Как развить в себе талант. Что мешает развитию таланта? Развиваем свои задатки

Чтобы развить способности, данные нам от природы, полностью раскрыть свой потенциал и развить способности, нужно вовремя понять, к чему у нас лежит душа, и начать действовать.

Ты, наверняка, слышала выражение «Зарывать талант в землю». А знаешь, откуда оно пошло? Из библейской притчи. Господин, уезжая в другую страну, призвал своих рабов и раздал им по несколько золотых монет — «талантов»: первому — 5, второму — 2, а третьему — 1. Первые двое рабов вложили эти деньги в дело и в результате удвоили их количество. А третий раб испугался и спрятал свой талант в землю. Эта притча учит тому, как важно использовать свои способности и ресурсы, развивая и приумножая их. Как это сделать?! Ответы ищи в нашей статье.

1. Найди свое призвание
Для начала нужно обдумать свои способности и понять, к чему у тебя лежит душа. В этом тебе помогут психологические тесты. Попробуй ответить на несколько вопросов:
. Что тебя действительно увлекает?
. Чем ты занимаешься с удовольствием?
. Что дается тебе легче всего?
Подсказкой может быть любимый школьный предмет, хобби или какое-то дело, которым тебе хочется заниматься. К слову, не всегда люди, которые имеют природные склонности к чему-либо, достигают в этом успеха. Например, идеальный слух — не гарантия успеха в музыкальной сфере. Недостаточно просто иметь талант, важно постоянно работать над его развитием.

2. Конкретизируй свою цель
Теперь пора поставить перед собой точную цель. Что ты будешь считать успехом? Что будет для тебя неудачей?
Существует 5 основных правил, которые следует соблюдать при определении цели.
Цель должна быть:
. позитивной (отвечать на вопрос: «Что я хочу?»),
. достижимой своими силами,
. безопасной для окружающих,
. конкретной (до мельчайших деталей),
. иметь ясный результат.

3. Выбери наставника

Когда ты определишься с областью своего развития, стоит найти помощника. Ты можешь обратиться к педагогу или специалисту, который будет направлять тебя, но это необязательно. В интернете есть множество ресурсов для самообразования, масса интересных уроков и идей. Своеобразным наставником вполне может стать видеоблог, полезная книга или группа в социальной сети.

4. Отыщи единомышленников
Хороший стимул для развития — общение с единомышленниками, с которыми можно делиться опытом и обращаться за советом. Это может быть и кружок по интересам, и интернет-форум, и просто компания друзей. Но при этом сравнивай свои достижения только со своими предыдущими успехами, а не с результатами твоих друзей. Пусть их успехи будут для тебя дополнительной мотивацией, а не поводом для самобичевания.

5. Не бойся ошибок
Успех не приходит моментально. Обычно на пути к цели просто необходимо совершить ряд проб и ошибок. Поэтому запомни золотое правило: не стоит бояться ошибок, они — часть пути к вершине.

6. Мысли как победитель
Прямо сейчас попробуй представить цель, при достижении которой в равной степени возможны как успех, так и неудача. Например, это может быть сдача важного экзамена при поступлении в вуз. Выбери один из двух исходов ситуации (успех или неудачу) и напиши свои действия на 1-2 месяца вперед. А потом то же самое сделай для второго исхода. Написала? Теперь посмотри, что получилось. Психологи обнаружили, что успешные люди при выполнении такого задания больше времени и внимания уделяют тому, что будут делать в случае неудачи.

7. Отдели «желательный» вариант развития событий от «нежелательного»
Чтобы страхи и сомнения не препятствовали достижению заветной цели, четко представь себе два образа будущего: желательное и нежелательное, такое, в котором ты точно не захочешь оказаться. Так ты получишь свою систему координат с отрицательным и положительным полюсами.

