Какие слова пишутся с двумя нн. Правописание н и нн в разных частях речи

Мы заметили пугающую тенденцию: на различных форумах и блогах люди жалуются, что учат английский уже много лет, но не могут овладеть им. У нас с вами есть разнообразные интернет-ресурсы, возможность общения с иностранцами, языковые курсы и онлайн-школы английского. Что же с нами происходит, почему ничего не получается? Давайте попробуем вместе найти выход из ситуации!

Попробуем разобраться, почему ваше обучение в течение нескольких лет было безуспешным и как сделать его эффективным. Мы рассмотрим самые распространенные ошибки изучающих английский и дадим несколько рекомендаций, которые помогут вам справиться с трудностями.

Ваши ошибки

1. Слово или дело?


Вывод
: Старайтесь не только говорить о своем желании учиться, но и переходить от слов к делу , прислушиваться к рекомендациям опытных преподавателей английского, посещать вебинары, курсы, занятия, разговорные клубы. За вас никто не сдвинет дело с мертвой точки. Многие говорят: «Я так хочу выучить английский, но ничего не получается, что делать?» Остановимся на слове «делать». Как часто вы что-то ДЕЛАЕТЕ для того, чтобы овладеть языком? Иногда мы не хотим или боимся работать со своей проблемой. Страх неудачи живет в каждом, но пусть он не ослепляет вас, не сбивает с правильного пути. Мы не хотим давать пустых обещаний: да, на овладение языком нужно будет потратить время, язык не дастся «здесь и сейчас». Не бойтесь действовать, изучение английского - работа, в том числе и работа над собой, борьба со своими страхами и недостатками.

2. Может, я мало занимаюсь?

Другая крайность. Мы так стремимся поскорее разобраться в английском, что нагружаем себя сверх всякой меры. Занимаемся круглыми сутками, слушаем аудиоуроки, смотрим видео, на выходных запираемся дома и зубрим, зубрим, зубрим. Совершенно естественно, что от перенапряжения мозг не усваивает информацию . Мы с вами не роботы и без перерывов работать не можем. Заниматься ежедневно полезно и эффективно, но не забывайте делать паузы. Зацикленность на английском приведет к переутомлению, вы станете хуже усваивать знания. Everything is good in moderation (все хорошо в меру).

Вывод : Выберите разумное сочетание занятий и отдыха , позволяйте себе отвлекаться от обучения, устраивайте «день освобождения от английского» один раз в неделю. Кто хорошо отдыхает, тот хорошо и работает!

3. Насколько важно чужое мнение?

Некоторые люди просят помощи на форумах в Интернете: «Помогите, уже 10/20/30 лет учу английский и не могу выучить». Это вызывает бурю эмоций, «бойцы диванных войск» тут же пишут сотни комментариев. В лучшем случае 1-2 из них - ценные советы, остальные - бессмысленные фразы о том, что в вашем возрасте нет смысла учиться, ничего не получится. Но разве их мнение должно быть для вас авторитетом? Точка зрения общественности интересна каждому человеку, но не принимайте близко к сердцу слова непрофессионалов , ничего не понимающих в предмете обсуждения.

Вывод : Если вы хотите получить действительно ценный совет, обратитесь к профессиональным преподавателям (у них есть свои профессиональные форумы и блоги). Они смогут дать по-настоящему хорошие советы, ведь учителям приходится часто сталкиваться с подобными вопросами. Лучше тратить время на решение своей проблемы, чем на жалобы и обсуждение.

4. О чем мы думаем?

Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «английский язык». Если вы начинаете размышлять о том, как тяжело и безуспешно изучаете его, пора менять негатив на позитив . Тяжело учить язык с мыслями: «У меня ничего не получится, у меня нет способностей…»

Вывод : Давайте думать по-другому: «Впереди столько интересного! Я найду свой подход и выучу английский! » Подобные мысли воодушевляют и дают силы для обучения. Разберитесь в себе. Подумайте, сколько времени вы тратите на размышления о том, что у вас ничего не получается? Не лучше ли потратить драгоценные минуты на созидание, а не критику?

