Мотив цель средства действия результат. Потребности – мотив – цель – задачи – действия – операции (способы) – действия контроля и оценки

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию.

Цель – осознанный образ ожидаемого результата.

Виды деятельности:

Труд – вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Общение- процесс взаимодействия людей, заключающийся в восприятии и понимании и в обмене информации (коммуникации)

2. По направленности: духовная , практическая , творческая , управленческая .

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Эвристика – наука, изучающая творческую деятельность.

Потребности человека – переживаемая или осознаваемая нужда в чем-либо.

Потребности:

биологические , социальные , идеальные.

Потребности по А. Маслоу.

1.Физиологические, 2.Экзистенциальные , 3.Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные

Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

Потребности каждого уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Интерес – осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям, имеющих для них важное общественное развитие. Интересы являются побудителями к различным видам деятельности.

Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность различных видов деятельности.

Способности имеют биологическую основу.

Талант - совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной и значимостью.

Гениальность высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Гениальность - культурное явление человеческой природы.

«Сознательное» и «бессознательное» - это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными . Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. (З. Фрейд ).

Бытие – что-либо сущее, существующее вообще (бытие изучает раздел философии онтология ).

Формы бытия : материальное бытие, духовное бытие, человеческое бытие, социальное бытие.

Духовный мир человека (микрокосм ) – сложная система внутреннего мира человека, элементами которого являются духовные потребности, мысли, чувства, мировоззрение, эмоции, ценности и т. д.

Познание.

Познание – процесс, направленный на получение знания.

Знание объективная реальность, данная в сознании человека. Знания – результат познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.

Гносеология – наука о познании.

Гностицизм (гностики) – считают, мир познаваем (Платон, Сократ, К. Маркс, Г. Гегель).

Агностицизм (агностики) – мир познаваем в ограниченных пределах или непознаваем (И. Кант).

Типы познания: чувственное и рациональное .

Формы чувственного познания:

Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.

Восприятие – целостный чувственный образ предмета, явления.

Представление – чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.

Формы рационального познания:

Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.

Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение – форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.

Две теории на типы познания:

1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт (Т. Гоббс, Д. Локк).

2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант)

Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.

Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.

Цель познания – получение истины.

Истина знание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.

Рассмотрим логику построения ТМПИ на примере инвестиционной де­ятельности. Нас интересует, кто именно (какие категории населения), куда конкретно, сколько, почему и с каким результатом будет инвестировать свои деньги. При построении теоретической модели предмета исследования соци­олог должен выделить не только субъект социального (или экономическо­го) действия, но также мотивы, средства и объект.

Субъект действия включает несколько категорий населения, в частности, бедные, средние и зажиточные слои, а если есть такая надобность, то и пен­сионеров как самостоятельную группу. Для каждой категории выстраивается собственный список мотивов, который обнаруживается в предварительном исследовании. Средством действия выступают деньги, которые население кладет в сберегательные и коммерческие банки. Банки выполняют функцию объекта действия. Если ставится широкая цель, то необходимо учитывать все категории банков, к которым обращается население, и во всех типах населен­ных пунктов, прежде всего, конечно, в средних и крупных городах.

Итак, в теоретической модели социального действия (рис. 16) есть субъект (какие категории населения инвестируют деньги, средства (что вкладывает­ся), мотивы (сознательно выбранные цели) или причины поведения (почему вкладывают), объект действия (сберегательные и коммерческие банки), резуль­тат действия (получили свою прибыль разные группы населения или они про­играли, какую пользу получила национальная промышленность и т.д.).

В теоретической модели связи между понятиями, описывающими конк­ретные явления, имеют гипотетический характер. Иными они и быть не могут. В начале научного поиска ученый может только предполагать, какой может быть реальность, с которой ему вскоре предстоит столкнуться. Таким образом, научные гипотезы указывают на характер связи между понятиями.