8. Создай свою «зону прочности»

Житейская мудрость гласит: не стоит класть все яйца в одну корзину. И ясно почему: уронишь её — все разобьются. Так и с жизненными целями. Конечно, ты можешь сконцентрироваться на развитии только одного таланта. Но что, если он у тебя не один дар? Не стоит зарывать в землю остальные! Возьми большой лист бумаги, в центре напиши свое имя или наклей фотографию. И пусть лучами от тебя протянутся линии, которые соединят тебя и те области жизни, в которых ты можешь себя реализовать. Готово? А теперь придумай еще 3 или 4 области. Пусть они будут самыми неожиданными. Но важно, чтобы они были реалистичными (как и все предыдущие твои идеи). Смотри, сколько у тебя разных возможностей. Так пользуйся ими!

Введение

1 Способности

1.1 Понятие о способностях

1.2 Классификация способностей

1.3 Способности и задатки

2 Одаренность

2.1 Понятие одаренности

2.2 Влияние социальной среды на одаренность

2.3 Технология работы с одаренными детьми

Заключение

Библиография


Введение

Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности.

Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.


1 Способности

1.1 Понятие о способностях

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Способности (как и человека в целом) изучают различные науки - философия, социология, медицина и др. Но, ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес и др.

1.2 Классификация способностей

В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков).

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения (типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т.д., и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

1.3 Способности и задатки

В науке четко разделяют понятия "задатки" и "способности".

Подавляющее большинство психологов считает, что задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.

Однако некоторые из ученых (например, Р.С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).

Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

2 Одаренность

2.1 Понятие одаренности

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются "ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.

Стать великим копирайтером или известным автором художественных произведений — мечта многих моих коллег. Но даже у креативных людей писательский талант не всегда достаточно раскрыт. Кто-то из-за текущих дел забивает на это, а кто-то продолжает наступать на те же грабли и не развивается. Давайте поговорим о том, как раскрыть свой творческий потенциал.

Откуда берётся писательский талант?

Из детства, конечно.

  1. Книги, которые читают родители детям с первых дней жизни.
  2. Знакомство с окружающим миром во время прогулки.
  3. Музыка.
  4. Пересказ ребёнком сказок.
  5. Выразительное чтение наизусть стихотворений.
  6. Описание природы, людей, животных.

Писательские способности у взрослых могут открыться внезапно. Для этого достаточно желания и практики. А одна моя знакомая стала писать стихи после перенесённого стресса. Также люди открывают в себе способность писать после получения ярких позитивных эмоций. Например, закат солнца на экваторе во время путешествия в Африку. Или даже поездка на дачу способна многое в вас изменить. Главное — перемены.

Признаки писательского таланта

  • Грамотная речь.
  • Богатый лексический словарь.
  • Коммуникабельность.
  • Любознательность.
  • Вы задаёте окружающим и самому себе много вопросов.
  • Любите рассказывать истории.
  • Точный пересказ произведений с именами героев, черт лица, дат, сюжетной линии, важных событий, обстановки.
  • Нравится заниматься сочинительством.
  • Хорошо развитая фантазия.
  • Использование сложных конструкций в предложениях.
  • Тонкое чувство языка и лексической сочетаемости слов.
  • Общение с собеседниками, которые в чём-то выше на уровень.
  • Знание стихотворений наизусть.
  • Любовь к чтению.
  • Внимательность.
  • Хорошая память.
  • Видение причинно-следственных связей.
  • Лёгкая обучаемость.

Если вы обладаете хотя бы частью из перечисленного, поздравляю, вы способны сочинять собственные тексты.

Как развить в себе писательские способности?

Человек не камень. Он способен изменяться, учиться и получать новую профессию. Именно гибкость его и отличает. Поэтому на вопрос, как стать хорошим писателем, всегда есть ответ. Меняться самому, узнавать новое, помнить опыт и постоянно писать.

Для развития креативных наклонностей нужно всегда творить и делать то, чего раньше никогда не приходилось. И каждый раз обязательно описывать это. Со временем слова будут с лёгкостью складываться в предложения, абзацы, статьи. Вы и сами не заметите, как начнёте владеть богатым словарным запасом, придумывать новые сюжетные линии и оригинальных героев. А там, глядишь, и слава Льва Толстого начнёт преследовать.

