Как выбрать франшизу, чтобы не разориться (разбираем кейсы). Соизмеряем желания с возможностями

Несмотря на то, что в России пока еще невелико количество фирм, работающих по франшизе (читайте «Что такое франшиза »), этот вид бизнеса становится все более популярным. Это и неудивительно, ведь приобретение франшизы это достаточно надежный вариант развития собственного бизнеса.

Если вы решили купить франшизу, но не знаете с какой стороны подойти к ее выбору, эта статья более или менее прояснит ряд нюансов на которые надо обратить внимание при выборе франшизы прежде всего.

Сразу стоит сказать, что невозможно выявить самую лучшую франшизу. Будет она в итоге таковой или нет - напрямую зависит от вас. Потому что даже очень перспективная и выгодная франшиза в неопытных руках предпринимателя может оказаться совершенно напрасной и пустой тратой времени и денег. Однако если у вас есть огромное желание открыть свое дело , и вы имеете представление о том, как им управлять, то при выборе франшизы вам следует ориентироваться на ниже представленные советы.

Несомненно, что любая область ведения бизнеса может быть привлекательна и прибыльна. Не стоит останавливаться на одной только области. Франшиза хороша тем, что даже не имея опыта в развитии закусочных, вы можете руководить ей. Рассматривая разные сферы ведения бизнеса, можно натолкнуться на то, что будет вам больше по душе. Ищите себя, ту область, в которой вы сможете достичь наилучших результатов.

Если подумать, то выбор франшизы - это выбор самого франчайзора. Не помешает узнать, сколько времени находится на рынке его собственная компания, как велики темпы развития его бизнеса? Насколько хорошо сам франчайзор успел наладить свое производство, и как он борется с сезонными явлениями простоя в бизнесе? Тревожным звонком вам может стать то, что свою франшизу продвигает совсем молодая фирма. Сейчас часты даже такие абсурдные случаи, когда фирма начинает торговать франшизами тогда, когда у нее самой нет ни одного магазина или предприятия.

Известно, что более-менее солидные фирмы начинают торговать франшизами не менее чем через год после запуска своего бизнеса. И это не считая времени, которое уйдет на разработку соглашения, а также на процедуры передачи некоторых авторских разработок своим партнерам. У нормального франчайзора процент выхода из договора составляет не более 15% от заключивших его компаний. Самое интересное состоит в том, что перед тем, как выбрать франшизу, вы беспрепятственно можете получить сведения обо всех компаньонах франчайзора, и самим пообщаться с ними о плюсах конкретного сотрудничества.

Именно на это и стоит обратить внимание. Если улыбчивый франчайзор демонстрирует полную готовность к сотрудничеству, но не спешит делиться информацией о своих партнерах и их успехах, то вряд ли ему можно доверять.

Обязательно нужно требовать все юридические документы, которые подтверждают официальное владение франчайзора торговой маркой. Нужно проверить и все его патенты, которые дают ему право на определенный вид деятельности.

Чаще всего при выборе франшизы люди обращают внимание на раскрутку данной марки в федеральном масштабе. Если продукт хорошо известен покупателям, то при открытии торговой точки в городе у вас сразу будет немалое количество клиентов. Но если франчайзор может предложить вам на развитие креативный и неординарный проект, то эта черта франшизы может оказаться не столь значимой. Даже солидные инвесторы, если им предложить такой проект, способны простить ему многие недостатки. Ведь у действительно уникальных продуктов и услуг конкурентов фактически нет (это практически тоже самое что и стартап ), а потому и прибыли с самого запуска бизнеса будут немалыми.Обязательно нужно узнавать о планах компании на грядущие годы: или же она продолжит делать ставку на развитие франшизы, или начнет развивать собственный бизнес. Планируется ли развитие самой компании, каковы планы по развитию рекламы. Это поможет вам решить, какую франшизу выбрать.

Москва и Питер в этом отношении стоят особняком. Тут редко покупают франшизы, так как большинство компаний тут развивают собственный бизнес, не продавая лицензий. Невероятные арендные платы и высокая заработная плата персонала делает франшизу просто невыгодной. Кроме того, на территории этих городов слишком высоки расходы по покупке товара, именно потому стоимость продукции самого франчайзора может быть столь велика.

А потому, если вы и задались вопросом как правильно выбрать франшизу , то делать это лучше в сфере общепита, где успех и франчазора, и франчайзи, зависит друг от друга. Технология этого бизнеса обкатана десятилетиями, и потому будет успешна в любом случае.

Стоит озаботиться и тем, чтобы обещанная поддержка от владельца франшизы осуществлялась на деле, а не только на словах, еще раз изучите договор. Если он, как было сказано выше, пробует привязать вас к единому поставщику сырья и расходных материалов, попросите объяснить, с чем это связано. Если внятных объяснений нет- связываться с таким франчайзором не стоит, так как уровень ваших затрат может быть заоблачным.

