Как работать со страхами у взрослых. Как избавиться от страха раз и навсегда? «Правила игры» страха, которые нужно нарушать

Просто пытаться избежать чувства страха вряд ли возможно. Однако можно попробовать пристально посмотреть в лицо своим страхам и разобраться с ними, чтобы они легли в основу вашего будущего успеха. Читайте далее и узнайте о том, как справиться со своим страхом и двигаться навстречу достижения своих целей.

Шаги

Часть 1

Переосмыслите неудачу

    Осознайте неудачу как опыт, на котором можно учиться. Когда люди работают над совершенствованием каких-либо навыков или проектов, неудачи – неотъемлемая часть процесса обучения. Обучение требует исследовательского и творческого подхода, а и то, и другое включает в себя возможность узнать, не только как это работает, но и как это не работает. Мы не можем погрузиться на более глубокий уровень знаний без практики. Признание неудачи неотъемлемой частью процесса обучения позволяет увидеть в них подарок, а не наказание или признак слабости.

    Переосмыслите свой подход. Зачастую, когда результат не соответствует нашим ожиданиям, мы склонны считать его неудачным. Этот подход называется «все или ничего» и искажает здоровое мышление,которое побуждает нас оценивать реальность в абсолютных величинах, не скатываясь к разбору мелких деталей. В то же время если мы считаем свои результаты более или менее эффективными, с тенденцией к улучшению, у нас появляется способность работать над положительными изменениями.

    Не торопите события. Стремительный старт в любых начинаниях без должной подготовки может только усугубить ситуацию. Вам необходимо проработать свои страхи и переосмыслить свои неудачи в естественном для вас темпе, не заставляя себя выходить за пределы своей зоны комфорта слишком далеко.

    • Постарайтесь выявить маленькие шаги, которые вы можете предпринимать на пути к своей цели и чувствовать себя при этом комфортно.
    • Подумайте о любых долгосрочных целях с точки зрения подхода маленьких шагов, выполнить которые вы можете уже сейчас.
  1. Будьте к себе добры. Не высмеивайте свои страхи, для них есть свои причины. Работайте со своими страхами, относитесь к себе со снисхождением и пониманием. Чем больше вы будете видеть, почему вас мучает тот или иной страх и где его корни, тем проще вам будет с ним справиться.

    • Подробно опишите свои страхи в письменном виде. Не бойтесь исследовать, чего именно вы боитесь и почему.
    • Примите тот факт, что эти страхи – часть вашей личности. Признание своих страхов поможет вам обрести над ними контроль.
  2. Делайте записи. Способность учиться на прошлом опыте – один из ключевых факторов успеха в будущем. Тщательно фиксируйте все то, что у вас получилось, а что нет и почему. Планируйте свои действия в будущем в соответствии с тем, чему вы научились из прошлого опыта.

    • Совершенствуйте свои планы на будущее на основании того, что уже получилось, а что нет – это поможет снизить уровень страха перед неудачей.
    • Научитесь ценить неудачи. Неудачи несут в себе не менее ценную информацию, нежели успех.
    • Неудачный опыт позволит вам понять, что именно послужило причиной неудачи, и избежать повторной ошибки в будущем. Несомненно, вы еще столкнетесь с трудными задачами, преградами и заминками, но с имеющимися у вас знаниями вам всякий раз будет легче их преодолевать.

    Часть 2

    Проработайте свой страх неудачи
    1. Взгляните пристальнее в лицо своему страху неудачи. Нередко страх неудачи дает лишь общее представление о том, чего мы боимся в действительности. Если исследовать этот страх, можно обнаружить, что под ним скрываются совершенно иные страхи. И лишь обнаружив их, можно с ними работать и от них избавляться.

      Старайтесь не персонализировать неудачу и не делать необоснованных обобщений. Если вы потерпели неудачу в каком-то деле, очень легко принять отсутствие успеха в этом отдельном случае за неуспешность в целом. Можно также взять конкретный пример неудачи и распространить выводы на всю свою жизнь и самого себя. Когда результаты не соответствуют тому, на что вы надеялись, не стоит думать: «Я –неудачник» или «Я вообще ничего не стою». Несмотря на то, что люди часто думают именно так, это, во-первых, не полезно, а во-вторых – неправда.

      • Исследуйте сценарий в своей голове по поводу того или иного события. Мы часто позволяем своим мыслям следовать предсказуемым и при этом нездоровым сценариям. Например, если вы работаете над изобретением и вот уже 17-я попытка закончилась полным провалом, есть риск попасть в ментальную ловушку и сказать себе: «Ну да, конечно, у меня это никогда не выйдет, я полный неудачник». Факты данной ситуации говорят о том, что не удалась конкретно эта попытка. Факты не говорят ничего о том, какой вы человек, или о том, насколько вероятен успех. Научитесь отделять факты от своих внутренних сценариев.
    2. Откажитесь от перфекционизма. Некоторые люди считают, что перфекционизм стоит в одном ряду со здоровыми амбициями или стандартами качества. На самом деле все обстоит ровно наоборот, и перфекционизм может стать причиной неудачи. Перфекционисты, как правило, одержимы страхом неудачи. Нередко они склонны расценивать все, что не соответствует их неоправданно завышенным стандартам, как «неудачу». Это может привести к прокрастинации, поскольку постоянно переживая за недостаточный уровень качества своей работы, можно никогда ее не закончить. Устанавливайте для себя здоровые амбициозные стандарты и признайте, что будут времена, когда ваши результаты не будут им соответствовать во всей полноте.

