Быть гордым хорошо или плохо. Почему гордость плохо отражается на нас

В 2014 году я проводил пилотное (разведывательное) социологическое исследование среди жителей города Пензы и области, связанное с изучением традиционных ценностей и стереотипов сознания. В нём приняло участие около 350 человек трёх разных поколений: от 18 до 23, от 40 до 50 и от 60 до 80 лет.

Один из вопросов анкеты звучал так: «Хорошо ли быть гордым человеком?».

Предварительные результаты исследования меня очень удивили.

  1. Около 40% опрошенных разных возрастов считают, что гордость − это грех и порок.
  2. Около 40% считают гордость бесполезным и даже вредным человеческим качеством, мешающим добиваться своих целей.
  3. Около 20 % считают гордость положительным моральным качеством, благодаря которому человек защищает своё достоинство.

Так, что же наши современники понимают под гордостью?

Из анализа ответов следует, что первая группа смешивает гордость с гордыней, и, следуя своим нравственно-религиозным убеждениям считает её грехом, отступлением от божественных заповедей. Такое смешение можно объяснить тем, что даже патриарх Кирилл не редко допускает такие смешения, а кроме того, современные подвластные СМИ тоже не очень заботятся о различении гордости и гордыни − ведь лучше, спокойнее, когда гордых и независимых поменьше…

Вторая группа ответов, говорящих о бесполезности этого качества, показывает преобладание прагматических жизненных установок, которые уверенно распространяются в нашем обществе. Не случайно, президент и его министры постоянно убеждают своих телезрителей в необходимости быть успешными и конкурентоспособными. Прагматическая нацеленность на пользу, на успех и материальное благополучие всегда были важными мотивами человеческого поведения. Но почему гордость мешает этим целям? Пожалуй, потому, что она мешает современному человеку быть гибким, послушным, командным существом; она противопоставляет человека остальным членам общества и вредит − и ему и другим. Ведь гордость предполагает принципиальность и наличие собственного достоинства, но эти качества могут быть помехой в «командной игре» без чётких правил и ясного результата. Да, и вообще, в эпоху дикого капитализма быть гордым − это очень дорогое удовольствие. Такова жизнь − говорят и студенты, и пенсионеры.

Третья группа ответов, прямо скажем, меня порадовала. Несмотря на то, что традиционалистов и прагматиков явное большинство, всё же остаётся 20% неуступчивых людей, которые дорожат своим достоинством и своими убеждениями. Может быть больше и не нужно таких независимых гордецов? Но когда подумаешь о том, что только для 20% важно не терять своё личное достоинство и оставаться честными перед самими собой, то становится как-то тоскливо и печально. Сразу приходят на ум мысли о неискоренимости холопства, массового воровства и вранья, лицемерия, повсеместной коррупции, которые оказываются не зазорными и морально допустимыми средствами выживания для многих.

Что же получается в итоге? Ответы показывают, что гордость − это понятие растяжимое, куда захочешь − туда и вытянешь. Наверное, многим так бы и хотелось, но великий русский язык и не только он дают чёткое определение гордости, и от этого определённого, устойчивого смысла никуда не денешься, не увильнёшь. Этот смысл закреплён в понятии и имеет общечеловеческое значение: «Гордость − это чувство собственного достоинства, самоуважения; положительное чувство удовлетворённости собой».

Конечно, мы можем наперекор всем и вся твердить о своей русской, не такой как у других гордости, или о своём личном, субъективном её понимании, но если это будет явно противоречить устойчивому и положительному смыслу гордости, то мы просто выйдем из общечеловеческого пространства разумных смыслов и ценностей, и нас перестанут понимать другие люди, и не захотят с нами общаться. А если мы будем упорствовать в своём противостоянии всем, то это будет ни чем иным как «гордыней», т.е. той чрезмерной и необоснованной гордостью, которую мы сами же должны осуждать.

Задача философии − бдительно хранить общечеловеческие смыслы, и не давать их «растягивать» до неузнаваемости. Поэтому важно не допустить произвольных злоупотреблений при расширительном и конъюнктурном толковании ключевых морально-практических понятий, ведь от их смыслов зависят мотивы человеческих поступков и сами жизненные решения, и. в конечном счёте, то − будет ли нам всем хорошо или нет.

Многие литературные произведения, нравоучения знаменитых людей учат людей быть гордыми. Однако как ни странно, гордость не приносит людям счастья. Этому есть определенные причины.

Почему же гордость плохо отражается на нашей жизни? Дело в том, что мы присваиваем ей все положительные свойства достоинства. Но это совершенно разные понятия. Давайте разберемся, почему.

