Часть учебного года во франции. Обучение в школе во франции


1. С учителем можно спорить. Конечно, переходить на личности никто ученику не позволит, но если ученик считает, что учитель не прав или же несправедлив по отношению к учащимся, то можно смело высказаться и не бояться быть впоследствии затравленным. Но у каждого правила всегда есть исключения.

2. Более того, ученики могут поменять учителя! Если весь класс недоволен методикой преподавания, то дети могут написать петицию директору с просьбой заменить учителя. И его заменят. И, что самое важное, без последствий.

3. П оведение влияет на оценки. Если при сдаче БАКа (аналога нашего ЕГЭ) выходит так, что оценка стоит на перепутье, то комиссия тщательно изучает досье и, в зависимости от его содержимого, может прибавить несколько сотых к оценке. При поступлении в университет у лицеиста также просят табель о поведении во время двух последних лет учебы.

4. Вас не могут исключить из последнего класса. Экзамены у французов растянуты на два года, поэтому учеников последнего класса лицей исключить не может даже в случае постоянных прогулов, хамства и прочих гадостей (во всяком случае, для этого нужно очень хорошо постараться). Казалось бы, жизнь - малина! Но вспоминая предыдущий пункт, мы понимаем, как хитро французы расставили силки.

5. Ученика, пойманного при попытке списать на БАКе, отстраняют от сдачи экзаменов на 5 лет. Со списыванием у французов вообще очень строго. Если учитель заметил, что учащийся пользуется телефоном во время урока, то средство связи конфискуют минимум на 24 часа (!). Забрать могут только родители.

6. Во Франции действительно запрещено задавать домашнее задание. Всё объясняется плотным школьным расписанием и толерантностью к далеко живущим ученикам. На самом деле домашнее задание есть, но редко когда оно бывает объемным, чаще всего это 1-3 упражнения, заданные на неделю вперед.

7. Ответ не всегда красивый. В математике мы привыкли получать в ответе красивое число: 1, 0 или же аккуратную дробь. В обратном случае большая часть учеников остановится и перепроверит всё еще раз, так как "быть такого не может". Французы же при составлении учебников вовсе не задумываются об ответах - выйти может что угодно. Даже 4,13679.

8. Перемен в школе нет. В день есть две большие перемены по 15 минут - в 10 и в 15 часов. А так между уроками официально прописаны лишь пять минут отдыха, которые, по сути дела, тратятся на переход от кабинета к кабинету.

9. Длинный учебный день. Как бы страшно это не звучало, но в старших классах дети нередко учатся с 8 до 18 с единственным часовым перерывом на обед да теми небольшими перерывами-пятиминутками между уроками.

10. 30 минут до школы - невыразимая даль. Нам это покажется смешным - многие возят своих детей в школу и по три, и по четыре часа кряду в один конец. Для французов это покажется нелепым и ужасным. Семьи, живущие в 30 минутах езды от школы, чаще всего записывают своих детей в интернат, так как ездить далеко и долго.

Прекрасная Франция - страна великих мыслителей и художников, родина таких понятий, как «права человека» и «толерантность», а также восхитительного по своей красоте языка, на котором разговаривает десятая часть населения планеты. Школа этого государства не может не иметь безупречной репутации.

Французские школы традиционно считаются достаточно строгими из-за требовательности учителей и насыщенности программы. Но в то же время в них царит свободная, удивительно непринужденная атмосфера, так что даже иностранцы очень быстро начинают чувствовать себя легко и комфортно.

В этой стране существует единая централизованная система школьного образования. Окончательно она сложилась к 60-м годам XX века, правда, формироваться начала еще в эпоху Просвещения. С 1967 года во Франции законодательно установлена обязательность среднего образования. За тем, чтобы все дети учились, строго следит государство.

Французская специфика

Власти также регулируют образовательную политику, ведают вопросами оплаты труда преподавателей, их подготовкой и наймом. Кроме того, ежегодно Министерство образования утверждает учебный план, единый для всех начальных и средних школ. Его публикуют в официальном издании Министерства - Государственном бюллетене по образованию.

Как во многих странах, учебные заведения Франции подразделяют на государственные и частные. Однако и те, и другие находятся под патронажем министерства. Большинство, естественно, составляют государственные бесплатные школы, но количество частных постоянно растет. Сейчас в них получают образование около 15 % всех учеников начальных классов и около 20 % детей, проходящих подготовку в средних учебных заведениях.

Интересно, что частные школы могут подписывать или не подписывать «контракт» с государством. При наличии такого соглашения преподаватели частных учреждений получают жалованье из казны, соответственно, стоимость обучения там на порядок ниже, чем в аналогичных заведениях, не имеющих «контракта». Еще одна особенность: родители не вправе выбирать для своих чад государственные учреждения - детям приходится посещать школы по месту жительства. Многие французы считают эту систему несправедливой, ведь школы не совсем благополучных районов, в частности иммигрантских кварталов, переполнены и не способны дать хорошего образования. Впрочем, взрослые могут послать ребенка в частное заведение, где он точно получит высококачественное образование, но за большие деньги.