5. А вдруг ошибка?

Вывод : Преодолейте свой страх и не стремитесь к абсолютному совершенству, не всегда надо быть перфекционистом. Путь каждого человека усеян ошибками, не бойтесь учиться на них. Некоторые люди так боятся сделать ошибку, показаться неграмотными, что стесняются заговорить по-английски даже наедине с преподавателем, и поэтому отказываются от занятий. Зря, любому студенту нужен опытный учитель, который обнаружит ошибки и поможет от них избавиться. Нет ничего страшного в неидеальном произношении или погрешностях в грамматике. Преподаватель поправляет вас не из вредности, не из желания показаться умным, а чтобы вы поняли, в чем проблема, и исправили свои ошибки.

Пересмотрите свой план занятий. Бессистемные «наскоки» на учебник не приносят пользы. Определите, сколько часов на обучение вы можете потратить без ущерба для других занятий, сна и отдыха . Вам необходимо выделить хотя бы 4-5 часов в неделю, притом нет смысла заниматься два дня по 2-3 часа, лучше учиться ежедневно по 30-50 минут.

Задумайтесь над тем, какие способы обучения вы используете. Возможно, следует пересмотреть подход к изучению английского.

2. Определите, где учить английский

Если у вас есть проблемы с изучением языка, мы рекомендуем заниматься с персональным преподавателем. Индивидуальные уроки очень эффективны и удобны, соответствуют вашему уровню знаний и потребностям. Вы будете учиться в подходящем вам темпе в комфортных условиях.

3. Не забывайте повторять

Распространенная ошибка большинства изучающих английский: люди полагают, что вызубрив новые слова, они их никогда больше не забудут. Однако человеческая память хитрая и непредсказуемая штука: если мы не будем периодически повторять эту лексику, употреблять ее на практике, через 20-30 дней слова выветрятся из головы и придется учить все заново . Как можно повторять изученное? Смотрите следующий пункт.

4. Думайте на английском языке

Мы часто витаем в облаках, думаем о той или иной ситуации, мечтаем или тоскуем о чем-то. Давайте использовать эти моменты правильно. Старайтесь все свои мысли переводить на английский. Это очень полезное упражнение, которое не только совершенствует знание языка, но и развивает творческие способности, воображение. Пока вы подбираете нужные слова, плохое настроение покинет вас, на душе станет спокойно.

5. Читайте, это модно!

Чтение англоязычной литературы - простой и доступный способ «погрузиться» в язык, расширить словарный запас и улучшить произношение (если говорите слова вслух). Иностранцы, приезжающие на ПМЖ или учебу в Россию, читают Достоевского, Толстого, Чехова, чтобы быстрее освоить язык. Люди, изучающие английский, уделяют много времени развитию разговорных навыков, пренебрегая книгами, но чтение позволяет получить колоссальные результаты. Начинайте с детских книг или адаптированной литературы. Первые страницы обычно даются с трудом, вы будете запинаться, постоянно сверяться со словарем, но уже через неделю сможете довольно бегло читать на английском языке, научитесь получать удовольствие от этого процесса.

6. Будьте терпеливы

Нет ничего страшного в том, что вы чего-то не знаете, хуже, если не хотите знать. Замечательно, что вы не отказались от желания учить английский, несмотря на первые неудачи. Мотивация - необходимая основа для успешного обучения. Не торопитесь, научитесь наслаждаться получением новых знаний, ведь это так увлекательно! То, что быстро дается, редко бывает ценным, поэтому не обращайте внимания на скорость обучения, главное - качество . Идите к своей цели пусть и медленно, но уверенно, и у вас все получится!

7. Хвалите себя и верьте в собственные силы


Надеемся, наша статья поможет вам поверить в себя и подвигнет к решительным действиям.

