Вильгельм психология. В.Вундт как организатор науки и как ученый

Немецкий физиолог, психолог, языковед, создатель экспериментальной психологии, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения человеческих ощущениий и переживаний на «элементы» (замечу, что первый, кто стал говорить об «атомах души» был Демокрит ) и выяснения связей между ними.

В Германии с 1850 по 1864 годы было создано, говоря современным языком, 50 рабочих мест для заведующих кафедрами физиологии. Молодой Вильгельм Вунд не получил подобный пост и вынужден был уйти в менее престижную область философии, где он предложил новую научную программу: «Эксперимент в психологии - основное средство, позволяющее прийти от фактов сознания к тем процессам, которые таятся в глубинах нашего разума, подготавливая сознательную жизнь»

Цитируется по: Аллахверов В.М., Осознание как открытие, в Сб.: Психология творчества: школа Я.А. Пономарёва, М., «Институт психологии РАН», 2006 г., с. 365.

В 1862-1863 годах Вильгельм Вунд опубликовал концепцию создания экспериментальной психологии, состоящей из двух основных ветвей:
- изучение индивидуального сознания, как с помощью экспериментов, так и интроспекции (наблюдения индивидуума за собственными мыслями, переживаниями, волей, речью и т.п.);
- изучение «психологии народов», то есть анализ продуктов человеческой культуры: языка, мифов, обычаев, нравов различных народов и т. п.

В 1879 году в Лейпциге он основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, в 1881 году – первый психологический журнал: Философские исследования / Philosophische Studien (позже он был переименован). Я должен отметить, что приложение к психологии методов естественных наук было противоположным концепции другого немецкого философа и психолога, работавшего примерно в это же время - Вильгельма Дильтея , а американец Уильям Джеймс , утверждал, что вундтовское предложение о разделении ткани сознания человека на «элементы» напоминает ему червяка, которого можно разрезать на части и каждая из них будет ползать сама по себе…

С 1900 по 1920 годы Вильгельм Вундт издал 10-томный труд: Психология народов. Исследование законов развития языка, мифов и обычаев Völkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprace, Mythos und Sitte (общий объём - около 54 000 страниц).

Исследователь считал, что «…по природной интеллектуальной одарённости, т. е. врождённым, данным человеку природой качествам ума, дикари и дети не уступают цивилизованным взрослым людям. Дело лишь в том, что они не освоили выработанные культурой знания, умения, навыки мышления. Правда, здесь встаёт непростая задача: как измерить уровень «интеллекта в чистом виде», «прирождённого ума», который присущ человеку независимо от влияния культурных факторов - воспитания, обучения, самообразования, жизненного опыта? Для этого нужен культурно-независимый тест, т. е. такой, в котором решение заданий не требует использования никакой информации, специфичной для того или иного типа культуры».

Годы ученичества

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в Неккарау близ Маннгейма. В семье было четверо детей, но двое умерли в раннем возрасте. Остались только Вильгельм и его брат Людвиг, который был на 8 лет старше. Жил Людвиг в Гейдельберге, его воспитанием занималась сестра матери. Таким образом, Вильгельм оставался в семье в роли единственного ребенка. Отец Вундта был пастором, и, хотя их семья считалась дружной, детские воспоминания Вундта об отце были не самыми приятными.

Два года он обучался в народной школе. В отношении образования в семье Вундта существовали прочные традиции: его предки прославили свое имя достижениями в разных областях науки. Но для домашних было очевидно, что самый младший Вундт эту замечательную линию не продолжит. Дни он проводил не за учебниками, а в мечтаниях, и в результате провалил экзамены за первый класс.

Со второго класса образование Вундта было поручено помощнику отца - Фридриху Мюллеру, к которому Вильгельм привязался всей душой. Когда молодого священника перевели в другой приход, мальчик был очень расстроен предстоящим расставанием. В автобиографии "Пережитое и познанное" Вундт писал: "Он стал для меня ближе, чем отец и мать. Я настолько затосковал, что родители согласились, чтобы я жил у него в течение того года, который оставался до поступления в гимназию".

Все время, за исключением воскресных дней, Вильгельм проводил в доме Мюллера, который имел несомненные педагогические способности. Однако его влияние, как вспоминал позже Вундт, имело и негативные черты: обучение, не стесненное программой и дисциплиной, побуждение к безудержному фантазированию не готовило к условиям обучения в гимназии. В детстве он чувствовал себя одиноким, мечтал стать знаменитым писателем.

В возрасте 13 лет Вундт поступил в католическую гимназию в Брухзале. После занятий с Мюллером гимназия стала для Вундта "школой страданий". Школьные отметки Вильгельма оставляли желать лучшего. В гимназии он отставал от одноклассников, над ним посмеивались учителя.

Через год родители перевели его в гимназию в Гейдельберге. Здесь он приобрел друзей, интенсивно занялся чтением, изучением древних языков - латинского, греческого, древнееврейского, - в общем, вступил на путь познания.

Постепенно Вундт научился контролировать свою склонность к фантазированию и даже стал пользоваться популярностью в школе, которую, правда, так никогда и не смог полюбить. Но он развил свои интеллектуальные интересы и способности и к 19 годам, окончив школу, был уже готов к поступлению в университет.

С этой целью в 1851 году он прибыл в Тюбинген, где в университете работал его дядя, анатом Фридрих Арнольд. Здесь Вильгельм проучился только один год. В Тюбингене он принял решение стать физиологом, поскольку считал, что именно эта область знания, а не профессия практического врача, в наибольшей степени соответствует его интересам и склонностям (подобным образом до него рассуждал и Г. Гельмгольц). Через год Вундт переехал в Гейдельберг. В Гейдельбергском университете он проучился три с половиной года.

Первый год обучения в Гейдельберге Вундт посвятил изучению анатомии, физиологии, физики, химии и практической медицины. Под влиянием интересных лекций и демонстраций опытов химика Бунзена Вундт в 1853 году выполнил свою первую научную работу. На втором году учебы он стал больше внимания уделять практической медицине. Возрос его интерес к физиологии. Еще через год Вундт стал ассистентом в медицинской клинике в Гейдельберге. Тут ему стало окончательно ясно, что медицина не будет его профессией.

Путь в психологию

Весной 1856 года Вундт отправился в Берлин к И. Мюллеру, чтобы изучать физиологию под руководством человека, считавшегося "отцом экспериментальной физиологии". Там он обнаружил, что характер науки в Берлине отличается от преподавания ее в университетах южной Германии. В Гейдельберге наука была слишком практична для его академического темперамента. В Берлине он встретил лучшие умы. Помимо И. Мюллера, большое влияние на него оказал Э. Дюбуа-Реймон, стимулировавший его интерес к экспериментальным исследованиям.

В конце 1856 года Вундт вернулся в Гейдельберг. Здесь он защитил диссертацию по медицине, получил докторскую степень, и с 1857 по 1864 годы читал лекции. В это же время он работал лаборантом у Германа фон Гельмгольца, который перешел работать из Боннского университета в Гейдельбергский. Дружественных отношений между ними не сложилось, возможно, в силу различия темпераментов. Тем не менее, их сотрудничество продолжалось 13 лет, пока в 1871 году Гельмгольц не переехал в Берлин.

В 1856-1857 годах Вундт опубликовал три статьи (чисто физиологического содержания), а в 1858 году - свою первую книгу "Очерки по изучению мускульного движения". В это время его интересы были еще сосредоточены на проблемах физиологии, хотя психологические идеи занимали все больше и больше.

Еще в 1858 году Вундт опубликовал первую часть "Очерков по теории чувственного восприятия". "Очерки" выходили частями на протяжении четырех лет. А в 1862 году книга "К теории чувственного восприятия" была опубликована полностью. Здесь, по существу, была изложена программа, в которой Вундт подразделял психологию на три основных направления: экспериментальная психология, этническая психология и научная метафизика.

