Максимович, михаил александрович. Максимович, михаил

Михаил Александрович Максимович - русский и украинский учёный, историк, ботаник, этнограф, филолог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, первый ректор Киевского университета Св. Владимира. Его имя носит Научная библиотека Киевского университета.
Родился на хуторе Тымковщина близ Золотоноши (ныне село Богуславец Черкасской области Украины). По отцу происходил из старинного казацкого рода, по матери - из известной семьи Тимковских.
В 1819 году окончил Новгород-Северскую гимназию и поступил на отделение (факультет) словесных наук. В 1821 году перешёл на отделение физических и математических наук, был учеником Г. Ф. Гофмана.
В 1823 году окончил Московский университет и был оставлен в нём для подготовки к профессорскому званию. Защитив магистерскую диссертацию «О системах растительного царства», он получил должность адъюнкта. Работал в библиотеке и университетском Гербарии. С 1824 года в течение 10 лет занимал пост директора ботанического сада Московского университета.
В 1824-1825 годах произвёл большие гербарные сборы в Московской губернии, сохранившиеся и поныне в хорошем состоянии в Гербарии МГУ. Был специально командирован для сбора и описания растений всех уездов Московской губернии и оформил свои изыскания в виде «Списка растений московской флоры», в котором перечислено 926 видов. В 1832 году был командирован на Кавказ, откуда привез богатые коллекции. В 1833 году был избран профессором ботаники. Заведовал кафедрой ботаники Московского университета (с августа 1833 до июня 1834).
В это время Михаил Александрович почувствовал упадок сил, тоску по родине и решился перейти в открывавшийся тогда Киевский университет. В мае 1834 года он был вынужден занять кафедру русской словесности по категорическому требованию министра графа Уварова, который имел в виду политические соображения: желая создать русский университет на Украине, он считал как нельзя более подходящим для этого деятелем Максимовичем, который в своих актовых речах проводил именно идею народности. В октябре 1834 года назначен ректором университета.
В декабре 1835 года он сложил с себя звание ректора, а в 1841 году, вследствие усилившейся болезни - и звание профессора; несколько отдохнув, ещё два года (1843-1845) читал лекции в качестве частного преподавателя. Тогда же он сделался энергичным членом «Временной комиссии для разбора древних актов» и редактировал материалы для её издания («Памятников»).
С конца 1857 года он около полугода заведовал редакцией журнала «Русская Беседа», а в 1858 году стал секретарём возобновлённого «Общества любителей российской словесности».
Максимович написал множество исследований, рассеянных в различных повременных изданиях и уже после смерти его собранных (далеко не все) в 3-х объемистых томах.
До перехода в Киев он напечатал целый ряд работ по естественным наукам:
«О системах растительного царства»,
«Основания ботаники»,
«Главные основания зоологии»,
«Размышления о природе»,
«Книга Наума о великом Божием мире» - представляет собой первый опыт популярного издания для народа; до 1851 года она выдержала 6 изданий.
Главная особенность всех этих прекрасно изложенных трудов - стремление автора к систематизации, в духе тогдашней натурфилософии. М. А. Максимович много содействовал замене иностранной научной терминологии русской. Этнографией Максимович стал заниматься рано.
Уже в 1827 году он издал «Малороссийские песни» (М., XXXVI, 234), с комментариями.
В 1834 году Максимович издал другой сборник, под загл. «Украинские народные песни» (ч. 1, Максимович Михаил Александрович), a также «Голоса украинских песен» (25 напевов, положенных на ноты А. А. Алябьевым); в Киеве он начал ещё более обширное изд., «Сборник украинских песен» (ч. 1-я, Киев, 1849).
Изучение памятников народной словесности привело Максимовича к исследованию русского, в особенности южно-русского, языка и словесности. Вступительная лекция его и в Киевском университете была посвящена вопросу «О значении и происхождении слова». Плодом изучения его русской речи по сравнению с западно-славянской было «Критико-историческое исследование о русском языке»; сюда же нужно отнести его «Начатки русской филологии». Впоследствии, под влиянием оживления, внесенного в этот вопрос трудами И. И. Срезневского и П. А. Лавровского, Максимович снова вернулся к исследованиям об исторической судьбе русского языка и происхождении малорусского и выступил горячим защитником существования «южно-русского» (украинского) языка и противником мнений своего «северного» друга М. П. Погодина; так возник известный спор между «южанами» и «северянами» о древности украинского языка.
Максимович напечатал свои «Филологические письма к М. П. Погодину» в «Русской беседе» за 1856 год и «Ответные письма к нему же» в «Русской беседе» за 1857 год.
В области истории русской словесности Максимович интересовался, с одной стороны, древним периодом нашей словесности, в особенности «Словом о Полку Игореве», с другой - памятниками южно-русской письменности, которые изучал преимущественно с библиографической стороны.
Его труды в этой области:
«История древней русской словесности»,
«О народной исторической поэзии в Древней Руси»,
«Песнь о Полку Игореве»,
«К объяснению и истории Слова о Полку Игореве»,
«Книжная старина южно-русская»,
«О начале книгопечатания в Киеве»
и др.
Работы по истории древнерусской киевской и южно-русской словесности ввели его и в область древнерусской и украинской истории вообще. Здесь он занял ещё более видное место, чем в филологии: его по справедливости должно признать патриархом украинской историографии. Как украинский язык и словесность он выводил из древнерусского языка и словесности, так и украинскую историю он генетически связывал с древней киевской, а украинскую народность - с древними русичами. Этому последнему вопросу отчасти посвящена его статья «О мнимом запустении Украины в нашествие Батыево и населении её новопришлым народом», основной вывод которой усвоен и развит более поздними историками Украины.
Работы Максимовича по истории украинского казачества отличаются по преимуществу критическим характером. Таковы две обширные его рецензии (в сущности - самостоятельные исследования) на сочинения Н. И. Костомарова (о «Богдане Хмельницком») и В. Б. Антоновича («Акты о казаках»).
Важное значение имеют его исследования «О гетмане Сагайдачном», «Обозрение городовых полков и сотен, бывших на Украине со времени Богдана Хмельницкого», «О Бубновской сотне», «О колиивщине» и множество других, более мелких; тут он является предшественником В. Б. Антоновича и А. М. Лазаревского в разработке истории Правобережной и Левобережной Украины; везде у него видны огромная начитанность в источниках и большой критический талант.
Максимович как никто знал Киев, его древности и вообще топографию Украины. Его статьи по этим вопросам составляют особый отдел в собрании его сочинений - 2-й, к которому тесно примыкает 3-й, посвященный археологии Украины; здесь особенно выдается статья о стрелах, найденных на Днепровском побережье, в которой он блестяще применил свои способности к классификации, приобретенные благодаря занятиям естественными науками.
На старости лет Михаил Александрович сумел понять и оценить и новых работников, войти с ними в духовное общение. Охотно откликаясь на коллективные научные предприятия, он являлся иногда и инициатором их, выступая, например, редактором-издателем таких сборников, как «Киевлянин» и «Украинец».
В 1830 году Максимович издал альманах «Денницу», в котором мы находим имена Пушкина (начало «Бориса Годунова»), Веневитинова, кн. Вяземского, Дельвига, Хомякова, Баратынского, Языкова, Мерзлякова, Ив. Киреевского; в 1831 году появилась 2-я книжка «Денницы», в 1834 - 3-я, опять с целым рядом громких литературных имен. Максимович Михаил Александрович был не чужд и поэзии: ему принадлежат переводы на украинский язык псалмов и «Слова о Полку Игореве», а также несколько оригинальных стихотворений на украинском.
По своим убеждениям Максимович был очень близок к украинофильству на его старой романтической основе, не отделяя, однако, в своем представлении Украины от России.