Не опускайте руки! Если у вас не получалось учить английский язык раньше, это вовсе не значит, что вы безнадежны. Возможно, вы просто выбрали неправильную дорогу к знаниям. У каждого из нас свой путь в жизни, в любви, в карьере, в изучении английского. Желаем счастливого пути!

Есть студенты, которые могут выучить английский всего за пару лет и легко общаться на нем. Однако есть и другие, которым иностранный дается с трудом. И у них, конечно же, возникает закономерный вопрос: “Почему я не могу выучить английский?” Очевидно, должна быть какая-то причина. Давайте попробуем ее найти.

Кстати, самой очевидной будет та, что вы не пошли на курсы английского по методике Драгункина . Попробуйте – все вопросы отпадут. Но давайте обратимся и к другим проблемам тоже.

Почему я хочу выучить английский язык, но не получается?

  • Часто студенты причитают, что выучить иностранный язык невозможно и сложно. Часто они думают об изучении или представляют себе, что придут домой и начнут учить. Или через час. Или вот позже, только сериал досмотрю. В общем, делают все, чтобы чего-то не делать. Сконцентрируйтесь на задаче и попробуйте для себя точно определить, чего вы хотите: ведь это не школа, где все учить заставляют. И осознайте, что конкретно вы делаете для повышения своего уровня знаний;
  • Еще одна причина, которая противоположна предыдущей: человек может действительно усердно заниматься. Часами учить правила, слова, выражения, ходить к репетитору, учить еще и еще. Однако, чем это все заканчивается? Слишком много нового материала не успевает усваиваться, человек вместо того, чтобы хорошо отдохнуть, а потом поучить еще просто перегружает себя. Нужно сохранять баланс в этом отношении тоже;
  • Причиной медленного изучения может быть также ваша несмелость. Может быть вы специально игнорируете некоторые задачи, боясь того, что вы с ними не справитесь. Знаете, что могли бы поговорить на английском с носителем, но постеснялись своих возможных ошибок и даже не попытались. Все эти уступки отдаляют вас от намеченной цели. Это все – причины того, почему изучение тянется вяло и не доставляет никакого удовольствия. Превозмогайте себя, и тогда английский будет вам даваться все легче и легче;
  • Еще одна ошибка – суетливость и спешка. Лучше всегда стремиться к качественному изучению нового материала и его проработке. Не стоит стремиться в атаку, не усвоив обращение с пистолетом. На гору не заберешься без подготовки, и, конечно же, без гида;
  • Часто студенты начинают учить язык сами, не особо вникая в сам процесс. Просто делают что-то, составляют себе уроки, нормы, правила, по которым проходит обучение. Но часто это приводит их к печальным последствиям – часы обучения просто уничтожены, человек без сил и желания бросает и забывает свое дело, а это, быть может, уничтожает его мечту. Не лучше ли обратиться к профессиональному преподавателю. Часто репетитор служит опорой не столько своей подачей материала и методологией, сколько психологической поддержкой. Тот же процесс происходит в занятиях в группе: находясь в среде единомышленников, у вас появится больше желания учиться и получать новые знания. А грамотная поддержка преподавателя обеспечит наилучший выхлоп из всех тех действий, которые вы предпринимаете для изучения английского языка.

Как видите, причин, почему сложно изучать английский может быть масса. Тяжело научаться и запоминать слова и делать грамотные шаги, если вы не нашли причины своих бед. Но всегда старайтесь идти к своей цели до конца – пусть временные трудности не будут для вас проблемой.

Хороший вариант – посмотреть цены на курсы английского и выбрать для себя подходящий вариант. Главное знать, зачем вам этот курс. И тогда вы сможете говорить на иностранном без каких-то проблем. Удачи в получении знаний!

Рейтинг курсов английского языка «Драгункин» 4.8 на основании отзывов120 клиентов.

Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Правописание Н или НН в страдательных причастиях – одно из тех правил, на которые регулярно в диктантах, сочинениях и тестах встречаются ошибки.

