По пути духовного совершенствования.

Род. 1830 г. Участвовал в войске отца своего Афцул-хана и дяди Ацим-хана в борьбе с могущественным эмиром Шир-Али, завоевал в 1866 г. Кабул, где утвердился его отец. После смерти отца (1867) и изгнания Ацим-хана Широм-Али А., разбитый Якуб-ханом у Тины, бежал в Россию, где ему предложили для жительства Самарканд и дали пенсию в 25 тыс. руб. 8-го окт. 1879 г., когда Якуб был свержен брит.-инд. правительством, главнокоманд. британ. армией предложил призвать в Кабул А., и в 1880 г. 22-го июля князья Восточ. и Средн. Афганистана провозгласили А. эмиром (см. Афганистан).

  • - Тенку ибн аль-Мархум Султан Абдул Хамид Халим Шах, - гос. и политич. деятель Малайской Федерации. Род. в семье султана Кедаха...

    Советская историческая энциклопедия

  • - дьяк 1608-9...
  • - дьяк, заседавший на Москов...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - арабский вождь, сын Абдалаха; род. во второй половине VII столетия...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в 1900 г. написал по-персидски свою автобиографию, переведенную на английский язык и с английского на русский, очень ценную для истории Афганистана, хотя полную грубого самохвальства и наивного суеверия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сын Абдалаха, род. во второй половине VII-го столетия. В 722 г. был наместником в Испании и думал проникнуть во Францию, но это удалось ему только в 731 г., когда он вторично явился в Испанию, посланный халифом Хешамом...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - род. 28-го ноября 1778 г., вступил на престол после своего дяди Мулей-Сулеймана. Его царствование богато столкновениями с европ. державами...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I род. 1830 г. Участвовал в войске отца своего Афцул-хана и дяди Ацим-хана в борьбе с могущественным эмиром Шир-Али, завоевал в 1866 г. Кабул, где утвердился его отец. После смерти отца и изгнания Ацим-хана Широм-Али...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - главный город Афганистана или в более тесном смысле северо-восточной части его - Кабулистана, которая ограничивается на С Гиндукушем и Кафиристаном, на З областью живущих в пустынях Паропамиза аймаков и хазара, на...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Тенку Путра аль-Хадж, политический и государственный деятель Малайзии. Родился в семье султана Кедаха. Учился в Кембриджском университете...
  • - государственный и военный деятель Бангладеш, генерал-майор. Получил высшее военное образование. С 1953 до марта 1971 служил в пакистанской армии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Кабул, столица Афганистана. Политический, экономический и культурный центр страны, административный центр провинции Кабул...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Пул, счётная единица Афганистана, составляющая 1/100 афгани...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Сабит, азербайджанский советский писатель, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР. Член КПСС с 1943...

    Большая Советская энциклопедия

  • - кого. Жарг. мол. Ирон. Нецензурно высказываться в чей-л. адрес. БСРЖ, 41...

    Большой словарь русских поговорок

"Абдур-Рахман эмир Афганистана" в книгах

Гур-Эмир

Из книги Тамерлан автора Ру Жан-Поль

Гур-Эмир Усыпальница под стать персонажу: есть нечто варварское в ее величайшей утонченности! Самаркандский мавзолей Тимура - один из трех наиболее красивых памятников его царствования. Пережив реставрацию, он тем не менее сохранил оригинального, первоначального

Спасение Абдур-Рахмана

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний автора Попов Александр

Спасение Абдур-Рахмана Последний Омейяд Абдур-Рахман, как уже было сказано, бежал из халифата. Переодетый в дервиша и сопровождаемый лишь слугой, он отправился через Палестину, Египет и Северную Африку к берберам – соплеменникам своей матери. Стоит сказать, что

Абдул Рахман

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Гур-эмир

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гур-эмир Гур-эмир (могила повелителя) – знаменитая мечеть в Самарканде над могилой Тамерлана; четырехугольное здание, увенчанное красивым полуяйцевидным куполом и снабженное минаретом. Оно значительно пострадало от времени: часть купола обрушилась, голубая эмалевая

Эмир

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Эмир Эмир (арабск. – «вождь») – так первоначально у арабов назывались полководцы. После Магомета так стали называться мусульманские правители, претендовавшие одновременно на власть духовную и светскую. Халиф Омар первый принял титул Э. аль-муменин (или муминин), т. е.

Джарар Гулам Рахман

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

Набиев Рахман

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Муджибур Рахман

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ

Рахман Баба

БСЭ

Рахман Сабит

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Зиаур Рахман

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗИ) автора БСЭ

ИБН ХАЛЬДУН Абд ар-Рахман Абу Зейд (1332-1406)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ИБН ХАЛЬДУН Абд ар-Рахман Абу Зейд (1332-1406) - арабский государственный и общественный деятель, историк культуры, социальный философ, разрабатывавший также и проблемы философии истории. Нередко именуется "арабским Марксом". Главные произведения: "Всемирная история",

I. Абд-ар-Рахман ибн Абдаллах эль-Гафики

Из книги Битва при Пуатье автора Руа Жан-Анри

I. Абд-ар-Рахман ибн Абдаллах эль-Гафики Драма с участием четырех действующих лиц, с занимательным жребием и судьбой. Небольшая жестокая пьеса, не закончившаяся с падением занавеса.Таким было начало четвертого, самого крупного сарацинского набега на Галлию. Слагаемыми

ЯНКИ, ВОН ИЗ АФГАНИСТАНА! (Заявление группы членов народно-демократической партии Афганистана ("Партии отечества"), проживающих за рубежом)

Из книги Газета Завтра 417 (48 2001) автора Завтра Газета

Сура 55 АР-РАХМАН «МИЛОСТИВЫЙ»

Из книги Тафсир Аль-Коран автора Мухаммед

Сура 55 АР-РАХМАН «МИЛОСТИВЫЙ» Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!Эта сура ниспослана в Медине. Она состоит из 78 айатов. Она перечисляет милости Аллаха и Его дары, начиная, после упоминания Милостивого, с самой великой милости - с обучения Священному Корану. Потом

Мавлана Нуриддин Абдур-Рахман ибн Низамиддин Ахмад Джами (1414-1492) — знаменитый персидский по-эт - завершитель классического периода поэзии на персидском языке, блистательный ученый, богослов. Он родился в провинции Джам около Герата (современный Афганистан) в Хорасане в семье влиятельного духовного лица, обучался в престижной религиозной школе Герата, где достиг значительных успехов в области арабской риторики. В 22 года он написал трактат по астроно-мии и геометрии, который послал в Самарканд в академию точных наук Улугбека.

