работа, название темы урока.

Вот что написала известная шведская писательница Астрид Линдгрен:

«Ну, разве не удивительны все эти буквы и слова? Подумать только, что можно взять великое множество всех этих С и К, и Б и прочих, как они там еще называются, букв и сложить их вместе так, чтобы они превратились в слова, слова, которые кое-что да значат. А потом можно взять эти слова, сложить их в предложения, одеть их в переплет и бац, вот тебе и книжка готова! Книжка, которая, быть может, начинается вот такими словами: «Однажды темной осенней ночью какой-то человек вышел крадучись через маленькие воротца в стене, окружавшей замок. Он пугливо оглянулся: быть может, они, его враги, лежат в засаде, быть может, они подстерегают его там, среди деревьев парка? Под черным развевающимся плащом человек нес сверток, тесно прижимая его к себе. Нет, никогда не отнять им у него это сокровище, прежде он отдаст за него свою жизнь. Быстрый прыжок, и вот он уже сидит верхом на лошади». Что это такое? Да, собственно говоря, не что иное, как множество букв. Но когда ты читаешь, ты об этом не думаешь. Ты видишь человека в развевающемся черном плаще, видишь, как он боится, как живо вскакивает в седло… Но разве не удивительно, что несколько маленьких букв могут так тебя околдовать? А ты знаешь, что они рождают в тебе? Они воспламеняют волю, пробуждают твою фантазию…»

О каких чудесах рассказывает А.Линдгрен?

Но чтобы превращать буквы в слова, а слова в образы, нужно уметь с ними обращаться.

Буквы – это инструменты, а вы со временем станете умелыми мастерами.

Алфавит – ваш старый знакомый. Впервые вы встретились с ним в начальной школе. Многие из вас, наверное, могут назвать его своим другом.

А что означает это слово - алфавит? Из какого языка оно пришло?

Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к учебнику и прочитаем текст (упражнение 292 с.115).

У каждого из вас на парте карточка. (Приложения № 1)

В нижней части вы видите, как выглядели буквы алфавита, которые учили ваши прабабушки и прадедушки. И названия, которые указаны рядом с буквами (внизу), совсем не похожи на те, которыми мы пользуемся сейчас.

Вы уже, наверное, обратили внимание, что буквы алфавита располагаются в строгом порядке. На обороте ваших карточек (Приложение №2) записаны строки шуточного стихотворения С.Я.Маршака. Проверим, насколько хорошо вы помните очередность букв. Обратите внимание, не все буквы вам встретятся в стихотворении. Вам будет нужно назвать пропущенные буквы.

А. Автобус номер 26.
Б. Баран успел в автобус влезть.
В. Верблюд вошел, и вышел вон.
Г. Гиппопотам, пыхтя, вошел.
Д. Дельфин не мог вползти в вагон.
Е. Енот не может выйти вон.
Ж. Жираф как дернет за звонок.
З. Змею он принял за шнурок.
И. Индюк спросил: - Который час?
К. Козел сказал: - Не слышу вас.
Л. Лиса сказала: - Скоро семь!
М. Медведь сказал: - Я всех вас съем!
Н. Навозный жук жужжит: - Боюсь!
О. Орел сказал: - А ты не трусь!
П. Петух пропел: - Какой герой!
Р. Рысь проворчала: - Рот закрой!
С. Сова заспорила с ежом.
Т. Тюлень поссорился с моржом.
У. Удав кольцом сдавил свинью.
Ф. Фазан забился под скамью.
Х. Хорек за хвост цыпленка – хвать!
Ц. Цыпленок бросился бежать!
Ч. Червяк подумал, что за ним.
Ш. Шмель прожужжал ему: - Спешим!
Щ. Щенок уселся на окно.
Ы. Выпь говорит, что ей темно.
Э. Эму сказал: - Закрыл он свет!
Ю. Юрок и дрозд сказали: - Нет!
Я. Як промычал, пройдя вперед:
- Автобус дальше не пойдет.

Какие же буквы пропущены? (Ё, Й, Ъ, Ь)

Попробуйте назвать слова, которые начинались бы с этих букв.

Можно ли назвать слова, которые начинались бы с Ъ и Ь? Почему?

А теперь обратите внимание на верхнюю часть вашей карточки. Здесь записана современная русская азбука, т.е. алфавит. Но рядом с буквами не указаны их названия.

Попробуйте вспомнить и записать карандашом названия букв рядом с их изображением.

Прочитайте, что у вас получилось.

Ну, а теперь сравним с материалом учебника (с.113, п.57)

А сейчас вам предстоит выполнить последнее задание на карточке, оно расположено в центре.

Внимательно прочитайте его и постарайтесь не ошибиться. (Выполнение – проверка).

Умение располагать буквы по алфавиту (т.е. по порядку) очень важное. И в первую очередь оно требуется, когда мы работаем со словарем.

У вас на партах орфографические словарики. Вот они нам сейчас и потребуются.

Обратимся к упражнению 291 (с.115)

  1. Читаем задание.
  2. Читаем слова.
  3. На какие буквы мы будем искать слова в словаре? (В, Д, К)

Выполняем упражнение, подчеркиваем орфограммы (на В - одно слово)

А теперь выпишите слова на ту букву, с которой начиналась ваша строчка шуточного стихотворения.

Проверим, поставим себе оценку.

Письменность вошла в жизнь человеческого общества не сразу. Когда-то народы не имели письменности. Я думаю, вы согласитесь со мной, что очень важно уметь записать мысли словами. Почему, как вы думаете?

Человечество прошло огромный путь от языка сигналов, жестов, рисуночного письма к письму буквенному. (На доске изображение рисуночного письма – пиктографии).

Посмотрите, как выглядят фразы, написанные на арабском языке, на девангари (Индия), вот японской иероглиф, вот грузинские буквы.(Приложение №3) А вот знакомые и родные нам буквы русского языка.

Давайте прочитаем пословицы:

  1. Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
  2. Азбука – к мудрости ступенька.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Запишем их в тетрадь.

Оцениваю работу учащихся на уроке.

Домашнее задание: на выбор упражнение 289 или 290 п.57.

Лекция № 3: Русская графика

  1. Понятие о графике

  2. Алфавит, его особенности.

  3. Русское письмо XI –XVII вв.

  4. Петровская реформа русской графики

  5. Реформа графики и орфографии 1917 – 1918 гг.

  6. Позиционный принцип графики

  7. Обозначение на письме фонемы

  8. Нарушения позиционного принципа графики.

  9. Основные значения букв

  1. Письмо возникло в связи с потребностью людей в передаче речи на расстояние и закреплении ее во времени. Оно представляет собой дополнительное общение при помощи графических знаков.
Графические знаки могут иметь форму рисунка, иероглифа или письма.

