Схема логопедического обследования младших школьников. Логопедическое обследование школьников с умственной отсталостью

Почти все российские и зарубежные исследователи проблемы дисграфии и дислексии сходятся во мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций : недостаточной сформированности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор отмечается трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Профессор Ананьев Б.Г. также указывает на связь ошибок в чтении и письме у части младших школьников с трудностями пространственного различения.
Та или иная степень нарушения письма и чтения предопределяется уровнем сформированности устной речи.

Если дефект устной речи ограничен несформированностью её звуковой стороны, то нарушения чтения и письма обусловлены фонетико-фонематической или только фонематической недостаточностью. В этих случаях наиболее типичными ошибками являются замены и смешения согласных букв, обозначающих звуки различных оппозиционных групп.

Что касается нарушения чтения и письма у детей с ОНР, то у них наряду с ошибками, отражающими несформированность звуковой стороны речи, отмечаются ошибки, связанные с несформированностью лексико-грамматических средств языка.

Существует целый ряд методик диагностики письменной речи. Перед тем, как перечислить основные задания, хочу напомнить, что во время обследования логопед должен обратить внимание на характер процесса письма: записывает ли ребёнок предъявляемое слово сразу или проговаривает его несколько раз, подбирает нужный звук и соответствующую букву, какие испытывает при этом трудности и т.п.
Обследование письма может проводиться как коллективно, так и индивидуально. По ходу чтения не следует делать исправлений и замечаний.

Итак, обследование письма включает в себя:

1. Списывание:

а) с рукописного текста;
б) с печатного текста;
в) осложнённое заданиями логического или грамматического характера
(например: в предложении рассказывающем о птицах, подчеркни слово,
состоящее из 3-х слогов).

2. Слуховой диктант.

Кроме обычного проведения диктанта со зрительным самоконтролем (предложен Садовниковой) такой вид диктанта отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма.
Проводится он так: после написания учениками диктанта на несколько минут открывается записанный на доске текст диктанта, и детям предлагается найти свои ошибки и исправить их цветными карандашами. Карандаши используются для того, чтобы отличить ошибки, исправленные в ходе зрительной самопроверки, от
поправок, сделанных в ходе написания диктанта, и от последующих исправлении логопеда. При оценивании работы логопед обязательно учитывает и общее количество сделанных ошибок и количество ошибок, исправленных самостоятельно.

3. Самостоятельное письмо.

Сюда относятся задания типа:
- дать подписи к предметным картинкам (слова);
- дать подписи к сюжетным картинкам (предложения);
- написание изложения либо сочинения.

2 класс.
Осуществлена связь с программным материалом. Учтено, что в 1-м классе изучены следующие темы: предложение, заглавная буква в начале предложения и в именах собственных, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, -ь- для обозначения мягкости согласных.
Логопедические задачи: проверить, как дифференцируются парные согласные, оптически и кинетически сходные буквы.

Роща.
Дети любят гулять в роще. Тут дубы и клёны. По веткам скачут пушистые белки. Пёстрый дятел долбит ствол. В траве шуршит ёжик. Синицы сели на верхушку дуба и громко щебечут. Яркие солнечные пятна скользят по листве.

3 класс.
Добавлены и распространены предложения, т.к. уже были изучены темы: «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Парные звонкие и глухие согласные», «Разделительный -ь- знак», «Сложные слова».

В роще.
Мои друзья любят гулять в роще. Тут берёзы, дубы и клёны. По ветвям скачут пушистые белки. Пёстрый дятел долбит твёрдую кору острым клювом. В траве шуршит ёжик. Синицы дружной стайкой сели на верхушку дуба и громко щебечут.

У старого клёна муравейник. Интересно наблюдать за его трудолюбивыми жильцами. Лёгкий ветерок шелестит листвой. Яркие солнечные пятна лежат на траве.



4 класс.

Весёлые скороговорки.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько корку. У пенька опять пять опят. У Вари на бульваре варежки пропали. Бросили бананы забавной обезьяне. У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят. Ежу на ужин мышонок нужен. Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой. В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля. Маленькую Люсю напугали гуси. По огороду мудрый крот ведёт к норе водопровод. У доброй бабушки Марины компот из яблок и малины.

Диагностика нарушения чтения начинается с исследования, проводимого по альбому оптических проб, разработанных сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. Герцена и включающего в себя:

Знание букв (печатных и рукописных);
- узнавание букв в усложнённых условиях: недописанных, изображённых пунктиром, неправильно размещённых в пространстве, написанных разными
шрифтами, изображённых зеркально, «зашумлённых» и т.п.;
- узнавание букв, наложенных друг на друга (по типу фигур Попельрейтера);
- узнавание сходных по начертанию букв, данных попарно или в буквенном
ряду;
- конструирование букв из отдельных элементов.

Методика А.Н Корнева основана на всестороннем подходе к диагностике нарушения чтения и включает в себя клинико-динамическое. энцефалографическое, нейропсихологическое и психологическое исследования. Автор методики исходит из того, что важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.

Эта методика включает в себя следующие задания:

Рядоговорение (например, перечисление по порядку времён года или дней недели);
- воспроизведение ритма (удары карандашом по столу);
- тест «Кулак - ребро - ладонь»;
- тест «Повторение цифр» (сначала нужно воспроизвести названный ряд цифр, например 4-4-4-7- начинать с 2-х и доводить до 5) затем названные цифры предлагается назвать в обратном порядке. Например: 5 - 7 - 4, а ребёнок должен сказать 4-7-5).

1-я часть этого теста характеризует слухоречевую память, 2-я часть -оперативную память)
- для проверки зрительного восприятия и зрительно - моторной координации можно
использовать задания на дорисовывание фигур, букв, изографы (таблица).

