Правильно и спокойно ведем беседу. Правила ведения беседы

Беседа по теме: «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях»

Цели: повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте; развивать уверенность в себе, желание прийти ни помощь людям.

Оформление класса: а) на перемене перед классным часом написать мелом на доске (или повесить плакат)
номера телефонов служб:01 - пожарная охрана; 02-милиция;03- «Скорая помощь»;04- газовая служба;

в) подготовить задания к беседе.

Вступительное слово.

Беседа «Экстремальная ситуация»:

а) тур 1 - экстремальные ситуации дома;

б) тур 2 - экстремальные ситуации на улице;

в) тур 3 - первая помощь пострадавшим;

г) тур 4 – правила дорожного движения.

3. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель . Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название экстремальных ситуаций. Экстремальный - значит трудный, сложный. Экстремальные ситуации - значит сложные, трудные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.

Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? (Показывает на доску, где записаны телефоны служб.)

Но сейчас в России появилась еще одна организация, которая всегда придет на помощь. Это Служба спасения! Служба спасения - это организация, которая всегда готова бесплатно прийти на помощь любому человеку. В Службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди - спасатели.

Но впервые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения.

А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и другим людям. А значит, сможет стать спасателем.

П. «Экстремальная ситуация»

Классный руководитель.

Мы решили организовать в нашем классе Службу спасения. В нее должны войти самые опытные и умелые спасатели. Первое задание:

«Экстремальная ситуация».

Тур 1. Экстремальные ситуации дома

Ведущий 1. Экстремальные ситуации, которые подстерегают нас дома.

Задания для первого тура

№ 1. Вы находитесь на улице. Родители на работе. Внезапно вы чувствуете резкий запах дыма и видите возгорание дома.

    Позвонить по телефону 01, вызвать пожарных.

2.Позвать на помощь взрослых.

«Хитрые» вопросы:

1.Нужно ли пытаться самому тушить.

№ 2. Вы смотрите телевизор в своём доме. Бабушка дремлет в соседней комнате. Внезапно телевизор взрывается и начинает сильно дымиться. Комната заполняется дымом. Ваши действия.

    Выключить шнур телевизора из розетки.

    Набросить на телевизор плотное одеяло.

    Намочить платок и дышать через него.

    Плотно закрыть окна

    Забрать бабушку и немедленно выйти из помещения, плотно
    прикрыв за собой дверь.

6.Позвонить по телефону 01, вызвать пожарных
«Хитрые» вопросы:

    Может быть, сначала нужно было вылить на горящий телевизор ведро воды?

(Нельзя тушить включенные электроприборы водой - будет удар тока.)

    А если телевизор будет сразу охвачен сильным пламенем, нужно его закрывать одеялом и пытаться тушить пожар? (Нет, нужно немедленно выйти и позвонить по телефону О1.)

    Если глаза разъедает дым, что делать? (Закрыть глаза, передвигаться, держась за стены.)

№ 3. Декабрьский вечер. Вы пришли из школы домой и с порога почувствовали сильный запах газа. Родителей дома нет. Ваши действия.

    Не зажигать спичек, свечей, зажигалок.

    Выключить газовые конфорки.

    Немедленно перекрыть газ.

    Выключить электроприборы.

    Открыть форточки.

    Если газ продолжает поступать, звонить от соседей в газовую службу по телефону 04.

«Хитрые» вопросы:

    Можно ли самому пытаться ремонтировать газовую плиту: выкручивать конфорки,

горелки и т. п.? (Нельзя.)

    Можно ли проверить утечку газа, поднося спичку к конфорке?
    (Нельзя, может прогреметь взрыв.)

    Нужно ли пить какие-нибудь лекарства от отравления газом"
    (Нет, только по назначению врача.)

Тур 2. Экстремальные ситуации на улице

Ведущий 2. Экстремальные ситуации на улице.

Задания для второго тура

№ 1. Во время прогулки по лесу в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма, и определили, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия.

    Определить направление ветра и распространения огня.

    Быстро выходить из зоны пожара навстречу ветру по возможности параллельно фронту распространения огня.

    Идти, пригибаясь к земле, и не стараться обогнать пожар.

    Если поблизости есть водоем, окунуться в него или, смочив одежду, накрыть ею голову и верхнюю часть тела.

    Выйдя из опасной зоны, сообщить о пожаре по телефону 01.

№ 2. Во время отдыха на природе вас застала гроза. Ваши действия.

    Находясь на возвышении (холм, сопка, скала), спуститься вниз.

    Не укрываться в камнях и скалах.

    Постараться разместиться на сухом месте (колода, пень) и убрать ноги с земли.

    Можно ли спрятаться от молнии под деревом? (Нет.)

    Можно укрыться в машине? (Да, ее металлический корпус защитит вас.)

    Можно ли бегать, двигаться во время грозы? (Нет.)

№ 3. Во время прогулки по улице на вас напала собака. У вас в руках клюшка и сумка с коньками. Ваши действия.

    Развернуться к собаке боком и громко отдать несколько команд
    («фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»).

    Не делая резких движений, позвать хозяина (если он находится
    недалеко).

    Если рядом никого нет, медленно уходить от собаки, не ускоряя
    движение.

    Нельзя кричать, махать руками, бросать палки и камни, смотреть собаке в глаза.

    Если собака готовится к прыжку (приседает), надо прижать подбородок к груди и выставить вперед локти.

6. В случае укуса необходимо обратиться в травмпункт.
«Хитрые» вопросы:

    Можно ли замахнуться клюшкой и отогнать собаку? (Нет.)

    Можно ли убежать от собаки? (Нет.)

    Можно ли закричать на собаку, отгоняя ее клюшкой, бросить
    в нее сумкой? (Нет.)

Ведущий 2. Таким образом, по результатам второго тура у нас лидирует группа спасателей (название).

Третий ведущий кладет в коробку карточки с заданиями третьего тура.

Тур 3. Первая помощь пострадавшим

Ведущий 3. Начинаем последний тур. Первая помощь пострадавшим.

Задания для третьего тура

№ 1. Ваш друг во время купания на речке рассек ногу стеклом. Никаких медикаментов под рукой нет. Ваши действия.

    Крепко прижать пальцем сосуд выше раны.

    Наложить жгут на 3-5 см выше раны.

    Наложить давящую повязки на место кровотечения.

    Максимально согнуть ногу.

    Поднять ногу выше грудной клетки.
    «Хитрые» вопросы:

    Можно ли накладывать жгут на голую кожу? (Нет.)

    Какая трава останавливает кровотечение? (Подорожник.)

    А как узнать, из вены или из артерии идет кровь? (Из вены кровь
    темная, а из артерии - алая.)

№ 2. Вы лежали на диване, смотрели телевизор. И вдруг у вас пошла носом кровь. Ваши действия. Ответы:

    Сесть, наклонив туловище вперед.

    Положить на нос лед.

    Если не помогает, прижать крылья носа к перегородке на 5-10 минут.

4. Если не помогает, вложить кусочек ваты, смоченный в растворе соли (1 чайная ложка на стакан воды).

5. Если не помогает, обратиться к врачу.
«Хитрые» вопросы:

1. Можно ли ложиться на спину, чтобы кровь стекала в горло? (Нет.)

    Можно ли остановить кровотечение перекисью водорода? (Да.)

    Можно ли после носового кровотечения пить горячий чай, кофе? (Нет.)