Результатом было приглашение учиться в академии. Таким образом, Джами продолжил образование в Самарканде, изучая среди других предметов также астрономию и математику. Большую часть жизни Джами провел в Герате под покровительством султана Хусейна Байкары из династии Тимуридов. Султан также оказывал покровительство известным художникам-миниатюристам Бихзаду и Шаху Музаффару. Прославленный множеством талантов, Джами не раз получал приглашение жить при дворе в Дели и Стамбуле, однако роскоши столиц он предпочел родной город.

Историческая справка

С переходом в 1469 году Мавераннахра к детям Абу Саида, а Хорасана - к потомкам Умаршайха, империя Тимура полностью распалась. В этот период наиболее крупным владетелем Хорасана был султан Хусейн (1469-1506), установивший относительно прочную власть и около сорока лет правивший в Герате. Султан Ахмад правил в 1469-1494 годах в Закаспийских владениях и Мавераннахре с центром в Самарканде. Время Тимура и тимуридов было для Средней Азии эпохой величайшего внешнего блеска. Столицу Тимура Самарканд, украшенный величественными архитектурными сооружениями, был одним из крупнейших и богатейших городов мира. Город этот стал центром науки при внуке Тимура - Улугбеке. После смерти Улугбека в культурном отношении стало возвышаться значение Герата, где произошел подъем культуры, проявившийся в развитии поэзии, миниатюрной живописи, каллиграфии, музыки.

По пути духовного совершенствования

В возрасте не старше 40 лет Джами встал на путь тасаввуфа в Герате. Его духовным наставником стал шейх Саадиддин Мухаммад Кашгари, ученик великого Шаха Бахауддина Накшбанди. Позднее Джами познакомился с шейхом Убайдуллой Ахраром, с которым переписывался на протяжении всей своей жизни. Джами оказал влияние на персидских, тюркских и индийских суфиев. Особо место принадлежит написанному им трактату - сборнику биографий суфийских шейхов «Нафахат-аль-унс» («Дуновения обители святости»). Трактаты Джами «Лаваких» («Вспышки света») и «ад-Дурра аль-фахира» («Славная жемчужина») посвящены рассмотрению сложных вопросов суфийской философии. В «Лаваких» автор вкратце изложил историю идей тасаввуфа.

Все письменное наследие Джами, состоящее в формах двустиший маснави, газелей , рубаи , кыт’а - сборников лирических стихотворений, а также сборников поучительных историй и притч, пронизано ароматом тасаввуфа. Джами писал трактаты, в том числе коммен-тарии к Священному Корану, к суфийской поэзии Ибн аль-Фарида, произведениям Мухийаддина Ибн аль-Араби. В касыдах «Море тайн» и «Сияние духа» Джами осуждал рационализм Ибн Сины. Он также написал еще целый ряд прозаических рассуждений о филологии, стилистике, приемах поэтического творчества, стихосложении - рифме и метрике, о музыке - композиции и ритме, арабском синтаксисе. Всего после него осталось около 40 произведений.

Джами воспевал любовь к Аллаху и рассуждал о проблемах человека - наилучшего творения Всевышнего. Его призыв к утверждению идеа-лов общечеловеческой справедливос-ти — равенства людей независимо от их сословно-го происхождения, нравственные тре-бования, обращенные к каждому че-ловеку, сохранили свою актуальность по сей день.

Джами помог доверенному сановнику тимуридского султана Хусейна Мир Алишеру Навои (1441- 1501) встать на путь тариката - духовного очищения. Позднее Навои основал и содержал ханаку ихласийа в Герате, а также 90 рибатов. Алишер Навои известен как покровитель искусств и выдающийся поэт и прозаик, первый поэт, писавший на тюркском чагатайском языке:

«Но наслаждались люди «Арбаин» лишь на языке фарси,

А тюрки с пользою постичь стихи те не могли.

Тогда я цель поставил пред собою: для народа моего,

Переложу стихи, не пропустив из «Арбаина» ничего».


Джами всячески поощрял усилия Навои в деле развития тюрко-язычной, литературы. В свою очередь, успехи гератской школы литературы и науки на фарси были многим обязаны деятельности Навои. Вокруг Джами и Навои группировались поэты, ученые, историки, художники, каллиграфы, архитекторы. Его учениками счи-тали себя не только поэты и писате-ли, но музыканты и певцы, каллигра-фы и ученые-богословы. Многие круп-нейшие произведения литературы XV века были посвящены Джами или созданы под влиянием его творчества. К нему приезжали многие писатели и ученые из Мавераннахра, Азербайджана, Индии и Ирака. Ма-лой Азии и Аравии, многие вели с ним постоянную переписку. Со-хранилось 337 писем-автографов. В них Джами давал советы о благоустройст-ве городов и строительстве дорог, бо-ролся против беззаконий чиновников, оказывал материальную помощь дея-телям культуры и учащимся, добивался облегчения бедственного положения простых тружеников, уменьшения налогов.

Несмотря на свою известность, Джами был в прост в быту, как простой земледелец или ремесленник. В произведениях современников Джами говорится о его своеобразии, необычайной скромности, простоте, разумности.

Тасаввуф и поэзия

Поэтическое творчество и тонкие духовные переживания в тасаввуфе отличаются друг от друга: самовыражение и самоутверждение личности, с одной стороны, и добровольное растворение в Аллахе — с другой. Суфии сосредотачиваются на свете (нур), любви (мухаббат) и излияниях (фейз) Аллаха, поэты стремятся выразить свои утонченные и почти неуловимые переживания в творческом процессе. Иногда духовное переживание и поэтическое творчество могут дополнять друг друга или даже полностью отождествляться друг с другом. Поэты и суфии, говоря о своем духовном опыте, часто используют символы и аллегории, позволяющие выразить тончайшие переживания. Это невозможно передать с помощью логически стройных рассуждений, требующих ясности, четкости, предсказуемости и строгой взаимосвязи между объектом и языком описания.

