Как разобраться в человеке психология. Как научиться разбираться в людях

2 4 011 0

Среди проблем, с которыми ежедневно сталкиваются люди, есть одна очень важная, и называется она «познание человека человеком». Нам по жизни приходится сталкиваться с множеством личностей. Они все такие разные, не похожие друг на друга. К каждому надо найти свой подход. А главное, нужно самому решить и разобраться, что этот человек являет собой. Ведь мы не знаем, какая из встреч станет для нас судьбоносной.

Чтобы узнать, какой человек на самом деле, нужно съесть с ним не один пуд соли, повидать его в разных ситуациях. Тогда можно смело говорить, что с этим человеком вы прошли многое и знаете его, как самого себя.

Если же судьба вам не преподносит различных испытательных ситуаций, можно сделать пилотную проверку на качество вашего друга самостоятельно. То есть создать специально ситуацию, где вы увидите сущность человека. Также задавать ему компрометирующие и тестовые вопросы, наблюдая за его реакцией и делая свои выводы.

Людей можно разделить на два типа: эмоциональные и неэмоциональные. И с первыми и со вторыми, в крайнем их проявлении, бывает очень нелегко общаться. Так как эмоциональные много чего утрируют и воспринимают неадекватно, а неэмоциональные люди скрывают свои чувства и мысли, отношение к окружающему миру.

Для того чтобы понять эмоционального человека, следует только посмотреть со стороны на какую-то жизненную ситуацию вместе с ним. Вы сразу поймете, чего можно ждать от него.

Такие люди сразу начнут рассказывать вам о своем отношении к происходящему и выражать полно эмоций. Следует только помнить, что все, что будет показано, это только десятая часть истинных чувств, что могут проявиться в реальной жизни. Подробно узнать о мыслях можно задавая наводящие вопросы. Спрашивайте о том, как бы сам человек поступил в подобной ситуации, как бы он реагировал, что бы он предпринял, чем бы пожертвовал. А потом спросите, как бы следовало другим поступать.

Неэмоциональные люди, как правило, не будут первыми рассказывать вам о том, что они чувствуют и переживают. Но стоит только спросить об их мнении, и они поведают вам все свои мысли. Их точка зрения всегда обоснована на интеллектуальных размышлениях, рациональных, хорошо обдуманных решениях. Не ждите от них оценки чувств и эмоций, все выводы всегда будут аргументированы и приняты с помощью здравого смысла.

Еще два типа эмоционально окрашенных людей – это позитивные и негативные субъекты. Не раз, общаясь с веселым, бодрым и радостным человеком, вы замечали проявления необоснованной грусти на его лице. Если у пессимистов все всегда плохо и катастрофически, то им нужно только посочувствовать и не раздражать своим хорошим настроением. А вот оптимизм – опасная штука, это «палка с двумя концами».

Первая сторона – это когда человек и в правду легкомысленный, не обращает внимание на разные проблемы, других людей и их мнение. А вторая – когда оптимизм, служит защитным механизмом для человека.

Такие люди имеют много нерешенных проблем. Они чутко воспринимают критику, больно реагируют на чужие проблемы и на неурядицы в своей жизни. И вот тогда они включают режим «я оптимист и мне все фиолетово» для окружающих, сами же в тот момент переживают глубокие душевные терзания. Как понять находится перед вами оптимист или псевдо оптимист? Банально звучит, но понять это можно по глазам. Не зря ведь говорят «глаза – зеркало души». У псевдо оптимистов всегда в глазах будут проскакивать грусть, уныние и боль. Эти вспышки негативных эмоций очень кратковременные, так как их глубоко прячут. Но, если захотеть, можно заметить их.

Казалось бы, смех – всего лишь проявление эмоций. Но наблюдая за тем, как и с чего человек смеется и шутит, можно много рассказать о нем. Так как смех – это порыв души и осознанно его контролировать очень тяжело. Искренний и искусственно вызванный смех сразу можно будет различить. Приводим виды смеха и краткую их характеристику:

  • Грубый громкий смех – свидетельствует о наглости и распущенности человека, о его агрессивности и желании решать все проблемы с помощью силовых методов. Также это указывает на низкий уровень интеллектуального развития;
  • звонкий смех – указывает на открытость и искренность его обладателя. Такие люди очень преданные, нежные и добрые. Часто они беззащитные в своей открытости;
  • тонкий (на высоких тонах) смех – признак утонченности личности, ее упрямости и капризности. Люди с таким смехом обладают завышенной самооценкой и эгоцентризмом;
  • раскатистый смех – характеризует своих обладателей, как веселых и шумных людей, артистичных и любознательных. Как правило, такие люди всегда желают быть лидерами, не пунктуальны, не принимают правил;
  • смех с широко открытым ртом – признак невоспитанности, непостоянства, агрессивности и обидчивости его обладателя;
  • глухой смех свидетельствует о высокомерии человека, о том, что все его дела мотивированы собственной выгодой. Его обладатели всегда ищут подвох даже в чисто зеркальном;
  • смех с закрытыми зубами (смех сквозь зубы) характеризирует человека, как лицемера, злого и подкупного, двуличного. Это самый опасный из всех видов. Таких людей следует избегать.

