Чичерин был сторонником. Борис Николаевич Чичерин: труды, политические взгляды, фото, биография

БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ЧИЧЕРИН

Бори́с Никола́евич Чиче́рин (26 мая (7 июня) 1828, село Караул, Кирсановский уезд Тамбовская губерния - 3 (17) февраля 1904) - русский правовед, философ, историк и публицист.

Почётный член Петербургской Академии наук (1893). Гегельянец. Дядя будущего наркома иностранных дел РСФСР и СССР Г. В. Чичерина.

Б. Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода Чичериных; был старшим сыном - в исповедной ведомости Преображенского кафедрального собора Тамбова за 1843-1844 год семья была указана в следующем составе: поручик Николай Васильевич Чичерин 41 год, жена его Екатерина Борисовна 35 лет. Дети их: Борис 15 лет, Василий 13 лет, Владимир 12 лет, Аркадий 11 лет, Андрей 9 лет, Сергей 7 лет, Пётр 5 лет, Александра 4 года. . Детство прошло в тамбовском имении отца Караул, приобретённом в 1837 году. Получил домашнее образование.

Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин.

В 1845-1849 годах - студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов . Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.

В конце 1840-х - начале 1850-х гг. познакомился с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля; испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета жил в родовом селе.

В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения. В 1858-1861 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора.

Был приглашен в учителя к наследнику при Александре II: с 1863 года до смерти цесаревича Николая Александровича в 1865 году, преподавал ему государственное право.

Во время путешествия в свите наследника престола в 1865 году, в Риме, он познакомился с Алексеем Васильевичем Капнистом и его старшей дочерью Александрой, спустя 6 лет, 25 апреля 1871 года, ставшей его женой: венчание состоялось в церкви мученицы Татьяны московского университета .

В 1861-1867 годах Чичерин - экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина была опубликована в 1866 г. и переиздана в 1899 г.) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин писал: «Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству» .

В 1868 году вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

В конце 1871 года был избран в совет директоров Тамбово-Саратовской железной дороги.

После поездки в Париж вновь поселился в родовом имении Караул. Занялся земской деятельностью; был товарищем (заместителем) председателя Комиссии, учреждённой для исследования железнодорожного дела в России. В эти годы им написаны и изданы в Москве «История политических учений» (ч. 1-2, 1869-1872), «Наука и религия» (1879).

В Москве бывал наездами.

В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С. М. Третьякова. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы, в частности обеспечить поступление в московский водопровод мытищинской воды.

Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.

В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б. Н. Чичерина почетным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».

Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д. И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.

В 1888-1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах.

===========================================================

Научные и политические взгляды

Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» - он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства.

Письма Чичерина к брату, служившему в Петербурге, докладывались Александру II, настолько их ценили консервативные круги, группировавшиеся тогда вокруг молодого царя. Не случайно поэтому было приглашение Чичерина, только что получившего кафедру в Московском университете, в преподаватели наследника Николая Александровича (старшего сына Александра II, скончавшегося очень рано, вследствие чего наследником, а позже царём стал второй сын Александра II - Александр III). Но репутация консерватора, очень рано сложившаяся относительно Чичерина, была, конечно, лишь отчасти верна: как не случайны были у Чичерина резкие осуждения революционного движения, так же не случайно было и то, что он явился в Московском университете лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.

Чичерин - представитель и один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) «государственной школы» в русской историографии. В своей магистерской диссертации "История областных учреждений Московского государства XVIII века" и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (обе - 1858)) обосновывал решающую роль государства в русской истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской философии истории.

В то же время Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека. Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х - начала 1880-х годов: «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Собственность и государство» и др.

В духе гегельянства он считал, что Абсолют направляет процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет своё значение, так как человек изначально причастен к Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом. «Абсолютность» и «бесконечность» человека определяются в первую очередь его разумом как формой абсолютного духа.

«Верховной наукой», постигающей смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, метафизика истории . В историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.

Библиография

  • Областные учреждения России в XVII веке . - М., 1856. - 594 с.
  • Опыты по истории русского права . - М., 1858. - 389 с.
  • Очерки Англии и Франции. (1859)
  • Несколько современных вопросов . - М., 1862. - 265 с.
  • О народном представительстве . - М., 1866. - 553 с.
  • История политических учений. Конституционный вопрос в России . - СПб., 1906. - 84 с. (Рукопись 1878 года).
    • Ч. 1: Древность и средние века. - М., 1869.
    • Ч. 2: Новое время. - М., 1872.
    • Ч. 3: Новое время. - М., 1874.
    • Ч. 4: XIX век. - М., 1877.
    • Ч. 5: . - М., 1902.
  • Герье В. И., Чичерин Б. Н. Русский дилетантизм и общинное землевладение: Разбор книги князя А. Васильчикова «Землевладение и земледелие». - М., 1878. - 250 с.
  • Наука и религия. (1879)
  • Положительная философия и единство науки. (1892)
  • Основания логики и метафизики. (1894)
  • Очерки философии права. (1901)

Борис Чичерин был одним из крупнейших западников второй половины XIX века. Он представлял умеренное либеральное крыло, являясь сторонником компромисса с властью. Из-за этого его часто критиковали современники. не любила Чичерина за критику социализма. Поэтому только сегодня можно беспристрастно оценить значение его деятельности.

