Как люди становятся патриотами. Патриотизм - дань моде или истинная природа человека

Боб Марли родился 6 февраля 1945 года на севере Ямайки в городке Пэриш. Его настоящее имя Роберт Неста Марли. При рождении его назвали Неста Роберт Марли, но в паспортном столе из-за ошибки сотрудника имена поменялись местами.

Его пятидесятилетний отец, Норвал Марли, по происхождению европеец, служил офицером морского флота Великобритании, затем работал управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился с будущей матерью Боба, 17-летней ямайской девушкой Седеллой Букер.


Дом в котором Боб Марли провел свои юные годы

Вскоре после рождения Боба, Норвал под давлением своей предыдущей семьи покинул Седеллу. Семьи в традиционном понимании у Боба не было - отец появлялся редко, хотя и оказывал финансовую помощь. Когда Бобу Марли исполняется 10 лет. Норвал умер.


Родители Боба Марли

В конце шестидесятых Боб Марли вместе со своей матерью с матерью в поисках лучшей жизни покидает Пэриш и переезжает в столицу Ямайки, город Кингстон. В те годы в на Ямайке в поисках работы многие переезжали в Кингстон. После скорого разочарования в столице, многие перебирались в трущобы. Наиболее известным бедным районом является Тренчтаун.

Как и все другие Марли и его мать в конце концов обосновались в Тренчтауне. Там у Боба появляется друг Невилл Ливингстон по прозвищу Бани. Денег катастрофически нехватало. Боб решает бросить школу, и устраивается работать сварщиком.

Все свободное время ребята проводят, слушая радио. Именно посредством радио у Боба появилось желание стать певцом. Поэтому он начинает практиковаться в пении, посещая бесплатные уроки известного ямайского музыканта Джо Хиггса. На уроках он знакомится с Питером Макинтошем, другим амбициозным молодым человеком.


Боб Марли и Джо Хиггс

В 1962 году Боба Марли заметил Лесли Конг, у которого была собственная студия звукозаписи. Конга впечатлил его вокал, и он предложил Бобу и его друзьям попробовать записаться у него на студии. Так в 19 лет Боб Марли дебютировал с синглом под названием “Judge Not”, который написал вместе с Джо Хиггсом.


Банни и Тош (слева)

Затем появились другие песни – “Terror” и “One Cup of Coffee”, которые не привлекли большого внимания, зато утверждают мысль Боба Марли стать певцом. В это время он решает создать группу вместе с Банни и Питером.

Через год в 1963 не без помощи Хиггса Боб Марли, Бани, Питер Макинтош - собирают группу, назвав ее «The Wailing Wailers» («Причитающие плакальщики»). В этом не было иронии – ведь традиции плача сильны в негритянской культуре. В группу, помимо них, вошли, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Музыкальным директором группы стал ее бас-гитарист Астон Баррет.

Первый же сингл группы «Simmer Down» (1964) возглавил хит-парад Ямайки и разошёлся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. Альбом записывался в «Studio One». Это было настоящим прорывом. Очень быстро группа «The Wailers» набирает популярность и становится знаменитой на Ямайке. После головокружительного успеха «The Wailing Wailers» начали постоянно записываться у Коксона Додда в его студии, ища новые темы для своих песен, одной из которых стала тема уличного руд боя.

Через некоторое время группа записывает в студии «Studio One» сингл «I"m Still Waiting». Несмотря на популярность группы, денег на всех участников не хватало. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио (группу покидают Джуниор Брэитвэйт, Беверли Келсо и Черри Смит). А в 1966 году группа распадается.


Боб Марли и Рита Андерсон (слева)

10 февраля 1966 года Боб Марли женится на Рите Андерсон. В это же время мать Боба Марли выходит замуж второй раз и переезжает в Соединенные Штаты, где скопила денег для сына на авиабилеты, что бы он прилетел к ней. Она хотела, что бы он начал новую жизнь в новой стране. В надежде на лучшую жизнь в 21 год Боб переезжает в США к матери. Но пребывание Боба в США было недолгим. Некоторое время он работал грузчиком, официантом, затем подсобным рабочим на автомобильном заводе. А через 8 месяцев возвращается на Ямайку. Пока Боб Марли был в Америке, Ямайку посещает император Хайле Селасие воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Это способствовало бурному развитию движения раста.


Хайле Селасие (слева)

Во время этого бума, Марли вновь обосновывается в Кингстоне. Боб все больше начинает верить в религию раста, отражая в новых песнях свои убеждения.

Вместе с друзьями Боб Марли вновь образует группу, и дает ей новое название – «The Wailers». И включает в нее женское вокальное трио. Его жена, Рита, тоже начинает петь в этом коллективе.

В 1970 году Боб Марли пытается заключить контракты с некоторыми звукозаписывающими фирмами. Но эти попытки были безуспешны, так как музыкант не был известен за пределами Ямайки.

В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.


Джонни Нэш (слева)

В 1971 году на растафарианской религиозной церемонии старейшина Мортимо Планно знакомит Боба Марли с американским певцом Джони Нэшем. Это знакомство играет важную роль в жизни Боба. В конце 1971 года под руководством Джонни Нэша группа записывает две песни «Stir It Up» и «Guava Jelly» ставшие хитами. На Ямайке к Бобу ничаниет приходить известность. Он становится голосом движения растаманов, набиравших в то время популярность.

Летом 1971 года Боб Марли принимает приглашение Джони Нэша сопровождать его в Швейцарию, где американский певец дал несколько концертов. В Европе, Боб подписывает контракт с компанией CBS, принадлежавшей Нэшу.

Весной 1972 года весь коллектив «The Wailers» приезжает в Лондон с целью продвижения сингла “Reggae on Broadway”, который принадлежал CBS, но в конечном итоге они оказываются в бедственном положении.

В отчаянном шаге, Боб Марли отправляется прямиком в английское отделение «Island Records» и попросит помощи у её основателя и владельца Криса Блэквелла.


Крис Блэквелл

Блэквэл уже знал Боба Марли и знал его репутацию на Ямайке и предлагает «The Wailers» уникальный на тот момент контракт для ямайских исполнителей, им дают 4000 долларов на запись своего первого альбома.

В 1972 году «The Wailers» выпускают дебютный альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки. Этот альбом был тепло встречен публикой. И был первым шагом на пути к мировой известности.


Альбом - Catch A Fire

Также в развитии популярности музыкантам помог Эрик Клэптон, который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую международным хитом.

