Социология и изучение общества. Социология знания - новейший философский словарь

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

теория о тесной бытийной связи знания. Исследует социальные процессы, управляющие процессом познания и влияющие на его структуру и направление. Изучает также духовных столкновений (напр., взаимного непонимания людьми, принадлежащими к различным социальным слоям); сущность и последствия такого удаления от своего собственного социального слоя для успешного понимания людей, принадлежащих к др. слоям; сущность связи знания с сословием и т. д.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - лежащие на стыке социологии и философии исследования социальной природы и социальной детерминации различных форм знания, механизмов его порождения, распространения и функционирования в обществе. Для нее характерно расширительное (по сравнению с эпистемологическим) термина “знание”: к знанию относится Все, чтосчитается знанием в обществе.

Истоки социологии знания восходят к анализу К. Марксом идеологии. В рамках западного марксизма эта линия была продолжена Г. Лукачем, М. Хокхаймером, Г. Маркузе и др.

Э. Дюркгейм очертил позитивистский вариант социологии знания, который развивался затем в исследованиях природы архаического сознания (М. Мосс, Л. Леви-Брюль и др.). В социологии М. Вебера, опиравшейся на неокантианских постулатов, к социологии знания относятся протестантской хозяйственной этики, ее роли в возникновении капитализма, а также его общие работы по социологии религии. Конституирование социологии знания как особой философско-социологической дисциплины связано с книгами “формы знания и общество” (1926) М. Шелера и “Идеология и утопия” (1929) К. Манхейма.

Проводя между реальной социологией и социологией культуры, Шелер понимал социологию знания как часть социологии культуры. Эта должна показать связи знания с социальной структурой, причем среди форм знания, включаемых им в социологический анализ, находятся не только позитивные науки, но и повседневное , мифы, метафизика. Разные формы знания, по Шелеру, связаны с социальным базисом в различной степени, что отражается как на их объективности, так и на их социальной динамике. Уже в ранних работах Манхейм выдвинул задачу перестройки эпистемологии на социологических основаниях. Он подчеркивал реляционный человеческого знания, т. е. постоянную соотнесенность знания с социальной структурой, его неизбежный “перспекгивизм”. В “Идеологии и утопии” он сосредоточился на наиболее социально-детерминированных формах знания - идеологиях, утопиях, либеральном и консервативном сознании.

Отделение в 30-40-е гг. от социологии знания социологии науки, социологии религии, социологии культуры и ряда других конкретных дисциплин сделало ее проблематичным. Центральная социальной детерминации знания стала подвергаться критике, обвиняться в историцизме и релятивизме. Однако в 70-80-е гг. она вновь стала вызывать . Это связано, во-первых, с возникновением ряда исторически и социологически ориентированных концепций в постпозитивистской философии науки (Т. Кун, М. Полани, П. Фейерабенд и др.). Эти концепции позволили сторонникам социологии знания более конкретно и избегая грубого социологизма представить связи знания с социально-культурным контекстом (работы М. Малкея, Д. Блура, Б. Латура, С. Уолгара, представителей Штарнбергской группы социологов, разработавших концепцию финализации науки и т. п.). Во-вторых, в рамках феноменологической философии и социологии последователями А. Шюца (П. Бергером, Т. Лукманом и др.) была выдвинута новая программа социологии знания, в которой центральным предметом анализа стало не теоретическое, а повседневное знание, и традиционная “социальной детерминации” была заменена концепцией “социального конструирования реальности”.

Лит.: Манхейм К, Диагноз нашего времени. М., 1994; Малкеи М. Наука и знания. М., 1983; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995; Stark W. Sociology of Knowledge. L., 1958; The Sociology of Knowledge. A Reader. N. Y, 1970.

С ПАН ДА (санскр. spanda - дрожь, пульсация, вибрация) - индийской философской , появившейся в связи с объяснением перехода от абсолютного единства к многообразию и раздробленности проявленного мира. Буддисты-виджнянавадины говорили обычно о “вибрации сознания” (читта-спанда), для Гаудапады, выступившего одним из предтеч адвайта-веданты, тот же “пульсирующего сознания” служит метафорой высшего Брахмана (см. “Маядукья-карики”, гл. 4). Особую роль “спанда” играло в кашмирском шивачзме, для которого постоянная “вибрация” - это прежде всего эротико-мистическая союза, или взаимопереплетения двух начал, заложенных в природе самого сознания. Спанда указывает на соединение ясного созерцания (пракаша), персонифицированного в образе Шивы, и динамичной саморефлексии (вимарша), отождествляемой с его возлюбленной Шакти. Наконец, спанда вызывает к жизни манифестации богини Речи, благодаря чему в конечном счете и проявляется весь мир. Термином “спанда” обозначалась и одна из философских школ в рамках кашмирского шиваизма, создателем которой считался легендарный мудрец Васугупта (ок. 9 в.).