      Поддерживайте позитивное настроение. На неудачах прошлого очень легко зациклиться и тем самым остановить свой путь к успеху. Вместо того чтобы постоянно думать о том, как плохо все получилось, сконцентрируйтесь на том, что получилось хорошо и чему вы можете научиться.

      • Даже если конечная цель не была достигнута, все равно можно считать этот опыт успешным, если вам удалось извлечь из него для себя какие-либо уроки.
      • Концентрация внимания исключительно на негативных аспектах приведет к тому, что вы будете видеть всю ситуацию исключительно в негативном свете.
      • Концентрируясь на успехе и положительных аспектах опыта, вы поймете, что именно получается, и сможете лучше подготовиться в будущем.
    3. Не переставайте развиваться. Если вы боитесь неудачи при выполнении как новой задачи, так и уже знакомой работы, стоит поработать над своими навыками, которые требуются для ее успешного выполнения. Когда вы развиваете свои профессиональные навыки и видите, что становитесь компетентными в различных сферах деятельности, ваша уверенность в своих силах повышается. Признайте, что именно у вас хорошо получается, и определите сферы своего развития.

      • Повышайте уровень уже наработанных навыков. Следите за новыми разработками и лучшими практиками в своей профессиональной сфере.
      • Осваивайте новые навыки. Осваивая новые навыки, вы обогатите свои умения и лучше подготовитесь к многообразию ситуаций, способных возникнуть на пути достижения целей.
    4. Предпринимайте действия. Единственной настоящей неудачей можно считать только отсутствие даже попыток что-то сделать. Первый шаг, как правило, самый трудный. Но он же самый важный. Бояться и испытывать дискомфорт, начиная что-либо новое, совершенно естественно. Для того чтобы снизить уровень этого дискомфорта, можно тоже предпринять несколько шагов.

      Откройтесь навстречу неудачам. Активный настрой на принятие своих неудач позволит вам убедиться, что неудачи не так уж страшны, как вы привыкли об этом думать. Подобная психологическая техника известна как экспозиционная терапия и используется для снижения уровня страхов в жизни. Подобная практика подарит вам опыт преодоления страха или дискомфорта и продемонстрирует вашу способность переживать подобные эмоции и добиваться успеха.

    Часть 3

    Преодолейте вызванную страхом панику
    1. Осознайте свою панику. Иногда страх неудачи провоцирует в нашем теле реакции, близкие к панике или паническим атакам, вызываемым другими страхами. Первый шаг к преодолению панической атаки заключается в осознании ее симптомов. Обратите внимание на следующие симптомы:

      • Учащение сердцебиения или нарушение сердечного ритма.
      • Затрудненное дыхание или перехватывание горла.
      • Ощущение покалывания, дрожь или повышенное потоотделение.
      • Головокружение, подташнивание или предобморочное состояние
    2. Начните глубоко дышать. Во время панической атаки ваше дыхание сводится к быстрым коротким вдохам и выдохам, которые лишь способствуют поддержанию панического состояния. Начните управлять своим дыханием, вдыхайте глубоко и медленно, стараясь вернуться к своему естественному ритму.

      • В течение пяти секунд дышите медленно через нос. Для вдоха используйте не грудь, а диафрагму, то есть во время дыхания подниматься должен желудок, а не грудная клетка.
      • Выдыхайте в том же медленном темпе, так же через нос. Убедитесь, что выдыхаете полностью весь воздух, при этом сконцентрируйтесь на счете до пяти.
      • Повторяйте этот дыхательный цикл до тех пор, пока не почувствуете, что успокоились.
    3. Расслабьте мышцы. Ваше тело во время панической атаки испытывает напряжение, и это напряжение лишь усиливает чувство тревоги. Работайте над снятием мышечного напряжения: намеренно сжимайте и разжимайте мышцы тела.

      • Ускоренная техника релаксации всего тела заключается в поочередном напряжении и расслаблении всех мышц тела одновременно.
      • Добиться более полного расслабления можно поочередными упражнениями. Начните со ступней. Максимально напрягите мышцы ступней, задержите на несколько секунд, а затем расслабьте. Двигайтесь вверх по телу, поочередно напрягая и расслабляя разные мышцы: икр, бедер, живота, спины, груди, плеч, рук, шеи и лица.

