Характерные черты древневосточных государств. Смесь восточной и древнегреческой цивилизаций
Римская история составляет заключительное звено древней истории Средиземноморья, завершая иторию античности. В восточной половине Средиземноморья очень рано возникли классовые образования и были заложены основы античной культуры.
Следующий этап развития античного мира связан с побережьем Эгейского моря. Благоприятное сочетание географических условий, с одной стороны, и сильного влияния близлежащих восточных государств - с другой, создали предпосылки для расцвета древнегреческих полисов. Здесь сложилась античная демократия, в рамках которой, особенно в Афинах, в У-IV вв. до н.э. были созданы величайшие культурные ценности, легшие в основу культурного развития Европы.
Однако тесные границы эгейского мира и его политическая раздробленность ускорили кризис всей системы классической Греции. В узких рамках полисов дальнейшее развитие стало невозможным. Это вызвало переход к новому этапу исторического развития - эллинизму. Завоевания Александра Македонского и дальнейшая колонизация Востока греками и македонянами создали предпосылки для возникновения более высокой стадии развития общества в странах восточного Средиземноморья. Эллинистические государства на некоторое время стали ведущими силами исторического процесса, подготовляя переход к последней эпохе древней истории.
Еще задолго до этого в Италии, на Нижнем Тибре, возник маленький город-государство - Рим. До поры до времени он оставался в системе Средиземноморья самостоятельным и относительно изолированным очагом исторического развития. Однако это был очаг большой социальной мощи, центр скрещения разнообразных этнических, хозяйственных и культурных взаимодействий в Средней Италии. Параллельно с развитием римской экспансии в Италии (V-III вв.), а затем вне ее - в западном и восточном Средиземноморье (III-I вв.) Рим втягивался в систему средиземноморских хозяйственных и культурных связей и, в свою очередь, стал оказывать на нее сильное влияние. К концу I в. до н.э. сформировалась в основных чертах Римская мировая держава, включившая в себя все предшествовавшие ей государственные образования в районе Средиземного моря. Древняя история вступила в свою последнюю фазу.
Рим, как было сказано, вошел в сложившуюся систему эллинистического мира. Но, входя в нее, он начал ее преобразовывать. Рабовладельческие общества Средиземноморья, в первую очередь сама Италия, в ходе римских завоеваний испытали ряд глубоких изменений: значительный рост денежного хозяйства, огромное развитие рабства, концентрацию земли, обнищание мелких свободных производителей. Все эти изменения явились специфическими чертами римской хозяйственной системы, которая стала самой высокой формой античного общества.
Весь район Средиземного моря с прилегающей к нему широкой периферией был охвачен экономическими связями, достаточно тесными для того, чтобы говорить о зародышах единого средиземноморского рынка и о некоторых экономических явлениях, общих для всего района, - колебаниях цен, кризисах. Поэтому Римская держава, созданная рабовладельческой экспансией, опиралась не только на силу римского оружия, но и на некоторое хозяйственное единство средиземноморского района. И по форме своей эта держава, оставаясь федерацией автономных полисов, приближалась к территориальным государствам эллинистического типа.
В области культуры Рим в основном использовал достижения предшествующих эпох, особенно эллинизма. Однако он создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относятся установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы.
Под воздействием этих факторов складывались идеология, система ценностей римских граждан. Ее определял в первую очередь патриотизм - представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Для этого гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утвержденному народным собранием закону и установленному «предками» обычаю в мирное время, чтить богов - покровителей своих семей, своих сельских общин и, конечно, Рима. Когда в Риме стало распространяться рабство, достигшее здесь наивысшего для древности развития, немалую роль в идеологии начала играть противоположность между рабом и свободнорожденным гражданином, для которого стало считаться позорным быть заподозренным в «рабских пороках» (ложь, нечестность, лесть) или в «рабских занятиях», включавших здесь в отличие от Греции не только ремесло, но и выступление на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца.
Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались только политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального), историография. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, издавна проникавшие через греческие города юга Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с нею. В свою очередь, и Рим, подчинив себе страны эллинистической культуры, оказывал на них значительное влияние. Так формировался синтез греческой и римской культур. Римляне осваивали греческую философию, формы и стили греческой литературы, искусства, но вкладывали в них свое содержание, развивали в этих новых формах свои идеи и мировосприятие.
