Кризисы человека. Кризисы жизни человека

Если конфликт, каким бы острым или глубоким он ни был, тесно связан с некой определенной проблемой или сферой жизнедеятельности человека, то понятие кризиса более глобально. В психологии понятие кризиса относится, прежде всего, к внутреннему миру индивида. Какими бы жизненными ситуациями ни был вызван кризис, он затрагивает куда более фундаментальные, жизненно важные ценности и нужды человека.

Нормативно-возрастные психологические кризисы

Под нормативно-возрастным кризисом понимается критический период индивидуального психологического развития при переходе в последующий период возрастного развития, характеризующийся качественными психологическими преобразованиями в сферах сознания, деятельности, социального взаимодействия личности.

Исходя из данного определения, можно понять, что нормативно-возрастной кризис аллегорически представляется в форме так называемого испытания, экзамена, который очень важно сдать, чтобы индивид мог получить доступ к абсолютно новому периоду своего развития, который связан с возрастом, причем не только биологическим, но и психологическим.

Периодизация нормативно-возрастных кризисов не в последнюю очередь связана с разделением жизни на пять ступеней развития субъективности человека, на каждой из которых находятся и период становления событийности, и период становления самобытийности. И если под первым названным периодом подразумевается кризис рождения и стадия принятия, то второй - это кризис развития и стадия освоения.

Первая стадия - это оживление. Для нее характерно «становление человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов». При входе в эту стадию, как правило, присутствует «кризис рождения», когда младенец становится индивидуальным существом и по этой причине испытывает значительные трудности при качественном изменении его бытия. После разрешения кризиса (он заканчивается на третьей неделе жизни) ребенок переходит в стадию новорожденного, которая также заканчивается определенным кризисом в возрасте 3,5-7 месяцев, характеризующимся, главным образом, возникновением потребности в общении и взаимоотношениях между новорожденным и взрослым, другими словами, ребенок становится адресатом для непосредственно-эмоционального общения с взрослым. После кризиса новорожденности следует этап младенчества, который заканчивает собой стадию оживления.

Вторая стадия развития субъективности человека - это одушевление, то есть, «развитие собственных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей». Вступление в эту стадию начинается с кризиса младенчества, причиной которого является то, что ребенок попадает в такое же четырехмерное динамичное пространство, что и взрослый, что становится причиной появления «Я сам» - феномена-спутника субъективности, которая начинает складываться к 11-18 месяцам. За кризисом младенчества далее идет раннее детство, которое завершается кризисом в 2,5-3,5 лет, первым признаком которого становится негативизм, не проявляемый ранее ребенком. Причиной этого кризиса становится противоречие внутри ребенка между потребностью действовать самому и потребностью в соответствии требованиям взрослых. Это первый кризис, полностью проходящий внутри субъективности ребенка. Если этот кризис не разрешить, а чаще всего главным инструментом в его разрешении служит игра, в которой ребенок получает роль, которую он может проецировать на взрослых, то у ребенка есть риск стать аутистом. После преодоления этого кризиса наступает период детства.

С кризиса детства (5,5-7,5 лет) вступает в действие третья ступень субъективности - персонализация, то есть «оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и к другим людям». В этом же возрасте происходит потеря свойственной детям непосредственности и наивности. Дети лишаются ситуативности реакций, и их поведение становится значительно более независимым от влияний среды, намного более осознанным и произвольным. В то же самое время происходит формирование чувства собственного достоинства и потребности в уважении социума, главным образом, представленного близкими родственниками. Главным же местом кризиса является формирование самосознания ребенка.

После кризиса наступает время отрочества, кризис которого наступает уже в возрасте 11-14 лет. Максимально типичной его чертой является противоречивость поведения. Самосознание подростка производит новую потребность: потребность в обретении индивидуальности, в обладании свойствами, отличными от окружающих. В целом же сущность кризиса развития составляют противоречия внутри индивида, внутри его представления о себе, в его самосознании. После его преодоления индивид входит в юность, на которой завершается третья ступень субъективности.

Следующая ступень - это ступень индивидуализации, а именно «обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и собственной жизни». Этот кризис приходит в период после окончания школы, когда требуется выбрать вектор своей будущей профессии и, собственно, жизни, то есть, это кризис самоопределения. В результате кризиса юности «рождается» молодость, чей кризис наступает, как правило, приблизительно в возрасте 27 лет. Этот кризис формируется в связи с осознанием того, что как таковая молодость миновала и необходима рефлексивная оценка прожитых лет. В связи с этим подведением итогов часто формируется чувство некоторого застоя и потребность в ощутимых переменах наряду со страхом перед ними. Этот глубинный анализ своей личности, равно как и ее последующий пересмотр, служат предпосылками для последующей переоценки ценностей, необходимой для осознания своего подлинного места в жизни. Итогом кризиса служит переход во взрослость, которая завершает 4 ступень субъективности.

Пятая ступень субъективности - универсализация - это ничто иное как восхождение. Вхождение в него начинается с кризиса взрослости (39-45 лет) или так называемого «кризиса среднего возраста». Связан он с тем, что физические силы индивида убывают, и продолжение активной жизни прошлых лет становится весьма затруднительной.

Все это дает очередной толчок к переоценке старых ценностей и к обретению новых ценностей, становящихся флагманом для последующих духовных изысканий, которые превалируют в периоде зрелости, следующим за кризисом взрослости, кризис которой приближается в 55 лет. Биологически этот кризис обуславливается предпенсионным возрастом, значительным снижением физических и интеллектуальных способностей и осознанием этого. Ценности, обретенные во время кризиса взрослости, уже не оспариваются, но активно и в полной мере усваиваются именно в этом возрасте. Это ведет к качественно новой переоценке личности не только в профессиональном плане, как было ранее, но и вообще. В этом возрасте духовное окончательно получает статус неизмеримо выше физического. Еще одним признаком возраста становится принятие мысли о смерти как о должном. После этого кризиса следует старость, завершаемая смертью, то есть концом физической жизни индивида.

