Понятие тезиса. Что такое тезисы и зачем они нужны копирайтеру? Другие значения слова тезис

В современных российских школах уделяют крайне мало детальному разбору прочитанного текста. Пожалуй, единственное, в чем упражняются аналитические способности школьника - это реферат. Однако, переступив порог вуза, абитуриент сталкивается с необходимостью выяснить, что такое тезис в русском языке.

Значение слова «тезис»

Слово «тезис» было заимствовано русским языком из греческого, где обозначало такие понятия, как:

  • Положение;
  • Заявление;
  • Упорядочение;
  • Ранжирование;
  • Постановление.

В нашем языке термин имеет множество значений и находит свое применение в самых разных областях человеческой деятельности: от математики и логики до музыки и литературы. Кроме того, слово thesis нередко фигурирует в качестве названий коммерческих брендов и произведений искусства.

Однако чаще всего понятие применяют для обозначения основных пунктов или идей какого-либо научного труда или доклада, которые служат «скелетом» для построения документа .

Что такое «тезис» в литературе?

Древнегреческие литераторы использовали слово «тесис» для обозначения ниспадающей фазы стихотворения, в противовес «взлёту» (или «арсису»). Свое вдохновение античные поэты черпали в богатой танцевальной культуре своего народа, где тезисом именовали долгий период удара ногой.

Применительно к стихосложению, тезис представляет собой такой структурный элемент стиха, при котором рассказчик понижает свой голос и использует краткие слоги. Ритмическое ударение при этом слабое.

Однако в современной литературе чтение стихов происходит без привязки к танцевальному ритму. Реконструкция реального древнего чтения стихов представляет собой одну из важнейших задач исследователей античности.

Современная российская практика чтения стихотворных произведений - та, которая насаждается в школах - не оказывает должного внимания настоящим ударениям слов, и количественные отношения ритмического подъема-спуска вовсе не применяются. Справедливости ради нужно сказать, что такая же ситуация наблюдается в англо- и немецкоязычной практиках, да и у современных греков тоже.

В философии

Выдающийся немецкий философ Георг Гегель разработал основу диалектического метода, основными составляющими которого являются:

  1. Тезис - выдвижение исходного аргумента, который требует своего обоснования. Представляет собой интеллектуальное предположение.
  2. Критический взгляд на вышеуказанное положение.
  3. Низвержение предыдущего суждения и выведение какой-либо посылки на этой основе. На этом этапе разрешаются конфликты между тезисом и антитезисом, примиряются их общие идеи, выводятся новые предложения.

Данная триада была подхвачена Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и является фундаментом марксистской философии. Сегодня этот метод используется в основном при составлении композиции письменной речи и на уроках ораторского мастерства. Считается, что именно такое построение сочинения наиболее удобоваримо для читателя.

Программа электронного документооборота

Название «Тезис» носит отечественная система для автоматизации оборота бизнес-документации. Первая версия программы была представлена широкой публике в 2010 году и с тех пор разработчики выкатили четыре версии продукта.

Основные клиенты системы - крупные российские компании, которые ценят ее за такие преимущества:

  • Упрощение процедуры создания документов;
  • Простота регистрации входящей корреспонденции;
  • Широкий инструментарий для постановки и отслеживания задач;
  • Работа в многопользовательском режиме;
  • Встроенный календарь и гибкая система напоминаний;
  • Автоматическое создание отчетов о проделанной работе;
  • Функция присвоения различных прав доступа пользователям;
  • Наглядная демонстрация производительности каждого работника на диаграммах и графиках;
  • Создание номенклатуры документации.

В продажу программа поступает в трех вариантах, каждый из которых отличается набором встроенных функций. Однако даже самая дешевая модификация имеет весь спектр необходимых возможностей для малого бизнеса.

Что такое тезисы и как их писать?

Умение составлять тезисный план - одно из основных требований к студентам. Без такого навыка будет никак нельзя успеть за быстрой речью лектора или разобраться в огромном массиве разнородной информации.

Процесс составления основных теоретических положений какой-либо работы включает в себя такие этапы:

  1. Очень внимательно изучить текст работы от начала до конца.
  2. По ходу прочтения мысленно разделить весь объем сочинения на законченные смысловые блоки, посвященные одной тематике.
  3. По завершении чтения на отдельном листе выписать наиболее важные идеи каждого условного логического отрезка, на которых хотел заострить внимание автор. Каждый тезис должен быть сформулирован четко, без допущения двоякого толкования.
  4. Все положения должны быть связаны между собой: в изложении необходимо соблюдать структуру и строй повествования. Если это необходимо, можно расположить тезисы в ином порядке, чем это приведено в книге.
  5. Результатом работы должен стать конспект, содержащий выжимку главных положений прочитанного труда. При обращении к такому конспекту можно будет легко освежить в памяти прочитанное. Главное, чтобы производная работа по объему была в несколько раз меньше исходной .