В 1973 году группа предприняла гастроли по США. Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.


Альбом - Natty Dread

В 1975 году группа «The Wailers» выпускает свой новый альбом «Natty Dread». Композиция «No Woman, No Cry» из этого альбома имела огромную популярность. Альбом «Natty Dread» добивается ошеломляющего успеха. Входит в Британский топ-40 и топ-100 Америки. Популярность группы и Боба Марли в частности растет. Боб Марли успешно выступает на лондонской сцене Lyceum Ballroom.

В 1976 году группе «The Wailers»присуждается звание лучшей группы по итогам опроса журнала «Rolling Stone». Они становятся признанными лидерами регги, успешно гастролируют по всему миру.

Альбом «Rastaman Vibration», который выходит в 1976 году, взломал все чарты. Основными песнями альбома были Crazy Baldhead”, “Johnny Was”, а также “War”, стихи для которой были взяты из выступлений Хайле Селассие.

На Ямайке же Боб Марли становится настоящей культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого.

В 1976 году на Боба Марли, поневоле оказавшегося втянутым в местную политику, было совершено покушение. Несмотря на тяжёлую рану, концерт не был отменен. На вопрос почему он решил не отменять концерт Марли ответил:

«Безумцы, пытающиеся сделать наш мир хуже, никогда не отдыхают, как-же я могу... Осветите тьму!»


Боб Марли обожал играть в футбол

Этот концерт был последним появлением Боба Марли на Ямайке в течении года. После концерта Боб Марли уезжает жить в Лондон, где в начале 1977 году он записывает новый альбом – «Exodus».

В июле 1977 года у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги. Он отказывается от ампутации, по причине религиозных убеждений:

«Раста не приемлет ампутации. Я не допускаю, чтобы человека разбирали на запчасти».

В 1978 году Боб Марли был удостоен Медали Мира, учреждённой ООН.

4 мая 1980 года Боб Марли крестился в Эфиопской православной церкви в Кингстоне и взял имя Берхане Селласие (на амхарском языке - Свет Святой Троицы). Затем он был награждён Ямайским Орденом Почёта.

В этом же 1980 году правительство освобожденного Зимбабве приглашает The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира.

Через некоторое время здоровье Боба Марли начинает стремительно ухудшаться.

Боб Марли проходит курс лечения в Мюнхене у специалиста по раковым заболеваниям Йозефа Иссельса (Josef Issels), но попытки лечения не увенчались успехом. В результате болезни у Марли начинают выпадать дреды, и их приходится состричь.

Почувствовав близкую смерть, Боб захотел вернуться на родину, но из-за состояния здоровья перелёт из Германии пришлось прервать в Майами. В понедельник 11 мая 1981 года Боб Марли умирает в больнице Майами, в возрасте 36 лет. Последними словами, сказанными им были:

«Деньги не могут купить жизнь».

Боб Марли был похоронен на Ямайке. День похорон был объявлен днём национального траура. Тело великого музыканта Ямайки было упокоено в мавзолее. Похороны проходили по всем традициям растафарианства. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Gibson Les Paul», футбольный мяч, пучок марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца, старшего сына Хайле Селассие I).


То самое кольцо на руке Боба

Боб Марли был и остаётся выдающимся музыкантом современности. За свою непродолжительную жизнь он добился очень много: снискал мировую известность, создал особый стиль музыки, стал символом борьбы за равноправие рас.

В 2012 году на экранах появился документальный фильм «Марли».

Цитаты Боба Марли

"У меня есть только одна мечта, чтобы все люди жили в мире".
"Я верю что можно излечить расизм, зло и ненависть - музыкой".
"Сам я никто. Все что есть у меня – это Бог".
"В каждом из нас есть Бог, поэтому мы не одиноки".
"Освободите свой разум от гнева и проснитесь к жизни".

Все Цитаты >>> Боба Марли


  • Любопытно
  • Когда-то, ещё не влившись в течение регги, совсем молодой Боб Марли был руд-боем. Руд-бои люди подчеркивающие свое презрение к опасностям.
  • Боба Марли нельзя назвать примерным семьянином. И в семейных отношениях с Ритой у Боба Марли было не все гладко. В первые годы их совместной жизни, Боб Марли много работал, из-за чего он редко виделся с Ритой. Когда к нему пришла популярность, Марли постоянно гастролировал, а Рита с детьми оставалась дома.

Дети Боба и Риты Марли

23 ноября 1964 года родилась самая младшая Шэрон. Боб Марли не был ее биологическим отцом, он принял дочь Риты от предыдущих отношений, и растил ее как свою собственную. Являлась участником группы Ziggy Marley & The Melody Makers.


Шэрон (слева), Седелла (справа)

23 августа 1967 года родилась Седелла (названная в честь матери Баба, их первый общий биологический ребенок. Начинала карьеру в оставе группы Ziggy Marley & The Melody Makers, а так же является генеральным директором Tuff Gong International. Кроме того является автором детских книг, а также актрисой и дизайнером одежды).

17 октября 1968 появился на свет Дэвид «Зигги» тарший сын Боба и фронтмен Ziggy Marley & The Melody Makers. Пятикратный победитель Грэмми, Зигги начал сольную карьеру в 2003 году. Также является борцом за легализацию марихуаны.


Дэвид (слева), Стивен (справа)

20 апреля 1972 года родился Стивен. Является четвертым членом группы Ziggy Marley & The Melody Makers. Певец, автор песен и продюсер.

В 1974 году родилась девочка Стефани. Является директором Фонда Боба Марли, музея Боба Марли, Tuff Gong International, Tuff Gong Records, URGE и Фонда Риты Марли.

Боб является отцом по меньшей мере 12 детей, рожденных от разных женщин:


Стефани (слева), Роберт (справа)

Роберт Марли – его мама Пэт Уильямс. Робби жил с Бобом и Ритой. Занимается трюковой ездой на мотоцикле).

Рохан Марли – его мама Джанет Хант была подругой Боба. Профессионально играл в футбол в Канаде. Также является соучредителем корпорации Marley Coffee.


Рохан (слева), Карен (справа)

Карен Марли – мама подруга Боба Джанет Боуэн.

Джулиан Марли – мать Люси Паундер. Занимается музыкой


Джулиан (слева), Каймани (справа)

Каймани Марли – мать чемпионка мира по настольному теннису Анита Белнейвис. Занимается актерским мастерством.


