Что дала миру "единая европа. Общая характеристика зарубежной европы

Я жду завершения оформления уже второго своего заграничного паспорта, так как снова жутко хочу отправиться гулять по улицам Италии, полакомиться в закусочных Германии и увидеть Эйфелеву башню. Это лишь малая часть из всех достопримечательностей, встречающихся в Европе, которые и объясняют большую туристическую популярность. Но есть еще немаловажные аспекты в этом вопросе.

Европа и её состав

Эта часть света населяется примерно 742 миллионами человек, каждый из которых является частичкой её культурной составляющей. Площадь, занимаемая европейцами, составляет чуть больше 10 миллионов километров квадратных. Выделю основные сведения об этой части света:

  • образует Евразию в объединении с территориями Азии;
  • название идет от героини мифов Древней Греции - Европы, которую похитил и увез Зевс;
  • включает в себя 50 стран.

Говоря о представителях Европы, хочу упомянуть о Великобритании, Италии, Франции и Германии. Они составляют костяк экономической и политической сферы европейцев. Часть бывшего СССР также относится к этим территориям (Россия, Беларусь, Украина и др.).


Причина концентрации туристов в Европе

Заглядывая на странички людей в соц. сетях, можно заметить, что наибольшей популярностью пользуются фотографии из путешествий по Европе. Ведь улицы "старого света" и памятники архитектуры уникальны, что и вызывает большой интерес туристов (Колизей, Эйфелева башня, Пизанская башня и другие). Помимо этого, важны природные особенности: много морей, бесчисленные пляжи, реки, изумительные горные пейзажи.


Большую роль играют и экономические факторы. Европа обладает отличной транспортной инфраструктурой, высоким общеэкономическим развитием и достаточным уровнем туристической индустрии. Еще учту политические аспекты, которые проявляются в виде длительного мирного положения (отсутствия войн со времен Второй мировой) и простой системой проверки документов на границах и объединение многих стран в Шенгенскую зону, что упрощает визовые вопросы. Последний обеспечивает легкое перемещение между странами Европейского Союза.

Зарубежная Европа простирается с севера на юг на 5 тысяч километров, а с запада на восток – на 3 тысячи километров. Ее территория в общем занимает 5, 4 млн. квадратных километра, а население составляет 520 миллионов человек.

Общие сведения о Зарубежной Европе

Зарубежная Европа представляет собой один их очагов мировой цивилизации, и имеет несравнимое значение для мировой политики, экономики и культуры.

На ее территории расположены 40 суверенных государств, которые связаны между собой историческим прошлым, тесными культурными и политическими отношениями.

Если говорить о экономико-географическом положении стран, то оно определено двумя главными критериями. Страны зарубежной Европы относительно близко расположены друг к другу, они либо вплотную граничат по природным рубежам, либо между ними есть незначительное расстояние, которое никак не влияет на удобство транспортных связей.

Вторым основным критерием является приморское положение большинство стран, которые связаны между собой и странами других континентов морскими путями.

Такие страны, как Италия, Испания, Португалия, Великобритания , Норвегия, Дания, Нидерланды с самых давних времен связаны с морем.

Политическая картина Зарубежной Европы

Политическая картина зарубежной Европы значительно менялась трижды на протяжении 20-го века.

Первая и Вторая мировые войны существенно меняли ее, а также в конце века произошли значительные изменения, связанные с пришедшими к власти социал-демократическими партиями.

Что касается устройства государств на этой территории, то в зарубежной Европе есть республики, унитарные государства, монархические и федеративные.

К 21 веку возникла Организация по безопасности и сотрудничеству – ОБСЕ, состав которой представлен 56 странами (также в нее входят США, Канада и страны СНГ).

Природные условия и ресурсы

На территории зарубежной Европы размещены множество полезных ископаемых. К северной части относят рудные и топливные полезные ископаемые.

А гидроэнергетические ресурсы приходятся на территорию Альп, Динарских и Скандинавских гор. Лесное хозяйство развито в Швеции и Финляндии, для которых типичны лесные ландшафты.