Ранние годы

Родился Борис Николаевич Чичерин 7 июня 1828 года. Он был выходцем из тамбовской дворянской семьи. Его отец стал успешным предпринимателем, торговавшим алкоголем. Борис оказался первенцем у родителей (у него было шесть братьев и сестра). Все дети получили качественное образование. В 1844 году Борис вместе со своим братом Василием (отцом будущего наркома иностранных дел СССР) переехал в Москву, чтобы поступить в университет. Учителем юноши стал видный либерал-западник Тимофей Грановский. Он посоветовал своему протеже отправиться на юридический факультет, что тот и сделал.

Борис Николаевич Чичерин окончил университет в 1849 году. На период его учебы пришелся расцвет николаевской реакции, наступившей после разгрома декабристов. Свобода слова была ограничена, что, конечно, не нравилось либерально настроенному населению. Борис Чичерин принадлежал как раз к этой прослойке. Другим важным событием его юности стали европейские революции 1848 года, которые заметно повлияли на формирование его взглядов.

Самыми яркими были события во Франции. Молодой человек сначала радостно воспринял новости о революции, но позже разочаровался в таком способе общественного развития. Уже в почтенном возрасте он склонился к мысли, что государство не может прогрессировать скачками. Революция - это не выход. Нужны постепенные реформы, а не «шарлатанство демагогов», выступающих во главе недовольной толпы. В то же время, несмотря на разочарование в революции, Борис Николаевич Чичерин остался либералом. Для России он фактически стал основоположником конституционного права.

В николаевской России

Отправной точкой для политико-философских взглядов мыслителя оказалось учение Гегеля. Чичерин со временем переосмыслил его метафизическую систему. Мыслитель считал, то существует четыре абсолютных начала - первопричина, разумная и материальная субстанции, а также дух или идея (то есть конечная цель). В обществе у этих явлений есть свое отражение - гражданское общество, семья, церковь и государство. Гегель утверждал, что материя и разум - это только проявление духа. В политике эта формула означала, что государство поглощает все остальные сущности (семью, церковь и т. д.). Борис Николаевич Чичерин отталкивался от этой мысли, но не соглашался с ней. Он считал, что все четыре вышеописанных явления равнозначны и равносильны. Его политические взгляды на протяжении всей жизни основывались именно на этом нехитром тезисе.

В 1851 году Чичерин сдал экзамены и стал магистром. Его диссертация была посвящена теме общественных учреждений в России в XVII веке. Взгляды профессоров той эпохи полностью соответствовали сакральной идее Николая I о «православии, самодержавии и народности». Поэтому эти консерваторы не приняли диссертацию Чичерина, так как он в ней критиковал государственный строй XVII столетия. Несколько лет молодой человек безуспешно профессуры, чтобы текст все-таки «прошел». Сделать это удалось только в 1856 году. Эта дата не случайна. В тот год Николай I уже был мертв, а на троне оказался его сын Александр II. Для России началась новая эпоха, во время которой такие «фрондерские» диссертации принимались наравне с остальными.

Западник и государственник

С идеологической точки зрения, биография Чичерина Бориса Николаевича представляет собой пример жизни и деятельности западника. Уже в молодом возрасте он обратил на себя внимание интеллигентской общественности страны. Его статьи, изданные в начале правления Александра II, в 1858 году были собраны в отдельную книгу «Опыты по истории русского права». Эта подборка заслуженно считается основой историко-юридической или государственной школы в отечественной юриспруденции. Чичерин стал ее зачинателем наравне с Константином Кавелиным и

Представители данного направления считали, что государственная власть является главной движущей силой всей страны. Также Чичерин развил теорию о закрепощении и раскрепощении сословий. Его точка зрения заключалась в том, что на определенном этапе исторического развития российское общество допустило появление крепостного права. Это было вызвано экономическими и социальными причинами. Теперь, в середине XIX века, такая необходимость отпала. Историки-государственники выступали за освобождение крестьян.

Публицистическая деятельность

Александр II, пришедший к власти в 1855 году, на проигранной Крымской войны понял, что стране необходимы реформы. Его отец сохранял российское общество в замороженном, так сказать, консервированном состоянии. Теперь все проблемы вылезли наружу. И в первую очередь - крестьянский вопрос. Перемены почувствовались сразу. Началась общественная дискуссия. Она разворачивалась на страницах газет. У либералов был «Русский вестник», у славянофилов «Русская беседа». В обсуждение социальных и экономических проблем включился и Чичерин Борис Николаевич.