А уроженцы эллинских и эллинизированных провинций Римской державы воспринимали римскую политическую мысль, римские представления о долге гражданина, политика, правителя, о значении закона. Сближение римской и греческой культур стало особенно интенсивным с установлением империи, когда философские и политические теории, сложившиеся в среде подданных эллинистических царей, стали близки и римлянам. Эта позднеантичная греко-римская культура, в которой оба компонента играли равноправную роль, распространилась и в восточной, и в западной половине империи. Именно она легла в основу цивилизации Византии, славянских государств, Западной Европы.
Но, доведя свою общественную систему, основанную на рабовладении, до полного развития, Рим тем самым довел до максимального напряжения и все ее социальные противоречия. Внутренняя неустойчивость римского общества в последние годы существования империи вместе с варварскими завоеваниями разрушили античное общество Средиземноморья и положили начало европейскому средневековью.
Характерные черты древневосточных государств
Понятие Востока в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как цивилизационное. Древний Восток по праву считается колыбелью государственности. Здесь почти одновременно и на больших территориях возникли первые в истории человечества институты государства, права, появились судебные органы. То, что это произошло одновременно, до сих пор остается загадкой истории.
Что касается причин появления государственности, то с некоторой долей уверенности этот факт все же можно объяснить. Государства Древнего Востока возникли как раз на тех территориях, которые представляли собой долины великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Это обеспечивало людям возможность использования речной воды для индивидуального орошения земель и тем самым давало возможность увеличивать производство продуктов питания, что являлось стимулом для создания системы разделения труда и взаимного сотрудничества. Реки служили также транспортными артериями.
Мировые цивилизации зародились там, где проходит среднегодовая изотерма, равная +20°С. Эта изотерма проходит через Египет, Месопотамию, долину Инда, Восточный Китай и далее через океан по местам мезоамериканских цивилизаций. Не зря температуру в +20°С называют комнатной - это температура максимального комфорта для тела человека.
Именно здесь оптимальная экологическая среда создала благоприятные условия для производства постоянного избыточного продукта при достаточно примитивных орудиях труда, что привело к разложению родовой организации общества и позволило человечеству осуществить прорыв в цивилизацию.
В рамках древневосточных обществ складываются особые социальные, политические и правовые структуры.
Для восточного общества были характерны следующие черты:
1.патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индивидуальной частной собственности;
2.коллективизм. Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни;
3.общинность. Своеобразие общественного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой - общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время сельские общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти;
4.традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века;
5.религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Человек был ориентирован на духовное самосовершенствование;
6.пестрый социальный состав . Его можно дифференцировать в границах трех групп: господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.); свободные мелкие производители (крестьяне, ремесленники); различные категории лиц, лишенных средств производства (подневольные работники, в том числе рабы).
Рабовладельческий уклад при всей его значимости не стал структурообразующим фактором. Он не был всеобъемлющим социальным институтом. Рабский труд почти не применялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государственных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей.
Общие закономерности эволюции древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей развития каждого из них, связанных со временем их существования, с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, с особенностями социальных и политических институтов.
До начала I тыс. до н.э. на Древнем Востоке преобладали города-государства (например, в Шумере) или «номовые» государства, крупные царства (Египет). Впоследствии одной из форм государственного устройства становится империя.
Государство осуществляет многочисленные и разнообразные функции. Государственная власть призвана была регулировать разрозненное общинное производство и организовывать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений). Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию власти, способствуя превращению верховного правителя в неограниченного деспота.
Когда говорят о восточной деспотии, имеют в виду обыкновенно такую форму политического режима, при которой:
1.полномочия правителя не ограничены, он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право распоряжаться жизнью или смертью каждого из своих подданных;
2.светская власть и церковная объединялись в одном лице, личность главы государства в большинстве стран Древнего Востока обожествлялась;
3.власть осуществлялась многочисленным бюрократическим аппаратом;
4.человек был рабом «порядка», веры, традиции.
Государственный аппарат был многочисленным. Выделялись
три уровня управления - центральный, региональный, местный (общинный ). Внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и обеспечением личных интересов деспота.
В условиях доминирования общинного производства и неразвитости рыночных отношений бюрократический аппарат выполнял регулирующие и координирующие функции. Он строился на безусловном подчинении низших чиновников высшим. Характерными методами отбора чиновников было назначение близких родственников, приближенных правителя по его воле и выбору; предоставление должности по праву знатности, назначение по рекомендации влиятельных лиц, хотя и были исключения.
Во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати, или народным собранием.
Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции племенной демократии.
В целом для древневосточного региона были характерны замедленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдвиги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов. Жизнь шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному циклу, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения не могли качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись какие-либо государственные идеи, то они сохранялись в секрете и становились достоянием только узкого круга жрецов, придворных, знати.