Дамиан (слева), Боб и Синди Брэйкспир (справа)

Дамиан Марли - мать - Синди Брэйкспир, обладательница титула «Мисс Мира 76». Певец в стиле регги.

До сих пор есть люди, которые утверждают, что они дети Боба.

Боб Марли – знаменитый композитор, неординарный музыкант, легендарный исполнитель песен в стиле регги. Его песни любят и знают наизусть все поклонники этого музыкального направления. Марли стал своеобразным родоначальником этого музыкального жанра, и сейчас, на протяжении многих лет после своей смерти, он остается самым популярным и известным в мире исполнителем таких песен.

Его образ как музыканта - мужчины с длинными дредами, обязательно в «растаманской» шапке, с неизменной широкой улыбкой на лице и с гитарой в руках - стал олицетворением регги как оно есть.

Боб родом с Ямайки. Родился в семье работящего европейца-военного, прибывшего с материка, и юной коренной жительницы острова. Маленький Марли практически не виделся с папой, ведь он постоянно был на заданиях и много работал. Отец Боба умер, когда ребенку исполнилось 10 лет.

Мальчик учился в обычной местной школе, после её завершения стал работать разнорабочим. В подростковом возрасте Боб влился в субкультуру руд-боев, ставящую во главу угла агрессивность и романтизировавшую криминал. Внешние отличительные признаки у таких молодых людей – обязательно короткая стрижка или обритая голова, подогнанные по фигуре вещи из костюмной ткани.


Музыкальная составляющая у этого движения также была в наличии – молодежь этой волны «отрывалась» на дискотеках под ска (направление ямайской музыки). Именно в этой субкультуре и в этом возрасте юный Боб начинает пробовать себя в музыке и пытается раскрыть и развить свой творческий потенциал.

Музыка

Первые музыкальные эксперименты Боб Марли ставил самостоятельно, однако они не были слишком успешными. В молодости он стал участником музыкального коллектива, с которым достиг первого признания. Его группа “The Wailers”, созданная вместе с друзьями и единомышленниками, прошла долгий путь и много раз преобразовывалась, меняя состав и позиционирование на музыкальной арене, но в итоге принесла своим создателям сначала национальную, а затем и мировую известность.


Боб выпускал синглы и альбомы сначала в составе группы, а затем трансформировал ее в собственный авторский проект «Боб Марли и The Wailers». Вместе они проехались с гастролями по всем Соединенным Штатам Америки, а затем и по остальным странам мира (в Европе, Африке, Азии).

В СССР Марли стал популярен уже на закате своей жизни – песни свободолюбивого необычного певца, ставшего голосом целого поколения у себя на родине, все же прошли через «железный занавес» и произвели неизгладимое впечатление на жителей Союза.


Творчество Марли и его группы получает признание среди музыкальных критиков – их альбомы и синглы получают награды, а Марли неоднократно становится обладателем звания «Лучший певец».

Песни Марли объединяли самых разных людей – и жителей неблагополучных районов городов Ямайки, и «золотую молодежь». Своим творчеством он дарил людям надежду на лучшее, веру и всепрощающую и всеобъемлющую любовь.

Его культовая песня “One love’’ превратилась в неутвержденный национальный гимн жителей Ямайки, она буквально объединила политиков и группировки, которые превратили во времена Марли Ямайку в поле боя за свои интересы. Эту песню он написал после того, как на него самого было совершено покушение – в него целенаправленно стреляли.

Марли выступал на сцене и радовал своим творчеством поклонников до самой смерти.

Смерть

В последние годы жизни Боб страдал от злокачественного заболевания – опухоли на пальце ноги, которая появилась в результате травмы во время игры в любимейшую игру певца – футбол. Композитор отказался «разбирать себя на части» и ампутировать охваченный болезнью палец, ведь он, как настоящий растаман, должен был умереть «целым». В итоге длительной упорной борьбы с раком певец проиграл – он умирает прямо во время гастрольного тура, так и не успев вернуться на родину.


Последние месяцы жизни певца были крайне тяжелыми – прописанное лечение имело серьезные последствия в виде выпадения волос и ослабления иммунитета. Ирония судьбы заключается в том, что лидер афро-американцев Марли фактически умер от заболевания, которое характерно для населения со светлой кожей. Марли был подвержен заболеванию в связи с тем, что отец у него был белокожим.

Личная жизнь

Футбол действительно занимал особое место в сердце певца. Любовь к этому спорту у Боба была настолько огромна, что пункт об обязательном доступе к футбольному полю и мячу в любое время был прописан в его райдере. И он действительно был хорош в этом виде спорта: играя на позиции опорника в центре поля, он буквально «приклеивал» мяч к своим ногам, никто и ничто не могли отобрать у Марли мяч. У него было много лет практики – любовь, даже страсть, к этому спорту у Марли появилась в далеком детстве.


Всю жизнь с Марли рука об руку прошла его жена Рита, которая работала у Боба на подпевке в начале его карьеры. Совсем молодой еще Боб однажды встретил на улице девушку, которая шла и пела с друзьями. Ее талант и внешность привлекли двадцатилетнего Боба, и он стал за ней ухаживать. Закрутился бурный роман, молодые влюбленные решили пожениться.

В начале карьеры Боба пара жила в любви и согласии, однако с приходом невероятной популярности муж стал все реже бывать дома и все чаще заводить случайные романы.


Боб Марли с женой и детьми

У Риты и Боба Марли была большая и дружная семья – жена подарила певцу сыновей и дочерей. Все дети – а их у четы Марли целых четверо – в настоящее время так или иначе связаны с музыкой и другими видами творчества. Всего же у Марли одиннадцать детей, не считая одного приемного сына.

Рита проявила героические черты, зачастую воспитывая и родных детей, и отпрысков Марли от интрижек с другими женщинами. По словам Риты, в начале отношений Боб был заботливым и любящим примерным мужем, однако с течением времени он стал изменять законной жене. В свое оправдание он говорил, что он хочет много детей и просто не желает утруждать Риту многочисленными беременностями. Кстати, свою самую популярную песню «Нет, женщина, не плачь» Марли посвятил именно своей единственной законной жене. Женщина признается, что, хоть ее отношения с Бобом можно назвать нормальными с большим трудом, она простила бывшего мужа и хранит о нем нежнейшую память.

Многочисленные дети Марли отдают дань таланту отца, продолжая его дело. Они выступают, поют, создают авторские музыкальные проекты или занимаются другими творческими профессиями. Иными словами, они все стараются оставить след в истории и сделать этот мир немного лучше.