Почему гордость плохо сказывается на нашей жизни

Гордость подразумевает высокую самооценку, нежелание преступать некоторые рамки, из-за которых мы можем умалить свою значимость в собственных глазах.

Гордец может оскорбиться на что-то, открыто демонстрируя свое нежелание к дальнейшему общению. Часто гордость заставляет его возвышаться над другими. При этом человек испытывает положительные чувства, считая, что он действительно лучше других в чем-то. Если кто-то станет посягать на это убеждение, оспаривать его, подрывать авторитет, то встретит сильное возмущение, противодействие. Что же в этом плохого, скажете вы?

Перечислю основные доводы в пользу того, что гордость (высокомерие, гордыня) - это плохо, потому что она:

  1. Не приемлет компромиссов. Очень трудно прийти к общему решению, когда человек постоянно проверяет, чтобы его права и свободы не ущемлялись (именно так он понимает любые уступки).
  2. Ослепляет. Невозможно доказать неправоту, указать на ошибки. Любая критика понимается как оскорбление, строго пресекается.
  3. Разрушает отношения. Загордившиеся люди становятся неприятными в общении, демонстрируя свою уверенность в собственном превосходстве.
  4. Лишает возможностей. Гордость препятствует полноценному общению, налаживанию связей, установлению полезных контактов, продуктивному сотрудничеству.
  5. Делает человека несчастным. Постоянно защищая свое право гордиться, такие люди невольно втягиваются в конфликты. Оскорбленные, страдают и собирают обиды.
  6. Отсекает пути к примирению. Даже в случае, когда он обидчик, гордец никогда не просит прощения. Ведь это ниже его достоинства.
  7. Как итог, становится причиной одиночества (явного или скрытого).

Есть конечно множество других отрицательных аспектов гордости, однако это самые основные.

Противоположность рассматриваемому качеству - чувство собственного достоинства . Проведу параллели, чем оно отличается от гордости:

  1. Чувство собственной значимости не зависит от стороннего мнения. Самоуважение зиждется на понимании своих достоинств и принятии себя. Человек уверен в себе, ему нет необходимости всем доказывать свою значимость. По сути, его мало волнует, что о нем скажут, если считает себя правым.
  2. Поэтому такие люди спокойно воспринимают критику, выносят из этого положительный опыт.
  3. Люди сами тянутся к тому, кто излучает достоинство. Подсознательно сложно его не уважать. Становится интересно, хочется поближе его узнать.
  4. Умение вести себя с достоинством, проявление уважения к другим помогает налаживать полезные связи, способствует долгосрочному сотрудничеству.
  5. Для того, кто уважает себя и знает себе цену, не составляет труда извиниться, если он не прав. Даже пойти на примирение первым, когда обижен он. От этого нисколько не страдает его самооценка. Так люди избавляются от обид и улаживают конфликты.
  6. Итог: человек гармоничен, счастлив, востребован.

Вспомните красивую библейскую легенду: самый прекрасный ангел возгордился и захотел быть равным Богу. За что был изгнан из рая. Его сущность разрушила зависть, злоба, жажда власти и поклонения. Гордость - начало всех грехов и несчастий.

Церковь постоянно говорит о греховности человеческой гордыни и гордости. Но разве есть что-то плохое в гордости за свой народ, свою родину, русскую культуру и науку? Чем же плоха такая гордость?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определить, какой смысл мы вкладываем в слова гордость и гордыня .

Православная духовная традиция ставит знак равенства между гордостью и гордыней . Это отразилось в русском языке и отечественной литературе. Так, например, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева слово гордость выступает как синоним тщеславия и надменности, т. е. соответствует понятию гордыни. Однако в западной духовной традиции принято различать гордость и гордыню , причем первую понимают в нейтральном или положительном смысле как чувство собственного достоинства, достоинства своего народа и страны и даже как сознание высоты своей христианской веры и усыновленности Богом.

Как объясняют гордость современные словари? Гордость определяют как чувство собственного достоинства, удовлетворения от каких-либо совершенных дел, самоуважение. Но кроме того, это и завышенная самооценка, высокомерие. С одной стороны, это нормальное чувство по отношению к себе и другим людям, а с другой – негативное чувство, которое человек может испытывать как по отношению лично к себе, возвышая себя, так и к окружающим людям, принижая их.