При обследовании состояния чтения полезно использовать следующие задания:
- поиск заданного слова (таблица);
- чтение ряда сходных по структуре слов, сходных по звучанию (таблица);
- чтение слов с необходимостью их восстановления:

ФЛ...Г... (я, а) К...Б...Н... (а, и, а);

Чтение текста с пропущенной одной или несколькими буквами («Сломалась
пишущая машинка»);
- наконец, чтение обычного текста (желательно, повествовательного характера).

Выполнение оценивается по трём критериям:
- для первоклассников - способ, скорость, правильность чтения;
- для учащихся 2, 3 классов - скорость, правильность и понимание смысла
прочитанного.

В заключение хочу напомнить о том, что выявленные недостатки чтения сопоставляются с данными обследования письма и устной речи. Это позволит определить в каждом конкретном случае, что именно является превалирующим в картине речевого дефекта: преобладает ли у ребёнка недостаточность лексико-грамматических средств языка или недоразвитие звуковой стороны речи и, прежде всего, фонематических процессов.

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области

Методика логопедического обследования детей


В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста одно из центральных мест в диагностике занимает оценка речевого развития, так как речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение речевых расстройств, которые проявляются как в устной, так и в письменной речи, что отражается в успешности овладения программным материалом по русскому языку и чтению. Учитель обращается с просьбой к учителю-логопеду выяснить причину школьной неуспеваемости учащегося. Речь учащихся с особенностями развития сопровождается характерными нарушениями звукопроизношения, особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора синонимов, антонимов, затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформированности связной речи), несформированностью фонематических процессов.
Особенности речевой функции сопоставляется с показателями врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Логопедическое заключение выносится с учетом данных всех специалистов, обучающих ребенка. Логопедическое обследование проводится по определенной схеме. На основе полученных данных после исследований речевого развития определяется структура дефекта, выносится логопедическое заключение и намечаются пути коррекционной работы.

Схема логопедического обследование ребенка

1. Сбор анамнестических данных.
  • характер течения беременности
  • характер родовой деятельности
  • данные раннего развития ребенка (когда стал держать голову, ползать, переворачиваться на живот, стоять, ходить, когда полезли зубы)
  • речевое развитие (гуление, лепет, комплекс оживления, первое слово, предложение, фраза)
2. Обследование общей моторики. 3. Обследование мелкой моторики.
  • статика (упражнения «кольцо», «зайчики», «коза», «корова»)
  • динамические упражнения
4. Обследование артикуляционной моторики.
  • статика (упражнения «лопаточка», «чашечка», «гриб»)
  • динамические упражнения (упражнения «качели», «часики»)
5. Состояние органов артикуляции. 6. Обследование просодической стороны речи.
  • темп речи
  • ритмичность речи
  • плавность
  • высота и сила голоса
  • тембр
7. Обследование звукопроизношения.
  • работа с альбомом (картинным материалом)
8. Обследование фонематического слуха.
  • повторение слогов
  • выделение заданного звука из ряда звуков
9. Обследование слоговой структуры слова.
  • разные типы слогов (открытый слог ма-ту-ро, закрытый ор-ум-ас, слог со стечением согласных стра-арм-барс)
  • слова с разным содержанием слогов: 1 слог - пень, мак, дом; 2 слога - лампа, лупа, якорь; 3 слога - корзина, машина)
  • сложные слова: термометр, велосипедист, экскаватор, телепередатчик
10. Обследование навыка звукового анализа (звук - слог - слово - предложение).
  • определить место звука в ряде звуков, ряде слогов, в слове, в предложении
  • составить слово из слогов (за, ко - коза)
  • придумать слово с заданным согласным, гласным звуком
  • придумать предложение с заданным словом, составить графическую схему слова, предложения
11. Обследование словаря (предметные картинки).
  • активный словарь
  • пассивный словарь
  • выявление лексического запаса слов разных частей речи (существительное, прилагательное, глагол, наречие, предлог, числительное):
существительное: Я кину тебе мяч и задам вопрос ЧТО? или КТО? а ты придумай слово, которое отвечало бы на этот вопрос (ЧТО? - мяч, день, камень, дом, метла, окно. КТО? - человек, медведь, слон, журавль, грач.) и верни мне мяч. Какое слово лишнее (день, ночь, вечер, сон, яблоко)?
прилагательное (какой?): Я назову тебе слово, которое обозначает предмет, а ты назови его признак: шар, стол, гнездо, небо, ручка, птица.
наречие (делать как?): Давай придумаем, как можно совершить действие (говорить - громко, писать - аккуратно, учиться - добросовестно, кушать - медленно).
предлог: Вставь пропущенное слово: цвету (на) окне, собака (из) бумаги, стул (у) стола.
числительное: Я назову число, а вы суммируйте слово так, если бы мы говорили о числе месяца (шесть - шестое, двадцать - двадцатое, один - первое).

12. Обследование грамматического строя речи.

  • обследование умения изменять слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов, изменять по числам и падежам
  • - соедини части в слово (вы, езд; за, бежал; за, гон; с, делал)
  • - образуй такое слово, чтобы стало возможным большой предмет уменьшить, сделать малым: шар - шарик, стул - стульчик, пень - пенек, гвоздь - гвоздик
  • образование сложных слов
  • - объедини два слова в одно: везде ходит - вездеход, пар вози - паровоз
  • вставь пропущенные слова в текст
  • деформированное предложение
  • составление рассказа, пересказа, текста
13. Обследование чтения.
  • знание букв
  • знание и чтение слогов
  • чтение слов
  • чтение предложений
14. Обследование письма.
  • слуховой диктант
- отдельные буквы
- отдельные слоги
- слова
- предложения

