Главные герои рассказа раздел имущества. Рассказ ученика о писателе

Главная > Рассказ

МОУ «Шемалаковская ООШ» Яльчикского района ЧР

Читательская конференция

родителей вместе с учащимися и преподавателями по повести А.Алексина « Раздел имущества».

Составитель учитель русского языка и литературы Чернова Л. С.

Шемалаково – 2007

План мероприятия:

1. Слово классного руководителя о проблемах между родителями и детьми. 2. Слово ученика о писателе А.Алексине. 3. Краткое содержание повести «Раздел имущества». 4. Ролевое представление героев произведения. 5. Выступление родителей и выводы по ним.

Цели мероприятия:

    Расширить кругозор родителей и детей. Познакомить с новым произведением А. Алексина. Развивать у учащихся навыки выступления перед публикой. Активизировать родителей.

Слово учителя:

Нравственность- наивысшая мера человечности. Она начинается с решения личности добровольно поступиться своими интересами в пользу другого человека.

Сегодня мы все страдаем от безнравственности молодого поколения. Но как воспитать детей честными, душевными, милосердными? В этом нелегком деле семья и школа должны работать рука об руку. Школа не в состоянии в одиночку воспитать порядочного, толерантного гражданина общества, но она играет огромную роль в закладывании правильных ориентиров.

Нашим и вашим надежным помощником в деле нравственного воспитания детей является художественная литература. Она имеет громадное количество

таких ориентиров на примере героев различных произведений. Но есть большая беда- современные дети не любят читать. Поэтому мы решили прибегнуть к сегодняшнему мероприятию.

Рассказ ученика о писателе.

Анатолий Георгиевич Алексин родился в Москве в 1924 году. Начал печататься в 1945. В годы Великой Отечественной войны работал ответственным секретарем ежедневной газеты «Крепость обороны» на строительстве завода-гиганта.

Первая книга – повесть для детей «Тридцать один день» - вышла в 1950 году. Все творчество писателя связано с жизнью детей и молодежи. Широко известны его более ранние произведения, в которых талантливо показано движение подростка к пониманию большого мира. Таковы повести «А тем временем где-то», «Поздний ребенок», «Мой брат играет на кларнете», «Повесть Алика Деткина». А в поздних произведениях чувствуется не столько постижение юным человеком огромного взрослого мира, сколько нелегкие взаимоотношения мира подростков и мира взрослых.

Произведения Алексина издавались много раз. Они переведены на языки стран СНГ и зарубежных стран.

Краткое содержание повести «Раздел имущества».

В небольшом городке жила-была небольшая семья. Она состояла всего из четырех человек: мамы, папы, дочери и бабушки. Но счастья в этой семье не было, так как дочка была больна. Она получила травму при родах по вине акушера- врача. Врачи предупреждали родителей, что их ребенок будет соображать очень слабо, двигаться очень плохо, говорить едва ли. Конечно, родители не хотели с этим мириться. Они делали все возможное и невозможное, чтобы вылечить свою Верочку: приглашали лучших врачей, лечили лучшими лекарствами, следили за ее развитием и радовались малейшим изменениям в лучшую сторону. В конце - концов девочка выздоровела. Но к этому времени отношения в семье испортились, то есть мама решила отвоевать у бабушки любовь своей дочери. Для этого было решено разъехаться, или через суд разделить имущество. Все сделать по - честному. Но девочка была против разъезда, считала бесчеловечным то, что, вначале воспользовавшись, бабушку выгоняют из дома. Она решила поговорить с судьей и стала свидетельницей другого судебного процесса по разделу имущества. Сын требовал от матери согласия на раздел. Он не просил «ничего лишнего». Но судья сделала вывод, что самое лишнее на земле – судиться с матерью.