№ 3. В саду вас укусила оса или пчела. Ваши действия.

    Удалить жало пчелы из кожи, прижав его ногтями больших пальцев и стараясь не касаться сумочки с ядом, чтобы не выдавить его еще больше.

    Приложить к ране холодный компресс.

    Лечь на спину так, чтобы его ноги были выше головы.

    Облегчить себе дыхание (расстегнуть пояс, ворот).

    Укрыться одеялом.

    Не пить, не есть.
    «Хитрые» вопросы:

    А жало осы нужно удалять? (Нет, оса не оставляет жало.)

    А если пчела укусила за язык - это смешно? (Нет, это очень опасно, можно задохнуться.)

    Может быть, потеря сознания от укуса пчелы или осы? (Да, может быть и смертельный исход.)

№ 4. Вы решили развести костер и сварить уху, но котелок с кипящей водой перевернулся и ваш друг обжег руку. Ваши действия.

    Положить на место ожога пакеты со льдом или холодной водой на 5-10 минут.

    Кожу вокруг ожога смазать спиртом, зеленкой или марганцовкой.

    Наложить стерильную повязку.

    Можно дать пострадавшему обезболивающее лекарство.

5.Доставить пострадавшего в больницу.
«Хитрые» вопросы:

    Можно удалять с места ожога поврежденную кожу, остатки одежды, грязи? (Нет.)

    Можно мазать место ожога спиртом, зеленкой, йодом, жиром, мазями, порошками? (Нет.)

    Можно ли накладывать на место ожога тугую повязку? (Нет.)

Ведущий 3. В третьем туре победу завоевала команда (название).

Тур 4. Правила дорожные знать каждому положено.

Ведущий 4. У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука - это правила дорожного движения, которые необходимо выполнять водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно-транспортным происшествиям. А для того, чтобы с вами такого не случилось, мы вспомним правила дорожного движения.

Задания для 4 тура.

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время: урок.

(С. Михалков)

Вот она, азбука, - над головой:

наки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку дорог помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

(С. Михалков)

конкурс. «Пешеходы»

Выбрать правильный ответ, поднять карточку с номером ответа.

1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

    Мостовая.

    Тротуар. (+)

    Велосипедная дорожка.

2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?

    По правой стороне обочины.

    По правому краю дороги.

    По левой обочине, навстречу движению транспорта. (+)

3. Как пешеход должен ходить по тротуару?

    Придерживаясь левой стороны.

    Придерживаясь правой стороны. (+)

    Придерживаясь середины.

    Как должны поступать пешеходы, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал

светофора изменился на желтый, а вы не успели перейти дорогу?

    Быстро перебежать улицу.

Беседа для детей начальных классов «Мы идем в гости»

Цель: познакомить детей с правилами приема гостей и правилами поведения в гостях.

Ход классного часа

I. Организация. Постановка целей.

Учитель . Каждому человеку приходится в своей жизни принимать гостей или, наоборот, самим ходить в гости. Иногда возникают ситуации, в которых нужно знать и соблюдать правила этикета. В противном случае возникает какая-нибудь неловкость, досадная оплошность.

II. Основная часть.

Учитель . «Наноси визиты, не предупреждая, и ты узнаешь, что о тебе думают» - гласит французская поговорка. Действительно, лицо человека, который нам в таких случаях открывает дверь, бывает порой очень выразительным, хотя вслед за этим хозяин и приветствует нас словами: «Очень приятно, проходите, пожалуйста». Неожиданный визит, согласитесь, всегда причиняет беспокойство. Поэтому визиты без предупреждения допустимы лишь в случаях крайней необходимости.

Итак, правило первое:

О визите желательно предупреждать заранее.

Какие же еще правила нужно знать, собираясь в гости? Попробуем разобраться в предложенных ситуациях.

Ситуация 1.

Вы постучали в дверь (о вашем визите хозяева квартиры предупреждены заранее), но вам не открывают. Что делать?

Если вы дважды постучали или позвонили, и вам никто не открывает, следует не «ломиться» в дверь, а спокойно уйти, не проверяя, на самом ли деле хозяев нет дома.

Ситуация 2.

Вас пригласили в гости. Думая о том, какое принять решение, вы спрашиваете: «А кто еще будет?» Допущена ли какая-то оплошность?

Принимая приглашение, некрасиво спрашивать: «А кто еще будет?». Когда приглашающий считает это необходимым, он сам говорит о составе гостей.

Ситуация 3.

В гостях вас пригласили к столу. Но вы совсем не голодны (или у вас нет аппетита по причине недомогания). Как быть?

В гостях некрасиво отказываться от угощения, нужно принимать блюдо без колебаний. Хорошо похвалить хотя бы одно из блюд. Обращение с просьбой дать рецепт приготовления данного блюда — своего рода комплимент хозяйке; но если она не слишком охотно им делится, не следует настаивать: блюдо может быть ее кулинарной тайной. Если же вы чувствуете недомогание, лучше отказаться от нанесения визитов. Нездоровый гость требует особого внимания со стороны хозяев - это создает неудобство для всех.

Ситуация 4.

Когда вы находились в гостях, вам срочно потребовалось быть в другом месте. Праздник в полном разгаре. Как правильно уйти?

Вежливость обязывает гостя, прощаясь, кратко назвать причину раннего ухода. Если общество многочисленно, можно ни с кем, кроме хозяев, не прощаться. Это называется всюду, кроме Англии, «уйти по-английски»; в Англии такое правило называют «уйти по-французски». Обычно порядок ухода из гостей таков: сначала попрощаться, только потом одеться, никогда наоборот, уходя, гости благодарят за приятный вечер, на что хозяйка отвечает: и вам спасибо за то, что пришли.

Ситуация 5.

В гости к Ивановым пришел Сергей Иванович. Поздоровавшись, снял пальто, прошел в комнату. Он обратил внимание, что телевизор выключен. Он включил телевизор, но по техническим причинам отличное изображение было нарушено. Гость начал крутить ручки, критиковать четкость изображения, предъявлял претензии, что певица безвкусно одета, а репортаж неинтересный.

Вопросы:

Правильно ли себя ведет гость?

Приведите примеры, иллюстрирующие бескультурное поведение человека в гостях.

а) Хозяева голодны, но гость ни в какую не принимает приглашение сесть за стол. В результате хозяева также не могут приняться за ужин (обед), так как будут чувствовать себя неловко.

б) Бывает, заходит гость, который забывает обо всем, увидев в передней телефон. Или такой, что обязательно хочет в квартире исправить что-нибудь, требует отвертку, но из поданных четырех ни одна ему не подходит.

в) Попадаются гости, которые рвутся сами приготовить ужин. И другие: они всегда приводят незнакомых людей.

г) Бывают гости, не знающие чувства меры относительно времени. У хозяев завтра будет трудный день, сегодня - не выполнено много работы. А гость не слышит ни намеков, ни нечаянных вздохов, и продолжает пребывать в обществе уставших от него друзей.

Ситуация 6.

Гости сидят за столом. Человек напротив вас постоянно протягивает под столом свои ноги, в результате чего ваша обувь выглядит уже весьма затоптанной. Присмотревшись к поведению сотрапезника повнимательней, вы решаете, что ему не мешало бы дать несколько советов.

Какие же правила следует помнить людям, сидящим за столом в обществе других людей?

