Когда человек повторяет за другим. Заевшая пластинка: что такое обсессивно-компульсивное расстройство

Вербигерация представляет собой спонтанное выкрикивание слогов, слов или фраз, не связанных между собой по смыслу. Однообразное повторение слов может выступать признаком шизофрении или стойкой умственной отсталости. Патологическое речевое поведение может наблюдаться . Данное отклонение относят к речевым стереотипиям, проявляющимся в многократном повторении бессмысленных звуков и слов.

Основное понятие речевых стереотипий

Стойкое систематическое повторение бессвязных звуков, слов или фраз называют речевой стереотипией. Немецкий учёный Э. Крепелин считал, что бессмысленная вербализация слов связана со стойким нарушением мышления и крайне редко поддаётся коррекции. Речевые стереотипии бывают следующих видов:

  • персеверации,
  • вербигерации,
  • стоячие обороты.

Под персеверацией понимают систематическое повторение слов, фраз, умозаключений, которые отложились в сознании индивида. Характер такой речи обычно монотонный и однообразный в основном встречается при нарушениях мышления или моторных афазиях. При персеверациях могут возникать трудности в дифференциации сходных по звучанию согласных букв, например «б» и «п», «в» и «ф» и т.д.

Впервые понятие «вербигерация» было введено в науку психиатром Л. К. Кальбаумом в 1874 году. Данный симптом характеризуется бессмысленным повторением звуков, слов, фраз, иногда больные пытаются употреблять рифмованные повторения. Вербигерирующий характер речи наиболее часто встречается при слабоумии и кататонической шизофрении. Нередко такая бессмысленная словесная стереотипия сочетается с гримасничаньем и двигательными нарушениями.

Стоячие речевые обороты представляют собой повторение одних и тех же фраз и выражений. Чаще всего данный симптом , искаженность речевых оборотов может достигать таких форм, при которых сложно распознать даже первоначальный звук. На протяжении всей беседы с другими людьми больной может многократно обращаться к стереотипным фразам.

У детей нарушение речевого поведения может проявляться в виде эхолалии и палилалии. Эхолалия представляет собой вербальную имитацию слов или фраз других людей. Такие повторения чужой речи зачастую наблюдаются при аутизме, шизофрении и нарушениях мышления.

Явление эхолалии переживал каждый человек в своей жизни, так как имитация звуков и слов других людей является обязательной частью развития речи и обычно начинает проявляться у грудничков в возрасте от 9 месяцев. Эхолаличная речь не осмысливается человеком в полной мере, она всего лишь синтезируется и воспроизводится процессами памяти.

Эхолалия и палилалия (патологическое желание повторять фразы или слова) может также выступать одним из симптомов обессивно-компульсивного расстройства, в качестве навязчивого ритуала.

Патология речи зачастую связана с нарушениями мышления, психическими расстройствами и поражениями головного мозга. Речевые стереотипии могут наблюдаться при следующих заболеваниях:

  • шизофрения,
  • умственная отсталость (олигофрения),
  • аутизм,
  • болезнь Пика,
  • деменция,
  • поражения головного мозга,
  • афазии.

Частыми симптомами кататонической шизофрении выступают: вербигерирующая речь, персеверации и эхолалия. Примерно у трети пациентов с шизофренией наблюдаются вербигерации, которые в основном протекают в комплексе с апраксией и эмоциональными искажениями. Больные могут беспрестанно повторять одни и те же звуки и слова, а потом резко оборвать речевой поток, такая остановка мышления и вербальной активности называется шперрунг. Данный симптом характерен преимущественно для шизофрении, в особенности при её кататонических формах.

При разнообразных степенях умственной отсталости у больных наблюдаются речевые стереотипии из-за невозможности в полной мере осмыслить сказанное. В основном такие повторения проявляются при диалогах, когда больной не может либо понять суть обращённой к нему речи, либо правильно сформулировать ответ на поставленный вопрос. Нередко при слабоумии отмечается парадоксальная (смысловые противоречия) и пуэрильная речь (имитация детской картавости и лепета).

При аутизме стереотипное повторение звуков или слов может указывать на своеобразный стиль общения. Такие персеверации свидетельствует о прогрессивных попытках установить контакт с окружающими, пусть даже таким необычным способом. Зачастую уровень речевого развития у многих аутистов остаётся на уровне эхолалий и звуковой имитации.