Перед тем, как уйти из дома, наша героиня написала родителям такую записку: «Я буду той частью имущества, которая по суду отойдет бабушке». Поговорить с судьей Верочке не удалось. Отец отыскал ее и объяснил, что ничего делить они не будут. Но к их приходу домой бабушка уже уехала в деревню. И Вера поняла, что она уехала помирать. С ней случилась истерика и…опять удар. Давайте сегодня вместе подумаем: можно ли будет ее вылечить теперь; по чьей вине все пошло на смарку; правы ли мы будем, если скажем, что наши дети иногда умнее, добрее и честнее нас - взрослых. Но вначале давайте послушаем наших героев.

Вера:

Я основное действующее лицо в этой повести, потому что все происходит вокруг меня и со мной. Я учусь в одиннадцатом классе, отличница, хожу в обычную школу, хотя врачи когда-то и думать об этом не могли. Я могу бегать и прыгать, могу говорить, даже скороговорки. Мое выздоровление считают уникальным.

Сначала я хочу познакомить вас с моими самыми близкими людьми.

Это моя бабушка или мама Ася - так я ее называю. А почему - догадайтесь. Бабушка - мой главный лекарь. Это она вылечила меня. Мне очень нравятся ее спасительные для больного человека глаза: они не подавляют сочувствием, а просто убеждают, что «ничего страшного» не происходит. Умный, всегда загорелый лоб и абсолютно белые, без малейших оттенков волосы укрепляют веру в бабушкины диагнозы и предсказания.

Анисия Ивановна:

Я бабушка Веры, мать его папы. Очень долго работала медсестрой в больнице. Еще во время войны приходилось ночами напролет сидеть у постели раненых. Помогала им как могла. Иногда удерживала, не отпускала на тот свет. Заодно и подрабатывала.

Когда родилась внученька, когда мы узнали, что ее ожидает, целью моей жизни стало одно - поставить ее на ноги, и в прямом и в переносном смысле, чтобы она была «не хуже других».

Сперва Верина мама попросила меня уйти с работы. Я без лишних слов согласилась. Начала ухаживать за внучкой. Главное, надо было убедить ее в том, что ничего страшного не случилось, поэтому я частенько повторяла, что «ничего страшного» нет. Все хорошо будет. И внученька меня слушалась. Родители ее жалели, волновались и страдали, а я общалась с ней как со здоровой, просила ее принести почту с нижнего этажа, заставляла больше двигаться. Вере с большим трудом давались слова, но я заставляла ее говорить со мной, незаметно втягивая в разговор, а потом стали с ней учить скороговорки и проговаривать их. Мне очень не хотелось, чтобы при ней говорили об ее болезни, потому что это травмировало ее психику. Но родители постоянно говорили о каких-то новых стадиях ее развития. Другие считали, что при Вере можно говорить обо всем, что она все равно ничего не понимает. Понимавшая все, и от этого она страдала. Но девочка постепенно всему научилась, она стала совершенно здорова. К такому выводу пришел консилиум врачей. После этого в доме мне стало жить трудно. Я почему-то стала мешать своей невестке Сонечке. А не так давно она благодарила за спасение дочери, хотя я и не понимала, что такого необычного сделала? И как мне жить теперь без Веры, внученьки моей? Они говорят мне о разъезде, разделе имущества. Но я ничего делить с ними не собираюсь. Мне уже пора на тот свет, раз здесь не нужна стала. Думаю, Вера теперь справится с трудностями сама.

Вера:

А это моя мама - Софья Васильевна, с косой, которая золотой подковой, скорее, короной, обрамляет ее голову. Прикоснувшись рукой к ней, она принимает осанку владычицы, и я знаю, что сейчас будет сказано что-то очень важное и поучительное. Говорит мама всегда твердым, не терпящим возражения голосом. Поэтому с ней говорить по душам не получается. Слишком ясно в ее тоне и голосе повелительные, жесткие ноты. Пока я была больна, она в бабушке души не чаяла. Во всех ее действиях видела только положительное. Но недавно я поняла, что бабушка стала ей не нужна. Неужели моя мама руководствуется принципом: «Нужен тот, кто нужен. Нужен, когда нужен…Нужен, пока нужен»..? То, что раньше ставилось бабушке в заслугу, теперь вызывает укор. Но ведь так можно забыть о любом подвиге, сперва воспользовавшись его результатом? Разве не так?