В настоящее время у большинства народов мира принято звуковое письмо, при котором графический знак, как правило, обозначает отдельный звук речи или фонему. Звуковым является и русское письмо. Его основными графическими средствами выступают буквы. Оно имеет также и небуквенные графические средства.

Прикладной раздел науки о языке, изучающий начертательные знаки и соотношения между буквами и звуками в том или ином письме, называется графикой (от греч. grafo – пишу). Термин «графика» имеет и другие значения: 1) совокупность начертаний данной письменности; 2) отношение букв к звукам.

Графика как раздел языкознания состоит из двух подразделов. Один из них изучает графические средства, а другой – соотношение между буквами и звуками).

Графические средства

1. знак ударения


  1. знак параграфа

  2. дефис (лат. divisio – разделение)

  3. знаки препинания (10: запятая, точка с запятой, тире, точка, вопросительный знак, восклицательный знак, двоеточие, тире с точкой)

  4. апостроф (греч. apostrofos – обращенный в сторону, назад), употребляемый для деления частиц в иноязычных собственных именах на месте опущенной гласной (д΄Артуа – вместо «де Артуа»).

  5. пробел (#)

  6. шрифтовые выделения

  7. красная строка
2. Слово «алфавит» произошло от названий двух букв в новогреческом произношении – «альфа» и «вита». Русское слово «азбука» происходит от названия первых двух славянских букв «аз» и «буки».

Алфавит – совокупность расположенных в определенном порядке букв, используемых для фиксации и передачи на письме звуков определенного языка.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв .

Особенности букв русского алфавита:


  1. Каждая буква алфавита имеет печатный вид и рукописный.

  2. Может быть прописной и сточной.

  3. Каждая буква имеет свое название, например, с элементам а, находящимся до согласной(ка, ча, ща) и с элементом э – после согласной (эс, эм, эл).

  4. Буквы имеют комплексные названия: гласные (10), согласные (21), безгласные (2: ь, ъ).

  5. Порядок расположения букв случаен.

  1. Русское письмо сложилось на основе древнейшей славянской азбуки, называемой кириллицей.
Кириллица была составлена в конце IX в. в Болгарии греческими миссионерами братьями Кириллом и Мефодием. В ее основу положена греческая азбука , дополненная буквами, изобретенными составителями или взятыми из других языков. Из 43 букв, составляющих кирилловскую азбуку, 24 буквы заимствованы из греческого алфавита .

В конце X века кирилловское письмо пришло на Русь. Большинство букв этого письма соответствовало звукам древнерусского языка.

Русские писцы первоначально копировали старославянские (древнеболгарские) рукописи, сохраняя приемы кирилловского письма. В XII – XIII в.в. складываются самостоятельные приемы русского письма, сближающие его с живой речью. Опираясь на произношение, русские писцы и авторы оригинальных сочинений вносили соответствующие изменения в графику. Так, постепенно перестали употребляться «юсы» (). Буква стала заменяться ф. с падением редуцированных звуков буквы ъ и ь в сильной позиции заменялись о, е , а в слабой позиции получили новое значение: ъ стал употребляться для обозначения твердости конечных согласных, а ь сохранился как знак мягкости и как разделительный знак.


  1. В начале XVIII века была введена так называемая гражданская азбука, созданная на основе русских рукописных почерков и латинского печатного шрифта. В ее разработке личное участие принимал Петр I. 1 января 1708 г. Петр I приказал печатать «новоизобретенными русскими литерами» «Геометрию» и другие гражданские книги, а в 1710 г. он утвердил новую азбуку, которая называлась «Изображение древних и новых письмен славенских печатных и рукописных».
Реформа графики выразилась в некотором изменении внешнего вида букв и состава кирилловского алфавита. В гражданском шрифте 1708 г. начертания букв стали более простыми и округлыми, близкими к латинским. Были исключены некоторые буквы и устранены «силы» (знаки ударения) и «титла» (знаки сокращения). Впервые применены строчные и прописные буквы. Кроме того, введены новые буквы Е (вместо), Я (вместо), Э .

Букву Ё ввел Карамзин в 1797 году, а буква Й была введена Российской Академией наук в 1735 году.


  1. Подготовкой реформы русской графики и орфографии занимались передовые ученые дореволюционной России. В 1904 г. Академия наук создала орфографическую комиссию, в состав которой вошло 55 человек: ученые и преподаватели средних школ. Разработанный комиссией проект реформы правописания был опубликован лишь в 1912 г., однако утвержден не был и практического значения не имел. Только после Октябрьской революции была осуществлена реформа русской графики и орфографии. 23 декабря 1917 года декретом Народного комиссариата просвещения было введено новое правописание. Изменения в орфографии сводились к следующему:

  1. Исключить Ђ, О, I буквы с последующей заменой их на е, ф, и .

  2. Исключить букву ъ в конце слов и частей сложных слов, но сохранить ее в середине слов в значении отделительного знака (съемка, адъютант).

  3. Признать желательным, но не обязательным употребление буквы ё.

  4. Писать приставки из-, воз-, вз-, раз-, низ-, без-, чрез-, через- перед гласными и звонкими согласными с буквой з, но заменять з буквой с перед глухими согласными в том числе м перед с (извините, воззвание, но исправить, воспитать).

  5. Писать в родительном падеже прилагательных, причастий и местоимений -ого, -его вместо аго, -яго (доброго, пятого, которого, синего, свежего).

  6. Писать в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего рода прилагательных, причастий и местоимений -ые, -ие вместо ыя, -ия (добрые, старые, синие, какие).

  7. Писать они вместо онЂ в именительном падеже множественного числа женского рода.

  8. Писать в женском роде одни, одних, одним, одними вместо однЂ, однЂх, однЂм, однЂми.

  9. Писать ее (или её) вместо ея в родительном падеже единственного числа.

  10. При переносе слов руководствоваться следующими правилами: согласная (одна или последняя в группе согласных) непосредственно перед гласной не должна быть отделена от этой гласной. Равным образом группа согласных в начале слов не отделяется от гласной. Буква й перед согласной не должна быть отделяема от предшествующей гласной. Согласную в конце приставок, если она стоит перед гласной корня, переносить нельзя.

  11. Допустить слитное и раздельное написание в наречиях, составленных из сложения существительных, прилагательных и числительных с предлогами (в двое и в двое).
10 декабря 1918 г. данные правила были узаконены, за исключением желательного употребления ё и о допущении слитного и раздельного написания наречий.

6. Позиционный или слоговой принцип графики связан с передачей фонем на письме. Сущность его состоит в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а слог, т. е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звука. В этой сложной графической единице обе буквы взаимно обусловлены, т. к. они читаются и пишутся в зависимости от качества друг друга.

1. Почти все буквы в русском языке являются многозначными

С (эс): сад [с]

Сядь [с’]

Сдать [з]

Сшить [ш]

Сжать [ж]

2. Есть буквы, которые, находясь в определенной позиции передают два звука: е, ё, ю, я.