Смех с закрытыми губами указывает на присутствие комплексов у человека, страх показаться смешным. Также свидетельствует о хорошей выдержке и равновесии.

Это самые встречаемые виды, но не вся широкая гама. Чтобы узнать подробнее, интересуйтесь и читайте специальную литературу, где будет расписано каждый вид смеха и его характеристики.

Сплетни хоть и не приятная вещь, но весьма полезная. Полезная в том плане, что сводя сплетни, вы можете увидеть другую сторону своего собеседника. Если дать «пищу» для подобных разговоров, можно заметить в человеке зависть, излишнее любопытство, злорадство, алчность и другие нехорошие качества. Не все так и плохо, также сплетничая, вы распознаете как добродушных, сочувствующих, искренних, так и тех людей, которые привыкли жить своей жизнью, не осуждая других за их выбор. Это признак полноценной гармоничной личности.

Жесты и мимика

Если вы будете внимательно наблюдать за мимикой человека, то сможете без слов узнавать о его мыслях и отношении к тому или иному факту.

Также походка человека может рассказать вам об общем состоянии организма и некоторых чертах характера, выбранного вами объекта.

Например, раскачивание при ходьбе свидетельствует об аккуратности, педантичности и тщеславии человека. Большие шаги человека маленького роста указывают на его стремление быстрее достичь цели в любом начинании, а маленькие шаги высокого человека характеризуют его, как робкого и застенчивого, неуверенного в своих действиях.

Также наблюдайте за интонацией и различными звуковыми проявлениями голоса. Известный психолог Олпорт, провел много исследований на эту тему и довел, что обосновываясь лишь на голосе, можно сложить психологический портрет личности и накидать эскиз его внешности. Так интонации укажут вам на переживания человека, его отношение к каким-то сферам жизни, помогут понять темперамент, самочувствие человека.

Все это является отражением внутреннего мира человека. Так, зная семейные традиции, можно судить о сплоченности семьи или индивидуальности каждого ее члена. Вероисповедание человека дает отпечаток на его поведении, разговорах, действиях. Вот мусульмане будут очень эмоциональными и горячими, что касается мужчин, а женщины – скромными и пугливыми. Христиане всегда будут готовы помочь ближнему, и воспитывать в себе смирение.

Наибольшее о человеке вам расскажет его хобби.

Так как религия является общей характеристикой, а вот личные увлечения у каждого разные, не зависимо от семейного положения и вероисповедания.

Например, люди, которые увлекаются различными видами творчества, являются мечтательными, часто живут в своем мире, им трудно воспринимать реальность, они хорошие семьянины, рядом с ними уютно и всегда найдется тема для разговора. Те, кто занимаются спортом, настойчивые, упрямые, консервативные люди, они очень стрессоустойчивы. Коллекционеры, как правило, тяжело идут на контакт, они любят одиночество и тишину. Такие люди очень замкнутые и открывают душу лишь самым проверенным и близким людям.

Оксана Сергеева .

Как научиться разбираться в людях? 49 простых правил

Введение

Характер человека – это книга, в которой много зашифрованных и потерянных страниц. Обычно мы судим о людях сгоряча, по первому впечатлению, которое зачастую бывает обманчивым. Проходит немало времени, прежде чем мы действительно понимаем, что перед нами за человек, что им движет, почему он ведет себя так, а не иначе. Спустя какое-то время наше отношение к человеку может кардинально поменяться: зануды превращаются в интереснейших для нас людей, а люди, которые показались сначала забавными и привлекательными, на деле оказываются банальными шутами из дешевого балагана.

Умение разбираться в людях – это целая наука. Мы будем исходить из идеи, что плохих и хороших людей не бывает: мы не будем никого осуждать и вешать клеймо неудачника или труса, приговаривать человека, судить его. Мы просто поможем вам найти свой подход к людям с разными характерами, с разными жизненными принципами и моральными ценностями. Мы сделаем попытку разобраться в многообразии человеческих индивидуальностей. А уж дальше – выбирать вам: хотите ли вы общаться именно с этим человеком, мириться с его недостатками, пытаться оценить его немногочисленные достоинства или нет.

В жизни мы часто сталкиваемся со сложностями в общении с разными типами людей. Мы расскажем о том, как преодолеть эти трудности, как сделать общение с любым человеком приятным и полезным. Общаясь с окружающими вас людьми, вы должны помнить, что у каждого человека своя манера общения, свой способ выражения мыслей. Если вы будете учитывать специфические особенности личности каждого конкретного собеседника, то вы обязательно сможете найти общий язык с любым человеком, вы освоите науку нравиться и сможете добиваться поставленных целей во время общения. Мы вам в этом поможем.