Не так давно в одном из глянцевых журналов США вышел номер с фотографией на обложке, которая собрала в одном кадре всех детей и внуков Марли. Снимок стал очень популярным в социальных сетях, он разлетелся по просторам Интернета. Это стало встречей десятилетия для потомков Марли.

Наследие

Существует ряд конкретных сфер жизни и общих образов, которые навсегда будут ассоциироваться исключительно с Бобом Марли. Например, именно его именем миллионы подростков и студентов оправдывают свое желание покурить легкие наркотические травы. Ведь сам Марли откровенно признавал, что он это делает регулярно. Он мог позволить себе даже выйти на сцену, держа в губах «косяк».


Неоценима роль, которую сыграл Марли в распространении растафарианства. Его песни последователи этой веры расхватали на цитаты, а самого певца считали посланником их истинной веры. Огромно влияние Марли на развитие философии панафриканизма среди определенной категории людей. Его вклад невероятен, он стал послом этой идеи и своими действиями и творчеством действительно изменил ход истории. За это он был награжден несколькими премиями и наградами.


Боб Марли в последние годы

Несмотря на то, что умер Марли в прошлом веке, его творчество и жизненная философия обретают все новых и новых поклонников до сих пор. Его фото печатаются на вещах масс-маркета и на вещах, входящих в коллекции первых линий мировых модных брендов. Влюбленных в песни Марли много и в современном Голливуде – певицы и , актриса Элиза Тейлор и многие другие.
Высказывания Боба Марли стали крылатыми фразами и выражениями, а его последние слова – о том, что невозможно купить жизнь за монету – стали афоризмом.

Тест: Матвей Вологжанин


Патриотизм - одно из почти инстинктивных чувств человека. Наличие в нас этого качества, увы, как всегда, весьма пошло объясняется биологическими законами. Вот тигры были бы очень плохими патриотами, коровы - тоже, а из волков, напротив, получились бы прекрасные сыны отечества.

Дело в том, что человек изначально был приспособлен для существования в родственных стайных группах (не очень больших, вероятнее всего - по 6–10 человек: пары родителей с подросшими детьми). Наши способы питания и самозащиты идеально подходили именно для такой конструкции. При этом взаимная привязанность членов одной стаи у нас так велика, что человек готов идти на значительный риск во имя спасения сородичей. И такая стратегия для нас оказалась наиболее выигрышной.


Вот, например, у жвачных, которые пасутся большими стадами (бизоны, антилопы, газели), стратегия «умри, но защищай своих» оказывается проигрышной. Джеймс Гордон Рассел, долго исследовавший поведение антилоп гну в Серенгети, неоднократно отмечал случаи, когда отдельные животные, вместо того чтобы убегать от охотившихся на них львов, шли в лобовую атаку. Две-три антилопы, каждая весом в четверть тонны, вполне могли затоптать острыми копытами хищника и изранить его. Если же к действиям «неправильных» гну присоединилось бы все огромное стадо, от наглых кошек осталось бы разве что темное пятно на пыльной земле саванны. Однако стадо неслось со всех ног прочь от места схватки. И пусть даже смельчаки одерживали верх над львами, платили они за это слишком дорого. Рассел помечал антилоп-бойцов и видел, что полученные раны часто приводили потом к истощению животного, его смерти или, как минимум, к полному фиаско на любовном фронте. Трусливые же и быстроногие особи-эгоисты жили куда дольше и размножались не в пример обильнее. Поэтому патриотизм невыгоден жвачным, как не подходит он и крупным хищникам, которым для прокорма нужен большой участок для охоты в единоличном владении.

У нас же выживали и выигрывали те, кто умел сражаться плечом к плечу с членами своей стаи, готовые к риску и даже самопожертвованию. Группы росли, превращались в племена, в поселения, в первые протогосударства - и в конечном счете навыживались и навыигрывались мы до такой степени, что создали цивилизацию.

Тот, кто не с нями, тот плотив нас!

Дети - самые лучшие патриоты.
Наиболее восприимчивы к идеям пат­риотизма подростки 8–18 лет. В этом возрасте у человека уже появляется инстинкт защиты стаи, но еще нет ни семьи, ни детей, ответственность за которых заставляет родителей быть более осторожными и эгоистичными. Подросток куда сильнее взрослого склонен руководствоваться понятиями «свой» - «чужой». Интересное исследование на эту тему опубликовали американские социологи, изучавшие 10-миллионную аудиторию онлайн-игры World of Warcraft. В этой игре участники могут выбрать одну из двух фракций - «Альянс» или «Орда». Игроки разных фракций не могут общаться друг с другом в игре, зато могут нападать на представителей противоположной фракции. Согласно опросам, большинство игроков в возрасте до 18 лет оценивают тех, кто играет за противоположную фракцию, как «тупых, злобных, подлых, бесчестных и отвратительных», а игроков своей стороны - как «умных, дружелюбных, интересных, порядочных и хороших».
Чем старше были опрашиваемые, тем большую долю в числе их ответов занимали утверждения вроде «за обе фракции играют в общем-то одни и те же люди» и «поведение зависит от человека, а не от фракции».


Греческое начало

«Патриотизм» - слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «оте­чество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств. Почему его не существовало до этого, когда, как мы видели, само явление - штука столь же древняя, как род людской? Потому, что не было необходимости. До греков идею патриотизма тогдашние идеологи привязывали в основном к символам (обычно к символу своего бога или царя) как к официальному воплощению божества либо же при слабом влиянии религии на общественную жизнь, как у северных народов или в Китае, - к идее «крови», то есть к чувству общности с представителями своего племени, людьми, говорящими на том же языке и принадлежащими к тому же народу.


У греков, создавших цивилизацию городов-государств, отчаянно бодавшихся друг с другом, на этом идеологическом фронте был полный швах. Все они - и спартанцы, и афиняне и сибариты, и критяне - были греками. У всех был один и тот же пантеон богов (хотя каждый город выбирал себе одного-двух любимцев, считавшихся его особыми покровителями), и в результате греческая мифология превратилась в описание бесконечных стычек между богами: Аполлоном и Аресом, Афродитой и Герой, Афиной и Посейдоном и т. д. Что касается царей, то в большинстве городов их просто не было, а там, где все-таки были, демократически настроенные греки меньше всего были склонны их обожествлять.