Особенности речевых расстройств зависят от локализации поражений центральной нервной системы. При нарушении работы лобного отдела левого полушария головного мозга в основном искажаются динамические особенности речи (например, эхолалия при ответах на вопросы, персеверации речи). При афазиях, речевых патологиях, приобретённых в результате локальных поражений речевых отделов головного мозга, наблюдается наибольшее количество вербальных отклонений. Речь таких больных зачастую автоматизирована и эхолалична, повторение опирается на имитацию простых звуков, слов и фраз, более сложные речевые обороты зачастую недоступны.

Диагностика и лечение нарушений речевого поведения

При диагностике речевых стереотипий пациента просят выполнить специальные субтесты или ответить на простые вопросы (предполагающие ответы «да», «нет»), повторить сходные по звучанию звуки или триграммы, состоящие из гласных и согласных букв. Дефектолог просит озвучить предметы, находящиеся в комнате, перечислить дни недели, объяснить смысли тех или иных слов или пересказать только что услышанный текст. При исследовании нарушений важным моментом является — установить понимает ли пациент смысл обращённой к нему речи. При подозрениях на лёгкие формы речевых нарушений дефектолог использует более сложные методы исследований, такие как: анализ конструкций падежей, морфологический разбор слов и т.д.

Терапия больных с речевыми нарушениями предполагает:

  • фармакотерапию,
  • лечебную физкультуру, физиотерапию,
  • психологическую коррекцию, работу с дефектологами, логотерапию,
  • психотерапию.

В первую очередь проводится лечение основного заболевания. Восстановления речевой функции зависит от главного диагноза. При афазиях первоначально уделяется внимание автоматизированной речи, далее поэтапно больного обучают процессам осмысления и выделения главной информации от второстепенной. Если основным заболеванием выступает слабоумие, в коррекционных занятиях наиболее уделяется внимание смысловым значениям слов. При лёгких формах шизофрении больных обучают правильному построению предложений, без потери смыслового содержания.

Эффективной можно назвать только ту терапию, которая основана на комплексном подходе, предполагающем лечение и коррекцию всех психических дисфункций основного заболевания.

Восстановление коммуникативных навыков должно происходить не только в коррекционных заведениях, но и в кругу семьи.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Существуют психологические трюки, которые работают на подсознательном уровне. Они помогают добиться расположения собеседника, влиться в новую компанию или мгновенно успокоиться в момент стресса.

сайт рассказывает про 12 самых действенных из них, которые работают на все 100 % и будут полезны в любой ситуации.

№ 1. Когда смеются несколько человек, каждый смотрит на того, кто ему наиболее симпатичен

После удачной шутки или во время оживленного обсуждения в компании людей каждый инстинктивно смотрит на того, кто ему больше всех симпатичен .Поэтому, чтобы разузнать все об отношениях в компании приятелей, заготовьте парочку убойных анекдотов.

№ 2. Если нервничаете - жуйте

Перед важным разговором, выступлением или событием, которое заставляет нас нервничать, стоит попробовать жевать жвачку или даже есть что-нибудь.

  • Никто не будет есть перед лицом опасности. Поэтому во время жевания наш мозг думает, что опасности нет и можно расслабиться. Он посылает сигнал, который снимает нервное напряжение и помогает успокоиться.

№ 3. Пристальный взгляд поможет вытянуть любую информацию

Если ответ вашего собеседника вас не устраивает или вам кажется, что он что-то не договаривает, просто продолжайте молча смотреть ему в глаза .

  • В такой ситуации тишина для собеседника станет настолько невыносимой, что он будет вынужден рассказать вам буквально все, лишь бы прекратить это.

№ 4. Представьте, что наниматель - ваш давний хороший друг

Чтобы не волноваться во время важного экзамена или собеседования, представьте, что человек напротив ваш друг, с которым вы давно не виделись. Это поможет вам моментально успокоиться, а отвечать на вопросы будет намного легче.

№ 5. Если вам приходится много работать с людьми, поставьте позади себя зеркало

Если вы часто общаетесь с разными людьми по работе, поставьте за своей спиной небольшое зеркало. Вы удивитесь, но многие клиенты будут вести себя вежливее и чаще идти вам навстречу . Все потому, что людям не нравится видеть себя злыми и раздраженными.

