Конспект по биологии "отношения организмов в сообществе". Тема урока: взаимоотношения между организмами

Тема урока: Взаимоотношения между организмами.

Цель: закрепление и углубление знаний учащихся о многообразии типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.

Задачи:

Продолжить формирование у обучаемых когнитивной, коммуникативной и здоровьеберегающей компетентностей через:

    систему общих экологических понятий о приспособленности организмов к совместной жизни в сообществах;

    иллюстрацию разнообразия биотических связей между организмами,

    умение выявлять типы отношений между организмами, давать их краткую характеристику.

    воспитание экологической грамотности, бережного отношения к природе;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

частично-поисковый (выполнение самостоятельных заданий);

наглядный (заполнение таблицы и работа с иллюстрациями).

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал (тесты, таблица «Биотические взаимодействия», карточки с задачами для работы в группах).

План урока:

I. Организационный момент.

IV. Домашнее задание.

V. Итог урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие, запись в журнале.

II. Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Взаимоотношения между организмами» (слайд 1). Эта тема рассматривалась вами уже неоднократно, начиная с уроков окружающего мира и природоведения и заканчивая уроками общей биологии в 9 классе, поэтому, основная цель урока:закрепить и углубить знания о многообразии типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов. (слайд 2)

Прежде чем мы начнем говорить об этом, давайте вспомним материал прошлых уроков, для чего я предлагаю вам выполнить небольшой тест: (слайд 3)

Тест «факторы среды»

1. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:

A - Весенние разливы рек.
Б - Вырубка леса.

B - Внесение в почву удобрений,

2. В лесном массиве был создан заповедник. К какому экологическому фактору можно отнести этот факт?

A - Биотический.
Б - Абиотический.

B - Антропогенный.

3. Под биотическим фактором понимают:

A - Сумму воздействия живых организмов.
Б - Воздействие человека на организмы.

B - Факторы неживой природы.

4. Из перечисленных примеров выберите антропогенный фактор :

A - Свет.

Б - Взаимосвязи между особями в популяции.

B - Развитие промышленности.

5. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом
обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относится это
явление?

А - Антропогенные.

Б - Биотические.

В - Абиотические.

Г - Комплексное действие факторов.

Поменяйтесь листочками с выполненными тестами с соседом по парте и проверьте друг у друга правильность ответов (без ошибок – «5»;

Одна ошибка – «4»;

Две ошибки – «3»;

Три и более ошибок – «2»).

Поднимите руки те, у кого тест выполнен без ошибок… с одной ошибкой… с двумя ошибками… с тремя и более… (делаем вывод об усвоении материала)

Переходим к изучению нового материала.

Жизнь любого живого организма невозможна без других организмов. (слайд 4). Его благополучие зависит от многих видов, которые на него воздействуют. Весь мир животных, грибов и значительная часть бактерий живёт за счёт тех соединений, которые создаются растениями. Но и растения не могли бы существовать без микроорганизмов, животных – опылителей и распространителей семян, грибов помогающих питанию корней и других растений, создающих необходимый микроклимат.

Связи между разными организмами называют биотическими. Вся природа пронизана этими связями. Они разнообразны, могут быть прямыми (осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой, например, хищника на жертву), или косвенными (через влияния на внешнюю среду или на другие виды). (Учащиеся по ходу объяснения учителя делают записи в тетради). Сегодня мы рассмотрим основные типы взаимодействия между организмами.

Существует несколько основных типов взаимодействий между организмами. Подобно большинству биологических категорий, они не являются понятиями с абсолютно четкими границами, поэтому не существует и общепринятой их единой классификации. В качестве примера рассмотрим классификацию «+,0,-» Данная классификация строится по принципу влияния, которое оказывают одни организмы на другие в процессе взаимных контактов. Эти взаимоотношения можно обозначить математическими значками «+», «–», «0» (положительно, отрицательно, нейтрально).

Перед вами лежат таблицы (приложение 1), которые необходимо заполнить в течение урока.

Составьте все возможные сочетания, которые могут использоваться в данной классификации и заполните первый столбец таблицы (слайд 5).

Как видите, в сообществах наземных и водных организмов могут складываться взаимоотношения, различных типов (слайд 6). Рассмотрим их более подробно.

Рассматриваем слайды и отвечаем на вопросы:

    Каков характер взаимоотношений между организмами, изображенными на слайде? Аргументируйте свой ответ.

    Как называется данный тип взаимоотношений? Дайте его определение.