А особенное внимание выбирая франшизу стоит уделить условиям выхода из договора, так как в большинстве случаев это бывает просто очень невыгодным. Частенько бывает так, что согласно договору, по завершению срока действия франшизы ваш бизнес у вас же может быть куплен за копейки. Так что выгодная франшиза может быть не столь и привлекательной. Еще раз проконсультируйтесь с юристами по поводу договора.

Обязательно отстаивайте свои льготы. Даже если бренд широко известен в тех же Москве с Питером, это совершенно не значит, что он известен у вас. Возможно, что усилий на его продвижение потребуется не меньше, чем при создании бизнеса с нуля. Помните о том, что сам франчайзор также заинтересован в вашем успехе.

Узнавайте о том, будут ли вас учить. Распространяется ли обучение на персонал, или вам придется делать это самостоятельно?

Еще раз подробно узнайте про поставщиков. Вы сможете самостоятельно их искать? Не помешает узнать, сколько вам нужно будет тратить на рекламу, и как вы будете отчитываться по этим расходам.

Следуя этим не хитрым советам вы сможете правильно выбрать франшизу! Успехов!!!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В России продолжает активно развиваться и ежегодно приобретает все большую популярность. По подсчетам Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), рынок франчайзинга в стране вырос в 2,5 раза за последние 6 лет (с 2010 до 2016). В целом наблюдается стабильный и растущий спрос на франшизы зарубежных компаний.

Вследствие этого увеличивается и конкуренция среди предпринимателей, работающих с использованием франчайзинговых систем. Для многих бизнесменов в сложившихся условиях актуальным становится вопрос: как правильно выбрать франшизу? Далее мы рассмотрим основные критерии предложений франчайзеров, на которые следует обратить внимание при выборе.

Как выбрать франшизу

Удачный выбор франшизы – залог успешного капиталовложения и получения стабильной прибыли. Поиск франчайзера должен основываться на определенных показателях деятельности предполагаемого партнера.

Размышляя о том, какую франшизу выбрать, важно учитывать следующие критерии:

  • длительность работы франчайзера на рынке;
  • скорость развития и расширения самой компании;
  • количество уже работающих с ней франчайзи;
  • эффективность маркетинговой кампании (другими словами – узнаваемость, популярность бренда);
  • защищенность от кризиса;
  • специфика отраслевой сферы;
  • наличие сезонности.

Прибыльные франчайзинговые программы обычно начинают активно тиражировать и распространять точки реализации готовой продукции спустя два года после своего первого запуска.

Важно! Следует с осторожностью относиться к сотрудничеству с молодыми компаниями. Некоторые фирмы предлагают франшизы, не имея при этом действующих точек продаж. Заключать соглашение с таким франчайзером – риск, который в большинстве случаев бывает не оправдан.

Из наиболее эффективных франшиз выделяются несколько категорий, которые всегда будут востребованы среди аудитории. К ним относятся:

  • магазины модной одежды;
  • фитнес-клубы;
  • индустрия красоты и здоровья;
  • АЗС и пункты технического обслуживания автомобилей;
  • сети ресторанов быстрого питания.

Успешность подобных франшиз связана с тем, что реализуемые с их помощью товары и услуги пользуются постоянным спросом у населения. Такие торговые точки имеют всесезонный период работы, и не будут испытывать дефицита в клиентах.

Какую франшизу выбрать для маленького города

Открывая в своем городе торговую точку, важно учесть тот факт, что реализуемый продукт должен быть максимально известен местному потребителю. Таким образом, со старта вы уже будете располагать готовой базой лояльных клиентов, которые начнут тратить свои деньги и способствовать скорейшей окупаемости франшизы.

Однако данный фактор может быть некритичен при условии того, что франчайзер готов предложить уникальный бизнес.

Примером может послужить открытие на территории одного из торговых центров города небольшого островка быстрого питания, предлагающего кофе и десерты либо мини-кофейни «кофе с собой».

Такие проекты на начальном этапе тиражирования практически не имеют конкурентов за счет своей оригинальности. Несмотря на относительно невысокую стоимость подобной франшизы, она может принести предпринимателю приличные деньги в короткий срок.

Решая, какую франшизу открыть в маленьком городе, следует также обратить внимание на «дефицитные» отрасли.

Внимание! По состоянию на 2016 год франшизы в сфере производства составляют меньше 1% по всему каталогу предложений.

Между тем, если тщательно изучить существующий на рынке небольшого города спрос на ту или иную продукцию, а также объем имеющегося предложения, то можно выбрать уникальную франшизу и в производственной сфере.

В качестве примера можно привести компании, предлагающие оформление фасадов, а именно вертикальное озеленение. В маленьких городах эта идея еще не получила достаточного развития, в большинстве провинций о ней вообще ничего не известно. Таким образом, выбрав подобную франшизу, вы имеете все шансы занять свободную нишу на местном рынке и можете быть абсолютно уверенными в дальнейшей успешной ее реализации.

Выгодно ли открывать франшизу

Экономическая ситуация в России, сформировавшаяся под воздействием санкций и давления со стороны запада, оказала влияние и на развитие франчайзинга.