Перечень методик логопедического обследования

I. Материал для исследования фонетической стороны речи.
  • предметные картинки, содержащие звук в разном положении (в начале, в середине, в конце слова)
  • речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие разные звуки)
II. Материал для исследования фонематической стороны речи.
  • картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие
III. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи.
  • картинки с изображением действий людей и животных
  • картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина, число)
IV. Материал для исследования состояния связной речи. V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза.
  • речевой материал (предложения, слова, разной звуко-слоговой структуры)
  • предложения и сюжетные картинки
VI. Материал для исследования состояния письменной речи.
  • тексты для чтения разной сложности
  • слоговые таблицы
  • буквы
  • тексты диктантов и предложений
  • печатные и рукописные тексты для списывания
Литература:
  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. - 224 с.; ил.
  2. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб.пособие Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург. 1995.
  3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.П: Звуковая сторона, грамматический строй., словарный запас, письменная и связная речь. - М.: АРКТИ, 1997. - 64 с., цв. таблицы.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 16 с., цветная вставка.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО

Разработанная методика обследования самостоятельной письменной речи сочетает традиционные для логопедической практики приёмы с некоторыми методиками, разработанными И.Н.Садовниковой, А.Н.Корнева и использование заданий из речевой карты, разработанной Н.М.Трубниковой.

Объектом обследования является самостоятельная письменная речь детей обучающихся во 2-3 классах общеобразовательной школы.

Задача обследования выявление уровня сформированности самостоятельной письменной речи обучающихся.

Теоретическая значимость позволяет наглядно представить картину сформированности самостоятельной письменной речи, выраженность нарушений, а также удобно для отслеживания динамики развития письменной речи ребёнка и эффективности коррекционного воздействия.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов обследования в планировании коррекционной работы по развитию самостоятельной письменной речи.

Методика носит тестовый характер, процедура её проведения и система оценки стандартизированы речи ребёнка и эффективности коррекционного воздействия.

Список заданий:

    Написать прописные гласные буквы.

    Написать 10 прописных согласных.

    Написать 3 слова состоящих из одного слога, 3 слова состоящих из двух слогов, 3 слова состоящих из трёх слогов, 1 слово состоящее из 4 слогов.

    Написать названия картинок, предложенных в приложении. (Даны картинки: груша, яблоко, ножницы, свеча, заяц, помидор, огурец, тарелка, куст, трактор.)

    Придумать предложения к каждой картинке и записать его.

    Дать подписи к сюжетным картинкам. Тест «Ты автор работы, дай название своей картине.»

    Составить предложение из данных слов и записать его.

    Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок.

4. НАПИШИ НАЗВАНИЯ КАРТИНОК

    ПРИДУМАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ К КАЖДОЙ КАРТИНКЕ.

    СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ДАННЫХ СЛОВ.

ПОД, ЛЕЖИТ, ЗАЙКА, КУСТОМ.

ДОЖДЯ, ПОСЛЕ, ЛУЖИ.

НА, ЛИСТЬЯ, БЕРЁЗЕ, ПОЖЕЛТЕЛИ.

    СОСТАВИТЬ И ЗАПИСАТЬ РАССКАЗ.

БЛАНК ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1.Гласные : _____________________________________________________

2.Согласные ___________________________________________________

3.Слова:

1 слог________________________________________________________________________

2 слога _______________________________________________________________________

3 слога _______________________________________________________________________

4 слога _______________________________________________________________________

4. Подписи к картинкам:

5.Предложения:

1._________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

6. Название картины:

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

7. Предложения из слов:

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________

8.Рассказ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА результатов работы:

Абсолютное выполнение любого задания 100%.

В 1,2,3,4, 5 заданиях делим 100 на количество выполненных проб, вычисляем процент. Если в слове допущена дисграфическая ошибка – 5%.

В 6 задании оценивается умение выделить основную мысль. За каждую допущенную дисграфическую ошибку – 5%.

В 7 задании предлагаем ребёнку сначала слова, если затрудняется составить предложение, как опора предлагается картинка. За каждую дисграфическую ошибку – 5%.

В 8 задании 100% за:

По результатам обработки протоколов обследования удобно вычертить индивидуальный речевой профиль для каждого ребёнка. На нём наглядно видно, какие компоненты самостоятельной речи страдают в большей степени, а какие относительно сформированы.

……………………………………………………….

ФРАЗЫ

Милиционер едет на мотоцикле.

В аквариуме плавают красные рыбки.

Волосы подстригают в парикмахерской.

………………………………………………………

5. АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

верхней челюсти (прогнатия)

нижней челюсти (прогения)

прикус (передний открытый, боковой открытый, перекрестный, прямой, глубокий)

зубов (отсутствие, мелкие, редкие, неровные, неправильной формы, расположены вне

челюстной дуги, двойной ряд, диастема)

языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая подъязычная складка, географический)

твердого неба (готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелин)

мягкого неба (укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка или его

отсутствие)

губ (короткая верхняя губа, толстая отвислая нижняя губа, наличие рубцов)

6. ОСОБЕННОСТИ РУЧНОЙ И РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ

Ручная моторика

определение ведущей руки…………………………….

ноги…………………………

глаза…………………………….

выполнение пробы Хеда (перекрестный показ – левой рукой правое ухо, показ названных

частей тела напротив сидящего человека)………………………………………………………

оптико-кинестетическая организация движений

большой и указательный пальцы соединить в кольцо

……………………………………………………………

согнуть пальцы в кулак, выпрямив указательный и средний пальцы

……………………………………………………………

динамическая организация движения пальцев

перебор пальцев (поочередное соединение всех пальцев с большим) выполняется одновременно двумя руками, вначале медленно, затем быстро

…………………………………………………………..

игра на рояле (поочередное прикосновение пальцев к столу) вначале одной рукой, затем двумя……………………..