Правила:

Сидя за столом, нельзя опираться на локти.

Не следует расставлять локти и низко наклоняться над тарелкой.

Не следует скатывать хлебные шарики, играть ложками, вилками, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.

Есть и пить нужно беззвучно. Недопустимо за столом чавкать, причмокивать, прихлебывать.

Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то держите вилку в левой руке, нож в правой, не перекладывая их из руки в руку.

III. Подведение итогов.

Учитель. Пришло время подвести итоги нашего разговора. Мне хочется пожелать вам прослыть гостеприимными людьми, у которых хочется бывать гостями и которых приятно принимать у себя дома.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Назидание о застольном невежестве

Тот, разумеется, глупец

И тот ведет себя прескверно,

Кто дует столь немилосердно

На кашу, будто он губами

Решил тушить пожара пламя.

Неряхи оставляют пятна

На скатерти; кой-кто обратно

На блюдо общее положит

То, что сам уплесть не может.

Бывает и наоборот:

Едок-лентяй - покуда в рот

Доставит ложку он зевая

И зев захлопнуть забывая,

Все, что держал зевака в ложке,

Опять в тарелке, миске, плошке.

Бывает, что обжора рот

Едой набьет невпроворот,

Жует, жует, сопя и тужась...

Рот вытирать не любят - сала

С полпальца на стекле бокала.

Пьют, громко чмокая, с особым,

Беседа:

«Как себя вести»

для 7 класса

Провела учитель

Захарова Наталья Владимировна

Правила поведения учащихся в школе:

I. Внешний вид учащихся

1. Учащийся обязан являться в школу опрятно (чисто, аккуратно, не пестро) одетым, обязан иметь и переодевать в школе сменную обувь. Уличная и сменная обувь должна быть чистой.

2. Учащийся в школе должен быть аккуратно и не вызывающе причесан (не допускается стрижка под «ноль», под «панка» и т.п.), иметь чистый носовой платок.

3. Учащийся должен следить за чистотой тела, рук, зубов, носа, не разрешается произносить бранные и нецензурные слова и выражения.

4. При разговоре со старшими учащийся должен встать. Руки в карманах держать нельзя. Переход в свободный режим общения допускается с разрешения учителя.

5. В торжественных случаях одежда учащихся должна соответствовать моменту. Мальчики и юноши должны быть в светлых рубашках, темных костюмах, темных полуботинках, для юношей старше 14 лет обязателен галстук. Девочки и девушки должны быть в темных строгого покроя костюмах и светлых блузках, яркие и вызывающего вида украшения и косметика запрещены. Обувь – туфли на небольшом каблуке, в тон костюму.

6. На уроках физической культуры, хореографии, технологии, ОБЖ одежда и обувь учащихся регламентируется специальными приказами директора.

За нарушение п.п. 1-6 учащиеся могут быть направлены домой для приведения себя в порядок, за нарушение п.7 учащиеся вызываются в учебную часть для принятия решения.

II. Приход учащихся в школу.

1. При входе в школу учащиеся здороваются с дежурным администратором, учителем, товарищами, вытирают ноги, переобувают обувь и сдают верхнюю одежду и сменную обувь в гардероб (обувь учащиеся хранят в специальных сумках – мешках)

2. В раздевалке учащиеся ведут себя тихо, раздеваются быстро, не задерживаясь, игры и возня в раздевалке запрещены, посещение раздевалки в течение учебного дня допускается только в присутствии дежурного.

3. Внешний вид учащегося оценивает при выходе из раздевалки дежурный учитель или администратор и предъявляет к учащимся требования в соответствии с п.1 (1-6) настоящих правил.

4. Все учащиеся обязаны быть в учебных кабинетах не позднее, чем за пять минут до начала занятий.

5. Опоздавшие учащиеся регистрируются дежурным администратором или учителем, получают запись об опоздании в дневник.

7. За нарушение п.п. 1-2, 4 классный руководитель применяет к учащемуся следующие меры воздействия: уведомление родителей; вызов родителей в школу; направление на беседу с психологом или социальным педагогом школы;

III. Требования к учащимся на уроке

1.Учащиеся до звонка должны приготовить все необходимое к уроку.

2.Учащиеся со звонком должны немедленно занять свои места за учебными столами.

3.При входе учителя учащиеся встают.

4.Перед началом урока дежурные подают учителю список учащихся, отсутствующих на данном уроке.

5.Опоздавшие ученики допускаются на урок с разрешения заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

6.Учитель начинает урок только при наличии всего необходимого для нормальной учебной работы – мел, чистая доска, тряпка тщательно вымыта и отжата. Класс должен быть чисто убран и проветрен. Дежурные по классу обеспечивают такую готовность к каждому уроку.

7.Ничего лишнего на учебном столе не должно быть у учащегося. Перечень необходимого на каждом уроке и в определенные моменты урока (например, на самостоятельной работе) определяется учителем.

8.При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске. Дневник он обязан передать учителю для выставления оценки.

9.В некоторых случаях возможен ответ ученика с места, как стоя, так и сидя. Порядок ответа с места определяет учитель.

10.Учащиеся, желающие отвечать или спросить у учителя, обязаны поднять руку. Каким – либо другим способом пытаться обратить на себя внимание учителя нельзя.

11.Отвечая, учащийся стоит у доски лицом к классу или при ответе с места лицом к учителю. Отвечая, учащийся говорит громко, внятно, не спеша. Пишет на доске аккуратно, разборчиво. При ответе с использованием плаката, карты, схемы и т.п. стоит вполоборота к классу, показывая указкой то, что необходимо, правой или левой рукой, в зависимости от расположения наглядного материала.

12.Во время урока, сидя за учебным столом, учащийся обязан следить за осанкой, постановкой ног, наклоном головы. Учащийся обязан выполнять распоряжения учителя относительно правильной осанки.

13.Учащиеся по окончании урока встают и по распоряжению учителя выходят из класса спокойно.

14.Подсказки и списывание на уроках категорически воспрещаются.

15.В классе ведется журнал успеваемости. Ответственный за журнал обязан его представлять учителю в начале урока и забирать по окончании урока и носить его между уроками. По окончании учебных занятий ответственный сдает журнал в учебную часть. Ответственный отвечает за сохранность журнала во время учебных занятий. Всем остальным учащимся брать журнал, смотреть оценки категорически запрещается.

16. Нарушение настоящих правил учащимися во время урока фиксируются учителем в дневниках нарушителей.

Цели: рассказать о правилах поведения детей и подростков в общественных местах; изучить

Историю этикета.

Ход беседы:

I часть

Правила поведения детей и подростков в общественных местах.

1. Дети и подростки (до 16 лет), находясь в школе и на улице, в государственных учреждениях, в городском транспорте, самолете, в магазинах, кинотеатре, музее, выставочном зале, парке отдыха, лагерях обязаны:

1.1. Строго соблюдать правила поведения учащихся в школе, правила уличного движения, правила внутреннего распорядка государственных учреждений, установленных для посетителей, выполнять требования администрации, обслуживающего персонала..

1.2. Бережно относиться к муниципальной и частной собственности (не пачкать стены в подъездах, лифты, лестничные клетки, не устраивать игры в подъездах, соблюдать чистоту на улицах, во дворе, подъезде, проявлять доброе отношение к животным).