Владельцы популярных европейских и американских брендов стремятся вернуть существенную сумму денежных средств, нерационально повышая стоимость паушального взноса. Вместе с этим франчайзеры стараются снизить сроки окупаемости проектов, привлекая к себе внимание франчайзи.

Покупка франшизы российских компаний в сложившихся условиях может стать альтернативным вариантом для многих предпринимателей. Если судить по отзывам бизнесменов, работающих с отечественными системами франчайзинга, наиболее эффективными являются франшизы на реализацию детских товаров (одежда, обувь, игрушки и т. д.), на организацию различного рода развлечений (туризм, путешествия, сети хостелов и т. д.).

Как рассчитать франшизу

Чтобы ответить на вопрос, как получить франшизу, которая будет максимально эффективна в регионе и не начнет приносить убытки, следует самостоятельно просчитать окупаемость торговой точки.

Кроме паушального взноса и регулярных отчислений в виде роялти, нужно учесть и другие неминуемые расходы. В их сумму включается аренда помещений, затраты на регистрацию предприятия, (либо юр. лица), отчисление зарплаты обслуживающему персоналу и т. д. В большинстве случаев франчайзер предоставляет предпринимателю готовое оборудование (его стоимость включается в сумму паушального взноса). Однако если это не предусмотрено договором, то на ваши плечи ляжет еще и закупка торговой мебели, станков, аппаратов, инструментов и т. д.

Важно! При подсчетах любая успешная франшиза имеет показатель окупаемости на уровне или выше указанного в рассматриваемом предложении.

Выбирать франчайзеров следует из категории тех компаний, которые осознают свои конкурентные преимущества, имеют долгосрочную перспективу и отличаются качеством оперативного управления с грамотным распределением ресурсов.

Как способа ведения бизнеса, а сегодня расскажу о том, как осуществляется покупка франшизы , что представляют собой каталоги франшиз и как выбрать франшизу , на что нужно обращать внимание при выборе.

Итак, если вы решили открыть бизнес на условиях франчайзинга, самая главная ваша задача на начальном этапе – покупка франшизы, то есть, выбор компании-франчайзора, под брендом и на условиях которой вы будете вести свою деятельность. От выбора франшизы во многом зависит весь дальнейший успех бизнеса, поэтому к нему стоит подойти максимально грамотно и продуманно. Итак, рассмотрим, как выбрать франшизу.

Поиск франшизы. Каталоги франшиз.

Первый логичный вопрос: где вообще искать предложения по франчайзингу и между кем и кем выбирать? Поиск франшизы можно осуществлять несколькими методами, давайте их рассмотрим.

Каталоги франшиз. Лучшим способом найти оптимальный вариант, на мой взгляд, является просмотр и анализ каталогов франшиз – специализированных сайтов, содержащих большое количество предложений франчайзинга с возможностью сортировки их по различным параметрам и сравнения.

Найти такие сайты несложно: для этого достаточно набрать в поиске “Каталог франшиз Россия” или “Каталог франшиз Украина” и т.д. для своей страны, и вам предложат множество интернет-ресурсов, на которых вы сможете выбрать франшизу.

Каталоги франшиз – это интернет-порталы, на страницах которых франчайзоры размещают свои предложения по сотрудничеству, а предприниматели могут выбирать среди них те, которые максимально устроят их по всем параметрам.

Все предложения, размещенные в каталоге франшиз, содержат краткие описания наиболее важных критериев, которые следует принимать во внимание, и дают возможность сортировки всех предложений по этим критериям:

– Направление деятельности (торговля/производство/сфера услуг);

– Отрасль (Продукты питания, одежда и обувь, общественное питание, товары и услуги для детей и т.д.)

– Стоимость покупки франшизы (паушальный взнос);

– Дальнейшая оплата за франшизу (роялти);

– Это должно быть то, что вы любите;

– Это должно быть то, что у вас хорошо получается;

– Это должно быть то, за что готовы платить деньги.

При этом покупка франшизы позволяет все-таки нивелировать влияние некоторых из этих критериев. К примеру, для франчайзинга уже не так важно хорошо разбираться в сфере деятельности, поскольку этому вас обучит франчайзор, он же в дальнейшем будет помогать советами и рекомендациями.

Таким образом, покупка франшизы может стать стартом для вашего развития даже в новом и незнакомом направлении деятельности.

Далее, следует понимать, что выбор франшизы – это, по сути, выбор бренда и выбор франчайзора. Поэтому необходимо ориентироваться на опыт, успехи и достижения самой компании-франчайзора: как она смогла развить свой бренд и каких успехов достигла. Парадокс, но в каталогах франшиз иногда можно встретить предложения от компаний, даже не имеющих собственных магазинов, сервисных центров или прочих точек продажи товаров/услуг, но предлагающих другим заниматься этим от ее имени. Лично у меня бы не вызвала доверия такая компания.

Не лишним будет заглянуть и в финансовые отчеты компании-франчайзора: если она сама работает с убытком, либо ухудшает свои показатели с течением времени – это также прямо указывает на то, что предлагаемый бизнес не так уж перспективен, а скорее – наоборот.

Покупку франшизы следует осуществлять у компании, которая своим личным примером смогла доказать перспективность и прибыльность предлагаемого ей вида бизнеса.