Прежде всего, запомните правило: В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например, СПИЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н, например, ДЕРЕВЬЯ СПИЛЕНЫ.

Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

1) причастие имеет приставку (кроме НЕ-), например, ВЫСУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА - от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид);

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛНОВАННОЕ ЛИЦО.

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

Кроме этого, есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ.

Образцы рассуждения

(1) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЗАПУЩЕ_ЫЙ САД? Прежде всего, надо посмотреть, есть ли у причастия приставка. В нашем случае приставка есть, значит, писать это слово надо с двумя Н: ЗАПУЩЕННЫЙ САД.

(2) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания БРОШЕ__ЫЙ ВЗГЛЯД? Прежде всего, смотрим, есть ли у причастия приставка. В нашем примере у причастия приставки нет, следовательно, надо сделать следующий шаг: определить вид глагола, от которого это причастие образовалось. БРОШЕ__ЫЙ образовалось от глагола БРОСИТЬ (что сделать?) Этот глагол совершенного вида, значит, в причастии надо писать две буквы Н: БРОШЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

(3) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЖАРЕ__АЯ В ДУХОВКЕ РЫБА? У причастия в этом словосочетании есть зависимые слова: ЖАРЕ__АЯ (где?) В ДУХОВКЕ. Следовательно, в причастии надо писать две буквы Н: ЖАРЕННАЯ В ДУХОВКЕ РЫБА.

(4) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания АСФАЛЬТИРОВА_ОЕ ШОССЕ? Поскольку в этом причастии есть суффикс -ОВА-, в нем надо писать две буквы Н: АСФАЛЬТИРОВАННОЕ ШОССЕ.

(5) Сколько Н надо написать в слове ПЛЕТЕ_АЯ из словосочетания ПЛЕТЕ_АЯ КОРЗИНА? Поскольку у него нет приставки, нет зависимых слов, нет суффиксов -ОВА- или -ЕВА-, а также потому, что оно образовалось от глагола несовершенного вида ПЛЕСТИ (что делать?), нужно писать одну букву Н: ПЛЕТЕНАЯ КОРЗИНА.

УПРАЖНЕНИЕ

"Разве я могу не любить его? – говорила она себе, вникая в его испуга_н ый и вместе обрадова_н ый взгляд.

Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа_н ое предположение…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Ну, гость неприглаше_н ый,
Быть может батюшка войдет!
Прошу служить у барышни влюбле_н ой!

Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невида_н ой красы.

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для зва_н ых и незва_н ых…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодра_н ым локтем.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

…Были затребова_н ы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие примене_н ы…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В уче_н ый комитет который поселился…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

И тут же думается ей –
Бог знает почему, –
Что небо звездное – песком
Посыпа_н ый листок,
Бессменно день и ночь в пути
На диво слаже_н ый возок…
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Левин приезжал в Москву всегда взволнова_н ый, торопливый, немножко стесне_н ый и раздраже_н ый этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Нет, в этот вырубле_н ый лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес
А нынче пни торчат!
(Некрасов, «Русские женщины»)

На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторже_н ых детей?!
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич уже сошел к себе вниз, разделся, опять умылся, облекся в гофрирова_н ую ночную рубашку и лег…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

В Нерчинск придете, если вас
Дорога не убьет.
Навряд версты четыре в час
Закова_н ый идет...
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

С изуродова_н ым страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

У Дарьи Александровны разбегались глаза на этот элегантный, невида_н ый ею экипаж…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Женился наконец на дочери его,
Прида_н ого взял - шиш, по службе - ничего.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Она вспомнила, как она рассказала почти признание, которое ей сделал в Петербурге молодой подчине_н ый ее мужа…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К обеду приехали: старая кузина Алексея Александровича… …и один молодой человек, рекомендова_н ый Алексею Александровичу на службу.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К перу от карт? и к картам от пера?
И положе_н ый час приливам и отливам?
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбле_н ому есть чувству уголок!..
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич… в этом шуточном ухаживанье… и зашел нечая_н о так далеко, что уже не знал, как выбраться назад…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявле_н ый мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