Поэтический опыт и опыт духовных практик обладают эмоциональным, а не фактическим содержанием. Их воздействие на читателя или слушателя в значительной степени определяется его способностью уловить связь между почти неуловимыми ассоциациями и соотнести их со своими собственными переживаниями. Поэтому нередко духовные переживания на пути тасаввуфа нередко облачаются в поэтическую форму. Однако суфийскую поэзию нельзя расценивать как простое вербальное воспроизведение духовных переживаний. Поэтические образы и переживания суфия определяются символами и ценностями исламской традиции, в которой он был воспитан, и его личным индивидуальным мировоззрением и темпераментом.

Тонкие переживания на пути тасаввуфа позволяют увидеть мир не таким, каким его воспринимают простые верующие. Такое особое восприятие мира зачастую вызывает у него желание в устной или письменной форме поведать другим людям о своем полном духовном перерождении. Эти переживания нельзя передать простыми словами, жестами, движениями, описать с помощью формальной логики. Язык поэзии принципиально отличается как от логически последовательного языка науки, так и от языка, принятого в повседневном общении. Важной чертой поэтического способа выражения является то, что он позволяет создать текст, допускающий сразу несколько разных толкований, отличается пластичностью и способностью описывать одновременно несколько предметов, явлений и ощущений. Это позволяет каждому читателю найти в одном и том же тексте свое собственное понимание поэтических образов и аллегорий.

И поэзия, и переживание суфия имеют эмоциональный и интуитивный характер. Именно с этой точки зрения следует рассматривать творческое наследие великих суфийских поэтов, как Аттар, Руми и Джами .

Семь престолов (Большая медведица)

Главную поэтическую славу Мавланы Абдурахмана Джами составляет цикл романтических и суфийско-философских поэм под названием «Хафт авранг» («Семь престолов»). «Дар благородным» («Тухфат аль-ахрар») - о благородной нравственности и любви к Аллаху. «Четки праведников» («Субхат аль-абрар») — суфийского и дидактического содержания. «Юсуф и Зулейха» — одно из наиболее изящных произведений персидской словесности. У суфиев любовь Золейхи к Иосифу означает любовь раба к своему Создателю. «Лейли и Меджнун» — идиллическая поэма из жизни кочевых арабов, герой и героиня принадлежат к двум враждующим родам. «Книга мудрости Искандера» («Хиреднаме-и-Искендер») - дервишское рассуждение о тщете людского счастья. «Золотая цепь» («Сельселет-аз-захаб») пронизано суфийскими аллегориями. «Саламан и Абсаль» - эпическая поэма, наполненная аллегориями.

Три дивана любви

Лирические стихотворения Джами заключаются в трех его «Диванах». Это сборники газелей, рубай, строфических стихов, разделенных в соответствии с основными этапами его жизни - «Первая глава юности» («Фатихат-аш-шабабб»), «Средняя жемчужина в ожерелье» («Васитат аль-икд»), «Завершение жизни» («Хатимат аль-хайат»).

Любовь для него — движущая сила Вселенной, самое возвышенное чувство, объеди-няющее в единое целое духовное и телесное, человека и природу, вечное и преходящее, божественное и мир-ское. Все явления приро-ды, вопросы морали, нравственности, политики, истории, общественной жиз-ни в лирике автор рассматривал с позиции влюбленного.

Блестящий мастер ритма, рифмы, тонкий знаток языка, Джами выступал против усложненности стиля литера-турного произведения, добиваясь яс-ности поэтической мысли. По мнению Джами, «стих должен быть прозрач-ным родником, рубинами обильным,— не песком...». Рубины мысли он ценил едва ли не больше стилистического изящества.

Стихами изложено также описание двух святынь — Мекки и Медины и «Доказательства пророческого достоинства Мухаммада (мир ему и благословение)».

Бахористон

Цветы поэзии Джами не вя-нут вот уже в течение пятисот лет. В его поэме «Весенний сад» («Бахористон»), состоящей из 8 книг, есть прозаические части, завораживающие рифмы, назидательные новеллы. Это увлекательная энциклопедия жизни и нравов людей — от мусорщика до падишаха, поэтиче-ский ответ на поэму Саади «Гулистан». Язык прост и ясен и напоминает народную речь с обили-ем пословиц, несущих мудрость веков. Рифмованная проза — «садж» — строга и проз-рачна, как додуманная до конца мысль.


Сталь закаленную разгрызть зубами ,

Путь процарапать сквозь гранит ногтями ,

Нырнуть вниз головой в очаг горящий ,

Жар собирать ресниц своих совками ,

Взвалить на спину ста верблюдов ношу ,

Восток и Запад измерять шагами

Все это для Джами гораздо легче,

Чем голову склонять пред подлецами .

Таков урок челове-ческого достоинства. Поэт убежден, что «нельзя уважать подлеца лишь потому, что он красив, нельзя вбивать в глаз гвоздь лишь потому, что он золо-той».

Величайшим счастьем для человека Джами считал облегчение им страда-ний и тягот народа. Вот истинный критерий оценки че-ловека, а не знатность и богатство, положение в обществе. Главное в том, что несет человек людям, каков его духовный мир. Нередко правители XV века свой деспотизм прикрывали религи-озным рвением.Поэт срывает с них маски ложного благочес-тия. По его убеждению, справедли-вость правителя в течение часа богоугоднее, чем его молитвы в течение шестидесяти лет. Однако, правители должны быть добродетельными только в отношении добрых и честных людей и карающими — в отношении жесто-ких, злых и бессердечных. Джами описал идеальное государства без войн, безбедных и богатых, где царят равенство, добро, свободный труд, справедливость и знание.

То город был особенных людей.

Там не было ни шаха, ни князей.

Ни богачей, ни бедных. Все равны,

Как братья, были люди той страны.

Был труд их легок, но всего у них

В достатке было от плодов земных.

Их нравы были чисты. И страна

Не ведала, что в мире есть война.