Софья Васильевна

Я мама Верочки, работаю в организации по борьбе с загрязнением окружающей среды. Меня называют «крепким специалистом», так как не бросаю бездумно слов на ветер и никогда не меняю свои взгляды и убеждения. Люблю порядок во всем, одеваюсь безупречно, говорю уверенно и четко. Для меня главное-здоровье ребенка, поэтому я добилась, чтобы Анисия Ивановна ушла с любимой работы. Пусть ухаживает за внучкой. А мне надо работать, то есть бороться с загрязнением окружающей среды. Бабушка у нас всю жизнь медсестрой проработала. Она знает свое дело и добилась своего- поставила нашу доченьку на ноги. На радостях мы с мужем собрали гостей, пригласили всех врачей, которые помогли нашей Верочке. Мы поднимали бокалы за выздоровление Веры, все говорили о своих заслугах при ее лечении, пили за нее. Но дочка сказала, что, если бы не бабушка, никакая медицина бы ей не помогла. И все заговорили об Анисии Ивановне. И все о ней…а о моей маме ничего. Но она нам тоже помогала, по телефону советы давала, например. Это мне, конечно, не понравилось, но Анисия Ивановна скромно молчала, а потом тихо ушла из нашей компании. Она правильно сделала.

А когда наша дочь совершенно выздоровела, стало ясно, что отпала необходимость в бабушке. Тогда- то появилась мысль о разделе. Меня раздражало то, что Вера называла бабушку «мамой Асей». Раздражало то, что дочь делилась с ней своими секретами, что она поощряла отношения девочки с хулиганом Федькой. Но главное то, что соседи именно бабушку считали матерью Веры, а не меня. Анисия Ивановна заняла в ее жизни главное место. Вера и в сочинении на тему «Главный человек в моей жизни» написала именно о ней. Я это сочинение случайно прочла. Это было последней каплей терпения. Я подала в суд на раздел имущества. Разве я не права? Разве я не должна была вернуть любовь своей дочери? Разве Анисия Ивановна не сама виновата?

Вера:

Это – мой папа. Он работает в музее экскурсоводом. На старых фотографиях он был высоким и статным. Но с годами как-то пригнулся. Согласно домашней легенде, его пригнула моя болезнь. А я думаю, что скорее сильный мамин характер заставил его изменить осанку.

Музейная работа приучила папу говорить в полголоса, а при маме даже и в четверть.

Папа в юности мечтал стать художником, у него даже находили «свой стиль». Но под воздействием маминого характера он сделался «копировщиком картин». А после переквалифицировался в экскурсовода. Сейчас он в своем музее экскурсовод.

Папа:

Я был неплохим сыном. Уважал женщин, почитал старших, ценил друзей. Ну а жена у меня настолько эффектная женщина, что ослушаться ее невозможно. И мама у меня хороший человек. Когда я был маленьким, она работала в госпитале, задерживалась там сутками, то есть подрабатывала, чтобы я был не хуже других одет в своем классе, питался не хуже...Чтобы в театр, в кино ходил. Никто не умел так хорошо ухаживать за больными, как она. Скольких она с того света вытащила, сколько людей ей спасибо говорит! Но моя жена умнее меня и сильнее по характеру. Если она решила, что надо разъехаться, так тому и быть. Не на улицу же мы ее выгоняем. Чего же здесь предосудительного?

Ведущий:

Может быть, кто из родителей подскажет, хорошо поступил сын или плохо? Каким человеком он вам кажется? Свои мысли, конечно, надо доказывать.