Как преодолеть жизненные кризисы?

Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой - «благоприятная возможность»
Джон Кеннеди

Кризис - это время, когда сильный становится сильнее.

Если бы все в жизни происходило гладко и по плану - это был бы идеальный мир. Но, к сожалению, так не бывает - в жизни каждого человека случается кризис. Различие состоит только в количестве, в котором он приходит в нашу жизнь.

Жизненный кризис - это событие в жизни человека, оказывающее разрушающий эффект на его судьбу, влекущее за собой потерю человеком важной составляющей его жизни (отношения с близкими, работы, здоровья, социального статуса, психологического равновесия).

Вы можете возразить: “Но ведь существуют люди, по виду которых не скажешь, что они прошли период жизненного кризиса”. Безусловно, есть люди, выглядящие беспечно и уверенно в любой ситуации, они уверены в собственных силах и готовы идти на риск, если это потребуется. Они являются оптимистами по своей натуре, но это вовсе не означает, что в их жизни не было кризисных ситуаций. Просто эти люди имеют способность искать решения (и чаще всего они его находят) кризисных ситуаций, вместо того, чтобы уповать на родственников, государство, при этом говоря, какие они “бедные и несчастные”. Вас может это удивить, но у многих внешне уверенных и счастливых людей жизненный кризис случался в два-три раза чаще, чем у людей, которые, казалось бы, живут одним большим жизненным кризисом длинною в жизнь.

Особенность уверенных в себе людей состоит в способности выносить из каждой кризисной ситуации определенный урок, позволяющий быстрее и эффективнее справляться с кризисом при последующем его появлении. Как ни парадоксально это прозвучит для многих, но по-настоящему счастливые люди находят в кризисных ситуациях дополнительную мотивацию к жизни, открывают в себе не замечаемые ранее способности.
Каждый человек, относящийся к очередному кризису как к концу света, удивленно воскликнет: “Находить в кризисе стимул к жизни? Но это невозможно!”. Еще и как возможно. Более того, многие люди занимаются не теми делами, которыми они хотели бы заниматься, работают на работе, которая не доставляет им никакой радости, ведут губительный для себя образ жизни - и так продолжается до тех пор, пока в их жизни не наступает кризис. Показательным примером может выступать так называемый “кризис среднего возраста”, когда человек с критической точки зрения рассматривает свою жизнь - то, чего он достиг на данном этапе своей жизни, что получилось, а что - нет. Человек во время кризиса способен по-настоящему, без влияния сдерживающих факторов, переосмыслить собственную жизнь.

Самой популярной во время “кризис среднего возраста” является фраза: “И на что я только потратил столько драгоценного времени собственной жизни?”. Во время данного вида кризиса распадаются многие семьи, так как один из членов семьи в открытую признается сам себе, что не испытывает более трепетных чувств к самому близкому человеку. Имеют данные изменения в жизни человека позитивный или негативный результат зависит от конкретной ситуации. С одной стороны, во время кризиса у человека “открываются глаза”, он осознает свои истинные желания. Однако, с другой стороны, существует вероятность того, что во время кризиса человек попросту переоценит истинную необходимость к изменениям, либо направит свои усилия не на ту сферу жизни.

Например, если человека сократили на работе, и при этом он осознал, что все это время работал не в сфере своего истинного призвания, у него появляется замечательный шанс заняться любимым делом. Однако, если у человека не сложится на новом месте работы, он во всем может необоснованно обвинить супругу, которая всегда поддерживала его и была рядом. В результате постоянных ссор по выдуманным проблемам супруги решают разойтись, и только через определенный период времени после развода мужчина поймет, как он поспешил в своих выводах, только обратного пути уже не будет.

Исходя из вышесказанного, прежде чем начинать войну с кризисными ситуациями, необходимо проанализировать истинные причины, вызвавшие эти ситуации, и наметить пути их решения - тогда вы будете знать, куда двигаться дальше. Помните, что бездействие дает 0 % результата, действие - 50 % результата, правильное действие - 100 % результата. Данные цифры являются условными, однако, согласитесь, смысл в данном утверждении есть.

Итак, если вы взвесили все факторы, приведшие к кризису, точно определили действия, необходимые для его преодоления, остается самое главное - непосредственная борьба с кризисом, правильное ведение которой обеспечит вам безоговорочную победу над кризисом. Данная статья призвана помочь вам в этой нелегкой борьбе, дать советы по эффективному выходу из кризиса, придерживаясь которых вы выработаете в себе привычку быть всегда готовым к любым трудным ситуациям.

Для того, чтобы с честью преодолеть любой жизненный кризис, придерживайтесь следующих советов:

1. Помните, что ваша жизнь кризисом не заканчивается . Каким бы сильным ни был удар кризиса по вашей жизни, следует четко осознавать, что жизнь продолжается. Ни один кризис не стоит того, чтобы выбить вас из психологического и духовного равновесия. По-настоящему счастлив человек, который живет сегодняшним днем, при этом смотрит на шаг вперед, не оглядываясь назад. Ваш кризис, вне зависимости от его сущности (увольнение, ухудшение здоровья, стрессы, потеря друга) является вашим прошлым, а прошлое следует принять как данность, но не возвращаться мысленно к нему каждую секунду. Живя прошлым, вы лишаете себя возможности построить прочную базу для своего будущего. Человек, живущий прошлым, реально не существует в этом мире, так как прошлого также не существует более - то, что происходило неделю назад, существовало неделю назад, но не сейчас. Каждому человеку в этом мире отведено свое время - так живите здесь и сейчас, довольно жалеть об упущенных возможностях и винить себя в прошлых бедах, проживите свою жизнь так, чтобы вам не было за нее стыдно.