    Часть 4

    Боритесь с негативным мышлением
    1. Попробуйте использовать технику СТОПП (STOPP). Этот полезный акроним поможет вам научиться справляться с мгновенной реакцией страха на ситуацию. Как только у вас появляется страх неудачи, практикуйте следующее:

      • С – С-той, что ты делаешь! - Что бы вы ни делали в этот момент, остановитесь и сделайте шаг назад, отстранитесь от ситуации. Дайте себе немного времени на то, чтобы подумать, прежде чем реагировать.
      • T – Т-олько глубокое дыхание. – Уделите пару минут для того, чтобы успокоиться с помощью глубокого дыхания. Благодаря этому упражнению ваш мозг насытится кислородом и поможет вам начать более ясно мыслить, прежде чем принимать какие-либо решения.
      • O – О-глянись, что происходит? – Понаблюдайте за происходящим. Задайте себе несколько вопросов. Что происходит у вас в голове? Что вы чувствуете? Какой «сценарий» прокручивается у вас в голове в этот момент? Вы размышляете над фактами? Вы придаете больше веса мнениям? На чем вы сосредоточены?
      • П – П-ерспектива и еще раз перспектива. – Попробуйте представить ситуацию с перспективы незаинтересованного наблюдателя. Что он увидит в этой ситуации? Есть ли другой способ справиться с ситуацией? Насколько значима данная ситуация в общей жизненной картине – будет ли это вообще иметь значение неделю или полгода спустя?
      • П – П-родолжай держаться своих принципов. – Держитесь того, что вы знаете и в чем убеждены. Делайте то, что наиболее соответствует вашим ценностям и целям.
    2. Бросьте вызов негативному внутреннему диалогу. Очень часто мы сами для себя – самые жестокие критики. Возможно, вы обнаружите, что ваш внутренний критик всегда вами недоволен и убеждает вас в чем-то типа «Я недостаточно хороший» или «У меня это никогда не получится», или «Мне не стоит даже пытаться». Как только вы поймаете себя на подобных мыслях, бросьте им вызов. Это нездоровое и, более того, ложное мышление.

      • Представьте, как бы вы утешали своего друга, будь он на вашем месте. Представьте, что в вашей ситуации оказался ваш друг или близкий человек. Возможно, ваша подруга боится уйти с работы, чтобы реализовать свою мечту стать музыкантом. Что бы вы ей сказали? Вы тут же представили бы, что у нее ничего не получится? Или вы искали бы способы поддержать ее? Отнеситесь к себе с той же долей сострадания и веры, которую вы готовы продемонстрировать по отношению к своим близким.
      • Обратите внимание, если вы склонны к обобщениям. Возможно, вы смотрите на конкретную ситуацию и делает слишком далеко идущие выводы? Например, если у вас не получился научный проект, не склонны ли вы транслировать эту неудачу на все остальные аспекты своей жизни? Не ставите ли вы сразу на себе крест: «Я неудачник»?
    3. Не катастрофируйте ситуацию. Катастрофируя ситуацию, вы попадаете в ловушку предположений, что с вами обязательно случится худшее из возможного. Вы позволяете своему страху влиять на ваши мысли, которые начинают метаться в панике и делать нелогичные скачки. С этим можно научиться справляться, используя техники замедления и вопросы, направленные на логическое доказательство безосновательности ваших предположений.

      • К примеру, вы волнуетесь, что если смените специализацию в университете на более вам интересную, вы рискуете не сдать экзаменов. Дальше начинается катастрофизация: «Если я не сдам экзамены, я вылечу из университета. Никогда не найду работу. Мне придется всю жизнь жить с родителями и есть китайскую лапшу. Я никогда не смогу завести семью и детей». Очевидно, что здесь приводится радикальный вариант накручивания мыслей, но это хороший пример того, насколько страх способен увести нас в крайности.
      • Постарайтесь переключиться на перспективу. К примеру, если вы боитесь поменять специализацию из страха неудачи, подумайте вот о чем: что самое худшее может с вами случиться и какова вероятность, что это действительно произойдет? В данном примере худшее, что с вами будет, это то, что вы не станете выдающимся химиком (или какой там предмет вас привлекает) и получите пару троек на экзаменах. Это не катастрофа. Можно столько всего предпринять, чтобы преодолеть эти неприятности – нанять репетитора, усерднее учиться и пообщаться с преподавателями.
      • Гораздо более вероятно, что поначалу вам будет сложно вникать в предмет, но вы его изучите, разовьете новые навыки и окончите университет со счастливой мыслью, что смогли пойти за мечтой.
    4. Осознайте, что ваш самый жестокий критик – это вы сами. Страх неудачи может произрастать из убеждения, что окружающие пристально наблюдают за каждым вашим шагом. Вам может казаться, что как только вы слегка поскользнетесь, все тут же это заметят и будут говорить об этом на всех углах. Однако действительность заключается в том, что большинство людей гораздо больше заняты собственными проблемами и вопросами, и у них просто нет времени уделять внимание всему, что вы там делаете.