По утверждению поэта, улучшения общества можно добиться путем мо-рального усовершенствования челове-чества. Джами ставил конкретную работу, приносящую пользу окружающим людям, - труд ремес-ленника, крестьянина, собирателя хвороста выше происхождения, богатства, высоких чинов, выше показного, неискреннего и лицемерного поклонения Всевышнему.

Значение творчества

Джами прожил 78 лет и два дня. Умер 9 ноября 1492 года. В день его смерти весь город Герат был в трауре. По повелению султана, поэту-дервишу были устроены блестящие похороны. С тех пор прошло более полтысячелетия. Стихи Джами еще при жизни переводил на тюркский Алишер Навои. Кашмирский поэт Сривара тогда же переложил на санскрит поэму Джами «Юсуф и Зулейха». Его произведения были по-пулярны среди грузин, азербайджан-цев, туркмен, узбеков, индийцев, ара-бов. Его читают на хинди, татар-ском, арабском, на язы-ках пушту, урду и пенджаби, европейских языках.

Творчество Джами тем ценно, что оно воспевает любовь к Аллаху, то, без чего обязательное поклонение Всевышнему не может быть искренним.

Примеры стихов

Я на рассвете у цветка

спросить решился, удручен:

«Зачем, таясь от соловья,

столь поздно он раскрыл бутон?»

Шепнул мне ветер:

«Оттого он улыбнуться опоздал, —

Своею кровью обожжен,

он от других скрывает стон».

Как может зеркало души

мир просветленно отражать,

Когда лик друга твоего

раздумья тенью омрачен?

Ношу я, как серьгу в ушах,

совет седого мудреца,

Алмазом мысли речь свою

не зря оттачивает он:

«Эй, правду выслушай, сынок,

коль мне сопутствовать решил,

Земные страсти погреби,

забудь, что ты самовлюблен».

Джами, испытывай себя,

не устрашась грядущих мук, —

Перл, что достался без труда,

никем не будет оценен!

ГАЗЕЛИ

Не хочу я пустословьем обеднять родной язык,
Потакать лжецам и трусам в сочиненьях не привык.
В бесполезных поученьях затупить свое перо -
Все равно, что бросить в мусор горсть жемчужин дорогих.
В суете и праздномысльи я растратил много лет
И раскаиваться буду до скончания дней моих.
Лишь с годами постигая смысл сокрытый ремесла,
Тайно слезы проливаю, еле сдерживаю крик,
Лег от Кафа и до Кафа* слов немереный простор,
Поиск верного созвучья вел не раз меня в тупик.
Рифмы, образы и ритмы трудно подчинить себе, -
Как поймать рукою ветер, содрогающий тростник?
И сказал я на рассвете вдохновенью своему:
«Мне мучительно с тобою каждый час и каждый миг.
Я устал гранить и мерить, находить и вновь терять,
Пребывать хочу в молчанье, отвратив от песен лик».
«О Джами, - раздался голос, - ты хранитель многих тайн,
Ты богатствами владеешь, я раздариваю их»!

РУБАИ

Доколе будем мы внимать своим страстям,
Обманывать, петлять по всем земным путям?
Устав от бытия, мы умоляем Бога
О том небытии, где будет сладко нам.

Этот мир, зеленый, алый, голубой.
Скоро будет отнят у тебя судьбой.
Так ступай и сердце ты вручи Тому,
Кто всегда с тобою, кто везде с тобой.

Ты вздохом горестным моим учись внимать, о сердце,
В пути далеком мы должны ровней дышать, о сердце.
А всех, не помнящих добра, презревших правды свет,
Забудь, коль можешь! Нам таких не надо знать, о сердце!

КЫТ ` А

Бездарному, как ни старайся, ничем нельзя помочь.
Бесплодны все твои усилья, и труд напрасен твой.
На глиняный забор сухую колючку положи, -
Не расцветет она от солнца и влаги дождевой.

Я поднял выю помыслов высоких,
Освободившись от ярма стяжанья;
Презрел богатства, власть. Мне светит бедность;
Пред ней, как ночь пред солнцем, тьма стяжанья.

Реферат на тему:

Абдур-Рахман (эмир Афганистана)



План:

    Введение
  • 1 Биография
    • 1.1 Вступление на престол
    • 1.2 Правление
  • 2 Библиография
  • 3 Источник

Введение


1. Биография

С юных лет, будучи назначен правителем Таш-Кургана, принимал участие в нескольких походах, предпринимавшихся для подавления восстаний отдельных афганских племён.

После вступления в 1864 году на престол Шир-Али-хана участвовал в составе войск своего отца Афзул-хана и дяди Азим-хана в борьбе с могущественным эмиром Шир-Али. Завоевал в 1866 году Кабул, где утвердился его отец. После смерти отца в 1867 году и изгнания Азим-хана Шир-Али-ханом бежал в Бухару, но не встретил особого сочувствия от бухарского эмира и вернулся в Балх, продолжая войну против Шир-Али. Будучи разбит наголову под Газни, бежал на границу Индии, но затем, не доверяя англичанам, вскоре через Персию прибыл в Мешед, оттуда в Хиву и далее, через Бухару, явился в Самарканд к генералу Абрамову. В своей автобиографии он с особым удовольствием вспоминает время, проведенное у русских (с 1870 г. по 1880 г.), оттеняя встреченную им сердечность со стороны русских властей. В 1878 году началась 2-я англо-афганская война. Живя в изгнании в Самарканде, Абдур-Рахман внимательно следил за всеми перипетиями этой войны, поджидая удобного случая для того, чтобы заявит свои права на престол.


1.1. Вступление на престол

В 1878 году началась вторая англо-афганская война. Якуб-хан был свергнут британо-индийским правительством и отправлен в Индию. Страна не имевшая эмира, занятая иностранными войсками, раздираемая междоусобицами, стала погружаться в анархию. С другой стороны, положение англо-индийских войск было тяжёлым - началась народная партизанская война против них, угрожавшая затянуть войну на продолжительное время. В такой обстановке Абдур-Рахман решил снова попытать счастья в борьбе за престол.