Помимо анализа самого франчайзора, нужно проанализировать и деятельность его франчайзи, которые уже купили франшизу. Например, в других городах или районах. Насколько прибылен у них бизнес, соответствуют ли темпы развития заявленным, с какими проблемами столкнулись предприниматели и т.д.

Опыт других партнеров может стать хорошим, но не единственным индикатором прибыльности франшизы.

Одним из важнейших критериев для покупки франшизы должна стать узнаваемость бренда и интерес к нему со стороны населения вашего города и региона. Если речь идет о серьезном бизнес-проекте, то, возможно, есть смысл даже потратиться на проведение необходимых маркетинговых исследований. В более простых случаях такие исследования можно провести собственными силами с наименьшими затратами, например, на местных форумах или в популярных местных сообществах соцсетей.

Однако, в отдельных случаях наиболее перспективной может оказаться, наоборот, еще неизвестная и нераскрученная бизнес-идея. В этом случае покупку франшизы можно приравнять к инвестированию в : высокорисковому вложению денег с расчетом на сверхвысокую прибыль. Если вы склонны к риску – возможно, это как раз ваш вариант.

Думая о том, какую франшизу выбрать, следует узнать о планах франчайзора на ближайшую перспективу: как он планирует дальше развивать бизнес, будут ли проводиться масштабные рекламные компании и т.д. От всего этого в определенной степени зависит и успех каждого франчайзи.

Очень важным моментом при покупке франшизы является также помощь, обучение, поддержка ведения бизнеса со стороны франчайзора. Причем, все это должно осуществляться не только в обещаниях, но и на деле. Поэтому все моменты, касающиеся обучения и дальнейшей поддержки бизнеса, должны быть зафиксированы в соглашении о покупке франшизы, которое вы подпишите. Иначе вы не сможете предъявить никаких претензий по этому поводу.

Также необходимо сразу обговорить и предусмотреть в соглашении вопрос с поставщиками. Часто франчайзоры обязательным условием ставят закупки только у рекомендованных поставщиков или у себя лично, что может быть совершенно невыгодно (если не сразу, то в перспективе). Поэтому, если такие моменты присутствуют, выясняйте, чем они обусловлены, и если их не избежать, то нужно как-то подстраховать себя от возможных рисков. К примеру, указать в соглашении, что цена рекомендованного поставщика не должна отличаться от среднерыночной более, чем на столько-то процентов.

Кстати, обязательно необходимо проверить наличие у франчайзора всех разрешительных документов на ведение деятельности, чтобы не получилось так, что вы заплатите деньги мошеннику, который даже не имеет права представлять бренд и продавать франшизы.

Конечно же, при окончательном выборе франшизы необходимо очень тщательно проанализировать каждый пункт соглашения, которое вы будете подписывать: это и есть тот документ, на основе которого вы будете строить весь дальнейший бизнес. Многие считают, что франчайзоры никогда не вносят изменения в свой текст соглашения, однако это утверждение, наверное, можно применить только к отдельным компаниям. В других случаях текст соглашения все же может быть изменен, хоть франчайзоры идут на это и неохотно, поэтому в ваших интересах добиваться внесения изменений в тех пунктах, которые вас не устраивают. На устные заверения здесь рассчитывать ни в коем случае нельзя: все важные для вас моменты должны быть зафиксированы в соглашении и подписаны сторонами.

Отдельное внимание при выборе франшизы стоит уделить условиям расторжения соглашения. Вдруг по каким-то причинам вы посчитаете невозможным дальнейшее ведение бизнеса и захотите отказаться от франшизы. Очень часто по умолчанию такие условия являются крайне невыгодными: к примеру, вас обяжут выплатить огромный штраф или продать свой бизнес новому франчайзи за бесценок. Причем, даже если расторжение соглашения будет происходить по инициативе франчайзора (допустим, из-за нарушений, которые он зафиксирует у вас).

Нельзя осуществлять покупку франшизы, не имея путей для отступления, поскольку в будущем могут возникнуть разные ситуации. Условия выхода из франшизы должны быть такими же выгодными для вас, как и условия ее покупки.

Вот те основные моменты, которые необходимо принять во внимание, думая о том, как выбрать франшизу. Конечно же, изучать предложения нужно гораздо глубже, но отталкиваться можно именно от этих рекомендаций. Теперь вы знаете, как и где искать франшизу, как работают каталоги франшиз, и на что обращать внимание при выборе и покупке франшизы. Желаю вам успешного развития бизнеса!

Оставайтесь на и развивайте свою финансовую грамотность. Здесь вы найдете много других полезных советов и рекомендаций по всем вопросам, связанным с управлением личными финансами. До новых встреч!

Все больше актуален бизнес по франшизе, и на то есть веские причины. Примечательно, что такой вариант выбирают, как начинающие, так и опытные предприниматели, и это логично. Первые не хотят заморачиваться с разработкой рекламных материалов, организационными и документальными деталями, а вторые, в свою очередь, уже «набили шишки» в прежних видах деятельности и прекрасно понимают, что лучше вложить свои деньги в проверенную схему бизнеса, которая успешно работает много лет подряд.