Глава 1
Эмоции и чувства – зеркало человеческой души

Чтобы понять, что перед вами за человек, нужно прежде всего обратить внимание на то, как он выражает свои эмоции, какие чувства в нем доминируют, а какие совсем не развиты. Ведь эмоции и чувства – это отношение человека к миру, выражение его желаний и интересов. Вы сможете сделать вывод о характере человека, узнав, что вызывает у него положительные эмоции, а что является предметом отрицательных эмоций.

Правило № 1

Умеет ли человек выражать свои эмоции: об эмоциональных и гиперэмоциональных людях

По способности человека выражать свои эмоции мы делим людей на эмоциональных и неэмоциональных. Первые довольно чувствительны к происходящему вокруг них, их чувственный мир разнообразен, они выражают свое отношение к миру и окружающим через всевозможные эмоции – гнев, уныние, тоску, умиление и пр.


Существует мнение, что люди эмоциональные проще в общении, к ним легче найти подход. Их не нужно расспрашивать, понравился ли им только что просмотренный фильм или новый сотрудник, появившийся на вашем предприятии. Захлестнувшие их эмоции сами вырываются наружу.

Эмоциональный человек торопится рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Это, безусловно, делает общение с ними привлекательным: с ними всегда интересно.

Но порой чрезмерная эмоциональность является раздражающим фактором для окружающих. Если эмоции не дают человеку успокоиться, он нуждается в том, чтобы на кого-нибудь их выплеснуть. Эмоциональные люди постоянно ищут объект, на который можно было бы свалить груз впечатлений от только пережитого разговора с начальником или от ссоры с продавщицей в магазине. Подобная навязчивость, эмоциональные всплески могут не только раздражать вас, но являться причиной вашего эмоционального утомления (вы как бы сами переживаете эмоции постороннего человека). Гиперэмоциональные люди, как правило, выражают свои эмоции вне зависимости от желания окружающих выслушать их – для них это жизненно необходимо. А вот для окружающих не всегда бывает приятно, особенно если эмоции негативные.

Как правильно общаться с эмоциональными и сверхэмоциональными людьми? Прежде всего помните, что они нуждаются в том, чтобы их выслушали, им необходимо высказать все, что накопилось. Поэтому вам следует их выслушать, но не увлекайтесь сами их переживаниями. Будьте немного эгоистичны: притворитесь, что вы их слушаете и поглощены их эмоциональным рассказом, но ни в коем случае не принимайте все услышанное близко к сердцу. Эмоциональные люди склонны к преувеличениям. Если их рассказ затянулся, не бойтесь остановить их, прервать, сославшись на свою занятость.

Правило № 2

Как правильно общаться с неэмоциональными личностями: о людях без эмоций

Люди неэмоциональные, как правило, ограничивают круг выражаемых эмоций до минимума. Они проявляют свою эмоциональность только в экстраординарных, стрессовых ситуациях. В обычной жизни они не склонны демонстрировать свои переживания.


Нам бывает сложно понять чувства человека, понять его отношение к окружающим предметам, да и к нам самим, если он открыто не выражает свои эмоции. Неэмоциональные люди кажутся нам таинственными и скрытными, создается впечатление, что у них что-то недоброе на уме. Не зря самые лучшие шпионы и секретные агенты прекрасно владеют навыком скрывать свои эмоции. Способность скрывать свои переживания делает человека практически неуязвимым: мы не можем понять, что перед нами за человек, и поэтому начинаем его опасаться. Иногда приходится долго изучать его, прежде чем становится ясно, как он относится к тому или иному явлению, человеку или событию. Эмоции другого человека дают нам хорошее представление о его внутреннем мире: мы можем определить, чем он живет, что он чувствует. А вот если наш собеседник скуп в выражении своих душевных переживаний, тогда нам становится некомфортно в его компании, мы не знаем, чего от него ожидать.

На самом деле неэмоциональные люди ничего не утаивают, ничего не скрывают от окружающих, просто они привыкли по-другому выражать свое отношение к миру: не через эмоции, а через мысли.

Сложность общения с неэмоциональными людьми по большей части преувеличена. Действительно, люди этого типа не сразу расскажут о своих переживаниях, по ним нелегко определить, как они относятся к окружающим: они мастерски могут спрятать свою симпатию или неприязнь. Неэмоциональные личности – это, как правило, люди с хорошо развитой интеллектуальной сферой – они мало чувствуют, но хорошо мыслят, они предпочитают выражать свой взгляд на происходящее, все хорошо взвесив и проанализировав. Их отношение к миру всегда более продуманное и обоснованное, чем у людей эмоциональных. Подход к таким людям найти довольно просто – их просто нужно подтолкнуть к рассказу о своих впечатлениях. Попробуйте поинтересоваться у них о том, что они думают по тому или иному поводу. В беседе с людьми этого типа не стоит прибегать к вопросам, связанным с оценкой их эмоционального восприятия, им проще высказать свое отношение к предмету разговора в виде неэмоциональных и хорошо аргументированных выводов.