№ 6. Если вам показалось, что кто-то на вас смотрит, просто зевните

Только посмотрите на эту картинку. Вы ведь только что зевнули? Да, зевота просто невероятно заразна. Достаточно зевнуть и оглядеться по сторонам, чтобы понять, кто за вами следил. Человек, который на вас смотрел, скорее всего, тоже будет зевать.

№ 7. Если вы хотите остановить драку, то просто возьмите что-нибудь поесть и встаньте между дерущимися

№ 8. Если вы хотите избавиться от предмета, то просто передайте его человеку, разговаривая с ним

Задайте человеку личный вопрос или узнайте его мнение о чем-либо. Во время ответа мозг будет занят настолько, что все остальное будет происходить на уровне рефлексов. В такой ситуации большинство людей примут из ваших рук что угодно, совершенно не задумываясь.

Речевые стереотипии, также известные как речевые итерации, словесные тики, являются рефлекторными, лишенными смысла и эмоционально индифферентными повторениями звуков, слогов, слов и целых фраз в речи больного.

Речь пациента может быть как с его собственной инициативы, либо быть спровоцированной вопросами окружающих людей.

Виды речевых стереотипий

Известно несколько видов речевых стереотипий: настойчивый повтор одного умозаключения или слова (персеверация), повторение одного и того же выражения, оборота речи (стоячие обороты), повтор слов или слогов в определенном ритме, либо в рифмованной форме (вербигерация).

Персеверация — настойчивости упорных поем мы оды

Термин персеверация происходит от латинского слова perseveratio, что означает «упорство», «настойчивость». В речи персеверация проявляется как неоднократное воспроизведение одних слогов, слов или предложений.

В сознании пациента как будто «застревает» слово или мысль, и он повторяет ее многократно и монотонно при общении с собеседником. При этом повторяемое слово или фраза не имеют отношения к теме беседы. Речь пациента имеет монотонный характер. Персеверация может проявляться как устно, так и письменно.

Персеверация является результатом ассоциационной деятельности, частью сознания и не происходит случайно. Не стоит путать ее с навязчивыми явлениями, так как последние имеют элемент навязчивости, и пациент осознает абсурдность своих действий.

Вербигерация — частый удел шизофреников

Психическое нарушение, при котором пациент повторяет, выкрикивает монотонным голосом одни и те же междометия, слова, фразы. Данные повторения имеют автоматический и бессодержательный характер, могут длиться несколько часов и даже дней.

Пациент ритмично, часто в рифму, повторяет слова, и сочетания звуков, которые не имеют смысла. Следует отличать вербигерацию от персеверации, так как при последней повторения зависят от нервно-психических состояний, и исчезают с устранением этих состояний.

Стоячие обороты

Стоячими оборотами называют обрывки фраз, выражения, слова, однотипные идеи, которые больной многократно воспроизводит во время беседы.

Вначале пациент произносит их с одной и той же интонацией, а впоследствии упрощает, редуцирует и процесс сводится к стереотипному повторению слов.

Зачастую произносимые стоячие обороты сильно искажаютсяи становится невозможно понять их изначальные смысл и звучание.

Палилалия

Под палилалией подразумевается повторение больным фразы, либо ее части, отдельного слова или слога, из произнесенного им самим фрагмента речи, два и более раз подряд.

Повторение происходит при обычной громкости голоса, постепенно громкость может понижаться, а темп речи становиться быстрее. К примеру, дав ответ на вопрос, пациент многократно и беспрерывно повторяет ответ.

Проявления палилалии относятся не только к интеллектуальным формам речи, но также и к эмоциональным (восклицаниям, окрикам). Однако она обычно не относится к произносимым машинально, оборотам автоматизированной речи. Количество повторов может достигать двух десятков и более.

Эхолалия

При пациент повторяет фразы и слова, которые были сказаны окружающими его людьми. Зачастую эхолалия присуща маленьким детям, и у них это не является патологией.

Патологией это считается, когда эхолалия становится причиной задержки умственного развития, либо развитие ее наблюдается у взрослого человека.

Речевые стереотипии и психоневрологические заболевания

Причины речевых стереотипий часто кроются в развитии неврологических и психологических заболеваний.

Причины персевераций

Причиной персеверации специалисты считают поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей, и правого полушария – у левшей.