Максимович Михаил (1804 - 1873)

Максимович Михаил (1804 - 1873)

Историк, филолог, этнограф, ботаник, поэт

Место рождения: хутор Тимковщина возле Золотоноши (теперь с. Богуславец Черкасской области)

В 1819 окончил Новгород-Северскую гимназию, в 1823 г - Московский университет. Был оставлен при университете для научно-академической работы, преподавал ботанику. В 1833 г. получил ученую степень доктора, и был назначен ординарным профессором на кафедре ботаники Московского университета. В 1834 г. в Максимович был избран первым ректором университета (до конца 1835 г.). Из - за плохого состояния здоровья в 1845 г. он подал в отставку и остаток жизни посвятил исключительно научно-литературной деятельности, которую вел на своем хуторе Михайлова Гора возле с. Прохоровки Золотоношского уезда, где и умер. Был почетным членом нескольких украинских и русских университетов и многих научных обществ, членом-корреспондентом Русской Академии Наук по отделу русского языка и словесности. Как фольклорист Максимович выдал 1827 г. в Москве «Малороссийские песни», 1834 г. — «Украинские народные песни». Как языковед Максимович опубликовал ряд статей о классификации славянских языков (1838, 1845 и 1850). Будучи также литературоведом, Максимович изучал «Слово о полку Игоревом», которое перевел на украинский язык. Ему принадлежит издание и исследование древнейших литературных памяток Киевской Руси — "Руська Правда", "Повість минулих літ". Михаил Максимович был автором работы «История древней русской словeсности» (1839 г.). Также он переводил псалмы на украинский язык и написал ряд стихов, в том числе «Ой, як дуже за тобою тужила Вкраїна», который посвятил Тарасу Шевченко. Исторические произведения: «О мнимом запустении Украины», «Очерк Киева», «Письма в Киеве к М.Погодину», «История письма в казаках приднепровских», и т.д. Максимович также был автором первой в Украине археологической работы с применением типологического метода («Украинские стрелы древнейших времен», 1868). Известны научные работы Максимовича в области природоведения: «О системах растительного царства», 1827; «Основы ботаники», «Раздумья о природе» и т.д.