Правило № 3

Какие эмоции преобладают в человеке: о людях с позитивным настроем

В жизни мы сталкиваемся с самыми разными ситуациями, которые заставляют нас испытывать разнообразные эмоции – позитивные и негативные. Человек, получивший заряд положительной энергии, считается более приятным и интересным собеседником. Так ли это?


Люди, настроенные позитивно, являются в некотором роде источником для подзарядки, они могут улучшить ваше не очень хорошее настроение, они с готовностью идут на контакт. Безусловно, нельзя отрицать, что люди, вставшие «с той ноги», в прекрасном самочувствии, добравшиеся до работы без пробок, в общем, зарядившиеся положительной энергией на весь день, становятся несколько эгоистичными в общении с окружающими. Они полагают, что прекрасное начало дня автоматически означает, что весь день должен быть превосходным: коллеги и близкие счастливы, начальник в хорошем расположении духа, погода отличная. Они все видят в розовом цвете, оберегают себя от лишних переживаний и конфликтов, желая сохранить свое прекрасное расположение духа подольше. Поэтому они могут пропустить, к примеру, тот факт, что у вас какие-то неприятности или вы не очень хорошо себя чувствуете. Простите их за это.

Как общаться с позитивно настроенными людьми? Не стоит бегать за этим человеком весь день, в надежде, что вам отдадут вашу порцию положительной энергии. Самый лучший вариант поведения – подбадривать вашего коллегу или близкого человека в течение дня, как бы поддерживая его положительный настрой, находить его шутки удачными, делать комплименты – и тогда вы почувствуете, что сами очень хорошо подзарядились на весь день. Не злорадствуйте, если ваше утро не принесло вам столько же положительных эмоций. Носители положительных эмоций – это не вечная батарейка «Энерджайзер», их настроение быстро может измениться, если его не стимулировать. Если вы постараетесь поддержать этот огонек позитива на работе или дома, тогда вы сами зарядитесь положительной энергией, а вот если вы его сразу потушите из зависти или раздражительности, тогда вы установите атмосферу недоброжелательности и дискомфорта.

Правило № 4

Какие эмоции преобладают в человеке: о людях с негативным настроем

Принято считать, что с позитивными людьми проще общаться, чем с людьми, испытывающими негативные эмоции. Но как же быть с людьми, которые обычно настроены негативно? Стоит ли общаться с ними или же лучше избегать всяких контактов?


К людям, настроенным негативно, гораздо сложнее найти подход, так как они озлоблены и переполнены отрицательными эмоциями.

Помните одно: вы не должны игнорировать человека, который переполнен отрицательной энергией. Если не попытаться помочь ему снять стресс в самом начале, тогда этот негатив обязательно начнет распространяться на окружающих. Безусловно, вы не должны выполнять функцию психотерапевта и бежать к вашему коллеге-неудачнику, требовать, чтобы он рассказал вам о том, что его беспокоит.

Но это не значит, что вы не можете ему помочь: вы можете разрядить обстановку и снять негатив, проявив элементарное человеческое внимание, например, угостить его своим вкусным цветочным чаем или оказать помощь не в службу, а в дружбу и выполнить небольшую часть его работы, если, конечно, это вам не в тягость.

Правило № 5

Активны ли эмоции человека: о стениках и астениках

Людей, у которых преобладают активные эмоции, такие, как радость, гнев, злость и пр., принято называть стениками. Их эмоции всегда вызывают подъем сил, возбуждение, напряжение. В противоположность им астеники – люди, испытывающие эмоции, которые подавляют активную деятельность, уменьшают энергию человека, например, тоска, печаль, уныние, подавленность.


Отличить стеников от астеников очень просто. Первые под влиянием своих переживаний способны на активные действия. К примеру, удовольствие от звучащей музыки вызывает у стеников желание подпеть, пританцовывать в такт, тогда как астеники ограничиваются мимическим выражением своих эмоций (полуулыбка, улыбка, закрытые глаза). Страх, к примеру, заставляет стеника мобилизовать все свои реальные и потенциальные возможности. Астеник же, испытывая страх, входит в ступор.

Трудности в общении возникают, если они общаются между собой, т. е. один из собеседников – стеник, другой – астеник. Вы сможете овладеть наукой общения с представителем из другой группы, если начнете учитывать его непохожесть на вас, его особые, специфические черты, которыми вы не обладаете.