Западник быстро стал популярным и признанным публицистом. Уже в молодости он выработал свой собственный стиль, заключавшийся в многочисленных отсылках к многовековой истории Российского государства. Чичерин не был радикальным либералом и «борцом с режимом». Он считал, что самодержавие сумеет справиться с накопившимися проблемами, если проведет эффективные реформы. Задачу сторонников демократии публицист видел в помощи власти, а не ее разрушении. Образованная прослойка общества должна наставлять государство и помогать принимать ему правильные решения. Это были не пустые слова. Известно, что Александр II каждый день читал газеты всех политических организаций, анализируя их и сравнивая. Самодержец был знаком и с трудами Чичерина. По своей природе царь не являлся западником, но его прагматизм заставлял идти на уступки «передовой общественности».

Чичерин Борис Николаевич оставался сторонником абсолютизма еще и потому, что считал эту систему эффективной, когда речь заходила о принятии непопулярных решений. Если самодержавная власть решит провести реформы, то она сможет сделать это, не оглядываясь на парламент и любую другую форму оппозиции. Решения царя исполнялись вертикальной системой быстро и единодушно. Поэтому в среде сторонников централизации власти всегда был и Чичерин Борис Николаевич. Западник закрывал глаза на пороки этой системы, считая, что они пройдут сами собой, когда государство совершит первые принципиальные преобразования.

Споры с соратниками

В советских учебниках биография Чичерина Бориса Николаевича рассматривалась вскользь и неполно. Социалистическая власть противоречила многим идеям, которые защищал этот правовед. В то же время еще при жизни он подвергался критике со стороны многих своих товарищей-западников. Связано это было с тем, что Чичерин выступал за компромисс с властью. Он не стремился к резким переменам, памятуя о 1848 годе.

Например, писатель считал, что в идеальном государстве должны быть представительные органы власти, в том числе и парламент. Однако в России он не видел условий для создания таких институтов. Общество было еще недостаточно развитым для их появления. Это была взвешенная позиция. В крепостной России с ее массовой неграмотностью крестьянства и общественной пассивностью большей части населения просто не сложилось политической культуры, которую можно было бы сравнить с эталонной западной. Большая часть либералов и ненавистников самодержавия думала иначе. Эти люди считали Чичерина чуть ли не пособником режима.

Например, Герцен сравнивал его с Сен-Жюстом - вдохновителем террора и в революционной Франции. Чичерин встретился с ним в Лондоне в 1858 году. Герцен жил в эмиграции, откуда благодаря своей активной публицистической деятельности оказывал весомое влияние на состояние российских умов. Чичерин в ответ на критику автора романа «Кто виноват?» отвечал, что тот «не умеет держаться разумной середины». Споры двух виднейших писателей закончились ничем, они так и расстались, ни в чем не согласившись, хотя и испытывали друг к другу взаимное уважение.

Критика бюрократии

Историк и публицист Борис Николаевич Чичерин, труды которого не критиковали основу самодержавного строя (единоличную власть монарха), выделял другие очевидные проблемные места российского государства. Он понимал, что серьезным изъяном административной системы является владычество бюрократии. Из-за этого даже интеллигентам, чтобы чего-то добиться в жизни, приходится идти в чиновники, считал Чичерин Б. Н.

Биография этого человека - это жизнеописание выходца из дворянской семьи, добившегося успеха благодаря своей старательности и талантам. Поэтому неудивительно, что писатель видел необходимость появления сплоченного слоя влиятельных помещиков, выступавших за либеральные реформы. Именно эти просвещенные и богатые люди смогли бы стать преградой для засилья костных чиновников, с одной стороны, и анархии, устроенной низами, с другой.

Бюрократическая малоподвижная и неэффективная система была противна многим, и в этих рядах, без сомнения, состоял Чичерин Б. Н. Биография писателя включает в себя интересный и показательный факт. После того как он стал профессором, ему полагался чин статского советника. Однако публицист отказался от него и не стал получать отметку в табели о рангах даже «для галочки». По наследству он получил от отца часть семейного имения. Будучи расчетливым и аккуратным помещиком, Чичерин смог сохранить хозяйство. На протяжении всей жизни писателя оно оставалось прибыльным и приносило доход. Эти деньги позволили тратить время не на государственную службу, а на научное творчество.

После отмены крепостного права

Накануне Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) отправился в путешествие по Европе. Когда он вернулся на родину, страна стала совершенно другой. было отменено, а общество разрывалось от споров о будущем России. Писатель тут же включился в эту полемику. Он поддержал власть в ее начинании и назвал Положение года «лучшим памятником русского законодательства». Тогда же в двух главных университетах страны (Московском и Петербургском) активизировалось студенческое движение. Молодые люди выступали с самыми разными лозунгами, в том числе и политическими. Руководство высших учебных заведений некоторое время колебалось и не знало, как реагировать на волнения. Некоторые профессора даже симпатизировали ученикам. Чичерин выступил за удовлетворение требований студентов, касавшихся их непосредственного образовательного процесса (улучшения условий и т. д.). А вот антиправительственные лозунги писатель раскритиковал, считая их обычной юношеской горячностью, которая ни к чему хорошему не приведет.