На рынке франшиз сегодня очень много предложений, и в данный момент в России их несколько сотен. Важно только очень внимательно изучать то, что больше всего интересует, так как тут есть и еще малоизвестные и порой просто абсурдные.

Тем более мы говорим про Москву, где большая конкуренция и, быть может, уже открыты филиалы под определенным брендом. Впрочем, иногда франчайзеры допускают и такой вид бизнеса, ведь им выгодно расширять его.

Как выбрать подходящую франшизу для Москвы?

В идеале, если вы уже знакомы с конкретным видом бизнеса и хорошо знаете все его плюсы и минусы. Если же практического опыта нет, то нужно изучить максимум информации о франчайзере. Например, для начала посетить офис (магазин) компании под видом клиента, посмотреть, как все это выглядит в реальности. Возможно, вам удастся пообщаться с франчайзи, которые уже работают под данным брендом. Почитайте отзывы о франшизе, узнайте, сколько вообще филиалов открыто по ней. Как правило, под именем развитых и успешных компаний работают десятки, а то и сотни франчайзи, потому как выгодный бизнес стабилен и отработан до мелочей.

В конце концов, подумайте, что именно вам нравится, причем, в самой свободной форме. Любите кофе или сладости? Тогда вы с большим успехом и удовольствием сможете открыть кафе или кофейню. Вам нравится рисовать, или интересуетесь ? Сегодня и в этих нишах франшиз более чем достаточно.

В случае с Москвой франшизу выбрать вообще очень легко, ведь здесь есть, как элитные районы с состоятельными жителями, так и периферийные места, в которых среди местного населения будут лучше востребованы бюджетные товары и услуги.

По сути, в любом виде бизнеса можно работать по франшизе, и это зачастую является одной из целей любого опытного предпринимателя. Расширить свое дело, получая при этом хороший процент и большую узнаваемость – это лучший результат для многих бизнесменов.

Деньги на открытие бизнеса в Москве

Естественно, на выбор влияет и размер бюджета, которым располагает предприниматель. Хорошо, если в запасе есть несколько миллионов рублей и их не страшно потерять, а вот что делать тем, у кого нет достойного стартового капитала? К счастью, для открытия бизнеса в Москве сегодня есть несколько вариантов на этот счет. В частности, можно привлечь деньги со стороны, например, в виде субсидии или гранта на развитие бизнеса. Кредит также можно назвать дополнительной возможностью, но тут стоит очень грамотно подходить к вопросу, ведь в таком случае предприниматель рискует не только прогореть, но и остаться с большими долгами. В Москве сегодня есть различные бизнес-инкубаторы и центры помощи начинающим предпринимателям. Конечно же, есть в российской столице и масса частных инвесторов, которых, возможно, заинтересует конкретное направление. Все зависит от рентабельности бизнеса и как ее представит предприниматель перед потенциальным инвестором.

Плюсы бизнеса по франшизе в Москве

Москва – это именно тот город, где люди чаще смотрят на бренд, нежели на цену. Вполне естественно, что здесь уже есть поклонники той или иной марки (фирмы), поэтому найти целевую аудиторию для бизнеса по франшизе тут очень легко. Наверняка в каком-то определенном районе живут люди, которые вынуждены ездить в другой конец города ради того, чтобы отведать любимое фирменное блюдо или, например, купить одежду от любимого бренда. Естественно, они будут очень рады, если фирменный магазин или любимая кофейня откроются именно в их районе. Москва, как известно, является очень большим городом, поэтому здесь не всегда хочется стоять в пробках или добираться на метро до нужного места.

Покупая франшизу, предприниматель вливается в торговую сеть или становится представителем той компании, которая обеспечивает его полной консультационной, маркетинговой и юридической поддержкой. Предоставляется оборудование, а иногда оказывается помощь в подборе помещения и персонала.

Открывая бизнес по франшизе, человек приобщается к делу, которое успешно приносит прибыль не только франчайзеру, но и партнерам компании. Здесь могут даваться бесценные советы по общим вопросам, а по возможности можно обмениваться опытом с другими франчайзи. Это определенно лучше, нежели попасть в малознакомый вид бизнеса без какой-либо поддержки.

При работе по франшизе предпринимателю не нужно придумывать бизнес-идею, ведь все уже не раз отработано и проверено на практике. Есть четкая бизнес-стратегия и достаточно лишь вложить стартовый капитал. Сегодня много франшиз, которые прекрасно подходят предпринимателям без опыта в бизнесе и управлении персоналом.

Проверенный путь развития бизнеса – это возможность сэкономить на маркетинговых исследованиях, анализе рынка и изучении популярности бренда. Если ниша востребованная, то и рентабельность бизнеса будет очевидна. Некоторые франчайзеры предоставляют правдивые данные о предполагаемых доходах и сроках окупаемости. Им незачем обманывать своих франчайзи, ведь любой владелец крупной компании заинтересован в том, чтобы его бренд развивался.