В общении со стеником вас не должна удивлять его бурная деятельность и желание активно проявлять свои эмоции. Терпимо отнеситесь к тому, что ваш собеседник будет находиться в состоянии постоянного эмоционального напряжения. Если его что-нибудь возмутит, то он обязательно возмутится «вслух»; если он обрадуется, то очень активно; если разгневается, то так, что это заметят окружающие. Не стоит останавливать стеника и просить, чтобы он вел себя поскромнее. Самая правильная модель поведения – переждать «бурю», дать ему возможность высказаться, выразить свои эмоции. Плюсы общения со стениками: они активны, легки на подъем, чаще всего позитивно настроены, достаточно мобильны, более общительны, чем астеники.

Астеники с виду могут показаться неэмоциональными людьми. Но на самом деле они испытывают эмоции более сдержанные, которые не подталкивают их к активной деятельности, они более пассивны и неподвижны. Иногда о них говорят, что они занудны, вечно грустны и тоскливы. В общении с такими людьми лучше всего не давить на них, не настаивать на более деятельностном выражении эмоций (к примеру, вам бы хотелось, чтобы ваш собеседник-астеник выразил свой гнев открыто, а не просто что-то бурчал себе под нос; для астеника – это непосильная задача). Вам нужно привыкнуть к тому, что их эмоции выражаются скучновато. Есть и свои плюсы в общении с астениками: их эмоции более стабильны, чем у стеников. Для них характерна глубокая внутренняя концентрированность, которая говорит о продуманности их действий. Они предпочитают сначала проанализировать свои впечатления, а уж потом приступают к конкретным действиям.

Правило № 6

Как общаться с людьми с хорошим или плохим настроением: о людях с постоянным эмоциональным фоном

У каждого человека есть свой эмоциональный фон, который мы называем настроением. В жизни мы встречаем людей с положительным эмоциональным фоном и отрицательным. Проще говоря, нам приходится общаться с людьми, у которых всегда хорошее или всегда плохое настроение.


Удобными в общении являются люди первой группы – те, у кого настроение обычно хорошее. Эти люди достаточно позитивно настроены на общение, они часто улыбаются. Найти подход к таким людям очень просто: они достаточно открыты и с удовольствием идут на контакт. С ними можно разговаривать практически на любые темы. Хотя есть и свои минусы в общении с этими людьми: их не просто встревожить, их позитивный эмоциональный фон довольно стабилен, поэтому не ждите от них искреннего соболезнования, если вы вдруг сообщите им о своем горе или жизненных трудностях. Чаще всего такие люди увиливают от разговоров на «грустные», «печальные» темы или не принимают их всерьез.

Общаться с людьми, у которых вечно плохое настроение, – занятие не из приятных. Нам кажется, что разговор с ними может испортить наш собственный настрой. Мы даем таким людям за глаза самые неприятные прозвища – «брюзга», «ворчун» и пр. В коллективе они часто оказываются белыми воронами, так как их недолюбливают. Помните, что их плохое настроение нельзя рассматривать как нежелание общаться с другими людьми. Они тоже нуждаются в общении. Для того чтобы общение с такими людьми принесло определенные плоды, чтобы ваш разговор не был в тягость ни вам, ни вашему собеседнику, придерживайтесь следующих правил.

Не пытайтесь развеселить вашего угрюмого собеседника. Такие люди в этом не нуждаются. Помните, что их плохое настроение – это не следствие каких-либо неурядиц и жизненных проблем, это их нормальное состояние. Ваша попытка, к примеру, рассказать им анекдот будет воспринята негативно, ваши старания не оценят, вы точно не услышите в конце своего рассказа желанного смеха, а натолкнетесь на недоумение со стороны вашего собеседника. Развеселить таких людей может только очень радостное событие, которое будет иметь непосредственное отношение к ним самим. Не просите их улыбнуться в ответ на вашу улыбку. Людям с постоянным отрицательным эмоциональным фоном это не свойственно. Даже если они последуют вашему совету, их улыбка будет выглядеть ненатурально.

Вам придется привыкнуть к их специфическому отношению к окружающему миру: они все подвергают сомнению. Их жизненное кредо: ждать удара от жизни в любой момент.

Такие люди не всегда неудачники в жизни. Плохое настроение может быть свойственно даже успешным, хорошо продвигающимся в жизни людям. Их настроение – это своего рода защитная реакция организма. Они заранее перестраховываются на случай неудачи, краха их планов и надежд. Если у них что-нибудь не получится, никто даже не заметит никаких видимых перемен в их поведении. Если сорвется крупная сделка или желанная командировка за границу, то им будет проще скрыть свое разочарование.

Правило № 7

Быстро ли у человека меняется настроение: о людях «настроения»

Иногда нам приходится общаться с людьми с переменчивым настроением. Эмоциональный фон у таких людей меняется очень часто и внезапно, когда мы этого не ждем. Любая мелочь, любая деталь запросто может испортить их позитивный настрой. А какая-нибудь неуместная или неудачная шутка рассмешит их – и они забудут о многочисленных проблемах.