Фильм Tesis

В 1996 году испанский режиссер Алехандро Аменабар создал лучшую кинокартину за весь период своего творчества - психологический триллер «Тезис». Воспринята лента был неоднозначно из-за особой роли насилия и муссирования темы убийства.

Однако фильм остается актуальным и поныне, поскольку поднимает очень важные вопросы:

  • Переход страны к демократии после франкистской диктатуры. Этот процесс включал в себя довольно революционные меры, такие как разрешение абортов. Все это очень серьезно воспринималось в католической стране.
  • Насилие в отношении женщин. Вплоть до конца 90-х в Испании фактически замалчивались факты бытового супружеского насилия.
  • Гендерное неравенство. Хотя еще во время пребывания у власти Франсиско Франко женщины получили право избирать и быть избранными, они оставались дискриминированной группой. Появления в фильме героини аспирантки Анхелы воспринималось довольно необычно.
  • Реалити-шоу. В 90-х годах этот вид телевизионного ширпотреба цвел в стране пышным цветом.

За эту работу режиссер был удостоен крупнейшей испанской кинопремии «Гойя».

Багаж знания всякого образованного человека должен включать в себя понимание того, что такое тезис в русском языке. Сегодня этим словом обычно называют главные идеи доклада или научного труда. Но история данного термина гораздо интереснее: от школ логики Древней Греции до музыкальных шедевров итальянцев и философских немецких трактатов.

Видео: как кратко сформулировать мысли?

В данном ролике литературовед Федор Рогозин расскажет, что такое управленческий тезис, в чем заключаются его основы:

Наверняка многие читатели сталкивались с ситуацией, когда какой-либо автор предлагал ознакомиться с тезисом своего выступления (доклада), дабы читатель мог составить своё мнение о предлагаемых автором идеях. Более того, некоторые из нас в полемике не раз встречались с формулировкой «доказать тезис» или «опровергнуть тезис», подчас не до конца понимая, что такое тезис, для чего он используется, каковы особенности его применения. В данном материале я расскажу, что это такое тезис, как сформулировать и написать тезисы для какого-либо материала, а также на что следует обратить особое внимание при работе с ним.

Термин «тезис» (греческое θέσις – от τίθημι – я кладу, ставлю) используется в довольно разных областях человеческой деятельности. Мы можем встретить «тезис» в музыке, где под ним понимается ударная часть такта, в литературе, где тезис обозначает не несущую ритмического ударения часть стопы, или в лингвистике, где используются тезисы глагольного и номинального строя.

Тем не менее, при всей дифференциации применения данного слова, наиболее понятно, что такое термин «тезис» в двух основных интерпретациях:

  1. Как сформулированные и кратко изложенные основные положения статьи, доклада, научной работы и др. (напр., «тезисы статьи»);
  2. Как положение (умозаключение), которое необходимо доказать.

Рассмотрим каждую из перечисленных интерпретаций попристальнее.

Определение 1: Тезис — это квинтэссенция вашего материала

Те читатели, кто не понаслышке знаком с научной деятельностью, наверняка встречались с изложением какого-либо научного материала в виде тезисов. Такие тезисы представляли собой лапидарные, довольно сжатые формулировки, в которых автором излагаются основные положения своей концепции (теории).

Совокупность таких тезисов (обычно небольших по общему объёму) также может являться базисом при создании объёмного лекционного материала, они печатаются в различных сборниках по материалам научных конференций и так далее.

Тезисы по материалам одной из таких конференций

Определение 2: Тезис – это логическое заключение, требующее доказательств

Вторая часть интерпретации данного термина отсылает нас к формальной логике, где под тезисом понимается положение, которое необходимо или подтвердить или опровергнуть. В большинстве случаев такое «положение-тезис» имеет довольно шаткий характер, и человек, сформулировавший тезис, вынужден с помощью аргументов защищать свой тезис от других полемистов, желающих опровергнуть заявленный тезис.

При этом часто в противовес тезису часто формируется «антитезис», содержащий противоположное (или качественно-иное) понимание сути вопроса относительно первоначального тезиса.

Как формулировать тезис?

После того, как мы разобрались, что значит тезис и для чего он необходим, давайте рассмотрим особенности формулировок и того и другого вариантов тезиса.

Формулировка тезисов какого-либо материала

При создании тезисов какого-либо материала следует прежде всего определиться, будут ли тезисы создаваться на основании уже имеющегося материала, или им предстоит стать «концептуальным каркасом» для создания такого материала в будущем.