Вера:

А это мой друг Федька. Он в меня влюбился, когда мне было тринадцать лет. Его в нашем дворе считали хулиганом. А это он меня защищал. Если кто-нибудь позволял себе хотя бы усмехнуться по поводу моей неловкой походки или не вполне складной речи, Федька тут же обещал отыскать этого человека «по любому следу». И отыскивал. Мама, конечно, обрадовалась моему первому женскому завоеванию, но Федька ей не нравился. Да и отцу тоже. Одна бабушка считала, что многие положительные герои в детстве были немножко хулиганами.

Федька:

А вы знаете, как меня во дворе ребята прозвали? Федька-След. Думаю, всем понятно - почему. Мне, понятное дело, хочется защищать слабых, показывать себя немножко рыцарем. А Вера – замечательная девушка, не испугалась трудностей, так стремилась выздороветь, что все должны снимать шляпы перед ее мужеством. Она намного умнее здоровых своих сверстников, понимает жизнь лучше некоторых взрослых, умеет отличить добро от зла и остро чувствует фальш. У меня вопрос к вам: благодаря кому она такая стала? Нужны ли современным детям бабушки и дедушки? Я думаю: нужны!

Живой пример - Анисия Ивановна и Вера.

Ведущий:

Как, по-вашему, помогал ли Федька своими чувствами Вере выздороветь? А как действовало на нее отрицательное отношение родителей к парню? По вашим ответам можно сделать вывод, что родителей Веры толерантными, то есть терпимыми по отношению к другим, людьми не назовешь. Особенно мать девушки нетерпима к проявлению воли и характера других. Толерантной личностью в этом произведении можно назвать бабушку.

Прощаясь с вами, мы можем сказать лишь одно: берегите себя и ваших детей!

Произведение Алексина “Раздел имущества” имеет очень трагичную развязку и ещё более трагичную историю. В произведение основной мыслью является способность сочувствовать, сострадать окружающим, не быть чёрствым.

Повествование рассказывает о девочке по имени Вера и её бабушке по имени Анисья. Дело в том, что у Веры была травма, однако её выходила и буквально заставила ходить её бабушка, за что Верочка её очень любила и берегла. Эта замечательная женщина пожертвовала ради своей внучки всем, чем только можно, уделяя всё внимание только ей одной, забыв о своей личной жизни. Далее нас знакомят с родителями Верочки. Её мать это сильная волевая женщина, которая любит всё держать под контролем, а работает она экологом, но защищая природу, она не замечает всей её удивительности и красоты. Верочкин отец, сын бабушки Анисьи, был человеком мягким, слабохарактерным, не любившим конфликты. Работал он в музее водя людей по экскурсиям, по прошествии времени становился более мягким, стал говорить тихо, старался не спорить с мамой Верочки. Родители к Верочке относились как к больному ребёнку, но её бабушка считала её вполне нормальной, благодаря чему Верочка быстрее поправлялась.

Вскоре случилось то, что дало Верочке взглянуть по-другому на свою семью. Семья Верочки захотела поселить у себя сестру бабушки Анисьи, забирать её поехали бабушка Анисья и Верочка. Но приехав, они обнаруживают, что сестру Анисьи, тетю Маню, уже похоронили. Не решаясь сообщить об этом маме Верочки, они решают на чуть-чуть остаться в деревне. Но вскоре от матери Верочки приходит письмо, в котором она настоятельно рекомендует оставить тетю Маню в деревне, что, несомненно, очень огорчает Верочку, так как она разочаровывается в них.

Далее напряжение между свекровью и матерью нарастает. Верочка начинает обучаться в обычной школе, где им задают написать сочинение на тему “Самый важный человек в моей жизни”, которое Верочка целиком и полностью посвящает бабушке Анисье. Мать Верочки начинает ревновать её к бабушке, и не хочет делить её любовь с кем-то ещё, и родители хотят разьехаться с бабушкой. Далее следует суд по разделу имущества, на котором Верочка понимает, что судиться с матерью последнее дело.