Н. В. Исаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ" в других словарях:

    - (англ. Sociology of knowledge) теоретическая область социологии, изучающая с различных теоретико методологических позиций проблематику социальной природы знания. В сферу интересов социологии знания входит анализ социальной природы… … Википедия

    Новейший философский словарь

    социология знания - СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ исследовательская область социологии, анализирующая социальную природу, социокультурную детерминацию или корреляцию различных когнитивных форм от религии до науки, механизмы их порождения, распространения и… …

    Энциклопедия социологии

    СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - лежащие на стыке социологии и философии исследования социальной природы и социальной детерминации различных форм знания, механизмов его порождения, распространения и функционирования в обществе. Для современной С.з. характерно расширительное (по… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

    СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - метатеоретическая область социологии, анализирующая с различных теоретико методологических позиций проблематику: социальной природы знания (С.З. в узком смысле); мышления во всей качественной специфике его исторического становления (социология… … Социология: Энциклопедия

    СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - (SOCIOLOGY OF KNOWLEDGE) Часто упоминаемая, но вместе с тем слаборазвитая отрасль социологии. На раннем этапе ее состояние определялось полемикой с идеями К. Маркса. К. Маннгейм, один из основателей социологии знания, приложил немало усилий для… … Социологический словарь

    СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - англ. sociology of knowledge/epistemology; нем. Wissenssoziologie. Отрасль социологии, изучающая процессы производства, хранения, распространения и использования различных типов знания соц. группами и классами, влияние культуры и общества на… … Толковый словарь по социологии

    СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - см. КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ … Российская социологическая энциклопедия

    Наука и социология знания - «НАУКА И СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ» («Science and the Sociology of Knowledge») книга брит, социолога и философа науки Майкла Малкея; издана в Лондоне в 1979, рус. пер: 1983. Явилась, по существу, первой изданной на рус. языке работой по… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Структура социологического знания разными авторами определяется по-разному. Так, различные подходы отражены в трудах Конта, Осипова, Сорокина, Дюркгейма и многих других.

К примеру, Сорокин категорию общего учения представлял в форме определения общественного явления или самого общества, описания его главных характеристик, анализа процесса взаимодействия. Структура социологического знания, по его мнению, включает также характеристику современных теоретических направлений и учений о

В системе Сорокин также выделял в качестве компонентов общественную политику, генетику и механику.

Социальной механикой он называл исследование закономерностей, которые проявляются в общественных явлениях.

Общественная генетика является учением о происхождении и развитии как самого общества, так и его институтов: семьи, языка, религии, искусства, права, хозяйства и прочего. Кроме того, этот компонент изучает главные исторические тенденции, которые проявляются по ходу истории при развитии социума и его институтов.

Общественная политика являет собой формулировку методов, указание средств и приемов, при помощи которых можно и даже необходимо улучшать общественную жизнь.

По мнению известного российского социолога Осипова, структура социологического знания представлена несколько по-другому. В частности, в нее входят междисциплинарные и общественные исследования. Последние представляют собой методики, методы, статистику, математику. В систему входят также отрасли социологии, общественные процессы.

Еще один известный российский социолог Ядов выражал в своих трудах несколько другой взгляд. Так, структура социологического знания, которую предложил он, является наиболее подходящей и применимой к практическим социологическим задачам.

Таким образом, Ядов выделял общее понятие, специальные теории, прикладное направление, включающее в себя технологию и методику исследования.

Общая социология, по мнению Ядова, сосредотачивается на исследовании общественной сферы, явления или процесса в целом и использовании полученных знаний на практике. Прикладное направление специализируется на изучении определенных, отдельных сторон. Технология и методика являет собой изучение и использование методов, методик, технологий на практике.

Представлена многоуровневым комплексом теорий, взаимосвязанных друг с другом. В качестве ее элементов традиционно выделяются следующие:

  1. Теоретическая отрасль основывается на конкретной общественно-философской концепции.
  2. Теории, базирующиеся на прикладных понятиях, используемых при изучении той или другой подсистемы жизни общества.
  3. Микросоциология, основанная на эмпирическом знании.

Согласно макросоциологическим теориям, явления и процессы в социуме можно усвоить, поняв общество в целом. Эти теории сосредотачиваются на исследовании сферы определенной человеческой деятельности. Они изучают виды социальных общностей, сферы непосредственных взаимоотношений (поведение, мотивацию, коммуникации и прочее). К таким теориям, в частности, относят Мида, энтнометодологию Гарфинкеля, теорию обмена Хоманса и прочие.