Самой распространенной причиной возникновения персеверации считаются неврологические заболевания, возникшие из-за повреждений головного мозга физического характера. При этом возникает невозможность переключения между различной деятельностью, изменение хода мыслей и порядка действий при выполнении различных задач.

При неврологической природе заболевания причинами появления персеверации бывают:

  1. , при которых поражены боковые орбитофронтальные участки коры и ее префронтальные выпуклости.
  2. — появление нарушений в речи, сформированной на предыдущем жизненном этапе. Данные расстройства возникают вследствие физических повреждений речевых центров, как результат черепно-мозговой травмы, .
  3. Патологии, относящиеся к области лобных долей коры головного мозга .

Психиатрия и психология относят персеверацию к признакам различных фобий и тревожных синдромов. Протекание данной речевой стереотипии в психологическом и психиатрическом направлении может быть вызвано:

  • навязчивостью и селективностью отдельных интересов, что чаще всего встречается у людей с аутистическими отклонениями;
  • недостатком внимания при гиперактивности, при этом стереотипия возникает, как защитный механизм, для привлечения к себе внимания;
  • неуклонное стремление к обучению и познанию нового может приводить к зацикленности на одном умозаключении или деятельности;
  • персеверация часто является одним из симптомов .

Не стоит путать персеверацию с обсессивно-компульсивным расстройством, привычками человека, склеротическими изменениями памяти.

Персеверации чаще наблюдаются у больных слабоумием (), которое вызвано , а также при возрастных атрофических процессах в мозге. Интеллект больного нарушен, и он не может понять задаваемый вопрос и вместо логичного ответа повторяет ранее употреблявшиеся фразы.

Что провоцирует развитие вербигерации

При вербигерации нет связи с определенными нервно-психическими состояниями. Одной из особенностей вербигерации является то, что пациент произносит слова без проявлений аффекта. Как правило, словесные повторения сопровождаются активной мимикой и двигательными нарушениями.

Чаще всего данные словесные итерации встречается у пациентов с и кататонической шизофренией.

Причины стоячих оборотов, палилалии и эхолалии

Появление в речи стоячих оборотов сигнализирует о снижении интеллекта, опустошении мышления. Нередко они появляются при таком заболевании как эпилептическое слабоумие. Также одним из заболеваний, при которых характерны стоячие обороты является , а также другие атрофические заболевания мозга.

Палилалия является типичным проявлением при болезни Пика. Также нередко сопровождает такие заболевания как стриарная патология, стриопаллидарная патология (атрофическая, воспалительная, сосудистая), постэнцефалический , шизофрения.

Возникновение эхолалии зачастую связывают с поражением лобных долей головного мозга. При наличии у пациента таких симптомов, как галлюцинации, нарушение координации, забывчивость, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Если поражение головного мозга не диагностировано, то причинами развития эхолалии могут быть , шизофрения, аутизм, синдром Туретта.

Постановка диагноза

Диагностика речевых стереотипий предполагает комплексное тестирование. Пациенту предлагается пройти специальное тестирование или ответить на простые вопросы (подразумевающие ответы «да», либо «нет»), выполнить повтор схожих по звучанию звуков или звукосочетаний.

Также больному предлагается назвать предметы, которые находятся в комнате, назвать дни недели, пояснить смысл слов, пересказать текст.

Очень важно при обследовании пациента определить понимает ли он речь, обращенную к нему. Если есть подозрения на наличие легких форм речевых нарушений, врач-дефектолог применяет другие более сложные методы диагностики.

Для диагностики речевых стереотипий используется методика, включающая в себя серию отдельных тестов. Пациенту предлагается написать слова в обычном и обратном порядке, написать слова и фразы прописными и строчными буквами, прочесть текст в прямом и обратном порядке, написать цифры в обычном и перевернутом виде, произвести умножение. При проведении тостов врач оценивает количество правильных и неправильных ответов в минуту.

Терапия и коррекция

Лечение пациентов с речевыми стереотипиями подразумевает следующие методики:

  • фармакотерапия;
  • лечебная физкультура;
  • психотерапия;
  • психологическая коррекция;
  • физиотерапия;
  • логотерапия;
  • работа с дефектологами.

Необходимо начинать терапию с лечения основного провоцирующего заболевания. Возможность восстановить речевую функцию будет зависеть от главного диагноза.

При наличии у больного афазии основной акцент делается на автоматизированную речь, затем пациента постепенно обучают осмыслению и отделению главного от второстепенного. Если основным заболеванием является слабоумие, во время терапии акцентируют внимание на смысловое значение слов. Больных с легкой формой шизофрении учат корректному построению предложений, сохраняющих смысловое содержание.

В Западных странах при лечении данных нарушений основной акцент делается на медикаментозный способ терапии. Наиболее широко применяются . Они способствуют изменениям в патологических процессах работы головного мозга.

08.06.2015, 15:55

Ольга | Возраст: 27 | Город: Днепропетровск

Здравствуйте! У меня такая проблема мой муж года 3 назад начал повторять, то есть говорит предложение и повторяет окончание, к примеру- сегодня утром был дождь...был дождь, то есть сначала воспринималось как уточнение ну или же просто, но затем фраза повторялась заново полностью, могло повториться одно и то же от 2 до 5 раз, затем муж начал заставлять повторять меня, всё что я говорю, меня это ужасно раздражало, но во-первых не хотелось ссориться, во-вторых портить тем самым себе настроение и нервы ещё больше. Но сейчас это уже дошло до беспредела- он повторят всё что он говорит по нескольку раз, меня заставляет и к словесным повторениям добавились тактильные, то есть если я его обниму или задену рукой, я должна выполнить это ещё раз или два...или 5, пока не будет по его мнению как первый раз....уже сил нету...с виду он нормальный человек, при чём эти повторения проявляются только со мной, с родителями или с друзьями когда он общается он не повторяет вообще или же может повторить какое то слово. Подскажите что это, болезнь? Если да то какая, как называется и как с ней можно бороться? Потому что от этих всех повторений у меня самой уже появляется зацикленность, я стала нервной и раздражительной...((

С формально-психиатрической точки зрения это скорее всего обсессии. Но важнее понять как муж объясняет для чего это надо делать. Вы спрашивали об этом?

Добрый день, Ольга. Вряд ли Ваш муж в течение 3-х лет Вас разыгрывает. С другой стороны, проблематично анализировать состояние человека по краткому письменному его описанию со стороны третьего лица, хотя и близкого. Можно предположить наличие обсессивно-компульсивного расстройства F42 (https://sites.google.com/…/f42-obsessivno-kompulsivnoe-rass…). Необходима дифференциальная диагностика с шизофренией F20 (https://sites.google.com/site/agerasimpsy/f20-sizofrenia), особенно кататонической, синдромом Туретта, органическим поражением головного мозга F0 (https://sites.google.com/…/age…/f0-organiceskie-rasstrojstva), прежде всего, лобных долей, прочими расстройствами. Поскольку методы лечения различны при разных заболеваниях, то говорить о лечении возможно только после диагностики. Всего наилучшего. С уважением, Герасименко Андрей Иванович - психиатр, психотерапевт, нарколог (г.Киев). Сайт: https://sites.google.com/site/agerasimpsy/. Консультации очные, видео- или аудио- (скайп - agerasim1969, фейсбук - https://www.facebook.com/andrew.gerasimenko.35 , вконтакте - https://vk.com/agerasim , гугл+ - google.com/+АндрейИвановичГерасименко, гугл плюс - https://plus.google.com/…/10774…/107747860585849817460/posts , liveexpert.ru - http://www.liveexpert.ru/e/agerasim), телефон (+380 44 3316427 или +380 67 2727914), вайбер (+380 96 1247278), почта ([email protected])." liveexpert.ru, likar.info, medicina.ua, medilink.com.ua, docplanner.com..com.ua, linkedin

09.06.2015, 11:40

Да, спрашивала, но он либо не хочет разговаривать об этом, либо же говорит что это появилось из-за того, что я либо невнятно когда то что-то сказала и появилась зацикленность, либо же повторила что-то по другому(сказала раз по одному, а второй раз повторила по другому) Но мне кажется что это всё отговорки, он сам придумал эту версию, чтобы сделать виноватым кого-то,таким образом снять вину за повторения с себя. Скажите, пожалуйста,это можно как-то дома вылечить, то есть что-то с этим делать,не повторять,или же повторять реже либо нужно посетить психиатра? (но я так подозреваю что на психиатра муж не согласиться, так как не считает себя больным, а манеру повторения считает обычной зацыкленностью...)