1.3. Соблюдать правила этикета: вести себя так, чтобы не доставлять неудобства и неприятностей окружающим, быть вежливым со старшими, внимательным, предусмотрительным к лицам преклонного возраста, к маленьким детям, уступать им место в общественном транспорте, при необходимости, оказать помощь.

2. Детям и подросткам запрещается:

2.1. Нарушать тишину и покой граждан с 23-00 часов до 7-00 часов.

2.2. Умышленно причинять легкие телесные повреждения или наносить побои.

2.3. Курить в общественных помещениях (школах, училищах, на их территории, в библиотеках, магазинах, в подъездах жилых домов, в общественном транспорте)

2.4. Выбрасывать какие – либо предметы с балконов многоэтажных зданий, из окон домов и транспорта.

2.5. Употреблять наркотические средства без назначения врача в общественных, в служебных и подсобных помещениях.

2.6. Сбрасывать мусор и другие отходы в не установленных местах.

2.7. Ломать кустарники и деревья.

2.8. Торговать несовершеннолетним спиртными напитками, сигаретами.

2.9.Несовершеннолетним (до 16 лет) находиться на улице без присмотра взрослых в зимнее время не позднее 21-00, в летнее время – не позднее 22-00 часов.

3. За административное нарушение, совершённое несовершеннолетними до 16 летнего возраста работниками милиции составляется протокол на родителей (или лиц их заменяющих) и направляется на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних для принятия мер административного воздействия.

Представление о культурном человеке связано не только с его образованием, успехами в труде, знаниями и внешним видом, но и с его поведением. Самый образованный человек не может считаться культурным, если он не знает правила поведения в общественных местах, не умеет себя вести, если не уважает ни себя, ни окружающих его людей.

А как часто нас коробит мелкое невнимание, грубость и резкость тона, размашистое и разухабистое поведение, вульгарная речь, неумение вести себя в общественном месте или у себя дома за столом и многие, многие другие проявления невоспитанности! Мы легко замечаем эти недостатки у других, но подчас не умеем контролировать себя, как важно быть по - настоящему воспитанным, вежливым человеком.

Быть вежливым, это не только знать правила вежливости, вежливость отличает истинно культурного человека, она выражает доброе отношение и уважение к людям, уменье считаться с их удобствами и интересами.

Вежливый человек можно быть вежлив по- разному. Можно не делать вещей, заведомо неприятных окружающим, и только: не шуметь, не включать на полную громкость радио, не переговариваться с соседями в театре, не толкать прохожих на улице или в автобусе.

Но еще более важно активно проявить свое желание быть вежливым - уступить место старшему, поднять оброненный предмет, рассказать, как пройти по городу приезжему. Проводить старого человека. Манеры поведения служат как бы внешним выражением вежливости.

Подтянутость, четкость в движениях и походке, уважение к чужому труду и времени, спокойствие в разговоре, уменье вести себя в общественном месте, за столом - все это свидетельствует о том, что у человека хорошие манеры поведения. Этого слова не надо бояться и думать, что "хорошие манеры" - ушедшие в область предания предрассудки.

Когда хорошие манеры выражают внутреннюю культуру человека, тогда они не имеют ничего общего ни с мещанским жеманством, заставляющим человека стыдиться всякого естественного движения ни с показным "аристократическим" лоском.

Многие правила и проявления вежливости зародились в давние годы, передавались из поколения в поколение, подчас утратили свой первоначальный смысл (например, поклон), но те из них, которые отмечены доброжелательством, разумностью и удобством, стали нашим достоянием, нашим обычаем.

Наше культурное поведение и отношение к правилам поведения такое же, как и ко всему культурному наследию прошлого, - принимать все, что является подлинным достижением человечества, все, что служит прогрессу, все, что улучшает жизнь людей.

Быть вежливым не составляет большого труда, но много значит в общении людей. Недаром великий испанский писатель Сервантес писал: "Ничто не стоит нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость".

II часть

История

Термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет - это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Однажды на одном придворном приеме во время правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. Правила поведения возникли очень давно. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона.

Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы. Древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов. Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме формируется общегражданский этикет.

Итак, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Таким образом, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета.

Многие современные правила поведения первоначально имели совсем другой смысл при своем возникновении (как правило, они берут свое начало из всевозможных ритуалов, которыми была пронизана жизнь древнего человека). Некоторые этикетные нормы прошлого изменились так, что сложно найти их исторические корни. Другие просто исчезли, как исчезли породившие их явления, но, так или иначе, все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие этикета. Считается, что современный этикет наследует лучшие из обычаев прошлого, традиций поведения всех народов. Но! следует помнить об известной относительности требований этикета, они не являются абсолютными: условия их соблюдения зависят от места, времени, обстоятельств. Часто бывает, что поведение, не допустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в иных условиях.

Вспомним, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины имели правило носить на левом боку оружие - саблю, шпагу или кинжал. Чтобы это оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Теперь такая помеха при променаде с дамой возможна лишь среди военных. Но обычай, тем не менее, сохранился для всех.

Есть обычаи, чье происхождение выяснить практически невозможно. Они, что называется, переходят из поколения в поколение. Но если уж они сохранились в неизменном виде, то, вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились. Самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевами или напротив них. В дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затем гости, если они пришли вместе.

Итак, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности.

Но даже самое строгое следование безликим схемам поведения не есть корень истинно правильного поведения, главным всегда остается искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

Правила поведения в общественных местах

Общественные места. Сегодня редко можно наблюдать картину, когда, стоя возле открытой двери, двое уговаривают друг друга: «Пожалуйста, проходите» - «Нет, пожалуйста, проходите вы». Обычно, когда нас пропускают вперед, мы проходим без излишних церемоний. И, в принципе, это правильно. Традиционно мужчина пропускает вперед женщину; младший уступает дорогу старшему; подчиненный начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери. Если вы привели в дом гостя. Первой входит хозяйка, за нею гость. Если хозяин мужчина - первым входит гость. Ну а если он не знает дороги или за дверью темно? В таком случае хозяин входит первым, говоря: «Позвольте, я вас проведу» или: «Пожалуйста, за мной». Точно также следует поступить, если гость - женщина.

Лестница. Раньше было принято, чтобы мужчина, поднимаясь по лестнице с женщиной, непременно шел впереди нее. В настоящее время определился несколько иной порядок: целесообразно и потому оправданно, чтобы мужчина стремился опередить даму только в тех случаях, когда лестница темная, крутая или шаткая. Если обстоятельства складываются иначе, впереди идет женщина. При спуске первым идет мужчина, за ним женщина. Если кто-то учтиво уступает вам дорогу, проходя мимо, либо слегка поклонитесь, либо скажите: «Благодарю вас». Если вы на узкой лестнице и навстречу идет пожилой человек, начальник или дама, нужно приостановиться и сделать небольшой шаг в сторону, пропуская идущего.

Когда на лестнице сталкиваются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу «правостороннего движения», стороны лестницы с перилами - привилегия слабого пола, пожилых и детей.

Лифты, эскалаторы. Лифт - это такая же «общественная территория», как улица или лестница, здесь можно не снимать головной убор. В лифте, как и в любом другом месте, здороваемся с теми, кого приветствуем всегда. В переполненном общественном лифте мужчина не снимает шляпу, если даже он сопровождает женщину. В лифте жилого здания или гостиницы жилого типа он, пожалуй, снимет шляпу, когда войдет женщина, если руки у него не заняты свертками.