Если у нас материал уже есть:

  • Если мы имеем дело с уже готовой работой, к которой необходимо написать тезисы, то рекомендуется перечитать всю работу, и выделить в ней наиболее важные структурные элементы;
  • Из каждого такого куска необходимо вычленить наиболее важные идеи, и оформить их в виде законченной чёткой мысли (это и будут наши тезисы);
  • Совокупность таких тезисов должна логично сочетаться друг с другом, отражая общую структуру базового текста;
  • Результатом вашего труда станет небольшой материал (статья), содержащая логическую последовательность основных идей проанализированного вами материала. Знакомство с данными тезисами должно дать читателю возможность уяснить общую концепцию базового материала, его основные мысли, структуру и так далее.

К примеру, научные тезисы обычно содержат тему работы, данные об авторе, краткое введение по теме. Рассматривается изученность данной темы, её проблематика, описываются цели и задачи работы, объект и субъект данного исследования, используемые в работе методы и принципы и др. Также информацию по основных этапах работы, заключение, список используемых при написании работы источников, графики и схемы (при необходимости).

Если материал только нужно создать:

Если же ваши тезисы являются прообразом будущего материала, то необходимо определиться с основными идеями материала, и изложить их в тезисах, соблюдая потенциальную структуру будущей работы, её характерные особенности, при необходимости задействовать примеры, подтверждающие ваши утверждения и так далее.

Формулировка тезиса-умозаключения

Если же мы имеем дело с созданием логического тезиса, то при его формулировке важно обратить внимание на следующее:

  • Тезис не должен иметь черты постулата (то есть НЕ приниматься как очевидный факт, без доказательств). Обычно тезис необходимо доказывать, что открывает богатые возможности для аргументации и различных форм словесной эквилибристики;
  • Тезис должен иметь ригидную форму (т.е. не должен изменяться во время процедуры его доказательства или опровержения). Смена сути тезиса во время процедуры его доказательства ведёт к целому сонму логических ошибок уровня «strawman fallacy», «ignoratio elenchi» и другим;
  • Тезис должен быть чётко сформулирован. Необходимо избегать двусмысленности тезиса, слишком общих формулировок, а также «растекания мысли по древу», вследствие чего определение основной мысли тезиса может быть затруднено. Обычно в качестве тезиса используется предложение утвердительной или отрицательной формы;
  • При формулировке тезиса учитывайте аудиторию людей, перед которыми вам придётся защищать ваш тезис. Постарайтесь учесть характерные особенности данной аудитории, и формулировать тезис релевантный её специфике.

Заключение

Что это тезис? Как мы можем видеть, смысловая нагрузка слова «тезис» довольно различна, дифференцируясь от специфики применения в различных областях знаний. Наиболее употребляемыми формами данного термина является «компендиум» (краткое изложение основных мыслей, содержащихся в материале) а также форма тезиса как логического заключения, нуждающегося в доказательствах. Для корректной формулировки тезисов рекомендую использовать изложенные выше советы, они помогут вам в создании правильных вариантов тезисов для их дальнейшего использования.

Вконтакте

1.Введение

Согласно словарным определениям,тезис – это доказываемое положение или утверждение.

Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала – совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации.

Основная цель написания любых тезисов - обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.

Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (2-3 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно по качеству тезисов читатели будут судить о всей работе педагога целиком и принимать решение о необходимости познакомиться с опытом его работы в полном объеме.

Неудачно написанные тезисы способны отпугнуть читателя от интересной работы. И наоборот, удачно составленный текст тезисов привлекает внимание и к научному материалу или практическому опыту. Конечно, во многом качество тезисов определяется реальным содержанием работы, но и его можно либо испортить, либо выгодно представить.

Любые тезисы могут быть отнесены к одному из двух основных типов :

1. Тезисы, составленные по публикации другого автора.

2. Тезисы, написанные на основе собственного оригинального накопленного опыта.

В первом случаеавтор тезисов заранее не знаком с материалом и должен его тщательно изучить. Поэтому после предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают текст на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте публикации. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы.

Ко второму типу как раз и относятся тезисы научных работ – докладов, презентаций, статей и др. В этом случае подразумевается, что автор хорошо знает вопрос и его основной задачей является краткое и емкое выражение этого вопроса в письменной форме. Последнее не всегда удается легко и быстро сделать, однако по окончании работы по написанию тезисов оказывается, что понимание описываемого вопроса или материала стало глубже, нередко появляются новые идеи, становится легче объяснять другим суть своей работы.

Облегчению этой задачи и посвящено данное руководство .

2. Классификация тезисов на основе практического опыта педагогов

Такие тезисы могут быть представлены двумя основными группами:

1. Написанные по уже имеющемуся материалу (большому докладу, с которым выступал педагог на заседаниях школьных и городских методических объединениях).