В некоторых случаях такая гордость может иметь положительный оттенок, когда имеется в виду человеческий талант или трудовые достижения. В других случаях, когда человек гордится своими материальными ценностями, нарядами или внешностью, это чувство никак нельзя назвать хорошим и светлым. Таким образом, в разные эпохи и в разных ситуациях слово гордость может иметь разный смысл – положительный или отрицательный. И даже такое, казалось бы, хорошее чувство, как национальная гордость , может иметь совершенно разную оценку.

Любовь и привязанность к Родине, осознание ее культурных, экономических, научных и иных достижений, готовность, не жалея себя, защищать свой народ и страну – все это очень хорошо. Однако, к сожалению, история, как более давняя, так и современная, может показать немало трагичных примеров национальной гордости . Это мы можем явно увидеть в идеологии фашизма, которая утверждает абсолютное превосходство своей нации и своего языка над иными народами и другой культурой. Такая национальная гордость никому ничего хорошего не приносит.

В настоящее время слово гордыня употребляется достаточно редко – обычно его заменяют другие слова, имеющие отношение к этому понятию: тщеславие, эгоизм, заносчивость, высокомерие. В отличие от слова гордость гордыня имеет исключительно отрицательное значение. К понятию гордыни относятся и такие качества, как лицемерие, упрямство, капризность, мнительность, неуправляемость, придирчивость, дерзость, жестокость, язвительность, неприятие общепринятых норм морали и поведения.

Таким образом, в современном употреблении слова гордость и гордыня могут иметь в одних случаях противоположные значения, а в других – одинаковые.

Теперь обратимся к традиционному для православной культуры и духовности пониманию гордости .

В Евангелии от Марка приводятся слова Иисуса Христа: Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 19–23).

Господь однозначно оценивает гордость (в смысле гордыни) как зло для самого человека, которое уродует его душу.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов оценивает гордость как следствие грехопадения: Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца (т.е. от Бога. – Прим. авт.), но от мира сего (1 Ин. 2, 16). Выражение мир сей в словоупотреблении апостолов однозначно говорит о греховной поврежденности грехопадением прародителей того мира, в котором мы живем. Поэтому в данном случае слова мир сей говорят о грехе, которым заражен наш мир. В том же смысле употребляет слово гордость и святой апостол Павел (см. 2 Кор. 12, 20; 1 Тим. 6, 4).

Причиной грехопадения дьявола, бывшего изначально одним из высших ангелов, и превращения его в духа злобы святой апостол Павел называет гордость (см. 1 Тим. 3, 6).

Откуда же появляется гордость в человеке? По мысли святого Афанасия Великого, люди стали желать того, что им казалось приятным, основываясь исключительно на собственном мнении, а не на Божией воле. Человек, для которого Бог был центром и предметом стремлений и желаний, отвернулся от Него, поставил себя и свою волю в центр своей жизни и полюбил себя больше Бога (см. Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников). Человек самого себя ставит на место Бога – хорошо и правильно именно то, что хочется и нравится самому человеку независимо от духовной и моральной оценки этого. Сосредоточенность на себе уводит человека от Бога и от окружающих людей. Он, по мысли священника Александра Ельчанинова, отщепляется от общего ствола мироздания и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

По словам преподобного Иоанна Лествичника, «гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотой» (Лествица). По мысли преподобного, «гордость есть крайнее убожество души»; гордость и тщеславие – «начальницы и родительницы всех страстей» (т.е. грехов); гордость, как на коне, едет на тщеславии. По сути, гордость является началом всех грехов и пороков в человеческой жизни.

Гордый человек терпит поражение на всех фронтах. Что его ожидает? Психологически – тоска, мрак, духовное бесплодие. Морально – одиночество, иссякание любви, злоба. Физиологически и патологически – нервные и душевные болезни. С богословской точки зрения – смерть души, идущая впереди телесной смерти, ад в душе еще при жизни.

Поэтому задачей христианина является активная борьба с гордостью в своей душе, чтобы вместо нее поселилась в сердце искренняя любовь к Богу и людям, а вместе с этим пришло настоящее счастье вечной жизни, для которой и создан человек.

Спрашивающему, кто такие "нищие духом"
(Мф. 5, 3), - сказал Господь наш Иисус Христос. Тебя это смущает. Смущение происходит оттого, что ты смешиваешь скудоумие слабо развитых людей с нищетой, которую восхваляет Христос


Не бояться быть самим собой

Каждому из нас приходится общаться на работе, дома, со знакомыми. В каких случаях это становится вредным для души?
Бывает, что человек начинает бороться с грехом празднословия, воздерживается от лишних разговоров, а окружающие люди обижаются, обвиняют его в нежелании общаться и т. д. Как быть в такой ситуации?



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.