Люди с неустойчивым настроением очень сложны в общении. Обычно их поведение и резкие эмоциональные перепады могут сбить нас с толку, мы можем забыть о цели разговора, сбиться с мысли. Реакция людей настроения может быть непредсказуемой, мы не можем предугадать, как они отнесутся, к примеру, к нашей просьбе поработать в выходные или к тому, что их ожидаемое повышение по службе временно откладывается.

Как правильно общаться с такими людьми? В разговоре следует придерживаться тактики «опереди собеседника». Вы должны занять строго лидирующую позицию в беседе, как бы опережая их эмоциональную реакцию на ваши слова. К примеру, если вам предстоит сообщить человеку настроения неприятное известие, лучше начать сразу с него, не откладывая в долгий ящик. Если вы сообщите о чем-то неприятном в конце разговора, то у этого человека обязательно останется неприятный осадок обо всем разговоре в целом. После того, к примеру, как вы сообщите, что долгожданный отпуск откладывается до следующего месяца, постарайтесь сразу же восстановить эмоциональное равновесие вашего коллеги – успокойте его тем, что в следующем месяце путевки будут гораздо дешевле, а погода в жаркой стране, куда он собирается, более щадящей, поэтому акклиматизация не будет такой тяжелой. Помните, что людям, подверженным внезапной смене настроения, можно быстро испортить настроение, но после этого можно запросто его поднять. Главное – никогда не оставляйте его с плохими мыслями наедине. Всегда расставайтесь на хорошей ноте.

Старайтесь всегда контролировать вашу беседу, не упускайте главного, не поддавайтесь перепадам настроения вашего партнера. Очень часто люди, способные перестраиваться в зависимости от ситуации, очень легко манипулируют окружающими. Чувствуя, что им предстоит неприятный разговор, они могут опередить вас и пожаловаться на свои проблемы, тем самым разжалобив вас. У вас появляется желание отложить разговор до более удобного момента. Не идите у таких людей на поводу – всегда говорите то, о чем собирались сказать, не откладывайте разговор в долгий ящик.

Есть и определенные плюсы общения с людьми настроения. С ними всегда интересно: они не утомляют вас однообразным брюзжанием или же вечно хорошим настроением. Они всегда разные, новые. Они очень мобильны, легко адаптируются к ситуации, способны выразить искреннюю радость и истинное соболезнование.

Чем лучше вы разбираетесь в людях, тем меньше разочарований встретится на вашем пути. Очаровываясь, мы наделяем человека несвойственными ему качествами, и бываем удивлены неожиданными поступками и словами. Учитесь видеть людей в истинном свете.

Порой нам доводится слышать в свой адрес: «Я тебя хорошо знаю!». - «Как же так? - удивляемся мы. - Кто-то уверяет, что видит меня насквозь, а я и сам толком себя не знаю. Думал, что я смелый, а вчера струсил. Думал, что спокойный, а сегодня ».

Как разобраться и в себе, и в людях

Вариант радикальный

Владимир Высоцкий в «Песне о друге» советовал поступать так:

«Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так,

Если сразу не разберешь

Плох он или хорош,

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его,

Пусть он в связке одной с тобой,

Там поймешь кто такой».

И если он «сразу раскис и вниз, шаг ступил на ледник и сник, оступился - и в крик, … ты его не брани - гони». «А когда ты упал со скал, он стонал, но держал, … значит, как на себя самого положись на него».

Хороший способ лучше узнать друзей, но уж слишком экстремальный. Такой же, как и «пойти вместе в разведку».

Вариант, требующий времени, но не гарантирующий результат

Согласно поговорке, чтобы хорошо узнать человека, нужно вместе «с ним съесть пуд соли», то есть не менее 16 килограммов. По расчетом физиологов, в среднем каждый человек за год съедает 5 кг соли. Значит, чтобы лучше узнать друг друга, им понадобится почти 2 года.

Вариант третий: полагаемся на первое впечатление

В народе говорят: « самое верное», «Первая мысль от Бога, вторая - от дьявола». «Железная леди» заметила: «Мне хватает 10 секунд, чтобы составить свое впечатление о человеке, и в дальнейшем оно очень редко меняется».

Однако далеко не все люди мыслят, как Тэтчер, и столь же , как она. Поэтому наравне с утверждением, что первое впечатление - самое правильное, существует и другое: «Первое впечатление обманчиво».

Вариант четвертый: народная мудрость

Спросил как-то юноша мудрого старца: «Как научиться разбираться в людях: кому , а кого бояться?». - «Сначала отвечу тебе, кого опасаться, - сказал старик. - Больше всего опасайся самого кроткого, благочестивого и смиренного, того, кто льстит тебе, обнимает тебя и клянется в верности. Он первым тебя предаст». - «Кому же тогда доверять?», - удивленно спросил юноша. «Доверяй тому, кто говорит , какой бы она ни была. Он первый придет тебе на помощь», - ответил старик.