Чем больше гипотез и чем больший круг понятий они между собой увязыва­ют, тем плотнее ткань нашей теории. Мы, к примеру, можем предположить, что богатые вкладывают более крупные суммы, и не только в отечественные банки. В этой гипотезе увязаны три понятия: субъект, средство и объект дей­ствия. Похожие гипотезы мы выдвигаем относительно других категорий населения. Затем мы увязываем мотивы и субъекты. Гипотеза, связывающая объект и результат действия, может звучать так: государственные банки пред­лагают меньший процент, но вклады в них для населения имеют большие гарантии возврата. Или: государственные сбербанки в условиях гиперинф­ляции предлагают такие низкие проценты по вкладам, что они не покрыва­ют потери от обесценивания денег. Возможны, разумеется, и другие гипо­тезы. Часть из них социолог смело заимствует из чужих исследований, ука­зывая, кто и когда их проверил, на какой выборке и в какой исторический период они действительны. Чем больше заимствованных гипотез, тем меньше приходится изобретать свои. Чрезмерно большое число гипотез также недо­пустимо, как и чрезмерно маленькое. На подтверждение одной сложной ги­потезы может работать половина вашей теории, в то время как небольшие гипотезы можно проверить одним-двумя анкетными вопросами.

Рис. 16. Теоретическая модель предмета исследования. В ее основе лежит схема

социального действия

В процессе исследования социолог обнаружил, что различные категории населения инвестируют деньги с разными целями. Иными словами, к конк­ретному экономическому действию их подталкивают разные мотивы. Пен­сионеры несут деньги в банк, надеясь скопить их на черный день, богатые - получить приличную прибыль и завести собственное дело, средний класс обращается к сберегательным институтам для того, чтобы свободные в дан­ный момент времени деньги через год-два, в ситуации жесткой инфляции, если не принесли небольшой процент, то хотя бы не обесценились.

Если, опираясь на здравый разум, вы предполагаете, что бедные не станут инвестировать экономику, то вы тем самым закладываете в теоретическую мо­дель ложную посылку, которая противоречит фактам реального поведения лю­дей. Известно, что финансовые пирамиды первой половины 90-х гг. в России сколачивали свое несметное состояние благодаря среднему и низшему клас­су, а не богатым, которые знали сомнительность этих финансовых институ­тов. Стало быть, с деньгами в банки шли простые люди. На что они надеялись? Они, как им и обещали, предполагали получить от 300 до 400% прибыли бла­годаря удачному вложению банком своих денег в национальную экономику. Так или иначе, народ инвестировал экономику. Другое дело, что его ожида­ния обманулись. А параллельно простым гражданам ловкие бизнесмены за гроши приватизировали крупные предприятия. К концу 90-х гг. значительная часть промышленности, прежде всего прибыльные предприятия, была расхватана (другого слова здесь не подобрать) кучкой российских олигархов. Кто они? Очень богатые люди. Что они делали? Инвестировали свои капиталы в про­мышленность, покупая собственность. Стало быть, в российскую экономику инвестировали свои деньги все слои населения, а не исключительно богатые. Правда, делали они это по-разному и в разной форме. Вот что предстоит на самом деле выяснить социологу в эмпирическом исследовании.

Цель - это то, к чему стремится человек, для чего он работает, за что борется, чего хочет достичь в своей деятельности. Без цели сознательная деятельность невозможна.

Цели человеческой деятельности возникли и развивались исторически, в процессе труда. Они порождаются общественной жизнью, условиями, в которых живет человек. Они зависят от исполняемых человеком ролей, общественных поручений, от его развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкими и отдаленными. Отдаленная цель реализуется через достижение ряда ближайших, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к ее осуществлению в перспективе.

Общественно важная, содержательная цель становится источником активности личности. Только большая цель рождает большую энергию. Такая цель вызывает единство умственной, эмоциональной и волевой деятельности, целенаправленной сосредоточенности сознания на поставленных целях. "Рефлекс цели", как писал И.П. Павлов, имеет огромное жизненное значение, он является основной формой жизненной энергии человека.

Жизнь красива и сильна у тех, кто все время стремится к определенной цели. Как только исчезает цель, жизнь становится бесцветной и скучной.

Мотив - это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связанны с его органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, направленность личности на определенные объекты с целью познания и овладения ими.

Побуждениями к деятельности могут быть материальные потребности (потребности в пище, одежде, жилье) и духовные, культурные потребности (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близкой (осуществить желательное в ближайшем времени) и отдаленной (когда осуществление желательного планируется на длительное время).