У французской и российской школ есть общие черты. Например, нерадивого ученика там тоже могут оставить на второй год. Решение о том, переводить или не переводить его в следующий класс, принимает комитет, состоящий из педагогов, административного персонала и родителей. Впрочем, мать и отец ребенка имеют право оспорить вердикт. Необходимо отметить, что в каждом образовательном учреждении работает специалист, помогающий преподавателям, детям и родителям решать не только административные, но и психологические проблемы.

Учебный год во Франции начинается в сентябре и длится до середины июня. Время каникул устанавливает опять же Министерство образования, в каждом регионе эти периоды отличаются.

В первый раз в 12-й класс

Начальное образование во Франции является обязательным и бесплатным. Уже в два-три года малыши посещают так называемые материнские школы (ecoles maternelles) - аналог наших детских садов. Здесь в течение трех-четырех лет опытные педагоги и психологи готовят ребят к поступлению в начальную школу. Но настоящими учениками дети становятся в возрасте шести лет. Причем русское выражение «первый раз в первый класс» по отношению к Франции не работает, потому что классы здесь нумеруют, начиная с 12-го, то есть первый класс заканчивают выпускники. Начальное образование занимает пять лет и состоит из трех этапов: подготовительный класс, два «элементарных» и два «средних» класса.

В 11 лет французский ребенок поступает в низшую среднюю школу, или, как у нас она называлась раньше, школу 1-й ступени. Во Франции этот уровень называется гораздо более солидно - колледж (Сollege). Здесь занимаются четыре года, отсчет классов, как уже отмечалось, ведут в обратном порядке: первый год именуют шестым классом, последний - третьим.

Четырехлетний период в колледже разбит на три цикла. Первый - адаптационный год, в течение которого ребенок привыкает к новым формам обучения и новым предметам - математике, французскому языку, истории и прочим. Следующий цикл - пятый и четвертый классы. Здесь к указанным дисциплинам добавляют физику, химию, латынь и иностранный язык. В третьем классе школьники приступают к завершающей, ориентационной фазе: на данном этапе учащийся выбирает специализацию, по которой будет получать образование в лицее.

Времена лицейские

Учебные заведения высшей средней школы во Франции называются лицеями (Lycee). Только их выпускники имеют право поступать в университеты, а потому стать лицеистом не так уж просто.

Для зачисления необходимо выполнение следующих условий:

    единодушное решение ученика и родителей о выборе лицея, дальнейшей специализации и выбора квалификации; наличие рекомендации группового собрания педагогов колледжа, где учился ребенок, о зачислении его в лицей. Документ рассматривает комиссия при академическом инспекторе региона (Inspecteur d’Academie), которая учитывает также наличие мест в региональных лицеях.

Итак, как правило, в 14–15 лет ученики колледжа становятся лицеистами. В данном образовательном учреждении обычно проходят подготовку в течение трех лет, заканчивая второй класс (Seconde), первый (Premiere) и выпускной (Terminale). Лицеи во Франции бывают нескольких категорий. Те, кто хочет быстрее начать работать, идут в профессиональный лицей (Lycee professionel, Lycee vocationnel) или в центр подготовки подмастерьев (CFA), чтобы получить знания, умения и навыки по определенной профессии. Здесь даже можно выбрать продолжительность курса: два или четыре года. Так как до 16 лет образование является обязательным, все равно как минимум два года отучиться необходимо. После этого в профессиональном лицее выдают Сертификат профессиональной квалификации (Vocationnel aptitude certificate - CAP) или Профессиональный диплом (Vocationnel - BEP). Оба эти документа дают право работать по специальности. После четырехлетнего обучения вручают Диплом профессионального бакалавра (Vocationnel baccalaureate - BAC). Имея его, можно поступать в вуз.

Однако за BAC в профессиональный лицей, практически являющийся эквивалентом нашего ПТУ или техникума, обычно не идут. Туда подают документы ребята, собирающиеся начать работать. Чтобы получить ВАС, поступают либо в общеобразовательный (General lycee), либо в технологический (Technologique lycee) лицей, где получают соответственно звания General baccalaureate (бакалавр общих наук) или Technologique baccalaureate (бакалавр технических наук).

В лицеях общеобразовательного направления наибольшее внимание уделяют филологии, экономике и естественным наукам. «Корочки», которые выдают выпускникам таких учебных заведений, различаются в зависимости от специализации: BAC-ES (экономика и социальные науки), BAC-L (литература и языки) и BAC-S (естественные науки). В техническом лицее можно специализироваться на точных науках и промышленных технологиях (диплом STI), сервисе (STT), лабораторных исследованиях (STL) либо медицинском и социальном обслуживании (SMS).

Во втором классе (15–16 лет) в общеобразовательных лицеях происходит разделение на два потока. Одни школьники изучают естественные науки и математику, другие - гуманитарные науки. В первом классе (16–17 лет) гуманитарный класс подразделяется еще на два направления: первое - «литература и языки», второе - «экономика и социология».