Вариант пятый: учимся у классиков

Немецкий психиатр Карл Леонгард разработал классификацию характеров, которые он описал в первой части монографии «Акцентуированные личности». Здесь и демонстративные личности, и возбудимые, и тревожные, педантические, и многие другие. Наиболее верные выводы о типе личности, писал Карл Леонгард, делаются на основе наблюдения и собеседования.

Во второй части монографии, которая называется «Личность в художественной литературе», он анализирует характеры героев произведений классиков мировой литературы: Достоевского, Оноре де Бальзака, Льва Толстого и др.

Свои советы, как разбираться в людях, дает и доктор психологических наук Аркадий Егидес в книге «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности».

«Зачем это нужно?», - спрашивает он. И сам отвечает: «Чтобы знать, чего от них ждать, чтобы правильно с ними взаимодействовать, а также на них . Подробно описывая разные психотипы, автор дает нам возможность понять их, чтобы мы могли видеть в людях , обезопасить себя от и управлять ситуацией.

Один из примеров: если человек истероидного типа кричит, как он вас ненавидит, и уходит «навсегда», - знайте, он непременно вернется, как только вы проявите к нему повышенное внимание. Если же молча собирает свои вещи и уходит эпилептоид, - это действительно может быть навсегда.

«Как разбираться в людях?» - этот вопрос обычно начинает волновать нас лишь после того, как мы сильно ошибемся в ком-то. Мы думали, что рядом с нами - человек надежный, а он в трудную минуту исчез. И наоборот - тот, на кого мы и не надеялись, предложил свою помощь. «Ведь наверняка есть какие-то сигналы и знаки, по которым можно распознать, что за человек перед нами», - думаем мы. Да, они есть, но мы их не замечаем и продолжаем наступать на те же грабли.

1. Язык тела и мимика

Прежде всего обращаем внимание на , жесты и мимику нашего собеседника. Подробно о том, как читать мысли окружающих по их жестам, рассказывает австралийский писатель , известный еще как «мистер язык тела», в книге «Язык телодвижений». Из нее можно узнать, что означают сцепленные пальцы рук, скрещенные на груди руки, поглаживание подбородка, потирание век и многое другое. И если мы будем внимательным читателем, хорошим учеником и наблюдательным человеком, то легко сможем угадывать истинные намерения своего собеседника.

2. Далее - определяем темперамент

Кто перед нами? Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик? (Разумеется, люди с тем или иным в чистом виде встречаются очень редко, обычно это смешанные типы с преобладанием какого-то одного.)

Наш друг - ? Он неорганизован, зато активен и жизнелюбив. ? Не будем корить его за пессимизм и тянуть в шумные компании. ? Попросим его помочь разрешить конфликтную ситуацию, ведь флегматики - миротворцы. ? Не удивительно, что он любит покомандовать.

Эмоционально устойчивые сангвиники неплохо уживаются с эмоционально неустойчивыми меланхоликами, а эмоционально устойчивые флегматики дополняют неустойчивых холериков.

3. Полагаемся на интуицию

Ее называют чуйкой, шестым чувством, внутренним голосом, предчувствием. Мы говорим, что сердцем чуем опасность, кожей чувствуем неприятность. Иногда мы от этой чуйки отмахиваемся, но впоследствии чаще всего жалеем об этом.

Человек нас очаровал, и мы упорно не хотим замечать сигналов, подаваемых . Это могут быть беспокойство, тревога, ощущение бегающих по спине мурашек, дискомфорт. Что-то нас настораживает, но мы игнорируем внутренний голос. А зря, ведь он ошибается редко.

Правда, далеко не все обладают развитой интуицией. Но это легко исправить, прочитав «Развитие интуиции. Как принимать верные решения без сомнений и стресса» английского психолога Гая Клакстона.

4. Сбрасываем маски

«Мы так хорошо дружили, были не разлей вода, но вот поехали вместе на море и оказалось, что у нее отвратительный характер. Она мелочная, сварливая, вечно всем недовольна», - жалуется одна подруга на другую. - Я ее с трудом выдержала и больше не хочу видеть!». «Она просто невозможна!», - обижается вторая.

Что же случилось? Девушки вышли из зоны комфорта, оказались в нестандартной ситуации, и им пришлось отступить от привычных поведенческих шаблонов. По сути, они сбросили маски и показали себя настоящих, а именно: эгоистичных, нетерпимых, не умеющих строить отношения и выходить из без моральных потерь.

Еще пример. В небольшом рабочем коллективе у одной из сотрудниц пропал новенький смартфон. Она уверяла, что еще утром он был при ней, значит, его украл кто-то из коллег. Милая приветливая девушка на глазах превратилась в разъяренную фурию, у которой к каждому нашлись претензии. На другой день она извинилась, потому что злосчастный смартфон нашелся дома, она его просто забыла. Но, как говорится в анекдоте, «ложечки нашлись, а осадочек остался».