Поэтому им пришлось искать иную идеологическую базу. И они очень быстро ее нашли, провозгласив первейшей доблестью человека патриотизм - готовность жертвовать своими интересами не во имя солнечного Митры, не во славу великого Ашшурбанипала, а просто во имя своих сограждан, своего города, своих ненаглядных солнечных Афин с их сереб­ристыми оливковыми рощами и старенькой мамой, сидящей в скромном хитоне за прялкой и ждущей сына с победой…

Этот вид патриотизма сейчас именуют «полисным патриотизмом». (Кстати, когда греки стали регулярно сражаться с персами, полисный патриотизм у них временно, но очень оперативно заменился патриотизмом национальным, и тогдашние ораторы, все эти Геродоты, Фукидиды и Ктесии, очень быстро выучили словосочетания вроде «великая Эллада», «смрадные персы» и «в единстве - наша сила».)


Величайшие патриоты - римляне

Эллинские античные нормы этики, как мы знаем, принимались римлянами порой более серьезно, чем к ним относились сами греки. С точки зрения грека, патриот - это тот, кто исправно платит налоги, участвует в общественной жизни, не нарушает законы и выставляет от своего дома конников и пеших воинов в армию на случай войны. В эпоху же Римской республики патриотизм был синонимом слова «слава» и почитался выше личной доблести.


Для римлян абсолютным героем были не Геракл или еще какой-нибудь Персей, который развлекался бы, проводя жизнь в разнообразных интересных подвигах, а Курций. Этот полумифологический персонаж был пятнадцатилетним юношей, который, узнав, что от дымящейся бездонной трещины, пересекшей Рим после землетрясения, можно избавиться, лишь бросив туда самое дорогое, что есть в Риме, с криком: «Самое дорогое в Риме - это его сыновья-патриоты!» - сиганул в расщелину вместе с конем (конь, если верить мифу, был патриотом так себе, ибо попытался слабохарактерно перед пропастью отпрянуть, но фокус у него не прошел). Слепое подчинение закону, отказ от собственного «я» и готовность отдать во имя Рима все, включая собственных детей, - вот идеальная программа римского патриотизма. Эта идеология оказалась максимально успешной для нации-агрессора: крошечный Рим подчинил себе всю Италию, а потом три четверти Европы, Средиземноморье и немалую часть Азии с Африкой. (И тут национальный патриотизм римлянам пришлось сменить на имперский, куда более слабенький и ненадежный.)


До сих пор патриотизм эпохи Римской республики считается товаром высочайшего сор­та, и немало идеологов государственности сегодня мечтают в глубине души о том, чтобы капризные, эгоистичные и ленивые идиоты, именуемые их народом, куда-нибудь делись, а взамен в их распоряжение поступили бы миллионы истинных римлян*.


« Наверное, я тоже идеолог государственности. Причем без миллионов римлян я бы вполне обошелся - первый пункт программы уже бы достаточно меня устроил. Хотя я, возможно, просто хандрю: зима, недостаток витаминов… »


Христианство антипатриотично

Поначалу христиане были активными противниками патриотизма в любой его форме. В лучшем случае они соглашались отдавать кесарю кесарево, то есть платить налоги, но все равно были глубоко убеждены в том, что нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, а есть только царство Божие, при наличии которого любые земные государства - прах и тлен. «Любая чужая страна для них отечество, а любое отечество - чужая страна». О том, чтобы христианину идти служить в армию, и речи не было, ибо любое убийство - грех, об этом совершенно ясно и четко сказано в Евангелии. Конечно, Римская империя как могла с христианством боролась, ибо такая зараза способна проточить самые железные основы государства за считанные годы.


Но, как выяснилось, христианство оказалось весьма пластичной штукой. Во-первых, оно распалось на несколько направлений, которым не грех было друг с другом повоевать; во-вторых, превратилось в прекрасное оружие для во­одушевления народов на борьбу с погаными нехристями, коих, слава богу, было еще в избытке во всяких Азиях, Африках и Америках. Что касается «не убий», то и этот вопрос сумели изящно обойти: в конце концов, нельзя же всерьез принимать идеальные, но недостижимые нормы (хотя любого первохристианина и хватил бы родимчик, если бы он увидел современного батюшку, деловито освящающего ракетно-зенитный комплекс). Что касается Православной церкви, изначально сделавшей ставку на близость к светским властям, то тут патриотизм является добродетелью не только не обсуждаемой, но и просто обязательной.


Критики и кокетливое государство

В паре «патриот - страна» последняя ведет себя как отъявленная кокетка. Ты обязан ее любить и быть готов принести себя в жертву во имя нее. Для нее же ты - пустое место. Причем чем более ничтожным винтиком ты себя ощущаешь, тем патриотичнее твоя сущность («Пусть я умру, но моя смерть ничто по сравнению с благоденствием родины»). Ты козявка, ты ноль, ты пустяк, «голос единицы - тоньше писка»*).

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Это Маяковский написал, когда сравнивал личность и партию. Говорят, что, когда он своим громовым басом впервые прогрохотал эти строки на поэтическом вечере, там народ со стульев посползал »


Отечество имеет полное право меланхолически тебя схрумкать, пережевать и переварить, и все остальные патриоты будут лишь приветствовать это, если сочтут, что съеденное пошло на пользу организму в целом. Этот перекос в отношениях очень ярко выразил Джеймс Джойс в своей знаменитой фразе: «Я не буду умирать за Ирландию, пусть Ирландия умрет за меня!» (За эту фразу сторонники ИРА Джеймса Джойса теперь очень не любят.)



Опаснее же всего патриотизм проявляет себя там, где власть в народном представлении является некой квинтэссенцией государства. Римлянам-республиканцам, которые воспринимали свое выборное начальство как нанятых слуг, в этом случае мало что грозило: они бесконечно полемизировали о том, что наиболее выгодно для Рима, и, в общем, держали власть в ежовых рукавицах. А вот там, где власть традиционно была наследственной, деспотичной, где царь-жрец являлся символом страны, там лояльный пат­риотизм большинства населения позволял случаться редким безобразиям, часто опасным не только для обитателей страны, но и для судьбы самой державы.