Упражнения для развития фантазии и воображения

Развитие творческого потенциала требует постоянной тренировки интеллекта и креативности. Делюсь некоторыми практическими приёмами. Вы можете делать их как самостоятельно, так и с друзьями, родителями и детьми — вместе веселее. Тем более, что практика достаточно забавная и напоминает развлечение.

  1. Оглянитесь вокруг. Какой самый первый предмет, который вы увидели? У меня это рюкзак. Поместите его мысленно в необычное пространство. Допустим, в духовой шкаф. Задача: описать предмет и обстановку со всех сторон. И пусть он будет одушевлённым. Естественно, это всё мы делаем с помощью карандаша и бумаги или ноутбука.
  2. Выключаем внутреннего критика. Пишите так, как будто вы ни перед кем не отчитываетесь за результат. Забудьте про ошибки, подбирайте яркие сравнения, необычные синонимы, ставьте героев в странные ситуации. Творите!
  3. Опишите подробно свой день по минутам и часам. Встали, оделись, умылись, позавтракали, пошли пешком или поехали на работу. Что происходило по пути? Возможно, было что-то совсем необычное. Внимательно осмотритесь по сторонам. Теперь опишите приход в офис, рабочее место. Как выглядит Марья Ивановна? В какой одежде пришла? С какой интонацией разговаривает. Поход на обед. Специфику деятельности. Опишите всё, что только видите.
  4. Поход в кафе с ноутбуком или с блокнотом. Садитесь напротив понравившихся людей и подробно описывайте: мимику, жесты, движения, взгляд, улыбку, голос, эмоции, одежду, содержание разговора, отношение к собеседникам, официантам, что едят, пьют. Вариант этого же упражнения: выберете человека и придумайте историю его жизни. О! Да тут материала на целый роман!
  5. Игра в рифму. Называете слово, и составляете список из 10 созвучных слов.
  6. Записывайте идеи в ежедневник.
  7. Обсудите интересную книгу с другом. Если один не знаком с изданием, берите интервью. Всё это легко делать в литературном клубе.
  8. Читайте вслух свои записи и книги классиков с нужной интонацией. Сколько смыслов открывается при этом!
  9. Сходите в галерею. Найдите бессюжетную картину. Когда окажетесь дома, опишите её по памяти, вникая в мелочи.
  10. Возьмите 10 любых предметов. Какие ассоциации они у вас вызывают? С какими воспоминаниями связаны?
  11. Напишите небольшой рассказ на 1 страницу. Каждое предложение должно состоять из 2-х слов. Пример. Наступило утро. Светило солнце. Лучи настойчивые. Я проснулась. Спать нельзя. Пора бодрствовать. Вижу стол. Лежит ручку. Буду писать. Это письмо. Для друга. Продолжите? В следующем рассказе предложения должны быть из 3-х, 4-х, 5-и слов. Количество слов можно увеличивать до бесконечности или пока не станете Львом Толстым.

Вопрос, что такое талант и откуда он берется, занимал людей веками. В давние времена они предполагали, что талантливый человек – это избранник небес, которого осенил незримый дух-гений. В последнее время предпочтение отдается мнению, что талант – это врожденное качество, доставшееся от кого-то из предков.

Талант – это умение делать что-то с особым мастерством и тщательностью, лучше других.

«Талант – это легко делать то, что для других трудно», считал швейцарский писатель Анри Фредерик Амьель.

А русский поэт-сатирик, писавший в последние годы жизни под псевдонимом Дон-Аминадо, говорил:

«У самородка все от Бога и ничего от среднего учебного заведения».

То есть он признавал, что талант – это то, что дается человеку самой природой.

Талант нередко играет решающую роль в жизни человека. Вспомним Михаила Ломоносова, который родился в глухой деревушке на берегу Белого моря в семье крестьянина-помора. Читать его научил поп, а грамматику и этику он выучил сам. После того, как отец задумал его женить, он в лютые морозы, чтобы его не могли догнать и вернуть, сбежал из дому в Москву. Перед этим тайно от отца, который бы его никуда не отпустил, он получил паспорт, занял немного денег, а затем пристроился к рыбному обозу, следовавшему в Москву. Ему было всего 19 лет, и его обуревала жажда новых знаний: «И все Михайле мало, мало – так воду жаждущие пьют».

