Что такое коуч. Ты отстал от жизни, если никогда не работал с коучем

«. Поговорим про нечто большее и более загадочное. А заодно о том, чем хороший коучинг отличается от шарлатанства.

Что такое коучинг? Это слово в наших просторах появилось недавно. И если раньше люди справлялись со своим чердаком с помощью психологов, то теперь за дело взялись коучеры. В статье мы постараемся ответить на вопросы:


Закончим наше языковое введение и продолжим.

Коучинг — что это?

Коучинг — беседа двух людей:

  • один (коучер) знает, что спрашивать,
  • а второй (клиент) ищет ответы.

Основная идея коучинга — сам клиент собственными силами на основе своих знаний находит ответы. Почему сам и на основе своих знаний? Потому что люди слышат очень и очень много «советов», которые ни разу не помогают. Ещё парочка советов ничего не поменяет 🙂 Изменить ситуацию может лишь личный анализ собственного опыта.

Само собой, раньше эта идея воплощалась в жизнь неоднократно и в различных формах. Например, почти 3 тысячи лет назад Сократ похожим образом обучал людей — не отвечал на их вопросы напрямую, а побуждал тех искать ответы самостоятельно. С тех пор это называется «сократический метод обучения».

Кроме Сократа, данным методом любили пользоваться в духовном обучении. Только не у нас, где духовное обучение было весьма ограниченным. А на Востоке. Для примера — практически вся суфийская мудрость передавалась от учителя к ученику именно таким образом, что ученик сам находил ответы на свои вопросы. Мы не можем гарантировать, что все суфии обучались именно так 🙂 Но история донесла именно этот способ.

Среди современных, но более ранних систем, например, одитинг — это общение, при котором основная работа — не консультанта, а клиента.

Но почему, всё же, именно «собственными силами и на основе своих знаний?» Потому что иначе человек будет достигать не свои цели, а цели «советчика». А это уже попахивает нехорошо…

Кто такой коучер и что он делает?

Коучер — это либо человек, который прочёл книгу по предмету, либо человек, получивший некоторое обучение (например, в Coach University). Поскольку мы не хотим переписывать книги по предмету, не будем особо останавливаться на том, что делает коучер, тем более что применить это без обучения сложно.

Лучше мы расскажем о двух главных моментах, что коучер НЕ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ, для того, чтобы вы могли определить, шарлатан с вами работает или профессионал.

Первое и самое главное, что не должен делать коучер, это высказывать своё мнение . Вообще и ни разу. Никаких оценок клиентам. Например, клиент говорит «меня обижала мама». Если коучер скажет

  • «это плохо»,
  • «я бы про это не думал»,
  • «это важно»,
  • «не обращай внимания»
  • и т.д.,

то перед вами шарлатан.

Настоящий коучер скажет что-то типа «ясно, и как вам это может помочь?»

Почему? Потому что любое мнение от коучера нарушает основную идею коучинга (см. предыдущий раздел).

Второе, что не должен делать коучер, это обесценивать клиента . То есть, на заявление «меня обижала мама» не должно прозвучать

  • «это ложь»,
  • «все мамы хорошие»,
  • «ты неправ»
  • и любое другое высказывание, дискредитирующее откровения клиента.

Те, кто позволяют себе подобные ремарки, просто недоучки.

Профессионал вместо обесценивания придаст значимость, например, «обратите внимание на то, как она это делала и найдите там что-нибудь хорошее».

Почему? Опять же, любое обесценивание клиента нарушает основную идею коучинга (см. предыдущий раздел).

Вы можете сказать: «Но, позвольте, любая беседа так или иначе содержит или высказывание мнения, или некоторое обесценивание, особенно когда собеседник неправ — почему нельзя этого делать коучеру?».

Как проходит сессия коучинга?

Да, в общем-то, просто. Коучер задаёт наводящие вопросы. А клиент в процессе ответов находит ответ на свой главный вопрос, ради которого всё затевалось.

Проиллюстрируем сказанное примером. Допустим, у нас есть коучер Вася и клиент Петя. Петя приходит и говорит:

— У меня проблемы в жизни.

Коучер Вася отвечает:

— С тебя … денег.

Петя согласен, и процесс пошёл. Коучер Вася:

— Что ценного в твоей жизни сейчас не происходит?

Петя долго думает, потом сообщает:

— Да много чего. Например, денег нет.

На это коучер произносит:

— Что в этом ценного?

Пется удивляется вопросу:

— Да ладно, на деньги можно еду покупать. Одежду.

Но коучер опытный, не дёргается на удивление, не говорит «ты баран, не в деньгах счастье», а продолжает:

— Что еще ценного в этом?

Петя начинает перечислять:

— На деньги можно купить машину, квартиру, девок, наркотики … .. …. ..

Коучер не отстаёт:

— Чем это для тебя ценно?

Петя сначала не понимает, чем этот вопрос отличается от предыдущего, но затем соображает:

— Ну, всё это приносит удовольствие…

Собственно, полдела коучер.вася сделал, но для надёжности:

— Чем еще?

Здесь Петя (при хороших условиях и высоком IQ) думает, сопоставляет, анализирует и понимает:

— Э, да мне не деньги нужны, в общем-то, а удовольствие. Хотя удовольствия у меня и так немало… Вот что мне взаправду интересно, так это как бы мне вместе с удовольствием не оказаться без средств к существованию?

Коучер Вася рад, что клиент задал более правильный вопрос, и переходит к делу:

— Если бы ты знал ответ, каким бы он был?

Клиент Петя не ожидает такого и начинает думать:

— Так, ответ был бы… типа… ага, нечто вроде такого: «Рассчитать, какой прожиточный минимум нужен и всё остальное вкладывать в чисто удовольствия».

Вася продолжает ковать железо:

— Чего ещё в этом не хватает?

Петя некоторое время размышляет, затем отвечает:

Коучер Вася рад прогрессу и шлифует:

— Чего ещё?

Теперь Петя понял систему:

— Так, на этой работе удовольствия как-то маловато — как и денег. Неплохо было бы работу сменить… Да, точно. Я люблю выращивать растения. У меня на подоконнике стоит 20 горшков с отличными пряными травами. Я прямо сейчас могу открыть дело «Выращивание специй как бизнес «; для надёжности даже увольняться не нужно — буду работать через интернет… ура! Спасибо Вася!

Как видите, со стороны коучера Васи — правильные вопросы + отсутствие оценивания и обесценивания. А со стороны клиента Пети — основная работа по анализу жизни.

Само собой, такая эффективная и короткая сессия происходит только:

  • а) под руководством профессионала
  • б) с подготовленным клиентом.


Но главное здесь, конечно же, профессионал, который с лёгкостью подготовит клиента до нужного уровня способностей. Самое время перейти к следующему вопросу:

Каков результат коучинга?

Есть два варианта. Первый — это если коучинг проводился неправильно. Второй — если профессионально и правильно.

В первом случае результат будет, но минимальный. И ничем не будет отличаться от сессии психоанализа, консультации психолога, на картах Таро и . Почему? Потому что плохая сессия = думал не клиент, а коучер. Следовательно, решения не клиента, а коучера. И воплотить их может коучер — но не клиент.

Результат профессионального коучинга вы определите с лёгкостью:

  1. Клиент весел и улыбчив.
  2. Клиент общителен.
  3. Клиент рекомендует коучера всем и каждому.
  4. Клиент нашёл ответ на свой вопрос.
  5. Клиент уверен, что он в состоянии воплотить решение в жизнь.
  6. Клиент знает, что делать, если у него не получается воплотить в жизнь решение — поскольку разработал альтернативные планы.
  7. В перспективе нескольких профессиональных сессий клиент восстанавливает способность анализировать жизнь и находить решения, и ему не нужен коучер для этого.
  8. Жизнь клиента ДЕЙСТВИТЕЛЬНО меняется к лучшему и он ПО-НАСТОЯЩЕМУ решает проблемы.


Вот такое вот различие 🙂 Причём ключевой пункт — восьмой. Ибо любое хорошее общение без обесценивания и оценивания производит пункты с 1 по 7. Ну а восьмой пункт — это следствие слаженной работы коучера и клиента не на страх, а на совесть 🙂

Можно ли заниматься коучингом самостоятельно?

Вопрос только в том, профессионал ли вы в этом. Ну и в удаче, конечно. Лёгкие проблемы вы можете решить самостоятельно. А вот тяжёлые… Обычно люди на тяжёлые проблемы даже смотреть не могут, не то что решать. Одна из задач коучера — поддержать, помочь, побудить посмотреть на то, что обычно человек не может видеть. Но, опять же, на это способны только высокопрофессиональные коучеры.

Надеемся, мы ответили на все ваши вопросы 🙂

Если что забыли — задавайте вопросы в комментариях!

1 На самом деле, конечно, коучинг происходит от английского «coach», тренер (и, как ни странно, карета, повозка, автобус). Какова связь? Сначала, само собой, появилось значение «карета». Затем «автомобиль». Затем — «управляющий автомобильным парком, который инструктирует, как обращаться с машинами». Ну а потом — собственно инструктор. .

В настоящее время личный успех поставлен превыше всего, по нему судят и оценивают. Не добиться успеха – значит потерпеть фиаско. И на волне стремления всех и вся к вершинам успеха пришлись многочисленные тома по психологии успеха, и появилась новая профессия – коуча. Кто такой коуч и что такое коучинг ?

Коуч – это тренер успеха. Инструктор, специалист по Вашему успеху. К нему обращаются люди разной специальности, всех возрастов, проблемы которых сводятся к отсутствию успеха. Люди, которые не могут определится с выбором жизненной цели , выбрать профессию по душе , терпят провалы на собеседованиях при приеме на работу , те, для кого прохождение испытательного срока и неразрешимые разногласия с боссом вызывают трудности, все они клиенты коуч тренеров.

Коуч поможет вам с постановкой новых целей и с изменением или корректировкой старых. Ведь как бывает: мы стремимся к чужим, навязанным нам извне, целям. Вот только достижение их не приносит ни успеха, ни удовлетворения. Понять, чего же вы на самом деле хотите, каковы ваши цели – одна из сложнейших личных задач каждого человека и одна из первейших целей коучинга. Причём, для коуча не имеет значения, в какой области жизни лежат эти задачи(виды коучинга различны): бизнес, карьера, личная жизнь, увлечения или что-то ещё.

Коучи – это люди, ориентированные на успех и мыслящие категориями успеха, они нечто среднее между психоаналитиком и бизнес-тренером.

Официальная формулировка Международной Федерации Коучинга (МФК/ICF): «Коучинг - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни». Отцом основателем коучинга является Джон Уитмор .

Общение с коучем происходит следующим образом. Он задает вам вопросы, устно или в форме теста (возможен дистанционный, интернет коучинг ), вы на них отвечаете. Вопросы направлены специально на то, чтобы выявить вашу предрасположенность к тому или иному роду деятельности, причины конфликтных ситуаций и скрытые способности. Результаты выстраиваются таким образом, что вы сам понимаете все свои ошибки и направления дальнейшей деятельности. В этом и заключается философия коучинга.

Если вы решили обратиться к услугам коуча и пройти тренинг личностного развития , необходимо что бы вопросы и цели этого обращения были конкретными, осознанными. Это в ваших интересах, ведь так вы сэкономите не только свое время, но и деньги, услуги коуча не из дешевых. Средняя стоимость коуч-сессии составляет 100$. Не тратьте драгоценное время на жалобы, стенания и простое любопытство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вас когда-нибудь приглашали на коучинг? Наверняка хотя бы однажды вам на почту приходило письмо с подобным предложением.

В современный русский язык перекочевало множество английских терминов, используемых в деловом общении, и коучинг – одно из таких слов.

Коучинг английское слово, напрямую заимствованное из этого языка, где «coaching» означает тренировку, обучение. Так сегодня называют методику индивидуальной работы коуча с клиентом, в процессе которой клиент получает новый, более широкий взгляд на свои возможности, освобождается от стереотипов и использует свое новое состояние для профессионального или .

Коучинг появился в конце 80-х годов ХХ века. Его автором считается американец Т.Дж. Леонард, который разработал эту систему во время своей работы финансовым советником. Клиенты постоянно просили у него совета не только в сфере управления финансами, но и в различных жизненных ситуациях.

Обобщив этот опыт, Леонард с 1982 года начал практику коучинга. Это направление приобрело популярность вначале в Соединенных Штатах, а затем распространилось на остальной мир.

Коучинг практикует подход к каждому человеку как к сформировавшейся личности, в которой уже заложены ее цели, стремления и пути их реализации. Поэтому свою главную задачу коуч видит не в формулировании для клиента путей решения его проблемы, а в совместном поиске этих путей, индивидуальных для каждого человека.


Коучинг воспринимается как процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого. Но главной целью является не достижение каких-то материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.

Нельзя воспринимать позицию коуча как эксперта, который одобряет или не одобряет те или иные действия своего клиента. Его задача – укрепить способность коучируемого к самостоятельным решениям, к постановке собственных, а не кем-то навязанных планов, и принятию полной ответственности за результат их реализации.

Методики коучинга находят чрезвычайно успешное применение в образовании. Они помогают обучаемому самому раскрыть свой потенциал и добиться самых высоких результатов без какого-либо принуждения.

Коучинг формирует готовность учащихся к саморазвитию, проектирует и конструирует образовательную среду школы или вуза, помогает строить образовательный процесс с учетом индивидуальных личностных качеств учащегося.

Обучение принципам коучинга несет огромную пользу для преподавателей, так как они могут по-новому выстроить процесс обучения, ориентируясь не на принуждение учащихся к усвоению обязательных способов и систем решения задач, а на свободную реализацию различных подходов, в том числе нестандартных. В результате педагог помогает формированию личности с широким кругозором, ориентированной на саморазвитие, ответственной и самостоятельной.

Собственно говоря, коучинг как практика был сформирован в бизнес-среде и для бизнес-среды. Естественно, для предпринимательской деятельности его технологии адаптированы как нельзя лучше. С помощью коуча бизнесмен получает возможность понимания бизнес-процессов, сформулировать новые цели и наметить пути их достижения.


При этом коуч, как правило, абсолютно далек от специализации коучируемого и только помогает ему научиться решать свои задачи более легкими, простыми и доступными средствами. Курс коучинга, как правило, приносит умение быть настоящим лидером для своей команды, находить остроумные и нестандартные решения самых сложных проблем, быть уверенным в себе и нести полную ответственность за свои действия, не перекладывая ее на других.

Грамотный руководитель обязательно организует коучинг своему персоналу, т.е. наиболее ответственным в своей компании. Чем более компетентными и организованными будут сотрудники, чем выше у них будет мотивация и возможность добиться успеха, тем эффективнее будет их деятельность.

Коучинг приносит успех, если используется для тех сотрудников, которые по роду деятельности и служебных обязанностей должны принимать самостоятельные решения, но в то же время уметь работать в команде. Он дает возможность сотруднику более четко видеть цель и смысл своих действий, соотносить их с общей пользой и в конечном итоге становиться более успешным и эффективным на своем месте.

Коуч может быть как приглашенным со стороны, так и сотрудником компании, в последнем случае он помогает сформировать стиль общения руководителя с подчиненными так, чтобы персонал действовал с максимальной самостоятельностью, но для блага компании.

Понятия коучинга и тренинга близки, но далеко не идентичны. В процессе тренинга человек осваивает новые подходы и новые методики, но тренер преподносит их в готовом виде, фактически навязывает своему клиенту. В то же время обучаемый принимает эти методики на веру, не задаваясь вопросом, насколько они подходят именно для него.


Коуч, напротив, ничего никому не навязывает, а только помогает человеку самостоятельно найти оптимальное для него решение. Коучинг – это раскрепощение, привитие навыка к самостоятельному анализу ситуации, формированию выводов и составлению плана действий.

Метод коучинг

Основные определения коучинга

  • «Коучинг» - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви).
  • Коучинг - это управленческое поведение, альтернативное командно-контролирующему (Джон Уитмор).
  • «Коучинг» - это действие, имеющее цель достижения поставленных задач.
  • «Коучинг» - возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
  • «Коучинг»- процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
  • «Коучинг» - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
  • «Коучинг» - процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.
  • «Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений.

Определение коучинга ICF (Международной Федерацией Коучинга): "Профессиональный коучинг" - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

Другое название метода: "Развивающее консультирование".

Смысл коучинга - движение к цели. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, и получают уверенность, что выбранное ими направление развития - это действительно именно то, что им нужно. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную.

В отличие от психотерапии, коучинг нацелен на будущее. Он помогает, работая над своим настоящим, по-другому взглянуть на жизнь, осознать свои истинные, а не навязанные общественным мнением, желания, потребности и ценности, избавиться от внутренних барьеров, препятствующих достижению целей и научиться находить собственные решения.

Существует несколько десятков моделей коучинга определений коучинга, все они в той или иной мере соответствуют в действительности, но выделить единственно верное крайне сложно, поскольку все исследователи имеют на этот счет свое мнение.

Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода - максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард - основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей - идеологический предтеча коучинга и Джон Уитмор - основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.

Для обозначения той работы, которую Т. Леонард проводил со своими клиентами, он использовал спортивный термин "коучинг". "Коучинг" - это транслитерация английского "coaching". Это просто переписанное русскими буквами английское coaching, что можно перевести как "тренировка, репетиторство, подготовка". Так получилось, что слово "коучинг" не отражает сути самого понятия. На самом деле это понятие включает в себя нечто большее. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Одним из эквивалентов, выражающим идею коучинга, является "совместное достижение" или "развивающее консультирование".

По другой версии, разделяемой многими учеными-практиками, коучинг, в известном смысле, возник из "ниоткуда". Такой поход к планированию и осуществлению положительных изменений не был абсолютно новым. Многие из тех, кто знакомится с коучингом и его возможностями фактически использовали его в той или иной степени в своей жизни.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать". Сократ (470-399 г. до н.э.), древнегреческий философ.

Заслуга Голлвея, Леонарда и Уитмора в том, что, осознав необходимость личностной поддержки профессиональной деятельности, идеи коучинга обрели более совершенную форму.

По определению, коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.

Суть метода - набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.

Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация, и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

Этапы коучинга

Коучинг проходит в несколько этапов:

1. Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
2. Анализ текущей ситуации.
3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
4. Составление плана действий.
5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.

Достоинства метода коучинга

Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Недостатки метода

Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.
- Сильная зависимость результатов метода от личности и подготовки тренера - коуча, что приводит к нестабильности результатов обучения по одной и той же программе.

По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

По формату - очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать, что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Дополнительно о коучинге можно сказать следующее:

1. Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.
2. Коучинг - это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.
3. Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.
4. Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.
5. По данным компании Fortune 500 коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал.
6. Нередко под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги.

Термины, используемые в коучинге:

Коуч (Coach) - специалист, проводящий коучинг.

Клиент - человек, заказывающий услуги коучинга. В терминологии, используемой британскими коучами, человека, получающего услугу коучинга, также называют coache.

Сессия - особым образом структурированная беседа коуча с клиентом.

Смысл коучинга

Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные техники, главная из которых - вопросные технологии коучинга.

В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности.

Уровень профессионализма коуча определяется наличием сертификатов и количеством наработанных им часов. Первую коуч сессию длительностью от 30 до 90 минут коуч обязан предоставлять бесплатно. Именно в процессе первой коуч сессии клиент должен определить для себя, нужен ли ему коучинг и подходит ли ему именно этот коуч. Личность коуча играет важное значение в коучинге. Результат в коучинге достигается, в том числе за счет личности коуча, его навыком активного слушания и умения задавать правильные вопросы в нужный момент, а так же за счет умения использовать инструментарий так, что бы это приносило пользу клиенту. Коуч вам подходит в случае, если Вам приятен этот человек, вы понимаете, что можете перед ним открыться, он вызывает доверие, а ваши искренние и глубоко проработанные ответы на его вопросы приближают Вас к вашей цели.

Философия коучинга:

Каждый человек живет с чувством того, что он способен на большее. Коучинг – помощь в реализации этого чувства.
каждый человек может все, что он захочет.
каждый человек знает, чего он хочет.
для того, чтобы достичь своих целей, надо осознавать реальность, быть мужественным и не останавливаться.
хочешь быть счастливым и успешным – будь. Критерии счастья и успеха ты выбираешь сам.
каждый человек отвечает за то, как проходит его жизнь.

Профессиональный коучинг предполагает партнерские взаимоотношения между коучем и отдельным клиентом по достижению колоссальных результатов, основанных на заявленных клиентом целях.

В коучинговом процессе клиент фокусируется на навыках, необходимых для успеха и повышения собственных результатов. После того как клиент выбрал тему сессии, коуч наблюдает, спрашивает и слушает, помогая проанализировать концепции и принципы, помогающие раскрыть возможности и спланировать действия. В результате у клиента появляется ясность относительно наиболее эффективных путей достижения желаемого. Решения обычно находятся из скрытых ресурсов клиента, коучи верят и находят подтверждения уникальности и высокого потенциала их клиентов, в их творчество и находчивость. Карьерный коуч обеспечивает поддержку, для развития уже имеющихся у клиента ресурсов, способностей и творческих сил. Он усиливает осознание собственных возможностей, что ведет к более продуктивным жизненным выборам.

Здравствуйте!

Я обнаружил один интересный момент. Если в Краснодаре, Москве или Волгограде да и других больших городах о коучинге знают или слышали большое количество люде, то у нас в Геленджике, о самом понятии — коучинг многие не имеют представления.

Думаю необходимо рассказать, что же это такое — коучинг.

Вот, что о коучинге рассказывает Википедия (англ.Wikipedia.org — это такая энциклопедия в интернете):

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Основоположники коучинга

Тимоти Голви (англ. W. Timothy Gallwey) - автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 г. Суть концепции Голви состоит в том, что внутренний «противник в голове» спортсмена гораздо опаснее реального соперника. Голви утверждает, что если коуч поможет игроку устранить (смягчить) внутренние препятствия, это позволит игроку научиться самому добиваться эффективности, и потребность в технических советах тренера отпадет.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) - основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com.

Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:

  • Коучинг - это тренинг самореализации в форме бесед. Где тренер (коуч) несёт ответственность за ход сессии (беседы), а клиент за её содержание.
  • Коучинг - это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.
  • Коучинг - это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.
  • Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), «Эффективный Коучинг»)
  • Коучинг - это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.
  • Коучинг - это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

Четыре базовых этапа коучинга:

постановка цели,

— проверка реальности,

— выстраивание путей достижения и,

— собственно, достижение (он ещё именуется этапом воли).

Отличие коучинга от всех видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента.

Виды коучинга

По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

По формату - очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга.

Важно понимать что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Основные понятия в коучинге

Коуч (англ. Coach) - специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент - человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

Сессия - особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

Формат коучинга - это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.

Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:

  1. развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
  2. поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;
  3. ускорения развития талантливых сотрудников.
  1. Постановка целей - «Чего ты хочешь?»
  2. Анализ текущей ситуации - «Что происходит?»
  3. Наработка вариантов - «Что нужно сделать?»
  4. Реализация и контроль - «Что ты будешь делать?»

Самые полезные вопросы в коучинге:

  • Что еще?
  • Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Какими критериями ты пользуешься?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты?
  • В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
  • Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
  • Что ты будешь делать?
  • Когда ты намереваешься это сделать?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Кому следует знать об этом?
  • Какая поддержка тебе нужна?

Это все дает предстваление о том, что такое коучинг, зачем он нужен, в чем его отличие от обычного консультирования и какие понятия в нем применяются.

От себя дополню то, что коучинг на сегодняшний день, является самой эффективной методикой достижения цели! И что очень ценно в коучинге — тут нет директивных указаний со стороны коуча!

А есть пробуждение и активизация осознанности клиента, оказание помощи в повышении его личной эффективности в постановке своих целей и задач, разработке идеального плана достижения этих целей и конечно же в эффективной реализации этого плана самим клиентом!

Спасибо, что дочитали до конца. Ваши вопросы пишите в форме «отправить запрос» внизу этой страницы.

Твой коуч Евгений Катин

Простые решения Ваших сложных задач