      • Обратите внимание на доказательства, опровергающие ваши предположения. Например, вы можете переживать по поводу предстоящей вечеринки, потому что вам кажется, что вы обязательно ляпнете что-нибудь не то или неудачно пошутите. Этот страх может вам полностью испортить общение с окружающими. Однако ваш собственный предыдущий опыт и опыт других людей может помочь вам преодолеть этот страх.
      • Например, можно вспомнить ляпы своих друзей и знакомых. Вам гарантированно придет на ум пара примеров, когда кто-то совершил промах на публике. Значит ли это, что теперь они всеми отвергнуты и их считают неудачниками? Скорее всего, нет.
      • В следующий раз, когда вас посетит страх неудачи и осуждения, напомните себе: «Все ошибаются. Я разрешаю себе допускать ошибки и промахи и выглядеть глупо. От этого я не стану неудачником».
      • Если вы сталкиваетесь с людьми, склонными к жесткой критике и осуждению, осознайте, что проблема заключается в них, а не в вас.
    • Большие проекты могут выглядеть устрашающе. Начните с планирования простых шагов, которые вы точно можете выполнить.
    • Если вы учитесь на собственном опыте, это тоже можно считать успехом.
    • Будьте к себе снисходительны, страхи есть у всех.

Откуда берутся наши страхи ?

По какой причине они тормозят активность и разрушают цели?

Чего люди боятся больше всего? И самое главное: как избавиться от страха ?

Все люди, начиная с детства, оказываются буквально пропитаны самыми разными страхами . Их инициируют родители, друзья, учителя – самое близкое окружение. А со временем и сам человек, не отдавая себе в этом отчета, начинает бояться чуть ли не каждого своего решения и сделанного шага.

Чувство страха и тревоги имеет над человеком такую сильную власть, что может как стать двигателем его развития, а может и наоборот, парализовать на пути к достижению цели.

И понять, встретиться «лицом к лицу» со своими страхами – большой и серьезный шаг на пути к тому, чтобы излечить страх. Чтобы познакомится с тем, что пугает, узнать, что лежит в основе страхов, необходимо коснуться одной важной темы, без которой понятие «страх» будет раскрыто не полностью — темы потребностей.

Потребности — то, без чего ни один человек не может выжить. Именно потребности движут человеком, заставляют изучать новый материал, выходить из зоны психологического и физического комфорта, осваивать навыки, тонкости коммуникации, исследовать территории. Без потребностей нет человека, вот почему важно знать, учитывать и своевременно удовлетворять их.

Каким образом потребности связаны со страхами? Самым прямым. Потребность в чем-либо – это нужда, ощущение, что без желаемого и необходимого не выжить. А если выжить, то не столь комфортно, как хотелось бы.

Потребности напрямую связаны с желанием жить и быть признанным этим миром. И риск того, что потребности не будут удовлетворены, рождает в человеке стойкое чувство страха и тревоги .

В идеале потребности должны быть своевременно и полноценно удовлетворены. В этом случае человек будет чувствовать себя комфортно, ощущать себя здоровым и иметь возможность двигаться еще дальше – за границу удовлетворения потребностей.

Навигация по статье «Как избавиться от страха и научиться жить полной жизнью»:

О каких именно потребностях идет речь?

Выделяют 2 основные группы потребностей:

  1. биологические – в эту группу входит потребность в биовыживании;
  2. социальные – потребность в общении, качественном эмоциональном контакте, в адекватной социализации, в получении и осмыслении новой информации.

Предлагаю остановиться на каждой группе потребностей подробнее.

По-простому эта потребность выражается в желании жить. Своевременно получать еду, чистую воду, чувствовать себя в безопасности, ощущать себя здоровым. Биологические потребности закладываются довольно рано — в младенческом возрасте. В норме насыщаются до 3 лет.

Так, если в детстве человек не испытывал продолжительных лишений в виде голода, холода и не встречался постоянно с ситуациями, угрожающими его жизни, он вырастает с внутренней убежденностью, что ему всегда будет, что поесть, где жить, как заработать.

Он базово уверен, что все это – естественные для него условия жизни, на них необходимо работать, но за них не нужно бороться. Вследствие этого такой человек может без чувства страха и тревоги заниматься своим развитием, карьерным ростом, отношениями и не бояться того, что ему не хватит ресурсов.

Если же по каким-либо причинам физиологические потребности не были удовлетворены, например, семья жила на грани выживания, в постоянной нужде или опасностях, родители постоянно испытывали чувство страха и тревоги, то ребенок вырастает психологически «голодным»: недовольным тем, что у него есть, и постоянно опасающимся за свое выживание.

Вырастая, такой ребенок направляет свою деятельность исключительно на накопление и на сохранение накопленного. Стремиться к чему-то новому для него становится практически невозможным, так все новое предполагает отмену, потерю привычного, а человек, неуверенный даже в том, что ему хватит «еды и воды», этого допустить никак не может.

Соответственно, страх, который управляет человеком на уровне биологических потребностейбиовыживательный или страх конечного.

Этот страх напрямую связан с опасением человека за свою жизнь и здоровье, со страхом смерти.

Не секрет, что каждый человек хочет, чтобы его жизнь продолжалась как можно дольше. И даже если он не вполне доволен тем, как живет, потребность в выживании занимает первое и основное место на шкале приоритетов.

Что и понятно, ведь жизнь сама по себе дает надежду на позитивные изменения, на улучшение существующей ситуации. Вот почему даже самый отчаявшийся человек склонен надеяться на лучшее — на то, что «все будет хорошо».