Михаил Александрович Максимович

Максимович Михаил Александрович (3.09.1804-10.11.1873), малороссийский историк, филолог, фольклорист, поэт. Родился на хуторе Тымковщина на Полтавщине. Окончил Московский университет в 1823. Был ректором Киевского университета в 1834-1844 годов. Член-корреспондент Академии наук с 1871. Был близок с А. С. Пушкиным , находился в дружеских отношениях с Н. В. Гоголем , Т. Г. Шевченко , а также с И. И. Срезневским . Максимович уделял особое внимание истории Малороссии. Решительно выступил против норманской теории русской государственности. Одним из первых доказал близость языка «Слова о полку Игореве » к живому народному языку и связь его с устной народной поэзией. Максимович перевел «Слово» на великорусский и малороссийский языки. Писал стихотворения на русском и малороссийском языках. Издал 3 сборника малороссийских народных песен, дум («Малороссийские песни», 1827; «Украинские народные песни», 1834; «Сборник украинских песен», 1849), которые оказали воздействие на Пушкина, Гоголя, Шевченко, М. Шашкевича и др. Максимовичу принадлежит исследование «Дни и месяцы украинского селянина» (1856). До переезда в Малороссию Максимович выступал на страницах «Московского телеграфа», «Литературной газеты» и др. В 1830-34 издал в Москве 3 выпуска альманаха «Денница». Свой опыт издательской деятельности в Москве Максимович перенес в Малороссию, где выпустил 3 выпуска альманаха «Киевлянин» (1840-50) и 2 книги альманаха «Украинец» (1859-64), сыгравшие положительную роль в развитии журналистики.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

М. А. Максимович
Неизвестный художник. 1830-е годы

МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович (1804-1873). Фольклорист, этнограф, историк Украины, писатель, издатель альманах; «Денница» (1830, 1831, 1834), в котором сотрудничал Пушкин, издатель «Малороссийских песен», «Украинских народных песен» и «Сборника украинских песен», профессор ботаник! Московского университета, в 1834- 1835 годах ректор Киевского университета. Фольклористические исследования Максимовича сыграли значительную роль в науке. «Наступило, кажется, то время, когда познают истинную цену народности»,- писал Максимович в предисловии к «Малороссийским песням».

Пушкин познакомился с Максимовичем в конце 1826 года и постоянно встречался с ним, приезжая в Москву. Сближал их общий интерес к памятникам фольклора. Пушкин ценил ученые труды исследователя и так отозвался о нем в 1832 году: «Мы господина Максимовича давно считаем нашим литератором - он подарил нас малороссийскими песнями». Максимович содействовал историческим занятиям Пушкина, передал ему список ценнейшего памятника украинской историографии XVIII века - «Истории Руссов»; знакомил поэта со своими наблюдениями над «Словом о полку Игореве», дарил ему свои фольклорные и этнографические работы.

Как литературный критик Максимович поддерживал поэта в его борьбе с Булгариным и по выходе «Полтавы» (1829) выступил с критическим разбором поэмы и назвал ее «народной и исторической».

Со слов Максимовича были записаны его небольшие, но очень интересные воспоминания о Пушкине.

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 186-187.

Максимович Михаил Александрович (3.IX.1804 - 10.XI.1873) - украинский и русский ученый - ботаник, зоолог, философ, историк, фольклорист, член-корреспондент АН (с 1871 года). Из мелкопоместных дворян Полтавской губернии. Окончил в 1823 году Московский университет. С 1833 года - профессор ботаники. С 1834 года - профессор русской словесности, ректор Киевского университета. С 1845 года - в отставке. Был близким знакомым А. C. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, А. Мицкевича, Т. Г. Шевченко, Г. Ф. Квитки-Основьяненко, Е. П. Гребенки и др. Обладая энциклопедическими знаниями, Максимович написал около 300 научных работ по вопросам естествознания, отечественной истории, этнографии, языкознания. В естествознании был одним из основоположников отечественной ботаники и предшественников Ч. Дарвина.

В работах по истории Киевской Руси ("Откуда идет рус. земля", К., 1837; "О происхождении варяго-руссов", "Москвитянин", 1841, ч. 3; "История древней рус. словесности", К., 1839) Максимович подверг резкой критике антинаучные норманистские взгляды на происхождение Древнерусского государства. Исследуя историю Украины, выступал против теории об аристократическом происхождении казачества, указывая, что казачество сформировалось из народных низов. Максимович ошибочно считал, что украинский язык возник ранее русского, неправильно связывал происхождение Руси с прибалтийскими славянами. В ряде работ Максимович разоблачил захватническую политику польской шляхты, исследовал освободит. борьбу украинского народа против шляхетской Польши. Издал альманахи "Денница", (кн. 1-3, М., 1830-34), "Киевлянин" (кн. 1-3, К., 1840-50), "Украинец" (кн. 1-2, М., 1859-64), сборник "Малоросские песни" (М., 1827), "Украинские народные песни" (М., 1834), "Сборник украинских песен" (ч. 1, К., 1849) и др. Деятельность Максимовича высоко оценивали А. И. Герцен, Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко и другие деятели русской и украинской культуры.