Чичерин Борис Николаевич, политические взгляды которого, безусловно, были западническими, тем не менее считал, что стране в первую очередь нужен порядок. Поэтому его либерализм можно назвать охранительным или консервативным. Именно после 1861 года взгляды Чичерина сформировались окончательно. Они приняли ту форму, в какой остались известны потомкам. В одной из своих публикаций писатель объяснил, что охранительный либерализм - это примирение начала закона и власти и начала свободы. Эта фраза стала популярной в высших государственных кругах. Ее высоко оценивал один из главных приближенных Александра II - князь Александр Горчаков.

Правда, подобный принцип так и не стал основополагающим для будущих решений правительства. Слабая власть и стеснительные меры - вот как характеризовал ее в одной из публикаций Чичерин Борис Николаевич. Краткая биография писателя гласит, что жизнь его вскоре ознаменовалась важным событием. Его статьи и книги пользовались популярностью у царя. Прямым последствием такого отношения стало приглашение Чичерина стать наставником и учителем Николая Александровича - наследника престола. Историк с радостью согласился.

Учитель цесаревича

Однако вскоре случилась трагедия. В 1864 году Николай Александрович отправился в традиционное путешествие по Европе. В числе его сопровождающих был и Чичерин Борис Николаевич. Фото этого писателя все чаще попадало на страницы газет, он стал значительной фигурой в среде российской интеллигенции. Но в Европе ему пришлось на время прекратить свою публицистическую деятельность. Он был занят наследником и, кроме того, во Флоренции заболел тифом. Состояние Чичерина было ужасным, но он неожиданно выздоровел. А вот его ученику Николаю Александровичу повезло меньше. Он скончался от туберкулезного менингита в Ницце в 1865 году.

История собственного выздоровления и неожиданной смерти наследника престола сильно повлияла на Чичерина. Он стал более религиозным. В Николае Александровиче же учитель видел человека, в будущем способного продолжить либеральные преобразования отца. Время показало, что новый наследник оказался совсем другим человеком. После убийства Александра II Александр III свернул реформы. При нем началась очередная волна государственной реакции (как при Николае I). Чичерин дожил до этой эпохи. Он смог воочию увидеть крах собственных надежд, касавшихся детей царя-освободителя.

Преподаватель и писатель

Выздоровев и вернувшись в Россию, Чичерин приступил к преподаванию в Московском университете. У него начался самый плодотворный период научного творчества. Начиная со второй половины 60-х гг. регулярно выходили фундаментальные книги, автором которых был Борис Николаевич Чичерин. Основные труды автора касались государственного и общественного устройства России. В 1866 году философ и историк написал книгу «О народном представительстве». На страницах этого произведения Чичерин признал, что конституционная монархия является самым лучшим государственным строем, но в Росси пока не сложились условия, необходимые для ее утверждения.

Его труд остался почти незамеченным в кругах прогрессивной общественности. Борис Николаевич Чичерин о либералах того времени однажды высказался прямо и откровенно - писать глубокие ученые книги в России бессмысленно. Все равно радикальные сторонники демократии и революции пропустят их или примут как очередное реакционное произведение. Судьба Чичерина как писателя и правда была неоднозначна. Раскритикованный современниками, он не был принят и советской властью, и только в современной России его книги впервые подверглись адекватной, объективной оценке вне политической конъюнктуры.

В 1866 году Борис Чичерин покончил с преподавательской деятельностью и полностью посвятил себя сочинению научных книг. Писатель подал в отставку в знак протеста. Его и еще нескольких либеральных профессоров (также демонстративно покинувших свои должности) возмутили действия ректора Московского университета Сергея Баршева. Он совместно с чиновниками из Министерства народного просвещения попытался продлить полномочия двух консервативных преподавателей, хотя эти действия противоречили уставу.

После этого скандала Чичерин перебрался в родовое имение Караул в Тамбовской губернии. Он беспрерывно писал, кроме периода 1882-1883 гг., когда был избран городским головой Москвы. В качестве общественного деятеля писатель смог решить многие хозяйственные проблемы столицы. Кроме того, он принял участие в церемонии коронации Александра III.

Основные произведения

Какие самые весомые книги оставил после себя Чичерин Борис Николаевич? «Философия права», изданная в 1900 году, стала его финальным обобщающим трудом. В этой книге писатель пошел на смелый шаг. Идея того, что у правовой системы может быть своя философия, оспаривалась влиятельными тогда позитивистами. Но Чичерин, как всегда, не оглядывался на мнение большинства, а последовательно и твердо защищал собственную позицию.