С одной стороны, этот жизнеутверждающий посыл придает веры в светлое будущее, но с другой – в известном смысле лишает человека активности, поскольку это «будет» зависит не столько от него самого, сколько от внешней ситуации – людей, событий, возможностей, которые принесут изменения.

Чувство страха и тревоги, связанное с биологическим уровнем, казалось бы, должно активизировать его движение и развитие (ведь чтобы жить, нужно двигаться). Но по факту этот вид страха скорее приводит к стагнации. Поскольку наивная вера «во все хорошее», которое придет само собой, помноженная на нежелание расставаться с накопленным добром только еще больше фиксирует в человека страх потерять, что имеет.

Таким «добром» может стать привычный образ жизни, лишние килограммы и проблемы со здоровьем, годами сложившиеся стереотипы, знакомые места и люди, от которых не исходит никакой вешней опасности, но и развития тоже никакого нет. Тяга к привычному и желание сохранить знакомое любыми путями – пассивная форма проявления страха конечного.

Активная же форма биологического страха возникает в периоды, когда и если жизни угрожает реальная опасность. Но поскольку современный человек живет в относительно спокойном мире, его чувство страха и тревоги за собственную жизнь трансформировалось в опасение потерять то, что уже есть .

В итоге это сделало человека зависимым и несвободным. При таком отношении к ресурсам любой свой шаг он вынужден расценивать как риск потерять: деньги, еду, жилье, отношения, привычную жизнь. Как следствие, человек психологически становится тяжелым, грузным и жадным, что моментально отражается на состоянии его сознания, тела, эмоций.

В первую очередь, попытаться заметить его проявления и признать, что он существует. Каким образом возможно увидеть в себе страх конечного? Например, вы боитесь сделать лишний шаг в новое, чего бы оно ни касалось – работы, отношений, путешествий, смены режима – чего угодно.

Именно страх шепчет вам о том, что если вы потратите время и внимание на что-то новое, например, решите освоить новый навык, поменяете место жительства, объявите о поиске или даже смене работы, партнера, жизненных приоритетов, то у вас не хватит на это времени, энергии, сил, денег, ваши близкие от вас отвернутся и т.д. Как следствие подобный страх приводит к тому, что вы оставляете все как есть.

Узнаёте себя? Хотели бы понять, что с ним делать? Предлагаю проделать психологическое упражнение, направленное на то, чтобы проработать и излечить страх конечного:

  1. По возможности сделайте так, чтобы вам никто не мешал.
  2. Приготовьте бумагу и ручку.
  3. Выпишите все ценное в вашей жизни. То, что вы боитесь потерять: деньги, еду, отношения, жилье, работу, привычный уклад жизни и т.д.
  4. Задумайтесь над тем, насколько реальны и обоснованы ваши страхи.
  5. Поразмышляйте — что вы можете уже сейчас сделать, что подстраховать себя от возможной потери? Освоить новый навык? Устроиться на дополнительную работу? Оптимизировать уже существующий график? И т.п.
  6. А теперь подумайте над независящей от вас стороной вопроса, например, вы можете быть хорошим работником, но если в стране случиться кризис, и ваша компания разорится, вы ничего не сможете с этим сделать, а значит, переживать туту не о чем. И далее в том же ключе.
  7. Вместе с тем, даже на эти случаи есть возможность повлиять: может, пришло время освоить новую профессию, чтобы никакой кризис не могут сбить вас с ног? Ведь даже там, где вы, казалось бы, не властны над общим процессом, всегда остается ваша часть ответственности — так воспользуйтесь ею для своего же блага!

Желательно проделать это упражнение несколько раз. По мере того, как вы внимательно, с толком пройдетесь по всем пунктам и найдете ответы, ваш страх конечного постепенно начнет растворяться.

Что и понятно — ведь из пассивного наблюдателя, ожидающего своей участи, вы переквалифицировались в человека, который хочет и может действовать, а действие – активное и целенаправленное, как известно, помогает избавиться от страха, не позволяя ему разрастись и поглотить вашу жизненную энергию.

Социальные потребности – это потребности в общении, в качественном эмоциональном контакте, в новой информации.

Социальные потребности выражаются в желании общаться с себе подобными, устанавливать качественные эмоциональные контакты, быть связанным с окружающими, любить и получать любовь, признание и поддержку.

Данная потребность закладывается в раннем детском возрасте и в идеале насыщается примерно до 7 лет. Полноценное насыщение напрямую связано со способностью матери принимать и любить своего ребенка безусловной любовью.

Необходимо оговориться, что способность любить безусловно в очень большой степени присуща именно женщинам, тогда как мужчины преимущественно любят за что-то – за совершенные поступки, дела, за готовность действовать.

И, несмотря на то, что безусловная любовь – одно из самых естественных проявлений отношения матери к ребенку, она заложена природой с тем, чтобы мать не бросила дитя в самый трудный для него период жизни, на поверку оказывается, что такой вид любви — огромная редкость.