С. П. Майборода. Киев.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Собр. соч., т. 1-3, К., 1876-80.

Литература: Марченко М. I., Украïнська iсторiографiя (з давнiх часiв до сер. XIX ст.), К., 1959, ч. 3; Острянин Д., Свiтогляд М. О. Максимовича, К., 1960.

Далее читайте:

Исторические лица Украины (биографический указатель).

Сочинения:

Собр. соч. Т. 1-3. Киев, 1876-80.

Литература:

Марченко М. I., Украïнська iсторiографiя (з давнiх часiв до сер. XIX ст.), К., 1959, ч. 3;

Острянин Д., Свiтогляд М. О. Максимовича, К., 1960.

, Полтавская губерния , Российская империя

Страна:

Российская империя

Альма-матер :

Михаи́л Алекса́ндрович Максимо́вич (3 (15) сентября - 10 (22) ноября ) - выдающийся разносторонний украинский ученый: историк, ботаник, этнограф, филолог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук , первый ректор Киевского университета . Его имя носит Научная библиотека Киевского университета .

Биография

Родился на хуторе Тымкивщина близ Золотоноши (ныне с. Богуславец Черкасской области).

В это время Михаил Александрович Максимович почувствовал упадок сил, тоску по родине и решился перейти в открывавшийся тогда Киевский университет . Назначенный его ректором, он был вынужден занять кафедру русской словесности по категорическому требованию министра гр. Уварова , который имел в виду политические соображения: желая создать русский университет на Украине, он считал как нельзя более подходящим для этого деятелем Максимовичем, который в своих актовых речах проводил именно идею народности.

Максимович написал множество исследований, рассеянных в различных повременных изданиях и уже после смерти его собранных (далеко не все) в 3-х объемистых томах.

До перехода в Киев он напечатал целый ряд работ по естественным наукам:

  • «О системах растительного царства»,
  • «Основания ботаники»,
  • «Главные основания зоологии»,
  • «Размышления о природе»,
  • «Книга Наума о великом Божием мире» -представляет собой первый опыт популярного издания для народа; до 1851 года она выдержала 6 изданий.

Главная особенность всех этих прекрасно изложенных трудов - стремление автора к систематизации, в духе тогдашней натурфилософии. М. А. Максимович много содействовал замене иностранной научной терминологии русской. Этнографией М. А. Максимович стал заниматься рано.

Изучение памятников народной словесности привело Максимовича к исследованию русского (в особенности южно-русского) языка и словесности. Вступительная лекция его и в Киевском университете была посвящена вопросу «О значении и происхождении слова». Плодом изучения его русской речи по сравнению с западно-славянской было «Критико-историческое исследование о русском языке»; сюда же нужно отнести его «Начатки русской филологии». Впоследствии, под влиянием оживления, внесенного в этот вопрос трудами И. И. Срезневского и П. А. Лавровского , Максимович снова вернулся к исследованиям об исторической судьбе русского языка и происхождении малорусского и выступил горячим защитником существования «южно-русского» (украинского) языка и противником мнений своего «северного» друга М. П. Погодина; так возник известный спор между «южанами» и «северянами» о древности украинского языка.

М. А. Максимович напечатал свои «Филологические письма к М. П. Погодину» в «Рус. беседе» за 1856 год и «Ответные письма к нему же» в «Рус. беседе» за 1857 год .

В области истории русской словесности Максимович интересовался, с одной стороны, древним периодом нашей словесности, в особенности «Словом о Полку Игореве », с другой - памятниками южно-русской письменности, которые изучал преимущественно с библиографической стороны.

Его труды в этой области:

  • «История древней русской словесности»,
  • «О народной исторической поэзии в Древней Руси»,
  • «Песнь о Полку Игореве»,
  • «К объяснению и истории Слова о Полку Игореве»,
  • «Книжная старина южно-русская»,
  • «О начале книгопечатания в Киеве»
  • и др.

Работы по истории древнерусской киевской и южно-русской словесности ввели его и в область древнерусской и украинской истории вообще. Здесь он занял ещё более видное место, чем в филологии: его по справедливости должно признать патриархом украинской историографии. Как украинский язык и словесность он выводил из древнерусского языка и словесности, так и украинскую историю он генетически связывал с древней киевской, а украинскую народность - с древними русичами. Этому последнему вопросу отчасти посвящена его статья «О мнимом запустении Украины в нашествие Батыево и населении ее новопришлым народом», основной вывод которой усвоен и развит более поздними историками Украины.