Графомоторные навыки (продолжи ряд)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Речевая моторика

Мышцы лица Челюсти

нахмурить брови широко открыть закрыть рот

поднять брови вверх подвигать челюстью в разные стороны

зажмурить глаза Губы

спокойно открыть и закрыть глаза улыбнуться

по очереди закрыть П и Л глаз хоботок

надуть щеки улыбка-хоботок

втянуть щеки поднять верхнюю губу вверх

надуть их по очереди опустить нижнюю губу вниз

Язык оскал

широкий язык на нижней губе Мягкое небо

жало, иголочка отрывисто на твердой атаке

широкий язык наверх и вниз широко открыть рот и зевнуть (покашлять)

вкусное варенье

поцокать

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

7.ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Характеристика дыхания

тип дыхания (диафрагмальное, грудное, брюшное, смешанное)

объем дыхания…………………………………………………….

продолжительность речевого выдоха……………………………

Характеристика голоса

сила (тихий, громкий, глухой, затухающий)

высота (высокий, низкий, соответствует возрасту)

тембр (хриплый, сиплый, резкий, наличие или отсутствие носового оттенка)

выразительность (N. маловыразительный, монотонный)

Просодика

темп речи (N, замедленный, очень быстрый)

ритм речи (N, аритмия)

употребление основных видов интонаций

употребление пауз в потоке речи (N, излишнее часто, излишнее редко)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

8. СОСТОЯНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ

состояние биологического слуха (из мед. карты)

……………………………………………………………………………………………………

состояние восприятия речи (в процессе беседы)

……………………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

9. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

(дифф. звуков пол противопоставлению)

Повторить серию слогов

ба-па га-ка та-да за-са са-ша са-ца жа-ша за-жа ша-ща

па-ба ка-га да-та са-за ша-са ца-са ша-жа жа-за ща-ша

ча-тя ща-ча ся-ща ба-па-ба га-ка-га да-та-да за-са-за

тя-ча ча-ща ща-ся па-ба-па ка-га-ка та-да-та са-за-са

са-ша-са жа-ша-жа ча-тя-ча ша-ча-ша ща-ша-ща ца-са-ца

ша-са-ша ша-жа-ша тя-ча-тя ча-ша-ча ша-ща-ша са-ца-са

Слова синонимы (повторение, показ картинки, раскладывание под соотв. ж звукам буквам)

почка-бочка кора-гора рак-лак свет-цвет

трава-дрова лодка-водка сор-соль суп-зуб

тело-дело галька-гайка баран-варан шить-жить

кочка-кошка вечер-ветер миска-мишка сыр-жир

плюс-плющ нос-ночь роза-рожа мишка-мышка

лук-люк

Придумать предложения со словами квазиомонимами.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

10. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Синтаксические операции

* анализ предложения на слова (определить количество, последовательность и место

слов в предложении)

Маша любит рисовать.

Мама купила дочке книгу.

У нашего дома растет сосна.

Мои друзья хорошо катаются на лыжах.

Из леса вышел старик с большой корзиной

* составление предложений из слов в начальной форме, порядок слов не изменен

Мальчик, рисовать, картина………………………………………………..

Мышка, набрать, в, норка, зерно…………………………………………..

* порядок слов изменен

В, пойти, ребята, лес………………………………………………………..

Белка, дупло, в, собирала, норка, зерно…………………………………..

* придумать предложения с данными словами

дорога…………………………………………………………………………..

друзья…………………………………………………………………………..

доброта………………………………………………………………………..

веселый…………………………………………………………………………

Слоговой анализ и синтез

* определить количество слогов в слове

мать…………поднос…………веселее…………кровать…………ласточка……………

* определение места слога в слове

Где в слове «малина» стоит слог – ма- , в начале, середине, или в конце?

В слове ежики (-жи-), котята (-та-), дикобразики (-ра-)

* выделение слога на фоне слове

Услышишь слог –ша - (-ры-,-кру-) подними руку.

шахматы горы крупа шары окуни крыша крутить рыба

* назвать слово, произнесенное по слогам

ско-во-ро-да, ка-на-ва, те-ле-фон, ко-те-нок, по-то-лок, бу-ма-га, за-мо-ро-жен-ный

Нас-ту-пи0ла вес-на.

На сто-ле ле-жат кни-ги.

На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.

* составить слово из слогов

прямой порядок слогов

ок-но, вес-на, кро-вать, кол-ба-са, ма-лы-ши, ка-ран-да-ши

неправильный порядок слогов

хи-му…………………ка-зер-ло…………………цы-спи…………………

роб-во-бьи…………………та-ша-мы……………………ран-ка-даш…………………

Фонетический анализ

* есть ли /м/ в словах

мышка рама дом комната дерево рак кошка лампа

* выделить первый звук в слове

астра иней соловей кран свисток

удочка мухомор шкаф гребешок дрова

* выделить последний звук в слове

мак карандаш палец таксист автомобиль

дом аист кровать милиционер радуга

* определить место звука /р/ в слове

ракета дрова паркет морж двор

арбуз самовар круг корка топор

* определить количество звуков в слове

дым шапка черемуха овцы каша крышка стена диктант

* позиционный анализ (какой по счету /р/ в слове, назвать его соседей)

рыбка 1, ы пароход 3, а, о

арка 2, а, к дорога 3, о, о

трава 2, т, а февраль 4, в, а

завтрак 5, т, а армия 2, а, м

Фонематический анализ

назвать слово произнесенное с паузами после каждого звука

ч-а-с т’-м-а з-в-у-к г-в-о-з-д’-и-к-а п-ы-л’ п-а-р-к с-т’-и-х-и

………………………………………………………………………………………………………………….

Фонематические представители

* отобрать картинки, в названии которых 5 звуков

……………………………………………………………………………………………………...

* придумать слова, в которых есть /м/; 4звука, 5 звуков

……………………………………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

11.ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И АКТУАЛИЗАЦИИ

Существительные

* знание обобщающих слов

деревья ягоды овощи

фрукты транспорт мебель

посуда обувь

* подбор существительных

кто, что гремит……………… сверкает……………….. метет………………

летает…………….. плывет………………….. горит……………….