В дальнейшем Вундту наскучило быть лектором, и он отказался от этой работы. В 1864 году он получил должность адъюнкт-профессора и остался в Гейдельберге еще на 10 лет.

В 1867 году Вундт начал читать лекционный курс по физиологической психологии, который фактически положил начало науке под таким же названием. Полное изложение его концепции было дано в книге "Основания физиологической психологии" (в 2-х ч., 1873-1874). При жизни Вундта эта книга переиздавалась шесть раз.

Вундт прорабртал в Гейдельберге до 1874 года. Здесь окончательно оформились его научные интересы. Теперь приоритетным направлением для него выступала психология. В ходе занятий физиологией Вундт задумывается о психологии как самостоятельной экспериментальной науке.

В 1874 году Вундт получил приглашение на кафедру индуктивной философии в Цюрих. Гельмгольц дал ему рекомендацию, в которой подчеркивал, что философия должна опираться на естественные науки.

Однако в Цюрихе Вундт проработал недолго, всего лишь год.

Годы жизни в лейпциге

В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете; с этого момента начинается самый продолжительный и важный период его поразительной научной карьеры. Отныне Лейпцигу предстояло на несколько лет стать колыбелью и столицей мировой психологии. В университете этого города Вундт проработал 45 лет.

В 1879 году состоялось открытие небольшой лаборатории, оборудование которой составляли несложные приборы для экспериментальной работы, довольно скромной по масштабам. Тем не менее, 1879 год стал символической датой рождения научной психологии, поскольку тогда в Лейпциге профессором Вильгельмом Вундтом была открыта первая в мире лаборатория экспериментальной психологии. Вундт пытался применить естественнонаучный метод к анализу осознаваемого внутреннего опыта, старался выявить и описать его простейшие структуры. Таким образом, сознание было разбито на психические элементы, подобно тому как материя делится на атомы. В качестве таких элементов для Вундта выступали ощущения, образы и чувства.

Неожиданно для Вундта лаборатория вызвала огромный интерес. Широкая известность имени Вундта и его лаборатории привлекла в Лейпциг огромное количество студентов, жаждавших с ним работать. В их числе было несколько молодых людей, которые позже внесли существенный вклад в развитие психологической науки, среди них американцы, основавшие по возвращении в Соединенные Штаты собственные лаборатории. В ней собралась группа сотрудников, впоследствии сыгравших важную роль в развитии экспериментальной психологии. Это были ученые не только из Германии (Э. Крепелин, О. Кюльпе, Э. Мейман), но и из Америки (Г.С. Холл, Дж.М. Кэттел) и других стран, в том числе из России. Через два года лаборатория превратилась в Психологический институт. Таким образом, Лейгщигская лаборатория оказала огромное влияние на развитие современной психологии - она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.

Бывшие студенты Вундта организовали лаборатории также в Италии, России и Японии. Больше всего сочинений Вундта было переведено на русский язык. Восхищаясь Вундтом, российские психологи в 1912 году оборудовали в Москве лабораторию - точную копию вундтовской. Еще одна такая лаборатория была построена японскими учеными на базе Токийского университета в 1920 году, в год смерти Вундта, но в 60-е годы эта лаборатория сгорела во время студенческих волнений. Студентов, которые приезжали в Лейпциг, объединяли общие взгляды и цели.

Вундт вел скромную, упорядоченную и размеренную жизнь. Лейпцигские лекции Вундта пользовались большой популярностью. На каждую лекцию в аудитории собиралось более шестисот студентов. Однако публичных выступлений он не любил, а участия в каких-либо конгрессах просто избегал.

В частной жизни Вундт был спокойным и непритязательным человеком, дни его проходили по строго заведенному порядку (обнаруженные в 1970 году дневники его жены Софи рассказали много нового о жизни Вундта). С утра Вундт работал над какой-нибудь книгой или статьей, читал студенческие работы, редактировал свой журнал. В полдень он присутствовал на экзаменах в университете или заходил в лабораторию. Один из студентов Вундта вспоминал, что его визиты занимали не более 5-10 минут. Вероятно, несмотря на свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, "сам он не был создан для работы в лаборатории".

Во второй половине дня Вундт прогуливался, мысленно готовясь к предстоящей лекции, которая обычно начиналась в 4 часа пополудни. Вечерами в его семье музицировали, говорили о политике.

Основав лабораторию и журнал, руководя множеством исследовательских проектов, Вундт обратился и к философии. В период с 1880 по 1891 год он писал работы по этике, логике, философии. В 1880 и 1887 годах Вундт подготовил второе и третье издания "Основ физиологической психологии", писал статьи для своего журнала.

В течение 10 лет он развивал идеи по культурно-исторической или социальной психологии. В результате он создал 10-томный труд под названием "Психология народов", который издавался в 1900-1920 годах.

Вундт продолжал работать без перерыва до самой своей смерти. Подсчитано, что в период с 1853 по 1920 годы Вундт написал более 54 тысячи страниц, - то есть он писал по 2,2 страницы ежедневно. Наконец сбылась его детская мечта стать знаменитым писателем (Шульц, Шулъц, 1998, с.94).

Умер Вильгельм Вундт 31 августа 1920 года в собственном доме в Гросботоне под Лейпцигом. Важнейший итог жизни Вундта как психолога - это утверждение психологии в качестве самостоятельной науки. В его лаборатории ныне находится музей, известный психологам всего мира.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в городе Некрау недалеко от Мангейма, он был младшим сыном лютеранского пастора. В детстве Вильгельм чувствовал себя одиноким и мечтал стать знаменитым писателем. Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный город в земле Баден-Вюртемберг.

Учеба

В 1851 году он окончил школу и начал восхождение к научному познанию ступень за ступенью; в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах.

После получения диплома по медицине в Гейдельберге (1858 -1864), Вундт учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником Университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца. Помимо своего руководителя, столь жадную тягу к неизведанной науке Вильгельм Вундт испытывал под влиянием трудов Густава Фехнера (психолог) и Иоганна Петера Мюллера (биолог). В своей книге «К теории чувственного восприятия» (1858-1862) Вильгельм впервые вводит понятие «экспериментальная психология».

Связь между мозгом и разумом

Начиная с 1867 г. Вильгельм Вундт читает в Гейдельбергском университете первый и единственный в мире на то время курс лекций по физиологической психологии. В своем курсе он подчеркивает связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вунда в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи психологии:

  1. выделить путем анализа исходные элементы;
  2. установить характер связи между ними;
  3. найти законы этой связи.

Лекции вошли в историю в виде одной из самых значительных его книг «Основы физиологической психологии» (1873, 1874 г.г.), которая переиздавалась шесть раз.

Профессор психологии Вундт

В 1875 году Вундт получает должность профессора в Лейпцигском университете, где останется на следующие 45 лет. Вундт был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. Среди них, такие известные имена как Эдвард Титченер, Иван Павлов, Стэнли Холл, Джеймс Кеттел. Впоследствии они сделают серьезный вклад в развитие психологии в США, России, Японии, Италии.

В 1879 году Вильгельм Вундт основывает первую в мире психологическую лабораторию и собирает под одной крышей ученых со всего мира. Первым делом для проведения экспериментальных исследований Вундт разрабатывает свод правил:

  1. наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;
  2. наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;
  3. эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;
  4. условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей.

Предметом исследований были три главные направления, на пересечении которых возникала экспериментальная психология: изучение ощущений и восприятий, психофизика, изучение времени реакции. В дальнейшем к этим темам прибавились еще две: ассоциации и чувства. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в процессе исследования реакций. В лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде «Основы физиологической психологии» (1880-1881). Эта книга стала первым учебником по новой дисциплине — экспериментальной психологи.