Поэтому еще со времен Просвещения находились мыслители, которые пытались видоизменить идею патриотизма - несомненно, полезнейшую для выживания общества, но чреватую неприятнейшими осложнениями. Кант, Монтескье, Вольтер, Гоббс, Генри Торо - десятки и сотни умнейших голов пытались разработать нормы нового патриотизма. И все они в результате пришли к выводу, что истинный патриот не только не обязан быть слепым и покорным, но первейшей его обязанностью должен быть поиск пятен на солнце. Для того чтобы привести свое отечество к идеалу, необходимо следить за ним строже, чем за девушкой-подростком, - мгновенно пресекая, пусть и с риском для жизни, любые его попытки вести себя опасно, глупо или ошибочно. Так возникло явление «критического патриотизма», при котором человек не только не восхваляет свою страну, но, напротив, придирчиво рассматривает ее под лупой и громким голосом орет, когда заметит какую-нибудь гадость. Одной из программных работ этого направления стал труд американского писателя Генри Торо «О долге гражданского неповиновения», в котором он называл первейшей обязанностью гражданина и патриота категорический отказ от выполнения «неправильных», «губительных» для страны законов.


Критические патриоты всегда выступают за максимальную свободу прессы. За неусыпный надзор общества над работой чиновников всех уровней. За честное преподавание истории, какой бы гадкой ни выглядела в отдельных случаях роль отечества, ибо только такое знание даст обществу иммунитет от повторения ошибок.

Обычно власти, да и большинство жителей страны, не любят критиков патриотов и называют их врагами народа. Они уверены, что любовь должна быть слепой и нерассуждающей и воспринимают критические замечания как унижение их идеалов, как предательство.

Надеяться, что оба эти вида патриотов когда-нибудь придут к согласию, не приходится.

Не патриот - значит, шизофреник

В СССР, где, как мы знаем, не было политических заключенных, психиатры разработали интереснейшую концепцию о том, что любой человек, критикующий свое государство, - психически больной. Эта теория была признана единственно правильной, и до сих пор остались еще психиатры, которые всячески разделяют эти убеждения. Вот как, например, объясняет ситуацию известный психиатр, представитель «старой школы» Татьяна Крылатова: «Любовь требует больших эмоциональных затрат. А у шизофреника с эмоциональностью большие проблемы. И они начинают отторгать то, что для них наиболее энергетически затратно, - любовь. Этот внутренний конф­ликт вызывает агрессию. То же самое происходит и по отношению к Родине. Тут опять-таки идет отторжение, человек перестает включать свой макросоциум в категорию «мое» и относится к Родине негативно».


Cовременные патриоты

В современном мире отношение к понятию «патриотизм» сильно поменялось со времен римлян. Уж больно близко к нему болтаются такие неприятные слова, как «шовинизм», «нацизм» и «ксенофобия». Тем не менее утверждать, что время патриотов прошло, не приходится: у них по-прежнему очень много дел на этой планете.

Даже в Европе, которую до сих пор трясет при воспоминании о Шикльгрубере, наблюдается рост патриотических настроений. То в Австрии к власти приходит Йорг Хайдер, то во Франции гордо вздымаются на выборах уши Ле Пена, то Пино Раути соблазняет италь­янцев обещанием очистить Милан и Парму от цыган и марокканцев. Это ответ Европы на два фактора: на глобализацию и на массовую эмиграцию туда жителей Азии и Европы.


«Иммигранты необразованны, они работают за копейки, они претендуют на наши пособия, они несут чужую нам устаревшую культуру, они насилуют наших дочерей и едят наших сыновей-младенцев!»

«Транснациональные корпорации душат мелких предпринимателей, они уничтожают нашу самобытность, они превращают наши поля и сады в залитые асфальтом площадки унылого прогресса, они лоббируют свои идиотские законы и кормят нас своим тухлым «макдоналдсом»!»


Космополит из бочки

Основные противники патриотов - космополиты, те, кто считает, что все человечество - единый народ, а эта планета целиком является нашей Родиной. Самым первым известным нам космополитом был греческий философ-киник Диоген. Увы, этот замечательный философ изрядно подпортил репутацию космополитизму тем, что, с жаром отрицая государственность, он также отрицал культуру, цивилизацию, семью и комфорт. В идеальном мире, считал Диоген, люди должны жить как животные, на природе, обходясь минимумом удобств, не имея ни жен, ни мужей, быть совершенно свободными и не выдумывать всяких глупостей вроде письма, чтения и прочих ненужных утомительных изобретений.

Национальный патриотизм как отторжение чуждого влияния, несомненно, уместен в мире, который хочет оставаться неизменно разнообразным. Поэтому, как бы ни морщились приличные люди, глядя на Тимошенко в пшеничных косах и на Хайдера в альпийской шляпке, стоит понимать: пока патриотизм такого рода остается в положении «снизу», пока его не поддерживают законы, пока он не призывает к людоедству и погромам - его роль нельзя назвать исключительно отрицательной. Куда опаснее, когда патриотизм национальный начинает шагать рука об руку с патриотизмом государственным.


В мире существует всего несколько стран, в которых государственный патриотизм является одной из обязательных составляющих идеологии, тщательно насаждаемой властями. Таковы, например, США, Россия и Япония.

В США, стране с исключительно разнородным населением, он выполняет роль цемента, удерживающего воедино всю ту разношерстную компанию, которая является американским народом. При этом патриотизм этнический в Штатах, как всем понятно, практически исключен.

В Японии патриотизм национальный и пат­риотизм государственный суть одно и то же. Для японцев он является способом сохранить свой специфический уклад жизни (тем не менее он год от года размывается: современные японцы уже куда ближе психологически к представителям постхристианских культур, чем их дедушки и бабушки). И так как в Японии живут почти исключительно японцы, а иных народов там крайне мало, то и вреда от «Япония для японцев!» немного. Конечно, для японцев! Пожалуйста, никто не против, кушайте свое тофу да будьте здоровы.

Что касается России, то национальный великоросский патриотизм, раздувшийся как гриб под дождем после развала СССР, сейчас идет на смычку с патриотизмом государственным, который усерд­но распространяется официальной идеологией. Тут стоит задача сконцентрировать власть в руках правящей верхушки и удержать страну от воздействия центробежных сил. Историки по этому поводу опять принялись много врать, в телевизорах бесконечно рассказывают о злых буках, сидящих вокруг государственной границы, а молодежь по вечерам ходит резать калмыков и узбеков как осквернителей святой земли русской. О том, что национальный, этнический патриотизм в многоэтнической стране - явление самоубийственное, идеологи, конечно, догадываются, но пока не могут придумать ничего, чтобы и съесть государственно-патриотическую рыбку, и избежать всенародного исполнения «Хорста Весселя» под балалайку.