За то, что он смягчил разгнева_н ую гостью,
Хотел я похвалить.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Сидишь по часу нем,
Неугнете_н ый, бодрый ум
Работает меж тем...
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Тема русского языка «Правописание "н" и "нн" в прилагательных» знакома каждому школьнику. Однако, окончив общеобразовательное заведение, многие люди начинают забывать самые простые правила и совершают большое число ошибок во время создания какого-либо текста. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, в каких случаях пишутся суффиксы "н" и "нн" в прилагательных. Также вашему вниманию будут представлены некоторые исключения из сложившихся правил. Их следует запомнить.

Определение части речи

Называют знаменательную которая обозначает непроцессуальный признак предмета, а также выступает в предложении в качестве определения или же именной части сказуемого и отвечает на следующие вопросы: «какое?», «какая?», «какой?», а также «чей?» и «какие?».

Общая информация

«Правописание "н" и "нн" в прилагательных» - это очень важная тема в русском языке. Ведь без знаний таких простейших правил довольно сложно составить грамотный текст или даже письмо.

Следует особо отметить, что имена прилагательные могут образовываться как от имен существительных, так и от глаголов. Знание этих основ позволит вам лучше понять, сколько букв «н» требуется писать в том или ином случае.

Правописание "н" и "нн" в прилагательных, произошедших от имен существительных

Итак, давайте разберемся вместе, в каких же случаях следует ставить -нн-:


В каких прилагательных, которые произошли от существительных, пишется "н"?

Теперь вам известно, в каких случаях пишутся суффиксы -нн- в прилагательных (-онн-, -енн- и пр.), если они образованы от существительных. Однако этого недостаточно для грамотного составления текста. В связи с этим необходимо рассмотреть правила правописания суффиксов -ин-, -ян- и -ан-:

  1. В прилагательных, которые произошли от имен существительных с помощью вышеназванных суффиксов, всегда пишется только 1 буква «н». Приведем пример: кожаный (кожа), воробьиный (воробей), глиняный (глина), голубиный (голубь), вощаной (воск), журавлиный (журавль), дровяной (дрова), соловьиный (соловей) и пр. Однако у всех правил есть свои исключения. В данном случае это слова «стеклянный», «деревянный» и «оловянный». В них пишутся 2 буквы «нн», и их следует обязательно запомнить.
  2. В именах прилагательных, которые образуются без использования каких-либо суффиксов. Приведем пример: зеленый (зелень). Также необходимо запомнить следующие слова: пряный, румяный, свиной, юный и единый.

Сколько букв «н» пишется в именах прилагательных, которые произошли от прилагательных?

2 буквы «н» пишутся в том случае, если имена прилагательные образованы от прилагательных при помощью добавления суффикса -енн-, который указывает на большую меру какого-либо признака. Приведем пример: здоровенный, высоченный или широченный.

Важные примечания, касающиеся описанных правил

Правописание "н" и "нн" в прилагательных имеет и следующие особенности:

Правописание "нн" в прилагательных и причастиях, произошедших от глаголов

Итак, 2 буквы «н» следует писать, если:

  1. Имена прилагательные образованы от глаголов с приставками. Причем приставка не- практически никогда не влияет на написание "н" или "нн". Таким образом, в прилагательном с не- следует писать столько же букв «н», сколько и в прилагательном без данной приставки. Приведем пример: (связанный, скошенный, построенный).
  2. Если имеются такие суффиксы, как -ева- или -ова-. Приведем пример: организованная экскурсия, выкорчеванный лес и пр.). Исключения составляют следующие слова: жеваный и кованый . В данном случае ов- и ев- входят в корень, а не являются суффиксами.
  3. Если в предложении имеется какое-либо зависимое слово (например, плетенная из прутьев).
  4. Если имя прилагательное образовано от глагола, имеющего совершенный вид (например, решенная). Исключение составляет слово «раненый».