3. Существуют буквы, которые никаких звуков не передают (ъ, ь). Но эти буквы могут указывать на двузначность последующей гласной и в этом случае они выступают как разделительные.

4. ь может указывать на мягкость согласного (морковь) и выполнять не свойственную ему грамматическую функцию, в таких словах как рожь, печь, ешь, плачь.

Таким образом, значение буквы определяется ее позицией в слове, т.е. предшествующей буквой, последующей буквой или пробелом.

Позиционный принцип графики (слоговой) заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции в слове, т. е. соседних букв и пробелов.

Позиционный принцип графики связан с двумя особенностями:


  1. обозначением твердости-мягкости на письме.

  2. с передачей на письме фонемы .
1. Все парные фонемы на письме передаются одной и той же буквой. твердость и мягкость таких фонем может передаваться последующей буквой или последующим графическим знаком. Например, твердость согласных может быть передана с помощью последующих букв а, о, у, ы, э. Такие буквы называются несмягчающими гласными: сон.

2. Мягкость согласных на письме может быть передана буквами е, ё, я, и, ю – смягчающие гласные. В заимствованных словах е на мягкость предшествующих звуков указывает не всегда.

3. На конце слов мягкость согласного обозначает мягкий знак, а твердость передается пробелом.

4. Перед согласной, кроме фонемы <ё> мягкость предшествующего согласного передаётся буквой ь, а твердость передается второй согласной буквой. Например, банка, банька.

5. После согласных передающих фонемой пишется ъ или ь, которые служат только для уточнения значения последующей буквы, но не указывают на твердость или мягкость согласного. Например, въездной, вьетнамский.

7. Звук [j] встречается только перед гласным звуком, образуя вместе с ним слог: я, е, ё, ю, и. Слоговое значение указанных букв имеет в трех случаях: в начале слова: явка, езда, юла; после гласных: твоя, твоё; после букв ъ и ь: изъян, съезд, семья, вороньё.

Следовательно, в русском алфавите нет особой буквы для обозначения согласного звука [j]. Буквой й («и краткое») обозначается не согласный звук [j], а его вариант неслоговой звук, который встречается в конце слога: чай, чайка.


  1. Наблюдаются следующие отступления от слогового принципа русской графики:

  1. написание букв и, е, ё, после твердых согласных ж, ш, ц: жизнь, жезл, шелест, цифра, машина;

  2. написание букв а, о, у после всегда мягких согласных ч, щ: чан, чудо, щавель, холщовый;

  3. написание йо, йе, или ьо вместо е, ё в иноязычных словах: йод, район, фойе, батальон, шампиньон;

  4. написание сложносокращенных слов с мягким знаком й перед гласным: Связьиздат, Стройиздат;

  5. написание ю после твердых согласных без разделительного знака: Главюжэнерго, Детюниздат;

  6. написание ь после твердых непарных согласных ж, щ, ц: рожь, мышь.

  1. 1. Буквы е, ё, ю, я обозначают фонемы , , , в начале слова, поле гласных и после ь и ъ.
2. Буквы я, ю после согласных обозначают мягкость предшествующей согласной и гласную фонему: людям.

3. Буква ё может обозначать либо только фонему о: шёл, либо мягкость предшествующей согласной: нёс.

4. Буква е может обозначать мягкость предшествующей согласной и фонему <э>: пел, но в заимствованных словах может наблюдаться отступление от этого правила: кафе, шоссе.

5. Буква и может обозначать только фонему <и> и мягкость предшествующего согласного: сила, а также передавать фонему : чьи.

6. Буквы а, о, у, э после согласных, кроме ж, ц, ш обозначают гласную фонему и твердость предшествующей согласной: сам.

7. Буква ы передает фонему <и> и твердость предшествующего согласного. После шипящих и ц только фонему <и>.

8. Все парные согласные (по твердости-мягкости) передают общую часть фонемы, а конкретное их значение обозначается последующей гласной или пробелом: борщ, рот.

9. Все согласные, кроме буквы й могут передавать помимо основного значения твердость предшествующей фонемы: арбуз.

10. В сочетании нч-, нщ- буквы ч и щ не обозначают мягкость фонемы <н>.

11. Буква ь имеет несколько значений:

1. значение мягкости (морковь)

2. значение разделительного знака

3. в сочетании ьо в заимствованных словах равна фонеме .

Ъ выполняет только разделительную функцию.

Пушкин явл-ся родоначальником, создателем, основопол-м СРЛЯ. Дал наиболее совершенные образцы лит-го языка 1п. XIX в., в его пр-х впервые наиболее полно отразились нормы р.я, кот-е хар-ны и для пушкинского времени, и ост-ся живыми, дей­ст-ми для нашего времени. Завершил длительную эволюцию лит-го я, используя все достижения рус-х писателей XVIII-нXIX в. в области РЛЯ и стилистики, совершенствуя все то, что сделали до него Ломоносов, Карамзин, Крылов, Грибоедов.

В тв-ве Пушкина процесс демократизации РЛЯ нашел наиболее полное отражение, т.к в его пр-х произошло гармоническое слия­ние всех жизнеспособных эл-в РЛЯ с эл-ми живой народной речи. Слова, формы слов, синт-е конструкции, устойчивые слов-я, отобранные писа­телем из народной речи, нашли свое место во всех его пр-х, во всех их видах и жанрах, и в этом основное отличие П от его предшественников. П выработал опред-ю точку зр-я на соотн-е эл-в лит-го яз и эл-в живой народной речи в текстах худ-й литературы. Он стремился к устранению разрыва между лит-м языком и живой речью, кот-й был характерен для лит-ры предшествующей поры, к устра­нению из текстов худ-й лит-ры архаических элементов, вышедших из употребления в живой речи.

С сер. 20-х г. живая народная речь с ее реалистической ясностью стан-ся основой многих пр-й П. отбор слов и выражений из нар-й речи как и выбор др-х яз-х ср-в подчинен в тв-ве П. одному правилу – принципу соразмерности и сообразности, кот-й до сих является ведущим принципом в поэтическом словоупотреблении. Диалектизмы, профессионализмы, специальная лексика и фразеология почти не употр-ся в поэзии П., даже в пр-х, стилизованных под фольклор и в сценках их городского быта.

П. вводил в лит-ру только то, что было общепонятно:

1) широко исп-т бытовую лексику народной речи для описания типитчных особ-ей рус-й жизни в дервне и городе: щи, печка, облучок

2) в пр-х, стилизованных под фольклор, исп-т слова, формы и худож-но-изобр-е ср-ва устного нар-го тв-ва («Песни о Стеньке Разине»): погулять по морю, по синему

3) просторечные и простонар-е выраж-я исп-т для создания речевой хар-ки героя опред-го социального полож-я – солдата, крестьянина, ямщика

4) когда лирич-й герой устапет место рассказчику просторечие проникает в авторскую речь (ох, лето красно, любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи)

5) экспрессивно-сниженная, бранная, грубая, фамильярная лескика в эпиграммах, высказ-х о противниках: околею.