В структуру социологического знания входят методологические и мировоззренческие принципы. К ним, в частности, относят учение о самом предмете (или определенной отрасли науки об обществе), знания о методах, разработке и применении приемов. Среди принципов выделяют также и учение о самом социологическом познании, его уровнях, типах и формах, а также о процессе исследования, его функциях и структуре.

Оригинальный подход к анализу социальной реальности был предложен Карлом Маннгеймом (1893-1947). Особое внимание Маннгейм уделял изучению взаимосвязей процессов мышления и общественных процессов. Для его концепции понятия "структура" и "взаимосвязи" являлись ключевыми. Основным тезисом социологической концепции К. Мангейма является утверждение, что мышление как род активной деятельности непосредственно связано с деятельностью социальной и образует структурированную систему. То есть мышление не свободно от обусловленности общественными процессами. Поэтому мышление должно быть осмыслено исходя из его социальной сущности.

Одним из основных компонентов мышления является познание. И именно в познавательном процессе, по мнению Маннгейма, ярче всего проявляется глубокая связь между социальным и индивидуальным, обнаруживаемая в мышлении. Маннгейм утверждает, что познание - это "общий процесс групповой жизни", то есть это коллективная форма жизни, в рамках которой каждый открывает свои знания в структуре общей деятельности.

Еще одним важным моментом, который следует из основного тезиса Маннгейма, состоит в том, что все знания, даже те, которые считаются "истинами", относительны, зависят от социальной или исторической ситуации, то есть от контекста, в котором они возникают. Объясняется это тем, что не существует "чистого" мышления, и любой мыслитель связан с определенной группой, имеет определенный статус, исполняет определенную роль, то есть социально обусловлен . Значит, и выбор предмета мышления, и его процедуры, и результаты будут также обусловлены. Таким образом, не существует некоей абстрактной позиции, с которой возможно было бы анализировать конкретную ситуацию. Индивид вообще не способен к деятельности (в том числе и мыслительной, интеллектуальной) как полностью автономная личность. Индивиды всегда действуют если и не непосредственно в группе, то по крайней мере в жесткой групповой обусловленности, противостоящей притязаниям альтернативных групп.

Мышление всегда зависит от позиции, занимаемой наблюдателем, а выбор такой позиции, как было показано выше, никогда не может быть полностью свободным от социальной определенности, то есть от включенности индивида в социальные процессы. Поэтому два индивида, изучающие один и тот же феномен с использованием одних и тех же методов исследования и формально-логическим правилам, могут прийти к разным результатам. Особенно остро это проявляется именно в гуманитарном и социальном знании, в рамках которого изначальные установки исследователя определяют весь последующий ход его мыслей.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что, по Маннгейму, мышление имеет идеологический характер. Следовательно, действительное мышление, которое всегда индивидуально, ограничено рамками лежащей в его основе идеологии, то есть изначально неполно и не может претендовать на истинность. В рамках общественной структуры всегда существует множество конкурирующих идеологий, из которых каждая может обладать определенными истинными представлениями, но никогда - всей полнотой истины. Маннгейм видит единственный выход из такого положения в деятельности независимых мыслителей, не связанных с какой-либо конкретной идеологией, то есть свободных от предвзятости и способных стать - в действительности или в воображении - на любую позицию. Только в этом случае возможно понимание всех точек зрения (всех идеологий) и обнаружение истины. (Не противоречив ли такой подход? Найдите подтверждающую Вашу точку зрения аргументацию).

Cтраница 1


Социологическое знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями: функцией объяснения социальной действительности и функцией ее преобразования. Деление социологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнями знания (теоретическое и эмпирическое) в социологии; деление же социологии на фундаментальную и прикладную - с ориентацией (функцией) социологии: на собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель - построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии. Если его цель - выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи - преобразование действительности. Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня.  

Социологическое знание стремится вобрать в себя все лучшее, что имеется в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. На каждом этапе исторических преобразований социология открывает пути для новых направлений, которые определяют ее движение вперед. Среди проблем, ставших ведущими для социологии, на современном этапе развития являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, человеческие отношения, общественное мнение, социокультурные и межнациональные процессы, экологические проблемы, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Однако предстоит еще многое сделать как для создания соответствующих учебных пособий, так и для изложения действительной теории развития социологической мысли, свободной от предубеждений, идеологических штампов и просто нелепостей, накопившихся за долгие годы пренебрежения этим направлением в науке.  

Социологическое знание уступает кяк единство теории и эмпирии.  