дует……………….. сигналит……………….. ползает…………….

* подбор слов по теме « Осень»

Натупила осень. Пожелтела…………….. Облетели…………….. Замолкли…………….

Выпал……………

Глагол

* кто, что делает?

столяр………………… кассир…………………… тракторист…………………

контролер………………. водитель……………… врач………………

* подбор слов по теме « Весна»

Наступила весна. Солнце…………….Снег……………Почки……………

Ручейки…………….Трава………………Птицы………………Люди…………….

* подобрать действие к предмету(глагольный словарь)

рыболов…………… ландыш…………… дятел……………… спортсмен……………

змея………………. будильник………… белка………………. собака………………..

Прилагательные

* подбор слов, обозначающих признак предмета

лист…………. лето………… цветок…………. зима…………

дом………….. песня………… лимон………….. ночь…………

конфета………….. река………… телевизор…………

большой………………….. передний……………………..

длинный………………….. чистый……………………….

высокий………………….. мокрый………………………

далекий………………….. веселый………………………

добрый………………….. сильный………………………

жаркий…………………. плохой………………………..

* подбор синонимов

грустный………………………………….

спелый……………………………………..

прочный……………………………………

Наречие

* сравнить степень

плохо-хуже сладко……………………. низко…………………….

слабо…………………… кисло……………………. холодно……………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

12. ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (устное и письменное выполнение заданий)

Словоизменение

* изменение сущ. по падежам

Лошадь ест кусок (сахар)………………………

Детям дали варенье из (клубника)…………………………

На лугу много (кони)……………………………..

В городе много (трамвай)……………………………

Ребята сделали подарок (учительница)………………………….

* образование сущ. Р. п. ед. и мн. числа

бабочки - бабочек платье…………….. апельсин……………… палец……………….

мандарины………………. лицо……………….. белка………………… человек………………..

* согласование прил. с сущ. в роде, числе и падеже

черный - крыло……………………. перчатки………………………

включатель…………………… ручка……………………..

* изменение глаголов по числам

Яблоко зреет. Яблоки………………………..

Ландыш пахнет. Ландыши…………………

Корова мычит. Коровы……………………..

Конь скачет. Кони……………………………

* согласование гл. прошедшего времени в роде числе и падеже

спать – кошка………………….. кот………………………. котята………………………

шуметь – море………………… река……………………… ручьи…………………………

идти я………………… ты…………………… он…………………………

работать мы………………… вы…………………….. они……………………………

* употребление предлогов

……клене красный лист. Голуби ели………рук. Птицы улетели…………теплые края.

Спит медведь…………..берлоге. Ивы склонились…………рекой.

Словообразование

* образование уменьшительной формы сущ. и прил.

лоб……………… кресло………………… кислый…………………. щеки………………

диван…………… красивый…………….. брови………………….. кастрюля…………………...

* образование описательных прилагательных от сущ.

дерево………………. кожа………………….. мех……………………… снег……………………

стекло……………… бумага…………………

* образование глаголов с помощью приставок

Что сделал? Что сделаю?

есть…………………….. хожу…………………………..

пьет……………………. обедаю…………………………

читает………………... гуляю…………………………..

несет…………………..

рисует………………...

* подбор однокоренных слов

лес……………………………… еж……………………………….

вода…………………………… гора………………………………

* образование сложных слов

везде ходить………………………………… сок выжимать………………………………

труд любить……………………………….. овощи хранить………………………………

* выделение слов из сложного

самолет………………………… снегопад………………………. кофемолка………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

13. СОСТОЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ (ЗВУКО-БУКВЕННЫХ

АССОЦИАЦИЙ, ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ БУКВ)

Состояние зрительной функции

состояние биологического зрения ……………………………………………………………..

цветоразличение ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

форма, величина …………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………...

пространственные представления …………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

предметный гнозис ………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………...

Звуко-буквенные ассоциации

узнавание букв, изображенных разными шрифтами ……………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

узнавание букв в усложненных условиях …………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

узнавание букв, написанных пунктиром ……………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………...

узнавание наложенных букв …………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………...

узнавание зеркально изображенных букв ………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

узнавание недописанных букв ……………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

узнавание графически сходных букв ……………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

Конструирование и реконструирование букв ………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………...

(списывание по представлению различий графически сходных букв)

Запись под диктовку

Гласные буквы……………………………………………………………………………..

Акустически близкие согласные:

П – Б Т – Д К – Г Ф – В С – З Ш – Ж Р – РЬ С – СЬ М – МЬ Ф – ФЬ Г – ГЬ……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………

Графически сходные буквы:

строчные г п т р б в д у з и ш ц щ о а с е э ю ф

…………………………………………………………………………………………..

прописные Г П Т Р Б В З Е О С Ю Э

…………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

14. СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ

1. Чтение слогов, слов с разной звукослоговой структурой, предложений, текста

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Определение понимание прочитанного:

Ответы на вопросы по тексту:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Пересказ текста

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Указать способ чтения

……………………………………………………………………………………….

4.Скорость чтения

……………………………………………………………………………………….

5. Характер чтения

……………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………

15. СОСТОЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПИСЬМА

Списывание букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Запись диктуемых букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Слуховой диктант связанного текста…………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

(его повторная отсроченная запись)………………………………………………

……………………………………………………………………………………….

Запись текстов с дефектно произносимыми звуками……………………………

……………………………………………………………………………………….

Запись текстов с недифференцируемыми звуками………………………………

……………………………………………………………………………………….

Изложение связанного текста……………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Сочинение (по сюжетной картинке)…………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Наличие и характер моторных затруднений при письме………………………..

……………………………………………………………………………………….