В своей работе «Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси» Максимович пишет:

Не очень давно было толкование о том, будто Киевская и вся западная Русь не называлась Россией до её присоединения к Руси восточной; будто и название Малой России или Малороссии придано Киевской Руси уже по соединении её с Русью Великой или Московской. Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западно-русских областях своенародные имена Русь, Русский начали заменять по греческому произношению их именами Россия, Российский? Ответ: с 90-х годов XVI века… Основанием такого ответа служат письменные акты того времени и книги, печатанные в разных областях Русских… Приведу свидетельства тех и других. Вот первая книга, напечатанная в Киеве, в типографии Печерской Лавры - «Часослов» 1617 года. В предисловии к ней иеродиакона Захария Копыстенского сказано: «Се, правоверный христианине и всяк благоверный читателю, от нарочитых мест в России Кийовских, сиречь Лавры Печерския»… Основательница Киевского Богоявленского братства Анна Гулевична Лозьина в своей записи о том 1615 года, говорит, что она учреждает его - «правоверным и благочестивым христианам народу Российского, в поветах воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского будучим…» Окружная грамота 1629 года, напечатанная в Киеве, начинается так: «Иов Борецкий, милостию Божией архиепископ Киевский и Галицкий в Всея России…».

Работы Максимовича по истории украинского казачества отличаются по преимуществу критическим характером. Таковы две обширные его рецензии (в сущности - самостоятельные исследования) на сочинения Н. И. Костомарова (о «Богдане Хмельницком ») и В. Б. Антоновича («Акты о казаках»).

Важное значение имеют его исследования «О гетмане Сагайдачном», «Обозрение городовых полков и сотен, бывших на Украине со времени Богдана Хмельницкого», «О Бубновской сотне», «О колиивщине» и множество других, более мелких; тут он является предшественником В. Б. Антоновича и А. М. Лазаревского в разработке истории Правобережной и Левобережной Украины; везде у него видны огромная начитанность в источниках и большой критический талант.

М. А. Максимович как никто знал Киев, его древности и вообще топографию Украины. Его статьи по этим вопросам составляют особый отдел в собрании его сочинений - 2-й, к которому тесно примыкает 3-й, посвященный археологии Украины; здесь особенно выдается статья о стрелах, найденных на Днепровском побережье, в которой он блестяще применил свои способности к классификации, приобретенные благодаря занятиям естественными науками.

На старости лет М. А. Максимович сумел понять и оценить и новых работников, войти с ними в духовное общение. Охотно откликаясь на коллективные научные предприятия, он являлся иногда и инициатором их, выступая, например, редактором-издателем таких сборников, как «Киевлянин» и «Украинец».

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 15 сентября
  • Родившиеся в 1804 году
  • Родившиеся в Полтавской губернии
  • Родившиеся в Золотоношском районе
  • Умершие 22 ноября
  • Умершие в 1873 году
  • Умершие в Полтавской губернии
  • Писатели России XIX века
  • Украинские писатели XIX века
  • Ботаники по алфавиту
  • Ботаники Российской империи
  • Картографы Российской империи
  • Филологи Российской империи
  • Биологи XIX века
  • Украинофильство
  • Выпускники физико-математического факультета МГУ
  • Выпускники медицинского факультета МГУ
  • Ректоры Киевского университета
  • Члены-корреспонденты Санкт-Петербургской академии наук

Wikimedia Foundation . 2010 .


Михаил Александрович Максимович был одним из последних в мировой науке ученых-энциклопедистов. Трудно даже перечислить все сферы его деятельности: ботаника, история, этнография, лингвистика, археология, философия, поэзия… Диапазон интересов, разносторонность и творческая одаренность М. Максимовича, свободное владение древними и современными языками (при глубоком знании почти всех славянских наречий) поражали его современников. Поэтому не удивительно, что именно ему выпала честь стать одним из организаторов и первым ректором Киевского университета св. Владимира.

Родился Михаил Александрович 3 сентября 1804 года (за несколько месяцев до открытия первого университета - Харьковского - на входивших в состав Российской империи украинских землях), в дворянской семье на хуторе Тимковщина (неподалеку от села Богуславец) Золотоношского уезда Полтавской губернии (теперь - Черкасская область). Род Максимовичей входил в гетманские времена в круг казацких старшинских домов и происходил от Максима Васильковского, жившего во второй половине XVII века в Киеве, на Печерске, а посему прозванному Печерским.

Получив начальное образование дома, Михаил Александрович в 1812–1819 годах учился в гимназии - в Новгород-Северском, памятном по сюжету «Слова о полку Игореве». По окончании учебного заведения М. Максимович поступил в Московский университет на отделение словесности, но через два года перешел на естественное отделение, вскоре начав посещать еще и занятия по медицине.

После окончания естественного отделения в 1823 году М. Максимович был оставлен при университете для научной и преподавательской работы. Начав читать лекции по ботанике, он в 1827 году защитил диссертацию на тему «О системах растительного царства», в которой продолжил работу, начатую в XVIII веке шведским биологом Карлом Линнеем. Результаты своих исследований Михаил Александрович опубликовал в двухтомном произведении «Основы ботаники» (1828–1831), первом научном груде подобного рода, изданном в России. Вслед за этим (1833 год) он издал популярную, рассчитанную на широкие читательские круги, книгу по природоведению. В том же году М. Максимович, еще не достигнув тридцатилетнего возраста, был утвержден в звании профессора и занял должность заведующего кафедрой ботаники Московского университета.