Многие из типов уже известны учащимся из прежних курсов биологии, поэтому ребята называют их самостоятельно и дают определения. Если возникают затруднения или встречается неизвестное понятие, учитель дает определение и характеризует данный тип взаимоотношений.

В ходе работы заполняем таблицу, определения записываем в тетради.

В природе часто встречаются взаимовыгодные связи между видами организмов, при которых они получают обоюдную пользу, - это многообразные симбиотические взаимоотношения.
Обязательное условие симбиотических отношений - совместная жизнь, определенная степень сожительства организмов.

Мутуализм (облигатный симбиоз). (слайд 7)

Классическим примером симбиоза являются лишайники, представляющие собой тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей. Другой пример симбиоза - взаимоотношения термитов и их кишечных сожителей - жгутиковых. Эти простейшие производят фермент, разлагающий клетчатку на сахара. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы и без симбионтов погибли бы. А жгутиковые, в свою очередь, находят в кишечнике благоприятные условия, способствующие их выживанию. В свободном состоянии в природе они не встречаются.

Протокооперация (факультативный симбиоз). (слайд 8)

Широко известный пример симбиоза - сожительство зеленых растений (прежде всего деревьев) и грибов.
Одним из типов взаимополезных связей является протокооперация (буквально: первичное сотрудничество). В этом случае совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, т. е. не является непременным условием их выживания. Примером служит распространение муравьями семян некоторых растений леса, опыление пчелами разных луговых растений.

Комменсализм – Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы. Основой для этого типа отношений могут быть общее пространство, субстрат, кров, передвижение или чаще всего пища. Используя особенности образа жизни или строения хозяина, комменсализм извлекает из этого одностороннюю пользу. Присутствие его для хозяина остается обычно безразличным (пример – обитание рыбы средиземноморского карапуса в полости тела некоторых видов голотурий, которых она использует как убежище), крупные млекопитающие (собаки, олени) служат разносчиками плодов и семян с зацепками (вроде репейника), не получая от этого ни ущерба, ни преимуществ.

    Квартирантство () - один организм использует другого (или его жилище) в качестве места проживания, не причиняя последнему вреда. (слайд 9)

    Нахлебничество - один организм питается остатками пищи другого. (слайд 10)

    Сотрапезничество - оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи. (слайд 11)

Хищничество – такой тип взаимоотношений организмов, при котором представители одного вида убивают и поедают представителей другого. (слайд 12) Для типичного хищника (волка, рыси, норки) характерно охотничье поведение. Но кроме хищников – охотников существует большая группа хищников – собирателей, способ питания которых заключается в простом поиске и сборе добычи. Таковы, например, многие насекомоядные птицы, собирающие пищу на земле, в траве или на деревьях. Хищничество - широко распространённая форма биотических отношений.

Значение хищничества можно понять, лишь рассматривая это явление на уровне популяций. Длительная связь между популяциями хищника и жертвы порождает их взаимозависимость, которая действует подобно регулятору, предотвращая слишком резкие колебания численности или препятствуя накоплению в популяциях ослабленных или больных особей. В ряде случаев хищничество может существенно ослаблять отрицательные последствия межвидовой конкуренции, повышать устойчивость и разнообразие видов в сообществах.

Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая блошка;

На блошке той – блошинка-крошка,

В блошинку же вонзает зуб сердито

Блошиночка, и так adinfinitum.

Растительноядность. (слайд 14). Часто хищничеством называют всякое выедание одних организмов другими. Следовательно, к одной из форм хищничества может быть отнесена и растительноядность.

Нейтрализм - обе популяции не оказывают никакого воздействия друг на друга. (слайд 15). Нейтрализм – сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий. Например, белки и лоси не оказывают друг на друга значительных воздействий.

Антибиоз.

Аменсализм (слайд 16) – отношение, при котором один организм воздействует на другой и подавляет его жизнедеятельность, а сам при это не испытывает никак отрицательных влияний со стороны подавляемого. Например, невозможность выживания мелкого светолюбивого травянистого растения под густой тенью бука или ели. При аменсализме страдает один вид, а другой развивается нормально: например, плесневый гриб Penicillium выделяет пенициллин - вещество, подавляющее рост различных бактерий, но бактерии не оказывают влияния на плесневый гриб. При клинических испытаниях пенициллина было выявлено, что при его применении увеличилось число грибковых заболеваний, поскольку в естественных условиях развитие грибов сдерживается присутствием бактерий.