Основными предметами на курсе «Естественные науки и математика» являются физика и математика; на потоке «Литература и языки» - французский язык, письменная и устная речь, основы информатики и математики, философия, литература. Те, кто выбрал программу «Экономика и социология», постигают экономику, математику, французский и английский языки. Кроме того, в качестве дополнительных предметов можно изучать историю искусства, биологию, предпринимательство, химию, информатику, французскую литературу, французский и иностранные языки - английский, итальянский, немецкий и испанский, а также географию, историю, право, математику, музыку, физику, психологию. Уроки продолжаются с 8:00 до 15:00, а факультативные занятия - с 15:00 до 18:00. Во многих лицеях каждую пятницу проводят контроль знаний, устраивая устный или письменный экзамен, а раз в две недели родителям отправляют отчет об успеваемости их чада.

Между прочим, сам факт обучения в лицее отнюдь не гарантирует автоматического получения диплома BAC. Его выдают только тем, кто набрал не меньше десяти баллов по итогам нескольких устных и письменных испытаний. Если оценка окажется ниже, придется сдавать вторую серию экзаменов или проходить переэкзаменовку. Тем, кому и тогда не удалось набрать проходной балл, просто выдают свидетельство об окончании средней школы. Разумеется, это очень плохо - и в вуз не поступить, да и на хорошую работу не возьмут.

Учеба в государственном лицее

Для французов бесплатна, дети иностранцев, не проживающих во Франции, имеют право учиться в частных лицеях-интернатах, а также в пяти достаточно престижных государственных лицеях. Они расположены в парижском предместье Сен-Жермен-ан-Ле, местечке Ферней-Вольтер (недалеко от швейцарской границы), в Ницце, Лионе и Страсбурге. Качество преподавания в каждом из этих образовательных учреждений отвечает самым высоким требованиям. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что 94 % выпускников Lycee-College international de Strasbourg успешно сдают экзамены на BAC.

В страсбургском лицее наравне с французами проходят подготовку школьники из 52 стран, в том числе россияне. Для тех из них, кто недостаточно хорошо говорит по-французски, предусмотрен специальный курс интенсивного обучения языку (семь-восемь часов в неделю). Кстати, в группы набирают всего от двух до пяти человек.

В лицее практикуют индивидуальный подход. Каждую дисциплину разбивают на три уровня, и ученик нередко, скажем, по французскому языку находится на первом уровне, а по математике - на третьем. Он также способен, например, поступить в четвертый класс, но по итогам года ему разрешат перейти сразу во второй.

Для зачисления в государственный лицей иностранец должен прислать мотивационное письмо. Если администрация сочтет кандидатуру подходящей, его вызовут на собеседование. Затем придется пройти сложные отборочные тесты - надо показать хорошие знания в области французского и профильных предметов. Подготовка в государственных лицеях для иностранцев тоже бесплатна, однако за проживание, питание, а также книги и методические пособия нужно платить. Проживание в интернате при лицее с трехразовым питанием стоит примерно 6000 евро в год.

Учеба в частном лицее

Безусловно, дороже. Она обойдется примерно в 21 000–23 000 евро в год. Но частные школы - это, как правило, элитные и очень престижные заведения.

Например, Ecole des Roches просто уникальна. Она появилась более 100 лет назад как школа-пансион для детей аристократии и крупной буржуазии (в ней учились юные князья Голицыны). Сегодня Ecole des Roches - крупный международный образовательный центр, состоящий из трех структур:

1) международного интерната в Нормандии для детей от 11 до 18 лет;
2) начальной школы Ecole des Petites Roches - la Tournelle в Версале для детей 7–11 лет;
3) школы по изучению французского языка Perl в Париже для взрослых.

Еще одна знаменитая частная школа-пансион - Ecole Privee de Tersac, которая находится в окрестностях города Мейлан-на-Гаронне, между Бордо и Тулузой. Школа расположена в усадьбе XIX века на берегу Гароннского канала. Тут учатся французы и иностранцы в возрасте 12–18 лет. Заведение имеет отличные академические показатели, что объясняется высоким качеством подготовки, небольшими классами (максимум 15 человек) и современным техническим оснащением. С 12 лет все дети в обязательном порядке осваивают три иностранных языка. Главный принцип школы - гармоничное воспитание личности.

Следует упомянуть еще школу-пансион Institut Bois-Robert близ Анжера, которая стоит посреди живописного парка. Кстати, один из корпусов находится в настоящем замке. Максимальное число детей в классе тоже 15 человек. Помимо обязательного французского языка детям преподают английский, испанский, немецкий и латинский, а также изучают французскую культуру, живопись, математику.

В этом «О!» убедился благодаря рассказам родителей со всего мира. Сегодня мы отправляемся во Францию, чтобы узнать, как устроены детские садики и школы в этой стране.

Меня зовут Катя, у меня трое детей: старшей Нине 12, а близнецам Егору и Зосиме скоро 6 лет. Мы живем во Франции.

Что такое «родительские ясли»

Мои дети учатся в обычной государственной школе, которая состоит из нескольких ступеней. Государство во Франции обеспечивает детям школьное образование, начиная с 3 лет. До этого, если очень повезет, можно попасть в обычные ясли, куда берут детей с месячного возраста. Яслей много, но они все переполнены, в них надо записываться с 12 недель беременности и раз в неделю звонить директору и объяснять, почему ясли нужны именно тебе (не с кем оставить ребенка, работа далеко от дома, по обстоятельствам).