6) соединение разностильных компонентов (упала в снег; медведь проворно ее подъемлет и несет «Евгений Онегин»)

Язык прозы П. полностью отвечает этим требованиям: точен, лаконичен, насыщен движением мысли.

Т.о. в пр-х произошло гармоничное слияние всех жизнеспособных эл-в РЛЯ с эл-ми живой народной речи.

5. Фонетика как раздел науки о языке. Фонетич-я сис-ма СРЯ. Понятие о звуке речи, аспекты изуч-я звука. Артикуляц-я классиф-я гл-х и согл.

Фонетику - наука о звуках речи. Предмет фонетики - звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях, а также связь между звуковой стороной языка и письмом.

Общая фонетика изучает способы и характер образ-я звуков в разных языках мира и на основе такого изуч-я вырабатывает такие понятия об общих законах звучащей чел-й речи, о природе гласных и согласных, о строении слогов, о типах ударения, о функционировании звуков в языке как средстве общения; это теоретическая область знания о звуковой стороне человеческого языка. Описательная фонетика изучает звуковую сторону конкретного языка на определенном этапе его исторического развития. Источник опис-й фонетики - современный живой язык. Историческая фонетика изучает развитие звуковой системы на протяжении ряда эпох истории данного языка, доступных исследованию, установить эволюцию звуковой системы, становление звуковой системы изучаемого языка в её соврем-м состоянии. Источники исторической фонетики : современный живой, звучащий язык, данные близкородственных языков, которые привлекаются наряду с данными диалектов, письменные источники данного языка, начиная с древнейших эпох-памятники письменности. Типологическая фо-ка – сопостав-е изуч-е звуковой стороны двух или нескольких языков. Она основ-ся на описательных фонетиках и устанавливает сходства и различия сопоставительных языков по сходству звуков, по особенностям их образования, по их поведению в потоке речи, по их изменениям и т. д.

Звуки речи – минимальные единицы речевой цепи, явл-ся рез-м сложной артикуляционной деятельности чел-ка. Звук – мельчайшая смыслоразлич-я единица речи. Все звуки речи делятся на глас-е и согл-е. Различаются они артикуляционно и акустически (артик-й и акуст-й аспекты изуч-я звуков речи). Есть два источника звуков речи. 1. – колебания голосовых связок в момент прохождения ч/з гортань струи воздуха. Это колебания гармонические, периодические; они создают тон, музыкальный звук. 2. – шум, негармонический звук, он возникает в рез-те преод-я воздушной струей разл-х препятствий. При обр-и гласных голосовые связки дрожат, но воз­душная струя проходит ч/з рот свободно, не встречая препятствий. При образ-и согл-х воздушная струя пре­одол-т препятствие в ротовой полости.

Хар-ка согл: Место образ-я – зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается: 1) губно-губные – (активный орган – нижняя губа, пассивный – верхняя) - [п] [б] [м] 2) губно-зубные (пассив-й орган – верхние зубы) [в] [ф]

Если активный орган язык: 1) Переднеязычные: зубные (передняя часть языка направляется к зубам) [т] [д] [с] [з] [н] [л] [ц] и передненёбные (передняя часть языка направлена к передней части нёба) [р] [ш] [ж] [ч´] 2) Среднеязычные [j] 3) Заднеязычные средненёбные [к´] [г´] [х´] или задненёбные [к] [г] [х] [Y]

Способ образования – хар-ка препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления: 1) щелевые срединные [в] [ф] [з] [с] [ж] [ш] [х] [j] [Y] и щелевые боковые [л] [л´] 2) смычные взрывные [п] [б] [т] [д] [к] [г], аффрикаты [ц] [ч´], имплозивные – содержат только фазу смычки по [д´д´]елка , носовые [н] [м], дрожащие [р] [р´]

По уровню шума – степени его интенсивности: 1) сонорные [р] [л] [м] [н] [j] 2) шумные [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ш] [ч´] идр.

Глухие и звонкие – определяются по отсутствию или наличию при их произнесении голоса. По глухости/звонкости образуются пары: [б-п] [в-ф] [г-к] [д-т][ж-ш] и др.

Классификация гл. звуков: 1) По участию губ : лабиализованные и нелабиализованные. Нелабиализ-е: [a], [э], [и], [ы] 2) По степени подъема языка по отн-я к нёбу : верхнего подъёма [и], [ы], [у]; среднего подъёма [э], [о]; нижнего подъёма [а] 3) По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали: гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда [а], [ы]; заднего ряда [у], [о]

6. Членение речевой цепи. Сегментные и суперсегментные фонетич-е единицы. Ударение как фонет-е ср-во. Хаар-ка рус-го ударения. интонация и ее составляющие Функции интонации

Речь – поток звуков, звуковая цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые разл-ми фонетич-ми средствами. В р.я. это:

- фраза - отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами; соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Фраза м. члениться на такты.

- речевой такт – хар-ся особой интонацией и тактовым ударением, но паузы м/у тактами необязательны и короче межфразовых (было ветрено, / сыро / и скверно – 3 такта). Речевой такт может состоять из одного / нескольких фонетических слов.

- фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному / нескольким лексическим словам. Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки

Разные линейные отрезки речевого потока наз-т сегментными единицами.

Звук – наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог из звуков, фонетическое слово из слогов, речевой такт из слов, фраза из тактов.

Объед-е сегм-х единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К суперсегментным ед. отн-ся: слоговость/неслоговость звуков, ударение и интонация.

Ударение - это акустическое выделение одного из компонентов речи: слога в составе слова, слова в составе словосочетания, словосочетания в составе фразы или слова для подчеркивания его особого значения (логическое ударение).

Ударение в русском языке - силовое.

Ударность/безударность – свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимодействие гласных и солгасных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

В р.я. ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему – приставку, корень, суффикс, окончание. Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. По месту ударения различаются: разные слова во всех их формах: 1) за мок и замо к; 2) некоторые формы разных слов: пи ща (сущ) и пища (дееприч) 3) литературный и просторечный: кварта л и ква ртал 4) нейтральный и разговорный: звони шь и зво нишь 5) литературный и народнопоэтический: деви ца и де вица 6) современный и устарелый: библиоте ка и библио тека

Неподвижное ударение – при образ-и грам-х форм слова остается на одном месте: делать, делаю, делаешь… Подвижное формообразовательное ударение – происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на др.: дерево – деревья

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Осн-ми интанаци-ми средствами явл-ся тональные средства. у каждого говорящего свой средний тон речи, но в некот-х местах речевого такта и фразы происходит повышение или понижение тона.

Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок: нейтральный голос, расслабленный, напряженный, скрипучий, придыхательный.

Количественно-динамические средства интонации – увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных участков речевого такта и фразы.

Интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – речевые такты и фразы.

Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разн-е оттенки эмоций.

7. Фонология как раздел науки о языке. Понятие о фонеме, дифференциальные признаки фонемы. Фонематические позиции. Фонемный ряд. Параллельные и пересекающиеся фонемные ряды

Фонология - раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов,фонем).

Фонема – минимальная, не членимая в линейном плане звуковая единица, обладающая независимыми самостоятельными признаками, которые выполняют функцию звуковых сигналов для различения звуковых оболочек разных слов и морфем.

Дифференциальные признаки фонем – это признаки, которыми данная фонема противопоставляется другим фонемам языка, ее смыслоразличительные признаки (например, вокальность - невокальность, консонатность - неконсонантность; глухость - звонкость, взрывность -фрикативность, огубление - неогубление и т. д.).

Позиционные чередования связаны с определенными позициями, вызываются ими. У фонетических чередований позиции, т.е. условия появления того или иного звука, фонетические – начало и конец слова или слога, сосдство других звуков, положение в ударном или безударном слоге: подру[г]а-дру[к], [и]гры-с[ы]гран, вя[з]ать-свя[с]кА.

Взаимоотношения гласных фонем в сигнификативно сильных позициях проявляются в их дифференциальных признаках.

Сигнификативно слабые позиции гласных: 1- в неприкрытом безударном слоге; 2 – в первом предударном слоге после твердого согласного; 3 – в безударном слоге, кроме первого предударного, после твердого согл., 4 – в безударном слоге после мягкого согл.

Если в сильной позиции различаются 5 гласных фонем, тов позиции 1-3 разл-ся 3 гласных звука, а в позиции 4 - два. Это слабые позиции для <и> <э> <о> <а>, в соответствии с ними здесь выступают слабые фонемы, у кот-х различительная способность снижена.

Сигнификативно сильной для всех гласных фонем является позиция под ударением. Для фонемы <у> все позиции сильные: она не нейтрализуется ни с одной фонемой

Дифференциальным признаком согл. звуков явл-ся место и способ образования, глухость/звонкость, твердость/мягкость. 24 фонемы составляют 12 пар по глухости/звонкости: <п> <б>; <п’> <б’>; <ф> <в>; <ф’> <в’> и др. 13 фонем внепарные по этому признаку. 36 фонем составляют 18 пар по твердости/мягкости 1 фонема внепарная по обоим признакам

Парные глухие и звонкие согл. фонемы различ-ся в след-х позициях: 1) перед гласным: [ф]аза-[в]аза 2) перед сонорным согл: [п]леск-[б]леск. Эти позиции – сильные для парных по глухости/звонкости фонем.

Парные глухие и звонкие согл. Фонемы не различаются в след-х слабых позициях: 1) на конце слова: ко[с]а-ко[з]а-ко[с] 2) перед шумными согл.: ко[с’]ить-ко[з’]ба

Фонема < j > не имеет пар по глухости/звонкости и твердости/мягкости поэтому она ни глухая, ни звонкая, ни твердая, ни мягкая. Перед ударным гласным она реализуется звуком [j]: я- , в позиции после гласного реализуется нулем звука: маяк.

Ней трализуются зубные и передненёбные перед передненёбными: на[ш-ш]офёр увидел (нейтрализованы <с> и <ш> - нас и наш.

Мена фонем, сильной и слабой, занимающих одинаковое положение в морфеме, образует фонемный ряд . Так, гласные фонемы, тождественные по месту в морфеме кос- , образуют фонемный ряд <о> - <Λ> - <ъ>: [ко сы] - [кΛса ] - [късΛр"и ], а согл-я фонема <в> морфемы став- начинает фонем-й ряд <в> - <в"> - <ф> - <ф">: [уста вы] - [уста в"ит"] - [уста ф] - [уста ф"].

Параллельные ряды звуков: спать, спят, пять ударный звук [а] нах-ся в разл-х фонет-х условиях и разл-ся по качеству: перед мягким согласным - [а ], после мягкого согл-го перед твердым - [ а], между мягкими согл. - [а].

пересекающиеся фонемные ряды – имеют один и более общих членов, пр. варианты гласных фонем: вол, вал, вΛлы, вΛлы.

8. Орфоэпия как раздел науки о языке. Стили русского литературного произношения. Понятие орфоэп-й нормы. Акцентология как раздел орфоэпии. орфоэпические словари.

Орфоэпия- совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений.

Среди таких норм различаются произносительные нормы (состав фонем, их реализация в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация). При более широком понимании орфоэпии к ней относят и образование вариантных грамматических форм.

Орфоэпией называется также раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила.

К орфоэпии относится вариативность звуковой реализации одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий, орфоэпия отмечает место ударения в слове.

Основные тенденции русской орфоэпии :

Приближение произношения к написанию

Приближение к смягчению согл. перед и и э в заимствованных словах

Редукция гласных в заимствованных словах

Стили или разновидности рус произношения:

Книжное или сценическое (в заимствованных словах минимальная редукция гл. в окончаниях прил. после и произнос-ся твердый редуцированный вместо и; ся, сь произносятся твердо

Разговорное

Просторечное – в непринужденном общении

Орфоэпическая норма - это единственно возможный или предпочтительный языковой вариант, соответствующий системе произношения

Акцентоло́гия - раздел языкознания , изучающий природу, особенности и функции ударения . Иногда к области акцентологии относят также тон и некоторые другие просодические явления. Также акцентологией называют систему явлений языка , связанных с ударением .

Выделяются синхроническая и диахроническая (историческая, сравнительно-историческая ) акцентология. Последняя занимается реконструкцией акцентных и тональных систем, акцентных парадигм праязыков , изучением их эволюции

Акцентология изучает просодические единицы в нескольких аспектах. Задачами собственно фонологического изучения ударения являются:

Определение места ударного слога (различение свободного и фиксированного ударения);

Определение фонологического типа ударения: по сфере реализации, по числу способов выделения ударением

Определение типа ударения (в данном языке может преобладать тенденция к использованию средств квантитативного , динамического , музыкального или качественного ударения);

Выявление соотношения просодических характеристик ударных и безударных слогов (или мор), а также характеристик безударных в зависимости от их положения в слове относительно ударных.

Орфоэпи́ческий слова́рь - словарь , отражающий орфоэпическую норму , то есть современное ему литературное произношение и ударение. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в орфоэпическом аспекте.