Во-первых, он осудил распространенное мнение о том, что право - это способ противоборства между разными общественными силами и интересами. Во-вторых, автор обратился к опыту античной философии. Из древнегреческих трудов он почерпнул концепцию «естественного права», развив ее и перенеся в российские реалии своего времени. Чичерин считал, что законодательство должно исходить из признания человеческих свобод.

Сегодня можно смело сказать, что основателем российской политической науки является именно Борис Николаевич Чичерин. О либерализме и других идеологических направлениях он писал еще в молодом возрасте в многочисленных статьях. В 80-90-е гг. ученый занялся непосредственно теоретической стороной политики. Он написал фундаментальные книги: «Собственность и государство» (1883), а также «Курс государственной науки» (1896).

В своих трудах исследователь пытался ответить на самые разные вопросы: каковы допустимые рамки деятельности административной машины, что такое «общественное благо, каковы задачи чиновничества и т. д. Например, анализируя роль государства в хозяйственной жизни страны, Чичерин раскритиковал слишком большое вмешательство властных структур. Теоретик считал, что в этой части экономики на первом месте должна быть частная инициатива.

Борис Чичерин скончался 16 февраля 1904 года. За неделю до того началась русско-японская война. Страна окончательно вступала в свой XX век, полный потрясений и кровопролития (скоро грянула первая революция). Писатель не застал этих событий. Но еще при жизни он осознавал опасность политического радикализма и всеми силами пытался предотвратить катастрофу.

Хотелось бы уделить внимание одному из теоретиков и идейных вдохновителей государственной школы, а также известному общественному деятелю и публицисту -- Борису Николаевичу Чичерину. Он родился в старинном дворянском роде, получил хорошее домашнее образование. В 1849 г. окончил Московский университет, получив юридическое образование. Достаточно большое влияние на становление его мировоззрения и исторические взгляды оказали Т.Н. Грановский, И.Д. Кавелин. В студенческие годы Чичерин познакомился с такими людьми, как: А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, много читал по истории: Ф. Шлессера, Б.Г. Нибура, Г. Эверса, С.М. Соловьева. Чичерин, как и многие учёные того времени, основательно изучал гегелевскую философию, увлекаясь новым миросозерцанием, раскрывшим ему в удивительной гармонии верховные начала бытия.

В 1853 году Чичерин пытался защитить магистерскую диссертацию "Областные учреждения в России в XVII веке". Однако, несмотря на высокую оценку коллег, в том числе Грановского, она не была принята. Декан факультета отказал в защите, заявив, что в ней древняя администрация России представлена в слишком непривлекательном и негативном виде. Смог Чичерин её защитить только в 1857 году.

В 1861 году Борис Николаевич был избран профессором Московского университета и приступил к чтению лекций на кафедре государственного права. Именно тогда Чичерин не на шутку увлекся политикой и стал лидером либерального движения в России. "Либерализм! -- писал он в 1855 году -- Это лозунг всякого образованного и здравомыслящего человека в России".

Его программа выдвигала требования свободы совести, общественного мнения, свободы книгопечатания, преподавания, публичности всех правительственных действий, гласности судопроизводства, поскольку в этом Чичерин видел прямую необходимость для развития государства и общества.

Именно крепостное право, по мнению учёного, тормозило развитие Российского государства и права.

Несмотря на своё увлечение либеральными идеями, Чичерин связывал возможность их достижения с отдаленным будущим путём проведения мирных реформ и предпочитал честное самодержавие несостоятельному представительству.

Сущность государства, по Чичерину, определяется следующими признаками и чертами. Согласно его концепции государство представляет собой "организацию народной жизни, сохраняющуюся и обновляющуюся в непрерывной смене поколений. Государство означает союз, союз целого народа, имеющего свою территорию, единый закон. В нем народ становится юридическим лицом. Оно управляется верховной властью, его целью является всеобщее благо". Государство образуется как результат общей воли и высшего политического сознания народа, способного "разумно и добровольно подчиняться верховной власти и поддерживать ее всеми силами". Государство не поглощает другие союзы, а только возвышается над ними как высшая область, господствующая в сфере высших отношений.

Сущность политического союза Борис Николаевич рассматривает в соотношении с гражданским обществом, под которым он понимает в первую очередь "совокупность отношений, принадлежащих к частной сфере и определяемых частным правом". Государство и гражданское общество - два противоположных, но, тем не менее "равно необходимых элемента человеческого сожительства".

Так или иначе, согласно юридической концепции устройства политического союза Чичерина в государстве, основанном непосредственно на юридических нормах, вытекающих из человеческого разума, правды и справедливости, призванных служить мерилом и руководством для позитивного законодательства, человек остается свободным.