В автоматических лифтах женщина, если она едет без сопровождающего, сама нажимает нужную кнопку. Находящийся в лифте мужчина, если он стоит близко к панели, спрашивает остальных (прежде всего женщин), какой этаж им нужен, и нажимает кнопки. В полных лифтах воспитанные люди отступают в сторону или на время выходят, чтобы дать возможность выйти стоящим сзади.

В лифтах служебных зданий мужчины стоят в стороне, давая женщине войти, если только они не сопровождают их. Мужчина, сопровождающий женщину, дает ей первой войти на движущийся вверх эскалатор. При случае он обычно сходит с эскалатора первым, чтобы помочь женщине, если она оступится.

Магазин. В дверях магазина или учреждения прежде пропустите выходящих, а уж затем входим сами, таким образом, вы не станете причиной образования «пробки» внутри помещения. В больших магазинах или других учреждениях массового сервиса мужчина может не снимать головной убор. Однако там, где клиент обслуживается индивидуально полезно не забывать во время снять шляпу и поздороваться с тем, кто будет вами заниматься. Делая покупку в магазине, нелишне помнить о том, чтобы не утомлять продавца мелкими капризами или затянувшейся нерешительностью.

Подходя к кассе, нужно иметь наготове приблизительную сумму денег, необходимых для покупки, а не искать их в кошельке или карманах в последний момент.

Кафе и рестораны. В ресторан мужчина входит первый. Тому есть несколько причин. Во-первых, так он оберегает свою спутницу от неожиданных столкновений и предупреждает ее о ступеньках или пороге, не забывая при этом придержать дверь и подать даме руку. Во-вторых, по этому признаку метрдотель вправе сделать вывод о том, кто является инициатором прихода в ресторан, т. е. будет делать заказ и оплачивать счет.

В гардеробе мужчина раздевается, а затем помогает раздеться даме. Выбрав столик, мужчина, слегка выдвинув стул, помогает даме сесть. Если дама приходит без спутника, эта галантная обязанность возлагается на обслуживающий персонал. Никогда не вступайте в пререкания с официантом. Предложение покинуть ресторан должно исходить от инициатора встречи. Правила этикета не позволяют официанту приносить вам счет до тех пор, пока вы его об этом не попросите. Но ни в коем случае не требуйте счет в момент, когда ваши гости или дама еще едят - это невежливо по отношению к ним. Деньги, кредитную или бонусную карточку нужно положить в папку или на поднос вместе со счетом и оставить на краю стола. Традицией ресторанов практически во всем мире являются чаевые. Минимальный размер чаевых составляет 10 % от счета.

Транспорт . Прежде чем войти в транспорт, дайте возможность выйти из него. Стойте при этом так, чтобы не мешать выходящим пассажирам. При поездке в общественном транспорте с дамой мужчина входит после нее, но выходит первым и подает своей спутнице руку. За проезд обычно каждый платит сам, но мужчина по своей инициативе может оплатить проезд своей хорошей знакомой. Приличия обязывают его уступить место уставшей матери с маленьким или грудным ребенком, беременной женщине, старику или инвалиду, женщине с тяжелой сумкой или знакомой. По отношению к молодым, здоровым посторонним женщинам такой жест - добровольная вежливость. Женщина, которой уступили место, должна тотчас за это поблагодарить. Молоденькая девушка может уступить место пожилому родственнику. Не следует громко разговаривать в транспорте, смеяться, включать музыку. Совершенно недопустимо находиться в транспорте с мороженым или открытой бутылкой. Нельзя стоять в дверях, мешая входу и выходу других пассажиров. Если вы не можете сами передать деньги за проезд или прокомпостировать билет, попросите это сделать других. Неприлично через плечо заглядывать в книгу, газету или журнал, читаемый другим пассажиром. Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков. В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину. Если один из пассажиров случайно задел другого, надо извиниться. При выходе из транспорта мужчина должен выйти первым, а затем помочь своей спутнице.

Беседа

К юношам или девушкам после 18 лет следует обращаться на «вы». Важно также управлять своим голосом, потому как он вполне может выдать ваше самочувствие, настроение, мысли, которые вам хотелось бы скрыть. Речь должна быть не слишком громка, иначе вы можете поставить себя в неловкое положение.

Хороший тон требует, чтоб мы избегали таких разговоров, которые неприятны собеседнику или которые приводят его в уныние. Чтобы стать разговорным ассом, прежде всего, необходимо усвоить несколько правил: в разговоре нужно избегать крикливого «Я»; учитывать заинтересованность других и скрывать собственную личность. Говорить с кем-либо на незнакомом остальному обществу языке весьма неприлично. Следует проявить любезность и деликатность в том случае, если в ваш разговор вмешался третий оппонент, а тема разговора сугубо интимна.

Важно также управлять своим голосом (можно прибегнуть к помощи специалиста), потому как он вполне может выдать ваше самочувствие, настроение, мысли, которые вам хотелось бы скрыть. В состоянии стресса говорить еще тяжелее, мешает учащенное прерывистое дыхание, дрожь в голосе, поэтому также важно управлять своим дыханием.

Задумайтесь, быстро ли вы говорите? Если да, то насколько четко? Четко? Хорошо, а умеете ли вы правильно расставлять паузы в разговоре? Зачем нужны паузы? Все очень просто - паузы - это знак воспитанности. Паузы должны быть достаточно продолжительными, чтобы ваши собеседники могли вдуматься в сказанное. Если ваша речь медленна, и вы не делаете пауз в разговоре, вы рискуете утомить своего собеседника. Каждое слово в разговоре должно быть отчетливо и понятно собеседнику.

В обществе говорят обо всем, но не углубляются в вопросы, не разбирают какой-нибудь предмет всесторонне, а рассуждают кратко, но не поверхностно. Не следует показывать вида, что разговор вам скучен или утомляет вас, или что вы бы хотели беседовать с другими, не нужно смотреть в другую сторону во время разговора или смотреть на часы, руки должны быть в спокойном состоянии, не допустимо вертеть предметы.

Для общества нет ничего лучше, чем хорошая тема для разговора. Выбирайте такие темы для разговора, которые вашему собеседнику ближе и интересней. Если общество вам не знакомо, то с чужими людьми не следует начинать разговор о присутствующих, а лучше наблюдать и ориентироваться во взаимоотношениях их между собою.

Круг обсуждаемых проблем может быть широк, но все же лучше вести разговор на темы, где вы «как рыба в воде» - но это не значит, что следует утомлять собеседников жалобами на свое здоровье. Для того чтобы разговор получился действительно интересным, содержательным и привлек внимание, надо призвать на помощь всю вашу изобретательность и чувство юмора.

Не преувеличивайте и не превозносите свою деятельность, свои исследования, свои владения, не хвастайтесь своим кругом знакомств - такие фразы дают рассказчику право на получение свидетельства о скудоумии.

Помните, что в любом обществе ваше поведение должно быть естественным. Притворство - враг всякой увлекательной беседы. Чтобы, общаясь с незнакомыми людьми, чувствовать себя легко и непринужденно, чтобы без усилия завязать беседу и свободно вести ее (а не просто поддакивать), необходима определенная подготовка.