Обычные ясли хороши тем, что плата в них зависит от дохода семьи, поэтому это по карману всем. Помимо обычных яслей, есть вариант «родительских яслей», то есть заведения, созданного и управляемого кооперативом родителей. В такие ясли ходила моя старшая дочь. Конкретно это значит, что у каждой семьи есть свои обязанности. Кто-то директор, кто-то казначей, кто-то ответственный за закупки продовольствия, за персонал, за организацию праздников, за починку инвентаря. Помимо обязанностей, каждая семья раз в неделю по полдня помогает воспитательницам.

Раз в месяц родители посещают собрание, где каждый докладывает, как обстоят дела в его зоне ответственности. У нас собрания были довольно приятными посиделками с бутылкой вина, только заканчивались часто за полночь, и для меня раз в месяц это было очень тяжело. Но для коммуникативных людей со свободным графиком работы и для тех, кто хочет обжиться и познакомиться с людьми в чужой стране — это вполне хороший вариант. Начиная с 3 лет, государство обязано обеспечить место в «материнской школе» (так во Франции называют детский сад) каждому ребенку. В детский сад ходить вовсе не обязательно, но если записался — придется делать это регулярно.

Как устроена школа

Обязательная школа во Франции начинается с 6 лет — это подготовительный класс, первый и второй начальные классы, первый и второй средние классы. Затем дети получают неполное четырехлетнее среднее образование — колледж и еще три года лицея. А заканчивается все это экзаменом на степень бакалавра, с которого, кстати, скопировали ЕГЭ. Учебный год начинается в первых числах сентября и заканчивается в первых числах июля. Летние каникулы длятся два месяца, июль и август. Есть ноябрьские, рождественские, зимние (февральские) и пасхальные каникулы, каждые по две недели. В общей сложности получаются те же 4 месяца каникул, что и в России, но распределены они, по-моему, более удачно.

Как проходит день в школе

В начальной школе учебный день начинается в 8:30 или в 9:00. Если родители работают с раннего утра, детей часто можно привести с 7 утра в особую группу. Основные занятия заканчиваются в 16:30 или раньше, но дальше можно оставить ребенка на продленку до 18:30. Начиная со средней школы, первый урок начинается в 8 утра, но он бывает не каждый день. В некоторые дни ребенок может идти в школу к 9 или даже к 10 часам. Заканчиваются занятия в 16−17 часов.

В обычном классе может быть до 30 человек. Но во Франции есть такое понятие как «зона преимущественного образования», так называемый ЗЕП. В школах, относящихся к зоне, учатся в основном дети из неимущих семей, эмигрантов, которым учеба дается гораздо тяжелее. В ЗЕПах в классе не может быть больше 26 учеников.

В начальной школе дети начинают с занятий, затем у них довольно большая перемена (около часа), в которую они , если нет дождя, затем обед и после него еще час или два занятий. В первый год детского сада дети обязательно спят днем после обеда, второй год могут спать по желанию, на матрасиках или на подушке, принесенной из дома. На третий год это просто час чтения книги, тихого разговора. В начальной школе у детей один раз в неделю бассейн и еще один раз — занятия спортом на стадионе.

В средней школе, как и в России, есть школьное расписание, разные предметы и учителя. Предметов в целом меньше, так как — это один предмет, как и история-география, и так до конца школы. Нет отдельного предмета «литература», есть только «французский язык», на котором изучают и литературу, и язык, что довольно плачевно, учитывая уровень грамотности молодежи.

В расписании в средней школе могут быть «дыры», в которые дети либо идут в библиотеку, либо в специально отведенный для этого класс, где под надзором куратора можно сделать домашнее задание или задание, оставленное учителем, который по какой-либо причине пропускает занятие. В этот класс ученика могут отправить также, если он опоздал на урок или в качестве наказания за плохое поведение.

Что в школе на обед

В материнских и начальных школах предусмотрено двухразовое питание — обед и полдник, стоимость которого зависит от доходов семьи, остальное доплачивает государство. Но дети не обязаны питаться в школе: многих родители забирают на обед домой и приводят затем обратно. То же с полдником: многие уходят домой до него. На обед бывает закуска, основное блюдо и десерт, но редко где все это готовится на месте, в основном только разогревается, поэтому и качество не слишком высокое. Полдник в школе — это фрукт/сок+булочка/хлеб с вареньем+йогурт/молоко. При этом школы пытаются регулярно добавлять в меню экологически чистые продукты. Обычно на дверях школы вывешивают меню на неделю или на месяц. Мои дети питаются в школе, и я считаю, что это хороший способ приучить их есть то, что дают, а не только джентльменский набор из пюре, сосисок и шоколадной пасты. У старшей дочери, которая учится в колледже, еда готовится на месте, есть возможность выбрать из нескольких блюд. Она может также пойти пообедать в город.

Как проходит адаптация

В яслях адаптация растягивается на неделю. Первый день приходишь на час и остаешься с ребенком в группе. Второй день оставляешь ребенка в группе одного, но тоже на один час. Третий день оставляешь на полдня, но без обеда, и так далее.

В школе в первый день младшая группа приходит на час позже остальных и проводит там полтора часа, за это время им объясняют, как что работает и кто есть кто. В колледже в первый день ученикам тоже просто рассказывают, что, где и как. Как и в России, у каждого класса есть классный руководитель, он встречает детей в первый день. Для моей дочери первый день в колледже был сплошным кошмаром: классная руководительница миссис Гейнор, чистокровная ирландка, в течение 5 часов вещала им что-то по-английски, и Нина не понимала ни слова… Она вылетела из колледжа пулей и сказала, что в этот класс не вернется никогда.