Ему было суждено пройти долгий и опасный для жизни путь, ведь в чужом городе, без денег и знакомств, он мог бесследно сгинуть. Но он, назвавшись сыном попа, поступил в Свято-греко-латинскую академию и скоро стал лучшим по всем предметам. Далее были учеба в Петербургской академии наук и в Германии, звание профессора Московского университета, полученное им в 34 года. Его именем назван Московский университет, а его достижения в области науки имеют мировое значение.

А ведь его ждала участь обычного рыбака бедной рыбацкой деревни, если бы не талант и непреодолимое желание развиваться и совершенствоваться.

Однако немало жизненных примеров свидетельствуют о том, что родиться талантливым мало, и талант, как говорится, легко угробить. Об этом хорошо сказал Леонардо да Винчи:

«Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того чтобы развивать и совершенствовать свои способности, … предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества…».

Можно ли развить талант?

Рассматривая, что такое талант, психологи различают задатки и способности. Под задатками они подразумевают врожденные особенности человеческого мозга, а под способностями – индивидуальные особенности каждого человека, которые выражаются в степени его готовности овладеть определенным видом деятельности.

Они утверждают, что неталантливых людей не бывает – нужно лишь вовремя выявить и развить свой природный дар и свои способности. Кто-то из великих писал: «В каждом человеке заключен ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они … произвели самые превосходные результаты…». А народная мудрость гласит: «Под лежачий камень и вода не течет».

Первые признаки таланта в области музыки, математики, техники, изобразительного искусства обычно проявляются еще в детском возрасте. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Его формирование и развитие в значительной мере зависит от условий, в которых живет человек. Неважно, где он родился, – важно, чтобы у него была тяга к знаниям и творчеству.

Однако на определенном этапе обучения преимущество имеют те, кто живет в культурном центре и кому доступны интеллектуальные и художественные ценности. Правда, с появлением интернета доступ к ним и большие возможности получили и люди, проживающие вдали от больших городов.

Таким образом, можно обладать, к примеру, врожденным музыкальным слухом, но если его не развивать и не совершенствовать, можно «загубить» свой талант. И наоборот, не обладая таковым при рождении, но имея желание развить в себе музыкальные способности, можно превзойти того, кому они были даны «от Бога».

Как открыть и развить в себе талант

1. Проанализируем свои достоинства и навыки

Вспомним, за что нас хвалили друзья и преподаватели, в каких конкурсах мы побеждали, за что получали награды. Будем отмечать любые мелочи, вплоть до таких, как умение поддержать разговор на любую тему, выслушать собеседника, способность определить неискренность и ложь, или что-то еще.

Не исключено, что у нас не один талант, а два или даже больше. Однако развивать лучше один, ведь распыляя свои силы, мы рискуем не добиться успехов ни в одной сфере. Предпочтение лучше отдать тому занятию, к которому у нас больше лежит душа, поэтому пожертвовать остальными будет несложно.

2. Развиваем свои задатки

Определившись со своими задатками и способностями, начинаем их развивать и совершенствовать: читаем соответствующую литературу, ходим на тренинги, выставки и концерты, участвуем в обсуждениях, прислушиваемся к мнению профессионалов.

3. Используем возможности интернета

Большие возможности для самосовершенствования открывает интернет: можно начать вести свой блог, сделать свой сайт или открыть канал на YouTube. Стоит обращать внимание на комментарии своих читателей или зрителей. Конечно, часть из них принадлежит так называемым хейтерам и содержит неаргументированную критику, негативные, а то и агрессивные высказывания, на которые не стоит обращать внимания.