Идея силы слова так же стара, как Веды индусов; сейчас современный мир пробуждается для нее через то, что называется психологией. Посредством психологии существует возможность исследования того древнего сокровища, которое искатели истины развивали на Востоке тысячи лет.

Сегодня человек смотрит на психологию как на побочный предмет, как на что-то, способное помочь медицине. Но придет день, когда человечество в этом современном мире будет смотреть на психологическую науку так же, как смотрели на нее люди на Востоке: как на главную вещь в религии и духовном развитии.

Что касается силы слова, то новая идея приходит из различных мест под разными именами, и она заключается в том, что повторение определенного слова или фразы может сильно помочь в исцелении определенных болезней. Сегодня психологическая наука западного мира только открывает это; но как быть с буддистами, много веков повторяющими различные мантры, сидя в своих храмах, произнося их две тысячи, и тысячи раз в день? И как быть с индусами, которые сохранили свои вековые священные мантры и заклинания? Хотя язык уже мертв, они сохранили эти заклинания до сегодняшнего дня. И как быть с иудеями, все еще хранящими священные песни, которые они наследовали от пророков Бене Израэля? И как быть с мусульманами, веками повторявшими Коран ежедневно помногу часов и продолжающими делать это и сегодня? И подумайте о тайне, стоящей за повторениями католических мистиков!

Зороастрийцы, парсы, чья религия датируется, возможно, восемью тысячами лет, все еще отстаивают свои священные слова и произносят свои молитвы несколько раз в день, повторяя и повторяя их. Но современный человек, прочитавший сегодняшнюю газету, выкидывает ее, а назавтра просит другую!

Без сомнения, в том факте, что миллионы людей столь привязаны к мантрам, повторяют их день за днем, может быть, всю свою жизнь и никогда не устают от этого, заключается огромный смысл. Если бы это был, как иногда говорят, религиозный фанатизм, тогда никто не смог бы продолжать эти повторения так долго, так как ни одно опьянение, ни одно отравление не может продолжаться дольше, чем длится его влияние; и когда оно проходит, человек лишается иллюзий.

Это говорит о том, что за повторением слов скрыта тайна; и в тот день, когда человек постигнет ее, он откроет великий секрет жизни. Один из способов понимания этой тайны – удерживать в уме тот факт, что необходим отражатель позади источника света для того, чтобы направлять свет полностью, и также необходим отражатель для голоса, это знает любой постановщик голоса (voice-producer). Он всегда дает ученику упражнения, которые тот повторяет и повторяет, для того, чтобы привести этот отражатель в правильное состояние и чтобы все возможности полного голоса вышли наружу.

Это материальная сторона вопроса, но есть и психологическая сторона. Мы очень редко исследуем этот вопрос; мы обрываем его каждый раз, когда сталкиваемся с ним. Он заключается в том, что не только органы физического тела имеют это качество отражения, но также и ум, и то, что мы называем чувствами, может быть отражателем. Например, когда человек говорит неправду, мы естественно чувствуем, что это дурно пахнет, и не можем легко поверить этому. Каким бы громким ни был его голос, как бы сильно он ни настаивал на своей лжи, но вследствие того, что это ложь, мы чувствуем, как она дурно пахнет, потому что психологически сила ума работает как отражатель; в таких случаях она действует не так, как хочет лгущий человек, поскольку его ум в данном случае не стоит за ней. Также возьмите обычную фразу типа «спасибо» или «я вам очень благодарен»; если в течение дня десять человек говорят вам это, то вы почувствуете, что каждый из них обладает различной силой для ее передачи; потому что если отражатель не придает ей силы, не стоит за ней, то человек может тысячу раз сказать «я так вам благодарен», но это не будет иметь никакого эффекта.

Существует другой способ посмотреть на этот вопрос: предположим, когда один человек говорит вам что-то, то вы легко этому верите; а когда другой человек говорит вам ту же вещь хоть пятьдесят раз, то вы не склонны этому верить. В чем причина? Это говорит о том, что мы должны подготовить себя, прежде чем сказать что-либо. Подготовить себя к осознаванию не только того, что мы говорим, но и того, как мы чувствуем это, как мы выражаем это и какая сила скрыта за нашим выражением, какая сила порождает его,- так, чтобы слово могло проникнуть в сердце человека.