Любопытно, что создатель экспериментальной психологии сам не был истинным лабораторным работником. По свидетельству его первого американского ученика Дж. Кеттела, он не проводил в лаборатории больше 5-10 минут в день. Метод обучения творчеству в его лаборатории был оригинальным. Он выходил к стоявшей перед ним группе учеников с пачкой листков, на которых расписывались экспериментальные задания, и раздавал их безотносительно к интересам исполнителей. Затем он проверял их отчеты и сам же их оценивал, решая вопрос о публикации в издаваемом им журнале. На каждую из лекций в аудитории собиралось более 600 студентов.

Вокруг Вильгельма Вундта постепенно складывается большая интернациональная школа, равной которой история психологии не знает. Постепенно складывалось сообщество исследователей, работников новой области знания, имеющей собственные организационные структуры - лаборатории, кафедры, журналы, общества, а начиная с 1899 года - международные конгрессы.

Развитие психологии

Конечно, у Вундта были и противники, поэтому психология не сразу заняла подобающее место в университетах как отдельная наука. Даже в Германии в 1941 году ее рассматривали как раздел философии. Однако постепенно психология получила признание, особенно активно она развивалась в США. Позже и в университетах Германии стали возникать новые лаборатории. Ученые, которые развернули в них свои исследования, не до конца разделяли суждения Вундта, однако тоже стремились развивать психологию.

Научная программа Вундта не была реализована последовательно, поскольку в результате немецкие университеты потеряли финансовую поддержку, а в период массированные авианалеты в Лейпциге стерли с лица земли лабораторию Вундта.

При жизни заслуги Вундта признавались научным обществом, его избирали членом многих европейских академий, в частности членом Петербуржской академии наук в 1902 году. Вундта считают кабинетным ученым, однако в его трудах поднимались важные вопросы не только академического характера. В частности, в 1915 он опубликовал книгу, которая была посвящена анализу причин Первой мировой войны.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томник «Психология народов».

7. Школа В. Вундта и ее последователи. Основные достижения,

экспериментальные результаты и их критический анализ.

КУРСИВ – ДЛЯ БЕГЛОГО ПРОЧТЕНИЯ

Основателем экспериментальный психологии является вильгельм вундт(1832-1920) в 1879 года в Лейпциге (позже тут основался Инст-т экспериментальной психологии , в котором учился Бехтерев, Ланге и др).

Вундт Психологию строил по образцу химии , как разложить в-во на элементы.

Его психологию еще называли физиологической психологией , так как состояния испытуемых изучались через экспериментальные проц-ры, методы которых взяты из физиологии (орг-в зрения, слуха): образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся.

были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь («Основы психофизиол психологии»). ПРИМЕР: Экспериментальное исследование чувств предпринималось с целью найти подтверждение трехмерной теории чувств. Вундт применял метод попарного сравнения: испытуемым предлагается сравнить раздражители с точки зрения возникающих у них чувств. В других опытах предпринимались попытки установить связь между изменениями физических показателей (частоты пульса и скорости дыхания) с соответствующими эмоциональными состояниями.

Это течение структурализм : Предложил сознательный опыт разложить на элементы и посмотреть как они взаимодействуют

предметом психологии должны выступать только тепроцессы и явления, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению, имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, в силу этого, не могут быть объяснены только с позиций физиологии или чистой психологии (т.е. классической психологии сознания).

Т.о., элты сознания (отожд-л с психикой, нет бсз психич проц) –представления (образ-ся из отдел эл-тов через ассоциации), ощущения (первичные, св-ва модальности и интенсивности), чувства (эм со с т-я , образ-ся как новое качество из суммы ощущений ). Чув-ва им 3 измерения: удовольствие - неудовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка. Напр, пока ждет удар меторонома – напряж, как услышал – расслабился. эмоции представляют собой сложное соединение

элементарных чувств, эмоции как элемент МЫшлЕНИЯ.

Вундт предположил, что ощущения являются одной из первичных

форм опыта. Ощущения возникают каждый раз, когда на органы чувств

воздействует какой-либо раздражитель и возникающие импульсы дос-

тигают мозга. Вундт разделил ощущения по интенсивности, продолжи-

тельности и модальности.

Чувства - еще одна форма первичного опыта. Вундт утверждал,

что ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и

того же непосредственного опыта. Чувства непременно следуют за

ощущениями, любым ощущениям соответствуют определенные чувства.

В результате соединения ощущений возникает новое качество или но-

вое чувство.

Во время опытов с метрономом Вундт выявил еще один вид

чувств. Он заметил, что, пока он ждет следующего удара метронома, у

него возникает чувство легкого напряжения, а после того, как удар

прозвучал, - расслабления. Из этого он сделал вывод, что, помимо

континуума удовольствие-дискомфорт, его чувства имеют еще одно

измерение: напряжение-расслабление. Кроме того, Вундт заметил, что,

когда ритм ударов увеличивается, он слегка возбуждается и, соответ-

ственно, успокаивается, когда ритм замедляется.

Постоянно и терпеливо изменяя ритм метронома, занимаясь само-

анализом и исследуя свой непосредственно осознаваемый опыт (чув-

ства и ощущения), Вундт пришел к идее трех разнонаправленных изме-

рений чувств: удовольствие-дискомфорт, напряжение-расслабление,

подъем-угасание. Любое чувство располагается в некоем диапазоне

внутри определенного таким образом трехмерного пространства.

Вундт полагал, что

, которые, в свою очередь, могут быть без труда

измерены при помощи трехмерной теории. Таким образом, Вундт свел

эмоции к элементам мышления.

Выделял 2 вида опыта

    Опосредованный основанный на связях между объектами (естественные науки, «яблоко», знания, основанные на прошлом опыте)

    Непосредственный (психология) направлен на анализ взаимосвязей между представлениями об этих объективных явлений в сознании субъекта «гладкое, красное». то есть изучает свойства, которые приписываются субъектом объектам. Тут мы активно организуем разумом составляющие элементы

Т.о., предмет психологии – непосред опыт. Метод его исследования – интроспекция (внутренняя перцепция, проферка состояния собственного мышления, анализ своих ощущений, регистрация переживаний сознания). кроме трех элементов сознания этим методом больше ничего не изучить. Метод субъективен, обучение испытуемых: знать начало проведения, внимательность, повторность, одинаковые раздражители

Вундт делал выводы об элементах и процессах сознания, исходя только из объективных оценок: Интроспекция основывалась на объективных оценках: испытуемые говорили о величине, интенсивности и диапазоне различных физических раздражителей, с применением сложного лаборат оборуд. Очень редко исслед-я были основаны на качественной интроспекции, когда испыт описывали свой внутренний опыт (комфортность и тд).

Интроспекция- субъективный анализ человеком собственного внутреннего мира,

сугубо личное дело. Чтобы добиться повторных результатов эксп-тов – обучение испытуемых.

И человек способен проводить такие наблюдения, он может вос-

пользоваться методом интроспекции - проверки состояния собствен-

ного мышления . У Вундта этот метод получил название внутренняя

перцепция.

Метод интроспекции был позаимствован психологами из физики, в

которой он применялся для исследований света и звука, а также из

физиологии, где он использовался для изучения органов чувств. Так,

для того, чтобы получить сведения об органах чувств, исследователь

использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого

описать полученные ощущения - приблизительно так, как это делал

Фехнер в своей научной работе. Сравнивая вес двух грузов, испытуе-

мый тем самым анализирует собственные ощущения, регистрируя пере-

живания своего сознания. Если же вы говорите: <Я голоден>, значит,

вы уже внутренне проанализировали состояние своего организма.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, прово-

дились Вундтом в лейпцигской лаборатории со строжайшим соблюде-

нием установленных им же правил. Вот эти правила:

1) наблюдатели должны уметь правильно определять момент нача-

ла эксперимента;

2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего вни-

мания;

3) эксперимент должен быть организован так, чтобы его можно

было провести несколько раз:

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми

для изменения и контроля за изменением факторов раздражения.