Аллелопатия (слайд 17) - форма антибиоза, при которой организмы оказывают взаимно вредное влияние друг на друга, обусловленное их жизненными факторами (например, выделениями веществ). Встречается в основном у растений, мхов, грибов. При этом вредное влияние одного организма на другой не является необходимым для его жизнедеятельности и не приносит ему пользы.

Конкуренция (слайд 18)- форма антибиоза, при которой два вида организмов являются биологическими врагами по своей сути (как правило, из-за общей кормовой базы или ограниченных возможностей для размножения). Например, между хищниками одного вида и одной популяции или разных видов, питающихся одной пищей и обитающих на одной территории. Таким образом, можно выделять межвидовую и внутривидовую конкуренцию. В этом случае вред, причиняемый одному организму, приносит пользу другому, и наоборот.

Итак, мы рассмотрели все возможные типы взаимоотношений между организмами в природе. Каждый биоценоз характеризуется одновременно множеством разнообразных взаимоотношений, что отображено на следующей схеме (слайд 19).

Подумайте и скажите: к каким результатам приводит все многообразие изученных нами типов взаимоотношений между организмами. Учащиеся предлагают свои варианты, выделяем главное, делаем запись в тетрадях. (слайд 20)

III. Закрепление изученного материала.

Работа в группах

Задание 1. Решение практических задач.

Задача 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?

Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.

Задача 2. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?

Ответ: папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий.

Задача 3. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?

Ответ: в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.

Задача 4. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

Задание 2.Прочитайте список живых организмов и запишите пары, находящиеся в связях:

симбиотических (группа 3)______________________________

конкурентных (группа 2)________________________________

хищнических (группа 1)_________________________________

Комменсалитических (группа 4)___________________________

Липа, дуб, клевер, стрекоза, пчела, белый гриб, божья коровка, комар, лягушка, еж, сосна обыкновенная, гадюка обыкновенная, личинка майского жука, аскарида, жук-короед, человек, белка, ворона, дятел.

Заключение.

Все группы замечательно (или не очень, оценивает учитель совместно с обучаемыми) справились с предложенными заданиями. Полагаю, что все согласятся с моими следующими словами:

Отношения организмов в природе сложные и многообразные и часто грань между ними условна. В результате сложности и переплетенности связей между видами неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям. Понимая это, человек обязан относиться к природе осторожно, бережно, для того, чтобы ее сохранить.

IV. Домашнее задание.

§17.4

V. Итог урока.

Отмечаем наиболее активных учащихся, выставляем оценки за работу на уроке.

Приложение 1

Биотические взаимодействия

Характеристика взаимоотношений

Тип взаимоотношений

Примеры взаимоотношений данного типа

+ ; +

Симбиоз

Мутуализм (облигатный)

Протокооперация (факультативный)

Гриб и водоросль (лишайники)

Термиты и жгутиковые

Тля и муравей

Микориза на корнях деревьев

+ ; 0

Комменсализм

Квартиранство

Нахлебничество

Сотрапезничество

Растения-эпифиты на стволах деревьев

Львы и гиены

Акула и рыба прилипала

Бабочка и гусеница на одном растении

+ ; -

Хищничество

Собственно хищничество

Растительноядность (фитофагия)

Волки и лоси

Божья коровка и тля

Чесоточный клещ и человек

Заяц и трава

0 ; 0

Нейтрализм

Белки и лоси в одном лесу

Комар и береза

0 ; -

Аменсализм

Бук и колокольчик широколиственный

Ель и сосна

- ; -

Антибиоз

Аллелопатия

Конкуренция межвидовая

Конкуренция внутривидовая

Выделение фитонцидов некоторыми кустарниками

Лисица и волк

Борьба за территорию, возможность размножения и т.д.

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Тема урока: Типы взаимодействия организмов.

Цель: познакомить учащихся с многообразием типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.

Задачи:

1) образовательные:

2) развивающие:

3) воспитательные:

  • воспитание экологической грамотности, бережного отношения к природе;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения:

  • словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
  • частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований);
  • наглядный (изучение таблицы и иллюстраций).

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: таблица «Биотические взаимодействия», влажный препарат «Клубеньки на корнях бобовых растений».