Весной 1880 г. он покидает Самарканд и появляется в Афганском Туркестане, где в течение нескольких недель собирает вокруг себя значительное количество сторонников. Весть о возвращении А. в Афганистан быстро облетает страну и во многих местах принимается населением с нескрываемой радостью. В таких обстоятельствах англичане решают использовать появление А. с целью выйти из затруднительного положения, в котором они оказались. По распоряжению вице-короля Индии, навстречу А., для переговоров с ним, посылается дипломатический чиновник Лепель Гриффин. При этом, пользуясь обособленностью западных областей Афганистана и нахождением в Герате сердаря Эюб-хана, брата и сторонника низложенного Якуб-хана, враждебного А., англичане предлагают последнему в управлении лишь В. Афганистан, предполагая образовать их Гератской и Кандагарской областей особое ханство. Этим расчленением страны на 2 самостоятельные части, англичане надеялись ослабить Афганистан. Однако А. не пошел на эти условия: он заявил, что должен управлять страной в тех же границах, в которых она была оставлена его дедом Дост-Магометом. После продолжительных переговоров с А., видя его упорство, его возраставшую популярность в стране и опасаясь волнений среди афганцев, англичане уступили, и А., избранный в мае 1880 г. на Кабульском дурбаре (собрание афганских старшин) эмиром Афганистана, был признан в этом звании англичанами.

22 июля 1880 князья Восточного и Среднего Афганистана провозгласили Абдур-Рахмана эмиром. После поражения британского экспедиционного корпуса в Афганистане, Абдуррахман добился пересмотра условий Гандамакского договора, но согласился на ограничение суверенитета страны.


1.2. Правление

Вскоре по вступлению на престол и после эвакуации англо-индийских войск, Абдурахману пришлось выдержать борьбу с Эюб-ханом Гератским, причем первоначально победа была на стороне последнего. Но в сентябре 1881 г. Эюб-хан был, наконец, разбит и бежал в Герат, но так как эта крепость оказалась уже занятой Абдурахман, убежал в Персию, а затем - в Индию. Подчинив своей власти Герат и Кандагар, Абдурахман возвратился в Кабул, энергично принявшись за укрепление своей власти.

Вожди, которые представлялись опасными, были усмирены, изгнаны из страны или назначены на такие должности, где они были под постоянным надзором эмира. По отношению к упорствующим были приняты весьма решительные мера. С 1883 г. Абдурахман стал получать от англо-индийского правительства годовую субсидию в размере 1.200 тыс. рупий (впоследствии увеличена до 1.800 тыс.) с определенным назначением на оборонительные меры на с.-з. границы. Несколько раз Абдурахману пришлось усмирять восстания различных афганских племен. Так в 1886 г. восстали гильзайские племена, но эти плохо вооруженные и недисциплинированные дикари были скоро усмирены. Восстание повторилось в 1887 г., но с еще меньшим успехом.

В 1888 г. Абдурахману пришлось иметь дело с возмущением, доставившим наибольшее испытание его власти. Его двоюродный брат Мухаммед-Исхак-хан, управляющий полунезависимо Афганским Туркестаном, объявив себя эмиром, поднял восстание. Абдурахман в это время был болен. Узнав о восстании, он отправил против Исхак-хана отряд из 13 бат. пехот, 4 полка кавалерии и 26 орудий под общим началом Гулям-Хайдар-хана. Войска двинулись через Бамиан; одновременно приказано было двигаться против мятежников правителю Катагана и Бадахшана. 23 сентября эти отряды соединились, а 29-го произошел упорный, кровопролитный бой в долине Газни-гак, в 3-х милях к югу от Таш-Кургана. Численность войск Исхак-хана простиралась до 24 тыс. чел. Бой продолжался с раннего утра до поздней ночи. Сначала все шансы были на стороне противника: на левом фланге колонна правителя Катагана была отрезана от главных сил и потерпела жестокое поражение. Многие из солдат Абдурахманa начали перебегать к Исхак-хану. Но последний, не принимавший личного участия в сражении, видя бегущих к нему солдат эмира, вообразил, что войска его разбиты, и обратился в бегство, что вызвало панику в его отряде и дало возможность Гулям-Хайдару одержать победу.

В 1890-1892 гг. Абдурахману вновь пришлось иметь дело с серьезными восстаниями хазарейцев, населяющих горную часть Афганистана между Кабулом, Газни, Келати-Гильзаем и Гератом. Лишь после упорной горной войны, продолжавшейся более 2-х лет, эмиру удалось подчинить их своей власти.

В 1893 г. А. был заключен с Англией новый договор относительно разграничения сферы влияния в некоторых пограничных областях. Согласно этому договору, в состав Афганистана был включен Кафиристан. Жители этой страны не пожелали терять свою самостоятельность, что побудило эмира заставит из подчиниться вооруженной силой. Войска эмира вторглись в Кафиристан в конце 1895 г. 4-мя колоннами с разных сторон и в течение 40 дней страна была занята.

С русскими у А. было 2 столкновения. Первое, известный бой в 1885 г. при Таш-Кепри или Кушке, когда эмир находился в Индии, куда ездил для свидания с вице-королем. Второе - в 1892 г. на Намирах.

Абдурахманa следует отнести к числу наиболее талантливых правителей Афганистана. Обладая недюжинным умом и неутомимой энергией, он много сделал для своей страны как ее устроитель и как военачальник. Упорными усилиями и подчас мерами жестокости, ему удалось достигнуть объединения и успокоения страны, создать сносный административный строй и улучшить финансовое положение. Организовал афганские войска наподобие регулярных, устроил мастерские для выделки оружия и боевых припасов и других предметов снаряжения, усилил оборонительные средства на границе, провел стратегические дороги и проч. Как искусный политик, сознавая всю трудность положения Афганистана между 2-мя сильнейшими государствами - Россией и Англией, сумел создать сравнительно независимое положение для страны. Много обязанный России, где в трудный период жизни пользовался широким гостеприимством и связанный с англичанами, от которых получал пособие, Абдурахман с одинаковым недоверием относился к обоим соседям, хотя, судя по записям его, симпатии его лежали на стороне России.