Последнее условие выражает суть экспериментального метода: ва-

риабельность факторов раздражения и наблюдение за возникающими

изменениями в ощущениях испытуемого.

ПО ВУНДТУ, объект и субъект выступают в неразрывном единстве, а сам объект всегда выступает как представляемый объект, как продукт переработки реального объекта непосредственным опытом субъекта восприятия. Ощущения вызвались метрономом (прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени). Метроном объективен, а переживания субъективны.

Считал, что психология должна

    Описывать св-ва сознания (сознательный опыт)

    Выделить структурные составляющие сознания

    Установить связь между этими элементами

Вундт Сознание не сводил к простой сумме его составляющих. Элементы сознания активно синтезируются, связь элементов не пассивная. Наше восприятие объекта – единство ощущений (хоть и изучал базовые элементы, а рассматривал их как синтез, в совокупности, с образованием нового качества, а не как ассоцианисты, рассматривающие просто связь элементов. Без основных элементов разуму нечего было бы создавать). Т.о., предложил теорию

апперцепции. Он назвал процесс организации базовых элементов в

единое целое творческим синтезом

; в результате такого процесса из комбинации

элементов возникает новое качество (например, из длинного, коричнего с зелеными не знаю чем у нас складывается образ дерева)).

Вундт делал упор не на самих элементах, как английские эмпирицисты

и ассоцианисты (а позднее и Титченер), а на процессе их активной

организации или синтеза. хотя Вундт придавал важное значение

способности мыслящего разума к активному высокоуровневому синтезу

своих составных элементов, тем не менее, в основе его теории лежали

именно элементы сознания. Без этих элементов разуму нечего было бы

организовывать.

Наше

сознание действует не просто в соответствии с теми ощущениями и

чувствами, которые мы переживаем: оно действует творчески, составляя

из этих элементов целое. Итак, Вундт - в отличие от большинства

британских ученых, представителей эмпирической и ассоциативной пси-

хологий - не рассматривал процесс связи психических элементов как

пассивный и чисто механический.

Вундт, как известно, основывал свои исследования на элементах

сознательного опыта. И, тем не менее, он признавал, что наше видение,

если мы смотрим на реально существующий объект, есть результат един-

ства ощущений. К примеру, дерево - это именно дерево, а не отдель-

ные ощущения степени его освещенности, цвета или формы, как это

получается в результате лабораторных экспериментов. Визуально че-

ловек способен оценить дерево как целое, а не как некую сумму отдель-

ных ощущений и чувств.

Так как же из отдельных составляющих сознания возникает еди-

ный опыт? Для объяснения этого явления Вундт предложил теорию

апперцепции. Он назвал процесс организации базовых элементов в

единое целое творческим синтезом (по-другому, принципом психи-

ческих составляющих); в результате такого процесса из комбинации

элементов возникает новое качество.

<Характеристики любого сложного психического явления не сво-

дятся к сумме характеристик его составляющих>

вундт - автор трудов по психологии народов 10 томов 1910 (социальная основа высшей ментальной деятельности). Изучат традиции, обычаи народов. Т.о., затрагивал вопросы впф, как мне кажется… Если что, лучше это не говорить.. и про выводы у Кости про ВПФ лучше промолчать наверное…

Достижения:

Вундт Организовал первую психол. лабор.

переоценил прежние понимания предмета психологии (как науки о душе и как науки о внутреннем опыте) и предложил рассматривать в качестве такого предмета непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения и интроспекции. То есть предмет – сознание, получение данных только исходя из фактов!

Введение в психологию метода эксперимента

Нет различия между психологическими и естественно научными методами, уровнял их.

Он пытался разработать строгую теорию природы чело-

веческого мышления. Некоторые из последователей Вундта основали

лаборатории и продолжили его исследования, добившись замечательных

результатов. Словом, именно Вундта можно назвать основоположни-

ком современной психологии.

Новая наука, предметом изучения которой стали элементы созна-

ния и их синтез, не была направлена на решение практических вопро-

сов. Возможно, именно поэтому психология Вундта и не получила ши-

рокой известности в прагматической атмосфере Соединенных Штатов.

Психология Вундта была чисто академической наукой, и не более: при-

кладные вопросы Вундта не интересовали.

Вклад Вундта заключается в

проведении экспериментов и использовании в них строгих научных

методов. Правда, некоторые ученые - критики Вундта - считали,

что длительные эксперименты самонаблюдения вызывают у его участ-

ников серьезные душевные заболевания

Все что дано сознанию в полной мере им.б. извсетно только носителю сознания

Положительное влияние теории Титченера состояло и в том, что она сыграла роль мишени для критики. Структурализм представлял собой сложившееся направление, против которого стали выступать новые школы психологов, обязанные своим существованием именно переосмыслению его основ.

Самоотчет и интроспекцию используют часто сегодня (психофизика, проф ДЕ)

ЭТО в КОНЕЦ:

    Не так просто понять, что характеризуют данные интроспекции

    Все способы изучения сознания вне границ самого сознания явл-тся не научными

    Участники описывают внеш. Объекты, чем внутр переживания. Из описаний внеш. Объектов не составить собственных переживаний

    разные субъекты по разному описывают свой опыт, это зависело от процедуры наблюдения

    Не все происходящее в сознании доступно самонаблюдению

    Отказ от исследования ВПФ

    Нельзя проследить как происходят мысли

    Интроспекция вундта это больше ретроспекция, обращение к прошл опыту

    Недостатки метода самонаблюдения не призывают отказаться от этого метода вовсе – это невозможно. Они лишь подчеркивают невозможность объяснения сознания из самого себя. Нельзя найти причины сознательной деятельности в самом сознании.

    1. мы не осознаем процесса создания мысли. Течение осознаваемой мысли определяется причинами, которые сами не осознаются (течение детерминируется неосознаваемыми тенденциями)

    2. процессы в сознании протекают быстрее, чем скорость их словесного описания

    3. словесное описание не исчерпывает содержание сознания

    4. сознание состоит не только из ясных переживаний, но и из смутных, неясных.

    5. то, что человек не осознает, во многом зависит от его предварительных предположений, а так же от того, какую задачу он в данный момент решает.

    6. Самонаблюдение подвержено ошибкам так же, как и все остальные процессы, протекающие в сознании.

    7. Как только человек задумывается над тем, как протекает деятельность его сознания, так сама эта деятельность изменяется.

    8. возможности сознания ограничены по объему, но природа этих ограничений не осознается, т.е. в самом сознании не содержится.

Ученик и последователь Вундта Эдвард титченер.

- изучение эл-тов психики и их механической связи посредством ассоциации.

Отказался от использования вундтовского учения об апперцепции и сконцентрировал свое внимание на самих элементах. С его точки зрения основная задача психологии заключалась в открытии этих элементарных составляющих сознания, то есть в разложении сознания на части и определении его структуры. Он выделял 40 000 элементов.

- т.о., сознание не продуцирует новые качества. После титченера данной направление перестало существовать

При изучении сознательного опыта нельзя допускать так называемой ошибки стимула - то есть смешения психических процессов восприятия (красное,круглое) объекта и влияния самого объекта (ЯБЛОКО).

наблюдатели, которые видят яблоко и описывают его просто как яблоко, не определяя цвет и форму, которые они также воспринимают, совершают <ошибку стимула>. Объект наблюдения, по мнению Титченера, должен описываться не обыденным языком, а языком терминов осознанного его восприятия.

Сознание как сумму наших переживаний, существующих в данный момент времени, а разум как сумму наших переживаний, накопленных в течение жизни . Сознание и разум во многом схожи - за исключением того, что сознание включает в себя психические процессы, происходящие в текущий момент, а разум содержит в себе общий итог этих процессов.

-Структурная психология представляла собой чистую науку, не имеющую прикладного значения . Задача – не лечение, а открытие структуры психики. Титченер заявлял, что в ее задачи не входит лечение <больной психики>, изменение человеческого сознания или реформирование общества. Ее единственно правильной целью является открытие сути или структуры психики. Он верил в то, что ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований. По этой причине он возражал против развития детской психологии, зоопсихологии и других направлений, которые не включали в себя самоанализ и не подходили для его поисков сути сознания.

Интроспекция: Титченер придавал особое значение исследованию отдельных частей (атомов психики), в то время как Вундт делал упор на изучении целого. Подобно большинству английских эмпириков и ассоцианистов, Титченер стремился к открытию атомов человеческой психики.

Испытуемые – бесстрастные механизмы, регистрирующие хар-ки стимулов (до бсз, автомата).

Испытуемые в качестве своего рода механических записывающих устройств, объективно отмечающих характеристики стимулов, которые они наблюдали. Таким образом, эти люди считались просто бесстрастными механизмами. Титченер писал, что отлаженное наблюдение должно стать настолько привычным и машинальным, чтобы превратиться в практически бессознательный процесс.

Метод – эксперимент, задачи как у Вундта, составл сознания: ощущения, образы, эм сотояния (в отл от Вундта – удовол-неудовол)

- в конце жизни: пересмотр интроспективный метод и отдавать предпочтение феноменологическому подходу, изучая переживания как таковые, не пытаясь разбить их на составляющие. Изучать различия в процессах восприятия, оценивая такие характеристики, как качество, интенсивность, длительность, отчетливость и экстенсивность. Жаль, что не развил…

Титченер был убежден в том, что интроспективное наблюдение в психологии тоже должно быть экспериментальным

Согласно Титченеру, тремя основными задачами психологии являются:

1) разбиение сознательных процессов на простейшие составляющие:

2) определение законов, по которым происходит их объединение;

3) связь элементов сознания с физиологическими состояниями.

Титченер выдвинул предположение о том, что чувства имеют всего одну ось измерения - удовольствие/неудовольствие.

психология должна изучать не базовые психические элементы, а преимущественно различия в процессах восприятия, оценивая такие характеристики, как качество, интенсивность, длительность, отчетливость и экстенсивность.

Это были впечатляющие перемены в его взглядах, и, если бы Титченер прожил дольше и смог реализовать их на практике, то, возможно, что они кардинальным образом изменили бы лицо (а, возможно, и судьбу) структурной психологии.

Титченер начал подвергать сомнению даже сам термин <структурная психология> и предпочитал называть свою систему экзистенциальной психологией.

Хотя в наши дни предмет исследования структурализма и его цели утратили свою актуальность, все же интроспекция, понимаемая как словесное описание переживания, по-прежнему используется во многих областях психологии. В современных исследованиях психофизики, например, людям, принимающим участие в эксперименте, задают вопрос, какой звук громче или тише. Самоотчет требуется от людей, находящихся в необычных внешних условиях - таких как состояние невесомости при космических полетах. Отчеты о самочувствии больных, реакция на предлагаемые тесты также являются по своей сути вариантами интроспекции.

Интроспективные отчеты, включающие в себя интеллектуальные познавательные процессы - такие, как, например, сложные логические рассуждения, - требуются в различных областях человеческой деятельности. Психологи предприятий изучают интроспективные отчеты сотрудников об их ощущениях при пользовании новыми компьютерными терминалами с целью исследования путей совершенствования оборудования. Этот и многие другие словесные отчеты, основанные на личном опыте, являются распространенной формой сбора достоверной информации. В дальнейшем мы увидим, что когнитивная психология, с ее обновленным интересом к сознательным процессам, подтвердила право интроспекции считаться действительно научным методом. В наши дни интроспекция широко применяется в современной психологии.

Интересные эксперименты )))))

исследования органической чувствительности. Для этих исследований всем наблюдателям с утра вводили через рот желудочные зонды, с которыми они ходили весь день вплоть до самого вечера. Сначала, при введении зонда, многие испытывали приступы рвоты, но постепенно смогли привыкнуть к этой процедуре. В течение дня они несколько раз появлялись в лаборатории. Через трубку зонда им вливали в желудок теплую или холодную воду, и они наблюдали свои ощущения.

Иногда интроспекция затрагивала и некоторые деликатные стороны личной жизни аспирантов. Например, от них требовали подробной записи об ощущениях, испытываемых в процессе мочеиспускания и дефекации.

К сожалению, не сохранились результаты одного интересного интроспективного исследования. Для его проведения женатых аспирантов просили делать записи об их ощущениях во время полового акта и даже прикреплять к своим телам специальные приборы для регистрации физиологических реакций организма.

Впоследствии, в 1960 году, об этих экспериментах рассказала Кора Фридлейн, но в то вре.мя о них старались не распространяться. Все же информация о таких исследованиях гуляла по всему университетскому городку, создавая лаборатории психологии репутацию не самого благопристойного места. Поэтому заведующие женскими общежитиями запрещали своим студенткам посещать ее в темное время суток. Когда же прошел слух о том, что к желудочным зондам, которые глотают аспиранты, прикрепляются презервативы, в женских общежитиях пришли к выводу, что это место опасно для любого нормального человека.ЭТО КАК ВООБЩЕ???)))))

Напомнив некоторые факты из биографии Вундта, мы затем рассмотрим его определение психологии и его влияние на последующее развитие научных методов.

Страницы жизни

Вильгельм Вундт провел детские годы в Германии, жил в маленьких городках вокруг Маннгейма. В детстве он чувствовал себя одиноким, мечтал стать знаменитым писателем. Школьные отметки маленького Вильгельма оставляли желать лучшего. В семье к нему относились как к единственному ребенку, так как его старший брат учился вдалеке от дома, в школе-интернате. Отец Вундта был пастором, и, хотя их семья считалась дружной, детские воспоминания Вундта об отце были не самыми приятными. Он вспоминал, как однажды отец дал ему пощечину за то, что мальчик не заметил своего учителя.

Начиная со второго класса, образование Вундта было поручено помощнику отца, к которому Вильгельм привязался всей душой. Когда молодого священника перевели в другой приход, мальчик был так расстроен предстоящим расставанием, что родителям пришлось позволить ему уехать со своим учителем, в доме которого Вундт и жил, пока ему не исполнилось 13 лет.

В отношении образования в семье Вундта существовали прочные традиции: его предки прославили свое имя достижениями практически во всех областях науки. Но, тем не менее, для домашних было очевидно, что самый младший Вундт эту замечательную линию не продолжит. Дни он проводил не за учебниками, а в мечтаниях, и, как результат, провалил экзамены за первый класс. В гимназии он отставал от одноклассников, над ним посмеивались учителя.

Постепенно Вундт научился контролировать свою склонность к фантазированию и даже стал пользоваться популярностью в школе, которую, правда, так никогда и не смог полюбить. Но он развил свои интеллектуальные интересы и способности и к 19 годам, окончив школу, был уже готов к поступлению в университет.

Вундт решил стать врачом, что давало ему возможность зарабатывать на жизнь и одновременно заниматься наукой. Медицине он обучался в университете в Тюбингене, а затем в Гейдельберге. Он изучал анатомию, физиологию, физику, медицину и химию Однако спустя некоторое время Вундт пришел к выводу, что практическая медицина - не его призвание, и полностью посвятил себя изучению физиологии.

Проучившись всего семестр в Берлинском университете, где в то время работал великий физиолог Иоганнес Мюллер, Вундт возвращается в Гейдельберг. Здесь в 1855 году он получает докторскую степень, и с 1857 по 1864 годы читает лекции и работает лаборантом у Германа фон Гельмгольца. Но в конце концов Вундту наскучило быть лектором, и он отказался от этой работы. В том же 1864 году он получил должность адъюнкт-профессора и остался в Гейдельберге еще на 10 лет.