Так что время патриотизма далеко еще не прошло. Возможно даже, что не пройдет оно и в далеком будущем, когда вся планета будет представлять собой конгломерат маленьких атомизированных стран, объединенных в вольные союзы и населенных людьми, выбирающими себе гражданство не по факту рождения, а руководствуясь исключительно личными симпатиями. Все-таки, как мы уже писали выше, патриотизм - инстинктивное чувство человека, и каждый из нас испытывает потребность делить людей на «своих» и «чужих». Пусть даже на самом деле мы все - свои.

Как быстро бежит время, сменяются времена года, мелькают картинки перед глазами, порой кажется, что жизнь мчится неумолимо мимо нас, и даже не всегда удается следить за происходящим круговоротом событий. Давно ли, как казалось, были снесены все запреты, забыты заветы и наставления грядущих поколений, страна с бешенной скоростью неслась к новым идеалам и ценностям, не имеющим ничего общего с такими надоевшими лозунгами Советского Союза. И вот опять новое веяние, а точнее возвращение к уже начинавшему забываться прошлому, , вновь пытаются сделать частью повседневной жизни. Активно заработала государственная машина.

Но реально ли «внушить» человеку, гражданину чувство любви к ? И правильной ли дорогой опять движемся? Ведь если проанализировать имеющийся опыт, то становится, к сожалению, видно, что далеко не все граждане Советского Союза, не смотря на громкие лозунги, понимают, что же такое патриотизм, и что значит быть патриотом.

Напротив, если задавать вопрос «Патриотизм, есть ли он сейчас и нужен ли он стране?», многие отмахнутся, не желая задумываться, или же и вовсе эти вопросы вызывают усмешку или недовольство, как надоевшие за долгие годы. Вот и назревает разумный вопрос «Патриотизм - дань моде или же все-таки истинная природа человека?», а если природа, - то как не загубить росточки в молодом поколении, а напротив, способствовать их развитию…

Все мы с детского сада знаем, что патриотизм - это чувство любви к Родине. Но вот как ее любить, никто, к сожалению, не объяснил. Как не объяснили, что значит быть патриотом, именно поэтому многим и кажется, что это опять всего лишь громкие слова, не имеющие реальной почвы. На самом деле истинный патриотизм, не имеет ничего общего с модой, внешними атрибутами, громкими и пафосными речами, он заложен и есть в каждом человеке.

Его нельзя внушить или привить, а только можно помочь раскрыться лучшим качествам человека, таким как: уважение к себе и окружающим, терпимость, трудолюбие, ответственность, честь, совесть, долг, мораль, принципы, с которыми каждый идет по жизни. Но, если патриотизм есть в каждом, почему - же мы его не ощущаем? А все очень просто: в нашем обществе, изначально допущено одно ошибочное понятие, которое несет сбой всей системы. Считается, что патриот - это человек умеющий жертвовать своими интересами, ради интересов государства, страны, Родины…

Не жалеющий себя, ставящий на первый план интересы других. То есть изначально человек, его личность ставится в позицию ниже. Но, разве патриотом, может быть человек, считающий себя песчинкой, частью чего-либо, не понимающий своего истинного предназначения. Конечно же - нет, такой человек, может быть кем угодно хорошим работником, исполнителем, даже отличным гражданином, всегда и все выполняющим правильно, но не патриотом.

Чувство патриотизма, самой любви к Родине, приходит к нам только через осознание своей собственной значимости, значимости своего рода, и, следовательно, значимости и ценности свой страны. Патриотом может быть только человек, уважающий и знающий себя, но не надо путать это с эгоизмом. Ведь патриот, обладая осознанием ценности себя, уважая себя, ценит и уважает окружающих, так как прекрасно понимает, что каждый ответственен за свою жизнь сам, а неся ответственность за себя, мы вольно или невольно, отвечаем за происходящее вокруг нас.

То есть, чтобы в человеке проросло чувство патриотизма, необходимо чтобы он в первую очередь был человеком образованным, думающим, умеющим оценивать происходящее и принимать решения. Но кроме этого, большую роль играет осознание себя и своего предназначения, а понять себя можно только зная все, что было до меня. Мы должны иметь четкое представление, как жили поколения нам предшествующие, как они мыслили, что делали, как поступали в тех или иных ситуациях. Ни одна мелочь не должна быть забыта, ведь чтобы испытывать чувство гордости за свой род, не обязательно иметь в родственниках генерала, а достаточно знать, что возможно знакомая и любимая бабушка, замечательно пекла пироги или мариновала капусту, а возможно и была лучшей швеей на фабрике.

И только через осознание ценности и значимости своей семьи, ценности труда своей семьи, можно понять себя. Всем давно известно, что человек ценит, только то, что сделано им самим, к чему он приложил усилия, что добыто непосильным трудом. Следовательно, и патриотом может быть только человек думающий, работающий над собой и окружающей действительностью. Вот когда человеку не захочется потерять мир, созданный им самим, только тогда его можно будет назвать патриотом, ценящим и любящим свою Родину.

Патриотизм раскрывается через осознание себя и ценности своего труда, для развития своего государства. Поэтому его нельзя ни внушить, ни привить, ни сделать модным, есть только один шанс стать патриотом - понять самого себя и работать над собой, изменяя мир вокруг себя. Именно поэтому в наши дни часто можно услышать слова, что патриотов сейчас крайне мало, люди зациклены на себе, своих сиюминутных проблемах. А почему? А все потому, что нет осознания себя и своего рода. Люди оторваны друг от друга, одиноки, не чувствуют своей важности и нужности окружающим, государству, Родине… Ведь не случайно всплеск патриотических чувств всегда приходится на времена, полные лишений, военные и послевоенные годы, каждый знает, что он нужен, нужна его семья, если не мы, значит никто. Все зависит от нас, мы - герои и участники событий, а не просто непонятные песчинки или пешки чужой игры…Патриотизм - чувство врожденное, но требующее помощи для развития.

Подводя итог, хочется лишь добавить: дайте людям узнать себя и раскрыть свои способности, и вы увидите истинных патриотов…

Библиографический список.

1. Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества // Методологические проблемы исследования молодежи. -М.: 2002. 132 с.

2. Бердяев Н.А. Судьба России// Русская идея. Судьба России. - М., 1997 – 754 с.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилев. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 396, 4. с. - (Классическая мысль).

4. Демидов А. И. Порядок как политическая ценность // Полис: политические исследования. - 1992.- № 3.