Примечательно, что представители франчайзера могут составить индивидуальный бизнес-план для конкретного филиала – это позволит четко определить все расходы. Помимо этого, может разрабатываться дизайн-проект торговой точки и вся схема сотрудничества в случае с франшизой обычно расписывается детально. Это снизит многие риски, которые могут быть весьма существенными в любом виде бизнеса.

Не стоит забывать о плюсах франшиз в том плане, что франчайзер является надежным гарантом при получении кредита или субсидии, ведь любой инвестор или кредитор понимает, что всем известный бренд является залогом стабильных и высоких доходов. Иногда франчайзеры могут и официально подтвердить факт сотрудничества, и это является хорошим подспорьем при получении инвестиций.

Минусы бизнеса по франшизе в Москве

Как это ни печально, но у бизнеса по франшизе есть и свои отрицательные стороны. Причем, если их не знать, то можно запросто «прогореть» на самых ранних стадиях работы.

Наверное, наиболее значимым минусом любой франшизы является то, что будущее бизнеса напрямую зависит от франчайзера. То есть, если владелец головной компании решит прекратить свою деятельность, то автоматически будет закрыта и вся сеть, не смотря на количество и прибыльность филиалов. Чтобы обезопасить себя от этого момента, то стоит внимательно изучать условия франшиз. В частности, в некоторых договорах прямо указывается о сроках использования франшизы и говорится о возмещении ущерба в том случае, если деятельность компании прекратится.

Не забывайте про такие моменты, как роялти и рекламные отчисления – они чем-то похожи на кредитные обязательства, тем более их надо выполнять постоянно и на протяжении всего срока сотрудничества. Зачастую эти выплаты составляют фиксированную сумму, которая платится вне зависимости от прибыли, поэтому платить роялти не всегда легко. Впрочем, есть и франшизы, которые не подразумевают каких-либо отчислений – при покупке бизнеса платится разовая и фиксированная сумма.

Минусом также можно назвать и сильную зависимость от владельца франшизы. Очевидно, что может быть жесткий контроль со стороны франчайзера и предприниматель иной раз может почувствовать себя наемным сотрудником. С одной стороны, это может положительно повлиять на прибыль, но в то же время франчайзи будет вынужден работать в узких рамках, постоянно отчитываясь перед головным офисом и безоговорочно следуя корпоративным правилам. Помимо этого, зависимость здесь подразумевает и то, что процветание бизнеса франчайзи напрямую зависит от востребованности бренда. Следовательно, если начнут появляться негативные отзывы или новости о головной компании, то тень падет и на все ее филиалы, а это, опять же, чревато потерей клиентов. Опять же, если речь идет о Москве, то контроль может быть сильнее, а внимание – больше. Закономерно, что и все бизнес-процессы тут идут гораздо быстрее, чем в маленьких городах.

Общий объем инвестиций при открытии бизнеса по франшизе зачастую больше, нежели в случае старта с нуля. Покупая франшизу, придется заплатить первоначальный взнос, купить товар и различные маркетинговые материалы. При самостоятельном запуске бизнеса эти расходы могут и не потребоваться, да и в целом можно существенно сэкономить, ведь в таком случае предоставляется полная свобода выбора.

Что важно помнить при открытии бизнеса по франшизе в Москве?

Исходя из сказанного выше, можно сделать справедливый вывод, что по франшизе лучше выбирать тот бизнес, который больше соответствует индивидуальным критериям предпринимателя. Как мы уже говорили в самом начале, сегодня в России, впрочем, как и в Москве, благополучно работают сотни франшиз, поэтому здесь трудно давать рекомендации о том, какую именно из них лучше выбрать. Отталкиваться следует, как минимум, от финансовых возможностей и условий, которые предлагает франчайзер. Следует очень внимательно изучать все нюансы такого сотрудничества, и только тогда можно будет говорить о том, что это партнерство будет с большей вероятностью успешным.

Чтобы правильно выбрать франшизу, начинающий предприниматель должен оценить довольно большой объем информации. Чтобы в потоке сведений человек не потерялся, ему стоит начать с составления алгоритма для поиска подходящего предложения.

С каждым днем франчайзинговая сеть в России расширяется, вовлекая в этот сегмент бизнеса по большей части начинающих предпринимателей, не имеющих достаточно знаний и навыков. Если человек имеет стартовый капитал, примерно понимает, как ему нужно действовать в выбранной нише, то необходимость в покупке франшизы может для него не быть актуальной. И все же для большинства новичков это будет верным шагом. Выбрать франшизу для бизнеса, а не заниматься открытием своего дела в одиночку, стоит в следующих случаях:

  • Стартовый капитал ограничен . Удивительно, но большинство франшиз позволяет сэкономить деньги и начать собственный бизнес с меньшими вложениями. Такой эффект достигается благодаря масштабу производства. Предпринимателю не нужно заниматься раскруткой бренда, иногда франчайзер готов взять на себя и другие обязанности.
  • Совершенно нет опыта работы и понимания, как устроен бизнес в понравившейся сфере . Человек, оформляя франшизу, получает в лице франчайзера опытного наставника, дающего подсказки, помогающего справиться с трудностями.
  • Получение преимуществ перед конкурентами . Если открытие собственного дела требует нарабатывать эти преимущества, то франшиза позволяет пользоваться ими сразу же. В конечном итоге это положительно влияет на размер прибыли.