Исключительно редкими были социальные протесты. Господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды как немилость судьбы и высших сил. Основную угрозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть.
ВОПРОСЫ
1. Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?
Первые древние цивилизации зародились в V – IV тыс. до н. э. на берегах Тигра и Евфрата (здесь впоследствии существовали несколько сменявших друг друга цивилизаций – шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская) и в долине реки Нил. Несколько позднее – в III – II тыс. до н. э. – в долине реки Инд зародилась индийская, а во II тыс. до н. э. – китайская (в долине реки Хуанхэ) цивилизация.
Первые цивилизации называют «речными», так как они возникли в долинах великих рек Африки и Азии, и вся хозяйственная жизнь протекала вокруг них.
2. Каковы причины возникновения первых государств?
Основной причиной возникновения первых государств была необходимость следить за созданием и использованием системы ирригационных сооружений. Один вождь не мог справиться с организацией подобных работ, ему нужен был аппарат управления и многочисленные помощники: стражники, учетчики, писцы и т. д. Из этих людей формировались правящие группы, объединенные общим интересом. На содержание аппарата управления тратилась часть общественного достояния, созданного трудом массы общинников. По мере того как этот аппарат отделялся от общества, возникали ранние государства.
3. Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?
Деспотия – это особая форма государства, где власть и собственность были неразделимы и правитель обладает абсолютной властью и является верховным собственником всей земли.
Черты деспотии:
Неограниченная власть правителя;
Отсутствие частной собственности;
Передача по наследству государственной должности с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями (включая и получение продуктов с определенных земель).
Обожествление правителя;
Наличие централизованного аппарата управления, который контролировал всю жизнь страны;
Отношения между государством и человеком складывались на основании законов и традиций, которые определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.
4. В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления в полисах?
При аристократической форме правления знатные и богатые получали большие возможности в управлении государством. Аристократы уплачивали в казну крупные суммы, снаряжали за свой счет боевые корабли, являлись на войну в более дорогом и тяжелом вооружении. Как результат знатных людей избирали и военачальниками, судьями, они назначались на другие важнейшие должности.
При демократической форме правления в управлении государством принимали все граждане вне зависимости от происхождения и богатства. Демократический строй сложился в Афинах и для него были характерны такие черты, как власть граждан, осуществляемая через народное собрание, выборность должностных лиц, оплата их деятельности.
5. Какие черты восточного общества были восприняты греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи?
Греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи были восприняты следующие черты восточного общества:
Система управления, во главе государств стояли цари, управление стало напоминать восточную деспотию;
Элементы культуры.
ЗАДАНИЯ
1. Сравните взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах Греко-Римского мира. Какие слои населения и почему были заинтересованы в развитии античной демократии?
В древневосточных обществах взаимоотношения государства и человека строились на принципе полного подчинения и отсутствия каких-либо прав у жителей государства. Правитель обладал абсолютной властью, являлся верховным собственником всей земли. В древневосточных государствах практически не существовало частной собственности. Знатному человеку по наследству передавалась государственная должность с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями.
В древневосточных деспотиях формировался централизованный аппарат управления, который контролировал всю жизнь страны. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.
В полисах Греко-Римского мира отношения между человеком и государством строилось на наличии прав граждан, их участии в государственном управлении. Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну. Полис защищал интересы своих граждан, но и за ними были закреплены определенные обязанности. Первейшей из них было участие в войнах, которые вел полис. Для граждан государство не было стоящей над обществом силой, защищавшей интересы лишь небольшой группы людей - царя и его вельмож. Поэтому главной ценностью для жителя полиса являлось благополучие не только семьи, но и родного города.
В становлении и развитии античной демократии были заинтересованы ремесленники и торговцы, которые составляли значительную часть жителей полиса. Они выступали против того, чтобы вся власть в государстве принадлежала земледельческой знати и боролись за свое право на участие в управлении государством.
2. Римскую империю называли мировой державой. Пользуясь картой № 1 (стр. I на цветной вкладке), определите, почему ее так называли. Земли каких древних цивилизаций вошли в состав империи? Какие современные государства расположены на ее территории?
Потому что Рим стал владыкой не только Италии, но и всего Средиземноморья. В эпоху наибольшего расширения Римской империи ее население составляло 27 млн человек. Провинции государства были расположены в трех частях света. Рим захватил земли таких древних цивилизаций: Древний Египет, Вавилон, Древняя Греция.