Что должно представлять собой национальное в России? Обязательно ли это должны быть фильмы о войне? О воспитательном значении для нашего молодого поколения именно военного кино и сохранении его традиций Pravda. Ru рассказал режиссер, актер, президент Международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова Олег Урюмцев.


"Кино должно воспитывать любовь к Родине"

— Что такое патриотическое кино и как его отличить от непатриотического?

— У нас на фестивале был актер Игорь Лифанов. В кулуарах зашел разговор, и он спросил: "Как мне стать патриотом?" Вот такой задал вопрос, хотя сам сыграл немало героических ролей. Я ответил просто: "Нужно любить свою Родину, свою землю и быть готовым ее защищать".

— Вы на фестивале дали приз китайцам… Как-то непатриотично…

— Китайцы с нами в одной лодке. Они с 1939 года воевали за освобождение своей Родины от японских милитаристов. Во Второй мировой войне Родину свою они защищали на два года дольше нас.

Понятие "Родина" есть у любой нации, даже у такой молодой, как американцы. Другое дело, что понятия "Родина" и "патриотизм" у нас глубоко в крови, а у них — на поверхности. Они используют любой повод для пропаганды и воспитания патриотических чувств к своей малой родине, к родным. Семья у них возведена в абсолют, на самый высокий уровень.

Что означает слово "патриотизм" с точки зрения словообразования? Патрос — папа, отец, в переводе с греческого. Так что патриотизм есть и у китайцев, и у американцев, и в Европе. В любой стране — какую ни возьми.

— И ваш фестиваль готов принимать любой патриотизм?

— Если этот патриотизм без оттенка милитаризма или национализма, то почему нет?

— Когда мы говорим о патриотизме в искусстве, не могу не затронуть проблему искренности. По сути, патриотизм может быть и жестоким, порой он убивает.

— У нас на фестивале есть приз имени Евгения Родионова, который присуждается за правдивое отражение патриотизма в военном кино. Действительно, мы видим очень много фальши в современном кинематографе. В этом году приз получил фильм "72 часа". Эта картина молодого режиссера Киры Ангелиной еще только выйдет в широкий прокат в ноябре или в декабре. Кино получилось правдивым. Сама тема непростая — предательство среди одноклассников во время войны.

— Все-таки у нас снимали отличные патриотические фильмы. Школа Озерова — она никуда не делась?

— Безусловно, но она трансформируется. Возьмем, к примеру, Федора Бондарчука и его "Сталинград" — это уже совершенно другое кино.

— Снять хорошее кино — это важно. Но, на мой взгляд, гораздо важнее сделать так, чтобы это кино дошло до людей, и прежде всего до детей. Фактически они лучше знают американскую киноиндустрию, чем наши отечественные фильмы.

— Вот поэтому мы и проводим наш фестиваль. Нынешний уже 13-й по счету. Он стартовал в 2003 году, к тому времени американцы уже успели "наследить" и в умах, и в душах, и в кинематографе своим Голливудом, захватив экраны разных стран. Свято место пусто не бывает: ушло советское кино — сразу появилось американское. В их "стране грез" все выверено до последнего шага, драматургически верно отстроено. Единственные, кто держится пока особняком и не пускает к себе американцев, это индийцы со своим Болливудом. В России же наше кино только начинает возрождаться.

— Юрий Озеров — отличный режиссер и с технической точки зрения очень интересный…

— Две с половиной тысячи человек массовки было задействовано во время съемок Курской дуги

— Вы имеете в виду "Освобождение"?

— Да, речь об этой картине. Двести пятьдесят ролей — представляете? Тогда же не было компьютеров!

— И смотрелось все на одном дыхании…

— В то время не было компьютерной графики — танки настоящие, самолеты настоящие. Мы когда в "Сталинграде" снимались у Озерова, часами стояли самолеты ждали, чтобы снять несколько эпизодов. Режиссер был "головой" всего процесса, у него не было никаких продюсеров.

— А почему съемки велись в Калининграде?

— Менять эту тенденцию, в том числе и на законодательном уровне. Нужно уменьшать количество показов американских фильмов, но при этом улучшать качество фильмов российских.

— Даже наше хорошее современное кино о войне не покажешь дошкольникам и детям младшего школьного возраста. Как быть с этой возрастной категорией?

— Во времена СССР у нас существовало детско-юношеское кино. Этим направлением занималась Студия имени Горького, которой выделялся приличный бюджет. В общем, был целый пласт в нашем кинематографе, который сейчас просто-напросто выпал.

— А сейчас что делать?

— Возрождать!

— Кинофестиваль может сыграть в этом роль?

— У нас есть программа "Соколенок", которая ориентирована на детей категории "6+".

— Что она собой представляет?

— Ну, во-первых, в ней представлено новое детское кино. Таких картин, к сожалению, немного. Поэтому мы обращаемся к ретро — это фильмы, которые в свое время выпускали Студия Горького, "Мосфильм", "Ленфильм".

— То есть необходимо восстанавливать пленку?

— Нет, оно уже оцифровано, его можно найти даже в свободном доступе. Мы сейчас занимаемся систематизированием этого кино, включаем туда новые картины, в том числе и мультипликационные. К примеру, мультфильм "Белка и Стрелка" идет на-ура, но, к сожалению, такого кино мало — это штучный товар. "Маша и Медведь" также входит в этот список.

— Мы с вами про войну говорим…

— А для детей неважно. Я еще раз подчеркну, патриотизм — это Отечество, это любовь к своим героям, своей стране, своей земле, той же Маше-хулиганке, от которой даже Медведь бегает.

— Давайте поговорим о планах. Что в ближайшей перспективе?

— Будем проводить 14-й фестиваль. Где он будет проходить, пока сказать не могу. Маловероятно, что это будет Москва. Мы обычно в столице проводим юбилейные фестивали. Москва все-таки пресыщена в этом отношении, кино нужно везти в регионы. К сожалению, с нашим бюджетом мы не дотягиваем до Владивостока и даже до Сибири, поэтому ориентируемся на западную часть страны.

— Китайцы в нем примут участие?

— Китайцы с нами всегда. С 2004 года.

— Что интересного они снимают?

— Все. А под военную тематику у них даже есть студия под названием "1 августа", которая специализируется именно на таком кино. Ежегодно на наш фестиваль они представляют как минимум один-два фильма.

— А как насчет совместных планов?

— Совместные проекты есть. Первый был с Никитой Михалковым — "Балет в пламени войны", планируются и другие. Но руки не такие длинные, пока не дотягиваются.