Различают мотивы и по уровнем осознания. Бывают ярко и четко осознанные мотивы - обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и др. Но во многих случаях действуют неосознаваемые побуждения, например, привычки, предубежденное отношение к определенным фактам жизни, людям и т.п. Однако, независимо от меры осознания мотива деятельности, он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы понуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой - они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, в которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения - производственные, умственные, эстетические, спортивные.

МОТИВАЦИЯ

У психологической теории деятельности есть операционально – техническая сторона: деятельность – действие – операцияи есть сторона мотивационная: мотив – цель – задача.

Каждая отдельная деятельность побуждается мотивом . Мотив - предмет потребности, то, ради чего осуществляется та или иная деятельность. Предмет деятельности может быть как вещественным и данным в восприятии, так и идеальным. Нас окружает огромное множество объектов, и часто в нашем сознании присутствует множество идей. Объект становится мотивом, когда он отвечает нашей потребности. Процесс встречи потребности с предметом получил название опредмечивания потребности. Потребность предмет мотив .

Побуждаемый тем или иным мотивом к деятельности, субъект ставит перед собой определенные цели, т.е. сознательно планирует своими действиями достичь какого-либо желаемого им результата. Цель - это образ желаемого, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения деятельности; постановка цели означает активное начало в субъекте: человек не просто реагирует на действие стимула, а активно организует свое поведение. Действия диктуются логикой социальной и предметной среды, то есть в своих действиях человек должен учитывать свойства предметов, на которые он воздействует.

При этом достижение цели всегда происходит в конкретных условиях , которые могут меняться в зависимости от обстоятельств; цель в конкретных условиях называется задачей . Операция – способ выполнения действий.Под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства (в нашем примере - наличие или отсутствие калькулятора), так и возможности, внутренние средства самого действующего субъекта (кто-то прекрасно считает в уме, а для кого-то необходимо осуществить это на бумаге). Операции мало или совсем не осознаются, этим они принципиально отличаются от действий, которые предполагают сознательный контроль за их выполнением. Например, когда вы записываете лекцию, то совершаете действие: вы стараетесь понять смысл высказываний преподавателя и зафиксировать это на бумаге. В процессе этого действия вы выполняете операции. Так, написание любого слова состоит из определенных операций: например, чтобы написать букву «а» нужно выполнить овал и крючок, вы это делаете автоматически. Но например, для первоклассника написание буквы «а» есть действие, так как перед ним стоит цель овладеть способом написания этой буквы.

Самый низкий уровень в строении деятельности – это уровень психофизиологических функций. Объект, который осуществляет деятельность, обладает высокоразвитой нервной системой, сложным опорно-двигательным аппаратом, развитыми органами чувств. Под психофизиологическими функциями понимается физиологическое обеспечение психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способность к ощущениям, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная (двигательная) способность и др.

Как же узнать, где мы имеем дело с действием, а где с деятельностью . А.Н.Леонтьев: деятельность – такие процессы, которые характеризуются тем, что мотив совпадает с целью. Для иллюстраций этого положения он приводит следующий пример. Учащийся, готовясь к экзамену, читает какую – либо книгу. Допустим, к нашему учащемуся зашел товарищ и сказал, что эта книга к экзамену вовсе не нужна. Что будет делать наш знакомый? Здесь возможны два варианта: либо учащийся охотно отложит книгу, либо будет продолжать читать. В первом случае мотив не совпадает с целью. Объективно, чтение книги направлено на то, чтобы узнать ее содержание, получить новое знание. Однако мотивом является не содержание книги, а сдача экзамена. Поэтому здесь мы можем говорить о действии, а не о деятельности. Во втором случае, мотив совпадает с тем, на что направлено чтение: мотив здесь - узнать содержание книги само по себе, безотносительно к сдаче экзамена.

Термин «потребность» появился только в 1938 году у Генри Мюррея.

Потребность – это форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности. Потребность как внутренняя сущностная сила организма побуждает его к осуществлению качественно определенных форм активности (деятельности), необходимых для сохранения и развития индивида и рода. (Д.А. Леонтьев)

Потребности характеризуются: предметностью; они всегда являются потребностями в том или ином предмете (ситуации). Важная характеристика потребностей – их специфическая динамика, т.е. способность актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь. Благодаря своей предметности потребности приобретают сигнальный характер, т.е. могут регулироваться с помощью внешних и внутренних сигналов.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это внутреннее, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным в конечном счете на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или собственной личности. Мотив – это то, что организует какую – то деятельность.