Здесь срабатывает осознание необходимости стать любящей мамой как самой себе, так и своему ребенку. И удовлетворить потребность в безусловной любви и качественном эмоциональном контакте.

Чем меньше безусловной любви было в детстве, тем более эмоционально нестабильным становится человек во взрослом возрасте. Обостряется чувство страха и тревоги, неуверенность в себе, сомнения в собственных силах, человек начинает испытывать безотчетное беспокойство по любому поводу, для него становится сложной любая коммуникация, каждый сделанный выбор.

При этом человеку все время чего-то/ кого-то не хватает: еды, одежды, людей, событий, новизны и т.д. На этом фоне формируется претензия к жизни, ощущение, что все «чего-то должны».

Но чем сильнее претензия, тем меньше окружающие готовы мириться с выдвигаемыми к ним требованиями. В итоге, это еще сильнее изолирует человека от общества. И еще больше выпячиваются обиды, требовательность, жадность до чужого внимания и времени.

Неудовлетворенная потребность в качественном эмоциональном контакте приводит к неуверенности в себе, к сомнениям в собственных силах, человек начинает испытывать безотчетное чувство страха и тревоги по любому поводу, для него становится сложной любая коммуникация, каждый сделанный выбор.

Все вышеперечисленное в итоге и активизирует социальные страхи.

Социальный страх связан с жизнью в социуме, с желанием быть принятым обществом, признанным и любимым. Именно в социуме человек узнает о том, во что должен верить, по каким законам жить, в чем находить для себя добро и зло и чему соответствовать.

Социальный страх — второй по значимости, он возникает примерно с 7 лет, с момента, когда ребенок узнает об основных правилах жизни и той группы, в которой живет, о том, что может и должен делать, а чего нет.

Основа социального страха – опасение, что значимое для человека общество отвернется от него, даст понять, что со своими желаниями и целями он окажется неуместен и не нужен. Как уже было сказано выше, социальный страх берет свое начало вследствие неудовлетворения потребности в качественном эмоциональном контакте.

Чтобы излечить страх перед социумом, победить неуверенность в себе и устранить ощущение своей неуместности в обществе, важно для начала удовлетворить социальную потребность. Каким образом? Научившись выстраивать качественные эмоциональные контакты. А для этого в первую и основную очередь понять – что именно для вас важно, ценно, интересно и… искать и находить в этом единомышленников.

Ведь что такое качественный эмоциональный контакт? Это та самая близость и поддержка, которые возникают между двумя и более людьми. И получить, выстроить эту близость во взрослом возрасте можно на базе общих интересов, целей и ценностей.

Вы чувствуете, что в вашей жизни нет (мало) близких людей? В этом случае начните с того, чтобы поискать их там, где кроется ваш глубокий интерес. Пусть не сразу, со временем, но вы найдете близких по духу и занятиям людей, с которыми возможно будет завязать дружеские или даже любовные отношения.

Именно такие отношения и создадут устойчивую платформу для удовлетворения потребности в качественного эмоциональном контакте. И помогут заместить чувство страха и тревоги ощущением, что вы не одиноки, что вам есть к кому обратиться, с кем общаться и с кем разделить общие ценности и интересы.

Задавая себе этот вопрос, вы можете найти ответ, проделав следующее упражнение, которое поможет осознать себя вне социальных стереотипов и связанных с ними переживаний:

  1. Поразмышляйте и выпишите все свои социальные страхи (одиночества, бедности, обесцененности, отверженности и т.п.)
  2. Подумайте над тем, что является вашим «самым страшным страхом» (ССС), например: отвернутся близкие, у вас закончатся силы, перед вами закроются возможности, вас никто никогда не полюбит и т.д.
  3. Далее оглянитесь на свою жизнь и подумайте — а не живете ли вы уже под действием этого страха? Может, в вашей жизни и так нет людей, ситуаций, возможностей, потерять которые вы так боитесь, а потому хватит бояться и пора уже выйти и начать их искать?
  4. А теперь посмотрите в «глаза» своему ССС и скажите «я тебя не боюсь, у меня все получится!» Что это даст? Осознание того, чего вы боитесь больше всего в своей жизни дает возможность не бояться более мелких и сиюминутных страхов, отчего у вас появляются силы действовать!
  5. После того, как вы несколько раз проделаете это упражнение, вам станет очевидно, что бояться НЕЧЕГО, что развяжет руки, сделает свободнее и сильнее.

И еще один момент, помогающий излечить страх перед обществом и удовлетворить потребность в качественном эмоциональном контакте – поставить себе задачу по узнаванию самого себя.

Того, в чем вы талантливы, чем можете зарабатывать, в чем ваш интерес. А через это понять, что главные ваши ресурсы находятся не во внешнем мире, а в вас самих. И чем больше ресурсов в себе вы откроете, тем меньше причин у вас цепляться за окружение и тем больше шансов избавиться от страха, связанного с людьми.