Поговорили с директором, решили попробовать недельку, потом еще, потом остались. Классная оказалась просто замечательная, поддерживала каждый Нинин шаг, каждый успех. Когда Нина в первый раз выступала в классе со спичем (надо было рассказать про ), миссис Гейнор подняла весь класс, и они ей устроили овацию. Хотя это, наверное, уже не французские, а ирландские школьные традиции.

Про домашнее задание

По идее, вплоть до средней школы никаких домашних заданий у ребенка быть не должно. На практике это не так — уже с подготовительного класса ребенка могут просить написать страницу прописи, выучить стишок. Опять же, по идее, все задания дети должны делать сами. Я помню, в подготовительном классе, в котором дети учатся читать, учительница говорила на собрании: «Не волнуйтесь, все дети в этом году, и совершенно без всяких усилий с вашей стороны. Кто-то в ноябре, кто-то в марте, кто-то к лету. Но все обязательно научатся». И научились, как ни странно. Моя старшая дочь самостоятельная, и я в общем никогда ей ни в чем не помогала (кроме первого месяца в английском классе). Но я знаю, что, как и в России, есть родители, которые проводят с детьми целые вечера за уроками.

В чем главное отличие

В отличие от России, общая атмосфера гораздо более теплая, и это приятно. На входе в школу детей встречает директор и со всеми здоровается по имени. Такое впечатление, что к каждому ребенку более личностный, персональный подход. Родители тоже друг с другом здороваются, даже если не знакомы, поэтому и знакомство завязать несложно. Дети чаще и раньше начинают ходить друг к другу в гости, в том числе с ночевкой, чуть ли не с детского сада. Родители оказывают друг другу небольшие услуги — забрать ребенка из школы, если один задержался на работе, взять его домой и покормить, если в школе забастовка и нет обеда. Вообще дети здесь гораздо чаще любят школу и ходят в нее с удовольствием. Здорово, что есть занятия бассейном, есть большая перемена до обеда, когда дети могут побегать на улице.

Образование во Франции направлено не на то, чтобы наполнить ребенка теоретическими знаниями, а скорее на то, чтобы научить его ориентироваться в окружающем мире. Это особенно заметно в начальной школе, где не только счет, чтение, письмо, но и знакомство с географией, историей, социологией, биологией, физикой и химией. Причем это не абстрактные знания, а очень конкретные.

С младшей группы детского сада детей учат писать и узнавать свое имя, учат гигиене, правильному питанию, утилизации отходов, учат социальному поведению, учат говорить и рассказывать, слушать других. Даже малыши знают, что девочка от мальчика отличается не длиной волос и не платьем, что меня поразило в свое время. В самых младших классах на географии дети рисуют план своего квартала, им рассказывают о поведении на улице, как вести себя в экстренной ситуации, о том, как устроено общество и государство. На всех уроках детям постарше дают примеры из жизни — отрывки из газет, бюллетени, графики, статистические планы и так далее.

Здесь вообще в культуре нет такого зацикливания на ребенке, как в России или в США, и мне кажется, это правильно. Утром дети идут в школу, родители на работу, все заняты своими делами. Вечером все с работы переключаются на общение, на игры, совместные приятные занятия. Я вспоминаю с ужасом тот год, который мы провели в России. Нина возвращалась из школы в час дня, ей надо было приготовить обед. Таким образом, утром я могла поработать всего пару часов. Потом она ныла и слонялась по квартире, пока я пыталась срочно закончить работу, на 100% ощущая себя дурной матерью, которая даже погулять ребенка опять не вывела.

Не хватает энциклопедических знаний

Мне не хватает энциклопедичности гуманитарных знаний, которая есть в нашей школе. У нас в ребенка загружают определенный пакет знаний: «культурный багаж». Можно спорить о том, насколько он полон и насколько в него входит именно то, что необходимо знать культурному человеку, но он есть. Во Франции ребенка учат, как найти и узнать то, что ему нужно, но никакого обязательного пакета нет. Его учат анализировать историческое событие, работать с источниками и контекстом, видеть не только большую историю (короли+войны), но и малую (чем люди питались, как жили), но они не изучают историю линейно, от Адама до Потсдама, как мы, и чаще не имеют никакого представления о том, что было до Французской революции. Детей учат анализировать литературное произведение, и это страшно интересно, но нет такого набора произведений, которые они должны прочитать. И поскольку всем детям сейчас все труднее читать классику и толстые книги, во Франции дети в школе совсем не проходят многих важных для французской литературы писателей, а читают то, что полегче и покороче. Мы пытаемся заставить дочку читать сложные книги, но это очень непросто! Как бы мне хотелось бы скрестить опыт Франции и России в этой области и найти золотую середину.

Текст: Катя Пичугина

Фото: Bosnian/Photographee.eu/Pressmaster/Africa Studio/Jack Frog/PR Image Factory/Shutterstock.com

Женские форумы кишат детскими темами. Мамы пытаются давать друг другу советы, набивая шишки на нежных детских лбах.