В 1866 году Чичерин покинул стены университета в знак протеста против нарушения принятого в 1863 году университетского устава, самого либерального в истории России, и в связи с неблаговидной деятельностью Ученого совета. С того самого времени ученый целиком сосредоточился на научной и исследовательской деятельности. В конце 70-х годов Чичерин вновь вернулся на политическую арену, в начале же 80-х годов он был избран Московским городским головою. Тем не менее, его либеральные взгляды продолжали вызывать недовольство у правительства.

Чичерин продолжал свою научную работу, сделав ее главным делом жизни. В 1893 году его избрали почетным членом Петербургской Академии наук. Сочетание научной и общественно-политической деятельности было характерной чертой жизни и творчества Чичерина. Современность и история у него были взаимосвязаны и шли рядом друг с другом.. "Только изучение прошедшего, -- писал он, -- дает нам ключ к уразумению настоящего, а вместе и возможность прозревать будущее".

Ключевое место в профессиональной деятельности Чичерина занимали работы по отечественной истории. Он уделял особое внимание вопросам происхождения и развития государства, истории правовых и общественных институтов, взаимоотношениям государства и общества, власти и закона. Они получили освещение в его диссертации, в работах "Обзор исторического развития сельской общины в России", "Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей", "Холопы и крестьяне в России до XVI в.", "О народном представительстве" и др.

Борис Николаевич был одним из первых ученых России, обратившимся к теоретическим проблемам политики и социологии.

В осмыслении исторического процесса ученый в первую очередь опирался на идеи философии истории Гегеля. История человечества для него - история развития "духа", осуществляемого в индивидуальных стремлениях отдельного человека и в общих нормах общественной жизни.

Действительный исторический процесс историк видел как смену общественных союзов, постепенно возводящих человеческое общество к установлению "нравственно-юридически целого", примиряющего все области духа, -- государству. Формы общественных союзов показывали соотношение на том или ином этапе общего начала и личностного.

По Чичерину можно выделить три ступени в развитии общества. Первая -- патриархальный быт. В основе его лежало непосредственно кровное родство.

Люди были связаны общим происхождением. При развитии личности кровные связи постепенно теряли свое значение, и общественное образование разрушалось.

Вторая ступень -- гражданское общество. Оно основывается на началах свободы личности и частного права. Вотчинное право землевладельца, либо свободный договор, или же личное порабощение одного лица другим являлось основой общественных отношений. Правда "личность во всей ее случайности, свободе, во всей ее необузданности" привела "к господству силы, неравенству, междоусобиям, анархии, которая подрывала самое существование союза". Это сделало необходимым установление нового порядка -- высшей формы общественного союза -- государства, которое "сводит к единству, стремящиеся врозь элементы, укрощает борьбу, ставит каждого на свое место... и таким образом водворяет внутренний мир и порядок".

"Только в государстве может развиться и разумная свобода, и нравственная личность".

Третья ступень -- новое время.

Чичерин также обращал внимание на специфику природно-географических условий в развитии славянской государственности: безграничные степные пространства, отсутствие преград, однообразие природы, малочисленность населения, рассеянность его по равнине. Именно под влиянием этих условий формировался характер народа. Достаточно благоприятные условия жизни не вызывали деятельность и напряжение умственных и физических сил, не способствовали развитию различных сторон человеческой души, а так же развитии науки и промышленности. Расплываясь в пространстве, русский народ не имел своего центра, что лишало его, к сожалению, возможности на собственной основе достичь государственного единства.

Стоит отметить, что восточные славяне не имели такого источника развития правовых и гражданских институтов, как Западная Европа в лице Рима. Славянский народ был оторван от древнего цивилизованного общества. Однако русский народ, при всех особенностях своего происхождения, принадлежал, считал Чичерин, к семье народов европейских. Он был способен к развитию, к прогрессу.

Учёный утверждал, что существенные различия в истории западных народов и России проявлялись только в путях и формах перехода с одной исторической ступени развития на другую.

Соединение племён в союз, основанный на собственных силах и деятельности, у славянского народа не могло произойти, ввиду пассивного характера восточных славян, а так же недостаточно развитого личного начала. Имущественный интерес же порождался ослаблением родовых связей. Теперь каждый князь стремился к увеличению своей власти и приумножению богатств. Именно это, по мнению Чичерина, и привело к феодальной раздробленности и установлению удельной системы.

Государства и в Европе, и в России появились одновременно, при переходе от Средних веков к Новому времени. Но в России этот процесс имел свои особенности, вызванные остротой противоречий, присущих гражданскому обществу. Татаро-монгольскому игу Чичерин отводил ключевую роль в создании централизованного государства. Золотая орда научила народ покорности и тем самым поспособствовала установлению единой, централизованной власти. В результате чего государство образовалось именно сверху, а не самостоятельными усилиями народа.

Чичерин выделял три процесса в образовании государства на Руси: приведение в статическое состояние народа, собрание земли и сосредоточение власти в руках князя. Данные процессы Чичерин выслеживал по различным письменным источникам: летописям, договорам и прочим документам.