Возможность проверить выполнение письменной работы, выявить ошибки

………………………………………………………………………………………

Виды специфических ошибок в письме, их количество

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

16.СОСТОЯНИЕ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТАРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Нарушение (-я) устной речи (вид, форма, степень выраженности)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2. Нарушение чтения (дислексия) или затруднения процесса его формирования (степень выраженности, вид или сочетание видов дислексии)……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Нарушение письма (дисграфия) или затруднения процесса его формирования (степень выраженности, вид или сочетание видов дисграфии)…………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

(наличие дизорфографии также отмечается в заключении)

Дата окончания обследования: Подпись:

Примечания:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Методическая разработка

«ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Учитель-логопед Гогичаева А. Т.

Пояснительная записка к обследованию речи детей 1 – 4 классов

Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.

Цель проведения данной методики состоит в том, чтобы выявить особенности устной и письменной речи ребенка, характер речевых нарушений, дать рекомендации и прогноз развития.

В процессе обследования необходимо поддерживать положительный настрой в контакте с ребёнком. Категорически не допускаются какие-либо комментарии или оценки со стороны логопеда, обращённые не только к родителям, но и к коллегам.

Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам:

  • состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения
  • состояние словарного запаса
  • состояние грамматического строя речи
  • состояние связной речи
  • сформированность фонематических процессов
  • сформированность письменной речи.

Анализ нарушений устной речи надо рассматривать с позиций системного строения речевой деятельности и с учетом принципа развития

Установление в процессе обследования уровня сформированности языковых средств позволяет определить:

А) ограничивается ли дефект речи только несформированностью произношения;

Б) распространяется ли он на всю звуковую сторону речи (звукопроизношение и фонематические процессы);

В) охватывает ли дефект основные компоненты речевой системы (звуковую сторону речи и лексико-грамматический строй).

Сопоставление характера недостатков произношения с уровнем развития фонематических процессов, лексического запаса, грамматического строя позволяет уточнить роль дефектов произношения в общей картине нарушения устной речи. Так, если недостатки произношения проявляются только в виде искаженного произношения отдельных (или нескольких) звуков, то в подавляющем большинстве случаев это указывает на изолированный фонетический дефект. Это означает, что данный ребенок к школьному возрасту в силу ряда причин не успел приспособить артикуляционный уклад к произношению определенных звуков в фонетической системе языка, носителем которого он является. Формирование фонематических процессов при этом не задерживается; на их базе своевременно развиваются спонтанные предпосылки к овладению анализом и синтезом звукового состава. В дальнейшем ребенок свободно овладевает письмом и чтением и полностью усваивает программу обучения в целом.

По–иному следует подходить к диагностике недостатков произношения в тех случаях, когда они проявляются преимущественно в виде смешения и замены различных оппозиционных звуков (по акустическим и артикуляционным признакам). Поскольку подобный характер нарушения произношения является показателем недоразвития фонематических процессов, то у детей обязательно должен быть выявлен уровень их сформированности. У таких детей замедленно и с определенными проблемами формируются спонтанные предпосылки к анализу и синтезу звукового состава слова, что серьезно затрудняет обучение грамоте, а затем и родному языку в целом.

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определённых речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка. В процессе обследования обязательно следует учитывать не только то, чем ребёнок пока не владеет, но и имеющиеся у него возможности.

Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных букв – «трва», «тава» вместо трава; перестановки букв в слове – «тко» вместо кто; «онко» вместо окно; перестановки и выпадение слогов – «кокродил», «кродил» вместо крокодил; появление лишних букв или слогов в слове – «тарава» вместо трава, «мотоцикил», «монотоцикил» вместо мотоцикл; недописывание букв или слогов в слове – «о» - вместо он, «красны» вместо красный, «многи» вместо многие и т.п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, например: «ожик» вместо ёжик, «труппочка» вместо трубочка, «корький» вместо горький, «шишки» вместо сушки, «сапля» вместо цапля, «пяйник» вместо чайник и т.п., а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические привила. Так, некоторые ученики не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Даже подобрав правильно проверочное слово, ребенок допускает ошибку: «столпы» вместо столбы, «юночка» вместо юбочка. Знание правил им не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов.

Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже и существительные с числительными в числе, например: у меня нет красная платий, пять белый грибы; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол +существительное, например: пошли с корзинки, катались на санки. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правильно постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.

Бедность словарного запаса, неумения выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимания причинно-следственных связей приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

Одна из главных задач логопеда – правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы.

Все выявленные ошибки в письме необходимо тщательно проанализировать.

Необходимо также отделить истинную дисграфию от неправильного письма, вызванного целым рядом причин, но не обусловленного речевым недоразвитием. К таким причинам можно отнести следующие: недостаточное усвоение школьной программы по русскому языку, педагогическая запущенность, влияние двуязычия.

Необходимо изучить ошибки в различных видах письменных работ: списывание, письмо под диктовку, творческие работы.

До настоящего времени нет единого понимания, в каком возрасте или на каком этапе школьного обучения, а также при какой степени проявления нарушения можно диагностировать у ребёнка наличие дисграфии. Поэтому разделение понятий «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия», понимается как стойкое нарушение у ребёнка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда владение «техникой» письма считается завершённым, более корректно.

Существенной для диагностики дисграфии представляется её дифференциация с позиции развития дефекта, предложенная С.Ф.Иваненко (1984). Автор выделила следующие четыре группы нарушений письма с учётом возраста детей, этапа обучения грамоте, степени выраженности нарушений и специфики их проявлений

1. Трудности в овладении письмом.

Показатели: нечёткое знание букв алфавита; сложности при переводе звука в букву и наоборот, при переводе печатной графемы в письменную; трудности звуко-буквенного анализа и синтеза; чтение отдельных слогов с чётко усвоенными печатными знаками; письмо под диктовку отдельных букв. Диагностируется в первом полугодии первого года обучения.

2. Нарушения формирования процесса письма.