О чем разговаривать с человеком малознакомым, когда взаимное молчание становится неудобным? Правильно - о погоде! Это тема, интересует в той или иной степени каждого, она безопасна и бесконфликтна. Неинтересная? Это верно. Но совсем не обязательно сразу заговаривать о чем-то серьезном. Это может показаться претенциозным.

В беседе лучше не касаться проблем личного характера, не склонять к этому партнера, не рассказывать доверительно о себе. Когда тема погоды будет исчерпана, можно поговорить, например, о телевидении, газетных новостях, спорте. В конце концов, обязательно найдется вопрос, способный увлечь обоих собеседников. Следует осторожно употреблять различные вариации слов из молодежного сленга.

Умейте слушать! Умеете? А как? Молчите, смотря на собеседника «пустыми глазами», в которых отражаются собственные заботы. Это совсем не то! Следует смотреть на собеседника заинтересованно и время от времени вставлять какие-либо замечания, которые будут свидетельством того, что вы понимаете, о чем идет речь. В то время, когда кто-нибудь говорит с вами, некрасиво рыться в сумке, обшаривать собственные карманы, поглядывать на телевизор, ловить свой небесной красоты образ в зеркале напротив. Если рассказ вы уже один раз слышали, лучше сразу заметить: «Знаю, слышал», чем потом в нетерпении прерывать на полуслове. Вежливый человек редко прерывает чужой рассказ, даже если слышал его добрую сотню раз.

В дружеской дискуссии нет места, например, таким выражениям: «Неправда!», «Что?!», «Тебя не поймешь!» Ведь можно то же самое сказать по-другому: «А мне кажется, что…», «Прости, я не расслышал…»,

«Я не совсем понял тебя…» Воспитанный человек редко рассказывает в обществе о своих личных делах, отношениях на работе, своих детях, недомоганиях, заботах, привычках, вкусах. Без особой надобности он не поделится и тем, что делал с утра.

Сплетни не лучший способ произвести положительное впечатление. Если вам навязывают подобную тему, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается». Нередко собеседников занимает обсуждение внешнего вида знакомых. Подобные разговоры тоже не украшают. Не обращайте внимания на сплетни о вас. Сплетня, как только ею пренебрегают,

Погибает естественной смертью. Объяснения и опровержения «на всякий случай», никогда себя не оправдывают. Ведь часто бывает, что свою правоту вы доказываете человеку, который еще не в курсе щекотливой темы. Однако сказанное вами же невольно настораживает, и может сложиться мнение, что за слухом что-то кроется.

Если общество насчитывает менее семи человек, необходимо поощрять общий разговор, а не отдельные беседы. Сегодня трудно разделить темы разговоров на «мужские» и «женские». Но иногда дамы хотят поговорить о модах, а мужчины - о новой марке машины. Тогда стоит разделиться. Решительно не рекомендуется рассказывать о снах и предчувствиях, предаваться продолжительным воспоминаниям о прошлом, произносить в обществе длинные монологи.

Выступления с одним и тем же репертуаром анекдотов и «забавных случаев» утомляет даже самых стойких слушателей. Анекдотами не следует сыпать, не давая слушателям опомниться. Лучше всего вспомнить анекдот к месту. Всегда мешает в полной мере оценить остроумный анекдот взрыв неуместного веселья в устах самого рассказчика. Как реагировать на неуместный анекдот или бестактность? Ничто в таких случаях не действует лучше, чем минута общего молчания, которая воцаряется после неудачного высказывания. Затем кому-нибудь стоит начать разговор на другую тему. Если «острослов» без конца рассказывает или повторяет анекдоты, которые приводят слушателей в замешательство, хозяину стоит его остановить: «Кажется, ты сегодня не в ударе».

Не рекомендуется злоупотреблять в обществе колкостями. Незадачливый умник, который старается с их помощью блеснуть в ущерб выбранным для этой цели «жертвам», обычно производит удручающее впечатление. Подчеркиваю, что колкости часто выглядят наивно и скорее фиксируют общее внимание на слабостях самого «острослова».

Не перебивайте, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста. Не исправляйте чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово. Не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и, тем более, вслух исправлять стилистические ошибки.

Вообще взрослым людям постарайтесь не делать никаких замечаний. Молодежь между собой иногда может себе это позволить, но только в дружеской форме.

Опасная тема - возраст! В обществе пожилых людей, говоря о ком-то другом, не говорите «Он уже старый» или «Ну, в этом возрасте». Вообще интересоваться возрастом не следует. Если женщине говорят: «Вы уже немолоды» (иногда ведь так случается), она справедливо может ответить: «Зато хорошо воспитана». Публичное самобичевание, постоянные жалобы на неудачи и тяжелую жизнь, на физические недостатки не украсят вас. Редко привлекает к себе симпатии и человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах.

В обществе не следует выспрашивать у партнера подробности его болезни, если он мельком заметил, что плохо себя чувствует или что лежал в больнице. Можно вежливо вставить: «Да, это малоприятно». Если партнер захочет, он расскажет сам, что его беспокоит. Если ваш знакомый говорит: «Жена болеет», не спрашивайте: «Что с ней?» Лучше спросить: «Что-нибудь серьезное?»

Не допытывайтесь, кто сколько зарабатывает. Не спрашивайте профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице или в транспорте. Вы допустите большую бестактность, пожелав барышне, возраст которой за 25, выйти замуж. Некрасиво выспрашивать у знакомой, почему она не вышла замуж, удивляться этому, вообще делать на эту тему какие бы то ни было намеки.

В компании мужчина обязан говорить женщинам любезности, но при этом нужно быть корректным и ненавязчивым. Поток неловких любезностей лучше остановить как можно раньше и тише. «Простите, я не расположена к шуткам», «Вы повторяетесь», «Не лучше ли досмотреть передачу» - примерно так лучше всего ответить в подобных случаях. Говорить нужно спокойно, негромко, но достаточно категорично, не вдаваясь в дискуссию. На комплимент следует отвечать коротким «спасибо».

Если кто-нибудь ссылается на занятость, уходит раньше или отказывается от встречи, не требуйте подробных объяснений. Если вам называют причину, не принимайтесь разубеждать, что она не так важна, не давайте советов, как ее преодолеть, и тем более не показывайте всем своим видом, что не принимаете весомость названного довода.

поведение этикет беседа разговор

Обращение и приветствие

По этикету, приветствовать человека нужно словами: «Здравствуйте!» «Доброе утро!» «Добрый день!» «Добрый вечер!» Во время приветствия не следует опускать глаза, нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете. А вот неотрывный чужой взгляд ощущается человеком даже в том случае, если он сидит к вам боком или спиной. Поэтому не стоит никого «гипнотизировать». Считается неприличным пристально смотреть на человека, когда он ест, подолгу останавливать взгляд на незнакомых женщинах, разглядывать человека, которого вам представляют. Очень важна интонация. Приветствие, высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно. А «добавленная» к приветствию улыбка улучшит общее настроение. И не забудьте про поклон, кивок головы, рукопожатие, объятия, поцелуй руки - выбирайте любое исходя из обстоятельств. На «ты» обращаются только к самым близким друзьям.

Ко всем остальным (к старшим по возрасту, к незнакомым ровесникам) обращаются на «вы». Не принято здороваться через порог, через стол, через какую-либо перегородку. Рукопожатие - традиционный, символический жест-приветствие. Подавайте руку жестом свободным, уверенным. Пожатие должно быть коротким.