Сегодня на этих землях расположены государства: Италия, Греция, Македония, Испания, Британия, Египет, Франция, Германия, Израиль, Палестина и т.д.
8.Основные этапы развития государства на Древнем Востоке. Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье - и охватывает конец V - IV тысячелетие до Р.Х.Второй этап - эпоха централизованных царств - приходится на III-II тысячелетия до Р.Х. Возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно.Для этой эпохи характерно господство натурального хозяйства. Становление двух форм собственности на землю, воду и полезные ископаемые - царско-храмовой и общинной - стало основой сосуществования двух секторов экономики - общинного и централизованного, государственно-храмового.Третий этап - первая половина I тысячелетия до Р.Х. - эпоха возникновения и гибели великих империй - таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития.Для этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности.Древневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336-323 гг. до Р.Х.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).
9.Характерные черты раннего государства на Древнем Востоке. Вот их характерные черты:- отсутствие территориального деления;- государство представляет собой объединение самоуправляющихся общин, среди которых существует своя иерархия;- неразделенность высшей светской и духовной власти;- эксплуатация не конкретного человека, а общины;- преобладание среди функций государства связанных с организацией и управлением;- господство обычного (основанного на обычае) права.
10.Основные черты древневосточных империй. Основные черты развития западного и восточного типов цивилизации в древности таковы:1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе, государству) - раннее создание основ гражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать в управлении, признание его личности, прав и свобод на Западе.2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темп изменений (новые культуры не разрушают старые, а вписываются и растворяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют "традиционными обществами") -динамичный характер развития общества в цивилизации западной;3) общественная собственность в восточном государстве на средства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца; отсутствие на Востоке хозяйственной самостоятельности частных лиц, бюрократический контроль - преобладание в античном государстве частнособственнических интересов, ранняя ориентация на рынок;4) абсолютное преобладание государства над обществом, регулирование всего многообразия человеческих отношений (на Востоке) -незначительное вмешательство государства в частную жизнь граждан (на Западе);5) регулирующая роль религии, совокупности морально-этических принципов в обществе восточном - подчеркнутое уважение в обществе западном к законам, в рамках которых действуют ремесло и торговля;6) деспотизм как общая линия социально-политического развития восточных цивилизаций - и появление на Западе первого в истории образца народовластия, демократии (хотя и ограниченной). Данное противоречие представляет особый интерес в наше время.
11. Восточная деспотия – характерные черты. Под «восточной деспотией» подразумевается такая форма государственной власти и одновременно такой политический режим, когда: а) полномочия главы государства неограниченны; б) светская и церковная власть объединены в одном лице; в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата; г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры. Все это, однако, не является чем-то специфическим для восточной деспотии. В том или ином виде указанные черты - вместе или порознь - можно обнаружить в истории имперского Рима, феодально-абсолютистской Европы и даже в более позднее время. Своеобразие восточной деспотии обусловлено прежде всего ее социальной базой - сельской общиной, зависимой от своей ирригационной системы и замкнутой в отношении других общин. Своим консерватизмом и отчужденностью от внешнего мира, нежеланием вмешиваться в «заоблачные сферы политики» сельская община, несомненно, способствовала превращению центральной власти в деспотию. Дело было даже не в конкретных людях и их желании, просто такой образ жизни, когда многие не покидали пределов своих поселений долгие годы, был естественным для этого времени. Подавление человека, его инициативы, его личности и воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому человек принадлежал по рождению. В то же время сельские общины не могли обходиться без организующей, дающей им единство центральной власти; хороший или плохой урожай зависел от того, каким было правительство, заботилось ли оно об орошении или нет. В совокупности все три ведомства - военное, финансовое и публичных (общественных) работ - составляли бюрократически организованный государственный аппарат власти, нуждавшийся, в свою очередь, в связующем звене, каковым и являлись для него фараон, патеси (правитель) и т.д.Следует указать и на то, что восточное общество было застойным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т. п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.
Тема 2.1 Ранние цивилизации, их отличительные черты
Студент должен:
Знать:
Понятия цивилизации, антропогенеза, родового строя, неолитической революции;
Периодизацию первобытной истории;
Предпосылки возникновения цивилизаций.
Уметь:
Устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями и территориями расселения человека;
Анализировать карту расселения древних людей;
Давать оценку неолитической революции в истории человечества;
Давать оценку возникновения частной собственности и рабства;
Выделять характерные особенности цивилизаций.
Основные положения
Хронологические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай.Материальная культура и экономика раннихцивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Особенности восточной цивилизации.