После суда бабушка Анисья отправляется умирать в деревню, так как быть преградой в семейной жизни сына и его жены. После Верочке становиться всё хуже, и мы понимаем, что, скорее всего она останется инвалидом. Вот на такой трагической ноте и заканчивается произведение.

Картинка или рисунок Раздел имущества

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бёрджесс Заводной апельсин

    Если бы я составлял список литературы, обязательной для изучения в школах, в него бы, без всяких мнений, попал роман Энтони Берджесса Заводной апельсин. Произведение очень жесткое

  • Краткое содержание Чехов Спать хочется

    Под покровом ночи нянька, тринадцатилетняя девочка, покачивает колыбель и тихо напевает песенку. Ребенок в кроватке не хочет спать, и все время хнычет, а Варьку клонит в сон. Но спать ей нельзя, иначе хозяева будут ругаться.

В центре повести Алексина “Раздел имущества” – семья. На первый взгляд кажется, что это идеальная семья, в ней царит любовь. Все заботы взрослых обращены к Верочке, у которой родовая травма. В конце – концов девочка выздоровела. И после этого лад в семье исчез. Мама Верочки решает разъехаться с бабушкой и через суд разделить имущество. Все сделать по – честному.

Повествование в произведении ведется от лица Веры, девочки-подростка, которая вынуждена разбираться в поступках близких ей людей.

Вера с особой нежностью говорит о своей бабушке по линии отца, Анисии Ивановне, которая и стала для нее главным лекарем. Бабушка отказалась от любимой работы, чтобы поднять на ноги единственную внучку, всегда была рядом и подбадривала девочку словами: “Ничего страшного”. Внучка и бабушка – единое целое, не случайно Верочка называет бабушку мамой Асей. Анисия Ивановна не только выходила девочку, но и сумела воспитать в ней доброго и совестливого человека.

Вера любит и маму, Софью Васильевну. Но девочка, взрослея, начинает замечать, что мама всегда пользуется четкими формулировками, что как “крепкий специалист”, связанный с природой, никогда природой не восхищалась. Этой волевой, уверенной в себе женщине как будто не хватает душевного тепла. Поражает Веру и двойственность поведения мамы. Софья Васильевна всегда возражала против гостинцев из деревни, но вместе с этим аккуратно размещала в холодильнике и на балконе банки, что присылала бабушкина сестра. Мама приглашает профессоров, лечивших дочь, на ужин, при этом в разговоре с папой напоминает, что нужно приглашать только полезных людей. Бабушку на этом ужине называют “добрым гением”. Мама, кажется, поддерживает всех. Но, оказывается, ее давно раздражает то, что Анисия Ивановна заняла в жизни дочери ведущее место.

Обидевшись на свою свекровь из-за того, что дочь посвятила школьное сочинение бабушке и назвала ее главным человеком в своей жизни, Софья Васильевна внушает мужу мысль о том, что им надо разъехаться. Папа никогда не возражал против маминого решения и постепенно утратил свое лицо. И сейчас он поддерживает решение жены подать в суд на раздел имущества.

Верочку, случайно услышавшую разговор родителей, возмущает потребительское отношение к бабушке. Девочка делает свой нравственный выбор: она решает быть той частью имущества, которая отойдет бабушке. Вера хочет поговорить с судьей и становится свидетельницей судебного процесса по разделу имущества. Сын требует от матери согласия на раздел. Он не просит “ничего лишнего”. Но судья делает вывод, что самое лишнее на земле – судиться с матерью.

В основе конфликта в семье, изображенной в повести, лежит ревность. Мама, выгоняя бабушку из дома, пытается переключить все внимание дочери на себя. Но Алексин, начиная и заканчивая повесть сценой в суде, дает понять читателям, что конфликты в семье и разделы имущества типичное явление.