Важнейшими орфоэпическими словарями русского языка являются впервые увидевший свет в 1955 году словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова , включавший около 50000 слов

9. Графика как раздел науки о языке. Соотношение между звуками и буквами. принципы русской графики. кириллическая графическая система как основа русского письма. алфавит, история рус-го алфавита

Графика – раздел языкознания, изучающий начертания письменных знаков и закрепившиеся за ними звуковые значения при письменной передачи речи. Термин графика так же обозначает всю совокупность письменных знаков (буквы, знак ударения, дефис, знаки препинания и т.д.)

Алфавит – распол-е всех букв в опред-й последов-ти.

Совр-я русская графика представляет несколько изменённую графику старославянского языка, - кириллицу. Старослав-я графика была составлена в IX в. в Болгарии братьями Кириллом (Константином) и Мефодием, византийскими миссионерами, учёными и дипломатами, на основе греческой азбуки и путем частичного исп-я др-х алфавитов, в том числе древнееврейского Сохраняя в рус. письме приёмы старославянской графики (в частности, буквы носовых гласных звуков, не существовавших в русском языке), русские писцы приспособили её к оригинальному русскому произношению. В XII-XIII вв. русское письмо все болеё освобождается от старославянского влияния и постепенно превращается в самостоятельную систему, сближающую письмо с живой речью. Опора писцов на произношение привела к определённым изменениям в графике письма. К XIII в. буквы ъ и ь, обозначавшие в древнер-м языке особые гласные звуки заменяются под ударением, в соответствии с новым произношением, буквами о, е. С XVI в. буква ь вообще утрачивает звуковое значение и становится знаком мягкости согласных и разделительным знаком, а буква ъ употребляется для обозначения твёрдых конечных согласных.

Еще в 20в. было 44 буквы, а сейчас 33.

Графема – совокупность всех написаний: А, а, А, а

Буквы и было три: и – и восьмеричное, i – и десятиричное, ﻻ - ижица; 2 буквы о: о – он и ω – омега; оу = у; 2 ф: ф- ферт и θ – фита; З: ς – земля и з - зело; Гс и пс – нельзя произносить. Были буквы пси - Ψ и кси - ﻛ;

юс большой и юс малый - носовыеÞ – долгий ять; ь – мягкий ерь; ъ – тв. ер.

Петр I в 1707-1710г. произвел реформу русской графики и выбросил: Ψ, ω, ﻻ, ς

II реформа Российской Академией наук 1735г.: выбросили зело, ижицу, земля, появилось й

III реформа в 1738 Академия наук:

i - в корне мир; и – вселенная, мир без войны.

IV – 1758г. ввели ﻻ - ижица

V - 1797 – Карамзин придумал ё

VI – с 1904 до 1912 готовилась крупная реформа графики и орфографии, но ее не было

VII - большевики окончательно выкинули ижицу, фита, и десятиричное, долгий ять

Буква – графический знак для обозначения на письме звука. В рус. алфавите букв меньше, чем звуков.

Для изображения согл. звуков на письме исп-ся 20 букв: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н и др.

Пр: буква с может обозначать следующие звуки:

1) [с] (суд) 2) [с’] (сюсюкать) 3) [з] (сдать) 4) [з’] (сделать) 5) [ш] (сшить) 6) [ж] (сжечь)

Для изображения гласных исп-ся буквы а, я, о, ё, е, у, ю, ы, и

Пр. буква ю после мягких согл. обозначает звук [у]: любит

Буква ю в начале слова и после гласных обозначает звук : юморист, играют.

Особенность рус. графики – слоговой принцип – в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог (сочетание согл. и гл). такой буквосочетательный принцип применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согл. так, в словах быть и бить буква б употребляется для обозначения и твердого и мягкого звука, что выявляется только в сочетании со следующим за ним гласным звуком.

10. Орфография как раздел науки о языке. принципы русской орфографии. разделы орфографии

Орфография – система правил

1) о написании слов и их значимых частей (морфем)

2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов

3) об употреблении прописных и строчных букв

4) о переносе слов с одной строки на другую

Орфограмма - та­кое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определяемому орфографическому правилу. На месте орфограммы может быть допущена орфографическая ошибка.

Орфография делится на разделы

1) Обозначение звуков буквами в составе слов и морфем: душонка - тушёнка, в слабой позиции: кот-год, наличие или отсутствие буквы: станьте бантик

2) слитное, раздельное или дефисное написание слова: встарь- в старину, подорожник- по-дорожному;

3) употребление строчной или прописной буквы, начинающей слово: шарик-Шарик (кличка собаки); все буквы в слове: вуз-МГУ;

4) правила переноса слов: те-пло и теп-ло

5) графические сокращения: сущ. – существительное; в/ч - войсковая часть

Орфографическое правило - определенная закономерность, постоянное соотношение языковых явлений, предписаний, рекомендаций по их написанию.

Система – совокупность принципов, служащих основанием, базой для какого-либо сложного процесса, явления. Такой базой для современной русской орфографии являются фонематический, морфологический, традиционный, фонетический принципы рус-й орфографии, дифференцирующие написания.

Принципы орфографии - это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.

Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной - степь, рябиновый - сосновый, подписать - подпись, к ране - к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии ; ему подчинено написание большей части слов.

Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать - роспись, бездомный - бесхозный.

Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др. В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.

Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица), и Орёл (город).

Кроме названных, в русской орфографии есть принципы , регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.

11. Лексикология как раздел науки о языке. Слово как основная единица языка. Лексическое и граммат-е знач-е слова, их взаимосвязь. Типы лексич-х знач-й слов. Парадигматические связи в р.я.

Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также вопросы изменения словарного состава, изменения значения слова, основные тенденции развития словарной системы языка, выявляет причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом.

Предмет лексикологии - словарный состав языка – внутренне организованная, структурированная совокупность лексических единиц, связанных между собой определенными, относительно устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по определенным, свойственным русскому языку законам. Словарный состав представляет собой единую лексико-семантическую систему, которая как подсистема входит в общую систему русского языка.

Слово – комплекс звуков или один звук, обладающий определенным, закрепленным языковой практикой общества знач-м и функционирующий как самостоят-е целое.

Языковые признаки слова:

1) фонетическую оформленность и наличие одного ударения;

2) лексико-семантическую значимость слова и его способность выражать понятие у слов знаменательных;

3) его отдельность;

4) идиоматичность (немотивированность называния или неполную его мотивированность);

5) отнесенность к тем или иным частям речи.

Слово представляет собой единство лексического и грамматического значений. Лексическое значение выражает понятие о предмете, или действии, или признаке предмета, или признаке действия. Грамматические значения слова составляют грамматическую характеристику слова. Грамматические значения слов выражаются при помощи различных грамматических средств (Пр. Грам-е знач-е слова стол – сущ. р., ед.ч., И.п)

В слове слиты воедино его звуковая материя, лексическое значение и формальные грамматические характеристики. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи (т. е. как единицы, принадлежащей к определенному лексико-грамматическому классу слов), словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения, подчиненные общему значению класса (части речи); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола - вид, залог, время, наклонение, лицо.