В ходе занятий физиологией Вундт задумывается о психологии как самостоятельной экспериментальной науке. Свои идеи он представил в книге «К теории чувственного восприятия» (Beitruge zur Theorie der Sinnesivahmehmung), которая частями публиковалась с 1858 по 1862 год. В этом сочинении Вундт описывает эксперименты, которые он ставил в домашней, довольно плохо оборудованной, лаборатории, и излагает свое видение методов новой психологии. Здесь же он впервые вводит понятие экспериментальная психология. Наряду с «Элементами психофизики» (1860 г.) Фехнера, об этой книге Вундта часто говорят, что она знаменует собой формальное начало НОРОЙ науки.

Работа Вундта «Лекции о душе человека и животных» (Vorlesungen uber die Menschen und Tierseele) относится к 1863 году. О важности этого труда говорит его переиздание (исправленное) почти через 30 лет после первой публикации и выход многочисленных репринтных изданий вплоть до кончины Вундта в 1920 году. В этом сочинении среди прочих Вундт затрагивает проблему измерения времени реакции и рассматривает вопросы психофизики, которые на протяжении многих лет занимали умы экспериментальных психологов.

Начиная с 1867 года, Вундт читает в Гейдельбергском университете первый и единственный в мире на то время курс лекций по физиологической психологии. Эти лекции «вылились» в одну из самых значительных его книг «Основы физиологической психологии» (Crundzuge der physiologischen Psychologie), которая была опубликована в двух частях в 1873 и 1874 годах. Под редакцией самого Вундта работа переиздавалась 6 раз в течение 37 лет, последний раз - в 1911 году. Сей признанный шедевр Вундта заложил фундамент психологии как самостоятельной экспериментальной науки с собственным кругом проблем и методами исследования.

Долгие годы «Основы физиологической психологии» служили для психологов-экспериментаторов энциклопедией и свидетельством прогресса новой психологической науки. В предисловии к этой книге Вундт так сформулировал свою цель: «выделить новую область познания». Термин «физиологическая психология» может быть неправильно понят. В Германии во времена Вундта слово «физиологический» использовалось как синоним слова «экспериментальный». Таким образом, Вундт писал не о той физиологической психологии, какую мы знаем сейчас, а о психологии экспериментальной.

Годы в Лейпциге

В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете; с этого момента начинается самый продолжительный и важный период его поразительной научной карьеры. В этом университете он проработал 45 лет. Уже в начале своей деятельности он создает в Лейпциге лабораторию, а в 1881 году основывает журнал «Философские учения», официальный печатный орган своей лаборатории и новой науки Вундт намеревался назвать новое издание «Психологические учения», но передумал, поскольку в то время уже существовал журнал с таким названием (хотя в нем затрагивались не научные, а оккультные и спиритуалистические вопросы). Все же в 1906 году Вундт переименовал свой журнал в «Психологические учения». Перед психологией открывалась широкая дорога.

Широкая известность имени Вундта и его лаборатории привлекла в Лейпциг огромное количество жаждавших с ним работать студентов. В их числе было несколько молодых людей, которые позже внесли существенный вклад в развитие психологической науки, среди них американцы, основавшие по возвращении в Соединенные Штаты собственные лаборатории. Таким образом лейпцигская лаборатория оказала огромное влияние на развитие современной психологии - она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.

Бывшие студенты Вундта организовали лаборатории также в Италии, России и Японии. Больше всего сочинений Вундта было переведено на русский язык. Восхищаясь Вундтом, российские психологи в 1912 году оборудовали в Москве лабораторию - точную копию вундтовской. Еще одна такая лаборатория была построена японскими учеными на базе Токийского университета в 1920 году, в год смерти Вундта, но в 60-е годы эта лаборатория сгорела во время студенческих волнений (Blumenthal. 1985). Студентов, которые приезжали в Лейпциг, прежде всего объединяли общие взгляды и цели, и именно эти молодые ученые составили первую формальную психологическую школу.

Лейпцигские лекции Вундта пользовались большой популярностью. На каждую в аудитории собиралось более шестисот студентов. Впервые побывав на одной из лекций в 1890 году, Э. Б. Титченер так описал Вундта в одном из своих писем:

Служитель распахнул дверь, и вошел Вундт. Естественно, во всем черном, от ботинок до галстука; узкоплечий, сухощавый, немного сутулится; он производит впечатление высокого человека, но едва ли его рост превышает 5 футов 9 дюймов.

Он прогрохотал - другого слова не подберешь - по боковому проходу и взошел на кафедру: тук. тук - будто его подметки были сделаны из дерева. Мне показалось, что в этом грохоте башмаков есть что-то недостойное, но кроме меня, похоже, этого никто не заметил.

Когда он прошел на кафедру, я смог хорошенько разглядеть его. У него довольно густая, серо-стального цвета шевелюра, только макушку прикрывают аккуратно поднятые сбоку пряди...

На возвышении стоит длинный стол. по-видимому, для демонстрации экспериментов: на нем - переносная книжная полка. Вундт сделал пару манерных движений - задумчиво приложил ко лбу указательный палец, выбрал мел - а затем стал лицом к аудитории, опершись локтями на книжную полку. Такая поза усиливает впечатление. что это человек высокого роста. Он начал говорить тихим голосом, словно извиняясь: но уже после первых двух предложений в помещении образовалась полная тишина, в которой раздавался лишь уверенный голос лектора, - он прочитал лекцию на одном дыхании. У него оказался густой баритон, не очень выразительный, порой будто лающий: но слушать его было легко, в голосе чувствовалась убедительность, иногда даже пылкость, но, скорее, напускаемая для поддержания интереса слушателей... Ни в какие записи он не заглядывал: Вундт, насколько я могу судить. вообще не опускает взгляд, разве что раз он посмотрел на полку, когда перебирал лежащие на ней бумаги...

Руки Вундта ни минуты не лежали спокойно: локти были неподвижны, но плечи и кисти все время двигались, словно волны... эти движения завораживали и каким-то таинственным образом иллюстрировали его речь...

Он закончил лекцию точно в назначенное время и, все так же немного сутулясь, прогромыхал башмаками к выходу. И если бы не этот дурацкий грохот, я остался бы в полном восхищении. (Baldwin. 1980. P. 287-289.)*

В частной жизни Вундт был спокойным и непритязательным человеком, дни его проходили по строго заведенному порядку (обнаруженные в 1970 году дневники его жены Софи - еще один пример появления ранее неизвестных исторических данных - рассказали много нового о личной жизни Вундта). С утра Вундт работал над какой-нибудь книгой или статьей, читал студенческие работы, редактировал свой журнал. В полдень он присутствовал на экзаменах в университете или наведывался в лабораторию. Один из студентов Вундта вспоминал, что его визиты занимали не более 5-10 минут. Вероятно, несмотря на свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, «сам он не был создан для работы в лаборатории» (Cattell. 1928. P. 545).

Во второй половине дня Вундт прогуливался, мысленно готовясь к предстоящей лекции, которая обычно начиналась в 4 часа пополудни. Вечерами в его семье музицировали, говорили о политике и - по крайней мере, в дни его молодости - о правах студенческой молодежи и рабочих. Финансовое положение семейства позволяло держать в доме слуг и устраивать приемы.

Культурно-историческая психология

Основав лабораторию и журнал, руководя множеством исследовательских проектов, Вундт обратился и к философии. В период с 1880 по 1891 год он писал работы по этике, логике, философии. В 1880 и 1887 годах Вундт подготовил второе и третье издания «Основ физиологической психологии», продолжал писать статьи для своего журнала.

Еще в первой своей книге по культурно-исторической или социальной психологии Вундт обратился к теме, на исследование которой позже направил весь свой многогранный талант. Вернувшись к этому проекту, он создал 10-томный труд под названием «Психология народов» (Volkerpsychologie), который издавался в 1900-1920 годах.