Повесть заканчивается трагически. Поговорить с судьей девочке не удалось. Отец отыскал ее и объяснил, что ничего делить они не будут. Но к их приходу домой бабушка уже уехала в деревню. И Вера поняла, что она уехала умирать. С девочкой случился удар. Отец успокаивает ее бабушкиными словами: “Ничего страшного!” Нет, теперь все страшно…

(4 оценок, среднее: 3.75 из 5)



Сочинения по темам:

  1. А. Алексин – повесть “Раздел имущества”. В этой пове­сти писатель поднимает проблему душевной черствости, от­чуждения в семейных отношениях, неблагодарности детей...
  2. В семье случилось горе. Его жена Наденька лишилась рассудка, а может быть и жизни. И виной тому стала их любимая...

Слушание дела было назначено на двенадцать часов.

А я прибежала к одиннадцати утра, чтобы заранее поговорить с судьей, рассказать ей о том, о чем в подробностях знала лишь я.

Народный суд размещался на первом этаже и казался надземным фундаментом огромного жилого дома, выложенного из выпуклого серого камня. "Во всех его квартирах, - думала я, - живут и общаются люди, которых, вероятно, не за что судить... Но рассудить нужно многих. И вовремя, чтобы потом не приходилось выяснять истину на первом этаже, где возле двери, на стекле с белесыми островками было написано: «Народный суд».

Каждый воспринимает хирургическую операцию, которую ему приходится вынести, как едва ли не первую в истории медицины, а о смерти своей мыслит как о единственной в истории человечества. Суд, который был назначен на двенадцать часов, тоже казался мне первым судом на земле.

Однако за два часа до него началось слушание другого дела. В чем-то похожего... Но только на первый взгляд, потому что я в тот день поняла: судебные разбирательства, как и характеры людей, не могут быть близнецами.

Комната, которая именовалась залом заседаний, была переполнена.

Сквозь щель в дверях, обклеенных объявлениями и предписаниями, я увидела судью, сидевшую в претенциозно-высоком кресле. Ей было лет тридцать, и на лице ее не было величия человека, решающего судьбы других.

Склонившись над своим торжественным столом, как школьница над партой, она смотрела на длинного, худого, словно выдавленного из тюбика, мужчину, стоявшего ко мне спиной, с детским недоумением и даже испугом... Хотя для меня она сама была человеком с пугающей должностью.

Народных заседателей сквозь узкую щель не было видно.

Неожиданно дверь распахнулась, и в коридор вывалилась молодая, дебелая женщина с таким воспаленным лицом, будто она была главной героиней всего происходившего в зале. Женщина, ударив меня дверью, не заметила этого. Мелко дрожащими пальцами она вытащила сигарету, поломала несколько спичек, но наконец закурила, плотно закупорив собой вновь образовавшуюся щель. Она дымила в коридор, а ухом и глазом, как магнитами, притягивала к себе все, что происходило за дверью.

Кого там судят? - спросила я.

Женщина мне не ответила.

Мама, поймите, я хочу, чтобы все было по закону, по справедливости,

Донесся из зала сквозь щель слишком громкий, не веривший самому себе голос мужчины, выдавленного из тюбика.

Возникла пауза: наверное, что-то сказала судья. Или мама, которую он называл на «вы».

Что там? - вновь обратилась я к женщине с воспаленным лицом.

Она опять меня не услышала.

На улице угасающее лето никак не хотело выглядеть осенью, будто человек пенсионного возраста, не желающий уходить на «заслуженный отдых» и из последних сил молодящийся.

В любимых мною романах прошлого века матерей часто называли на «вы»:

«Вы, маменька...» В этом не было ничего противоестественного: у каждого времени своя мода на платья, прически и манеры общения. В деревнях, я знала, матерей называют так и поныне: там трудней расстаются с обычаями.

Но в городе это «вы» всегда казалось мне несовместимостью с веком, отчужденностью, выдававшей себя за почтительность и деликатность.