Типы лексических значений слов:

1) по хар-ру связи слова с предметами, явл-и действит-ти – прямое и переносное знач-е

2) по происхождению – мотивированное и немотивтированное лексич-е знач-е

3) сочетаемости слов с другими словами - свободные и несвободные лексич-е знач-я.

Парадигматические отношения - это те отно­шения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, напри­мер, система согласных, система склонения, синонимический ряд. При использовании языка парадигматические отношения позво­ляют выбрать нужную единицу, а также образовывать формы и слова по аналогии (парадигма склонения, спряжения)

12. Лексика РЯ с точки зрения ее происхождения. Исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствованной лексики. Интернациональные слова

Лексикология – раздел науки о языке, кот. изучает словарный состав языка, или лексику.

Словарный состав современного русского языка имеет длительную и сложную историю своего образования, развития и обогащения.

В словарном составе современного русского языка с точки зрения его; исторического формирования можно выделить два основных пласта :

1) слова, имеющие исконно русский характер , и 2) заимствованные слова.

Исконно русская лексика образует основной массив словар­ного состава русского языка, определяющий его национальную специфику. К исконно русской лексике относятся все слова, порожденные самим язы­ком на любом этапе его развития. В структуру исконно русской лексики входят : а) слова общеславянского происхождения; б) древнерусская лек­сика; в) собственно русские слова.

1. Общеславянская лексика - древнее словар­ное ядро русского языка, сформировавшееся в период существования общеславянского языкового единства, т.е. общеславянского языка, при­мерно до VI-VII вв. н.э. В составе общеславянской лексики преобладают существитель­ные , т.к. номинативная функция у них имеет особенно яркое выраже­ние: названия явлений природы: буря, ветер, вихрь; понятий времени: утро; топографических объектов: земля; и др.

Среди прилагательных тематические группы: названия цвета: белый, голубой; внешних качественных признаков: босой, гладкий внутренних качественных признаков: важный, гордый.

Глаголы : трудовой деятельности: ковать, мыть, сечь; движения и перемещения в пространстве: бродить, нести; мысли, речи, чувства: бормотать, бояться, писать;

Общеславянское происхождение имеют некоторые числительные, мес­тоимения, первообразные наречия, предлоги, союзы: один, два, десять, сто; я, ты, он; кто, что; у и т.д.

2. Древнерусская лексика формировалась в период существо­вания древнерусского языка (VII-XIII вв.). Новые слова, которые возникли в древнерусском языке, в основном были связаны с наиболее актуальными сферами повседневной жизни и быта и включаются в те же тематические группы, которые упоминались нами при описании общеславянской лексики: балка, баловать, белка, ветчина, внедрить, говорун, горошина и т.д.

3. Собственно русская лексика - это обширный, постоян­но пополняющийся пласт слов, возникших и возникающих на исконно рус­ской основе в хронологических рамках существования русского языка начиная примерно с XIV в. и по настоящее время: сущ-е: бабочка, гололед; прил-е: бдительный, угрюмый; глаголы: громыхать ; наречия: взаперти.

Заимствованная лексика – инояз-е слова могут подв-ся полной ассимиляции (история, свекла), а тмогут сохранять приметы родного языка – сочетание шт – показатель заимствования из нем. или голландского (штора); дж- из англ. (джем).

Калькирование – поморфемный перевод иностранного слова (белошвейка – перевод с нем. белый и швея) Полукальки – частичный перевод (вегетерианец)

В РЯ заимствования из старослав-го – страна, равный, гражданин; тюркских – зипун, скандинавских – якорь, греч. – тетрадь, латинского – школа, англ. – гольф, итал-го – бандит.

Освоение заимствованной лексики: 1) графическое – передача иноязычного слова средствами рус-го алфавита 2) фонетическое – изменение звукового облика слова в рез-те его приспособления к новым фонетич-м условиям 3) грамматическое – приспособление инояз-го слова к грам-й с-ме РЯ 4) семантическое – значение заимствованного слова стан-ся либо уже, либо заимствуются не все многозначные знач-я.

Интернациональные слова - слова или выражения, употребляющиеся во мн. языках с одним и тем же значением. Осн. часть интернац. лексики составляют термины науки, техники, воен. дела, экономики, торговли, иск-ва, спорта и т. д., напр.: импорт, экспорт, банк, кредит, бокс, хоккей, драма, комедия, диктатура, космос, спутник, орбита, грипп, СПИД.

13. Активный и пассивный лексический состав СРЯ. Устаревшая и новая лексика. Стилистические функции устаревших слов. Неологизмы, их разновидности

Активный словарный запас - повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке.

Пассивный запас - слова, которые либо являются устаревшими, либо, наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не употребляются повседневно. Т.о., слова пассивного запаса делятся, в свою очередь, на устаревшие и новые (неологизмы).

Устаревшая лексика - слова, которые вышли из употребления, среди них различают историзмы и архаизмы.

Историзмы - это слова, которые перестали употребляться в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов и явлений: бурса, кафтан, посадник. Историзмы встречаются в основном текстах о прошлом (как в научных, так и в художественных).

Архаизмы - это слова, которые перешли в пассивный запас в связи с тем, что у обозначаемых ими - и существующих по сей день - предметов, явлений, понятий появились другие названия.

В зависимости от того, какой аспект слова устарел, выделяют разные типы архаизмов:

лексические - устарело само слово, его звуко-буквенный комплекс больше не используется, а значение выражается другой лексической единицей:

семантические - слово существует в современном русском языке, но утратило одно или несколько значений: Читали ли вы в «Петербургских ведомостях» артикль? (С.-Щ.)

фонетические - изменился звуковой облик слова, что отражается и в его написании: Он пел поблеклый жизни цвет / Без малого в осьмнадцать лет (Пушк.).

словообразовательные - устарела словообразовательная структура слова: А у нас лесник был Федос Иванов, большой грамотник и умел хорошо все дела разбирать (Леск.).

грамматические - устарели отдельные грамматические формы слова: Весельем дышущ земледел / При полных житницах ликует (Жук.)

Устаревшие слова используются в разных функциях:

Употребляясь для называния предметов и явлений - номинативная функция (в научно-исторических трудах и т. п.).

В художественных произведениях на исторические темы эта лексика выполняет уже номинативно-стилистическую функцию - не только обозначает реалии, но и создает определенный колорит эпохи.

Устаревшие слова могут использоваться в художественном тексте для указания на время, в которое происходит действие.

Устаревшие слова (по преимуществу архаизмы) могут выполнять и собственно стилистические функции, являться выразительными средствами, придавая тексту особую торжественность.