Абдурахман держался своеобразного взгляда на доступ в Афганистан иностранцев и на разрешение им предприятий. Он всеми мерами препятствовал въезду чужеземцев и категорически отклонял всякие попытки получить какие бы ни было концессии, считая свою страну слишком мало развитой, чтобы устоять против влияния иностранцев. Этого правила держался и его приемник.

Абдур-Рахман в 1900 году написал свою автобиографию на персидском языке, переведённую на английский и русский языки, очень ценную для истории Афганистана, хотя полную самовосхваления.

Умер в 1901 году. Ему наследовал его сын Хабибулла-хан.


2. Библиография

  • Автобиография Абдуррахман-хана, эмира Афганистана, СПб., 1902.

3. Источник

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. : 1890-1907.
  • Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого и др. - СПб. : т-во И. В. Сытина, 1911-1915. - Т. 1.
  • Соболев - Англо-Афганская распря, очерк войны 1879-1880 гг.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 09:35:31
Похожие рефераты:

План
Введение
1 Биография
1.1 Вступление на престол
1.2 Правление

2 Библиография
3 Источник

Введение

1. Биография

С юных лет, будучи назначен правителем Таш-Кургана, принимал участие в нескольких походах, предпринимавшихся для подавления восстаний отдельных афганских племён.

После вступления в 1864 году на престол Шир-Али-хана участвовал в составе войск своего отца Афзул-хана и дяди Азим-хана в борьбе с могущественным эмиром Шир-Али. Завоевал в 1866 году Кабул, где утвердился его отец. После смерти отца в 1867 году и изгнания Азим-хана Шир-Али-ханом бежал в Бухару, но не встретил особого сочувствия от бухарского эмира и вернулся в Балх, продолжая войну против Шир-Али. Будучи разбит наголову под Газни, бежал на границу Индии, но затем, не доверяя англичанам, вскоре через Персию прибыл в Мешед, оттуда в Хиву и далее, через Бухару, явился в Самарканд к генералу Абрамову. В своей автобиографии он с особым удовольствием вспоминает время, проведенное у русских (с 1870 г. по 1880 г.), оттеняя встреченную им сердечность со стороны русских властей. В 1878 году началась 2-я англо-афганская война. Живя в изгнании в Самарканде, Абдур-Рахман внимательно следил за всеми перипетиями этой войны, поджидая удобного случая для того, чтобы заявит свои права на престол.

1.1. Вступление на престол

В 1878 году началась вторая англо-афганская война. Якуб-хан был свергнут британо-индийским правительством и отправлен в Индию. Страна не имевшая эмира, занятая иностранными войсками, раздираемая междоусобицами, стала погружаться в анархию. С другой стороны, положение англо-индийских войск было тяжёлым - началась народная партизанская война против них, угрожавшая затянуть войну на продолжительное время. В такой обстановке Абдур-Рахман решил снова попытать счастья в борьбе за престол.

Весной 1880 г. он покидает Самарканд и появляется в Афганском Туркестане, где в течение нескольких недель собирает вокруг себя значительное количество сторонников. Весть о возвращении А. в Афганистан быстро облетает страну и во многих местах принимается населением с нескрываемой радостью. В таких обстоятельствах англичане решают использовать появление А. с целью выйти из затруднительного положения, в котором они оказались. По распоряжению вице-короля Индии, навстречу А., для переговоров с ним, посылается дипломатический чиновник Лепель Гриффин. При этом, пользуясь обособленностью западных областей Афганистана и нахождением в Герате сердаря Эюб-хана, брата и сторонника низложенного Якуб-хана, враждебного А., англичане предлагают последнему в управлении лишь В. Афганистан, предполагая образовать их Гератской и Кандагарской областей особое ханство. Этим расчленением страны на 2 самостоятельные части, англичане надеялись ослабить Афганистан. Однако А. не пошел на эти условия: он заявил, что должен управлять страной в тех же границах, в которых она была оставлена его дедом Дост-Магометом. После продолжительных переговоров с А., видя его упорство, его возраставшую популярность в стране и опасаясь волнений среди афганцев, англичане уступили, и А., избранный в мае 1880 г. на Кабульском дурбаре (собрание афганских старшин) эмиром Афганистана, был признан в этом звании англичанами.

22 июля 1880 князья Восточного и Среднего Афганистана провозгласили Абдур-Рахмана эмиром. После поражения британского экспедиционного корпуса в Афганистане, Абдуррахман добился пересмотра условий Гандамакского договора, но согласился на ограничение суверенитета страны.

1.2. Правление

Вскоре по вступлению на престол и после эвакуации англо-индийских войск, Абдурахману пришлось выдержать борьбу с Эюб-ханом Гератским, причем первоначально победа была на стороне последнего. Но в сентябре 1881 г. Эюб-хан был, наконец, разбит и бежал в Герат, но так как эта крепость оказалась уже занятой Абдурахман, убежал в Персию, а затем - в Индию. Подчинив своей власти Герат и Кандагар, Абдурахман возвратился в Кабул, энергично принявшись за укрепление своей власти.

Вожди, которые представлялись опасными, были усмирены, изгнаны из страны или назначены на такие должности, где они были под постоянным надзором эмира. По отношению к упорствующим были приняты весьма решительные мера. С 1883 г. Абдурахман стал получать от англо-индийского правительства годовую субсидию в размере 1.200 тыс. рупий (впоследствии увеличена до 1.800 тыс.) с определенным назначением на оборонительные меры на с.-з. границы. Несколько раз Абдурахману пришлось усмирять восстания различных афганских племен. Так в 1886 г. восстали гильзайские племена, но эти плохо вооруженные и недисциплинированные дикари были скоро усмирены. Восстание повторилось в 1887 г., но с еще меньшим успехом.

В 1888 г. Абдурахману пришлось иметь дело с возмущением, доставившим наибольшее испытание его власти. Его двоюродный брат Мухаммед-Исхак-хан, управляющий полунезависимо Афганским Туркестаном, объявив себя эмиром, поднял восстание. Абдурахман в это время был болен. Узнав о восстании, он отправил против Исхак-хана отряд из 13 бат. пехот, 4 полка кавалерии и 26 орудий под общим началом Гулям-Хайдар-хана. Войска двинулись через Бамиан; одновременно приказано было двигаться против мятежников правителю Катагана и Бадахшана. 23 сентября эти отряды соединились, а 29-го произошел упорный, кровопролитный бой в долине Газни-гак, в 3-х милях к югу от Таш-Кургана. Численность войск Исхак-хана простиралась до 24 тыс. чел. Бой продолжался с раннего утра до поздней ночи. Сначала все шансы были на стороне противника: на левом фланге колонна правителя Катагана была отрезана от главных сил и потерпела жестокое поражение. Многие из солдат Абдурахманa начали перебегать к Исхак-хану. Но последний, не принимавший личного участия в сражении, видя бегущих к нему солдат эмира, вообразил, что войска его разбиты, и обратился в бегство, что вызвало панику в его отряде и дало возможность Гулям-Хайдару одержать победу.

В 1890-1892 гг. Абдурахману вновь пришлось иметь дело с серьезными восстаниями хазарейцев, населяющих горную часть Афганистана между Кабулом, Газни, Келати-Гильзаем и Гератом. Лишь после упорной горной войны, продолжавшейся более 2-х лет, эмиру удалось подчинить их своей власти.

В 1893 г. А. был заключен с Англией новый договор относительно разграничения сферы влияния в некоторых пограничных областях. Согласно этому договору, в состав Афганистана был включен Кафиристан. Жители этой страны не пожелали терять свою самостоятельность, что побудило эмира заставит из подчиниться вооруженной силой. Войска эмира вторглись в Кафиристан в конце 1895 г. 4-мя колоннами с разных сторон и в течение 40 дней страна была занята.

С русскими у А. было 2 столкновения. Первое, известный бой в 1885 г. при Таш-Кепри или Кушке, когда эмир находился в Индии, куда ездил для свидания с вице-королем. Второе - в 1892 г. на Намирах.

Абдурахманa следует отнести к числу наиболее талантливых правителей Афганистана. Обладая недюжинным умом и неутомимой энергией, он много сделал для своей страны как ее устроитель и как военачальник. Упорными усилиями и подчас мерами жестокости, ему удалось достигнуть объединения и успокоения страны, создать сносный административный строй и улучшить финансовое положение. Организовал афганские войска наподобие регулярных, устроил мастерские для выделки оружия и боевых припасов и других предметов снаряжения, усилил оборонительные средства на границе, провел стратегические дороги и проч. Как искусный политик, сознавая всю трудность положения Афганистана между 2-мя сильнейшими государствами - Россией и Англией, сумел создать сравнительно независимое положение для страны. Много обязанный России, где в трудный период жизни пользовался широким гостеприимством и связанный с англичанами, от которых получал пособие, Абдурахман с одинаковым недоверием относился к обоим соседям, хотя, судя по записям его, симпатии его лежали на стороне России.

Абдурахман держался своеобразного взгляда на доступ в Афганистан иностранцев и на разрешение им предприятий. Он всеми мерами препятствовал въезду чужеземцев и категорически отклонял всякие попытки получить какие бы ни было концессии, считая свою страну слишком мало развитой, чтобы устоять против влияния иностранцев. Этого правила держался и его приемник.

Абдур-Рахман в 1900 году написал свою автобиографию на персидском языке, переведённую на английский и русский языки, очень ценную для истории Афганистана, хотя полную самовосхваления.

Умер в 1901 году. Ему наследовал его сын Хабибулла-хан.

2. Библиография

    Автобиография Абдуррахман-хана, эмира Афганистана, СПб., 1902.

3. Источник

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.

    Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого и др. - СПб.: т-во И. В. Сытина, 1911-1915. - Т. 1.

    Соболев - Англо-Афганская распря, очерк войны 1879-1880 гг.

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 19 июня 2017; проверки требуют.

С юных лет, будучи назначен правителем Таш-Кургана, принимал участие в нескольких походах, предпринимавшихся для подавления восстаний отдельных афганских племён.

После вступления в 1864 году на престол Шир-Али-хана участвовал в составе войск своего отца Афзул-хана и дяди Азим-хана в борьбе с ещё одним своим дядей, могущественным эмиром Шир-Али . Завоевал в 1866 году Кабул , где утвердился его отец.

После смерти отца в 1867 году и изгнания Азим-хана Шир-Али-ханом бежал в Бухару , но не встретил особого сочувствия от бухарского эмира и вернулся в Балх , продолжая войну против Шир-Али. Будучи разбит наголову под Газни , бежал на границу Индии, но затем, не доверяя англичанам, вскоре через Персию прибыл в Мешхед , оттуда в Хиву и далее, через Бухару, явился в Самарканд к генералу Абрамову . В автобиографии он с особым удовольствием вспоминает время, проведенное у русских (с 1870 по 1880 годы), оттеняя встреченную им сердечность со стороны русских властей.

В 1878 году началась 2-я англо-афганская война . Живя в изгнании в Самарканде , Абдур-Рахман внимательно следил за всеми перипетиями этой войны, поджидая удобного случая для того, чтобы заявить свои права на престол. Якуб-хан был свергнут британо-индийским правительством и отправлен в Индию. Страна, не имевшая эмира, занятая иностранными войсками, раздираемая междоусобицами, стала погружаться в анархию. С другой стороны, положение англо-индийских войск было тяжёлым - началась народная партизанская война против них, угрожавшая затянуть войну на продолжительное время. В такой обстановке Абдур-Рахман решил снова попытать счастья в борьбе за престол.

Весной 1880 года Абдур-Рахман покидает Самарканд и появляется в Афганском Туркестане, где в течение нескольких недель собирает вокруг себя значительное количество сторонников. Весть о его возвращении в Афганистан быстро облетает страну и во многих местах принимается населением с нескрываемой радостью. В таких обстоятельствах англичане решают использовать появление Абдур-Рахмана с целью выйти из затруднительного положения, в котором они оказались. По распоряжению вице-короля Индии, навстречу Абдур-Рахману, для переговоров с ним, посылается дипломатический чиновник Лепель Гриффин. При этом, пользуясь обособленностью западных областей Афганистана и нахождением в Герате сердаря Эюб-хана , брата и сторонника низложенного Якуб-хана , враждебного Абдур-Рахману, англичане предлагают последнему в управлении лишь Восточный Афганистан, предполагая образовать из Гератской и Кандагарской областей особое ханство. Этим расчленением страны на 2 самостоятельные части, англичане надеялись ослабить Афганистан. Однако Абдур-Рахман не пошел на эти условия: он заявил, что должен управлять страной в тех же границах, в которых она была оставлена его дедом Дост Мухаммедом . Англичане, видя его упорство и возраставшую популярность в стране и опасаясь волнений среди афганцев, после продолжительных переговоров уступили, и Абдур-Рахман, избранный в мае 1880 года на Кабульском дурбаре (собрание афганских старшин) эмиром Афганистана, был признан в этом звании англичанами.

22 июля 1880 года князья Восточного и Среднего Афганистана провозгласили Абдур-Рахмана эмиром.

После поражения британского экспедиционного корпуса в Афганистане Абдур-Рахман добился пересмотра условий Гандамакского договора , но согласился на ограничение суверенитета страны.

Вскоре по вступлению на престол и после эвакуации англо-индийских войск Абдур-Рахману пришлось выдержать борьбу с Эюб-ханом Гератским, причем первоначально победа была на стороне последнего. Но в сентябре 1881 года Эюб-хан был, наконец, разбит и бежал в Герат , но так как эта крепость оказалась уже занятой Абдур-Рахманом, убежал в Персию, а затем - в Индию. Подчинив своей власти Герат и Кандагар, Абдур-Рахман возвратился в Кабул , энергично принявшись за укрепление своей власти.

Вожди, которые представлялись опасными, были усмирены, изгнаны из страны или назначены на такие должности, где они были под постоянным надзором эмира. По отношению к упорствующим были приняты весьма решительные мера. С 1883 года Абдур-Рахман стал получать от англо-индийского правительства годовую субсидию в размере 1200 тысяч рупий (впоследствии увеличена до 1800 тысяч) с определённым назначением на оборонительные меры на северо-западе границы.

Несколько раз Абдур-Рахману пришлось усмирять восстания различных афганских племен. Так в 1886 году восстали гильзайские племена , но, плохо вооруженные и недисциплинированные, были скоро усмирены. Восстание повторилось в 1887 году, но с ещё меньшим успехом.

В 1888 году Абдур-Рахману пришлось иметь дело с возмущением, доставившим наибольшее испытание его власти. Его двоюродный брат Мухаммед-Исхак-хан , управляющий полунезависимо Афганским Туркестаном, объявив себя эмиром, поднял восстание. Абдур-Рахман в это время был болен. Узнав о восстании, он отправил против Исхак-хана отряд из 13 батальонов пехоты, 4 полка кавалерии и 26 орудий под общим началом Гулям-Хайдар-хана. Войска двинулись через Бамиан ; одновременно приказано было двигаться против мятежников правителю Катагана и Бадахшана. 23 сентября эти отряды соединились, а 29 сентября произошел упорный, кровопролитный бой в долине Газни-гак , в 3 милях к югу от Таш-Кургана. Численность войск Исхак-хана простиралась до 24 тысяч человек. Бой продолжался с раннего утра до поздней ночи. Сначала все шансы были на стороне противника: на левом фланге колонна правителя Катагана была отрезана от главных сил и потерпела жестокое поражение. Многие из солдат Абдур-Рахманa начали перебегать к Исхак-хану. Но последний, не принимавший личного участия в сражении, видя бегущих к нему солдат эмира, вообразил, что войска его разбиты, и обратился в бегство, что вызвало панику в его отряде и дало возможность Гулям-Хайдару одержать победу.

В 1890-1892 годах Абдурахману вновь пришлось иметь дело с серьёзными восстаниями хазарейцев , населяющих горную часть Афганистана между Кабулом, Газни, Келати-Гильзаем и Гератом. Лишь после упорной горной войны, продолжавшейся более 2 лет, эмиру удалось подчинить их своей власти.

В 1893 году Абдур-Рахман заключил с Англией новый договор относительно разграничения сферы влияния в некоторых пограничных областях. Согласно этому договору, в состав Афганистана был включен Кафиристан . Жители этой страны не пожелали терять свою самостоятельность, что побудило эмира заставить их подчиниться вооруженной силой. Войска эмира вторглись в Кафиристан в конце 1895 года 4 колоннами с разных сторон, и в течение 40 дней страна была занята.

С русскими у Абдур-Рахман было 2 столкновения. Первый, известный бой в 1885 года при Таш-Кепри или Кушке, когда эмир находился в Индии, куда ездил для свидания с вице-королём. Второе - в 1892 году на Намирах.

Абдур-Рахманa следует отнести к числу наиболее талантливых правителей Афганистана. Обладая недюжинным умом и неутомимой энергией, он много сделал для своей страны как её устроитель и как военачальник. Упорными усилиями и подчас мерами жестокости, ему удалось достигнуть объединения и успокоения страны, создать сносный административный строй и улучшить финансовое положение. Организовал афганские войска наподобие регулярных, устроил мастерские для выделки оружия и боевых припасов и других предметов снаряжения, усилил оборонительные средства на границе, провёл стратегические дороги и проч. Как искусный политик, сознавая всю трудность положения Афганистана между 2 сильнейшими государствами - Россией и Англией, сумел создать сравнительно независимое положение для страны. Много обязанный России, где в трудный период жизни пользовался широким гостеприимством и связанный с англичанами, от которых получал пособие, Абдур-Рахман с одинаковым недоверием относился к обоим соседям, хотя, судя по записям его, симпатии его лежали на стороне России.

Абдур-Рахман держался своеобразного взгляда на доступ в Афганистан иностранцев и на разрешение им предприятий. Он всеми мерами препятствовал въезду чужеземцев и категорически отклонял всякие попытки получить какие бы то ни было концессии, считая свою страну слишком мало развитой, чтобы устоять против влияния иностранцев. Этого правила держался и его преемник.

Абдур-Рахман в 1900 году написал автобиографию на персидском языке , переведённую на английский и русский языки , очень ценную для истории Афганистана, хотя полную самовосхваления.