Если мы хотим лучше узнать человека, то чем неординарнее будет ситуация, в которой мы с ним окажемся, чем меньше он будет к ней подготовлен, тем больше шансов, что он раскроется, проявит свою внутреннюю сущность.

В нашем окружении достаточное количество людей, с которыми мы общаемся и от которых зависим в той или иной мере. Мы тщательно изучаем характер, привычки, оцениваем поступки этих людей. Как разбираться в людях - подскажет наша статья.

Внешний облик

При первой встрече мы оцениваем внешний облик человека. Достаточно нескольких секунд, чтобы понять приятен нам человек или нет. Это действие происходит на бессознательном уровне. Но иногда мы ошибаемся, поэтому важно оценивать визуальный облик в совокупности с другими факторами.

Обращайте внимание на походку и осанку: уверенный в себе человек идет с прямой спиной и размеренным шагом, в то время как озабоченный или неуверенный в себе человек - сгорбившись, семенящей или спотыкающейся походкой.

Важно оценить взгляд человека. Не зря говорят: "Глаза - зеркало души человека". По ним можно многое прочитать. Человек, обладающий сильным характером, будет смотреть собеседнику прямо в глаза. Если же он не может сконцентрировать на вас свой взгляд, то скорее всего ему есть, что скрывать.

Интуиция

Согласитесь, что с одним человеком нам общаться легко и спокойно, а находясь в компании другого бывает тревожно на душе. Уже на подсознательном уровне мы принимаем решение, как вести себя с тем или иным человеком. Поэтому, старайтесь развивать и слушать свою интуицию. Более подробно о том, как развить свою интуицию - можно прочитать в статье Стива Олсон - Шесть способов развить интуицию .

Концентрация

Если вы поставили себе цель разобраться в том или ином человеке, то делать это нужно осознанно. Общаясь с человеком не забывайте о своей миссии и концентрируйтесь на ней. Не позволяйте общению отвлекать вас от поставленной задачи: не забывайте про наблюдения и анализ.

Будьте внимательны при общении

Чтобы узнать человека - важно его слушать и слышать. Искренне интересуйтесь его жизнью, задавайте вопросы. Каждый человек любит, когда им интересуются. В таких ситуациях вы можете узнать о человеке больше. Выясните, какой образ жизни ведет человек и чем увлекается. Так, вы больше сможете постичь характер собеседника.

Нестандартные ситуации

Характер человека лучше всего проявится в экстремальной ситуации. В обычной жизни большинство людей носят маски. В состоянии же опасности человек выходит из своей зоны комфорта и не в состоянии действовать шаблонно. Здесь и раскрываются настоящие ценности человека.

Познание человека через рисунки

Из нашей статьи вы узнали основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при общении. Для того чтобы узнать человека, может потребоваться год и более, а для того, чтобы хорошо разбираться в людях - очень много времени. Для этого читайте много специальной литературы, советы психологов, смотрите документальные фильмы.

Для этого Вам потребуется:

1. Опыт.
Для того, чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях. Юность видит людей в узкой перспективе своего ограниченного опыта, и когда юных людей заставляют судить о тех, чья жизнь значительно отличается от их собственной, они часто обращаются к незрелым и несообразным клише, вроде: «старик отстал от жизни», «нормальный парень» или «чудак».

2. Сходство.
Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой. Но корреляция здесь не абсолютная, и все обстоит не так просто: подвижность воображения одного оценщика может оказаться ценнее, чем огромные запасы неиспользованного опыта другого.

3. Интеллект.
Экспериментальные исследования вновь и вновь подтверждают тот факт, что существует некоторая связь между высоким интеллектом и способностью точно судить о других людях. Вернон обнаружил, что высокий интеллект особенно характерен для тех, кто точно оценивает самих себя и незнакомых людей, но если оценщики хорошо знакомы с теми, кого они оценивают, то опыт до определенной степени может заменить исключительный интеллект.

4. Глубокое понимание себя.
Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других.

5. Сложность.
Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих. Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого… Две души обитали в груди у Фауста, и только одна у его помощника Вангера; и именно Фауст оказался способным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни.

6. Отстраненность.
Эксперименты показали, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия, и лучшие оценщики бывают загадочными и с трудом поддающимися чужой оценке. В среднем они не очень высоко ставят социальные ценности.

7. Эстетические склонности.
Часто с меньшей общительностью связаны эстетические склонности. Это качество стоит выше всех остальных, особенно если мы возьмем наиболее одаренных знатоков людей… Эстетический ум всегда пытается проникнуть во внутренне присущую объекту гармонию, будь то нечто настолько тривиальное, как какой-нибудь орнамент, или нечто настолько значительное, как человеческое существо.

8. Социальный интеллект.
Это качество не является обязательным. Романисты или художники часто им не обладают. С другой стороны, скажем у интервьюера, должен быть такой «солидный дар», поскольку его функция более сложна: он должен спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, - и при всем этом еще и никогда не выказывать скуки.