Социологическое знание как таковое в то время находилось под запретом, и отдельные проблемы социологии разрабатывались под крышей исторического материализма.  

Структура социологического знания представляет собой взаимосвязь всех теоретических, а также так называемых прикладных положений социологии на том или ином этапе ее развития. Среди них имеются наиболее фундаментальные, составляющие главное содержание социологических концепций, школ и направлений. Основополагающую роль при этом играет тот круг общественных явлений, которые исследует социология, выявляя существующие между ними связи и отношения. Не менее важное значение имеет глубина их исследования, определяющая соответствующий уровень социологического знания в тот или иной исторический период.  

Уровни социологического знания: фундаментальные социологические теории, специальные (частные) теории, конкретные (эмпирические) социологические исследования.  

Структура социологического знания - не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.  

Структура социологического знания может быть представлена следующим образом.  

В системе социологического знания существуют понятия необходимого и свободного времени. Необходимое время определяет границы пространства внешней необходимости.  

Особым уровнем социологического знания выступают эмпирические исследования, где важную роль играют разработка программы социологического исследования, его организация, методы и техника сбора и обработки полученного информационного материала.  

В структуре социологического знания важно выделить общую социологию.  

Эмпирическая база социологического знания представляет собой сгруппированные и обобщенные социальные факты, рассматриваемые под углом зрения различных теоретических подходов.  

Все уровни социологических знаний находятся в органическом единстве. Осмыслить ход общественной жизни, понять ее причины и законы люди пытались на протяжении всей своей истории.  

Онтологические критерии социологического знания заключаются в том, что оно является знанием об обществе, социальных взаимодействиях, об их разнообразных проявлениях и воплощениях. Короче говоря, мы имеем дело с социологией в том случае, когда некая сфера знания содержит высказывания о социальной реальности.  

В области социологического знания Богданов разработал теорию социальной адаптации, считая, что последняя существенно не отличается от биологической, показал, как изменения в естественной среде вызывают изменения социальных форм, большинство из которых не выживает в борьбе за существование.  

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - раздел социологии, охватывающий теоретические и эмпирические исследования взаимоотношений между знанием, которое понимается в самом широком смысле как интеллектуальный продукт, и его социальной базой, также понимаемой очень широко. Согласно Р. Мертону парадигма социологии знания включает пять групп проблем: 1) выявление элементов и структур «экзистенциального базиса» знания (таковыми могут быть социальные позиции субъектов, социальные и классовые интересы, ценности, организационные структуры и т.д.); 2) выявление типов духовных продуктов, которые подлежат социологическому анализу (идеологии, системы верований, достижения позитивной науки и др.); 3) анализ характера обусловленности духовных продуктов их «экзистенциальным базисом» (причинная, функциональная обусловленность, отражение и проч.); 4) выявление явных и латентных соц. функций экзистенциально обусловленного знания - поддержание или критика существующей власти, вуалирование социальной действительности и т.п.; 5) анализ условий, при которых достигается соединение определенных духовных продуктов и соответствующих им «родственных» «экзистенциальных факторов». В целом круг проблем социологии знания очень широк, зачастую они носят междисциплинарный характер.

Все крупные социологи 19-20 века так или иначе затрагивали проблематику социологии знания. Обычно выделяют несколько направлений в социологии знания. Марксистское направление, которое считается и поныне одним из теоретических источников современной социологии знания, выдвигало в качестве фундаментальной закономерности обусловленность обществ, сознания людей их обществ, бытием, надстройки - базисом, идеологии - социально-классовыми интересами. С этих позиций процесс познания, его формы и результат - знание имеют социально-историческую природу и могут быть адекватно поняты как соц. феномены. Среди других направлений важное место занимает французская социологическая школа, особенно теория коллективных представлений Э. Дюркгейма, его исследование проблем социальной природы религии. М. Вебер внес существенный вклад в социологию знания своими исследованиями по социологии религии, в части., изучением хозяйственной этики мировых религий, социальной роли протестантской этики в становлении европейского капитализма.

В качестве относительно самостоятельной дисциплины социология знания в 20-х годах 20 века обосновали М. Шелер (ввел в науку сам термин Wissenssoziologie) и особенно К. Манхейм (иногда в русской транскрипции - Маннгейм). Последний считал, что формы и типы социологии знания (идеологии, мировоззрения, идеалы и т.д.) обусловлены экзистенциальными факторами: социальными позициями субъектов, их интересами, ценностями, выражают определенную социальную перспективу, а потому всегда односторонни. Чтобы избежать опасностей релятивистского истолкования его позиции, он выдвигал идею о том, что подлинно объективное и всестороннее социальное знание достижимо, его может разрабатывать «свободно-парящая интеллигенция», не связанная ни с какими групповыми интересами и ценностями. Огромный теоретический и эмпирический материал, касающийся тематики социологии знания, содержится в работах П.А. Сорокина, посвященных анализу взаимодействия культ, систем (типов культур) и социальных структур в условиях разных цивилизаций на протяжении более двух с половиной тысячелетий.