Первыми, как утверждал учёный, осели князья и их дружины, затем они покорили и другие кочующие элементы. Достаточно большой вклад вложили в это московские князья.

Процесс собирания земель и изменения отношений между князьями, приведший в конечном итоге к образованию единовластия и государственного порядка, был достаточно длительным.

Чичерин в свою очередь утверждал, что нигде, будь то в Европе или в Азии, и никогда новый порядок не является в жизни целиком, он постепенно пробивается сквозь старые нормы жизни, постепенно преобразуя их.

Становление государственных начал в XV в. в корне изменило общину. Был создан "союз людей, связанных общими постоянными обязанностями государству", -- община государственная. Её устройство вытекало из "сословных обязанностей, наложенных на землевладельца... и преимущественно из укрепления их к местам жительства, из разложения податей на душу". Таким образом, заключал Чичерин, современная община -- плод государственной деятельности, когда "государственные начала проникают до самых низких слоев общественной жизни". Свой современный вид община получила в конце XVIII в.

Борис Николаевич одним из первых в отечественной историографии рассмотрел развитие земского представительства в связи с общим ходом исторического движения России. Его работы высоко ценились как соотечественниками, так и за рубежом.. Продолжил изучение проблемы В.О. Ключевский. Обращаясь к современному состоянию этих органов, Чичерин полагал, что земские соборы исчезли, причем не ввиду сословной розни и опасения монархов, а просто вследствие внутренней несостоятельности.

Чичерин считал, что соединяя население в прочные союзы, а также обязуя его служить интересам общества, государство в свою очередь и формировало сам "народ". Только находясь под опекой государства неопределенная народность преобразуется в единое тело, получает общее отечество, становится народом И народ, и государство имеют каждый свое назначение. Народ составляет базис государства. Государство есть "глава и распорядитель". Оно оценивает заслуги, оказанные личностью обществу, возвышает внутреннее достоинство человека. Только в государстве достигаются условия для развития разумной свободы, нравственной личности, а так же общества, живущего по нормам морали.

Всё это, в конце концов, и определило в концепции Чичерина особую роль государства в русской жизни. Сильная самодержавная власть, гарантия государственного единства находилась на вершине. Государство направляет общественные силы, ведет народ за руку, а народ же, в свою очередь, слепо повинуется своему путеводителю.

Выявляя законы и общие закономерности развития и происхождения государства, Чичерин указывал на постепенность происходящих в истории процессов. Проследив характер образования государственности, он исходил из того, что каждая новая ступень является следствием предыдущего развития. С появлением гражданского общества кровные связи не исчезают полностью, а входят в него как один из составляющих элементов, лишь со временем утрачиваю свою силу и важность.

Государство опять же не уничтожает все элементы гражданского общества.

Чичерин подчеркивал всю сложность и неоднозначность исторического процесса. Направления меняются, встречаются отклонения в разные стороны, но характер движения один, ибо основу его составляют личные и общественные интересы.

В общем, придерживаясь в своих подходах к изучению и осмыслению прошлого идей гегелевской философии истории, Чичерин вместе с тем выявил и некоторые уязвимые ее черты. Эта философия, говорил он, достигла высших пределов умозрения, охватывая весь мир и все явления. Она подвела их под свою точку зрения, связывая факты с ложными выводами, определенными человеческим разумом.

Итак, основные положения исторической концепции Чичерина включают:

  • · признание государства высшей формой общественного развития и его определяющей роли в русской истории.
  • · Особенностью исторического развития России является образование государства сверху, его крайняя централизация, решающая роль правительства в организации общественной жизни.

Так или иначе, Чичерин дал теоретическое обоснование и представил конкретную разработку ряда проблем, составляющих содержание исторической концепции государственной школы, а это, в свою очередь, повлияло на развитие исторической и юридической науки в целом.

Чичерин Борис Николаевич

Московский городской голова с 29 декабря 1881 (утвержден 26 января 1882) по 11 августа 1883 г.

Известный общественный деятель, ученый, публицист и мемуарист, профессор государственного права Московского университета; принадлежал к старинному дворянскому роду.

Короткий срок его пребывания во главе Московской городской думы совпал с ответственным периодом её существования; Дума стояла перед выбором дальнейшего пути развития городского хозяйства, основы которого были заложены в 1860-е годы при князе Щербатове, когда собственностью Москвы стали отрасли, находившиеся в ведении различных ведомств. Но Москва по-прежнему оставалась бедным, неблагоустроенным городом, с массой проблем, решение которых упиралось в отсутствие средств. В конце 1870-х годов С.М.Третьяков, предшественник Чичерина на посту городского головы, предложил Думе широкую программу развития города на основе заключения займов. Но большинство гласных его не поддержали.

Первый облигационный заем в размере 3 млн. рублей был заключен в 1883 г. Именно при Чичерине Дума сделала первый шаг к правильному развитию городского хозяйства с отнесением на займы чрезвычайных расходов города. При Чичерине на повестку дня были поставлены две самые крупные хозяйственные задачи: расширение водоснабжения и строительство канализации. Но решать их пришлось уже преемникам Чичерина – Алексееву и кн. Голицыну.