Тема 2.2 Античная цивилизация
Студент должен:
Знать:
Хронологические и географические рамки первых цивилизаций;
Особенности западной и восточной цивилизации
Уметь:
Различать первые восточные и античные цивилизации;
Приводить примеры культурных достижений и традиций первых цивилизаций;
Давать характеристику политическому и экономическому развитию первых цивилизаций.
Основные положения
Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности западной цивилизации.
Вопросы для самоконтроля:
1 Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?
2 Каковы причины возникновения первых государств?
3 Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?
4 В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления?
5 Какие черты восточного общества были восприняты греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи?
Раздел 3 Цивилизации Запада и Востока в Средние века
Тема 3.1 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века
Студент должен:
Знать:
Периодизацию истории стран Востока в Средние века;
Правящие династии Древних Китае и Индии
Уметь:
Объяснять основные положения конфуцианства и буддизма;
Приводить примеры культурного наследия стран Востока.
Основные положения
Китайско-конфуцианская цивилизация. Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии,столицы, границы. Роль исторических традиций для китайского средневековья. Нашествие на Китай в IV – XIII в.в.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.Периодизация средневековой истории Индии,правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. Особенности распространения буддизма.
Тема 3.2 Становление западноевропейской средневековой цивилизации
Студент должен:
Знать:
Хронологию истории стран Запада;
Понятие Великого переселения народов;
Понятие политической раздробленности
Уметь:
Объяснять значение и исторические результаты Великого переселения народов;
Объяснять процесс образования варварских королевств.
Основные положения
Хронологические рамки западного Средневековья. Встречаантичной цивилизации и варварского мира.Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. – Vв. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Процесс христианизации варварских королевств. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы в VIII – XIв.Политическая раздробленность и ее причины.
Вопросы для самоконтроля:
1 Какими были социально-экономические и внутриполитические причины кризиса Римской империи?
2 В чем состояли причины Великого переселения народов?
3 В какой сфере жизни средневекового общества наследие античности сказалось в наибольшей степени?
4 Какие народы участвовали в создании средневековой западноевро-пейской цивилизации?
5 Какова роль христианства в зарождении европейской цивилизации?
6 Каковы причины феодальной раздробленности варварских королевств?
Тема 3.3 Арабско-мусульманская цивилизация
Студент должен:
Знать:
Понятие ислама;
Уметь:
Объяснять возникновение ислама;
Называть особенности исламского государства;
Характеризовать исламское государство;
Оценивать влияние ислама на государства Востока
Основные положения
Возникновение ислама. Мухаммед. Суть ислама как вероучения. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу XVв.
Вопросы для самоконтроля:
1 Каковы основные положения мусульманского вероучения?
2 Каковы характерные черты исламской цивилизации?
3 Каковы причины успешных завоеваний арабов?
4 В чем причины распада Арабского халифата?
5 В чем сказалось влияние исламской цивилизации на другие страны?
Тема 3.4 Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации
Студент должен:
Знать:
Периодизацию истории Византии;
Понятие православия.
Уметь:
Объяснять влияние античного наследия на культуру Византии;
Называть особенности византийского государства;
Оценивать влияние Византии на соседние государства
Основные положения
Рольантичных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийское государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии.
Вопросы для самоконтроля:
1 В чем выражалось влияние античного наследия на историю и культуру Византии?
2 Какова роль императорской власти и православной церкви в жизни византийцев?
3 В чем состояло отличие восточного и западного христианского миров?
4 Как складывались отношения между Византии и славянами?
5 Каковы причины гибели Византии?
Тема 3.5 Расцвет западноевропейской цивилизации
Студент должен:
Знать:
Понятия феод, вассальные отношения;
Основные средневековые сословия;
Особенности средневековой цивилизации Европы;
Периодизацию средневековой истории Европы.
Уметь:
Характеризовать средневековый город;
Объяснять взаимодействие церкви, государства и общества;
Приводить примеры социальных конфликтов;
Оценивать значение крестовых походов в истории средневековья.
Основные положения
Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Аграрный характерсредневековой цивилизации. Феномен средневекового города. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западно-христианской цивилизаций. Взаимное влияние
в материальной жизни, науке, культуре.
Вопросы для самоконтроля:
1 Назовите основные черты феодализма. В чем причины феодальной раздробленности?
2 Охарактеризуйте положение средневековых сословий. Каковы были их привилегии и обязанности?
3 Какова была роль христианской церкви и папства в средневековой Европе?
4 В чем состояли причины крестовых походов?
Раздел 4 История России с древнейших времен до конца XVII века