С этой целью предлагаю проделать еще одно упражнение, направленное на понимание вами собственных сильных качеств:

  1. По возможности сделайте так, чтобы вас никто не беспокоил, приготовьте бумагу и ручку, уделите себе время.
  2. Выпишите в столбик 10 человек, которыми восхищаетесь — это могут быть любые люди: от вашего соседа по лестничной клетке до матери Терезы.
  3. После того, как список составлен, к каждому имени припишите те качества, которыми восхищаетесь в этих людях, все, что угодно: внешность, доброта, сила духа, особые способности ит.д.
  4. Отложите список на некоторое время (до 1 дня), после чего вернитесь к нему, просмотрите и при желании добавьте/ сотрите те или иные качества.
  5. Когда сможете с уверенность сказать, что ваш список готов, посмотрите вот на что: а) какие качества вы выписали более всего (по количеству); б) какие качества стоят первыми в списке.
  6. А теперь приготовьтесь к главному: все эти качества есть у вас! Просто пока они, возможно, еще не осознаны и не открыты вами. Человек не может видеть и ценить в других ничего такого, чего не было бы у него самого. А значит, основная задача — понять это и начать развивать
  7. Восхищаетесь тем, как авторы пишут свои книги? Очень вероятно, что и у вас есть подобный дар — попробуйте его воплотить. Вам нравится ваш руководитель за его харизму и нетривиальный подход к жизни? Значит, и у вас есть похожие качества, просто пока они не раскрыты. И т.д.

Точно также вы можете составить список людей, кажущихся вам «отрицательными героями». И через них понять, чего плохого и неудобного есть в вас. Так работает механизм проекции, который гласит следующее: все качества, которые есть у вас, но которые по разным причинам для вас пока не очевидны, ваша психика переводит на окружающий мир.

И увидеть их возможно, посмотрев на других людей и на те эмоции, которые они у вас вызывают. Есть эмоция (негативная или позитивная, связанная с тем или иным качеством в другом человеке), значит, качество у вас тоже есть.

Самый важный ответ на вопрос «как избавиться от страха » — узнавание себя. Приближаясь к этому знанию, вы начинаете лучше понимать и окружающий мир, законы, по которым живет общество, причины своих неудач в нем и способы выстраивать с социумом диалог такого качества, которое поможет вам реализовать себя наилучшим образом.

Как уже было сказано, страхи сопровождают человека на протяжении всей жизни, со временем становясь привычными ее спутниками. Именно страхи упрочняют границу между сознанием и телом, между вами внутренним и внешним, между «Я» вашим и «Я» окружающих людей.

Чем меньше человек понимает самого себя, свои желания, потребности, реальные и потенциальные возможности, тем меньше шансов излечить страх любого уровня – биологического или социального.

Нежелание смотреть внутрь себя и решать собственные проблемы рождает неуверенность в своих силах, недоверие к жизни и как следствие — страх перед ней. Тогда как знание себя, наоборот, проливает свет на ситуацию, позволяя приблизиться к ее позитивному разрешению.

А потому если всерьез займетесь изучением себя, вы станете готовы излечить страхи, проработать их – самостоятельно или со специалистом — и отпустить. И перед вами откроется мир более яркий, объемный и прекрасный, жить в котором станет для вас гораздо спокойнее и лучше.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

Я хочу рассказать вам на примере своего опыта, как я прорабатывала свои внутренние ограничения, свои страхи.

Моя сфера деятельности предполагает общение с большим количеством людей – я провожу вебинары. И когда я искала причины того, почему у меня всегда были проблемы с общением, почему я постоянно пряталась от людей, закрывалась от них, хоть мне есть, что им дать, то обратилась с этим вопросом к своим духовным наставникам, погрузившись в регрессию. В результате я увидела, что была лидером кого-то племени еще во времена неандертальцев. Мне верили, за мной шли, передо мной преклонялись. И на охоте на мамонта случилось непредвиденное, ситуация вышла из под контроля и мамонт просто растоптал меня. И умирая, я испытал сильнейший шок и страх за себя и тех, кого я вёл за собой. Я понял, что сделал ошибку и недостаточно просчитал ситуацию и тем самым подставил под угрозу свою жизнь и жизнь своих соплеменников. А чувствовал себя ответственным за них, за их благополучие, потому что они верили в меня. В результате я нарабатываю сильнейший страх быть первым, быть лидером, вести за собой людей. И в качестве души принимаю решение больше не лезть в первые ряды.

И в этой жизни я боялась брать на себя вообще какую-либо ответственность, не говоря уже об ответственности за чужие судьбы и жизни. Причем страх этот ассоциировался у меня со страхом смерти, потому что я умер в той жизни в момент ощущения этого страха.

И в этой жизни я всегда с самого детства старалась быть в тени, чтобы меня, не дай Бог, кто-нибудь не заметил. Я чувствовала в себе потенциал лидера, но боролась с ним и прятала глубоко от людей. Я предпочитала думать, что мне не нужно быть на виду, что для меня это не важно, как-то проявляться, ведь для меня это было страшно. Теперь я понимаю, почему мне было страшно и почему я давила в себе эти лидерские качества. Почему я испытывала панику, какую-то непонятную вину перед людьми, почему всегда была во всем виноватой. И теперь посмотрите, сколько страхов и комплексов в результате я отработала, посмотрев всего одно лишь воплощение: страх ошибки, страх ответственности, страх лидерства, страх людей, страх привлечь е себе внимание, чувство вины перед людьми. Они были так сильны, что были сравнимы со смертью.