2. Написанные до того, как составлен доклад.

В первом случае основной сложностью при составлении тезисов является необходимость значительного уменьшения объема печатного текста при максимальном сохранении его содержания. Чем хуже автор владеет материалом, тем труднее ему выразить свои мысли кратко. В такой ситуации поможет тот же рецепт, что и при составлении тезисов по материалам другого автора (приведены в предпоследнем абзаце Введения).

Наиболее часто встречается ситуация второго типа – когда вначале пишут тезисы, которые со временем автор расширяет до размеров статьи. Именно так преимущественно и поступают авторы тезисов докладов, представляемых на научные конференции.

Основная сложность работы в этом случае заключается в том, что автор не до конца сформировал свое представление о том, что хочет написать. В научных исследованиях это является нормальной ситуацией. Вначале появляется идея, которую хочется записать. Запись будет краткой, т.к. кроме нее писать нечего. Дальше хочется сделать эту идею достоянием общественности – и автор садится за написание тезисов, которые потом отправит на конференцию. Чтобы сделать идею понятной читателю, необходимо ее аргументировать, ввести читателя в проблему, изложить другие аспекты работы. Первоначальное описание всех этих аспектов такое же короткое, как и описание самой идей. Весь текст умещается на 1-2 страницах – тезисы готовы.

Дальнейший материал данного руководства сфокусирован именно на этом тяжелом случае.

Можно выделить три основных типа тезисов:

    К постановке проблемы

    Результаты деятельности

    Новая методика работы

Каждый тип предъявляет довольно жесткие требования к структуре работы.

Что предполагают эти варианты?

Тезис – одно из тех слов, которые постоянно на слуху. Мы приблизительно знаем его значение, но точно сформулировать не можем. Давайте попробуем разобраться, что такое тезис, на конкретных примерах.

Значения слова тезис

В зависимости от того, в какой сфере человеческого знания употребляется это слово, будет меняться то, что означает тезис.

В науке

Главная мысль, основополагающее утверждение – в научном труде. Отсюда также известно такое понятие, как тезисный план. Вы пишите только опорные фразы из своей научной работы, вычленяя самое главное. Например, в статье под названием "Основные характеристики постмодернизма", тезисами будут: симулякр, литературная игра, лакуны, интертекстуальность и др.

В дискуссиях

Спорное утверждение, требующее доказательства – в дискуссиях. Например, тезис о необходимости проведения пенсионной реформы.

В стихосложении

Безударная часть стопы – в античном мире. Например, в строке "Буря мглою небо кроет" ударными будут БУ, МГО, НЕ, КРО, а безударными (тезисами) – ря, ю, бо, ет.

В музыке

Основная, ударная часть такта – в музыке. Первая часть в любом такте – ударная, она и будет тезисом. В вальсе, где три счёта, первый такт будет тезисом – РАЗ-два-три.

В философии

Исходная ступень диалектического развития – для философии Гегеля. Используя за основу общее значение слова "тезис", Гегель в своей философии переосмысливает его. У него тезис – первооснова, причина дальнейшего диалектического развития.

теоретическое утверждение. Обычно тезис представляет собой частичную истину, противоположность которой также будет верной («антитезис»): таким образом, истина выводится с помощью «синтеза» двух утверждений. Это «диалектическое» движение любой мысли в стадии ее формирования и развития. См, Диалектика.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕЗИС

греч. ????? – положение, утверждение) – в широком смысле любое утверждение (отстаиваемое) в споре или изложении нек-рой концепции или теории; в частности же, Т. наз. основополагающие утверждения – принципы. Поскольку формальная логика издавна считалась рабочим инструментом в искусстве спора (диалектике), термином "Т." в логике принято было называть утверждения, требующие аргументации или доказательства (или являющиеся целью доказательства). В этом смысле понятие Т. и теперь используется как синоним понятия теорема (в отличие от понятий аксиома, определение, постулат, правило). Т. в логике и математике называют и такие утверждения, к-рые сами не принадлежат ни логике, ни математике, т.е. не являются логически или математически строгими утверждениями – дедуктивно выводимыми (или дедуктивно доказуемыми), но к-рые, являясь по существу естественнонауч. гипотезами (т.е. Т. в узком смысле – принципами), необходимы для понимания истинной роли вполне строгих с логической и математич. точек зрения понятий. Напр., по отношению к понятию алгоритм таков широко известный тезис Черча о совпадении класса алгоритмически вычислимых числовых функций с классом всех рекурсивных функций (о понятии рекурсивной функции см. в ст. Рекурсивные функции и предикаты). См. также ст. Доказательство, Косвенное доказательство и лит. при этих статьях. М. Новоселов. Москва.