Но не следует также изо всех сил жать руку партнера, потрясая ею в воздухе несколько раз. Если вы заметили знакомого вдалеке и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует! Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать «здравствуйте!» издалека.

Дождитесь, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов. Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто встречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы, например, с продавцом ближайшего магазина, с почтальоном, соседями из подъезда.

Телефон

Преимущества мобильного телефона трудно переоценить. И все же, в определенных ситуациях он способен создавать неудобства, а то и вызвать досаду. С телефоном в кармане можно находиться в общественном месте, в ресторане, в парикмахерской; но в кинотеатре, в театре, во время концерта он будет несомненной помехой - в таких местах нужно отключить его совсем или включить вибрацию вместо звукового сигнала.

Подготовила и провела

Классный руководитель

7 класса

Захарова Н.В.

2011-2012 уч.год.

Анкета для детей

"Считаете ли вы себя культурным человеком?"

Отметьте в данном списке знаком "+" действия, которые вы считаете приличными, а знаком "-" выделите действия, которые вы считаете неприличными:

громко кричать;

драться;

быть отзывчивым к другим людям;

перебивать в разговоре другого человека;

задавать неуместные вопросы;

быть правдивым;

ругаться;

жадничать;

быть добрым;

ябедничать;

быть откровенным;

быть любознательным;

врать;

навязываться в друзья;

не обращать внимания, если кого-то обижают;

молчать, если кто-то совершил плохой поступок;

быть требовательным к себе;

отвечать за свои поступки;

быть равнодушным к чужой беде.


Многие хотели бы быстро и легко знакомиться с новыми людьми, производя на них приятное впечатление. Но не все могут. А ведь это умение полезно не только для личной жизни, но и для успешного делового общения. К счастью, существуют определенные приемы для создания взаимодействия между людьми. Их просто нужно знать.

Многие хотели бы быстро и легко знакомиться с новыми людьми, производя на них приятное впечатление. Но не все могут. А ведь это умение полезно не только для личной жизни, но и для успешного делового общения. К счастью, существуют определенные приемы для создания взаимодействия между людьми. Их просто нужно знать.

Забрасывайте наживку

Начиная беседу, «забрасывайте наживку» - то есть, затрагивайте самые разные темы и наблюдайте, как человек на них реагирует. Это похоже на то, как вы настраиваете приемник на нужную волну. Если какая-то тема вызвала у собеседника интерес, то ее и стоит продолжать, тогда человек с удовольствием разговорится.

Есть еще один беспроигрышный способ завязать разговор - попросить у человека совета. Например: «Я подумываю о покупке планшета, но сейчас так много моделей, трудно в них разобраться. Что вы мне посоветуете?». (Кстати, для женщин это неплохой способ познакомиться с мужчиной).

«Начиная разговор, задавайте открытые вопросы, то есть, такие, на которые невозможно дать короткий однозначный ответ "да" или "нет", - советует канадский психоаналитик Джон Романенко. - Лучше всего использовать комбинацию: комплимент плюс вопрос. Например: "Какой чудесный салат, я никогда такого не ела. Что вы туда кладете? Миндаль, чернослив или у вас какой-то собственный секрет?". Вряд ли на такой вопрос можно ответить односложно. Подобным вопросом вы покажете свою заинтересованность и позволите женщине начать рассказывать о том, как она готовит салат. И разговор завяжется сам по себе».

Лучшие темы для общения

Существуют благоприятные и неблагоприятные темы для беседы. Первые всегда помогут вам завязать диалог, пообщаться и оставить о себе самое приятное впечатление. А вот вторых стоит избегать, иначе может ненароком возникнуть конфликт.

Лучшие темы - нейтральные. Прежде всего, это погода. Эта тема объединяет всех, недаром англичане всегда начинают разговор именно с нее.

Далее, можно обсуждать городские новости, а также местные достопримечательности или пейзажи. Можно говорить о спорте, путешествиях, хобби, домашних животных. Если вы увидите, что какая-то из этих тем собеседнику особенно интересна, можете ее развивать и углублять.

«Приемом поддержания беседы является способ "эха", - продолжает Джон Романенко. - Скажем, человек рассказывает что-то о театре, но вы в этой теме не разбираетесь. В этом случае повторяйте все, что говорит он, только несколько перефразируя. Например, собеседник говорит: "Иванов превосходно сыграл во вчерашнем спектакле". Вы: "Да, у него высокий уровень актерского мастерства. Вы не напомните, в каких еще спектаклях он в последнее время играл?". Все, считайте, собеседник уже ваш. Ваша задача - поддакивать, удерживая собеседника в ключе разговора, и одновременно вопросами поощрять его к дальнейшей беседе. В таком случае его красноречию не будет конца и, расставшись с вами, она (или он) будет всем рассказывать, насколько с вами приятно общаться».

Запретные темы

А есть вопросы, которых лучше избегать в беседах с людьми, иначе вы рискуете остаться в одиночестве.

Во-первых, воздержитесь от пространных разговоров о себе любимом (это пресловутое «яканье»). Особенно скучно выслушивать перечень того, что вы делали в течение дня: куда ходили, что ели на завтрак, обед, ужин... Это никому неинтересно. Согласитесь, вам ведь тоже не нравится, когда кто-то соловьем разливается о себе, не давая вставить ни слова? Поэтому перестаньте долго рассказывать о себе, лучше слушайте собеседника.

Не мучайте собеседников рассказами и о своем драгоценном чаде. Эту тему можно обсуждать лишь в обществе таких же мамочек или бабушек, остальным она вряд ли интересна. Пару фраз люди еще могут выслушать, а затем постараются закруглить общение.

Еще одна запретная тема: обсуждение присутствующих, это считается дурным тоном. Собеседник невольно подумает: если вы злословите о других, значит, будете судачить и о нем. Кому приятен сплетник?

Также людям не нравится нытье: жалобы на жизнь, здоровье, невезение, отсутствие денег и т. п. От таких людей окружающие стараются держаться подальше. Зато всем приятны люди, настроенные позитивно и оптимистично.

Разговоры о деньгах тоже считаются дурным тоном. Если вы не хотите показаться бесцеремонным, не спрашивайте, сколько стоит одежда вашего собеседника, часы, украшения, машина и прочее.

Также не стоит развивать тему о болезнях, плохом самочувствии и т. п. Если человек упомянул, что недавно болел, не муссируйте эту тему, не выпытывайте подробности. Посочувствуйте в двух словах и оптимистично выразите надежду, что все худшее уже позади.

Нельзя задавать людям личные вопросы. Например: «Вы женаты?», «Сколько вам лет?», «Сколько вы зарабатываете?», «Я слышала, вы разводитесь?», «Почему вы так сильно поправились?». Подобные вопросы являются нарушением личных границ и воспринимаются как верх бестактности.

А теперь – об особо взрывоопасных темах, некоторые нельзя затрагивать ни при каких обстоятельствах, если вы не хотите нарваться на конфликт. Это конфессиональная принадлежность, политические и национальные вопросы (мы видим сегодня, например, какие яростные битвы в блогах ведутся на ту же «украинскую тему»). Также нельзя обсуждать родственников собеседника, давать им оценку.