План урока:

I. Организационный момент.

IV. Домашнее задание.

V. Итог урока.

VI. Оценки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. (Рассказ учителя).

Жизнь любого живого существа не возможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют. Все многообразие отношений между организмами, возникающее в биогеоценозе, осуществляется на базе пищевых, пространственно-территориальных связей. Связи эти чрезвычайно разнообразны. Всю сумму воздействий, которые оказывают друг на друга организмы, называют биотическими факторами среды. Наша главная цель сегодня на уроке – попытаться разобраться в этом многообразии биотических связей.

Они бывают прямыми и косвенными. Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой. Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.

Рассмотрим, какие же типы отношений могут возникать между организмами. Рассказ учителя сопровождается показом таблицы.

Все многообразие типов взаимоотношений организмов можно свести к нескольким основным группам. Эта классификация учитывает, что получает организм в результате этого воздействия: пользу, вред или это воздействие нейтрально.

Хищничество – взаимосвязь, при которой один организм поедает другого. Истинных хищников отличает специализированное охотничье поведение, они тратят много энергии на добычу своих жертв.

Собиратели питаются мелкой многочисленной добычей, не способной убегать или оказывать сопротивление, и основную часть энергии тратят на поиск корма.

При пастьбе обычно корма вокруг оказывается достаточно, однако он отличается низкой питательностью, и основные усилия животные тратят на захват больших количеств пищи и её усвоение, как, например, коровы на лугу.

Трофические связи в биоценозах определяют и направления эволюции взаимодействующих видов. У хищников, например, естественный отбор совершенствует органы чувств и нервную систему, координацию движений, мускульную силу, охотничьи инстинкты, т.е. все те признаки, которые обеспечивают успешную охоту. Их жертвы также эволюционируют, т.к. выживают те, кто быстрее заметит опасность, быстрее бегает или летает, успеет вовремя спрятаться, имеет более зоркие глаза, чуткие уши, лучшее обоняние и т.п.

Хищники в природе редко приводят к полному уничтожению вида животных, которыми питаются. При низкой их численности они переключаются на другую, более доступную добычу, поскольку поиск прежней становится энергетически невыгодным. Снижение пресса хищничества позволяет виду возобновиться.

Другой тип отношений – конкуренция – возникает на основе не прямых, а косвенных взаимодействий. Конкуренция возникает в случаях, когда совместно живущие виды сообща используют одни и те же ресурсы, количество которых ограничено. Отсутствие одного из таких организмов благоприятно скажется на состоянии другого. Конкуренция может быть как за пищевые ресурсы, так и другого рода, например, за территорию, за самку. В конкурентных отношениях особи конкурирующих видов могут активно подавлять друг друга, но могут сохранять и нейтральные отношения. Успех конкуренции при таком «мирном сожительстве» определяется скоростью размножения: вид, который быстрее наращивает численность, рано или поздно перехватит все ресурсы у другого. У растений конкуренция выражена более остро.

Вопрос: Как вы думаете, почему?

(Ответ: растения ведут прикрепленный образ жизни и, таким образом, не могут избежать конкурентных отношений или сгладить их).

Конкуренция может быть внутривидовой и межвидовой. Внутривидовая конкуренция – это соперничество между особями одного вида, межвидовая – между особями разных видов.

Межвидовая конкуренция возникает между особями экологически близких видов. Ее результатом может быть либо взаимное приспособление двух видов, либо замещение популяции одного вида популяцией другого вида; первый в этом случае переселяется на другое место, переключается на другую пищу или вымирает. Конкуренция приводит к естественному отбору в направлении увеличения экологических различий между конкурирующими видами и образованию ими разных экологических ниш.

Вопрос: приведите примеры конкуренции.

Работа с учебником.

(Ответ: суслики в сухой степи могут выедать до 40% растительного прироста, а это значит, что пастбища могут прокормить меньшее число овец или сайгаков. А в годы массового размножения саранчи пищи не хватает ни сусликам, ни овцам).

Третий тип взаимоотношений организмов прямо противоположен конкуренции. Это взаимополезные отношения – мутуализм и симбиоз. Близкие по смыслу понятия, но не синонимы. Мутуализм – взаимовыгодные обязательные или случайные связи между организмами (рак-отшельник и актиния). Симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов (лишайник, микориза, бактерии кишечного тракта). Обсуждение рис. 38, 39 на стр. 63 учебника. Демонстрация влажного препарата.

Другой тип биотических отношений – комменсализм . Это взаимосвязь, при которой один организм получает какое-либо преимущество, не принося заметного вреда другому. Комменсализм, как тип биотических отношений поддерживает жизнь множества видов в природе. Некоторые виды животных либо питаются остатками пищи представителей другого вида (рыбы-прилипалы, гиены), либо используют их убежища, норы, гнезда, не принося хозяину ни вреда, ни пользы. Так, в норах степных и пустынных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых, пауков и других мелких животных.