К культурно-исторической психологии Вундт отнес изучение различных стадий развития человеческих психических процессов, которые проявляются в объективных продуктах культуры - языке, искусстве, мифологии, социальных устоях, законах, морали. Огромное значение этого труда для психологии обусловлено не только актуальностью самого предмета исследования: появление этой работы знаменует собой разделение новой психологической науки на две ветви - экспериментальную и социальную,

Вундт полагал, что простейшие психические процессы - ощущение и восприятие -можно и необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. Но он был уверен, что экспериментальный метод не годится для изучения психических процессов высшего порядка - таких, как обучаемость и память, которые связаны с языком и прочими аспектами нашего культурного воспитания. По мнению Вундта, к высшей мыслительной деятельности можно применить только не экспериментальные методы исследования, практикуемые в социологии, антропологии, социальной психологии. Важным является утверждение Вундтом ведущей роли социальных сил в развитии познавательных процессов. Однако его суждения о том, что эти процессы невозможно изучать с помощью эксперимента, вскоре были опровергнуты.

Развитию культурно-исторической психологии Вундт посвятил 10 лет, но она не оказала существенного влияния на американскую психологию. В статьях, опубликованных за 90 лет в «Американском психологическом журнале», во всех выдержках из произведений Вундта на долю «Психологии народов» приходится всего 4 процента цитат. Для сравнения: на «Основы физиологической психологии» делаются ссылки в 61 процентов случаев (Brozek. 1980).

Вундт продолжал работать без перерыва до самой своей смерти в 1920 году. Он вел очень спокойную жизнь, и - так уж распорядилась судьба - умер вскоре после завершения книги своих воспоминаний. Подсчитано, что в период с 1853 по 1920 годы Вундт написал более 54 тысяч страниц - то есть он писал по 2,2 страницы ежедневно (Boring. 1950; Bringmann & Balk. 1992). Наконец, сбылась его детская мечта стать знаменитым писателем.

Исследования опыта сознания

Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук - в основном, на методах физиологии. Вундт приспособил эти научные методы к новой психологии и проводил исследования точно так же, как это делал любой естествоиспытатель. Таким образом, «дух времени», Zeitgeist, в физиологии и психологии способствовал формированию как предмета новой психологии, так и методов психологических научных исследований.

Предметом изучения Вундта, если выразить это одним словом, было сознание. Если же говорить об этом более пространно, то следует отметить, что в системе ученого нашли отражение все теории эмпирицизма и ассоциационизма, получившие развитие в XIX веке. Вундт считал, что сознание - явление сложносоставное, и для его изучения лучше всего подходит метод анализа или редукционизма. Он писал: «Первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание... его составляющих элементов» (цит. по: Diamond. 1980. P. 85).

На этом, однако, сходство между эмпирицистами, ассоцианистами и Вундтом заканчивается. Вундт был не согласен с идеей статичности элементов сознания - так называемых атомов мозга - которые пассивно, в результате некоего механического процесса, соединяются друг с другом. Он считал, что сознание играет гораздо более активную роль в организации собственной структуры. А значит, изучение только составляющих, только содержания сознания или его структуры - лишь начало в понимании психологических процессов.

Поскольку главное внимание Вундт сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, он назвал свою систему волюнтаризм* (от слова volition - волевой акт, хотение). Другими словами, волюнтаризм объясняет то, как сила воли делает мышление высокоорганизованным. Вундт делал упор не на самих элементах, как английские эмпирицисты и ассоцианисты (а позднее и Титченер), а на процессе их активной организации или синтеза. Но не следует забывать: хотя Вундт придавал важное значение способности мыслящего разума к активному высокоуровневому синтезу своих составных элементов, тем не менее, в основе его теории лежали именно элементы сознания. Без этих элементов разуму нечего было бы организовывать.

Согласно Вундту, психологам в основном следует иметь дело с непосредственным опытом субъекта. Опосредованный опыт* обеспечивает нас информацией или знаниями, которые не являются составляющими непосредственного переживания. Это обычная форма использования уже имеющегося опыта познания мира. Например, мы смотрим на цветок и говорим: «Он – красный». Но в этом утверждении подразумевается, что в первую очередь наш интерес обращен к самому цветку, о котором мы уже многое знаем из предыдущего жизненного опыта, а не к непосредственному, отвлеченному постижению <красноты>.

Непосредственный опыт* визуального восприятия не зависит от предыдущего опыта того, кто на него смотрит, - в приведенном примере он зависит только от непосредственного восприятия красного цветка. Таким образом, непосредственный опыт, по Вундту, очищен от всякого рода интерпретаций.

Точно так же, когда мы описываем чувство дискомфорта - допустим, при зубной боли, - мы описываем свой непосредственный опыт. Если же кто-то говорит: «У меня болят зубы» - речь идет уже об опосредованном опыте.

Вундт считал более важным непосредственный опыт человека - например, опыт восприятия красного цвета или дискомфорта - он говорил, что это форма активной организации разумом своих составляющих элементов. В своих научных исследованиях ученые-естествоиспытатели расчленяют материальные объекты на структурные элементы. Вундт также намеревался расчленить мышление на элементы или составные части. Разработка русским химиком Дмитрием Менделеевым периодической таблицы химических элементов только укрепила его в своем намерении. Историки предполагают, что Вундт уже начал работать над разработкой «периодической таблицы мышления» (Marx & Cronan-Hillix. 1987. P. 76).

Метод интроспекции

Психология Вундта - наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным сознанием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может воспользоваться методом интроспекции - проверки состояния собственного мышления. У Вундта этот метод получил название внутренняя перцепция. Понятие интроспекция - вовсе не открытие Вундта; его появление связывают с именем Сократа. Вклад Вундта заключается в проведении экспериментов и использовании в них строгих научных методов. Правда, некоторые ученые - критики Вундта - считали, что длительные эксперименты самонаблюдения вызывают у его участников серьезные душевные заболевания (Titchener. 1921).

Метод интроспекции был позаимствован психологами из физики, в которой он применялся для исследований света и звука, а также из физиологии, где он использовался для изучения органов чувств. Так, для того, чтобы получить сведения об органах чувств, исследователь использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого описать полученные ощущения - приблизительно так, как это делал Фехнер в своей научной работе. Сравнивая вес двух грузов, испытуемый тем самым анализирует собственные ощущения, регистрируя переживания своего сознания. Если же вы говорите: «Я голоден», значит, вы уже внутренне проанализировали состояние своего организма.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, проводились Вундтом в лейпцигской лаборатории со строжайшим соблюдением установленных им же правил. Вот эти правила:

1) наблюдатели должны уметь правильно определять момент начала эксперимента;

2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;

3) эксперимент должен быть организован так, чтобы его можно было провести несколько раз:

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменения и контроля за изменением факторов раздражения.

Последнее условие выражает суть экспериментального метода: вариабельность факторов раздражения и наблюдение за возникающими изменениями в ощущениях испытуемого.

Вундт редко проводил сеансы так называемой качественной интроспекции, в которых испытуемые просто описывали свой внутренний опыт. Интроспективный анализ он обычно связывал с непосредственными представлениями испытуемых о величине, интенсивности и диапазоне различных физических раздражителей. Лишь небольшое количество исследований включало наблюдения субъективного или качественного характера - к примеру, описания степени комфортности восприятия разных раздражителей, интенсивности образов и т. п. В большей части исследований Вундта проводились объективные измерения с использованием сложного лабораторного оборудования; нередко оценивалось время реакции. Таким образом, Вундт делал выводы об элементах и процессах сознания, исходя только из объективных оценок.

Элементы опыта сознания

Определив предмет и метод новой психологии, Вундт в общих чертах набросал ее задачи:

1) проанализировать процессы сознания посредством исследования его основных элементов;

2) выяснить, как эти элементы соединяются;

3) установить принципы, согласно которым такое соединение происходит.