«Воспитанный человек старается не говорить о себе, - подтверждает и Иван Арцишевский, руководитель «Центра эффективных коммуникаций Ивана Арцишевского». - Даже если вас об этом попросили, надо вскоре перевести разговор на другую тему. Не стоит говорить о болезнях, проблемах, доходах, дороговизне и вообще о деньгах. Избегайте разговоров о политике, а также о вере и религии. Особенно это важно, если вы не знаете убеждений и взглядов собеседников. Необдуманная реплика может задеть или даже оскорбить кого-либо из присутствующих и вынудить его вступить в спор. Никогда не спрашивайте собеседника о возрасте или должностном ранге... Все это считается неприличным».

Small talk – способ быстрого контакта

Бывают ситуации, когда нужно установить легкие, ни к чему не обязывающие отношения. Это происходит, когда мы оказались с кем-то в поезде, самолете, на отдыхе. К счастью, есть способ быстро и легко найти общность - это так называемся беседа small talk, то есть, малый разговор. (Кстати, умение быстро наладить контакт очень важно в деловой жизни, чтобы сразу расположить к себе человека и облегчить переход к деловому взаимодействию. Это помогает собеседникам подстроиться друг к другу).

«Small talk может происходить как обмен мнениями, например, в перерыве совещания, - объясняет Иван Арцишевский. - "Как вам это выступление?", "Вы согласны с утверждением докладчика?" - так можно обратиться даже к незнакомым людям. Small talk помогает заполнить возникшую паузу. Также это способ занять свободное время, именно поэтому краткие беседы особенно часты, когда мы ждем чего-либо. У small talk есть еще одна задача: поддерживать дружеские, неформальные отношения с людьми в коллективе. Например: "Как вы съездили в отпуск?", "Я слышала, что вы написали новую статью?". Вроде бы это разговоры ни о чем, но человек чувствует интерес и внимание к себе. Дружеская атмосфера в коллективе способствует взаимопониманию и в деловых вопросах».

Умение слушать

Но владение приемами разговора - это еще не все. Не менее важным является умение слушать. Для этого тоже существуют особые приемы.

«Главный принцип - невмешательство, минимум ответов, - продолжает Иван Арцишевский. - Вы должны быть губкой, впитывающей все, что говорит собеседник. Необходимо постоянно давать ему сигналы, что вы не витаете в облаках собственных мыслей, а сосредоточены на его словах. Для этого используются короткие реплики: "Да", "Понимаю вас" и т. п. Эти слова помогают собеседнику и приглашают его продолжать. Сигналами нашего внимания могут быть и кивок головы, и утвердительное "мычание", и даже легкое изменение выражения лица.

Далее - выяснение. Это обращение к говорящему за некоторыми уточнениями. Эти вопросы показывают говорящему, что его слушают. Можно использовать следующие слова: "Что вы имеете в виду?", "Не объясните ли вы это?", "Извините, я не совсем вас понял…" и т. д. Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника высказать свою мысль более конкретно.

Затем - перефразирование. Это значит высказать ту же мысль, но несколько иначе: "Если я вас правильно понял, то…", "Вы поправьте меня, если я ошибаюсь…". Надо выбрать главное и пересказать своими словами. Желая перефразировать собеседника, делайте это, когда он сделал паузу и собирается с мыслями. Ваше повторение его слов послужит тем фундаментом, от которого он может оттолкнуться, чтобы двигаться дальше».

Нельзя перебивать человека, когда он говорит. Согласитесь, все мы не любим, когда нас перебивают. Поэтому дождитесь, когда он до конца выразит свою мысль, а затем вступайте в диалог.

Если кто-то делает ошибки в речи, не исправляйте их, этим вы оттолкнете человека. Делать замечания взрослым людям бестактно. Вы не преподаватель, поэтому не стоит показывать свою ученость.

Главное – чуткость

Если вы хотите, чтобы люди получали удовольствие от общения с вами и хотели его продолжить, то придерживайтесь важного правила - будьте чуткими к ним. Наблюдайте за собеседником, следите за его реакцией. Это ведь так просто - замечать, что человеку приятно, а что ему не нравится. Для этого достаточно направить на него свое внимание. Управляйте разговором, следите за его течением и умейте вовремя перевести его на другое.

Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»

Инструкция

Научитесь слушать. Это не так легко, как кажется. Для подавляющего большинства людей нет звука слаще, чем собственный голос. Когда вы слушаете собеседника, анализируйте полученную информацию и запоминайте факты, которые старается донести для вас говорящий.

Переспрашивайте и уточняйте информацию, если вы чего-то не поняли или не расслышали. Лучше прояснить ситуацию сразу, чем потом попасть в неловкое положение. Не бойтесь обидеть собеседника дополнительными вопросами. Небольшие уточнения лишь показывают, что вы стараетесь понять его как можно лучше.

Используйте мимику в разговоре. Чуть приподнятые брови, легкая улыбка, кивок головы покажут собеседнику, что вы вовлечены в беседу.

Делайте паузы в своей речи. Дайте собеседнику переварить информацию, высказаться по теме разговора или задать вопрос. Не забывайте, что вы ведете диалог, а не читаете лекцию. Монотонная, непрерывная речь начинает вызывать скуку и раздражение уже через несколько минут.

Не забывайте про вежливость, даже если собеседник вам неприятен или придерживается взглядов, которые вы не разделяете. Помните, что ваш оппонент точно так же уверен в своей правоте, как и вы, и он свободен высказывать свое мнение. Категоричные и грубые высказывания покажут лишь вашу невоспитанность и неумение вести диалог.

Не бойтесь пауз. Иногда, чтобы вникнуть в содержание беседы и обдумать только что высказанное, требуется время. Умением красноречиво молчать обладают немногие. Но оно, как и умение слушать, является неотъемлемым качеством прекрасного собеседника.

Источники:

  • как научиться диалогу

Умение вести светскую беседу пригодится любому человеку, даже тому, кто по работе и в жизни редко попадает в такие ситуации, когда необходимо общаться на определенном, «высоком» уровне. Это часть общей культуры и свидетельство воспитанности. Вы всегда должны быть готовы начать такую беседу и поддержать ее.

Инструкция

Любая беседа такого уровня подразумевает определенный стиль общения. Здесь «Эй, ты!» и «Привет!» совсем недопустимы. Светская беседа начинается с представления собеседников. Это может сделать какое-то третье лицо или они сами, не забыв при этом произнести полностью фамилию, имя, отчество, а также указать занимаемую должность или какой-то факт биографии, который и станет поводом для продолжения беседы.

После того как имя и отчество вашего собеседника стали вам известны, вы должны активно использовать их в беседе и обращаться к нему только так. В том случае, когда ваш визави не запомнил, как зовут вас, тактично напомните ему, как к вам нужно обращаться.

Подсознательно человек реагирует не только на ваши слова, но и на то, как вы держитесь, как жестикулируете. Контролируйте себя, чтобы расположить собеседника. Держите ладони открытыми, не потирайте ухо и не почесывайте нос во время разговора – это свидетельство того, что вы не совсем откровенны и в разговоре кривите душой. Примите расслабленное положение, позу, расстегните пуговицы пиджака – это внешние признаки вашего спокойствия и удовольствия от беседы.

Беседу в лекцию или полемику. Умейте вовремя прекратить беседу и распрощаться так, чтобы у вашего собеседника не осталось ощущения недоговоренности. Завершите разговор словами: «Приятно было с вами побеседовать» или: «Извините, мне надо отойти, поговорить с Иваном Ивановичем, пока он не собрался уйти».