Научные интересы молодого ученого не ограничивались одной ботаникой. Он основательно овладевает и другими естественными науками, в частности зоологией, химией и физикой. При этом саму природу он стремится понять в целом, на уровне философского осмысления. В идейном плане М. Максимович сформировался под влиянием профессора философии Московского университета, шеллингианца М. Г. Павлова, в свою очередь учившегося в Харьковском университете у фихтеанца И.-Б. Шада (именно он принес в Украину - и в Российскую империю - увлечение немецкой классической философией).

Как и М. Павлов, Максимович был пропитан духом новейшего германского идеализма и ориентировался на натурфилософскую систему Ф. В. Шеллинга. Со спиритуалистическими построениями последнего ученый-естественник соглашался далеко не во всем. Но из имевшихся философских систем только шеллингианство давало возможность постичь природу как органически единую, живую целостность, развивающуюся на собственном духовном основании.

М. Максимович, стремясь к синтезу биологии и шеллингианской натурфилософии, стал одним из первых ученых-эволюционистов России. Идеей движения, восхождения по ступеням прогресса от примитивных к сложнейшим формам пронизано его понимание природы как живого саморазвивающегося целого. Такое понимание бытия, основанное на данных естественных наук, он изложил в обстоятельном «Размышлении о природе», опубликованном в 1833 году. Этой книгой он обеспечил себе место в первом ряду не только естествоиспытателей, но и философов России.

В том же году появились размышления М. Максимовича о природе и задачах философии, опубликованные под названием «Письмо о философии» в либеральном московском журнале «Телескоп». В статье автор задается вопросом, что есть философия, и предлагает отталкиваться в его решении от самой этимологии этого слова: «любовь к мудрости». А если это любовь, то она не может строиться на основании только интеллектуальных рассуждений, а должна исходить от сердца. В этом отношении украинский ученый явно придерживается традиции Г. Сковороды, с некоторыми произведениями которого, вероятно, ознакомился еще в гимназии. В дальнейшем эти мотивы мы будем встречать как у русских славянофилов, начиная с А. Хомякова, так и у украинского философа П. Юркевича, ставшего учителем русского мыслителя В. Соловьева.

М. Максимович, как и названные представители самобытной традиции украинской и российской философии, был уверен, что настоящая, живая мудрость базируется на любви, что отвечает глубинным убеждениям всех крупных представителей киевской духовной школы, в частности Г. Сковороды, П. Авсенева, большинства кирилло-мефодиевцев, от В. Белозерского до П. Юркевича. При этом М. Максимович утверждал, что философия не является отдельной наукой, ее задача - познание внутреннего значения явлений в их органическом единстве и взаимосвязи.

Характерно, что уже в программной статье «Письмо о философии» М. Максимович, в духе шеллингианства, явившегося наиболее полным выражением духа немецкой философии эпохи романтизма, подчеркивает важность исторического подхода к явлениям. Формируясь и начиная свою научную жизнь в атмосфере, проникнутой культурой романтизма, он не мог не разделять романтических представлений о народе и его душе. Отсюда особый интерес Максимовича к народным, родным для него украинским песням как символическому, наиболее полному и непосредственному выражению народной души. Поэтому не удивительно, что, находясь в Москве, он выступает и как ученый-фольклорист, издав «Малороссийские песни» (1827) и «Украинские народные песни» (1834). Книги послужили мощным толчком к дальнейшему развитию украиноведения, были высоко оценены другом М. Максимовича А. Пушкиным, хорошо знавшим Украину и интересовавшимся песенным творчеством славянских народов. В дружеских связях украинский ученый находился едва ли не со всеми одаренными людьми России и Украины, особенно же с Н. Гоголем.

К 30 годам жизни М. Максимович полностью сформировался как ученый-универсал. В Москве, Петербурге и Киеве он уже имел солидную репутацию исследователя и преподавателя, непосредственно участвовавшего в работе по созданию Киевского университета, поэтому не удивительно, что именно он избирается его первым ректором.

Вопрос об открытии в Киеве университета современного типа (параллельно с Киево-Могилянской академией, которую планировалось реорганизовать в Киевскую духовную академию) обсуждался уже в первые - либеральные - годы правления Александра I. Но тогда, во времена Наполеоновских войн, в условиях усиления клерикального влияния при дворе и подавления Николаем I дворянской оппозиции - декабристов, - до учреждения университета очередь не дошла. В 20-х - начале 30-х годов XIX века единственным высшим учебным заведением Киева была Духовная академия, созданная на базе Киево-Могилянской. Польское восстание 1830–1831 гг. дало определенный импульс к принятию Николаем I решения об открытии университета для ограничения польского влияния в Юго-Западном крае, фактически - с целью тотальной руссификации (в состав региона, объединенного в пределах Киевского генерал-губернаторства, входили Киевская, Подольская и Волынская губернии) и укрепления на Правобережной Украине позиций Российской империи.

Открытие университета превращало Киев в мощный культурно-образовательный центр государства (наряду с Петербургом, Москвой и Варшавой) с неизменно возраставшим научным потенциалом. Это обеспечивало концентрацию интеллектуальных сил и способствовало значительному оживлению общественной жизни Киева, что вскоре проявилось в деятельности Кирилло-Мефодиевского братства.

В декабре 1833 года по инициативе министра просвещения графа С. Уварова было принято решение о переводе в Киев незадолго перед этим закрытого Кременецкого польско-католического лицея (на Волыни), с библиотекой и научными коллекциями. Это послужило базой для университета св. Владимира, официально открытого 15 июля 1834 года. Занятия начались в сентябре того же года - с торжественной речи перед преподавателями и студентами первого ректора университета М. Максимовича. В ярком, вдохновенном выступлении ученый наметил задачи и грандиозные перспективы учреждения. Одновременно был создан и Киевский учебный округ, в системе которого университет становился ведущим учреждением.

По замыслу Николая I, Киевский университет должен был стать «умственной крепостью» православной империи в Юго-Западном крае в такой же степени, как возводимая под его личным надзором мощнейшая Новая киевская крепость на Печерске - оплотом российского военного присутствия на Правобережной Украине.

Киевский университет сначала состоял из двух факультетов: философского (который в 1850 году, после «высочайшего» указа о запрещении преподавания философии в светских учебных заведениях, разделился на историко-филологический и физико-математический) и юридического. В 1841 году в связи с закрытием Вильненской медико-хирургической академии (причиной стали оппозиционные настроения среди преподавателей и студентов вуза, главным образом поляков и литовцев) к ним прибавился и медицинский факультет.

Преподавательский и студенческий состав Киевского университета, особенно в первые десятилетия его существования, был смешанным - польско-украинско-русским, при практически нескрываемом антагонизме между польской и русской сторонами. Украинцы же (русифицированные - с Левобережья, полонизированные - с Правобережья), тяготея то к тем, то к другим, составляли некое центральное звено, позволяющее университету функционировать как единому коллективу.

В этом отношении М. Максимович, благодаря своему происхождению, образованности, широкому научному кругозору и от природы присущей толерантности, учтиво-терпимому отношению к самым разнообразным жизненным установкам и идейным позициям, был идеальной фигурой, способной находить компромисс между этими группами.

Переехав в Киев, М. Максимович сразу же приступил к организации научной работы. В 1834 году при университете под его руководством был создан «Временный комитет по изучению древностей», к работе которого были привлечены едва ли не все киевские исследователи старины, в частности профессора М. Берлинский (автор первой «Истории Киева»), С. Зенович, И. Данилович, С. Орнатский, В. Цых. Результатом работы этого комитета стало создание при Университете св. Владимира в 1837 году музея древностей, где собирали и хранили археологические коллекции, интенсивно пополнявшиеся с каждым годом. Сам М. Максимович неоднократно принимал участие в археологических раскопках родного края.

Важнейшую роль в определении направления интеллектуальных поисков преподавателей и студентов Киевского университета изначально сыграли исследования, проводившиеся самим М. Максимовичем, с широким привлечением коллег и творческой молодежи. Им были сформированы и выпущены три альманаха «Киевлянин» (1841–1842). В 1839 году была опубликована его фундаментальная «История древней русской словесности». В гостях у М. Максимовича побывал Н. Гоголь. Великий писатель был очарован древним городом и мечтал поселиться в нем, чтобы преподавать в университете отечественную историю. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.

Вокруг М. Максимовича собралась группа авторитетных профессоров. Так, с момента открытия университета философские курсы в нем читал О. Новицкий, автор первой в империи книги по истории философии. Вскоре к нему присоединился и С. Гогоцкий, написавший впоследствии первую в государстве философскую энциклопедию в 4-х томах - «Философский лексикон».

В 1843 году, благодаря неутомимой научно-организационной работе М. Максимовича, уже оставившего к тому времени ректорство и сосредоточившегося на руководстве философским факультетом, в Киеве создается «Временная комиссия для рассмотрения давних актов», куда вошел и молодой Н. Костомаров. Здесь начиналась его профессиональная работа в качестве историка, создающего свои труды, опираясь исключительно на документальные материалы.

В 1845 году Временный комитет по исследованию древностей был слит с Комиссией. С этого времени деятельным помощником М. Максимовича в научной работе становится П. Кулиш. Среди сотрудников названной организации, тесно связанных с Максимовичем, видим и приглашенного на должность художника Т. Шевченко. С момента знакомства их связывала теплая дружба (впоследствии М. Максимович посвятил великому Кобзарю один из своих лучших стихов, написанных на украинском языке «Ой, як дуже за Тобою тужила Вкраїна»).

М. Максимович был хорошо знаком с умонастроениями своих младших друзей, образовавших Кирилло-Мефодиевское братство. В значительной степени он разделял их убеждения, особенно в либеральной части программы, предполагавшей отмену крепостного права, конституционализм и федерализм при восстановлении автономии Украины. Однако, будучи человеком более высокого философского мышления и обладая большей широтой кругозора, он не мог вместе с ними предаваться романтическим мечтаниям относительно «светлого будущего». Тем более, что ему был чужд социальный радикализм, особенно характерный для Т. Шевченко и Н. Гулака.