Источники мотивации :

– в самом субъекте (в потребностях, в инстинктах, во влечениях, в драйвах, в когнитивных процессах, в смысловых и целевых структурах)

– во внешнем мире (в ситуациях; К. Левин)

– в процессах взаимодействия субъекта с внешним миром

Функции мотива :

1) Направляющая функция мотива . В юношеском возрасте весьма сильна потребность любить и быть любимым. Человек (пока не появился мотив) пока потребность не опредметилась в определённом человеке, он ведёт активный образ жизни посещает всякие вечеринки и другое, где в принципе возможна встреча своей потребности. Как только появляется мотив, формируется предмет потребности, то поведение сразу становится направленным

2) Смыслоообразующая функция мотива . Для того, чтобы говорить про функцию смыслообразования, следует говорить о том, как организована мотивационная сфера человека, какая у неё структура. И животное, и человек нередко оказываются в ситуации конфликта мотивов – когда одновременно возникает несколько побуждений. Первые стали изучать конфликт мотивов бихевиористы. Они изучали силу мотива, сталкивая мотивы друг с другом. Например, голодная крыса, перед ней коридор, а по полу коридора пропущен электрический ток. В конце коридора (она видит это) стоит кормушка с едой. Одновременно действуют 2 мотива – пищевой и желание (избегание) боли. Какую силу тока собирается терпеть крыса, пробегая по этому коридору, это будет показателем силы пищевого мотива. Животное, оказываясь в ситуации конфликта мотивов, тоже как-то решает эту ситуацию. Но всегда это решение зависит от одного показателя, а именно от силы побуждения (от силы этого мотива). Каждый раз это животное решает, чего оно больше хочет – избежать боли, пить, есть, спать и так далее. Побеждает тот мотив, который более силён. Поэтому поведение оно не имеет упорядоченного характера.

У человека каждый раз побеждает не тот мотив, который более силён – а тот, который более важен. У человека иерархия мотивов образованы специфическим образом. Эту организацию Леонтьев назвал иерархией мотивов . Такая лестница, в которую выстраиваются все мотивы в зависимости от их значимости. Неважно то, что находится на нижних этажах этой лестницы, победит то, что более значимо. Например, студент сидит на лекции, он хочет спать, хочет есть, а слущать лекцию практически не хочет, но тем не менее он не убегает с лекции, а досиживает до конца. Это означает, что познавательная или социальная мотивация является более значимой. Человек не рождается с уже готовой иерархией мотивов. Она формируется постепенно в ходе онтогенеза.

Этапы формирования иерархии мотиво в :

1. Первое рождение личности , когда формируется сама эта иерархия. Но эта иерархия формируется под влиянием того, кто воспитывает ребёнка, кто находится в его ближайшем окружении и формирует определённые воспитательные действия. При обучении мы даём знания, а при воспитании мы формируем мотивационную сферу.

Феномен горькой конфеты . Сигнализирует о появлении социальных мотивов (если бы не было – взял бы и съел без зазрения совести и не огорчался бы, либо уже не стал нарушать правила). Сам по себе феномен горькой конфеты говорит, что, во – первых, появляются социальные мотивы, во-вторых, начинается их конфликт. Вот этот конфликт – столкновение мотивов – начало построения иерархии. Самой иерархии в этот момент ещё нету. Есть начало этого построения. Значит, это первое рождение личности. Феномен горькой конфеты не был обнаружен на некоторых группах детей, но мы его очень часто видим у взрослых, потому что были незаслуженные пятерки, обманом полученные награды.