Вундт предположил, что ощущения являются одной из первичных форм опыта. Ощущения возникают каждый раз, когда на органы чувств воздействует какой-либо раздражитель и возникающие импульсы достигают мозга. Вундт разделил ощущения по интенсивности, продолжительности и модальности. Вундт не проводил различия между ощущениями и возникающими мысленными образами, так как образы также связаны с возбуждением коры головного мозга.

Чувства - еще одна форма первичного опыта. Вундт утверждал, что ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и того же непосредственного опыта. Чувства непременно следуют за ощущениями, любым ощущениям соответствуют определенные чувства. В результате соединения ощущений возникает новое качество или новое чувство.

В процессе проведения сеансов самоанализа Вундт разработал трехмерную модель чувств* . После ряда экспериментов с метрономом (устройство, отмечающее ударами короткие промежутки времени) Вундт отметил, что одни ритмические композиции он предпочитает другим. Ученый пришел к выводу, что в определенные моменты эксперимента у него возникало субъективное чувство удовольствия или дискомфорта (заметим, что такое субъективное чувство появлялось одновременно с физическими ощущениями, которыми сопровождаются удары). Затем он высказал предположение, что любое состояние чувств всегда находится в диапазоне между удовольствием и дискомфортом.

Во время опытов с метрономом Вундт выявил еще один вид чувств. Он заметил, что, пока он ждет следующего удара метронома, у него возникает чувство легкого напряжения, а после того, как удар прозвучал, - расслабления. Из этого он сделал вывод, что, помимо континуума удовольствие-дискомфорт, его чувства имеют еще одно измерение: напряжение-расслабление. Кроме того, Вундт заметил, что, когда ритм ударов увеличивается, он слегка возбуждается и, соответственно, успокаивается, когда ритм замедляется.

Постоянно и терпеливо изменяя ритм метронома, занимаясь самоанализом и исследуя свой непосредственно осознаваемый опыт (чувства и ощущения), Вундт пришел к идее трех разнонаправленных измерений чувств: удовольствие-дискомфорт, напряжение-расслабление, подъем-угасание. Любое чувство располагается в некоем диапазоне внутри определенного таким образом трехмерного пространства.

Вундт полагал, что эмоции представляют собой сложное соединение элементарных чувств, которые, в свою очередь, могут быть без труда измерены при помощи трехмерной теории. Таким образом, Вундт свел эмоции к элементам мышления. Появление трехмерной теории чувств способствовало активизации исследований в научных лабораториях Лейпцига (и не только), но испытания временем она на выдержала.

Организация элементов сознательного опыта

Вундт, как известно, основывал свои исследования на элементах сознательного опыта. И, тем не менее, он признавал, что наше видение, если мы смотрим на реально существующий объект, есть результат единства ощущений. К примеру, дерево - это именно дерево, а не отдельные ощущения степени его освещенности, цвета или формы, как это получается в результате лабораторных экспериментов. Визуально человек способен оценить дерево как целое, а не как некую сумму отдельных ощущений и чувств.

Так как же из отдельных составляющих сознания возникает единый опыт? Для объяснения этого явления Вундт предложил теорию апперцепции* . Он назвал процесс организации базовых элементов в единое целое творческим синтезом (по-другому, принципом психических составляющих); в результате такого процесса из комбинации элементов возникает новое качество.

«Характеристики любого сложного психического явления не сводятся к сумме характеристик его составляющих» (Wundt. 1896. P. 375). Из синтеза элементов опыта всегда возникает нечто новое. Представители гештальт-психологии в 1912 году официально заявили, что целое не сводится к сумме его частей. С этим можно согласиться.

Понятие, аналогичное творческому синтезу, используется и в химии. В результате соединения химических элементов появляется сложная структура, имеющая такие свойства, которых не было у исходных элементов. Таким образом, апперцепция - это процесс активный. Наше сознание действует не просто в соответствии с теми ощущениями и чувствами, которые мы переживаем: оно действует творчески, составляя из этих элементов целое. Итак, Вундт - в отличие от большинства британских ученых, представителей эмпирической и ассоциативной психологии - не рассматривал процесс связи психических элементов как пассивный и чисто механический.

Лейпцигская лаборатория: темы исследования

В первые годы работы в лейпцигской лаборатории Вундт четко сформулировал цели и задачи экспериментальной психологии. Долгое время темы исследований определялись, главным образом, теми экспериментами, над которыми работали в лаборатории сам мэтр и его ученики. Их обширная исследовательская программа демонстрировала принципиальную жизнеспособность психологической науки, базирующейся на экспериментах, к которым призывал еще Джон Стюарт Милль. Вундт полагал, что прежде всего психология должна рассматривать те проблемы, которые уже поставлены и изучены эмпирически и количественно. Сам он, большей частью, не обращался к новым сферам исследования, а занимался текущими вопросами. В первые 20 лет существования лаборатории на ее базе было выполнено более сотни научных работ.

В первой серии экспериментов, проведенных в лейпцигской лаборатории, изучались психологические и физиологические аспекты зрения, слуха и других чувств. В сфере зрительных ощущений и восприятия среди типичных вопросов были психофизика цвета, цветовой контраст, периферическое зрение, негативное остаточное изображение, ослепление яркими цветами, объемное зрение, оптические иллюзии. Для изучения слуховых ощущений использовались психофизические методы. Исследовались тактильные ощущения, а также <чувство> времени (восприятие или оценка разных промежутков времени).

Особое внимание уделялось экспериментам, направленным на изучение времени реакции - проблеме, которая впервые возникла в работе Бесселя о скорости реакции в исследованиях астрономов. Эта тема интересовала ученых еще с конца XVIII века, к ней обращались Гельмгольц и голландский психолог Ф. К. Дондерс. Вундт был уверен, что можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли.

После непосредственного воздействия раздражителя на испытуемого, последний воспринимает его. затем осмысливает и, наконец, проявляет волю реагировать на него; результатом этой реактивной воли является мышечное движение. Вундт намеревался установить стандартные значения времени для человеческой мысли, определив время, необходимое для разных психических процессов - таких, как познание, умение различать, желание. Однако, перспективность этого метода представлялась несколько сомнительной, поскольку испытуемые не могли четко разграничить три этапа реакции, к тому же, время отдельных процессов в разных экспериментах и для разных людей было неодинаковым.

Помимо опытов, направленных на оценку времени реакции, проводились исследования внимания и чувств. Вундт рассматривал внимание как ярчайшее восприятие небольшой, но цельной порции содержимого сознания в некий момент времени. Он изучал то, что мы сейчас называем фокусом внимания. Раздражители в фокусе, в отличие от остальной области поля зрения, воспринимаются наиболее отчетливо. Простейший примерфокусирования внимания - сосредоточенность на тех словах, которые вы в данный момент читаете. Остальную часть этой страницы и другие объекты вокруг вас вы воспринимаете менее отчетливо. В лейпцигской лаборатории проводились исследования диапазона, устойчивости, а также продолжительности внимания.

Экспериментальное исследование чувств предпринималось с целью найти подтверждение трехмерной теории чувств. Вундт применял метод попарного сравнения: испытуемым предлагается сравнить раздражители с точки зрения возникающих у них чувств. В других опытах предпринимались попытки установить связь между изменениями физических показателей (частоты пульса и скорости дыхания) с соответствующими эмоциональными состояниями.

Еще одной темой исследований были вербальные ассоциации - в продолжение работы, начатой англичанином Френсисом Галлоном. Испытуемых просили ответить всего одним словом на слово-раздражитель. Чтобы выяснить природу вербальных ассоциаций, Вундт перешел к классификации типов связей, обнаруженных в результате реакций на раздражители, состоящие из одного слова.

В первые пять лет существования вундтовского журнала более половины его материалов составляли описание экспериментальных исследований психофизиологии чувств, времени реакции, психофизики и ассоциативных процессов. Некоторое внимание Вундт уделял вопросам детской психологии и зоопсихологии, но опытов в этой области он не проводил, так как считал, что в данном случае невозможно обеспечить необходимый контроль за чистотой эксперимента.