Тогда возникает вопрос: как можно наилучшим образом подготовить себя к эффективному произнесению определенного слова? Выражаясь символически, человек может произнести перед людьми одно и то же слово сотню раз, и оно останется «железным» словом; он может сказать его пятьдесят раз, и это будет «медное» слово; он может сказать его двадцать раз, и это будет «серебряное» слово; но другой человек может сказать его только один раз, и это слово будет «золотое». Например, кто-то хочет убедить вас: он может говорить и говорить, и говорить, он может спорить, доказывать и приводить сотни аргументов, чтобы вы поверили ему; но чем больше он желает, чтобы вы ему поверили, тем меньше он убеждает вас. Но другой человек скажет вам что нибудь, может быть, только один раз, и вы не сможете удержаться, чтобы не сказать: «Да, я верю этому, я понимаю это, я убежден».

Как подготовить себя? Как подготовить отражатели для того, чтобы произвести впечатление словом? Йоги и суфии открыли определенные практики, помогающие психологическому развитию. Посредством их человек естественным образом становится все более и более искренним и убежденным, и все, что он говорит, несет в себе силу. Может быть, эти практики не имеют значения с точки зрения постановки голоса, но они обладают огромной важностью с психологической точки зрения. Практики, о которых говорится,- это концентрация, медитация, созерцание и реализация.

Что касается древних слов, то изучающий языки обнаружит, что эти слова можно проследить до одного и того же источника. Чем дальше вы углубляетесь в древние языки, тем большее психологическое значение вы начинаете находить в них, а современные языки кажутся их искажением. Удивительно, как много слов в языках, на которых говорят сегодня, пришло из древних языков, и какое множество людских имен произошло от них.

В древних языках слова формировались интуицией. А современные языки основываются на грамматике, выученной человеком. Конечно, источник древних слов – чисто интуитивный, и они сформировали язык, который является более действенным, основанным на жизненном опыте человека и более могущественным, чем слова языков, на которых мы говорим сегодня. Древние слова обладают большей силой, когда их повторяют, и великое чудо можно сотворить, когда человек овладел такими словами под руководством понимающего этот путь.

Каждый гласный звук несет глубокий психологическое смысл, и структура каждого слова имеет химическое и психическое воздействие. Йоги используют определенные слова, которые повторяют утром или вечером, и посредством этого они достигают озарения или впадают в состояние экзальтации. Именно эту самую науку суфии древности называли «зикр» – науку получения желаемых результатов с помощью повторения соответствующих слов или фраз. Химик может иметь все существующие лекарства, но если кто-нибудь придет и возьмет не то лекарство, которое нужно, а которое ему нравится, то он может не столько излечить себя, сколько убить.

Еще более сложно и более ответственно использование повторений определенных психологических слов и фраз. Врач отвечает за то, чтобы дать конкретному человеку подходящее в его состоянии лекарство. На Востоке человек ищет гуру, или муршида, как его называют суфии, который обладает опытом психологических предписаний; и человек принимает то, что муршид предписывает ему, как инструкцию. Сначала муршид устанавливает диагноз состояния человека, и в соответствии с его эволюцией он предписывает ему слово или фразу, с помощью повторения которой человек может достичь желаемой цели. Те, кто имеет некоторый опыт в постановке голоса, знают, что вначале учитель не дает никаких песен; он дает определенные звуки и ноты, и особый способ упражнения – практику, с помощью которой развивается голос.

В Суфизме существуют определенные слова, считающиеся священными, и человек простой веры знает их как таковые; но они священны еще и потому, что обладают психологическим значением, и с помощью их повторения производится определенный эффект.

Очень интересно видеть, что наука, кажется, просыпается для понимания значения вибраций и их феномена. Современные системы еще не очень развиты, но цель та же: определить состояние вибраций в физическом теле для того, чтобы правильно обращаться с ним, лечить его научным образом.

Когда мы видим, что похожие системы были разработаны древними мистиками и оккультистами и испытывались тысячи лет бесчисленным количеством людей, становится ясно, что эти системы должны приносить удовлетворительные результаты и многим давать то сокровище, которое веками хранилось как святыня искателями истины.

Суфийское движение сделало возможным для людей Запада, которые хотят достичь этого сокровища, этого источника посредством серьезного изучения и практики, обрести отблески той истины, которой обладали древние мистики.