Новые слова появляются в языке, чтобы обозначать новое понятие, явление (акваланг, картинг)

Неологизмы - новые слова, значения и устойчивые сочетания слов, новизна которых ощущается говорящими.

Неологизмы возникают для:

Обозначения новых предметов, явлений, понятий, в этом случае они обычно известны большому числу людей и, если их существование обоснованно, могут закрепиться в языке. Такие неологизмы называют языковыми .

- Индивидуальные (авторские) неологизмы создаются авторами художественных, публицистических и иных текстов как экспрессивное, выразительное средство, как результат языковой игры. К словотворчеству люди прибегают и в повседневном общении - сознательно, например создавая слова, функционирующие только внутри семьи или в кругу друзей, или бессознательно, например из-за недостаточного владения языком.

14. Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологический оборот. Основные признаки фразеологизмов. Классификация фраз-х оборотов по степени семант-й слитности компонентов. Фраз-е словари. Словари крылатых слов и выраж-й

Фразеология - лингвистическая дисциплина, изучающая устойчивые сочетания слов с полностью или частично переосмысленным значением - фразеологизмы

Фразеологи́зм (фразеологический оборот ) - устойчивое по составу и структуре, лексическинеделимое и целостное по значениюсловосочетаниеилипредложение, выполняющее функцию отдельнойлексемы(словарной единицы).

Признаки: 1) структурная расчленённость - все фраз. имеют расчленённую структуру и членятся на компоненты, которые только формально относятся на слово, но в составе фразиологич. оборота не реализуют ни одного из своих лексических значений. Без году неделя 2) постоянство компонентного состава 3) устойчивость грамматической структуры - каждый фразеологизм грамматически оформлен, т.е. он входит в тот или иной грамматический разряд, соотносится с какой-то частью речи и поэтому обладает набором форм, выполняет ту же синтаксическую функцию, которую выполняет данная часть речи. Выходить сухим, выйду, вышел 4) семантическая эквивалентность слову 5) воспроизвод-ть – регулярная повторяемость

По степени семантической слитности компонентов:

1) фразеологические сращения - семантически неделимые обороты, знач-е кот-х совершенно независимо от их лексич-го состава и от знач-я компонента. (втирать очки – обманывать)

2) фразеологические единства - семантически неделимые обороты, но в отличие от 1 значение мотивировано (Идти в ногу – действовать согласованно)

3) фразеологические сочетания - устойчивые несвободные обороты. Их общее значение мотивированно семантикой составляющих компонентов (сгорать от стыда)

4) фразеологические выражения - устойчивые в своём составе фразеологические обороты, которые целиком состоят из слов со свободным значением. Не всё то золото, что блестит.

С фразеологизмами данные обороты сближает устойчивость их состава. Замена слов невозможна. Отличаются от свободных тем, что они не создаются в процессе общения, а воспроизводятся как готовые единицы. К этой группе относятся крылатые фразы, цитаты. Различают 2 типа

А) коммуникативные – предикативные сочетания, которые равны предложениям суждены нам благие порывы.

Б) номинативные – сочетания слов, соотносимые с какой-то частью предложения. Трудовые успехи

Фразеологический словарь - словарьустойчивыхсловосочетаний(фразеологических единиц), которые сравнительно легко выделяются изконтекстакак единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно.

Словарь крылатых слов - тип словаря, в к-ром собраны и объяснены крылатые слова. В истории рус. лексикографии отд. крылатые слова включались в толковые словари, во фразеологич. словари, в словари и сб. пословиц и поговорок.

Наиб. известными С. К. С. являются справочники, сост. С. М. Максимовым "Крылатые слова", М. И. Михельсоном "Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний" и др.

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи, их виды, образование, чередование звуков речи, их сочетание друг с другом .

Звуки по участию в их образовании различных преград бывают гласные и согласные .

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [э], [у] состоят только из голоса.

В каждом согласном есть шум. Глухие согласные звуки целиком состоят из шума. В образовании звонких согласных звуков участвует голос, они состоят из шума и голоса. В сонорных (звучных) согласных голос преобладает над шумом.

Большинство звонких и глухих согласных образуют пары:

Не имеют парных звуков глухие согласные [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’], сонорные согласные [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], , [й].

Согласные делятся на твёрдые и мягкие. Большинство твёрдых и мягких образуют пары:

Не имеют парных звуков твёрдые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [ч’], [щ’], [й’|.

Графика - раздел науки о языке, в котором изучаются способы обозначения звуков на письме .

228. Прочитайте вслух. Сформулируйте главную мысль текста. Найдите 4 слова, в которых на конце произносится звук [т]. Запишите их в фонетической транскрипции. В каком из выделенных слов произносится звук [ф)?

      Из древних уральских руд,
      Когда - не скажу я точно,
      Железное слово труд
      Сработано было прочно.
      Взвесив его в руках,
      Прапрадед сказал сурово :
      - Останется жить в веках
      Надёжное это слово
      Вместе с словами: мать,
      Правда,
      Народ,
      Россия...

      (Л. Татьяничева.)

229. Выберите для каждой колонки слева один из следующих заголовков: «Произноси перед е твёрдый согласный», «Произноси перед е мягкий согласный». Затем прочитайте слова в каждой колонке. Распределите по колонкам слова, данные справа. Подчеркните в корнях слов непроверяемые безударные гласные.

230. Прочитайте. Сформулируйте главную мысль. Определите тип и стиль текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните проверяемые безударные гласные в словах с пропущенными в корне буквами. В первом абзаце поставьте значок V над буквами е, ю, я , обозначающими мягкость предшествующих согласных; значок VV над буквами ю, е , обозначающими два звука.

Запишите слово праздник в фонетической транскрипции. Совпадает ли количество букв и звуков в этом слове и в выделенных словах?

Многие говорят мы любим Родину. Это очень важные слова и надо иметь на них права. А это право надо завоевать своей жизн..ю своим трудом своей уч..бой.

Любить Родину значит жить с ней одной жизн..ю. Радова..ся когда у Родины праздник и страдать когда Родине т..жело. И главное - береч(?) Родину. Береч(?) как свою мать. (Не)давать в обиду врагам которые идут на неё с оружием. (Не)давать в обиду пошлякам для которых нет (не, ни)чего св..того. (Не)давать в обиду тем кто дума..т только о себе и забывает о Родине.

Для человека всё должно быть дорого на своей Родине и её народ и её земля и её история и её завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом. Ваши отцы дов..ряют вам самое священное - Родину. Любите её как мать. Как свою мать.

(Ю. Яковлев.)

Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со-ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Гласные и согласные звуки

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш ′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш ′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека — [ш ′ика], чаща — [чаш ′а], ванна — [ван а], касса — [кас а]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую-щими способами:

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со-гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе-лье — бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго-ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш ′] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш ′] — всегда мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 .

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без-ударный;
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков

Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков