О чем элегия море. В.Жуковский элегия «Море»

Сочинение по стихотворению В.А.Жуковского «Море».

Василий Жуковский

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Примерный план анализа лирического произведения

  1. Кем и когда написано стихотворение?
  2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
  6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
  7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
  8. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
  9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
  10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Пристальным было внимание поэтов и к величавому, вечно меняющемуся морю.

Элегия В.А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости В.А. Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение особо выделял А.С. Пушкин, написавший двумя годами позднее элегию с тем же названием. В подзаголовке автор сам его обозначает – элегия, излюбленный жанр поэта. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить личные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно такой и является элегия «Море».

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.

Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу...

Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Стихотворение представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», ведь для романтика мир природы – это тайна, которую он пытается разгадать.

В тексте идет перекличка природного и человеческого – состояния лирического героя. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода относительна. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно.

История создания. Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение Жуковского особо выделял Пушкин, написавший двумя годами позднее свою элегию с тем же названием.

Жанр. В подзаголовке стихотворения автор обозначил его жанр - элегия. Это излюбленный жанр поэта. Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму. Элегия - жанр лирической поэзии, передающий настроения грусти, скорби, разочарования и печали. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно таким стихотворением и является элегия «Море».

Тематика и проблематика. Стихотворение Жуковского представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», как точно определил такие стихи по-эта-романтика знаменитый ученый-филолог А.Н, Веселовский, Действительно, это не только морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море», то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но дня романтика мир природы - это еще и тайна, которую он пытается разгадать. Вот почему так важно то, что в стихотворении постоянно идет перекличка мира природного и человеческого - состояния лирического героя. Но важно при этом не только то, что Жуковский создает психологический пейзаж, то есть выражает чувства и мысли человека через описание природы. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником, может быть - с другом, а может - с каким-то таинственным незнакомцем. У позта-романтика не вызывает сомнения то, что море может быть наделено душой, как и человек. Ведь в соответствии с романтическими представлениями именно в природе растворяется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой.

Жуковский уверен, что душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянется ко всему светлому - к небу, Богу. Но в отличие от многих других романтиков, рисующих эту «свободную стихию», Жуковский видит и то, что море томится, что его что-то тяготит, оно бунтует против этого. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода тоже относительна. Вот почему традиционные романтические проблемы свободы и неволи, бури и покоя у Жуковского получают очень необычную трактовку.

Идея и композиция. Стихотворение «Море» построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то. что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души. Этот внутренний сюжет можно разделить на три части; «Безмолвное море» -

1-я часть; «Буря» - 2-я часть; «Обманчивый покой» - 3-я часть. В соответствии с ними проследим за развитием художественной мысли стихотворения.

В 1-й части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Но «чистота» и ясность присуща морской душе «в присутствии чистом» «далекого светлого неба»:

Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь.
Ласкаешь его облака золотые "
И радостно блещешь звездами его.

Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ - выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:

Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..

2-я часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, начинает рваться, биться, око исполнено тревоги и испуга:

Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Жуковский с удивительным мастерством рисует картину бури. Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. И все же это не просто картина разбушевавшейся стихии. Перед нами раскрывается глубоко спрятанная тайна души моря. Оказывается, как и все земное, море находится в неволе, которую оно не в силах преодолеть: «иль тянет тебя из земныя неволи». Это очень важная для Жуковского мысль.

Для поэта-романтика, верящего в «очарованное Там», то есть иной мир, в котором все прекрасно, совершенно и гармонично, земля всегда представлялась миром страданий, скорби и печали, где нет места совершенству. «Ах! Не с нами обитает / Гений чистой красоты», - писал он в одном из своих стихотворений, рисующих Гения, лишь на миг посетившего землю и вновь умчавшегося в свой прекрасный, но недоступный для земного человека мир.

Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там - в небе - все вечно и прекрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.

Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:

И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь понятно, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье. Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.

Художественное своеобразие. Стихотворение насыщено средствами поэтической выразительности, помогающими сделать картину морской стихии не только зримой, но и слышимой, осязаемой и тем самым облегчить для читателя путь к постижению авторской мысли. Особую роль при этом играют эпитеты. Если в 1-й части они призваны подчеркнуть чистоту моря и свет, пронизывающий всю картину («светлое небо», «ты чисто в присутствии чистом его», «облака золотые»), то во 2-й части создают грозный, тревожный тон («враждебная мгла», «темные тучи»). Очень важны для выражения художественной идеи стихотворения эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного: «лазурь», «свет», «светозарный». Особый ритм создают анафора на «ты» («ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь.,.»), синтаксический параллелизм, а рад вопросительных предложений передает напряженный эмоциональный строй стихотворения. Следует также отметить важную роль рефрена: «безмолвное море, лазурное море», - который не только задает ритм стихотворения, но и утверждает важную поэтическую мысль. И, как и везде, Жуковский мастерски использует мелодические возможности речи, «Море» написано четырехстопным амфибрахием, белым стихом, который помогает передать ритм набегающих волн. Особенно эффектна картина бури, для воссоздания которой поэт использует прием аллитерации, то есть повторения одних и тех же согласных звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу». В целом можно сказать, что поэтическое мастерство Жуковского в этом стихотворении достигает небывалых высот, о чем удивительно точно сказал Пушкин: «...его стихов пленительная сладость».

Значение произведения. Художественное новаторство Жуковского в стихотворении «Море» не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за ним романтическую картину морской стихии рисовали многие великие русские поэты, например Пушкин в стихотворении 1824 года «Море»,. Лермонтов в своем знаменитом «Парусе», Тютчев в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное..,». Но в каждом из них образ моря - не только романтический символ, но и то, что помогает автору выразить свои мысли, чувства и настроения.

Элегия - стихотворение, которое исходит из глубоких чувств, охватывающих поэта. Это обычно искреннее произведение и очень личное. Его сентиментальные раздумья печальны, если, скорее, не полны глубокой скорби. Стихотворение «Море» (элегия В. А. Жуковского) вполне отвечает этим требованиям.

Маша Протасова

Василий Андреевич Жуковский был незаконнорожденным ребенком, что впоследствии не позволило вступить в брак с возлюбленной. Ее мать была настолько против мезальянса, что предпочла бы смерть дочери ее союзу с этим человеком. Вот так Маша выглядела в глазах Василия Андреевича - юной, нежной и прекрасной.

Она была и умна, и чувствительна, и глубоко религиозна. Она была настолько поэтична, что в поэзию обращалось все вокруг нее. Мог ли Жуковский не полюбить? Конечно, нет. Мог ли он не страдать, зная, что счастье недостижимо? Конечно, нет. Он дважды сватался к Машеньке, но оба раза получил категорический отказ. Друг советовал жениться на Маше увозом. Но покорность матери и религиозность не позволяли девушке согласиться на такой брак. Они оба глубоко любили друг друга и страдали, но девушка уехала вслед за сестрой в Дерпт. Сейчас это город Тарту. С Василием Андреевичем Машенька поклялась хранить дружбу всю жизнь, которая оказалась короткой. А Василий Андреевич так глубоко и сильно любил свою прекрасную музу, своего прекрасного ангела-хранителя, что никогда не женился.

Свое горькое счастье он пронес через всю жизнь. Девушка в Дерпте вышла замуж за недостойного человека, только казавшегося в обществе приличным, продолжая любить Василия Андреевича. Муж, будучи очень ревнивым, не позволял Машеньке встреч с Жуковским. Они оба покорились судьбе. Их разделяло и В 1822 г. была написана элегия «Море». История создания стихотворения, по сути, драматична.

Элегия

Начнем анализ элегии «Море» как образа конкретных человеческих чувств. Условно 28 строф стихотворения можно разделить на семь неравных частей, в которых будет присутствовать и сам лирический герой, и та, о которой он постоянно думает. Размышления о любви, переданные метафорически, через образ водной стихии, составляют тему элегии. В первом четверостишии поэт передает метафорой о смятенной любви и тревожной думе свое собственное состояние, пользуясь образом моря. Во втором шестистишии также через образ стихии воды лирический герой, вопрошая море, разговаривает с любимой.

Он спрашивает, каково ей в неволе. Ласково и нежно просит открыться ему. В третьем шестистишии, одухотворяя море, поэт вспоминает дни счастья с возлюбленной, когда и утром, и вечером все ею было светозарно освещено, все было обласкано и приносило радость. В следующем четверостишии он метафорически говорит, как ведет себя человек, когда отнята у него мечта. Как он терзается и борется изо всех сил.

Так продолжается анализ стихотворения «Море». Элегия в своем предпоследнем шестистишии говорит об обманчивом покое, который наступает после борьбы с невзгодами. Это тоже метафора. Кажется, что все тревоги уходят, но вид этот обманчив. Две заключительные строфы говорят о внутреннем смятении, спрятанном глубоко, но заставляющем дрожать. Любовь с ее сомнениями, и страхом, и надеждой - тема элегии «Море» Жуковского.

Природа как прообраз Марии

Спокойное бушующее, успокаивающееся, бурное в своих глубинах, целиком и полностью связано у Жуковского с образом Марии, такой близкой ему и такой далекой. Тема и идея элегии «Море» Жуковского тесно переплетены между собой. Очарованный водной стихией, он навсегда предан чарам Марии, Машеньки. Спрашивая море, он просит молодую девушку доверить ему свою глубокую тайну. Спрашивает ее, метафорически превращая себя в небо, тянет ли ее к нему, далекому, светлому.

Поэт успокаивает возлюбленную тем, что мысли его высоки и чисты, но пусть она обласкает его и радостно заблещет. Он верит, что если что-то помешает им встретиться, то Маша будет бурно, как стихия воды, протестовать и метаться. Но вот преграды исчезают, как с моря уходят тучи и мгла, но Маша еще долго взволнована. Она не может прийти в себя, и ее спокойный вид обманчив. Она по-прежнему боится и, любуясь небом, то есть поэтом, дрожит за него, за их любовь. Таков глубинный анализ элегии «Море», если знать обстоятельства любви поэта.

Часть первая

Стихотворение представляется написанным на одном дыхании, так быстро, так проникновенно, что его даже не потребовалось делить на строфы. Стихотворение «Море» - элегия в полном смысле слова, поскольку оно печальное и очень личное. Все, что хотелось, но нельзя было выразить иначе, поэт метафорами написал в «Море». Элегия драматична, если ее рассматривать как одушевленный поэтом мир природы. То, как начал Жуковский относиться к природе, стало провозвестником романтизма в русской поэзии. Полностью её одушевит великий Ф. Тютчев. Он найдет в ней и свободу, и любовь, и язык. Но начинает это «Море». Элегия рассказывает о наблюдении поэта за очарованием лазурного спокойного моря, которое готово вести диалог с далеким светлым небом. Поэт вопрошает его, хочется ли морю сблизиться с небом, таким же огромным, но, в отличие от земли, крепко держащим в своих объятиях, легким и воздушным, не тяготящим.

Часть вторая

Светлое небо наполняет море лазурью, заставляет гореть светом. Золотые облака ласкают море. Элегия рассказывает, как радостно в море отражаются ночные звезды. Если небо - душа человека, то море - его тайный, никому неведомый и невидимый мир. Душа поднимается к небесам, чтобы познать блаженство. Но ее вторая часть - водная - при видимой безмятежности и покое всегда волнуется.

Часть третья

Волнение моря может перейти в бурю. И тогда - все, берегись. Не отнять штормовым тучам у моря ясного неба. Оно будет яростно бороться, превратится в седое и свинцовое, но отстоит свой мир и покой, покончит со мглой.

Часть четвертая

Произведение «Море» - элегия двуликая. Поэт после бури и шторма анализирует увиденное. Он видит, как рассеиваются тучи и мгла, небо снова блистает лазурью, но море надолго запомнило непогоду, внутри него все клокочет и бурлит.

Еще долго вздымаются волны. Даже на первый взгляд успокоившееся, во внутреннем смятенье море боится потерять небо с его сладостным блеском.

Заключение

Стихотворение написано в 1822 г., но напечатано много позже, семь лет спустя, когда Марии Протасовой уже не было в живых.

Она умерла в родах. Острая боль прошла, и уже личное скрылось под волнами моря. Элегия, написанная амфибрахием, передает качание волн. В нем нет привычной для стихотворения рифмы. Это который придает произведению величие и торжественность. Они же подчеркивают, что человек при любых обстоятельствах должен оставаться человеком. Когда его не станет, то все так же будут сиять небеса и биться волны моря о берег.

Элегия В. Жуковского «Море». Анализ.
«Море» — одна из прекрасных элегий, написанных Жуковским в минуты раздумья. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее.

В обращении к морю в начале стихотворения поэт использует много ярких эпитетов, но лишь один из них характеризует море как прекрасное явление природы — «лазурное». Это устаревшее и высокое слово обозначает светло-синий цвет. Все остальные изобразительные средства придают морю сходство с живым, думающим, чувствующим существом: «безмолвное» («ты живо», («ты дышишь», «смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты». Как ни прекрасно море само по себе, не только им занято воображение поэта. Море представляется ему живым, мыслящим существом, потому что его волнует и тревожит что-то в собственной душе.

«Стою очарован над бездной твоей» — лирический герой как будто смотрит на море сверху, с какой-нибудь высокой отвесной скалы. Море необъятно и бездонно, оно манит к себе, притягивает своей «глубокою тайной». Движение моря и различные его состояния передают многочисленные глаголы — метафоры и олицетворения: «дышишь», «движет»; «ласкает», «горишь», «блещешь», «бьешься», «ноешь», « подъемлешь», «рвешь», « терзаешь», «вздымаешь»,«скрываешь», «дрожишь». Жуковский наделяет море огромной силой, способностью бороться и нежностью, способностью любить.

По мере разгадки тайны моря раскрываются взгляды поэта-романтика: море находится в земной неволе, как и все живое. Земная жизнь полна борьбы, утрат, разочарований. Только там, на небе, все прекрасно и неизменно. Даже тучи, казалось бы, принадлежащие небу, у Жуковского существуют сами по себе. Они лишь собираются, чтобы «отнять» небо, а само оно – «далекое», «светлое», «ясное»,«чистое». Оно прекрасно и беззащитно. Контраст «темных туч» и «ясного» неба подчеркивает это. Борьба моря с темными, враждебными силами символизирует борьбу человека со злом. Последняя картина — море после бури – показывает психологическое мастерство Жуковского-романтика. Наступившее спокойствие лишь кажущееся, внешнее:

Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне спокойной скрываешь смятенье.
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Невольно вспоминается лермонтовский Парус:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Проводить анализ стихотворений можно различными способами. Некоторые преподаватели требуют от учеников высказать собственную позицию и размышлять. Для других важнее оказывается поиск в тексте различных художественно-выразительных приемов. Поэтому и планы у различных педагогов выглядят по-разному. Предлагаем ознакомиться с общими подходами к анализу «Моря» Жуковского.

План

Чтобы анализ стихотворного текста был полным, следует придерживаться определенного плана. Часто учителя сами диктуют ученикам последовательность пунктов, если же этого не произошло, рекомендуется придерживаться такого плана:

  • Общие сведения о стихотворении: дата создания, история и интересные факты написания, место в творческом пути автора. При раскрытии данного пункта необходимо быть кратким.
  • Основная тема. Чему посвящен текст, каков смысл его названия. Основные идеи произведения, мысли автора.
  • Описание лирического сюжета. Не стоит полностью пересказывать в прозе то, что писатель изложил стихами, достаточно наметить важные для анализа моменты.
  • Особенности композиции. Как построение текста работает на раскрытие авторского замысла: возможно, имеет место кольцевая композиция, противопоставление, сравнение одного явления с другим.
  • Лирический герой. Какие поэтические приемы использует автор, чтобы раскрыть его образ.
  • Другие персонажи, их место и роль в общем замысле.
  • Авторская позиция. Раскрывая этот пункт, не стоит стремиться «ответить правильно», гораздо интереснее высказать собственные суждения.
  • Рифмовка, размер, ритм. Здесь важно уметь использовать свои знания литературных терминов.
  • Особенности поэтической лексики и синтаксиса. Используемые поэтом приемы художественной выразительности.
  • Восприятие стихотворения современниками автора и в наши дни.

Данного плана будем придерживаться при анализе элегии «Море» Жуковского - одного из наиболее известных текстов поэта.

Общая информация о стихотворении

Жуковский - поэт-романтик, именно его считал своим главным учителем Пушкин. Творчество этого автора стало важнейшим этапом в развитии романтизма как литературного направления, в его лирике нашли отражение личностные переживания, появилась интимность, а главным героем стал человек - чувствующий, переживающий.

К числу шедевров относится элегия «Море», созданная в 1822 году. Интересно, что сам образ бескрайнего моря для творчества Жуковского был нов, но именно он подводит своеобразный итог романтическим исканиям поэта. Литературоведы полагают, что текст посвящен возлюбленной поэта, Марии Протасовой, чувства к которой были глубоки и взаимны, но реальность сурово вторглась в романтику - родители Марии были против такого неравного брака, и девушка не решилась идти им наперекор.

Известно, что элегия была очень высоко оценена Пушкиным, который несколькими годами позднее написал собственный поэтический текст с похожим названием.

Основная тема и идея

Анализ «Моря» Жуковского по плану следует продолжить определением тематики стихотворения. Так, если прочесть строки, становится ясно, что посвящено оно лазурному морю. Оно безмолвно, но думает тревожную думу.

В тексте присутствует и сам Жуковский - поэт представил себя в образе неба, которое создает гармоничный чувственный союз с морем, но никогда не сможет объединиться с ним.

Лирический сюжет

При анализе элегии «Море» Жуковского очень важно наметить основные этапы развития лирического сюжета. Сначала поэт рисует перед читателями обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью».

Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно и ярко рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но увы, расставание неизбежно, и с ним приходится смириться. Однако чувствам не прикажешь, оттого в завершении текста особенно сильно звучат печальные нотки.

Жуковский пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади.

Специфика композиции

Следующий этап анализа стихотворения В. Жуковского «Море» - описание его композиции. Для этого следует еще раз внимательно перечитать текст, выделяя в нем части. Сразу бросается в глаза, что море перед нами рисуется в трех своих состояниях:

  • Спокойствие морской глади. Безмолвное море.
  • Состояние в бурю.
  • После бури. Обманчивый покой.

Лирический герой тщательно следит за всеми изменениями, которые происходят со стихией, именно эти перемены и движут развитием сюжета. При анализе «Моря» Жуковского важно показать, зачем используется такая композиция. За счет нее поэту удается создать динамичность образа, поэтому море у него имеет меняющийся характер.

  • Итак, первая часть элегии - зарисовка спокойного и прекрасного моря, которое не волнуют страсти. Небо в этом фрагменте также чисто и прекрасно.
  • Вторая структурная часть - состояние моря в тот момент, когда тучи закрывают небо своей черной пеленой, начинается буря. И море отвечает ей, начинает «биться» и «рваться», наполняется тревогой и испугом. Грозна в этот момент стихия, но не все догадываются, что море страдает. Тайна становится понятной - всесильная стихия, как и все живое, не может в полной мере распоряжаться своей судьбой, оно в плену обстоятельств.
  • Наконец, третья часть - небо вновь спокойно и море, кажется, тоже, но это лишь видимость. В его душе по-прежнему бушуют тщательно скрываемые страсти.

Подобная композиция направлена на воплощение авторского замысла - показать, что даже стихия не может быть полностью свободной.

Лирический герой

В анализе «Моря» Жуковского очень важно раскрыть основные черты лирического героя. Он тонко улавливает все оттенки настроения великолепной стихии и догадывается, что под его видимым спокойствием бушуют страсти.

Лирический герой не просто восхищается стихией, но и очеловечивает ее: море кажется живым созданием, которое скрывает за своей обманчивой гладью целую гамму чувств. Именно поэтому звучат мотивы сравнения моря с влюбленной женщиной, которая оберегает тайны своего сердца от посторонних. Некоторые исследователи полагают, что в образе стихии поэт воплотил черты своей потерянной возлюбленной, Марии Протасовой.

Авторская позиция

Жуковский - поэт-романтик, поэтому в его элегии в борьбе мглы и морской стихии победу одерживает последняя. Но поэт показывает, что не все так просто, страсти продолжают бушевать в глубине вод, когда поверхность спокойная и гладкая.

Ритм и рифма

Следующий этап анализ стихотворения-элегии «Море» Жуковского по плану - выявление особенностей рифмы и ритма. Чтобы создать особое звучание, поэт использует белый стих - некоторые строки между собой не рифмуются. Размер стиха - четырехстопный амфибрахий. Для того чтобы нарисовать перед читателем яркую картину бури, во второй части поэт мастерски пользуется аллитерацией - повтором одинаковых согласных звуков в стоящих рядом словах. Это усиливает ощущение набегающих волн.

Приемы художественной выразительности, синтаксис и лексика

Жанром «Моря» Жуковского, анализ которого мы проводим, является элегия. Это грустный поэтический жанр, нередко наполненный тоской, скорбью и разочарованием. Именно он был присущ и романтизму как литературному течению, и лирике В. Жуковского. В тексте нашли выражение глубоко личностные переживания поэта, рассказать о которых автору помогло использование следующих приемов художественной выразительности:

  • Эпитеты - это главный прием, их в небольшом тексте довольно много: «лазурное море», «безмолвное море», «глубокая тайна», «враждебная мгла». Они помогают автору емко и образно показать состояние стихии.
  • Рефрен - «безмолвное море, лазурное море» - помогает автору подчеркнуть основную мысль текста, показать, что стихия двойственна, что ее истинное состояние скрыто.
  • Анафора - «ты» - создает ритм и мелодику стиха.
  • Использование синтаксического повтора.

Эти приемы помогли поэту создать глубокий психологический пейзаж, в небольшом тексте нашли отражение и прекрасная морская стихия, и тончайшие оттенки переживания человеческой души.

Вывод

Мы провели анализ элегии «Море» Жуковского по плану, теперь необходимо описать значение этого поэтического текста. Для современников поэта стихотворение стало своеобразным гимном романтизма, поэтому многие поэты впоследствии обращались к образу величавой стихии. Не утратило оно значение и в наши дни.

Чтение и анализ стиха «Море» Жуковского позволяют погрузиться во внутренний мир поэта и понять его мысли и переживания.