Почему казанские татары называют себя булгарами. Запрятанная история татар

Третий этап, конец XV века.

Поток татар несколько уменьшается во второй четверти 15 века. И для Москвы это время - период больших осложнений. Московское княжество сталкивается с претензиями чингизидаУлу-Мухаммеда, которыйправил в Большой Орде, был изгнан, некоторое время правил в Булгарии, вернулся в Сарай с помощью Витовта, снова был изгнан, но упорно искал место правителя. Вначале Улу-Мухаммед стал на Верхней Оке в Белеве (1437), потом, разбив войско московского князя, основал крепость на Волге, будущую Казань (1538-39), совершал набеги на Москву, овладел Нижним Новгородом (1445), где в союзе с некоторыми русскими родами пытался создать новый центр русских территорий. Наконец, он взял в плен князя Василия II , но был убит собственным сыном Махмутеком.

Рис. 3. А. Татары в Великом княжестве Литовском (Литва и Белоруссия) во второй половине 16 века - первой половине 17-ого. Поселения начала XV века вероятно, те, что с мечетями. Б. Населенные пункты татарского происхождения на карте Рязанской области и предполагаемые границы Касимовского ханства.

Вероятно, эти драматическиеприключения, ослабившие власть великого князя, убедили московских правителей найти иную форму службы и размещения татар – образцы у них был перед глазами. Это поселения татар в Великом княжестве Литовском, на территориях, которые ныне относятся к Литве и Белоруссии, а также полулегендарное Темниковское княжество, находившееся в землях мордвы, где татары играли важную роль. Вероятно, так появилась идея татарских анклавов на территории русских княжеств, предполагающих те же обязательства, как у татар литовских – обязанность воинской службы на свои средства в обмен на их автономию и сохранение религии. Хроника дальнейших событийи образования новых татарских анклавов такова:

1446 и -Василий II принимает на службу сыновей Улу-Мухаммеда Касима и Якуба и после их успехов в разгроме Шемяки дает (1452 или 1453) им в кормление Городец-на-Оке, ставший Касимовым, центром Касимовского ханства. Размеры войска Касимабыли достаточно велики – несколькодесятков сел до сих пор имеют татарскую этимологию. Ханство многократно передавалось другим владельцам.

1450-60-ые – на службу Москвепоступил казанский царевич Муртоза с войском и получает Новый Городок на Протве (недалеко от Серпухова).

1478 – правнук Улу Мухамеда, Мехмет-Амин, казанский царевич, отъезжает в Москву и получает в кормление Каширу. Дважды он становится казанским царем (1487-1497) и (1502-1505).

Около 1480 - поступили на службу к Ивану III два брата крымского хана Менгли-Гирея, Нур-Давлет и Хайдар. Нур-Хайдар был свергнут Мегли-Гиреем в 1467, бежал в Литву, а потом обратился в российское подданство.

Начало XVI века – в Москве принимают сына хана Ахмата (с которым воевал Иван III ) Абдул-Латифа с сыномШиг-Алеем. Шиг-Алей активно используется в попытках контролировать Казань, где становится царем трижды (1518-1521, 1530, 1646), с 1537 до 1552 регулярно участвует в походах на Казань.

На тему Касимовского ханства существуют вопросы, вроде бы простые, на которые историки дают разные ответы.

  1. Какова была территория Касимовского ханства?
  2. Была это территория малонаселенная? Или заселенная русскими? Мещерой? Татарами?
  3. Ханство было создано как союзный, как вассальный или как правящий анклав?
  4. Права правителей Касимова были им дарованы? Получены в результате переговоров? Установлены самими правителями?

Таблица 1.Историки о Касимовском ханстве

Историк

Территория

Заселение

Уровень анклава

Права правителей

М. Худяков

Земли вокруг Городца Мещерского и по Оке

Русские территории и города.

Правящий, ханству платят дань Рязань и Москва

Установлены и навязаны Улу-Мухаммедом

Л. Гумилев

Мещера

Союзный.

Установлены договором с Касимом/ Якубом

В. Богуславский

В. Бурминов

Мещера

Местное население + небольшое число пришлых татар

Вассальный

Установлены Москвой и легко меняемы.

С. Шокарев

Мещера

Славянизированная мещера

Вассально-союзнический.

Д. Исхаков

Касимовский, Кадомский, Елатомский, Шацкий, Темниковский уезды

Мордва, мещера-можара, булгары

Автономия.

С. Шишлов

В. Первушкин

Идея ранней государственности

Темниковской Мещеры

Мордва и татары

Форма преемственности?

Судя по срокам образования ханства - несколько лет спустя после смерти Улу-Мухамеда, и с учетом факта, чтоэто произошло после успешной службы царевичей Касима и Якуба, помогших великому князю одолеть Шемяку ,следует, наверное, отбросить идеи М.Худякова о навязанности ханства Улу-Мухамедом и правящем положении Касимова. Это было небольшое пограничное образование, причем на землях, где уже достаточно жило давно тюркское или тюркоязычное население. А та форма отношений, которая была тут установлена с Москвой, означает службу за жалование в обмен на автономию и признание родовитости татарских царевичей.

Эксперимент оказался удачен. Иван III , конечно, оценил возможности татарской конницы - сын Касимацаревич Данияр нанес решающий ударновгородцам в битве на Шелони (1467). Данияр не просто стал его любимцем. Видимо, уже тогда Иван III задумал с помощью своих новых союзников взять под контроль Казань и помышлял о большем. С одной стороны, татарские роды на русской службе ослабляли противников России, раскалывая его по родству, важному для кочевников. С другой, они делали русского великого князя, которому служили, все более очевидным наследником Золотой (Белой) Орды -белым царем, как его начали называть татары и ногаи .

Вот что писал о татарской политике Ивана III и обстоятельствах известного стояния на Угре историк Г.Вернадский: « 7 ноября 1480 г. (дата по Вологодско-Пермской летописи) Ахмат повел армию обратно в Сарай. Согласно Казанской истории, воспользовавшись затишьем, последовавшим за безуспешной попыткой Ахмата пересечь Угру, Иван III послал через степи во владения Ахмата объединенный отряд русско-татарской конницы под командованием Нур-Давлета и князя Василия Ноздреватого. Это, по всей видимости, ускорило отступление Ахмата.

Чтобы избежать позора, Ахмат написал Ивану III, что временно отступает из-за приближающейся зимы. Он грозил Ивану III, что вернется и захватит и его самого и его бояр, если тот не согласится - во-первых, выплатить дань в размере 60 000 алтын в течение сорока дней … 20 000 алтын следующей весной и 60 000 алтын следующей осенью; во-вторых, носить "знак Батыя" на своем колпаке (княжеской шапке), и в-третьих, убрать царевича Даньяра из Касимова . Письмо Ахмата сохранилось только в русском переводе. Нет сомнений, однако, что перевод с оригинального татарского текста был сделан вскоре после того, как письмо было получено в Москве. "Знак Батыя", упоминаемый в документе - это, конечно, пайцза. Требование Ахмата ликвидировать Касимовское ханство становится понятно, если вспомнить, какую важную роль этот район играл в татарской политике Ивана III».

Период 3, 16 век .Тут процесс набрал максимальную силу –Крымское ханство стало совершать налеты на Россию, пытаясь также оторвать от нее Казанское ханство, которое, казалось бы, при Иване III стало вассалом Москвы. Москва же испытывала колонизационный кризис – доступные земли были освоены все. Нужны были новые завоевания. Тут идеология объединения бывших земель Золотой Орды вокруг Москвы становится совершенно явной. Соответственно, политика приема татар на службу ведется Иваном Грозным последовательно и неуклонно:

1542 – принят на службу царевич Едигер, сын ногайского хана Акубека. Ногайский царевич получает город Романов.

1552 – взятие Казани и прием многих видных мурз в русскую службу. Во взятии Казани участвуетбывший ее хан Шах-Али.

1552 – принят в Москве брат Едигера Кайбула, в кормление ему отдан город Юрьев-Польский, за него была выдана дочь татарского царя Еналея.

1556 – присоединение Астрахани. Звенигород (Сурожская волость) был дан в кормление астраханскомуцаревичу Дербыш-Али. Тем завершается формирование татарских анклавов на территории русских княжеств. Новой формой становится появление прослойки служилых татар, которые получают жалования, поместья по месту службы (обычно на границе государства) и могут быть перемещены на новое место проживания, что в дальнейшем, по мере экспансии России на юг делалось многократно.

Следует отметить, что завоевание Казани и Астрахани открыло путь на юг и маховик южной колонизации раскрутился на полные обороты. Служилые татары оказались важной частью этих процессов.На рис. 2 также видно, что главный пик приема татар на службуприходится на 2 и 3 четверти 16 века. Тогда же начинается возведение многих татарских родов (из служилых татар) в дворянское достоинство. Иван Грозный полагался на татар как в Ливонской войне, так и в опричнине. Тут, конечно, важным моментом был момент личной преданности татар царю.

Поскребите русского, и вы найдете в нем переодетого татарина

Н.М. Карамзин,
(русский историк)

В формировании московского российского государства, его служилой аристократии и даже модернизации по восточному образцу татары сыграли выдающуюся роль. А само восточное заимствование российской государственности имеет в своем арсенале и такую любопытную историю, как существование в составе православного государства мусульманского анклава, управляемого татарскими царевичами из разных ветвей династии Чингисхана, являвшихся вассалами русских правителей, – Касимовское царство.

Феномен Касимовского царства

Так называемое Касимовское царство появилось в середине XV веке, когда Василий II выделил часть исконно русской территории – удел Мещерской земли – своему слуге эмиру Касиму, из рода чингизидов. Центром подконтрольного Москве ханского владения стал Городец в Мещерском крае. Касимовским ханам предоставлялась большая свобода в управлении в соответствии с кочевыми обычаями и мусульманской верой. Но при этом не допускалась самостоятельная внешняя политика и постоянные династии (ханы все время менялись). Ханы также не могли передавать по наследству свои владения, а назначались русскими правителями из Москвы.

Касимовские ханы верой и правдой служили российским великим князьям и царям. Самым известным среди них был и соправитель Ивана Грозного Семион Бекбулатович (Саин-Булат). Самым известным среди них был и соправитель Ивана Грозного Семион Бекбулатович (Саин-Булат). Он участвовал во многих войнах России, а в 1573 г. Саин-Булат перешел в православие, получив новое имя- Симеон Бекбулатович. Но после завоевания Иваном IV Казанского и Астраханского ханств, вассальное ханство утратило свое былое политическое значение и служило лишь поставщиком конницы для русской армии.

Феномен Касимовского царства просуществовавшего до середины XVII в. и был неслучаен. В складывающейся многоэтничной и многоконфессиональной империи, какой становилась Россия, иметь в качестве подданных ханов Чингисидов русским царям, претендующим на ордынское наследство, было очень почетно (подробнее в моей статье «О восточной символике русской власти в XV-XVI вв» http://сайт/view_post.php?id=121&cat=8). К тому же касимовские татары как верные православным царям противопоставлялись в качестве врагов недружественным России татарским ханам (Л.Г. Ивашов). Бывшая ордынская аристократия, особенно чингизиды высоко котировались на Руси. По словам В.В. Трепавлова, любой чингизид из татарского ханства, приехавший на Русь для поселения и прокормления имел полное «…право требовать- и получал- соответствующую часть дани, а иногда и территорию, с которой собиралась эта часть в его пользу».

На протяжении XVI – XVII веков служащая русскому царю татарская аристократия со своими вооруженными отрядами активно участвовали во всех войнах и походах русской армии и зарекомендовали себя как верные царю и очень боеспособные воинские формирования. Это был пример мирного положительного симбиоза России с восточными мусульманскими народами путем их мягкой инкорпорации без ассимиляции в состав имперского разнородного российского государства. Этнокультурная и этноконфессиональная терпимость были самыми положительными сторонами восточного влияния на Россию, чего не скажешь о других сферах.

Татарский фактор российской геополитики в XVI веке

Следует иметь в виду, что со времен ордынского господства над русскими князьями татары воспринимались как непобедимая и безжалостная сила. У русских князей и военачальников того времени, в их культурной памяти сформировался устойчивый комплекс- панического страха перед татарами, перед их безжалостными набегами и походами. Этот страх парализовал воинов, русских князей их веру в победу над татарами, которые время от времени вступали в бой с татарскими ратями и иногда даже побеждали их. Но все равно этот страх никуда не уходил и воспроизводился в последующих веках- в XV- XVI вв. Этот страх обрекал русских на мысль, что татары будут вечно их угнетать, что они непобедимы в итоге. Что они своеобразный Бич Божий- кара небесная за грехи (по Широкораду А.Б.).

В первой половине XVI века, уже для независимой московской Руси возникла прямая угроза ее существования, со стороны возможного объединения враждебных действий против Москвы со стороны Крымского, Казанского и Астраханского ханств. Как вспоминал позднее Иван IV, «от Крыма и от Казани до полуземли пусто бяше». Победить более сильное Крымское ханство, за которым стояла могущественная Османская империя, не представлялось Москве тогда возможным..php?id=59&cat=12). Поэтому выбор ответного удара, по враждебным ханствам со стороны молодого русского царя Ивана Грозного, пал на более слабые в военном отношении: Казань и Астрахань.

По мнению историка А. Г. Бахтина: «В начале XVI в. Россия превратилась в единое сильное государство. Граничившие с ним татарские ханства и орды, хотя и являлись беспокойными соседями, все-таки по отдельности опасности для России не представляли...» И в тоже время: «В России серьезно опасались возрождения Золотой Орды, это была вполне очевидная угроза. Воссоздание некогда могучего государства на прежней основе произойти не могло, слишком сильны были противоречия между государствами - наследниками Золотой Орды. В то же время в регионе заметно возросло влияние России, противостоять которому в полной мере татарские ханства уже не могли. Оставалось или признать русский протекторат, или добиваться покровительства сильнейшего европейского мусульманского государства Турции и ее вассала Крымского ханства. Часть татарской знати выступала за союз с Россией, основная масса колебалась, многочисленная группа феодалов, связанная с работорговлей, настойчиво пыталась заручиться покровительством Османской империи и Крымского ханства».

И все равно, удивительной тогда казалась в России полная победа над Казанью в 1552 г. «Надобно перенестись в XVI век, указывал С.М. Соловьев, - чтобы понять всю силу впечатления, какое производили на совеременников эти слова: завоевано Татарское царство!...вспомним, что Иоанн III, требовавший равенства с императором германским и султаном, не думал о равенстве с царем крымским и бил ему челом. И вот царство Татарское завоевано». Причем Казань была завоевана русскими войсками в союзе с другими татарами (касимовскими, ногайскими, астраханскими и даже казанскими во главе с Камаем Хусаиновым).

Через 4 года, практически без боя Астрахань сдалась русским войскам. Казань и Астрахань- главные рынки в торговле Запада с Востоком- и Волжский торговый путь оказались в руках московского царя. Далекая и всегда чужеземная Волга становится «русской рекой», «матушкой, «кормилицей». «Астраханские татары превратились в российских подданных под началом русских воевод; позднее территория ханства была заселена выходцами из Ногайской Орды, казанскими татарами и калмыками» (цит. по Трепавлову В.В.). С ликвидацией татарских ханств была обеспечена безопасность государства на востоке. Правда, коренные народы, сменившие гнет татар на угнетение русского царизма, временами бунтовали, кочевники (ногайцы, башкиры, калмыки, казахи) делали набеги, но мятежи беспощадно подавлялись, а набеги кочевников, постепенно вступавших в российское подданство, не шли ни в какое сравнение с прежними татарскими.

Часть татарской знати добровольно принимает православие и обрусевает. Однако не все происходит мирно и добровольно. Едва оправившись от поражения, казанские татары начинают партизанскую войну против русских колонизаторов. Восставшими татарами (под предводительством сотника Мамыш- Берди) истреблялись отряды и гарнизоны «неверных». Вплоть до конца 1556 г. на территории бывшего Казанского ханства не прекращались боевые действия. Край в итоге был опустошен мятежами и карательными походами русских. Затем здесь началась русификация и православизация местного населения, но уже менее насильственными методами.

В итоге завоевания Казань уже при Иване Грозном стал больше русским городом, поскольку татарам было запрещено селиться внутри крепостных стен Казани. Интересы безопасности, интересы православной веры, имперского могущества и получения земли для раздачи русским дворянам- вот вкратце комплекс причин заставивших русского царя подчинить Казанское ханство. По мнению швейцарского историка А. Каппелера, завоевание Казанского и Астраханского ханств означали формирование российской империи и имперского сознания у российской власти. Он пишет: «Это имперское сознание усилилось в ходе борьбы за наследство Золотой Орды: Казань и Астрахань, как резиденции легитимных наследников Чингис -хана, которых в России называли царями, могли значительно увеличить славу и усилить притязания московского царя».

Татарская знать на службе русских царей

В России в это время появляется немало сторонников прямого заимствования общественно-государственной модели Востока, ее переноса на российскую почву. Так, яростный обличитель боярского самоуправства Иван Пересветов в своей книге «Сказании о Магомет-салтане» (ок. 1547 г.) с восторгом отзывался о турецкой деспотической модели государственного устройства и ставил ее в пример Ивану Грозному. Он, в частности, восхищался мудростью султана, разогнавшего «ленивых богатинов» и приказавшего собирать в казну государства все доходы (включая и частных лиц). Именно такую «правду турецкую» предлагал заимствовать дворянский публицист Иван Пересветов.

Однако подобное восточное влияние уже самым непосредственным образом сказывалось и в системе общественных отношений. В России во многом под влиянием ордынской государственной модели стали развиваться отношения феодальной личной зависимости в подданническо-холопской форме. Суть их была в том, что любой боярин, удельный князь признавал себя по отношению к государю холопом («Яз холоп твой»). Поэтому неудивительно, что даже высшего сановника, князя или именитого боярина (исключительно во времена Ивана Грозного) можно было без суда и следствия затравить псами, поджарить на медленном огне, посадить на кол. Но сразу же оговоримся, что такая практика, в отличие от восточных стран, в России была, к счастью, редкой.

Ярким свидетельством провосточной политики государства в XVI в. была гибкая, и даже сверхлояльная, политика в отношении стоящих на службе Москве татарских мурз и князей, и даже ханов. Татарская аристократия всегда имела приоритет по сравнению со старой московской знатью. Так, например, четырежды во время военных походов Василия III правителем в Москве оставался служилый татарский царевич Худайкул, в крещении Петр Ибрагимович. Служилый касимовский хан (Касимовское ханство тогда принадлежало Москве) Шах-Али одно время бывший ханом казанским, возглавлял войска Ивана IV (Грозного) в Ливонской войне (В. Трепавлов).

Татарская служилая знать при этом отличалась верностью новым московским великим князьям и царям, а татарская конница блестяще зарекомендовала себя в многочисленных войнах того времени. Татарских царевичей, мурз и князей московские цари посылали против кочевников-крымцев и казанцев, ливонских рыцарей, шведов, поляков и литовцев. В России татарская родовитая знать со временем принимала православие и, пользуясь высоким статусом, могла претендовать и получала целые территории в свое управление.

Наконец, огромное значение татарские ханы играли в период опричнины, а некоторые из них, например как Саин-Булат, в крещении Симеон Бекбулатович, был даже соправителем Ивана Грозного. По мнению В. Трепавлова, институт соправительства, к которому так часто прибегали русские государи, является типичной практикой кочевой государственности. Но со временем, когда российское государство укрепилось внутренне и внешне, то заигрывание с татарскими царевичами, мурзами утратило свою актуальность. В конце XVII века влияние служилых татар в России заметно снизилось, по сравнению с XVI веком.

И все-таки, вспомним известное вроде бы вполне шутливое выражение Карамзина: «поскребите русского, и вы найдете в нем переодетого татарина». Но эта шутка имела самое прямое отношение к потомкам самого Карамзина и многим другим выдающимся деятелям русской истории. Татарские корни имели графы Апраксины и Барановы, Уваровы, Толстые и Ростопчины, поэт Державин, историк и писатель Карамзин, генералы и фельдмаршалы, генералы Кутузовы, Ермоловы и многие другие. По некоторым данным около 17 % русской знати составили потомки выходцев из верхушки ордынской кочевой знати (Л.И. Медведко).

Исследователи приводят немало объяснений феномену «засилья татарской аристократии», в их числе и то, что татарские царевичи практически не были связаны родственными узами с русской аристократией, что порождало кумовство, местничество и, как следствие, сепаратизм. Все это, конечно, имело место. Но, безусловно, главным был сам родословный статус татарских претендентов и их генетическая связь с бывшей метрополией Руси. Они выступали в качестве своеобразных восточных модернизаторов русского государства. Точно так же впоследствии Россия приглашала себе на службу европейцев.

Молодому государству, делающему первые самостоятельные шаги на международной арене, срочно требовалось внешнее признание. Но дипломатическое признание и свою положительную репрезентацию важно было получить в первую очередь не среди европейских государств (в глазах Москвы имеющих довольно низкий рейтинг в силу их географической удаленности, а значит, и бесполезности), а среди наиболее значимых и в то же время опасных для Москвы государств и монархий. И самыми значимыми для Москвы были татарские ханства во главе с потомками Чингисхана.

Овосточивание московской Руси

Но самое главное, почему Восток в то время для русских царей был как бы ближе и даже роднее, чем Запад? Это как раз объясняется наличием той самой русской власти (вотчинно-государственной системы), которая была органически чужда договорно-правовой власти западных монархий, зато органично вписывалась в государственную и общественную организацию подавляющего большинства азиатских стран.

Вот как азиатское начало Московской России выразил евразиец Н.Н. Алексеев: «В непрерывной борьбе с Азией и в постоянном соприкосновении с азиатством Москва естественно проникалась бытом и понятиями Востока. Правда, московские цари любили ссылаться на римских и византийских императоров, на Августа и Константина; но в их придворном быту, в их управлении не было тех республиканских повадок, которые давали себя знать и в языческом Риме и в христианской Византии. Московское самодержавие походило гораздо более на восточный халифат, на тогдашнюю Турцию».

Удаленность от Европы и прерывание с ней различных связей (выход в Балтийское море в ходе Ливонской войны закончился неудачей), в то же время плотные политические, торговые, культурные и человеческие связи (вплоть до смешанных браков) с кочевой «варварской» Ордой и включение в состав России восточных территорий, безусловно, дали о себе знать. Московскую Русь на Западе стали воспринимать периферией Великой Степи, а русские земли вплоть до XVIII в. европейцы презрительно именовали Татарией.

Московская Русь характерно, особенно в общественно-политическом смысле как бы овосточилась. Но благодаря православной идентичности и роли церкви как главного идеолога в государстве Россия Востоком все же не стала. К тому же под боком был Запад, который постоянно удивлял русских царей своими техническими новинками, но главное, всевозрастающей военной мощью.

Позже после распада Золотой Орды и возникновения на её месте ряда независимых ханств, на булгарских землях образуется Казанское ханство . В результате консолидации части булгар с другим кыпчакским, а также отчасти финно-угорским населением края формируется народ казанских татар.

Формирование

Погребальный обряд

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар , на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.

Местоположение . Городские некрополи Золотой Орды располагались в черте города, как и могильники периода Казанского ханства. Кладбища казанских татар XVIII-ХIХ вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности - за речкой.

Надмогильные сооружения . Из описаний этнографов следует, что казанские татары имели обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносились изгородью, иногда на могилу ставили камень, делали небольшие срубы без крыши, в которые сажали березки и ставили камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Способ захоронения . Для булгар всех периодов характерен обряд ингумации (трупоположения). Булгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, с руками, расположенными вдоль тела. Отличительной особенностью могильников Х-ХI вв. является период становления нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие строгого единообразия в отдельных деталях ритуала, в частности, в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением кыблы, в абсолютном большинстве случаев встречаются отдельные захоронения лицом вверх или даже на север. Встречаются захоронения умерших на правом боку. Особенно разнообразно в этот период положение рук. Для некрополей XII-XIII вв. характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение кыблы, ориентация лица к Мекке, единообразное положение покойника с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. В среднем, 90 % погребений дают это устойчивое сочетание признаков против 40-50 % в ранних могильниках. В золотоордынский период все захоронения совершены по обряду ингумации, тело вытянуто на спине, иногда с поворотом на правый бок, головой на запад, лицом к югу. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, покойника опускали в могилу, затем укладывали в боковой подбой, лицом к Мекке. Отверстие закладывалось кирпичами или досками. Распространение ислама среди волжских булгар уже в домонгольское время очень четко проявилось в обряде булгар ХII-XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар .

Национальная одежда

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол . Верхней одеждой служили казакин , а зимой - стёганый бешмет или шуба . Головной убор мужчин - тюбетейка , а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши . Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе - 146 татар, в Чистопольском районе - 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
Признаки Татары Арского района Татары Елабужского района Татары Чистопольского района
Число случаев 160 146 109
Рост 165,5 163,0 164,1
Продольн. диам. 189,5 190,3 191,8
Попереч. диам. 155,8 154,4 153,3
Высотн. диам. 128,0 125,7 126,0
Головной указ. 82,3 81,1 80,2
Высотно-продольн. 67,0 67,3 65,7
Морфологическ. высота лица 125,8 124,6 127,0
Скуловой диам. 142,6 140,9 141,5
Морфологическ. лицев. указатель 88,2 88,5 90,0
Носовой указатель 65,2 63,3 64,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 70,9 58,9 73,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 83,7 87,7 74,2
Горизонтальный профиль % плоских 8,4 2,8 3,7
Средний балл (1-3) 2,05 2,25 2,20
Эпикантус(% наличия) 3,8 5,5 0,9
Складка века 71,7 62,8 51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 67,6 45,5 42,1
Средний балл (1-5) 2,24 2,44 2,59
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,04 2,31 2,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых 6,4 9,0 11,9
% выпуклых 5,8 20,1 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 22,5 15,7 18,4
% опущенных 14,4 17,1 33,0
Таблица 2. Антропологические типы казанских татар, по Т. А. Трофимовой
Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные
N % N % N % N %
Татары Арского района Татарии 12 25,5 % 14 29,8 % 11 23,4 % 10 21,3 %
Татары Елабужского района Татарии 10 16,4 % 25 41,0 % 17 27,9 % 9 14,8 %
Татары Чистопольского района Татарии 6 16,7 % 16 44,4 % 5 13,9 % 9 25,0 %
Все 28 19,4 % 55 38,2 % 33 22,9 % 28 19,4 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.

Теория этногенеза казанских татар

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них :

  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория
  • тюрко-татарская теория.

См. также

Примечания

Литература

  • Ахатов Г. Х. . Татарская диалектология. Средний диалект (учебник для студентов высших учебных заведений). Уфа, 1979.
  • Косач Г. Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании // Каариайнен К., Фурман Д. Е. (отв. редакторы). Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. М., Институт Европы РАН, Институт Евангелической Лютеранской церкви Финляндии, 2007.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • СКВО (футбольный клуб)
  • Шнеер, Арон Ильич

Смотреть что такое "Казанские татары" в других словарях:

    Татары (история этнонима) - Историю этнонима «татары» можно проследить примерно с VIII века. Этноним впервые упоминается в рунической надписи на памятнике тюркютскому полководцу Кюль Тегину (732). Эта надпись упоминает племенные союзы «отуз татар» и «токуз татар».… … Википедия

В VIII веке на Средней Волге и в Прикамье возникло государство, жители которого называли себя булгарами. Долгое время эта страна мирно соседствовала с Русью. Татарстан – такое название носит республика, расположенная сейчас на месте Волжской Булгарии.

Но не все жители Казани и соседних с ней городов согласны с этнонимом «татары». Многие люди, помня свое историческое наследие, считают себя булгарами – потомками древнего народа, основавшего не одно государство.

Кто такие булгары?

О происхождении булгар (болгар – зависит от произношения) среди ученых до сих пор ведутся споры. Одни этнографы и историки причисляют этих людей к потомкам тюркоязычных племен Центральной Азии. Другие специалисты не сомневаются, что булгары были ираноязычным народом и обитали в исторической области, которую греки называли Бактрия. А сами жители этих мест, расположенных западнее горной системы Гиндукуш, именовали свою страну Балхара, так некоторые ученые и объясняют возникновение этнонима.

Эпоха великого переселения народов привела в движение многие племена, в том числе и булгар. В поисках лучших земель они отправились на запад. В IV веке этот народ поселился в степях Северного Причерноморья, заняв также земли Северного Кавказа вплоть до Каспия. Жизнь булгар была неспокойной, они периодически подвергались нападениям то гуннов, то аваров, то различных тюркоязычных племен.

Как и многие другие народы, чьи земли граничили с супердержавой того времени – Византийской империей – булгары вынуждены были выстраивать с могучим соседом дипломатические отношения. Даже их легендарный правитель хан Кубрат (605-665 гг.) воспитывался в Константинополе. Византийцы часто вынуждали глав соседних государств отдавать им своих наследников, чтобы держать их при императорском дворе как заложников, а заодно и прививать будущим правителям собственные духовные ценности.

В истории каждого народа есть личность, чьи решения определяют судьбу целой страны. Для булгар таким человеком был хан Кубрат. В 632 году он основал государство, которое византийцы назвали Великой Болгарией. По мнению одних исследователей, ее территории охватывали Восточное Приазовье и Кубань, другие специалисты полагают, что земли булгар простирались от Южного Буга до Ставропольской возвышенности.

Впрочем, после смерти легендарного основателя государство распалось, разделенное его сыновьями. Старший из них, которого звали Батбаян, остался в Приазовье с частью народа. Его Брат Котраг увел своих людей в донские степи. Другая группа булгар, возглавляемая Альцеком, после долгих странствий поселилась в районе итальянской Равенны.

Под предводительством третьего сына хана Кубрата, которого звали Аспарух, часть народа перебралась на Дунай. Они и основали современную Болгарию, впоследствии испытав сильное влияние местных славянских племен. Как и многие союзники Византии, болгары приняли христианство. Произошло это в 865 году.

Волжская Булгария

Оставшиеся в Приазовье булгары столкнулись с частыми набегами воинственных хазар. В поисках нового пристанища они перебрались на территорию современного Татарстана. Волжская Булгария была основана во второй половине VIII века.

Для своего времени это было передовое государство. Булгары стали первым из европейских народов, освоившим технологию изготовления стали и выплавки чугуна. А слава местных мастеров кожевенного дела распространилась до Ирана и Центральной Азии. Уже в IX веке, укрепившись на новых землях, эти люди стали строить каменные дворцы.

Благодаря удачному расположению булгары наладили торговлю с Русью, Скандинавией, Прибалтикой, Византией. Товары транспортировались, в основном, по Волге. Установили булгары экономические связи и с восточными соседями. Сюда регулярно прибывали караваны из Китая, Индии и Персии.

В 922 году официальной религией Волжской Булгарии стал ислам, распространившийся на эти земли вместе с проповедниками из Багдадского халифата. Так получилось, что дунайские булгары объявили себя христианами, а волжские – мусульманами. Некогда единый народ разделила религия.

Первой столицей государства был город Булгар, а в XII веке официальным центром страны стал Биляр. Казань, основанная в 1005 году, тогда еще не имела столичного статуса.

В XIII веке Волжскую Булгарию захватили монголы. Когда-то мощное и независимое государство превратилось в одну из провинций Золотой Орды. С этого момента началось постепенное вытеснение этнонима «булгары».

Казанское ханство

После распада Золотой Орды у булгар появилась надежда снова обрести государственность. В 1438 году на территории современного Татарстана был образован Булгарский вилаят, который на Руси называли Казанским ханством. Но во главе этого государства встали уже не булгары, а потомки легендарного завоевателя Чингисхана. Один из ордынских ханов, которого звали Улуг-Мухаммед (Улу-Мухаммед), вместе со своим войском захватил Казань и основал там правящую династию.

Во второй половине XV века Казанское ханство занимало всю Среднюю Волгу и бассейн реки Камы, включая в себя земли башкиров, чувашей, мордвы, черемисов и вотяков. Помимо Казани здесь было много крупных городов: Булгар, Алат, Кашан, Арча, Джукетау, Зюри, Иске-Казань, Тетюши и Лаеш. А общая численность населения превышала 400 тысяч человек.

Этноним «булгары» стал постепенно забываться, люди чаще называли себя «казанлы» (казанцы) или просто по религиозному признаку – мусульмане. Возможно, аристократическая верхушка ханства, не принадлежавшая к булгарам, была заинтересована в том, чтобы их подданные поскорее забыли о своей национальной принадлежности, обычаях и традициях.

В XVI веке Казань начала ощущать усилившееся влияние Москвы. Русские князья неоднократно пытались посадить на престол соседнего государства лояльного им человека. После многочисленных распрей, военных стычек и политических интриг в 1552 году ханство было захвачено войсками царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Казань официально вошла в состав Руси. С этого момента этноним «булгары» окончательно был утрачен.

Кто такие татары?

Татары – тюркоязычный народ, живущий преимущественно в России, Казахстане и Средней Азии. Впервые так себя называть стали представители некоторых маньчжурско-монгольских племен, кочевавших в районе Байкала в VI-IX веках. Понятно, что к булгарам эти люди не имели абсолютно никакого отношения. Они присоединились к завоевательным походам Чингисхана. Именно поэтому русские называли ордынцев монголо-татарами.

Впоследствии этноним «татары» распространился на многие народы, часто не имеющие между собой ничего общего. Так стали именовать некоторые этносы, ранее входившие в состав Золотой Орды. Поэтому возник исторический парадокс: потомков булгар, завоеванных монголами в XIIIвеке, сейчас называют именем их захватчиков.

Как показали генетические исследования, казанские, крымские, астраханские и сибирские татары – представители разных народностей. Они не имеют общих предков, и их этногенез происходил независимо друг от друга. Этот факт может объяснить, почему языки, например, казанских и астраханских татар так сильно различаются между собой, что люди банально не понимают друг друга.

При обследовании казанских татар ученые-генетики обнаружили их несомненное родство с жителями Восточной Европы и Средиземноморья. А вклад в этногенез населения современного Татарстана выходцев из Центральной Азии составляет всего 1-6% (в зависимости от района). Все-таки среди булгар случались смешанные браки с ордынцами, хотя и довольно редко.

Многие коренные жители современной Казани не согласны с тем, что их называют татарами. Не удивительно. Ведь это почти то же самое, если бы русских перепутали с немцами.