2. Кризис очень часто создает благоприятную возможность для вашего будущего . У многих людей выработано восприятие кризисной ситуации как нечто ужасное и трагическое. Однако они даже не задумываются над тем, какую услугу может сослужить им кризис. Действия людей находятся под влиянием чувства страха, опасности и сомнений, благодаря которым человек так и не решается на запланированные поступки. Человеку кажется, что если произойдет определенное событие, ему грозит опасность. Безусловно, никто не хочет сознательно подвергать себя опасности, а потому подобных событий человек будет стараться избежать. Когда же событие наступает само по себе, независимо от желания человека, то человек в процессе его переживания осознает, что его страх относительно данного события был абсолютно необоснован.

Пример: Человек (будем называть его Степан) с детства ужасно боялся бедности - ему казалось, что если его уволят с работы, то ему грозит опасность остаться без средств к существованию и умереть от голода. И вот однажды его опасения сбылись - его уволили, и он спустя месяц не мог устроиться на другую работу. На протяжении этого месяца Степана сковало ужасное чувство страха, он говорил себе: “Ну вот и настал тот страшный день - денег у меня нет, работы тоже нет. Видимо это конец”. Однако спустя некоторое время он решил, что будет бороться до конца и переживет наступивший жизненный кризис. Тогда Степан занялся активными поисками работы - разослал резюме через Интернет, совершал визиты в организации с целью узнать, нет ли у них одного вакантного места, дал объявление в газету. Когда у него окончательно закончились деньги, он пошел к своему лучшему другу и попросил занять денег в долг. И вот однажды, когда даже одолженные средства подходили к концу, ему позвонили из организации и сказали: “Здравствуйте, вы еще заинтересованы в работе? У нас как раз освободилась вакансия “Менеджер”. Когда Степан устроился на работу, он осознал, что все его опасения относительно голодной гибели были выдумкой, и что из каждой ситуации человек способен найди выход. Его страхи развеялись.

3. Примите как факт, что кризис не приходит случайно . Люди, не осознающие данной истины, очень часто живут, не замечая ничего вокруг. Их жизнь размеренная и стабильна, и их это абсолютно устраивает. Но вдруг в их жизни начинают происходить периодические изменения, что-то идет не так, как они запланировали. Сама жизнь начинает подавать человеку сигналы, служащие началом кризиса, однако человек либо не замечает их, либо попросту не придает им значения. Самым простейшим примером может служить любая болезнь, которой предшествуют ухудшения состояния здоровья. Эти ухудшения здоровья и служат сигналом человеку о том, что ему следует оставить на время все дела и заняться своим здоровьем. Не правда ли, знакомая всем ситуация? При этом совершенно неважно, о какой болезни идет речь - дисбактериоз или рак, сущность сигналов остается той же.

Казалось бы, при появлении проблем со здоровьем человек должен все усилия направить на профилактику начинающегося заболевания, но что он на самом деле делает? Он продолжает работать, бросать все усилия на достижение карьерного роста, социального статуса и многого другого… Вот уж и вправду “Пока гром не грянет - мужик не перекрестится”. Человек считает: “Пока оно не болит, лечить его нет смысла - пустая трата времени и денег”. Так стоит ли удивляться тому, что незначительные сигналы со временем превращаются в большую проблему, на решение которой человек вынужден тратить гораздо больше сил, чем ему потребовалось бы для ликвидации проявления симптомов.

Основной причиной того, почему человек не замечает признаков приближающегося кризиса, является абсолютная увлеченность человека определенной деятельностью. Человек, полностью отдающий себя работе, достижению карьерного роста, может потерять из виду начинающийся раскол в отношениях с супругой / супругом. Если человек уделяет много времени просиживанию в социальных сетях, он теряет время для самореализации и достижения успеха в работе и личной жизни. Иными словами, главная проблема большинства людей - неумение сохранять баланс между различными сферами собственной жизни. Только научившись распределять время для каждой сферы человек способен минимизировать риск наступления кризиса.

Обязательным навыком человека должна быть способность оперативного реагирования на признаки приближающегося кризиса. Если вы чаще стали ссориться с супругой, вам следует уделить время и поговорить с ней по душам, совместными усилиями найти причину ссоры и наметить пути устранения данной причины. Но, ни в коем случае не игнорируйте проблему, делая вид, будто так и должно быть - это приведет к тому, что в один “прекрасный” день ваша супруга соберет вещи и уедет от вас, а чуть позже вы получите билет в холостяцкую жизнь.

4. Концентрируйте свое внимание на положительных моментах . Если в вашей жизни были люди, которых вы очень сильно любили, но вам пришлось расстаться, о чем вы сожалеете каждую свободную минуту, терзая себя угрызениями совести и злитесь, что не способны вернуть время назад, то знайте - самое лучшее, что вы можете сделать в данной ситуации - вспомнить все хорошее, что было в вашей жизни благодаря этим людям. Вспомните, как вам было замечательно вместе, как вы делились друг с другом счастьем, радовали друг друга, как прекрасна была ваша совместная жизнь. Вы можете возразить: “Но разве воспоминания о прошлом не усилят боль, связанную с расставанием?”. Безусловно, поначалу вам будет очень тяжело принять тот факт, что человека, дарящего вам радость и любовь, больше нет рядом. Однако, неоспоримым преимуществом воспоминаний для человека является возможность раздвинуть границы былых отношений, которые никак не желают отпускать вас из своих цепей, посмотреть на них объективно, без идеализации. Как только вы примите все то, что было в ваших былых отношениях, вы сможете отпустить их и открыть свое сердце новым отношениям. Пока вы этого не сделаете, вы вынуждены будете жить прошлым, которое изо дня в день будет причинять вам катастрофическую душевную боль.