Чем же заняты профессионалы-педагоги? Чему, как и где учат?

Сравниваем русскую и французскую начальные школы.

Обычное государственное школьное учреждение во Франции принимает детей по месту жительства.

Для поступления в начальную школу следует подготовить копии документов :

  • свидетельство о рождении;
  • паспорта родителей;
  • справку о вакцинации (для иностранцев – заверенный перевод из медучреждения родной страны);
  • документ, выданный мэрией города, с указанием уровня дохода семьи (на его основании будет установлена плата за питание);
  • страховка;
  • документ, подтверждающий наличие жилья (договор с жилищной компанией, работодателем).

«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь». С чего начинается учеба во французской школе.

Думаете, придя в первый класс, малышей начинают обучать каллиграфии? Забудьте. Никаких крючков и зигзагов для «постановки руки» (ну, ведь не в балете мы, в самом деле). Ровных буковок, линеек, смены шариковой ручки на карандаш тоже нет. Французы-вольнодумцы не ограничивают свободу ребенка.

Вариант прописи в клетку

Большинство заданий выполняются в тетрадях с печатной основой, остается лишь выбрать верный вариант ответа. Обычных чистых тетрадей просят купить не более пары-тройки. А уж о том, что они бывают в косую линию, и вовсе не слышали.

Во Франции не существует праздника 1 сентября с цветами и бантами, зато регулярно и с размахом отмечаются Mardi Gras, школьные благотворительные ярмарки, выставки.

«Вычитать и умножать». Уровень знаний начальной школы.

Начнем с хорошего. Русские учителя дают необходимые знания на высоком уровне. Однако примечательно, что условные троечники, сменив с родителями место жительства, во французской школе становятся первыми по успеваемости среди ровесников. Почему? Их недооценивали дома? Нет. Просто шкала оценки знаний во Франции и требования к ребенку существенно отличаются.

Французская начальная школа использует не бальную систему, а буквенную : А, В, С, D (A – высокий уровень знаний, D – низкий).

С этого момента о плохом. Поделимся историей, рассказанной мамой, чье чадо в первый раз в первый класс пошагало во французскую школу небольшого города под Парижем.

Узрев в тетрадях С и D, мама, закомплексованный передовик-отличник советской образовательной системы, начала бить в колокола. Для начала пожаловалась знакомой француженке.

Страхи нашей соотечественницы не только не разделили, но и не поняли по существу. Француженка объяснила, что оценки С и D не являются показателями знаний. Они указывают на этап в освоении того или иного материала в момент выполнения задания.

Иными словами, С, D – начальный этап освоения материала , и ребенок нуждается в дополнительном времени для окончательного закрепления знаний. Согласитесь: совершенно иной образ мышления.

Помня о страшном запугивании учителей «останешься на второй год!», русскими родителями сложно воспринимается подобный подход. Что могло быть унизительнее такой перспективы? Образ второгодника ассоциировался с чем-то вроде недоразвитого мамонта, рыжеволосого, на последней парте.

И случались подобные инциденты крайне редко. Учителя «рисовали» тройку даже в самом запущенном случае, дабы избежать этого позорного явления в статистике школы.

К концу учебного года первого подготовительного класса французской школы родителям передают письмо-предложение о переводе в следующий класс .

Можно согласиться или оставить ученика для прохождения того же курса повторно – по своему усмотрению.

Не требуется никаких особых обоснований причины – достаточно галочки в соответствующей графе письма.

Эти европейцы на практике внедряют то, о чем другие – и русские – кричат на каждом шагу. Все дети разные. Надеть опознавательные значки для выделения личности (как практикует русская школа) – шаг сомнительной эффективности.

Каждый требует дифференцированного подхода, разного промежутка времени для усвоения одних и тех же знаний. Не стоит всех одновременно выстраивать силком в общую шеренгу.

«Малышей не обижать». Поведение: правила, запреты.

Во французском языке нет понятия «нормы поведения». В школу не позволяется приносить игрушки и лекарства, но ребенок может взять любимую книгу . Если обязательные задания на уроке выполнены раньше других, ребенок может ее почитать. Или разрисовать карандашами красивый индийский орнамент, скажем, на уроке математики.

Теперь о «правилах поведения на перемене». Во Франции можно получить шок, увидев однажды, как проводят дети в школе свободное время. Да, за ними следит охранник .

Такой человек находится на школьном дворе во время перемене. Но реагирует он исключительно на серьезные ситуации, точнее – на их последствия, грозящие безопасности жизни. Его никоим образом не волнует активная игра в футбол в дождливую погоду с грязными лужами чужой шапкой против воли ее хозяина.

Активная перемена

Дорогая детская одежда, разбросанная на асфальте по всей территории двора, нередко там покоится с утра до вечера. Эта привычная картина безразлична глазу француза.

Администрация школы обеспечивает организацию учебного процесса, огражденную и охраняемую территорию, отсутствие доступа посторонних людей. Все остальное – проблемы родителей и самого ребенка.

«Находить Восток и Юг». Атмосфера французских уроков.

Французский опыт преподавания уроков малышам на природе стоит записать всем русским педагогам в план занятий жирным маркером.