«По закону, по справедливости...» - похожие слова я слышала совсем недавно из других уст. Их чаще всего, я заметила, употребляют тогда, когда хотят встать поперек справедливости: если все нормально, зачем об этом кричать? Мы же не восторгаемся тем, что в наших жилах течет кровь, а в груди бьется сердце. Вот если оно начнет давать перебои...

На улице как-то неуверенно, не всерьез, но все же заморосил дождь. Я вернулась в коридор и опять подошла к женщине, превратившейся, казалось, в некий звукозаписывающий аппарат.

Перерыв скоро будет, не знаете? - спросила я, поскольку в коридоре, кроме нее, никого не было.

Она оторвалась от щели и шепотом крикнула мне: «Не мешайте!» - словно присутствовала на концерте великого пианиста и боялась упустить хоть одну ноту, хоть один такт.

«Наверняка должен скоро быть, - решила я. - И можно будет поговорить, посоветоваться...»

Всю ночь я репетировала свой разговор с судьей. Придумывала фразы, которые, я надеялась, услышав от меня, она запомнит и повторит во время судебного разбирательства.

Но беседа оттягивалась, и я, подобно студентке перед экзаменационной дверью, стала вновь как бы заучивать факты, аргументы и даты. Они незаметно вытянулись и ленту воспоминаний - не только моих собственных, но и чужих, которые при мне повторялись так часто, что тоже стали моими.

Я знала, что прежде существовали «родовые поместья», «родовые устои», «родовая знать»...

А у меня была родовая травма. Врач-акушер на миг растерялась, замешкалась. И в моей еще ни о чем не успевшей поразмышлять голове произошло кровоизлияние, но, как сказал, утешая маму, один из лечивших меня врачей, «ограниченного характера». Характер был «ограниченный», а ненормальность охватила весь мой организм и стала всеобщей. Собственных впечатлений о том первом дне жизни у меня, к сожалению, не сохранилось.

Но история моей болезни вошла в историю: не потому, что я заболела, а потому, что в конце концов вылечилась. Это был уникальный случай. И мой младенческий кретинизм даже попал в учебники. Прославиться можно разными способами!

Я благоговела перед врачами. С заискивающей надеждой заглядывала им в глаза... Но не раз думала и о том, что вот так, от одного неловкого движения акушера зависит вся человеческая жизнь: Моцарт не станет Моцартом, а Суриков или Поленов не смогут держать кисть в руке, не подчиняющейся рассудку. Да и простые смертные вроде меня будут приговорены к вечным страданиям. Из-за одного неловкого движения человека, который не имеет права на такое движение, ибо еще более, чем судья, определяет будущую человеческую жизнь, а в случае минутной ошибки выносит незаслуженный приговор и всем, кто к этой жизни причастен.

В отличие от нормальных детей я не ползала и вообще не проявляла ни малейшей склонности «к перемене мест».

На это обратили внимания в тот самый момент, когда моя бабушка собралась выходить замуж.

«Первая и последняя!» - называл ее шестидесятилетний жених.

Он влюбился в меня, когда нам едва исполнилось по семнадцать, впоследствии рассказывала мне бабушка. - Но между нами ничего не было.

Совсем ничего? - цепко спросила я.

Кажется, был... один поцелуй.

Именно в семнадцать?

Бабушка кивнула.

Синхронное - воскликнула я. - У меня тоже в семнадцать...

И я ничего не знала?!

Сообщи я немедленно, этот запоздалый поцелуй показался бы землетрясением. А так, видишь... все живы-здоровы. Хотя мама, как говорится, оказалась непосредственной свидетельницей.

Каким образом?

Увидела из окна.

Бабушка не нашла в поцелуе ничего угрожающего моей жизни. Она понимала меня с полуслова. А часто и полслова не нужно было произносить.

Только взглянет - и сразу готов диагноз: «Ты больна?», «Ты получила тройку?» Во всех случаях она предлагала одно и то же, но безотказно действовавшее средство: «Ничего страшного!»

Действительно, после того, что случилось со мной в изначальный миг моей жизни, ничто уже не могло выглядеть страшным.