Если вы расстались с некогда близким вам человеком по его инициативе, и у вас выработалось по отношению к нему чувство, граничащее с ненавистью, то воспоминания о времени, когда вы еще были вместе, воспроизведение в памяти самых ярких событий ваших отношений поможет вам понять причины поведения близкого человека, приведшее к разрыву отношений. Вы осознаете мотивы, которыми руководствовался близкий вам человек, расставляя в ваших отношениях точки над “и”, и сможете относиться к его поступку с большим пониманием.

Основной ошибкой после расставания с близким человеком будет проведение времени в одиночестве. Угнетенный стрессом после расставания, человек способен окончательно замкнуться в себе, в результате чего у него выработается привычки всегда быть одному. Люди, пережившие расставание, ошибочно пытаются избегать других людей для того, чтобы не испытывать повторно горечь разлуки. Однако, будучи одними, они на самом деле остаются в замкнутом пространстве наедине со своими мыслями и воспоминаниями. Для того, чтобы облегчить адаптацию после распада отношений, человеку следует большую часть времени быть в компании людей, времяпровождение с которыми доставляет ему наибольшую радость. Отлично подойдет поход на дискотеку, где помимо компании, о горечи расставания человеку помогут забыть танцы, ведь в танце человек тратит значительное количество энергии, и ее совершенно не остается на самобичевание и пустую трату нервов.

5. Задумайтесь о своих истинных целях и пересмотрите их в случае необходимости . В данном случае может существовать два вида проблемы - наличие ложных целей (не настоящих, навязанных человеку обществом, родителями, друзьями и т.д.) и отсутствие цели как таковой. Когда человек живет целями других людей, он рано или поздно осознает это, и тогда вероятны случаи наступления глубокой депрессии, психологического кризиса, человек понимает, сколько времени потрачено ним впустую. Так почему человек вообще живет целями других людей? Как правило, цели человека формируются в раннем возрасте, когда человек определяет сферы деятельности, в которых он хотел бы работать, и на основании этого выбирает образование, которое он хотел бы получить. Каждый человек рождается с определенными задатками, и задача родителей - идентифицировать их и помочь своему ребенку усовершенствовать их. Однако у многих родителей существуют свои нереализованные планы, цели, которых они хотели бы достичь, но не успели. Поэтому они начинают реализовывать свои планы посредством своего чада, уверяя его в том, что это на самом деле его желания и цели.

Некоторые из родителей навязывают ребенку цели из благих побуждений. Например, они могут убедить ребенка, обладающего способностями к изобразительному творчеству, что работа системного администратора на сегодняшний день является одной из самых востребованных, и получение образования по данной профессии является одним из факторов его обеспеченного будущего. Быть может, на самом деле так и есть, и родители действуют из благих побуждений, однако в итоге они тем самым убивают в ребенке зародыши его таланта.

Кризис как результат неверного выбора цели также не приходит внезапно, а передается человеку посредством сигналов. Человек, работая на определенной работе, начинает ощущать, что совершенно не получает удовольствия от того, что он делает. Каждый будничный день у него начинается с мысли: “Ну вот, опять эта работа…”, он буквально заставляет себя встать с кровати и начать собираться. Однако, вместо того, чтобы остановиться и переоценить свои цели, найти то занятие, которое, помимо материального вознаграждения будет приносить удовлетворение от проделанной работы, человек подобно роботу продолжает ходить на нелюбимую работу, арендовать порядком надоевшую жилплощадь, общаться с абсолютно неинтересными собеседниками и т.д. Мы так часто делаем то, что на самом деле не хотим делать, при этом еще и находим отговорки своему поведению. Человек часто говорит: “Если я не буду ходить на работу, у меня не останется средств к существованию”, “Если я не продолжу арендовать эту квартиру, мне негде будет жить”, “Если я перестану общаться с этим человеком, то мне не с кем будет общаться”. При этом данные отговорки выглядят, как минимум, смешно. Если подумать, то каждое из потенциальных изменений несет в себе не опасность, а возможность:

1. Смена работы позволит вам в большей степени реализовать свои истинные способности, найти свое настоящее призвание, а также сменить обстановку и найти более высокооплачиваемую работу, где не будет такого надоедливого и сурового начальства, где ваш труд будет оценен по достоинству.

2. Переезд на другую квартиру позволит вам улучшить условия собственного проживания, переехать в тот район города, который вам по душе, возвращаться с работы домой не как на каторгу, только для того, чтобы “уснуть и не видеть этот ужас”, а делать это с радостью и абсолютной уверенностью в том, что вы все заслужили это счастье.

3. Прерывание общения с человеком, с которым вам совершенно не хочется общаться, не только не нанесет вам вреда, но даже пойдет на пользу, так как вам не нужно будет тратить свою энергию впустую. Поверьте, вы не едины в страхе не найти достойного собеседника. Многие люди вообще ограждают себя огромной стеной при попытке окружающих заговорить с ними. Множество достойных вас (по интересам и интеллектуальному уровню) людей ищет именно вас! Не стоит тратить свое время на “энергетических вампиров”, от общения с ними никакой пользы для себя вы не вынесете. Если же вы так и не нашли потенциальных собеседников, вам стоит обратить свое внимание на клубы по интересам, которых сегодня создается бесчисленное множество, особенно в интернет сетях.

Отсутствие цели у человека приводит к тому, что он, подобно бую, хаотично плывет по волнам жизни. Если такому человеку задать пару вопросов, вроде: “Зачем ты живешь?”, “Чего ты хочешь достичь?”, “Какова твоя истинная цель?”, то он, как правило, только будет пожимать плечами и говорить: “Я не знаю”. Если вы не хотите быть похожи на такую аморфную личность, вам обязательно нужна будет цель.

Основные требования к цели:

1. Цель должна быть достижимой. Например, приобретение трехкомнатной квартиры. Что вы говорите, данная цель недостижима для вас? Оставьте! Это только на первый взгляд. Если очень захотеть - можно и в космос полететь. Вы полагаете, что данная цель недостижима только рассуждая с вашего текущего положения дел. Однако, если вы проявите высокий уровень стремления и упорства, вы будете совершенствовать свои навыки, достигать карьерного роста, и в конце концов достигнете цели. А что, если вдруг вы реально чувствуете, что не успеваете накопить на трехкомнатную квартиру? Тогда обратитесь ко второму требованию к цели.

2. Цель должна быть гибкой. Если вам не удастся достигнуть высокой цели, то цели поменьше вы добьетесь наверняка - пусть это будет не трехкомнатная квартира в центре города, а “всего лишь” двухкомнатная квартира в одной из частей города, главное, чтобы вам было в ней уютно и комфортно. Разве это будет свидетельствовать о том, что цели вы не достигли? Нет, просто вы эту цель немного подкорректировали.

3. Цель должна быть конкретной. Сравните два варианта постановки цели:
- “В будущем я значительно улучшу свое материальное положение”;
- “Через 3 года я повышу свой уровень доходов на 30%”.
Как вы полагаете, какая из целей более конкретна? Полагаю, вы и сами все понимаете.

4. Вы должны сами верить в свою цель. Не следует выбирать в качестве основной цель, в достижимость которой вы не верите. Прежде всего подумайте, чего вы на самом деле хотите достичь, а после начинайте формулирование своих целей. Начните с малой цели, после достижения которой вы сможете установить для себя более серьезную цель.
Четкое знание своих целей - ключевой фактор борьбы с приближающемся кризисом.

6. Заручитесь поддержкой . Вы наверняка помните древнюю притчу про веник, в которой основной мыслью было то, что одного человека очень легко сломить, но если рядом с ним будет еще один человек, который поддержит в трудную минуту, то никакие беды им не страшны. Совершенно необязательно иметь множество друзей, в надежности которых вы не можете быть уверены на все 100 %, достаточно, чтобы у вас был 1 друг, но готовый всегда поддержать в трудную минуту, и на вашу фразу: “Мне сейчас так ужасно” без раздумья ответит: “Понял, выезжаю”. Если у вас есть такие друзья, то цените их, а лучше - позвоните прямо сейчас, узнайте, как у них дела, все ли в порядке. И, самое главное, сами будьте готовы отдавать силы и времени ради друга, не прося ничего взамен.

7. Вырабатывайте в себе волевые качества . Ни один кризис не способен будет справиться с вами, если вы всегда будете психологически подготовлены к его приходу. Вам следует тщательно поработать над выработкой в себе таких качеств, как стрессоустойчивость, упорство в достижении цели, умение находить альтернативные решения. Проблема многих людей заключается в том, что при первом же сигнале кризиса они сдаются ему на растерзание, будто бы они только его и ждали. Однако те люди, которые готовы дать кризису настоящий бой, и выйти из этой борьбы победителем, чего бы это им ни стоило, способны добиваться высоких результатов в жизни. Для выхода из кризиса человеку часто требуется отдавать на борьбу с ним все свое время, терпеть нереальные нагрузки, порой даже унижение, но тот характер, то желание победы, движимое этими людьми, способны творить чудеса. Помните - побеждает тот, кто не сдается. Если для изменения вашего текущего положения требуется проявить упрямство - проявляйте его, сделайте все возможное для улучшения ситуации, не бойтесь перемен.

8. Будьте самим собой. Очень часто люди считают кризисом неспособность достижения целей, которые оказались под силу их соседу, родственникам, знакомым. Мы с такой регулярностью стремимся походить на других людей, что совершенно забываем о своей уникальности и неповторимости.

“Мой сосед ездит на новеньком Nissan, а я даже не могу купить Жигули… Я такой бедный, я такой несчастный” - типичная мысль человека,живущего не своей жизнью. Ну, во-первых, покупка нового автомобиля являлась главной целью вашего соседа. А ваша ли это цель? Или, быть может, вас просто (уж простите за откровенность) “давит жаба” за то, что кто-то из ваших знакомых имеет определенные блага, а вы - нет? Если приобритение автомобиля не является вашей целью - смотрите пункт пятый данной статьи. Какая разница, что у вас нет автомобиля, если он не является вашей целью?! Если он так сильно нужен вам - добавьте его в список жизненных целей и постепенно добивайтесь ее, откладывайте n-ную сумму средств на его покупку, либо возьмите автомобиль в кредит. Во-вторых, никогда не равняйтесь на других людей. Просто прилагайте все возможные усилия для достижения своей цели, постоянное сравнение себя с другими людьми способно привести вас к неврозам.

Вы такой, какой вы есть, и вам не перед кем оправдываться. Вы живете той жизнью, которую выбрали для себя сами. Вам не нравится ваша жизнь? Тогда делайте все, чтобы изменить ситуацию! Не ждите волшебства - оно бывает только в сказке. А в реальной жизни всю ответственность за свою жизни вы принимаете на себя.
Главное правило - имейте мужество встретить кризис достойно, помните, что “все проходит - и это пройдет”, никогда не повышайте реальную опасность кризиса, будьте всегда готовы действовать.

Содержание статьи:

Кризисные периоды в жизни - это нормальный, физиологический процесс, который обусловлен сменой жизненных ценностей и установок. Эти обязательные этапы развития личности происходят у большинства людей, но протекают у всех по-разному. Если человек готов меняться и развиваться, то проблем с психологическим состоянием быть не должно, но нередко кризисы влекут за собой развитие различных фобий, комплексов, депрессий. Часто люди загоняют себя в состояние, из которого помочь выбраться может только психолог.

Понятие и тезисы кризисного периода в жизни человека

Кризис - это всегда важный период жизни человека, связанный с принятием судьбоносного решения. В переводе с греческого языка означает «разделение дорог», поэтому это душевное состояние еще называют «поворотом судьбы».

Любой внутренний кризисный период развивается на фоне уже привычного образа жизни, когда человек привыкает к определенному укладу, размеренности и комфортным условиям. Но в один момент происходит надлом, и нестабильное психологическое состояние лишает его опоры, уверенности в том, что его жизнь - это действительно то, что ему нужно. У человека появляются новые потребности.

В эти периоды люди вступают в конфликт с окружающим миром, они недовольны всем, что их окружает. А на самом деле, как утверждают психологи, суть кризиса заключается во внутреннем конфликте и неспособности человека принять реальность, желании сделать ее идеальной. На этом фоне возникает протест, а затем начинаются поиски путей решения. Важно, чтобы они были найдены, и человек направил всю скопившуюся энергию на их реализацию.

Понятие кризисного периода включает такие основные тезисы:

  • Любой кризис - это психологически сложный период, который нужно принять и пережить.
  • Этот период ни в коем случае нельзя считать тупиком. Это накопившиеся противоречия вступают в борьбу с вашим внутренним «Я».
  • Из кризисного периода жизни всегда есть пути выхода, которые кроются в действии, реализации потребностей и желаний.
  • Пережитый кризис способствует становлению характера, развитию сильных волевых качеств.
  • После сложного этапа человек обретает уверенность, и у него появляется новая комфортная модель поведения.
Переломные моменты могут происходить по разным причинам, связанным с личной жизнью, работой или здоровьем. Это индивидуальные ситуации, а есть ряд так называемых «обязательных возрастных кризисов», через которые проходят все люди, и повлиять на их начало человек не может.

Основные причины кризисных возрастных периодов


Появление кризиса в разном возрасте - закономерность, которая свидетельствует о развитии личности. Кроме физиологических аспектов, существует еще несколько важных причин появления таких периодов.

Что приводит к появлению кризиса:

  1. Травма . Это может быть травма, которую переживает ребенок в процессе рождения, или перенесенная человеком в раннем детстве. Эти факторы влияют на протекание кризиса и его длительность.
  2. Становление личности и формирование характера . Это происходит, когда человек уже обладает определенным набором информации об окружающем мире и начинает в полной мере использовать полученные знания: манипулировать, требовать, изучать границы дозволенного.
  3. Влияние окружающих . Родители, друзья, супруг или супруга, знакомые и коллеги играют не последнюю роль в старте кризиса. Иногда толчком может послужить брошенная фраза, ссора или определенная негативная ситуация. Эти обстоятельства заставляют задуматься о жизненных приоритетах, могут привести к анализу достижений, неудовлетворенности и, как следствие, кризису.
  4. Стремление к совершенству . Человек развивается на протяжении всей жизни, но есть периоды, когда он не доволен своим внешним видом, уровнем заработной платы или состоянием жилья. Это также становится причиной для начала кризисного периода. Люди, которые ставят перед собой завышенную планку, особенно подвержены этому.
  5. Резкая смена привычного образа жизни . Это может быть переход на новую работу, переезд в другой город или в новую квартиру. На этом фоне могут появиться новые потребности и желания, у индивида будут развиваться рефлексии, внутренние переживания, которые выльются в кризис.

Обратите внимание, во время кризиса человек всегда становится перед выбором, и от того, какой выбор он сделает, зависит, насколько его жизнь будет успешной в будущем.

Главные признаки кризисного периода в жизни


Человека, который переживает переломный момент в жизни, достаточно просто выделить из толпы по визуальным симптомам - блуждающему взгляду, поникшему виду. Также есть и ряд внутренних признаков, которые характеризуют это состояние:
  • Пустой взгляд . Создается впечатление, будто человек постоянно думает о чем-то своем. Часто люди, переживающие кризис, настолько погружаются в себя, что даже не откликаются, когда к ним обращается собеседник.
  • . Человек может быть на первый взгляд совершенно спокойным и вдруг внезапно начать плакать или дико смеяться над банальной шуткой. Все зависит от возраста индивида. Например, подросткам сложно контролировать свои негативные эмоции, а люди зрелого возраста уже умеют держать себя в руках.
  • Отказ от пищи и сна . Иногда сознательно, а иногда из-за нервного напряжения человек не может нормально питаться и спать.
  • Пессимистический или излишне оптимистический настрой на будущее . Людям в эти периоды присуща излишняя эмоциональность: у них есть планы и желания, но одни люди впадают в депрессию, потому что не могут их реализовать, а другие начинают создавать эффект бурной деятельности. Эти два варианта не являются нормой в обычной жизни и считаются ярким признаком того, что человек переживает внутреннее напряжение.

Любой возрастной кризис не должен подавляться самим человеком или родителями, если речь идет о переломных моментах у детей. Только проживание этой ситуации и выход из нее с новыми моделями поведения позволят избежать психологических расстройств.

Характеристика кризисных периодов разных лет жизни

На каждом этапе взросления и изменения внутреннего мира человека поджидает определенный возрастной кризис. В детстве эти состояния проходят незаметно для ребенка, здесь очень важную роль играет поведение родителей. Впервые осознанно с кризисом человек сталкивается в подростковом возрасте. Это очень важный период, когда с одной стороны нужно дать ребенку возможность принимать решения самостоятельно, а с другой - оградить его от негативных последствий этих решений. В зрелом возрасте также есть место кризисам, главным образам они происходят из-за не способности принимать реальность и жажды новых впечатлений.

Детские кризисные периоды в жизни


Жизнь маленького человека с первых минут существования начинается со стресса. Так называемый кризис новорожденного - первый переломный момент, когда он вступает в борьбу за свою жизнь и побеждает, делая первый вздох.