Очевидно, что человеку, никогда не имевшему своего дела, разобраться со всеми тонкостями бизнеса будет непросто. Поэтому ему стоит попробовать купить франшизу.

Итак, если человек определился, что хочет купить франшизу, он должен тщательно подойти к вопросу ее выбора. Далеко не каждое предложение на рынке эффективно. Некоторые недобросовестные франчайзеры таким способом пытаются заработать как можно больше, относясь поверхностно к работе со своими франчайзи.

Тщательно проанализировав владельцев бизнеса и их предложения, человек сможет сам решить, какую франшизу выбрать. Но действовать тут нужно поэтапно.

Поиск подходящей ниши

Сначала необходимо определиться с направлением своей деятельности. Руководствоваться в первую очередь нужно собственными интересами. Если бизнесмен сам будет увлечен идеей, то он сможет достигнуть куда больших результатов.

Но наличие энтузиазма - далеко не единственный фактор. Нужно трезво подходить к оценке ниши. Некоторые сегменты рынка требуют специального образования, определенных навыков. Если человек раньше работал в сфере продаж, то первый свой проект ему лучше связать с этой нишей.

Актуальность - еще один очень важный аспект. Нужно уметь идти в ногу со временем. Поэтому выбирать лучше франшизы из тех отраслей, которые сегодня находятся на пике популярности. К ним можно отнести следующие сферы:

  • информационные услуги;
  • общественное питание;
  • товары для детей и развивающие центры, кружки;
  • магазины (одежды, обуви, продуктов);
  • службы доставки;
  • операции с недвижимостью.

А, например, сфера туризма сегодня испытывает спад. Поэтому и открывать франшизу в этой нише может оказаться невыгодно.

Важно при выборе ниши учитывать еще и региональный фактор. Для города-миллионника открытие боулинг-клуба может оказаться актуальным, а в небольшом населенном пункте обычный продуктовый магазин может стать куда более прибыльным и уместным.

Соизмеряем желания с возможностями

Любой каталог франшиз имеет разграничение по размеру инвестиций, стоимости франшизы. Это позволяет будущему франчайзи упростить поиск подходящего предложения. Но стартовый капитал - не единственный фактор, который нужно принимать во внимание. Стоит заранее определиться со следующими вопросами:

  1. Сколько денег вы готовы вложить ? Учитывать можно не только свои средства, но и те, которые можно привлечь дополнительно при помощи займов или инвесторов. Вкладывать кредитные средства следует лишь тогда, когда есть полная уверенность в успехе.
  2. Сколько времени вы готовы отдавать бизнесу ? Кто-то хочет просто вложить деньги в дело и получать от этого прибыль. Например, установка различных автоматов, приложений и карт способны приносить пассивный доход. А вот в сфере обслуживания достичь хороших результатов можно лишь при личном участии.
  3. Какая модель взаимодействия с франчайзером для вас наиболее приемлема ? Кто-то хочет просто получить рекомендации и кейсы, а кто-то хочет постоянно взаимодействовать со своим франчайзером. Некоторые же напротив относятся крайне негативно к контролю со стороны.

Исходя из этого можно составить примерный портрет будущего франчайзера. Финансовая сторона поможет отсеять сразу неподходящие варианты.

Учитываем региональный фактор

Перспективная ниша для отдельно взятого региона может оказаться совершенно неактуальной. Именно поэтому многие франчайзеры указывают параметры города, где могла бы осуществляться конкретная деятельность. Некоторые собственники бизнеса пошли еще дальше и сделали для маленьких и крупных городов разные концепции своего дела. Отличаются они суммой вложений и количеством посадочных мест, например.

Прежде чем покупать ту или иную франшизу, необходимо составить характеристику города, в котором человек планирует работать. Вот какие особенности нужно учитывать:

  • количество граждан;
  • наличие конкурентов (чем их больше, тем сложнее будет занять свою нишу в выбранном секторе);
  • наличие целевой аудитории (людей в городе может быть много, а, например, таких, которые бы хотели посещать рок-кафе всего несколько десятков);
  • производственные возможности (например, открыть островную точку продаж при отсутствии торгового центра в городе будет невозможно).

Оцениваем потенциального франчайзера

Правильный выбор ниши и оценка собственных возможностей способны существенно повысить вероятность успеха. Но все же очень многое будет зависеть от эффективности приобретенной франшизы. При поиске надежного наставника нужно смотреть на следующую совокупность факторов:

  • опыт работы - лучше не работать с новыми компаниями, которые сами находятся на рынке всего несколько лет;
  • успешность - в первую очередь нужно обращать внимание на уровень прибыли, деловую репутацию, известность и количество собственных точек;
  • порядок выплат роялти - добросовестный франчайзер не взимает со своих франчайзи больше 15% прибыли, некоторые и вовсе не требуют постоянных отчислений;
  • желание делиться своим опытом, успехами - если франчайзер не дает рекомендаций и не учит, как нужно зарабатывать, то такое взаимодействие не принесет бизнесмену никакой практической пользы.