Бабушка любила вспоминать, как ее первый возлюбленный объявился через сорок три года.

В позднем браке есть свои преимущества: не хватит сил и времени на развод!

Мама отговаривала ее от «неверного шага».

Это противоестественно! - восклицала она. - Природой для всего установлены свои сроки.

Насчет природы мама была в курсе дела: она занималась охраной окружающей нас среды.

Но и от окружающей среды приходится охранять! - уверяла она бабушку. - Что ж получается? Всю жизнь имел жену, а теперь ищет няньку!

А. Алексин – повесть “Раздел имущества”. В этой пове­сти писатель поднимает проблему душевной черствости, от­чуждения в семейных отношениях, неблагодарности детей по отношению к родителям.

Главная героиня Вера была ребенком, имеющим родовую травму. Ее выходила и практически поставила на ноги бабуш­ка Анисья. Ради внучки она пожертвовала личным счастьем, спокойствием, посвятила ей всю свою жизнь. Именно эта ге­роиня несет в себе доброту, любовь, внутреннюю силу, муд­рость, готовность прийти на помощь. Мама же Верочки – это воплощение практицизма, твердости, сильной воли, эгоизма.

Она работала экологом, но “борясь с отравлением природы, самой природой не восхищалась, не замечала ее красот”. Маму называли “крепким специалистом”. Она никогда не меняла своих точек зрения, а символом ее несгибаемости служила “золотистая коса”. Отец Верочки был мягким, без­вольным человеком, работал в музее экскурсоводом. С года­ми он “пригнулся”, стал говорить вполголоса, во всем под­чинялся жене. Родители снисходительно относились к доче­ри, считая ее больным ребенком. Бабушка же относилась к ней как к нормальному, полноценному человеку, и постепен­но Верочка стала выздоравливать.

Верочка очень любила свою семью. Но произошли собы­тия, которые заставили ее по-иному взглянуть на своих род­ных. Так, семья решила забрать к себе бабушкину сестру, тетю Маню, которая была больна. Верочка с бабушкой поехали в деревню, однако они опоздали: ее уже похоронили. Некоторое время они оставались в деревне, жили там, не решаясь сооб­щить Софье Васильевне, матери Верочки, обо всем происшед­шем. Но вот от Софьи Васильевны пришло письмо, в котором она просила бабушку не привозить к ним больную тетю Маню. И Верочка испытала сильнейшее разочарование: “Мама на­несла удар по моей вере в то, что люди за добро платят доб­ром”.

В дальнейшем противостояние матери и бабушки в повес­ти возрастает. Героиня переходит учиться в нормальную шко­лу, ей задают сочинение “Главный человек в моей жизни”. И она посвящает его бабушке, которую зовет мамой Асей. Софья Васильевна ревнует свою дочь к свекрови, она не же­лает ни с кем делить любовь Верочки. В конце концов родите­ли хотят разъехаться с бабушкой, затевают суды, происходит “раздел имущества”. Именно в суде Верочка слышит слова о том, что “судиться с матерью – последнее дело”. Точно так же считает и сама героиня Алексина. Она оставляет родителям записку, в которой обозначает себя частью имущества, той, которая “по закону отойдет бабушке”.

Повесть заканчивается трагически. Бабушка уезжает в родную деревню умирать. Она не хочет мешать жизни сына и невестки, хотя и не мыслит своего существования без Вероч­ки. Девочка же вновь тяжело заболевает, мы понимаем, что теперь она обречена на инвалидность.

Таким образом, автор говорит нам о том, что мы должны учиться сочувствию и состраданию, учиться быть благодар­ными, чуткими. Дети не должны быть эгоистичны, черствы, равнодушны по отношению к родителям, так как это неиз­бежно приводит к трагедии, к непоправимым последствиям.

(1 оценок, среднее: 1.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали. В повести Максима...
  2. Повесть Бориса Васильева “Завтра была война” посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные...