Что доказали опыты проводимые советским ученым иоффе. Презентация на тему "ФизикиА

Презентацию на тему ФизикиА. Ф. Иоффе и Р. Э. Милликен. Их жизненный путь. Опыт Иоффе - Милликена можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: Физика. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайдов.

Слайды презентации

Физики А. Ф. Иоффе и Р. Э. Милликен Их жизненный путь Опыт Иоффе - Милликена

Подготовила Ученица 11-А класса КОШ № 125 Коновалова Кристина

Опыт Иоффе - Милликена

К концу ХIХ века в ряде самых разнообразных опытов было установлено, что существует некий носитель отрицательного заряда, который назвали электроном. Однако это была фактически гипотетическая единица, поскольку, несмотря на обилие практического материала, не было проведено ни одного эксперимента с участием одиночного электрона. Не было известно, существуют ли разновидности электронов для разных веществ или он одинаков всегда, какой заряд несет на себе электрон, может ли заряд существовать отдельно от частицы. В общем, в научной среде по поводу электрона ходили горячие споры, а достаточной практической базы, которая бы однозначно прекратила все дебаты, не было.

На рисунке изображена схема установки, использованной в опыте А. Ф. Иоффе. В закрытом сосуде, воздух из которого откачан до высокого вакуума, находились две металлические пластины П, расположенные горизонтально. Из камеры А через отверстие О в пространство между пластинами попала ли мелкие заряженные пылинки цинка. Эти пылинки наблюдали в микроскоп.

Итак, заряженные пылинки и капельки в вакууме будут падать с верхней пластины на нижнюю, однако этот процесс можно остановить, если зарядить верхнюю пластину положительно, а нижнюю отрицательно. Возникшее электрическое поле будет действовать кулоновскими силами на заряженные частички, препятствуя их падению. Регулируя величину заряда, добивались того, что пылинки парили посередине между пластинами. Далее уменьшали заряд пылинок или капель, облучая их рентгеном или ультрафиолетом. Теряя заряд, пылинки начинали падать вновь, их вновь останавливали, регулируя заряд пластин. Такой процесс повторяли несколько раз, вычисляя заряд капель и пылинок по специальным формулам. В результате этих исследований удалось установить, что заряд пылинок или капель всегда изменялся скачками, на строго определенную величину, либо же на размер, кратный это величине.

Абрам Федорович Иоффе

Абрам Федорович Иоффе – российский физик, сделавший множество фундаментальных открытий и проведший огромное количество исследований, в том числе и в области электроники. Он провел исследования свойств полупроводниковых материалов, открыл выпрямляющее свойство перехода металл-диэлектрик, впоследствии объяснимое при помощи теории туннельного эффекта, предположил возможность преобразования света в электрический ток.

Родился Абрам Федорович 14 октября 1980 года в городе Ромны Полтавской губернии (сейчас Полтавская область, Украина) в семье купца. Поскольку отец Абрама был достаточно богатым человеком, он не поскупился дать хорошее образование своему сыну. В 1897 году Иоффе получает среднее образование в реальном училище родного города. В 1902 году он оканчивает Санкт-Петербургский технологический институт и поступает в Мюнхенский университет в Германии. В Мюнхене он работает под руководством самого Вильгельма Конрада Рентгена. Вильгельм Конрад, видя прилежность и не абы какой талант ученика пытается уговорить Абрама остаться в Мюнхене и продолжать научную деятельность, но Иоффе оказался патриотом своей страны. После окончания университета в 1906 году, получив ученую степень доктора философии, он возвращается в Россию.

В России Иоффе устраивается на роботу в Политехнический институт. В 1911 он экспериментально определяет величину заряда электрона по тому же методу, что и Роберт Милликен (в электрическом и гравитационном полях уравновешивались частицы металла). Из-за того, что Иоффе опубликовал свою работу лишь спустя два года – слава открытия измерения заряда электрона досталась американскому физику. Кроме определения заряда, Иоффе доказал реальность существования электронов независимо от материи, исследовал магнитное действие потока электронов, доказал статический характер вылета электронов при внешнем фотоэффекте.

В 1913 году Абрам Федорович защищает магистерскую, а через два года докторскую диссертацию по физике, которая представляла собой изучение упругих и электрических свойств кварца. В период с 1916 по 1923 годы он активно изучает механизм электрической проводимости различных кристаллов. В 1923 именно по инициативе Иоффе начинаются фундаментальные исследования и изучения свойств, совершенно новых на то время материалов – полупроводников. Первая работа в этой области проводилась при непосредственном участии российского физика и касалась анализа электрических явлений между полупроводником и металлом. Им было обнаружено выпрямляющее свойство перехода металл-полупроводник, которое лишь спустя 40 лет было обосновано при помощи теории туннельного эффекта.

Исследуя фотоэффект в полупроводниках, Иоффе высказал достаточно смелую на то время идею, что подобным способом можно будет преобразовывать энергию света в электрический ток. Это стало предпосылкой в дальнейшем к созданию фотоэлектрических генераторов, и в частности кремниевых преобразователей, в последствие используемых в составе солнечных батарей. Совместно со своими учениками Абрам Федорович создает систему классификации полупроводников, а также методику определения их основных электрических и физических свойств. В частности изучение их термоэлектрических свойств, в последствие стало основой для создания полупроводниковых термоэлектрических холодильников, широко применяемых во всем мире в областях радиоэлектроники, приборостроении и космической биологии.

Абрам Федорович Иоффе внес огромный вклад в становление и развитие физики и электроники. Он был членом многих Академий наук (Берлинской и Гётиннгенской, Американской, Итальянской), а также почетных членом множества университетов во всем мире. За свои достижения и исследования был удостоен множества наград. Умер Абрам Федорович 14 октября 1960 года.

Милликен Роберт Эндрус

Американский физик Роберт Милликен родился в Моррисоне (штат Иллинойс) 22 марта 1868 г. в семье священника. После окончания средней школы Роберт вступает в колледж Оберлин в Огайо. Там его интересы были сосредоточены на математике и древнегреческом языке. Ради заработка он на протяжении двух лет излагал физику в колледже. 1891 г. Милликен получил степень бакалавра, а 1893 г. - магистерскую степень по физики.

В Колумбийском университете Милликен учился под руководством известного физика М.І.Пьюпина. Одно лето он провел в Чикагском университете, где работал под руководством известного физика-экспериментатора Альберта Абрахама Майкельсона.

Опыт Милликена - опыт по измерению элементарного электрического заряда (заряда электрона ), проведённый Робертом Милликеном и Харви Флетчером (англ.)русск. в 1909 году .

Идея эксперимента состоит в нахождении баланса между силой тяжести , силой Стокса и электрическим отталкиванием . Управляя мощностью электрического поля, Милликен и Флетчер удерживали мелкие капельки масла в механическом равновесии . Повторив эксперимент для нескольких капель, учёные подтвердили, что общий заряд капли складывается из нескольких элементарных. Значение заряда электрона в опыте 1911 года получилось равным Кл , что на 1 % отличается от современного значения в Кл.

Предпосылки

В 1913 профессор чикагского университета Р. Милликен в соавторстве с Х. Флетчером опубликовали проект своего опыта.

В данном эксперименте измерялась сила электрического поля, которое может удерживать заряженную капельку масла между двумя электродами. По значению этого поля измерялся заряд капли. Сами капли электризовались во время разбрызгивания. Во времена опыта не было очевидным существование субатомных частиц , и большинство физических явлений [ каких? ] можно было объяснить, приняв заряд непрерывно изменяющейся величиной.

Так называемый элементарный заряд e является одной из фундаментальных физических констант и знать его точное значение очень важно. В 1923 г. Милликен получил Нобелевскую премию по физике отчасти и за этот эксперимент.

Описание опыта

В пространство между двумя пластинами под напряжением (в конденсатор) Милликен вводил мельчайшие заряженные капли масла, которые могли находиться в неподвижном состоянии в определённом электрическом поле. Равновесие наступало при условии , где

Результирующая сил тяжести и силы Архимеда;

, где в свою очередь

Плотность капли масла;

Её радиус в предположении, что капля сферична;

Плотность воздуха

Из указанных формул можно, зная и, найти. Для определения радиуса капли измерялась скоростьравномерного падения капельки в отсутствие поля, так как равномерное движение устанавливается тогда, когда сила тяжестиуравновешивается силой сопротивления воздуха, где- вязкость воздуха.

Зафиксировать неподвижность капли было сложно в то время, поэтому вместо поля, удовлетворяющего условию использовалось поле, под воздействием которого капля начинала двигаться с небольшой скоростью вверх. Очевидно, что если скорость подъёма равна, то

В ходе опыта получен важный факт: все величины, которые получались у Милликена, оказывались кратными одной и той же величине. Таким образом было экспериментально показано, что заряд - дискретная величина.

Мысль о дискретности электрического заряда впервые была высказана Б. Франклином в 1752 г. Экспериментально дискретность зарядов была обоснована законами электролиза, открытыми М. Фарадеем в 1834 г. Числовое значение элементарного заряда (наименьшего электрического заряда, встречающегося в природе) было теоретически вычислено на основании законов электролиза с использованием числа Авогадро. Прямое экспериментальное измерение элементарного заряда было выполнено Р. Милликеном в классических опытах, выполненных в 1908 – 1916 гг. Эти опыты дали также неопровержимое доказательство атомизма электричества .

Согласно основным представлениям электронной теории, заряд какого-либо тела возникает в результате изменения содержащегося в нём количества электронов (или положительных ионов, величина заряда которых кратна заряду электрона). Поэтому заряд любого тела должен изменяться скачкообразно и такими порциями, которые содержат целое число зарядов электрона.

Все физики интересовались величиной электрического заряда электрона, и, тем не менее, до сих пор не удалось ее измерить. Много попыток провести это решающее измерение уже предпринял Дж. Дж. Томсон, но прошло десять лет работы, и ассистент Томсона Г. Вильсон сообщил, что после одиннадцати различных измерений они получили одиннадцать различных результатов.

Прежде чем начать исследования по своему собственному методу, Милликен ставил опыты по методу, применявшемуся в Кембриджском университете. Теоретическая часть эксперимента заключалась в следующем: масса тела определялась путем измерения давления, производимого телом под воздействием силы тяжести на чашу весов. Если сообщить бесконечно малой частице вещества электрический заряд и если приложить направленную вверх электрическую силу, равную силе тяжести, направленной вниз, то эта частица будет находиться в состоянии равновесия, и физик может рассчитать величину электрического заряда. Если в данном случае частице будет сообщен электрический заряд одного электрона, можно будет высчитать величину этого заряда.

Кембриджская теория была вполне логичной, но физики никак не могли создать прибор, при помощи которого можно было бы заниматься исследованиями отдельных частиц веществ. Им приходилось довольствоваться наблюдением за поведением облака из водяных капель, заряженных электричеством. В камере, воздух из которой был частично удален, создавалось облако пара. К верхней части камеры подводился ток. Через определенное время капельки тумана в облаке успокаивались. Затем сквозь туман пропускали икс – лучи, и водяные капли получали электрический заряд.



При этом исследователи полагали, что электрическая сила, направленная вверх, к находящейся под высоким напряжением крышке камеры, должна якобы удерживать капли от падения. Однако на деле не выполнялось ни одно из сложных условий, при которых, и только при которых, частицы могли бы находиться в состоянии равновесия.

Милликен начал искать новый путь решения проблемы.

В основу метода положено изучение движения заряженных капелек масла в однородном электрическом поле известной напряжённости Е.

Рис 15.2 Схема экспериментальной установки: Р – распылитель капель; К – конденсатор; ИП – источник питания; М – микроскоп; hn – источник излучения; П – поверхность стола.

Схема одной из установок Милликена приведена на рис 15.1. Милликен измерял электрический заряд, сосредоточенный на отдельных маленьких каплях сферической формы, которые формировались распылителем Р и приобретали электрический заряд электризацией трением о стенки распылителя. Через малое отверстие в верхней пластине плоского конденсатора К они попадали в пространство между пластинами. За движением капли наблюдали в микроскоп М.



С целью предохранения капелек от конвекционных потоков воздуха конденсатор заключён в защитный кожух, температура и давление в котором поддерживаются постоянными. При выполнении опытов необходимо соблюдать следующие требования:

а. капли должны быть микроскопических размеров, чтобы силы, действующие на каплю в разных направлениях (вверх и вниз) были сопоставимы по величине;

б. заряд капли, а также его изменения при облучении (использовании ионизатора) были равны достаточно малому числу элементарных зарядов. Это позволяет легче установить кратность заряда капли элементарному заряду;

в. плотность капли r должна быть больше плотности вязкой среды r 0 , в которой она движется (воздуха);

г. масса капли не должна меняться в течение всего опыта. Для этого масло, из которого состоит капля не должно испаряться (масло испаряется значительно медленнее воды).

Если пластины конденсатора не были заряжены (напряженность электрического поля Е = 0), то капля медленно падала, двигаясь от верхней пластины к нижней. Как только пластины конденсатора заряжались, в движении капли происходили изменения: в случае отрицательного заряда на капле и положительного на верхней пластине конденсатора падение капли замедлялось, и в некоторый момент времени она меняла направление движения на противоположное – начинала подниматься к верхней пластине.

Определение элементарного заряда посредством вычислительного эксперимента.

Зная скорость падения капли в отсутствие электростатического поля (заряд ее не играл роли) и скорость падения капли в заданном и известном электростатическом поле, Милликен мог вычислить заряд капли.

Из-за вязкого сопротивления капля почти сразу после начала движения (или изменения условий движения) приобретает постоянную (установившуюся) скорость и движется равномерно. В силу этого а = 0, и можно найти скорость движения капли. Обозначим модуль установившейся скорости в отсутствие электростатического поля – v g , тогда:

v g = (m – m 0)·g/k (16.5).

Если замкнуть электрическую цепь конденсатора (рис 1), то он зарядится и в нем создастся электростатическое поле Е . При этом на заряд будет действовать дополнительная к перечисленным сила q·E , направленная вверх. Закон Ньютона в проекции на ось Х и с учетом, что а = 0, примет вид:

-(m – m0)·g + q·E – k·vE = 0 (16.6)

vE = (q·E – (m – m0)·g/k (16.7),

где vE – установившаяся скорость масляной капли в электростатическом поле конденсатора; v E > 0, если капля движется вверх, v E < 0, если капля движется вниз. Отсюда следует что

q = (vE + |vg|)·k/E (16.8),

следует, что измеряя установившиеся скорости в отсутствие электростатического поля vg и при его наличии vE, можно определить заряд капли, если известен коэффициент k = 6·p·h·r.

Казалось бы, для нахождения k достаточно измерить радиус капли (вязкость воздуха известна из других экспериментов). Однако прямое ее измерение с помощью микроскопа невозможно. Радиус капли имеет порядок величины r = 10 -4 – 10 -6 см, что сравнимо по порядку величины с длиной световой волны. Поэтому микроскоп дает лишь дифракционное изображение капли, не позволяя измерить ее действительные размеры.

Сведения о радиусе капли можно получить из экспериментальных данных о ее движении в отсутствие электростатического поля. Зная v g и учитывая, что

m – m 0 = (r – r 0)·4·p·r 3 /3 (16.9),

где r – плотность масляной капли,

r = {(9·h·v g)/} 1/2 . (16.10).

В своих опытах Милликен изменял заряд капли, поднося кусок радия к конденсатору. При этом излучение радия ионизировало воздух в камере (рис 1), в результате чего капля могла захватить дополнительно положительный или отрицательный заряд. Если до этого капля была заряжена отрицательно, то понятно, что с большей вероятностью она присоединит к себе положительные ионы. С другой стороны, вследствие теплового движения не исключено присоединение и отрицательных ионов в результате столкновения с ними. В том и другом случаях изменится заряд капли и – скачкообразно – скорость ее движения v E ". Величина q" измененного заряда капли в соответствии с (16.10) еляется соотношением:

q" = (|v g | + v E ")·k/E (16.11).

Из (1) и (3) определяется величина присоединенного каплей заряда:

Dq = |q – q"| = k·|v E – v E "|/E = k·(|Dv E |/E) (16.12).

Сравнивая величины заряда одной и той же капли, можно было убедиться, что величина изменения заряда и сам заряд капли являются кратными одной и той же величине е 0 – элементарному заряду.В своих многочисленных опытах Милликен получал различные значения зарядов q и q", но всегда они представляли кратное величины е 0 = 1.7 . 10 -19 Кл, то есть q = n·е 0 , где n – целое число. Отсюда Милликен заключил, что величина е 0 представляет наименьшее возможное в природе количество электричества, то есть "порцию", или атом электричества. Наблюдение за движением одной и той же капли, т.е. за её перемещением вниз (в отсутствие электрического поля) и вверх (при наличии электрического поля) в каждом опыте Милликен повторял многократно, своевременно включая и выключая электрическое поле. Точность измерения заряда капли существенно зависит от точности измерения скорости её движения.

Установив на опыте дискретный характер изменения электрического заряда, Р. Милликен смог получить подтверждение существования электронов и определить величину заряда одного электрона (элементарный заряд) используя метод масляных капель.

Современное значение "атома" электричества е 0 = 1.602 . 10 -19 Кл. Эта величина и есть элементарный электрический заряд, носителями которого являются электрон е 0 = – 1.602 . 10 -19 Кл и протон е 0 = +1.602 . 10 -19 Кл. Работы Милликена внесли огромный вклад в физику и дали огромнейший толчок развитию научной мысли в будущем.

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность метода Томсона?

2. Экспериментальная схема установки?

3. Трубка Томсона?

4. Вывод формулы отношение заряда к массе частицы?

5. В чем основная задача электронной и ионной оптики? И как их принято называть?

6. Когда был открыт «метод магнитной фокусировки»?

7. В чем его суть?

8. Как определяется удельный заряд электрона?

9. Изобразить схему установки по опыту Милликена?

10. Какие требования необходимо соблюдать при выполнении опыта?

11. Определение элементарного заряда посредством вычислительного эксперимента?

12. Вывод формулы заряда капли через скорость падения капли?

13. Современное значение "атома" электричества?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Опыт Иоффе и Милликена. Выполнила учитель физики МКОУ « СОШ с. легостаево» Пронькина В.С Делимость электрического заряда.

2 слайд

Описание слайда:

Опыт иоффе и милликена К началу XX в. существование электронов было установлено в целом ряде независимых экспериментов. Но, несмотря на огромный экспериментальный материал, накопленный различными научными школами, электрон оставался, строго говоря, гипотетической частицей. Причина в том, что не было ни одного опыта, в котором участвовали бы одиночные электроны.

3 слайд

Описание слайда:

Опыт иоффе и милликена Для ответа на этот вопрос в 1910-1911 годах американский учёный Роберт Эндрюс Милликен и советский физик Абрам Фёдорович Иоффе независимо друг от друга проделали точные эксперименты, в которых было возможно вести наблюдние за одиночными электронами.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Опыт иоффе и милликена В их опытах в закрытом сосуде 1, воздух из которого откачан насосом до высокого вакуума, находились две горизонтально расположенные металлические пластины 2. Между ними через трубку 3 помещали облако заряженных металлических пылинок или капелек масла. За ними наблюдали в микроскоп 4 со специальной шкалой, позволявший наблюдать за их оседанием (падением) вниз. Предположим, что пылинки или капельки до помещения между пластинами были заряжены отрицательно. Поэтому их оседание (падение) можно остановить, если нижнюю пластину зарядить отрицательно, а верхнюю – положительно. Так и поступали, добиваясь равновесия пылинки (капельки), за которой наблюдали в микроскоп Затем заряд пылинок (капелек) уменьшали, действуя на них ультрафиолетовым или рентгеновским излучением. Пылинки (капельки) начинали падать, так как уменьшалась поддерживающая электрическая сила.

7 слайд

Описание слайда:

опыт иоффе и милликена Сообщая металлическим пластинам дополнительный заряд и этим усиливая электрическое поле, пылинку снова останавливали. Так поступали несколько раз, каждый раз по специальной формуле вычисляя заряд пылинок. Опыты Милликена и Иоффе показали, что заряды капель и пылинок всегда изменяются скачкообразно. Минимальная «порция» электрического заряда – элементарный электрический заряд, равный e = 1,6·10-19 Кл. Однако заряд пылинки уходит не сам по себе, а вместе с частицей вещества. Следовательно, в природе существует такая частица вещества, которая имеет самый маленький заряд, далее уже неделимый - заряд электрона. Благодаря экспериментам Иоффе-Милликена существование электрона превратилось из гипотезы в научно подтверждённый факт.

Опыт Иоффе-Милликена. Цель опыта: обнаружить элементарный электрический заряд. Опыт: Маленькая капелька масла облучается светом (ультрафиолетовыми лучами). В результате фотоэффекта она приобретает электрический заряд. Сила тяжести уравновешивается электрической силой. По результатам опыта можно рассчитать отношение заряда частицы, выбиваемой с поверхности тела, к ее массе (удельный заряд).

Слайд 17 из презентации «Закон сохранения электрического заряда» . Размер архива с презентацией 591 КБ.

Физика 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Фарадей» - Майкл Фарадей. Изменение магнитного поля. Изменение силы тока. Магнитное действие. Магнитооптика. Занятия в Городском философском обществе. Существование магнитного поля. Начало работы в Королевском институте. Индукционный ток. Фарадей по праву считается одним из основателей электротехники. Электрический генератор. Ранние годы. Вклад Фарадея в учение об атомном строении вещества. Первые самостоятельные исследования.

«Нильс Бор» - Нильс Бор. Сборная Дании по футболу. Институт теоретической физики Бора. Великие учёные и спорт. Важнейшие достижения Бора в науке. Почетный член многих академий мира. Пример Бора. Эллен Бор. Учеба и работа Нильса Бора. Спортивные увлечения Нильса Бора.

«Взаимодействие тел, законы Ньютона» - Третий закон Ньютона. Характеристики силы. Тело массой 4кг движется в соответствии с приведенным графиком. Вычислить действующую силу и определить вид движения. Системы отсчета. Равнодействующая двух сил. Сила тяги ракетного двигателя первой ракеты на жидком топливе равнялась 660 Н, масса ракеты 30 кг. Какое ускорение приобрела ракета во время старта. В чем причина движения. Примеры выполнения первого закона Ньютона.

«Скорость молекул газа» - Идеальный и реальный газ. Скорости молекул разные. Измерение скоростей молекул газа. Давление газа. Скорость молекул. Средняя скорость. Угол. Воздух. Полоска серебра. Принцип опыта по определению скоростей молекул. Установка. Опыт Штерна. Температуры одинаковы. Средний возраст. Молекула паров серебра. Как измерить скорости молекул газа. Графики. Скорость распространения запаха. Зависимости силы взаимодействия между молекулами.

«Физика и искусство» - Альберт Эйнштейн. Свет в искусстве. Физика и искусство. Физические явления. Физические методы исследования картин. Море. Леонардо. Спор «физиков и лириков». Физика и живопись. Живописец. Портрет. Художник. Физика и скульптура. Спор. Курчатов. Медный всадник. Стихотворения Лермонтова. Цвет предмета. Сложность белого цвета. Русские художники. Мир искусства. Леонардо да Винчи. Свободная стихия. Коровин.

««Тепловые двигатели» 10 класс» - Архимед. Опасность. Трехколесная коляска, изобретенная Карлом Бенцом. Для тех, кто хочет дотянуться до звезд. Тепловые двигатели. Экологические проблемы. Дени Папен. Принцип действия турбины прост. Паровые машины и паровые турбины применялись и применяются. Универсальная машина Уатта. Охрана окружающей среды. Охрана окружающей среды. КПД реактивных двигателей просто ничтожен. Решение выше перечисленных проблем жизненно важно для человека.