Мотив – форма связи человека с внешним миром, когда появляются новые виды деятельности, появляются новые мотивы. Человек постоянно находится в этом конфликте в ситуации выбора между мотивами, в ситуации построения и перепостроения своей иерархии мотивов, которая очень часто строится не по типу пирамиды личность (есть один базовый мотив – ведущий, а остальные подчинённые). Чаще всего у человека таких вершин (базовых мотивов) несколько – любовь, дружба, дети, работа, самоактуализация и творчество. Базовых мотивов много и постоянно между ними происходит конфликт, в котором личность рождается, постоянно развивается, в котором возникает необходимость снова и снова подчинять, что важнее, например, студента друг зовёт на вечеринку и говорит, что давно не виделись и необходимость подготовиться к завтрашнему семинару, на котором будет контрольная работа.

2. Второе рождение личности – новая иерархия строится, на основе самостоятельного выбора . Пубертатный период – это взрыв самосознания, и человек использует рефлексию для того, чтобы самому выстроить свою иерархию. Более высокое место занимают ведущие мотивы или более значимые мотивы. Эти более значимые мотивы обладают функцией смыслообразования , которой не обладают менее значимые. Они придают смысл всему, что попадает в поле действия смыслообразования этих мотивов.

Понятие смысла неустоявшееся, это переживание повышенной субъективной значимости предмета. Леонтьев: личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета событий, действий, которые оказались в поле действия ведущего мотива.

По функциям различают :

1) смыслообразующие мотивы – ведущие в иерархии мотивы;

2) мотивы – стимулы, которые могут порождать эмоции, но они не могут придавать личностный смысл тому, что связано с реализацией данного мотива.

Например, ведущий мотив у человека – профессиональное становление. Он выбирает между работами, каждая из которых сулит ему невероятный рост как профессионала. В таком случае он начинает ориентироваться на мотивы – стимулы, которыми могут быть расположение места работы, оплата, отношения в коллективе. Вот эти мотивы-стимулы они могут порождать очень сильные эмоции. Но вот смысл они не формируют.

3)Структурирующая функция мотива . Мотивы могут структурировать деятельность. Для этого надо вспомнить, что в деятельности крое мотивов есть цели. Цель как сознательный образ желаемого результата или осознанный образ будущего результата. Для цели самое главное – это осознанность. Мотивы они связаны с целью, но между ними нет прямого соотвествия. Леонтьев: мотивы побуждают к целеобразованию, но прямо цели не задают.

В зависимости, от того, какой мотив, человек может ставить себе соответствующие цели. Это очень видно. Например, ради чего человек учится – познавательная мотивация (получить знания) или социальная (получить красный диплом), чтобы порадовать родителей или приятно удивить будущих работодателей. Структурирующую функцию обычно показывали на примере мыслительной деятельности. Она очень зависит от того, ради чего человек совершает процесс мысли – ради результата, ради познания, ради социальной цели, ради того, чтобы превзойти окружающих своим умом. Когда решает творческую задачу (думая, что может быть только один ответ и решает быстро), когда хотят реализовать свой творческий потенциал (несколько ответов. решает разными способами, не обращает внимание на время). Такие цели необязательно действительно ведут к реализации мотивов. Происходит так называемая апробация цели действием, то есть человек думает, что эти цели приведут его к реализации мотива, но на самом деле они могут и не вести. Они могут так представать, как промежуточные цели к реализации мотива, только в его воображении.

Довольно наглядными являются примеры в сфере межличностных отношений. Например, молодой человек влюбляется в девушку. В данном случае его отношения с ней являются его мотивом, но он не знает, как обратить на себя внимание этой девушки, как сказать ей о своих чувствах так, чтобы добиться успеха. Его друг предлагает ему свйо способ завоевания внимания: дать ей понять, что ты востребован и очень привлекателен для всех остальных девушек, поэтому, когда предмет воздыхания подходит с просьбой списать лекцию, то он говорит, что обещал эту тетрадку той девушке, потом другой, то есть, ему как-то не до неё. Своего он добился – он показал, что он очень популярен среди противоположного пола, но ведёт ли эта цель к реализации мотива? Для какой-то девушки может и ведёт, она решит, какой он популярен и захочет, чтобы он принадлежал только ей. А кто-то скажет – нет, я не буду стоять в этой очереди, я не буду обращать на него внимания. Тогда надо будет действовать по другому пути – конфеты, признания, букеты, приглашения в кино, решение задач по математике и так далее.

4)Побудительная .

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями , требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как , а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая . Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом — , результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам , поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.