Население Зарубежной Европы

Численность жителей этой части мира возрастает очень медленно, в зарубежной Европе зафиксирована довольно сложная демографическая ситуация. Территория представляет собой очаг мировой трудовой эмиграции, здесь находится около 20 млн. иностранных рабочих.

Важно отметить, что большинство стран Европы высокоурбанизированны, самые высокие показатели урбанизации относятся к Бельгии, Великобритании и Нидерландам.

Страны Европы относят к индоевропейской семье, различают четыре основных типа государств по национальному составу. Это однонациональные (Исландия, Норвегия, Швеция, Дания), с резким преобладанием одной нации (Великобритания, Франция, Финляндия), двунациональные (Бельгия) и многонациональные (Швейцария, Латвия).

Хозяйство Зарубежной Европы

Европа занимает лидирующее место в мировом хозяйстве по размерам сельскохозяйственного и промышленного производства, по развитию туризма и экспорту товаров и услуг.

Самыми мощными странами относительно экономического положения называют Великобританию, Францию, ФРГ и Италию. У них больше всего развиты комплексы различных отраслей, в отличие от других стран, у которых сильно развиты одна-две отрасли.

Часто спрашивают, что Европа дала миру, что является ее уникальным вкладом. Возможно, луч­ший ответ - понятие объективности. Все осталь­ное вытекает из него - идея личности и ее свобо­ды; общее благо, отличное от частных интересов; справедливость как стремление к правде (то есть противоположность мести); этика науки и уваже­ние к эмпирическим данным; философская мысль, которая освобождается от веры и прославляет спо­собность мыслителя мыслить мир и самостоятель­но искать истину; дистанцированность и возмож­ность самокритики; способность к диалогу, нако­нец, само понятие истины.

Универсализм - это разложение объективности. Если объективности можно достичь, отправля­ясь от частных вещей, то универсализм стремится определить частность, отправляясь от абстракт­ного и произвольно заданного понятия. Вместо того, чтобы выводить долженствование из бытия, он поступает прямо противоположным образом. Универсализм состоит не в объективном рассмо­трении вещей, он предписывает отправляться от всеобщей абстракции, из которой выводится зна­ние о природе вещей. Он представляет собой за­блуждение, симметричное по отношению к мета­физике субъективности, которая сводит благо к тому, что «хорошо для меня» или «хорошо для нас», истинное - к внутреннему голосу или к междусобойчику. Европейская традиция всегда говорила, что человеку необходимо бороться со своей непосредственно данной субъективностью. Как утверждает Хайдеггер, вся история современ­ности - это история развития метафизики субъек­тивности.

Субъективизм обязательно приводит к реляти­визму (согласно которому, всё равноценно), смыка­ясь, таким образом, с эгалитарным выводом уни­версализма (все равноценны). Релятивизм можно преодолеть лишь за счет произвола моего Я (или произвола нашего коллективного Я): моя точка зрения должна взять верх просто потому, что она моя (или наша). Понятия справедливости и общего блага тут же теряют всякую основу.

Идеология прав человека включает в себя оба этих заблуждения. Она является универсалистской в той мере, в какой намеревается навязать себя вез­де и всюду, не обращая внимания на сообщества, к которым принадлежат люди, на традиции и контек­сты. В то же время она является субъективистской, поскольку определяет права в качестве субъектив­ных атрибутов, принадлежащих исключительно индивиду.

«Коронация прав человека, - пишет Марсель Гоше, - является, несомненно, главным идеологи­ческим и политическим фактом последних двад­цати лет» (Marcel Gauchet, La dйmocratie par elle-mкme, Gallimard-Tel, 2002, p. 326). Права человека, - добавляет он, - стали «идеологическим центром притяжения» всего того, что мы наблюдаем сегод­ня. Они стремятся стать гегемоном и заменить собой всевозможные политико-социальные дис­курсы, которые некогда выстраивались на осно­ве ныне обветшавших или опороченных понятий (традиции, нации, прогресса, революции), то есть их цель - стать единственным компасом для сбив­шейся с пути эпохи, подарить некую минимальную мораль смятенному миру. Они, как говорит Робер Бадентер, являются «моральным горизонтом наше­го времени». Они должны стать «основанием всех обществ», - добавляет Кофи Аннан. В них «в заро­дыше содержится понятие подлинного мирового правительства», - констатирует Жан Даниэль.

И даже больше того. Основываясь на тезисах, объявленных «очевидными» (уже в американ­ской Декларации независимости США 1776 года можно было прочесть: «we hold thиse truths to be self-evident» - «мы считаем эти истины самооче­видными»), они представляются в качестве ново­го Декалога.

И как новое основание человеческого порядка, они должны получить священный статус. Соответственно, права человека получили опреде­ление в качестве «религии человечества» (Надин Гордимер), «всемирной секулярной религии» (Эли Визель). Они, как пишет Режи Дебре, являются «на данный момент последней из всех наших граждан­ских религий, душой бездушного мира» (Rйgis Deb-ray, Que vive la Rйpublique, Odile Jacob, 1989, p. 173).

Очевидность всегда близка к догматичности, ведь о ней не спорят. Вот почему сегодня критика идеологии прав человека кажется столь же неудоб­ной, святотатственной и скандальной, как неког­да сомнения в существовании Бога. Как и всякая религия, дискурс прав человека пытается выдать свои догмы за абсолют, с которыми невозможно спорить, не выставив себя глупцом, бесчестным или злым человеком. Представляя права челове­ка в качестве прав «человеческих» и «всеобщих», их, естественно, ограждают от критики, то есть от права ставить их под вопрос, и в то же время их противников ненароком выталкивают за пределы человеческого рода, поскольку невозможно же вы­ступать против того, кто говорит от лица челове­чества, и при этом остаться человеком. Наконец, точно так же, как верующие раньше считали своим долгом всеми возможными способами обращать «неверных» и маловерных, сторонники религии прав человека считают, что у них есть мандат на ис­полнение миссии, требующей насадить принципы этой религии по всему миру. Идеология прав чело­века, теоретически основывающаяся на принципе терпимости, несет в себе, как выясняется, нетерпи­мость самого крайнего толка, потенцию абсолют­ного отвержения. Декларации прав - не столько декларации любви, сколько декларации войны.

Но сегодня целью дискурса прав человека явля­ется не только обеспечение суррогатной идеоло­гией, понадобившейся после крушения «больших нарративов». Пытаясь навязать всем людям в мире частную нравственную норму, он стремится вос­становить чистую совесть Запада, позволив ему снова предстать в виде образца для подражания и изобличить тех, кто не желает ему следовать, как «варваров». Если обратиться к истории, «права» слишком часто определялись властителями го­сподствующей идеологии. Дискурс прав человека, связанный с расширением рынка, составляет идео­логический каркас глобализации. Прежде всего, он является инструментом господства, и должен рас­сматриваться именно в этом качестве.

У людей должна быть возможность бороться с тиранией и угнетением, где бы они ни жили. Оспа­ривать идеологию прав человека - это, разумеется, не значит защищать деспотизм, скорее, ставить под вопрос то, что эта идеология является лучшим средством против деспотизма. То есть поднимать вопросы о значимости оснований этой теории, о номологическом статусе этих прав, о возможно­стях инструментализации, объектом которой они могут стать. И в то же время критика идеологии прав человека означает, что нужно предложить другое решение.

Свобода - кардинальная ценность. Она являет­ся самой сущностью истины. Вот почему ее следует вытащить из колеи универсализма и субъективиз­ма. Наверное, неслучайно то, что права человека с такой настойчивостью провозглашаются в обще­стве, которое все больше дегуманизируются, где люди сами все больше становятся объектами, а коммерциализация социальных отношений посто­янно создает новые формы отчуждения. Существу­ет много способов засвидетельствовать людям ува­жение и солидарность. Вопрос свобод невозможно решить в терминах прав и морали. Прежде всего, это вопрос политический. И решаться он должен политически.