Попытку структурно-функциональной интерпретации социологии знания предпринял Т. Парсонс. С его точки зрения, социология знания, изучающая взаимодействие между социальными и культурными системами, может быть интегрирована в общую теорию действия. Наиболее плодотворное применение социологии знания связано, по Парсонсу, с пониманием того, как глубинные значения и смыслы культурной системы взаимодействуют с социальной системой в процессе создания («производства») конкретных духовных продуктов в конкретных условиях места и времени. На феноменологических посылках основывается (прежде всего в американской социологической литературе) версия социологии знания как изучения процессов «социального конструирования реальности» (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман и др.). Суть ее - в переносе исследовательского интереса с идеологий, философских мировоззрений, категорий мышления на сферу обыденного сознания и повседневного знания людей. Такое сознание и знание имеют четко выраженную социальную природу: они существенно различаются в разных типах обществ. Это означает, что сама социальная реальность «конструируется» из совокупности знаний, представлений людей о социальном мире в процессе взаимодействия (интеракции) индивидов. Социальная реальность такова, как она существует в человеческом сознании - коллективном (объективная реальность) и индивидуальном (субъективная реальность). Она детерминируется представлениями людей, в этом и заключается социальная функция знания.

Социология знания дала импульс становлению в качестве самостоятельных дисциплин социологии образования, социологии религии, социологии науки, социологии философий и др. Социология научного знания заняла промежуточное положение между социологией знания и социологией науки. В ряде исследований было продемонстрировано, что и фундаментальное естественно-научное знание во многом обусловлено социальными, культурными и политическими факторами (такова, например, работа отечественного историка науки Б.М. Гессена (1933) о социально-экономических корнях механики И. Ньютона).

Еще одно направление исследований социологии знания в 80-90-е годы 20 века (С. Вулгар, М. Эшмор) ставит в центр изучения проблемы внутринаучной рефлексии, т.е. осмысление отношений между собственной исследовательской практикой социального ученого и предметом его изучения, поскольку исследователь сам является частью той реальности, которую изучает. Полагают, что такой подход выводит социологию знания на «новые рубежи», помогает преодолеть принципы «прямолинейной интерпретации» реальности, выступает средством совершенствования методов наблюдения и представления образов социальной реальности. Ряд важных проблем, относящихся к социологии знания, поставлен (в общей форме) в концепциях постмодерна: социальная легитимация знания, формы знания и языковые игры, социальные предпосылки доверия и недоверия результатам науки и др. (Ж.-Ф. Лиотар).

Последние десятилетия характеризуются некоторыми общими тенденциями: 1) смещением основного внимания с проблематики социальной обусловленности мыслительных процессов и продуктов экзистенциальными факторами на проблематику социальных функций знания, повышения социальной роли знания, информации в современном развитом обществе, что сближает исследования в области социологии знания с исследованиями проблем постиндустриального, информационного общества; 2) акцентированием внимания на проблемах стиля мышления, особенностях менталитета разных народов и в разные исторические эпохи и их обусловленности социокультурным, цивилизационными факторами; 3) распространением эмпирических исследований, особенно в рамках двух указанных выше направлений. В целом социальным аспектам знания (обыденно-практического и научного) посвящена в настоящее время обширная литература, которая, правда, не всегда идентифицируется с социологией знания.

Л.Н. Москвичев

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 449-451.

Литература:

Мегрелидзе К.Р. Осн. проблемы соц-и мышления. Тбилиси, 1973; Москвичев Л.H. Совр. буржуазная соц-я знания. М., 1977; Соц. природа познания: теор. предпосылки и проблемы. М., 1979; Малкей М. Наука и соц-я знания. М., 1983; Бергер П., Лукман Т. Соц. конструирование реальности. М., 1994; Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998; Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, об-во и культура. М., 2000; Сорокин П.А. Соц. и культурная динамика. СПб., 2000; Мер- тон Р. Соц. теория и соц. структура. М., 2006; Шульц В.Л. Соц-я знания. М„ 2006; Sociology of Knowledge. A Reader / Ed. by J. Curtis, J. Petras. N.Y., 1970; Knowledge and Reflexivity: New Frontiers in the Sociology of Knowledge. L., 1988.