Детей привозят на земельный участок с парой-тройкой деревьев (для птиц), кустов (для насекомых), небольшим болотом (для лягушат в камышах) и будкой (для хранения инвентаря). Все это гордо именуется «сад открытий» . Ради него комфортабельный школьный автобус едет через полгорода.

Детям строго возбраняется ходить, где придется, чтоб случайно не задавить какого-нибудь червячка. Только по отведенным тропинкам! Скудность земельного клочка не имеет значения. Важно то, что детей учат искренне любить окружающий мир , ответственно о нем заботиться. Объясняют наглядно взаимосвязи в природе.

А здесь ребята постарше наблюдают за миром растений

Малыши усаживаются прямо на земле (не бойтесь: под попы выдают деревянные дощечки), закрывают глаза, а потом рисуют звуки и запахи. Птица, самолет, собака, автомобиль, человек, шелест листьев.

Преподаватель приносит специальные боксы с отверстиями. Каждый по очереди запускает туда руку, угадывая на ощупь, что внутри: шишка, колючка, кора, мох, улитка. Всеобщий хохот и веселье.

«Книжки добрые любить». Учебный материал: книги, помещение школы.

Учебная французская аудитория – почти домашняя комната. Картины, коврики, творческие работы детей, семейные фото. Входная дверь с круглым окном, как на подводном корабле. В центре – круглый стол. На нем первоклассники готовят пироги на праздники. Позже их испекут повара в школьной столовой, а дети дружно съедят.

Сравнивая детскую «буржуйскую» литературу с современной родной, возникает ощущение, что писал один автор, потом перевели на разные языки. Монстры, которые точат ножи, наследники трона-убийцы, что избавляются от конкурентов, людоеды, дети, мучащие домашних животных, – неполный перечень сюжетов, встречающихся у французов. Поедание печенки дэва, смакование подробностей убийств сказочных персонажей и их предсмертных мук – это русские книги по литературному чтению.

Попытки с малых лет показать ребенку, что жизнь не всегда безоблачна, а люди – не все добрые волшебники? Метод, вызывающий у многих не понимание, а мурашек по коже.

О чем забыл вспомнить М. Пляцковский: домашнее задание, питание, обмундирование. Почем?

Школьная столовая во Франции предлагает «шведский стол». Преобладают салаты, овощи (размороженные из пакетов), фрукты, соки, йогурты – привычный рацион традиционной французской кухни. Оплата зависит от заработка родителей. При месячном доходе меньше 600 евро – 6 евро/месяц за ребенка .

Обучение в обычной французской школе бесплатное . Большинство тетрадей с печатной основой, книги, папки, цветная бумага и даже презенты к праздникам за счет школы.

Взносы в фонд класса нерегулярные: могут предложить сдать деньги один раз за год, а могут совсем не поднимать такой вопрос. Суммы нефиксированные, зависят лишь от доброй воли родителей. Свободная форма одежды.

«В школе работаем, дома отдыхаем» – девиз французской начальной школы. Домашнее задание в лучшем случае сводится к повторению материала, пройденного на уроке.

Объем домашней работы русских деток иногда шокирует. Может, не стоит приучать к тому, что дом – это продолжение того же труда, только за другим столом? Эта вредная привычка укореняется в подсознании.

И не спрашивайте, почему муж, вернувшись с работы, не проводит время с семьей, а усаживается за ноутбук и пялится в экран до ночи, независимо от того, есть ли в этом необходимость.

Кажется, все. Есть над чем подумать.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Французское обучение начинается с 6 лет ребенка. Обязательным для каждого гражданина Франции оно будет до 16 лет. Образование можно определить по главным принципам — прежде всего это свобода выбора учебного заведения, возможность бесплатного получение и сохранения нейтралитета во время обучения.

Все годы, которые человек проводит за получением знаний, можно разделить на несколько ступеней:

  • дошкольное образование во Франции – как правило, это детский сад, куда детки поступают в возрасте 3-4 года, а затем они переходят в начальные классы, достигнув 5 лет.
  • среднее образование во Франции — это процесс получения образования в колледже или лицее.
  • высшее образование во Франции – где студент по итогу получит диплом бакалавриата, окончательно утверждающий специализацию.

Начальное образование ребенка во Франции

В него входит детский сад, хотя он и не подразумевается как обязательная ступень. Но все же туда ходят почти 100% французских детей. Во-первых, там начинается развитие ребенка при контакте с другими детьми. Также воспитатели уже подготавливают детей к школе и первым и самым необходимым предметам обучения. В обязанности детского сада входит:

  • Непосредственно сама подготовка к школьному образованию;
  • Обучение малыша первым навыкам в письме и родном французском языке;
  • Обучение ребенка к самовыражению;
  • Научить малыша правильно воспринимать внешний и внутренний мир.

После того, как ребенок закончил учиться в детском саду, он поступает в школу во Франции. Школьный уровень образования во Франции предполагает начальный курс подготовки, а затем основную школу. CP – подготовка разделяется на 5 уровней: столько же лет учиться – до 10 лет ваше чадо будет получать необходимые навыки и знания в подготовительном классе.