Аменсализм – отношение, при котором один организм воздействует на другой и подавляет его жизнедеятельность, а сам при это не испытывает никак отрицательных влияний со стороны подавляемого. Например, невозможность выживания мелкого светолюбивого травянистого растения под густой тенью бука или ели.

Нейтрализм – сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий. Например, белки и лоси не оказывают друг на друга значительных воздействий.

2. По ходу объяснения учителем нового материала и демонстрации таблицы, учащиеся заполняют в рабочих тетрадях таблицу.

Типы биотических взаимодействий (по Э. Хескилу)

Тип взаимодействия

Организмы

Характер взаимодействия

Примеры

нейтрализм

организмы не влияют друг на друга

белка и лось в одном лесу практически не контактируют

конкуренция

взаимное подавление организмов

сорняки и культурные виды

комменсализм

один организм получает пользу от взаимодействия, другому – безразлично

гиены, шакалы питаются остатками жертв, убитых и частично съеденных крупными хищниками - львами

аменсализм

один организм подавляет другой, не испытывая его воздействия

взаимоотношения ели растений нижнего яруса

хищничество

хищник – жертва

лиса – мыши

человек – широкий лентец

мутуализм

взаимовыгодные необязательные отношения

энтомофилия, эндозоохория

симбиоз

отношения, при которых организмы не могут существовать друг без друга

лишайники, микориза

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: 1) обеспечению пищей, 2) изменению среды обитания, 3) расселению видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

3. Работа в малых группах.

Задание 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?

Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.

Задание 2. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?

Ответ: папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий.

Задание 3. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?

Ответ: в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.

Задание 4. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник». Убедительны ли эти доводы?

Ответ: нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры – здоровых.

Задание 5. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

III. Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа с тестом

1. В виде какой комбинации символов можно выразить тип межвидового взаимодействия, характеризующийся взаимным конкурентным подавлением видов?

а) + – ; б) 0 0; в) – – ; г) + +.

2. В виде какой комбинации символов можно выразить тип биотических отношений, характеризующейся конкуренцией из-за ресурсов?

а) – –; б) 0 0; в) + +; г) – 0.

3. Какой тип межвидового взаимодействия можно выразить в виде комбинации символов 0 0?

а) комменсализм; в) нейтрализм;

4. Какой тип межвидовых отношений можно выразить в виде комбинации символов: + 0?

а) нейтрализм; в) комменсализм;

5. В виде какой комбинации символов можно выразить тип межвидовых взаимоотношений, характеризующейся способом добывания пищи и питания, при котором одни организмы ловят, убивают и съедают других организмов?

а) + –; б) – –; в) + 0; г) + +.

6. В виде какой комбинации символов можно выразить тип межвидовых взаимоотношений, при которых один вид использует другой как среду жизни и как источник пищи, причиняя последнему вред?

а) + 0; б) – –; в) – 0; г) + –.

7. Какой тип межвидового взаимодействия можно выразить в виде комбинации символов: + +?

а) мутуализм; в) нейтрализм;

б) хищничество; г) комменсализм.

б) межвидовой конкуренцией; г) квартиранством.

9. Естественные биотические отношения между термитами и жгутиконосцами, обитающими в их кишечнике, относятся к типу:

а) межвидовой конкуренции; в) комменсализма;

IV. Домашнее задание: §8, вопросы 2, 3 и 4.

V. Итог урока.

Отношения организмов в природе сложные и многообразные и часто грань между ними условна. Понимая это, человек обязан, относится к природе осторожно, бережно, для того, чтобы ее сохранить.

VI. Оценки.

АНАЛИЗ УСВОЕННОСТИ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ.

Данный урок был проведен в 9 классе. Количество учащихся – 25 человек. В классе есть как слабые, так и сильные ученики, поэтому предлагаю разноуровневые задания. Класс был разбит на 5 групп. В каждой группе среди учеников распределены роли:

Координатор деятельности группы

Секретарь (записывает результаты работы)

Активные слушатели (стараются пересказать своими словами то, о чём только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль)

IV. Рефлексия

Выскажите своё мнение

Я могу использовать знания по данной теме …..

Вы нашли общий язык с одноклассниками при выполнении самостоятельного задания в группах?

Ваша оценка за урок и самооценка усвоения темы.

На уроке я узнал (а)…….

VII: Рефлексия (17 слайд)

Вспомни свои впечатления на уроке,

Дополни предложения:

1. Я чувствовал себя…

2. Я….доволен собой

3. Я испытывал затруднения, когда…

4. Я хотел бы стать более…

Экологические загадки: (3 слайд)

1.Ты, может, в Африке!

Ты, может, меньше мышки!

Мы друг о друге лишь,

Знаем понаслышке! (Нейтрализм)

2.С тобой в одной мы связке,

Как дружная семья,

Уже давно неясно,

Где ты, а где тут я? (Симбиоз)

3.Желаю жизни много лет,

Не знай ты вовсе обо мне!

Найду я ужин и обед,

4. Пускай могуч он как скала-

Не отпугнет меня ничуть!

Лишь только б с барского стола

Мне перепало что-нибудь (Нахлебничество)

Презентация - Типы экологических взаимоотношений организмов

В природе каждый живой организм живет в окружении множества других представителей. Экологические взаимодействия организмов обычно имеют чрезвычайно сложный характер, зависят от многих факторов и по-разному протекают в различных условиях.

Все взаимоотношения делятся на 6 групп. Рассмотрим их на конкретных примерах:
Взаимополезные
Полезновредные
Взаимовредные
Полезнонейтральные
Вреднонейтральные
Нейтральные
Скачать и читать Презентация - Типы экологических взаимоотношений организмов

Презентация - Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и процессов позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров.
Процесс разработки моделей и их исследования на компьютере можно разделить на несколько основных этапов
На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная информационная модель.
Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей проводимого исследования (целей моделирования), свойства объекта, а несущественными свойствами пренебрегает
На втором этапе создается формализованная модель, т. е. описательная Скачать и читать Презентация - Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Презентация - Пищеварительная система

Цель презентации :
Повторить особенности строения и функционирования органов пищеварительной системы

Функции питания :
Строительная
Энергетическая
Снабжение организма БАВ

Питательные вещества :
Белки
Жиры
Углеводы
Минеральные соли
Витамины
Скачать и читать Презентация - Пищеварительная система

Презентация - Фосфор - строение и свойства

Сравнение свойств разновидностей фосфора

Фосфор белый (жёлтый) Имеет молекулярную кристаллическую решетку кубического типа, состоящую из молекул Р4, которые могут свободно вращаться, связаны очень непрочными связями и имеют форму тетраэдра. В чистом виде совершенно бесцветен и прозрачен, продажный продукт окрашен в желтоватый цвет и по внешнему виду похож на воск. На холоду хрупок, мягкий при темп. выше 15 градусов Цельсия, с характерным запахом. Легоплавок и летуч. Очень ядовит. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте. В порошке самовоспламеняется. При темп. 34оС. Поэтому его хранят под водой.

Фосфор красный Имеет аморфное строение или атомную кристаллическую решетку, полимерное строение: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи. Несколько отличен «фиолетовый фосфор», состоящий из группировок Р8 и Р9, уложенных в длинные трубчатые структуры с пятиугольным сечением. Порошок красно-бурого цвета (название красный относится сразу к нескольким модификациям, отличающимся по плотности и окраске от оранжевой до тёмнокрасной и даже фиолетовой), не ядовит. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. Не светится в темноте. Загорается лишь при поджигании, а самовоспламеняется при темп. более 200оС

Фосфор чёрный Кристаллическая форма. Построен из объёмных шестиугольников с атомами фосфора в вершинах, связанных друг с другом в слои (напоминает графит) Наименее активная форма. Внешне похож на графит. При нагревании без доступа воздуха переходит в пар, из которого конденсируется белый фосфор
Скачать и читать Презентация - Фосфор - строение и свойства

Презентация - pH жидкостей, необходимых для человека

Знаем ли мы, что нужно и что не следует употреблять в пищу, какими средствами гигиены и кому можно пользоваться?
Можем ли мы в домашних условиях определять уровень pH?

Цель:
Исследовать pH среды жидкостей, необходимых для человека и выяснить влияние кислотности среды на здоровье человека

Задачи:
Изучить литературные источники по названой теме;
Получить и исследовать индикаторы из натурального сырья;
Практически ознакомиться с методикой определения pH среды жидкостей, применяемых человеком.

Объект исследования
Напитки, средства гигиены, моющие средства, жидкости окружающие нас в природе, Жидкости входящие в состав организма человека;
Различные растения, из которых можно получить индикаторы

Водородный показатель
Водородный показатель, pH (произносится «пэ аш»), - это мера концентрации ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность.
Скачать и читать Презентация - pH жидкостей, необходимых для человека

Презентация - Органы чувств

Данный проект охватывает тему
«Значение органов чувств» из раздела биологии «Нервная система человека».
Работа по группам создаёт ситуацию успешности.
Познавательная деятельность позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия: слуховой анализатор, звуковое восприятие.
Проблемные вопросы развивают интерес к биологии.

Дидактические цели :
Формирование биологической грамотности и усвоение специфичности анализаторов;
Формирование критического мышления;
Формирование навыков работы в команде.
Методические задачи
:
Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведённой работе;
Научить применять новые компьютерные технологии.

Страница 1
Тема урока: Взаимодействие популяций разных видов

Тип урока: комбинированный (урок-поиск)

Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе.

Задачи: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы); развитие мышления в процессе изучения темы; формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, иллюстрации с изображениями различных типов взаимодействий, на доске – названия типов взаимодействия.

Предварительная подготовка: класс делится на группы; к уроку каждая группа получает карточку-задание, на которой записана форма взаимоотношений между организмами; обучающиеся должны найти материал по этой форме взаимоотношений, составить презентацию. Рассказать на уроке об этой форме взаимоотношений с одновременным показом мультимедийной презентации.

Ход урока

I. Организационный момент. (1 минута)

II. Изучение нового материала. (19 минут)

Слайд 1

Учитель: тема урока «Взаимодействие популяций разных видов».

Слайд 2

Цель урока: знать различные типы взаимодействий организмов, уметь определять типы взаимодействий между организмами, уметь приводить собственные примеры.

Все организмы, обитающие на нашей Земле, находятся во взаимоотношениях между собой. Формы этих взаимоотношений очень разнообразны. Взаимодействия принято обозначать с помощью знаков: нейтрально 0; полезно +; вредно -.

Слайд №3

Они могут быть

Учитель: В природе взаимоотношения очень разнообразны, со многими вы уже знакомы.

Учащиеся получают на столы картинки различных пар организмов с изображениями разных биотических взаимодействий.

Учитель (предлагает): назовите известные взаимодействия.

Учитель (предлагает) Внимательно прослушать сообщение о результатах исследований обучающихся и заполнять по ходу их выступлений таблицу. В конце урока будет проверка.


Тип взаимодействия

Вид 1

Вид 2

Характер взаимодействия

Примеры

Выступление обучающегося «Симбиоз»

Дополнение к выступлению обучающегося


  1. Взаимовыгодные отношения - отношения, при которых оба организма получают выгоду-пользу (Симбиоз, мутуализм, протокооперация).
Слайд №5

Симбиоз – тесные неразделимые взаимовыгодные отношения, при которых два организма образуют неразделимое единое целое.

На слайде представлены: внешний вид лишайника, а также строение лишайника в разрезе (гифы грибов и водоросли).

Среди организмов с развитыми биотическими связями особое место занимают муравьи. Муравьи занимаются «животноводством» - разводят тлю и «растениеводством» - создают грибные сады. В Амазонии они ведут «комплексное сельское хозяйство» - строят гнезда - плантации, куда затаскивают помет позвоночных животных, сажают растения-эпифиты, а на этих растениях разводят тлю, получение выделение которой является основной целью такой «фермы».

Центральной Америке у одного из видов акации возникли симбиотические взаимоотношения не менее тесные, чем между бобовыми и клубеньковыми бактериями. На стебле акации расположены специальные питательные органы, в которых поселяются муравьи, питающиеся сладким нектаром. За эту пищу, муравьи ведут сторожевую службу и не только уничтожают насекомых – вредителей, которые пытаются напасть на растение - кормильца, но и сдирают кору и иссушают побеги других деревьев, если они соприкасаются с побегом, на котором они живут. Таким образом, они осветляют полог и обеспечивают для своей акации световой режим. Если уничтожить муравьев, акация быстро погибает от вредителей.

Слайд № 5

Мутуализм - отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.

Интересные случаи взаимопомощи у растений отмечаются в полупустынях Америки, где в естественных условиях растут кактусы. Кактусы обладают особым типом фотосинтеза – они днем фотосинтезируют при закрытых устьицах, чтобы не испарять воду, а ночью запасают углекислый газ. Такая экономия воды ведет к перегреву кактусов. Молодые кактусы на открытом солнце погибают. Спасают их растения – няни из семейства губоцветных, которые притеняют молодые

растения. При увеличении осадков и более прохладном климате - в сухих горных лесах, в услугах растений – нянь они не нуждаются.