Показатели: смешения письменных и печатных букв по различным признакам;

Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда; затруднения при слиянии букв в слоги и слиянии слогов в слово; списывание письменными буквами с печатного текста уже осуществляется, но самостоятельное письмо находится в стадии формирования. Типичные ошибки в письме: написание слов без гласных, слияние нескольких слов или же их расщепление. Диагностируется во втором полугодии первого и начале второго года обучения.

3.Дисграфия.

Показатели : стойкие ошибки одного или разных видов. Диагностируется во втором полугодии второго года обучения.

4. Дизорфография.

Показатели : неумение применять в письме орфографические правила по школьной по школьной программе за соответствующий период обучения; большое количество орфографических ошибок в письменных работах. Диагностируется на третьем году обучения.

Обследование проводится индивидуально, в традиционной форме, с учетом программных требований.

Длительность диагностики составляет 20 – 30 минут. Данные обследования заносятся в бланк заключение, к которому прилагаются образцы письменных работ.

Логопедическое обследование устной и письменной речи

младших школьников.

(1 – 4 классы)

1.Анатомическое строение артикуляционного аппарата .

Отметить наличие и характер аномалий в строении.

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов).

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний)

Твердое небо (высокое узкое, плоское, расщелина, укороченное)

Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)

Отклонения в строении артикуляционного аппарата выявляются визуально, т.е. логопед осматривает части артикуляторного аппарата снаружи и внутри.

II. Речевая моторика .

Состояние мимической мускулатуры.

Задания:

  • Поднять брови вверх («удивиться»)
  • Надуть щеки («толстячок»)
  • Втянуть щеки («худышка»)

Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию)

Губы – «улыбка», «трубочка».

Язык – широкий, узкий, вверх – вниз, «маятник»

Отметить следующие параметры движений:

Наличие или отсутствие движений;

Тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).

Объем движения (полный, неполный)

Способность к переключению от одного движения к другому.

Замены движений

Добавочные и лишние движения (синкенезии)

Наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

Плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха.

Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)

Наличие или отсутствие носового оттенка

Модуляция глосса (наличие или отсутствие монотонности)

IV. Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).

Темп (нормальный, быстрый, медленный)

Правильность употребления пауз.

Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)

V. Состояние звукопроизношения и слоговой структуры слова.

1. Определить характер нарушения произношения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дедукцию, артикуляцию.

Методика обследования: ребенку предлагается повторить отраженно за логопедом слова и словосочетания.

Примерный перечень слов, словосочетаний и предложений:

К – Х: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне.

Л’ – Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки.

С – Ш: У Сашеньки шесть стекляшек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки.

Солнышко на окошке. Саша сушит сушки.

З – Ж: закружу, заслужил, задрожал. У Зои желтый зонт. Железная лопата. Полезное животное.

С - С’ – Ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь.

Закачалась мачта. У Сонечки семечки.

Т’ – Ч: учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать.

Ч – Ц: ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, лечебница, кончается.

Ч – Щ: чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки.

С – Ц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница.

Щ – С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий.

Л – Р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, мармелад, зеркало, раскладушка.

Р - Р’: Рома красит раму краской. Рита варит рис.

Фиксируется, насколько правильно ребенок произносит звуки.

2. Обследование слоговой структуры слова.

Методика обследования : ребенку предлагается повторить отраженно за логопедом слова:

медведь абрикосы аквариум

дверь проспект демонстрация

трамвай скатерть перекресток

верблюд ласточка телевизор

сахарница хворост регулировщик

VI. Исследование словарного запаса.

Активный словарь

Цель : выявление объема активного словаря.

1. Предметный словарь.

А) Называние предметов по картинкам: «Что это?»; (стр.11 - 12)

Предлагаемый материал:

Капуста, тетрадь, овощи, ручка, редиска, книга, поварежка, блюдце, бокал, чайник, тарелка, карандаш, линейка, грядка, кабачок, растение.

Сервиз, подоконник, рама, форточка, локоть, стекло, ресницы, колено, брови.

Б) Назови одним словом:

Самолет, автобус, трамвай…

Малина, черника, клюква…

Осень, зима, весна, лето…

Художник, врач, летчик…

В) Подбери подходящее по смыслу существительное к данным прилагательным и глаголам:

Сухой… светит…

Узкий… пишет…

Мокрый… шлют…

Радостный… ползает…

Прямой… прыгают…

Ловкий… кланяется…

2. Глагольный словарь:

А) «Кто что делает?»

Дверь… почтальон…

Молния… парикмахер…

Ветер… швея…

Листья… летчик…

Дождь… повар…

Ручей… художник…

Б) «Кто как кричит?»

Кошка… курица…

Корова… гусь…

Собака… ворона…

Конь… комар…

Фиксируется уровень развития словарного запаса.

3. «Скажи наоборот»

Задание : Закончи предложения:

1 – 2 класс 3 – 4 класс

Пластилин мягкий, а камень… Пластилин мягкий, а камень…

Уголь черный, а снег… Подушка мягкая, а доска…

Таня рисует хорошо, а Зина… Кашу варят густую или…

Диван мягкий, а скамейка… Лес бывает густой или…

Володя вежливый, а Саша… Ягоды земляники мелкие, а клуб

В выводах отмечается умение ребенка подбирать слова с противоположным значением.

VII. Состояние грамматического строя речи.

Цель : исследование возможности различения смысла на основе грамматических значений слов.

1. Словоизменение.

а) употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного чисел:

«Один – стол, а если много, то скажем, что это столы».

Предлагаемый материал:

Стол - …столы стул - …стулья

Ухо - …уши дерево - …деревья

Рукав - …рукава окно - …окна

Рот - …рты лоб - …лбы

Глаз - …глаза лев - …львы

Лист - …листья пень - …пни

б) Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных.

«Много чего?»

Дом - …домов котенок - …котят

Кукла - …кукол сосна - …сосен

Жук - …жуков пень - …пней

Дерево - …деревьев конверт - …конвертов

Ключ - …ключей ведро - …ведер

2. Словообразование.

а) Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

«Скажи ласково»

Ложка - …ложечка яблоня - …яблонька

Ковер - …коврик лист - …листочек

Кровать - …кроватка, кроваточка воробей - …воробушек

Ведро - …ведерко, ведерочко одеяло - …одеяльце

б) ● Образование относительных прилагательных от существительных.

«Из чего сделано?»

Подушка из пуха – пуховая подушка

Ком из снега - …

Сок из слив - …

Сок из моркови - …

Платье из шелка - …

Варежки из шерсти - …

Образование притяжательных прилагательных от существительных. «Чей? Чья? Чье?»

Сумка мамы – мамина сумка

Кофта бабушки - …бабушкина кофта

Голова коровы - …коровья голова

Нора лисы - …лисья нора

Хвост зайца - …заячий хвост

Шерсть собаки - …собачья шерсть

Усы кошки - …кошачьи усы

Клюв птицы - …птичий клюв

В выводах отличается наличие и характер аграмматизмов.

3. Понимание логико-грамматических конструкций.

Ответь на вопросы:

  • Маша старше Юли, кто из девочек младше?
  • Оля светлее Кати, кто из девочек темнее?
  • Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду?
  • Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?
  • На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера?
  • Ребята пошли в лес, едва закончился дождь. Они были в лесу до дождя или после?

Анализируется доступность понимания подобных конструкций.

VIII. Состояние связной речи.

Предлагается составить рассказ по серии картинок, объединенных единым сюжетом.

Цель: выявление возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установление связи событий, отраженных на этих картинках.

Методика обследования : перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки, предлагают рассмотреть их, разложить по порядку и составить рассказ.

Оборудование: серия картинок с последовательным развертыванием сюжета.

1 класс – «Утро девочки»(стр.14) 2 класс – «Пожар »; (стр16)

3 - 4классы – «Снеговик», «Кукуруза»; (стр.15-16)

В выводах отметить понимание сложной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, наличие и характер аграмматизмов, уровень развития связной речи.

IX. Состояние фонематических процессов (фонематический слух, анализ, синтез).

1. Фонематический слух.

Цель: проверка слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.

Методика обследования : ребенку предлагают повторить следующие слоговые ряды:

Па – па – ба

Па – ба – па – па

Са – ша – за – жа

Са –за –ца - за

Фиксируется выполнение задания в соответствии с инструкцией.

2. Языковой анализ, синтез; (стр.13)

Цель : проверка уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.

а) фонематический анализ и синтез.

Назови слово по первым звукам картинок

корабль, окно, заяц, апельсин: [к] + [ а] + [ з] + [ а]

снеговик, автобус, ножницы, кит, иголка: [ с ] +[ а ] + [ н ] + [ к ] + [ и ].

  • Назови последний звук в словах:

мак, карандаш, палец

  • Назови 2 звук в словах:

аист, дом, рука.

Б) слоговой анализ, синтез.

  • Определи количество слогов в словах:

слон, стена, молоток.

В) анализ состава предложения

  • Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Наступила осень.

Осенью часто льют дожди.

Из леса вышел старик с большой корзиной.

Фиксируется умение ребенка производить языковой анализ, синтез.

X. Исследование процесса письма.

Анализируются письменные работы в рабочих и контрольных тетрадях.

При необходимости для уточнения нарушений дается письмо под диктовку (слуховой диктант).

2 класс _ «Прогулка».

Вот большой лес. За лесом речка. Около речки много цветов. На цветок села бабочка. Зоя ловит ее сачком. Женя ищет грибы. Саша и Яша нашли ежа. Гриша поймал щуку.

3 класс «Осень».

Пришла осень. Стал дуть холодный ветер. Чаще идут дожди. У крыльца большие лужи. Цветы на клумбе завяли. С деревьев падают листья. Вода в реке потемнела. Зоя и Саша идут в лес. Там они ищут грибы.

4 класс «Осень».

Серая и холодная осень. Чаще льет дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землей плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.

В выводах отмечаем характер процесса письма, т.е. может ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово или проговаривает его, вносит ли он поправки (зачеркивает, перечитывает и снова исправляет) или совсем не может и не пытается найти ошибки.

Особое внимание обращаем на специфические ошибки:

  1. специфические фонетические замены (недостаточность различия звуков, принадлежащих к одной или к разным группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками).
  2. нарушение слоговой структуры слова (пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание слов).
  3. грамматические ошибки (пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов, ошибки в управлении).
  4. графические (оптические). Это замены букв по графическому сходству.

По результатам обследования выдается логопедическое заключение, в котором проанализировано состояние устной и письменной речи ребенка на данном этапе развития, даны рекомендации по коррекции и развитию речи ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - «Аркти», 1997

2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.- СПб., 2003

3. Воронова А.П. Нарушения письма у детей (методические рекомендации) .- СПб., 1994

4. Воронова А.П.Диагностика, профилактика и коррекция письма у детей с нарушениями речи// научно-методический журнал Логопедия №1, 2004

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2003

6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.-СПб.,1997

7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников.- СПб., 2004

8. Логинова Е.В. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ЗПР.-СПб., 2004

9. Логопедия. Учеб. для студ. дефектол. фак-тов пед. вузов / Под ред. Волковой Л.С. Шаховской С.Н. –М.,1998

10. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей; из опыта работы, учебное пособие.-СПб., 1995

11. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. / Компл. раб. мат-ов под ред. Семаго М.М.

12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.- СПб., Речь, 2005

13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003

14. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. М.,1985

15. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференциальный подход к проявлениям нарушения Письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ //научно-методический журнал Дефектология №5, 1988

16. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи детей для начальной и средней школы. М., 2001

17. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М.,1995

19. Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции детей с трудностями в обучении // научно-методический журнал Дефектология №1, 1995