Следующие детские кризисы появляются на разных стадиях развития малыша:

  1. На первом году жизни . Причиной является первое сознательное отдаление от самого близкого человека - мамы. Ребенок начинает ходить, расширяя свои горизонты. А также кроха учится говорить и уже может изъясняться с родными обрывками слов. Это приводит к эмоциональному возбуждению, острой потребности все делать самостоятельно: узнать, что это за предмет, потрогать его и даже попробовать. Родителям в это время лучше просто наблюдать за чадом, не мешая познавать мир, ликвидируя явные опасные предметы из его зоны досягаемости.
  2. На третьем году . Самый эмоционально выраженный детский кризис, который характеризуется сразу несколькими симптомами: отрицательной реакцией, связанной с отношением одного человека к другому, упрямством, желанием, чтобы с решением крохи считались, протестом против домашних порядков, стремлением к эмансипации от взрослых. По сути, в это время ребенок хочет все делать сам, рвет связи со взрослыми, у него начинается период выделения собственного «Я». В это время очень важно заложить крохе любовь к окружающему миру, показать ему, что этот мир любит его. Только дети с такой уверенностью вырастают оптимистами, не боящимися принимать решения и отвечать за свою жизнь.
  3. На седьмом году . Это «школьный кризис», который характеризуется получением новых знаний, началом мыслительного процесса, когда малыш уже может обдумать и проанализировать свои поступки. В этот период у детей наблюдается симптом «горькой конфеты»: они замыкаются в себе, делают вид, что их ничего не беспокоит, а сами могут страдать. Эмоционально они переживают большой стресс, ведь их жизнь после похода в школу кардинально меняется, начинают формироваться социальные связи. Здесь очень важна поддержка родителей, их максимальное участие в жизни первоклассника.

Кризисные периоды жизни человека в юности


Переход во взрослую жизнь также ознаменован несколькими кризисными периодами. В это время вчерашний ребенок уже должен принимать серьезные решения, отвечать за свои поступки, уметь распоряжаться финансами. Многие дети впервые отделяются от родителей, уезжая на учебу. Это сильный стресс, который либо воспитает волю у ребенка, либо станет причиной ряда безответственных поступков.

Какие кризисные возрастные периоды выделяют в юношестве:

  • В подростковом возрасте 12-16 лет . Этот возраст еще называют «переходным» и «сложным». В это время меняется тело ребенка, происходит половое созревание и появляется интерес к противоположному полу. С психологической точки зрения взрослый ребенок оценивает себя через призму восприятия другими людьми. Ему главное, что сказали о нем, его платье или сумке подруга или друг. Очень важно не навешивать ребенку ярлыков, не акцентировать внимание на его недостатках, потому что во взрослой жизни это все превратится в комплексы. Следует дать ребенку уверенность, что у него есть множество положительных качеств и достоинств - так он станет их развивать.
  • Кризис самоопределения . Он наблюдается в возрасте 18-22 лет, когда человек понимает, что юношеский максимализм не всегда работает и нельзя все делить только на «белое» и «черное». В это время перед молодежью раскрывается очень много возможностей, а выбрать один правильный вариант сложно. Поэтому часто люди делают ошибки, следуя не своим мечтам, а тому, что было навязано родителями, учителями, друзьями. В этот период важно прислушаться к себе и сделать выбор в пользу своих желаний, суметь их отстоять. А также необходимо принять и полюбить себя со всеми своими недостатками.

Кризисные периоды развития личности в зрелом возрасте


После 30 лет, когда человеком уже выбран курс движения по жизни, определены приоритеты и цели, его может беспокоить ощущение неудовлетворенности, могут одолевать мысли из серии «как могла сложиться моя жизнь, если бы…». Это первый звоночек, что на носу кризисные периоды зрелых лет.

Рассмотрим особенности кризисных периодов в зрелом возрасте:

  1. В возрасте 32-37 лет . Человек может войти в противоречия с самим собой. Видя свои ошибки, он уже не может, как в юности, легко согласиться с ними и принять факт их наличия. Напротив, он начинает внутреннюю борьбу, доказывая самому себе, что ошибок быть не может, а все его действия были правильными. Выхода из этого кризиса два: принять ошибки, скорректировать план на будущее и получить приток энергии для его реализации, или цепляться за прошлый опыт и иллюзорные идеалы, оставаясь на месте. Последний вариант может длиться несколько лет и сделает человека крайне несчастным.
  2. В возрасте 37-45 лет . Сложнейший в эмоциональном плане период жизни, когда и мужчины, и женщины склонны рвать устоявшиеся связи ради желания идти дальше, развиваться и получать желаемое. Семья, работа, быт - все это может показаться «лишним грузом», который тянет на дно. К человеку приходит четкое понимание, что жизнь одна и тратить ее на пресное существование нет никакого желания. Выход виден в прерывании обременительных связей, перераспределении обязанностей, смене сферы деятельности с целью получить больше свободного времени для реализации собственных целей.
  3. После 45-ти лет . Это время второй молодости, когда и мужчины, и женщины перестают измерять свой возраст прожитыми годами, а начинают ощущать свой внутренний потенциал на будущие годы. В этот период из-за гормональной перестройки женщины становятся похожими на подростков - у них часто меняется настроение, они обижаются по любому поводу. У мужчин развивается инстинкт самца, они снова стремятся стать завоевателями, сражаться за свое. Как говорят психологи, в этом возрасте можно либо сделать пресные супружеские отношения более острыми, либо найти нового, подходящего по темпераменту партнера.
  4. После 55-ти лет . В этот период наблюдается затяжной кризис, который предполагает принятие нескольких истин: ваше тело изменилось, вам придется выйти на пенсию, уход из жизни неминуем. Психологи считают, что самое страшное для человека в это время остаться одному, без необходимости о ком-то заботиться или ходить на любимую работу. Однако нельзя падать духом, главный неоспоримый плюс этого периода - человек получает уйму свободного времени, о котором мечтал на протяжении всей жизни. Сейчас самое время им воспользоваться, ведь зрелый возраст - это не болезнь, а момент, когда можно позволить себе попутешествовать, отдохнуть. Желательно также найти себе хобби после выхода на пенсию, чтобы заполнить уйму времени. Важно, чтобы понятие «старость» не стало синонимом пассивности. Это период радоваться результатам своей жизни, время, которое можно посвятить только себе.
Переходные этапы в жизни следует воспринимать спокойно, плавно переступая с одной ступеньки кризиса на другую, понимая, что перепрыгнуть несколько одним махом не получится. Важно из каждого кризиса выходить внутренне обогащенным, с новым стимулом для дальнейших свершений.