Слайд №6

Протокооперация - отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.

Видеофрагмент 1.

Слайд №7

Дополнение к выступлению

Хищничество - способ добывания пищи и питания животных (иногда и растений), при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных - жертв. Хищники первого порядка нападают на "мирных" травоядных животных, второго - на более слабых хищников. Способность "переключаться" с одного вида добычи на другой является одним из необходимых экологических приспособлений хищников.

Видеофрагмент 3. Хищничество

Выступление обучающегося «Конкуренция»

Дополнение к выступлению.

Слайд №8


  1. Взаимновредные - конкуренция (межвидовая и внутривидовая).
Слайд №9

Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.

Учитель : кроме 3 групп названных взаимодействий, существует еще несколько типов:


  1. нейтрализм - межвидовое взаимодействие биотических факторов. Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. В природе истинный нейтрализм крайне редок или даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. В связи с этим понятие нейтрализма часто распространяют на случаи, когда взаимодействие между видами слабое или несущественно.
Учитель: приведите примеры нейтральных отношений.

  1. Полезнонейтральные отношения – комменсализм (квартиранство, нахлебничество, сотрапезничество).
Слайд №10

Комменсализм - форма взаимоотношений двух организмов, при которой один организм-комменсал извлекает выгоду, используя особенности строения или образа жизни хозяина, для другого эти отношения безразличны.

Квартиранство - отношения, при которых вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

Сотрапезничество - отношения, при которых несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

Нахлебничество - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Перед просмотром ролика (слайд №), учитель задает вопрос: «Можете ли вы утверждать, что в ролике речь идет только о комменсализме?»

Видеоролик о комменсализме – (колибри и клещ).

Комменсализм (квартиранство – колибри – транспортное средство для клещей, а с другой стороны - о конкуренции – клещи являются конкурентами колибри и еще о мутуалистических отношениях – клещи питаются нектаром строго определенных цветов)


  1. Вреднонейтральные – аменсализм.
Слайд №11

Аменсализм - один вид испытывает угнетение, другой – безразличен

Проверка заполнения таблицы (карточки- заполненная таблица)

Типы биотических взаимодействий.


Тип взаимодействия

Вид 1

Вид 2

Характер взаимодействия

Примеры

Симбиоз

+

+

Тесное неразделимое обязательное взаимовыгодное сотрудничество

Лишайники

(гриб + водоросль)


Конкуренция:

а) межвидовая

б) внутривидовая


_

_

а) Оба вида испытывают угнетение

б) Подавление особей внутри одного вида



а) Серая крыса - чёрная крыса

б) Самоизреживание у растений



Нейтрализм

0

0

Ни одна популяция не оказывает никакого воздействия на другую

Стрекоза-муравей

Комменсализм:

а) нахлебничество

б) сотрапезничество

в) квартиранство



+

0

а) Один вид использует остатки пищи другого

б) Использование разных частей одного ресурса

в) Один вид использует другой в качестве жилья или убежища


а) Рыба - прилипала-акула

б) Копытные - сурки

в) Кольчатый червь-рак-отшельник


Аменсализм

_

0

Один вид испытывает угнетение, другой - безразличен

Светолюбивые травы-ели

IV. Закрепление (15 минут)

Слайд№12

Задание 2. Назовите тип биотических отношений, который чаще всего появляется в природе, при взаимодействии следующих пар организмов (каждому выдается карточка- задание):

волк-заяц, корова-жук навозник, лесная мышь - дуб(желудь), ель-гусеница сибирского шелкопряда, дятел-личинка короеда, рыжая лесная полевка-лесная мышь, рыжий муравей-гусеница пяденицы, ондатра- водяная крыса(полевка), сойка-рыжий муравей, взрослая ель-проросток березы, белый гриб-ель, гриб трутовик-береза, гриб пеницилл-бактерии, кукуруза-бодяк полевой, человек-аскарида, волк-дождевой червь, стрекоза-муравей, стрекоза-муха, карась-линь, шакал-лев, волк-ворон, пчела-липа.

V . Домашнее задание. Рефлексия. Оценки за урок.(5 минут)

§53; приготовить карточки с изображениями организмов, между которыми могут возникать различные взаимоотношения, можно в карикатурной форме.
страница 1