Если мы не видим в них смысла, если у нас нет конечной цели или она весьма туманна, мы будем плыть по течению, в очередной раз обещая себе начать новую жизнь с понедельника. А достигнув определенного возраста, будем сожалеть о том, что так и не смогли найти себя и раскрыть заложенные в нас способности. Недаром говорят, что одно из условий человеческого счастья – найти свое призвание и реализовать себя.

Поэтому наряду с определением рода деятельности, которому мы посвятим свою жизнь, важно найти стимул, который будет поддерживать в нас желание совершенствоваться: будь то чья-то история успеха, фильм, картина или что-то еще.

Во-первых, когда вы делаете что-либо медленно, вы позволяете тем самым своему мозгу регистрировать и отслеживать каждое свое действие. Таким образом, мозг успевает отследить правильность выполнения как всего алгоритма, так и отдельных шагов, и при необходимости их скорректировать. Во-вторых, разбивая большое задание на маленькие, вы задействуете аналитическую функцию мозга и имеете возможность сконцентрироваться и более эффективно выполнить каждый из этапов. Дэниел Койл (Daniel Coyle), автор книги «Код таланта», советует: «Если вам надо заучить гамму или этюд, разбейте их на несколько составных частей и тренируйте сначала каждую по отдельности». Решая отдельные задачи, прежде чем приступать к целому заданию, вы улучшите свой результат.

Не переусердствуйте

Постоянная практика час за часом эффективна только в том случае, если вы сконцентрированы каждую минуту, а не по инерции выполняете уже автоматизированные действия. Исследования показывают, что даже пианисты мирового уровня, известные шахматисты и спортсмены практикуются не более 3–5 часов в день. «Этап усиленной практики и погружения в занятие неизбежен, вне зависимости от того, чем именно вы выбрали заниматься. Но на следующих этапах пользы от такого усердия становится все меньше», – считает Койл. Длительность этапа усиленной практики может варьировать, это зависит от индивидуальных особенностей. Но если вы останавливаетесь на нем раньше, чем другие, это совершенно не значит, что вы не преданы своему делу или что никогда не добьетесь в нем успеха.

Не бойтесь ошибаться

Мы стремимся безупречно выполнять свою работу, достигать максимально точного результата. Но порой в погоне за идеалом мы рискуем упустить самое интересное. Вспомните, сколько важных открытий было совершено, когда исследователи отклонялись от своего курса. Колумб открыл Америку, будучи в полной уверенности, что он ступил на берега Индии. Флеминг получил Нобелевскую премию за открытие пенициллина благодаря своей неряшливости и немытым чашкам Петри. Возможно, вы не добьетесь намеченной цели, но, позволив себе чуть больше свободы как в самих действиях, так и в их оценках, в своих промахах и неудачах вы сможете разглядеть что-то особенное. «Ошибки помогают развиваться таланту, – считает Койл. – Каждый раз, когда вы случайно оступаетесь, ваш мозг начинает усиленно работать, пытаясь скорректировать ошибку». Процесс допускания ошибок и их исправления очень творческий сам по себе и позволяет выйти за привычные пределы ваших способностей. А именно там, как правило, и скрываются таланты. Идите к намеченной цели, но если вы вдруг обнаружите, что свернули с пути, не бросайтесь сразу обратно, прежде осмотритесь, возможно именно на этой дороге вы сможете открыть что-то новое и интересное.

Поддерживайте интерес

«Любой талант нуждается в мотивационной подпитке и требует эмоциональной отдачи: увлеченности, преданности своему делу», – говорит Койл. Исследование доктора Гари Макферсона (Gary Macpherson) показывает, что именно эмоциональная вовлеченность позволяет достичь успеха, а не врожденные способности. Он опросил 157 студентов музыкального колледжа на предмет, как долго они планируют играть на своих инструментах. Те, кто ответил, что планируют заниматься этим всю жизнь, показали в 4 раза более высокие результаты, чем остальные студенты, хотя число практических занятий и тренировок у них было одинаковое. Талант нуждается в страсти, чтобы развиваться, освежайте его, черпайте вдохновение, читая, слушая и собирая информацию о своем увлечении.