Б.Н. Чичерин с большой ответственностью относился к обязанностям городского головы, сосредоточив в своих руках решение всех более или менее важных дел. Ежедневно он являлся в здание Думы на Воздвиженке, где с 10 утра до 2 – 3 часов дня вел прием посетителей. В эти годы у городского головы не было отдельного кабинета, и Чичерин сидел за небольшим столом в углу комнаты, где заседала Управа, «под образами», как называли это место. Днем городской голова совершал поездки по городу, а вечером возглавлял заседания Управы или участвовал в работе комиссий. Много времени занимали различные официальные представления и торжества.



Убежище для престарелых им. С. и А. Тарасовых на Шаболовке

У Чичерина не сложились отношения с московским генерал-губернатором кн. В.А. Долгоруковым, который с самого начала «с особенной бдительной внимательностью» наблюдал за деятельностью городского головы. Именно кн. Долгоруков сообщил министру внутренних дел гр. Д.А. Толстому текст речи Чичерина перед студентами в Татьянин день 1883 г., которую Александр III признал «не соответствующей званию городского головы столицы». Но поводом к отставке послужило его выступление перед представителями городов России, прибывшими в Москву по случаю коронации Александра III. В его речи власти усмотрели требование конституции. В августе 1883 г. Чичерин был отставлен от должности. «Избранника первопрестольного города удалили, не потребовав и даже не приняв во внимание его объяснений, – писал в своих воспоминаниях В.И. Герье, – Это был акт голой власти, умеющей не управлять, а только карать и запугивать». Многие гласные сочувствовали ему и считали эту отставку делом рук его недоброжелателей: редактора «Московских ведомостей» М.Н. Каткова, генерал-губернатора кн. В.А. Долгорукова и министра внутренних дел гр. Д.А. Толстого, которые воспользовались случаем, чтобы избавиться от Чичерина.



Убежище для беспризорных детей и для престарелых им. И.А. Лямина

Отмечая заслуги городского головы Б.Н. Чичерина, 12 сентября 1883 г. Дума постановила признать его почетным гражданином города Москвы, на что испросить высочайшее соизволение. Но «соизволения» не последовало.

Б.Н. Чичерин был женат на Александре Алексеевне Капнист (1845 – 1920), внучке известного поэта и драматурга XVIII века В.В. Капниста. Племянником его был Г.В. Чичерин, известный советский государственный деятель. Похоронен в своем имении Караул в Тамбовской губернии, где жил последние годы.

Борис Николаевич Чичерин (26 мая 1828, село Караул, Тамбовская губерния - 3 февраля 1904, там же) - русский правовед, один из основоположников конституционного права России, философ, историк, публицист и педагог. Почётный член Петербургской Академии наук (1893). Почётный член Московского университета (1900). Гегельянец. Дядя будущего наркома иностранных дел РСФСР и СССР Г. В. Чичерина.

Биография

Б. Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода Чичериных; был старшим сыном - в исповедной ведомости Преображенского кафедрального собора Тамбова за 1843-1844 год семья была указана в следующем составе: поручик Николай Васильевич Чичерин 41 год, жена его Екатерина Борисовна 35 лет. Дети их: Борис 15 лет, Василий 13 лет, Владимир 12 лет, Аркадий 11 лет, Андрей 9 лет, Сергей 7 лет, Пётр 5 лет, Александра 4 года.. Детство прошло в тамбовском имении отца Караул, приобретённом в 1837 году. Получил домашнее образование. Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин.

В 1845-1849 годах - студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов. Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.

В конце 1840-х - начале 1850-х годов познакомился с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля; испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета жил в родовом селе.

В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения. В 1858-1861 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора. Был приглашен в учителя к наследнику при Александре II: с 1863 года до смерти цесаревича Николая Александровича в 1865 году, преподавал ему государственное право.

Во время путешествия в свите наследника престола в 1865 году, в Риме, он познакомился с Алексеем Васильевичем Капнистом и его старшей дочерью Александрой, спустя 6 лет, 25 апреля 1871 года, ставшей его женой: венчание состоялось в церкви мученицы Татьяны Московского университета.

В 1861-1867 годах Чичерин - экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина была опубликована в 1866 году и переиздана в 1899 году) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин писал: «Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству». В 1868 году вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

В конце 1871 года был избран в совет директоров Тамбово-Саратовской железной дороги.

После поездки в Париж вновь поселился в родовом имении Караул. Занялся земской деятельностью; был товарищем (заместителем) председателя Комиссии, учреждённой для исследования железнодорожного дела в России. В эти годы им написаны и изданы в Москве «История политических учений» (ч. 1-2, 1869-1872), «Наука и религия» (1879).