Идеально, если потенциальный бизнесмен сможет лично пообщаться с другими франчайзи. Они расскажут из первых уст о взаимодействии с владельцем бизнеса. Можно также изучить информацию о том, сколько предпринимателей хотело стать франчайзи и сколько из них ушли из бизнеса из-за убыточности собственного дела.

Изучаем товар или услугу

Не всегда известность и успешность владельца бизнеса означает, что все его товары или услуги пользуются популярностью. Поэтому при поиске подходящей франшизы нужно оценивать предмет бизнеса отдельно. При этом стоит самостоятельно попытаться ответить на ряд следующих вопросов:

  • чем товар или услуга лучше, чем у других;
  • соответствует ли установленная цена фактическому качеству;
  • есть ли колебания спроса (если они имеют место быть, то выстраивать свой бизнес нужно совсем по-другому, учитывая сезонность);
  • относится ли товар к числу скоропортящихся или он может храниться долго;
  • к какому ценовому сегменту относится (элитный, эконом);
  • разнообразие товаров/услуг.

Стоит оценить и перспективы идеи франшизы. Например, предоставление услуг аренды помещений может впоследствии перерасти в целое агентство недвижимости. А это уже совершенно иной уровень прибыли.

Такая тщательная оценка поможет понять не только ценность идеи, но и то, как выглядит потенциальный клиент.

Изучаем правовые аспекты

Ведение бизнеса в некоторых нишах может осложняться разными бюрократическими вопросами. Поэтому еще на этапе поиска франшизы стоит озаботиться рядом следующих вопросов:

  • потребуются ли какие-либо дополнительные документы (патенты, лицензии) для осуществления деятельности;
  • есть ли требования к собственнику бизнеса (например, при открытии аптеки предприниматель или заведующий должен иметь не только профильное медицинское образование, но еще и определенный опыт работы);
  • действуют ли для предпринимателей какие-либо льготы, налоговые каникулы;
  • как много времени займет процесс регистрации.

Так предприниматель будет заранее понимать, какие трудности или наоборот положительные моменты его ждут.

Узнаем об особенностях сотрудничества

Любой франчайзер, продавая собственную франшизу, устанавливает свои параметры взаимодействия с франчайзи. Найти все нюансы можно в типовом договоре. Обращать внимание при его изучении нужно на следующие особенности:

  • является ли товарный знак зарегистрированным (в противном случае работать под ним будет незаконно);
  • есть ли ограничения (некоторые франчайзеры не хотят, чтобы их ученики сотрудничали с кем-то еще, они также могут настаивать на закупке оборудования или продукции у их поставщиков);
  • на каких основаниях и по каким условиям заканчивается сотрудничество (например, закрыть торговую точку могут из-за невыполнения плана);
  • что входит в стоимость франшизы (в договоре прописывается, какую поддержку оказывает франчайзер).

На последнем моменте нужно остановиться отдельно. Иногда франчайзеры просто дают возможность работать под своим брендом. Если же предприниматель хочет найти хорошего наставника, то среди прочих условий договора стоит искать:

  • обучение самого предпринимателя и его персонала;
  • получение консультационной и юридической поддержки;
  • предоставление необходимого программного обеспечения, различных программ, позволяющих отслеживать качество услуг, спрос на товары;
  • выезд сотрудников франчайзера для подготовки и открытия бизнеса;
  • получение интернет-площадок для продвижения;
  • получение рекламных материалов, образцов товаров, брендовых аксессуаров;
  • пошаговые руководства по ведению маркетинговой стратегии, технологии продаж.

Из таких мелочей будет складываться эффективность взаимодействия и результаты работы франчайзи. Чем больше услуг и бонусов он получает от франчайзера, тем больше будет шансов обзавестись действительно успешным и прибыльным бизнесом.

Любой уважающий себя франчайзер тщательно подготавливает презентационные материалы для своих потенциальных франчайзи. Поэтому на это тоже стоит обратить внимание. В презентациях, видео и сопутствующих документах должна быть отображена полная информация о работе собственника бизнеса, предоставляемых товарах и услугах, особенностях и форматах взаимодействия.

Если же презентации почти не содержат информации и сделаны «на коленке», то вряд ли франчайзер отнесся ответственно к созданию франшизы. А это в свою очередь дает повод усомниться в эффективности самой бизнес-стратегии.

Обязательно нужно сравнивать понравившуюся франшизу с другими предложениями этой же сферы. Это позволит выбрать действительно достойную бизнес-модель, которая принесет своему владельцу прибыль.

Подведем итоги

Даже следуя всем описанным шагам, человек не сможет обеспечить успешность своему делу, если не будет прикладывать для этого собственные силы. Да, франчайзер может стать мудрым и грамотным наставником, помогающим решать возникающие проблемы. Но бездействие самого франчайзи способно сделать даже самую эффективную бизнес-модель убыточной.