Основное начальное обучение во Франции начинается тогда, когда ребенок уже знает письмо, речь и умеет читать. Во время образовательного процесса школьники получают навыки по таким предметам, как:

  • Арифметика;
  • Жизнь в обществе;
  • Французский язык и речь;
  • Художественные навыки;
  • Познание мира.

Именно эти предметы Министерством Образования установило, как самые главные и важные в формировании гражданина.

Как получают среднее образование

Средняя школа во Франции также делится на 2 уровня:

  1. Это либо лицей;
  2. Либо колледж.

Если посчитать, то получится, что получение среднего образования во Франции длится в общей сложности около 7 лет. Получить навыки в колледже обязан каждый с 6 по 3 класс. Да, именно так идет отсчет, дальше это объясняется. Чтобы это легче ему давалось, систему образования в школе разделили на 3 периода:

  • Адаптационный период – включает в себя шестой класс, где обучаются бывшие выпускники начального образования. Туда можно поступить без экзаменов. Главная задача этого периода — объединение учеников и собрание всех полученных знаний. В это же время малыши могут состоятельно выбрать предпочитаемый иностранный язык.
  • Центральный этап – состоит из пятого и четвертого классов. В этот период полученные навыки закрепляются и углубляются. Здесь школьники начинают более ответственно и продуманно относиться к определению со своей будущей профессией, так как центральный этап формирует навыки для выбора лицея. В пятом классе ученики уже получают определенный уровень знаний по языкам, физике, химии. Частные школы во Франции предлагают еще больше предметов для лучшего развития вашего ребенка.
  • Профессиональная ориентация – этот период называют третьим классом. Он уже непосредственно прямо подготавливает учеников к будущей работе. По итогу обучения все школьники сдают итоговый экзамен и получают диплом. Но он никак не способствует переходу в следующий класс.

Уже по окончанию всех этапов, школьники могут записываться в интересующий их лицей, а еще поступать в профессиональные лицеи, которые сразу приступают к подготовке кадров профессиональной пригодности.

Обучение в лицее

Система специального обучения во Франции различает 3 вида:

  • Общий;
  • Технологический;
  • Профессиональный.

По первым двум обучение продолжается 3 года. В лицее общей характеристики после окончания ученик получает на руки диплом бакалавра, который считается одной из ступенек к высшему образованию. После технического лицея лицеист может поступить в университет своей специализации. Профессиональные лицеи ведут ученика 2 года, после которых можно поступить в университеты и вузы страны.

Вузы во Франции

Высшее образование здесь возможно получить, если до этого вы уже получили диплом бакалавра по определенной специальности. Во Франции система обучения отличается от других стран. Разнообразие вузов и изучаемых предметов часто пугает.

Большое количество вузов и университетов во Франции принадлежит государству и находится под наблюдением министерства. Французское высшее образование можно поделить на два вида:

  • Быстрое высшее образование – где студент учится всего 3 года, затем получает диплом со специальностью либо в сфере обслуживания населения, либо в промышленной сфере.
  • И второй вид – это долгое высшее образование, которое предоставляет возможность поступления в университет или высшую школу.

В 2002 году во французских учреждениях высшего образования были введены новые степени учености – бакалавр – лицензиат (срок обучения 3 года), и магистр-доктор (5 лет обучения).

Самые распространённые во Франции ветви образования, это:

  • Медицинское;
  • Журналистское;
  • Юридическое;
  • Педагогическое.

Особенности французского образования

Система получения высшего образования во Франции предполагает скорее не университетское обучение, а получение специализированных знаний в высших школах.

Такой вид французских школ является одной из главных особенностей образования этой страны. Обучение в них считается более элитным и престижным, нежели в обычном государственном вузе. Высшие частные школы во Франции не предполагают бесплатного обучения, а вот государственные дают лишь 30% бюджетных мест.

Так как высшая школа считается элитным местом, то поступить туда труднее, нежели в обычный университет. Требуется пройти тяжелые вступительные испытания. Во Франции к этому относятся очень серьезно, ведь по окончанию студент в 95% найдет высокооплачиваемую работу и самое престижное место.

Образование для граждан другой страны

Подготовку к вступительным испытаниям нужно начинать заранее, примерно за 1 год. К этому времени у вас на руках уже должны иметься сертификаты о должном уровне владения французским языком – DELF /DALF и TCF.

В нашем понимании экзамены – это билеты и вопросы, но для французов экзамен – это автобиографическое досье + мотивационное письмо от абитуриента (почему выбор пал именно на этот вуз). Его нужно выслать в университет или высшую школу заранее.

Бесплатное образование во Франции есть, но его очень мало, и редкий иностранец сможет им воспользоваться. Только подготовка к поступлению в университет, высшую школу или вуз длится полгода и стоит не мало:

  1. Курсы по подготовке языка – 14 000 руб.
  2. Сдача экзамена для получения сертификата – 4000 руб.
  3. Составление досье – 3400 руб.
  4. Баланс на банковской карточке для допущения во Францию – 6000 евро (на 1 год обучения).
  5. Получение визы – 50 евро.
  6. + перелет и регистрация в вузе примерно 10000 руб.

Стоимость обучения во Франции для иностранных граждан – примерно 250 евро в год + каждый год нужно платить взнос страхования в кассу вуза – около 200 евро. А в высших школах сумма колеблется от 500 до 20000 евро в 1 год обучения.