Во время работы в Киеве М. Максимович реализует себя как славистязыковед мирового масштаба, разрабатывая подробнейшую (на то время) классификацию славянских языков. Здесь он уделил особое внимание обоснованию самостоятельного статуса украинского языка, по древности, масштабности и другим характеристикам не уступающего русскому, польскому или чешскому. Этим вопросам ученый посвятил ряд статей, увидевших свет в 1838, 1845 и 1850 годах.

Между тем здоровье ученого, занятого неустанными трудами, начинало ухудшаться. В 1845 году он, никогда не стремившийся к высоким постам, подает в отставку со всех должностей, посвящая оставшуюся часть жизни исключительно научно-исследовательской работе. За предыдущие 10 лет работы им был накоплен огромный фольклорный, исторический, этнографический и лингвистический материал, нуждавшийся в тщательной обработке и осмыслении. Плодом кропотливой исследовательской работы стал изданный в 1849 году объемистый «Сборник украинских песен». В довольно подробной вступительной статье М. Максимович продолжал развивать идею символического понимания песни как выражения народной души. Осмысливая природу украинской и русской народной песни, М. Максимович делает обобщающие характеристики менталитета этих народов.

Но основной областью его исследований остается история Украины. В серии работ он выступил с опровержением спекулятивной версии М. Погодина, не подтвержденной серьезными аргументами, но получившей широкое хождение среди российской шовинистической общественности. По мнению Погодина, Среднее Приднепровье в годы монголо-татарского нашествия было настолько опустошено, что здесь якобы прервалась линия собственного исторического развития. Отсюда делался вывод о том, что украинцы не имеют прямого отношения к наследию Киевской Руси, а пришли в Приднепровье откуда-то с запада, с окраин Польши.

М. Максимович, в отличие от оппонента прекрасно знавший староукраинские и древнерусские документы, убедительно доказал непрерывность развития от древнерусских времен до современной Украины, что позднее, на более широкой источниковедческой базе повторил в своей докторской диссертации М. Грушевский.

Особое место в исследовательской работе М. Максимовича последнего периода его жизни занимал Киев. Ему он посвятил ряд статей, а также отдельный «Очерк истории Киева» (1847). Перу Михаила Александровича принадлежат и специальные работы о казацких временах (в том числе и о Богдане Хмельницком), о гайдаматчине и Колиивщине, кровавом крестьянском восстании на Правобережной Украине против польской шляхты в 1768 году. Работал он и в области археологии, выступив автором первой в Украине работы (о стрелах древнейших времен), применив новаторский типологический метод (1868). Его навыки в области типологизации и систематики, приобретенные еще в годы ботанических занятий, органически связаны с философским, эволюционистским видением развития любой системы, и это заметно не только в сравнительно-историческом языкознании, но и в археологии.

До последних лет жизни М. Максимович не оставлял издательскую деятельность, о чем свидетельствует издание ученым в первые, либеральные годы правления Александра II, научно-литературных альманахов «Украинец» (1859, 1864), продолжавших традицию ранее издававшихся выпусков «Киевлянина». Следует вспомнить и о литературно-художественном творчестве М. Максимовича. Основную часть составляют переводы на украинский язык: «Слово о полку Игореве» (1857), псалмы (1859), известны также его оригинальные стихи.

М. Максимович пользовался славой и всеобщим признанием как выдающийся ученый и педагог, почетный профессор многих российских и европейских университетов, член ряда научных обществ. Однако с Российской императорской академией наук отношения у него складывались не наилучшим образом, прежде всего из-за его принципиальной критики великодержавных исторических концепций, начавших утверждаться в российской официальной историографии после подавления Польского восстания и в результате распространения шовинистической «почвеннической» идеологии. Поэтому лишь под конец жизни, в 1871 году, он был избран членом-корреспондентом этой научной организации.

Последние годы жизни М. Максимович, периодически наведываясь в Киев и Полтаву, проводил в своем родовом хуторе Михайлова Гора недалеко от Золотоноши, в родных местах, к которым его тянуло всю жизнь. Здесь он и скончался 22 ноября 1873 года.

Вклад М. Максимовича в украинскую и российскую науку огромен. Во многом благодаря ученому Киев, до этого известный главным образом философско-богословской школой, уже к середине XIX века превратился в один из крупнейших научных центров. Под идейным влиянием первого ректора университета св. Владимира сложилось и функционировало Кирилло-Мефодиевское братство, а также «Киевская громада» на рубеже 1850–1860-х годов. В конечном счете, именно к М. Максимовичу восходит та цепочка научнотворческой преемственности, которая в 1918 году привела к образованию в Киеве Украинской академии наук (сейчас - Национальная академия наук Украины), возглавленной ученым всемирного масштаба В. Вернадским.