Как пережить кризисные периоды жизни


Любой кризис - это стресс для человека, который может стать причиной ухудшения самочувствия и работоспособности. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать правила, которые помогут пережить кризисные периоды развития личности:
  • Найдите стимул вставать с постели . Даже во время кризиса каждого человека окружает множество маленьких и больших радостей. Главное их найти. Это может быть смех вашего ребенка во время игры, утренняя прогулка с собакой, чашка любимого кофе или ежедневная пробежка. Сначала все это покажется вам мелким и неважным, но проделывая эти ритуалы, вы поймете, что именно из таких радостей строится большое счастье.
  • Займитесь йогой или пилатесом . Во время сложных моментов в жизни важно научиться максимально расслабляться, выключая не только тело, но и голову. Эти практики помогут вам справиться с этим, а также будут держать мышцы в тонусе.
  • Дарите себе положительные эмоции . Во время стресса очень полезно гулять в парках, ходить на выставки, в кино на комедийные фильмы. Улыбка, смех, радость - это база, которая не даст негативным мыслям поглотить вас. Это касается и детей, переживающих кризис - дарите им больше ярких эмоций.
  • Хвалите себя . Делайте это на каждом шагу: успели на маршрутку - отлично, удалось вовремя сдать отчет - тоже ваша заслуга. Вы должны повысить чувство собственного достоинства.
  • Хотите поплакать - плачьте . Сдерживать эмоции вредно в любом возрасте, а особенно во время кризиса. Со слезами и криками выходит скопившийся внутри негатив. Человек истощается, очищается и открывается навстречу новым свершениям.
  • Не уходите в себя . Помните, возрастные кризисы - это естественный процесс, спрятаться от него или пройти мимо не получится, его важно пережить. Если вам сложно, одиноко и кажется, что самостоятельно со всеми обрушившимися мыслями не справиться, обязательно обратитесь за помощью к психологу.
Что такое кризисный период в жизни человека - смотрите на видео:


В большей степени срывам на фоне кризиса подвержены одинокие люди, те, кто недавно пережил смерть близкого человека или больные с тяжелыми диагнозами. Чтобы не допустить депрессии, помочь этим людям должны их друзья и родные своим вниманием и участием.

В жизни человека бывает не один и даже не два кризиса. Причем им подвержены все люди, и практически каждый из нас на определенном этапе своей жизни ощущает и переживает примерно одно и тоже.

Помочь справиться с критической ситуацией поможет осознание того, что не только вы испытываете на себе воздействие кризиса.

Самым первым жизненным кризисом является кризис одного года . На этом этапе жизни человек вырабатывает общее мнение об окружающем мире, решая, заслуживает ли все, что его окружает, доверия, а люди – любви. Этот этап является основой, определяющей дальнейшее развитие личности.

Следующий кризисный период наступает в возрасте трех лет . Кризис проявляется в том, что маленький человек начинает «показывать характер», проявлять упрямство, стараться показать себя как личность, так как именно в этом возрасте малыш начинает воспринимать себя именно так.

Семь лет – очень важный и сложный период в жизни ребенка. На этом жизненном этапе происходить социальное определение человека. Здесь появляется два пути развития личности: либо ребенок начинает считать себя исключительной личностью, заслуживающей всяческих благ и похвал, либо приобретает комплекс неполноценности из-за неудачности первого опыта общения со сверстниками.

В возрасте двенадцати-четырнадцати лет ребенок впервые начинает четко осознавать свою принадлежность к тому или иному полу. Начинается борьба с родителями за собственную свободу и самостоятельность. Ребенок усиленно пытается доказать папе и маме, что он уже вырос и не нуждается в помощи и советах, а все ограничения его свободы воспринимаются остро и агрессивно.

Не миновал кризис и молодых людей в возрасте от восемнадцати до двадцати лет . В эти годы человек окончательно расстается с детством, оставляя этот чудесный период своей жизни позади. В это же время человек понимает, что необходимо бороться за «свое место под солнцем» и он вступает в эту нелегкую борьбу, предварительно определив направление движения.

В возрасте от двадцати семи до двадцати девяти лет человек обычно начинает соизмерять свои мечты и реальность, которые очень редко совпадают. Обычно именно в этот период в жизни человека происходят последние кардинальные изменения, как в личной сфере, так и в сфере профессиональной деятельности.

Когда человек достигает возраста тридцати пяти – тридцати семи лет , то попадает в кризисный период, известный всем как кризис среднего возраста. В это нелегкое время под сомнение ставятся все достижения, человек переоценивает свою жизнь, меняются внутренние ценности и жизненные приоритеты.

В пятьдесят три – пятьдесят пять лет человек сталкивается с так называемым кризисом предпенсионного возраста. Этот период жизни является одним из самых сложных и тяжело преодолимых. Люди в этом возрасте очень остро переживают потерю привлекательности, а, кроме того, их очень сильно пугает изменение социального статуса и материального положения.

Возраст от шестидесяти пяти до шестидесяти семи лет можно охарактеризовать как период подготовки к смерти. Человек становится более свободным в своих предпочтениях, потребностях, в творчестве и в личной жизни. На этом жизненном этапе происходит сбор всех своих достижений в «узелок». Этот период также характерен тем, что человек как бы существует в двух измерениях, находясь сразу в двух мирах одновременно.

В сто лет человек сталкивается с последним кризисом в своей жизни. Этот период в жизни человека характеризуется тем, что появляется ужасная усталость от жизни, ощущается пустота и не желание жить полной жизнью. Появляется навязчивое желание умереть, для того чтобы прекратить эту «бессмысленную» жизнь.