А я долго до этого работала над собой, пыталась проработать свой страх, вплоть до прыжков с моста на резинке, но всё было тщетно. В результате я только испытала сильнейший шок, такой, что от страха всё прыгало в животе и меня трясло как осиновый лист. И я мечтала только о том, чтобы меня поскорее оттуда вытащили, и с тех пор я близко не подхожу к экстремальным видам развлечений, хотя дотого прыжка очень любила и катапульту с парашютом в парке и аттракцион «Клоун», в котором ты крутишься вокруг своей оси назад и вперед. Хотя считается, что страх лечится именно страхом. Если чего-то боишься, сделай это и страх пройдет. И во многих случаях это действительно помогает. Но не в моём. Почему? Да потому что мой страх родился не в этой жизни, а очень давно, хотя и при похожих обстоятельствах (и там и там страх использовался в обстоятельствах, связанных со смертью).

И только когда я нашла истинную причину благодаря регрессии в прошлые жизни, я получила возможность избавиться от него. Только благодаря погружению сейчас я могу легко общаться с людьми, проводить вебинары, делиться своим опытом, помогать другим найти и отработать свои страхи, комплексы и внутренние установки. И я думаю, теперь, на моём примере, вы можете осознать ценность путешествий в прошлые жизни. И почему не всегда возможно решить какие-то проблемы, используя опыт только этой жизни. Хотя психология тоже может во многом помочь, но не так глубоко, как просмотр прошлых жизней. Намного результативнее и быстрее решить свои проблемы позволяет использование обоих мощных инструментов работы над собой одновременно: реинкарнационики и психологии.

материал взят с сайта:http://yadi.sk/d/zf1c1mqBHG8D Q, стр.15-16

Копирование материалов строго с указанием журнала Реинкарнационика .

В мире все подчинено универсальным законам бытия и потому взаимосвязано. Конечно, наследственность и эмоциональное поле близкого окружения имеют значение. Однако работать со своими страхами мы можем только тогда, когда принимаем за них личную ответственность.

На определенном этапе нашего развития страх - это необходимое звено нашей эволюции; это условно негативный полюс наших чувств, в то время как противоположным, позитивным их полюсом выступает любовь. Минус всегда стремится уравновесить плюс, поскольку без взаимодействия противоположностей прогресс невозможен. И потому «бороться» со своим страхом (так же, как и стремиться его «забыть», «вытеснить», «отрезать», «уничтожИть», «не думать о нем») - непродуктивно. Все это не совсем удачные выражения с точки зрения описания желательного результата взаимодействия с этой эмоцией.

Согласно одному из универсальных законов бытия - закону Полярности, нельзя справиться со своими страхами, не осознав потребности Любить. Но многие люди могут осознать значение Любви, только натерпевшись страха. Все в этой жизни для чего-то нам дано. И потому не следует застревать на стадии борьбы с самим собой, даже если отдельные части нашего целого нам неприятны; стоит стремиться к пониманию, целостности и внутренней гармонии всех своих частей.

Поэтому я предпочитаю описывать желательное взаимодействие со страхом следующими словами: «осознать» и «проработать». Проработать свой страх означает объединить полярности, то есть растворить страх в свете радости и любви к жизни, внутренне принять его и смириться с тем, чему ты так долго противился, что пытался контролировать и чего избегал. Этот процесс полностью описан в примерах из практики, приведенных в моих книгах «Ступени сознания» и «Чудеса возможны».

Коротко говоря, когда вы смиряетесь с возможностью того, что «страшное» может случиться с вами или с вашими близкими, и при этом понимаете, что жизнь не закончится и что вы, в той или иной форме, будете жить дальше, - страх становится вам неинтересен. Вы перестаете о нем думать и, соответственно, перестаете притягивать его своими мыслями в вашу жизнь. В таком случае ничего страшного, как правило, и не происходит.

Говоря о смирении, я имею в виду внутреннее, глубинное отношение к «страшным» вещам («Да, и такое возможно; да, и от этого я не застрахован - все в руках Божьих»). Не следует отождествлять смирение с пассивностью и бездействием - на уровне поведения мы можем и должны защищаться от своих страхов (во всяком случае, до тех пор, пока это представляется нам разумным и правильным). Таким образом, лучший рецепт для проработки страха будет звучать так: «Смирение - для души, Действие - для тела, ума и чувств».

Теоретически описать проработку страха просто, а пройти на практике - достаточно сложно. Очень часто для работы с тем или иным видом страха требуется присутствие человека, который проработал его ранее. Поэтому любой разговор по душам с преодолевшим свой страх человеком - другом или родственником, психологом, священником - будет полезен. Помните: даже просто проговаривая то, чего мы боимся, при человеке, способном помочь, мы свой страх уменьшаем.

Фрагмент из интервью
со Станиславом Хохелем в журнале "Колесо Жизни"

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии