Практическое применение интеграла в жизни. Применение производной в науке и в жизни

С возвратом к мирной жизни в послевоенной Европе требовалось в первую очередь восстановить экономику. За относительно короткий срок к концу 1940-х годов большинство европейских стран достигли довоенного уровня промышленного производства. Быстрый рост производства привёл к сокращению безработицы, улучшению социальной обстановки. В возрождении экономики были заинтересованы все слои общества. Некоторые политики и публицисты, пользуясь этим, выдвинули лозунги общественного единения, примирения предпринимателей и рабочих.

Борьба за демократизацию новой жизни

Однако в политической сфере вторая половина 1940-х годов стала временем острой борьбы прежде всего по вопросам государственного устройства. Ситуации в отдельных странах существенным образом различались. Великобритания в полной мере сохранила довоенную политическую систему. Франция и ещё ряд стран должны были преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А в Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма и создании новых демократических государств.

Несмотря на различия, существовали и общие черты в политической жизни западноевропейских стран в первые послевоенные годы. Одна из них заключалась в приходе к власти левых сил - социал-демократических и социалистических партий. В ряде случаев в первых послевоенных правительствах участвовали и коммунисты.

Так было во Франции и Италии, где к концу войны коммунистические партии стали массовыми, пользовались значительным авторитетом благодаря активному участию в движении Сопротивления. Укреплению их позиций способствовало сотрудничество с социалистами. Во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет двух партий, в Италии в 1946 г. подписано соглашение о единстве действий коммунистов и социалистов, а также профсоюзов. Во Франции коммунисты входили в состав коалиционных правительств в 1944-1947 гг., в Италии министры-коммунисты работали в правительствах в 1945-1947 гг.

В странах Северной Европы наибольшим влиянием после войны пользовались социал-демократические партии, находившиеся здесь у власти ещё в 1930-е годы. В Швеции и Норвегии они образовали в 1945 г. однопартийные кабинеты. В первые послевоенные правительства Дании, Исландии наряду с социал-демократами входили также коммунисты.

Основные политические мероприятия первых послевоенных правительств предусматривали восстановление демократических свобод, чистку государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы пять крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20-25%. В Великобритании, где у власти в 1945-1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались компенсации. Национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».

Несмотря на массовую поддержку политики левых партий и ослабленные позиции партий консервативного толка, утверждение демократических основ послевоенного общества и экономические преобразования проходили в острой борьбе. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику». В результате референдума 18 июня 1946 г. страна была провозглашена республикой. Значительные политические баталии развернулись во многих странах вокруг выборов в учредительные собрания и разработки новых конституций.

Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 1940-х годов - в 1946 г. во Франции (конституция Четвёртой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, - стали самыми демократическими за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам, зафиксированным ещё в Декларации прав человека и гражданина (вспомните, когда, в результате каких событий был принят этот документ), провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов» и др.

В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40-42-часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Эти меры предпринимались под влиянием требований и выступлений трудящихся. Так, в Великобритании в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

Стабилизация

Особым периодом в истории западноевропейских стран стали 1950-е годы. Это было время быстрого экономического развития, когда прирост продукции промышленного производства составлял в среднем 5-6 % в год. Послевоенная промышленность восстанавливалась с применением новых машин и технологий. В 1950-е годы началась научно-техническая революция, одним из основных направлений которой являлась автоматизация производства. Тяжёлый ручной труд, работа человека за станком всё больше заменялись автоматикой. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, росла их зарплата. Они пополняли ряды «белых воротничков» - работников с высокой профессионально-технической подготовкой.

В Англии уровень заработной платы в 1950-е годы повышался в среднем на 5 % в год при росте цен на 3 % в год. В ФРГ за этот же период реальная заработная плата выросла в 2 раза. В некоторых странах, например в Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же власти периодически «замораживали» зарплату (запрещали её повышение), что вызывало протесты и забастовки рабочих.

Наиболее ощутимым оказался экономический подъём в ФРГ и Италии. В первые послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 1950-х годов расценивалась как «экономическое чудо». Это не только количественный, но и качественный скачок. В Италии среднегодовой прирост объёма промышленной продукции составлял 10 % в год. Из аграрно-индустриальной страны она превратилась в индустриальную. Особенно быстро развивались машиностроение, автомобилестроительная и химическая отрасли. Итальянская промышленная продукция стала продаваться во многие страны.

«Экономическое чудо» в ФРГ и Италии произошло благодаря целому ряду процессов: перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимической, электронной, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным финансовым подспорьем явилась американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъёма производства заключалось и в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. К тому же существовал значительный резерв дешёвой рабочей силы за счёт переселенцев, выходцев из села. Немаловажное значение имело отсутствие в бюджете этих стран в первые послевоенные годы расходов на армию и вооружения.

Экономический подъём обеспечил социальную стабильность. В условиях сокращения безработицы, относительной устойчивости цен и повышения заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 1950-х годов, когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации, в частности сокращение рабочих мест.

Определяющей чертой политического развития стран Западной Европы в 1950-е годы стал приход к власти консервативных партий. Они создавались после войны на базе распавшихся довоенных партий, а иногда - заново.

Даты и события:

  • 1943 г. - в Италии католические деятели - участники Сопротивления создали Христианско-демократическую партию (ХДП).
  • 1944 г. - во Франции образовано Народно-республиканское движение на базе довоенной партии католического толка.
  • 1945 г. - в Германии основан Христианско-демократический союз (ХДС), в 1950 г. к нему присоединился действовавший в Баварии Христианско-социальный союз, в результате возник блок ХДС/ХСС.

Эти партии объединяли крупных промышленников, банкиров, известных католических деятелей. Вместе с тем они стремились получить широкую поддержку в обществе, чему должно было способствовать выдвижение христианских ценностей в качестве главных идейных основ новых партий. Занимая в целом консервативные позиции, христианские демократы учитывали особенности политической ситуации. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию.

Придя к власти в 1950-е годы, лидеры консервативных партий отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили о социальных гарантиях для людей труда, обществе всеобщего благосостояния. В ФРГ получила распространение концепция «социального рыночного хозяйства», основанного на частной собственности и свободной конкуренции. Британские консерваторы, находившиеся у власти в 1951-1957 гг. (премьер-министры У. Черчилль, а затем А. Иден), провели реприватизацию (возвращение в частные руки) некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). В то же время началось наступление на провозглашённые во второй половине 1940-х годов политические права и свободы.

В ФРГ в 1951 г. приняли закон об уголовном преследовании по политическим мотивам - «блицзакон», согласно которому ввоз неугодной властям литературы, критические отзывы о руководителях государства, деятельности государственного аппарата, контакты с официальными органами ГДР могли рассматриваться как «государственная измена» и караться заключением на срок от 5 до 15 лет. За 10 лет на основании этого закона было заведено 200 тыс. дел, затронувших 500 тыс. граждан ФРГ. В 1953 г. появился закон, ограничивавший возможности проведения собраний и демонстраций. В 1956 г. по приговору конституционного суда была запрещена Коммунистическая партия Германии.

В Италии в 1952 г. христианские демократы предприняли попытку отменить пропорциональную систему представительства в парламенте, предложив предоставлять 2/3 мест в парламенте партии или блоку, собравшему более половины голосов на выборах.

В 1958 г. произошёл значительный поворот в политической жизни Франции. В середине 1950-х годов здесь сложилась кризисная ситуация. Её составными элементами являлись политическая неустойчивость и частая смена правительств социалистов и радикалов, начавшийся распад французской колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшение положения и рост выступлений трудящихся. В такой обстановке всё большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал Ш. де Голль.

В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире, поддерживаемое ультраправыми силами, отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернётся Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть» при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г. 1 июня 1958 г. он был назначен премьер-министром. Спустя три месяца появился проект новой конституции. На референдуме 28 сентября 1958 г. за неё проголосовали 79 % избирателей. Во Франции утвердилась Пятая республика. В декабре 1958 г. Ш. де Голль был избран президентом Франции. Сложившийся при нём режим не без основания назвали «режимом личной власти». Опорой его стала основанная сторонниками де Голля партия «Союз в защиту новой республики» (ЮНР).

Конституция 1958 г. предоставляла самые широкие права президенту, избиравшемуся на семилетний срок. Он являлся главой государства и верховным главнокомандующим, назначал членов правительства и всех высших гражданских и военных должностных лиц. Президент не только подписывал все законы, но, по существу, решал их судьбу: мог вернуть на повторное рассмотрение в парламент или вынести на референдум. Он имел право распустить Национальное собрание (нижнюю палату парламента) и назначить новые выборы. Но парламент, со своей стороны, не мог сместить президента и практически не имел возможности добиться отставки правительства.


Ш. де Голль (слева) во время визита в ФРГ в 1962 г. Справа - К. Аденауэр

Шарль де Голль (1890-1970) родился в зажиточной дворянской семье. В юности избрал военную карьеру. Участвовал в Первой мировой войне. В начальный период Второй мировой войны настаивал на решительных действиях против германской армии, в апреле 1940 г. назначен командиром танковой дивизии. После поражения французской армии перебрался в Лондон, где создал комитет «Свободная Франция». С 1943 г. - один из руководителей Французского комитета национального освобождения. В 1944-1946 гг. возглавлял первые послевоенные коалиционные правительства. В 1958-1969 гг. - президент Франции. Человек консервативных убеждений, Ш. де Голль на первое место ставил национальные интересы и величие Франции. Стремясь утвердить сильный и независимый внешнеполитический курс своей страны, он нередко предпринимал шаги, которые не совпадали с позициями западных партнёров Франции. Например, в годы «холодной войны» выступал за неприкосновенность германо-польской границы по Одеру - Нейсе, дипломатическое признание Китайской Народной Республики, за вывод американских войск из Вьетнама и др. Он настоял на том, чтобы Франция вышла из военной структуры НАТО (1966), сохранив участие только в политической организации этого блока. Одним из первых среди западных лидеров де Голль совершил визит в Советский Союз (1966), положив начало расширению франко-советских отношений.

Конрад Аденауэр (1876-1967) родился в католической семье. В 1901 г. окончил университет и стал адвокатом. Общественную деятельность начал до Первой мировой войны, с 1917 г. - обер-бургомистр Кёльна. Был активным деятелем католической партии Центра. Как противник идеологии и политики национал-социалистов смещён нацистскими властями со службы. В 1945 г. стал одним из основателей, а в 1946 г. - руководителем партии Христианско-демократический союз. В 1949 г. избран канцлером только что образованной Федеративной Республики Германии, занимал этот пост до 1963 г. В своих взглядах и деятельности Аденауэр опирался на идеи индивидуализма (в том числе преобладания частных интересов и активности над государственными) и христианской морали. В государственной политике выступал как сторонник федеративности, объединения Европы. К. Аденауэр, прозванный «железным Конрадом», вошёл в историю как один из основателей послевоенного западногерманского государства, отцов «экономического чуда» 1950-х годов.

Начало интеграции

Характерной чертой послевоенного мира стало развитие региональной интеграции. Она осуществлялась в Европе, Азии, Латинской Америке, Африке. Что заставляло ту или иную группу государств устанавливать тесные связи, вступать в союз? Рассмотрим это на примере стран Западной Европы. Выше уже говорилось о создании в 1949 г. военно-политической организации НАТО, а в 1957 г. - Европейского экономического сообщества. Очевидна одна из причин их возникновения - разделение и соперничество между «западным» и «восточным» блоками. Но существовали и другие побудительные мотивы для интеграции. Во-первых, западноевропейские государства стремились укрепить свои позиции в условиях появления в послевоенном мире нескольких экономических центров, таких как США, Япония, социалистическое содружество. Во-вторых, всё отчётливее ощущалась потребность устранить межгосударственные противоречия в самой Западной Европе, например между Францией и Германией.

В интеграции были заинтересованы не только государства, но и европейские монополии. В послевоенные десятилетия банковский и промышленный капитал приобретал всё более наднациональный характер. Сложилась сеть транснациональных корпораций (ТНК), для которых государственные границы становились препятствием. Представители крупной буржуазии видели в объединённой Европе прежде всего «Европу трестов». Объединение поддерживали и социал-демократические деятели, считавшие, что оно позволит «упорядочить» экономическое развитие стран региона, эффективнее регулировать экономику.


Здание штаб-квартиры ЕС в Брюсселе

Даты и события:

  • 1951 г. - создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли шесть западноевропейских государств.
  • 1957 г. - ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали в Риме договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС или «Общий рынок»). В 1973 г. к нему присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. Участники ЕЭС основали также Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).
  • 1967 г. - ЕЭС, ЕОУС и Евратом под общим названием Европейские сообщества (ЕС) перешли под общее руководство. Штаб-квартира ЕС находится в Брюсселе (Бельгия).

В последующие десятилетия интеграция углублялась. С конца 1970-х годов стали проводиться прямые выборы в Европарламент, был учреждён Европейский суд. В 1995 г. вступило в силу Шенгенское соглашение об отмене взаимного пограничного паспортного контроля девятью странами Европейского союза (так изменилось с 1993 г. название Европейского сообщества). С 1999 г. в ряде стран введена новая валюта - евро.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

1. Особенности
социально-экономического
и политического развития в первые
послевоенные годы.
2. Интеграция стран Восточной Европы:
Создание Коминформа, СЭВ и ОВД.
3. Кризисы в странах Восточной Европы.
4. Развитие стран «народной демократии»
в 50-70-е г.г. XX в.
5. Особый путь Югославии.

ЧТО ТАКОЕ «ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА»?

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы - Польша, ГДР,
Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания, Болгария

Европа к 1914 г.
На протяжении столетий страны Восточной Европы развивались в тени
более крупных государств. До 1914 г. большая часть региона входила в
состав Австро-Венгерской, Германской, Российской и Османской
империй. Лишь после Первой мировой войны многие из этих стран
обрели независимость, но спустя двадцатилетие были захвачены
нацистской Германией.


и политического развития
в первые послевоенные годы
В 1945 г. советские войска
освободили от нацистской
оккупации большую часть
Восточной Европы.
В результате Советский Союз
установил своё влияние над
этим регионом.
В большинстве из этих стран
в 1945 – 1948 гг. к власти
пришли коммунистические
партии.
Государства «Восточного блока»

1945 – 1946 г.г. – демократические преобразования
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
ВОССТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ
УНИЧТОЖЕНИЕ КРУПНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ
НАКАЗАНИЕ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ
ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИЙ
ЛИКВИДАЦИЯ МОНАРХИЙ
ПЕРЕХОД ВЛАСТИ К ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ
Эти преобразования в восточноевропейских странах
называли народно-демократическими революциями, а
сами страны - народными демократиями.

Особенности социально-экономического
и политического развития
в первые послевоенные годы
1947 – начало 1950-х г.г. –
приход к власти коммунистов,
становление тоталитарного социализма
В 1945 г. коммунистические режимы были
установлены в Югославии.
В 1946 г. - в Албании, Болгарии.
В 1947 г. в Польше, в Венгрии, Румынии
В феврале 1948 г. коммунистический режим был
установлен в Чехословакии.
Утвердившись у рычагов государственного управления,
коммунистические партии взяли курс на строительство
социализма, приняв исходной моделью социальноэкономическую и политическую систему, созданную в
Советском Союзе.

Особенности социально-экономического
и политического развития
в первые послевоенные годы
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Ликвидация многопартийности. Концентрация
всей полноты власти в руках коммунистических
партий
Сращивание партийного и государственного
аппаратов
Отказ от принципа разделения властей
Массовые репрессии по примеру СССР
Права и свободы, формально декларируемые,
не соблюдались.

Особенности социально-экономического
и политического развития
в первые послевоенные годы
ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
Полная национализация промышленности и финансов
Ускоренная индустриализация, направленная
на преимущественное развитие тяжёлой
промышленности
Коллективизация без национализации земли
(замена индивидуальных хозяйств кооперативами)
Утверждение плановой экономики вместо рыночной

Страны Восточной Европы.
СФРЮ
(Югославия)
ПНР (Польша)
ЧССР(Чехословакия)
СРР(Румыния)
ГДР

В 1948 г. просоветский режим был установлен
в Северной Корее.
В 1949 г. коммунисты одержали победу в
гражданской войне в Китае (образование КНР).
В результате образовалось социалистическое
Содружество (социалистический лагерь),
включавшее СССР и свыше 10 государств в
Европе и Азии, а также Кубу, где революция
победила в 1959 г.

1 октября 1949 г. – образование КНР

Интеграция стран Восточной Европы

В сентябре 1947 г был создан Коминформ
(Информационное бюро коммунистических и
рабочих партий).
Создано на секретном совещании
компартий Болгарии, Венгрии, Италии,
Польши, Румынии, Советского Союза,
Франции, Чехословакии и Югославии в
Шклярска Поремба (Польша).
Идея созыва принадлежала Сталину.
С основным докладом на совещании выступил
А. А. Жданов. В докладе был сформулирован
тезис о начавшемся расколе мира на два
"лагеря" - "империалистический" (США и их
союзники) и "демократический" (СССР и его
союзники). Компартиям предлагалось перейти
к более жесткой конфронтационной политике.

Для экономического и
политического контроля СССР
создал организации
экономического и военного
характера:
- Совет экономической
взаимопомощи /1949 г./;
- - Организацию Варшавского
договора /1955 г./.
Здание СЭВ в Москве.

СЭВ и ОВД
25 января 1949 г. – создание
Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
Страны – члены СЭВ
Москва. Здание СЭВ

СЭВ и ОВД
Май 1955 г. – создание Организации
Варшавского договора (ОВД)
Болгария
Албания
Венгрия
Румыния
Польша
ГДР
Чехословакия
СССР

В. Молотов и Г.Жуков подписывают Варшавский договор

Кризисы и потрясения

КРИЗИСЫ И ПОТРЯСЕНИЯ
Советские солдаты помогают
восстанавливать хозяйство. ГДР.
1958 г.
По мере нарастания «холодной войны» СССР всё больше усиливал своё
влияние на союзников.
Несмотря на определённый экономический прогресс, часть населения
восточноевропейских государств начала открыто проявлять своё
недовольство властью. В некоторых странах дело дошло до забастовок и
вооружённых столкновений.


1953 г. - политический кризис в ГДР
Берлин.
17 июня
1953 г.

Германия не раз становилась ареной острых конфликтов.
1948 г. - советское руководство блокировало транспортные
магистрали, ведущие из западных зон оккупации в
западные секторы Берлина.
В 1953 году в ГДР вспыхнули беспорядки, переросшие в
восстание против просоветского режима.
Это был ответ восточных немцев на снижение своего
жизненного уровня. Положение коммунистического
руководства ГДР осложнялось тем, что в «другой» Германии
- ФРГ благодаря реформам экономическое положение
улучшалось. Коммунистическая верхушка ГДР не смогла
справиться с кризисной ситуацией собственными силами.
В Берлин были введены советские войска, и восстание было
подавлено.
Новому руководителю страны В. Ульбрихту удалось
стабилизировать положение в стране.
Однако со временем ГДР стала все больше проигрывать
Западной Германии в темпах роста экономики и уровня
жизни.
Символом «холодной войны» и раскола германской нации
стала Берлинская стена (1961 г.).

Германия: разделенная нация.

Кризисы тоталитарного социализма
1956 г. - политический кризис в Польше
В июне 1956 г. в Польше на
отдельных предприятиях
начались забастовки, быстро
переросшие во всеобщую
стачку.
Рабочих поддержали студенты
и либерально настроенная
интеллигенция.
Однако благодаря позиции
руководителя польской
компартии В. Гомулки
Руководитель
стабилизировать ситуацию в
ПОРП
стране.
Владистав
Гомулка

Кризисы тоталитарного социализма
1956 г. – народное восстание в Венгрии
В 1956 г. правительство Венгрии
возглавил Имре Надь.
Он отменил однопартийное правление
и потребовал вывода советских войск
из Венгрии, заявив о выходе своей
страны из Организации Варшавского
договора. В ответ руководство СССР
ввело на территорию Венгрии войска.
Венгерские «борцы за свободу»
сопротивлялись и просили помощи у
Запада. Однако её не получили.
В начале 60-х г.г. стала заявлять о
Имре Надь.
своей самостоятельности Румыния.
Лидер реформистов.
Порвала связи с СССР Албания.
Премьер-министр

Середина 1950-х – конец 1960-х г.г. –
перемены в политике
ПРЕКРАЩЕНИЕ МАССОВЫХ РЕПРЕССИЙ,
ЧАСТИЧНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИХ ЖЕРТВ
СМЯГЧЕНИЕ ФОРМ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
КООПЕРИРОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ЧАСТИЧНОЕ СНЯТИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ
ДЛЯ МЕЛКОГО БИЗНЕСА
ОСЛАБЛЕНИЕ ЖЁСТКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО
КОНТРОЛЯ НАД ЭКОНОМИКОЙ
ТОТАЛИТАРНЫЙ СОЦИАЛИЗМ НЕ ЛИКВИДИРОВАН,
А ЛИШЬ СМЯГЧЁН

«Пражская весна»

В январе 1968 г. лидер реформаторского крыла
компартии А. Дубчек стал первым секретарем
ЦК компартии.
ПРОГРАММА КПЧ
апрель 1968 г.
ВНЕДРЕНИЕ РЫНОЧНЫХ
МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКУ
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ
ОБЩЕСТВА
Александр Дубчек
Первый секретарь ЦК
КПЧ
(январь- август 1968 г.)

«Пражская весна»

Программа действий реформаторов
предусматривала большую идеологическую
открытость общества, создание механизмов для
обеспечения плюрализма мнений.
Как только оппоненты коммунистов получили
возможность открыто пропагандировать свои
идеи, многие коммунистические постулаты
оказались поколебленными.

«Пражская весна»

«Пра́жская весна́» (чеш.
«Pražské jaro», словацк.
«Pražská jar») - период
политической и культурной
либерализации в
Чехословакии с 5 января по
20 августа 1968,
закончившийся вводом в
страну войск Организации
Варшавского договора (кроме
Румынии).

Развитие стран «народной

21 августа 1968 г. – ввод войск СССР, ГДР, Польши,
Болгарии, Венгрии в Чехословакию.

Развитие стран «народной
демократии» в 1950 - 1980-е годы
Ухудшение экономического положения с 1970-х г.г.
ПОЛУЧЕНИЕ КРЕДИТОВ У ЗАПАДНЫХ СТРАН
С ЦЕЛЬЮ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОЯВЛЕНИЕ
ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
СКЛАДЫВАНИЕ
УСЛОВИЙ
ПАДЕНИЕ ТЕМПОВ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
ДЛЯ
РЕВОЛЮЦИЙ
СРЫВ ПЛАНОВЫХ ЗАДАНИЙ
ПОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ:
БЕЗРАБОТИЦЫ, ИНФЛЯЦИИ, ДЕФИЦИТА ТОВАРОВ

Развитие стран «народной
демократии» в 1950 - 1980-е годы
1970-е – конец 1980-х г.г. – усиление тоталитаризма
ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗРОДИВШИХСЯ ЭЛЕМЕНТОВ
РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ВОЗВРАТ К АДМИНИСТРАТИВНЫМ МЕТОДАМ
РУКОВОДСТВА ЭКОНОМИКОЙ
ПОЯВЛЕНИЕ ДИССИДЕНТОВ
И ИХ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
СКЛАДЫВАНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ ВОЖДЕЙ

Особый путь Югославии
«САМОУПРАВЛЯЮЩИЙСЯ
СОЦИАЛИЗМ»
САМОУПРАВЛЕНИЕ
ОТСУТСТВИЕ
ДЕМОКРАТИИ
ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ
ВЫБОРНЫЕ
ОДНОПАРТИЙНЫЙ
СОВЕТЫ
РАБОЧИХ
РЕЖИМ
НЕОГРАНИЧЕННАЯ
ПЕРЕДАЧА ПЛАНИРОВАНИЯ
ЛИЧНАЯ
ВЛАСТЬ
ИЗ ЦЕНТРА
ВОЖДЯ
НА МЕСТА
ПАРТИИ
ОРИЕНТАЦИЯ НА
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
КОНФЛИКТ
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
- СТАЛИН
½ТИТО
- ЕДИНОЛИЧНИКИ
Иосип Броз Тито.
Президент СФРЮ

Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы особенности социально-экономического и
политического развития в станах Восточной Европы в
первые послевоенные годы?
2. Приведите примеры кризисов и социальных
конфликтов в годы строительства социализма в
странах Восточной Европы?
3. Почему перестройка в СССР стала толчком к
революциям в Странах Восточной Европы?
4. Каковы особенности демократических революций в
странах Восточной Европы?
5. Какое место в современной системе международных
отношений занимают страны Восточной Европы?

В каком политическом состоянии оказались страны Восточной Европы в первые послевоенные годы (до конца 1946 г.)?
2. Каково было положение советских республик Прибалтики после войны?
3. Какие общественные настроения были распространены в Восточной Европе после войны? Какими подходами руководствовался СССР при определении своей политики в Восточной Европе?
4. Как относились к СССР в странах Восточной Европы?
5. Как некоммунистические силы потерпели поражение на всеобщих выборах в Польше 19 января 1947 г.? Какие последствия оно имело?
1. В Венгрии после войны коммунисты были не главной силой. Венгрия была союзницей Германии по антикоминтерновскому пакту, и венгерские части участвовали в боевых действиях на стороне Германии в Югославии и на территории Советского Союза. Однако еще в 1943 г. диктатор М. Хорти стал искать пути к выводу страны из войны и вступил в контакты с британскими представителями. Весной 1944 г. он даже попытался получить от Гитлера разрешение отозвать венгерские войска хотя бы с одного из фронтов. Берлин ответил отказом, а 14 марта в Венгрию были введены германские войска.
В августе 1944 г. М. Хорти начал переговоры и с Москвой, прося ее согласие на совместную оккупацию Венгрии силами СССР и западных союзников. В октябре он официально заявил о выходе Венгрии из войны. В ответ на это в Будапешт вошли германские войска.
После падения М. Хорти и освобождения Венгрии советскими войсками первые свободные выборы состоялись 3 ноября 1945 г. Большинство голосов на них получила Партия мелких хозяев. 1 февраля 1946 г. в Венгрии была провозглашена республика. Новое правительство с 1946 г. возглавил представитель Партии мелких хозяев Ференц Надь. Коммунисты участвовали в нем, но не занимали главенствующих позиций.
В других странах коммунисты добились большего. В ноябре 1944 г. в состав румынского правительства были включены коммунисты. Правда, уже с февраля 1945 г. в Бухаресте был сформирован новый кабинет во главе с руководителем Фронта земледельцев Петру Гроза. Это было уже по существу коммунистическое правительство. Заместитель министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинский, исполняя решения декабрьского (1945 г.) совещания СМИД в Москве, был даже вынужден специально посетить Румынию, чтобы добиться включения в румынское правительство представителей «исторических» партий - Нацио- нал-либеральной и Национал-царанистской - и таким образом обеспечить румынскому правительству международное признание. Вообще, исчезновение некоммунистических партий и установление однопартийной системы раньше всех произошли именно в тех странах, где советского военно-политического присутствия либо не было вообще (Албания), либо оно сыграло второстепенную роль в формировании послевоенного порядка (Югославия).
Довольно быстро проходила и коммунизация Болгарии, которая в годы войны находилась в союзнических отношениях с Германией и Италией, не объявляя войну СССР. 5 сентября 1944 г. СССР заявил о состоянии войны с Болгарией, туда были введены советские войска. Это позволило активизироваться болгарским коммунистам и другим антигерманским силам. В стране было сформировано некоммунистическое правительство во главе с лидером союза «Звено» Кимоном Георгиевым. В него были включены коммунисты, занявшие ключевые посты. Члены регентского совета были арестованы и казнены. В ноябре 1945 г. в Болгарии были проведены парламентские выборы, на которых победу одержал Отечественный фронт - коалиция разнородных партий во главе с коммунистами. Новый кабинет повторно сформировал К. Георгиев. В ноябре 1946 г. в результате референдума монархия в Болгарии была упразднена, и страна была провозглашена Народной Республикой Болгарией. 21 ноября 1946 г. в Софию из Москвы прибыл Георгий Димитров, который возглавил следующее болгарское правительство.
Более сложно развивалась ситуация в Польше. Во время войны западные области этой страны были включены в Германию, а на восточных - было образовано генерал-губернаторство во главе с немецким губернатором. К концу войны на право представлять интересы польского народа претендовали два польских правительства - одно прозападное эмигрантское в Лондоне (в 1943-1944 гг. его возглавлял лидер Польской крестьянской партии Станислав Миколайчик) и другое - созданное в июле 1944 г. на части освобожденной территории Польши в г. Люблине просоветское Временное национальное правительство Польши.
1 августа 1944 г. патриотические группы поляков, поддерживавших лондонское правительство, подняли в Варшаве вооруженное восстание против германских войск. Оно было начато с учетом наступления на Варшаву советских войск и в расчете на их поддержку. Между тем, Сталин принял решение не поддерживать восстание в Варшаве, чтобы не допустить усиления антисоветских сил в Польше. 14 сентября 1944 г. войска СССР заняли один из пригородов Варшавы, и дальнейшее продвижение остановилось. Восстание продолжалось до 2 октября и было жестоко подавлено гитлеровцами при бездействии советских войск.
Советский Союз стал добиваться того, чтобы послевоенный кабинет в Польше был создан на «люблинской», а не «лондонской» основе. Ключевое соображение, которым продолжал руководствоваться СССР, было обеспечение признания «линии Керзона» как будущей восточной границы Польши. Отступлений в вопросе о границе советская сторона не допускала. Советские представители считали возможным включение в коалиционное правительство только тех представителей «лондонских поляков», которые были согласны с «линией Керзона». США и Британия, не отвергая позицию И. В. Сталина, саботировали формирование польского кабинета на советских условиях. Только в Ялте они согласились с формулой коалиционного правительства «на люблинской основе» с участием умеренных «лондонцев». Но, опасаясь, что западные союзники откажутся от исполнения достигнутых договоренностей, 21 апреля 1945 г. СССР заключил с люблинским правительством Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве сроком на 20 лет. Было ясно, что Москва не допустит формирования коалиционного правительства в Польше вообще, если США, Британия и «лондонские поляки» будут настаивать на ревизии позиции Москвы в вопросе границы. Линия СССР победила.
28 июня 1945 г. из состава «люблинских» и «лондонских» поляков был сформирован коалиционный кабинет во главе с социалистом Э. Особка-Моравским, представлявшим люблинское правительство. С. Миколайчик занял в нем посты вице-премьера и министра земледелия, рассчитывая в перспективе расширить свое влияние, опираясь на популярность среди крестьянства. Некоммунистические партии в Польше имели много сторонников и Польская крестьянская партия Мико- лайчика по численности в 1945 г. превосходила компартию и соцпар- тию вместе взятые. В соответствии с решениями Потсдамской конференции коалиционное правительство было признано западными державами. В августе 1945 г. СССР подписал уже с новым коалиционным правительством Польши Договор о советско-польской государственной границе, в котором подтверждалось ее прохождение (с некоторыми отступлениями) по «линии Керзона».
Из всех стран Восточной Европы некоммунистическая альтернатива казалась наиболее жизнеспособной в Чехословакии. Здесь сказывались и ее демократический опыт между двумя мировыми войнами, и экономическая ориентация страны преимущественно на Запад, и позитивное отношение Москвы к фигуре Э. Бенеша. Москва поддержала его претензии на преемственность довоенного чехословацкого государства, и еще в декабре 1943 г. И. В. Сталин и Э. Бенеш подписали Договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. После освобождения Чехословакии от фашизма Бенеш был автоматически восстановлен как полноправный президент страны. 29 июня 1945 г. был заключен советско-чехословацкий договор о Закарпатской Украине. Закарпатье («Русиния», «Подкарпатская Русь»), принадлежавшее в 1920-1938 гг. Чехословакии, а в 1938-1945 гг. - Венгрии (после уничтожения независимой Чехословакии в 1938 г.), передавалось Советскому Союзу.
Послевоенные реформы (особенно в аграрной сфере) в Чехословакии были менее радикальными, чем в других странах народной демократии, и коммунисты до конца 1947 г. вели себя сравнительно умеренно, придерживаясь концепции «чехословацкого пути к социализму». На выборах в Законодательное собрание Чехословакии в мае 1946 г. коммунистам удалось стать первой по влиянию партией (38% голосов), хотя их победа была обеспечена голосами населенных чешских земель - в Словакии позиции коммунистов были слабее. Словаки настороженно относились к восстановлению единого государства с чехами, опасаясь чешского национализма.
Хотя премьер-министром Чехословакии стал председатель КПЧ Клемент Готвальд (чех), правительство было наполовину некоммунистическим, а пост министра иностранных дел в нем занял сын первого президента Чехословакии, словак Ян Масарик - сторонник прозападной ориентации.
2. Прибалтийские страны - Эстония, Латвия и Литва - были включены в СССР в 1940 г. без учета мнения народов этих стран. После Второй мировой войны их нахождение в составе СССР открыто не оспаривалось правительствами других стран. Однако Соединенные Штаты Америки официально не признали законности присоединения Прибалтики к СССР, хотя и не сделали по этому поводу никаких представлений Москве.
Административные границы прибалтийских республик в составе СССР претерпели изменения. Другой стала линия административной границы между Эстонской ССР и Псковской областью РСФСР - к РСФСР отошел клин территории со смешанным русско-эстонским населением в районе с. Печоры со старинным русским православным Псково-Печорским мужским монастырем. В состав Литовской ССР был передан участок Куршской косы на Балтийском море и бывший Ме- мельский край (г. Мемель стал называться Клайпеда). Советская Литва также сохранила в своем составе Виленский край (совр. г. Вильнюс и прилегающий район) с проживающим там многочисленным польским меньшинством, переданный ей советским правительством после разрушения Польского государства в 1939 г.
После изгнания германских войск из Прибалтики, в начале 1945 г., на территории прибалтийских республик были восстановлены советские органы власти, проведена коллективизация и частичная повторная национализация. Эти меры сопровождались репрессиями и депортациями «буржуазных элементов» в восточные и северные районы СССР. Всего было депортировано около 9% населения Прибалтики, в том числе 300 тысяч человек из Литвы. Еще почти сто тысяч человек бежали на Запад. В Прибалтике возникло антисоветское партизанское движение «лесных братьев», которое занималось террором против регулярных сил Советской Армии, срывом выборов и убийствами местных коммунистов. К концу 1946 г. оно было почти полностью подавлено в Эстонии и Латвии, но продолжало действовать в Литве. Отдельные активисты «лесных братьев» оставались в подполье до 70-х годов XX в.
3, В первые послевоенные годы происходил болезненный процесс массовых перемещений людей в Европе - в основном в западном направлении. Помимо выселения 6 млн немцев из Польши, прибалтийских районов СССР, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Югославии, на Запад бежало или эмигрировало около 380 тыс. поляков, 220 тыс. евреев (значительная часть которых вскоре устремилась в Палестину), 125 тыс. граждан Югославии, 87 тыс. жителей трех республик Прибалтики, включенных в Советский Союз, десятки тысяч украинцев из за- падноукраинских районов СССР. В СССР, во многом насильственно, были возвращены около 5,4 млн «остарбайтеров» и политических эмигрантов, подавляющее большинство которых прошли через советские концентрационные лагеря. Перетоки населения происходили и между восточноевропейскими странами: венгры покидали Румынию и Югославию, украинцы-грекокатолики были изгнаны из Польши (где они проживали в районе Ржешува), сами поляки уходили в Польшу с территории СССР.
Ситуация на востоке Европы политико-психологически в первые послевоенные годы мало отличалась от обстановки на западе. После пяти- шести лет диктата и насилий всюду общественные настроения были пропитаны страхом. К нему добавлялось ощущение усталости как от безжалостного рыночного капитализма, ставшего в понимании рядового европейца причиной кризиса межвоенных лет, так и от «неудавшейся демократии», которая не смогла от этого кризиса защитить. Разочарование в парламентско-республиканских формах правления было частью психологического наследия кризиса 1929-1933 гг., выход из которого в 1930-х годах все страны нашли на пути усиления исполнительной власти.
За исключением Чехословакии доверия к демократическим институтам в Восточной Европе не испытывали ни в одной стране. В Польше режим, существовавший накануне мировой войны и выросший из диктатуры Юзефа Пидсудского, ни по каким критериям не был либеральным, да и интеллигенция в этой стране не успела, в сущности, сформироваться. В Румынии между войнами правили консерваторы, которые в 1940-х годах на удивление легко согласились сотрудничать с гитлеровцами. Правда, в Румынии и Венгрии в 1920-1930-х годах имелись зачатки многопартийности, политические партии были прочно встроены в местные диктатуры, являлись их частями. Не было демократии ни в Болгарии, ни в Югославии, где власть принадлежала аристократии и консервативной бюрократии. В восприятии восточноевропейцев известные им виды политического устройства были дискредитированы, а понятные и привлекательные образцы правления, к созданию которых стоило бы стремиться, отсутствовали.
На заключительном этапе войны и в первые послевоенные годы (примерно до середины 1947 г.), советское руководство не ставило цели формирования в восточноевропейских странах однопартийных коммунистических режимов. В тот период задача заключалась в том, чтобы создать на западной границе СССР пояс безопасности из дружественных государств. Их социально-политическая система после войны формировалась под советским контролем, благодаря которому левые имели преимущества. Однако парламентаризм и многопартийность не отрицались. Москва терпимо относилась к некоммунистическим умеренным партиям и поощряла создание коалиций и объединение партий и движений в народные (национальные, демократические, отечественные) фронты, стоявшие на демократических позициях. Явно антикоммунистические партии в эту схему не вписывались, поскольку они отождествлялись с профашистскими режимами, хотя даже им, как показывает опыт Румынии в 1944-1947 гг., доступ в эти коалиции не закрывался. Такой порядок обеспечивал господство социалистических элементов в экономике и политическом строе без разрушения государственной машины и при сохранении традиционного парламентаризма. Он получил название «народной демократии».
Ключевое слово
Народная демократия - политический строй в странах Восточной Европы, при
котором фактически руководящую роль выполняли местные коммунисты, опиравшиеся на поддержку СССР, при этом некоммунистические партии продолжали существовать под условием их лояльности по отношению к властям.
Относительно мягкий курс СССР до 1947 г. диктовался необходимостью сотрудничества с западными союзниками в обустройстве Европы. Москва противодействовала попыткам антикоммунистических сил прорваться к власти. Но советские руководители сдерживали стремление местных компартий к ускорению антикапиталистических преобразований. Проведенные в 1945-1947 гг. в восточноевропейских странах выборы в парламенты, несмотря на правонарушения, свидетельствовали о росте влияния коммунистов. В Венгрии, Румынии и Болгарии, в которых Советский Союз руководил работой союзных контрольных комиссий, советские представители настаивали на включение в правительства представителей некоммунистических партий, хотя и из числа приемлемых для Москвы.
4. Советский опыт не казался жителям Восточной Европы идеальным. Но он производил впечатление. О сталинских репрессиях 1930-х годов знали мало, и советский режим казался лучше фашистского: по крайней мере, он представлялся ориентированным на вовлечение граждан в государственную систему - в отличие от нацизма, который строился на дискриминации и исключении из общества то одной, то другой категории граждан. СССР не был знамением светлого будущего, но он казался символом ухода от кошмарного прошлого.
В Советском Союзе, в лесах Прибалтики, скрывались «лесные братья» - отряды противников присоединения прибалтийских стран к Советскому Союзу, которые периодически нападали на части Советской Армии. На Западной Украине до 1947 г. продолжали противостоять советской власти не ушедшие вместе с гитлеровцами отряды Украинской повстанческой армии под руководством западноукраинского националиста С. А. Бандеры.
Тем поразительней, что за пределами СССР население не обнаруживало признаков намерения сопротивляться советскому присутствию и натиску местных левых. К примеру, в одной только Польше число противников коммунизма должно было составлять, по западным оценкам, не менее 100 тыс. человек. Но оказалось, что для их нейтрализации польскому коммунистическому правительству достаточно было провести две амнистии (1947 г.), после которых о несогласных на несколько лет просто забыли.
Настроения против местных коллаборационистов - «благоразумных обывателей», терпевших нацистов во время войны ради сохранения своего имущества, - были сильнее опасений в отношении коммунистов. При этом в либеральных и католических кругах восточноевропейских стран надеялись на «недолговечность новой власти» и «скорое начало третьей мировой войны». Ожидая ее, умеренные пассивно наблюдали за событиями. В бедных слоях, напротив, проявлялись признаки активности и жажды перемен. Коммунисты привлекали энергией и целеустремленностью на фоне вялости центристов. Новые прокоммунистические и левые режимы завоевывали поддержку масс. В странах Восточной Европы стали формироваться военизированные отряды местных коммунистов. Простые граждане охотно шли в формирования полиции и новые национальные вооруженные силы.
О. Советский Союз вел себя в Восточной Европе осмотрительно, не желая осложнений с Вашингтоном и Лондоном. Но осторожная линия понималась в Москве как отказ от попыток выйти за географические пределы того, что с 1945 г. по согласию с США и Британией в СССР стали считать поясом безопасности Советского Союза. Действия внутри этого пояса не считались в Москве ни наступательными, ни провоцирующими по отношению к Западу. СССР заботился о безопасности границ и делал это, строя из восточноевропейских стран геополитический заслон.
В принципе, такие режимы могли существовать в форме нейтралистских правительств без участия коммунистов, как это было в Финляндии после отставки 4 марта 1946 г. президента Карла Маннергейма. Но опыт Финляндии, где не было советских войск, оказался не применим к восточноевропейским странам. В них стали преобладать радикальные формы трансформаций. Смена режима в Варшаве оказалась одной из наиболее болезненных перемен.
Прозападные силы в Польше находились в трудном положении. СССР не вызывал симпатий поляков. Но польские крестьяне приступили к освоению новых земель на территориях, полученных от Германии. 30 июня 1946 г. левое правительство представило на референдум и получило одобрение программы национализации промышленности. В стране была проведена земельная реформа, согласно которой в расчет земельных наделов были включены новые земли на западе. Переселенцы в районах, откуда было депортировано немецкое население, получили из руте коммунистической власти дома, инвентарь, имущество и пахотные угодья. Это сформировало слой людей, заинтересованных в ее выживании ради сохранения неизменности западных польских границ.
В это время западные правительства, словно нарочно, делали все для подогрева антизападных подозрений поляков. Британские и американские политики уклонялись от подтверждения законности границ Польши на Западе и указывали на их неокончательный характер. Юридически такие высказывания не противоречили потсдамским договоренностям. Но это вредило репутации Запада в глазах польского населения, опасавшегося, что Вашингтон и Лондон могут «взять назад» свои уступки, сделанные в Ялте и Потсдаме. Только Москва твердо заявляла об окончательном характере польских границ и поддерживала выселение немцев с присоединенных к Польше территорий. Польские левые играли на страхах населения. Прозападным партиям строить свои предвыборные программы было сложно.
Ситуация осложнилась для некоммунистических сил репрессиями правительства. По обвинению в связях с антиправительственным подпольем в 1946 г. было арестовано 17 общественных деятелей и политиков из числа умеренных и центристов. Помимо главных фигурантов начатого процесса, были арестованы тысячи низовых руководителей
Польской крестьянской партии. Начиная с осени 1946 г. она стала подвергаться систематическому давлению, ее собрания разгонялись отрядами компартии, в сельской местности арестовывались активисты ПКП.
На выборах в сейм 19 января 1947 г. партия С. Миколайчика, на которую возлагали надежды как на некоммунистическое ядро польского политического спектра, потерпела поражение, завоевав 28 мест против 394, полученных блоком социалистов и коммунистов. Президентом Польши был избран один из лидеров компартии Болеслав Берут.
14 сентября 1947 г. польское правительство разорвало конкордат с Ватиканом, и в стране начался конфликт государства с Католической церковью.
Ключевое слово
Конкордат -договор между Римским Папой как главой Католической церкви и
государства Ватикан и какой-либо страной о правовом положении в ней Католической церкви и отношениях с папским престолом.
События в Польше вызвали рост настороженности Запада по поводу намерений СССР в Восточной Европе. Запад не признал результатов выборов в Польше. Наблюдая за действиями коммунистов на востоке Европы, западные правительства склонялись к уместности репрессивных мер против коммунистов в своих странах.
Минимум знаний
1. Послевоенная ситуация в Восточной Европе отличалась напряженностью социальных, этнических, экономических и политических отношений. Зто было (связано с усталостью, страхом и социально-экономической истощенностью в результате участия в войне, массовых переселений народов, размещения советских войск. СССР на первом этапе не стремился к установлению власти прокоммунистических сил, соглашаясь на участие в государственных органах традиционных восточноевропейских партий и движений. Новые режимы в Восточной Европе получили название «страны народной демократии».
2. Республики Прибалтики, включенные в состав СССР вопреки желанию значительной части населения этих стран, подверглись массовым репрессиям и смене социально-экономического строя по образу СССР 1920-1930-х годов. Была изменена и административная граница этих республик с соседней РСФСР.
3. Население стран Восточной Европы восприняло доминирование СССР в своих странах без активного сопротивления. СССР воспринимался как победитель в войне и потенциально возможная модель государственно-общественного устройства.
4. Положение в Центральной и Восточной Европе отличалось неопределенностью. Коалиционные правительства в большинстве стран были неустойчивыми, и в них шли процессы соперничества между левыми и центристами. В ряде стран коммунистам не удалось получить явного преимущества, однако, рассчитывая на поддержку СССР, они не собирались упускать шанс захватить власть.
5. После войны СССР фактически «подкупил» польское население, передав ему материальные богатства и земли перешедших к Польше от Германии заладных территорий. С этим было связано и ослабление антикоммунистических сил. Дополнительную роль сыграли репрессии против польской оппозиции. Польша оказалась в руках коммунистов.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Интеграл и его применение в жизни человека.
Цель: изучение и использование интеграла в деятельности человека. Задачи: узнать что такое интеграл; выявить все сферы деятельности человека где применяется интеграл;выяснить какое значение интеграл занимает в жизни человека. Ученый, создавший интеграл.Евдокс Книдский. Дал полное доказательство теоремы об объёме пирамиды; теоремы о том, что площади двух кругов относятся как квадраты их радиусов. При доказательстве он использовал так называемый метод «исчерпывания» их радиусов. Через две тысячи лет метод «исчерпывания» был преобразован в метод интегрирования. Что такое интеграл? Интеграл (от лат.Integer – целый) –интегралом называется величина, обратная дифференциалу функции. Многие физические и другие задачи сводятся к решению сложных дифференциальных или интегральных уравнений. Для этого необходимо знать, что представляют собой дифференциальное и интегральное исчисление.𝑓𝑥𝑑𝑥 Символ  введен Готфрид Лейбницем (1675г.). Этот знак является изменением латинской буквы S (первой буквы слова summa). Само слово интеграл придумал Якоб Бернулли (1690 г.). Оно происходит от латинского integro, которое переводится как восстанавливать. Я. БернуллиГ. Лейбниц Применение интеграла. В геометрии.Площадь плоской фигуры.Определение: Фигура, ограниченная графиком непрерывной, знакопостоянной функции 𝑓(𝑥), осью абсцисс и прямыми 𝑥=𝑎, 𝑥=𝑏, называется криволинейной трапецией.Теорема. Если 𝑓(𝑥) непрерывная и неотрицательная функция на отрезке [𝑎;𝑏], то площадь соответствующей криволинейной трапеции равна определенному интегралу на этом отрезке.𝑆 =𝑎𝑏𝑓𝑥𝑑𝑥= 𝐹(𝑏)–𝐹(𝑎) Объем фигур вращения.Тело, полученное в результате вращения плоской фигуры, относительно какой-то оси, называют фигурой вращения.Функция 𝑆(𝑥)𝑓(𝑥) фигуры вращения есть круг.𝑆сеч = 𝑟2 Sсеч(𝑥)=𝜋𝑓 2(𝑥)𝑉= 𝑎𝑏𝑓 2(𝑥)𝑑𝑥 В физике.Координаты центра масс.Центр масс – точка, через которую проходит равнодействующая сил тяжести при любом пространственном расположении тела. Пусть материальная однородная пластина имеет форму криволинейной трапеции 𝑥;𝑦 𝑎≤𝑥≤𝑏; 0≤𝑦≤𝑓(𝑥)} и функция 𝑦=𝑓(𝑥) непрерывна на [𝑎;𝑏], а площадь этой криволинейной трапеции равна 𝑆, тогда координаты центра масс пластины о находят по формулам:𝑥0 = 1𝑆 𝑎𝑏𝑥 𝑓(𝑥) 𝑑𝑥; 𝑦0 = 12𝑆 𝑎𝑏𝑓 2(𝑥) 𝑑𝑥; Работа силы 𝐴=𝐹𝑆𝑐𝑜𝑠, 𝑐𝑜𝑠 1. Если на частицу действует сила 𝐹, кинетическая энергия не остается постоянной. В этом случае согласно𝑑(𝑚2/2) = 𝐹𝑑𝑠приращение кинетической энергии частицы за время dt равно скалярному произведению 𝐹𝑑𝑠, где 𝑑𝑠 – перемещение частицы за время 𝑑𝑡. Величина𝑑𝐴=𝐹𝑑𝑠называется работой, совершаемой силой F.А = 𝑎𝑏𝑓𝑥𝑑𝑥 Путь, пройденный материальной точкой.Если материальная точка движется прямолинейно со скоростью 𝑣=𝑣(𝑡) и за время 𝑇= 𝑡2–𝑡1 (𝑡2>𝑡1) прошла путь 𝑆, то 𝑆=𝑡1𝑡2𝑣(𝑡)𝑑𝑡. В экономикеВ курсе микроэкономики часто рассматривают так называемые предельные величины, т.е. для данной величины, представляемой некоторой функцией 𝑦 =𝑓(𝑥), рассматривают ее производную 𝑓′(𝑥). Например, если дана функция издержек С в зависимости от объема q выпускаемого товара 𝐶= 𝐶(𝑞), то предельные издержки будут за­даваться производной этой функции МС=С′(q). Ее экономический смысл – это издержки на производство дополнительной единицы выпускаемого товара. Поэтому часто приходится находить функ­цию издержек по данной функции предельных издержек. В биологииСредняя длина пролета.Нас интересует средняя длина пролета. Так как круг симметричен относительно любого своего диамет­ра, нам достаточно ограничиться лишь теми птицами, которые ле­тят в каком-нибудь одном направлении, параллельном оси Оу. Тогда средняя длина пролета - это среднее расстоя­ние между дугами АСВ и 𝐴𝐶1𝐵. Иными словами, это среднее зна­чение функции 𝑓1𝑥−𝑓2𝑥, где 𝑦=𝑓1𝑥 – уравнение верхней дуги, а 𝑦=𝑓2𝑥 уравнение нижней дуги, т. е.𝐿=𝑎𝑏𝑓1𝑥−𝑓2𝑥𝑑𝑥𝑏−𝑎 Так как 𝑎𝑏𝑓1𝑥𝑑𝑥 равен площади криволинейной трапеции аАСВb, 𝑎𝑏𝑓2𝑥𝑑𝑥 равен площади криволинейной трапеции аА𝐶1Вb, то их разность равна площади круга, т. е. 𝜋𝑅2. Разность 𝑏−а равна 2R. Подставив это в 𝐿=𝑎𝑏𝑓1𝑥−𝑓2𝑥𝑑𝑥𝑏−𝑎 , получим: 𝐿=𝜋𝑅22𝑅=𝜋2𝑅