Правописание "н" в прилагательных, произошедших от глаголов

Одна буква «н» пишется в прилагательных, которые произошли от глаголов без использования приставок. Приведем пример: некошеный, вязаный. Исключения составляют следующие слова: священный, медленный, невиданный, нечаянный, желанный, неслыханный, нежданный и негаданный.

Буквы "н", "нн" в кратких прилагательных

Помимо полных имен прилагательных, в русском языке имеются и краткие формы. Чтобы понять, как пишутся "н" и "нн" в кратких прилагательных, следует вспомнить правила про полных. Ведь они одинаковы для обоих форм.

Приведем пример:


Важные примечания по пройденному материалу

Чтобы окончательно разобраться с тем, как необходимо писать прилагательные (с "н" или "нн"), необходимо рассмотреть следующие особенности:

1. Обычно суффиксы -ян- и -ан- придают значение «предназначенный для чего-либо» или «сделанный из определенного материала». Например: дровяной, платяной; песчаный, глиняный.

2. Чтобы грамотно составить текст, следует различать прилагательные, чья орфография связана с их значением.

Ветреный, то есть «с ветром» (погода ветреная). Ветрянóй, то есть «приводится в действие при помощи силы ветра» (насос ветряной). В словосочетании «ветряная оспа» у имени прилагательного пишется 1 буква "н". Это связано с тем, что данное слово произошло от «ветрянка».

Масленый, то есть «пропитанный маслом» (каша масленая). Масленые, то есть «льстивый» (масленый голос). Масляный, то есть «разведенный на масле» (печенье масляное).

Серебрёный, то есть «подвергался серебрению» (прибор серебрёный). Серебряный, то есть «сделанный из серебра» (бутыль серебряная).

Солёный, то есть «содержащий соль» (рыба солёная). Солянóй, то есть «состоящий из соли» (соляной столб).

Н и НН во всех частях речи

На нашем сайте вы можете .

Правила 1956 года:

§ 61 Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный.

Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин - в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени , например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жёваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлечённый вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребёнок, корчёванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени, если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: учёные труды, раненые пограничники, рваная одежда, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба, гашёная известь, солёные огурцы, мочёные яблоки, варёный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторые другие , определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами на -ик, -иц, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитанница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и существительные пишутся с одним н , например: путано, путаник, путаница (путаный); учёно, учёность (учёный); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65 . Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени , в полной форме которых - двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны, девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны, юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

Понятная табличка

Правило достаточно трудное. Не рекомендуем изучать его самостоятельно. Лучше, если всё объяснит опытный преподаватель. Научиться применять это правило можно на курсах нашего сайта.

Примеры

Жарен ый лук (отглагольное прилагательное в полной форме: нет приставки, зависимого слова, -ованнн-, -еванн-, образовано от гл. нес. вида).

Зажаренн ый лук (причастие в полной форме, есть приставка).

Жаренн ый на сковородке лук (причастие в полной форме, есть зависимое слово).

Консервированн ый лук (причастие в полной форме, есть буквосочетание -ованн-).

Лук пожарен (причастие в краткой форме).

Территория ограничен а забором (причастие в краткой форме).

Эти люди безнравственны и ограниченн ы (краткое прилагательное, произошедшее от причастия).

Он озабоченн о посмотрел на меня (наречие от озабоченный).

Общество озабочен о происходящим (причастие в краткой форме).

Серебрян ый нож (отымённое прилагательное, суффикс -ЯН-).

Картинн ая галерея (одна буква Н в корне, другая - в суффиксе).

Торжественн ая встреча (отымённое прилагательное с суффиксом -ЕНН-).

Всё было очень торжественн о (наречие от торжественный).

Какие слова нужно запомнить (здесь исключения + трудные случаи).

Одна буква Н пишется в словах:

Прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

Две буквы НН пишется в словах:

Стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, деланный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклёванный, недрёманный, пущенный.